17.09.2014 10:54
Примерное время чтения: 2 минуты
17553
Календарь значимых дат Адыгеи. Инфографика
В республике Адыгея есть свои национальные праздники и памятные даты. Большая часть из них появилась, когда Адыгея приобрела статус республики — после 1995 года. Но есть и те, которые учредили совсем недавно.
Только с 2013 года в республике появились две новые даты: День черкесского флага и День боевого содружества горцев и казаков в Первой мировой войне.
Национальные праздники отражают историю, этнографию, культуру многонационального региона. Ежегодно только на Фестиваль адыгейского сыра — один из самых колоритных праздников республики — съезжаются гости со всей России и из-за рубежа.
Подробнее обо всех праздниках в нашей инфографике:
Смотрите также:
- На губернаторской елке в Краснодаре побывали 50 юных жителей Адыгеи →
- В Адыгее отметили еще один Новый год (23.03.2011) →
- В Майкопе открылся фестиваль национальной книги →
Также вам может быть интересно
Адыгейцев называли «горцами-аристократами», ведь во все времена этот народ вызывал искреннее восхищение чужестранцев. Если адыгейские мужчины считались эталоном силы и мужественности, то женщины прославились как необыкновенные красавицы, статные и гордые.
Сегодня многие адыгейцы сохраняют древние традиции, а жизнь их не слишком отличается от быта далёких предков. После какого события на крыше дома адыгейцы устанавливают флаг? Что такое «Институт девичьей комнаты»? И почему у каждого человек должно быть своё дерево?
Семейные традиции адыгейцев
Основой традиций адыгейцев стал образ жизни и события, через которые проходил род. В прошлом народ этот жил большими семьями, численность которых насчитывала до сотни человек. Неудивительно, что именно семейные обряды занимают центральное место в ритуалах адыгейцев.
Главой семейства является мужчина, однако не меньшим авторитетом пользуются все люди старшего возраста. Даже в вопросах брака первенство оставалось за старшими братьями. Младшие сыновья не могли жениться до той поры, пока их старший брат не выберет себе жену. Традиционный выкуп за невесту, калым, адыгейцы предпочитали выплачивать в виде скота.
Прежде немало зависело от социального статуса молодых людей. К примеру, сын князя не мог взять в жёны простую девушку. Вероятно, именно поэтому влюблённые много столетий тому назад придумали забавный обычай похищения невесты. Если парень похищал свою возлюбленную и венчался с нею, то после того никто не мог разлучить пару.
У адыгейцев брак заключается однажды и на всю жизнь. Конечно, сегодня многое изменилось, однако традиция похищения по-прежнему существует в селениях. В наше время это больше напоминает забаву, нежели настоящую кражу, поскольку и невеста, и все её родственники о похищении знают заранее.
Флаг в честь новорожденного
Рождение ребёнка – радостное и волнительное событие, а потому у адыгейцев связано с ним немало интересных обрядов. Когда в доме появлялся новый член семьи, его родные вывешивали на крыше или у ворот флаг, который сообщал людям о произошедшем пополнении. Если ткань на флаге была одного тона (часто красная) – значит, родился мальчик. Если же этот символ был сделан из пёстрого полотна – в семье родилась девочка.
Обычай такого интересного объявления о рождении ребёнка появился очень давно. Он показывал жителям селения и незнакомым людям, что мать и дитя живы, а роды прошли благополучно. Появление флага на доме считалось символом праздника. Семью поздравляли, принося подарки.
Мне очень понравился и ещё один адыгейский ритуал, который сохранился до наших дней. Считается, что у каждого человека должно быть своё дерево. Когда малыш появляется на свет, его дедушка по линии отца отправляется во двор, где сажает деревце в честь появления нового члена семьи.
Повзрослев, ребёнок должен забиться о саженце, поливать и ухаживать за ним. Дерево человека символизирует его единство с природой. С появлением ребёнка в этом мире не появляется кто-то отстранённый и чужой, а рождается ещё одна частица природы и её творений.
Не менее поразительным обычаем является и аталычество. Если две семьи дружат и желают скрепить свои добрые взаимоотношения, они обмениваются детьми, отдавая своего ребёнка на воспитание в другую семью. Такой обряд символизирует проявление абсолютного доверия, скрепляет дружеский союз и превращает два разных рода в одно семейство.
Занимательные смотрины адыгейцев
Один из самых древних обычаев адыгейцев – «Институт девичьей комнаты». Это очень необычная традиция, которая позволяет молодым людям и девушкам самостоятельно выбирать себе пару. Достигнув совершеннолетия, девушки отправляются на свадьбы и праздники, после которых проходят в специально отведенную для каждой из них комнату. Там она общается с молодыми людьми, которые намерены найти невесту.
Суть таких встреч заключается в знакомстве и беседах, в ходе которых появляются пары. Если же парень решил сделать предложение, он отправляется к своей избраннице и говорит ей об этом.
В том случае, если он не нравится девушке, она не обидит его, а лишь намекнёт, что уже дала слово другому. Общение в таких комнатах проходит вежливо и спокойно, никто не таит зла и не ревнует к другим собеседникам.
О музыке и кухне
Адыгейская культура – одна из самых ярких в мире. Её «изюминкой» я считаю народные музыку и танцы, в которых передаётся характер того народа. Интересно, что во время исполнения танца, мужчина предстаёт в роли орла, что своими руками-«крыльями» оберегает двух лебёдушек, роли которых отводятся девушкам.
Свой колорит имеет и традиционная адыгейская кухня. Многие блюда готовятся из баранины, а бульон используется для приготовления пряных супов. После Олимпиады в 1980 году многие народы мира узнали о чудесном адыгейском сыре, который изготавливается по древним рецептам адыгов.
