Народные праздники алтайского края

Алтайские традиции: праздники, социальные особенности, бытовые и семейные обычаи, основные культурные традиции

Алтайцами называют этническую группу народностей, проживающих в южной Сибири, у подножия Алтайских гор. Алтайские традиции, много веков назад сложившиеся у коренных народов, бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, считаясь неотъемлемой частью общественной и семейной жизни.

Традиции Алтая

Бытовые традиции и обычаи

Проживающие на Алтае народности подразделяют на северных и южных. Жители южных районов, телеуты и телесы, говорили на тюркском (ойратском) языке. Поскольку образ жизни эти народы вели кочевой, их жилищем была переносная войлочная юрта со складными решетчатыми стенками. Национальная одежда ― домотканые рубахи, широкие штаны, шубы мехом вовнутрь, подпоясанные куском ткани.

Народ Алтая

Северные представители алтайского народа (кумандинцы, челканцы, тубалары) говорили на северо-алтайском языке. Эти народности вели оседлый образ жизни, поселялись в долинах рек, в больших деревянных домах. Дом был разделен на мужскую и женскую половины. В мужской половине располагались, кроме жилой комнаты, помещение для хранения оружия и снастей, в женской половине ― кухня и хозяйственные пристройки, предназначенные для хранения продуктовых запасов. Национальным костюмом у этих народностей служили широкие штаны, расшитые цветным орнаментом холщевые рубахи, поверх них ― свободного покроя халат.

Жители Алтая очень гостеприимны, и зашедшего во двор даже незнакомого человека обязательно пригласят к чаю. Алтайская культура и традиции предполагают безукоризненное выполнение правил этикета. Существуют специальные ритуалы, как правильно принимать гостя: где его следует усадить, как подать ему чай, алкогольный напиток или трубку для курения.

Главные продукты алтайской кухни — молоко и мясо. Из молока готовят множество блюд: супы, сыры, масло и даже водку (араки). Наиболее популярны кисломолочные продукты: аарчы (творог), каймак (сметана), курут (кисломолочный сыр), чегень (сквашенное кипяченое молоко). Из мяса используются баранина, козлятина, говядина, конина, основной способ их приготовления ― варка. Из десертных блюд алтайцы готовят разные виды печенья с орехами и ягодами, фирменные блинчики «Jaaн кулак», и известное национальное блюдо «чок-чок» ― шарики из муки грубого помола, меда и толченых кедровых орехов.

Десерт чок-чок

Основные культурные традиции

Традиции и обычаи алтайского края основаны на огромном уважении и любви к природе как к источнику жизни на Земле. У каждой родовой общины была своя священная гора, где по поверьям живут духи — защитники рода. Главным божеством у алтайцев считался Ээзи, обитающий на горе Уч-Сумер. С почитанием этого божества связан древний обряд, согласно которому на перевалах было принято привязывать на дерево ленточку, обращаясь при этом к духу с просьбой подарить близким здоровье и благополучие. В местах, где не растут деревья, ленточкой украшали горку, сложенную из камней.

Верования алтайского народа

Уникальны музыкальные традиции алтайских народов, уходящие истоками в глубокую древность, причем у каждой народности своя, специфичная структура и окраска мелодии, аутентичная особенность вокала. Для северных алтайцев характерны элементы многоголосья, красочность и широкий диапазон мелодий. Манера исполнения у этих народностей схожа с русской, что объясняется историческими связями жителей этого региона с русским населением.

У южных алтайцев присутствуют самобытные, присущие только их музыкальной культуре, особенности вокала. Это горловое пение («Кай»), которое сопровождается игрой на струнных щипковых инструментах ― топшуре и ятагане. Такое особое искусство пения служит и молитвой, и обрядом, вводящим исполнителей и слушателей в состояние, подобное трансу.

Музыкальный инструмент опшур

Семейные традиции

В алтайской семье главой является отец. Мужчина ― защитник и добытчик, а женщина ― хранительница домашнего очага, высшее существо, дарующее жизнь потомству. Девочки с раннего возраста приучаются вести хозяйство, а мальчиков отец обучает охоте, обращению с лошадьми. По традиции, вместе с отцом и матерью остается жить младший сын, он заботится о них в старости.

Создание семьи у алтайцев считается обязательным, старые девы и неженатые пожилые мужчины в обществе не пользовались авторитетом. Правда, полноправными членами общины женатые люди считались лишь после рождения первого ребенка.

Свадьба на Алтае

Свадьба на Алтае имеет свои особенности. По алтайским традициям и обычаям, свадебный церемониал состоит из четырех этапов: сватовство, подготовка к свадьбе, свадебный пир и послесвадебный этап. Праздничное застолье у алтайцев сопровождается множеством древних тюркских обрядов и занимает два дня: в первый день гостей принимает семья жениха, во второй ― семья невесты.

