Народные осенние праздники кузьминки сценарий

В работе предлагается фольклорный праздник "Кузьминки", который поможет участникам праздника расширить кругозор, творческий потенциал, проявить интерес, обогатиться более глубоким впечатлениям.

Народный календарь.

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.
Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых
братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин –
рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины:
отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого
каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по
сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам,
что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем
помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и
рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и
непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения
праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке,
плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре
    русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части
    музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского
    фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников
    и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы,
самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен,
коробочка.

Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы,
школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.

Ход праздника

Ведущая:


На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.



Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно
глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник
большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.
Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:


Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной
группы.



Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.


Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда
курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в
этот день не работает.

& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню
“На Кузьму – Демьяну”.


Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.


Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу
прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не
отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица,
кокорица моя”.



Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо
поете, а как пляшите?

& Дети исполняют танец “Прялица”.


Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.


Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

3-я гостья:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

4-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?

5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин:


Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!

& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”


Стук в дверь.


Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!

& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”


Заходят мальчики с Дедом Трифоном.


Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.

Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.

Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.

1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!

3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!

4-й мальчик:

Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!

5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!

Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.

& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.



Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших
ребят?

Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли
сюда с девчатами поиграть?

& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”


Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя
пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.

& Исполняется “Парная пляска”.



Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли.
Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!

Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.

& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”



Хозяйка: Венчать их пора, венчать!

& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.


В конце песни чучело падает.


Невеста: Ох, упал, родимый!

3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с
собой унес, дорогу зиме вымостил.

4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя
повеселим!

& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)



5-я гостья:

Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?

Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

& Исполняется общий танец на соломе.



Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

Сценарий осеннего народного праздника «Кузьминки»

Цель: Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником “Кузьминки”

Задачи:
— воспитать уважение к русской народной культуре;

— через познание народных традиций воспитание бережного отношения к семье;
— пробудить интерес к фольклорным календарным праздникам;
— раскрыть индивидуальные творческие способности каждого ребенка, через концертную деятельность
.

Действующие  лица:

1-й ведущий,

2-й ведущий,

Рассказчик,

Курочка,

Мышка,

Тетерев

Сваты,

Хозяин,

Кузьма,

Невеста

 “Жених” — соломенное чучело Кузьмы.

Оформление зала:

На сцене: Дом-изба, печь, лавочки, стол (на столе самовар, блины, сушки, пряники), икона в углу.

В зрительном зале: стулья полукругом расставлены для участников и гостей праздника.

Ход праздника:

Под музыку учащиеся 1-4 классов одетые в народные костюмы входят в зал. Учитель приветствует всех ребят и гостей как радушная хозяйка в своём доме и приглашает всех на праздник «Кузьминки».

Учитель:  14 ноября празднуется память святых бессеребреников Космы и Дамиана. На Руси этих святых называли Кузьма и Демьян, поэтому и праздник называется «КУЗЬМИНКИ». Если «Масленица» — это проводы зимы и встреча весны, то «Кузьминки » — это проводы осени и встреча зимы.

1-й ведущий.  Святые Кузьма и Демьян были бессеребреники.   Бесесребрениками  зовутся  они потому, что за работу денег не брали.

2-й ведущий.   Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами, покровителями кузнечного  искусства.   Кузьма-демьян – кузнец,  куёт лёд на земле и на воде.

Учитель приглашает всех в дружный  хоровод.

Хоровод «Во кузнице». (У микрофонов – 7-8 чел.)

1-й ведущий.   С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и обращаются к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал её раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

ПЕСНЯ «Ой ты прялица моя». Исполняют ученицы на сцене.

В руках у них рукоделие.

1-й ведущий. Нанимаясь работать кузнецами, Кузьма и Демьян просили только, чтобы их вволю кормили кашей, поэтому их иногда в народе зовут «кашниками», а к столу в этот день обязательно подают кашу, приговаривая при этом: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать!»

Учитель. Кашу хлебать, это вам не загадки отгадывать, много ума не надо. А вы умеете отгадывать загадки? А мы сейчас  это  проверим.

