Народные праздники хлеба

«Хлеб – всему голова» Русская пословица Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой

День хлеба

«Хлеб – всему голова»
Русская пословица

Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября.
Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.

Сегодня в каждой стране есть свои традиции приготовления хлебобулочного изделия. Например, в России традиционным хлебом стали каравай и ржаной хлеб, на Ближнем Востоке — пита, во Франции — багет, в Италии — фокачча и чиабатта, а на северном Кавказе — чурек.

Считается, что хлеб – один из самых важных продуктов. Его едят каждый день по нескольку раз, и он не надоедает! Этот продукт присутствует в кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что с ним встречают гостей, без каравая не обходится свадьба, с хлебом впервые переступают порог дома. Полезные свойства ржаного хлеба используют при лечении анемии, болезни сердца и сосудов.

Средний объем потребления хлеба году по республике составил 105,4 кг, что составляет 109,7 % от рациональной нормы потребления.

Массовая профилактика — наиболее эффективный метод ликвидации дефицита йода, которая включает в себя внесение солей йода в наиболее распространенные продукты питания (соль, хлеб, вода). Среди обогащенных пищевых продуктов до 89% составляют хлеб и хлебобулочные изделия.

День хлеба

  • I
    История хлеба

  • II
    Хлеб на Руси

История хлеба

Мучное лакомство, без которого не обходится ни одна трапеза людей во всем мире, имеет достаточно древний возраст. Его изобрели еще в неолите, хотя, конечно, тот хлеб совсем не был похож на современный продукт. Злаковое лакомство, которое готовили наши первобытные предки, состояло из воды и крупы, представляя собой запеченную на костре кашицу. Ученые до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос: был ли то результат целенаправленных действий при воплощении пришедшей кому-то в голову идеи или же случайного эксперимента с жидкостью и дроблеными зернами злаков. Спустя время кашицу сменила лепешка. Данный продукт в разных видах, приготовленный из разных злаков существует и поныне у многих народностей: мексиканцы питаются тортильей, африканцы — эфиопской инжерой, китайцы — баобином и т.д.

Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. Первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. Уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем и даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре.

Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, он стал пользоваться большей популярностью.

Дрожжевой хлеб придумали, согласно изысканиям историков, древние египтяне. Этот удивительный народ вывел сорт пшеницы с большим количеством клейковины и стал производить мучное изделие соответствующего типа из теста в XVII-м столетии до н.э. Что же использовали для закваски? Бактерии воздуха, вино, пиво, виноградный сок.

Очень любили и часто пекли древние народы, а именно уже упомянутые египтяне; греки, римляне, евреи, хлеб из ячменной крупы/муки. До сих пор его едят в Греции, Германии и Швейцарии. А вообще, сырье для изготовления хлеба используют в зависимости от того, для выращивания какого вида злака благоприятны условия той или иной местности. Так, на азиатском и африканском континентах большой популярностью пользуются лепешки из сорго, индийцы и китайцы лакомятся изделиями из риса, кукурузные лепешки — частый гость на столах румынов и венгров. И все же в цивилизованных странах предпочтение отдается пшеничному и ржаному хлебу.

В эпоху Средневековья было такое понятие, как «хлебные тарелки». Возле каждого на обеденном столе размещали кусок хлеба, а на него выкладывали пищу, предназначенную для употребления. После трапезы представители бедного класса «хлебные тарелки» съедали, а богачи отдавали собакам или же нищим. Хлеб служил частью столовой сервировки до XV-го века, пока тарелки не додумались производить из древесных пород.

Стоит упомянуть и о том, кто изобрел привычный нам сегодня хлеб в нарезке. Им стал некто Отто Фредерик Роведдер. Работу над устройством, превращающим буханку хлеба в аккуратные ломтики, этот человек начал в 1912 году, а закончил, добившись реальных практических результатов, только в конце 20-х гг. прошлого века. Изобретение Роведдера быстро приобрело бешеную популярность.

Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни.
А в прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме.
Ведь недаром про него существует столько поговорок: «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие.

День хлеба

Хлеб на Руси

Славяне издревле пекли хлеб в русской печи в домашних условиях. Затем, по мере зарождения и развития различных видов ремесел, функцию производителей хлеба взяли на себя ремесленники-пекари. Малые партии мучного продукта пекли в так называемых хлебных избах, а большие — в хлебных дворцах.

Изначально весь русский народ лакомился исключительно хлебом, приготовленным из воды и ржаной муки. Пшеничную муку наши предки тоже использовали, но лишь для выпекания калачей на праздники или церковных просфор. Между прочим, калачи разделяли на виды: одни пекли из точненой муки, другие — из крупчатой. Существовали и смесные калачи. Называли их так потому, то сырьем для них служили равные части ржаной и пшеничной муки. Данное мучное лакомство было недоступно для простого народа — лишь царь и его семья имели возможность вкушать этот вид злаковой продукции.
Большими умельцами в деле хлебопечения на Руси считались монахи. Они знали особые секреты приготовления мучного продукта, оттого и славились на всю страну своими навыками. Кстати, наверное еще поэтому многие «хлебные» традиции тесно связаны с аспектами христианской веры и вообще, церковной тематики. Например, перед тем, как замесить тесто, славянки всегда искренне молились перед иконами, а отправление каравая в печь предваряло крестное знамение, совершаемое над ним. Причащение в церкви происходило вином и хлебом. Эта традиция сохранилась и до нашего времени. 

Надо сказать, что на Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют давние корни. Этот процесс считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом теста хозяйка обязательно молилась и вообще подходила к процессу вымешивания теста в хорошем расположении духа, напевая душевные песни. Всё это время в доме было запрещено громко разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, над ним делали крест. Даже в настоящее время в христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью, а отправляя родных в дальнюю дорогу, любящие люди всегда дают с собой уезжающему краюху хлеба.

Хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же, сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Но прежде, чем хлеб попадет на стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта), задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.

Кстати, хлебу посвящено много праздников, и у каждого народа они свои. В России, помимо сегодняшнего Дня, отмечают ещё и Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьей. Существовала и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». А в феврале на Руси отмечался Агафьин день – День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т.д.

Сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. К тому же, это ещё один повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире.

Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки хлебной продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, народные гулянья, а также бесплатные раздачи хлеба всем нуждающимся, благотворительные акции и многое другое. Все желающие могут не только попробовать различные сорта и виды хлеба и хлебобулочной продукции, но и узнать о том, как появился хлеб, его историю и традиции, из чего он сделан, где рос, как выпекается и т.д. В этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки со всех уголков Земли принимают поздравления и признательность в тяжелом и ответственном деле – выпечке вкусного, ароматного и полезного хлебушка.

Поучаствуйте и вы в этом поистине всенародном празднике. Может быть это поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный. С праздником всех – кто есть хлеб, и кто вкладывает силы и душу в его создание!

Заботьтесь о том, чтобы Ваше питание было разнообразным, и тогда все витамины, недостающие макро- и микроэлементы будут поступать с продуктами в достаточном количестве. Будьте здоровы!

День хлеба

День хлеба

День хлеба

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Довольно часто современные люди и не задумываются об истории определенных праздников, которые сумели преодолеть тысячелетия и перешли к нам как наследство от древних предков. Ни для кого не секрет, что наши прародители были язычниками, устраивали различные торжества в честь богов, приносили жертвы и проводили разнообразнейшие ритуалы, дабы получить милость и снисхождение своих всесильных богов. Конечно, с течением времени многое изменилось, и потомки древних славян стали христианами. Но интерес к прошлому своего народа и его религии не ослаб, а с каждым годом только усиливается.

Кроме уже упомянутых славянских праздников, наши предки имели свой календарь на каждый год, символом которых были 7 августа – праздник Хлебного Урожая. Очень богатый урожайразнообразные животные. 2017 год по славянскому календарю — это год крадущегося лиса. В это время нужно быть честным, но при этом необходимо подстраиваться изворачиваться как лис.

Но отдельное место в древнеславянской культуре занимают летние праздники славян, им уделялось особое внимание. В это время наши предки могли позволить себе отдохнуть от тяжелой работы в поле и поддаться веселью, чествуя богов.

Одним из самых интересных и веселых летних языческих праздников славян по праву считается 7 августа – праздник Хлебного Урожая. Но многие исследователи утверждают, что у этого празднования в славянском календаре была отведена и еще одна дата – 28 августа. Существует предположение, что это связанно с давлением христианской церкви, так как они хотели искоренить языческих идолов, но сделать, как оказалось, это невероятно сложно. Именно поэтому церковь пошла на хитрость и решила приурочить древний праздник к окончанию Успенского поста.

Конечно, эта хитрость была необходима, ведь Спожинки — второе названия праздника считался одним из самых важных летних праздников славян. А искоренить религию, которая считалась единственно верной на протяжении тысячелетий за один день, и даже год было просто невозможно. Наши предки считали этот праздник священным, и если в этот день не поблагодарить богов за милость и посланный урожай, то боги разгневаются и следующем году урожая не будет вовсе. А это в свою очередь ведет к голоду, болезням и смерти, поэтому праздник Хлебного Урожая было принято отмечать с особым размахом, богато и хлебосольно.

Каким же было празднование Хлебного Урожая?

Само празднование начиналось с очень важного обряда в поле, где специально для этого дня оставляли участок, в котором было урожая на 7 августа – праздник Хлебного Урожаяодин последний сноп. Наши предки верили, что за тем как зреет урожай, какие погодные условия и за отпугивание вредителей от будущего урожая отвечают духи-полевеки. А зиму эти духи переживали именно в последнем оставшемся снопе, жрецами проводился специальный обряд, во время которого, крепко и в то же время аккуратно связывали сноп, жестами приглашая духов-полевиков. Во время церемонии было запрещено, что-то говорить и тем более кричать, славяне верили, что это может спугнуть духов и поле останется без охраны и защиты, а как следствие плодородным поле больше не будет.

После чего все жители деревни собирались за одним большим столом, за которым обязательно были блюда из нового урожая: пироги, булочки, новый мед и, конечно же, заранее приготовленное пиво, а также просто огромные караваи. Возле стола обязательно отводилось специальное место для уже празднично украшенного последнего снопа. Естественно во время пиршества древние славяне прославляли не только богов, благодаря их за столь щедрый стол, но и нахваливали блюда, которые стояли на столе. После того как обед был завершен каждый подходил к снопу и кланялся ему, говоря спасибо за такой богатый стол.

Далее начиналось настоящее веселье, девушки собирались в поле для различных обрядов на суженых и просто для развлечений, детишки собирались отдельно и старейшина устаревал им некий экскурс в историю их народа, а после отпускал их играть.

Обязательным обрядом вечера было навестить всех своих близких и родственников да попить с ними чаю за разговором. Молодые юноши и девушки в этот вечер обязательно шли в поле, зажигали костер и пускались в пляс, водили хороводы и просто веселились. После этого праздника, буквально на следующий день, наши предки начинали засылать сватов к девушкам на выданье, поэтому к встрече праздника готовились основательно и заранее.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

День хлеба

В наше время хлебом никого не удивишь. Стоит только зайти в магазин, и найдёшь самую разнообразную выпечку на любой вкус и кошелёк.
Во все времена крестьяне день и ночь трудились в поле, выращивая пшеницу, рожь, ячмень. Ныне хлеборобы, как и прежде, изо всех сил трудятся на полях и современная техника – большое подспорье в этой тяжёлой работе. Забота об урожае волнует селян круглый год.
Хлеб и сейчас считается богатством. С древних времён о нём говорят трепетно и уважительно: «Хлеб – всему голова», «Хлеб – кормилец», «У кого хлебушко, у того и счастье».
Хлеб в русском фольклоре символизирует широту души, гостеприимство и достаток. Дорогих гостей и молодожёнов встречают хлебом-солью.
Без хлеба не насытиться даже самым богатым обедом с 15 переменами блюд, а если на столе присутствует горбушка, то голодным не останешься. Хлеб испокон веков уважали и любили не только в России, но и почти у всех народов, проживающих на планете Земля.
   В 2006 году в календаре общественно-значимых событий появился «Всемирный день хлеба» (по-английски – World Bread Day).
Инициатором учреждения этого праздника выступил Международный союз пекарей и пекарей-кондитеров. Всемирным днем хлеба было объявлено 16 октября. Организаторы праздника увековечили создание в 1945 году Продовольственной и сельскохозяйственной Ассоциации ООН.
В разных странах хлеб называется по-разному: в Италии – фокачча, тортилья в Мексике, хала в Израиле, традиционный финский ржаной хлеб – рейкялейпя, симит распространён в Турции, пумперникель из ржаной муки грубого помола – хлеб Германии, наан – пшеничная лепёшка из Индии, а брецель является эмблемой пекарей в Бавари и Австрии.
Но везде хлеб остаётся хлебом.
Придумали хлеб ещё в неолите. Правда, тот хлеб совсем не был похож на современный. Блюдо состояло из воды и крупы, представляя собой запеченную на костре кашицу. До сих пор учёные не могут с уверенностью сказать: был ли это результат целенаправленных действий или же случайного эксперимента с жидкостью и дроблеными зернами злаков. Спустя время кашица превратилась в лепёшку. В разных вариациях, приготовленная из разных злаков, такая лепешка существует и поныне у многих народностей.


