Народные праздники даргинцев

Работа по теме: праздники Дагестана. Глава: Обычаи и праздники народов Дагестана. Предмет: Культурология. ВУЗ: КубГТУ.

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА

Кавказ — удивительный
край, с глубокой древности населенный
народами, которые говорили на разных
языках, отличались друг от друга многими
особенностями культуры и быта. Проходили
век за веком, и здесь сложился разноязыкий,
но единый кавказский мир. И это
неудивительно: горы Кавказа, вставая
неодолимой преградой на пути завоевателей,
никогда не прерывали общения живущих
здесь народов.

Обычаи и праздники народов Дагестана

«Дагестан»
переводится как «страна гор». Но Дагестан
еще и «гора языков»: одних лишь коренных,
веками живущих здесь народов насчитывается
около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят
на языках тюркской группы. Языки, на
которых говорят аварцы и четырнадцать
родственных им небольших народов (это
андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы,
е багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы,
цезы, хваршины, гунзебцы, бежтины,
гинухцы, арчинцы), а также лакцы, даргинцы,
кай-таги и кубачинцы, табасаранцы, агулы,
рутулы, цахуры, лезгины, относятся к
нахско-дагестанской языковой семье.
Язык татов — иранской группы, он близок
к персидскому. Дагестанские народы —
мусульмане.

Праздник весны — 22 марта

У всех дагестанских
народов есть праздник весны. У одних
народов он называется «новруз» — «новый
день», у других — «Алый праздник»,
«Красный день». Этот праздник обязательно
сопровождался зажиганием всевозможных
огней: костры разжигали в горах, на
крышах домов, во дворах. Мальчишки
скатывали с гор горящие обручи. Считалось,
что, перепрыгнув в первый день весны
через костер, больной освободится от
всех недугов, а у здорового осуществятся
все желания. Если костры разжигали на
крышах, то тут же устраивали веселые
танцы, бросали в дымоходные трубы орехи.
Когда костер угасал, пепел рассыпали
по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме
было много добра».

В некоторых селах
юноши в этот день выкапывали с корнем
молодое деревце, украшали его зеленью
и лентами, а на верхней ветке укрепляли
чучело удода. С этим деревом ходили по
дворам, пели песни, поздравляли людей
с наступлением весны.

Особенно радовались
этому дню дети, они устраивали веселые
игры.

Традиции годекана

В каждом дагестанском
селе есть годекан — излюбленное место,
где ежедневно собираются мужчины. Со
стороны может показаться, что люди
приходят туда от нечего делать. Но это
далеко не так. Годекан — своего рода
клуб, трибуна, своеобразная школа, и
каждый мужчина считал своим долгом его
посетить. Здесь обсуждались все сельские
новости и дела. Человек, впервые попавший
в село, обязательно шел на годекан. На
годекане крутились и мальчишки, постепенно
усваивая нормы поведения в обществе.
Старшие могли дать им любое поручение,
и выполнять его надо было расторопно и
беспрекословно. Женщинам и девочкам
приходить сюда не полагалось. Нередко
у годекана устраивали игры и спортивные
состязания для детей, учили их борьбе
и бросанию камней. Посещая годекан,
младшие учились уважать старших и чтить
традиции предков.

Праздник цветов

В начале лета,
когда горы покрывались молодой зеленью,
к празднику цветов начинало готовиться
все село: приводили в порядок музыкальные
инструменты, готовили нарядную одежду
и еду для уходящих в горы, делали факелы.
Молодежь отправлялась в горы ночью,
так, чтобы к восходу солнца прийти на
цветущий луг. Путь освещали факельщики.
Всю дорогу пели, танцевали, веселились.
Руководил праздником выборный «шах» —
наиболее предприимчивый и веселый
мужчина.

В горах молодежь
устраивала веселые игры, танцы, состязания
в беге, прыжках, лазании по горам. Собирали
на лугах цветы, плели венки, составляли
букеты. Занимались также поисками
съедобной зелени — крапивы, щавеля,
черемши, которую использовали как
начинку для пирогов. Домой возвращались
к вечеру, отдавали встречавшим их
старикам принесенные с гор цветы, и
вновь начинались танцы на сельской
площади. Прежде поход в горы за цветами
был одним из самых ярких впечатлений
для молодежи за весь год — в остальное
время юноши могли видеться с девушками
только на некоторых полевых работах, а
совместные развлечения и вовсе не
допускались.

Соседние файлы в папке народы мира

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Численность, места расселения

Даргинцы (самоназвание – дарган, мн.ч. – дарганти, народ-даргва) – один из коренных народов Республики Дагестан. В прошлом, до консолидации в одну нацию, соседи называли их по наиболее известным этническим группам-субэтносам, союзам обществ даргинцев: аварцы — цIадехI, акъуш, лакцы — цIакъар, акъуши (по союзам Акуша и Цудахара), а в русской литературе еще и (наравне с другими горцами Дагестана) тавлинами (тюрк. «горцы») или же лезгинами (в значении «дагестанцы-горцы», как и аварцев, лакцев и др.).

В процессе национальной консолидации в состав даргинцев вошли близкородственные им кайтагцы (хайдакьланти) и кубачинцы (урбуганти), хотя они никогда себя даргинцами не называли. Соседи их также не называли даргинцами. Этноним «даргинцы» связывается со словом «дарг» («внутренний, труднодоступный»), некоторые возводят его происхождение к демократическим особенностям обществ, строя союз даргинских обществ Акуша-Дарго, связывая название «Дарго» с понятием «справедливость».

Численность даргинцев по переписи населения 2010 г. – 589,4 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане — 490,4 тыс.; Ставропольском крае — 49,3 тыс.; Ростовской области — 8,3 тыс.; Калмыкии — 7,6 тыс.; Астраханской области — 4,3 тыс.; Москве — 3,3 тыс.чел.

Даргинцы расселены в центральной части Дагестана, включая земли почти всех природно-географических зон. Районы с даргинским (или с преимущественно даргинским) населением – Акушинский, Левашинский, Кайтагский, Сергокалинский, Дахадаевский. Отдельные даргинские селения имеются в Агульском (Амух, Анклух, Чирах, Цирхе), Буйнакском (Кадар, Карамахи, Чанкурбе), Гунибском (Мегеб), Карабудахкентском районах (Губден, Гурбуки, Джанга, Ленинкент). В советское время часть даргинцев была переселена на равнину в Каякентский (Первомайское, Герга, Новое Викри, Новый Дейбук, Краснопартизанск), Хасавюртовский (Костек, Сулевкент), Кизлярский, Ногайский, Бабаюртовский, Дербентский и другие районы.

