Народные праздники хакасии

    В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски "улукун" - буквально "великий день") отражают и

    В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски «улукун» — буквально «великий день») отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир подрастающего поколения.

     Важную роль в праздниках играют религиозные обычаи и обряды.  Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

       Праздник  может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой.

Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная  личность, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. Праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.

     Наиболее популярными хакасскими  календарными праздниками в наше время считаются Чыл пазы и Тун-пайрам. Но существуют и другие хакасские праздники, которые сопровождаются различными обрядами.

Хакасские календарные праздники

  • ЧЫЛ ПАЗЫ праздник начала года
  • УРЕН ХУРТЫ праздник земледельцев
  • ТУН-ПАЙРАМ праздник первого айрана
  • УРТУН-ТОЙ  праздник урожая
  • АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ праздник последнего айрана

Чыл пазы

праздник начала года

      Чыл пазы (на русском языке — Голова года или Начало года) — один из главных календарных праздников хакасского народа.

      Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта.  Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и умирает» вместе со сменой сезонов. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.  Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и одеть новую одежду.

      До начала Чыл пазы на всей территории аала весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдался один обычай — оставить возле дверей дома, в углу  небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.

      В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца.

      Все ритуальные действия праздники Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы.

      Проводились следующие ритуалы.

1.Ритуал почитания огня. Кормили огонь мясом за то, что он берег людей от морозов всю зиму.

2.Ритуал очищения души.  Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрный ленту, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

3.Ритуал почитания Священной Берёзы. Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят навешивают ленточки белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек говорит пожелание самому себе, своей семье,  – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая.

4.Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Во время праздника Чыл пазы жители аала ходили друг к другу в гости.

Урен хурты

праздник земледельцев

     Праздник Урен хурты – основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.

После монгольского завоевания произошел упадок земледельческой культуры. Ко времени присоединения Хакасии к России земледелие сохранилось только в подтаежных районах.

     В посевную страду хакасы придерживались различных суеверных обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно смыть счастье.  Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д.

     После завершения посевной хакасские земледельцы проводили праздник Урен хурты. Все готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков зерна, вино из перебродившего айрана, хлебные и молочные продукты. В назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры.

Руководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и

произносил молитву.

     В конце ритуала старец производил гадание — бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай. Но если они падали вверх дном, то народ с сожалением восклицал: «Хара TopiK» (черная судьба).  После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».

Тун-пайрам

праздник первого айрана

       У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам. Тун-пайрам — это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.В это время появлялись первые молочные продукты. К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой . К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Затем благословляли небо, землю, желали, чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье. После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой .

    Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять ей на следующий день запрещалось.

Уртун-той

праздник урожая

     Осенью устраивали праздник урожая Уртун — той. Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза». Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков «хыра улузi» на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни за полученный урожай.

Айран солындызы

праздник последнего айрана

     После перекочевки на зимник хакасы отмечали праздник последнего айрана — Айран солындызы . Его проводили, когда закончат заготовку дров на зиму. Как правило, Айран солындызы отмечали 1 октября.

Для праздника готовили араку из последнего айрана. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя семьями из юрты в юрту. Айран солындызы посвящался проводам «умирающей природы».

Консультация

Тема : «Хакасские народные праздники»

Подготовила: Тохтобина М.Д.

Мÿчел — от мыши до кабана

Каждый народ создает свою систему летоисчисления, учета времени, времен года. В основе создания хакасского календаря выделяется три главных компонента: трудовая деятельность, связанная со скотоводством, поклонение окружающей природе и культ предков. По календарю осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды. Хакасский календарь называется «мучел» (двенадцатилетний цикл). Каждый «мучел» соответствует одной из пяти стихий  и обозначается определенным цветом: небу (синий), огню (красный), земле (черный), воде (белый), растительному покрову (зеленый). Пять «мучел» составляют 60 лет или один век — «пукул». Хакасский календарь описан китайскими летописцами одним из первых в Центральной Азии. Схожая модель летоисчисления была присуща и другим тюрко-монгольским народам до принятия ими мировых религий. Двенадцать лет календаря соотносились со следующими животными — мышь, корова, лиса (барс), заяц, ящерица (дракон — алай), змея, лошадь, овца, человек (обезьяна), журавль, собака, кабан. С каждым годом связывались особые представления и приметы.