Судя по всему, дрожжевой хлеб придумали древние египтяне в XVII столетии до н.э. Они  вывели сорт пшеницы с большим количеством клейковины и стали готовить хлеб из теста. Для закваски использовали бактерии воздуха, вино, пиво, виноградный сок. Предполагают, что хлеб изобрели по ошибке. Первую буханку сделал древний египтянин, который случайно оставил смесь муки и воды в тёплой печи на ночь. Когда он вернулся, то обнаружил мягкое тесто, а хлеб из него получился  намного более аппетитный, чем твердые лепёшки, которые он собирался готовить.
В разных странах использовали для выпекания хлеба злаки, которые лучше произрастали в той или иной местности. Так, в Азии и Африке большой популярностью пользуются лепёшки из сорго, в Индии и Китае – из риса, кукурузные лепёшки – в Латинской Америке, Румынии и Венгрии. И всё же, чаще всего предпочтение отдаётся пшеничному и ржаному хлебу.
В Средние века бытовало понятие – «хлебная тарелка». На обеденном столе, возле каждого трапезничающего, лежал кусок хлеба, на который выкладывали пищу. После трапезы бедняки съедали эту «тарелку», а богачи отдавали собакам или же нищим.
В 1912 году Отто Фредерик Роведдер начал работу над устройством, превращающим буханку хлеба в аккуратные ломтики, правда, реальных практических результатов он добился только в конце 20-х гг. прошлого века. Его изобретение быстро приобрело бешеную популярность и, благодаря ему, появился привычный нам сегодня хлеб в нарезке.
На Руси издревле хлеб пекли дома в русской печи. Затем, по мере развития ремёсел, функцию производителей хлеба взяли на себя пекари.
Изначально весь русский народ лакомился исключительно хлебом, приготовленным из воды и ржаной муки. Пшеничную муку использовали лишь для выпекания калачей на праздники или для церковных просфор.
Калачи были разных видов в зависимости от сорта муки. Существовали и смесные калачи – из равных частей ржаной и пшеничной муки. Эти калачи не были доступны для простого народа – лишь царь и его семья имели возможность вкушать их.
Большими умельцами в деле хлебопечения на Руси считались монахи. Они знали особые секреты приготовления мучного продукта и славились на всю страну своими навыками. Кроме того, причащение в церкви происходило вином и хлебом. Эта традиция сохранилась до нашего времени.
Ещё на Руси есть православный праздник, посвящённый хлебу – Третий или Хлебный Спас. Это, своего рода символ завершения жатвы хлеба – «Третий Спас – хлеба припас». В этот день принято освящать хлеб в храме, а после — съедать с домочадцами, получая особую благодать и покровительство Бога.
Интересные факты о хлебе
— Каждый человек в среднем съедает почти 7 тонн хлеба и около 35 тыс. булок за всю свою жизнь.
— А всё человечество в день съедает почти десять миллионов буханок хлеба.
— В древности единицей измерения было зернышко ячменя.
— Хлебная Единица (ХЕ) – углеводная единица, она же условная единица, разработанная немецкими диетологами, используется для приблизительной оценки количества углеводов в продуктах: одна ХЕ равна 10 (без учёта пищевых волокон) или 12 граммам (с учётом балластных веществ) углеводов или 20 (25) г хлеба.
— В старину люди из высшего сословия предпочитали употреблять в пищу белый хлеб, а чёрный и серый из-за цвета ела беднота. Начиная с XX века, некоторые представители высшего общества узнали о пользе и питательности ржаного и серого продукта, и он стал пользоваться большей популярностью.
— Чёрный хлеб – одно из самых эффективных средств от малокровия. В ржаном хлебе содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и втрое – магния, чем в выпечке из пшеничной муки. У людей, употребляющих изделия из тёмной муки ишемическая болезнь и другие сердечно-сосудистые заболевания встречаются значительно реже.
— Самая большая буханка хлеба весом 1,43 т была изготовлена компанией «Саско» в Йоханнесбурге, ЮАР, 18 марта 1988 г.
— Самый большой в мире хлеб был испечён в пекарне города Акапулько, Мексика. Буханка длиной 9200 метров была испечена в январе 1996 года.
— В 1921 году в СССР хлеб использовали в качестве денежной единицы. Банкноты натурально-расчетного союза «Разум и совесть» были напечатаны на простой плотной бумаге. Были выпущены банкноты номиналом: 1, 2, 5, 10 и 20 пудов хлеба. Своеобразной защитой от подделки служил сложный сетчатый узор из узелков. На этих денежных суррогатах имелась надпись: «Рубль труда – пуд хлеба».
— Булочка, состоящая из двух половинок с помещенной между ними разнообразной пищей, называется сандвичем не просто так. Она получила своё название благодаря Джону Монтегю, графу Сэндвическому, жившему в XVIII веке. Заядлый картёжник, граф, дабы не отрываться от игры, требовал для перекуса охлаждённую отварную говядину, уложенную меж двумя хлебными ломтями – эта подача съестного, позволяла утолить голод, не пачкая руки и не тратя много времени на еду. Так и появился всем известный сандвич, особенно любимый на Западе.
— В 1995 году была выпечена самая быстрая булочка. Рекорд установила группа западных пекарей. Булочка пробыла в печи всего 8 минут 13 секунд. В том же году данный рекорд попал в книгу рекордов Гиннеса.
— Художница из города Уоррингтон в графстве Чешир решила сделать любимой свекрови Сандре Уайтфилд оригинальный и запоминающийся подарок на 50-летний юбилей – сложила мозаичный портрет свекрови из 9 852 гренок, на что ушло 600 буханок хлеба.
— У всемирно известного художника Сальвадора Дали была спальня из хлеба!

