Народные праздники московской области

Праздники и события Московской области 2023: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Московской области (Россия). Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

Праздники и события Московской области 2023: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Московской области (Россия). Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

  • 20 — 26 февраля 2023

    Масленица в Бородино

    Каждый год в подмосковном музее-заповеднике «Бородинское поле» отмечают Широкую масленицу. В этом историческом месте битвы русских войск с армией Наполеона в 1812 г. праздник проводов зимы совмещается с показом реконструкций сражений.

  • 21 марта 2023

    Праздник «Стрелецкая гульба» в Подмосковье

    Самое ожидаемое событие подмосковной весны, когда раззудится плечо, размахнется рука, да как пойдешь вприсядку под задиристые песни прохожих, называется, что немудрено «Стрелецкая гульба». Того и гляди, выйдешь из толпы с синяком под глазом, кружкой медовухи в руке, да веселыми байками о былом.

  • 1 — 2 июля 2023

    Фестиваль «Усадьба Jazz»

    Усадьба Jazz — один из крупнейших в России фестивалей изысканной, многоречивой, задевающей за живое и в то же время будоражащей кровь музыки — конечно же, мы говорим о джазе. Всего за несколько лет, с 2004 г., это событие переросло из «квартирника» для своих в глобальное мероприятие.

  • самое-самое

    22 июля 2023

    Международный авиационно-космический салон МАКС

    МАКС — один из самых заметных авиафорумов в мире, несмотря на то, что посвящён он преимущественно отечественной авиатехнике. Официальным патроном МАКСа является Президент РФ. Соответственно, организация и общее положение дел на этом авиасалоне обычно самые что ни на есть достойные.

  • 3 сентября 2023

    День Бородина

    По традиции, в первое воскресенье сентября в подмосковном музее-заповеднике «Бородинское поле» проходит фестиваль «Дeнь Бopoдинa». Это военно-исторический праздник, ежегодно организуемый в память о сражении 1812 г. с войсками Наполеона.

  • 31 декабря 2023

    Новый год в Коломне

    Коломна — один из древнейших городов Подмосковья. Всего пара часов в пути — и вот перед глазами купеческая Русь, кремль 16 в. и старинные дома с резными наличниками. Зимой здесь очень красиво, а на новогодние праздники практически все музеи и отели придумывают что-нибудь особенное для туристов.

  • 31 декабря 2023

    Новый год в Сергиевом Посаде

    Сергиев Посад — единственный город в Подмосковье, включенный в маршрут Золотого кольца России. Это отличный вариант уехать на новогодние каникулы недалеко от Москвы и в свободное от празднования время познакомиться с историей этого старинного города.

  • 31 декабря 2023

    Новый год в Яхроме

    Яхрома еще сравнительно недавно была обычным ничем не примечательным подмосковным рабочим поселком, построенным вокруг ткацкой фабрики. В 1940 г. ее наконец признали городом, а еще через 70 лет здесь был построен горнолыжный курорт, куда приезжает кататься на горных лыжах и сноубордах вся Москва.

                ГОУ Педагогическая академия последипломного образования

                        Кафедра методики преподавания дисциплин

                               художественно – эстетического цикла

                       Итоговый исследовательский проект

                Праздники и обряды на земле Подмосковья

                          Анищенковой Елены Фаридовны,

              учителя духовного краеведения Подмосковья

            МОУ – Клементьевская СОШ, Можайского района,

      Слушателя курсов повышения квалификации 2011/2012 учебного года

                  «Культура и искусство Подмосковья»

                  (вариативный  кафедральный модуль 72 часа)

                                       Руководитель курсов —  Г.П. Сергеева, к.п.н., профессор      

                                          Москва 2011

                                             Содержание

1.Ведение…………………………………………………………………………………..3

2.Разработка проекта проекта:

— История возникновения обрядов и праздника «Масленицы»…5

— Разработка сценария праздника «Масленица»………………………..11

3.Заключение……………………………………………………………………………..19

4. Список литературы………………………………………………………………….21

                                                  Введение 

      Актуальность темы. Сегодня, как никогда, перед обществом встала острая проблема  возрождения народной культуры. Из поколения в поколение передается народная мудрость и эта преемственность  может  прерваться, если мы не будем приобщать молодое поколение к традициям и культуре русского народа, к сохранению нравственных и духовных ценностей в человеке.

Обрядовые и календарные праздники являлись самыми гуманными традициями. В них отразилась душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлая вера в  будущее.

  Исстари человек был уверен, что песнями  и  различными обрядовыми действиями можно повлиять на природу. Обрядовые праздники сменялись один за другим  по крестьянскому календарю. История этих праздников представляет интерес и сегодня. Возрождаются обряды русского народа, а с ними и культура,  и человеческие ценности, без которых жизнь общества невозможна.

  Хорошим средством для приобщения молодого поколения к русской  народной культуре может стать внеурочная работа, в данном случае —    метод проектов, в рамках изучения курса Духовное краеведение Подмосковье и Отечественной истории .   Проектирование – такой вид деятельности, который сочетает  индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого создается конечный продукт собственного творчества детей. Школьники учатся  анализировать ситуацию выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

   Я предлагаю методическую разработку внеурочного мероприятия в форме проекта «Масленица». Данное внеклассное мероприятие имеет широкие воспитательные возможности воздействия на  школьников. А включение в подготовку и проведение мероприятия членов семьи  и педагогов  способствует пониманию ребенком важности изучения и сохранения народных традиций, как основы народной  культуры. Это  мероприятие способствует расширению кругозора, обогащает личный опыт ребенка, помогает сплочению детей, родителей, учителей через участие в празднике.          

 Итоговым продуктом совместной  исследовательской деятельности школьников должен стать  календарь, представляющий годовой цикл славянских праздников , изготовление  чучела Масленицы, выпечка Блинов, в который войдут:

  — периодичность славянских праздников, отражающих времена года, обычаи, обряды, традиции  славян, связанные с этими праздниками;

 — колядки, кричалки, зазывалки;

  — приметы

  — рецепты обрядовых блюд;

  — пословицы,  поговорки, хороводные песни;

— спортивные состязания.

                        Цели 

 — приобщение младших школьников к русской народной культуре, традициям, сохранению нравственных и духовных ценностей в человеке, уважение к старшему поколению как хранителю народных традиций;

    — развитие представлений о традициях русского народа, как неотъемлемой части мировой культуры.

                            Задачи:

      — познакомить с одним из  языческих праздников, отражающими годовой календарный цикл славян;

    —  вызвать интерес к народным традициям через общение со старшим поколением (при сборе пословиц, поговорок, хороводных песен, рецептов обрядовых блюд и др.);

      сплотить школьников, учителей и родителей через совместное творческое дело, сотрудничество.

                 История возникновения обрядов и праздника «Масленицы»

    Русские Псковской губерни праздновали Масленицу с размахом. В части районов этот праздник начинали отмечать с воскресенья, получившего название Малой Маслены. В этот день подростки строили ледяные горы и при этом приговаривали: «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широкий двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться». Поздно вечером на улицу выходила встречать Масленицу молодежь, распевая обрядовые масленичные песни. Однако наиболее распространенным днем встречи Масленицы на Псковщине был понедельник, получивший название встречи. Каждый день недели имел название, соответствующее своим особенностям:  вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий, перелом, пятница — посиделки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье — проводы или прощеный день.