С тех пор этот продукт стал использоваться в разных уголках нашей планеты. Адыгейская легенда рассказывает, что технику приготовления сыра открыл юной девушке бог скотоводства Амыш в награду за спасение стада овец.
Как вы заметили, адыгейцы – необыкновенный и интересный народ. Я рассказала только о части традиций жителей Адыгеи, но их культуру сложно описать словами. Душа адыгейца открывается на просторах родины, в национальном фольклоре, старинных преданиях и обычаях. Если вы решите посетить адыгейские земли, непременно сделайте это – местный колорит и потрясающая природа превратят путешествие в настоящую сказку.
Содержание
- 1 Где живут и численность
- 2 Язык
- 3 История
- 4 Внешность
- 5 Одежда
- 6 Семейный уклад
- 7 Жилище
- 8 Религия
- 9 Культура
- 10 Свадебные традиции
- 11 Традиции рождения
- 12 Похоронные традиции
- 13 Традиции гостеприимства
- 14 Еда
- 15 Заключение
Адыги – это один из коренных народов Северного Кавказа. Они крайне неохотно покидают родные земли. Основная часть этноса проживает на территории Адыгеи (около ста тысяч человек), некоторые обосновались в Краснодарском крае. Встретить представителей нации можно в Турции и на Ближнем Востоке. Адыги хранят верность не только родной земле, но и традициям предков.
Где живут и численность
Со времен СССР адыгейцы считаются отдельной нацией, что стало толчком к разделению с черкесами и кабардинцами. На территории России проживает сто двадцать три тысячи человек. Большинство адыгов предпочли осесть на родной земле. Примерно четырнадцать тысяч человек расселились в Краснодарском крае, преимущественно в районе Сочи и Лазаревского.
Гражданская война сопровождалась сильнейшим геноцидом этноса. Это привело к миграции народности за рубеж, что привело к образованию там крупных адыгских диаспор. Самые многочисленные наблюдаются в следующих государствах:
- В Турции – примерно три миллиона человек.
- В Сирии – шестьдесят тысяч адыгов.
- В Иордании – сорок тысяч.
- В Германии – тридцать тысяч человек.
- В Америке – три тысячи представителей этноса.
- В Югославии, Болгарии, Израиле проживает около двух национальных селений.
Язык
Этнос славится наличием многочисленных диалектов, но несмотря на это, все жители Адыгеи говорят на одном наречии, принадлежащим к абхазо-адыгской языковой группе. С древних времен у народа существовала собственная письменность, об этом свидетельствуют сохранившиеся памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха. Они относятся к девятому столетию до нашей эры.
К шестнадцатому веку письменность была утрачена. С восемнадцатого столетия ей на смену приходили аналоги, основанные на арабском алфавите. Современная азбука, созданная на базе, появилась в 1937 году. Её окончательное утверждение произошло в 1989 г.
История
Предками адыгейцев было древнейшее население Северного Кавказа. Они тесно взаимодействовали с соседними этносами, формируя новые племена: ахеев, зихов, меотов, синдов и т.д. Народности заселяли черноморское побережье и Краснодарский край.
В начале новой эры здесь же раскинулось одно из древнейших государств – Синдика. Посещать эту территорию опасалась даже грозный правитель Митридат, поскольку был наслышан о бесстрашии местных воинов и их отваге.
Во времена феодальной раздробленности, черкесам удалось сохранить независимость от Золотой Орды. Правда, в дальнейшем их территории все же были разграблены Тамерланом.
Со славянами у этноса сложились хорошие и дружественные отношения. Однако в период Кавказских войн власти Руси начали захватническую политику и пытались подчинить народности, проживающие на этой территории. Это стало основной причиной многочисленных стычек и геноцида адыгейцев.
Внешность
Представителей национальности можно описать двумя словами – невероятные красавцы. Жители республики Адыгея имеют ряд характерных черт:
- Средний или высокий рост.
- Мужчины обладают крепкой атлетической фигурой с широкими плечами.
- Девушки отличаются осиной талией и стройным телосложением.
- Прямые волосы имеют черный или тёмно-русого оттенка.
- У парней наблюдается повышенная волосатость кожных покров.
- Нос прямой, глаза темные.
Одежда
Национальный костюм стал своеобразным символом народа. У представителей сильного пола он включает в себя рубаху, широкие штаны и черкески (приталенный кафтан с вырезом ромбовидной формы). С обоих сторон наряда на груди нашивали специальные кармашки, предназначенные для хранения пороха (газыри). Это позволяло воинам перезаряжать орудие даже во время верховой езды на конях.
У представителей старшего поколения рукава одеяния были длинными, у молодых парней узкими, чтобы не мешали в боевых действиях. Огромное значение имел и цвет наряда. У князей было принято облачаться в черкески белоснежного оттенка, дворяне предпочитали алую ткань. Крестьянам доставалась самая непрезентабельная и скромная расцветка: серый, черный или коричневый.
Порой в костюм вносили коррективы и черкеску заменяли на бешмет. По внешнему виду он был практически идентичен с кафтаном, но обладал стоячим воротником. Также на бешмете отсутствовал ромбовидный вырез на груди. В холодные национальное одеяние адыгейцев дополнялось буркой (длинная шуба, пошитая из овечьего меха).
Наряды девушки поражали красотой и буйством цветов. Богатые барышни для пошива костюмов заказывали дорогостоящие материи, например, бархат и шёлк. Девчата из нищей семей вынуждены были довольствоваться шерстяной тканью. Крой платья подчеркивал стройную фигуру черкесок. Он сильно облегал верх и расширялся к низу. Для украшения одеяния использовали кожаны пояс, декорированный изделиями из серебра и золота.