Из глубины веков

Античные авторы уже упоминают ряд племен (гелы, леги), которые интерпретируются как несомненно дагестанские. Ареалом сложения даргинского племени послужила приморская и предгорная части от Дербента до Махачкалы и ныне занимаемая даргинцами территория. О заселении даргинцами древности приморско-предгорная части убедительно свидетельствуют данные топонимики. Многие археолого-этнические материалы и данные письменных источников свидетельствуют, что вместе с другими соседскими племенами Дагестана даргинцы входили в состав Кавказской Албании, а затем державы гуннов и Хазарского каганата. С VII в. Дагестан подвергается нашествиям арабских завоевателей. Одним из наиболее упорных противников арабов, «злейшим врагом мусульман» были даргинские владения Кайтаг, и особенно Шандан. Именно в связи с этими событиями VI-VII веков появляются первые письменные свидетельства о даргинских селениях Хайзан (Хайтак) и Зирихгеран (Кубачи). Первым упоминанием собственно «дарган» историки считают замечание Аль-Гарнати (XII в.) о владении Дархах и племени рукланов (гуркиланов), идентифицируемых современными историками как даргинцы (хюрклинцы). Этноним «дарган» впервые приводится в XIV в. в надписи на полях арабской рукописи, повествующей о нашествии Тимура на селения Дарго. Чуть позднее (1404 г.) даргинцев под названием «туриги» упоминает архиепископ Иоанн де Галонифонтибус в своем сочинении «Книга познания мира» (Галонифонтибус, 1980. С. 25, 41). В XV в. Дарга упоминается в записях на полях уже на даргинском языке.

В XV–XVIII вв. земли даргинцев, как и всего Дагестана, сильно пострадали от феодальных междоусобиц, а также войн и нашествий Турции и Ирана с целью захвата дагестанских земель. Народы Дагестана вели мужественную борьбу с завоевателями, венцом которой явился разгром полчищ Надир-шаха, в котором даргинцы приняли активное участие. В XVI в. активизируются русско-дагестанские связи, а со временем Персидского похода Петра I начинается эпоха активного проникновения России в Дагестан. До присоединения к России даргинцы образовывали несколько союзов сельских общин (крупнейший из них – союз союзов Акуша-Дарго, в который входили Цудахар, Усиша, Муги, Мекеги и Урахи), часть из них входила в состав шамхальства, уцмийства, Казикумухского ханства (Буркун-Дарго). В 1633 году о подданстве России заявил уцмий Кайтагский, а позднее и отдельные союзы обществ даргинцев.

В составе России

Процесс принятия подданства России продолжался в XVII–XVIII вв., но дело ограничивалось лишь его признанием, периодически с небольшим оживлением экономических связей, эпизодической военной и финансовой помощью правителям со стороны России. И лишь с 1813 г., по Гюлистанскому договору с Ираном, Дагестан, включая и всех даргинцев, вошел в состав России. Однако в 1-й половине XIX в. в управление не было внесено существенных изменений. Феодалы управляли своими владениями, союзы обществ сохранили самоуправление, но высшая власть была сосредоточена в руках военного командования.

Большинство даргинских селений вошло в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа, отдельные из них – в Темир-Хан-Шуринский, Гунибский, Кюринский округа.

Несмотря на положительные экономические последствия, вхождение в Россию не избавило дагестанцев от социального гнета, недовольство которым выразилось в восстании 1877 года, в котором даргинцы приняли активное участие. Например, даргинское сел. Цудахар было разрушено до основания огнем артиллерии, а оставшиеся в живых жители переселены на новые места. Один из участников этого восстания – цудахарский кадий Ника-кади, отклонивший щедрые посулы и награды за обещание не выступать против властей, был казнен вторым после руководителя восстания имама Гаджи-Магомеда.

В годы Гражданской войны даргинцы одними из первых вступили в борьбу с белогвардейцами. Всенародное восстание против А.И. Деникина первыми начали именно даргинцы, а разгром ими белоказаков в ущелье Ая-Кака в сентябре 1919 г. – одна из памятных страниц истории народов Дагестана.

Из среды даргинцев выдвинулась плеяда революционеров, возглавивших борьбу горцев против царизма: шейх Алигаджи Акушинский, Магомед и Гамид Далгат, Алибек Тахо-Годи, Осман Османов, Рабадан Нуров, Алибек Богатыров, Муса Карабудагов, Кара Караев, Юсуп Малламагомедов, Халимбек Мустафаев, Ибрагим Карабудагов, Али Гимринский.

Даргинцы гордятся своими земляками, которые прославились героическими достижениями. Среди них пять Героев Советского Союза и два Героя России.

Хозяйственная деятельность

Хозяйственная деятельность даргинцев издревле включала земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства продолжается до прекращения кочевнического давления на равнине (ХV в.), после этого устанавливается зональная хозяйственная специализация (ХVI – нач. ХХ вв.). Земледелие – всеобщее занятие, но не главная отрасль хозяйства. В горных долинах (в Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах) занимались садоводством и виноградарством. Выращивали абрикосы, сливу, черешню, яблоки, груши. Наблюдается большой удельный вес отходничества, по сравнению с промыслами; во вьючном транспорте преобладали лошадь и осел. Современный транспорт преимущественно автомобильный, вьючных животных почти не осталось, что отрицательно сказывается на личном хозяйстве.

В советское время коллективизация и индустриализация радикально изменили облик хозяйства, форму занятий. Были деформированы многие элементы традиционно-хозяйственной культуры и экологии. В организации сельского хозяйства были допущены просчеты: уничтожено террасное земледелие, преданы забвению некоторые сельскохозяйственные культуры (горная и горно-долинная кукуруза, горный ячмень, отдельные породы скота), практически сведены на нет ценные сорта твердой пшеницы.

Сильное развитие получили у даргинцев промыслы. Наиболее развитые из них – обработка шерсти, металла, дерева, камня.

Некоторые селения, хотя и сохранились как населенные пункты, утратили статус ремесленных центров. Так, больше не делают домотканое сукно в селах Ашты, Гуладты, Кища, Сутбук и Урари; забыто оружейное дело в Цудахаре, Дейбуке, Мулебки, Кадаре; кузнечное дело в с. Муги. Однако есть в Даргинии селения, не подпадающие под общую драматическую статистику, — Кубачи, Харбук, Арши, Куппа, Сутбук, Уллуая, Цудахар и Губден. В них до сих пор живы традиционные промысли: в Кубачи – ювелирное искусство, в Харбуке — кузнечное и оружейное дело, в Куппа, Арши и Цудахаре – производства головных уборов, в Сутбуке и Уллуая — обработка камня. Поддержка промыслов проходит в школах. Гаджиомар Изабакаров многие годы ведет урок «Основы кубачинского искусства». Любовь к искусству дедов прививается в учреждении дополнительного образования — школе искусств им. А. М. Абдурахманова.

В материальной культуре даргинцев, как и во многих других сферах, преобладают общедагестанские черты. Преобладает вид поселений, которые можно называть «селением — ши». Поселения имеют вертикальную (склоновую) планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую форму.

Другие виды поселений – хутор и отселок. Первый – опорный пункт для хозяйственной микрозоны, постепенно обретавший поселенческие функции: это однодворное поселение характеризуется разбросанным расселением, устанавливается как вид поселения со времени последней зональной хозяйственной специализации (XVI в.), а как хозяйственная база – с древнейших времен. Хутор не обладает правами на общинные угодья, здесь нет общины, схода, мечети и кладбища. Отселок – разросшийся хутор, малодворный (иногда перерастает в селение, как и хутор в отселок) (XVII–XIX вв.), субобщина с ограниченными правами, в том числе на угодья, с простой мечетью, без схода и кладбища.

Традиции, обычаи и обряды даргинцев

Пища даргинцев отражает традиции земледельческо-скотоводческого хозяйства и имеет две основы: растительную и животноводческую. Преобладающей была первая, в высокогорье молочно-мясная пища имела намного больший удельный вес. Из мучных блюд наиболее распространенное блюдо — хинкал. Очень популярны были пироги и вареники с самой разнообразной начинкой: мясным фаршем, творогом, зеленью, зеленым луком, сыром, яйцами. Наиболее распространённый напиток — буза (гьаруш), в Кайтаге были кипяченое виноградное вино (мусти), медовый напиток (мукатти), брага из изюма (тIутила мин). В современном питании при сохранении традиционных основ появились закуски, соленья, варенья, чай, борщ, соусы, плов, голубцы, картофельные блюда.