   В понедельник утром дети собирались на снежных горах и говорили: «Звал, позвал честный Семик широку Масленицу к себе в гости на двор». В Островском  дети, съезжая на салазках с ледяных гор, кричали: «Приехала Масленица!» Приходила на горы и молодежь. Девушки клали на свои головы по блину и пели песни Масленице. Парень мог схватить блин у той девушки, которая понравилась ему, и съесть его.

  Катание с гор, на катках, сделанных на озерах и реках, заменялось или совмещалось в конце недели с катанием на лошадях. Катались вдоль большой деревни или села либо гужом, либо рядом в несколько саней. Устраивали катание и по деревням. Катанию с гор или на лошадях приписывалось магическое значение: «… чем больше кто катается…, тем длиннее у того уродится лен». В Палкинском районе дети во время катания на санях кричали: «Лен-ленок, уродись, золотист, шелковист, чтоб как шелк». Возможно, масленичное катание является одним из вариантов древнего магического обряда катания по земле с целью воздействовать на ее плодородие или приобщиться к ее продуцирующей силе.

   Катание на лошадях было также своеобразным смотром молодежи и новых супружеских пар. Так, в селе Пожеревицы Порховского уезда в последнее воскресенье Масляной недели собиралась масса катающихся. Катались целый день взад-вперед, чтобы показать всем себя, сани, лошадь. У кого нет лошади — смотрят. Девушки в самых лучших одеждах становились в одну линию вдоль дороги. Катающиеся парни предлагали им проехать. В Торопецком уезде празднично наряженные девушки ожидали своей очереди прокатиться на санях с горы. В Масленицу, как и в Святки, обычно выбирали невест.

  Особое значение в Масленицу придавалось выезду молодых пар, поженившихся во время Мясоеда. Появляясь в деревне, молодожены должны были продемонстрировать материальное благополучие семьи: разнообразие одежды, сменяемой несколько раз в течение дня, расписные сани, лошадей и богатую конскую упряжь. Помимо этого молодых заставляли публично целоваться доказывая крепость брачных уз.

  Общерусские обычаи, связанные с молодоженами, были широко распространены и на Псковщине. Одним из важных обычаев считался приезд зятя к теще на блины. При последнем свидании на второй день свадьбы теща усиленно зазывала молодых в гости на Масленицу. Повожены обычно приезжали к родителям молодой в среду и гостили два-три дня. Это было первое после свадьбы посещение деревни, где родилась молодуха.

   Теща ухаживала за зятем и старалась кормить его досыта. Каждая трапеза непременно заканчивалась подачей ритуального блюда — яичницы. Родители были особенно предусмотрительны, если их гость был недоволен молодой женою; тесть подавал зятю хлеб и нож, если последний отрезал хлеб от середины, — это хороший знак, если же от края — значит испытывает неудовольствие.

 На Масленицу в Псковской губерне приходился обычай ритуального выкупа молодой жены у ее родной общины (в основном у мужского населения). Крестьяне из Печорского края считали обязательным поднять на «ура» нового зятя, приехавшего в деревню. Означало это следующее: во время гостьбы у родителей молодуха изготавливала шелугу — небольшой мяч из тряпок или из мешка с зашитыми в нем черепками от тарелок и кринок. Шелугу отдавали мужскому населению деревни для игры: ее трясли, бросали, подкидывали ногами, разрывали. Продолжалось это до тех пор, пока молодой не выкупит шелугу. В качестве выкупа предлагали вино, водку, деньги, различные продукты (обычно яйца, печенье). В некоторых местах молодую катали или угрожали прокатить по деревне на перевернутой бороне. В этом случае с молодого также требовали выкуп за жену, выросшую в данной общине. Девушек и парней, оставшихся после свадебного сезона холостыми, в Масленицу «наказывали». Крестьяне Палкинского района считали, что тех, «кто замуж не вышел, сожгут в Маслену».

Наибольшего разгула и веселья масленичные гулянья достигали во второй половине недели. В первые дни Масленицы взрослое население и молодежь работали до обеда, а после него гуляли по улице или собирались на вечорки, подобные святочным. Со среды или с четверга все без исключения отдавались праздничным развлечениям. В Холмском у. в среду делали антропоморфное чучело Масленицы, одевали его в вывернутую шубу, шапку, кушак, лапти. До конца недели ребятишки возили чучело на санях по всем деревням. Сани с Масленицей сопровождала ряженая молодежь. В других местах чучело закрепляли на столбе, украшенном лентами, соломой, пучками льна, вениками, сковородками, блинами. Масленицу мог изображать ряженый мужик с гармошкой, восседавший на колесе, которое крепилось на вершине столба. Сопровождавшие Масленицу, и молодежь, и взрослые, ряженые или в лучших одеждах, исполняли обрядовые песни:

«А мы Масленицу встречали,

Мы на горушку выходили,

Коня ворона выводили,

Сыра с маслицем вывозили».

   Обилие пищи и питья было характерной чертой русской Масленицы повсеместно. Мясо в масленичную неделю, согласно церковным установлениям, есть запрещалось, поэтому неделю перед постом называли сыропустной. Зато каждый день хозяйки готовили в большом количестве блины, которые ели с различными приправами: яйцами, сметаной, маслом, сыром (творогом), снетками, и разнообразные молочные, рыбные, овощные, мучные блюда. Крестьяне за время Масленицы стремились наесться «на весь Великий пост». Масленичное ритуальное объедание накануне пробуждения природы, по народным представлениям, должно было обеспечить общине подобное изобилие пищи в будущем.

   Исполнение обрядовых песен на Масленицу девушками и женщинами было широко распространено.

 Главным ритуалом масленичной обрядности были проводы Масленицы, включая сожжение чучела или заменявших его колеса, пучка соломы. В течение недели дети и подростки тайно собирали по дворам ненужную солому, дрова, старые вещи, поломанные бороны, корыта и притаскивали все это на возвышенное место на паровом поле для костра. В воскресенье вечером все жители деревни провожали Масленицу до «горки». Торжественно, с пением обрядовых песен, чучело или колесо доносили до костра и укрепляли в центре. Сожжение Масленицы проходило под громкие крики, смех, пение. Мальчишки, вырывая горящие пучки соломы, кружились и пели: «Мы Масленицу первые повстречали, мы широкую первые сожигали». Издалека мелькали огни масленичных костров соседних деревень.

   Вместе с Масленицей в огне сгорали нерабочий хозяйственный инвентарь, оставшиеся с прошлого года солома, очесы льна, то есть остатки старого, уже ушедшего года. По представлениям крестьян, объяснявших этот обычай своим детям, на масленичных кострах сгорают блины, масло, молоко, после чего наступает Великий пост. При догорании костров подмечали, как стелется дым: столбом вверх — к хорошему урожаю, по земле — к неурожаю.

Связь масленичных костров с аграрной магией подчеркивали многие исследователи. Уничтожение мифического существа, которое изображало чучело Масленицы, имело целью способствовать плодородию земли и всего живого. Смех и веселье, сопровождавшие обряд, имели магический характер: они способствовали усилению производительных сил природы: урожаю хлебов, трав, плодов. Чучело, символизировавшее растительную силу природы, сгорая, возвращало эту силу земле. В Масленице видят также и олицетворение зимы, которая уходит, уступая место весне.

     Блины, являвшиеся обязательной пищей на Масленицу, повсеместно у русских считались и поминальным блюдом. Так, первый блин, испеченный на Масленицу, оставляли для умерших родственников. О наличии поминального комплекса в масленичной обрядности свидетельствует традиционное посещение кладбища в субботу или воскресенье. Последний масленичный ужин завершался ритуальным блюдом сковородой (яичницей), которое, по обычаю, оставляли на столе для предков. В некоторых местах трапеза заканчивалась следующим образом: «берут на палец немного масла из чашки и съедают без хлеба, остатки вина и посуда остаются на столе до утра, так как ночью придут ужинать умершие родственники». Этот обряд в деревнях, расположенных близ Талабского озера, получил название заколупывания Масленицы.

