Народные праздники народов крыма

Издревле Крым был полиэтничной территорией. С конца 18-начала 19 века в силу ряда исторических событий на полуостров стали прибывать представители различных народов Северного Причерноморья, которые внесли свой вклад в развитие экономической и культурной жизни. Каждый этнос вносил присущее ему своеобразие в жизнь Крыма. История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов. Человек любой национальности гордится своим этническим происхождением. Язык, верования, одежда, праздники, песни, кухня помогают ему поддерживать особую связь с прошлым своего народа. Сохранение и развитие духовных, культурных и народных традиций связано с раскрытием оптимальных возможностей народа. Традиции и обычаи народностей развиваются, они разнообразны, интересны. Церковь внесла некоторые особенности, не изменив сути. Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народа, стали элементами их жизни.

Издревле Крым был полиэтничной территорией. С конца 18-начала 19 века в силу ряда исторических событий на полуостров стали прибывать представители различных народов Северного Причерноморья, которые внесли свой вклад в развитие экономической и культурной жизни. Каждый этнос вносил присущее ему своеобразие в жизнь Крыма. История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов. Человек любой национальности гордится своим этническим происхождением. Язык, верования, одежда, праздники, песни, кухня помогают ему поддерживать особую связь с прошлым своего народа. Сохранение и развитие духовных, культурных и народных традиций связано с раскрытием оптимальных возможностей народа. Традиции и обычаи народностей развиваются, они разнообразны, интересны. Церковь внесла некоторые особенности, не изменив сути. Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народа, стали элементами их жизни.

В данном календаре представлены некоторые этносы, проживающие в Крыму. Их мирное, гармоничное сосуществование возможно благодаря удивительному средству, которое называется диалогом или полилогом культур. Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народов, стали элементами их образа жизни. Наши предки знали, чем один праздник отличается от другого, знали как их отмечать, чем украшать и сопровождать. Большое место в проведении праздника занимало посещение культовых учреждений. Вне религии также существовали многочисленные обряды. Человек, не интересующийся историей своего народа, никогда не поймет и не проникнется уважением к истории другого народа.

РУССКИЕ
db31e03f8982368afca371ded770fb53

УКРАИНЦЫ
85127766_1332526769_podneprove

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
6a79d85b7fb3261c2ef016142eaf069c

КАРАИМЫ
karaimi-old

КРЫМЧАКИ
5785359-1850565

ГРЕКИ
narod_Grecii

БОЛГАРЫ
bolgarskij-nacionalnyj-kostyum-7

АРМЯНЕ
7d72abcfb27c39568bd8dfc50708de0f

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
473824286

НЕМЦЫ
7fbbce2345d7772b0674a318d5

Использованная литература и источники:

У кримській оселі [Текст] : Вірмени. Болгари. Греки. Німці. Українці / ред. Т.А. Саліста-Григорян. — Сімферополь : ДІАЙПІ, 2007. — 208 с. : іл. — На болг. — вірм. — грец. — нім. — рос. — укр. м.

Крым соцветие национальных культур [Текст] : традиции, обычаи, праздники, обряды / сост. М.В. Малышева. — Симферополь : Бизнес-Информ, 2003 — . Кн. 1. — 2003. — 392 с.

Народы Крыма [Текст] : выставка из собрания Российского этнографического музея / Министерство культуры Российской Федерации, Крымский этнографический музей. — Санкт-Петербург : Славия, 2014. — 36 с. : ил., карты.

Сквозь века [Текст] : в 2-х т. — Симферополь : Крымская Академия гуманитарных наук, 1995 — 1996.
Вып. первый : Народы Крыма. — 1995. — 82 с.

Сквозь века [Текст] : в 2-х т. — Симферополь : Крымская Академия гуманитарных наук, 1995 — 1996.
Вып. второй : Народы Крыма. — 1996. — 88 с.

Поляков, В. Крым. Судьбы народов и людей [Текст] : монография / В. Поляков. — Симферополь : [б. и.], 1998. — 272 с.

http://history.org.ua/LiberUA/978-966-174-174-3/978-966-174-174-3.pdf (Дата обращения: 27.03.2018 г. )

http://ethnocrimea.ru/ru/mosaic.html (Дата обращения: 27.03.2018 г. )

Носкова, И. Крымские болгары: историко-этнографический очерк [Текст] / Инна Носкова ; [рец.: А. А. Непомнящий, Г. Н. Кондратюк]. — Симферополь : ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2016. — 312 с. : ил.

