Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)
День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).
В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.
Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.
Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.
Материалы по теме в Журнале Calend.ru:
Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»
Это самый молодой и самый старый государственный праздник России — парадокс, о котором мы редко задумываемся. В этом году День народного единства отмечается в пятнадцатый раз. Но впервые этот праздник был учрежден ровно 370 лет назад — указом царя Алексея Михайловича. «Известия» вспоминают об истории Дня народного единства.
Что же произошло в этот день? У многих сегодня весьма смутные представления о смысле праздника. Понятно, что речь идет о борьбе за независимость России, о победе над польскими интервентами в 1612 году, об освобождении Москвы. Не забыты главные герои этой исторической драмы — князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин и патриарх Гермоген, их идейный лидер, скончавшийся в польских застенках в феврале 1612 года.
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Автор цитаты
«Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!» — писал о них Виссарион Белинский.
Иногда можно встретить формулировку: «4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов». Это не вполне точно. Освобождение Белокаменной затянулось на несколько дней. Польский гарнизон, засевший в Кремле, капитулировал лишь спустя сутки. Впрочем, события 400-летней давности обросли легендами. И главная отправная точка праздника — День чудотворной Казанской иконы, который церковь по новому стилю отмечает именно 4 ноября.
История Казанской иконы
Изложим события в соответствии с церковной традицией. Обретение иконы связывают с событиями 1579 года. Казань пострадала от невиданного пожара. Дочери купца Онучина, чья усадьба сгорела дотла, во сне явилась Пречистая и открыла, что под руинами их дома скрывается ее чудотворный образ, глубоко зарытый в землю. Сон повторился трижды. После таких знамений икону стали искать и, по законам жанра, нашли. На пепелище, на месте явления иконы, построили монастырь, первой монахиней которого стала та самая купеческая дочь Матрона. С тех пор праздник явления Казанской иконы Божией Матери отмечается 8 (21) июля.
У этого летнего праздника, несомненно, тоже имелось политическое значение. Казань к тому времени совсем недавно стала русской и православной. Крупный город, важный форпост царства… Появление чудотворной иконы закрепляло этот город в «русском мире». Список иконы послали самому царю Ивану Грозному.
Крестный ход в честь 440-летия со дня явления Казанской иконы Богородицы в Казани, 21 июля 2019 года
Фото: ТАСС/Егор Алеев
А потом, во время интервенции, в своих патриотических воззваниях патриарх Гермоген, придававший особое значение Казанской иконе, призывал сражаться «за Пречистой дом, и за чудотворцев, и за веру». Центром сопротивления стал Троице-Сергиев монастырь, выдержавший многомесячную осаду. Там ухаживали за ранеными, оттуда во все крупные русские города шли грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, призывавшие к борьбе «за Русь и за веру». Да и Романовы своим возвышением во многом обязаны будущему патриарху Филарету (по рождению — боярину Федору Никитичу Романову). В те годы он пребывал в польском плену, но в борьбе за московский престол фаворитом стал его сын — мало чем примечательный юноша Михаил. Его избрали на царство во многом из уважения к отцу — выдающемуся царедворцу и церковному деятелю, который прошел огонь, воду и медные трубы. В годы смуты он вел себя не безукоризненно: метался, шел на сближение с «тушинским вором», искал компромиссов с поляками. Но все-таки, будучи архиереем, остался одним из самых уважаемых политиков страны. А царь Алексей Михайлович гордился тем, что его родным дедом был предстоятель церкви. Этот факт повышал престиж власти в государстве, объявленном Третьим Римом.
Смиренный победитель
Список Казанской иконы имелся и у князя Дмитрия Пожарского. С ней войска подошли к стенам захваченной Москвы. Подвиг Пожарского в 1612–1613 гг. поражает не столько воинской доблестью, сколько смирением. Князь был военным вождем второго — победного — народного ополчения. Его вклад в освобождение Москвы от поляков, литовцев и их приспешников оказался решающим — и это признавали даже недруги.