Широко празднуют алтайские семьи и рождение детей, по этому случаю забивают овец или теленка и устраивают богатое застолье. Обряд крещения новорожденного проводят в период с 8-го по 40-й день его жизни: считается, что в этом возрасте младенец, очистившись от первородного греха, вступает под защиту Господа. В день крещения ребенка его родственникам не разрешается работать топором и лопатой, а также нельзя обижать животных.

Праздники алтайцев

Праздничные традиции Алтая очень разнообразны и по-настоящему уникальны, и поэтому привлекают внимание многочисленных туристов. Самыми важными национальными праздниками у алтайцев считаются:

  • Чага-Байрам ― праздник поклонения Солнцу. Он отмечается в период февральского новолуния массовыми гуляниями и ритуалом подношения духам Алтая угощения, которое оставляют на тагыле ― сложенном из дикого камня алтаре.

Чага-Байрам

  • Эл-Ойтын ― праздник национальной культуры, проводится раз в два года. Многочисленные гости Эл-Ойтын могут ознакомиться с культурным наследием алтайцев, посетив концерты народной музыки, конные спортивные состязания.
  • Курултай сказителей ― своего рода конкурс певцов кайчи. В соревнованиях принимают участие только мужчины, исполняя свои сказания под аккомпанемент щипковых музыкальных инструментов.

Курултай сказителей

  • Дьылгаяк ― алтайский вариант Масленицы. На этом имеющем языческие корни празднике, который проходит в конце февраля — начале марта, устраивают ярмарки и аттракционы, проводят конкурсы, и как символ прощания с зимой, сжигают соломенное чучело.

На Алтае также ежегодно проводится ряд фестивалей, как общероссийского масштаба, так и региональных:

  • «Ах! Фест!». Этот популярный во многих странах гастрономический фестиваль на Алтае проводится в один из летних месяцев. В программе развлекательные и деловые мероприятия: ярмарка изделий народного промысла, дегустация национальных блюд, кулинарные конкурсы и мастер-классы, концертные программы.
  • «Сырная деревня». Ежегодный праздник сыра проходит в августе в селе Куяган, где находится старейший сырзавод края. Мероприятие включает ярмарку продукции местных фермеров ― производителей сыра, меда, препаратов из пантов алтайского марала. Здесь можно послушать концерты оркестров народных инструментов, побывать на аттракционах, посмотреть интересные спортивные состязания, где местные богатыри бьются мешками с сеном, тягают груженые телеги и отжимают штанги с надетыми на них головками сыра.
  • «Цветение маральника». Этот фестиваль открывает туристический сезон. Он проходит в начале мая, когда предгорья Алтая покрываются лиловым ковром цветущего полувечнозеленого растения, которое в народе называют сибирской сакурой. В программе фестиваля ― демонстрация фильмов об Алтайском крае, музыкальные концерты, показательные выступления мастеров казачьих боевых искусств.

Цветение маральника

По традиции, Алтай ежегодно в июле месяце чествует своего знаменитого земляка — актера и писателя Василия Макаровича Шукшина. Кинофестиваль «Шукшинские дни» стартует в Барнауле и продолжается еще в нескольких городах Алтайского края. Каждый из участников праздника, а среди них известные актеры, кинорежиссеры, писатели, считает своим долгом побывать на горе Пикет, расположенной вблизи села Сростки.

Памятник В. Шукшину

В этих местах, на берегу реки Катуни, любил сидеть Шукшин. В 2004 году здесь был установлен 8-метровый бронзовый памятник Василию Шукшину.

Праздники и события Алтайского края 2023: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Алтайском крае (Россия). Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

  • 20 — 23 февраля 2023

    Сибирская масленица

    Вот уже более 10 лет, как старинная славянская традиция провожать зиму с песнями и плясками переросла на Алтае в большой международный фестиваль. Каждый год, в конце февраля—начале марта он проходит на «Сибирском подворье» в селе Новотырышкино.

  • 1 мая 2023

    Праздник «Цветение маральника»

    В начале мая предгорья и горы Алтая покрываются лиловой кипенью — расцветает маральник. В эти дни стоит попасть на удивительно красивый фестиваль «Цветение маральника», посвященный любованию этим прекрасным растением и открытию летнего туристического сезона.

  • 24 — 25 июня 2023

    Ах! Фест

    «Ах! Фест» — это ежегодный гастрономический фестиваль, цель которого — популяризация ЗОЖ и натуральной продукции Алтая. Событие проходит летом в семейном комплексе «Алтайское Холмогорье». В дни праздника проводят развлекательные и деловые мероприятия — разворачиваются фреш-маркет.

  • 24 — 25 июня 2023

    Фестиваль Роберта Рождественского

    Ежегодно в июне в Алтайском крае проводится литературный фестиваль Роберта Рождественского. Праздник литературы и музыки уже более 10 лет проходит на малой родине известного советского поэта — в Яре Любви, возле села Косиха.