Пословицы и поговорки про хлеб:
Хлеб – всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине – так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб – батюшко, вода – матушка.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода – молодецкая еда.
Хлеб на стол, и стол – престол. Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Почти у каждого народа есть праздники, посвященные хлебу. С хлебом связаны множество праздников.
Всемирный день Хлеба, который отмечают 16 октября.
Хлебный спас – славянский праздник хлеба
Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным) – день народного календаря, который отмечается 29 августа. В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом на столе. В народе говорят: «Третий спас – хлеба припас» и это соответствует действительности, поскольку именно в это время заканчивается жатва – уборка урожая пшеницы и других злаковых культур. Хлебный спас – это праздник восточных славян.
18 февраля славянами отмечается Агафьин день – День хлеба и соли. В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и соль как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий, пожара, мора и т. д. В случае пожара соль бросали в пламя, а хлеб в сторону поля, куда хотели, чтобы «отвлекся» огонь. В случае болезни дом обносили хлебом и солью, а в случае мора домашних животных – надевали каравай коровам на рога, а солью посыпали сено. Только в последствии, когда первоначальное назначение употребления «хлеба и соли» как талисманов было постепенно забыто, стали выносить эти продукты, как самое священное, что есть в доме, навстречу знатным или почётным гостям. При этом, вплоть до конца XIX века, выносили именно сбережённый с Агафьиного дня хлеб-соль, а не любой случайный или вновь испеченный каравай, как это делают в наши дни.
День Хлеба в России
Праздник хлеба отмечается в России 1 августа. Ежегодно в этот день отдают дань уважения всем людям, связанным с производством хлеба, и чествуют сам хлебушек. Эта дата была выбрана не случайно – на Руси именно 1 августа выходили в поле всей семьёй, где глава семьи срезал первые хлебные колосья, таким образом проводился своеобразный обряд начала сбора урожая.
День хлеба в Петербурге
В Петербурге День хлеба отмечается в сентябре. В этот день широко чествуются хлеборобы и хлебопеки. По традиции торгуют бубликами, баранками и караваями. Пекари и кондитеры рассказывают о традициях хлебопечения в России, о национальных сортах и пользе хлеба.
Праздник урожая в Белоруссии
У белорусов праздник хлеба назывался «Богач». Символом этого дня стал лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.


В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:

Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него есть и свой праздник – Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября.

Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.

Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Ведь недаром про него существует столько поговорок: «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие.

Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. Первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. Уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем и даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре.

Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, он стал пользоваться большей популярностью.


Хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем (Фото: marysckin, по лицензии Shutterstock.com)

Надо сказать, что на Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют давние корни. Этот процесс считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом теста хозяйка обязательно молилась и вообще подходила к процессу вымешивания теста в хорошем расположении духа, напевая душевные песни. Всё это время в доме было запрещено громко разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, над ним делали крест. Даже в настоящее время в христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью, а отправляя родных в дальнюю дорогу, любящие люди всегда дают с собой уезжающему краюху хлеба.

Хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же, сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Но прежде, чем хлеб попадет на стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта), задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.

Кстати, хлебу посвящено много праздников, и у каждого народа они свои. В России, помимо сегодняшнего Дня, отмечают ещё и Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьей. Существовала и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». А в феврале на Руси отмечался Агафьин день – День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т.д.


Сегодняшний праздник – это ещё и повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире (Фото: Daniel Schweinert, по лицензии Shutterstock.com)

Сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. К тому же, это ещё один повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире.

Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки хлебной продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, народные гулянья, а также бесплатные раздачи хлеба всем нуждающимся, благотворительные акции и многое другое. Все желающие могут не только попробовать различные сорта и виды хлеба и хлебобулочной продукции, но и узнать о том, как появился хлеб, его историю и традиции, из чего он сделан, где рос, как выпекается и т.д. В этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки со всех уголков Земли принимают поздравления и признательность в тяжелом и ответственном деле – выпечке вкусного, ароматного и полезного хлебушка.

Поучаствуйте и вы в этом поистине всенародном празднике. Может быть это поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный. С праздником всех – кто ест хлеб, и кто вкладывает силы и душу в его создание!

Оглавление

Введение

1.Актуальность исследования.

2.Научно-практическая значимость.

3.Объект и предмет исследования.

4. Методы исследования.

5. Результаты исследования:

5.1. Крестильная каша.

5.2.Рождество Христово.

5.3. Колядки.

5.4. Крещение. Святое Богоявление.

5.5. Масленица.

5.6. Сороки.

5.7. Пасха.

5.8. Медовый спас.

5.9. Яблочный спас.

5.10. Воздвижение Креста Господне.

5.11.Покров Пресвятой Богородицы.

5.12.Хлеб-соль.

5.13.Поминальные изделия.

5.14. Просфора.

6. Вывод.

ВВЕДЕНИЕ

Обряды уходят своими корнями в наше языческое прошлое и с необъяснимой силой притягивают нас и сегодня. Это традиции наших бабушек и дедушек, бережно сохраненные и переданные новым поколениям. Эти обычаи отличаются от привычных сегодня праздников своей искренностью, эмоциональностью, задором и верой.

С древних времен, на Руси, существовало множество разнообразных праздников, и у каждого были свои обычаи, порядок проведения, и, конечно же, свои традиционные блюда. У каждого народа, особенно у народа – землепашца, всегда особо почитались зерно и продукты его переработки. Это находило отражение в мифах, сказках, верованиях.

Меня эта тема заинтересовала после рассказа моей бабушки о православных праздниках, которые праздновали ее родители, и ее бабушки и дедушки. И какие блюда они готовили к каждому из них.

Я провел анкетирование, сначала в своем классе, потом среди учащихся всей школы. В итоге: о всех православных праздниках знают- 10% ребят, о Пасхе и Рождестве— 100%, узнали о праздниках  из рассказов родных- 40%, узнали о православных традициях на уроках истории, искусства, краеведения- 60%. Я решил подробно узнать о православных праздниках сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Когда же нужно готовить обрядовые блюда? Конечно же, их надо готовить к праздничным дням: крестинам, свадьбам, новосельям, поминам. Зачем их надо готовить? Да затем, что есть такое слово – обычай, традиция. Пока живы традиции, жив народ. Сохранение культурных традиций часто является основой сохранения самобытности того или иного народа, уклада его жизни, просто сохранения его как этноса.

