Народные праздники кбр

10 января, 2020 - 06:50

Праздничные и памятные даты КБР

10 января, 2020 — 06:50

В нашей республике ежегодно отмечаются законодательно установленные праздничные и памятные даты. Эти дни являются нерабочими.

В числе региональных праздников – День возрождения балкарского народа, отмечаемый 28 марта. В этот день в 1957 году был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о возвращении балкарского народа на историческую родину после 13 лет насильственной депортации. Праздничный День возрождения балкарского народа установлен указом Президента КБР в 1994 году.

1 сентября – День государственности Кабардино-Балкарской Республики (День республики). Праздник учреждён в 1997 году по случаю принятия новой Конституции КБР. Его дата выбрана неслучайно: 1 сентября в 1921 году декретом ВЦИК РСФСР была образована Кабардинская автономная область, в 1921 году вместе с Балкарским автономным округом преобразованная в Кабардино-Балкарскую автономную область.

20 сентября – День адыгов (черкесов). Учреждён указом Главы КБР в 2014 г.

Кроме того, ежегодно устанавливается дата религиозных мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам.

К числу нерабочих памятных дней в КБР относятся 8 марта – День памяти жертв депортации балкарского народа. Принудительное выселение балкарцев с территории Кабардино-Балкарской АССР в Среднюю Азию и Казахстан было проведено Народным комиссариатом внутренних дел СССР 8-9 марта 1944 года.

21 мая – День памяти адыгов (черкесов) – жертв Кавказской войны. Введён постановлением Верховного Совета КБССР в 1992 году.

  • 1594 просмотра

Балкарцы – один из древних тюркских народов, представитель балкано-кавказской европеоидной расы. Родной язык – карачаево-балкарский. Их историческая родина – земли Центрального Кавказа, регион, который сегодня под названием Кабардино-Балкарии входит в состав Северо-Кавказского округа РФ. Культурно-исторические традиции балкарского народа формировались в результате смешения древних племен кобанской культуры (булгаров, аланов, кипчаков) с народами Центрального Кавказа (грузинами, кабардинцами, карачаевцами, осетинами).

Традиции балкарского народа

Внешность, национальная одежда и жилище балкар

По последним данным Росстата, население Кабардино-Балкарии составляет 904 200 человек. Балкарцы живут также в российском Ставрополье и Карачаево-Черкессии, а за рубежом − в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Турции и США.

Внешне балкарцы похожи на своих соседей по региону — чеченцев, ногайцев, ингушей. Они обладают высоким ростом, крепким телосложением и несколько угловатыми чертами лица, волосы чаще всего темные.

Балкарский народ

Национальный мужской костюм балкарцев состоит из долгополой рубахи (бешмета) и узких штанов. Поверх бешмета надевалась черкеска – сшитый из домотканого сукна двубортный распашной кафтан с воротником-стойкой. Зимней одеждой служил бурка – плащ-накидка из войлока. Национальный мужской головной убор, как и у всех народов Кавказа − папаха из овчины или каракуля.

Женская одежда балкарок подчеркивала их небольшую грудь и тонкую талию: на голое тело девушки надевали корсет из тонкой кожи (сафьяна), а поверх − платье с широкими рукавами, по покрою похожее на мужской кафтан. На голове балкарские женщины носили высокие шапочки, завязывающиеся под подбородком широкой тесьмой.

Жилье балкарцев

Жилища древних балкарцев – аулы − обычно располагались в местах, труднодоступных для врага: на склонах гор и вблизи рек. Дома стояли на разных уровнях, на террасах, улицы как таковые часто отсутствовали. Дом балкарца представлял собой невысокое сооружение из камня, с плоской крышей, земляным полом и открытым очагом.

Балкарские праздники и памятные даты

Большинство балкарцев проповедуют ислам и считают себя суннитами. В прошлые времена большинство балкарских праздников и обрядов были посвящены аграрным божествам, и многие интересные традиции балкарцев были приурочены к смене времен года.

Мама с сыном

Так, весной балкарцы устраивали праздник первой борозды, обращаясь к божеству в образе златорунного барана Хардару с просьбой о хорошем урожае. Еще один земледельческий обряд, «Гутан», проводили, принося в жертву богам быка. Почитаемым у жителей Балкарии, Дигории и Карачая и Дигории был Бог Урожая Голлу, в его честь в период весеннего равноденствия устраивались массовые празднества с хороводами и плясками.

К официальным праздникам, которые сегодня отмечают в Кабардино-Балкарии, относятся:

  • День возрождения балкарского народа (28 марта);
  • День Республики (1 сентября);
  • Ураза-байрам (праздник разговения, отмечается в первый день месяца Шавваль);
  • Курбан-байрам (отмечается в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося у мусульман пророком, дата устанавливается ежегодно).

Баран для Курбан-байрама

На региональном уровне также отмечаются памятные деты:

  • День памяти жертв депортации балкарского народа (8 марта);
  • День памяти жертв Русско-Кавказской войны (21 мая).

Социальные и семейные традиции

Все стороны общественной и семейной жизни балкарцев отражают адаты − неписанные законы. Одной из главных национальных черт горцев издавна является гостеприимство. Балканцы жили небогато, но гостя старалась накормить самой лучшей пищей, и отвести для ночлега лучшее место в доме.

Балкарская пара

Как и у большинства народов Кавказа, у балкарцев при решении особо важных дел решающее мнение принадлежит мужчинам. Женщина в семье должна заниматься хозяйством и детьми. Обычаи и традиции балкарского народа, согласно с которыми женщины не едят с мужчинами за одним столом, а мужчины не должны входить в комнату, где живут женщины, уже не соблюдаются.

Раньше браки у балкарцев заключались по договоренности между родителями парня и девушки, сватами обычно были уважаемые в обществе пожилые люди. В настоящее время инициатива исходит от жениха, а невеста должна дать свое согласие. Древний обычай – уплата калыма (выкупа за невесту) – соблюдается и сегодня.

Балкарская свадьба

Похоронно-поминальные балкарские традиции и обычаи проводятся по мусульманским канонам. Покойного хоронят в день смерти, тело к погребению готовят священнослужители, обряд отпущения грехов – деур − совершает мулла. При захоронении присутствуют только мужчины. Три дня после похорон в доме усопшего нельзя готовить еду. Поминают покойника на 3-й, 52-й день и в годовщину смерти.

Интерес представляют некоторые уникальные национальные традиции балкарцев:

  • В старину считалось, что погасший очаг нельзя разжигать чужими углями в любое время, для этого существовал определенный день.
  • Одна из традиционных свадебных традиций балкарцев − “Чаша жениха”. В очень большую чашу, снаружи смазанную жиром, до самых краев наливалось пиво. Из этого скользкого сосуда друзья жениха должны были выпить пиво, ни капли не пролив. Те, кто не справился с задачей, исполняли забавные пожелания гостей.
  • Когда балкарский ребенок учился ходить, родители устраивали специальный обряд «жангы атлам»: выпекали из кукурузной муки шарообразную лепешку и катили ее между ножками малыша. Пытаясь догнать «колобка», ребенок делал первые шаги. После проведения ритуала лепешку должны были съесть присутствующие гости и родственники.
  • К интересным традициям балкарского народа относится обряд куначества. При проведении обряда в чашу наливали алкогольный напиток и, давая клятву верности, друзья выпивали его. Затем кунаки обменивались оружием и подарками.