  • 17 — 23 июля 2023

    Шукшинские дни на Алтае

    Ежегодно в июле Алтайский край чествует своего знаменитого земляка — писателя, режиссера и актера В. М. Шукшина. По традиции, «Шукшинские дни на Алтае» открываются в Барнауле, а затем параллельно проходят в нескольких городах края и завершаются праздником на горе Пикет в селе Сростки.

  • 31 декабря 2023

    Новый год в Барнауле

    Барнаул не самый популярный среди туристов город в России, но зима в этом городе настоящая, сибирская и очень новогодняя. В конце декабря — начале января здесь приятная морозная погода, пасмурно, но снега почти нет. Температура воздуха днем -11…-14 °C, ночью -18 °C.

  • 31 декабря 2023

    Новый год в Белокурихе

    Белокуриху иногда называют русской Швейцарией, но сами местные жители с этим не согласны: и климат здесь лучше, зима не такая холодная, солнечных дней больше, а цены не так пугают даже в период праздников. В конце декабря — начале января в Белокурихе немного морозно: -2…-5 °С.

Эл-Ойын.
Традиционным национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. На праздник собираются не только жители Алтая, приезжают делегации из Монголии, Тувы, Хакасии, Казахстана. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов), колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов производят неизгладимое впечатление. Порой может показаться, что ты попал в совершенно иное временное измерение.
«Эл-Ойын» — это не только фольклорный, но и спортивный праздник. Спортсмены выступают в 9 видах спорта. Это куреш — национальная борьба, шатра — алтайские шашки, камчи — выбивание плетью деревянных бабок, кодурге кеш — поднятие камня, а также жонглирование ногами кусочком свинца, обернутым в козью шкуру (тебек), смотр конской упряжи и шорных изделий (малчи мерген). Но самым прекрасным зрелищем на этих праздниках являются, конечно же, конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск.
Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях — аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз — автомобиль.
Кроме того на празднике устраиваются конкурсы, костюмированные шествия, выставка-ярмарка ремесленных изделий, конкурс национального костюма. Одним из главных требований организаторов праздника является обязательное наличие национального костюма своего народа.

Чага-Байрам.
«Чага-байрам» в переводе означает «Белый праздник». Это давно забытый праздник. Впервые он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами Тибета и Индии.
Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля — начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины придерживавшихся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д.
После исполнения обряда начинается непосредственно празднование — собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках и на шкурах скота и т.д.

Дьылгаяк.
Языческий праздник Дьылгаяк — это тоже самое, что и масленица у русского народа. Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник символизирующий язычество все равно остался и отмечается. В этот день народ собирается на улице. Сжигаются соломенные и другие чучела — символику уходящего года. Устраиваются увеселительные мероприятия в шутовских одеяниях. Идет всесторонняя ярмарка, и устраиваются веселые аттракционы с песнопениями.

Курултай сказителей.
На курултае сказителей принимают участие люди, обладающие даром горлового пения. По-другому их называют кайчи. Они исполняют героические сказания о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком — каем под аккомпанемент топшура — двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства.
Сказители издревле пользовались большой любовью и уважением народа и по праву считались хранителями народной мудрости.
В их сказаниях испокон веков воспевались красота и щедрость родной земли, мечты и чаяния простого человека, возвышались доброта, жизнелюбие, справедливость. Простой человек боролся и побеждал своего врага силой, умом и смекалкой. Герою помогала преодолевать препятствия сама природа: горы, леса, реки. Вместе со сказителем переживали, плакали и радовались слушатели.
Говорят, что даже шаманы, обладавшие умением посредством пения и исполнения различных ритмов на бубнах эмоционально воздействовать на суеверные массы, предпочитали не проводить свои религиозные мистерии в тех долинах и аилах, где находились сказители. Шаманы опасались вступать в спор с великой силой их искусства.

Межрегиональный праздник алтайского народа «Эл-Ойын»

Эл-Ойын — национальный праздник алтайского народа, проводимый раз в два года (по четным годам). Название праздника можно перевести как «всенародные игры, всенародный праздник». Целью данного мероприятия является сохранение традиций, обычаев алтайского народа, развитие народного творчества, взаимообогащение культур народов.

Эл-Ойын продолжается три дня. За это время на различных площадках, обустроенных в долине, проходят многочисленные спортивные и культурные мероприятия. Спортивная часть праздника предполагает традиционные национальные виды спорта: борьбу кӱреш, набивание жестка (тебек), стрельбу из лука (ок-jаа адыш), поднятие камня (кӧдӱрге таш), конные скачки, «Кӧк Бӧрӱ» и другие соревнования. В культурной программе праздника — театрализованные представления, выступления сказителей народного эпоса и мастеров горлового пения, конкурс-смотр национальных стилизованных костюмов, выставка изделий народных промыслов.

