Народные праздники кавказцев

Исла́мские пра́здники — праздники, отмечаемые мусульманами. Празднуются по лунному исламскому календарю, где 1 год — 62 (Хиджра) . В исламе Пророком было установлено 2 праздника: * Праздник разговен…

1. Праздник весны — 22 марта
У одних народов он называется «новруз» — «новый день» , у других — «Алый праздник» , «Красный день» . Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывали с гор горящие обручи. Считалось, что, перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы, бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра» .

2. Праздник цветов
В начале лета, когда горы покрывались молодой зеленью, к празднику цветов начинало готовиться все село: приводили в порядок музыкальные инструменты, готовили нарядную одежду и еду для уходящих в горы, делали факелы. Молодежь отправлялась в горы ночью, так, чтобы к восходу солнца прийти на цветущий луг. Путь освещали факельщики. Всю дорогу пели, танцевали, веселились. Руководил праздником выборный «шах» — наиболее предприимчивый и веселый мужчина.

3. Праздник первой борозды
Этот древний праздник сохранился во многих селах и до настоящего времени. По обычаю, первую борозду должен был провести самый умелый и удачливый пахарь. Он надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу — чтобы всходы были такими же густыми, как ворсинки меха. Все село готовит к этому дню праздничное угощение, нарядную одежду. Обязательно пекут несколько огромных бубликов или круглый хлеб весом 14—15 кг — призы победителям.

XVI. ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Народные празднества

Кроме упомянутых выше, у горцев были праздники, связанные с циклами сельскохозяйственного года. О некоторых из них уже шла речь в предыдущих главах. Поэтому приведем здесь лишь несколько примеров.

Сельскохозяйственные обрядовые праздники горцев начинались обычно еще зимой, в декабре. У лакцев, например, существовал обряд встречи зимы под названием «ходить козлами» («къяцрайх буккан»). После окончания молотьбы в конце осени молодежь шила специальные войлочные маски с бородой и рогами, напоминающие козла. При наступлении зимы несколько парней, изображавших «козлов», надевали тулупы, вывернутые наизнанку, маски и ходили по дворам. Инсценированные «смерть» и «воскресение козла» символизировали смерть и воскресение сил природы. Молодежь, сопровождавшая «козлов», пела песни, содержащие пожелания хорошего урожая, изобилия, приплода скота.

Наступление весны ассоциировалось с наступлением нового года. Начало весны отмечали 21-23 марта, то есть в период весеннего равноденствия.

Приготовления к празднику имели много общего у всех народов гор. А. Омаров вспоминал: «Накануне первого дня весны все молодые суетились в ауле. Девушки ходили в поле — отыскивать корень какой-то травы (турлан), чтобы положить его ночью под голову вместе с жареными зернами ячменя, обмотанными в зеленый кусочек шелковой материи, и чрез то увидеть во сне свою будущую судьбу; мальчики поправляли свои пращи для бросания туршей; молодые люди приготовляли ружья и пистолеты, чтобы стрелять из них. Перед вечером в этот день на площади бывала толпа больше обыкновенного, и гоняли мальчишек по аулу, чтобы собрать бурьяну и соломы, ободряя их криками: «Посмотрим, кто больше молодец? Кто больше всех принесет?» Я тоже бегал вместе с другими мальчиками и выпрашивал у жителей что-нибудь для костра. Таким образом стаскивали топливо на площадь, и перед вечером посреди ее образовывался громадный стог, который поджигали с четырех сторон. Пламя быстро охватывало весь стог сухого бурьяна и соломы и поднималось высоко; толпа шумела, крича «ура!»; а некоторые молодые люди, желавшие показать свою ловкость, начинали прыгать с одной стороны костра на другую, сквозь огонь. В это время раздавались повсеместно ружейные выстрелы, а на вершинах соседних холмов лопались большие камни и гранаты (остатки от русских выстрелов), которые были заранее начиняемы порохом для этого вечера. По воздуху летали турши с огненными хвостами, описывая различные линии. В каждом доме приготовляли на ужин праздничные блюда: колдуны с яйцами, пироги с сыром, суп с рисом или чечевицей, а не то варили целую ляжку копченой баранины с хинкалом. У нас дома в этот вечер готовили иногда плов с мясом…»

Р. Магомедов пишет: «Солнечный праздник весеннего равноденствия существовал у всех дагестанских народов. В этот день в горах и на крышах домов разжигали костры, через которые перепрыгивали юноши».

У табасаранцев огненная феерия сопровождалась шествием по аулу мальчиков, которых обливали водой.

У лезгин праздник весеннего равноденствия назывался «наирш байрам» или «ярар». Последнее напоминает русское «ярило» и «ярый». В день весеннего равноденствия в лезгинских аулах тоже разводили ночью костры на крышах домов, плясали вокруг костров, бросали с крыш в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра!» Весело, с песнями и танцами, джигитовкой и стрельбой из ружей и пистолетов проводились лакские весенние праздники «хождение за подснежниками», «хождение за черемшой» (дарачуйн гьаву, самуйн гьаву).

У многих народов Дагестана существовал праздник первой борозды или вывода плугов в поле, символизировавший начало хозяйственного года. У лакцев он назывался «Хъурдаккаву» (Полевой сбор), «Хъарас щаву» (Приступить к пахоте), «Хъарас дуккан даву» (Вынос сохи), у аварцев — «Оц бай» (Впряжение быка) и др. Каждое село имело время, которое определялось положением солнца на горизонте, когда надо было выходить на пахоту и сев.

Вот как описывает праздник первой борозды А. Омаров: «В деревне ходил говор о предстоящем празднике — вывозе плуга в поле… Приготовляли лошадей на предстоящую скачку; скороходы также упражнялись в беганьи на гору, пробуя, кто кого перегонит. Кроме того, в ауле было общее весеннее движение народа: одни поправляли старые корзинки для отвоза в поле навоза, другие починяли кирки и лопаты, плуги и другие хозяйственные орудия. В день праздника старший куначу должен был сделать угощение обществу, и об этом тоже говорили в народе. Также толковали о том, кого именно выбрать из жителей пахарем, чтобы он вывез в первый раз плут в поле. Нужно было выбрать честного и доброго человека, чтобы хлеб уродился получше. Многие выбранные отказывались ввиду того, что в случае неурожая жители будут роптать на них. Наконец настал назначенный день для вывода плуга. Утром на площади около мечети собралась многочисленная толпа; по данному старшим картом знаку вынесли из его дома несколько хлебов, два кувшина бузы и мясо. Все это разделили между всеми присутствовавшими, а потом отправились за деревню, где стояли лошади, приготовленные для скачки… Скачка совершалась при многочисленной толпе обоего пола, и первым прискакал один молодой человек, который и заслужил барту (хлеб кольцеобразной или крестообразной формы, украшенный яйцами и орехами), поднесенную ему означенным стариком с поздравлением. В это самое время родственники и близкие друзья получившего приз бросились к нему — и лошадь его обвесили кинжалами, и женщины повязали шею ее платками… Каждый, навесивший свой кинжал, должен был идти в дом хозяина лошади за получением своего оружия обратно, но не иначе, как с чем-нибудь съедобным: одни несли копченую баранину, другие бузу, третьи хлеб и т. д., так что в короткое время дом хозяина лошади наполнился провизиею. На том самом месте, где была конная скачка, стояла еще не расходившаяся толпа. Несколько молодых людей, полураздетых, с засученными рукавами и шальварами, приготовлялись бежать и принимали советы от старших, которые предлагали им держать во рту пулю или камешек, чтобы не утомиться. Принесли другую барту, поменьше прежней, тоже от старшего карта… Молодые люди отправились с одним посторонним человеком, который должен был распорядиться соблюдением порядка во время бега, бывающего на протяжении версты. По произнесении посторонним: раз, два, три! — все сразу бросались бежать и один, прибежавший первым, схватил барту и упал. Сейчас же подняли молодого человека и повели его под руки. По дороге его также обвешивали кинжалами и платками, как прежде обвешивали лошадь, и со всех сторон приветствовали поздравлениями.

По окончании скачек послали за пахарем, который и явился со всеми орудиями пахаря и с быками (в этом случае пахарь бывает одет в овчинный полушубок, который надевает навыворот), и вместе с ним толпа направилась к ближайшему пахотному полю. Множество мальчиков провожало пахаря, бросая в него комками снега, грязью и камешками, и не переставая бросать до тех пор, пока он не обошел с плугом вокруг пашни три раза. При этом кадий читал молитву, подняв руки к небу, прося у Бога хорошего урожая в этом году, а остальные говорили «аминь». По окончании всего этого обряда народ вернулся домой, и целые два дня был затем кутеж в двух домах: у хозяина перескакавшей лошади и у победившего скорохода.

