На Ставрополье сегодня работает Карачаево-Балкарский культурный центр «Алан», действующий еще с 1980-х годов. Последние четыре года центр возглавляет Исмаил Казбекович Гочияев. Здесь молодежь учат чтить и помнить предков, знать свою историю и язык, традиции и обычаи, а главное – жить в согласии и дружбе с другими народами.
Основные традиционные занятия карачаевцев – отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры).
В XIV-XV веках в северо-западной части Приэльбрусья сформировалась карачаевская порода лошадей. Основным достоинством лошадей этой породы следует считать их высокую работоспособность и выносливость. В начале нашего столетия карачаевские лошади уже были предметом широкого вывоза в другие районы Кавказа и за его пределы.
Ремёсла карачаевцев — сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё.
Байрамукова Индира Казиевна, Учитель родного языка и литературы
Малокарачаевский район Карачаево-Черкесская Республика
Рабочая программа внеурочной деятельности.
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)
Муниципальное казенное
образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№7
им. Б.Дж. Узденова с.Учкекен»
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
Протокол № _____
от «___»________2017 г.
Руководитель МО:
________/_______________/
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
________/Батдыева Э.М./
«___»___________2017 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ «СОШ №7
им. БДж.Узденова с.Учкекен»
_________/Бурлакова А.К./
«___»____________2017 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Праздники, традиции и ремесла КЧР»
на 2017-2018 учебный год
по 1 ч. в неделю (всего 34 ч. в год)
Составитель: учитель родного языка и литературы
Байрамукова Индира Казиевна
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования.
«Праздники, традиции и ремесла КЧР» для 9 классов разработана на основе следующих федеральных документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.,
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования,
СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Основными задачами данного курса можно назвать:
изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.
создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.
развитие творческого креативного мышления.
увеличение диапазона выбора творческой деятельности.
формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре.
создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.
изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.
Предполагаемые результаты усвоения программы
В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
— формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
— формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
В результате обучения формируются универсальные учебные действия:
Личностные:
ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств;
чувство прекрасного и эстетические чувства.
Регулятивные:
принимать и сохранять задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные:
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных текстов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание программы
Одежда
Одежда. Традиционный костюм, обувь. Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Орнамент, его значение (вышивка).
Особое значение пояса.
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Мужская одежда.
Жилище
Дома; хозяйственный двор, постройки.
Утварь, мебель.
Пища
Пословицы и поговорки о еде.
Национальные блюда и напитки. Истории и легенды.
Игры. Фольклор
Национальные игры. Сказки, народные песни, загадки, поговорки. Народные поэты и певцы. Нартский эпос.
Обряды. Традиции
Семейные обряды («бешикге салыу», «келин алыу» и др), связанные с ними традиции и обычаи.
Традиционные виды деятельности, национальные ремесла
Войлочное производство. Кожевенное дело. Ткачество. Кузнечное дело. Древесное дело. Камнерезное и косторезное дело. Охотничий промысел. Земледелие. Скотоводство.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока |
Тема |
Домашнее задание |
Дата |
Одежда (5 ч.) |
|||
1 |
Одежда. Традиционный костюм, обувь. |
||
2 |
Национальный орнамент |
||
3 |
Украшения и их значения |
||
4 |
Мужская одежда |
||
5 |
Проектная работа «Одежда, обувь и украшения карачаевцев» (индивидуальная) |
||
Жилище (4 ч.) |
|||
6 |
Родовые кварталы |
||
7 |
Устройство домов. Особенности конструкции, интерьер |
||
8 |
Хозяйственные постройки |
||
9 |
Проектная работа «Жилище» (парная) |
||
Пища (3 ч.) |
|||
10 |
Загадки, пословицы и поговорки о еде |
||
11 |
Национальные блюда и напитки. Легенды и истории. |
||
12 |
Выставка национальных блюд |
||
Игры. Фольклор (8 ч.) |
|||
13 |
Национальные игры |
||
14 |
Проектная работа «Национальные игры» (парная) |
||
15 |
Фольклор (сказки, песни, поговорки, пословицы, загадки) |
||
16 |
Фольклор (сказки, песни, поговорки, пословицы, загадки) |
||
17 |
Народные поэты и певцы |
||
18 |
Нартский эпос |
||
19 |
Нартский эпос |
||
20 |
Проектная работа «Карачаевский фольклор» (индивидуальная) |
||
Обряды. Традиции (5 ч.) |
|||
21 |
Официальное укладывание ребенка в люльку |
||
22 |
Праздник в честь исполнения 1 года |
||
23 |
Свадебные обряды и традиции |
||
24 |
Основные национальные праздники |
||
25 |
Проектная работа «Обряды. Традиции» (парная) |
||
Традиционные виды деятельности, национальные ремесла (9 ч.) |
|||
26 |
Войлочное производство. Кожевенное дело |
||
27 |
Ткачество |
||
28 |
Кузнечное дело |
||
29 |
Древесное дело |
||
30 |
Камнерезное и косторезное дело |
||
31 |
Охотничий промысел |
||
32 |
Земледелие |
||
33 |
Скотоводство |
||
34 |
Проектная работа «Традиционные виды деятельности, национальные ремесла» (индивидуальная) |
Исследовательская работа « Традиции народов Кавказа. Карачаевские традиции.»