Хакасская календарная система является солнечно-лунной. Начало года «Чыл Пазы» относится ко дню весеннего равноденствия 22 марта. В одном году насчитывается двенадцать месяцев по 30 дней. Поскольку лунный год по количеству дней не соответствует солнечному, то по этой причине хакасы каждые три года добавляли дополнительный тринадцатый месяц. Високосный год считался годом главы Подземного мира — Эрлик-хана.

У хакасских субэтнических групп для обозначения месяцев имеются как общие названия, так и диалектные. В первую очередь это обусловлено местом проживания и, соответственно, разным хозяйственным укладом. Также можно указать в качестве источников названий месяцев фольклор, народные приметы и др.

Названия месяцев Качинцы Сагайцы Кызыльцы Бельтыры койбалы бирюсинцы
Март Хаан хоон Харга айы Арган кööк хаан Улуг кöрiк
Апрель хосхар Хосхар, хыра айы Кööк айы Сын кööк хосхар Кiчiг кöрiк
Май сiлкер сiлкер Кiчiг iзiг Пис айы сiлгер Хандых айы
Июнь Тос айы Тос айы, Улуг ай Улуг iзiг Сип айы Тос айы Тос айы, Улуг ай
Июль От айы От айы От айы Ал сип айы От айы От айы
Август Оргах айы Оргах айы Оргах айы Оргах айы Оргах айы Оргах айы
Сентябрь ÿлгер Сарыг пÿр Чарыс айы ÿртÿн айы Сарыг пÿр ÿртÿн айы
Октябрь Кiчкер Кiчiг соох Кiчiг соох Чарыс айы Кiчiг соох Чарыс айы
Ноябрь хырлас Улуг соох Улуг соох Хуртуйах айы Улуг соох Кiчiг хырлас
Декабрь Алай алай алай Улай алай Улуг хырлас
Январь кÿрген кÿрген кÿрген ÿзÿрген ÿлгер чил айы
Февраль пöзiг пöзiг хузургул пÿзÿг позiг азыг айы

Каждый месяц разделялся на недели по семь дней: позырах — воскресенье, пас кун — понедельник, тоой кун — вторник, саарсых кун — среда, торт хондых — четверг, пис хондых — пятница, чичiме — суббота. Каждый день недели имел свои приметы и связанные с ними поверья и запреты.

В соответствии с календарем проводились праздники, которые можно разделить на несколько категорий: сезонные (Чыл Пазы, Тун Пайрам, Таан той и др.), хозяйственные (Урен хурты, уртун той), христианские (Рождество, Пасха, Троица и др.), традиционные религиозные (Тигiр тайыг, Таг тайыг, Суг тайыг). В хакасском языке праздник называется «улукун» (букв. — великий день). Праздники отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир детей и молодежи. На праздниках люди отдыхают от трудовых будней, проводят время вместе, испытывают положительные эмоции. Праздники способствовали консолидации населения, давали ему физическую, психологическую и социальную разрядку.

Наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника — Тун Пайрам и Чыл Пазы. Оба были возрождены в недавнее время: Тун Пайрам в 1980-х гг., Чыл Пазы в 1990-х гг. В настоящее время они проводятся ежегодно и собирают тысячи людей.

Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. Это символическое обозначение завершения старого и начала нового цикла Жизни. Чыл пазы переводится как «голова года». В традиционном мировоззрении хакасов мы можем найти этому следующее объяснение: «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась». Это связано с тем, что змея у народов Саяно-Алтая была символом времени, свернувшегося в кольцом. (Рис. Чыл пазы в музее, 2005 г)

Чыл пазы жители одного аала встречали вместе. Перед этим было необходимо провести уборку жилищ, хозяйственных построек, прилегающей территории. Тщательно проветривали одежду, постель, детали юрты. Но по хакасскому обычаю символическое количество мусора оставлялось, «чтобы счастье не ушло». В день равноденствия рано утром люди аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Пожилой мужчина «алгысчы» произносил молитву и от имени жителей аала обращался к высшим силам о том, чтобы они не покинули людей. После моления люди возвращались домой. Дома производили ритуальное угощение домашних духов-хранителей «тёсей», после чего ходили друг к другу с угощениями. Необходимо было посетить каждую юрту.