С этого дня начались полевые работы: кто унавоживал пашню, кто пахал (с ранней весны горцы пашут землю и оставляют ниву незасеянною; потом, перепахавши ее во второй раз, сеют зерно. Горцы пашут всегда одною парою быков), кто искал себе компаньона для пахоты (из горцев редкий хозяин имеет больше одного быка. Во время работы каждый находит себе компаньона, имеющего тоже одного быка, и по очереди пашут)».

Из летних самым важным был праздник «прикосновения серпа» (у лакцев — мухщаву), то есть жатвы. Он начинался с произнесения заклинания самой бойкой, энергичной, плодовитой или зажиточной женщиной, которая снимала первый сноп. Из зерен этого снопа варили ритуальную кашу (халлил ккурч). В случае засухи горцы делали чучело из зелени и обливали его водой со словами: «Да будет дождь!» При этом дети получали различные мелкие подарки. Данный обряд назывался по-разному: «урттил ссихьу», «урбмццу», «варпахху» и др. Если погода во время сбора и обмолота урожая была ненастной — «заклинали» солнце (бургъил сеихьу), «сжигали» дождь (гьарал ччуччу). Занимались этой ворожбой в основном девушки. Для того чтобы вызвать дождь, существовало множество других обрядов, в том числе посещение святых.

Традиционно большим праздником горцев была встреча чабанов и скота, возвращавшихся с летних или зимних пастбищ. Встречать их выходило все село с музыкой и песнями. Заранее готовились угощения, в огромных котлах варили смесь зерен кукурузы, фасоли, пшеницы и черных бобов (у аварцев — муть). Тут же резали и варили баранов. Праздник сопровождался скачками и другими состязаниями. Молодежь танцевала, веселилась, прыгала через костры (как и в праздник первой борозды).

Читайте также

Развлечения

Развлечения

«Скажи же, дядя, ведь не даром»
Москва, объятая угаром, —
Как будто на балу?!
И в столб ударившись невольно,
Ответил дядя недовольно:
– Для бодрости в тылу!..
Дон-Аминадо
В середине августа 1914 года в Москве, как обычно, открылся театральный сезон. Сумятица,

Наши развлечения

Наши развлечения
После работы мы небольшой компанией выходили из клуба и сразу же натыкались на весьма любопытное зрелище. Несколько важных и, как правило, неплохо одетых мужчин стояли около входа, переминаясь с ноги на ногу и нервно поглядывая на часы. Немного поодаль

Развлечения детей

Развлечения детей
Поскольку императорские семьи на протяжении всего XIX в. были многодетными, то для родителей и воспитателей всегда актуальной становилась проблема организации здорового досуга детей. Как правило, ежегодно с мая по ноябрь императорская семья жила вне

Развлечения в императорской семье

Развлечения в императорской семье
Досуг, связанный с различными развлечениями, не являлся только формой отдыха для российской аристократии. Скорее это была специфическая форма проведения времени, в рамках которого собственно развлечения сопрягались с решением

Игры и развлечения

Игры и развлечения
Мы уже затрагивали тему игр и развлечений, говоря о званых вечерах. Безусловно, большие торжества всегда имели какое-то отношение к религиозному празднику или религиозному обряду. Но как и наши приемы гостей после бракосочетания и до отправления в

Развлечения

Развлечения

Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечений.
Б. Паскаль

Отдохнув после трудового дня, Москва любит повеселиться, – делился наблюдениями в 1901 году А. А. Осипов, автор очерков о ночной жизни города. – Все эти деловые люди, купцы,

Игры и развлечения

Игры и развлечения
Самым важным спортом в Мексике была игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60

Игры и развлечения

Игры и развлечения
Германские развлечения были очень похожи на кельтские – пиры, музыка, танцы и азартные игры. Одно из развлечений, скорее напоминавшее зрелищный вид спорта, состояло в исполнении обнаженными юношами танца среди мечей и копий. К I в. н. э. это был уже

ШУТКИ И ГРУБЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ШУТКИ И ГРУБЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Будет только справедливо упомянуть, что чрезмерная фамильярность ведет к охлаждению отношений и порой даже к враждебности; и джентльмены должны очень тщательно блюсти достоинство языка и поведения и в самых близких дружеских отношениях.В 429-м

Увлечения и развлечения

Увлечения и развлечения

Удовольствия украдкой — самые сладостные.
Пословица
Зрители видят больше, чем игроки.
Пословица
Не всяк тот охотник, кто в рог трубит.
Пословица
Не всяк весел, кто резво пляшет.
Пословица

Начать лишь стоит, а потом игрок
За ставкой ставку без

Глава 16 Развлечения

Глава 16
Развлечения
Травля крыс и собачьи бои — дешевые балаганы — мюзик-холлы — Альгамбра — опера — музыкальные концерты — увеселительные парки — Воксхолл — Креморн — общественные парки — парк Виктории — Баттерси-парк — королевские парки — обездоленные и крысы —

Глава 16 Развлечения

Глава 16
Развлечения
Травля крыс и собачьи бои — дешевые балаганы — мюзик-холлы — Альгамбра — опера — музыкальные концерты — увеселительные парки — Воксхолл — Креморн — общественные парки — парк Виктории — Баттерси-парк — королевские парки — обездоленные и крысы —

Глава 9 Московские развлечения

Глава 9
Московские развлечения
На новый 1934 год Буллит уехал в Париж, а по возвращении в Москву начались проблемы. Японская угроза в восприятии большевиков отошла на второй план. Выплаты по царским долгам, которые были условием установления дипломатических отношений, так

Светские развлечения

Светские развлечения

И грянул бал… (Не помню – чей)
Я продолжаю жить в общежитии на Стачек 67. Сначала вахтеры балдели, увидев человека в военно-морской форме, пробирающегося в общежитие поздно вечером, потом притерпелись. Для выданной впрок амуниции мне пришлось

Войны, вычисления и развлечения

Войны, вычисления и развлечения

В действительности все не так, как на самом деле.
(Из прессы)
Питер встречает холодным дождем: здесь уже поздняя осень. В мире пахнет порохом: наши танки жгут в Будапеште. Вспыхивает израильско-арабская краткосрочная война, которая может

Развлечения

Развлечения
В написании обоих отчетов принимали участие молодые греки. То, что им довелось узнать, произвело на них неизгладимое впечатление.
Внимание! Акция!
Наши чиновники устроят вам незабываемое развлечение.
Вместо приветствия они обстреляют вашу лодку.
Затем

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА

Кавказ — удивительный
край, с глубокой древности населенный
народами, которые говорили на разных
языках, отличались друг от друга многими
особенностями культуры и быта. Проходили
век за веком, и здесь сложился разноязыкий,
но единый кавказский мир. И это
неудивительно: горы Кавказа, вставая
неодолимой преградой на пути завоевателей,
никогда не прерывали общения живущих
здесь народов.

Обычаи и праздники народов Дагестана

«Дагестан»
переводится как «страна гор». Но Дагестан
еще и «гора языков»: одних лишь коренных,
веками живущих здесь народов насчитывается
около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят
на языках тюркской группы. Языки, на
которых говорят аварцы и четырнадцать
родственных им небольших народов (это
андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы,
е багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы,
цезы, хваршины, гунзебцы, бежтины,
гинухцы, арчинцы), а также лакцы, даргинцы,
кай-таги и кубачинцы, табасаранцы, агулы,
рутулы, цахуры, лезгины, относятся к
нахско-дагестанской языковой семье.
Язык татов — иранской группы, он близок
к персидскому. Дагестанские народы —
мусульмане.

Праздник весны — 22 марта

У всех дагестанских
народов есть праздник весны. У одних
народов он называется «новруз» — «новый
день», у других — «Алый праздник»,
«Красный день». Этот праздник обязательно
сопровождался зажиганием всевозможных
огней: костры разжигали в горах, на
крышах домов, во дворах. Мальчишки
скатывали с гор горящие обручи. Считалось,
что, перепрыгнув в первый день весны
через костер, больной освободится от
всех недугов, а у здорового осуществятся
все желания. Если костры разжигали на
крышах, то тут же устраивали веселые
танцы, бросали в дымоходные трубы орехи.
Когда костер угасал, пепел рассыпали
по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме
было много добра».