Обрядовые изделия русского народа очень многообразны и каждый отдельный вид обрядового блюда имеет огромное значение в развитии культуры русского народа.

1.Актуальность исследования

      В настоящее время приоритет и ценности духовного развития России постепенно возрождаются. Но, несмотря на это, на первое место ставится материальное благополучие. Многие люди не видят необходимости сохранения духовных традиций, напоминающих о жизни и традициях прошлых поколений. Данная тема позволяет белее глубоко изучить православные праздники и показать их влияние на нашу жизнь, их роль в духовном воспитании подрастающего поколения. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение к православным традициям. В этом и заключается актуальность темы.

2.Научно-практическая значимость работы

     Использовать накопленный материал на уроках истории, основ православной культуры, краеведения, а также применять во внеклассных мероприятиях, способствующих духовно-  нравственному воспитанию подрастающего поколения.

3.Объект и предмет исследования

 Объектом исследовательской работы является изучение хронологической последовательности православных праздников и их связь с жизнью человека. Предмет исследования – изучение материалов научной и духовной литературы.

Праздники играют в жизни человека важную роль. Православные праздники отражают культуру и национальный характер общества. Обрядовый хлеб и другие изделия из зерна,  являются ритуальными блюдами. В связи с этим объектом исследования в работе являются православные праздники, а единицей наблюдения — обрядовый хлеб.

Праздник есть явление благих дел, благочестивое настроение души и исправная жизнь. Если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать.

Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа — организмом сложным, подвижным. И как человек, получающий свойства родителей,  праздник в течение веков вбирал в себя черты исторической, религиозной, народной жизни. Именно это мы должны сохранить и передать следующему поколению.

Хлеб — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо. Требует к себе особо почтительного отношения.

Как один из символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и лишен негативных значений. У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка  ХЛЕБА  постоянно лежала на столе в красном углу. ХЛЕБ на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Люди кладут ХЛЕБ перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладет ХЛЕБ на стол перед людьми: по общеславянскому выражению, ХЛЕБ — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья».

4.Методы исследования

В начале исследований была составлена программа исследования. Программа исследования по данной теме включает следующие элементы:

  1. формулировка актуальности темы и определение объекта исследования;
  2. определение цели и постановка задач исследования;
  3. выбор методов исследования;
  4. выбор единиц наблюдения.

В работе применяется метод исследования – изучение информационных источников  по теме с помощью теоретического исследования и анализа источников, описание. В качестве информационных источников использовались православные календари, книги, журналы, газетные материалы, сеть интернет.

При анализе источников устанавливалась последовательность праздников, выявлялись обрядовые хлебные изделия  и их связь с обрядами. Таким образом, осуществлялся сбор фактических данных об объекте исследования и единицы наблюдения. Разнообразие информационных источников позволяет полностью раскрыть тему работы и реализовать поставленную цель.

Цели работы:

1.Доказать значимость православных праздников в жизни современного общества.

2. Установить связь православных праздников и обрядовых блюд.

3.Возродить уважение к хлебу.

Задачи работы:

1. Повысить интерес учащихся к истории православных праздников.

     2. Изучить последовательность православных праздников и связанную с ними обрядовую выпечку.

      4. Довести полученную информацию о значении  обрядовых изделий в жизни человека при проведении праздников, торжеств – для сохранения духовно-нравственных традиций современного общества.

Основная часть.

5. Результаты исследований

«Родись на Руси человек – и краюшка хлеба готова» — так говорит старинная народная пословица. Начнем рассматривать православные  праздники и обряды  с рождения человека.

5.1.Крестильная Каша

  На Руси, когда в семье крестьянина-землепашца рождался ребенок, его крестили и в этот день домашнего счастья в доме родителей, в честь малютки, на его имя, в первый раз первое обрядовое блюдо. Каша с «потехой». Её обильно заправляли перцем, хреном, горчицей и горько солили. Отцу нужно было съесть такую кашу всю, без остатка. Давились, а ели. Терпи, человек! Обычай такой. От такого угощения глаза на лоб вылезали. Зачем же такие испытания? Чтобы отец младенца хоть в какой-то мере смог оценить все тяготы родов своей жены. А у соли в этой каше была своя роль. Соль должна была изгнать из дома и из новорожденного нечистую силу. А всего крестильных каш готовили две. Одну– от хозяина дома (отцовскую, с «потехой»), другую – от повитухи (бабину, бабью кашу, кутью). Каша варилась крутая, пшеничная или гречневая.

Повитуха свою, бабкину кашу обильно сдабривала медом, маслом, сливками, яичком и запекала в ней курицу или петуха. После торгов кум (крестный отец новорожденного), подняв высоко над головой горшок с этой кашей, разбивал его об угол стола, это символизировало начало новой счастливой жизни. Черепки рассыпались, их выбрасывали в огород – на хороший урожай. (Помните пословицу? «Посуда бьется – жди удачи!» Видимо, истоки ее именно здесь.) А та каша, что оставалась в руках, ставилась на стол гостям и матери ребенка.

Отцовскую же, злую, замешанную с острыми приправами кашу обязательно подавали в меховой шапке, к тому же, чтобы ребенок был богатым, клали дитя на овечью шкуру, на мех. Отец должен был съесть кашу (недоеденную ставили на самый верх печи) и заплатить за нее монетой. Поедалась отцовская каша тоже особым способом. По русскому обычаю для быстрого и здорового роста ребенка отец, съев ложку пересоленной каши, подкидывал эту ложку вверх. А гости поднимали шум. Для выгонки нечистой силы, для роста малыша, для благополучия семьи. Все прыгали, шумели, плескали в потолок вино. Крестины, одним словом.

5.2. Рождество Христово

    Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы  и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

 В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной Литургии.

5.3. Колядки

Калитки, или колядки (преснушки), — это маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.

Название происходит от Коляд — древнего языческого праздника, слившегося позднее с Рождеством. Колядки — это и рождественские песни, распеваемые колядовальщиками, и угощение, которое выпекали к этому дню, дабы одаривать колядовальщиков.

