Народные праздники карачаевцев

История карачаевского народа: культура, традиции, национальные карачаевские блюда, костюмы, праздники и религия. Как карачаевцы появились в Ставропольском крае и где в основном живут?

На Ставрополье сегодня работает Карачаево-Балкарский культурный центр «Алан», действующий еще с 1980-х годов. Последние четыре года центр возглавляет Исмаил Казбекович Гочияев. Здесь молодежь учат чтить и помнить предков, знать свою историю и язык, традиции и обычаи, а главное – жить в согласии и дружбе с другими народами.

Основные традиционные занятия карачаевцев – отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры).

В XIV-XV веках в северо-западной части Приэльбрусья сформировалась карачаевская порода лошадей. Основным достоинством лошадей этой породы следует считать их высокую работоспособность и выносливость. В начале нашего столетия карачаевские лошади уже были предметом широкого вывоза в другие районы Кавказа и за его пределы.

Ремёсла карачаевцев — сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё.

Байрамукова Индира Казиевна, Учитель родного языка и литературы
Малокарачаевский район Карачаево-Черкесская Республика

Рабочая программа внеурочной деятельности.

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное

образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7

им. Б.Дж. Узденова с.Учкекен»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Протокол № _____

от «___»________2017 г.

Руководитель МО:

________/_______________/

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

________/Батдыева Э.М./

«___»___________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «СОШ №7

им. БДж.Узденова с.Учкекен»

_________/Бурлакова А.К./

«___»____________2017 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремесла КЧР»

на 2017-2018 учебный год

по 1 ч. в неделю (всего 34 ч. в год)

Составитель: учитель родного языка и литературы

Байрамукова Индира Казиевна

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования.

«Праздники, традиции и ремесла КЧР» для 9 классов разработана на основе следующих федеральных документов:

Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.,

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования,

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Основными задачами данного курса можно назвать:

изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.

создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.

развитие творческого креативного мышления.

увеличение диапазона выбора творческой деятельности.

формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре.

создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.

изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.

Предполагаемые результаты усвоения программы

В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

— формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

— формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

В результате обучения формируются универсальные учебные действия:

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств;

чувство прекрасного и эстетические чувства.

Регулятивные:

принимать и сохранять задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме;

основам смыслового восприятия художественных текстов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание программы

Одежда

Одежда. Традиционный костюм, обувь. Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Орнамент, его значение (вышивка).

Особое значение пояса.

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Мужская одежда.

Жилище

Дома; хозяйственный двор, постройки.

Утварь, мебель.

Пища

Пословицы и поговорки о еде.

Национальные блюда и напитки. Истории и легенды.

Игры. Фольклор

Национальные игры. Сказки, народные песни, загадки, поговорки. Народные поэты и певцы. Нартский эпос.

Обряды. Традиции

Семейные обряды («бешикге салыу», «келин алыу» и др), связанные с ними традиции и обычаи.

Традиционные виды деятельности, национальные ремесла

Войлочное производство. Кожевенное дело. Ткачество. Кузнечное дело. Древесное дело. Камнерезное и косторезное дело. Охотничий промысел. Земледелие. Скотоводство.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Тема

Домашнее задание

Дата

Одежда (5 ч.)

1

Одежда. Традиционный костюм, обувь.

2

Национальный орнамент

3

Украшения и их значения

4

Мужская одежда

5

Проектная работа «Одежда, обувь и украшения карачаевцев» (индивидуальная)

Жилище (4 ч.)

6

Родовые кварталы

7

Устройство домов. Особенности конструкции, интерьер

8

Хозяйственные постройки

9

Проектная работа «Жилище» (парная)

Пища (3 ч.)

10

Загадки, пословицы и поговорки о еде

11

Национальные блюда и напитки.

Легенды и истории.

12

Выставка национальных блюд

Игры. Фольклор (8 ч.)

13

Национальные игры

14

Проектная работа «Национальные игры» (парная)

15

Фольклор (сказки, песни, поговорки, пословицы, загадки)

16

Фольклор (сказки, песни, поговорки, пословицы, загадки)

17

Народные поэты и певцы

18

Нартский эпос

19

Нартский эпос

20

Проектная работа «Карачаевский фольклор» (индивидуальная)

Обряды. Традиции (5 ч.)

21

Официальное укладывание ребенка в люльку

22

Праздник в честь исполнения 1 года

23

Свадебные обряды и традиции

24

Основные национальные праздники

25

Проектная работа «Обряды. Традиции» (парная)

Традиционные виды деятельности, национальные ремесла (9 ч.)

26

Войлочное производство. Кожевенное дело

27

Ткачество

28

Кузнечное дело

29

Древесное дело

30

Камнерезное и косторезное дело

31

Охотничий промысел

32

Земледелие

33

Скотоводство

34

Проектная работа «Традиционные виды деятельности, национальные ремесла» (индивидуальная)

Исследовательская работа « Традиции народов Кавказа. Карачаевские традиции.»