(Дети 4 класса загадывают  народные загадки у микрофонов на сцене)

1. Белое, круглое долго лежало, вдруг затрещало и живым стало. (яйцо)

2. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (петух)

3. Хвост с узорами, сапоги со шпорами, утром распевает, время считает. (петух)

4. Я родился в желтой шубке:  “Прощайте, две скорлупки!” (Цыпленок)

5. Серая хохлатка — Детей- с полдесятка! (курица)

6. Вроде птица — не летает,

    Ходит, зерна собирает.     (курица)

7. Что поднимает и малое дитя,

    А через хату не перекинет

    И сильнейший мужчина. (перо)

8. По лесу летало,

    В воду упало,

    В воде болталось

    И сухим осталось.  (Перо)

Учитель: А вы заметили, о чем все загадки? (о петухе, курице, цыпленке, пере).  Это не случайно, т. к. начиная с этого дня, крестьяне резали кур на продажу. Кроме каши, обязательным блюдом на «Кузьминки» была куриная лапша, а в некоторых губерниях жареная курица или пироги «курники».

1-й ведущий. Ещё весной хозяйка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу, она говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени». Этот обычай сейчас почти забыт, но те, кто об этом помнит, всегда с цыплятами.

2-й ведущий. Поэтому Кузьму и Демьяна ещё называли в народе «курятниками» и праздновали в этот день курьи именины: загадывали загадки, пели песни, рассказывали сказки.

Учитель: Какие сказки вы знаете про петуха и курицу? (ответы детей) Сейчас вы   узнаете ещё одну сказку про курицу. Только мы её не    расскажем, а  покажем.

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ (на сцене 1 класс)

Рассказчик: Однажды нашла курочка ячменное зерно. (Курочка ищет и находит колосок)   И от радости раскудахталась:

Курочка: Нашла зерно! Зерно нашла!  Надо его смолоть. А кто понесёт на мельницу?

Мышка:   Не я!

Рассказчик: Сказала мышка.

Тетерев:   И не я!

Рассказчик: Сказал тетерев.  Нечего делать (курочка пожимает плечами)  взяла курочка зерно и понесла. Пришла на мельницу, смолола зерно.  (курочка изображает то, о чём говорит)

 Курочка: Кто домой муку нести будет?

Мышка:   Не я!

Рассказчик: Сказала мышка.

Тетерев:    И не я!

Рассказчик: Сказал тетерев. Нечего делать, взяла курочка муку и принесла домой.

Курочка:: Кто хлеб замесит?

Рассказчик: Спросила курочка.

Мышка:   Не я!

Тетерев:   И не я!

Рассказчик: Крикнули оба. Замесила курочка тесто, и хлеб сама посадила в печь. Вышел каравай на славу: пышный да румяный. Курочка на стол поставила (курочка изображает все действия) да и спросила.

Курочка: А кто есть его будет?

Мышка  и  Тетерев:    Я и Я!

Рассказчик: Сказали мышка и тетерев и оба залезли за стол.

Ну и хороши  же мышка  с  тетеревом!!!

Учитель:  Хорошо поступили мышка и тетерев?  Ребята всегда помогайте своим   мамам, бабушкам.

1-й ведущий:  Татьяна Викторовна, а я знаю, что у русского народа существует поверье, будто бы нечистая сила, которая разгуливает по лицу земли ночью, исчезает вместе с первым криком петуха.

Учитель:  Давайте проверим, кто из вас лучше всех умеет ку-ку-ре-кать.

КОНКУРС  «Ку-ка-ре-ку! »

(Все желающие выстраиваются полукругом и по команде

начинают громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!»

Побеждает тот, кто громче всех крикнет.

(За участие дети получают сладкий приз — Петушок)

1-й ведущий.  В народе этот день называли просто Кузьминки. Да ещё приговаривали: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

2-й ведущий. В этот день примечали, какой будет погода зимой. Немало народных примет было связано с этим днём.

1-й ведущий.  Снежный день на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

2-й ведущий. Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мороз.

 1-й ведущий. На Кузьминки проводились молодёжные посиделки: девушки собирались у кого-нибудь в избе, из принесённых продуктов (ссыпчина) готовили угощения. После угощения молодёжь пели песни, плясали, водили хороводы.

Учитель: Осень надо с почётом проводить, чтобы она вернулась с богатым урожаем, а зиму встретить хорошо, чтобы лютыми морозами не заморозила, да метелями не закружила.   (Дети встают в хоровод)

ХОРОВОД   (Круговой хоровод, в центре которого парень и девушка разыгрывают действие в соответствии с сюжетом песни)

В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ…

В хороводе были мы, в хороводе были мы,

Ай, люли были мы, ай, люли были мы.

А что там надо видали, а что там надо видали,

Ай, люли видали, ай, люли видали.

Там видали парыщку, там видали парыщку.

Ай, люли парыщку, ай, люли парыщку.