Каждый год в конце мая — начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран». К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы. На него собирали жители соседних селений — аалов. Праздничная площадка состояла из коновязи, берез, большого костра. Руководителем являлся алгысчы, который делал ритуальное жертвоприношение, обращался к силам Неба и Земли, освящал ритуального коня — ызыха. Алгысчы обмывал коня молоком, окуривал его богородской травой (ирбен), после чего ызых отпускался на волю. По окончании ритуала приступали к общей трапезе. Желающие принимали участие в соревнованиях по борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам. (Рис. Тун Пайрам)

На сегодняшний день эти праздники не только организуются правительством Республики Хакасия и местной администрацией, но постепенно вновь становятся семейной традицией.

Народные праздники Хакасии


Печать


Опубликовано 02 Апрель 2018


Просмотров: 1375

 В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски  «ӱлӱкӱн» — буквально «великий день») отражают историко-культурное наследие народа и формируют духовный мир подрастающего поколения.

Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть. Праздник отражает тенденции борьбы добра и зла. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой.

Всё вышеизложенное вполне справедливо и для русских старожилов Хакасско-Минусинского края – чалдонов. Данная группа населения сформировалась во второй половине XVIII– первой половине XIX  вв. Её основу составили потомки выходцев с севера Европейской России, что обусловило наличие в чалдонской культуре мощного пласта северорусских традиций. Но самое главное – за время постоянных и тесных контактов с хакасским населением культурная традиция русских старожилов приобрела особенные черты.

Представляем Вашему вниманию выдержки из удивительной книги Виктора Яковлевича Бутанаева (в соавторстве с А. Верником, А. Ултургашевым)  «Народные праздники Хакасии».

1. Праздники, посвящённые рождению и первым этапам жизни ребенка

КИН-ТОЙ

праздник захоронения последа

На третий день после рождения ребенка проводили Кин-той. Собирались соседи и пожилые родственники. Забивался баран и делалась сметанная каша – потхы. Отпавшую пуповину торжественно заворачивали и клали в шкатулку, где ножик или ножницы, которыми её обрезали.

Во время праздника Кин-той совершали захоронение последа. Последу хакасы придавали особое значение в связи с тем, что он охраняет ребёнка в утробе матери и то него якобы зависят здоровье и судьба ребёнка.

Отец ребёнка выкапывал в юрте ямку, причём, для последа девочки – на женской половине юрты, для мальчика – на мужской. Послед хоронили вверх пуповиной: если захоронить наоборот, то якобы женщина больше не сможет рожать. Вместе с последом захоронялись березовая палочка, на которой резалась пуповина, и первый кал грудного ребёнка (хара тоох). Вокруг последа втыкали девять (для мальчиков) или семь (для девочек) берёзовых щепочек и намазывали их сметанной кашей – потхы. Таким образом сооружался конический шалашик, служивший жилищем последа….

 ПИЗИК-ТОЙ

праздник колыбели

Колыбель (пизік) делали только после рождения ребёнка и обязательно на новолуние. Прежде, чем класть в колыбель малыша, совершали следующий обряд. Если был мальчик, то в пелёнки заворачивали нож в ножнах, огниво и берёзовое полено для скобления крошек в табак, а если девочка – ножницы, наперсток с иглой и огниво. Повитуха клала завёрнутые вещи в колыбель, которую качала три раза и баюкала: «Пууй-баай, не будь плаксой». На третий раз она раскачивала её так, что все вываливалось на землю. В этот момент повитуха восклицала: «Онар ба, тикер бе?» (Удача или неудача?). Все присутствующие кричали: «Онар, онар!» (Удача, удача!). Так делали до трёх раз. Затем в колыбель клали щенка или кошку и раскачивали так, чтобы на третий наклон они выпали. После этой процедуры колыбель считалась обжитой…

2. Свадебные ритуалы

 САС-ТОЙ

праздник переплетения девичьих волос

После привоза невесты в дом жениха её косички расплетали и заплетали в две косы. Прическа хакасской женщины имела определённое значение. Согласно обычаям, девушки носили много косичек (сӱрмес), заплетённых по часовой стрелке (онар).  Замужняя женщина носила две косы (тулун). Старая дева заплетала три косы (сӱрмес).  Когда девушка рожала внебрачного ребёнка, она обязана была носить одну косу (кичеге), что считалось большим позором.

На празднике Сас-той обряд расплетения косичек возглавляла жена старшего брата жениха (ниге), или его старшая сестра (пиче) или жена дяди по матери (койі). Расплетавшая косички называлась «пазыртхан іче) (посаженная мать) и отвечала за все основные ритуалы, связанные с невестой…

 КИЧИГ- ТОЙ (ХЫС-ТОЙ)

Девичник

Накануне проведения свадьбы устраивали девичий праздник — Кичиг-той (букв. малый пир). Обычно родственница жениха, исполнявшая роль посаженной матери, увозила невесту к себе домой. Здесь делали угощения для молодёжи…. На следующее утро за невестой приезжали свахи, которые увозили её на свадьбу.