Но после триумфальной победы он отстранился от борьбы за власть, хотя его имя звучало в длинном перечне претендентов на престол. Изначально Пожарский не поддерживал кандидатуру юного Михаила Романова, но впоследствии служил ему верно, занимая важные, но вовсе не «диктаторские» посты. Да и к чрезмерному богатству не стремился. Эти качества добавили блеска к посмертной славе князя. И первый скульптурный памятник Москвы, как известно, воспевает именно Пожарского и Минина.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Все победы русского воинства в 1612 году связывали с мистической помощью Пречистой. Именно Пожарский предложил ежегодно отмечать 22 октября (разумеется, по старому стилю) День московского явления Казанской, помогавшей русским воинам одолеть врага и освободить столицу. Именно Пожарский — через несколько лет после победы — построил на Красной площади первый деревянный храм во имя Казанской иконы. Построил в память о своей великой победе. Там хранился тот самый список иконы, который, как верили ополченцы, принес им победу в 1612-м. Через несколько лет на месте деревянной церкви воздвигли каменный собор, который своей праздничной архитектурой напоминал о тех временах, когда после побед над поляками на Красной площади на молитву собиралась вся Москва.
Мечта о единстве
Первые Романовы не жалели времени на паломнические путешествия по Руси. Привечали монастырские обители, расположенные в окрестностях Белокаменной, и дальние святыни — на Соловках и в окрестностях Вологды. Но, конечно, не стоит думать, что на богомолье они забывали обо всем, кроме молитвы. Там обсуждались государственные дела, там выдвигались на первый план или попадали в опалу бояре и воеводы. Царский церемониал почти сливался с церковным. И церковным праздникам самодержцы старались придать патриотический оттенок.
Царь Алексей Михайлович понимал, что династии необходима героическая легенда, и обратился ко временам юности своего отца, когда в Белокаменной шли бои. Поводом к учреждению нового церковного — а по сути и в большей степени государственного — праздника стало рождение у царя первенца, сына, нареченного Димитрием. К тому времени Романовы правили уже около 36 лет. Алексей прочно сидел на троне, все считали его законным, «природным» царем. В память об освобождении Москвы и о воцарении первого Романова Алексей Михайлович повелел «во всех городах по вся годы» отмечать праздник Казанской иконы 22 октября. В этот день в 1612 году ополченцы князя Дмитрия Пожарского разбили поляков в решающем сражении за Китай-город и начали переговоры о капитуляции с гарнизоном, засевшим в Кремле.
Опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» на сцене Государственного академического Большого театра России, 1999 год
Фото: ТАСС/Александр Косинец
В начале XIX века сюжет одоления смуты считался государствообразующим. А смысл этого праздника и тогда был в торжестве династии Романовых, в победе и возрождении Государства Российского. Символично, что в числе спасителей страны в этом сюжете отмечены представители разных слоев общества. И титулованная аристократия, и купечество, и казаки, и крестьяне… Знаковым стал подвиг Ивана Сусанина. И неслучайно первая классическая русская опера посвящена именно ему. Про такие истории говорят: «Если бы этого сюжета не было — его следовало бы придумать». Мужик, крестьянин, спасающий будущего царя и гибнущий во имя монархической идеи, — что может быть символичнее? Насколько достоверна эта история — неизвестно. Крестьянин села Домнина Иван Сусанин спрятал Михаила Романова на своем дворе, не выдал его полякам, искавшим юного боярина, которого уже прочили в цари московские. Вряд ли он всерьез представлял, что спасает будущего самодержца и основателя великой династии. Но схоронил его в собственном дворе и увел польско-литовский отряд подальше от Ипатьевского монастыря, за что, по-видимому, и был убит.