В некоторых селах
юноши в этот день выкапывали с корнем
молодое деревце, украшали его зеленью
и лентами, а на верхней ветке укрепляли
чучело удода. С этим деревом ходили по
дворам, пели песни, поздравляли людей
с наступлением весны.

Особенно радовались
этому дню дети, они устраивали веселые
игры.

Традиции годекана

В каждом дагестанском
селе есть годекан — излюбленное место,
где ежедневно собираются мужчины. Со
стороны может показаться, что люди
приходят туда от нечего делать. Но это
далеко не так. Годекан — своего рода
клуб, трибуна, своеобразная школа, и
каждый мужчина считал своим долгом его
посетить. Здесь обсуждались все сельские
новости и дела. Человек, впервые попавший
в село, обязательно шел на годекан. На
годекане крутились и мальчишки, постепенно
усваивая нормы поведения в обществе.
Старшие могли дать им любое поручение,
и выполнять его надо было расторопно и
беспрекословно. Женщинам и девочкам
приходить сюда не полагалось. Нередко
у годекана устраивали игры и спортивные
состязания для детей, учили их борьбе
и бросанию камней. Посещая годекан,
младшие учились уважать старших и чтить
традиции предков.

Праздник цветов

В начале лета,
когда горы покрывались молодой зеленью,
к празднику цветов начинало готовиться
все село: приводили в порядок музыкальные
инструменты, готовили нарядную одежду
и еду для уходящих в горы, делали факелы.
Молодежь отправлялась в горы ночью,
так, чтобы к восходу солнца прийти на
цветущий луг. Путь освещали факельщики.
Всю дорогу пели, танцевали, веселились.
Руководил праздником выборный «шах» —
наиболее предприимчивый и веселый
мужчина.

В горах молодежь
устраивала веселые игры, танцы, состязания
в беге, прыжках, лазании по горам. Собирали
на лугах цветы, плели венки, составляли
букеты. Занимались также поисками
съедобной зелени — крапивы, щавеля,
черемши, которую использовали как
начинку для пирогов. Домой возвращались
к вечеру, отдавали встречавшим их
старикам принесенные с гор цветы, и
вновь начинались танцы на сельской
площади. Прежде поход в горы за цветами
был одним из самых ярких впечатлений
для молодежи за весь год — в остальное
время юноши могли видеться с девушками
только на некоторых полевых работах, а
совместные развлечения и вовсе не
допускались.

Соседние файлы в папке народы мира

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Республиканский  конкурс

                                   «Черкесский мир»

Секция: Культурология

«Культура и традиции Северного Кавказа»

Выполнила: ученица 8 класса

МОУ    «СОШ№2» с.п.Атажукино

                                            
                Кумыкова Камила

                                            
                Руководитель: Архестова В.М.

                                                    
                          2022г

Оглавление

Введение
……………………………………………….……………………………………..3

1. Общие сведения о Северном Кавказе ……………………………………………………4

2. «Нартский эпос»: понятие, значение
«нартского эпоса» в культуре народов Северного Кавказа
…..………………………………………………………………….…………………5

3.Современные свадебные традиции Северного
Кавказа…………………………………….7

4.Похоронные традиции………………………………….…………………………………..8

5. Традиции и обычаи Северного Кавказа………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………………10

Список используемой
литературы……….…………………………………………………12

Введение

Цель работы: на основе народного эпоса изучить
культуру и традиции народов Северного Кавказа, актуализировать знания о
Северном Кавказе, для применения их в повседневной жизни и коммуникации.

Постановка задач:

1.Проанализировать данные о народах, проживающих на
территории Северного Кавказа.

2. При помощи произведения «Кольцо-гора» из сборника «Кисловодские
и кавказские легенды» получить представление о древних традициях народов
Северного Кавказа.

3. Сравнить традиции народов Северного Кавказа с русскими
традициями.

4. Сделать вывод о различиях и общих чертах русских и
северо-кавказских традиций.

История разработки выбранной темы: данная тема выбрана по тому, что интересна и актуальна в современных
реалиях. Выбранная тема затрагивает культуру народов Северного Кавказа, т.к.
Северо-Кавказский Федеральный округ – это обширная территория Российской
Федерации, в нее входят такие субъекты РФ, как: Республика Ингушетия, Чеченская
Республика, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика,
Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания,
Ставропольский край; следовательно, Северный Кавказ – многонационален. Т.к.
народы населяющие Северный Кавказ проживают на всей территории РФ в большей или
меньшей степени, остро встает проблема различий в менталитете и традициях.

Степень изученности вопроса: в
данной работе отражены особенности традиций и культуры народов Северного
Кавказа, рассмотрены примеры народного эпоса, в интерпретации современного
автора на основе легенд и сказаний, проведен сравнительный анализ традиций
народов Северного Кавказа и русских традиций.

Актуальность работы:

1. Уместность работы заключается в том, что тема актуальна
сама по себе, особенно в современных реалиях.

2. Проблема взаимоотношений разных народов актуальна во все
времена.

3. Изучение эпоса и традиций помогает лучше понять
представителей других национальностей, стран, прививает толерантность и
терпимость к чужой культуре.

Методы работы: сравнение,
сопоставление, анализ.

1. Общие сведения о Северном Кавказе.

      
Северный Кавказ –значительная  часть территории Российской Федерации,
расположенная в горах и предгорьях Кавказа. Регион на юге России, расположенный
на Кавказе вдоль границы с Грузией и Азербайджаном. В этом регионе находятся
плодороднейшие земли, высочайшие горные вершины и популярные российские
курорты.

    
 Данный регион является  колыбелью кавказских народов: адыгейцы, туркмены,
карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, ингуши, ногайцы, черкесы, чеченцы, аварцы,
кумыки, лакцы, даргинцы, табасаранцы, агулы, лезгины, рутульцы  Кавказ — южная граница Европы и Азии,
здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит
регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью
входят в состав России. В течение веков Кавказ являлся ареной соперничества
мировых держав: Византии, Персии, Османской империи. В конце 18 — начале 19
века Кавказ практически целиком входил в состав Российской империи. В конце ХХ
века, после распада СССР, народы Северного Кавказа остались в составе России.

      
Данная территория занимает лидирующее место по производству минеральных вод в
РФ, богата полезными ископаемыми: вольфрам, уголь, нефть. Плодородная почва
благоприятна для выращивания сельскохозяйственных культур. Площадь
Северо-Кавказского Федерального округа: 447 812 кв. км .Численность
постоянного населения: 16.4 млн. человек. Иллюстрация 1.

alt

2. «Нартский эпос»: понятие, значение «нартского эпоса» в культуре
народов Северного Кавказа.

При
изучении культуры разных стран ученые прибегают к эпосу. Как и у древних греков
с мифами о богах, их детях от земных женщин, различных героях, у народов
Северного Кавказа также есть свой уникальный эпос – «нартский эпос». На основе
нартского эпоса строится культурное наследие северо-кавказских народов.
Согласно исследованиям, нарсткий эпос зародился еще в 7-8 вв. до нашей эры, и
уже после, в 13 веке нартский эпос разных кавказских народов начал собираться в
циклы легенд и сказаний.

Кто
же такие нарты? Нарты – это герои легенд и преданий народов Кавказа, могучие нартские
богатыри-защитники. При упоминании нартского народа часто фигурируют реально
существующие географические объекты, такие как: Эльбрус  Кавказские горы,
Черное море, реки; при этом настоящее расположение страны нартов неизвестно.

В
нартских сказаниях действительность переплетена с художественным вымыслом.
Здесь отсутствуют описания исторических событий в их хронологической
последовательности, но действительность находит отражение в именовании
местностей, где разворачивается действие отдельных эпизодов, а также в именах
некоторых героев.

В
эпосе нарты представляются благородными, бесстрашными героями. В ранних версиях
эпоса нарты-богатыри обладают не только физической силой, но  и хитростью, и
коварством. Позднее, физическая сила героя отходит на задний план, в то время
как главными становятся его смелость, бесстрашие, готовность идти наперекор
судьбе  и препятствиям. Совершают подвиги во время охоты или же военных
походов. Они воюют с мифическими существами.  В этих битвах им нередко помогают
божественные силы (как и древним грекам и римлянам в их мифах и легендах).
Скакуны нартских богатырей тесно связаны со своими хозяевами, всячески им
помогают, наделены интеллектом. Основная тема – героические деяния. Можно
говорить о том, что влияние образа героя нартского эпоса может и сейчас найти
свое отражение в кавказской ментальность (своеобразный кодекс чести).