Историко-культурное наследие крымских караимов [Текст] / ред., сост. А. Ю. Полканова. — Симферополь : ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2016. — 320 с. — На рус. и караимском яз.

Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма [Текст] / Ред. М.А. Араджиони, Ред. О.Г. Герцен. — Симферополь : Таврия-Плюс, 2004 — . — (Этнография Крыма).

Энциклопедия народов Крыма [Текст] / ред. О. А. Габриелян. — Симферополь : Доля, 2016. — 256 с. : ил.

Rating: 5.0. From 1 vote.

Please wait…

Обычаи, обряды, праздники народов Крыма

Издревле Крым был полиэтнической территорией. С кон­ца XVIII — начала XIX века в силу ряда исторических со­бытий на полуостров стали прибывать представители раз­личных народов Северного Причерноморья. Они внесли свой вклад в развитие экономической, социально-политической и культурной жизни.

Крымский полуостров во все времена не терял своеобра­зия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире. Загадочный магнетизм, заложенный са­мой природой, способствовал формированию полиэтничес­кого сообщества людей. В разные исторические эпохи рож­дались новые этнические общности, видоизменялись суще­ствующие, но ни одна этническая группа не находилась в обособленном положении. Каждый этнос, оседло обосновав­шийся на полуострове, вносил присущее ему своеобразие в общую жизнь Крыма.

Едва ли найдется уголок земли, на котором как в Крыму было бы представлено столь удивительное разнообразие эт­нических общностей, на протяжении многих веков состав­лявших население полуострова.

Карло Боссоли. Татарский праздник на Южном берегу . 1840-1842 гг.

Тем не менее каждой из национальных групп присущи свои самобытные черты.

Своеобразие национального состава населения Крыма состояло в том, что полиэтничность сочеталась с близостью народов по языку межнационального общения: практически все этнические образования Крыма знали русский язык, со­храняя, безусловно, языки своих предков. В крымском полиэтничном сообществе трудно было обойтись без понятно­го и приемлемого для всех средства общения, каким, — есте­ственно, и стал русский язык. Сама история определила, что объективный процесс общения развивается на основе языка самой крупной по численности этнической общности.

История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов, совме­стное участие в хозяйственной деятельности.

Культура народов — уникальное, неповторимое, многогранное явление. Постулаты этнологов гласят: «Кто знает один народ — не знает ни одного». И действительно, знание «иностранцев», особенно родственных генетически или территориально, дает возможность определить и уяснить роль и место каждого народа в кругу других народов.

Известно, что «чистых» народов или рас вообще не быва­ет. История человечества доказала, что сложные процессы формирования, развития и исчезновения одних этнических сообществ заканчивались заменой их другими.

Историческое развитие народностей происходило не изолированно. Это находило свое отражение позже в особен­ностях культуры, языка, топонимики.

Но их мирное, гармоничное сосуществование стало возможным благодаря одному удивительному средству, кото­рое профессора Ф.В. Лазарев и А.П. Цветков называют диа­логом или полилогом культур.

Человек любой национальности гордится своим этничес­ким происхождением. Язык, верования, одежда, праздники, песни, кухня помогают ему поддерживать особую связь с прошлым своего народа.

Сохранение и развитие духовных, культурных и народ­ных традиций, по убеждению профессора Л.В. Скворцова и академика К.К. Колина, связано с раскрытием оптимальных возможностей народа, получивших закрепление в традици­ях. Традиция становится указателем общего пути данного народа.

Обычаи народов — одна из важнейших и наиболее постоянных тем этнографической науки.

Обычаем называется всякий установленный, традицион­ный и более или менее общепринятый порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные прави­ла поведения. Термин обычай близок к понятию обряд (ри­туал), и во многих случаях эти два понятия даже равно­значны. Но понятие обряд уже, чем понятие обычай. Всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд. Напри­мер, свадебные или похоронные, святочные или масленич­ные обычаи представляют собой установленные обряды. Но есть много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обы­чай отращивать бороду определенной формы, мыть руки перед едой, обычай соседской взаимопомощи и т.д.

Народные обычаи чрезвычайно разнообразны, и уложить их в какую-то систему классификации трудно. И все же сре­ди них можно выделить преобладающие типы.

Такими, например, считаются семейные и календарные обычаи. Первые бывают приурочены к определенным важ­ным событиям в семейной жизни. Это свадебные, родиль­ные, погребальные обычаи. Второй тип охватывает обычаи, приуроченные к определенным моментам годовой смены се­зонов.