О Минине, Пожарском и Гермогене тоже слагались стихи, поэмы, создавались театральные зрелища. Скажем, Нестор Кукольник в 1840 году написал драму «Рука Всевышнего Отечество спасла», в прологе которой Минин молился:
Автор цитаты
«Я весь горю спасти святую Русь,
От нечестивого избавить ляха…»
Эта пьеса стала художественной иллюстрацией к знаменитой «триаде» министра народного просвещения Сергея Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Молитва дает силу гражданам — и они защищают Отечество и обретают царя. На одном из премьерных представлений пьесы в Александринском театре побывал Николай I. Драма произвела на него благоприятное впечатление: император изволил аплодировать, после чего автор был приглашен в Зимний дворец. Для Николая Павловича, как и для всех Романовых, сюжет первоначального воцарения династии был основой мировоззрения.
Но к тому времени открытый, демонстративный патриотизм уже не вызывал сочувствия ни в аристократических, ни в литературных кругах. Кукольник не снискал успеха среди интеллигенции: просвещенной публике хотелось чего-то более дерзновенного… Высокопарные слова о миссии правящей династии набили оскомину, в моду вошло вольнодумство. Так постепенно патриотический заряд ноябрьского праздника в Российской империи сошел на нет. Его попытались возродить по случаю 300-летия дома Романовых. Учитывая, что за семь лет до этого Россию потрясли революционные события 1905 года, власть попыталась взять реванш у радикалов, всколыхнув воспоминания о героических месяцах преодоления смуты, когда, по официальной версии, ничто не разделяло барина и мужика… Единство! Об этой грани праздника вспомнили в начале ХХI века, когда Россия преодолела новую смуту и нуждалась в исторических маяках.
Праздник выученных уроков
Для нас важны дни побед и великих свершений, но этот день — еще и праздник выученных уроков русской истории, единственный в своем роде. В нашей летописи есть несколько ключевых эпизодов, поразительно схожих по фабуле. Смута, нестроения, ослабление государства, бессмысленное кровопролитие — и, наконец, созревает объединяющая идея. Народная воля сливается с волей полководца или монарха — и возникает крепкий сплав. Государство возрождается и даже становится сильнее.
В России в наше время многие — быть может, как никогда — интересуются историей. Конечно, в большей степени легендами, чем академическими исследованиями, но это вполне естественно. В прошлом мы находим опору для сегодняшнего и завтрашнего дня.
Памятник патриарху Гермогену в Александровском саду в Москве
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
В последние годы неподалеку от Красной площади — в Александровском саду — появился и памятник патриарху Гермогену — знак того, что сюжет преодоления смуты стал особенно актуален для России в начале XXI века. Аналогий не избежать. В 1990-е мы пережили свое смутное время, и вышли из него не без потерь, но и с осознанием исторических уроков. Стало ясно, насколько это тяжелый процесс — возрождение после кризиса. Мы стали чуть лучше понимать героев, которые вытянули эту ношу в начале XVII века.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Реставрацию памятника Минину и Пожарскому в Москве завершили к празднику
Поделиться
4 ноября в России ежегодно отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году, но до сих пор не все знают, что именно отмечается в этот день.
Что произошло 4 ноября и почему это важная дата для нашей страны? Мы собрали несколько фактов об истории Дня народного единства.
Что произошло в этот день?
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. Тем самым был положен конец Смутному времени — периоду в истории России от смерти Ивана Грозного до того, как престол занял Михаил Федорович Романов — первый из царской династии.
В период смуты Россия переживала тяжелый кризис: государство практически распалось, а борьбу за трон, кроме истинных наследников, вели самозванцы, которые довели страну до состояния гражданской войны, а позже втянули ее в русско-польскую войну. День освобождения от польских захватчиков, когда народное ополчение взяло штурмом Китай-город, и празднуется каждый год 4 ноября.
Свое название День народного единства получил благодаря тому, что история народного ополчения — это яркий пример того, на что способны россияне, объединившиеся для общей цели.
Наряду с российским флагом символом Дня народного единства стали образы Минина и Пожарского. Их роль в освобождении Москвы нельзя недооценить.
Нижегородский земский староста Кузьма Минин создал народное ополчение, призвав москвичей дать отпор врагу. На его зов собралось огромное по тем временам войско — более 10 тысяч человек. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.