Кавалера с барышней, кавалера с барышней,

Ай, люли с барышней, ай, люли с барышней.

Встань парыщка подбодрись, вправо влево повернись,

Ай, люли повернись, ай, люли повернись.

Хоть немножко протанцуй, хоть немножко протанцуй.

Ай, люли протанцуй, ай, люли протанцуй.

Кого любишь поцелуй, кого любишь поцелуй.

Ай, люли поцелуй, ай, люли поцелуй.

Я люблю признаться всех, а вот эту лучше всех.

Ай, люли лучше всех, ай, люли лучше всех.

Учитель: Но Кузьма не просто кузнец, он кузнец счастья. А один человек счастлив не бывает, ему семья нужна, дети, чтоб его любили, и он любил и о семье заботился. А чтоб семью создать надо невесту – жениха найти, свадьбу сыграть. Вот на «Кузьминки» дети и молодёжь играли шуточные свадьбы, а тех, кто до «Кузьминок» не успел себе пару найти и не женился, тех дразнили такими потешками:

(Двое детей разыгрывают)

— Кузьма, дурень, дурень! Чего не женился?

— По мне девок нету! Одна роза по мне. И тая в городе!

Учитель:  На «Кузьминки» и хороводы водили, в которых невест выбирали.

ДЕТИ  ИГРАЮТ  В «БОЯРЫ» 3-4 класс

Бояры.

Бояры, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояры, вы зачем пришли?

Молодые, вы зачем пришли?

Бояры, мы невест выбирать,

Молодые, мы невест выбирать.

Бояры, вам какая мила?

Молодые, вам какая мила?

Бояры, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила.

Она у нас дудочка, дурочка.

Ой, ди-младо, дурочка, дурочка.

А мы её выучим, выучим,

Ой ди-младо, выучим, выучим.

А чем вы ё вывчате, вывчате?

Ой, ди-младо, вывчате, вывчате.

А мы её плётычкой, плётычкой,

Ой, ди-младо, плёточкой, плёточкой.

Она будет плакати, плакати.

Ой, ди-младо плакати, плакати.

А мы её пряничком, пряничком.

Ой, ди-младо, пряничком, пряничком.

В нашем полку убыло, убыло,

Ой, ди-младо, убыло,  убыло.

В нашем полку прибыло, прибыло.

Ой, ди-младо, прибыло, прибыло.

(После игры раздаётся стук в дверь. На пороге появляются «Сваты», которые ведут под руки Кузьму и Кузьму-чучело на палке. Кузьма грязный, оборванный,  растрёпанный)

Сваты: Здравствуйте, дорогие хозяева! Позвольте на порог взойти, слово вымолвить. (Кланяются)

Хозяин: Проходите, гости дорогие, милости просим, с чем пожаловали?

Сваты: Да вот, Кузьму женить надо. А у вас, мы слышали, подходящая невеста есть.

Хозяева:  Невеста-то есть, и не одна, да, вот, что за Кузьма у вас? Подходящий ли жених? Мы за кого попало невесту не отдадим.

Сваты: Это наш-то Кузьма «кто попало»?  Ну-ка Кузьма, покажи какой ты молодец! Покажи, Кузьма, как ты дрова рубишь.  (Кузьма как растяпа колит дрова, а потом растягивается на полу).

Хозяева: Хорош работник, нечего сказать!

Сваты поднимают Кузьму, отряхивают: Кузьма, покажи, как ты пляшешь! (Кузьма пляшет, отделывая смешные коленца)

Сваты: Вон как пляшет – с таким не соскучишься! А работать он научится – молодой ещё! Покажите лучше вашу невесту.

Хозяева: Невеста у нас больно хороша, не знаем – понравится ли ей ваш Кузьма.  (Вводят невесту – она растрепанная, некрасивая,  хромает)

Кузьма в ужасе закрывает глаза рукам.  Сваты говорят: «Нет, дайте нам другую».

Хозяева: Эта самая лучшая. Пришли свататься и привередничаете. Да вы такой красавицы больше нигде не найдете.  А работящая какая.  Не то, что ваш Кузьма.

Сваты: Ну, если работящая, то подходит. Давайте свадьбу играть!

ВСЕ ВОДЯТ ХОРОВОД  «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ».   Кузьма-чучело в центре.

Учитель: А после празднования чучело Кузьмы сжигали на краю села, приговаривая: «Чтобы урожай был хорош, приходи к нам, Кузенька,  на  будущий год».