Нартский
эпос присутствует у большинства северо-кавказских народов. Их объединяет
наличие одинаковых божеств( хотя имена разнятся), созвучные имена героев эпоса
и их поступки, общность тематики. В зависимости от того , какому народу
принадлежит эпос, меняется божественная система (монотеизм и  политеизм),
социальное деление общества.

Герои
нартского эпоса. Таблица 1.

Осетинский эпос

Адыгский

Карачаево-Балкарский

Описание героев
эпоса

Агунда

Ахумида или Акунада

Агунда

Красивая, гордая
девушка, чьего внимания добиваются все нарты.

Ацамаз

Ашамаэз

Ачемез

Нарт, владеющий
волшебной свирелью.

Ацырухс

Адиюх

Ак-билек

Жена нарта Сослана
(Соаруко и т.д.)

Батрадаз

Батараз

Батырас

Нарт, с железным
телом, герой, который совершает много подвигов.

Сослан

Сосруко

Сосруко

Главный герой
нартского эпоса.

Шатана

Сатаней-гуаша

Сатанай-бийче

Мать всех нартов.
Самая мудрая женщина.

Похожее изображение

Изображение матери
нартов – Шатаны. Иллюстрация 2.

Как
было сказано ранее, нартский эпос имеет схожие сюжеты и ситуации с эпосом
древних греков и римлян, но так же и с эпосом древней Руси. Яркий пример –
наличие богатырей, одушевление коней и приписывание им человеческих качеств –
богатырских спутников.

Нартский эпос —
достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру
народов-носителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в
повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме  — у адыгов,
абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса по-прежнему
называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря
нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинское
селение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. В честь нартов
называют футбольные клубы и команды КВН. Героям ставят памятники и пишут о них
картины.

.

3.Современные свадебные традиции  Северного
Кавказа :

·        
Младшая сестра/брат не вступают в брак перед
старшими (данная традиция устарела в современном обществе, но частично
сохраняется в деревенской местности).

·        
Перед свадьбой проходит сватовство ( на Кавказе
обязательная часть, в русских традициях существует, но необязательно).

·        
На празднике присутствует много гостей ( говоря о
кавказских свадьбах – около 100-200 человек, в зависимости от многочисленности
рода, на русских свадьбах обычно присутствуют все родственники).

·        
Религиозный ритуал вступления в брак. Официальная
роспись.

Картинки по запросу кавказская свадьба

В горных селениях по сей день, сохранилась церемония, дающая женщине
«шанс на равноправие». Называется «Испытание жениха». Разные тетушки невесты
обмазывают ее тело толстым слоем жира и обматывают веревками. Девушка, разумеется,
обнажена, на ней лишь «немного нижнего белья». Обвязанная, она напоминает
кокон. Жених-испытуемый должен как можно быстрее распутать на невесте веревки и
суметь овладеть ею. Если все случается в краткий срок — быть ему абсолютным
главой семейства, жена в таком случае не имеет право голоса.

4.Похоронные традиции.

На Кавказе похороны носят общественный характер, т.е. все
родственники, знакомые оплакивают усопшего, помогают организовать поминки (
материально).

При смерти человека родственникам и друзьям посылается
«горевестник».

Усопшего принято одевать во все новое, открывать настежь
двери, чтобы любой мог прийти и оплакать его смерть.

Параллельно с ритуальным оплакиванием шли приготовления к
погребению – рыли могилу, сколачивали гроб, а затем омывали и одевали
покойного. В зависимости от пола умершего это делали мужчины или женщины,
соответственно, в кунацкой или на семейной половине дома. Погибших в бою, что
считалось почетным, не обмывали и одежды на них не меняли. Едва ли не
повсеместно на грудь покойному клали ножницы или другой острый железный
предмет. Это был не остаток древнего обычая захоронения вместе с покойным
нужных ему в загробной жизни вещей, как считают некоторые авторы, а скорее
прием апотрофической магии, связанный с представлением о том, что подобные вещи
отпугивают нечистую силу. Подобные представления сохранились, но они нашли
выражение в некоторых других погребальных ритуалах. Затем тело накрывали и несли
на кладбище или в фамильный склеп. Хоронить полагалось в день смерти до захода
солнца.
Еще одна особенность
погребения – родовые кладбища, т.к. ранее в одном поселении жил один род.
Поэтому часто при переезде в другой населенный пункт составляют завещание о
месте погребения.

Вещи покойного раздаются родственникам и знакомым, чтобы
память о человеке дольше сохранялась.

.

Традиционная еда: 40 дней в качестве «садаки»-  милостыни готовят и раздают традиционные
тонкие лепешки с маслом , а также дают халву, которую тоже готовят три дня, а
некоторые – все сорок дней.

5.Традиции
и обычаи Северного Кавказа.

У северо-кавказских мужчин есть свой
негласный кодекс поведения, который сформировался очень  давно по влиянием
культуры( в том числе под влиянием нартского эпоса). Он представляет собой
некую систему правил и норм поведения.

Т.к. раньше все сделки скреплялись
словесно, «слово» на Кавказе стало законом, нарушение слова – преступление.
Главное для мужчины- создать себе достойную репутацию.

Северный Кавказ это место сплетения
традиций, законов шариата (исламской веры) и законодательства РФ. Когда
невозможно разрешить ситуацию с помощью традиций или законов шариата, на помощь
приходят законы РФ.

Одной из наиболее «диких» традиций можно
назвать похищение невест. Это довольно тяжкое преступление, т.к. девушку крадут
в прямом смысле этого слова, ее уводят силой, и т.к. она ночевала не дома и с
незнакомым мужчиной, то просто вынуждена выйти за него замуж, т.к. ее честь
запятнана.

Еще одна малоприятная традиция связанная
со свадьбой – ранний брак. В некоторых поселениях до сих пор насильно выдают
замуж девушек 14-16 лет.

Также на Северном Кавказе из-за ислама
распространено многоженство. Обычна такая ситуация плохо воспринимается первой
женой.

Такая же ситуация и с разводами, т.к. 
Северный Кавказ подвержен влиянию традиций и ислама, после развода дети
остаются с отцом и воспитываются родственницами мужа. Из-за этого женщины
попросту вынуждены оставаться с мужем.

Что касается женщин в целом. Ее главная
роль – женщина-жена и женщина-мать, на чем часто  и заканчиваются ее социальные
роли. Первое место в женской иерархии занимает мать, потом сестра, которую
оберегают братья, и уже только потом жена. Раньше женщину практически полностью
контролировал мужчина ( муж, отец, братья), куда она ходит, что делает, как
одевается, с кем общается. Нередко, из-за неправильное поведение родственниц мужчины
получают порицание и жалобы.

В современном обществе все чаще молодые
люди начинают жить отдельно от родителей, что способствует развитию у них
самостоятельности. Хотелось бы отметить, что раньше на Руси тоже были
достаточно жесткие рамки в отношениях мужчин и женщин, и жесткая иерархия.
Подчинение главе рода и его воле. Необходимо понимать. Что в силу своих
особенностей русские и северо-кавказские  культуры и традиции достаточно
разные, по-разному происходили изменения в сознании и поведении людей, под
влиянием религии, устоявшихся обычаев, законов. Хотя на ранних стадиях и можно
найти достаточно много общего.

                                    
                 Заключение.

Рассматривая
культурную основу Северного Кавказа (нартский эпос), можно заметить его
схожесть с русскими былинами, сказками. Обилие эпитетов, сравнений, выражений,
ставших крылатыми. Поэтичность изложения. Большинство былин сложены в
стихотворной форме, как и ранние нартские сказания и легенды.

Присутствие
главного героя – нарта ( он же богатырь) характерно как для русского народного
творчества, так и для нартского эпоса. Наличие божеств, языческих и в более
позднее время переход к единобожию. Сюжет завязан на борьбе с нечистой силой,
охоте, битве , вместе с ним может присутствовать любовная линия. Богатыря или
нарта сопровождает верный друг-конь, в русских народных сказках коней иногда
заменяли на других зверей (« Иван-царевич и Серый Волк»). Характерно и
вмешательство божественных или же волшебных сил. Становится понятно, что
народное творчество северо-кавказских народов и русского народа во многом
схоже.

Что
касается современных традиций, в свадебных общими являются: выкуп невесты,
затяжной праздник (до 3 дней), в 21 веке – роспись в ЗАГС, кража невесты; в
остальном же есть отличия: северо-кавказские традиции в большей степени
сохранили самобытность и нормированность.

Так
на Кавказе сохраняются традиции всеобщего кумовства, когда все родственники
работают в одном месте, такое можно наблюдать в русских традициях, но в 21 веке
такое практикуется все реже.