 «Как только зазвонят к вечерне, веселье в толпе обрывается и сменяется постным настроением. После вечерни начинается прощение грехов друг другу. Старики заходят на могилы и там, поклонившись до земли перед могилами родных, говорят: «Прости меня грешного». Потом идут к соседям и просят у них прощения — так в конце XIX в. заканчивалась в псковских деревнях масленичная неделя. Основной формой очистительных обрядов, совершавшихся по окончании масленичного разгула, было взаимное прощение. Сначала просили прощения внутри семьи: младшие кланялись в ноги старшим и просили прощения за все прегрешения, совершенные в течение года, затем — старшие у младших.

                             СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА  «МАСЛЕНИЦА»

Ст. Скоморох-Сказитель:

Масленица –древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубь веков.

Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи Весны, Солнца, Жизни!

Ведущий:

Что ни лес, ни трава расстилается,

Под ногами лежат расстояньица,

Неоглядны российские стороны,

Ох, и буйны русские головы!

А земля-то духом объятая,

А Россия  — людьми то богатая!

Что ни лес, ни трава расстилается,

Праздник Масленицы …. НАЧИНАЕТСЯ!!!

Выбегают  скоморохи :

Все скоморохи:

     Здравствуйте, гости, милости просим.

     Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Скоморохи                              

Едет масленица- дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На конях вороных.

Живет масленица семь деньков!

Ведущая:

 Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник называется ВСТРЕЧА. С утра вздымают снежные катальные горки, строят качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом — символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.

Старший скоморох :

  ВСТРЕЧА!

Скоморох            

Ой, Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Скоморох:            

     Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра,  сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!

 Скоморохи          

      Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

въезжает на санях  «Масленица».

Скоморохи  :     ( танцуют вокруг Масленицы.)

А мы масленицу дожидали,  (в хороводе притопы 2 вправо, 2 влево)

Сыром горочку укладали,    

Маслом горочку поливали,    

Наша горочка, будь катлива,  

Наша масленица, будь гульлива. (Масленицу поднимают вверх)

Ст. скоморох    :

Вторник – ЗАИГРЫШ!

Ведущая:

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные  гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных  горок.

Скоморох:              

 Ох, хорошо  на снежных горках покататься:

Чем выше гора — тем выше рожь и пшеница,

Чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен.

Организация   эстафеты

 Скоморох:

Эй, Масленица-объедуха — денег приберуха

 Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!

 А на Масленицу-то

 …есть до икоты,

пить до перехоты,

петь до насаду,

плясать до упаду.

Скоморох:

Мы прокатимся по солнцу,

Сделав полный оборот,

Мы весне дорогу мастим

Ну-ка  с песнями вперед!

Ст. Скоморох:

А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА!

Ведущая:

 В среду тещи приглашают своих зятьев на  блины, зятья приносят подарки- расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Хозяюшки: (Делятся на две команды, девочки и мальчики – перекличка)

Все что есть в печи, все на стол мечи!

Молодцы:

Где лад,

Хозяюшки:

там и клад.

Молодцы:  

Где любовь да совет,  

Хозяюшки:

там и горя нет.

     Молодцы:

Идет Масленица по льду,

Несет блинов сковороду.

   Хозяюшки:

Принимайте молоду –

Разбирайте по блину!

5 детей разбирают «блины»

     Ст. Скоморох:  (обращается к залу)

 А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжи пословицу!

1.  Делу время,………. (зал отвечает:…потехе час)

2.  Землю красит солнце, …………….а человека…. труд.

3.  Терпение и труд…………………. все перетрут

4.  Семь раз отмерь, …………………один раз отрежь

5.   Не имей сто рублей, ……………а имей сто друзей

Ведущая:

    Четвертый день масленицы  Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ!  С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Ст.скоморох:

РАЗГУЛЯЙ!

Масленица расстелись!

Молодцы – поборись!

Подходи стар и млад,

Перетягивать канат!

Организовывает «Перетягивание каната»

Потешились силушкой богатырскою!

Ведущая:

Пятница — тещины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Тёща

Когда ставишь опару, как появятся звезды, надо выйти на реку, озеро или к колодцу  и сказать (шепчет Невестке на ушко)

Невестка________ обращается к Месяцу

«Месяц, ты месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару!»

Ведущая:

Суббота — “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”

  Золовка — это сестра мужа.  И так, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.

     Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,

содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Ст. скоморох:

Подходи, народ честной:

И парни, и девицы, и молодцы, и молодицы!

Игра «Бояре, а мы к вам пришли».

Ведущая:

Воскресенье — “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ” Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.

Все:  

Прощай, Масленица – плутовка,

Погостила ты у нас недолго,

Погостила всего семь деньков,

А мы думали, погостишь семь годков!

Прощай, Масленица, прощай, Широкая!

Ведущая:

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем».  Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными  поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Одна шеренга:

Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга:

Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Все кланяются друг другу.

Скоморох:

Весну пора звать!  

Все:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

  Появление Весны с Солнышком на руках.  

ВЕСНА              

Идем с обильными хлебами,

С высокими снопами,

С малиной, смородиной,

Со всякой садовиной,

Весна и Солнышко  вместе:

      С солнышком, с ливнями,

      С песнями дивными,

      С трудом, заботой,

      С весельем и Угощеньем!

Все:

      Милости просим!

   

(Сожжение чучела под кричалку)

Все:

Гори, гори  ясно

Чтобы не погасло

Музыка, блины, угощенья.

                                 Заключение

Традиционная культура русского народа ярко отражена в народном календаре, корни которой уходят еще в язычество. Потребность измерять время возникла у всех народов, как только осозналась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года). Славяне не были исключением. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь. В старину на Руси основным занятием было земледелие, поэтому культура и основная масса праздников и связанные с ними традиции и обряды носили земледельческий характер. В старину на Руси жизненный клад народа изначально определялся в первую очередь сменой времен года поворотными сроками солнечного календаря. Особо выделялись четыре цикла: зимний и летний солнцевороты, весенние и осенние равноденствия.

     Много традиций было у русских людей в те времена, когда не показывали телевизоры, и не ездили по улицам машины. Однако, и сейчас мы видим на городских праздниках отчаянных мужиков, карабкающихся на ледяные столбы за не таким уж дорогим призом; и сейчас угощают блинами на Масленицу, и сейчас мы просим прощения у близких и друзей в Прощённое воскресенье… Может быть Масленица возвращается?

    В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и древо погибнет». Так и народ и нация незнающая своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому очень важно, чтобы работы исследователей-фольклористов, хранителей народных традиций – изучались, внедрялись в нашу жизнь, как необходимый элемент русской народной культуры.

                                   Список литературы

  1. Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Михайличенко Е. В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Изд.: Изд-во Казанского университета, 19732.
  2.  Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., Энциклопедия обрядов и обычаев. С-Пб: «Респекс», 1997 г.

   3. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия.      Изд.: Эксмо, 2003

  4..Некрылова А. Ф. Круглый год. Изд: «Правда» М., 1989г.

   5.Масленица. Праздники народов России : энциклопедия. — М., 2002. — С. 10,сост.С.В.Волков.

  6. Шорыгина Т. А. Сценарии детских праздников. Изд: Творческий Центр «Сфера»

Народные обычаи и праздники

Обычая и праздники по церковному и народному календарю. История праздников, приметы, связанные с ними.