Обычаи балкарцев

Национальная балкарская кухня

Кулинарные традиции и обычаи балкарцев отличаются особым ритуалом приготовления и подачи пищи, а блюда – обилием пряных приправ. Главное место в меню здесь занимают жареные, тушеные и отварные мясные блюда, а также блюда из муки и круп. Супов и овощных гарниров в национальной кухне балкарцев немного.

Суп шурпа

ТОП-10 национальных блюд Кабардино-Балкарии:

  1. Шурпа − заправочный суп на крепком мясном бульоне.
  2. Лягур – вяленое, а затем прожаренное на открытом огне мясо.
  3. Гедлибже – тушеная курица в сметанно-луковом соусе.
  4. Лицуклибжа – нечто вроде гуляша, который обычно едят с крутой пшеничной кашей.
  5. Кебаб — приготовленная на открытом огне продолговатой формы котлета из жирной баранины, в фарш для которой кладется много лука и специй.
  6. Жалбаур − жареная на углях баранья печень.
  7. Жамуко − густая каша, приготовленная со сметаной и творогом.
  8. Мамалыга – каша из кукурузной муки.
  9. Чертлама – тонкие блины на айране и топленом масле. Подают со сметаной.
  10. Эт хичин – лепешки из пресного теста с начинкой из мясного фарша.

Эт хичины

Из сладостей у балкарцев популярны закерис (аналог жареного во фритюре европейского печенья «хворост») и кабардинская халва, которую готовят из пшеничной муки, сахара и сливочного масла.

День государственности Кабардино-Балкарской Республики Высочайшая вершина Европы — гора Эльбрус — расположена на территории Кабардино-Балкарии (Фото: Juraj Pekarek, по лицензии Shutterstock.com)

Ежегодно 1 сентября Кабардино-Балкария отмечает День государственности, или День республики. Этот праздник учрежден в 1997 году по случаю принятия новой конституции Кабардино-Балкарской Республики.

Его дата выбрана неслучайно: именно 1 сентября в 1921 году декретом ВЦИК РСФСР была образована Кабардинская автономная область, позднее вместе с Балкарским автономным округом преобразованная в Кабардино-Балкарскую автономную область. Её столицей стал город Нальчик.

Сегодня к этому дню, который в Республике является выходным, приурочено множество торжественных и праздничных мероприятий.

Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. На севере она граничит со Ставропольским краем, на юге — с Северной Осетией и Грузией, на западе — с Карачаево-Черкессией.

История заселения этих земель началась в 15-16 веках, когда часть адыгских племен (общих прародителей многих кавказских народов) переселилась с Тамани и побережья Азовского моря в центральное Предкавказье. Они и составили основу будущих кабардинцев. После Кавказской войны в первой половине 19 века русские стали вторым по численности этносом Кабардино-Балкарии.

В южной части на земли Кабардино-Балкарии заходят сразу четыре горных хребта Большого Кавказа (они тянутся параллельно друг другу): Меловой, Скалистый, Боковой и Главный (Водораздельный). Также на территории Кабардино-Балкарии расположена высочайшая точка не только России и Северного Кавказа, но и всей Европы — гора Эльбрус (5642 метра). Это не единственный пятитысячник в регионе: помимо Эльбруса есть еще шесть горных вершин, чья высота над уровнем моря превышает 5 километров.

Земли Кабардино-Балкарии знамениты такими памятниками природы, как Аушигерские термальные источники (целебная минеральная вода температурой около 60 градусов бьет прямо из-под земли), Чегемское ущелье с его удивительно красивыми водопадами (их высота достигает 50–60 метров), Голубые озера — всего их пять, нижнее представляет собой гигантский артезианский колодец. Среди исторических объектов этих мест особенно выделяются городища 4-13 веков, созданные в разные эпохи могильники и усыпальницы.

В качестве сувениров из Кабардино-Балкарии можно привезти турьи рога, подкову лошади (символ благополучия), чеканные и керамические изделия с национальной символикой, а еще вязаные шерстяные изделия из натуральной овечьей шерсти. Из местных блюд обязательно стоит попробовать хичины — вкуснейшее кавказское блюдо, которое является гордостью местной национальной кухни.

Традиции народов кбр. История и традиции кабардинцев

Содержание

  • 1 Традиции народов кбр. История и традиции кабардинцев
    • 1.1 Кабардино-Балкария: обычаи и традиции
    • 1.2 Традиции народов кбр. История и традиции кабардинцев
    • 1.3 Кабардинцы
    • 1.4 Культура и традиции

Кабардино-Балкария: обычаи и традиции

Как и в принципе на всем Кавказе, в Кабардино-Балкарии царит культ вежливости. Вежливость касается всех социальных структур: для кабардинца важно уважение к старшим, почитание женщин и гостей в доме, соблюдение этикета во всех его проявлениях. Люди руководствуются сводом моральных принципов под названием Адыгэ Хабзэ: этот свод неписанных правил руководит повседневной жизнью человека, и включает в себя такие истины, как добропорядочность, честность, внимательность, уважение к собеседнику и умение вести себя в любой ситуации.

Семья свято и нерушимо почитается. Власть старшего, как говорят, равна власти Бога, и это значит, что уважение к старшим членам коллектива — одна из основополагающих заповедей. Семейная иерархия крайне важна: совет старшего может наставить на верный путь, его жизненный опыт незаменим, а также, старший более близок к предкам. Настолько же важны и брачные узы в семье: несмотря на то, что муж имеет право на развод без уточнения причины, жениться по-настоящему можно лишь один раз, ведь только тогда сохраняются семейные ценности. В народе говорят: «муж творит жену, а жена творит мужа». Женщина дает начало жизни, и уважение к ней — удел настоящего мужчины. Женщина может давать советы, а мужчина к ним прислушивается, хотя итоговое решение всегда остается за ним. Продолжение рода также чрезвычайно важно для кабардинца, и по случаю появления новых членов семьи устраиваются многочисленные торжества: Лъэтеувэ — праздник в честь первых шагов ребенка, соревнования в честь рождения сына, обычаи «завязывания в люльку» и т.д.

Свадьба — ключевой момент в жизни каждого кабардинца. Саму церемонию предвосхищали традиционные этапы: сватовство, обручение со смотринами, выплата калыма, «укрытие» невесты от жениха и ее последующий вывод из родного дома. Празднество растягивается на несколько дней, что связано с обязательными церемониями знакомства с новыми родственниками.

Еще одна интересная семейная традиция — это аталычество, по-иному — прием мальчиков в семейство. И это вовсе не означает усыновление — достигнув 18-летия, выросший и воспитанный в семье мальчик, возвращался домой. Он возвращался обеспеченный оружием, одеждой и воспитанием, аталык же в ответ получал щедрые дары от родителей ребенка.