На голову молодые девушки одевали невысокую шапочку, после замужества и рождения ребенка ее заменяли на платок.
Вернуться к оглавлению
Семейный уклад
Адыгейский народ придерживается патриархального уклада в семьях. При этом в отличие от многих кавказских девушек, женщины черкески имели право голоса и вели более свободный образ жизни. Барышне наряду с юношами участвовали в массовых гуляниях. Чтобы девчата могли пригласить в гости парня и пообщаться с ним без посторонних в богатых домах обустраивали специальные комнаты.
Подобные вольности давали возможности молодежи присмотреться к потенциальному жениху (невесте) и подыскать себе подходящую пару. Последнее слово при выборе суженого принадлежало девушке, родители не спорили с ее мнением, если, конечно, оно не противоречило традициям. В исключительных случаях свадебные торжества проводили по сговору или в результате кражи невесты.
В старинные времена у адыгейцев было принято заводить большие семьи (от пятнадцати до ста человек). Во главе вставал старейшина, роль которого отводилась самому уважаемому мужчине. С двадцатого века приоритеты изменились, теперь гордый народ предпочитал малую двухколенную семью. При решении социальных вопросов главная роль отводилась супругу, спорить с ним или перечить нельзя, особенно в присутствии посторонних людей.
Тем не менее в доме главенствовала женщина, она занималась решением хозяйственно-бытовых вопросов, воспитывала детей.
В богатых семействах было распространено аталычество. Одного или несколько парней из знатного рода (чаще всего княжеского) с малых лет отдавали на воспитание в менее состоятельную, но все же влиятельную семью. В отчий дом парень мог вернуться только после шестнадцати лет.
Суть традиции заключалась в укреплении связи между родами и помогала отцам придерживаться старинного обычая, который запрещал проявлять теплые чувства к детям и слишком к ним привязываться.
Жилище
Классическая хата небогатого черкеса – это дом, собранный из прутиков и обмазанный глиной. Чаще всего он включал в себя одну комнату, посредине которой располагался очаг. Традиции адыгейского народа предписывали следить за тем, чтобы огонь никогда не гас. В противном случае в дом придет беда.
К жилищу порой пристраивали дополнительные комнаты, если сын после бракосочетания не хотел уезжать далеко от родителей.
Немногим позже у черкесов стало популярным строить большие усадьбы, окруженные многочисленными хозяйственными постройками. Богатые семейства на территории жилища возводили скромные домики для гостей. В современном мире подобное встречается редко, но в жилище практически каждого адыгейца имеется специальная комната для размещения родни и путников.
Религия
Представители национальности прошли через три периода вероисповедания: язычество, христианство, ислам. В древние времена адыгейцы верили в единство человека и космоса. Они считали, что земля имеет круглую форму и по всей поверхности окружена водоемами и лесами.
Для них существовало три мира: высший, где обитали боги; средний с людьми; нижний, куда отправлялись покойные. Все три мира объединяло древо жизни, которое и в наши дни играет у черкесов сакральную роль.
Например, дедушка после появления на свет внука, в первые двенадцать месяцев обязан посадить деревце. В будущем ухаживать за ним должен ребёнок.
Верховным божеством был Тхашо, создатель Вселенной, управленец жизнью людей и основатель мирских законов. В некоторых религиозных течениях главная роль отводилась богу молний. Адыгейцы верили в том, что души предков остаются на грешной земле и наблюдают за жизнями своих потомков.
Христианство в республике установилось лишь в шестом веке и господствовало вплоть до падения Византии. С шестнадцатого столетия под воздействием султаната Османа начинается распространение ислама. В девятнадцатом веке мусульманство объединило население Адыгеи, превратившись в национальную идеологию в борьбе против попыток Российской империи захватить территорию республики.
Вернуться к оглавлению
Культура
Адыгейские традиции сложно представить без танца. Он существовал с древних времен и считалось душой черкесов. Один из самых популярных танцев – исламей. Это парное выступление, в процессе которого статный юноша, будто степной орел, «летает» по кругу. В это время скромная, но гордая барышня милостиво принимает ухаживания кавалера.
Более простой и ритмичный танец удж обычно исполняет сразу несколько людей на церемонии бракосочетания или во время народных гуляний.
Свадебные традиции
Обряды, связанные с этим торжеством, до сих пор живы в Адыгеи. Часто девушка самостоятельно выбирает себе жениха. О желании создать семью с приглянувшимся юношей, барышня намекала ему небольшим презентом. Современная адыгейская свадьба – это многоуровневый обряд. Причем основная часть семей предпочитает следовать древним традициям, которые неподвластны капризам времени.
Сватовство
Изначально мужчины со стороны жениха приезжали к дому девушки и вставали там, где обычно колют дрова. Подобный визит совершали минимум три раза. Если в итоге гостей приглашали за стол, значит, невеста согласна на брак.
Потом наступала очередь родственников девушки осматривать жилище парня, чтобы оценить его материальное благополучие. Процедуру проводили не из любопытства просто согласно традициям, замуж можно было выходить только за человека из своего социального слоя. Проще говоря, бедняки не создавали союз с богачами.
Если гости оставались довольны увиденным, то приступали к обсуждению калыма. Обычно он включал в себя одну лошадь и скот, количество голов зависело от состоятельности жениха.
Нысащэ
День поездки и привоза молодухи. Ранее у адыгов было принято забирать девушку из отчего дома вечером и на протяжении ночи отмечать бракосочетание. В наше время обряд слегка видоизменился. За девушкой прибывают в полдень. Ранее праздничная процессия состояла из друзей юноши, гармониста и одной барышни для сопровождения невесты. Современная молодежь отправляет за суженой гостей со стороны жениха.