В рамках Эл-Ойына работают выставки-ярмарки изделий народных промыслов, проводятся различные мастер-классы и конкурсы.
Привлекательность праздника доказывает постоянно увеличивающееся число его гостей.

Межрегиональный фестиваль русского фольклора «Родники Алтая»

Межрегиональный фестиваль русского фольклора «Родники Алтая», это второй по значимости после алтайских национальных игр Эл Ойын массовый праздник в Республике Алтай, который проводится один раз в два года.

Основными целями фестиваля являются сохранение, развитие и пропаганда русского традиционного творчества; возрождение народных традиций и обрядов, этнических особенностей и духовной культуры народов, проживающих на территории Республики Алтай; выявление самобытных носителей русского фольклора, популяризация их творчества; приобщение подрастающего поколения к традиционной русской культуре; укрепление творческих связей между творческими коллективами Республики Алтай и других регионов России.

В программе «Родников Алтая» традиционное торжественное открытие фестиваля, вечер обрядовой песни, выставка – ярмарка и конкурс мастеров народных промыслов и ремесел конкурс горниц; детская фестивальная программа «Родничок»; выступление творческих коллективов и множество других интересных культурных мероприятий.

В программу фестиваля входят народные песни в исполнении коллективов художественной самодеятельности, различные конкурсы, мастер-классы, этноигры.

Чага-Байрам

Праздник Чага-Байрам, который еще называют алтайским Новым годом, празднуют в конце февраля, начале марта – когда начинается новолуние. Это древний праздник, уходящий своими корнями в Чуйскую степь, где когда-то местные народы проводили ламаистский обряд встречи Нового года. Чага-Байрам также отмечается монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, и даже народами Тибета и Индии.

Духовная составляющая праздника Чага (Чагаа) заключается в очистительных церемониях от всего негатива, скверны и пагубы истекшего года в обращении словами и помыслами, делами и действиями к Родине — Алтаю с испрошением мира и покоя, процветания и развития родной стране и народу, приумножения и достатка семье, родичам и всему обществу, благополучия и здравия чадам и стадам.

Наурыз

Наурыз — официальный государственный праздник Республики Алтай. Наурыз, наряду с другими национальными праздниками является древним праздником, с которым связано множество традиций и обычаев.

На центральной площади Горно-Алтайска проводятся: театрализованное представление, праздничный концерт с участием творческих коллективов республики и национальные спортивные конкурсы и состязания.

Дьылгаяк (Јылгайак)

Дъылгаяк – языческий праздник весны, связанный с наступлением весеннего равноденствия.
Народ Горного Алтая каждый год отмечает этот весенний праздник как символ обновления жизни, очищения, ожидания лучших перемен.

Международный Курултай сказителей (Кайчылардыҥ курултайы)

Международный Курултай сказителей проводится ежегодно с целью сохранения древнейшего искусства горлового исполнения — кай. Мероприятие способствует выявлению новых одаренных исполнителей, повышению мастерства и профессионального уровня исполнителей — кайчы.

Тюрюк байрам (Јӱрӱк байрам)

«Тюрюк Байрам – праздник кедра» — праздник культурного и духовного возрождения, сохранения и развития народного творчества коренных малочисленных народов Республики Алтай. В рамках праздника проводятся концерты, конкурсы, спортивные национальные игры. Открывает праздник театрализованное представление с участием творческих коллективов и спортсменов.