Учитель: Мы сегодня стали участниками праздника проводов осени! Он отражает широту и щедрость души русского народа. Мы хотели, чтобы все сегодня согрели свои души, задумались о себе, о близких, о нашей родной земле!  

А мы всех приглашаем в столовую откушать вкуснейшие пироги с курицей — курники.                                                                                                                                          

         ИГРЫ в запасе:    1. Как курица лапой.

                                        2. Курочка клюёт зерно.

автор: Токарева Ольга Станиславовна

музыкальный руководитель МБДОУ БГО Центр развития ребенка детский сад №11

Сценарий осенних посиделок “Кузьминки”

Сценарий игровой программы народного осеннего  праздника Кузьмы и Демьяна 

«КУЗЬМИНКИ»

Звучит музыка – гусли.  Хозяйка сидит за прялкой дети (младшая группа) играют в куклы 

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки 
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом – 
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

Сказительница 1     Нынче у нас праздник весёлый, проводы осени золотой, да  встреча зимушки снежной.

Сказительница 2     В ноябре зима с осенью борются  

Сказительница 1   А назвали его в честь святых Косьмы и Димиана,. 

Хозяйка: То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».

Кузьма с Демьяном – большие работники, они кузнецы и плотники.

Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха. На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками

 Реб.

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то.

И по доброте своей
Исцелять могли людей.

Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных духов,

Милосердием души
Очень были хороши!

Хоть и были небогаты,
Но с больных не брали платы,

Не просили ни гроша
Братья – добрая душа.

Все вместе: 

Оттого их святый труд
Бессеребряным зовут.

Слышится весёлый наигрыш и девичий смех в хату заходят гости

Хозяйка: Ой батюшки кто же там  под дверью?

Что же то гости незванные нагрянули ко мне?

Девицы: здравствуй хозяюшка (с гостинцами в руках?? )

Хозяйка: день добрый красавицы и с чем то вы пожаловали ко мне?

Девицы

Позвольте посиделки устроить,а мы вам за это по хозяйству правиться поможем

Да гостинцев дадим!

Хозяйка: да я всегда рада таким красавицам,гостьюшки дорогие проходите в хату будьте как дома.  Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! Всем в моей избе места хватит , может вы нас  потешите

Что вы умеете делать то?

Девицы: да песни петь 

Хозяйка: да какиеж такие песни?, ну запевайте. Может и я подхвачу.

                                             Песня «Как по горкам по горам»

Кума:

 Здравствуй кумушка 

 Добрый день в тваю хату! 

Вот  вам гостинец от нас (отдаёт курицу)

Хозяйка:

Здравствуйте гостьюшки дорогие проходите в хату будьте как дома.  

Кума :Не беспокойся хозяюшка мы и дома не лежим и в гостях не стоим

Хозяйка: Да у  нас для каждого найдётся и словечко и местечко

Кума: Гости – люди подневольные, где посадят – там и сидят

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Гости: скоро, скоро будут

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, да скажите, удобно ли вам, всем ли видно, всем ли слышно? всем ли места хватило?

Кума : Гостям извесное дело хватило, а вот хозяевам не тесновато ли?

Хозяйка:  в тесноте, да не в обиде, сядем рядком да поговорим ладком

Кума: праздник этот ремесла, домашнего очага, праздник не безделья, праздник рукоделья!

Девочка: Девки! Вон в соседней хате уже рубахи ткут,а  нас ещё и пряжа не готова.

Кума :  да-аааа, прялка не Бог, а рубаху даёт!

Хозяйка: Ну-ка не ленись прясть –  хорошо оденешься! 

                                             Песня  ПРЯЛИЦА «Ой ниточка тоненькая»

Хозяйка: У нас девицы – на все руки мастерицы. И прясть, и вязать, и вышивать умеют. Тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

                                          Игра «Кто быстрее нитки смотает?»

Хозяйка: ох и здорово у вас получается, хорошо работаете, хорошо поёте.

Стук в дверь, заходят парни 

Парни: Здравствуй хозяюшка,

Хозяйка: Здравствуйте добры молодцы 

Парни:  Здравствуйте девицы хорошие, можно ли к вам на посиделку войти? Да подарками одарить?

Девицы : здравствуйте молодцы хорошие(хором) милости просим проходите

Хозяйка: чай подарки принесли?, девиц красных угощайте. (пряники, ленточки )пока раздают 

Хозяйка : присаживайтесь , гостёчки  поудобнее ведь гулянье дело долгое, находите соседку повеселее да по симпатичнее.