Традиционная одежда даргинцев — общедагестанского типа, с определенными особенностями и модификациями. Мужская одежда: туникообразная рубаха и сужающиеся книзу штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы-накидки, бурка, папаха, на равнине – летние войлочные шляпы, башмаки типа сабо; обязательный атрибут мужского костюма — кинжал. У женщин, кроме туникообразного, были еще платья с отрезной талией и архалук (распашное), платок-покрывало (чибо) из бязи, чухта (чепчик, сквозной, с завязыванием лент на лбу), много серебряных украшений. Несмотря на преимущественную этническую маркированность одежды, имелись определенные зональные особенности, связанные как с особенностями местной географии, так и со спецификой занятий. Например, в женской одежде с. Кубачи сохранилось больше национальных особенностей: платья из восточной парчи, каз — белый вышитый головной убор в виде шали, узорчатые вязаные шерстяные носки, серебряные цепочки на чохто, серебряные браслеты, золотые перстни, нагрудные подвески с жемчугом. Городские кубачинки, подъезжая к селу, нередко переодеваются в кубачинскую одежду.

Современная одежда даргинцев почти не имеет не только этнической специфики, но и традиционно-культурных особенностей, она близка к городской, традиционная же одежда частично бытует в отдельных местах (например, Ашты, Кубачи, Губден) у пожилых людей и во время некоторых обрядовых церемоний.

Основу социальной организации даргинцев составляла сельская территориальная община (джамаат). Общины образовывали союзы сельских обществ – независимые (вольные) и в разной степени зависимые от феодалов. Большинство даргинцев входили в союз союзов (суперсоюз) общин Акуша-Дарго (союзы Акуша, Цудахар, Мекеги, Муги, Усиша, позднее – Урахи, временами – Сирха). Значительная часть даргинцев находилась в своеобразных зависимых отношениях с Кайтагским уцмийством и носила название Уцуми-Даргва. В Тарковское шамхальство входили Губден и Кадар, в Казикумухское ханство вошло Буркун-Дарго, селение Мемуги (Мегеб) входило в Андалалский (аварский) союз обществ. Функции союза союзов были военно-политические и правовые.

Споры и конфликты, затрагивавшие интересы союзов или их соседей, в том числе феодальных владений, решались акушинским кадием и советом при нем, в крайнем случае он объявлял о созыве схода суперсоюза. Как глава религиозной власти акушинский кадий освещал и вступление тарковских шамхалов на правление («короновал», т.е. надевал папаху).

Тяжбы, гражданские споры, уголовные дела решались по адату судьями из числа старейшин, дела, связанные с религией, с семейными отношениями, наследством, завещаниями, гражданскими исками, – кадием, по шариату.

Для решения важнейших вопросов, особенно войны и мира, суперсоюз имел верховный орган – сход (собрание) представителей союзов и селений (ЦахIнабяхъ), собиравшийся недалеко от Акуша на плато, получившем название «равнины схода» (цахIнабяхъладиркьа), в промежутках между сходами — совет (диван), состоявший из кадиев союзов и влиятельных старшин (12-15 чел.), под председательством акушинского кадия.

Хотя обычное право всячески оберегало равенство всех членов общины, выдвижение служилой знати, разбогатевших узденей продолжалось постоянно, и отсюда росло фактическое социальное и гражданское неравенство. Подавляющее большинство населения даргинцев составляло свободное крестьянство (уздени), было немного рабов (домашних). Они становились равными в адатно-правовом отношении, но долго сохранялось их неравенство в бытовом, морально-психологическом плане. В феодальных владениях неравенство было разнообразнее: ханы, беки, духовенство, уздени, крепостные крестьяне, рабы.

В соответствии с обычным правом (адатом) даргинцев наследование шло только по мужской линии, женщины прав наследования не имели. Под влиянием шариата в наследственном праве женщинам полагается половинная от мужской доля наследства.

Быт, стереотипы

Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-феодальный или даже патриархально-родовой: верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца. Однако в горной части сильная загруженность женщины внедомными хозяйственными делами делала ее более независимой и правоспособной. Большое значение имели половозрастное разделение труда, раннее приобщение детей к труду.

В поведенческих стереотипах, принятых приоритетах, понятиях чести, добра и зла больше общедагестанского. Морально-этический кодекс зиждется на общедагестанских понятиях: яхI (букв. «выдержка»), намус, мужественность («мужчинство»), целомудрие («умность»), а также установлениях адата и религии, народных традициях. В понятие «мужчинства» прежде всего входят благородство, благочестие, трудолюбие, честность, уважение к старшим, достоинство, милость к слабым и неимущим и лишь после этого — смелость, отвага. ЯхI означает терпение, выдержку, твердость, включает и основательность, честность, чувство долга, ответственность. В целом личностные достоинства и интересы подчинены общественным.

Коммуникабельность в межэтнической сфере в советское время усилилась, чему способствовали отсутствие соперничающих феодалов, социальное и политическое равенство, официальные и идеологические установки, поощряющие добрососедство и дружбу народов.

Многие из нравственно-этических норм воплотились в даргинском обычае гостеприимства, заключавшемся в обязанности принимать пришельца независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, места его постоянного жительства. Гостеприимство, куначество, система постоянных семейно-бытовых связей, осуществляемых посредством взаимных посещений по самым разнообразным причинам и обстоятельствам, служат укреплению этноса.

Традиционные нормы морали и этики нашли отражение и в культуре питания даргинцев. Воздержанность в еде считалась одним из достоинств мужчины, чревоугодие — одним из позорных пороков, за столом следовало вести себя чинно, мало разговаривать, не смеяться, не шуметь, ничего не спрашивать, не обсуждать качество пищи.

Самым престижным праздником даргинцев являлся праздник первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, имитативной, плодородящей и других видов магии. Из мусульманских праздников наиболее торжественно и празднично отмечали и отмечают день жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам) после месяца поста Рамазан.

Ныне в обществе наблюдаются оживление старинных традиций, тяга к познанию собственного прошлого, возрождение отдельных обрядов, особенно религиозных.

Семьи, тухумы

Господствующая форма семьи у даргинцев – малая семья. Об этом свидетельствует средний размер семьи по семейным спискам 1886 г.- 4,2 человека. Однако еще в конце XIX – начале XX вв. можно было встретить остатки большесемейных организаций в форме неразделенных семей, напоминающих по структуре большие, но являющиеся по существу, особенно по форме собственности, феноменами малосемейной организации. В наши дни наиболее распространенный тип семьи у даргинцев – простые малые семьи – 77,7 %. Семьи входили в тухум. Тухум мог делиться на подобные же структуры низшего порядка – патронимии (жинс, агьлу), которые, разрастаясь, могли образовать новый тухум. Тухум не экзогамен, но и не строго обязательно эндогамен.

Система родства даргинцев — арабского типа, родство обозначалось до 12-го колена — от «дудеш» (отец) до «хъулигIена» (в доме бывающий). Брак заключается по шариату (в советское время — скрытно). Браки преобладали внутритухумные, часто межпатронимические. Локализация-патрилокальная, развод по шариату.