В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. С 2020 года памятник реставрировали, и сейчас, наконец, его снова можно увидеть.
Фото: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Поделиться
В 1613 году царь Михаил Федорович постановил праздновать 4 ноября День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником — в этот день также чествуют икону Казанской Божией матери.
В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, который получил статус памятной даты.
В 2021 году День народного единства в России отметят уже в 16‑й раз. Несмотря на это в большей части написанных о нём, начиная с 2005 года, и серьёзных, и не очень текстов, звучат одни и те же вопросы — что означает «новый» праздник, для чего он нужен, что лучше делать 4 ноября: сидеть за столом, а может быть участвовать в митингах? VATNIKSTAN постарался собрать точки зрения на любой вкус. Итак, День народного единства 4 ноября существует, потому что…
Так сложилось исторически
Про то, что такое Смутное время, большинство, хотя бы примерно, помнит со школы. Для тех, кто подзабыл, в 2007 году «при государственной финансовой поддержке федерального агентства по культуре и кинематографии РФ» сняли просветительский экшн «1612» с Андреем Федорцовым (Вася Рогов из «Убойной силы») в роли Минина и Михаилом Пореченковым в роли Пожарского.
Режиссёр Валерий Хотиненко очень постарался сделать фильм нескучным: добавил выдуманных романтических героев, любовную линию и музыку одного из лучших кинокомпозиторов Алексея Рыбникова. Основная задача, которая, судя по всему, стояла перед создателями — показать, что в смуту все были разобщены, и потому было плохо, но потом все объединились, прогнали врагов и стало хорошо, а заодно развлечь зрителя нулевых.
Но почему именно 4 ноября? В пояснительной записке к проекту закона, который провозгласил пришествие в календарь новой важной даты, говорилось:
«4 ноября 1612 г. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Не все, однако, согласились с предложенными доводами. К примеру, историк Владислав Назаров в написанной по горячим следам статье «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005» года, опубликованной в журнале «Отечественные записки» (№ 5, 2004) привёл множество аргументов против и в конце посетовал:
«…законодатели поставили нас в трудное положение. Как без натяжек и вранья объяснить школьникам, студентам, всем, кто неравнодушен к российской истории, что же за акт народного единения свершился в 1612 году <…> и почему после „окончания Смуты“ русские люди еще целых шесть лет продолжали сражаться друг с другом и воевать с захватчиками?»
Не станем слишком углубляться в существующие вокруг 4 ноября острые исторические дискуссии. Так или иначе, если неявной целью превращения этого, прежде формально обычного дня в красный было подхлестнуть интерес к истории России начала XVII века, затея вполне удалась.
Мы привыкли что-то праздновать в это время
Ещё в 1649 году царь Алексей Михайлович придумал отмечать день Казанской иконы Божьей матери осенью — 22 октября по старому и 4 ноября по новому стилю, а не только летом, как раньше. С одной стороны, потому что именно с этой иконой в Китай-город, как считается, вошёл Пожарский. С другой, потому что в 1648 году, 22 октября (4 ноября) у царя родился первый сын — царевич Дмитрий Алексеевич.
С приходом советской власти праздник в честь иконы был упразднён, но почти сразу появился новый — что интересно, с разницей всего три дня. Постановление Президиума ЦИК СССР от 26 октября 1927 «О праздничных днях, посвящённых годовщине октябрьский революции, и об особых днях отдыха» строго гласило:
«Годовщина Октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней — 7 и 8 ноября. Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР»
«Воспрещение работ» — то, к чему привыкнуть легко, а отказаться трудно. Поэтому после распада СССР граждане уже без идеологической нагрузки продолжали отдыхать 7 ноября в течение 14 лет. Не все заметили, что в 1996 году формальный повод сменился на «День согласия и примирения». Выходной есть выходной.