Календарные обычаи и обряды, издавна сложившиеся, сопровождают важные и заметные отрезки в постоянной чере­де сезонов. Существуют обряды зимние, весенние, летние, осенние.

Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народов, стали элементами их образа жизни.

Обряды и праздники в большинстве своем носят народный характер. Церковный элемент в них был внесен значительно позднее и зачастую не изменил сущности обрядов.

Что же такое праздники и обряды? Вот как определяет понятие «праздник» В. Даль: «Праздник или праздничный день — день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположный — будень; день, празднуемый по уставу цер­кви или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица.

Праздничать, праздновать — гулять, отдыхать и ничего не делать; гулять, пировать, бражничать».

Обряд — это ритуал, церемония, церемониал, совокуп­ность условных, традиционных действий, лишенных непо­средственной практической целесообразности, но служащий символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

А как отмечали многочисленные старые праздники наши предки, какими обрядами их сопровождали?

В прошлом каждый день календаря был «расписан», по­священ какому-то празднику.

Наши предки знали, чем один праздник отличается от дру­гого, знали, как их отмечать, чем украшать и сопровождать. Большое место в проведении праздника занимало посеще­ние культовых учреждений, где по каждому случаю своя служба. Вне религии тоже существовали многочисленные обряды, отличающие один праздник от другого.

В жизни сельского жителя большое значение имела по­года. Поэтому со временами года связаны и обряды. Они были приурочены к весеннему севу, выгону скота, рыбной ловле, охоте, строительству новых жилищ, рытью колодцев. Были семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой и смер­тью. В связи с годичной повторяемостью хозяйственной дея­тельности и ее календарной приуроченностью обряды пер­вой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными.

Со временем происходили значительные изменения в обрядовых традициях, праздники проводились соответствен­но развитию общества.

В течение столетий велись многочисленные наблюдения, сопоставления, на основе которых можно было делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Вся эта народная мудрость нашла свое выражение в пословицах, поговорках, приметах.

Люди всегда были и будут тесно связаны со своим про­шлым. Культура и прогресс развиваются далее только по­тому, что основаны на фундаменте знаний и опыте ушед­ших веков. Их мудрый голос, доносящийся из таинственной глубины времен, постоянно учит и наставляет последующие поколения.

Будь прост, как ветер, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живут в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

М. Волошин

Человек, не интересующийся историей своего народа, ни­когда не поймет и не проникнется уважением к истории дру­гого народа.

В настоящее время в Автономной Республике Крым дей­ствует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы. Национальная палит­ра представлена более чем ста этносами и этническими груп­пами, многие из которых сохранили свою традиционно-бы­товую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие.

Из книги:

Крым. Соцветие национальных культур. Традиции, обычаи, праздники, обряды. / Сост. Н.В. Малышева, Н.Н. Волощук. — Симферополь: Бизнес-Информ. 2003.

< Предыдущая

Праздники народов Крыма

Цели Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей; познакомиться национальными традициями народов, проживающих в Крыму, пословицами и поговорками .

Тип занятия — беседа

Оборудование — Тематическая выставка книг, выставка изделий народно-прикладного искусства.

«Сколько языков ты знаешь — настолько ты человек»

Слово учителя. У каждого из нас есть своя семья, свой дом, в котором мы живем.А вот если сложить все наши маленькие родины — выйдет нащ прекрасный Крым.

Это наша земля, наш родной край, наша Родина с мудрыми и талантливыми людьми, которые нас окружают.

Это душевная песня, которая удивляет весь мир. Это прекоасная природа — сверкающие на солнце снежные вершины и ласкокое море.

В Крыму проживают люди разных национальностей. И сегодня мы откроем для себя что- то новое о людях , которые живут рядом с нами, узнаем новое об их культуре и традициях , праздниках и обрядах.Как много слышала наша крымская земля языков и наречий. Как много племен и народов прошло по ней!

1 ученик

Русские

Святки

Святки – праздник  «от звезды и до воды», то есть от Рождественского сочельника (в который появилась Вифлеемская звезда) и до Крещения, во время которого в церквях освящают воду. Таким образом, святочные вечера продолжаются 12 дней.
Существует несколько вариантов происхождения названия этого праздника . Православная церковь утверждает, что оно образовано от слова «святой», и дни эти считаются святыми. Косвенно это подтверждается словами св. Григория Нисского и Амвросия Медиоланского, а также 13-ю беседами св. Ефрема Сирина, произнесенными с 25 декабря по 6 января. 
 