В книге Бутанаева В.Я. «Народные праздники Хакасии» также описаны календарные праздники (Чыл-пазы, Таан-той, Урен хурты и др.), промысловые праздники (Аба-той, Албаты-той, Палых-той и др.), общественно-религиозные праздники, а также христианские праздники чалдонов (Святки, Масленица, Пасха и др.)

Рекомендуем книгу к прочтению!

Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии


1


Праздники и обряды


2


Для традиционного мировоззрения хакасского народа характерно, прежде всего, осознание животворной силы Природы, живого начала в Природе, реалистическое восприятие которого облечено в символы и образы, отраженные в реальной жизни ритуалами и обрядами, обычаями и традициями, которые составляют основу календарных народных праздников.


3


Хакасский календарь: У хакасов очень сильно были распространены мифы о животных, что даже почитание животных нашло свое отражение при составлении календаря. Каждый год характеризовался своей особой приметой. Год змеи всегда был теплым годом, Год человека считался холодным годом, Год собаки считался годом недостатка молочных продуктов и т.д.


4


Чыл Пазы Одним из таких праздников является День весеннего равноденствия, означающий встречу нового года. Этот день был утром новотворения, утром возрождения Природы к жизни, утром Года. Границы зимы и лета называется хакасами Чыл Пазы — Голова Года.


5


В конце мая-начале июня после перекачёвки скотоводов на летник устраивали Тун-пайрам – праздник первого молока:


6


Соблюдались все ритуалы проведения праздника: Почитание огня за верность и поддержку в зимние стужи, Ритуал очищения души сжигание черных чалама с тремя узлами (прошлые, настоящие, будущие болезни, несчастья, грехи), Почитание священной Березе и завязывание светлых чалама.


7


Ритуал Кормление духов Ритуал Кормление духов Ритуал Кормление духов означает: приносить в жертву животных подносить божествам какие-то дары, молить о благе своем и близких, просить помощи, загадывать желания При этом они воздавали дань стихиям: красному огню, синему небу, белой воде, черной земле, зеленой траве и желтому солнцу.


8


Ритуал: Ритуал: В праздник Чыл Пазы на березу повязывали многоцветные лоскутные Ленточки — чалама. Чалама должны быть белого, белого, голубого, голубого, красного красного и зеленого цветов, не допускались черные, которые олицетворяли болезнь, горе, смерть, печаль. не допускались черные, которые олицетворяли болезнь, горе, смерть, печаль.


9


Белый цвет символизировал истину и чистоту, является символом верности и преданности; голубой цвет означает благополучие мирного неба, гармонию и согласие, а также равновесие Космоса и Природы на земле; красный цвет — это жизнетворные лучи Солнца, как и языки пламени в очаге, дарующие обитателю Среднего мира тепло, пищу и спокойствие, зеленый цвет — цвет листьев, трав, любой растительности на земле понятен человеку как символы материальности и вечности живой и неистребимой Природы, начала всех начал. Совершался особый ритуал. Для того, чтобы все ваши желания исполнялись, необходимо было произнести заклинание хором. Улуг манание ползын – 3 раза.


10


После ритуальной части устраивали спортивные состязания: Конные скачки и состязания Стрельба из лука Традиционная борьба (курез) Конные бега – «догони девушку»


11


У хакасов вся жизнь отразилась в устном народном творчестве. Приглашались специальные люди, сказатели, которые в течении дня и ночи рассказывали богатые поэмы. Сопровождает ся такой рассказ горловым пением.


12



13


Обряд поклонения каменным божествам: Древние хакасы считали, что все боги живут на очень высокой горе, отсюда возникли культ камня и обряд поклонения каменным божествам. Менгир их называли.


14


Шаманизм: Хакасские шаманы считались избранниками духов (тёсей) – это невидимые вечные существа, которые были созданы были наравне с небом. Шаманы лечили людей и животных, занимались предотвращением эпидемий, проводили жертвоприношения.


15


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники хабаровского края
  • Народный белорусский праздник купалье
  • Народные праздники фотоколлаж
  • Народный африканский праздник
  • Народные праздники финнов