Рождение
ребенка на Северном Кавказе: женщинам разрешено не поститься; беременную
женщину полностью освобождают от работы по хозяйству; перед родами девушка
уходит в дом отца; сохранение пуповины после рождения ребенка ( по поверью она
приносит здоровье и может вылечить ребенка); после родов женщину могут посещать
только родственницы со стороны мужа. В день выписки устраивается праздник,
гости обязательно приходят с подарками. Если родился мальчик, то женщины
привозят ему колыбель, а для девочки кроватку или коляску (по верованиям
мальчики более почитаемы). В современных русских традициях сохранились выписка
из роддома с последующим праздником, часто детей называют в честь предков, а
также сохраняют детскую бирочку (которая дается при рождении).

Данное
исследование помогает лучше понять общность и различие наших культур, как
следует и не следует себя вести в обществе представителей  Северного Кавказа,
чтобы не задеть их традиции, обычаи, верования. Проанализированная информация
дает достаточный объем знаний для корректного поведения в той или иной
ситуации.

Хочется
подвести итог: наши народы разные, но в тоже время похожи, а главное проживаем
в одной стране. Есть нечто общее в культуре, как и то, что сложно принять.
Стоит быть более терпимыми к чужим традициями обычаям, ведь наши традиции тоже
могут показаться другим народам варварскими. Прежде чем осуждать чужую
культуру, следует узнать свою собственную культуру и историю ее развития.

     Список
используемой литературы

1.
Абаев В.И.  Нартский эпос – статья из Большой советской энциклопедии.

2.
Горячев Ю., Шевцова А., Омельченко Е.. Обычаи традиции общения в культуре
народов Кавказа.- Этносфера. 2010

3.
Коршунов Е.И., Инал-Ипа Ш.Д., Калоев Б.А.. Сказания о нартах – эпос народов
Кавказа.-М.: Наука, 1969

4.
Ней В.. Русский праздник . Традиции и обычаи.: Риол Классик.

5.
Оларуссо Дж.. Нартские саги из Кавказа: Мифы и легенды черкесов, абазин,
абхазов и убыхов.- Принстонский университет. Нью-Джерси. 2002

6.
Савченко В.В.  Кисловодские и кавказские легенды..- Новопавловск, 2008.

7.Сказания
о нартах – эпос народов Кавказа. Сборник. – М.: 1969.

8.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/NARTSKI_NARTOVSKI_EPOS.html.

Праздники народов Кавказа

Светлый праздник — Ураза-Байрам

Цель: Познакомить детей с традициями праздника народов Кавказа  — Ураза-байрам. Развивать познавательный интерес к культуре и традициям различных народов России. Формировать  уважение к традициям родного края, эстетическое восприятие народных праздников.  Воспитывать бережное отношение к Родине. 

Ведущий: Благословенный месяц Рамазан подошел  к концу. Пролетел он как один день: что-то успели сделать, что-то нет. Окончание месяца знаменуется большим праздником – Ураза-байрам.

Дети:

Мы сегодня в нашем доме,
В храме детства и добра
Отмечаем светлый праздник —
Праздник мира — Ураза.

Празднует, пусть стар и млад
День благословенный.
Всем здоровья и всех благ,
В этот день священный!
Ведущий:  Ураза Байрам — праздник исключительно живописный, весёлый и вкусный. Готовиться к нему начинают задолго до его наступления праздника,  в доме всё моют и убирают, готовят всякие вкусности, покупают обновки  и ждут наступления праздника.

Ведущий: Дети, а  вы помогаете своим родителям?

Ответы детей.

Ведущая:  Сейчас мы с вами и проверим, как вы помогаете своим родным и близким.

Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну друг за другом, за капитаном. На противоположной стороне зала стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумаги, пакеты. По команде 1-й участник бежит, собирает один мусор и кладет его в ведро, бежит назад передает эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, которая больше соберет мусора.

Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек)

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну за капитаном. На другом конце зала стоит воспитатель. Рядом с ним на стуле стоит таз (для мытья посуды) По сигналу девочка берет в руки 1 чашку и 1 блюдце и идет к тазу. Подойдя к тазу, имитирует мытье посуды, поочередно отдавая чистые предметы воспитателю, которая поочередно ставит на разнос. Девочка идет назад, передавая эстафету. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание.

Ведущая: Празднование самого праздника проходит очень весело и красиво. Мусульмане поздравляют друг друга с наступлением долгожданного праздника, обмениваются подарками, устраивают весёлые гуляние и пир. Дети нашего детского сада приготовили для вас поздравления.

Дети:

Ураза Байрам идёт.
Поскорей его встречайте!
Радость, счастье он несёт,
Так что стол вы накрывайте

И гостей всех угощайте.
Обиды горькой не таите,
От души вы всех простите.
Милосердие, уют
В доме вашем пусть живут.

 Ураза-байрам святой,

 Долгожданный и весёлый

 Праздник мой и праздник твой,

 В городах, аулах, в сёлах! 

Ведущая:  Я хочу пригласить наших девочек на весёлый танец.

Танец девочек с цветами.

Ведущая: Девочки наши очень красиво станцевали, теперь мальчики вы покажите нам, как вы умеете танцевать.

Танец мальчиков.

Ведущая:  Как у вас настроение? Вы готовы веселиться и играть?

Современная дагестанская игра:

«ЕСТЬ В АУЛЕ ДЕТСКИЙ САД» .

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Дети идут по кругу, а ведущий ребенок внутри круга идет в противоположную сторону под слова, которые дети произносят хором:

Есть в ауле детский сад

В этот сад ходил Мурад

Был он ниже всех ребят –

(ведущий и все дети приседают)

так в ауле говорят (дети встают)

рос по горке виноград

рос чеснок и рос Мурад

Стал он выше всех ребят

И теперь ему мала,

Говорят Махачкала

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Дети идут в круг, поднимая руки, ведущий кружиться. После последних слов ведущий ловит. Затем выбирается новый ведущий.

Количество участников до 30 человек.

Ведущая: Для следующего конкурса мне нужны дети очень быстрые и ловкие.

Игра «Танец со стульчиками»  

Ведущая:  Самыми  важными героями  праздника являются дети. С самого раннего утра они будят хозяев, целыми группами вбегают во дворы домов и поздравляют с праздником. Взамен получают сладости, шоколадки, конфеты… Их пакеты наполняются так быстро, что к обеду им приходится возвращаться домой, чтобы оставить пакет, взять новый и пойти снова поздравлять.

Дети младшей группы:

Ураза Байрам принес
Щедрость угощений.
Это праздник мусульман —
Радостный, священный.

Мы пожелать в сей день великий
Хотим от сердца, вам друзья,
Здоровья крепкого, удачи,
Любви на долгие года!


Пусть придёт в ваш дом удача,
Пусть Аллах подарит чудо
И успех, и жизнь богаче,
Будет вам тепло и любо!

Дети получают угощения , становятся на совместный танец «Лезгинка».

Ведущая:  

Всех  сегодня поздравляем,
Мира мирного желаем,
Пусть растут спокойно дети,
Будет мир на всей планете!

Пусть совсем не будет бедных,
Злых, неправедных и вредных,
Пусть любовь в сердцах живет,
Разрастается, цветет!

Пусть здоровье крепким будет,
Пусть живут без стрессов люди!
Славим Ураза Байрам,
Делим счастье пополам!

               Подготовила   гр.№ 12   воспитатель: Мусаева А.А.

Апрель

На горнолыжном курорте «Архыз» в Карачаево-Черкессии 6 апреля пройдет «АрхызФанФест» – фестиваль для горнолыжников и сноубордистов, которые хотят эффектно завершить сезон. Соревнования предполагают спуск по трассе в необычном костюме на горных или беговых лыжах, сноуборде, сноукате, мини-лыжах или велосипедах и финиш в открытом бассейне.

«На финише участники могут совершить зрелищный прыжок и нырнуть в воду, либо на скорости проскользить по воде бассейна. По итогам будут определены победители, которые получат подарки, в том числе ски-пассы на следующий горнолыжный сезон», – рассказали в пресс-службе. После фестиваля горнолыжный сезон будут постепенно заканчивать – в зависимости от погодных условий.

В этот же день на втором северокавказском курорте – «Эльбрусе» – состоится высокогорный спортивно-музыкальный фестиваль «Эль 3500» с участием популярных диджеев. Площадкой для него станет территория возле станции «Мир» на высоте 3500 метров – хорошая возможность потанцевать, покататься и еще полюбоваться видами заснеженных хребтов, если не будет облачно.