А когда в 2005 году «согласие» заменили на «единство», многие восприняли это как очередной идеологический приём, в действительности направленный на то, чтобы в ноябре продолжал оставаться денёк, который можно провести на своё усмотрение. По результатам опроса, который осенью 2020 года устроил фонд «Общественное мнение», большая часть населения страны (71%) относится к Дню народного единства не как к празднику, а просто свободному дню.
Можно собраться компанией единомышленников
Судя по публикации в одном из старейших отечественных онлайн-изданий «Newsru.com» от 4 ноября 2005 года, первый в истории День народного единства ознаменовался коммуникацией широких масс, чему активно способствовали носители самых разнообразных политических соображений.
Так «Единая Россия» провела митинги, шествия, концерты и спортивные мероприятия. ЛДПР тоже митинговали, а заодно подкормили своих сторонников — на митинге трудились походные кухни, предлагая всем желающим кашу с тушёнкой.
Представители национал-большевизма предпочли пошуметь: в компании ударных инструментов и громких лозунгов прошлись по Москве маршем. «News.ru» информировали:
Участники марша прошли под барабанный бой, скандируя: «Слава империи!» и «Русский, вставай». В руках у них флаги и плакаты с надписями: «Русские идут» и «Русские, вперёд!»
Отдельные граждане периодически «приветствовали» шествие дымовыми шашками, петардами и наполненными водой презервативами. Сообщали и о задержанных, которых, правда, как пишут, было немного — всего пара человек.
Таким образом, в целом всё прошло мирно, и народные гуляния на 4 ноября стали традицией. А любая традиция требует осмысления — в том числе средствами комедии и массовой культуры.
В 2008 году команда КВН исторического факультета Ярославского Государственного Университета «DasISTfak‘t» показала в финале Рязанской лиги скетч о концерте ко Дню народного единства. По сюжету организатор концерта просит Николая Расторгуева после выступления сказать что-нибудь о любви к России. Лидер «Любэ» отказывается, мотивируя это тем, что аудитория его не услышит:
«Там вся площадь — „Наши“, „Молодая гвардия“, „Местные“. Им же наплевать, что я скажу. Они стоят, флагами машут, глаза стеклянные, семена им кинь — они клевать будут».
Дальше Расторгуев беседует с участницей митинга — школьницей, которая не ходит на учёбу, потому что митинги каждый день, зато любит Россию. Артист возмущается:
«Устроили из нормального Дня народного единства какой-то непонятный псевдопатриотичный шабаш».
Видео сценки приобрело определённую популярность в сети. Многие обратили внимание, что, когда в 2009 году «DasISTfak‘t» показали этот же скетч на Первом канале в рамках Премьер-лиги КВН, он стал существенно короче. В частности, исчезли названия молодёжных организаций (теперь просто «группа подростков») и упоминание самого Дня народного единства.
Конечно, необязательно участвовать в народных гуляниях и концертах — можно провести время дома, за праздничным столом. В выпуске от 6 ноября 2010 года популярной в нулевые публицистическо-юмористической программы «Прожекторперисхилтон» это попробовали сделать её ведущие и приглашённые гости.
Застольная беседа ожидаемо свелась тому, как надо отмечать праздник. И, также ожидаемо, к чему-то конструктивному прийти не удалось — в лучшем случае получалось об этом пошутить, в худшем происходило зашучивание темы и постепенный уход от неё в веселье ради веселья — всё тот же выходной ради выходного:
— Надо дарить что-то, что бы объединяло людей…
— Клей, наручники? Скотч можно. <…>
— Нас может объединить любовь друг к другу…
— И баня. <…>
— Очередь, например, объединяет людей.
— А очередь в баню?
— А очередь в баню — это вообще вершина.
Сегодня этот выпуск кажется интересным слепком времени, собравшим некоторые его важные приметы. Получается, уже в 2010 году вопрос «как отмечать День народного единства?» был чем-то вроде риторического застольного софизма, который обязательно озвучить, но подобрать к нему универсальный ответ — и невозможно и, в общем-то, не очень нужно.