2В преддверии народного праздника Эл Ойын «Звезда Алтая» продолжает публикацию материалов сборника «Народные игры алтайцев», выпущенного под редакцией кандидата филологических наук В.П. Ойношева НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова и Агентством по культурно-историческому наследию Республики Алтай. Данная статья посвящена традициям проведения календарных и светских праздников.
Несомненно, праздник является культурно-историческим феноменом, важной первичной формой человеческой культуры. Каждый конкретный праздник, будь то календарный, семейный, профессиональный, религиозный или какой-либо другой, несет в себе специфические черты, но в то же время состоит из традиционных элементов и вписан в этническую среду.
Алтайские календарные праздники приурочены к смене сезонов. Наиболее важными из них являются осенне-весенние – Jажыл бÿр, Сары бÿр, Чага байрам. Хотя называть первые два праздниками не совсем правомерно, это, скорее, обряды. Встреча Нового года – Чага байрам во многом имеет развлекательную форму, здесь проводятся игры, состязания.
Определенного набора праздничных игр не было. В календарный праздник Jылгайак, проводимый в конце марта, обычно дети катались с горы на шкурах крупного рогатого скота. По всей видимости, Jылгайак в старину олицетворял наступление нового года. В Чага байрам в настоящее время обычно проводятся состязания по борьбе кÿреш, камчы, тебек, кöдÿрге таш (поднятие камней), токпок чачыш (бросание булавы). В них играют повсюду, и они не связаны с какими-либо конкретными сезонами года. В этом плане необходимо отметить, что есть такие игры, символика которых связана с каким-либо событием, в частности со свадьбой. Это jодо чачары, töс тазыл, бöгö, aйыл бузары. Каждая из них имеет определенный философский или логический смысл. В этих играх можно усмотреть взаимосвязь с магией плодородия.
Отметим, что некоторые праздники или дни, по которым определяли смену погодных условий, могли быть заимствованы из иной культурной среды. Некоторые даты, которые были известны у алтайцев в конце XIX – начале XX века, привнесены русскими переселенцами. Например, приметной датой являлось 14 марта. Этот день называют jÿс кучыйак суу ичер (сто воробушков будут пить воду). Если 14 марта будет тепло, а на дорогах появятся лужи, то весна будет теплой, а если холод, то 40 дней после этого предполагалась холодная погода.
В конце мая многие алтайцы, в том числе некрещенные, отмечали праздник Мокола. Несомненно, Мокола – это алтаизированное имя святого Николая. День Святой Троицы назывался чечектиҥ байрамы (праздник цветов).
Исследователями записаны интересные даты, по которым определяли календарные циклы или перемены погоды.
В месяце кышкы куран ай по лунно-солнечному календарю присутствовал день булан ээги узап калды. Считалось, что солнечный день стал длиннее на нижнюю губу лося. В это время делали уборку в аиле, варили сытную еду, кропили молоком jайык (оберег семьи, дома). В месяце чаган, начинавшемся в конце января – середине февраля, в полнолуние (ак толун) отмечался день саа кÿн, знаменовавший борьбу мороза и тепла. От того, кто побеждал, зависело, будет весна ранней или поздней.
В месяце тулаан, в седьмой день ущербной луны, считалось, что на поверхность земли начнут выходить семь слепых (jердиҥ jети сокоры). Медведь, барсук, сурок, суслик, крот, бурундук, змея в этот день будут переворачиваться. В это время нежелательно было много трудиться.
В месяце кандык седьмой день новолуния называется jер алдында от одуратан байрам (день зажигания огня в нижнем мире). Считалось, что с этого дня промерзшая земля начинала таять снизу.
В конце первой декады мая выделяется кÿÿктиҥ jадазы (день кукушки). В этот период обычно выпадал мокрый снег.
В начале августа примечали календарный цикл куран jадазы (день самца косули). Считалось, что в это время пойдут дожди, а туман накроет землю.
На начало сентября выпадал сыгын jадазы (день марала), означавший: будут дожди, а по вершинам гор выпадет снег.
Кроме этих календарных дат в представлениях алтайцев большое значение имели даты, причастные к какому-то событию. Например, день первого грома отмечали по-разному. Считалось, что в этот момент заговорило Небо (Теҥери унчыкты). Люди кормили огонь, женщины поглаживали косы. Мужчины снимали шапки и гладили головы. Это были знаки огромного почитания, в данном случае Неба. Произносили заклинание: «Кайрако-он, баш болзын!» («Боже, Вам моя голова!»). Молодые люди, дети кувыркались через голову (тоҥкос ажары). По всей видимости, в этом обряде мы отмечали рудименты культа Неба.
Описание этих календарных дней в данной работе не случайно: мы хотели показать, что существующие календарные праздники разнятся по функциональному значению, некоторые из них можно называть календарными обрядами, а часть – приметными днями. Игры затевались только в честь больших праздников – Чага байрам, Jылгайак, Jÿрÿк байрам, а во время других полагалось вести себя спокойно.

Jылгайак (Дьылгайак)

Этот праздник приходится в марте на седьмой день убывания (старения) луны, когда месяц в ущербе, ближе к дню весеннего равноденствия. Люди раньше справляли Jылгайак неделю. Он означал конец зимы, конец старого и начало нового года, праздник весны. Рассмотрим его проведение у северных алтайцев. К празднику готовились заранее: доставали зимние припасы, варили мясо, кочё. В кочё добавляли сушеную сарану, кандык. Позднее стряпали пельмени, пекли блины. В этот праздник люди старались справить свадьбу, веселились, проводили скачки, пели, плясали, а перед ним колотили снег палкой или каким-нибудь твердым предметом. Это символически приближало наступление весны – нового года. Выбирали место для проведения праздника в деревне и там вытаптывали снег.
Загодя ночью разводили костры на улице и били поклоны. Готовили ружье и, как только запоет первый петух, стреляли из него. Считалось, что петух, услышав выстрел, начнет равномерно кукарекать и такое предзнаменование полезно для наступающего нового года. Если же не выстрелить, он будет кукарекать неравномерно, через большие промежутки, и в таком случае год будет плохим.
Jылгайак встречают словами:
В чайнике чай мой не кончался бы,
Праздновать пришедшие
дети (девушки)
Не уходили бы.
В чугуне кочё мое
Не кончалось бы.
В сегодняшний день дети (девушки)
Домой не уходили бы.
В дьыраке аракы (вино)
Не кончалось бы.
Веселиться пришедшие
дети (девушки)
Домой не уходили бы.
Jылгайак в старину был широко распространен на Алтае. По всей видимости, он означал наступление нового календарного года. В этот день открывали запасник (ÿче) – яму, в которой хранились с осени запасы мяса. Проводились различные увеселения, в частности, дети катались с горы на шкурах домашних животных. Утром проводился обряд шÿтеен – кормление огня и угощение духов местности.
В настоящее время праздник возрождается, но открытым остается вопрос о дате его проведения. Jылгайак начали проводить в день весеннего равноденствия, если этот день не выпадает на айдыҥ аразы (1 — 2 дня перед новолунием).