       Как слова живой разговорной речи при общении переходят из одного языка в другой, так и национальная самобытная кухня или отдельные ее блюда проникают в кухни других народов, а особенно понравившиеся и полюбившиеся приживаются. Так произошло и с колядками. Это великолепное оригинальное изделие очень простое в исполнении. Возможно именно поэтому оно получило у многих народов искреннее признание, стало как бы частью их национальной культуры, вошло в жизнь, сказки, песни, пословицы и поговорки.

Колядки, как правило, выпекали из пресного ржаного теста, что подтверждает их древнее происхождение. И поныне в Новгородской области сохранился рецепт кушанья древних поморов — преснушек. Их изготавливали из ржаной муки и воды и наполняли всем, что дарила окружающая природа: грибами, черникой, земляникой, голубикой, малиной. Общее у этих изделий — способ приготовления: сформовать из теста круглую или овальную лепешку, положить на нее начинку, защипать края. Ржаное тесто необыкновенно податливое, оно принимает и сохраняет любую приданную ему форму, поэтому края изделия можно защипывать и загибать в виде трех-, четырех-, пяти-,  шести-, семиугольников.

5.4. Крещение, Святое Богоявление

Хозяйки по обычаю пекут обрядовое печенье – кресты. Первая утренняя трапеза 19 января для каждого из домочадцев должна состоять из этого печенья, которое полагается запить святой водой.

Должны быть и особенные печеньица – именные. Мать семейства, когда раскатывает тесто и формует его, помечает некоторые мучные изделия только ей ведомым значком. Для себя изюминкой, для мужа – маком, для сына – анисом, для дочки – тмином или просто выдавливает ножом первую букву имени. Эти символы, вынутые из духовки, рассказывают, какой жизненный крест придется нести в наступившем году всем членам семьи.

Хорошо пропеченный желто-розовый крест сулит здоровье, успехи, благополучие. Мальчики (девочки редко) обходили дома с пением озорных «крестных» песенок, в которых выпрашивали печенье:

                   «Говенье ломается,

                    На печи Христос обувается,

                    Кадка молока опрокидывается,

                    Нитка доле, доле, доле,

                    Подавай крест поболе.

                    Кто не даст — тому вырви глаз,

                    Кто даст — тому серебряный». 

Соколова В.К. 1979.

5.6. Масленица

Масленица — это радостный и сытный праздник. Его главный атрибут — блины, круглые, как солнце. Раньше в семьях мама и бабушка ставили тесто на блины с вечера. Они вставали рано утром и пекли горы блинов, ловко переворачивая их на сковородах. Скоро, совсем скоро кончится зима и придет долгожданная весна, а за ней и лето — это главная идея Масленицы.

Масленицу называют Сырной, или мясопустной, неделей. Она начинается за 56 дней до Пасхи после Вселенской субботы и длится неделю. После Масленицы начинается Великий пост, который завершается Пасхой.

На Масленой неделе уже не употребляют мяса, но другую скоромную пищу есть можно — коровье масло, молоко, сливки, яйца. А впереди ждет  — Великий пост. Он накладывал ограничения не только на пищу — поведение человека должно было свидетельствовать о его духовном и физическом очищении, и поэтому всякие праздничные веселья исключались.

 На Руси верили, что на Масленицу нужно «потешиться». Человек, не празднующий Масленицу, будет жить, по поверью, «в горькой беде и худо кончит». «Во всю Масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкою, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу», — пишет

М. Забылин.

5.7. Сороки

На Жаворонки день с ночью меряются(22 марта). Зима кончается, весна начинается. У православных существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

После — печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал,

так чтобы и лен твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова,

так чтобы и лен головастый был».

Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких птиц, а в честь сорока мучеников севастийских.  «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

5.8. Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так. Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется «Праздником праздников и Торжеством торжеств».

В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! — Воистину воскресе», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа. 

На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. В доме каждого верующего христианина на праздничном пасхальном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое символическое содержание. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога). С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет.

Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия.   Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира». Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя, Который есть Жизнь! Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.

Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха, которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику.

Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.

5.9. Медовый спас

Этот церковный праздник отмечается в первый день Успенского поста, а именно 14 августа. История праздника очень богатая и начинается из глубины веков. Православная церковь соединила Медовый Спас с крещением Руси и отмечается этот праздник с XV века. По традиции в этот день освящают воду и мед нового сбора, его благословляют на употребление в пищу, женщины пекут медовые пряники, блины с медом и маком и различные плюшки и булочки, главное условие этих выпечек – это присутствие меда и мака.

Еще 14 августа день памяти Маккавеев – это семь мучеников из ветхого завета, которые приняли кончину в 166 году до Рождества Христова. Как уже было не раз, этот праздник слился традициями и обрядами с другими праздниками, в день Маккавеев к столу подают выпечку, где обязательно присутствует мак, который к этому дню как раз созревает. Не известно, откуда взялась связь мака и Маккавеев, вполне возможно, что это просто созвучные слова, но там где до сих пор соблюдают обычаи в этот день, к обеду подают маканцы и мачники – это постные рулеты, булочки, пряники с медом и маком. Трапезу начинали всегда с блинов с маком и медом. Еще существует блюдо под названием «Маковое молочко» — в специальной посуде растирали мед и мак, в нее макали блины.

Мак на Руси считался лакомством, его добавляли в различные блюда, упоминают также мак в различных поговорках, пословицах, песнях и загадках. К традициям в день Макавея можно отнести хоровое пение и хороводы вокруг костра, молодежь, пела песню «Ой, на горе мак».

Медовый Спас.

Вот и всё — Медовый Спас.

Плачет сад слезами ягод —

в утешение их припас август нам

От летних тягот.

Скоро, скоро упадёт с ветки

Яблоко большое,

И повалит весь народ

Бога славить всей душею.

За посильные труды,

что с молитвой не расстались,

за цветущие сады,

что плодами увенчались.

— Не оставь нас, Боже наш

Ни в морозы, ни в метели

Чтоб не только закрома,

но и души не пустели!

Название «Медовый спас» этот день получил, потому что к 14 августа соты в ульях уже наполнены до отказа, и пора приступать к сбору меда. Тем, кто строго соблюдал посты, и народные обычаи мед разрешали кушать только в Медовый спас, обязательным условием было то, чтобы мед был освящен в церкви.

В старые времена очень ценили и любили мед, потому что это было большое лакомство – хмельной мед пили на праздниках, это назвалось «Медовухой», также мед был основой очень вкусных безалкогольных напитков. С медом пекли пряники и пироги, считалось, да и до сих пор считается, что мед – это отличное средство в народной медицине, он обладает множеством полезных свойств и может излечить почти все болезни.