Гостеприимство — обязательный атрибут любого дома. Любой гость, переступивший порог жилища имеет защиту, а надругание над гостем, его оскорбление влечет за собой значительные штрафы, которые исчисляются порой десятками голов скота. Самая богатая комната в доме кабардинца — это гостевая, в которой может расположиться даже злейший враг. На столе при приеме гостей стоят самые лучшие блюда, которые можно только найти в доме. И к совместной трапезе одновременно приступают лишь люди, равные по положению, гостю же всегда дается преимущество.

Смерть неизбежна, и отношение к ней, согласно Адыгэ Хабзэ, должно быть довольно равнодушным. В первую очередь, о смерти думают, как о неотвратимом явлении, и самым важным является то, что человек оставит после себя. Похороны проводятся в соответствие с мусульманскими правилами: памятники украшаются фигурами вещей, дорогих умершему, которые могут пригодиться в загробной жизни. Обязательно организовываются поминки, а в годовщину смерти — состязания в скачках и стрельбе. В течение года после кончины родственника, его одежда продолжает храниться в доме, вывернутая наизнанку — это означает, что человека всегда ждут обратно.

Еще по теме:

Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Традиции народов кбр. История и традиции кабардинцев

Русские цари выказывали этому кавказскому народу исключительное почтение и даже считали для себя за честь породниться с ним. А самые знатные представители этого народа, в свою очередь, иногда выдавали себя за русских царевичей. А ещё этот народ долгое время считался, как сказали бы сегодня, «иконой стиля» для всех горцев и даже на досуге предавался военизированным утехам.

Основоположником этноса, который называют кабардинцами, считается некий Кабарда Тамбиев. По преданию, он был предводителем воинственного племени, которое в незапамятные времена переселилось на Северный Кавказ с Западного Кавказа.

Предками кабардинцев, возможно, были древние хебары, о которых писал знаменитый армянский историк Мовсес Хоренаци. В 15-16 веках этот народ выделяется под названием «кабардинские черкесы» среди так называемых «пятигорских черкесов», которые населяли земли от предгорьев левого притока Кубани до низовьев Терека. В 19 веке территорию, где они преобладали, называли Большой и Малой Кабардой.

Самоназвание кабардинцев — адыгэ (къэбэрдей), это адыгский субэтнос, коренное население современной Кабардино-Балкарии (57 % всех проживающих в республике). Сегодняшние кабардинцы также живут в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, а также во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и даже Северной Америки.

По данным последней переписи населения, в России насчитывается 516826 кабардинцев.

Касоги, они же черкесы

Кабардинцы издревле выделялись среди всех кавказских племён своей храбростью и непокорностью. Они долго занимали главенствующее положение по отношению к своим соседям. Историки описывали их как умных, гордых, храбрых и своевольных людей, которые к тому же отличаются крепким телосложением, неутомимостью и ловкостью. Это великолепные наездники и меткие стрелки.

Русские сперва называли всех адыгов и в том числе кабардинцев касогами. В 957 году византийский император Константин Багрянородный писал про страну «Касахию», выше которой находятся Кавказские горы, а выше них – страна Алания.

В «Слове о полку Игореве» рассказывается, как касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиставом и был им зарезан.

Впоследствие адыги оказали яростное сопротивление монголо-татарскому нашествию, но уже под экзоэтнонимом «черкесы», который и закрепился за ними на долгие века.

Царская невеста и лжецаревич

Страдая от набегов крымских феодалов, кабардинцы в 16 веке решили пойти на союз с Московским княжеством и участвовали наравне с русскими войсками во взятии Казани. В 1561 году Иван Грозный ради укрепления союза с Кабардой даже заключил династический брак и женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова, которая после крещения взяла имя Мария.

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич помогал русским воевать с окопавшимся в Астрахани атаманом Заруцким, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

В 1670 году молодой князь Андрей Камбулатович Черкасский изображал в войске Степана Разина царевича Алексея Алексеевича. Но донской атаман Корнила Яковлев не посмел его арестовать – вот как велико было у русских уважение к кабардинским князьям. Поэтому князь отправился в Москву не как пленник, а как руководитель делегации, которая доставила туда Степана Разина, и потом был отпущен царём с почестями.

Позже османы и крымцы снова вытеснили русских с Кавказа и стали считать кабардинцев своими подданными, но во время персидского похода Петра Первого кабардинцы встали на сторону российского императора. А поскольку они держали в зависимости все остальные горские племена, то Россия настолько заботилась о сохранении дружеских отношений с Кабардой, что по Белградскому миру признала её территорию свободной.

Историки того времени писали, что кабардинцы пользовались на Кавказе огромным влиянием, о чём свидетельствовали даже манеры и моды того времени. Выражение «он одет» или «он ездит», «как кабардинец» звучало в устах всех соседних горских народов, как величайшая похвала.

После вхождения в состав Российской Империи Кабарда стала частью Нальчикского округа Терской области, а к титулу российских императоров прибавилось наименование «государь Кабардинской земли».

Обед обедом, а война – по расписанию

Кабардино-черкесский язык, на котором говорит этот народ, относится к абхазо-адыгской группе.

До середины 19 века у кабардинцев не было своей письменности. 14 марта 1855 года Умар Берсей, великий адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель и поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» с использованием арабской графики. Но с 1936 года кабардинцы перешли на кириллицу.

До 1917 года кабардинское общество состояло из следующих сословий. Самое малочисленное – князья (Атажукины, Дидановы, Эльбуздуковы, Мисостовы, Карамурзины, Наурузовы, Докшукины). Затем высшее дворянство (Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы). До 25 % населения были обыкновенными дворянами (кабардей-ворки), остальные — вольный народ и бывшие вольноотпущенники.

Традиционные занятие кабардинцев – это пашенное земледелие, садоводство, а также коневодство. Кабардинская порода лошадей даже получила всемирную известность. Кабардинцы также традиционно преуспевают в кузнечном, оружейном и ювелирном деле, а также в золотошвейном искусстве.

Они ткут сукно из шерсти и изготавливают одежду из войлока – в частности, башлык и бурку — мужские элементы традиционного костюма.

Праздничный «черкесский» женский костюм различался у разных сословий, но всегда был богато украшен. Девушки из бедных семей шили себе одежду из домотканого сукна, а те, что побогаче – из дорогих тканей, привезённых из Европы и с Востока. На одно платье уходило до пяти метров материала, потому что приталенное от пояса, оно расширялось к низу за счёт клиньев.

В обычные дни кабардинские женщины носили длинное до пят распашное платье, шаровары, туникообразную рубаху, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку и сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм – это черкеска с наборным серебряным поясом, кинжал, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами, а сверху – бурка.

Костюм знатного кабардинца всегда включал в себя ещё и холодное оружие. К украшенному медными и серебряными бляшками кожаному поясу крепились кинжал и шашка. Кинжалы служили им ещё и в качестве оберегов, мужчины использовали их для исполнения разнообразных ритуалов. Всадник вдобавок возил при себе лук с колчаном для стрел.

В пищу кабардинцы использовали в основном варёную и жареную баранину, говядину, индюшатину и курятину, кислое молоко и творог. На праздники кабардинцы готовили из пшённой муки с солодом традиционный праздничный слабоалкогольный напиток махсыма.