Следующую неделю можно провести в Дагестане, где 9 по 14 апреля пройдет второй Международный гастрономический фестиваль «VisitDagestan 2019». В его рамках запланировано множество семинаров, мастер-классов, а также кулинарный чемпионат среди поваров Дагестана и соседних регионов и презентации национальных кухонь. В последний день фестиваля гостям предложат посетить Чиркейское водохранилище и познакомиться с традиционными ремеслами.

Кроме того, 12 апреля в Дербенте состоится барбекю-фестиваль с участием звезд кулинарии из 12 стран мира. На следующий день в Кизилюрте в форелевом хозяйстве «Янтарное» пройдет «Фиш-батл» с участием судей и гостей соревнований.

В конце месяца стоит приехать в Грозный: 27 апреля на центральной площади столицы Чечни пройдет третий международный фестиваль туризма и активного отдыха «Шашлык-Машлык». Гостей будут ждать пять интерактивных тематических зон и концертно-развлекательная программа. В течение всего дня будет работать ярмарка национальных продуктов.

Главный акцент будет сделан на блюдах из мяса, приготовленных на открытом огне, поэтому фестиваль стоит посетить всем любителям шашлыка, для которых будут организованы дегустации. В рамках фестиваля пройдет «Кулинарная битва» – состязание лучших команд поваров из республик Северного Кавказа, а также зарубежных стран.

Если решите отправиться на фестиваль, стоит также посмотреть в Грозном монументальное здание мечети «Сердце Чечни» им. Ахмата Кадырова, художественную галерею, драматический театр имени М.Ю. Лермонтова, а также современные небоскребы и городскую иллюминацию.

Май

Желающим почувствовать себя настоящим альпинистами стоит отправиться на Эльбрус! На самую вершину, на высоту 5642 тысяч метров над уровнем моря подниматься не обязательно – чтобы насладиться видами и сделать прекрасные фотографии, достаточно поселиться в высокогорном приюте LEAPRUS, расположенном на южном склоне горы Эльбрус на высоте 3912 метров. Кроме того, можно взять с собой снаряжение для сноуборда или горных лыж и покататься – снег на трассах Эльбруса не тает до июля.

Но если все-таки решите покорить самую высокую вершину Европы, лучше обратиться к профессионалам. Например, на сайте местного туроператора Elbrus Adventures можно выбрать тур, включающий восхождение на гору с опытным гидом. Здесь же есть и трекинговые маршруты различной продолжительности.

В теплое время года в Приэльбрусье скучать не приходится. Помимо богатой экскурсионной программы – посещения горы Чегет, ущелья Терескол, прогулки к водопаду Девичьи Косы и на Поляну Нарзанов, можно заняться маунтинбайком или совершить прогулку верхом.

Май – отличное время, чтобы посмотреть достопримечательности не только Кабардино-Балкарии, но и, например, солнечного Дагестана – Махачкалу, старейший город России Дербент, крепость Нарын-Кала, живописные природные памятники.

Среди них – самый северный в мире субтропический лиановый лес – Самурский заповедник. Его особенность в том, что климат позволяет обильно разрастаться лианам, которые обвивают стволы деревьев. В лесу обитают редкие птицы (кудрявый пеликан, черный аист, фламинго) и дикие животные, некоторые виды которых живут только здесь (кавказская выдра, камышовый кот). Прогулка по заповеднику будет интересна всем любителям экотуризма, а также фотографам дикой природы.

Июнь

На горном курорте «Архыз» в Карачаево-Черкессии летом пройдут 11 соревнований по маунтинбайку. В июне 2019 года курорт примет соревнования в дисциплине кросс-кантри. На 8-10 июня запланирован Чемпионат России, 14-17 июня и 21-24 июня ― всероссийские соревнования для спортсменов различных возрастных категорий, 22-24 июня — юниорское Первенство России. 14-17 июня также пройдет международная гонка C2 в дисциплине кросс-кантри с участием спортсменов из стран СНГ и Европы.

В Чеченской Республике в этом месяце состоится не менее интересное мероприятие – первая детская парусная регата – Кубок Северного Кавказа по парусному спорту. Принять участие в регате на озере Кезеной-Ам могут представители всех детских яхт-клубов в возрасте от 7 до 14 лет, необходимо лишь предварительно зарегистрироваться на сайте Федерации парусного спорта Чечни. Соревнования пройдут на яхтах класса «Оптимист» – это базовое гоночное судно, зачастую применяется для обучения детей основам парусного спорта.

Как рассказал порталу «Интерфакс-Туризм» президент Федерации парусного спорта Чеченской Республики Хасан Хаджиев, в регионе необходимо уделять больше внимания парусному спорту, поскольку ранее он почти не развивался на Северном Кавказе. «Мы отобрали 10 детей, отправили на бесплатное обучение в Краснодарскую краевую федерацию парусного спорта. У ребят должно быть крепкое здоровье, физическая развитость, потому что необходимо сдавать спортивные нормативы, а также психологическая устойчивость», — пояснил он.

Впервые в дни регаты пройдет и фестиваль водных видов спорта. Гости мероприятия смогут встретиться с чемпионами мира и олимпийцами, в программе также мастер-классы и лекции о спорте и здоровом образе жизни, фотовыставки, концерты национальных коллективов и демонстрация спортивного оборудования. Планируется, что мероприятие посетят от 40 до 60 тыс. человек.

Продолжить «водную» тему – после высокогорного озера Кезеной-Ам – можно уже на Каспийском море в Дагестане, где в июне уже вовсю купаются. А дорога от Грозного до Махачкалы на машине займет всего три часа. Кстати, мало кто знает, что длина береговой линии Дагестана превышает 500 км, и почти на всем протяжении это удобные широкие песчаные пляжи. По характеристикам температуры воды и воздуха, длительности солнечного сезона летом Каспийское побережье ни в чем не уступает Черноморскому побережью Кавказа. При этом здесь существенно ниже относительная влажность воздуха, что создает более комфортные условия для массового оздоровительного отдыха.

Июль

С 23 по 28 июля на Северном Кавказе пройдет международная парусная регата «Кубок Кезеной-Ам», которая состоится на одноименном озере в Чечне на высоте 1870 метров над уровнем моря.

«Это не первая наша парусная регата, но это первая международная, которая внесена в календарный план Всероссийской федерации парусного спорта. Пока нам подтвердили участие Германия, Италия, Белоруссия, Украина, Черногория. Помимо регаты, у нас запланировано еще несколько небольших соревнований – одно из них пройдет на лодках дракон (большое 10-местное каноэ, с головой дракона и хвостом), другое – сапсерфинг (серфинг с веслом)», — рассказал Х.Хаджиев.

В рамках мероприятия запланирована большая экскурсионная и развлекательная программа, а также пешие и конные прогулки для всех желающих.

Президент Федерации парусного спорта Чеченской республики отметил, что попасть на регату очень просто. «Из города Грозный будут организованы бесплатные автобусы до Кезеной-Ама, в этом году мы ожидаем около 2-3 тыс. гостей», — добавил он.

По словам представителей министерства по туризму республики, целью мероприятия являются популяризация парусного спорта на Северном Кавказе, формирование парусного сообщества и морских традиций в Чечне, подготовка и совершенствование экипажей яхт, а также поддержка региональных спортсменов на российских и международных соревнованиях.

Ценителей уникальных пейзажей и фотографов привлекает необычный цвет озера Кезеной-Ам, который в зависимости от погоды меняет свой оттенок от небесно-голубого до темно-бирюзового. Туристы могут остановиться на одноименной базе, включающей в себя отель на 48 номеров, коттеджи для аренды, фитнес-центр, веревочный городок, скалодром и детскую площадку с горками. Установлены летние беседки с мангалами. Там же можно заказать экскурсии, например, к древнему поселению Хой в горах или поплавать на лодке по озеру.

Сменить яхту на велосипед, а озерную гладь – на экстремально сложные горные велотрассы можно на курорте «Архыз» в Карачаево-Черкесии. Здесь 28 июня стартуют третий этап кубка России по маунтинбайку и всероссийские соревнования среди юниоров, оба соревнования пройдут в дисциплине скоростной спуск и завершатся 1 июля. 26-29 состоятся четвертый (финальный) этап Кубка России и всероссийские юниорские соревнования по скоростному спуску на горном велосипеде.

Август

В последний месяц лета на «Архызе» пройдут завершающий этап соревнований по маунтинбайку – Чемпионат России среди мужчин и женщин, а также первенство среди юниоров в дисциплине «скоростной спуск». Оба соревнования запланированы на 23-26 августа. Чемпионат России по байкер-кроссу 4Х состоится на курорте с 26 по 28 августа.