Парень: Ехали мы мимо  да завернули до дыму, кузнецы нужны?

Дети (хором)……..нужны , а что вы делать умеете?

Кузнецы: мы всё умеем делать

Девочка  : кузнец молодец расковался жеребец, ты подкуй его опять

Кузнец: отче гож не подковать?

Вот гвоздь вот подкова раз два и готова

Хозяйка: ох и молодцы какие

Проходите, гости дорогие ! Гостю – почёт, хозяйке – радость

Хозяйка: Ох и молодцы кузнецы, чем же вас наградить

Кузнецы: хозяйке работа а нам каши охота

Кузнецы : доставай ложки , отведаем кашки немножко.

Хозяйка: ох и где же мои ложки ?

Кузнецам вот поварёжки, а каждой матрёшке по расписной ложке.

                                                 Ложкари «Красавчики»

 Ведущая: Еще «Кузьминки» называли «Кашниками». Готовили каши из зерен нового урожая, отведать приглашали Кузьму и Демьяна «Кузьма – Демьян» приходи к нам кашу хлебать». Русские крестьяне  готовили более 20 видов разных каш.

Ну а пока кашка с курятинкой в печи томятся нам ложки для другого сгодятся  

                                                        Аттракцион «Узнай кашу»

Хозяйка : Ну, песни ,песнями а ребята с девушками, поиграть пришли, 

а, ну народ в хоровод становись, да как  сможешь веселись! 

                                                              Игра ( платочек)

Хозяйка: ой люди добрые а про загадки то мы забыли? Ну-ка присядем отдохнём, а гостёчки наши пусть загадки подгадывают

И так загадка первая.

  1.  В огне не горит и в воде не тонет (лёд) 
  2. Я – вода, по воде же и плаваю (лёд)
  3. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (метель)
  4. Чем больше я верчусь – тем больше я толстею (веретено)
  5. Стоял на крепкой ножке. Теперь лежит в лукошке.(гриб)
  6. Что копали из земли,жарили,варили.что в золе мы испекли ,ели да хвалили картошка)
  7. Над землёй трава .под землёй алая голова (свекла)

Хозяйка: а вы знаете что  кузьминки считались куриными именинами поэтому главным праздничным блюдом была куриная лапша и пирог курник, в гости ходили с петухами  петух считался оберегом. 

Вот и мы приготовили  для вас курочку кто заслужит тому и достанется

Чья сноровка не плоха .получает петуха . Кто желает за петуха побороться, смелые есть? Выходи.

                               Игра с залом   (Конкурс перепляс) 

Хозяйка хвалит победителя:

Вот какой храбрец, удалец, плясун вручаем ему  символ нашего праздника,

ох заработал.А сейчас посидим ,да на девиц поглядим .Девки  малы маков цвет .

Краше наших и на свете нет!

                                                       Песня «Маков цвет»

Кума: А мы сейчас узнаем в какой хате больше знают пословиц , в нашей или соседней?

                                                 Конкурс пословиц (за призы)

           Потешница начинает пословицу, а ребята должны продолжить.

Хозяйка. А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды);
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь);
  3. Землю красит солнце, а человека… (труд);
  4. Красна птица пером, а человек… (умом);
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт);
  6. На печи заседать, хлеба… (не видать);
  7. Труд человека кормит… (а лень портит);
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего).

А теперь родители пусть поиграют с нами:

-длинная нитка,  ленивая швея

-за всякое дело берись умело

-штопай дыру, пока не велика

-каков мастер, такого и дело

-семь раз отмерь, один раз отрежь

-поспешишь – людей насмешишь

-делу время – потехе час

Кузьминки ,об осени поминки.

Хозяйка:

Ой, чтойто мы засиделись да заболтались пора и косточки размять .Ну как детвора ,поиграйте нам на ложках,да повеселите гостей !

                                                Ложкари младшая группа              

Хозяйка :Ребята ,а давайте позовем Кузьму и Демьяна к себе на праздник?

Ты, святой Кузьма-Демьян,

Приходи-ка в гости к нам.

Приходи, зиму приводи

С морозами трескучими,

С вьюгами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

С метелями дружными.

ПОД МУЗЫКУ ЗАХОДЯТ УМЕЛЬЦЫ КУЗЬМА И ДЕМЬЯН  (с сумками , а в сумке солома )

Входят танцуют кидают солому на пол

.

КУЗЬМА: Здравствуйте люди добрые, нижайший вам поклон.