Этапы бракосочетания: сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом» доме (до свадьбы). «Магьар» производился муллой (кадием) с участием жениха и отца невесты или поверенных, формальное согласие девушки, высказанное отцу в присутствии свидетеля (поверенного), обязательно. В советское время произошла демократизация брачных и семейных обрядов, внутрисемейных отношений: принципов выбора партнеров, взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей, традиций избегания, состава брачующихся (социального, этнического ).

Народное творчество

Духовная культура даргинцев характеризуется замечательными достижениями в области народного творчества, в частности, декоративно-прикладного искусства, песенно-музыкального исполнительства, поэзии, музыки, танцев. Героические легенды, предания, сказки, лирика, смеховые произведения богато представлены у даргинцев. На этой основе выросли крупнейшие даргинские поэты Омарла Батырай, Сукур Курбан, Мунги Ахмед, их традиции продолжили в советское время Азиз Иминагаев, Рабадан Нуров, Ахмедхан Абубакар, Рашид Рашидов, Амир Гази, Магомед — Расул, Сулейман Рабаданов, Газимбег Багандов.

Иной богатый компонент культуры — народные верования. Особенностью их является вкрапленность в исламскую религию. Даргинцы – мусульмане-сунниты шафиитского толка (мазхаба), ислам утвердился к 14 в. Большое развитие получили верования, особенно магические, на которых построена подавляющая часть семейных и сельскохозяйственных обрядов, затем демонологические, космогонические.

Медицина в прошлом была народной, базировавшейся также на восточной медицине. Народные лекари (хакимы) достигли замечательных успехов во врачевании ран, ушибов, переломов и лечении некоторых внутренних болезней. Наибольшую известность получили народные лекари Муртазали-Гаджи из Бутри (5 лет учился медицине в Каире, сотрудничал с известным русским хирургом Н. И. Пироговым, от которого получил набор хирургических инструментов), Таймаз из Урахи, Давуд-Гаджи из Акуша, Алисултан-Гаджи из Уркараха, Магомед-Гаджи из Хаджалмахи.

В видах спорта первое место принадлежало бросанию и поднятию тяжелого камня, были состязания в беге, прыжках, скачки, кулачный бой (один на один), борьба, стрельба камешками из пращи.

Музыка даргинцев носила фольклорный характер. Музыкальные инструменты — щипковые (чанг, чугур — типа мандолины), смычковый (скрипка), духовые (дудка, свирель, зурна), ударные (барабан, бубен). Танцы: лезгинка, массовые ритуальные танцы («ашталаделхъ», «жамиатламекъ», «тIягьтунг», «кIукIла»), свадебный «линейный» танец сирхинцев. Культурная революция советского времени радикально изменила культуру даргинцев, ее компоненты, содержание, видовой и жанровый состав; появились центры традиционной культуры. Сегодня во всех селах районов созданы музыкальные школы, работают фольклорные ансамбли «Махарш», «Дубурлан», «Хазар», «Акуша», «Горяночка», «Мекеги», «Уркарах», «Гуладты».

В советское и постсоветское время даргинцы получили неограниченные возможности для подъема своей экономики, благосостояния, всемерного развития народного образования, здравоохранения и культуры. В ХХ в. большое количество даргинцев достигло успехов в науке: Б. Далгат, член-корр. АН СССР Х. И. Амирханов, Р. М. Магомедов, М. Саидов, А.Г. Гаджиев, У. Далгат, Г. Г. Османов, Г. Ш. Каймаразов, А.-Г.К. Алиев, М.А. Абдуллаев, Д. М. Далгат, З. Г. Абдуллаев, братья М.-Н. и М.-З. Османовы, А. О. Магометов, А. И. Алиев, М. Ж. Агларханов, братья М. и М.-З. Вагабовы, И. и Ю. Шамовы, Г.-Мир. и Г.-Мур. Гаджимирзаевы, О.А. Омаров, Б.Г. Алиев, Г. М. Курбанов, А.З. Магомедов, К.М. Магомедов, Ш. Гасанов, М. Шихшибеков, М.-С.И. Умаханов, Б. Б. Булатов и многие другие.

Процессы этнического развития даргинцев противоречивы: с одной стороны, происходит вымывание традиционной материальной культуры, а с другой — прослеживается определенное возрождение духовной и этнической культуры. Тормозит этническое развитие и неразрешенность проблемы единого даргинского языка, так как существующий литературный язык полностью этой роли не выполняет при наличии более легкого языка общения для даргинцев — русского. Однако в целом этническое будущее даргинцев можно считать благоприятным, наблюдается определенное возрождение цельного этнического облика народа, и национальное вырождение ему не угрожает.

Магомедзагир Курбанов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института ИАЭ ДНЦ РАН

Гимн даргинцев

Даргинская народная песня

Исполняют жители селения Чираг, Республика Дагестан. Фрагмент передачи из телевизионного цикла «Даргала Анкъи». Автор Саният Шапиева. Режиссёр Татьяна Рамазанова. Оператор Марк Примов. Руководитель проекта Луиза Алиханова. ГТРК «Дагестан». 2014.

Даргинцы

Традиции, традиционная — это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Обычаи же — относительно устойчивые, стереотипные, нравственные установления о нормах и правилах поведения людей, обусловленные их жизненными потребностями и которые передаются из поколения в поколение. Обычаи имеют отношение, главным образом, к нравственной стороне жизни людей, рода, племени и других этнических образований, обычай — это один из важных составных структурных элементов традиций. Следовательно, традиция — более широкое понятие, нежели обычай. Она включает в сферу своего влияния почти все стороны деятельности людей, в то время как диапазон обычая ограничен, охватывает более узкую сферу жизни — нравственные отношения.

Традиция отражает преемственную связь в развитии, связь времен, эпох, а последняя проявляется в том, что новое всегда вырастает из старого и в противоположность ему. Но, отрицая старое, новое вбивает, удерживает в себе и развивает дальше все положительные достижения предшествующего развития. Что же в таком случае является традиционным: то, что удерживается, сохраняется и служит основой развития нового, или то, что устарело, отвергается? Естественно, что первое. Поэтому традиционное, как правило, следует рассматривать как прогрессивное. Несколько по-иному обстоит дело с нравственной традицией (обычаем), которая характеризуется наличием элементов консерватизма. Освоение культурного наследия прошлого не может происходить гладко по какой-то заранее предвзятой схеме. В процессе этого освоения могут просачиваться через сито истории, из старого в новое и вместе с ним элементы устаревшего. В этом сказывается и известный автоматизм, характерный для развития традиций и обычаев. Этим, собственно, обуславливается противоречивая природа традиций и обычаев. Они представляют собой единство противоположностей — и отказ от старого, и сохранение из него всего положительного как основы для развития нового.

В традициях и обычаях прошлого много умного, интересного и красочного. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого — одно из важнейших звеньев воспитательной работы, которое содействует развитию у людей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье, эстетическое наслаждение. Это трудовые традиции, мудрые народные предания, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту.

Традиции выполняют информационные функции. Все новое в жизни, положительный опыт данного поколения, ставший традиционным, передается как ценное достояние следующему поколению. Традиционный быт даргинцев обычно характеризуется как патриархально-феодальный или даже патриархально-родовой, но в нем мало и феодального, и патриархального (были пережитки). Отметим верховенство мужчин, старших, подчиненность жены мужу во всех отношениях, определенное всевластие мужа и отца.