Вербное воскресенье: история, празднование на Руси, традиции и обычаи

Вербное воскресенье: история, празднование на Руси, традиции и обычаи

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — переходящий двунадесятый подвижный праздник пасхального цикла, который празднуется в…

Власьевские морозы в конце февраля. Святой Власий. Приметы погоды

Власьевские морозы в конце февраля. Святой Власий. Приметы погоды

Власьевские морозы считаются заключительными зимними морозами. В этот период студёно даже в мягкие зимы. Власьевские морозы шуток не любят и…

Сретение Господне, Cретенская свеча и Всемирный День Православной Молодёжи

Сретение Господне, Cретенская свеча и Всемирный День Православной Молодёжи

Сретение Господне — непереходящий (неподвижный) церковный праздник, который ежегодно отмечается 15 февраля (2 февраля по старому стилю)….

Рождество Христово: история, традиции, обычаи и рекомендации православной Церкви

Рождество Христово: история, традиции, обычаи и рекомендации православной Церкви

Православные христиане празднуют Рождество в ночь на 7 января (25 декабря по старому стилю). По преданию, Иисус Христос родился в эту холодную…

Рождественский Сочельник — предпразднество Рождества Христова. Рецепты сочива, кутьи, взвара и колядок

Рождественский Сочельник — предпразднество Рождества Христова. Рецепты сочива, кутьи, взвара и колядок

Со 2 по 6 января православные христиане постятся по полной строгости. Особенно в последний день сорокадневного Рождественского поста. Вечер…

Дед Мороз и новогодняя ёлка. Как написать письмо Деду Морозу?

Дед Мороз и новогодняя ёлка. Как написать письмо Деду Морозу?

Дед Мороз (Мороз Иванович) и его внучка Снегурочка были разрешены в СССР лишь в 1935 году. Первый новогодний праздник для детей прошёл в…

Празднование дня святого Патрика и жизнь покровителя Ирландии

Празднование дня святого Патрика и жизнь покровителя Ирландии

17 марта во многих странах празднуют День святого Патрика. С 2017 года Русская православная церковь будет отмечать День памяти святителя…

Никола весенний (вешний) и Никола зимний, молитва о помощи

Никола весенний (вешний) и Никола зимний, молитва о помощи

Святителя Николя в народе называют Николаем Чудотворцем, т.е. святым, обладающим даром заступничества и чудеса совершающего. Его любят и с…

Как и когда отмечать Радуницу? Что не полагается делать?

Как и когда отмечать Радуницу? Что не полагается делать?

Радуница (Радоница, Родительский вторник после Пасхи, Навий день) всегда отмечается во вторник на второй неделе после Пасхи. Этот поминальный…

Как покрасить пасхальное яичко натуральными или искусственными красителями

Как покрасить пасхальное яичко натуральными или искусственными красителями

Пасхальные яйца, согласно давней христианской традиции, должны быть красивыми. Их красят разными способами, используя не только части…

Показать больше записей

(Скажем так, Москва Русский народ с:)
Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором.Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
       В основном, обычаи и традиции русского народасвязаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия. Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. Народный календарь русского народа — это слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим праздникам, включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.
        Интересными являются традиции русского народа на масленицу. Они связаны с темой семейно-брачных отношений, так как на масленицу чествовали тех молодоженов, которые поженились в предыдущем году. А вот обычаи, связанные с церковным праздником Пасхи, характеризуются Священным писанием – Библией, а также украшением столов освященными пасхами из творога, расписными яйцами и куличами. Рождество традиционно являетсяпраздником возвращения и возрождения, его обычаи исполнены подлинной добротой, человечностью, высокими нравственными идеалами. На Рождество дарят вечери, собирали и собирают дорогих родственников и гостей, а молодые девушки в ночь перед этим праздником увлекались народными гаданиями. А вот день летнего солнцестояния русский народ олицетворял с праздником Ивана Купала. Теплыми вечерами распевались песни, а молодежь прыгала через костер. Это действие смешивало языческую и христианскую традицию.
         Русские национальные традиции в быту связаны с такими событиями, как ожидание и рождение младенца, крестины, свадьбы и похороны. Пополнение в семье всегда было радостной вестью и связано со множеством примет, которые многие будущие мамы соблюдают и по сей день. После рождения ребенка было не принято показывать его в течение 40 дней посторонним людям. Обряд крестин олицетворялся с омовением ребенка в свяченой воде и наречением, то есть ребенку давали имя. Свадьбы проводили с выкупом невесты, разнообразными конкурсами и похищением молодой супруги. А вот похороны проводились только по церковным обрядам. 
        Ни смотря на сходство обычаев с другими народами, русский народные обряды наиболее красочны, музыкальны и красноречивы
.

Народные и церковные праздники старой Москвы

Содержание

Вступление        .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .   .   .   .      2

Рождественские святки      .   .   .   .   .  
.   .   .   .   .   .   .   .  
   3

Крещение     .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .   .   .   .   .   .      6

Широкая масленица      .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .       8

Вербное воскресенье и шествие на осляти      .   .   .   .   .     11

Пасха        .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .   .   .   .   .   .   .   .     14

Благовещение     .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .   .   .   .      15

Семик честной    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .   .   .   .       15

Троица     .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .   .   .   .   .   .   .      17

Иван Купала       .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .   .   .   .      18

Заключение      .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.   .   .   .      19

Используемая литература   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  
.        21

Умели русские лиди работать, умели и отдыхать. “Делу —
время, потехе — час”, — так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань
повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников.

Торжественный царский выезд, шествие
иностранного посольства, царские свадьбы, возвращение войск из удачного похода
в древности и средневековье привлекали тысячи праздных зрителей.

Обычай парадных выходов и выездов монарха
сохранился и после петровских преобразований. Императорская власть так же
нуждалась в пышных и многолюдных церемониях.

В XVIII
— XIX вв. в народные гулянья
превращались именины царицы, которые отмечались в день Марии Магдалины 22 июля
и назывались “царским” днем, потому-то царицы в большинстве носили имя Мария.

Многие праздники сохранились с языческих,
дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен
года — проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные
праздники — Иван Купала, Масленица, Семик.

С особым размахом отмечались церковные
праздники — Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица. В такие
дни неумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами,
двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В
богатых домах устраивались шумные пиры. Все праздники сопровождались щедрой
раздачей милостыни многочисленным московским нищим. На Святки (так называлось
праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с
ряжеными, показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали
взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.

Кроме общегородских праздников отмечались
престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни,
когда по церковному календарю отмечалась память святого, которому была
посвящена церковь. Так, отмечаемый 6 мая праздник, посвященный великомученнику
Георгию Победоносцу — покровителю града Московского — проходил в церкви,  построенной
в его честь в Царицино.  Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в
какой-нибудь из них бывал “престол” (престольный праздник ), благодаря чему
появилась пословица: “В Москве каждый день — праздник!”

Некоторые русские праздники за многие столетия не раз
меняли сроки. Так, например, празднование Нового года на Руси до середины XIV в.
приходилось на 1 марта, затем его перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I
повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с елкой. Однако в древности
главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год.

Рождественские святки

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да
не в одном нашем отечестве, а и за границей дни праздненства, дни веселья и дни
священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25
декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.

Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в
натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу — холодно, да и
снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник —
Рождество Христово со святками.

Я начала я свой рассказ со святок потому, что нет на
Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором
обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок.

На святках мы встречаем странную связь обычаев из
языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о
Спасителе Мира.