Чага байрам

Чага байрам (от монг. Цагаан саар) – Новый год у алтайцев – отмечается по лунному календарю. У него нет фиксированной даты, начало может смещаться с конца января по конец февраля. В праздновании принято выделять три стадии: подготовка к встрече, чествование первого дня и последующие дни.
По всей видимости, отмечать Новый год в феврале алтайцы начали по приказу Хубилая, внука Чингисхана, первого императора династии Юань, с 1267 года. По его велению начало года начали отмечать с месяца чаган (цаган сар).
В канун наступления праздника люди наводили порядок в доме, а во время празднования готовили сытную пищу, совершали обряд саҥ сала-ры. У хозяйки огня просили долголетия, потомства членам семьи, жизненной силы, плодовитости скоту. С утра люди приветствовали друг друга, спрашивая, благополучно ли они перезимовали: «Jылдаҥ кандый чыккан?» («Благополучно ли провели год?»). Ответ «Öҥ чыккан» означал, что год прошел благополучно, без видимых потерь.
Вся церемония соответствовала древнему магическому действию – ломать старое, чтобы дать дорогу новому. Некоторые люди воздвигали алтарь из камня перед своим домом, дабы провести обряд саҥ — поднесение угощения огню и духам — хозяевам местности. Такое семейное совершение обряда отмечено у жителей Кош-Агачского района. Следует сказать, что в других районах Республики Алтай Чага байрам широко начали отмечать только с начала 90-х годов прошлого столетия. В первый день праздника проводятся игры, концертные мероприятия. Они стали неотъемлемой частью празднования, тогда как обрядовая отступила на второй план. Среди проводимых игр – борьба кÿреш, тебек, камчы согоры, поднятие тяжестей.

Эл Ойын

Крупным явлением в современной культуре алтайцев является Эл Ойын. Задуман он был в целях возрождения традиционных видов спорта. В его ходе проводятся массовые культурные мероприятия, в том числе конкурсы, фольклорные состязания. Эл Ойын по сути культурно-спортивный праздник.
Хотя сам праздник появился сравнительно недавно, корни многих состязаний уходят в глубокую древность. В начале празднования проводится обряд обращения к духам — хозяевам местности. Наиболее значимыми спортивными мероприятиями являются конные скачки, борьба кÿреш, игра кöк бöрÿ, очень важные в игровой традиции алтайцев. Кöк бöрÿ (нарицательное название – «козлодрание») в Республике Алтай привилась сравнительно недавно, но уже приобрела популярность.
Кроме этих состязаний в программу Эл Ойына включены шатра, камчы согоры (соревнования с плетью), стрельба из лука, тонжоон jÿгÿриш (бег парами, один верхом на втором), лазание на кедр, объездка необученных коней. Некоторые состязания вошли в программу Эл Ойына сравнительно недавно. Таковыми являются камчы согуш (плетью выбивают деревянные палочки, поставленные в ряд), тонжоон jÿгÿриш, а также токпок чачыш ‒ метание булавы.
Правила для этих состязаний разработаны недавно, но, конечно, возникли они не на пустом месте: за основу были взяты народные игры, корни которых уходят в далекое прошлое.
Из культурно-досуговых конкурсов, проводимых на празднике, следует отметить конкурс сöгÿш кожоҥ. Два человека садятся друг против друга и поют песни, принижающие достоинство противника. Побеждает более находчивый и склонный к импровизации певец. Этот вид состязаний является традиционным. Имена мастеров слова старины до сих пор известны в народе.
Как и в любой народной праздничной культуре, на Эл Ойыне проявляют себя экономические и философские, эстетические и религиозные, психологические и нравственные аспекты общественной жизни народа.



Скачать материал

Традиционные праздники АлтайцевКалендарные 
Обрядовые 
Религиозные



Скачать материал

  • Сейчас обучается 247 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Традиционные праздники АлтайцевКалендарные 
Обрядовые 
Религиозные

    1 слайд

    Традиционные праздники Алтайцев
    Календарные
    Обрядовые
    Религиозные

  • Традиционные праздники алтайцев были подчинены годовому хозяйственному циклу....