Многие из нравственно-этических норм даргинцев воплотились в обычае гостеприимства, заключавшемся в обязанности принимать пришельца независимо от этнической или конфессиональной принадлежности, места его постоянного жительства (например, вражеская страна). Следование традициям кровной мести также являлось нормой кодекса чести. Община многое сделала для уменьшения ее масштабов, остроты, числа жертв (ограничение круга мстителей и подвергаемых мести, ритуал примирения, изгнание убийцы и др.)

АДАТЫ ДАРГИНЦЕВ

Адат (от араб. «адат» — обычаи, привычки) — у тюркских и северо-кавказских народов, а также у армян — обычное право (то есть право, основанное на обычаях). Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах — имущественных, семейных и других отношений. Адат возник и существовал у мусульман в доисламский период. В исламский период за пределами Кавказа адат использовался в части, не противоречащей Корану. На Кавказе целый ряд норм адата использовался наряду с шариатом. Некоторые нормы адата сохраняют свою актуальность и в наши дни.

Вся общественно-правовая жизнь народов Дагестана находилась в тесной взаимосвязи с нормами обычного права. Это свидетельствует о том, что господствующие представления об обычном праве как о совершенно неразвитой системе нормативного регулирования в обществе, представляющей интерес исключительно как явление прошлого, несостоятельны. В Дагестане и поныне сильны позиции адатов в сфере брачно-семейных отношений, в регулировании наследственных межличностных споров. В то же время эти позиции почти полностью вытеснены из сферы регламентирования уголовно-правовых отношений, хотя нередко для разрешения межличностных и тухумных конфликтов прибегают к услугам авторитетных посредников, оперирующих при разбирательстве спора, как правило, адатами и обычаями. Отсюда следует, что обычное право является настоящим правом, нашедшим свое отражение в адатах, правах, привычках, традициях и этических нормах народов Дагестана.

Развитие и обогащение обычного права, в том числе и под влиянием инонациональных правовых систем, происходило так же медленно, как и сам прогресс дагестанского общества. Разумеется, оно в течение своей истории заимствовало немало норм от соседних государств, с которыми так или иначе контактировало по разным каналам и с разной степенью интенсивности в различные периоды. Обычно-правовые нормы у народов Дагестана не всегда имеют четкие границы. Они могут быть обозначены во многом условно, в ходе аналитической деятельности. Иначе и не могло быть, поскольку обычное право постоянно черпало регулятивное содержание и обогащалось за счет норм обычаев, происходило как бы непрерывное «переливание» обычаев в обычно-правовые нормы.

В структуре обычного права народов Дагестана доминирующее положение занимали вопросы имущественной ответственности. Любая форма отклонения поведения от признанных общественных норм, в том числе и нравственных, могущая нанести материальный и моральный ущерб, связывалась с несением имущественной ответственности. Сеть такой ответственности имела большой диапазон, множество вариантов и форм. Относительно же этих правил в их кодифицированной форме можно с полным основанием утверждать, что регуляция обыденной жизни, конечно, не сводилась только к ним. Вот почему по отношению к документам и материалам о нормативно-правовом регулировании у народов Дагестана можно и, вероятно, нужно употреблять понятие «обычное право», как в «старом» его варианте (т.е. более широкая сфера норм и обычаев, чем собственно правовые), так и в современном (т.е. кодифицированные и санкционированные властью обычаи, начинающие приобретать характер письменных законов).

Адат утвердился в Дагестане, попытка дагестанских имамов исключения адата из сферы общественной жизни и замены его шариатом поддержки в массах не получила. За шариатом в судопроизводстве осталась гражданско-правовая сфера, народ не воспринимал доведенной до крайности жестокости шариатских уложений в области уголовного права. Адат был гибок, легче приспосабливался к изменениям в условиях жизни общества, оставлял простор для законодательной инициативы, источником которой выступал прецедент; развивалось казуальное право.

Исследование обычного права народов Дагестана позволяет сделать вывод о том, что в нем находят четкое отражение понятия умысла и неосторожности, пособничества, стадии преступления, учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Это хорошо видно по правовой системе Имамата, где имам Шамиль создал уникальную систему права и издал низами. В обычно-правовых нормах Дагестана, несмотря на их консерватизм, происходили изменения. Одни из них, сохранив старые формы, меняли содержание, другие перестали существовать, а третьи возникли вновь.

Сфера уголовно-правовых отношений была основным уголовным пунктом расхождения между шариатом и адатом. Шариат оказался бессильным вытеснить адат из уголовного права. Жестокие телесные наказания, широко предусмотренные шариатом, казались горцам оскорбительными для их достоинства. Они получили применение только в период военно-теократической системы Шамиля. Памятниками права даргинцев являются кодекс Умма-хана Аварского (Справедливого) (ХVII в.), «Постановления кайтагского уцмия Рустам-хана» (ХVIII в.) и другие сборники адатов разных обществ и наибств. Преобладающее количество норм указанных источников регулировало вопросы уголовного права.

Политика царской администрации, направленная на упрочение адатов и ослабление позиции шариата в правосознании горцев, привела к значительному росту насильственных преступлений (убийств и ранений). Шариат, который служил в руках имамов в условиях мюридизма единственным средством в борьбе с адатами, в том числе и с некоторыми реакционными адатами, такими как кровная месть, похищение женщин и т.д., был ослаблен.

Общественный строй Дагестана в XIX в. характеризовался феодальными отношениями. В равнинной части — развитие феодальных отношений, а в горной части — преобладали феодальные отношения, переплетавшиеся с пережитками патриархально-родовых отношений. Традиционное адатное право, определяемое господствующими социально-экономическими отношениями, уже приобрело черты феодального права. Адаты не только феодальных владений (аварского ханства, Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и др.), но и так называемых «вольных обществ» уже были приспособлены для защиты интересов феодалов.

Основной пережиточной формой ранее существовавших кровно-родственных связей выступал дагестанский тухум. Сохранение тухумных отношений в социально-экономической сфере определяет наличие в адатном праве такой меры наказания, как дият, или кровная месть. Более развитым институтом наказания, получившим широкое развитие в адатном праве, является штраф, который поступал в пользу сельской общины или феодалов, в чье владение входит данная община. Споры по поводу обид, нанесенных членами одного рода члену другого, не могли иметь других последствий, кроме самосуда родов. Этот самосуд принимал двойную форму, смотря по характеру самой обиды. Обиды имущественные, к числу которых горцы относят не только случаи неисполнения принятых обязательств, но и преступления против собственности (воровство), дают повод к имущественному самоуправству. Сам обиженный или любой из членов его рода имеет право обратиться к насильственному захвату имущества обидчика или кого-либо из членов его рода. Такое допускаемое адатом самоуправство известно на западном Кавказе под именем «баранты», а на восточном — «ишкиля».

Под обидами личными горцы понимают такие преступные действия, в которых обиженным, по их воззрениям, является не частное лицо, но весь его род (убийство, увечье, поранение, оскорбление семейной нравственности). Такие обиды влекут за собою кровомщение. Последнее составляло обязанность не одних ближайших родственников-наследников, но и каждого, кто входит в состав одной с ними родовой группы. Род мстил роду, аул — аулу. Всякая личная обида, хотя бы она была вызвана необходимостью самозащиты, неосторожностью или случаем, причинена была сумасшедшим или даже животным, имела своим последствием кровную месть, причем уклониться от мщения, допустить обидчика к выкупу грозящего возмездия — считалось позором. Таково было положение У. права кавказских горцев в древний период.