Особенно таинственна была рождественская ночь, полная,
как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая
Васильевича Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и
устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным
девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать что ее ожидает в будущем,
особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженным?” — вот
главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В
стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые
распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих
гаданиях скрыты народные приметы. “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”
чтобы узнать, в какой стороне живет суженный — на это должен был указать носок
обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит  предстояло ей сидеть  еще
год в девках.  “Снег полоть” — подбрасывать его вверх и наблюдать, как он
падает. Если ровно и звонко — быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу,
ходили подслушивать под окна чужого дома.  Если говор слышался веселый, то и
жизнь в замужестве  ожидалась нескучной, а муж — ласковым и добрым. “Кормили
счетным курицу зерном” и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою
судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По образовавшимся фигуркам судили
о своем жребии: если похоже на церковь — к венчанию, ну, а коль напоминает по
очертаниям яму или пещеру — жди смерти.

Пожалуй, самым интересным, но самым страшным,
было гадание с зеркалом и свечой:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою,

И на том столе стоит

Зеркало с свечою…

Девушка смотрела сквозь пламень свечи в
зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:

…Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами…

          Что только не могло привидеться в крещенскую или
рождественскую ночь испуганной гадальщице!

          Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни.
На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись
под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественнские песенки —
колядки. Содержание их было традиционным — славление хозяина, пожелание его
семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение —
что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:

          Наша-то Коляда

          Ни мала, ни велика,

          Она в дверь не лезет

          И в окно не шлет,

          Не ломай, не гибай,

          Весь пирог подавай!

          После колядования его участники дружно съедали собранные
лакомства.

          В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили
по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки.
Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими
сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.

          Рождественские святки не обходились без участия ряженных.
Игры ряженных — древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих
времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала
неотделимой частью многих народных праздников.

          Костюмы и маски ( хари ) ряженных готовились заранее, хотя
особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба — вот и костюм
медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни
одевались бабами, девушки — мужиками. И те и другие рядились стариками,
циганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы
ряженных — лошадь с седоком, медведь с вожаком, “а при нем деревянная коза”.
Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал
на вилах соломенную кобылью голову. На “лошадь” садился мальчик, и вся эта
забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам.
Ряженные заходили в дома и веселились как могли: кувыркались, дурачились, орали
не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и
озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

Крещение

Один из больших зимних праздников — день Богоявления или Крещения
Господня. “Крещение” (от слова “крест”) в старославянском и русском
текстах Священого Писания соответствует греческому “баптисма” (“погружение”).
Ритуальное омовение знают многие народы. Вода — универсальный символ жизни, но
одновременно — и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды
озер и источников становится священным актом приобщения к чередованию жизни и
смерти, к постоянному обновлению природы.

В Священном Писании слово “крещение” впервые
встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего из
великих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться
в совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн раскрывает смысл действия
Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них.

Христос Сам принял крещение у Иоанна.
Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не
менее Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать: путь к
богу начинается с очистительного покаяния.

“Богоявлением” этот праздник называется
потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог
Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в
виде голубя сошел на Сына.

На этот большой христианский праздник в Москву
со всей России съезжались люди, чтобы увидеть столь яркое зрелище. По
свидетельству поляка Маскевича,  побывавшего в Москве в начале XVII в.,
в этом праздненстве участвовало 300-400 тыс. человек.

С утра в Кремле собирался народ. Свободным
оставался лишь проход от Успенского собора через Тайницкие ворота к
Москве-реке. По сторонам прохода выстраивались стрельцы со знаменами и
барабанами. В двенадцатом часу с колокольни Ивана Великого раздавался звон, возвещавший
о выходе государя из дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь спускался с
Красного крыльца Грановитой палаты на Соборную площадь. Завидя государя, народ
падал на колени и бил ему челом.

Царь шествовал в Успенский собор, совершал
молитву и принимал благословление патриарха. Затем от западных врат собора
начинался крестный ход к Москве-реке. Процессию открывали выборные от
стрелецкого войска — несколько сот человек, одетые в кафтаны цвета своих
полков: зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый. Стрельцы шли по четыре
человека в ряд, вооруженные золочеными ружьями и бердышами. Следом двигался
крестный ход — многочисленное духовенство: митрополиты, архиепископы и
епископы, игумены монастырей, до 500 священников и дьяконов с крестами,
хоругвями, иконами.

Вслед за духовенством, но от южных врат
собора, начиналось царское шествие. Впереди шли дьяки разных приказов в
бархатных кафтанах, за ними — дворяне, стольники в золотых одеждах, далее —
думные дьяки, сокольники в дорогих меховых шубах — ведь дело происходило в
январе. Около двенадцати стряпчих несли царские вещи: посох, шапку, кафтан,
шубу, полотенце и другие предметы.

Сам царь выходил в полном парадном облачении
при всех монарших регалиях: на голове — венец, на груди — крест, в руке —
скипетр. Государя, в окружении бояр и думных людей, вели под руки два
стольника. В конце длинной процессии ехали пустые сани, на которых царь
возвращался во дворец после окончания праздника.

На Москве-реке, напротив Тайницких ворот,
заранее делали во льду большую прорубь. В нее опускали “иордань” — расписной
деревянный ящик с сенью над ним. Снаружи, по углам, “иордань” украшали
изображения четырех евангелистов, а внутри — сцена Крещения Господня.

Рядом с “иорданью”, под шатрами, устраивали
места для царя и патриарха. Царское место имело вид храма с пятью главами,
увенчанными золотыми кревтами. Пространство вокруг устилали красным сукном и
огораживали металлической решеткой.

По берегу реки вдоль кремлевской стены
выстраивались с оружием, знаменами и барабанами стрелецкие и солдатские полки.
Все свободное пространство заполняли толпы народа.

Как только царь и патриарх усаживались на свои
места, начинался обряд освящения воды. Патриарх погружал крест в “иордань”, а
затем святой водой кропили народ, войска, знамена полков. Эту же воду несли во
дворец и окропляли ею комнаты и иконы. Патриарх трижды осенял царя крестом и
поздравлял с праздником. К его поздравлениям присоединялись бояре, дворяне,
духовенство. Когда обряд был закончен, крестный ход в том же порядке
возвращялся  в  Успенский  собор  на  молебен.

Широкая масленица

Но вот и зима подошла к концу.  На пороге весны отмечали еще один
веселый  праздник — Масленицу. Известна она еще с языческих времен как
праздник проводов зимы и встречи весны.

Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста,
поэтому сроки ее празднования  подвижны: от  конца  января — начала  февраля 
до  конца февраля —  начала  марта по старому стилю. В это время снег еще
толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаюдся погожие солнечные деньки.

Название праздника — “Масленица” — не случайно. В
церковных книгах Масленица называется “сырной неделей”, потому
что в последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные
продукты: сыр, яйца, в том числе масло, которым обильно поливали блины —
главное праздничное блюдо, — еще не были под запретом.

На свободных пространствах строились балаганы,
раскидывались торговые ряды, устанавливались перекидные качели, устраивалось
катание с ледяных гор. Обязательным было представление с медведями. Народ
зазывали на театральные представления.

Все неделю москвичи праздновали масленицу. Каждый ее
день имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда —
лакомки, четверг — разгул, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины
посиделки и, наконец, воскресенье — проводы Масленицы, прощенный день.

