Народные праздники художники

Вера Павлова художник русские праздники Праздничные народные гулянья Художник Подверная Мария Фольклор Семик (adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push(); Н. Фетисов - "широкая Масленица" Народные гуляния

Вера Павлова художник русские праздники

Вера Павлова художник русские праздники

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Художник Подверная Мария

Художник Подверная Мария

Фольклор Семик

Фольклор Семик

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленичные гуляния в древней Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Народные праздники для детей

Народные праздники для детей

Народные праздники

Народные праздники

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Масленичные гуляния в древней Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Детям о Масленице

Детям о Масленице

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Русская ярмарка

Русская ярмарка

Павлова Вера иллюстрации русские праздники

Павлова Вера иллюстрации русские праздники

Русско народный хоровод

Русско народный хоровод

Сжигание чучела Масленицы Васнецов

Сжигание чучела Масленицы Васнецов

Кожин Масленица проводы зимы

Кожин Масленица проводы зимы

Русский народный праздник Масленица

Русский народный праздник Масленица

Масленичные гуляния в древней Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Васнецов Масленица

Васнецов Масленица

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Встреча весны

Встреча весны

Аполлинарий Васнецов сжигание чучела Масленицы

Аполлинарий Васнецов сжигание чучела Масленицы

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Наталья Курий художник

Наталья Курий художник

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Народные праздники

Народные праздники

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Михаил Боскин хоровод

Михаил Боскин хоровод

Скоморохи на Руси

Скоморохи на Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Масленичные гуляния в древней Руси

Кожин Масленица на Руси

Кожин Масленица на Руси

Народный праздник Масленица

Народный праздник Масленица

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Художник Ольга Симонова самовар

Художник Ольга Симонова самовар

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Картины художника Ивана Горобчука

Картины художника Ивана Горобчука

Сочивко Сергей Евгеньевич Масленица

Сочивко Сергей Евгеньевич Масленица

Вера Павлова Святки

Вера Павлова Святки

Праздник урожая у славян Осенины

Праздник урожая у славян Осенины

Кузьминки Кузьма и Демьян осень

Кузьминки Кузьма и Демьян осень

Семик праздник на Руси

Семик праздник на Руси

Фольклорный праздник

Фольклорный праздник

Композиция народные гуляния

Композиция народные гуляния

Кустодиев деревенский праздник

Кустодиев деревенский праздник

А. М. Васнецов. Сжигание чучела Масленицы

А. М. Васнецов. Сжигание чучела Масленицы

Масленичные обряды на Руси

Масленичные обряды на Руси

Подвербная Мария картины

Подвербная Мария картины

Народные масленичные гуляния

Народные масленичные гуляния

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Масленица на Руси

Масленица на Руси

Праздники являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Огромный выбор фото праздничных мероприятий и подготовки к ним смотрите здесь, например «Русские народные праздники иллюстрации (56 фото)». Смотрите также коллекции «Русский народный праздник Масленица (58 фото)» или «Русские народные гуляния зимой (65 фото)». Вы можете выбрать для себя идею праздничного декора, подготовки к церемонии, выбрать наряд или украшения, подобрать праздничную обувь и образ в целом. Лучшие варианты тортов, капкейков, интерьера и все для создания праздничного настроения для Вас!

К. Е. Маковский — «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» (1895 год)

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.

Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная — видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.

Другое название картины «Пир у боярина Морозова». Борис Морозов — воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну «распиливал» не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают… никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает .
Изображение


Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала «Нива». Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 

* * *


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.

* * *


Подготовительный рисунок к картине «Елочный торг». 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98×98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и «Елочный торг» – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и «слышит» работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто «в некотором царстве, в некотором государстве». Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко». Белый город, 2003.

* * *


За ёлками
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.

* * *


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.

* * *


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.

* * *


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.

* * *


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.

* * *


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале «Нива»

* * *


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло
Государственный Русский музей


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

* * *


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г. 

* * *


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

* * *

Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua

* * *


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем «карнавалить»! )))

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.

Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.

Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.

Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.

Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.

Святки

Месяц — ласковый кудесник —
Встал, и ясен и пригож,
А в селе — гульба и песни, —
Расходилась молодежь!

Снежный хруст… Возня и шутки,
Брызжут пылью снеговой…
— Как зовут?.. — Зовут — Зовуткой!
— А тебя? — Меня — Бовой!

— Мне кольцо ты не подаришь?
— Подарю, да не при всех!..
С пляской ряженые вышли, —
Ой, умора! Визг и смех!

Месяц, ласковый кудесник,
Зачинает ворожбу…
А в селе — гульба и песни
И гаданье про судьбу…

Александр Ширяевец
1916-1922 гг.

Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.

Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.

Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.

Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).

Святки

В зимнем вальсе кружит вьюга,
Всё короче дни!
Ближе к Святкам… и к досугу
Время поверни.

Год прошёл в трудах, заботах –
Жизни карнавал!
Слава Богу, не в банкротах…
Что же он нам дал?

Будем жить, любить, смеяться –
Будем просто жить!
Миром Божьим удивляться –
Меньше, друг, грешить.

Будем в музыке кружиться –
Скоро Рождество!
Зимний вальс… Пусть всё свершится
Сказки волшебство!

© Павел Рупасов, 2012 г.

Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1881 г.

Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1882 г.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1896 г.

Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.

Святочные частушки

На рождественские святки
День почти что с гулькин нос..
Поиграю с милым в прятки —
До любви он не дорос!

Кто к нам в Святки в дверь стучит?
И как бешеный кричит?
К нам пришел колядовать
Твой дружок, ядрёна мать!

У меня милашек много,
В Святки просят все любить!
Обещает жёнка строго
Кое-что мне отрубить!

Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.

Имя автора и название картины не нашел, известно лишь, что это дипломная работа студента Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. В.М. Васнецова (из серии «Русские праздники»). 2010 г.

Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.

Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.

***
Новый год уж повзрослел,
Бойко прошли святки,
Миг гаданий пролетел,
Спеты всё колядки.

Лучше время не найти,
Страсти откипели,
Ночь крещенская в пути!
Заждались купели!

Людмила Егорычева, 2014 г.

Сварог Василий Семенович (1883-1948) Солисты 1910-е гг.

Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Ряженые.

Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г.

Гринюк Леонтий Назарович (Украина, род. 1950) Колядники. 1998 г.

Симаков Иван Васильевич (1877-1925) Славельщики.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Как на Масленой неделе
Из печи блины летели,
И сыр, и творог —
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!

Друзья, наступила Масленичная неделя — ещё один прекрасный повод для веселья, прогулок, встреч с родными и друзьями!

Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое «расписание».

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

понедельник — «встреча»

вторник — «заигрыши»

среда — «лакомка»

четверг — «разгул», «перелом»

пятница — «тещины вечерни»

суббота — «золовкины посиделки»

воскресенье — «прощенный день».

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица».

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:

Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев:

1916-1920

Масленица в картинах русских художников, фото № 1

Масленица в картинах русских художников, фото № 2

Масленица в картинах русских художников, фото № 3

П. Н. Грузинский «Масленица», 1889 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 4

К. Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 5

А.Черкашина. «Масленица», 2002 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 6

Н. Фетисов «Широкая Масленица», 1990 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 7

В. Белых «Собор Александра Невского. Масленица», 1908 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 8

В.И Суриков «Взятие снежного города», 1891 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 9

С.Кожин. Масленица. «Проводы зимы. Россия XVII век», 2001 г.

Масленица в картинах русских художников, фото № 10

Игорь Шаймарданов. Из цикла «Псковская Масленица».

Масленица в картинах русских художников, фото № 11

Масленица в картинах русских художников, фото № 12

Масленица в картинах русских художников, фото № 13

В.Сыров «Ярмарка в Здемирово», 1998-1999 гг.

Масленица в картинах русских художников, фото № 14

Золовкины посиделки на Масленицу

Золовкины посиделки на Масленицу

Тещины вечерки на Масленицу

Тещины вечерки на Масленицу

Дарья Мастракова схемы

Дарья Мастракова схемы

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Масленица в древней Руси

Масленица в древней Руси

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица иллюстрации

Масленица иллюстрации

Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы

Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы

Рисование Масленица

Рисование Масленица

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Зимние народные праздники

Зимние народные праздники

Художник Ольга Симонова самовар

Художник Ольга Симонова самовар

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Художница Елена Уварова Пасха

Художница Елена Уварова Пасха

Святочные посиделки

Святочные посиделки

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Иллюстрации к православным праздникам

Иллюстрации к православным праздникам

Масленичные гуляния на Руси

Масленичные гуляния на Руси

Наивная живопись Натальи Курий

Наивная живопись Натальи Курий

Елена Уварова художник

Елена Уварова художник

Композиция на тему Масленица

Композиция на тему Масленица

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Иван Рюмахин картины Масленица

Иван Рюмахин картины Масленица

Транковский Алексей Иванович Святки

Транковский Алексей Иванович Святки

Композиция на тему народные праздники

Композиция на тему народные праздники

Встреча весны на Руси

Встреча весны на Руси

Народный праздник Рождество Христово

Народный праздник Рождество Христово

Масленица на Руси

Масленица на Руси

Пасха на Руси

Пасха на Руси

Русский народный костюм раскраска

Русский народный костюм раскраска

Свадебные традиции древней Руси каравай

Свадебные традиции древней Руси каравай

Семик праздник на Руси

Семик праздник на Руси

Крещение картины художников

Крещение картины художников

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Фольклорные рисование

Фольклорные рисование

Народный фольклор

Народный фольклор

Фольклор иллюстрации

Фольклор иллюстрации

Художник Надия Старовойтова зимой

Художник Надия Старовойтова зимой

Национальные традиции рисунки

Национальные традиции рисунки

Панов Эдуард русская изба

Панов Эдуард русская изба

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Народная культура фольклор

Народная культура фольклор

Русские народные праздники Иван Купала

Русские народные праздники Иван Купала

Вера Павлова художник русские праздники

Вера Павлова художник русские праздники

Лельник красная горка

Лельник красная горка

Федоскинская лаковая миниатюра Старая Русь

Федоскинская лаковая миниатюра Старая Русь

Новый год у древних славян

Новый год у древних славян

Похищение невесты на Руси

Похищение невесты на Руси

Яблочный спас Осенины

Яблочный спас Осенины

Рисунок на тему национальные традиции

Рисунок на тему национальные традиции

Коляда праздник

Коляда праздник

Лельник праздник красная горка

Лельник праздник красная горка

Рисунок на Пасху

Рисунок на Пасху

Сказочные посиделки

Сказочные посиделки

Дружба народов России

Дружба народов России

Ольга Георгиевна Симонова картины

Ольга Георгиевна Симонова картины

Рисунок на Пасху

Рисунок на Пасху

Композиция на тему Масленица

Композиция на тему Масленица

Иллюстрация к празднику Ивана Купала для детей

Иллюстрация к празднику Ивана Купала для детей

Масленица арт

Масленица арт

Курий-Максымив Натали иллюстрации

Курий-Максымив Натали иллюстрации

Народные праздники изо

Народные праздники изо

Посиделки для детей

Посиделки для детей

Иллюстрации Виктора Служаева

Иллюстрации Виктора Служаева

Транковский Алексей Иванович Святки

Транковский Алексей Иванович Святки

Весенняя фантазия

Весенняя фантазия

Плакат многонациональная Россия

Плакат многонациональная Россия

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народный обряд колядование

Народный обряд колядование

Маковский Масленица

Маковский Масленица

Чаепитие в русском народном стиле

Чаепитие в русском народном стиле

Чувашский край

Чувашский край

праздники по-русски
Год назад мне довелось побывать в русском музее на выставке.. нет, супервыставке «Избранники Клио». Я до сих пор ее вспоминаю с теплотой? до чего она мне понравилась (Вот здесь про нее). Поэтому узнав, что в корпусе Бенуа открывается новая выставка — Праздники по-русски я нутром почуял, что мне необходимо там побывать. Оказалось, что почуял верно — эта выставка — словно сестра предыдущей! Думаю, что «Праздники по-русски» делали те же люди, что и «Избранники Клио». Спасибо им огромное! Впечатлений я получил массу!

Единственное, чего не хватило — это подробных и интересных комментариев под картинами, их очень не хватает. Особенно, если учитывать, что большинство экспонатов не из постоянной экспозиции, а экскурсии, насколько я знаю, по выставке «Праздники по русски» к сожелению не проводится. Меня в этом деле мог бы выручить iPad, но стоило мне его достать, как бабушки служительницы стали на меня очень подозрительно коситься и спрашивать не снимаю ли я картины… К бабушкам ни малейшей претензии, но было как-то неуютно.

Ниже немного впечатлений и комментариев — попытки ссоздать подписи, которых мне так недоставало =) Ну и репродукции. Хотя в очередной раз убеждаюсь, что какими бы качественными сканы с картин не были, все равно они не передают ни настроения, ни атмосферы реального полотна. Это все равно, что сранвить поход в театр и просмотр видеозаписи спектакля. Или просмотр DVD и посещение на концерта. Вроде все на месте, и порой качество звука-картинки радует, но не достает самой важной детали и поэтому впечатление абсолютно другое — более плоское. Хотя, это я уже отвлекся! Итак, Русский музей, выставка «Праздники по-русски».

Я буду придерживаться хронологии авторов выставки, но выделять только те картины которые мне понравились. В реале на выставке их в разы больше, плюс еще какие-то мелочи вроде нарядов, предметов и еще каких-то артефактов. Был даже экран, где транслировалась какая-то запись начала века (судя по белым силуэтам с достоинством куда-то двигающимся предполагаю, что это был государь император с семьей). Но эти вещи меня мало интересовали, я предпочитаю живопись. А живописное путешествие по миру русских праздников начиналось с Руси.

А. П. Рябушкин — «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895 год)

VII век, Москва, праздничный день, грязища. Ну очень нравится мне эта известная картина Андрея Петровича Рябушкина. У других — XVII век, а уж тем более Москва — это что-то эпичное — Минин и Пожарский карают Лжедмитрия, Царь Алексей Михайлович у гроба святителя Филлипа.. ну и т.д. А тут праздничный день, улица — ни фонарей, ни аптек, а только бурое болото от края до края. Молодое русское царство. Меня особенно забавит мужчина у забора, пытающийся и разодетых женщин пропустить и замараться не сильно….

рябушкин московская улица в праздничный день
В. Г. Шварц — «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче» (1865 год)

А вот еще из той же эпохи, но уже вычурно-парадно. За эту картину В. Г. Шварц был удостоен звания академика — торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. И никакой грязи, Боже упаси! Хотя, может быть, ее и не видно, под кафтанами густо устилающими царский путь…. Кстати, художники пишущие картины на исторические темы были очень внимательны к мелочам в нарядах и предметах. Их интересовали даже швы на одеже и именно они были главными клиентами тогдашних антикваров.

Шварц - Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее МихайловичеГ. Г. Мясоедов — «Смотрины невесты» (вторая половина 19 века)

А вот картина, к праздникам имеющая косвенное отношение — Г. Г. Мясоедов, «Смотрины невесты». Суровое жюри внимательно изучает претендентку, на замужество, судя по всему с именитым женихом. У крестьян все было попроще — там все невестушки «на виду», а вот свадьба бояр да князей — не редко это был настоящий древнерусский конкурс красоты.

Например Иван Грозный искал невесту так — по городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц на смотр. Таим образом было отобрано множество девиц (некоторые источники говорят, что 2000), из которых выбрали 24 лучших. Из них еще 12, которых в свою очередь и представили государю и он уже сам выбрал себе суженую. «Финалистки» царского смотра не сильно горевали, не успевал их отвергнуть царь, как уже ломились сваты от знатных вельмож. Обычай искать себе жену подобным образом, кстати, придумали не на Руси, он пришел из Византии. Так что утверждение, что первый конкурс красоты прошел в Бельгии в 1888 году достаточно сомнительно!

Мясоедов - Смотрины невестыА. И. Корзухин — «Девичник» (1889 год)

Продолжая свадебную тему (это не я, это устроители выставки так все развесили) — Алексей Иванович Корзухин, «Девичник». Во первых картина просто понравилась — и сюжет понятен и настроение радости и смятения улавливается и сразу видно, кто невеста, кто подруги и т.д. Но более всего в глаза бросилась не полураздетая девица, выглядывающая из избы, и не погруженная в хозяйственные дела баба с бельем, безучастная к веселью, а компания из немолодых женщин за столом. Они ну просто излучают уверенность в себе, беззаботность и довольство. Одна из них пьет из здоровенной кружки, даже интересно что у нее там налито? Хотя понятно, что не мартини…

Корзухин - ДевичникК. Е. Маковский — «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» (1895 год)

Следующее монументальное полотно Константина Маковского (оно размером с целую стену, я видел его впервые) вызвало вопросы. Называется оно «Поцелуйный обряд» и вот про этот самый обряд я не знал ничего, хотя строил предположения, как оказалось — верные.

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.

Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная — видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.

Другое название картины «Пир у боярина Морозова». Борис Морозов — воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну «распиливал» не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают… никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает . Что до Бориса Морозова от Константина Маковского, то я подозреваю, что седой старец в центре картины — это он и есть!

Маковский - Поцелуйный обряд (пир у боярина Морозова)К. Е. Маковский — «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 год)

А вот и еще Маковский. На этот раз событие изображено уже куда более позднее — это видно и по одежде и по форме балаганов. В веселом гулянии автор выразил образ «Всего Петербурга». А место, где все это происходит — Адмиралтейская площадь, образованна в 1822 году, нынче уже не существует — полностью слилась с Александровским садом, Адмиралтейским проспектом и одноименным проездом. Площади нет, а картина осталась… такая вот сила искусства.
Кстати, именно За это полотно Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств

Маковский - Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в ПетербургеИоганн Якоб Меттенлейтер — «Деревенский обед» (между 1786 и 1788)

А когда я подошел к в следующей картине (к сожалению я не нашел человеческой репродукции) заинтересовался надолго. Во первых — сама манера письма, фигуры, люди… наполнило голландцев, больших и малых, «живущих» в Эрмитаже. Потом имя художника (немного подтверждающее первоначальную догадку) — Якоб Меттенлейтер. После этого стало интересно, что же это за Меттенлейтер, что висит в Русском музее.

Оказалось, что Иоганн Якоб Меттенлейтер — это придворный живописец императора Павла I. В 1786 году, будучи уже известным мастером (ему было 36 лет), он приехал в Россию, где жил и работал вплоть до самой смерти. Вот здесь — его весьма интересная биография, напоминающая остросюжетный роман.

Кстати, написана картина была по полученной в 1786 академической программе на звание академика. Тема была такая: „Представить российских деревенских жителей в обеих полах при обеденном столе, где видно было по их состоянию всякое изобилие, равно и посуда столовая соответствовала б, и где пристойно их и орудие означить; фигуры же расположить исторически«

Обращу внимание (это тоже сразу бросилось в глаза, жаль на репродукции плохо видно) — что едят люди — непонятно. Миски есть, но еды нет! Ощущение, что питаются они воздухом, или какой-то жидкостью… (собачка и кошечка тоже ищут покушать, но не находят). Такая вот печальная картина на которой совсем не пахнет «всяким изобилием»

Иоганн Якоб Меттенлейтер - Деревенский обедБ. М. Кустодиев — «Зима. Масленичные гуляния» (1919 год)

А вот работ Бориса Кустодиева на выставке было много. И все они, разумеется, они были «праздничного» характера. Говорят любил мастер праздники — как увидит праздник, сразу за холст и рисовать, и рисовать. Выходили у Кустодиева праздники яркие и живые… Мне на этой выставке запомнились две его картины на эту тему — первая — «Зима. Масленичные гуляния»…

кустодиев - Зима. Масленичные гулянияБ. М. Кустодиев — «Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот» (1917 год)

… вторая — «Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот». Опять яркие краски и событие — навсегда ставшее историей.

Что до события — вербный торг «Верба» — весенний базар, который в царской России происходил на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями и т.д. Так же происходили «вербные катания» на лошадях и народные гуляния. В 1870-хх, с началом строительства здания Исторического музея «Вербный торг» был перенесен на Смоленский рынок. А после 1917 года и вовсе прекратил существование.

Вот так писал про «Вербный торг» Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»:
«Гаврила готовит парадную пролетку — для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется — «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, — называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку — «гуляет верба», великий торг — праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и — вербой«
В Петербурге «Вербный торг» проходил возле Гостиного двора. Вот фото начала века.

Кустодиев - Вербный торг на Красной площади у Спасских воротА. А. Попов — «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге» (1853 год)

А вот простой эпизод местчкового праздника — небольшая сцена на ярмарке в провинциальной Старой Ладоге. Автор Андрей Андреич Попов (1831-1896 гг) — русский художник-реалист, работавший в области бытовой живописи.

Попов - Народная сцена на ярмарке в Старой ЛадогеД. О. Осипов — «Две девушки в день Семика» (1860-1870-е)

Следующая картина тоже заинтриговала — на холсте две девицы застывшие в томной близости, название — «Две девушки в день Семика». Стало дико интересно, что же это за «семик» такой… оказалось все весьма забавно.

Семи́к — это древний русский праздник весенне-летнего календарного периода с языческими конями, плавно мимикрирующий под христианский и напрочь забытый нынче. Называют его так же «Зелёная неделя», «Русалочья неделя» или «Русалии». Отмечается Семик в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название) и знаменует он окончание весны и начало лета. Считается женским праздником — поэтому и две девушки на холсте.

«Резвились» в Семик девицы довольно своеобразно — например шли в лес «завивать берёзу» (да, да «Во поле берёза стояла» — это оттуда, можете на википедии проверить). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Видимо этот фрагмен на холсте и запечатлен…

Кстати, церковь к гуляниям на Семик относилась весьма негативно и всячески осуждала… но народ все равно гулял!

осипов - Две девушки в день СемикаCтанислав Хлебовский — «Ассамблея при Петре I» (1858 год)

А вот еще любопытная картина, написанная польским художником (Польша тогда входила в состав Российской империи). Вроде дамы, кавалеры, парики, камзолы.. а все равно ощущается какая-то зажатость и натянутость. Все какое-то искусственное и не живое…

Мечтающий жить на западный манер Петр ввел правило устраивать ассамблеи. О том, что это такое говорилось в указе 1718 года: «Ассамблеи — слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава«

Зимой три раза в неделю по очереди в домах обеспеченных людей проводились собрания для забав и для дела, причем в них в обязательном порядке должны были принимать участие и женщины. В Петербурге обер-полицмейстер, а в Москве — комендант назначали, в чьем доме будет следующая ассамблея.

По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка. Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они «так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество«

А за конкретно эту картину художник получил золотую медаль. Такие вот дела…

Cтанислав Хлебовский - Ассамблея при Петре IВ. И. Якоби — «Ледяной дворец» (18978 год)

А эту известную картину я «в живую» видел впервые. На ней изображена «шутейная свадьба» в Ледяном доме в Петербурге во времена императрицы Анны Иоанновны. Однажды Императрица, которая весьма своеобразно «развлекалась» шутки ради решила поженить своего придворного шута князя М.А. Голицына (внука фаворита царевны Софьи Алексеевны В. В. Голицына) и калмычку Буженинову, одной из своих приживалок. День свадьбы был назначен на морозный день 6 февраля 1740 года. Для молодоженов выстроили «Ледяной дворец» — здоровенное строение из льда, которое имело в длину 8 саженей или 56 лондонских футов (1 л.ф. = 30,479 см) и в ширину две с половиной сажени и высоту вместе с кровлей в 3 сажени. У дворца выставили пушки, а поздравляли молодых разнообразные гости. После молодоженов заперли в их ледяном склепе до утра — по идее организаторов, супруги за ночь обязательно должны были замерзнуть. Однако Буженинова заранее припрятала в ледяном доме теплые вещи, чем спасла себя и мужа. Молодые выдержали назначенное им испытание, а за счет множества ценных подарков, преподнесенных им во время свадьбы, значительно обогатились.

якоби - ледной домГ. Г. Чернецов — «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге» (1839 год)

А вот по настоящему эпичное полотно — грандиозный парад в честь победы русской армии в кратковременной войне, которая вошла в историю даже не как война, а как просто польское восстание. Результатом ее стало присоединение королевства Польского к Российской империи. Но картина — не просто банальная батальная сцена, есть в ней еще кое что интересное!

Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева — император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Причем все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме). Вот здесь список тех, кого изобразил мастер!

Миниатюрных героев своего времени было очень интересно разглядывать. Особенно мне запомнился генерал с деревянной ногой… интересно, кто это? Кстати, Николаю I картина не понравилась, мол слишком много внимания было уделено зрителям и слишком мало ему самому. Но картину император все таки купил… в подарок наследнику

чернецов - Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831А. И. Корзухин — «Бабушкин праздник» (1893 год)

И еще одна картина Александра Ивановича Корзухина. Я видел ее и ранее.. и она мне очень нравится… Праздник — он же не обязательно всеообщий и всенародный! Он же может быть таким интимным, добрым и светлым!

корзухин - Бабушкин праздник

Л. И. Соломаткин — «Любители пения» (1882 год)

Снова абсолютно не эпичная картина. Наверное праздник, наверное день рождение… гости пьяны и поют. На столе я насчитал шесть бутылок и маааленький графинчик.. Ровно шесть певцов затянули песнь… интересно — хорошо ли они поют?

Соломаткин - Любители пенияА. Я. Волосков — «За чайным столом» (1851 год)

А вот еще одно застолье — только теперь уже все чинно, достойно и никто не поет и, видимо, пьет. Вернее пьют все, но только чай. Каждый справляет свои праздники по своему.

волосков - За чайным столомИ. Е. Репин — «17 октября 1905 года» (1907—1911)

А вот еще один «праздник» — 17 октября 1905 года — отклик на манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране. В манифесте, подготовленном возглавлявшим Совет Министров С. Ю. Витте, который считал конституционные уступки единственным средством сохранения самодержавия, было обещано даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, признать Думу законодательным органом. Либеральные круги русского общества встретили предполагаемые преобразования с воодушевлением.

Репин писал о своем полотне: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».

Среди изображенных на картине – демократически настроенные филолог М. Прахов (слева), актриса Л. Яворская (с букетом), критик В. В. Стасов (в центре). Создавая произведение, Репин заботился о том, чтобы избежать «условности, искусственности, рассудочности, прозаического подчеркивания и скуки».

В России, в силу цензурного запрета, картина впервые появилась перед зрителем только в 1912 году на 41-й Передвижной выставке. И что-то она мне навевает… хотя все таки здесь радость!

Репин - 17 октября 1905 годаИ. Бродский — «Праздник конституции» (1930 год)

После Репина незаметно начались «советские» картины. Мне они особенно понравились и запомнились. Может от того, что видел я их впервые.. а может быть от того, что праздники как-то ближе и понятнее. Люблю я соцреализм. Вот, например, полотно очаровательного художника Исаака Бродского — «Праздник конституции». У меня сразу же возник вопрос — что же это за праздник такой образца 1930 году? Оказалось, что впервые он был установлен декретом Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 в ознаменование принятия 1-й Конституции СССР, введённой 2-й сессией ЦИК 6 июля 1923. С 1924 по 1936 праздновался ежегодно 6 июля. А 5 декабря 1936 Чрезвычайный 8-й съезд Советов СССР принял новую Конституцию СССР и праздничным днем стало 5 декабря. Потом конституцию опять меняли.. и дату опять переносили. Ну а когда отмечается День Конституции РФ, думаю, вы еще помните… помните?
Кому интересно узнать о художнике Вот здесь пара слов и небольшой но интересный фильм.

Бродский - Праздник конституцииП. Д. Бучкин — «Всероссийский праздник труда 1 мая» (1920 год)

Люди сажают деревья, улыбаются и излучают радость. На заднем фоне виднеется здание, очень похожее на инженерный замок. Есть подозрение, что место действия — Марсово поле.
Советская власть требовала от художника быть «верным помощником партии в деле коммунистического воспитания трудящихся», следовать единому творческому методу. Живописцы не писали более аристократические семейства или картины на аллегорически-мифические сюжеты. Они воспевали простой народ во всей его красе!

Бучкин - Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 гА. Н. Самохвалов — «С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935 год)

А вот еще одна, просто потрясающая картина! Почему она «прячется» где-то в запасниках? Полотно огромно, фигуры физкультурников изображены практически в полный рост. Сергей Миронович Киров аплодирует на высокой трибуне в левом углу картины. Девушки дарят ему цветы.. я подошел к ним ближе.. и ощутил колоссальный эффект присутствия! Я был там! На этом параде, рядом с радующимися атлетами. И казалось еще чуть чуть и будут слышны и радостный гул и аплодисменты!
Кстати о реальных парадах физкультурников — они проходили в довоенное время каждый год. Вот интересная фотография с одного из них!

Самохвалов - С. М. Киров принимает парад физкультурниковБ. М. Кустодиев — «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год)

И снова Борис Кустодиев! И снова праздники!

В 1920 году Кустодиев получил заказ от Петроградского Совета: написать картину, отражающую ликование народных масс по случаю состоявшегося 19 июля — 7 августа Второго конгресса Коминтерна. Картина была закончена Борисом Михайловичем в 1921 году.

Те, кто сразу же заметил, что действие картины разворачивается на площади Урицкого, но при этом на виду знакомые черты Александринской колонны догадались абсолютно верно — после окончания революции площадь переименовали в площадь им. Урицкого в честь убитого в 1918 году председателя Петроградского ЧК. Так она и просуществовала аж до 1944 года.

Еще интересный элемент на этой картине — это два молодых человека в центре — один из них стоит к зрителям спиной, у второго во рту трубка. Эти двое — молодые ученые ленинградского физико-технического института, будущие нобелевские лауряты П. Л. Капица и Н. Н. Семенов. По легенде молодые физики пришли в мастерскую к мастеру и сказали: «Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас«. А Кустодиев взял… и согласился. Результатом стал портрет физиков (Вот он). Но почему ученые «выбрались» еще и на праздник в честь открытия конгресса — тайна!

кустодиев - Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 годаП. А. Пластов — «Колхозный праздник (Праздник урожая).» (1938 год)

А вот простой советский колхоз.. и простой колхозный праздник. Мало что изменилось в сравнении с деревенскими праздниками столетней давности, разве что наряды…

Пластов -  Колхозный праздник (Праздник урожая)

П. П. Кончаловский — «А. Н. Толстой у меня в гостях» (1940-41)

И нельзя было пройти мимо вот этой картины. Петр Петрович Кончаловский, дед кинорежиссера Андрея Кончаловского изобразил известного писателя, графа Алексея Николаевича Толстого (автора таких книг, как «Гиперболоид инженера Гарина» и «Хождение по мукам»). Выглядит Алексей Николаевич очень даже не плохо и самодовольно, особенно для того, не самого сытого времени. Так и хочется сказать — «ну и харя». Хотя стол ему выставил гостеприимный хозяин — Петр Кончаловский. Поэтому оба хороши!

Кончаловский -  А. Н. Толстой у меня в гостяхФиринат Халиков — «Праздник Гуся в древней Казани» (2007)

А вот картина совсем свежая — написана всего пять лет назад. Автор — известный современный татарский художник Фиринат Халиков. Тема древняя… и опять «непонятная». Нет у славян такого праздника гуся.. а вот у татар есть!

«День гуся» или «Праздник гуся» называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь — кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах.

Фиринат Халиков - Праздник Гуся в древней КазаниГ. А. Савинов — «День победы» (1972-1975)

День победы. Не парадано праздничный со Сталиным, Жуковым и гордыми лицами непобедимых советских воинов, а тихий, немного печальный личный праздник. Молодые выглядят беззаботно, а в стариках ощущается печаль. Не в лицах, в самих силуэтах, блестящая работа художника.
Вы обратили внимание — сколько наград на мундире, что небрежно повешен на спинку стула?

Савинов  - День победыЮ. П. Кугач — «В праздник (В выходной день)» (1949)

А вот этой радостной картиной я хочу закончить.
Просто люди.. у них праздник или просто выходной… и они радуются, искренне и светло!

Кугач -  В праздник (В выходной день)

Выставка показалась мне какой-то маленькой. После я собирался было идти домой.. но решил подняться взглянуть на работу Петрова-Водкина (мол идти два шага). И в итоге Русский музей меня окончательно «засосал». Посетил я еще две выставки в корпусе Бенуа — «От Москвы до самых до окраин» и «Коллекция Михаила и Сергея Боткиных», о них, может быть, позднее напишу. А потом я как-то оказался уже на постоянной экспозиции (ну зачем они постоянно перевешивают картины?). В итоге уходил из Русского музея я вместе с милицией — потому что проходил там до самого закрытия…

Если будет время, возможность и вы любите живопись, то обязательно посетите выставку «Праздники по-русски». Она продлится до 12 марта!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники хмао
  • Народные праздники хлеба
  • Народные праздники хакасии
  • Народные праздники хабаровского края
  • Народный белорусский праздник купалье