Позднее, под влиянием различных культурных влияний и, главным образом, шapиaтa, а также по причине всеми сознаваемой необходимости положить предел неограниченности кровомщения, грозившей истреблением враждующих родов, горцы отступили от вышеизложенного взгляда на кровную месть. Вместо неограниченного самосуда родов начинает пробиваться начало личной ответственности. Район действия кровной мести, простиравшийся на весь род, начинает ограничиваться ближайшими родственниками преступника и его жертвы. Только последние считаются канлы, т.е. подлежащими мести, все же прочее родичи отвечают только имущественно. Вместо неограниченности мести в адат начинает проникать учение о равенстве возмездия и о том, что преступность лежит не столько в материальном вреде, причиненном частному лицу, семье или роду тем или другим действием, сколько в злой воле виновника. С проникновением в адат понятия умысла прежняя всеобщность кровомщения должна была ограничиться случаями умышленных убийств, увечий и поранений.

Вместе с тем устанавливается воззрение, что убийство и ранения при необходимой обороне, убийство вора или грабителя в момент совершения им преступного действия, убийство застигнутого на месте прелюбодея не дают повода к возмездию; что в применении кровомщения к обидам должна быть установлена известная градация; что размер возмездия измеряется тяжестью обиды и что неосторожные и случайные действия, как бы значителен ни был причиненный ими вред, подлежат возмездию в меньшей степени, чем предумышленные, а убийства, поранения и увечья, нанесенные животными или неодушевленными предметами, при отсутствии вины со стороны их хозяина, и вовсе ненаказуемы.

С воспринятием адатом вышеупомянутых начал народное воззрение на бесчестье, постигающее того, кто не смыл обиды кровью, заменяется более человечным учением о чести, ожидающей того, кто простит кровника под условием выкупа и тем более — помимо него. Вместе с этим вырабатываются адатом различные способы достигнуть примирения с родом обиженного.

Здесь нет различия между умышленным и неумышленным убийством; всякая личная обида вызывает неограниченное кровомщение, разорение всего имущества виновного, его семейства и его рода и изгнание из аула не только убийцы, но и всего его семейства. Аналогичны адаты тушин, хевсур, пшавов, сванетов, чеченцев, ингушей, кумыков и казикумухцев. Не различая неосторожного, нечаянного и преднамеренного убийства, адат допускает здесь замену крови выкупом, принятие или непринятие которого всецело зависит от потерпевшей стороны. В Аварском округе Дагестанской области адат, допуская еще «поток и разграбление», различает неосторожное и случайное убийство от умышленного и требует кровной мести на началах талиона только для последнего. В Капучинских обществах Гунибского округа Дагестанской области, в Кюринском и Самурском округах той же области, а также в Кабарде, и для этого рода убийств допускается выкуп, в строго определенном размере.

Еще дальше пошли адаты уцмийства, которые различают не только неосторожное и умышленное убийство, но имеют понятие о покушении, подстрекательстве, квалификации преступлений и т.п., причем устанавливают случаи, когда виновные вовсе не отвечают за кровь (убийство кровника, убийство при необходимой обороне и др.).

Перейдем теперь к случаям похищения скота — «барамте». В случае кражи скота или другого имущества потерпевший объявлял, что уплатит известную сумму тому, кто укажет вора. Указывающий, «айгак», обыкновенно получал за это плату. Но он опасался, что вор и его родственники будут мстить ему и потому старался скрыть свой донос. Воры должны были возвратить похищенное, а кроме того, уплатить расходы айгаку и штраф. У народов, где существовала княжеская власть, князья могли сажать воров в подвалы и держать их там до тех пор, пока преступники не уплачивали всего следуемого с них.

Если кровная месть являлась родовым самосудом, направленным против личности членов рода обидчика, то барамта, или баранта, представляла собою родовой самосуд, направленный против имущества членов враждебного рода. Сам обиженный или любой член его рода имел право обратиться к насильственному захвату имущества не только самого обидчика, но и любого из членов его рода. На Западном Кавказе предметами такого захвата обыкновенно являлись стада баранов, почему этот институт и получил название барамты. Вторым название является «ишкиль». Л.В. Комаров указывал , что «брать баранту следует с тех, кто не отделился от тохума ответчика Затем по мере изживания родовых представлений барантование ограничивалось только имуществом самого обидчика.

Как личная и имущественная ответственность, равно как и сами преступления против личности и имущества часто сливались друг с другом, то и барамта сливалась с кровной местью. Так, неотдача долга являлась обидой и вызывала кровную месть, которая могла быть заменена денежным обязательством, обеспечиваемым барамтой. Подобно тому, как одно кровомщение часто вызывало другое, так же точно и один самоуправный захват чужого имущества вызывал другой и барамта могла вестись бесконечно, переходя подобно кровомщению в войну между родами. В силу того, что осуществить барамту могли, как и кровную месть, главным образом, сильные и влиятельные роды, барамта превращалась часто в средство эксплуатации более сильным и богатым родом рода менее сильного и более бедного. По мнению ответчика, каждый раз, когда размер захваченного имущества превышал сумму долга, должник, считая себя в свою очередь обиженным, имел право захватить имущество и того, кто захватил его имущество. Для того чтобы избежать непрекращающейся цепи самоуправств, обращались к суду посредников.

Таким образом, самоуправство превращается в досудебное предварительное исполнение решения суда. Позже оно стало осуществляться на основании решения судей, превращалось в исполнение судебного решения, производимое самим кредитором. Наряду с этим барамта являлась и предшественницей залогового права. Имущество должника захватывалось с целью обеспечения исполнения обязательства. Таким образом, барамта являлась предшественницей целого ряда юридических институтов и первоначально была тесно связана с кровной местью и междуродовой борьбой. В значительной мере она являлась средством формирования классовой дифференциации, поскольку сильные роды с ее помощью обогащались за счет слабых, разоряли и эксплуатировали их. Термин «барамта», или баранта имел несколько значений: 1) скота; 2) преступления в смысле грабежа в обычном смысле слова, т.е. отнятия чужой вещи с целью ее присвоения; 3) военного захвата, угона или взятия в плен людей и скота; 4) наказания в виде захвата (конфискации) чужого имущества; 5) ареста (до суда) чужого имущества в обеспечение прав кредитора, а также обеспечения прав обиженного, обворованного и вообще потерпевшего материальный ущерб от неправильных действий ответчика; 6) меры обеспечения судебного приговора; 7) права сородичей убитого до осуществления кровомщения захватывать имущество убийцы и его сородичей; 8) права князя отбирать имущество у подвластных ему людей — узденей и чагар — в свою пользу. Эти очень различные значения в то же время были тесно связаны с друг другом и вытекали из одного основания — захвата чужого имущества, как правило, скота.