В целом культура кабардинцев, особенно их традиционный мужской костюм и передаваемые от отца к сыну национальные приёмы седловки и джигитовки, всегда были хорошо приспособлены к их военному быту. Поэтому традиционные развлечения этого народа часто тоже имели военизированный характер. Это стрельба по неподвижным и подвижным мишеням и на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, игрища, в которых вооружённые палками пешие мужчины пытаются победить конников.

Кабардинский фольклор также богат историко-героическими песнями.

Люди солнца и Аллаха

Традиционная кабардинская семья основана на подчинении младших старшим, а женщин – мужчинам. Родственная и соседская взаимопомощь очень важны в культуре этого народа. Традиционные правила семейного этикета во многом сохраняются у кабардинцев и по сию пору.

Как и все адыги, древние кабардинцы верили, что мир состоит из трёх уровней (верхнего, срединного и нижнего), они поклонялись солнцу и жили по солнечному календарю, где новый год начинался с весеннего равноденствия, а также почитали Хозяйку рек (Псыхъуэ Гуащэ), Хозяйку леса (Мэз Гуащэ) и Кодес (Кlэдыщэ) — мифологическую Рыбу с золотым хвостом, удерживающую Черное море в его берегах. У них был культ «Золотого дерева нартов», которое соединяет небо и землю, а также природу и человека, они различали добрые и злые, мужские и женские, «умные» и «глупые», добродетельные и злокозненные породы деревьев, они поклонялись культовым животным и использовали животных для жертвоприношений.

С 15 века на Кавказе возрастает влияние ислама, который постепенно вытеснил языческие и христианские верования кабардинцев. После падения Византийской империи адыги начали заимствовать религию у Крымского ханства, которое стало сильнейшим союзником Османской империи.

В настоящее время кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба. Однако часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев осталась православной.

Кабардинцы

Современное самоназвание: адыгэ

Численность: около 2 млн.

Численность в РФ: 516 826 (2010 г.)

Основной регион: Кабардино-Балкария

Родной язык: кабардино-черкесский

Религия: ислам суннитского толка

Кабардинцы — народ в Российской Федерации и на Ближнем Востоке, в РФ в основном проживает в Кабардино-Балкарии, а также в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. В Кабардино-Балкарской республике в 2010 году составляли 57 % населения.

Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы — в основном христиане-православные.

Традиционные занятия — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское — кузнечное, оружейное, ювелирное, женское — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Планировка поселений до середины XIX века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX века.

Культура и традиции

Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.

Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре начиная с XV века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народное собрание»). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

Источники:

http://www.georgiatimes.info/analysis/100993.html
http://nazaccent.ru/content/27139-samyj-modnyj-na-kavkaze-shurin-russkomu.html
http://skavkaza.ru/pub/kabardinci

Традиции и обычаи кабардинцев

В гости к кабардинцу мог пожаловать даже злейший враг, но пока он находился в кунацкой, ему не могло быть причинено вреда: его угощали и старались обеспечить всем необходимым. При приеме гостя забывалась обычная умеренность в еде и подавалось все, что только было в доме. Самый почетный гость обычно ел один, и лишь после его настойчивых просьб хозяин принимал участие в трапезе. Если гость был равен по возрасту и положению хозяину, они ели вместе, а потом оставшаяся еда передавалась остальным присутствующим. Тот, кто оскорблял человека, находившегося в гостях, уплачивал хозяину штраф в размере нескольких десятков голов крупного рогатого скота. В случае убийства гостя штраф возрастал в пять раз, не считая расплаты за само преступление.

У кабардинцев было широко распространено «аталычество» – прием в семьи на воспитание мальчиков. Воспитатель — аталык и его жена называли своего воспитанника «мой сын». По достижении воспитанником совершеннолетия аталык должен был «снарядить» его для возвращения в родной дом, то есть обеспечить конем, оружием и богатой одеждой. Приезд воспитанника в родительский дом обставлялся весьма торжественно, а аталык возвращался к себе с подарками, в число которых входили скот, оружие и иногда рабы. При своей женитьбе воспитанник делал ценный подарок аталыку.

На воспитание отдавались также и девочки. Во время пребывания в доме воспитательницы они обучались различным женским работам и рукоделиям, руководству хозяйством. По окончании воспитания до замужества девушки жили в доме родителей. Калым (выкуп) за невесту отдавался аталыку.

Усыновление считалось приемом в род. На усыновленного возлагались все обязанности и права по отношению к роду в целом и к принявшей его семье. Согласно установленному обряду, усыновляемый должен был публично трижды коснуться губами обнаженной груди своей названой матери.

Таким же образом закреплялся братский союз между двумя мужчинами. Выполнить соответствующий обряд должна была жена или мать одного из них. Прикосновение губами к груди женщины служило достаточным основанием для прекращения кровной мести. Если убийца любым способом – силой или хитростью – касался груди матери убитого, то становился ее сыном, членом рода убитого и не подлежал кровной мести.

У кабардинцев долгое время сохранялся обычай похищения невесты. Умыкание неизбежно вызывало ссоры между родными девушки и похитителями и зачастую приводило к убийствам.

Свадебный обряд растягивался в прошлом не на один год. Выбрав невесту, жених через своих родных делал предложение. В случае получения согласия стороны договаривались о сумме калыма и порядке его выплаты. Спустя некоторое время происходили смотрины невесты и обручение молодых. По прошествии определенного срока жених вносил большую часть калыма. Через несколько месяцев совершался обряд вывода невесты из ее дома. При этом группа приятелей жениха отправлялась за невестой и вела долгий торг. Девушку для проведения церемонии одевали в национальное платье. Выходу невесты из дома по обычаю противились ее родные и подружки, но получив выкуп, невесту отпускали.

Новобрачный находился у кого-либо из своих друзей и мог посещать свою супругу, жившую в другом доме, только ночью и тайно. Отношения его с хозяином дома, где он проживал, считались установлением родства, равного кровному. По окончании определенного периода новобрачную на арбе перевозили в усадьбу мужа. Ее помещали в специально подготовленную комнату, которая затем становилась жилищем молодоженов. Традиции требовали совершения новобрачным обряда «примирения» со своими родными, который по обычаю проводился ночью. До этого момента жених избегал встречи с родственниками и стариками аула. Обряд состоял в том, что он, явившись в родной дом, получал от отца и старших мужчин селения угощение. Через два-три дня для жениха, его матери и других женщин устраивался обед. Только спустя неделю совершался обряд выхода молодой супруги в общую комнату. При этом ее угощали смесью из масла и меда, а также осыпали орехами и сластями, «чтобы жизнь была богатой и сладкой». Спустя некоторое время после свадьбы жена уезжала погостить в родительский дом. Затем она возвращалась к мужу (в старину только после рождения ребенка), меняла девичий головной убор на платок замужней женщины и получала право участвовать во всех хозяйственных работах под руководством своей свекрови.

Муж имел право на развод без объяснения причины. Жена формально могла требовать развода по некоторым причинам (измена мужа, неспособность к «брачному сожительству»), но случалось это очень редко. После смерти мужа вдова по обычаю иногда выходила замуж за его брата. При разводе или при выходе вдовы замуж за постороннего дети оставались в семье мужа.

В то же время, кабардинский этикет часто ставил женщину в предпочтительное положение. Например, сидящие мужчины, даже если это были седобородые старики, всегда вставали при появлении женщины или юной девушки. Всадник, повстречавшись с женщиной, обязан был спешиться; провожая женщину, мужчина уступал ей почетную правую сторону.