Особое внимание уделяют транспорту. Для новобрачной доставляют лимузин или дорогостоящую иномарку, отечественных «Жигулей» на адыгейской свадьбе вы точно не увидите. А вот в старину новобрачной приходилось трястись в повозке.
Вывод невесты сопровождается праздничными песнопениями в исполнении мужчин. Как только пара переступает порог отчего дома девушку, дорогу им преграждают и требуют выкуп. Водители автомобилей, которые мешают свадебному кортежу на пути в ЗАГС щедро одаривают.
А вы знали, что восточных и западных адыгейцев традиции отмечать свадьбу слегка отличаются? У вторых принято сопровождать девушку в дом жениха. Причем эта роль отводилась молодым мужчинам, чаще всего родственникам по линии отца. Они же следят за тем, чтобы на протяжении всей церемонии к барышне относились с должным уважением.
Свадебный кортеж обязательно заезжает в дом юноши. Перед невестой расстилают дорожку из шелковой материи. Пока она проходит по «ковру», на девушку сыплют конфеты, зерно, деньги, чтобы новой семьи была сытной. Муж обязательно вносит жену в дом на руках.
Причем этот обычай соблюдается неукоснительно, ведь барышня может наступить на порог или перешагнуть через него. А там обитают души покойных, и молодуха по незнанию способна их растревожить.
Девушку заводят в отдельную комнату, туда же заходит родня жениха. Они вновь обсыпают невестку сладостями и деньгами, чтобы «выиграть» право поднять вуаль и посмотреть на лицо новой родственницы. При этом жених, доставив избранницу в отчий дом, покидает свадебное торжество и избегает старшин рода.
Нысэщэ джэгу
Танец, посвященный невесте. Сегодня стало престижно правильно исполнять нысэщэ джэгу, хотя молодежь порой позволяет себе несвойственные танцевальной культуре движения. Также на свадьбе проводится конкурс на лучшего танцора.
Нысэищэ
Завершающий этап торжества – ввод новобрачной в большой дом. Девушку знакомят со взрослыми женщинами семейства и свекровью.
Стоит отметить одну интересную традицию, связанную со свадебным гулянием. Родители невесты на нем не присутствуют. После того как девушка прибыла в дом мужа, отец новобрачного с родней отводит маме и папе молодухи плату за то, что она покинула отчий дом. Это своеобразное проявление уважения к новым родственникам.
В день бракосочетания отвозят вещи девушки в новый дом мужа. Родня невесты может остаться за праздничным столом, но максимум на два часа.
Вернуться к оглавлению
Традиции рождения
У адыгейцев огромное количество ритуалов и обрядов связано с появлением в семье малыша. Сразу после родов над домом вывешивают флаг, символизирующий, что молодая мама и младенец в порядке. Если знамя однотонное, значит, на свет появился мальчик, пестрое – девочка.
До родов никакие вещи малышу не приобретали, считая это дурным знаком. Колыбельку из боярышника делал дедушка со стороны матери. Первой в нее клали кошку, чтобы младенец спал также крепко.
Новорожденного в колыбель укладывает бабушка со стороны молодого отца. Если во время появления на свет младенца в доме был гость, ему давали право выбрать имя ребенку.
«Первый шаг» или «Встать на Землю»
Когда кроха начинал неумело топать, сразу устраивали торжество, на которое приглашали большое количество гостей. Накрывали праздничный стол с национальными кушаньями, устраивали забавные игры и конкурсы.
Ножки малыша перевязывали ленточкой, старшая женщина из рода перерезала ее со словами: «Расти сильным и здоровым». Обряд направлен на то, чтобы в будущем у дитя не было препятствий на жизненном пути.
В этот же день осуществлял ритуал, направленный на выбор профессии. На столе размещали разные предметы, от ручки до молотка. Затем дитя три раза подводят к нему, если он все время выбирает одно и то же это знак, на который стоит обратить внимание при определении с профессией.
Обязательно к празднику пекут круглый хлеб на молоке. Его размещают на ритуальном столике с тремя ножками. Малыша аккуратно ставят на выпечку и вырезают контур стопы. Этот кусочек должен скушать виновник праздника, остатки хлеба раздают гостям.
«Первый раз побрить ребёнка»
Торжество проводят родители отца. До года детей не стригут, локоны с которыми они появились на свет именуют «мышиные волосики». После первого дня рождения согласно древним традициям их необходимо сбривать.
Для проведения ритуала приглашают покладистого человека, на коленях у бабушки кругом кладут веревочку и сажают на нее малыша. Если обряд проведен верно, то у ребенка будут кудряшки. Человек, выполняющий роль парикмахера, в дальнейшем становится неотъемлемой частью жизни мальчика (девочки) и помогает в сложных ситуациях.
«Первый зуб выпал»
Пока малыш не потеряет все молочные зубики, выбрасывать их строго запрещено. Выпавший резец вместе с кусочком древесного угля заворачивают в белую материю и перебрасывают через крышу избы.
Полет кулечка никто не отслеживает и в принципе неважно, перелетит он кровлю или приземлится прямо на нее.
Похоронные традиции
В раннее и позднее Средневековье у адыгейцев существовал обряд воздушного погребения. Тело усопшего помещали между выдолбленных колод, которые крепили между ветвями деревьев. Подобным образом «кокон» висел на протяжении года, после окончания процесса мумифицирования, останки предавали земле.
В древности для усопших строили каменные склепы, наподобие тех, что сохранились в районе Сочи (дольмены). Для богатых людей создавали насыпные могильники, где размещали предметы домашнего обихода, которыми покойный активно пользовался при жизни.
Вернуться к оглавлению
Традиции гостеприимства
Адыгейцы славятся своим умением принимать гостей. Они готовы пустить в дом и дать приют любому путнику, даже заклятому врагу. Ведь согласно древним преданиям, каждый гость – это посланник Бога.