Однако в переводе со старославянского «святки» означает «праздник», а окончание множественного числа указывает на то, что праздник этот продолжается несколько дней. Кстати, в году отнюдь не одни святки – помимо зимнего праздника, есть еще и Червоные святки (Пасхальная неделя), и Зеленые святки (с четверга или вторника 7-ой недели после Пасхи по вторник 8-ой недели после Пасхи , или до Троицы).
Славяне же считали эти дни праздничными и мистическими. Они верили, что в это время тьма борется со светом (ведь праздник захватывал день зимнего солнцестояния), а духи умерших возвращаются в наш мир. Именно поэтому на Святки принято было гадать, а также следить за многочисленными приметами и суевериями, поскольку можно было напрямую пообщаться с духами, и не только узнать, но и изменить свою судьбу. Кроме того, в Святочные дни проводились массовые гуляния и развлечения, в которых участвовала, как правило, молодежь. Так, например, в кануны Рождества, Нового года и Крещения положено было совершать обрядовые трапезы, остатки которых не убирали со стола, а оставляли на ночь для умерших предков. Также на пороге или на окне ставили угощение для Мороза. Таким образом, предполагалось задобрить силы природы, чтобы урожай в новом году был обильным, ведь это время считалось началом нового хозяйственного года, а не только календарного. 

2 ученик

Армяне

Барекендан-Масленица

Барекендан- первый весенний праздник армянского календаря. Отмечали его в течение двух недель, предшествовавших Великому Посту. Это время всеобщего веселья, пиршеств и радости.

Мальчишки старались утащить у девочек гату ( пахлаву). Если им это удавалось, они допускались к их столу, если нет- платили фруктами, сладостями. Парни участвовали в конных играх, показывая свою удаль, лихость . Влюбленный пары, дождавшись вольных дней масленицы, гуляли, танцевали, веселились.

С наступлением сумерек происходило самое интересное… Юноши, ряженные в женскую одежду или просто в лохмотья, надев маски или вымазав лица сажей, маленькими группами ходили из дома в дом. Шуткам, розыгрышам не было конца, за что острословы получали явства и для своего пира. Веселились все на равных; и взрослые , и дети.

3 ученик

Вардавар

Легенда гласит, что в далекие времена жил богатый человек, который похищал красавиц. И никто не мог спасти их.

Но вот родился храбрец по имени Вардан и спас прекрасных пленниц. В знак благодарности девушки встретили его букетами цветов, песнями и танцами. С тех пор в этот день празднуют Вардавар. Отмечают его на 98-й день после Пасхи, обычно в первое воскресенье после 22 июля, в канун праздника Преображения Господня.

До Вардавара соблюдали яблочный пост. Первое яблоко ели только на Вардавар. Вечером , накануне праздника, молодежь складывала стога, из которых один был больше остальных. В сумерках поджигали маленькие стожки. В них пекли яблоки. Перед рассветом зажигали и большой стог, вокруг которого водили хороводы. Так начинался праздник. Повсюду царило веселье. Пели , танцевали, готовили мясные блюда.

Среди праздничного шума и гама, громкой музыки запускали голубей в синее летнее небо. В переводе с армянского слово «вард» означает «роза». Вардавар- один из самых любимых народных праздников у крымских армян, всегда долгожданный и веселый.

Зерна народной мудрости

Доброе слово завтра мостом станет.

Срывая яблоко , вспомни того, кто посадил дерево.

Мир принадлежит труженику.

Армянин , пока не устанет, не сядет

Пожелай соседу корову, Бог даст тебе двух.

4 ученик

Болгары

Баба Марта

По народным представлениям, год делился не два сезона; от марта до авгуса- лето, а с сентября по февраль — зима. Еще в далеком прошлом болгары праздновали первое марта как день прихода весны. Они радовались пробуждению природы и началу полевых работ.

Дни с 1 по 9 марта болгары называли Мартиной неделей. Рассказывали, что давным- давно жилы- была бабушка Марта. Однажды потеряла она корову и пошла в лес искать ее. Но метель занесла всю округу снегом. Так больше никто и не видел бабу Матру. На том месте, где она пропала забил лесной ручеек. С тех пор именно в ъто время совершались разнообразные обряды , которые должны были уберечь дом и всех домочадцев от напастей.

В праздник Бабы Марты все село собиралось, чтобы посмотреть. Как сгорит соломенное чучело. А вместе с ним исчезнет зло. Которое накопилось за зиму .Сохранился обряд перепрыгивания через костер. По поверью огонь очищает душу и избавляет человека от болезней. Первого марта принято дарить мартеницы, скрученные из белой и красной шерстяных нитей.