Рождение мальчика отмечали игрой-состязанием – «подвязыванием копченого сыра». Во дворе вкапывали два высоких, до восьми метров, столба с крепкой перекладиной. К ней привязывали копченый сыр, а рядом промасленную кожаную веревку. Соревнующиеся должны были добраться по веревке до сыра, откусить кусочек и получить за это приз – кисет, чехол, уздечку.

Через несколько дней после рождения ребенка устраивался обряд «завязывания ребенка в люльку». Считалось, что самые счастливые дети вырастали из колыбели, стойки которой были сделаны из боярышника, причем не перенесенного через реку. По мнению горцев, боярышник обладал большой жизнеспособностью, крепостью и «добротой».

Погребение у кабардинцев совершалось по мусульманскому обряду. На могильных памятниках изображались предметы, которые могли понадобиться покойному в загробной жизни. Раньше на могилы клались деревянные изображения этих предметов.

Поминки устраивались в гостевом доме. Там же до истечения года находились одежда и вещи умершего в знак того, что в любое время покойника готовы принять обратно. При этом одежда покойного развешивалась наизнанку и покрывалась прозрачной тканью. В течение недели, но не позже чем через десять дней после смерти, устраивали чтение Корана. Обычно за два-три дня до этого совершался обряд раздачи одежды усопшего соседям и беднякам. В течение сорока дней каждый четверг вечером жарили пышки и вместе со сладостями раздавали их соседям. В годичные поминки устраивали призовые скачки, стрельбу в цель и лазание детей по смазанному салом столбу, на верху которого была привязана корзинка с призами.

Традиционные древние верования отражались в кабардинских обрядах. Бог-громовержец Шибле олицетворял собой культ плодородия. После первого весеннего раската грома кабардинцы обливали водой свои плетеные зернохранилища со словами: «Дай бог нам изобилие». Существовал у них и культ волка. Например, человеку, подозреваемому в воровстве, давали в руки зажженную волчью жилу или заставляли перепрыгивать через нее, полагая, что если подозрения основательны, то у вора начнется порча или он умрет. Обряд лечения ребенка заключался в протаскивании его под шкурой волка, после чего к колыбели подвешивали кусочек шкуры и косточку из волчьей пасти.

Многие обряды были тесно связаны с сельским хозяйством. К их числу относились вызывание дождя во время засухи, борьба с саранчой. Покровителем земледелия и плодородия считался бог Тхашхо. Весной, перед выездом на пахоту, в его честь устраивали пиршество, сопровождаемое жертвоприношениями, скачками, стрельбой, танцами и играми. В жертву чаще всего приносили козла, реже – барана. При этом просили божество плодородия даровать хороший урожай.

Таким же образом отмечали и первую борозду. Из опытных стариков выбирали старшего. Он распоряжался порядком работы. Сигнал начала и окончания работы, а также обеденного перерыва подавался подъемом и спуском флажка на шесте у шалаша старейшины. В поле всегда находился ряженый, веселивший пахарей в часы отдыха. В роли ряженого выступал самый остроумный парень в маске из войлока с рогами, белой бородой, нашитыми металлическими подвесками и лоскутками. Он имел деревянное оружие, мог подшучивать над каждым, судить своим судом и накладывать наказания. Ряженый штрафовал всех прохожих, а собранные им в виде штрафов деньги или продукты использовались во время праздника возвращения пахарей в селение. Обычай совместной пахоты сохранялся вплоть до конца XIX века.

Окончание пахоты кабардинцы также отмечали большим весенним праздником, на котором четырехугольный кусок материи желтого цвета на арбе символизировал большой урожай и спелое зерно. Вернувшихся с поля пахарей обливали водой, что должно было способствовать получению хорошего урожая.

Традиционно устраивались праздники по поводу окончания уборки урожая. После уборки проса выполняли обряд «снимания серпа» – вернувшиеся с уборки вешали на шею хозяйки дома один из серпов. Снять его она могла только после организации праздничного стола.

Особо отмечали кабардинцы нанесение тавра на конский молодняк. Лошадей таврили «печаткой» – фигурно изогнутой железной пластинкой, укрепленной на конце металлического стержня. Раскаленной «печаткой» на крупе лошади выжигался особый знак – тамга (в прошлом это был родовой знак). Тамга встречалась и на других предметах, например, на дверях кунацкой, на чашах, музыкальных инструментах, могильных памятниках. Использование чужих тамги-тавра считалось преступлением.

Все народные праздники сопровождались танцами, песнями и играми военизированного характера: скачками, стрельбой по мишеням на скаку, борьбой наездников за баранью шкуру, сражением конных и пеших, вооруженных палками.

Кабардинский фольклор включает множество различных жанров. В древнем эпосе «Нарты» с большой художественной силой выражены трудовая энергия и воинская доблесть народа.

Весьма древними являются благопожелания, провозглашаемые при начале пахоты и других работ, а также во время свадьбы. Большое место в фольклоре занимают бытовые и сатирические сказки и легенды. Яркой образностью отличаются песни-плачи об умерших. Народные песни делятся на трудовые, обрядовые, лирические, охотничьи.

Кабардинские музыкальные инструменты многообразны: щичапшина (струнно-смычковые) и апапшина (щипковые), накыра (духовые), пхачич (ударные), а также пшина (гармоника).

Традиционные занятия

Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские — кузнечное, оружейное, ювелирное, женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Национальная одежда

Национальная женская одежда включала в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка .

Кабардинская национальная кухня

Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислоемолоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя — махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

Семья

По крайней мере до девятнадцатого века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью.

АНОНС НОВОСТЕЙ

22 января Британское издание The Daily Telegraph выпустило список из двенадцати городов мира, в которых должен побывать каждый уважающий себя путешественник.

Двенадцать городов – число не случайное — по количеству месяцев в году. Каждый месяц в новом городе — чем не мечта путешественника? Начиная с января, вниманию туристов предлагаются такие мировые жемчужины, как Венеция, Лондон, Севилья, Брюссель, Осло. А вот в июне, следуя рекомендациям, нужно отправиться в Санкт-Петербург. Из всей России выбор пал именно на Северную столицу с ее белыми ночами, разводными мостами, музеями и театрами. Также издание рекомендует посетить места съемок новой экранизации бессмертного романа Льва Толстого «Война и мир» производства ВВС.

После Санкт-Петербурга следует посетить Берлин, Сиену, Бордо, Нью-Йорк и Марракеш. Ну а завершить, путешествие протяженностью в год, можно в Вене.

В текущем году Петербург ожидает бум туризма. Если в 2015 году Северную столицу уже посетило рекордное количество туристов — шесть с половиной миллионов человек, то в 2016 году ожидается увеличение этой цифры на треть.

Три российских музея вошли в топ-100 по популярности. Среди них Государственный Эрмитаж, который и вовсе попал в десятку наиболее востребованных музеев мира. Какое место он занял, читайте в нашем материале.

С удовольствием разместим Ваши фотографии и другие материалы о заповедных местах России.