ДЕМЬЯН: Очень рады, что вы нас не забываете и Кузьминки отмечаете, пришли мы зиме помогать, ведь без нас ей реку во льды не заковать.

КУЗЬМА: Мы с Демьяном большие работники – кузнецы и плотники, парням помогаем хлеб молотить, а девушкам пряжу вить. 

 Демьян: Чтож веселый народ! Становись в хоровод!

                  Кто попляшет на соломе будет счастлив целый год!

Хоровод с родителями «На Кузьму Демьяна»

ДЕМЬЯН: А теперь нам пора, пойдем зиме помогать в свои права вступать.

ДЕМЬЯН: И вам на память о посиделках дарим оберег наш – «неразлучников», чтобы они ваш дом оберегали и в работе помогали.Уносите в дом родимый радость нашего двора! До свиданья, до свиданья, детвора!

                                                                Уходят 

Хозяйка
Пришли Кузьма и Демьян потешили нас осень с собой унесли 

За ваше терпенье всем угощенье!

Потрудились и попели

Друг на друга поглядели

А теперь уж детвора всеем за стол давно пора !

Пироги пекла с любовью и старалась я не зря 

Угощайтесь на здоровье наши дети и друзья !

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

г. Коркино

Фольклорно-обрядовый праздник

«Кузьминки – об осени одни поминки»

Педагог дополнительного образования

Прокопьева Елена Валентиновна

Цель и задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.

  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и школьников

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы, кукла Кузьма-Демьян, самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: баян, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.

Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки пригласили вас сегодня. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц — грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.

Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В Московской Руси Кузьма и Демьян стали покровителями «учения книжного». Сложился обычай именно в этот день начинать обучение детей грамоте, поскольку хорошо будет даваться учеба. Говорили: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу. Куру и Курке славу пели! Благодарили за все доброе: за мясо, за яйца, за перья в подушки да перины. Куриное перо считалось особым, оно слез не любит. Нельзя было в подушку плакать. Женщины слезы всегда передником или платком утирали. Потому что «перо слезы пьет, а потом в сон отдает». Положишь такую заплаканную подушку под голову – ночью кошмары замучают.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

Были Кузьма да Демьян бессеребренниками, за работу денег не брали, а просили кашей кормить, поэтому называли их еще кашниками.

А чтобы была удача в делах, в каждом доме делали такие парные куколки на одной палочке. Они и будут сегодня нашими именинниками. (ставит куколки в центр круга)

Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят дети.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяну”.

Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.

Хозяйка: А где же ещё гости наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Раздается стук в дверь, заходят еще гости.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Гостья 5:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

6-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Дети исполняют песню “Ой, ниточка тоненькая”.

Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо поете.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозин: Ярмарки осенние — итог года — как с Покрова начинались, так и до Кузьминок продолжались! Мы с вами не можем на ярмарку пойти –так пусть она к нам в гости придет.

Вдоль по улице в конец шел удалый молодец,

Не товар продавать, себя людям показать!

Дети:

1.Эй, народ честной, у возов не стой!

Молод ты али стар – выбирай товар!

2.У нашего Якова — товару всякого:

Нитки, катушки, селедочны кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки.

1.А вот – чашки для пшенной кашки!

А вот – блюдца: никогда не бьются!

2.А вот – игрушки для ребят! Сами на тебя глядят:

Медведь – рычит, воробей – пищит,

Заяц – скачет! А мамка плачет:

Где денег набраться? Кошелек ломатся.

1.Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

Пряники печатные! Конфеты сахарные!

Как куснешь – так уснешь!

Как вскочишь – еще захочешь!

2. Девки, бабы, не зевайте – полушалки выбирайте!

Бусы, ленты, кружева, пудра, нитки, зеркала!

Девочка: Почем это поясок?

2. Такой товар за «так» не отдам! Распотешьте народ – становитесь в хоровод!

Танец «Уж я в три косы косила» (сели)

Остаются 5 девочек группы

1. А вы, девчата, с чем пришли? на торги что принесли?

может, ниток клубок? Может, вязаный носок?

2. Нечего нам с тобою говорить! Некогда зубоскалить!

Нам бы новость рассказать да друг с дружкой поболтать!

3. Шли четверо мужиков, говорили они про торги, да про покупки,

Про крупы да про подкрупки…

4. А я слышала купцов, удалых молодцов.

Про коней говорят, про сбрую да жеребят!

5. А я видела купца, продавал он два кольца.