Надо помнить историю, а единение — это важно
В 2015 году, во время выступления на форуме «Сообщество», Владимир Путин поделился с собравшимися, что, когда праздник только появился, он тоже не понимал, зачем он нужен. Но потом осознал — для того, например, чтобы остановиться и подумать:
«…многие в нашей стране, когда этот праздник воссоздавали, и я в том числе, тогда думал: „Это ещё что такое, это зачем? Что у нас, праздников мало, что ли?“ <…> Теперь я отчётливо осознаю и прекрасно понимаю, что такой праздник нам нужен. Потому что очень важно <…> остановиться раз в году, вспомнить, что и когда с нами было, что и когда с нами происходило, что связано с нашими победами и триумфами, а что с поражениями и трагедиями».
Развивая свою мысль, Путин подвёл к тому, что, чем больше единения, тем больше побед, и что в основе всех деяний должна лежать любовь к Родине. Таким образом президент составил формулу успеха: знание истории + единство + патриотизм = хорошо для России. Понятно, что, если хотя бы одно слагаемое убрать — уравнение не получится. И естественно, что внедрение этих слагаемых в массы лучше всего начинать с молодёжи.
Ко Дню народного единства 2016 года программа «Вечерний Ургант» подготовила эксперимент — спросили у школьников об истории праздника. Ответы предсказуемо вышли экстравагантными.
— Что это такое за праздник?
— Это когда все города России объединились и отвоевали землю от польцев.
— Городами кто-то руководил? Были герои этого праздника?
— Были. Михалков. И ещё какой-то… По-моему, Саша.
— Они участвовали в войне, чтобы спасти Москву от африканцев.
— А в каком году африканцы нападали на Москву?
— В 2005 году.
Ничего удивительного в том, что младшие школьники не могут толком рассказать о Смуте — ведь её изучают в средней школе. Судя по всему, дело было так: ребятам дали информацию, они её зазубрили и пересказывают на камеру. Но даты и факты для детей не наполнены содержанием — они не осмыслены, а заучены, как тарабарщина.
Получается, пресловутое «молодёжь не знает историю» — это не сама проблема, а следствие того, что с детства научили зубрить, а не размышлять. Не имея представления о том, кто такие поляки, легко превратить их в африканцев — какая разница, главное, что не наши, а чужаки из-за границы.
Дальше — про единство:
— Что сказали Минин и Пожарский, чтобы объединить всех?
— Граждане страны, на нас напали поляки, давайте все объединимся и создадим большой полк, — на ходу импровизирует мальчуган нечто, напоминающее объявление на вокзале.
Каков вопрос — таков ответ. Разумеется, без призывов не обойтись, но сам по себе лозунг «надо быть единым народом» ничего не несёт. Что значит надо? А как этого добиться? Вряд ли ведущий сам смог бы здесь ответить лучше ребёнка. Начинать нужно не с того, чтобы запомнить набор слов «объединились и победили», а с размышлений о том, что такое единство и как его достичь.
В общем, стоит почаще вспоминать хороший совет президента про остановиться и подумать. Информация без её осмысления не позволяет мозгу её применять. А значит — не имеет значения.
Можно делать необычные заявления и наряжаться патриотично
День народного единства 2018 года геронтолог Игнат Пенкин выбрал для того, чтобы встретиться с журналистами и призвать к единению для отказа от пенсионных накоплений:
«Я как учёный-геронтолог ответственно заявляю: пенсия для народа не нужна. Более того, она опасна и вредна. Для человека, который привык к деятельности пенсия является настоящим стрессом. Он начинает болеть, деградировать, его жизнь становится короче. Поэтому сегодня, в День народного единства, я предлагаю всем нам объединиться и отказаться от пенсии раз и навсегда, чтобы жить долго и счастливо».