Мы уже получаем материалы от наших читателей и с ними можно ознакомиться здесь:

Рекомендуем ознакомится: http://russiaandyou.com

Обновлено: 02.02.2023

Кабардино-Балкария является особенным уголком России, где издавна местные жители не только сохраняют великолепную природу своего края, но и стараются приумножить и сберечь старинные обычаи. Многие традиции кабардинцев почти не изменились за несколько веков, а основные жизненные принципы остались прежними

Представители этого народа с детства воспитываются в атмосфере почитания предков, уважения по отношению к старшим людям, женщинам, осознании ответственности за наследие прошлых поколений. Именно поэтому кабардинская культура, как и много столетий тому назад, отличается самобытностью и яркостью. Какие же традиции являются отличительной особенностью жизненного уклада кабардинцев?

Кабардинские принципы

Конечно, на современный быт кабардинского народа значительно повлияли процессы урбанизации, однако это вовсе не означает, что старинные обычаи ушли на второй план.

У жителей Кабардино-Балкарии существуют незыблемые семейные принципы, что практически не изменились с веками. В немалой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – свод морально-этических принципов, обязательных для каждого кабардинца. Значительная роль в нём отводится семейному укладу.

Кабардинская семья открытка 1905 года

Кабардинская семья открытка 1905 года

Как и для далёких предков кабардинцев, в жизни современного народа Кабардино-Балкарии семья играет важнейшую роль. Все члены семейства должны с уважением относиться друг к другу. Особый почёт оказывается старшему поколению. Старейшина рода приравнивается к богу. В его присутствии младшие члены семьи не имеют права первыми заговорить и, тем более, перебить во время разговора. За столом старейшина занимает самое почётное место.

От себя хочу заметить, что во многих кабардинских селениях и сегодня существуют советы старейшин – старших представителей села, за которыми нередко остаётся последнее слово в принятии важных общественных решений.

Семейный уклад в Кабардино-Балкарии – патриархальный. Но это не значит, что женщина не имеет прав. Напротив, она считается истинной хранительницей уюта и покоя в доме, к ней относятся с большим уважением.

У кабардинцев есть пословица: “Муж творит жену, а жена творит мужа”. И это, как мне кажется, очень точные слова. Согласно многовековым принципа, кабардинцы считают, что вступать в брак можно лишь единожды – лишь так можно сохранить семейные ценности. Для молодого поколения семья родителей является примером для подражания.

Свадебные обычаи

Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака. Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители. О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.

Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.

После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.

Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.

Кабардинцы в традиционных нарядах

Кабардинцы в традиционных нарядах

Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.

Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.

Кабардинская свадьба

Кабардинская свадьба

Рождение детей в традициях кабардинцев

Рождение ребёнка было не менее значимым событием, чем свадьба. Узнав о том, что под сердцем носит малыша, женщина должна была выполнять ряд правил. Ей не следовало поститься, разрешалось не соблюдать намаз. Узнав о её “интересном положении”, родственницы брали тяжёлую физическую работу по дому на себя.

Будущей матери запрещалось посещать похороны, стричь волосы, поскольку кабардинцы считали, что это может негативно отразиться на здоровье малыша. Незадолго до родов женщина уходила в отчий дом, откуда и отправлялась в больницу.

Гуляния кабардинцев

Гуляния кабардинцев

Кабардинцы и сегодня верят, что послед и пуповина, сохранённые после родов, являются оберегами ребёнка. Если малыш заболевает, ему дают воду, в которой была размочена пуповина. Как ни странно, но часто столь нехитрое “лекарство” действительно помогает. Возвратившуюся в дом мужа невестку встречает свекровь. При этом она готовит специальное угощение – блюдо из ребрышек и головы курицы (чтобы у малыша хорошо развивался позвоночник).

Несмотря на то, что современность диктует свои правила жизни, в традициях кабардинцев прекрасно сочетаются нынешние тенденции и старинные обычаи. Этот народ сумел доказать, что наследие предков – крайне важная часть культуры, которую кабардинцы бережно хранят и развивают.

Возраст: дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Цель: донести национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения адыгского народа, своеобразие языка через обычаи и традиции.

— познакомить с национальными костюмами, подвижными играми адыгского народа;

— формировать интерес, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

— активизировать речь детей по средствам малых фольклорных жанров;

— развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, способность анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;

Предварительная работа с детьми :

обратить внимание на четкое произношение звуков при разучивании пословиц.

Ход беседы.

Воспитатель: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!

Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше — кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые. У всех разные волосы, — и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.

Я знаю очень интересную старинную легенду. Вы хотите её услышать?

Воспитатель: А вы знаете, что у наших предков есть очень много подвижных игр, давайте мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми из них.

Цель: развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, внимание, сообразительность, ловкость.

Ход игры: игроки становятся в круг, в центре него кладут платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Стать друг за другом (Зэкъуэт)

Цель: развивать ловкость, смекалку, бег, двигательную активность, внимание.

Катание орехов (Дэ къегъэжэх)

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры: посередине помещения устраивают наклонную плоскость из досок шириной 50 – 60 см. Все играющие по очереди скатывали по одному ореху с плоскости. Если чей – либо орех, скатываясь, задевал какой – нибудь орех, лежавший на полу, то он выиграл его и имел право повторить бросок.

Воспитатель: вам понравились игры?

Воспитатель: Жители Кабардино — Балкарии– свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают адыгов с момента рождения и на протяжении всей жизни. Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!

Особенностью адыгов являются ловкость, смелость и скорость! Именно эти качества и приобщают детям.

И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

Воспитатель: Ребята,давайте теперь с вами вспомним кабардинские пословицы.

-Без пастуха нет и стада (Мэлыхъуэ уимы1эм, мэл гуарти уи1энукъым)

-Брата лишнего не бывает (Къуэш лей щы1экъым)

-В чужом хлеву нечего считать скот (Хамэ бо 1эщ щомыбж)

-Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра

-Если наступишь на хвост собаке, то она укусит (Хьэм и к1апэм утеувэм къодзэкъэнущ).

Воспитатель: Посмотрите на доску, (на доске изображения людей в национальных костюмах)

Воспитатель:а кто сможет найти и показать на картинках изображение людей в нашем адыгском костюме (адыгэ фащэ? (ребенок показывает)

Воспитатель:а по каким признакам вы поняли, что это адыгский национальный костюме?

Дети: Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

Воспитатель:Дети, вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Дети: Адыгэ фащэ.

А теперь посмотрите на этот женский костюм, из чего он состоит?

Дети: Из платья, нагрудника, нарукавника, шапки с шалью, пояса, золотого пояса.

Воспитатель:Правильно, дети, молодцы!

Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: бархат, плотный шёлк, а вы знаете чем украшали платье?

Дети: Вышивкой украшали края разреза платья

Воспитатель:Что на голове девушки носили?

Дети: Шапки с шалью. Шапки различались по высоте, имели форму цилиндра.

Воспитатель: Чем обтягивали и украшали шапки?

Дети: Шапки обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.

Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили из чего он состоит, узнали много нового.

Воспитатель: Теперь посмотрите на мужскую одежду.

Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?

Дети: Черкеска, шапка, башлык, рубаха, пояс, кинжал, штаны, ноговицы.