А еще в августе в Шелковском районе Чечни пройдет ежегодный фестиваль арбуза и дыни. Будет вкусно!

«В каждой кавказской республике – свои особенности, но точно могу сказать, что на Северном Кавказе всегда рады гостям. С каждым годом количество жителей Центральной России, которые приезжают в наш регион, увеличивается кратно», – рассказал порталу «Интерфакс-Туризм» первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов, курирующий в ведомстве развитие туризма. «Нынешний летний сезон богат событиями, которые непременно стоит посетить, чтобы понять традиции горцев, вдохновиться богатой природой, качественно и с пользой отдохнуть», – отметил он.

ЧЕЧНЯ. Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей

  • Инфопортал / Этнография

22-08-2013Просмотров: 13 794

ЧЕЧНЯ.  Старинные календарные праздники чеченцев и ингушей

ЧЕЧНЯ. Праздники средневековых вайнахов, как и у многих народов мира, были связаны с календарными праздниками. Год в народном календаре начинался месяцем Наджигонцрой, который соответствовал январю. Наджой — праздник Нового года, а Гонцхой — праздник, отмечаемый приблизительно около Рождества.

Второй месяц Мархи бутт (месяц поста). В этот месяц в прошлом вайнахи соблюдали христианский семидневный пост, который назывался «отцовским». Название месяца имеет очень древнее происхождение, но с распространением ислама оно закреплено за месяцем Рамазан по мусульманскому календарю, в том же значении.

Третий месяц года — Биэкарг бутт — месяц кукушки. Назван так потому, что в это время прилетает кукушка, а так как она не имеет своего гнезда, то в этот месяц не разрешалось жениться и выходить замуж.

Четвертый месяц Тушоли бутт — месяц богини весны и плодородия.

Следующий месяц Сели бутт, назван так по имени одного из главных и наиболее почитаемых вайнахами богов — бога грома и молнии.

Шестой месяц в разных местах именовался по-разному Мангал бутт — месяц покоса, а в горах: Асар до бутт — месяц прополки, Цанарой бутт — месяц косарей.

От имени божества Мятсели, покровителя земледелия и общего благополучия получил название седьмой месяц — Мятсели бутт.

Аналогично назван и восьмой месяц — Мяцхали бутт, по имени божества Мяцхали.

Девятый месяц — Тау бутт (месяц отавы или, вторичного покоса травы).

Десятый месяц Ардир бутт — месяц молотьбы. Параллельно он именовался: месяц рогов, месяц ворон, месяц ветров.

Месяц случки овец — одиннадцатый месяц. Это событие широко праздновалось вайнахами в прошлом.

Последний месяц — назван по имени совершенно забытого вайнахского божества. Согласно народному преданию, месяц получил название от имени каких-то легендарных птиц, которые исчезли лет 300–400 назад. Они прилетали осенью вслед за отлетом журавлей. Птицы останавливались в горах, а через неделю улетали.

Новый год. В вайнахских праздниках зимнего цикла исключительно большое место занимало празднование Нового года, которое называлось — Керла шо. Новогодний праздник считался у вайнахов одним из главных годовых праздников. Он широко отмечался во всех горных и плоскостных царствах и общинах древних и средневековых вайнахов.

Приготовления к празднику в каждой семье начинались особенно тщательно задолго до его наступления. Готовилась разнообразная еда: пекли всевозможные хлебы, пироги, лепешки, блины, резали скотину. Приготовлялись также различные напитки из хлебных злаков: арака, пиво, брага, квас. В связи с обилием мяса, различной еды, напитков кистины, например, называли праздник «рога высокие Нижой», т. е. высокорогий, обильный Нижой.

Считалось, что в новогоднюю ночь активизируется нечистая сила, и совершали всевозможные действия защитно-магического характера. Оберегом против нечистой силы использовались железные предметы, которые раскладывали в хлевах и жилых помещениях.

Как и многие народы, вайнахи к новому году приурочивали обновление огня в очаге. Огонь, зажженный тогда, был у вайнахов в большом почете: именно на новом огне должно было быть сварено и испечено все необходимое для праздника. Зажжение нового огня в период «рождения нового солнца» было известно по всей горной Чечне и Ингушетии.

Сегодня отдельные чеченцы превратно толкуют обычай своих предков укладывать в очаг длинные бревна. Одни думают, что их предки были столь ленивы, что не хотели утруждать себя, разрубая бревно. На самом деле укладывание бревна в очаг был красивым и веселым новогодним ритуалом. Народ гулял, отдыхал весь период, пока горело заранее доставленное для веселья бревно. И в доме тех, у кого бревно, прогорая, сокращалось до таких размеров, что за ним можно было закрыть дверь, устраивали вечеринку с обильной едой, питьем, танцами, театральными представлениями жухиргов (клоунов, артистов).

Поскольку бревно рано или поздно укорачивалось практически у всех жителей аулов, то праздник приходил в каждый дом.

Новогодние бревна заготовлялись заранее, чаще всего из дуба (наж). В отличие от некоторых других народов, вайнахи не использовали для этой цели фруктовые деревья, сожжение которых считалось большим грехом. Бревна бывали очень большим, а сушили их на корню.

Особенно большое значение придавалось обилию новогоднего стола, от которого, по твердому убеждению людей, зависит последующее в течение года изобилие. Поэтому новогодняя еда бывала, по возможности, наиболее щедрой и разнообразной. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток.

Во время всех праздников чеченцы и ингуши делали пожертвования бедным, больным, сиротам. Этот обычай так укоренился, что быть богатым, резко выделяться среди сородичей считалось настолько аморальным, что в течение веков так и не прижился институт князей и княжения, особенно в горах, устойчиво сохранялся демократический механизм гражданской и военной власти.

Новый год с нетерпением ждали молодые люди и особенно девушки. Ночь под Новый год считалась особенно благоприятной для гаданий. Чаще всего девушки клали под подушку «котама шалго» (раздвоенную кость курицы). Делали также три очень соленых маленьких хлебца «ольг», два из которых клали под подушку, а один съедали. Верили, что тот, кто подаст во сне де — вушке воду и будет суженым.

Другое новогоднее гадание устраивалось с помощью зеркала, которое клали в камин, а через трубу смотрели в него две — три минуты. Затем спускались, брали из каждого угла дома понемногу земли, которую завязывали, и клали под подушку. Некоторые девушки при таком гадании видели своего суженого в зеркале, другие во сне. Или делали так. Девушка вечером шла по воду. Принеся воду домой, выливала в котел. Зеркало же помещала на трубе через платок старательно смотрела в воду, где и должен был появиться суженый.

Весна… Накануне весеннего равноденствия, как и накануне Нового года, дети ходили по селению с поздравлениями и собирали различные лакомства: яйца, орехи, груши, яблоки, блины, муку и др. В горных районах Чечни и Ингушетии этот праздник часто сопровождался скачками, различными состязаниями и игрищами.

Весь день проходил в веселье, взаимном поздравлении, а вечером начиналась самая веселая часть: разжигание костров, символизирующих солнце. Костры бывали семейные, общеквартальные и даже общесельские. Их разжигали молодые люди, которые старались, чтобы их костер был как можно больше и чтобы лучше горел. Через костры прыгали юноши и даже взрослые мужчины, проявляя храбрость и вместе с тем как бы «очищаясь» огнем.

До наступления весеннего равноденствия вайнахи воздерживались от начала полевых работ, что имело определенную рациональную основу, так как с этого дня зима полностью теряет свою силу и уступает весне.

Спустя три дня после весеннего равноденствия наступало время выхода плуга. Это был особый праздник, известный под названием «день выхода плуга», «день запрягания вола» или «день проведения борозды». День выхода плуга считался всенародным праздником и отмечался в прошлом вайнахами в течение двух дней.

Приготовления к этому важнейшему весеннему празднику начинались еще с зимы. Во всех семьях приберегали к нему лучшие куски мяса, заготовленного на зиму: грудинку, домашнюю колбасу, а также всевозможные напитки, муку и др. Та семья, которая имела возможность, накануне праздника резала барана, козу или птицу. С вечера устраивалось семейное угощение с приглашением наиболее близких родственников и соседей. В первый день праздника проводили обрядовую вспашку поля и ритуальный сев в основном по одному и тому же ритуалу: запрягание волов, проводы пахарей, проведение борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть.