В понедельник, первый день праздника, народ усраивал
встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на
человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам
привязывали лапти. Чучуло — олицетворение Масленицы — возили на санях с
причитаниями: “Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях
козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом
повеселиться, речью насладиться”. Детвора сбегала с построенных снежных горок с
радостными криками: “Приехала Масленица! Приехала Масленица!”

Первый день Масленицы заканчивался традиционной
русской богатырской забавой — кулачным боем. Размахнись рука, раззудись плечо!
Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на
стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням.  И
только в разгар  “сражения”  выходили опытные бойцы  и  решали  его исход.

Один из способов борьбы назывался “московским” — это,
когда один из бойцов, если ему удавалось наклонить противника в сторону,
подбивал ему носком правой ноги левую ногу и сбивал его на землю. От этой
исключительно московской ухватки в борьбе и пошла поговорка: “Москва бьет с
носка”.

Кулачные бои, несмотря на их жестокость, велись по
определенным правилам. Запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медный
пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося
бегством. Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и
заплывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение.
Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два
указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая
потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.

С понедельника масляничной недели начинали печь блины
— главное угощение праздника. “Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее
солнце, блин полит растительным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых
могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших
урожаев, ладных браков и здоровых детей”. — так поэтично описал это кушанье
писатель Александр Иванович Куприн.

На Масленицу все словно старались наесться впрок в
ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось
грехом. ”Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить”, — говорили в народе.
Помятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: “Не житье, а
Масленица”.

Во вторник на заигрыши, парни и девушки катались с
ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю Масляничную неделю.
Сани по этому поводу украшали цветными лоскутами, увешивали бубенчиками,
колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли
санные поезда и носились по улицам, развозя веселые компании молодых людей.
Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся
сани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на
блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а
девушки — женихов.

На следующий день, в среду, тещи приглашали своих
зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во
языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тещей зятя на
Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.

Масленица слыла одним из самых разгульных праздников:
“ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду”. Не случайно
народ наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как “широкая”, “честная”,
“веселая”. Всю масленичную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и
плясали, одним словом, веселились от души.

Самый разгар праздника приходился на четверг —
Масленица становилась действительно широкой. По всем улицам Москвы чувствовалось
оживление. Большие и маленькие балаганы давали представления для праздно
гуляющих людей, вертелись карусели, качели были в беспрерывном движении. Вся
толпа лущила семечки, грызла орехи.

А кругом гулянья двигались вереницей катающиеся на
разубранных тройках и богатых купеческих санях, в которых важно сидели
купеческие семейства, разодетые в соболя и бобры.

В пятницу, на тещины вечерки, наставала очередь затьев
угощать своих тещ блинами. А на следующий день, в субботу — на золовкины
посиделки — молодая невестка принимала у себя родных мужа.

С Масленицей связан вьюнишник — обычай величания
молодых. В некоторых источниках XV в. январь и февраль так и назывались —
свадебными месяцами. Поэтому сложился особый обряд чествования на Масленицу
молодых — вьюнца и вьюницу, недавно вступивших в брак. К ним в гости приходили
друзья и пели им здравицы. В благодарность молодые угощали гостей.

В последний день Масленицы, в
воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот обычай еще XVII в.
описал побывавший в Москве француз Маржерет. В этот день, по его наблюдениям,
русские “посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбил один
другого словом или делом; встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не
видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой отвечает: Бог
тебя простит”. В “прощенное воскресенье” устраивали и проводы Масленицы. Снова
на санях возили по улицам соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы.
На площадях чучело торжественно сжигали и расходились по домам. Масленичный
разгул прекращался, в понедельник наступал строгий Великий пост: “Не все коту
Масленица!”.

На набережной Москвы-реки между Устьинским и
Москворецкими мостами устанавливали ряды, палатки, подъезжали деревенские
сани-розвальни, подвозили кадки с солениями — открывался всемосковский грибной
торг. Он представлял из себя грандиозное скопление товаров,саней продавцов и
покупателей. И чего только здесь не было — корзины с клюквой, бочки с медом,
связки сушеных грибов, бочки соленых рыжиков, моченых яблок, соленых и
маринованных огурцов. Постными продуктами торговали вплоть до Пасхи.

Вербное воскресенье и шествие на осляти

В последнее воскресенье перед большим праздником Пасхи — Воскресения
Христа — отмечалось событие Входа Господня в Иерусалим. Христос приходит в
Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут  Его смерти. Народ встречает  Его
радостно и торжественно,  как земного царя, не разумея, что это  Царь
Небесный.  Богослужебное название этого праздника — неделя Ваий (т.е.
“ветвей”).  В это воскресенье в храм полагается приносить пальмовые ветви,
вспоминая, как народ срезал их и постилал под ноги Христа.  На Руси в это время
цветет только верба, ветви которой и освещают на богослужении; сам же день
называтся Вербным воскресеньем.

На Вербное воскресенье жители средневековой
Москвы становились свидетелями необыкновенного “шествия на осляти”.

В этот день, после ранней обедни, из
Успенского собора начинался крестный ход. В нем участвовали царь и патриарх,
бояре, дворяне, приказные дьяки и чуть ли не все духовенство столицы. Процессия
выходила через Спасские ворота Кремля на Красную площадь и останавливалась
около Покровского собора. Царь и патриарх проходили внутрь храма в придел Входа
Господня в Иерусалим. Патриарх облачался в архиерейские одежды и служил
молебен. Царь одевал парадные одежды, крест, венец.

Тем временем Лобное место на площади устилали
дорогими тканями, устанавливали на нем аналой с Евангелием и иконами. Всю
площадь заполняли стрелецкие полки и толпы народа. Рядом с Лобным местом стоял
один из главных участников праздника — “осляти” — конь, покрытый белой попоной.
Тут же, на “санях” — богато убранной телеге, запряженной шестеркой лошадей,
стояло цветущее  вербное дерево — символ праздника,  украшенное  цветами и
плодами: яблоками, грушами, финиками, изюмом и орехами.

Спустя некоторое время царь и патриарх
выходили из Покровского собора и поднимались на Лобное место. Патриарх подносил
государю пальмовую ветвь и вербу. Раздавали вербу и духовенству, боярам,
народу. Затем архидьякон читал текст из Евангелия, относящийся к происходящему
событию. Дойдя до места, говорилось о том, что Христос посылал двух учеников за
ослом, патриарх подавал знак, и двое священнослужителей  подводили к нему коня.
Патриарх садился на него, а царь брал “осляти” под узцы. Начиналось шествие.

Впереди процессии шли бояре, дворяне,
приказные чины. За ними везли вербное дерево. Под ним на “санях” ехали
патриаршие певчие — мальчишки лет двенадцати в белых одеждах, похожие на
ангелов. Звонкими голосами они исполняли религиозные песнопения. В середине
процессии верхом на “осляти”, которого царь вел под узцы, ехал патриарх.
Впереди государя стольники несли скипетр, царскую вербу, свечу и полотенце.
Патриарх налево и направо осенял народ крестом. Шествие замыкало духовенство.

По ходу движения дети стрельцов, шустрые
подростки, расстилали перед “осляти” разноцветные ткани и одежды: согласно
Евангелию, так жители Иерусалима встречали Христа, въезжавшего на осле в их
город.

Когда процессия вступала в Спасские ворота
Кремля, по всем московским церквям звонили колокола. У стен Успенского собора
шествие останавливалось. Царь и патриарх обменивались поцелуями. Государь
отправлялся во дворец, а патриарх — в храм.

За неделю до Пасхи на Красной площади
открывался вербный торг. Уже с середины вербной недели вся площадь покрывалась
белыми платками и наполнялаль товарами, подарочного назначения. У Кремлевской
стены торговали вербой и живыми цветами.