Одно – мне носить, а тебе теперь водить! (считает, водящий начинает игру)

Игра «Растяпа»

Играющие встают по кругу парами лицом в круг. В паре они стоят друг за другом. На 1 часть музыки водящий ходит внутри круга, пританцовывая. На 2 часть музыки к нему присоединяются первые номера пар, стоящих по кругу. С окончанием музыки каждый старается занять место за спиной стоящих по кругу вторых номеров. Оставшийся без пары будет новым водящим. Ему все громко кричат: Раз, два, три – растяпа ты! Игра продолжается. Если остался растяпой во второй раз, ему кричат: 1, 2, 3, 4, 5 – растяпа ты опять! Если в третий: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – растяпа ты совсем! Если в четвертый: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – растяпу вон выносим! (или вон попросим) и больше он в игре не участвует.

Хозяйка: Наш народ придумал множество потешек, шуток, прибауток. И у нас весельчаки есть, хотят смешное слово сказать, всех позабавить.

Дети парами разыгрывают прибаутки и поддевки:

1.Федул, чего губы надул? Кафтан прожег.

А велика ли дыра? Остались ворот да рукава!

2.Ты пирог ел? — Нет, не ел! — А вкусный был? — Очень!

3.Я медведя поймал! — Так веди его сюда! — Да он не идет!

— Так сам иди! — Да он не пускает!

4.Скажи: медь. – Медь! – Твой отец – медведь!

Скажи двести. – Двести. – У тебя голова в тесте.

5.У тебя под ногами грязь. – Где? – Не кланяйся, я тебе не князь!

Хозяйка: Молодцы, девицы,

А загадки вы загадывать умеете? Гости пусть отгадывают!

1. В избе – изба, на избе – труба, зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (печь)

2. В брюхе – баня, в носу – решето,

на голове – пупок, одна рука и та на спине. (чайник)

3. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

4. В лесу – стук-стук, в избе – тяп-ляп,

в руках – дзинь-дзинь, на полу – топ-топ! (балалайка)

Хозяин: Вот она нам и поможет нам спеть песню.

Посеяли лен за рекою

Уродился лен с бородою.

Лёли, лёли с бородою, лёли, лёли с бородою.

(Припев повторяется после каждого куплета, меняется последнее слово в припеве)

Наш батюшка лен караулил,

Да ведь его черт надоумил.

Ой, да ты дед бородатый,

Что ж до сих пор не женатый.

Поехал наш батюшка жениться,

Что-то его дело не клеится.

Поехал он в дальнюю сторонушку,

Видно хотел взять себе молодушку.

Там батюшку нашего женили,

В четыре дубины колотили.

Батюшка наш испугался,

Насилу до дому добрался.

Тут его сын догадался,

где же ты наш батюшка шатался?

Мы бы тебя дома женили,

на печку горячу положили

Али тебе дома не место,

Али тебе печь не невеста?

Посеяли лён за рекою

Уродился лён с бородою

Ведущая. Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень.

– А теперь – фотография на память!

Ну что ж, гости дорогие, играми да плясками сыт не будешь!

С чая лиха не бывает! – так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!

Пойдемте за столы садиться, да вкусненьким угоститься.

Используемая литература:

1. В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова «Осенние праздники, игры и забавы для детей», Творческий центр «Сфера», М., 2000

2. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», М., 2008

3. «Чудесный короб» (русские народные песни, сказки, игры, загадки) составление, запись и обработка Г. Науменко, «Детская литература», М., 1989

4. Сибирские песни (собраны в 1862 г. Г. В. Юдиным, современное бытование в записи К. М. Скопцова, Красноярск, 2003

5. К. Скопцов «Ты воспой, жаворонушек» (репертуарный сборник для детских фольклорных коллективов) Красноярск, 2002

6. Светлана Дубовик «В хороводе были мы» (методические материалы и русские народные песни) Екатеринбург, 2010

Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.

Задачи:

Развивать зрительную и слуховую память.

Образовывать имена существительные множественного числа.

Развивать мелкую моторику и координацию движений.

Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.

Воспитывать интерес к культуре русского народа.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Действующие лица: Хозяюшка, два Скомороха, дети старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.

Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки( по количеству участников), картинки капусты, магнитная доска, лоскутки ткани по количеству участников, табуретка мотки шерстяных ниток. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Встречает детей хозяюшка

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте, как дома!

Пусть моя изба не красна углами, но рада гостям, как добрым вестям! У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяюшка: Пригласила я вас на праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В этот день не принято было работать, а в гости ходили песни пели, играли, хороводы водили и госте угощали разными явствами : кашами, лепешками, пирогами, курником и яйцами варёными!