Подобно многим другим народам Кавказа: дагестанцам, осетинам, адыгейцам, карачаевцам и балкарцам, вайнахи большое значение придавали выбору пахаря. Он должен был быть обязательно «несущий изобилие», «честно трудящийся человек», «человек легкой и счастливой руки». Нередко из года в год таким, пахарем был один и тот же человек, известный по опыту прошлых лет, которому жители села и поручали провести борозду.

Не всякий человек соглашался делать первую борозду, опасаясь обвинения односельчан в случае неурожая. Интересно, что наряду с перечисленными качествами он должен был обладать и рядом других признаков: например, быть средней полноты, волосатым. По народным представлениям, эти признаки обеспечивали удачную судьбу урожая. Таким признакам придавали значение и другие народы. Например, карачаевцы считали, что пахарь должен быть среднего роста.

Не меньшее значение придавали выбору и украшению волов. Они должны были быть сильными, упитанными, красивыми, их шею и рога смазывали маслом, остригали шерсть вокруг рогов, вбивали в них от сглаза медные затычки, на рога и хвост навешивали красные ленточки. Так же украшали волов многие народы Дагестана, осетины и др. Особенно украшали вайнахи молодого вола, которого запрягали впервые. В некоторых вайнахских обществах — в шатоевском, чеберлоевском (современные Веденский и Шатойский районы), — символизируя плодородие, на правый рог вола навешивали калач, испеченный из муки всех выращиваемых злаков. Интересно, что этот обычай был широко известен у народов Дагестана: даргинцы называли такой калач «нанви», агулы — «барту». Карачаевцы же навешивали на рог вола пирог.

Большое значение вайнахи придавали сытости пахаря и волов. Из соображения, что никакого дела нельзя начинать натощак, пахарь сытно ел, ибо в противном случае урожай будет плохой — ялта меца хир ду (буквально: «урожай будет голодный»). Волов же кормили всю ночь. Из тех же соображений жена пахаря заводила в дом первого прохожего и кормила его досыта.

После того как были проведены соответствующие приготовления, пахарь запрягал волов в плуг и вся процессия отправлялась в поле еще до восхода солнца. Горцы остерегались человека с «плохой» ногой. Нередко известного такой репутацией человека просили даже не выходить из дома в это утро. Избегали также встречи с рыжим, если таковые все же встречались в пути, пахари возвращались обратно. Напротив, хорошим признаком считались полные ведра, поэтому жена пахаря еще раньше процессии выходила из дому, чтобы встретить их с полными кувшинами.

Проведение обрядовой запашки начиналось после молитвы пахаря, который просил, чтобы год был урожайным, весна спокойной, лето ясным, а осень полной. Под влиянием ислама, в прошлом столетии, молитву перед пахотой читал мулла, специально приглашенный на праздник. (Однако и его молитва носила чисто светский характер.)

Следом за проведением первой борозды делали ритуальный сев. Сеятель, также выборный (беркате стаг), одетый в шубу наизнанку, бросал семена. Участников обряда, возвращающихся домой, обязательно старались обрызгать водой, с пожеланием хорошей погоды и обильного урожая.

После проведения ритуальной запашки и сева в доме пахаря или какого-нибудь сельского богача, взявшего, на себя обязанность устроить пиршество, проводилась трапеза, заканчивающаяся выбором пахаря и того, кто будет руководить обрядом в следующем году. На второй день праздника пахоты устраивались скачки и различные состязания.

По окончании празднования выхода плуга начиналась подготовка к основной пахоте и севу. Люди тщательным образом приводили в порядок свои орудия труда и инвентарь, вывозили на поля навоз, усиленно откармливали волов, чтобы они могли выдержать пахоту. Приступали к пахоте, как правило, лишь после появления всходов зерна, посеянного во время ритуального сева. Чаще всего это происходило по истечении двух-трех недель. Сигналом к началу пахоты и сева часто служил прилет весенних птиц. Существовал и ряд других примет. Например, пахать можно после того, как листья на деревьях станут с мышиное ушко, а заканчивать пахоту нужно до цветения мушмулы и кизила, приблизительно около середины мая. В это же время рекомендовалось закончить и сев. Пшеницу, ячмень и овес сеяли в конце апреля, а кукурузу — в середине мая. Интересно, что в некоторых плоскостных районах Чечни и Ингушетии сеяли только после русской Пасхи — если приступить к севу раньше, урожай будет плохой. В среде некоторой части населения такое поверье существует и в настоящее время. Не нужно глубоко искать смысл этого поверья, ведь только после Пасхи наступает время устойчивого тепла.

Решение приступать к пахоте и севу принималось всеми односельчанами. Старшие тщательно обсуждали, в какой день следует приступать к работе. Выбирался благоприятный для начала работы легкий день. Кроме того, значительное внимание уделялось, расположению звезд созвездия Скорпиона. Если одна из звезд, именуемая Мокха седа (буквально: «Серая звезда») была видна на небе, значит, в этот день можно было пахать. В обратном случае считалось, что она находится в земле — следовательно, пахать не следует. Местоположение этой звезды определялось муллой. Интересно, что до настоящего времени бытует проклятие: «Да встретится тебе звезда» по отношению к нежелательному человеку.

Подобное поверье было известно и другим народам. Например, таджики в день весеннего равноденствия старались смотреть на несчастливую звезду Скорпиона Акраб, а пахоту, сев и другие полевые работы начинали только с ее появлением на небе, ведь иначе она находилась в земле.

Перед началом основной пахоты и сева каждое семейство устраивало малую жертву (раздавали в три дома различные продукты растительного происхождения).

читать дальше

checheninfo.ru

  • Похожие новости
  • Популярное
  • ДАЙДЖЕСТ
  • Комментируемое

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Февраль 2023    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28  

Здесь могла быть Ваша реклама

checheninfo.ru

     

checheninfo.ru

Лента
новостей

  • 17:50

    Изготовление металлоконструкций с доставкой и монтажом

  • 17:46

    Какие проблемы есть у SPC ламината и какой выбрать, чтобы он служил долго?

  • 17:41

    Винтовые сваи для заборов — универсальный элемент в строительстве ограждений

  • 17:35

    Как сегодня чувствует себя женщина в мужском коллективе? Исследования ученых и рекомендации прекрасному полу

  • 17:23

    МИД РФ дал высокую оценку отношениям с Китаем

  • 17:15

    ЧЕЧНЯ. В 2022 году на улицах Грозного появилось более 470 километров новой разметки

  • 17:04

    ЧЕЧНЯ. Жителя ЧР будут судить за ДТП со смертельным исходом

  • 16:47

    ЧЕЧНЯ. В ярославском университете высоко оценили математические способности чеченских школьников

  • 16:20

    Европа перестала быть главным инвестором в чистую энергетику

  • 16:17

    Франция стала пятой страной, закрывшей генконсульство в Стамбуле

  • 16:01

    ЧЕЧНЯ. Студенты юрфака ЧГУ выступят на конкурсе по международному публичному праву

  • 14:27

    ЧЕЧНЯ. Команда УФСИН по ЧР заняла первое место на чемпионате России по самбо

  • 11:55

    Платежные стикеры постепенно заменяют Apple Pay у российских банков

  • 11:04

    OpenAI анонсировала платную подписку на чат-бот ChatGPT за 20 долларов в месяц

  • 09:57

    Samsung официально показала новые флагманские смартфоны серии Galaxy S23

  • 09:05

    Министерство: Отключение интернета в Иране произошло из-за крупной кибератаки

  • 09:00

    World of Tanks объявляет о запуске «Первой кампании». Видео. Трейлер

  • 08:45

    ЧЕЧНЯ. Как чеченец поднял престиж арабов

  • 07:45

    «МойОфис» разработал альтернативу GoogleDocs для IT-систем

  • 06:50

    TechCrunch: Хакеры взломали защиту данных пользователей виртуального мобильного оператора Google

Смотреть все новости

  • Намедни
  • Диаспора
  • Экспресс-инфо

  • Мозаика
  • Этнословарь
  • Хронограф
  • Чеченские
    хроники
  • ЖЗЛ
  • Лики
    истории

Последние комментарии

  • Visionmwp: text carrier and protective . . .

  • ром: https://sbordeneg.com/explore/108921-proshu-pomoschi-v-leche . . .

  • Beateriam: commonly associated with . . .

  • Мы сами: Ну здесь особо удевляься нечему. Ведь мы сами все это . . .

Чем заняться
в Грозном?

Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

Онлайн вещание «Грозный» — «Вайнах»

Наши видеопроекты

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальные праздники сомали
  • Народные праздники брянщины
  • Название патриотического праздника
  • Национальные праздники сибири
  • Народные осенние праздники кратко