Для него выделяли лучшую комнату, резали скот, чтобы организовать сытный и богатый обед, вручали подарки. Изначально у гостя не спрашивали цель его визита, первым делом нужно было его хорошо принять и покормить. Также путника запрещено выгонять из дома, если он не нарушает местных традиций.
Еда
Классическая кухня обитателей Адыгеи состоит из молочных, мясных и мучных продуктов. В повседневной жизни одним из любимых блюд была отварная баранина с бульоном. Национальное кушанье либжэ готовили из мяса птицы и к столу подавали с пикантным соусом, сделанным на основе чеснока и острого перца.
Из молока готовили творог, в который добавляли фрукты и зелень. Также хозяйки делали вкусный и знаменитый на весь мир адыгейский сыр.
Заключение
Народность неспроста именуют законодателями моды. Мужчины гордо носят звание «аристократы гор», а девушки «француженки Кавказа». Барышни Адыгейской республики считаются одним из самых красивых на земле и многие мечтают заполучить в жену именно такую даму. Парней по праву относят к категории лучших и отважных воинов. Неспроста охрана короля Иордании полностью состоит из представителей этой нации.
Из видеоролика вы узнаете о свадебных традициях адыгов.
Вернуться к оглавлению
Традиции и обычаи адыгейского народа вызывают неподдельный интерес, ведь это одна из немногих этнических групп, сохранившая самобытность и придерживающаяся культурных устоев своих предков. Первые упоминания о ней находят в трудах древнегреческих писателей V-VI вв. до н.э. В те времена на территории современной Адыгеи жили меотские племена, от которых и пошли различные народности, объединенные сегодня общим названием «адыгейцы».
История
Адыгейцы – одна из этнических групп семьи адыгов, в которую входят также кабардинцы, черкесы, шапсуги, убыхи и абхазы. История этого народа очень сложная и запутанная: его предками были меоты, зихи, касоги, керкеты. На протяжении многих веков шла активная ассимиляция коренных народов Северного Кавказа и Кубани, из-за чего адыги никогда не представляли собой единый конгломерат. Вплоть до Кавказской войны 1817-1867 гг. существовало несколько отдельных княжеств: Кабарда (Большая и Малая), Бжедугия, Натухай, Убыхия и т.д. Самым мощным из них считалась Кабарда. Именно посягательство России вынудило адыгейский народ начать сближение между отдельными княжествами, но время было упущено: сначала царским указом большинство адыгов было депортировано в Османскую империю, а затем уже советская власть искусственно разделила субэтносы, образовав три субъекта внутри СССР: Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию и Адыгею.
Интересно, что адыгейцами называют себя сами представители этого этноса. Филологи, пытающиеся раскрыть тайну этнонима «адыгэ», пришли к выводу, что в переводе это слово означает «дети солнца». Синоним названия народности – черкесы, поэтому среди ученых принято двойное определение народности адыги (черкесы).
Быт адыгейцев
В Республике Адыгея максимально сохранились традиции предков. Особенно заметно это на примере ведения хозяйства. До середины XIX в. в обществе придерживались устоев феодально-рабовладельческого строя, для которого была характерна сословная иерархия. По этим же правилам регламентировались обязанности в общине.
В традициях народов Адыгеи – жизнь семейными поселениями численностью до 100 человек. Главой семьи считается отец. Непререкаемый авторитет – люди старшего возраста. Принцип старшинства сохраняется всю жизнь: если в семье растет несколько мальчиков, то по обычаю первым должен жениться старший сын.
Несмотря на то, что черкесы считаются отличными воинами, основные занятия этого народа мирные. Современные адыгейцы Краснодарского края остаются верными традициям своих предков и чаще всего занимаются земледелием и скотоводством. В каждой семье большое подсобное хозяйство: утки, куры, гуси. В горах пастухи пасут овец, коз, мулов и яков. В полях сеют пшеницу, кукурузу, ячмень и просо. Развито и ремесленничество: адыгейцы славятся своими кузнецами и передают мастерство из поколения в поколение. Женщинам нет равных в изготовлении тканей.
Кухня адыгейцев достаточно проста, ее даже называют «военно-полевой». Блюда здесь в большинстве своём готовят на основе баранины, молока и круп. Отдельное место занимает традиция приготовления знаменитого адыгейского сыра. Из поколения в поколение передают историю его рецепта: по легенде, технологию изготовления раскрыл девушкам-черкескам бог скотоводства Амыш в награду за то, что они спасли от гибели стадо овец.
Дома этот народ предпочитает деревянные. И это тоже дань обычаям предков адыгейцев: когда-то жилища делали не из бревен, а из ветвей, чтобы можно было собрать и разобрать дом в условиях военного времени. Отдельно обустраивают комнату для гостей, которая называется «кунацка». Ранее в больших общинах для гостей выстраивали отдельный дом.
Женщины и мужчины
Адыгейский мужчина не только глава семьи. Прежде всего, это защитник своей земли. Испокон веков этот народ славился своим бесстрашием и отвагой. Предки его еще в конце первого тысячелетия до нашей эры смогли образовать на черноморском побережье Краснодарского края мощное государство Синдику, обладающее таким войском, которого боялся даже царь Митридат.
Традиции и обычаи адыгейцев относительно воспитания мальчиков сохранились до сих пор: с раннего детства детей учат обращению с ножом, луком и стрелами, держаться в седле и ухаживать за лошадьми. Трусость для мужчин, независимо от возраста, недопустима, но и хвастовство считается пороком. Истинный черкес – скромный и отважный. В центре внимания мужчина может быть только 3 раза в жизни: в момент рождения, в день смерти и на собственной свадьбе.