Воспитатель: Черкеска — мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого, серого, черного, белого.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах -черкесах.

Воспитатель:Чем украшали черкеску?

Дети: Черкеску украшали газырями.

Воспитатель: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.

Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период — шапку из овчины, папаху.

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Воспитатель: Вспомните, чем его украшали?

Дети: Башлык, украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

Воспитатель: Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.

Воспитатель: Ребята, а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду?

Дети: Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

Воспитатель: Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети,очень любят свою землю, охраняют и берегут. Вот об этом нам и прочитают стих.

Реб: Небо адыгов, земля адыгов,

В небо вздымаясь, тобой любуюсь.

Небо адыгов, земля адыгов.

Пока живу я, дышу тобою.

Воспитатель: А теперь мы разделимся на две группы.

Первая команда будет собрать картинку из пазла адыгэ фащэ.

А вторая команда будет украшать нарукавник, для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышивкой, а с золотой.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились с национальными костюмами, обычаями и играми адыгов.

А какие игры вам понравились больше? (ответы детей) Замечательно. Давайте сегодня на прогулки мы поиграем с вами в понравившуюся вам игру.

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

В огромной России есть великолепный живописный уголок, называемый Кабардино-Балкарией. Каждый турист, приезжающий туда, отмечает необычайную вежливость и радушие местных жителей. И если сейчас в мире остро стоит вопрос сохранения культурного наследия разных народов, то обычаи своих предков кабардинцы не забыли и свято чтут их.

Какие же существовали и существуют поныне традиции и обычаи кабардинцев?

Семейный уклад

Современный быт кабардинцев все более меняется и урбанизируется, однако в нем по-прежнему сохраняется немало традиционных черт. В большой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – устоявшегося веками морально-этического кодекса, регулирующего правила и нормы поведения. Регулирует он и семейные отношения.

Семья играет важнейшую роль. В отношениях преобладают вежливость и непременное уважение ко всем членам семьи. Старшему поколению оказывается особенный почет. В присутствии старейшины, почитаемого наравне с богом, младшие члены семьи не заговаривают первыми и никогда не позволят себе перебить. За столом старейшине отводится самое почетное место, так как возраст ставится выше звания и социального статуса.

Кабардинская семья, царящие в ней нравы и устои являются для юного поколения основным источником, откуда оно получает уроки жизни. Начинаясь с самого детства, воспитание в семьях продолжается всю жизнь. Нормы поведения передаются от поколения к поколению, а в основе всего лежит личный пример родителей.

Гостеприимство

Обязательным атрибутом любого дома кабардинцев является традиционное гостеприимство, обеспечивающее каждому человеку, переступившему порог, абсолютную защиту. Даже кровный враг мог рассчитывать на соответствующие почести. Принять гостя в любое время, накормить его и устроить в доме – святая обязанность кабардинца. За нарушение традиций гостеприимства, за оскорбление гостя предусматривались серьезные штрафы.

В доме кабардинца гость находится в полной безопасности. Для него на стол ставятся лучшие блюда, и отводится лучшая комната – кунацкая. Гость обычно ест в одиночестве, хозяин может присоединиться к нему лишь после убедительных уговоров. Если же они равны по положению и возрасту, то тогда к трапезе приступают вместе.

По обычаю ни хозяйка дома, ни дети не садятся за один стол с гостем и мужчинами. Но при этом они находятся поблизости, ведь их помощь всегда может понадобиться. Если в городах эту традицию почти забыли, то в сельской местности ее неизменно соблюдают.

Свадьба

Обычаи кабардинцев включают много интересных обрядов. Одним из самых ярких является свадьба. С решением вступить в брак кабардинцы не торопятся, подходя к этому делу очень серьезно. Зачастую между выбором будущей супруги и днем бракосочетания проходит несколько месяцев и даже лет. Свадебную церемонию предваряют следующие ритуалы:

Есть несколько обычаев, которые неукоснительно соблюдаются. Жениха сажают за стол с другими мужчинами, после этого выключают свет и стараются стянуть с него головной убор. Жених должен не позволить этого. Для невесты на полу расстилают шкуру барана, ставят на нее невесту, а потом резко пытаются выдернуть шкуру из-под ног девушки. Задача новобрачной – сохранить равновесие. После всех испытаний наступает черед танцев и осыпание молодоженов пшеном и монетами.

Постепенно обычаи утрачиваются, и теперь самая красивая свадьба кабардинцев не включает в себя полный набор обрядов. Современная интерпретация традиций сводится зачастую только к распространенным элементам – традиционным нарядам, музыке, пению, напутственным словам. Изменилось место празднования. Если раньше это был дом, то теперь часто торжество отмечают в кафе/ресторане. Девушка вправе просто вернуться к родителям, если она не желает брака.

Рождение ребенка

Обычаи кабардинцев, относящиеся к рождению детей, очень любопытны. При появлении на свет сына на доме вывешивался красный либо белый флаг, при появлении дочери – пестрый флаг. В честь младенца обязательно сажали фруктовое дерево. Это делал дед по линии отца.

Для первых шагов малыша также устраивали специальный праздник – Лъэтеувэ. Ножки ребенка перевязывали ленточкой, потом старшая женщина в семье разрезала ее с помощью ножниц. Это символизировало, что в будущем ничто не помешает ребенку идти вперед.

Таким образом, рождение ребенка отмечалось как народный праздник − торжественно и пышно. Воспитанием нового члена общины занимались и женщины, и мужчины.

Аталычество

Вызывает большой интерес традиция аталычества – ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в приемную семью. С рождением детей в семье кандидаты на роль аталыка выстраивались в очередь. И чем богаче оказывалась семья, тем длиннее была очередь. По истечении какого-то времени воспитанник возвращался в родительский дом.

По традиции кабардинцев помимо сыновей на воспитание отдавались и дочери. В доме своей воспитательницы они учились всему тому, что могло понадобиться для успешного ведения хозяйства. Потом они возвращались к родителям. С наступлением времени замужества выкуп за невесту отдавали аталыку. Привязанность к приемным родителям сохранялась на всю жизнь.

Интересные обычаи и приметы

Кабардинцы считали, что от выбора места для строительства дома зависит благополучие их семьи. Подходящим местом считался тот участок земли, на котором находили любые железные предметы, с густой растительностью и водой поблизости. Пригодность места также проверяли следующим методом: на ночь в нем оставляли ведро либо чашку молока. Если к утру количество молока не менялось, место признавалось хорошим. Обычай этот сохраняется и поныне.

У кабардинцев существовало много различных примет, связанных с домов. Главным местом жилища считался очаг, расположенный в самой большой комнате. Его почитали как святыню. Слово, произнесенное у очага, становилось священным. Было запрещено переступать порог дома левой ногой, вбегать или запрыгивать в дом. По обычаю предков это приносило несчастье. Также нельзя было приветствовать друг друга через окно.

Гостю запрещалось касаться веника, который находился в углу, около входной двери. Считалось дурной приметой, когда веник падал перед входящим в дом гостем. Подметать или выбрасывать мусор ночью было нельзя. Передавать нож, швейную иглу и прочие острые предметы острием вперед так же запрещено. Нельзя выплескивать воду, в которой купался, через порог − это считалось плохой приметой.