    2 слайд

    Традиционные праздники алтайцев были подчинены годовому хозяйственному циклу. Единица измерения времени состоит из двух больших циклов: холодного и теплого.

    В календарных праздниках наиболее значимыми считались обрядовые праздники, определявшие начало и конец сезона. Так, в начале лета, в период новой луны, обязательным был обряд «дьажыл бюр» — «зеленая листва», а также — «благословение Алтаю». В осенний период свершался обряд «сэры бюр» — «желтая листва». Он, как и в начале лета, осуществлялся с целью снискания благосклонности духа Алтая, от которого зависели благополучие и удача в течение зимнего периода.
    Проводится Новый год по лунному календарю — «Чага Бай рам». Здесь также совершается обряд «благословение Алтаю». Люди радуются приходу скорой весны, нового цикла календарного года. Особенно важен приход года тем, кому исполняется 12, 24, 36, 48, 60, 72 лет. Для них приходящий год — год испытаний.

    Среди обрядовых праздников немаловажное значение имел праздник «Дьылгайак», который проводился в самом начале весны с приходом новой луны (тулаан ай). Люди доставали мясо из запасников (ууче), совершали обряд шутеен, также направленный на благословение Алтая и Неба, которые дают благополучие и достаток роду, семье. Во время праздника люди веселились, угощали друг друга едой, дети катались на высохших шкурах со склонов гор.

  • В 1980-х годах в Горном Алтае стали возрождаться праздники алтайских родов, в...

    3 слайд

    В 1980-х годах в Горном Алтае стали возрождаться праздники алтайских родов, во время которых проводятся различные спортивные состязания.
    С 1988 года проводится праздник «Эл Ойын», который стал общенациональным. Раз в два года со всех уголков Алтая на него собираются тысячи участников и гостей. За считанные дни возникает огромный городок из многих сотен палаток и юрт. Здесь состязаются все именитые и безвестные спортсмены в различных видах национального спорта, На сцену выплескивается поистине неисчерпаемый запас традиционного фольклора всех народов, населяющих Горный Алтай. В грандиозном празднестве участвуют коллективы и команды сопредельных территорий, поэтому он приобретает характер регионального.
    В программу праздника включены состязания, пользующиеся наибольшим успехом у населения. К ним относятся: борьба (куреш), стрельба из лука, конные скачки, объездка молодых лошадей, гиревой спорт, поднятие камней (кодурге таш), сбивание плеткой (камчи согуш) игра тебек, алтайские шашки (шатра), бег с человеком на спине (тонжаан дьюгу-риш). Особое признание получила игра «кок борю» («синий волк») — борьба конных команд по забрасыванию туши козла в ворота противника.
    В рамках праздника устраиваются различимо конкурсы: фольклорных коллективов (в том числе детских), на лучший национальный костюм и др. Проводятся выставки-ярмарки народных умельцев, костюмированные шествия.
    В настоящее время принято решение проводить праздник «Эл Ойын» в одном районе — Онгудайском, который является географическим центром Горного Алтая

  • Спортивное состязание "кодурге таш" - поднятие камня

    4 слайд

    Спортивное состязание
    «кодурге таш» — поднятие камня

  • Древняя народная игра "кок борю"

    5 слайд

    Древняя народная игра «кок борю»

  • Праздник "Тюрюк Байрам"

    6 слайд

    Праздник «Тюрюк Байрам»

  • Религия Алтая. ШаманизмВ мировоззрении алтаесаянских народов прослеживается в...

    7 слайд

    Религия Алтая. Шаманизм
    В мировоззрении алтаесаянских народов прослеживается вера в единство человеческого и природного, в связи с этом почитались хозяева гор, водных источников. В основе этой веры лежит идея зависимости существования человека от волн высших по разуму и силе существ (духов), которые могут и благодетельствовать, и приносить вред людям. Это не страх и бессилие перед стихийными явлениями природы, а прагматизм, основанный на идее влияния взаимоотношений человека с природными объектами, которые он устраивает сам, на благополучие или здоровье человека.
    Древняя религия тюрков Алтая основана на мировоззрении шаманизма. Камы — служители культа в шаманизме, обладают особым даром, который передается по наследству. Он проявляется в виде способности лечить людей от различных болезней при помощи магических приемов. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы.
    По шаманским представлениям весь мир делится на три сферы — верхнюю, нижнюю, среднюю. В верхнем мире живут небожители, сам верховный творец — Юч-Курбустан. В срединном мире — люди, животные, растения. А в нижнем мире — властелин тьмы, загробных душ Эрлик.
    У древних тюрков существовал культ Неба. Имя божества Тенгри часто упоминается в рунических письменах древних тюрков.