Женщины – эталон красоты. Многие отмечают особую стать адыгеек. И это неспроста: с 12 лет девочки здесь начинают носить корсет, который помогает держать осанку и делает талию очень тонкой. Символом красоты считаются темные длинные волосы, которые до замужества они заплетают в косы, а после свадьбы прячут под платок. За яркую внешность, великолепную фигуру и покладистый характер женщин из Адыгеи хотели иметь в наложницах богатые люди многих стран.
Отношение к женщинам у этого народа необычны для кавказцев. Дамы здесь в особом почете: при них нельзя сквернословить, курить, ссориться, драться. Мужчина всегда встает, если в комнату входит женщина, а всадники спешиваются, встретив на дороге путницу. Ранее по адыгейскому обычаю воины, возвратившиеся после удачного похода, приходили в дом самой уважаемой в общине женщине и приносили ей дары. Если в поселении такой дамы не было, то одаривали первую адыгейку, которую они встречали на пути.
Дети
По традиции рождение ребенка адыгейцы отмечают с особой радостью. Один из обычаев – вывешивание флага на крышу дома. Если рождается девочка, то над жилищем развевается пестрый флаг, если мальчик, то крепят однотонное полотнище, чаще всего красного цвета. В первый год жизни малыша дедушка по отцовской линии сажает дерево. Это символизирует начало становления жизненного пути нового члена семьи: как крепнет дерево, так крепнет и умнеет ребенок.
Приданое малышу собирают уже после его появления на свет. Постельные принадлежности покупаются женщинами по линии матери: если младенец будет спать на постели, приготовленной родственниками отца, то в будущем он будет несчастен в браке. Перед тем как положить малыша в колыбельку, туда кладут кошку и дают ей выспаться, чтобы ребенок потом здесь так же крепко спал, как и она. На сон младенца укладывает бабушка по отцу.
У адыгейцев Краснодарского края есть интересная традиция, связанная с празднованием первого шага ребенка. Когда малыш начинает ходить, выбирают день, созывают гостей (как правило, близких родственников и друзей), накрывают стол, устраивают игры и конкурсы. Ребенку перевязывают ножки лентой, а затем старшая женщина из рода перерезает ее, приговаривая: «Расти сильным и здоровым». Этот обряд символизирует напутствие ребенка на всю дальнейшую жизнь. Интересна традиция угощения всех, кто пришел на праздник, кусочком круглого хлеба. Сначала на особенный ритуальный стол на трех ножках подают большой круглый хлеб, ставят на него малыша и аккуратно вырезают отпечаток ступни. Этот кусочек предназначается самому ребенку, остальной же хлеб делится между гостями. Все должны съесть это угощение, чтобы будущая жизнь малыша была гладкой.
Создание семьи
Традиции адыгейской свадьбы очень напоминают подобное торжество других кавказских народностей. Существенное отличие состоит в свободе выбора пары: на первом месте остается согласие девушки на брак с понравившимся ей юношей. Чтобы молодые люди могли присмотреться друг к другу, в домах делают отдельное помещение для проведения обряда «Институт девичьей комнаты». По адыгейской традиции, достигнув совершеннолетия, девушки могут посещать свадьбы близких родственников и друзей семьи. В эти дни они могут присмотреть жениха и себе, так же и юноша может познакомиться ближе с претендентками на роль его жены.
Адыгейки на выданье отправляются в отведенные для них комнаты, в которые по очереди заходят молодые люди для общения. Во время разговора в помещении присутствует ближайшая родственница девушки. Присмотревшись друг к другу, молодые люди вновь встречаются и говорят о своей симпатии.
Далее следует обряд сватовства. Родственники жениха трижды наведываются в дом невесты, и каждый раз они должны получить утвердительный ответ и угощение. Бывает, не все получается с первого раза, но настойчивость и желание молодых объединить свои судьбы обычно приводит к положительному решению. У черкесов допустимо воровство невесты, но в отличие от других кавказских народностей, это ничем не обязывает девушку. Если она не согласна выйти замуж за парня, она возвращается домой к родителям без всяких осуждений. А вот молодой человек при этом оказывается опозоренным, ведь он решился неволить женщину.
После сватовства в гости к жениху отправляются уже родители невесты, чтобы проверить, насколько будущие родственники благополучны. Этот обычай воспринимается как знак уважения и символизирует окончательное одобрение выбора пары. Через 2-3 дня происходит ответный визит: за то, что их сочли достойными, близкие юноши привозят женщинам из рода невесты подарки и калым за девушку.
Как и у чеченцев, адыгейские свадьбы носят довольно замкнутый характер. На них присутствует родня жениха, а вот близкие невесты остаются у себя дома. В назначенный день за девушкой из дома ее молодого человека отправляется кортеж. Встречают его дети, которые всячески препятствуют проезду машин, требуя в качестве выкупа сладости. В доме молодой все садятся за накрытые столы, сама же невеста находится в отдельной комнате и ждет, когда ее заберут женщины из рода ее будущего мужа. После обеда кортеж отправляется в ЗАГС. Сопровождать молодую может ее близкая родственница или подруга.
Самым интересным обычаем в адыгейской свадебной традиции считается ввод невесты в дом жениха. Под обрядовые песни молодую под руки подводят к старшим женщинам из рода ее мужа. Одна из них осыпает девушку монетками и пшеном, что символизирует пожелание новой семье достатка, изобилия и большого потомства. Все дары, которые падают на пол, обязательно собирают дети.
После осыпания невеста символично переступает порог дома. Для этого под ноги ей стелют овечью шкуру мэлыфэ. Обязательно следят, какой ногой она ступит сначала: правая – к счастью, левая – к трудностям в семейной жизни. Еще один древний обычай – смазывание губ молодой топленым маслом и медом, чтобы в будущем она была красноречива. Затем следуют поздравления. Первыми подходят свекр и свекровь, затем – женщины из рода мужа по старшинству. Все подходящие к невесте подносят ей деньги или золото, что символизирует покупку права на разговор с девушкой.