5.10. Яблочный спас

Вот и прошел медовый спас, на подходе у всех православных второй важный праздник – яблочный спас или Преображение Господне.

Яблочный спас дата традиционно отмечается 19 августа. Свое название праздник получил в народе в честь созревания и сбора урожая яблок. На яблочный спас приходится Успенский пост, который длится 2 недели. Яблочный спас из трех спасов считается самым главным. До наступления 19 августа православным во время поста не разрешается употреблять в пищу ни каких плодов.

Обряды на яблочный спас такие же, как и на медовый спас: православные собирают плоды яблок, а так же других овощей и фруктов, которые вырастили на огороде, и идут в церковь, что бы их освятить, а затем отведать дома. 19 августа в церкви совершается божественная литургия, все присутствующие на ней должны быть одеты в белый цвет – цвет праздника яблочный спас.

Яблочный спас.

Преображение Господне,

В народе Спасом яблочным зовут.

И праздник этот прославляя,

Плоды, созревшие, все в храм несут.

Сей праздник к мудрости,

Нас призывает.

И зрелыми нам,

Быть велит.

Плоды из семени произрастают,

Созревший плод всех насладит.

Божественное семя в людях,

И искра Божья в них горит…

Христос, собрав учеников,

Себя в свет Божий обращает.

Спасёт всех свет и чистота, 

Ученикам он предвещает.

Чтоб знали люди на земле,

К чему они должны стремиться.

И очищая суть свою

Всяк мог бы светом насладиться.

Как много людям надо,

Ещё в себе познать.

Чтоб зрелыми стать в духе,

И чтобы светом стать.

Спасенье в зрелости людской,

В духовной чистоте прозренье.

Спас яблочный нам говорит,

Спасёт людей преображенье.

Люди в этот день наделяют яблоки магическими свойствами и верят, что если в этот день загадать желание и съесть освященное яблоко, то оно обязательно сбудется. Бытует мнение, что после яблочного спаса всегда холодает.

По традиции в праздник яблочный спас  хозяйки пекут пироги с яблоками, варить яблочное варенье, и приглашать в гости близких и друзей.

5.11. Воздвижение Креста Господня

Праздник в честь Воздвижения Креста Господня. 27 сентября Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Велико значение этого праздника, в Богослужебном круге Церкви он относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати главным праздникам.

Праздник Воздвижения подобен Страстной неделе, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту, но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвиженья мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.

В этот день, Крест торжественно выносится из алтаря на середину храма для поклонения.

«Да хранит вас Крест Христов, меч духовный, побеждающий врагов видимых и невидимых».

Как праздновали Воздвиженье

День Воздвижения креста Господня воспринимался русскими крестьянами как день борьбы между светлыми и темными силами: чистое борется с нечистым, правда с ложью, Бог с дьяволом. Светлое начало побеждает темное с помощью Честного и Животворящего Креста.

В этот важный день человек должен быть чистым перед Богом: должен думать о своих грехах и поститься. Пост в этот день соблюдался очень строго: «Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается», «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, на того семь грехов воздвигнутся».

В народном сознании этот день также связывался с «движением» природы — постепенным переходом осени в зиму: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся», «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, и последний воз на гумно торопится».

Воздвижение было также началом капустенских вечерок: «Воздвиженье — капустницы, капусту рубить пора», «Смекай баба про капусту, Воздвиженье пришло», «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца».

5.12. Покров Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых.

Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем замужестве. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Во время праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатой. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов. В этот день — первый праздник холода — пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

К Тебе, о Матерь Пресвятая,

Дерзаю вознести свой глас,

Лице слезами омывая:

Услышь меня в сей скорбный час.

Прими мои теплейшие моленья,

Мой дух от бед и зол избавь,

Пролей мне в сердце умиленье, 

На путь спасения наставь.

Да буду чужд своей я воли,

Готов для Бога все терпеть,

Будь мне покров во горькой доле,

Не дай в печали умереть…

Покров Ты верным и ограда;

К Тебе молюся всей душой:

Спаси меня, моя отрада,

Умилосердись надо мной!

В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступничества Божией Матери.

5.13. Хлеб-соль

Хлеб-соль — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы.

Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

 В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдешь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, «ино вместо вражды дружба». Самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.

Хлеб да соль!

Было так: чтобы не стать врагами,

И под кровом вечно мир хранить,

Непременно должен был с гостями

Хлеб да соль хозяин разделить.

И сменялась ненависть любовью,

Радость шла наперекор беде.

Кто отведал вместе хлеба с солью,

Тот не мог помыслить о вражде.

Так давались верные обеты,

Так крепчала русская земля.

Чтились предков вещие заветы,

Колосились тучные поля.

Хлеб – бесценный дар земли родимой.

Соль – величье мудрости земной.

Дорогим гостям преподносимы

В добрый час и сердцем и душой.

На Руси есть вечные святыни.

В них надежда, вера и любовь.

С хлебом-солью слито воедино

Средоточье мудрости веков.

Наших предков дар неоценимый –

(С той поры прошло немало лет)!

Хлеб да соль, потомками хранимый,

И поныне излучает свет.

Символ дружбы, мира и согласья,

Хлеб да соль, столетия спустя,

Как залог и пожеланье счастья

Преподносят дорогим гостям.

5.13. Поминальные изделия

Обрядовое печенье в форме лестницы. Выпекается на Вознесение (сороковой день после Пасхи) и в день памяти Иоанна Лествичника. По народным понятиям лесенки облегчали дорогу к небу и символизировали духовное восхождение души праведника в рай. На Вознесение они должны были помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения.

Лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) — обрядовое печенье в форме лестницы, выпекаемое на Вознесение, в день Иоанна Лествичника, иногда в Лазареву субботу, предшествующую Вербному воскресенью.

В разных местах «лестницы» пекли из ржаной муки и «хлебного» — пресного или кислого — теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами- перекладинами; кое-где им придавалось вид вытянутой лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. В качестве «лестницы» мог выступать и открытый пирог, внутреннюю поверхность которого заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или крупой, вареньем или маком, на которые сверху клали поперечные перекладины или плоское изображение лестницы. В некоторых местах лесенки пекли как печенье — пряники к чаю — «прикуску», при этом делали их из пшеничного теста с добавлением меда и украшали сахарным узором. Размеры их были также разнообразны, в некоторых местах нормировалось лишь количество «ступеней»: 7 — «по числу небес Апокалипсиса» (ярославск.), 23 — «по числу мытарств души на том свете» (калужск.), 30 и др. Иногда небольшую лестницу выпекали на спине кулика — жаворонка.

5.14. Просфора

Просфора — это квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Просфорой (по-гречески — «приношение») в древности называли приношения Христиан. Пожертвования принимали диаконы; имена принесших, а также имена их живых и усопших близких вносили в списки, которые с молитвой провозглашали во время освящения Даров.

В наши дни просфоры выпекаются в особых просфорнях при храмах. Делают это благочестивые люди. В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее: он должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый». Просфора — это небольшой круглый хлебец, верх которого украшен изображением креста или какого-либо святого образа, буквами «ИС ХРС НИКА», что означает: Христос — Победитель.

 Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый просфора и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

К просфоре следует относиться с благоговением и вкушать ее по утрам натощак с молитвой, стараясь не ронять ни крошки. Вкушают просфору вместе со святой водой. Принесенные домой просфоры хранят у икон, в чистом сухом (желательно холщовом) мешочке, следят за тем, чтобы они не заплесневели и не испортились.

6. Вывод.

Обычаи и обряды у россиян представляют собой богатый и сложный по своему содержанию этнокультурный комплекс. В нём переплелись обычаи и обряды, возникшие в различные исторические эпохи, на разных уровнях социально-экономического и культурного развития. Все обычаи и обряды можно условно классифицировать следующим образом: обычаи и обряды, связанные с жизненным циклом человека, со сватовством, помолвкой, свадьбой, похоронно-поминальным циклом, календарём. В работе рассмотрены праздники в той последовательности, какой они встречаются в жизни человека, начиная с его рождения и заканчивая похоронно-поминальным циклом.

В традиционной культуре праздничный дискурс рождался из соединения праздничной литургии и праздничного гуляния. Подготовка к празднику: наведение порядка и чистоты в храме и доме, приготовление праздничных блюд, обновление одежды были значимой.

В процессе описания обряда в работе главное внимание уделялось обрядовой выпечке, так как основной целью было установить связь обрядовой выпечки с праздником и его обрядами, показать внешний вид обрядовой выпечки.

Из большого разнообразия информационной литературы  выбрана необходимая информация, систематизирована и представлена в доступной, красочной форме. В работе описаны обряды, связанные с обрядовой выпечкой,  приведены фотографии обрядовых изделий, среди которых встречаются редкие.

 Установлена роль обрядовой выпечки в жизни человека. Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. Хлеб — наиболее священный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. Едва ли есть в мире другой продукт, одно упоминание о котором запускало бы такую сложную цепочку ассоциаций, как это происходит в случае с хлебом. Не просто пища, но ее сакральный символ — именно таким предстает хлеб в культуре и традициях самых разных народов. С древнейших времен он играл особую роль в судьбе человечества, оставаясь, по сути дела, первым и главнейшим компонентом любой трапезы. Значимость этого продукта закреплена во множестве пословиц и идиом, которые присутствуют практически во всех языках, — при этом во многих из них слово «хлеб» можно без ущерба для смысла заменить словом «жизнь». Христианская традиция рассматривает хлеб как воплощение тела Господня — даже не освященный по церковному обряду, он все равно священен.

Важно отметить  роль наших праздников и обрядов в деле становления духовной культуры, быта, новых семейных традиций, этики взаимоотношений между поколениями, новой социальной психологии, в развитии всего уклада жизни, соответствующего современным общественным отношениям. Обряды уходят своими корнями в наше языческое прошлое и с необъяснимой силой притягивают нас и сегодня. Это традиции наших бабушек и дедушек, бережно сохраненные и переданные новым поколениям. Сейчас эти добрые традиции постепенно забываются. Эти обычаи отличаются от привычных сегодня праздников своей искренностью, эмоциональностью, верой и задором.

Необходимо отметить, что структурные составные обрядово-праздничного комплекса современного общества подвержены процессам обновления, трансформации и модификации. Идет творческий поиск новых форм и элементов праздников и обрядов, совершенствование и шлифовка уже найденных и апробирование в жизни как их компонентов, так и целых обрядово-ритуальных комплексов. При этом развитие в обществе нравственно-эстетических ценностей повышает и требования людей по отношению к обрядам и праздникам.

Современная молодежь является хранителем и передатчиком культурных традиций и исторических ценностей. Задача современного человека состоит в том, чтобы не только помнить и ценить само сокровище – Хлеб и тех, кто его взрастил, но и в том, чтобы поднять из небытия хорошие незаслуженно забытые рецепты любимых народом изделий. Мы все куда-то торопимся, бежим, и часто забываем про такие замечательные праздники. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение не только к хлебу, но и к самому себе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арутюнов С.А., Хлеб в народной культуре/ С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина – М: Наука, 2004. – 150с.
  2. Казаков В. Славянское обрядовое питание. /В.Казаков. –2-е издание — Калуга: Золотая аллея, 2007. – 80с
  3. Крестильная каша. Каша «с потехой» для отца, сладкая – от повитухи [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.womenclub.ru/cooking/2295.htm
  4. Крестины и именины, крестный отец и крестная мать, крещение ребенка. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.babyeda.ru/hrists.html?id=25
  5. Рождественский пост, рождественские колядки, колядки к рождеству

       [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.smeridian.com/family/library/christmas.html

  1.  Рождество Христово. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождественский пост, рождественские колядки[Электронный ресурс]- режим доступа: .http://www.abc-people.com/shop/christmas.htm
  2. Календарные народные праздники и обряды / Русские праздники и обряды / Зимние праздники и обряды. Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3947.htm

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

«Этот хлеб только в праздник есть»

(Православные праздники в нашей жизни)

Автор:  Латышов Павел,

Учащийся 8  класса

МОУ «СОШ с.Сокур»

Татищевского района

Саратовской области

Научный руководитель:

Вартанова Светлана Александровна,

 учитель искусства

МОУ «СОШ с.Сокур»

Саратов 2012

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники хабаровского края
  • Народный белорусский праздник купалье
  • Народные праздники фотоколлаж
  • Народный африканский праздник
  • Народные праздники финнов