Правда, Игнат Пенкин — не настоящий учёный, а персонаж эпизода «День народного единства» из сериала «След». Тем не менее, использовать праздничный день для того, чтобы тебя услышали — хорошая идея. Но нужно быть готовым к ответственности за свои слова: сразу после скандального выступления Пенкина в полицию позвонил аноним и сообщил, что геронтолог будет убит.
Видимо, безопаснее не говорить, а петь, заодно одевшись по-праздничному. В том же 2018 году организация «Патриотки РФ» выпустила ко Дню народного единства музыкальный клип. В нём три девушки в облегающих платьях — белом, синем и красном — гуляют по Москве, водят хороводы с прохожими и собирают их на Красной площади, заставляя подпевать патриотической песне:
«Вместе мы развиваемся, вместе мы поднимаемся, вместе мы правда, вместе мы сила, вместе мы семья. Вместе нам не страшны враги, вместе нас Бог убереги, наше единство — гордость России, вместе ты и я».
В интервью «Огоньку» (№ 18 от 18 апреля 2016 года) «Патриотки» рассказали о своих больших планах на медиа, в частности, о реалити-шоу «Передовой отряд патриоток», и понадеялись, что скоро их позовут на Первый канал. Пока ждут.
Он подходит, чтобы баюкать малышей
Удивительно, но День народного единства настолько универсальный праздник, что даже помогает поскорее уснуть. По крайней мере, так решили создатели программы «Спокойной ночи, малыши», в 2015 году сделав выпуск, посвящённый 4 ноября. Мишутка и Каркуша бодро шпарят, подглядывая в учебник, не забывая комментировать прочитанное эмоциональными вздохами:
— Вставай, Коломна, вставай, Кострома, вставай, Ярославль. Я, Кузьма Минин, житель Нижнего Новгорода, призываю вас, города русские, встать на защиту Родины своей всем миром. Ооооо!
— А тебя, воевода Дмитрий Пожарский, просим: встань во главе войска народного, защити Москву.
— Во, как написано!
— Дааааа!
Незаметно к зверушкам подкрадывается певец Дмитрий Маликов и продолжает рассказ, но уже по памяти. «Вы это знаете?» — удивляется Мишутка. «Конечно, нужно же знать свою историю» — как ни в чём не бывало объясняет Маликов.
Следующие пару минут уходят на то, чтобы обсудить памятник Минину и Пожарскому, деньги на который собирали «всем миром». Затем мультфильм, почему-то «Фиксики — серия о том, как писать секретные письма невидимыми чернилами. Может быть, намекали на то, что народное единство — это тоже такая вещь, о которой чужим нельзя рассказывать, а только своим?
Жизнь без праздничной пустоты не нужна
О сакральной роли праздников как таковых написано и сказано немало. В статье «Праздник» из энциклопедии «Мифы народов мира» издательства «Советская энциклопедия» филолог Виктор Топоров отмечает важность пустоты, «порожнести» (отсюда и слово «праздник») дней, не занятых делами. Человек погружается в состояние, «когда время останавливается, когда его нет» — здесь вновь можно вспомнить президентский наказ делать остановки для размышлений.
Широко известна разошедшаяся на мемы цитата Егора Летова о праздниках из интервью после концерта группы «Гражданская Оборона» в клубе «Б1» 26 мая 2007 года. По соображениям официальной морали мы не можем прикрепить здесь ссылку на видео, зато можем привести расширенный вариант цитаты, «запикав» опасные места квадратными скобками:
«…ради чего люди идут на смерть, почему они прыгают с парашютом, почему они идут в наёмные солдаты, в экстремальные точки едут и так далее. Ради определённого праздника. Ради праздника с большой буквы, экстремально-экзистенциального какого-то, мистического праздника. Потому что, если праздника нет, эта жизнь [нафиг] не нужна».
Стоит ли причислять День народного единства к области экзистенциального — вопрос открытый. Но даже если нельзя, но хочется, в ваших силах провести 4 ноября в интересующем вас духе. В конце концов, если день в календаре есть, надо же что-нибудь с ним делать.
Читайте также «Судьбы первого поколения постсоветских президентов».