Существует обряд возвращения жениха. По древним традициям молодой человек никогда не присутствовал на торжестве и отсиживался в доме дальних родственников. Чтобы новоиспеченный муж вернулся домой, старшие мужчины из его рода проводят обрядовые зазывания. Подойдя к порогу, молодой человек в знак подтверждения своей личности должен назвать имена родни до 3 колена и принять чашу перемирия.
Современные свадебные традиции уже не такие строгие, как были в прошлом. Сегодня родня невесты все же может попасть на торжество, но обычно она приезжает на празднование вечером. Привозит с собой угощение и приданое. Близкие родственники с обеих сторон уходят в отдельную комнату, где за столом знакомятся друг с другом. Вместе они должны съесть блюдо из баранины, которое состоит из лопатки и правой части головы животного. Это тоже настоящий обряд: разделывать голову должен самый старший гость. Ухо он отдает распорядителю стола, нижнюю часть – гостю, который сидит слева, а половину верхней части головы – человеку справа. Остальное старейшина забирает себе.
В традиции адыгейской свадьбы шумные игрища и танцы. Обычно гости становятся в круг, чтобы мужчины находились напротив женщин. Распорядитель торжества указкой из орехового дерева определяет пару, которая должна выйти на середину и станцевать. В такой игре каждый может продемонстрировать свое искусство.
На следующий день после торжества молодые приезжают в дом к невесте. Это тоже дань традициям: в прошлом первый визит девушки был возможен лишь спустя год после свадьбы. Так она показывала свои близким, что у нее все хорошо и что она благодарна родным за то, что ее правильно воспитали.
Адыгейцы – народ, который сохранил свою многовековую культуру и историю. Главным достоинством для них считается уважение к старшим и природе. Несмотря на то, что на протяжении веков адыги не раз вынуждены были переселяться в другие регионы, они смогли остаться верными своим традициям и земле.
Адыги – это коренной народ Северного Кавказа и Сочинского Причерноморья. Их корни на территории современной республики Адыгея уходят в глубокие тысячилетия. Они являются потомками носителей древней меотской культуры. Обжитые земли покидают неохотно, общая численность адыгов 125 тысяч человек, распределяется следующим образом:
- чуть больше 95 тыс. человек проживает в Адыгее,
- чуть больше 20 тыс. человек — территория Краснодарского края,
- малая толика переселилась в Турцию и на Ближний Восток.
Давайте познакомимся с традициями и обычаями этого гордого горского народа, уважающего законы предков и свято чтящего воинскую доблесть и человеческое достоинство.
Социальное устройство адыгского общества
Адыгское общество — это конгломерат разрозненных племен (субэтнических групп), каждая из которых обладала своим геополитическим устройством, традициями и обычаями. К началу XX столетия складываются устойчивые современные этнические подгруппы, которые дошли до наших дней. Иноземцам, в том числе русскими, эти племена назывались черкесами. Самоназвание же этого народа «адыгэ». Более привычное для нас адыги. Самые крупные этнические группировки вошедшие в состав адыгов: адыгейцы, шапсуги и кабардинцы.
В начале-середине XIX века адыгское общество в своем развитии принадлежало к феодально-рабовладельческому строю. Сословная иерархия была незыблима. Князь — управлял, дворяне — воевали (защищали свои земли и захватывали сопредельные территории), крестьяне и рабы трудились (собирательство, охота, земляделие, садоводство). Мезальянсы были не мыслимы. Никогда князь не мог жениться на простолюдинке. При этом в противовес аристократическому управлению князя существовали племена, где власть принадлежала выборным старейшинам — некий элемент демократии, который ограничивал власть знати.
Сторогие сословные рамки регламиентировали обязанности в общине, быт и поведение ее членов. При этом существовали в обществе адыгов уникальные обычаи, которые, порой стирали сословную разницу. Аталычество — обычай отдавать маленького ребенка князя в семью уважаемого знатного адыга. Там он воспитывался наравне с другими детьми, изучал кодекс правил поведения и обязанностей адыгов — «Хабза». В родительский дом мальчики возвращались уже взрослыми мужчинами — в возрасте 16-ти (шестнадцати) лет, а девочки только перед замужеством.
Прошли годы, но правильное воспитание по сей день в высокой цене у черкесов: высокая культура, нравственность, уважительность к окружающим и храбрость — эти качества не отделимы от образа и современного адыга. Как нельзя лучше характеризует «правильный тип поведения» старая черкесская мудрость, она заставляет задуматься в определенный момент: «Разве ты не адыгеец?».
Воинская доблесть и честь
Далеко за пределами своей Родины адыги прослыли храбрыми войнами. Воинской науке черкеса обучали с детства. Еще в колыбели он слышал старые песни и были о том какой великий народ черкесы и какая судьба отважного война ему уготована. Бабушка склонялась над младенцем и произносила старые слова, которые передавались из уст в уста ни одно поколение.
В возрасте 3 (трех) лет мальчика сажали на коня, начиналась наука: метать нож, управляться с кинжалом, а затем и стрелять из лука. Адыги были отменными наездниками и меткими стрелками. Бегство с поля боя, страх перед смертью были не допустимы. Если воин показал трусость, его подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Все окружающие должны были осмеивать и потешаться над осужденным. Жалость к трусу была запрещена. Трус становился изгоем, отверженным.
Только смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание, так как наравне с храбростью в адыгах ценилась скромность. Адыги считали: в центре внимания человек может быть только 3 (три) раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них имел свои традициями и обряды.