5 ученик

Трифон Зарезан

Праздник Трифон Зарезан приходится на 14 февраля и отмечается три дня . Он посвящен виноградной лозе .Считается, что святой Трифон покровительствует виноградарству. В это день проходила первая обрезка лозы. Самым интересны м моментом праздника являлось избрание «царя виноградника» По традиции им становился лучший в селе виноградарь. На голову ему одевали «корону» — венок , сделанный из обрезанной лозы.»Царь» занимал на празднике самое почетное место, именно он приглашал всех к столу.

Зерна народной мудрости

Без глаз проживешь, без Родины нет.

Старый обычай не оставляй.

Богат тот, кто здоров.

Добро добртом оплачивается.

Если трудолюбив, будет богат.

6 ученик

Греки

Масленица — Апокрия

Это один из праздников весны, которым греки открывали новый хозяйственный год. Встреча этого «нового года « длилась целую неделю. Веселые обряды, песни и танцы проходили каждый день.

Особенно почитался этот праздник фракийскими греками, по деревням которых гуляли ряженые.

Они заходили в каждый двор и поздравляли хозяев. Там их щедро угощали. В воскресенье устраивали настоящий «карнавали». Переодетые мужчины перед всем селом разыгрывали различные сценки, в которых высмеивались всевозможные недостатки.

Всю неделю было принято ходить в гости и просить прощения друг у друга; «прощения прошу. — Бог простит».Люди как будто очищали себя от всех совершенных и даже не совершенных грехов.

В последний день Апокрия, в Масляное воскресенье, на праздничных столах можно было увидеть блины, вареные яйца .К концу этого дня греки собираются вместе, чтобы сжечь корзину «кофинь» и вместе с ней все старое, плохое и недоброе, что было в прошлом году.

Ее наполняют старой соломой и укрепляют на шесте, затем солому поджигают и корзину поднимают вверх. Один из мужчин трижды стреляет в нее из ружья, как бы убивая «старый го», затем ее сбрасывают на землю. Каждый из присутствующих должен перепрыгнуть или перешагнуть через огонь, чтобы избавиться от болезней. Если корзина сгорит дотла , говорят, что год будет благополучным и плодородным.

7 ученик

Иван Купала — Ай- Янь

Это одни из летних праздников , который можно увидеть и сегодня . Праздник св. Иоанна ( Ивана Купала) — Ай-Янь празднуется ежегодно

7 июля. Все его обряды проводятся женщинами в доме, который был выбран еще год назад, на прошлом Ай- Яне. Накануне праздника, 6 июля, все женщины села собирают цветы, листья и веточки- все то, из чего можно приготовить неповторимый букет. Первый букат каждая делает для себя, а другие — на имя взрослых домочадцев, для тех, кто отсутствует, в том числе мужчин. Девушка делает такой букет для своего любимого. Вечером все женщины приносят их хозяйке праздника. Она укладывает букеты на дно большой кадушки. Последним кладется букет, посвященный Ай- Яню. Он особенный, потому, что сделан из трех колосков, соединенных золотым обручальным колечком. После захода солнца три девочки приносят «немую» воду, собранную из нескольких источников. Ею наполняю кадушку так, чтобы все букетики были под водой. На ночь кадушку закрывают на замок и оставляют вл дворе, чтоб на нее «посмотрели» луна и звезды.

Зерна народной мудрости

Друг видится в нужде.

Лучше поздно, чем никогда.

Солнце одно, а весь мир освещает.

Кто имеет настоящего друга, имеет большое сокровище.

Хорошими людьми не рождаются, хорошими людьми становятся.

Нет земли плохой , есть хозяин никудышный.

Материнское тепло жарче солнечного.

8 ученик

Украинцы

Рождество
Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.
По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом  в поселении.

Масленица
Еще один популярный украинский обычай — неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника — это блины и народные гуляния.
В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.

Пасха
Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа. 
Семейный обед в этот день готовят особенно торжественно и украшают цветами. Обычай красить яйца — обязательный атрибут праздника. Также на Пасху существует обычай приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос воскрес!», на что отвечают — «Воистину воскрес!» Это приветствие выражает радость верующих, аналогичную радости апостолов, которые узнали о воскресении Христа.