Чомаева Эльдара Шамилевича

МБОУ « СШ №1 г. Теберды им. И.П.Крымшамхалова» 6 класс

Научный руководитель: Головешко Ирина Николаевна, учитель технологии.

Приобщение к национальной культуре и воспитание подрастающего поколения на основе национальных культурных традиций одно из основных направлений в нашей школе. Здесь нас учат карачаевскому языку, танцам, национальным традициям и праздникам карачаевского народа.

Карачаево- Черкесская республика  является многонациональным регионом, включая наш Карачаевский район.  Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе  я описываю основные традиции Кавказских народов и Карачаевцев в частности, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков. Актуальность исследования обусловлено тем, что знание обычаев и традиции имеет свою историческую давность. Также каждый карачаевец обязан знать, как разделывать барана, так как это является одним из часто используемых обычаев у карачаевцев.

      Для изучения этой темы я использовал различные источники информации. Посещал Тебердинскую библиотеку, беседовал со старейшими жителями нашего города, использовал ресурсы интернета.  

При проведении исследования были изучены труды историков и археологов. Результаты археологических раскопок изложены И.М. Мизиевым в монографии «Очерки истории и культуры Ьалкарии и Карачая в XIII-XVIII в.в.». О горском этикете, одежде, гостеприимстве, о калыме, функциях сватов и перевозе невесты в дом жениха рассказывает в своей работе В. Тепцов.. Были изучены К.М.Текеевым в работе « Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения».

Цель исследования: целью моей работы является изучение национального традиций карачаевского народа и Кавказа в целом.

Задачи:

— познакомиться с традициями и обрядами Кавказа и Карачаевского народа;

— познакомиться с особенностями  Карачаевской  культуры  и исследовать историю формирования  традиций;

— охарактеризовать основные традиции;

— способствовать  развитию познавательного интереса, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Проблема исследования состоит из того что с развитием современного общества люди стали забывать свои обычай и традиции.

Гипотеза моего исследования: если я изучу историю появления и развития национальных традиций, их особенностей :

— узнаю много нового и полезного, смогу поделиться этой информацией с учащимися нашей школы для дальнейшего приобщения к национальной культуре Карачаевского народа;

-смогу применять национальные традиции в жизни

Методы исследования: познавательный (анализ литературы по теме, собеседование с учителем технологии, поиск информации в сети Интернет) наглядный (получение практических навыков), исследовательский (проведение анкетирования).

     В последние десятилетия значительно возрос интерес к своим национальным корням, национальной культуре. Это связано с процессом демократизации, который идет в нашем обществе. Вопросы развития различных народов особенно важны в России, где рядом проживают люди разных национальностей. Проблемы межнациональных отношений стоят сейчас очень остро.  Карачаево-Черкесская республика  также является многонациональным регионом, включая наш Карачаевский  район.  Карачаевцы- это народ, который живёт высоко в горах и отличается своей красотой, верностью и храбростью.

Обычаи и традиции — неотъемлемая часть истории народа, совокупность представлении, действий, чувств, мыслей, формирующаяся на протяжении многих веков, являющаяся важным средством формирования духовного облика новых поколений.

  Неотъемлемой частью каждого Карачаевца и Карачаевки является соблюдение национальных традиций. К ним относятся: гостеприимство, похищение невест, свадебные ,кулинарные и семейные традиции, традиция кровной мести и многие другие. В своей работе я подробнее останавливаюсь на каждой из них.

Практическая значимость: исследование Карачаевских и Кавказских традиций позволило мне узнать новые традиции и углубить знания об уже существующих традициях в нашей семье. Обязательно поделюсь своими знаниями со своими сверстниками и одноклассниками, т.к. традиции и обычаи каждого народа являются составной частью культурного наследия. Народ, не знающий или забывающий свои корни, историю, язык, традиции теряет свою значимость и индивидуальность.

Проанализировав свою работу могу сказать, что я выполнил поставленную перед собой цель изучить традиции своего народа и Кавказа, решил поставленные задачи. В ходе работы подтвердилась моя гипотеза и я  узнал много нового и полезного, смогу поделиться этой информацией с учащимися нашей школы для дальнейшего приобщения к национальной культуре Карачаевского народа, могу применять национальные традиции в жизни.

   Так как объём исследования ограничен я не смог изучить много других интересных традиций таких как: традиции, соблюдаемые при рождении ребёнка и всё что с этим связано; погребально-поминальные традиции; традиции приветствия и т.д. Думаю, что в следующих своих работах я подробнее остановлюсь над немаловажными традициями моего любимого народа.

   Приобретая новые знания в этой области я получаю большее осознание, гордость и свою значимость в настоящей  и будущей жизни  Карачаевцев моего города, моей республики!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник алжира
  • Народные праздники калмыцкого народа
  • Название праздника день молодежи
  • Национальные праздники судана
  • Народные праздники кавказцев