На разном понимании слова «барамта» отразилось развитие общественных отношений от чисто родоплеменных до феодальных. Так, например, барамта в смысле права сородичей убитого до исполнения кровомщения захватывать, барамтовать имущество убийцы и его сородичей, несомненно, являлась пережитком чисто родовых обычаев. Барамта в смысле права князя отбирать имущество у подвластных ему узденей и чагар являлась феодальной нормой существовали следующие наказания виновного. 1) Изгнание виновного из пределов его местожительства, причем пострадавший или его родственники имели право убить обидчика, если его встретят, или помириться с ним на известных условиях. Эта угроза быть убитым распространялась не только на виновника, но и на его родственников, которые считались солидарно-ответственными вместе с главным виновником. 2) Изгнание виновного на определенное время, причем потерпевший не имел права убивать виновного. После истечения указанного времени преступник прежде всего должен был примириться с родом обиженного и затем мог возвратиться домой. 3) Имущественное вознаграждение потерпевшему — за бесчестие, ранение и воровство. 4) Денежный штраф в пользу судей и на аульные нужды (починку мостов, дорог и т.д.). Последнее наказание являлось дополнительным при всех трех ранее перечисленных.

При родовом строе обязанность кровной мести возлагалась на членов обиженного рода. Но за некоторые преступления, например, сожжение моста, бегство женщины от мужа, убийство кровника после того как с ним состоялось примирение, виновные считались врагами всего общества. Они становились абреками, т.е. теми, что у древних славян назывались изгоями. Они были вынуждены скрываться в горах, и всякий, кроме членов того дома, куда они являлись в качестве гостей, мог их убить. Такие лица не получали защиту даже от своего рода. Родственники должны были убивать тех, кто вел явно непотребный образ жизни.

Вывод: у даргинцев мы видим сложную систему отношений, сформировавшуюся в результате наслоения разных влияний и вызванную разными хозяйственно-бытовыми потребностями; 1) внутрисемейную, или вернее внутриродовую организацию со своими нормами и санкциями; 2) межродовые отношения и межродовые нормы, санкцией которых являлась кровная месть; 3) Общемагометанское шариатское право, которое основывалось на идее единства всех правоверных. По шариату рассматривались такие дела, как купля-продажа земли, дома, брачные дела, дела о наследстве, прелюбодеяние. По адату разбирались убийства, похищение, воровство. Адатские судьи были в каждом селении, и они использовали такие виды наказания, как выселение с родины, штрафы; 4) новое частное и публичное право, которое поддерживалось царской Росией в целях осуществления русификаторской политики и борьбы против многих пережитков родового строя и шариата, организовавшей особые горские суды.

Мы видим, что адаты — это бывшие первоначально обычаи, сложившиеся в первобытно-общинном строе, которые были санкционированны силой общественного мнения сородичей и силой рода по отношению к другим родовым союзам. Позже, по мере того как роды распадались на патронимии и задруги и стали сословными корпорациями, горские адаты превратились в юридические нормы.

АДАТЫ. Из книги «Памятники обычного права Дагестана XVIIXIX веков».

КНИГА 2. О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ ПО УГОЛОВНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ПРОСТУПКАМ И О МЕРАХ НАКАЗАНИЙ И ВЗЫСКАНИЙ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ЗА ОНЫЕ

Раздел 1.

Глава 1. Об отступлении от веры

  • 25. За отступление от мусульманской религии виновные, если будут находиться во власти общества, по адату тотчас же убиваются, а по шариату первоначально увещеваются покаяться и возвратиться к исламизму. Если же отступившийся от мусульманской религии успеет скрыться, то лишается всех прав на наследство.

Глава 2. О разрушении могил и ограблении мертвых тел

  • 26. За разрушение могилы и похищение с покойника вещей виновный убивается обществом; если же преступник успеет скрыться, то он в продолжение всей жизни не смеет показаться в селение под страхом быть убитым, дом его разрушается, а скот и прочее имущество грабится обществом.

Глава 3. О разврате и противоестественных пороках

  • 27. Уличенные в мужеложстве оба убиваются родственниками дозволившего произвести над собою действие мужеложства; если же мужеложство произведено насильно, то убивается только производивший оное.
  • 28. За скотоложство виновные наказываются по усмотрению местной власти или телесно, или же подвергаются аресту и затем проклинаются жителями селения.
  • 29. За сводничество виновные подвергаются наказанию по усмотрению местной власти или общества.
  • 30. Изобличенные в сводничестве и содержании развратного поведения женщин изгоняются из селения, все имущество их грабится, а местная власть наказывает их по своему усмотрению.

Глава 4. О лжеприсяге

  • 31. Изобличенный в ложной присяге, свидетельстве или показании подвергается денежному взысканию в количестве, соразмерном цене спорной вещи, и, кроме того, по усмотрению местной власти присуждается к аресту или телесному наказанию, после чего всякое показание его и свидетельство не принимаются.

Глава 5. О неправосудии

  • 32. За умышленное неправосудие виновный судья подвергается денежному взысканию соразмерно цене предмета, спор о котором был решен им; отрешается от должности и лишается права голоса на общественных собраниях.

Глава 6. О смертоубийстве

  • 33. Смертоубийство бывает умышленное, неосторожное и случайное.
  • 34. Иски по делам смертоубийства бывают трех родов:
  1. Когда наказывается только убийца, если таковой, будучи уличен, сознается в своем преступлении.
  1. Когда вместе с убийцею изгоняются из селения под именем кровных врагов 6 человек из лиц, состоящих в ближайшем родстве с убийцею (вообще за смертоубийство с грабежом, известное между туземцами под именем «кара», переделанное с арабского слова «игара», что значит грабеж).
  1. Иски по делам смертоубийства, совершенного в среде нескольких лиц.

Отделение I. О смертоубийстве умышленном

  • 35. За смертоубийство умышленное взимается с родственников убийцы алым (пеня) в пользу наследников убитого, а сам убийца подвергается кровному мщению со стороны последних.
  • 36. По совершении убийства преступник удаляется из селения, а все родственники из опасения мести со стороны наследников убитого собираются и заключаются вместе в одном дворе, откуда призывают односельчан стариков и посылают их к наследникам убитого с предложением собранной ими за убитого пени и для заключения между ними мировой. Старики, вручив пеню, выводят родственников обеих сторон и ставят их на отдаленном друг от друга расстоянии. Затем кадий, став между обоими тухумами (родами), произносит установленные на этот случай молитвы, по совершении которых установляется между ними мировая и прекращается всякая неприязнь и вражда.
  • 37. Сам же убийца скрывается в других селениях под именем кровного врага (канлы) до тех пор, пока простят наследники убитого. Если же кто-либо из наследников убитого убьет своего кровного врага, то кровь последнего считается возмездием за кровь убитого их родственника и пеня, взятая ими с родственников убийцы, в таком случае сполна возвращается им и дело по смертоубийству прекращается.

Отделение 2. О смертоубийстве неосторожном

  • 38. За неосторожное смертоубийство взыскивается с родственников убийцы в пользу наследников убитого точно такая же пеня, как и за смертоубийство умышленное; сам же убийца удаляется из селения под именем кровного врага и скрывается, пока наследники убитого простят его; если же до прощения убьют его, то смерть его считается возмездием за смерть убитого их родственника, а пеня возвращается. Но виновные в убийстве этого рода по большей части при посредничестве почетных людей скорее получат прощение. В последнем случае прощенный убийца обязан на свой счет прилично похоронить убитого, как-то: дать белый саван, гроб, вырыть могилу, справить поминки, поставить на могиле памятник и обнести его оградою; кроме того, стараться посещать могилу чаще родственников убитого.