Рождение ребенка. Каноны и обычаи
Когда в доме рождался ребенок на крышу дома отец вывешивал флаг. Пестрый флаг – родилась девочка, однотонный — мальчик. Пусть все знают — в дом пришла радость. В перый год жизни нового члена семьи во дворе дома дедушка по отцу сажал дерево. Ухаживать за ним позже будет подрастающий черкесс. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.
Все что нужно малышу (пеленки, распашенки, игрушки и т.п.) готовят уже после его рождения. Делать это заранее не принято. Постельные принадлежности собирают родственники со стороны матери. Почевать на белье, приготовленном родственниками отца — дурная примета, сулит в будущем малышу несчастье в браке. А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.
Свадьба у адыгов
Заключение брака — один из самых удивительных и необычных канонов адыгского общества. Обычай вобрал в себя простоту и рациональность гармонии с природой. Автолитарное общество здесь демонстрирует огромное уважение к личности человека и его свободе выбора.
Девушке сама выбирала жениха по сердцу. Ни когда отец не мог навязать ей свою волю. Объяснение этому кроется в канонах адыгского традиционного общества: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. Лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.
Период сватовства не быстрый. Молодые парни и девушки встречаются на праздниках и гуляниях, приглядываются друг к другу. Девушки приглашают юношей в гости. Девушке разрешается принимать гостей дома в своей комнате, здесь они беседуют, знакомятся с претендентами на «руку и сердце». Не возбраняется одной девушке принимать нескольких юношей, а юношам знакомиться с несколькими девушками. Если возникли взаимные чувства и юноша определился с выбором, он делает девушке предложение. При согласии невесты, назначается день свадьбы. Вот только гарантии что свадьба произойдет нет до последнего момента. Если девушка передумала, она может забрать свое слово — до момента входа гостей в ее дом в день свадьбы. Делается это в весьма деликатной форме, причины не объясняются. На отказ не обижаются, это традиция.
Свадьба проходит традиционно для Кавказа. Родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в семью невесты символический «калым» — знак уважения к будущим родственникам. Родители девушки в свою очередь передают в ее будущий дом приданое. В дом зятя родственники невесты не ходят. Для них есть отдельная дверь и быть в новом доме дочери они могут совсем короткое время, не более пары часов.
Свадьба проходит весело. Невесту обсыпают монетами, сладким и зернами, а в дом она входит по шелковому полотну. Считается, что под порогом дома живут души предков, Невесту вносят в дом на руках, чтобы она не потревожила усопших. По доброму обычаю каждый должен помочь молодой семье, все гости дарять подарки.
Есть и другие традиционные обычаи. Например, бабушка жениха собирает узелок с пожитками и демонстративно уходит из дома, громко провозглашая, что молодая хозяйка выгоняет ее из родных стен, не ужиться двум хозяйкам под одной крышей. Молодая, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, уверяет, что будет уважать и любить. В конце концов старшая хозяйка возвращается, воцаряется «мир».
Персона женщины в адыгской семье довольно значима. Да, она беспрекословно подчинялась мужу, но супруг ни когда не мог ее бить или наказывать. Женщина — хозяйка дома, хранительница очага. Несмотря на то, что с конца XVIII века адыги окончательно приняли мусульманство, многоженство так и не прижилось на Кавказе.
Тризна
Обряд прощания с усопшим сложился довольно давно. Основу похоронного процесса составляют мусульманские обычаи.Над умершим читают молитвы, тело заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть внимательно погрузиться в исследование траурной церимонии, то можно найти доисламские черты:
- после похорон первые три дня еду в доме усопшего не готовят, ее приносят родственники и соседи;
- соблюдается траур: женщины одевают черное, зеркала в доме завешиваются материей;.
- адыги скорбят по ушедшему, этот обычай идет в разрез с исламом, который предписывает не плакать над покойником,;
- дети на похоронах не присутствуют: их уводят из дома к родственникам или соседям.
Традиции адыгов в современном обществе
Многие древние обычаи на Кавказе существуют по сей день. Современные адыги предпочитают умеренность в еде, не многословны и сдержаны в чувствах на людях. Если кто-то просит помощи у соседей или родных, они непременно должны прийти на выручку. Традиции адыгского гостеприимства подкупают каждого, кто посещает этот благословенный край. Гостя подчуют лучшими блюдами, дают лучшее место, обеспечивают безопасность не только в гостях, но и по дороге домой…
Чтобы погрузиться в традиции адыгов надо обязательно посетить республику. Наиболее востребованные туры в Адыгею представлены ниже:
Всесоюзная Тридцатка
Брендовый маршрут проходит на территории республики. Вот уже более 80-ти лет туристы отправляются горными перевалами через горы к Черному морю чтобы познакомиться с природой Кавказских гор и отдохнуть в городе Сочи. Уникальность данного трека определяет присутствие на маршруте всех природно-климатических зон нашей страны.
Номер заказа: 002308
Большой Тхач. Треккинг-тур
Маршрут пешего туризма по национальному парку Большой Тхач не оставит Вас равнодушным к красотам природы горной республики Адыгея. В этом путешествии Вас ждет покорение вершин, горные реки, красивейший лес и море фотоснимков и эмоций. Фотосессия на фоне Большого Тхача бьет все рекорды по популярности в инстаграмм
Номер заказа: 002303
Адыгея — край гор и водопадов
Насыщенная программа активного тура знакомит Вас с природой, культурой и историей республики. Вы погрузитесь в недра пещер, прогуляетесь по ущельям и поднимитесь к вершинам Кавказских гор. Вас ждут купания в водопадах и горячих источниках, древние мегалиты и современные музеи. Попробуем?
Номер заказа: 002108
Спешите успеть!!!