Хозяюшка: К этому времени темнело рано на улице, девушки садились в самой большой горнице и пряли, и вязали, и вышивали; да приговаривали:

Прялка не бог, а рубаху дает!

Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Какова пряха, такова и рубаха!

Тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

Хозяюшка: вот и у меня есть клубочки, давайте с ними поиграем и смотаем, а заодно и проверим кто самый проворный и быстрый.

Игра «Кто быстрее нитки смотает?»

(табуретка, к ней привязаны 4 клубка ниток)

Стук в дверь, входят скоморохи, здороваются.

Скоморох1: Здравствуй, хозяюшка! Прошлись мы и посмотрели, все Кузьминки отмечают, веселятся. Ведь закончились сбор урожая. А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и огородов?

Ответы детей: заготовка овощей.

Скоморох1: Вот и мы пришли, да не с пустыми руками.Принесли вам кочанов (показывают кочаны). А вы знаете что такое кочаны?

Ответы детей: капуста.

Скоморох1: Мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Один – много»

(Скоморох на магнитную доску ставит картинки капусты,

а дети отвечают.)

Одна капуста — много капусты

Один кочан – много кочанов.

Скоморох1: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?

Ответы детей: кочерыжка.

Одна кочерыжка – много кочерыжек.

Одна морковь – много моркови.

Одна клюква – много клюквы.

Скоморох1: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.

Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»

— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

Что за скрип?

Что за хруст?

(пожимают плечами)

Это что еще за куст?

(перекрещивают ладони с расставленными в стороны пальцами)

Как же быть без хруста,

(шагают указательным и среднем пальцами по коленям)

Если я – капуста!

(кисти рук складывают в шар)

— Мы капусту рубим, рубим.

(движения ребром ладоней вверх-вниз)

— Мы морковку трем, трем.

(кулаки трем друг о друга)

— Мы капусту солим, солим.

(пальцы складываем в «щипотку»)

— Мы капусту жмем, жмем.

(придавливаем кулаки о колени)

— Перемешиваем!

(вращаем кулаками)

— В бочку плотно набиваем

(перекрещиваем пальцы обеих рук и прижимаем к коленям)

— И в подвалы составляем.

(обнимаем колени обеими руками)

Ведь капуста, как известно.

Во всех видах нам полезна.

(поглаживают живот обеими руками)

Скоморох2: Да, весь урожай собран и зерно в мешках стоит. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:

Что посеешь, то и пожнёшь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Скоморох2: Надо зерно на мельницу отнести, да в муку смолоть.

Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)

Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь.

Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры.

Игра повторяется.

Скоморох1:

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на ложках он игрец..

Скоморох2:

Наши ложки знает целый мир

Наши ложки русский сувенир

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские.

Ложки деревенские!

Скоморох1: Ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем.

Игра«Заинька серенький»

Проводят скоморохи по очереди.

У скомороха в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу.

Скоморох обходит круг за спинами у детей и напевает:

Заинька серенький в гости пошел.

Заинька серенький ложки нашел.

Ложки нашел, к дому подошел.

Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»

Скоморох отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»

Ребенок отвечает: «Вася…»

Скоморох продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»

Скоморох играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.

Хозяюшка: Наши мужчины мастера на все руки, Да и женщины от них не отставали, везде поспевали. И детушек малых уму разуму учили. Не пропадал в хозяйстве и не один лоскуток, очень уж тяжело доставался. Учили шить, мастерить ребятишек. Давайте и вас научим. Сделаем подарки для ваших мам.

Дети и взрослые делают тряпичную куклу.

Хозяюшка: спасибо вам ребятки и вам Скоморохи, что пришли, хорошо мы повеселились. Кузьминки встретили. Осень проводили, зиму встретили. Уважили святых Кузьму и Демьяна. А теперь пора и отдыхать. Завтра дел много.

Прощается. Дети уходят в группу.

Песня «Капуста»

Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова И. Мазина.

Как на грядке сто одежек

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Появилось без застежек

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Припев:

Вот такие кочаны!

Вот такой величины!

Вот такие кочаны!

Вот такой величины!

Было пусто стало густо

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Поднялась моя капуста

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Что ж вы дяди что ж вы тети

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Есть капусту не идете?

Тра-ля-ля тра-ля-ля

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные октябрьские праздники
  • Народные обычаи праздника покрова богородицы
  • Народные обряды праздники традиции на урале
  • Народные обрядовые праздники на руси список
  • Народные новогодние гуляния сценарий