Чомаева Эльдара Шамилевича
МБОУ « СШ №1 г. Теберды им. И.П.Крымшамхалова» 6 класс
Научный руководитель: Головешко Ирина Николаевна, учитель технологии.
Приобщение к национальной культуре и воспитание подрастающего поколения на основе национальных культурных традиций одно из основных направлений в нашей школе. Здесь нас учат карачаевскому языку, танцам, национальным традициям и праздникам карачаевского народа.
Карачаево- Черкесская республика является многонациональным регионом, включая наш Карачаевский район. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе я описываю основные традиции Кавказских народов и Карачаевцев в частности, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков. Актуальность исследования обусловлено тем, что знание обычаев и традиции имеет свою историческую давность. Также каждый карачаевец обязан знать, как разделывать барана, так как это является одним из часто используемых обычаев у карачаевцев.
Для изучения этой темы я использовал различные источники информации. Посещал Тебердинскую библиотеку, беседовал со старейшими жителями нашего города, использовал ресурсы интернета.
При проведении исследования были изучены труды историков и археологов. Результаты археологических раскопок изложены И.М. Мизиевым в монографии «Очерки истории и культуры Ьалкарии и Карачая в XIII-XVIII в.в.». О горском этикете, одежде, гостеприимстве, о калыме, функциях сватов и перевозе невесты в дом жениха рассказывает в своей работе В. Тепцов.. Были изучены К.М.Текеевым в работе « Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения».
Цель исследования: целью моей работы является изучение национального традиций карачаевского народа и Кавказа в целом.
Задачи:
— познакомиться с традициями и обрядами Кавказа и Карачаевского народа;
— познакомиться с особенностями Карачаевской культуры и исследовать историю формирования традиций;
— охарактеризовать основные традиции;
— способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Проблема исследования состоит из того что с развитием современного общества люди стали забывать свои обычай и традиции.
Гипотеза моего исследования: если я изучу историю появления и развития национальных традиций, их особенностей :
— узнаю много нового и полезного, смогу поделиться этой информацией с учащимися нашей школы для дальнейшего приобщения к национальной культуре Карачаевского народа;
-смогу применять национальные традиции в жизни
Методы исследования: познавательный (анализ литературы по теме, собеседование с учителем технологии, поиск информации в сети Интернет) наглядный (получение практических навыков), исследовательский (проведение анкетирования).
В последние десятилетия значительно возрос интерес к своим национальным корням, национальной культуре. Это связано с процессом демократизации, который идет в нашем обществе. Вопросы развития различных народов особенно важны в России, где рядом проживают люди разных национальностей. Проблемы межнациональных отношений стоят сейчас очень остро. Карачаево-Черкесская республика также является многонациональным регионом, включая наш Карачаевский район. Карачаевцы- это народ, который живёт высоко в горах и отличается своей красотой, верностью и храбростью.
Обычаи и традиции — неотъемлемая часть истории народа, совокупность представлении, действий, чувств, мыслей, формирующаяся на протяжении многих веков, являющаяся важным средством формирования духовного облика новых поколений.
Неотъемлемой частью каждого Карачаевца и Карачаевки является соблюдение национальных традиций. К ним относятся: гостеприимство, похищение невест, свадебные ,кулинарные и семейные традиции, традиция кровной мести и многие другие. В своей работе я подробнее останавливаюсь на каждой из них.
Практическая значимость: исследование Карачаевских и Кавказских традиций позволило мне узнать новые традиции и углубить знания об уже существующих традициях в нашей семье. Обязательно поделюсь своими знаниями со своими сверстниками и одноклассниками, т.к. традиции и обычаи каждого народа являются составной частью культурного наследия. Народ, не знающий или забывающий свои корни, историю, язык, традиции теряет свою значимость и индивидуальность.
Проанализировав свою работу могу сказать, что я выполнил поставленную перед собой цель изучить традиции своего народа и Кавказа, решил поставленные задачи. В ходе работы подтвердилась моя гипотеза и я узнал много нового и полезного, смогу поделиться этой информацией с учащимися нашей школы для дальнейшего приобщения к национальной культуре Карачаевского народа, могу применять национальные традиции в жизни.
Так как объём исследования ограничен я не смог изучить много других интересных традиций таких как: традиции, соблюдаемые при рождении ребёнка и всё что с этим связано; погребально-поминальные традиции; традиции приветствия и т.д. Думаю, что в следующих своих работах я подробнее остановлюсь над немаловажными традициями моего любимого народа.
Приобретая новые знания в этой области я получаю большее осознание, гордость и свою значимость в настоящей и будущей жизни Карачаевцев моего города, моей республики!