Оставшаяся неделя до Пасхи была наполнена
подготовительными заботами к большому празднику.

Пасха

Для православных христиан Пасха — главный  праздник, это праздник всех 
праздников, ибо в этот день вновь переживается событие, не только изменившее
ход человеческой истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношения
человека с Богом.

Православные христиане верят в Христа как в Спасителя,
искупившего все грехи человечества, и, наконец, они верят в Христа как Сына
Божьего, воскресшего после крестных страданий и победившего смерть.

Предваряющий Пасху Великий пост длится 40 дней в
память о посте Иисуса Христа в пустыне. Пост — есть упражнение, способствующее
подчинению души и тела духу, а через это — Богу.

Христиане обменивались на Пасху красными яичками,
говоря при этом: “Христос Воскресе!”. Это очень старинный обычай. Христос дал
людям новую жизнь, а яйца издавна символизируют тайну жизни. Пасхальное
торжество в память Воскресения Иисуса Христа просто не могло обойтись без яйца.
В старинных мифах разных времен и народов из яйца появляется все живое, а
красный цвет говорит о том, что  Христос Своей Кровью освятил жизнь.

По преданию, Мария Магдалина, как и все ученики 
Иисуса Христа, ходила по странам и городам, рассказывая всем о Нем, Его жизни и
Чудесном Воскресении. Однажды она пришла в Рим, ее знали там раньше богатой и
знатной и поэтому пропустили к императору Тиберию. Она подала ему  яичко и
сказала: “Христос  Воскресе!”. Удивился император: “Как может кто-нибудь
воскреснуть из мертвых?! В это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо
может стать красным!”.  И вдруг яйцо стало менять свой цвет,  порозовело, 
потемнело и, наконец, стало ярко красным! В память об этом, начиная примерно с XII в.,
все христиане на Пасху приветствуют  друг друга красным яйцом,  хотя в
церковный обиход символ яйца вошел намного раньше — еще в IV в.

На Руси сложился обычай на Пасху расписывать памятное
яйцо — писанку. В чистый четверг Пасхальной недели и расписывалась
писанка.Хозяйка дома мыла деревянный стол, готовила мисочки с красками и
постным маслом, точеные палочки вместо кистей, деревянные заготовки в виде яйца
или просто вареные яйца, клала чистые льняные тряпочки, чтобы протирать готовые
писанки, ставила зажженую свечу.Детвора тоже принимала участие в этом таинстве.
Все садились вокруг стола и начиналась работа. Уходили все заботы и печали,
забывалось все плохое, на душе должно было быть спокойно и мирно — писанка
создавалась с чистыми помыслами и в благостном настроении. Каждый делал свою
писанку самостоятельно, наносил такой рисунок, какой хотелось его душе.И
появлялсь замысловатые рисунки и орнаменты, распускались цветы и зажигалиь
звезды. Готовую писанку смазывали маслом, чтобы блестели краски, и укладывали
на блюдо. А в пасхальное воскресение приходил час дарить писанку.

Во всем мире получили известность пасхальные яйца,
создаваемые с XIX в. русской ювелирной фирмой Фаберже — подлинные
шедевры искусства. Их дарили на Пасху русские цари.

В пасхальный обряд также входит церковное
благословение кулича — символа тела Христова, и творожной сладкой пасхи.

В последнюю неделю в московских храмах шли службы с
лучшими певческими хорами, обыватель знал, где какой хор поет и шел в свою
церковь.

В пасхальную ночь в древнейшем из существующих соборов
Кремля — Успенском — совершался крестный ход,  который как бы ведет всех ко
гробу навстречу воскресшему  Христу.

Уверовать именно в Воскресшего Христа было трудно даже
Его ученикам. Первыми о Его Воскресении узнали жены-мироносицы, пришедшие
ранним утром ко гробу Господню и увидевшие отваленный камень и ангелов, которые
возвестили об этом событии. Именно поэтому пасхальная служба происходит в
ночное время, чтобы максимально приблизить нас к этому чуду, сделать нас
соучастниками его.

После праздничной Пасхальной литургии патриарх,
облаченый в дорогие , расшитые золотом одежды, выходил из собора ,
сопровождаемый многочисленным духовенством, держа в руках большой золотой
крест. Вся процессия медленно совершала крестный ход вокруг собора. В
завершении хода патриарх трижды произновил: “Христос! Воскресе!” и огромные толпы
народа, заполнившие все пространство вокруг собора, отвечали: “Воистину
воскресе!”, выражая этими словами истинное исповедание христианской веры.

В день Христова Воскресения над Москвой стоял
непрерывный колокольный звон.

Благовещение

Особенно большим праздником на Руси считался день Благовещение  Пресвятой 
Богородицы, который праздновался 25 марта по старому стилю (7 апреля).
Слово “благовещение” означает: добрая, радостная весть, весть о том, что
началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

В Евангелии от Луки (1.26 — 38) рассказывается о том.
Как архангел Гавриил явился Деве Марии с известием о том, что Она избрана стать
Матерью Сына Божия, зачатие которого должно совершиться силою Святого Духа.
Пресвятая Дева со смирением приняла волю Божию. В древности этот праздник
назывался Днем Воплощения.

В этот праздник никаких работ не производилось по
поверию: “В этот день даже птица гнезда не завивает”. Москвичи с раннего утра
заполняли “Птичий рынок”, покупали птичек. Исстари у москвичей существовал
обычай выпускать в этот день на волю птиц. Для этого крестьяне из ближайших сел
привозили целые садки с овсянками,  снегирями,  синичками.  В этот день на
деревьях, окружающих площадь рынка, можно было увидеть множество птиц, их
щебетание в веселый солнечный день висело в воздухе над шумной толпой рынка.
Лоточники же в большом количестве продавали испеченных из белой муки фигурки
“жаворонков”.

Семик честной

          Среди весенних и летних праздников особо почитались в
народе — Семик, Троица и Иван Купала. В старинной
песне так и поется:

Как у нас в году три праздника,

Первый праздник — Семик честной,

Другой праздник — Троицин день,

А третий праздник — Купальница.

Троица отмечалась в воскресенье, на 50-й день
после Пасхи, а Семик — накануне, в четверг. Поскольку шла седьмая
послепасхальная неделя, то и праздник назывался “семик”. Семик и Троицу в
народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дни украшали
живыми цветами и ветвями деревьев. Троицину неделю на Руси так и называли —
“зеленой”. Полевые цветы, собранные на Троицу, освещали в храме, засушивали и
хранили за иконами в красном углу избы, клали в житницы от мышей, на чердаки,
оберегая дома от пожаров. Сам праздник проходил в лесу или роще, среди деревьев
и цветов.

В центре внимания в эти дни была березка —
особенно любимое на Руси дерево. Сколько песен, рассказов, загадок сложено о
ней! Надев лучшие свои наряды, девушки отправлялиль в березовую рощу, находили
красивую молодую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами, цветами. Под
этим деревцем девицы водили хоровод и пели песни:

Березынька кудрявая,

Кудрявая моложавая,

Под тобою, березынька,

Все не мак цветет,

Под тобою, березынька,

Не огонь горит,

Не мак цветет —

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя, березынька,

Все песни поют.

Редкий праздник на Руси обходился без
хороводов. Удивительное это явление русской народной культуры органически
сочетает танец, пение т игру. Любое место подходило — и роща, и луг, и двор.
Женщины и мужчины, старики и дети, но чаще всего девушки участвовали в
хороводе. Взявшись за руки, они медленно и плавно, словно лебедушки, двигались
по кругу, распевая песни.