  • Привязывание ленточек- ялама на перевале

    8 слайд

    Привязывание ленточек- ялама
    на перевале

  • Во время совершения обряда

    9 слайд

    Во время совершения обряда

  • Алтайский кам - шаман

    10 слайд

    Алтайский кам — шаман

  • Источники www.altai-tourist.ru 
www.altai-land.ru 
www.mediateka.ru

    11 слайд

    Источники
    www.altai-tourist.ru
    www.altai-land.ru
    www.mediateka.ru

  • МОУ СОШ № 25
Кабинет технологии
Учитель Плотникова С.В.
Бийск, 2009

    12 слайд

    МОУ СОШ № 25
    Кабинет технологии
    Учитель Плотникова С.В.
    Бийск, 2009

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 098 395 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 09.12.2020
  • 195
  • 0
  • 27.11.2020
  • 248
  • 0
  • 17.11.2020
  • 418
  • 3
  • 17.11.2020
  • 286
  • 0
  • 02.11.2020
  • 283
  • 0
  • 01.11.2020
  • 257
  • 1
  • 23.10.2020
  • 263
  • 1
  • 07.10.2020
  • 180
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Традиционный алтайский календарь


Изучение календаря, как системы исчисления времени представляет интерес при рассмотрении традиционных хозяйственных занятий и генетических связей того или иного народа. Традиционный алтайский календарь в малоизмененном виде бытует у алтайцев по сей день.

Год (jыл) – самая крупная единица измерения времени, состоит из двух больших сезонов: теплого – весенне-летнего и холодного – осенне-зимнего. Они включают времена года – весну (jас), лето (jай), осень (кюс) и зиму (кыш).

Год состоит из двенадцати лунных месяцев (ай) по 30 дней (ку”н) в каждом. Дополнительный, уравнивающий лунный и солнечный годы (современный високосный) тринадцатый месяц, вероятно, стоял между зимними месяцами, поскольку именно на этот период приходится наибольшее количество вариантов наименований месяца.

Следует отметить, что названия месяцев у северных алтайцев отражают древний охотничье-земледельческий хозяйственно-культурный тип, а у южных – древний охотничье-собирательский. Рассмотрим календарь южных алтайцев (алтай-кижи).

Названия содержат фенологическую* характеристику месяца.
Начало нового года ассоциировалось с приходом весны и оживлением природы:

Март (тулаан ай) — «животное пятилетнего возраста» (корова или лошадь);
Второй месяц весны алтай-кижи назыали месяцем растения кандык;
Первый летний месяц – месяц кукушки (куук ай);
Июнь — месяц малой жары (кичу изу ай);
Июль называется месяцем большой жары (jан изу ай);
Август — летний месяц самца косули (jайгы куран ай);
Сентябрь – месяц косули (куски куран ай);
Октябрь– месяц большого ветра (орок ай);
Ноябрь – месяц малого ветра или согласно другой интерпретации месяц вхождения мороза в силу (кучурген ай);
Декабрь именуют зимним месяцем косули (кышкы куран ай);
Январь– месяц жалящих морозов или белый месяц (чаган ай);
Февраль у алтай-кижи – месяц горной овцы (кочкор ай).

Счет дней алтайцы вели по фазам луны, выделяя два основных периода – новой и старой луны. Первый – (айдын jанызы) начинается днем нарождения луны и продолжается до полнолуния (айдын толууны). Первый день полной луны называется «белое полнолуние» (айдын ак толууны), «желтое полнолуние» (айдын сары толууны) – второй день и красное полнолуние (айдын кызыл толууны) – третий день, после которого луна начинает «стареть», то есть убывать. Период «старой луны» (айдын эскизи) длится до тех пор, пока диск луны станет невидимым. Это происходит при наступлении «третьей старой луны», за которой следуют невидимые вторая и первая «старая луна», после чего луна «переворачивается». Дни (ночи) без луны называются днями «середины луны» («айдын аразы»).

Таким образом, один месяц состоит из пятнадцати дней «новой луны», причем день «белого полнолуния» считается пятнадцатым, а день «желтого полнолуния» – вновь четырнадцатый день, только уже «старой луны». Счет ведется до дня «первой старой луны». Полагают, что луну в дни двух первых и двух последних фаз могут видеть лишь собака и корова.

Дни новой луны от третьего до пятнадцатого считаются благоприятными для проведения различных благоносных мероприятий, то есть, как говорят алтайцы, когда можно испрашивать благодать для важных начинаний (быйан сураар). В эти дни рекомендуется отправляться в дальний путь, посещать целебные источники, обращаться к лекарям, проводить свадьбы и праздники, важной составной частью которых являются религиозные церемонии.

По материалам Светланы Тулиновой (Тюхтеневой), доктора исторических наук.  http://altai-montains.ru

фото — Календарь взят из вкладки республиканской газеты «Алтайдын Чолмоны», автор рисунка Сергей Дыков

* Фенология – наука о сезонном развитии живой природы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нарисовать праздник карнавал легко
  • Народные праздники азербайджанского народа
  • Нарисовать праздник ивана купалы
  • Народные праздники азербайджана
  • Нарисовать праздник день папы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии