Народные праздники ингушей

Чем глубже погружаешься в изучение нашей культуры, тем яснее осознаешь, насколько мудрыми и понимающими были наши предки. Сегодня, спустя столетия, нам не нужно придумывать что-то новое, достаточно обратиться к прошлому, вспомнить подзабытые старинные праздники, которые широко отмечали наши предки.

Возрождение культурного и исторического наследия

Вспоминая старинные ингушские праздники

Чем глубже погружаешься в изучение нашей культуры, тем яснее осознаешь, насколько мудрыми и понимающими были наши предки. Сегодня, спустя столетия, нам не нужно придумывать что-то новое, достаточно обратиться к прошлому, вспомнить подзабытые старинные праздники, которые широко отмечали наши предки.

Исходя из таких соображений, а также в рамках Года нематериального культурного наследия народов России, в Государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова провели женский праздник «Сесарий ц1ай».

На мероприятии присутствовали как взрослые, так и дети, а также была приглашена Ассоциация мастеров войлочного ковроделия Ингушетии «Истинг», руководителем которой является Танзила Дзаурова. Выступая перед собравшимися, она подчеркнула, что такие мероприятия необходимы, так как женщины за рукоделием беседуют, обсуждают проблемы, делятся опытом, и это является таким небольшим праздником для рукодельниц.

Сотрудники музея подготовили обширную программу. Вначале экскурсоводы музея провели для посетителей экскурсию по всем залам. Далее была проведена викторина среди гостей на знание истории своего народа. Занявшим призовые места были вручены подарки и книги по национальной тематике.

В ходе мероприятия был дан также мастер-класс членами Ассоциации мастеров войлочного ковроделия «Истинг».

Рассказать более подробно о самом празднике я попросила научного сотрудника музея Жанну Дзейтову.

«В наше время положение женщин обсуждается как никогда широко и бурно. Перед ингушским обществом возникают новые проблемы, которые требуют своего решения. Одной из них стала проблема создания психологической разгрузки для женщин, разные виды терапии, позволяющие отдохнуть от удушающего быта, набраться новых сил и реализовать свои способности, — говорит она. — В нашей республике в последние годы активно проводятся различные мероприятия данной направленности, что находит положительные отзывы от жителей региона. Кто-то скажет, что это новшество, которое нам не нужно, другие: «Ну наконец-то дошли до того, что и так давно организуется в других странах». А мы ответим, что это не что-то новое, а, наоборот, абсолютно ингушское, хоть и давно забытое. «Сесарий ц1ай» — уникальный в своем роде традиционный ингушский праздник, который проходил лишь раз в год весной. Природа, всевозможные конкурсы и соревнования, веселье и ни одного мужчины — так проходил один из самых долгожданных дней в году для ингушских женщин в прошлом. Это была уникальная возможность предстать в лучшем виде, проявить свои таланты и отдохнуть от тяжелого быта. Не сложно представить, какой это был мощный способ избавиться от негативных эмоций, накопившихся за год, и зарядиться положительной энергией».

Завершилось данное мероприятие обильным столом в национальном стиле, где все присутствующие были приглашены гостеприимными хозяевами отведать всевозможных яств.

Главной целью таких мероприятий является привлечь и заинтересовать посетителей яркими, неординарными программами, посвященными культурному и историческому наследию.

Для многих народов культура ингушей остаётся загадкой, но я предлагаю приоткрыть завесу тайны. Традиции ингушей насчитывают около 4 тысячи лет и, что удивительно, многие из них сегодня соблюдаются этими племенами. Ингуши свято хранят свою культуру, старинные верования, обычаи предков. 

То, что у других народов уже безвозвратно ушло в прошлое, в культуре ингушей продолжает жить и даже обогащаться чем-то новым. Какой должна быть традиционная ингушская свадьба? Почему о семье этот народ судил по башне? Какие праздники отмечают в Ингушетии?

Башня в понимании ингушей символизирует статус семьи

Башня в понимании ингушей символизирует статус семьи

Народ высоких башен

В Ингушетии и сегодня можно увидеть немало башен. Как ни странно, но они были напрямую связаны с отношением людей к их владельцам. “Какая у твоего рода башня?” – спрашивал отец девушки у юноши, что собирался свататься к ней. Прочность и красота архитектуры сооружения говорили о состоятельности и ответственности семьи, что жила в ней. 

Кстати, изучая традиции ингушей, я открыла для себя занимательные сведения. Самоназвание народа – галгаи, что дословно значит “обитатели башен”. Уже один только этот факт говорит о том, насколько важными были такие строения для ингушей. 

Сегодня башни являются историческими памятниками, а большинство ингушей проживает на равнинах, а не в своих высоких жилищах. Несмотря на это, старинные традиции и сегодня играют ключевую роль в жизни народа. 

Суть поведения ингушей заключается в словах: “Поступай так, как сделали бы твои предки”. Уважение к старшим, понятие чести, скромность и доброжелательность – не пустые слова для народа Ингушетии. 

Однако и сегодня в некоторых регионах продолжает существовать обычай кровной мести. По мнению ингушей, он играет положительную роль в воспитании молодого поколения – человек должен осознавать, что за каждый свой поступок понесёт ответственность.

Почитание старших - основа традиций ингушей

Почитание старших – основа традиций ингушей

О помощи и семейных традициях ингушей

На мой взгляд, одна из самых чудесных традиций ингушей – “белхи”. Этот обычай связан с трудовой взаимопомощью, поддержкой друг друга. В старину для того, чтобы скосить траву на крутом склоне, ингуши связывались друг с другом верёвкой, что не давала упасть работникам. 

Если в какой-то семье умирает кормилец, соседи и родные поддерживают потерпевших. То же самое происходит после бедствия, например, пожара. В тяжёлые моменты истории именно традиция “белхи” помогла народу устоять и выжить, не потеряв своей самобытности и оставшись не менее сплочённым, чем прежде.

У ингушей ярко выражен культ почитания предков и старших представителей семейства. Если в доме несколько сыновей, то после женитьбы старшие должны построить своё жилище, а вот младший остаётся с родителями, заботясь о них вместе с супругой. 

Главой семьи однозначно выступает мужчина, а женщине отводится второстепенная роль, но то вовсе не значит, что она не имеет право высказать мнение или участвовать в жизни родственников. Мать – священный человек для ингушей, она стоит наравне с отцом. Сегодня многие традиции ингушей обусловлены влиянием ислама, однако эта религия не всегда была господствующей в Ингушетии. 

Менее десяти столетий тому назад ингуши придерживались языческих верований, поклонялись божествам дождя и грома, покровителям плодородия и духам земли. С приходом ислама древняя вера не исчезла, а лишь несколько преобразилась, из-за чего современные мусульмане-ингуши значительно отличаются от сторонников этой религии других стран.

Свадебный обычаи Ингушетии

Самый сложный обряд ингушей – свадьба, которая состоит из целой системы ритуалов, а предшествуют ей сватовство и помолвка. Согласно традициям, вся церемония должна проходить именно так, как было несколько столетий тому назад, так, как делали предки ингушей.

Один из самых ярких моментов подготовки к сватовству – своеобразное “знакомство”. Понравившейся девушке юноша передаёт сладости и подарки. Если она принимает его дары, то в ответ должна послать пару вышитых своими руками платков (они предназначаются для жениха и его друга). 

Перед сватовством старейшины рода юноши обсуждают кандидатуру невесты, уточняют, не состоит ли жених в дальнем родстве с ней. Это серьёзный аспект в переговорах, поскольку развод у ингушей считается позором, а вторую половинку необходимо выбирать раз и на всю жизнь.

Если в ходе сватовства стороны пришли к согласию, невесте и её родным передаётся урду, своего рода выкуп. В наше время минимальная сумма урду составляет 50 тысяч рублей, однако жених может от себя лично подарить возлюбленной любую сумму. С момента выплаты урду девушка уже считается членом семьи жениха, однако это только подготовка к свадьбе.

Сама праздничная свадебная церемония проходит как в доме невесты, так и в доме жениха, что предполагает подготовку с каждой из сторон. Приблизительно за две недели невеста переезжает в дом одного из родственников жениха, где живёт до объявления указанной даты. 

После этого в своём доме она появится лишь раз во время свадьбы, считаясь уже не хозяйкой, а гостьей. Чтобы счастье сопутствовало девушке в жизни, её подруга прикалывает к подолу платья белую нить, а в качестве пожелания богатства необходимо положить за пазуху монету, обёрнутую белой тканью.

Ингушская невеста

Ингушская невеста

Такими самобытными и интересными являются традиции ингушей. Этот народ трепетно относится к своей культуре, хранит многовековые обычаи, обучая новые поколения уважению к тому, что оставили им предки. Результат такого отношения может заметить каждый путешественник, побывавший в Ингушетии – её культура наполнена духом уважения и благородства по отношению к своему прошлому.

ЧЕЧНЯ. Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей

  • Инфопортал / Этнография

22-08-2013Просмотров: 13 572

ЧЕЧНЯ.  Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей

ЧЕЧНЯ. Праздники средневековых вайнахов, как и у многих народов мира, были связаны с календарными праздниками. Год в народном календаре начинался месяцем Наджигонцрой, который соответствовал январю. Наджой — праздник Нового года, а Гонцхой — праздник, отмечаемый приблизительно около Рождества.

Второй месяц Мархи бутт (месяц поста). В этот месяц в прошлом вайнахи соблюдали христианский семидневный пост, который назывался «отцовским». Название месяца имеет очень древнее происхождение, но с распространением ислама оно закреплено за месяцем Рамазан по мусульманскому календарю, в том же значении.

Третий месяц года — Биэкарг бутт — месяц кукушки. Назван так потому, что в это время прилетает кукушка, а так как она не имеет своего гнезда, то в этот месяц не разрешалось жениться и выходить замуж.

Четвертый месяц Тушоли бутт — месяц богини весны и плодородия.

Следующий месяц Сели бутт, назван так по имени одного из главных и наиболее почитаемых вайнахами богов — бога грома и молнии.

Шестой месяц в разных местах именовался по-разному Мангал бутт — месяц покоса, а в горах: Асар до бутт — месяц прополки, Цанарой бутт — месяц косарей.

От имени божества Мятсели, покровителя земледелия и общего благополучия получил название седьмой месяц — Мятсели бутт.

Аналогично назван и восьмой месяц — Мяцхали бутт, по имени божества Мяцхали.

Девятый месяц — Тау бутт (месяц отавы или, вторичного покоса травы).

Десятый месяц Ардир бутт — месяц молотьбы. Параллельно он именовался: месяц рогов, месяц ворон, месяц ветров.

Месяц случки овец — одиннадцатый месяц. Это событие широко праздновалось вайнахами в прошлом.

Последний месяц — назван по имени совершенно забытого вайнахского божества. Согласно народному преданию, месяц получил название от имени каких-то легендарных птиц, которые исчезли лет 300–400 назад. Они прилетали осенью вслед за отлетом журавлей. Птицы останавливались в горах, а через неделю улетали.

Новый год. В вайнахских праздниках зимнего цикла исключительно большое место занимало празднование Нового года, которое называлось — Керла шо. Новогодний праздник считался у вайнахов одним из главных годовых праздников. Он широко отмечался во всех горных и плоскостных царствах и общинах древних и средневековых вайнахов.

Приготовления к празднику в каждой семье начинались особенно тщательно задолго до его наступления. Готовилась разнообразная еда: пекли всевозможные хлебы, пироги, лепешки, блины, резали скотину. Приготовлялись также различные напитки из хлебных злаков: арака, пиво, брага, квас. В связи с обилием мяса, различной еды, напитков кистины, например, называли праздник «рога высокие Нижой», т. е. высокорогий, обильный Нижой.

Считалось, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, и совершали всевозможные действия защитно-магического характера. Оберегом против нечистой силы использовались железные предметы, которые раскладывали в хлевах и жилых помещениях.

Как и многие народы, вайнахи к новому году приурочивали обновление огня в очаге. Огонь, зажженный тогда, был у вайнахов в большом почете: именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Зажжение нового огня в период «рождения нового солнца» было известно по всей горной Чечне и Ингушетии.

Сегодня отдельные чеченцы превратно толкуют обычай своих предков укладывать в очаг длинные бревна. Одни думают, что их предки были столь ленивы, что не хотели утруждать себя, разрубая бревно. На самом деле укладывание бревна в очаг был красивым и веселым новогодним ритуалом. Народ гулял, отдыхал весь период, пока горело заранее доставленное для веселья бревно. И в доме тех, у кого бревно, прогорая, сокращалось до таких размеров, что за ним можно было закрыть дверь, устраивали вечеринку с обильной едой, питьем, танцами, театральными представлениями жухиргов (клоунов, артистов).

Поскольку бревно рано или поздно укорачивалось практически у всех жителей аулов, то праздник приходил в каждый дом.

Новогодние бревна заготовлялись заранее, чаще всего из дуба (наж). В отличие от некоторых других народов, вайнахи не использовали для этой цели фруктовые деревья, сожжение которых считалось большим грехом. Бревна бывали очень большим, а сушили их на корню.

Особенно большое значение придавалось обилию новогоднего стола, от которого, по твердому убеждению людей, зависит последующее в течение года изобилие. Поэтому новогодняя еда бывала, по возможности, наиболее щедрой и разнообразной. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток.

Во время всех праздников чеченцы и ингуши делали пожертвования бедным, больным, сиротам. Этот обычай так укоренился, что быть богатым, резко выделяться среди сородичей считалось настолько аморальным, что в течение веков так и не прижился институт князей и княжения, особенно в горах, устойчиво сохранялся демократический механизм гражданской и военной власти.

Новый год с нетерпением ждали молодые люди и особенно девушки. Ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий. Чаще всего девушки клали под подушку «котама шалго» (раздвоенную кость курицы). Делали также три очень соленых маленьких хлебца «ольг», два из которых клали под подушку, а один съедали. Верили, что тот, кто подаст во сне де — вушке воду и будет суженым.

Другое новогоднее гадание устраивалось с помощью зеркала, которое клали в камин, а через трубу смотрели в него две — три минуты. Затем спускались, брали из каждого угла дома понемногу земли, которую завязывали, и клали под подушку. Некоторые девушки при таком гадании видели своего суженого в зеркале, другие во сне. Или делали так. Девушка вечером шла по воду. Принеся воду домой, выливала в котел. Зеркало же помещала на трубе через платок старательно смотрела в воду, где и должен был появиться суженый.

Весна… Накануне весеннего равноденствия, как и накануне Нового года, дети ходили по селению с поздравлениями и собирали различные лакомства: яйца, орехи, груши, яблоки, блины, муку и др. В горных районах Чечни и Ингушетии этот праздник часто сопровождался скачками, различными состязаниями и игрищами.

Весь день проходил в веселье, взаимном поздравлении, а вечером начиналась самая веселая часть: разжигание костров, символизирующих солнце. Костры бывали семейные, общеквартальные и даже общесельские. Их разжигали молодые люди, которые старались, чтобы их костер был как можно больше и чтобы лучше горел. Через костры прыгали юноши и даже взрослые мужчины, проявляя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.

До наступления весеннего равноденствия вайнахи воздерживались от начала полевых работ, что имело определенную рациональную основу, так как с этого дня зима полностью теряет свою силу и уступает весне.

Спустя три дня после весеннего равноденствия наступало время выхода плуга. Это был особый праздник, известный под названием «день выхода плуга», «день запрягания вола» или «день проведения борозды». День выхода плуга считался всенародным праздником и отмечался в прошлом вайнахами в течение двух дней.

Приготовления к этому важнейшему весеннему празднику начинались еще с зимы. Во всех семьях приберегали к нему лучшие куски мяса, заготовленного на зиму: грудинку, домашнюю колбасу, а также всевозможные напитки, муку и др. Та семья, которая имела возможность, накануне праздника резала барана, козу или птицу. С вечера устраивалось семейное угощение с приглашением наиболее близких родственников и соседей. В первый день праздника проводили обрядовую вспашку поля и ритуальный сев в основном по одному и тому же ритуалу: запрягание волов, проводы пахарей, проведение борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть.

Подобно многим другим народам Кавказа: дагестанцам, осетинам, адыгейцам, карачаевцам и балкарцам, вайнахи большое значение придавали выбору пахаря. Он должен был быть обязательно «несущий изобилие», «честно трудящийся человек», «человек легкой и счастливой руки». Нередко из года в год таким, пахарем был один и тот же человек, известный по опыту прошлых лет, которому жители села и поручали провести борозду.

Не всякий человек соглашался делать первую борозду, опасаясь обвинения односельчан в случае неурожая. Интересно, что наряду с перечисленными качествами он должен был обладать и рядом других признаков: например, быть средней полноты, волосатым. По народным представлениям, эти признаки обеспечивали удачную судьбу урожая. Таким признакам придавали значение и другие народы. Например, карачаевцы считали, что пахарь должен быть среднего роста.

Не меньшее значение придавали выбору и украшению волов. Они должны были быть сильными, упитанными, красивыми, их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. Так же украшали волов многие народы Дагестана, осетины и др. Особенно украшали вайнахи молодого вола, которого запрягали впервые. В некоторых вайнахских обществах — в шатоевском, чеберлоевском (современные Веденский и Шатойский районы), — символизируя плодородие, на правый рог вола навешивали калач, испеченный из муки всех выращиваемых злаков. Интересно, что этот обычай был широко известен у народов Дагестана: даргинцы называли такой калач «нанви», агулы — «барту». Карачаевцы же навешивали на рог вола пирог.

Большое значение вайнахи придавали сытости пахаря и волов. Из соображения, что никакого дела нельзя начинать натощак, пахарь сытно ел, ибо в противном случае урожай будет плохой — ялта меца хир ду (буквально: «урожай будет голодный»). Волов же кормили всю ночь. Из тех же соображений жена пахаря заводила в дом первого прохожего и кормила его досыта.

После того как были проведены соответствующие приготовления, пахарь запрягал волов в плуг и вся процессия отправлялась в поле еще до восхода солнца. Горцы остерегались человека с «плохой» ногой. Нередко известного такой репутацией человека просили даже не выходить из дома в это утро. Избегали также встречи с рыжим, если таковые все же встречались в пути, пахари возвращались обратно. Напротив, хорошим признаком считались полные ведра, поэтому жена пахаря еще раньше процессии выходила из дому, чтобы встретить их с полными кувшинами.

Проведение обрядовой запашки начиналось после молитвы пахаря, который просил, чтобы год был урожайным, весна спокойной, лето ясным, а осень полной. Под влиянием ислама, в прошлом столетии, молитву перед пахотой читал мулла, специально приглашенный на праздник. (Однако и его молитва носила чисто светский характер.)

Следом за проведением первой борозды делали ритуальный сев. Сеятель, также выборный (беркате стаг), одетый в шубу наизнанку, бросал семена. Участников обряда, возвращающихся домой, обязательно старались обрызгать водой, с пожеланием хорошей погоды и обильного урожая.

После проведения ритуальной запашки и сева в доме пахаря или какого-нибудь сельского богача, взявшего, на себя обязанность устроить пиршество, проводилась трапеза, заканчивающаяся выбором пахаря и того, кто будет руководить обрядом в следующем году. На второй день праздника пахоты устраивались скачки и различные состязания.

По окончании празднования выхода плуга начиналась подготовка к основной пахоте и севу. Люди тщательным образом приводили в порядок свои орудия труда и инвентарь, вывозили на поля навоз, усиленно откармливали волов, чтобы они могли выдержать пахоту. Приступали к пахоте, как правило, лишь после появления всходов зерна, посеянного во время ритуального сева. Чаще всего это происходило по истечении двух-трех недель. Сигналом к началу пахоты и сева часто служил прилет весенних птиц. Существовал и ряд других примет. Например, пахать можно после того, как листья на деревьях станут с мышиное ушко, а заканчивать пахоту нужно до цветения мушмулы и кизила, приблизительно около середины мая. В это же время рекомендовалось закончить и сев. Пшеницу, ячмень и овес сеяли в конце апреля, а кукурузу — в середине мая. Интересно, что в некоторых плоскостных районах Чечни и Ингушетии сеяли только после русской Пасхи — если приступить к севу раньше, урожай будет плохой. В среде некоторой части населения такое поверье существует и в настоящее время. Не нужно глубоко искать смысл этого поверья, ведь только после Пасхи наступает время устойчивого тепла.

Решение приступать к пахоте и севу принималось всеми односельчанами. Старшие тщательно обсуждали, в какой день следует приступать к работе. Выбирался благоприятный для начала работы легкий день. Кроме того, значительное внимание уделялось, расположению звезд созвездия Скорпиона. Если одна из звезд, именуемая Мокха седа (буквально: «Серая звезда») была видна на небе, значит, в этот день можно было пахать. В обратном случае считалось, что она находится в земле — следовательно, пахать не следует. Местоположение этой звезды определялось муллой. Интересно, что до настоящего времени бытует проклятие: «Да встретится тебе звезда» по отношению к нежелательному человеку.

Подобное поверье было известно и другим народам. Например, таджики в день весеннего равноденствия старались смотреть на несчастливую звезду Скорпиона Акраб, а пахоту, сев и другие полевые работы начинали только с ее появлением на небе, ведь иначе она находилась в земле.

Перед началом основной пахоты и сева каждое семейство устраивало малую жертву (раздавали в три дома различные продукты растительного происхождения).

читать дальше

checheninfo.ru

  • Похожие новости
  • Популярное
  • ДАЙДЖЕСТ
  • Комментируемое

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Февраль 2023    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28  

Здесь могла быть Ваша реклама

checheninfo.ru

     

checheninfo.ru

Лента
новостей

  • 06:17

    МИД РФ: потуги Запада вбить клин между Россией и другими странами СНГ обречены на провал

  • 05:32

    ЧЕЧНЯ. В Грозном планируется строительство нового завода

  • 05:00

    АБХАЗИЯ. Президент Абхазии лишил тонировки машину своей охраны

  • 04:46

    Создатель Gmail уверен, что Google проиграет конкуренцию с нейросетью от ChatGPT через два года

  • 02:24

    В сливе данных «Яндекса» виновато нарушение правил корпоративной этики компании

  • 01:47

    Apple и Google сотрясает «тихая война»

  • 01:33

    Центробанк Китая добавил в тестирование цифрового юаня еще 17 провинций

  • 00:01

    В мобильную версию Chrome добавили дополнительную защиту с помощью аутентификации

  • 20:56

    Международный валютный фонд спрогнозировал в 2023 году экономический рост в России

  • 20:52

    В РФ на пожарах на прошедшей неделе спасено 497 человек

  • 20:37

    ЧЕЧНЯ. В перинатальном центре региона прошла глобальная реконструкция

  • 20:35

    ЧЕЧНЯ. Представители г. Аргун приняли участие в VII-м Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в 2022 году

  • 20:24

    ЧЕЧНЯ. За незаконную вырубку древесины житель с. Элистанжи привлечен к ответственности

  • 20:11

    ЧЕЧНЯ. МГЕР республики провела патриотическую акцию в поддержку военнослужащих России

  • 19:55

    ЧЕЧНЯ. 1 февраля часть Грозного останется без воды

  • 19:30

    АРМЕНИЯ. В Армении по делу о пожаре в воинской части в Гегаркунике задержан майор

  • 19:27

    АРМЕНИЯ. День святого Саркиса – покровителя влюбленных – в Армении в этом году отметят 4 февраля

  • 19:06

    МВД: из российского гражданства в 2022 году вышло 40 человек

  • 18:45

    ЧЕЧНЯ. Вся наша жизнь – движение: ПДД глазами чеченских детей

  • 17:59

    ЧЕЧНЯ. На юрфаке ЧГУ запущена школа студенческого актива «Smart» 

Смотреть все новости

  • Намедни
  • Диаспора
  • Экспресс-инфо

  • Мозаика
  • Этнословарь
  • Хронограф
  • Чеченские
    хроники
  • ЖЗЛ
  • Лики
    истории

Последние комментарии

  • RainMachineyao: way. Handwritten book . . .

  • EOTechqkb: Many calligraphers have acquired . . .

  • Zet: Антропологию народа лучше всего изучать и оценивать по . . .

  • Flexiblebjc: (palimpsests). In the XIII-XV centuries in . . .

Чем заняться
в Грозном?

Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

Онлайн вещание «Грозный» — «Вайнах»

Наши видеопроекты

Обновлено: 31.01.2023

Это коренной народ Ингушетии, которая находится на землях северного Кавказа и принадлежит РФ. Первой столицей Ингушетии был Владикавказ. Всего насчитывается в мире 700 тысяч человек ингушей. Сeбя они называют валнахами и галгаями.

Численность

Среди поселений на российских землях насчитывается, около 445 тыс человек. Коренное население живет в Ингушетии — 385,5 тыс. человек. Также ингуши встречаются в таких административных округах России:

  • Северная Осетия (28 тыс);
  • Москва и область (5,4 тыс);
  • Чечня (1,3 тыс);
  • Тюмень (3 тыс);
  • Ставрополь (2,2 тыс);
  • Ростов-на-Дону (1,5 тыс);
  • Кабардино-Балкария (1,3 тыс).

И даже в других странах:

  • Турция (85 тыс);
  • Сирия (34,5 тыс);
  • Иордания (25,5 тыс);
  • Ливан (20 тыс);
  • Казахстан (15 тыс);
  • Узбекистан (700 чел);
  • Киргизия (570 чел);
  • Украина (455 чел);
  • Белоруссия (90 чел);
  • Латвия (35 чел).

Языковая принадлежность

Родственным народом являются чеченцы. Ингуши говорят на ингушском языке, который входит в северно-кавказскую языковую семью и вайнахскую подгруппу нахско-дагестанской группы. Свою письменность создали на основе кириллицы, хотя изначально она была на латыни. Кроме родного языка каждый знает русский язык, но не редкое явление, когда ингуши говорят суржиком.

Происхождeниe народа

Многие считают, что ингуши пошли от чеченцов и аланов. По историческим данным в средние века первые племена ингушов, чеченцев, осетин, балкарцев и карачаевцев составляли большую группу аланов. В то же время город Магас являлся столицей, как Алании, так и Ингушетии. Именно вожди большого племени Гоар и Респендиал приняли участие в переселении народов и сыграли значительную роль в формировании современной народности ингушей. Название народа пошло от поселения в городе Ангушт.

Описание ингушей

Эта нация настолько разная, что очень сложно выделить определенные черты лица или тела. Но все же преобладают резкие контуры лица и темные волосы и глаза. Этот народ многие считают красивым.

Легче охарактеризовать по характеру, потому как им присуща обязательность, если что-то пообещал, то обязан это сделать. Также есть консервативность. Каждый представитель народа должен быть воспитанным и сдержанным, хотя иногда могут срываться. Из минусов — это полное отсутствие пунктуальности, даже рейсовые автобусы могут себе позволить задержаться в наше время. А вот в тяжелые часы сформировались такие черты характера, как смелость, решительность и сила.

Культура

Ингуши традиционно занимались скотоводством, выпасали на своих землях и горных склонах лошадей, коров и других животных. Также выращивали разные зерновые культуры, в том числе и кукурузу. Позже начали заниматься виноградарством.

Со временем народ осваивал более сложные навыки и начали заниматься гончарством, сукноделием. Научились обрабатывать камень, делать разные изделия из металла. Особое место занимало строительство башен, у каждой семьи должна быть своя.

Религия

В наши дни ингуши исповедуют ислам суннитского толка. Считается, что эту религию переняли от чеченцев. Ведь многие старинные памятники и археологические раскопки свидетельствуют о том, что ранее на этих землях было распространено христианство, которое унаследовали от грузинов.

Кухня

Весьма оригинальные блюда можно встретить у этого народа. Современным традиционным блюдом считается дулх-халтым или иными словами, галушки с мясом. Очень популярные тонкие лепешки (чапильг, сискал). Особыми вкусовыми качествами обладают мясные бульйоны, их обычно пьют или варят на их основе супы, добавив картошку, морковь и зелень.

Вообщем, все блюда легкие в приготовлении, но и очень сытные. Мясо и мука — основа всего в кулинарии. А с лепешками ингуши могут ходить в гости к друг другу, в качестве гостинца.

С самого детства детей приучают к культуре поведения за столом, как правильно принимать и угощать гостей. Вся еда изначально поддается главе семье, затем хозяйке, остальным мужчинам, детям и на последок невестке.

Традиции

Все обряды и обычаи этот народ бережно хранит и передает от поколения к поколению, начиная с рождения.

Свадьбу могут сыграть только в воскресенье, потому как это единственный выходной у народа. А вот свататься приходиться к невесте родственникам жениха аж трижды. У ингушей не принято, чтобы зять видел тещу. За всю жизнь им нельзя видеться, а нарушение этого правила считается невежеством. Да и невесте на свадьбе приходится нелегко. Первым делом в замужестве, войдя в новый дом, девушка должна подмести порог и поддержать ребенка на руках, после чего может принимать поздравления новой семьи.

Не разрешается ходить в шортах по улице. А мужчинам запрещается на людях демонстрировать любовь к детям и жене, даже легкое прикосновение считается нарушением этого правила, зато женщинам позволительно, но только по отношению к детям.

Ингуши — автохтонный народ Кавказа, чья древнейшая история уходит корнями во второе тысячелетие до нашей эры. Жизнь народности столетиями регулируют нормы единого для всех морально-этического кодекса. Свод неписаных правил позволил до сегодняшних дней сохранить непререкаемый авторитет старейшин, уважение к предкам, ценность семьи и чести.

Где живут, численность

Ингуши — автохтонное население Северного Кавказа. Большая часть представителей народности продолжает занимать места исторического расселения: Ингушетию, часть Северной Осетии. В результате захвата территорий российскими властями во второй половине XIX столетия, репрессий в конце Великой Отечественной войны, значительная часть ингушей выселена в Османскую империю, Среднюю Азию, Казахстан. Передел исторических ингушских территорий в сороковых годах прошлого столетия между Грузией и Грозненской областью поныне является причиной конфликтов чеченских, ингушских, осетинских народов.

Общая численность ингушей в мире, по данным на 2012 г., составляет порядка 700 000 человек. Разделение народа по государствам:

  • Россия — 444 833 чел.
  • Турция — 85 000 чел.
  • Сирия — 35 000 чел.
  • Иордания — 25 000 чел.
  • Ливан — 20 000 чел.
  • Казахстан — 15 000 чел.

В России наибольшее число ингушей проживает в Республике Ингушетия — 385 537 человек. Значительная часть — 28 336 человек, продолжает занимать исторические зоны расселения, ныне относящиеся к Пригородному району Северной Осетии. От 1000 до 5000 ингушей живет в Республиках Чечня и Кабардино-Балкария, Москве, Ставропольском крае, Тюменской и Ростовской областях.

Название

Жилище

Традиции

Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции

Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет. Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа. Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Внешность

Ингуши относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. По мнению исследователей, именно этому народу удалось сохранить наибольшее число аутентичных признаков внешности. К ним относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • жесткие, прямые волосы темных оттенков;
  • серые, карие, горизонтально расположенные глаза;
  • низкий выступающий подбородок;
  • волосяной покров развитый.

Ингушских мальчиков с детства приучали к тяжелым физическим нагрузкам, спорту, джигитовке, обращению с оружием, что делало их физически сильными. Правилами поведения регламентировалась умеренность в еде. Мужчинам налагалось до старости иметь подтянутую фигуру, стыдно было иметь лишний вес, особенно в области живота. Существовала особая проверка стройности: ложась на бок на плоскую поверхность, в области талии необходимо иметь просвет, сквозь который сможет пробраться кошка.
Женская красота ценилась, однако при выборе невесты определяющим были другие качества: ум, смелость, скромность, благородство, честь, трудолюбие, способность к деторождению. Именно последний фактор позволял женщинам, особенно имеющим детей или готовящимся стать матерями, иметь фигуру, далекую от сегодняшних идеалов.

Одежда

Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Жизнь

Религия

Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

  • бог грома и молнии — Села;
  • мать воды — Хи-нана;
  • богиня плодородия — Тушоли;
  • мать ветров — Миханана
  • покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
  • богиня горной местности — Мехканана;
  • покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
  • мать вьюги — Дарза-нана;
  • бог войны — Молдз-Ерда;
  • владыка загробного мира — Эштр.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!

Кто такие ингуши?

Ингуши (название на родном языке: ГIалгIа́й) — коренное население Ингушетии и Северного Кавказа. Общая численность населения около 1 000 000 человек, половина из которых проживает за пределами республики (в других городах России и мира). Подробнее про родной регион: Республика Ингушетия, Горы Ингушетии.

Аланы — предки Ингушей?!

Что характеризует Ингушей?

О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.

Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.

Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…

Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.

Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.

Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?

Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.

Башня строилась из огромных каменных глыб — это очень тяжелое сооружение, которое при неправильном строительстве могло обвалиться. Отсюда следует, что при таком малом основании по сравнению с теми же пирамидами, боевые и жилые башни мог сделать только настоящий мастер своего дела! А таких людей было немного: Дуго Ахриев, Хазби Цуров и некоторые другие мастера.

У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.

Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…

Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.

Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.

Второе по популярности идет – Чапильг. Этому блюду даже посвящена песня. Лепешки, очень вкусные лепешки: Чапильг(аш) – это очень тонкая, круглая лепешка. Начинка – творог с зеленью или картошка (пюре).

Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.

Частые вопросы о Ингушах?

Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.

У всех народов есть как красивые люди, так и очень красивые. Страшных людей не существует. Предлагаем поделиться ответом на этот вопрос, если вам нравятся ингуши, а ниже фотографии красивых представителей Ингушетии.

Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.

Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!

Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.

Люди слова. Люди дела.

Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.

Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.

По наружному своему виду ингуши являются очень разными: сухощавыми, стройными, среднего или высокого роста, черты лица чаще всего резкие, лицо как смуглое, так и светлое; цвет волос по преимуществу черный, движения торопливы и порывисты; характер и поведение сдержанные, воспитанные. Бывают — взрывные.

Хороший народ с Северного Кавказа.

Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.

  • почему Ингуши такие смелые, храбрые, трусы, рыжые, психи, красивые и т.д.

Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.

Ингуши представляют коренной народ Кавказа, что издавна создаёт и хранит свои многовековые традиции. На протяжении столетий ингуши придерживаются особого морального кодекса, что лежит в основе их жизни и культуры. В их селениях и сегодня существуют свод всеобщих правил, абсолютный авторитет старейшин, крайне почтительное отношение к старшим.

Сегодня в мире насчитывается около 700 тысяч человек, причисляющих себя к этой народности. Большая их часть проживает на исторической родине, в Ингушетии, крае, где можно воочию увидеть старинные обычаи и уклад жизни, не изменившиеся в течение последних веков. Какие же они – ингуши? Что выделяет их среди прочих народов?

Название народа произошло от названия селения Ангушт, которое начиная с XVIII века являлось одним из крупнейших населенных пунктов в Тарской долине. Сами ингуши нередко называют себя галгаями.

Как считают историки, это именование связано со словом “гала”, обозначающее башню или крепость. Это вполне логичное объяснение, ведь в старину у каждого ингушского рода была своя башня, по внешнему виду и состоянию которой можно было судить о материальном положении и успехах семейства.

Ингуши – один из автохтонных народов Северного Кавказа. Большинство их и в наши дни занимает земли, что много веков принадлежали их предкам. В частности, это Ингушетия и часть регионов Северной Осетии.

Ингуш

Пожилой ингуш с кинжалом кама на поясе во второй половине 19 века
Фото Николая Карловича Зейдлита

После вхождения в состав Российской империи на землях ингушей происходят значительные перемены, и далеко не все они были положительными. Часть народа не хотела терпеть власти русских, из-за чего вынуждена была покинуть родину. Немало ингушей было выселено в Османскую империю, Казахстан, Среднюю Азию.

Как считают историки, предки современных ингушей были носителями древней кобанской культуры, что существовала в XII-IV столетиях до нашей эры. Именно эти племена, которых в источниках называют “кавкасионами” и “дзурдзуками”, заложили основы ряда народностей Северного Кавказа, в том числе и ингушей.

Дмитрий Иванович Менделеев вместе с горцами-ингушами у Фуртоугского водопада во время научной экспедиции

Дмитрий Иванович Менделеев вместе с горцами-ингушами
у Фуртоугского водопада во время научной экспедиции, 30 июля 1880 года

Древнегреческий историк Страбон в своих трудах упоминает о “гаргареях”, которыми вполне могли быть ингушские племена. Античный автор указывал, что этот народ населяет северокавказские земли, граничащие с владениями амазонок.

Верования ингушей

Изначальными верованиями ингушей были местные языческие представления о мире, наполненном духами-покровителями. Впоследствии в Ингушетии появляются христианские миссионеры и приверженцы ислама, что стали активно распространять свою религию. Несмотря на достаточно быстрый переход к новым верованиям, даже в прошлом веке среди ингушей оставался немалый процент язычников.

“Ингуши большей частью мусульмане-сунниты, но встречаются среди них и христиане, и совершенные язычники. Мусульманство водворилось у них не ранее половины прошлого столетия, в древности же Ингуши были христианами, о чём свидетельствуют многие часовни и остатки старинных церквей, которые пользуются у ингушей большим уважением и в которых они совершают жертвоприношения, справляют различные празднества, представляющие собой смесь христианских преданий и языческих воззрений”.

Элмаз-Хаджи Хаутиев - последний жрец Ингушетии

Элмаз-Хаджи Хаутиев – последний жрец Ингушетии

Внешность ингушей

Ингуши, как отмечают антропологи, представляют внешний типаж своих далёких предков, причём многие особенности почти не изменились с ходом времён. Отличительными чертами представителей народа считаются тёмные глаза и волосы, высокий рост, стройное телосложение, выступающий подбородок.

На протяжении многих столетий ингуши считали подтянутость и стройность достоинствами – как для мужчины, так и для женщины. Иметь большой живот, выступающий вперёд, считалось недостойным. Именно поэтому этот народ весьма сдержан в количестве принимаемой пищи, однако для гостей делает исключение.

Горные ингуши. Фото начала XX века

Горные ингуши. Фото начала XX века

Жилище – башня

Как я уже заметила, традиционное жилище ингушей имело крайне необычную форму. Оно представляло собой башню из камня. В высоту такие сооружения могли достигать 10-16 метров, а строились они преимущественно в горах и ущельях. Стены башен украшались резьбой по камню, всевозможными орнаментами и родовыми символами, подчёркивающими статус жильцов.

При знакомстве с человеком ингуши обращали внимание на его башню, её состояние. Дом мог очень многое “рассказать” о своём хозяине. Конечно, сегодня эти сооружения в большинстве своём представляют лишь исторические памятники и не предназначаются для проживания.

Одежда ингушей

Традиционная одежда ингушей принадлежит к общекавказскому типу. В костюме присутствуют нательная рубаха с высоким воротом, бешмет, шаровары. Мужской наряд дополнялся поясом, к которому крепился кинжал. Ингуши считали, что доставать кинжал без крайней необходимости нельзя. А достав его, нельзя положить в ножны, не использовав. Даже в шутку нельзя было замахиваться на человека оружием.

А вот при возникновении критической ситуации, во время борьбы, ингуши считали, что удар необходимо наносить сверху, чему были посвящены многие годы тренировок. В наши дни эти обычаи являются частью истории ингушей, а традиционные костюмы можно увидеть во время национальных праздников.

Ингуши – народ, свято хранящий память о прошлом, свои многовековые традиции особенности культуры. Для этих людей история является не просто актами, связанными с их краем, но и знаниями, которые передали предки. Ингуши верят, что именно эта наука поможет избежать многих ошибок, допущенных в прошлом, а также использовать сильные стороны своего характера и мудрость, которой наделили их прежние поколения.

Ингуши

Ингуши проживают на севере Кавказа, в Республике Ингушетия и соседних регионах. История народа уходит вглубь веков – предположительно начало второго тысячелетия до нашей эры. Жизнь народа регулируется определенным моральным кодексом, построенном на уважении к семье и моральным ценностям. Эти неписаные правила до сих пор соблюдаются.

Происхождение народа ингуши

Где проживают ингуши

Ингуши живут на Северный Кавказ, в основном в Ингушетии и Северной Осетии. Часть ингушей переселилась на Кавказ, часть жила в Османской империи и Средней Азии. В связи с историческими событиями XIX-XX веков часть ингушей переместилась на другие территории.

Между ингушским, осетинским и чеченским народами и по сей день ведутся споры из-за территорий. Согласно переписи населения 2012 года, ингушей насчитывается 700 тысяч. Но в России проживают не все, диаспоры есть в:

  • Турции – 85 000 человек;
  • Казахстане – 15 000 человек;
  • Сирии – 35 000 человек;
  • Ливане – 20 000 человек.

В России же на данный момент проживают 444 000 ингушей. Из них в Ингушетии живет 385 000 человек. Часть ингушей проживает на близлежащих территориях – в Северной Осетии, Чечне и Кабардино-Балкарии.

История народа ингуши

В раннем Средневековье ингуши входили в состав Аланского государства и были тесно связаны с аланцами. Магас – столица Алании, как раз находился на территории современной Ингушетии.

В начале XIV века монголо-татары захватили Аланию, и в 1395 году аланское объединение распалось окончательно. Оставшиеся люди перебрались в горы. Эти события способствовали формированию большинства современных северокавказских народов.

Основные общества ингушей были сформированы в XIV веке, их территориальная расположенность способствовала полной консолидации. Ингушские общества-шахары объединяли несколько поселений.

Границы обществ со временем стали меняться, расположение селений тоже. Многие ингуши стали перебираться с гор на равнины после ухода Тимура с Кавказа.

В XVIII веке ингуши стали возвращаться на свои земли возле рек Сунжа и Терек. Эти земли считались более плодородными. В 1770 году ингуши стали частью Российской империи, где постепенно переселяются ближе к долине Назранки, где позже создали селение Назранка.

В 1860 году на территории Ингушетии был создан Ингушский округ, через 10 лет его объединили с Осетинским и создали округ Владикавказский. На 1897 год численность ингушей в России составляла 47 000 человек.

После входа в СССР Ингушетия стала развиваться: выпускались газеты, создавались школы и создался алфавит. В 1944 году ингушей заподозрили в связи с фашистами и депортировали: почти все коренное население выселили в Среднюю Азию и Казахстан.

Ингуши вплоть до 70-х готов XX века боролись за признание своей государственности и возвращения территорий. В 1991 году приняли закон о реабилитации жертв политических репрессий.

Язык ингушей

Ингуши говорят на ингушском языке. Частично он распространен в странах Средней Азии. В Российской Федерации на ингушском языке общаются 444 000 человек. В Республике Ингушетия этот язык официальный.

В XX веке ингушский алфавит состоял из арабских букв. Октябрьская революция поспособствовала созданию нового алфавита – на основе латиницы. В 1938 году был создан окончательный вариант ингушского алфавита – кириллического.

На родном языке выходят газеты, есть ингушское национальное телевидение, выпускаются журналы. Естественно, ингуши владеют и русским языком.

Религия и обычаи ингушей

Ранее ингуши были приверженцами анимизма, магических верований и тотемизма. Они чтили тотемных животных: медведя, волка и оленя. Ингуши признавали многих богов, главный среди которых – Бог Дяла. Кроме этого, поклонялись:

  • Молдзу-Ерде – богу войн;
  • Эштру – бог подземного мира;
  • Селе – богу молнии и грома;
  • Хи-нане – водной матери;
  • Миханне – матери ветров;
  • Мехканне – горной повелительнице;
  • Елте – покровителю охотников;
  • Галь-Ерде – богу скотоводства.

Ингуши верили, что, задобрив покровителей, можно получить от них заботу и помощь в охоте и труде.

Сохранившиеся кресты и церкви из камня свидетельствуют о распространенности христианства среди ингушей. Согласно мнению ученых, первые христиане появились в Ингушетии в X веке и предположительно были грузинами. В Ингушетии и Чечне христианство распространялось широко.

Сейчас большинство ингушей являются исламистами суннитского толка и шафиитского мазхаба. Религия ингушей стала неотъемлемым элементом культуры и традиций современности.

Каждый ингуш гордится традициями и обычаями своего народа. Особое внимание уделяется гостеприимству: в своде правил, передающихся из поколения в поколение, оно прописано как обязательное. Во времена, когда среди ингушей была распространена практика кровной мести, именно гостеприимство способствовало ее прекращению – если враги встречались в чужом доме, то они не могли причинить вреда друг другу. В каждом доме для гостя была отдельная комната, а каждый гость, оказавшийся на пороге, становился желанным другом семьи.

К браку молодежь относилась со всей серьезностью, ведь если семья расходилась, женщина не имела права воспитывать детей. Муж в семье главный, и он должен чтить жену и сохранять семью. Если же семья развалилась, на всю семью мужа это ложилось большим позором.

Смерть тоже сопровождается множеством устоявшихся обрядов. Вести о смерти родственника разлетаются по всем близким. Все родственники должны оставить некую сумму и принимать активное участие в заботах. Тело обмывают и кладут в гроб. Старейшины говорят о добрых делах умершего, и тело хоронят. После захоронения родственники принимают в своем доме гостей.

Культура народа ингушей

Ингуши – народ, сформировавший свою аутентичную культуру, переплетающуюся с азиатской.

Ингуши развивались и в ремеслах, освоив:

  • гончарное дело;
  • кузнечество;
  • изготовление оружия;
  • ювелирное ремесло;
  • металлообработку.

Владели ремеслами они профессионально и выбирали качественные материалы. Для оттачивания ювелирного мастерства были созданы специальные ювелирные центры. Поэтому сейчас можно найти памятники культуры в хорошем состоянии. Эти занятия ингушей наложили отпечаток на современную культуру.

Ингуши искусно владели оружием. У них был широкий арсенал, состоявший из лука, дротиков, топоров, ножей, мечей, кинжалов, сабель. В XVI веке они начали изготавливать кремневое огнестрельное оружие.

В хозяйстве и ингушском быту большую роль играла обработка дерева. В приоритете была резьба и изготовление деревянной посуды. Посуда также могла быть железной, керамической, глиняной и бронзовой. Керамические кружки было принято украшать головами животных, изготовленных тоже из керамики. Эта традиция перешла к ингушам со времен кобанской культуры.

Рацион ингушей состоял из мяса, молока и овощей. Ингуши были умеренны в еде, что позволяло сохранять физическую форму и здоровье.

Фольклор также определяет культурные черты народа. Илли – героические песни того времени, в них прослеживается личная и национальная борьба народа за свои земли. Репертуар песен был разным: колыбельные, лирические, военные, календарно-обрядовые, плачи и шуточные песнопения.

Танцы также были в жизни и играли большую роль в ингушской культуре. Любимый танец ингушей – лезгинка, отличающаяся грацией, пластичностью.

Жилища ингушей

В горах было изобилие камней, а значит выбор материала для постройки башен был очевиден. Стены сооружений украшали рисунками и иероглифами, имеющим сакральный смысл. Старейшина на передней стене оставлял отпечаток своей ладони, чтобы защитить помещение от нападений врагов и злых духов.

Новую башню нужно было возвести за год, если строительство длится дольше – считалось, что род будет угасать и терпеть неудачи в будущем. Чем больше сооружение, тем высшим считался статус семьи.

На равнине жилище представляло собой хату-мазанку, тоже немалых размеров. Сейчас жилье ингушей современное, хоть и сохранило элементы традиционной культуры.

Внешность ингушей

Типичный ингуш – представитель европеоидной расы с чертами кавкасионского типа. Ингуши имеют такие внешние признаки:

  • худое тело;
  • рост выше среднего;
  • темные волосы, жесткие и прямые;
  • серые или карие глаза;
  • подбородок низкий и немного выступает;
  • развитый волосяной покров.

Внешность ингушей яркая и запоминающаяся. Мужчины ингуши физически сильные, ведь с детства их приучали к труду и нагрузкам. Умеренность в пище поспособствовала крепкому здоровью. Лишний вес считался стыдным, мужчины до преклонных лет имели подтянутую фигуру. Сейчас тоже редко встретишь полного ингуша.

Национальный ингушский костюм – нательная рубаха, шаровары и бешмет. Праздники встречали с черкеской. На поясе у мужчин хранилось холодное оружие.

Женщины носили белую рубашку до пола, под нее надевали шаровары. Поверху надевали платье нараспашку. Праздничное платье обязательно шилось из дорогих тканей. Голова покрывалась платком или традиционной шапочкой – курхас.

Известные ингуши

Ингуши талантливые и упорные, среди них есть много известных людей. Ингуши – писатели, танцоры, правоохранители и даже спортсмены.

Лейла Албогаичева была единственной российской женщиной, покорившей Эверест два раза. Учительница русского языка смогла покорить наивысшую гору с двух сторон. Ее пристрастие стало и ее роком – в 2014 году она погибла на Эльбрусе.

Исса Костоев – ингушский правоохранитель, ставший известным благодаря поимке особо опасного маньяка Чикатило.

Яндиев Джамалдин – первый народный поэт Ингушетии.

Наурбиев Руслан – известный певец, актер, народный артист Ингушетии.

Руслан Зангиев – певец, исполняющий гимн Ингушетии, актер и народный артист Республики.

Читайте также:

      

  • Сообщение про жабу зеленую
  •   

  • Обновите или создайте секретный код альфа банк зацикленное сообщение
  •   

  • Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующее сообщение
  •   

  • Бесплатное антивирусное программное обеспечение сообщение
  •   

  • Не отправляется сообщение на 0919

Праздники Ингушетии

  • Праздники Ингушетии — официально установленные в Республике Ингушетия нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Ингушетия и Указами Главы республики.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Праздники Кабардино-Балкарии — официально установленные в Кабардино-Балкарии нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Кабардино-Балкария.

Праздники республики Крым — официально установленные в республике Крым нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами республики Крым после 18 марта 2014 года.

Праздники Дагестана — официально установленные в Дагестане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Дагестана.

Пра́здники Респу́блики Каре́лия — официально установленные в Республике Карелия нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Карелия.

В Бурятии отмечаются праздничные дни, установленные в соответствии с федеральным законодательством.

«День Республики» — национальный праздник в ряде государств, который, как правило, проводится в день провозглашения государством республики, либо в день принятия конституции страны — непременного атрибута республики.

День незави́симости Респу́блики Молдо́ва (рум. Ziua Independenței) — национальный праздник Республики Молдова, которым отмечается принятие Декларации о независимости. Официальный государственный праздник и выходной день.

Праздник победы над Японией (третье сентября) — праздничный нерабочий день в СССР, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией» в честь победы СССР в советско-японской войне 1945 года. Нерабочим оставался только два года — в 1945 и 1946 годах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1947 года «Об изменении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года» этот праздничный день стал…

День Чувашской Республики (чуваш. Чăваш Республикин кунĕ) — главный государственный праздник Чувашской Республики. Отмечается 24 июня с 1995 года. Перед этим праздником повсеместно проходит Акатуй — чувашский народный праздник земли и сохи.

День незави́симости — один из распространенных национальных праздников, который отмечают многие страны мира по случаю основания государства, отделения от других стран или прекращения оккупации.