Татьяна Алешкина, Заслуженный работник культуры РФ, зам. главного редактора 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 «Пчелка»»

Фестиваль

«Презентация культуры народов Дагестана»

(Даргинцы)

Подготовила старший воспитатель:

Наврузбекова Хошбяхт Айдыновна

                        г. Дербент –2019 г

Актуальность

Дагестан— самая многонациональная республика в России. Тут проживают более 30 народностей. И многие из них славятся на весь мир своими уникальными изделиями, умельцами, героями. И в эпоху прогресса нам важно сохранить культуру своего народа, не растерять уникальность и самобытность, а стараться через традиции и обычаи воспитывать будущие поколения.

Проблема

Наша жизнь стремительно бежит в ногу со временем и наши родители порой, в погоне за достатком и благоустройством быта, забывают передать подрастающему поколению бесценное наследие и опыт своего народа, не приучают своих детей его культуре и традициям. А это огромный «клад» для воспитания своих детей.

Цель:

Привить интерес и любовь к истории, культуре и традициям своего народа и всего Дагестана.

Задачи:

Развить у детей интерес к культуре и традициям своего народа; Познакомить с дагестанскими обычаями, обрядами и традициями;

Привить желание к художественно — творческой деятельности и прикладному искусству;

Воспитать уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана.

Слайд 1

  1. Дети играют во дворе.

(Девочка получает смс сообщение от друзей из города Санкт-Петербург. (Разыграть получение смс сообщения).

  1. Видеоролик с обращением из города Санкт-Петербург. (приложение 1)

Слайд 2

Камила. Ребята, давайте поможем моим друзьям.

Дети хором. Давай!!! (Дети уходят за кулисы)

III.  ПРОШЛА НЕДЕЛЯ… Слайд 3.

IV. ВИДЕОРОЛИК «Кайтаг» (приложение 2)

Дети появляются на сцене.

Камила. Мы столько информации нашли для наших друзей и даже съездили в гости к даргинцам. Слайд 4.

 V. Даргинцы – коренные жители Дагестана. Слайд 5.

Камила. Даргинцы – коренные жители Дагестана. Это второй по численности дагестанский этнос после аварцев. К национальности даргинцев принадлежат самые мастеровые и торговые жители Дагестана, почитающие простую жизнь и относящиеся с большим уважением к своим традициям и обычаям. Богатейшая история этого народа насчитывает несколько сотен столетий и уходит своими корнями в глубокую древность. Благодаря замкнутой общинной жизни дарган или дарганти, как они себя называют, удалось сохранить самобытность и обрядность своих предков. Несмотря на стремительный темп современной жизни, традиции и обычаи даргинцев практически не изменились.

Мухаммад. Слайд 6. Особое место в жизни дарганти занимают главные мусульманские праздникиКурбан-байрам и Ураза-байрам. По обычаю каждая семья обязательно старается отпраздновать мавлид ан наби – день рождения пророка Мухаммада (Мир ему и благословение).

 Хадижа. Слайд 7. Земледелие, скотоводство и народные промыслы – основные занятия даргинцев. У даргинцев золотые руки. Особого искусства народные мастера добились в обработке металлов, шерсти, дерева, кожи и камня. Профессии ювелира, оружейника, кожевника всегда были и остаются у этого народа в почёте.

  Камила. Слайд 8-11. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия  из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука , деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена. Традиционно развито отходничество – выезд мужчин на заработки. Даргинки с молодых лет обучаются искусству ткачества.

Камила. Слайд 12. Предлагаю вашему вниманию старинный обряд «Джулак» (Обработка сырья для паласов).

В старину даргинцы устраивали большие праздники в честь сбора высушенной конопли. Из их стеблей они собирали волокна, путем отбивания. Те, у кого много высушенных стеблей конопли, приглашали джамаат (женщин). Одни готовили еду, другие отбивали стебли для извлечения волокон. Из этих волокон в дальнейшем они ткали паласы. После всего, они накрывали на стол, пели, танцевали. Этот обычай имеет название «Джулак».

V. Даргинский народный танец. (Во время танца накрывается на стол)

Камила. Приглашаем вас к нашему столу.                                            Хадижа. Традиционная даргинская кухня включала блюда из мучных, молочных и мясных продуктов. В приготовлении пищи чаще использовали пшеничную, ячменную, кукурузную, ржаную муку. На ручной мельнице мололи муку, дробили пшеницу. В прошлом и сейчас  в кухне большое место занимает чуду. Даргинцы умеют готовить около 50 видов чуду. Популярными среди даргинцев блюдами являются хинкалкурзе и чуду. Еду подавали в общей посуде, из которой ели все вместе члены семьи . Муталиб.  Уважение и почитание старших – фундамент этики даргинцев. Родители и другие предки занимают самые почетные места за столом, всегда говорят первыми, молодые в их присутствии обычно стоят и всегда должны уступать место.

VI. Песня о маме.

VII. Гостеприимство. Слайд 13.

 Мухаммад. Также среди обычаев даргинцев особое место занимает гостеприимство. Гость – очень важный человек в доме. Для него все самое лучшее: место за столом, еда, постель. Дарган считают гостеприимство – величайшей добродетелью. Принимать гостей и быть гостеприимным считается почетной обязанностью, которую с удовольствием выполнит любой даргинец.

В повседневной жизни личные интересы и достоинства всегда подчинены общественным. Мужественность, благочестие, трудолюбие, честность и уважение к старшим, чувство долга и ответственность – именно эти качества даргинцы стараются воспитать в себе и детях.

Камила. —  Ребята, как мы могли забыть про нашу поездку в Кайтагский район?

Мухаммад. – Даааа, в Маджалис!

Муталиб. Слайд 14. – Древний Кайтаг знаменит на весь мир изумительно красивой природой, уникальной самобытной культурой «Кайтагской вышивкой».

Хадижа. — И замечательными гостеприимными людьми!

Камила. Оберег дагестанской культуры. Так называют кайтагскую вышивку. Искусство древнее, практически утраченное. Именно работы кайтагцев считают национальным достоянием. Кайтагские мастерицы вышивали не забавы ради. И не на продажу. Полотна, расшитые шелковыми нитями, сопровождали человека на протяжении всей жизни. В колыбели ребенка была подушка с вышивкой — в качестве оберега. Затейливо украшенное полотно непременно находилось в приданом невесты. Сопровождала вышивка человека даже в последний путь.

Регина. Даргинцы прославлены не только народными промыслами, но и выдающимися личностями, такими как:

Алиев Хабиб Микаилович  Слайд 15

Наиб Асланкади Цудахарский   Слайд 16

Али-Гаджи Акушинский    Слайд 17    

Азизов Магомед Курбанович  Слайд 18

Магомед Магомедгаджиевич Абдусаламов  Слайд 19

Мухаммад.  — Даааа, ребята . И все таки, сколько интересного мы смогли узнать для наших друзей из Санкт-Петербурга!

Муталиб.  — Узнали про культуру, традиции, обряды даргинцев.

Хадижа. – Мы справились с нашей задачей!

Камила.   Слайд 20. А чтобы поближе познакомиться с культурой этого народа, мы приглашаем вас в ДАГЕСТАН (все вместе).

Выводы:

 Прививать младшему поколению культуру и традиции своего народа и вовлекать дошкольников в народное творчество. Проводить экскурсии в музеи и к памятным местам, где будет проходить знакомство детей с историей своего народа и края.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники дагестана рисунки
  • Народные праздники дагестана проект
  • Народные праздники грузинов
  • Народные праздники греков
  • Народные праздники глазами художников