Вот как описывается очевидцем один из
хороводов Москвы XVIII в.: “Это было за заставой, недалеко от
Калитниковского кладбища. Народу собралось много; один хоровод состоял не менее
как из двухсот человек, если не больше. Пестрые, яркие платья и сарафаны
женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину. Кругом на
пригорочках. Кучках и кочках — масса народа.  Все оживлены  в ожидании 
предстоящего удовольствия.  Долго сговаривались в хороводе, наконец,
сговорились. На середину в круг вышел молодой парень. Красивый  и  ловкий на
вид, он всем поклонился. Потом обошел весь круг и встал на свое место.

Полоса ль, моя полосынька, —

зазвенел его раскатистый тенор.

Полоса ль, моя непаханная, —

подхватил хор и пошел кругом в одну сторону. На середине песни хоровод
остановился и, немного постояв, пошел в другую сторону. Пение было стройное,
голоса молодые, звонкие. Потом пели “На горе-то калина”, “Уж как пал туман” и,
смотря по ходу песни, воспроиводилось и действие, — выходила девица к парню,
кланялась ему и стлала ему “постелюшку”, в виде платка, и т. д. Я пошел домой.
И долго потом, уже при догорающей заре. я слушал в окно широкую русскую песню и
думал об ее удивительной, захватывающей силе”.

На Семик совершался любопытный обряд
кумовления. Девушки, приходя в лес, свивали из ветвей березы венки  и 
целовались сквозь них, приговаривая:

Покумимся, кума,

Покумимся.

Нам с тобою не бранится,

Вечно дружиться.

          Кумушки дарили друг другу крашенные
яйца, обменивались кольцами, сережками. Кумовство заканчивалось угощением,
обязательно с яйцами и козулями — хлебом в форме венка.

На Семик, как на Рождество и Крещение, девушки
гадали — пускали по воде венки. Спокойно поплывет венок — все сложиться
счастливо у гадальщицы, выйдет замуж. Закрутится венок — расстроится свадьба.
Ну а если вдруг потонет — быть беде, умрет кто-нибудь из близких. Старинные
народные предания подтверждали эти приметы.

Троица

Троица — один из больших летних церковных праздников. День
Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет
название Пятидесятница, Празднуется этот праздник в июне месяце.

“Во имя Отца, Сына и сына, и Святого Духа!”
Этими Великими словами пастыри Церкви начинают все свои собеседования.

В старину тема Троицы, воплощавшая идею
триединого божества ( Отца, Сына и Святого духа ), воспринималась как некий
символ времени, символ духовного единства,мира, согласия, взаимной любви и
смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

Множество икон, посвященных этой теме, было
написано в древней Руси. Одна из самых знаменитых, дошедших до наших дней, —
“Троица”, написанная еще в XV в. иконописцем Андреем Рублевым, хранится в
Третьяковской галерее.

В день праздника Пятидесятницы на живом мосту
( так называли мосты через Москва-реку в XVIII в.) собиралось много девушек, которые по
древнему обычаю ходили с ветками березы в руках, пели песни, плясали и бросали
в волны Москва-реки венки,снятые с голов.

Иван Купала

В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходится
он на время летнего солнцестояния — 24 июня, канун христианского праздника
рождества Иоанна Предтечи (Крестителя).

Купала — языческий праздник поклонения человека природным
стихиям. Две из них — огонь и вода — участвовали в праздничном обряде.
Считалось, что огонь очищает человека, а вода — омывает, поэтому на Купалу
обязательно разжигали костры и устраивали купание. Само название “Купала”,
видимо, произошло от слов “купать”, “купанье”. Обычно с этого дня начиналось
массовое купание в реках и озерах.

Вечером на Ивана Купалу, одевшись в чистые
белые рубахи, русичи разводили на окраинах костры. Огонь непременно надо было
добыть древним способом — трением. Как только пламя разгоралось, наступало
оживление. Молодые запевали песни, а старики беседовали в сторонке, вспоминая
старое житье. Среди игр любимой были прыжки через костер. Парни и девушки,
взявшись за руки, бперепрыгивали через огонь. Считалось, что если они не
разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и вдругую примету: чем выше
прыгнешь, тем лучше уродиться хлеб. Заканчивался праздник ночным купанием
молодежи.

По народным поверьям, купальная ночь —
таинственное время: деревья переходят с места на место и разговаривают между
собой шелестом листьев, река покрывается загадочным серебристым блеском, а
ведьмы слетаются на Лысую гору и устраивают ежегодный шабаш. Считалось, что на
Ивана Купалу травы набирают чудодейственную природную силу. До утра знахари и
колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений.

Православная церковь не признавала этот
праздник, находя в нем много языческого и непристойного. На стоглавом соборе в
1551 г. говорилось: “…Против праздника Иоанна Предтечи и ночью и весь день
мужи, жены и дети по улицам и водам глумы творят всяческими играми и песнями
сатанинскими…”. Преследования властей привели к тому, что в XIX в.
праздник Ивана Купалы почти исчез на Руси.

Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К
сожалению, многие из них сегодня почти полностью забыты.

Судьба русской культуры и прекрасна, и драматична. Прекрасна потому, что
оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу
культуру без “Слова о полку Игореве”, рублевской “Троицы”, Московского Кремля,
собора Василия Блаженного и много другого.

Драматична же потому, что, как всякое явление
своего времени, культура средневековья была обречена. С началом петровских
реформ изменился ее характер — она лишилась своего религиозного содержания и
стала по преимуществу светской. Изменился облик городов. Да и сами горожане
преобразились — стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы поведения.

Правда, перемены те коснулись в основном
дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой
традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века, вплоть до
революции 1917 г. Тогда и началась борьба с “пережитками старой идеологии”,
подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции,
исчезали многие праздники.

В XX в. погибло немало памятников средневековой
культуры. В старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники
средневекового зодчества — храмы, монастыри, палаты. Многие древнерусские
шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

В одной Москве было уничтожено сотни церквей и
соборов. Одним из самых грандиозных из уничтоженных сооружений является Храм
Христа Спасителя, построенный в начале XIX
в. в честь победы в Отечественной
войне 1812 г. Вся Россия собирала деньги на храм,который строился 30 лет, а в
1931 г. он был разрушен в одно мгновение. Но в 1997 г. всего за три года Храм
был восстановлен, благодаря человеческой вере, усилиям московского
правительства и многочисленным денежным пожертвованиям москвичей и жителей
России.

Немало воды утекло с того далекого времени.
Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и
бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет
интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное
увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную
связь времен, освободиться от проклятого комплекса “Ивана не помнящего своего
родства”.

Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не
может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему —
черта, отличающая образованность от дикости.

Использованная литература:

Рябцев Ю.С.  “История русской культуры XI — XVII
веков”  М. 1997 г.

Бабашов Г.М., Михайлова О.И.  “Популярное москвоведение (от древнейших
времен до эпохи Петра )” М. 1997 г.

эпохи войн и революций)” М. 1997 г.

Александров Ю.Н.  “Московская старина ( воспоминания москвичей
прошлого столетия )” М. 1989 г.

Детская энциклопедия “История России ( от древних славян до Петра
Великого ) т.5

М. 1995 г.

Детская энциклопедия “Религии мира” т.6, ч.1 и ч.2 М. “Аванта+” 1996 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники молдавии
  • Народные праздники моей семьи
  • Народные праздники мексики
  • Народные праздники мая на руси
  • Народные праздники масленица пасха