С погребением умерших у кабардинцев тоже связано много обычаев. Веря в загробную жизнь, они заботились, чтобы у покойного на том свете имелось все, что ему нужно. С этой целью на могильных камнях и памятниках изображали необходимые вещи. В гостевом доме обязательно устраивались поминки. Там же на протяжении года хранилась одежда усопшего, вывернутая наизнанку – это означало, что родственника всегда ждут обратно.

Традиции и обычаи кабардинцев приписывали к смерти равнодушное отношение. Поэтому в годовщину поминок по усопшему не горевали, а устраивались состязания по стрельбе в цель, скачки с призами, детские соревнования.

Кабардинцы — один из наиболее влиятельных кавказских народов. Кабардинские мужчины считались смелыми и искусными воинами, женщины ставились красотой, опрятностью, изысканными нарядами. Ну и, конечно, на весь мир знаменита выведенная народом кабардинская порода лошадей: сильных, быстрых, бесстрашных и статных скакунов.

Название

Где живут, численность

В период расцвета кабардинцы занимали обширные территории Центрального Предкавказья. Регион расселения получил название Кабарда, земли которой делились на Малую и Большую Кабарду. Точных данных о численности кабардинцев до Кавказской войны нет, приблизительные оценки говорят о 35 000 дворов, что предполагает общее число жителей не менее нескольких сотен тысяч человек.
Резкое сокращение числа населения произошло в начале XIX столетия. Разрушительная Кавказская война и сильнейшая эпидемия чумы практически полностью опустошили Малую Кабарду, серьезно сократили численность жителей Большой. В 1825 г. кабардинцев включили в состав России. По завершении Кавказской войны, наряду с другими адыгскими народами, насильно выселены за пределы Российского государства, в основном в Турцию.

По данным переписи 2010 г., численность кабардинцев в России составляет 517 000 человек. Большая часть из них — 490 000 человек, проживает на территории Кабардино-Балкарии, составляя 57% населения Республики. Численность кабардинцев в других регионах России:

  • Ставропольский край — 7993 чел.
  • Москва — 3698 чел.
  • Северная Осетия — 2802 чел.
  • Московская область — 1306 чел.
  • Санкт-Петербург — 1181 чел.
  • Краснодарский край — 1130 чел.

В связи с депортациями, в результате Кавказской войны и репрессий 1944 г. значительная часть представителей народности обитает за рубежом. Самая крупная диаспора адыгов, включая кабардинцев, находится в Турции, по некоторым данным, считаясь третьим по величине народом государства. Зафиксированы черкесские диаспоры в Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Иордании, Германии, США, Северной Африке.

История

Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.

Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.

Внешность

Антропологически кабардинцы относятся к так называемому пятигорскому миксу, представляющему смесь кавкасионского и понтийского типов. К отличительным особенностям внешности относят:

  • высокий или средний рост;
  • атлетическое телосложение;
  • широкое лицо;
  • выступающие скулы;
  • прямые брови;
  • горизонтальное расположение глаз;
  • нос прямой или с горбинкой, горизонтальное расположение кончика;
  • глаза карие, серые, черные;
  • прямые жесткие волосы;
  • развит волосяной покров.

Исследователи XVI-XIX вв. отмечали привлекательную внешность кабардинцев, называя представителей народа одними из красивейших на Кавказе. Мужчины отличались атлетическим телосложением, широкими плечами, ловкостью, проворностью. С раннего возраста мальчиков учили обращению с оружием и лошадью, борьбе, джигитовке. Благодаря этому дети вырастали в физически сильных, выносливых, подтянутых юношей.
Девочки с 12 лет начинали использовать корсет с деревянными вставками в передней части. Предмет одежды носили днем и ночью, снимать его полагалось в первую брачную ночь. Использование корсета обеспечивало идеальную осанку, стройную фигуру с тонкой талией и небольшой грудью: подобная внешность считалась на Кавказе эталонной.

Одежда

Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.

Жизнь

Социальная организация

Кабардинцы разделялись на пять классов или сословий:

Семейный уклад

Избегание затрагивало отношения родителей и детей, по большей части отца. Мужчине запрещалось в присутствии посторонних брать ребенка на руки, использовать нежные слова, называть по имени, играть, ласкаться, целовать. Поскольку на мать ложились обязательства ухода за малышом, избегание касалось ее в меньшей степени. Однако по традиции во время первых выносов люльки в общую гостиную женщина не глядела на дитя, не подходила к нему. Матери запрещалось прилюдно оплакивать ребенка, если тот погибал.
Строгое избегание, вкупе с необходимостью создания крепких межродовых и межплеменных взаимоотношений, породило традицию аталычества. В раннем возрасте одного или нескольких детей из семьи отдавали на воспитание к равной или чуть менее знатной семье своего или чужого народа. Аталыки полностью обеспечивали воспитанников, давали им образование, жизненные навыки. С наступлением совершеннолетия юношей и девушек возвращали, снабдив оружием, конем, нарядами. Родные семьи богато одаривали аталыков, часто калым за девушку направлялся воспитателям.

Занятия

Традиционными занятиями кабардинцев выступали земледелие и скотоводство. Сеяли пшеницу, ячмень, просто, кукурузу. Занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, применяли отгонную технологию. В качестве тягловых животных использовали буйволов.
Кабардинцы прославились, как отменные коневоды, выведшие знаменитую верхово-упряжную кабардинскую породу. Кони отличались необыкновенной выносливостью, работоспособностью, бесстрашием, стойкостью к болезням, что делало их незаменимыми в дальних походах, перегонах, сражениях. Являясь аборигенной породой, кабардинская лошадь отлично сохраняла равновесие в горной местности, на скалистых, скользких тропах, спусках, подъемах.

Религия

С XV-XVI вв. Кабарду захватывает ислам. Ряд исследователей полагает, что ранее в регионе исповедовали православие, другие говорят о преобладании язычества. До наших дней сохранились отголоски традиционных верований, например, обряд вызывания дождя. Почитали бога громовержца Шибле: после первого грома весной обливали водой зернохранилища с просьбой обильного урожая в новом сезоне.
Одним из наиболее почитаемых в пантеоне считался бог земледелия и плодородия Тхашхо. С ним связан полный цикл земледельческой обрядности: народные гулянья с жертвоприношениями животных перед пахотой, праздник первой борозды, окончание пахоты, уборки урожая. Существовал культ деревьев, сакральным животным считался волк: кости, зубы, жилы животного считались оберегами.

Традиции

Свадебная обрядность кабардинцев включала в себе множество этапов, что обеспечивало значительную его продолжительность: от нескольких месяцев до нескольких лет. Цикл включал следующие мероприятия:

Завершали свадебный цикл многочисленные обряды знакомства невестки с родственницами, домом, хозяйством.

Читайте также:

      

  • Блокнот это кратко и понятно
  •   

  • Этимология слова снег кратко
  •   

  • Причины неподготовленности ссср к войне кратко
  •   

  • Заповедник это кратко для детей 3 класс
  •   

  • Предпосылки нового времени кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Национальный праздник ингушей
  • Народные праздники карачаевцев
  • Название праздника день пожилых людей
  • Национальный праздник алжира
  • Народные праздники калмыцкого народа