9 ученик

Троица
Согласно Библии, в этот день на апостолов снизошла благодать Святого Духа. В Украине праздник Троицы отмечают 3 дня — Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день.
На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок, русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям, девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся, то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников. 
В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. Дети устраивают игры. 
Богодухов день особенно отмечают девушки. Они организовывают различные забавы, к примеру, «водить Тополю». Её суть заключается в том, что выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги Тополя ходит от  дома  к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.

Ивана Купала

Ивана Купала, так же Иванов день, — является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы. 
Ночь на Ивана Купала, чаще всего очень темная, а чары в эту ночь особо могущественны. В эту пору, по поверьям, созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца. Целительна купальская роса, которой, по обычаям, необходимо умыться. 
В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник, он возгорается дивным огнем, сразу гаснет и осыпается. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других. 
Старинные обычаи — сокровище украинского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются живительным бальзамом для души, который наполняет ее мощной силой.

Обычаи народа – это те приметы, по которым распознается народ не только в современном, а и в историческом прошлом.
Народные обычаи охватывают все участки гражданской, семейной и общественной жизни. Обычаи – это те неписаные законы, которыми руководствуются в наименьших повседневных и наибольших всенациональных делах. Обычаи, а также язык, – это те наименьшие элементы, которые объединяют людей в один народ, в одну нацию. Обычаи, а также язык, сформировались в течении всей жизни каждого народа.
Олекса Воропай.

Зерна народной мудрости

Каждый край имеет свой обычай.

Уважай сам себй, будут уважать и люди тебя.

Без работы день годом кажется.

Умей сказать ,умей и промолчать.

Свой разум имей, но и спрашивай людей.

Слово учетеля

Сегодняшний разговор подошел к концу, еще многое осталось за рамками этой беседы . Но уже сейчас можно сказать , что между людьми разных национальностей много общего, общая история, похожие праздники. И что для счастья людям всех национальностей нужен мир и согласие и любовь.

Любите и берегите свой удивмтельный край стакой яркой и много страдальной историей Не только от взрослых зависит будущее нашего края, но и от тебя.

Давай те будем

дружить с друг с другом.

Как птица — с небом,

Как ветер — с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте будем беречь планету;

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что буде делать

Без нам она!

Мар
22

Национальные праздники народов Крыма как  форма изучения родного языка и  национальных традиций.

Праздник Наврез на Востоке отмечается 21 марта – в день весеннего равноденствия. Истоки праздника Наврез уходят своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества, когда у земледельцев только начал зарождаться культ Солнца.

Важным и любимым  праздником Наврез является  для крымских татар.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» учителя крымскотатарского языка Джемиль У.А., Эмурлаева Э.Т., классные руководители начальных классов, семья Рефатовых (2-Б класс), семья Куртмеметовых (3-Б класс), семья Ислямовых (3-Д, 7-А класс)  организовали и провели тематическую программу, посвященную празднику Наврез.  Директор школы Соколова Е.А.  традиционно приветствовала всех кто, верен своим национальным традициям, кто любит свой родной язык и готов пропагандировать культуру своего народа.  Очаровательные ведущие в  ярких национальных костюмах вели программу на крымскотатарском языке. Они поведали присутствующим об истории праздника, рассказали о традициях крымскотатарского народа, связанных с особенностями праздника. Все присутствующие в зале дружно аплодировали  Ислямову Кадыру и его очаровательной сестре Фатиме, выступившим с шуточным крымскотатарским танцем «Явлукъ оюны». Номер в исполнении Минзатовой Камилы, Куртмеметовой Амины и  Берберова Арлена  «Багъчаларда кестане»  стал украшением программы. Коллектив 2-Б класса представили гостям праздника танец «Шенъ хайтармасы». В заключение праздника вокальный ансамбль «Соловушки» под руководством Азаматовой-Бас Г.М.  блестяще исполнил песню «Байрам» на крымскотатарском языке. Гости  и родители школьников, присутствующие в зале, покидали мероприятие со словами благодарности за полученное удовольствие. Они единодушно отметили, что в школе созданы все условия для возможности сохранения и изучения родных языков, национальной культуры и традиций народов Крыма.

IMG_20190321_121521IMG_20190321_120536 IMG_20190321_121648 OTHpmLkCm04 IMG_20190321_121917qGbcA5FYT8I

Учитель крымскотатарского языка Джемиль У.А.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники новосибирской области
  • Народные праздники нарисовать гуашью
  • Народные праздники новосибирска
  • Народные праздники нанайцев
  • Народные праздники новгородской области