День калмыцкого чая (калм. Хальмг Цяягин няр) — национальный праздник Калмыкии, посвящённый калмыцкому чаю. Отмечается ежегодно в третью субботу мая.

День нации или национальный праздник — официально (законодательно) установленный праздник страны или нации, чаще всего (но не обязательно), связанный со становлением её государственности и суверенитета. Дата проведения национального праздника назначается на день, имеющий наиболее важное значение в истории становления страны или нации. Как правило, этот день является общегосударственным выходным днём, по всей стране проводятся праздничные мероприятия. Чаще всего национальным праздником является День…

История праздников России — история развития системы праздников (памятных дней) в Российской империи (начало XX века), РСФСР и Российской Федерации.

День России (до 2002 года — День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР) — 12 июня — государственный праздник Российской Федерации. Отмечается ежегодно с 1992 года (нерабочий день с 1991 года) в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 года).

День юриста — профессиональный праздник юристов, независимо от сферы их профессиональной деятельности.

Национальный день ветеранов (фин. Kansallinen veteraanipäivä) — общегосударственный праздник в Финляндии, отмечаемый 27 апреля и посвящённый памяти окончания Лапландской войны.

«День Конституции» — празднование принятия Конституции в современной России — Российской Федерации, отмечается 12 декабря.

Ва́ппу (фин. Vappu) — ежегодный праздник, отмечаемый в Финляндии 1 мая. Ваппу относится к числу первомайских праздников, которые отмечаются во многих, по преимуществу европейских странах. Празднование Ваппу в современной Финляндии соединяет народные традиции встречи поздней весны с восходящими к XX веку традициями проявления солидарности работников и студентов.

День работников торговли — профессиональный праздник работников, занятых в торговле (в том числе розничной), тружеников сферы услуг, а также трудящихся, чьи специальности непосредственно связаны с ЖКХ.

День защи́тника Украи́ны (укр. День захисника України) — государственный праздник Украины, отмечаемый 14 октября. Установлен в 2014 году. С 2015 года этот день является нерабочим.

День храбрости и болгарской армии или День Святого Георгия (болг. Гергьовден, Ден на храбростта и Българската армия) — официальный национальный болгарский праздник — день болгарской армии. Отмечается ежегодно 6 мая. Назван в честь святого Георгия Победоносца.

День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (до 2011 года — День российской милиции; до 1991 года — День советской милиции) — профессиональный праздник сотрудников МВД в Российской Федерации (до 1991 года — СССР). Отмечается 10 ноября.

«День автомобилиста» — профессиональный праздник работников автомобильного транспорта, который отмечается в Российской Федерации ежегодно в последнее воскресенье октября.

День знамени Оборонительных сил Финляндии (фин. Puolustusvoimain lippujuhlan päivä) — общегосударственный праздник в Финляндии, отмечаемый ежегодно 4 июня в день рождения известного финского полководца Карла Густава Маннергейма (1867—1951).

День медицинского работника (День медика) — профессиональный праздник медицинского персонала. Изначально отмечался в СССР, но отмечается во многих странах постсоветского пространства и по сегодняшний день. Празднуется каждый год в третье воскресенье июня.

День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации и отмечается 22 августа, не является выходным днём.

День металлурга — ежегодный профессиональный праздник, который отмечается в России в третье воскресенье июля.

День образования Китайской Народной Республики (кит. трад. 國慶節, упр. 国庆节, пиньинь: guóqìng jié, палл.: гоцин-цзе) — главный государственный праздник Китая, который отмечается каждый год 1 октября.

День независимости и единства (словен. Dan samostojnosti in enotnosti) — государственный праздник Словении, ежегодно отмечающийся 26 декабря. Учреждён в память об официальном оглашении результатов референдума 1990 года о независимости Словении, на котором 88,5% избирателей (94,6% голосовавших) высказались за выход страны из состава Югославии и провозглашение независимости страны.

День креще́ния Руси́ — государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году.

День согласия и примирения — официальное название праздника, отмечавшегося в Российской Федерации 7 ноября c 1996 года по 2004 год.

День памяти и скорби — памятная дата. Отмечается ежегодно 22 июня в России, Белоруссии («День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны») и на Украине («День скорби и чествования памяти жертв войны») в годовщину (1941) начала Великой Отечественной войны, когда войска стран «оси» вторглись на территорию СССР.

«День работников леса» — интернациональный профессиональный праздник всех работников леса, который отмечается в третье воскресенье сентября в Белоруссии, Киргизии, Российской Федерации и на Украине.

День го́рода — ежегодный праздник практически всех относительно крупных городов (России и бывшего СССР), приуроченный, как правило, к выходным (воскресным) дням.

День побе́ды над наци́змом во Второ́й мирово́й войне́ (укр. День перемоги над нацизмом у Другій світовій війні) — государственный праздник и выходной день на Украине, который отмечается 9 мая, начиная с 2016 года. Этот памятный день пришёл на смену советскому Дню Победы.

Де́нь ады́гов (черке́сов) (кабард.-черк. адыгэхэм (шэрджэсхэм) я махуэ) — 20 сентября — государственный праздник Кабардино-Балкарской республики. Отмечается ежегодно с 2014 года и является нерабочим днём в республике.

Прешернов день (словен. Prešernov dan) — государственный праздник в Словении, который отмечается 8 февраля, в годовщину со дня смерти великого словенского поэта Франце Прешерна 8 февраля 1849 г. Был введён в 1945 году на волне роста национального самосознания словенцев. В 1991 году объявлен нерабочим днём. 7 февраля, накануне праздника, проходит церемония вручения Премии имени Франце Прешерна за значительные достижения в области культуры и искусства.

День украи́нской пи́сьменности и языка́ (укр. День української писемності та мови) — праздник, ежегодно отмечающийся на Украине 9 ноября. Согласно православному календарю, в этот день чествуется память преподобного Нестора Летописца.

«Президентский день» (англ. Presidents’ Day, Washington’s Birthday — «День Президентов», «День рождения Вашингтона») — федеральный праздник США, который празднуется каждый третий понедельник февраля. Посвящён должности Президента Соединенных Штатов Америки. Традиционно праздник приурочен к дню рождения Джорджа Вашингтона.

День шахтёра — профессиональный праздник шахтёров, история которого началась во времена Советского Союза; после распада СССР по-прежнему отмечается в России, Белоруссии, Эстонии, Узбекистане, Казахстане, Украине в последнее воскресенье августа.

Праздник цветов (азерб. Gül bayramı) — неофициальный ежегодный праздник, проводимый с 2000 года в столице Азербайджана, в городе Баку, в память о бывшем президенте страны, Гейдаре Алиеве. Праздник начинается 10 мая, в день рождения Гейдара Алиева и длится несколько дней. Традиционно в дни праздника в парке имени Гейдара Алиева перед Центральным банком Республики выставляются красочные композиции из завезённых в страну редких цветов.

День Неизвестного солдата — памятная дата в России, с 2014 года отмечаемая ежегодно 3 декабря в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами.

День германского единства (нем. Tag der Deutschen Einheit) — с 1990 года национальный праздник Германии, отмечается в соответствии с Договором об объединении Германии 3 октября в день вхождения ГДР в состав ФРГ. Является нерабочим днём.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники изображение осеннего праздника урожая
  • Народные праздники изображение народного праздника осенняя ярмарка
  • Народные праздники зимы рисунки
  • Народные праздники зимы на руси
  • Народные праздники зимой рисунки