Народные праздники новосибирска

Праздники и события Новосибирска 2023: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Новосибирске (Россия). Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

Праздники и события Новосибирска

Праздники и события Новосибирска 2023: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Новосибирске (Россия). Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

  • Горящие туры в Россию
  • 10 февраля 2023

    Фестиваль «Хаски Фест» в Новосибирске

    Гонки на собачьих упряжках становятся все популярнее, особенно в странах, где такой способ передвижения — часть национальной культуры. Климат Сибири просто создан для соревнований с участием маламутов, хаски, якутских лаек. В России активно работает Федерация ездового спорта.

  • 12 июня 2023

    Военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь»

    В середине июня окрестности поселка Большой Оёш неподалеку от Новосибирска подвергаются нашествию сразу нескольких армий. На большой поляне выстраиваются военные лагеря викингов, русичей, степняков, рыцарей, ландскнехтов и гусар.

  • 31 декабря 2023

    Новый год в Новосибирске

    Новый год в Новосибирске — это настоящая снежная сибирская зима. Это город-миллионник и центр Сибирского федерального округа. Здесь можно найти городские развлечения вполне столичного уровня, а можно уехать за город в суровую зиму с сугробами и настоящей баней с вениками.


Вопросы о Новосибирске

Новосибирская область

  • Куда отправиться: осмотрев культурную столицу Сибири город Новосибирск, стоит побывать в удивительной карстовой Барсуковской пещере-лабиринте, на скалах Зверобой, у лечебного озера Карачи, в старинном купеческом селе Колывань или на Обском море в Быстровке.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

Традиции и культура Новосибирской области складывались веками. Во многом сегодня их определяет историческое прошлое этого края, начиная с заселения территории ненцами, появлением здесь тюрков, прежде всего кипчаков, Золотой Орды, русских. А затем и представителей всех национальностей СССР.

Традиции Новосибирской области

И все же основу обычаев Западной Сибири, где и расположена эта область, составляет наследие трех коренных народов региона: сибирских татар, орских чатов и телеутов.

Развитие территории Новосибирской области

Когда-то территория Западной Сибири была землей самодийцев, основным занятием которых было рыболовство, охота, скотоводство и оленеводство. Возможно, они бы и стали коренным населением этого региона в наши дни, но еще в 1 тысячелетии до нашей эры произошли события, которые считаются переломным моментом для будущей Новосибирской области.

Сибирское ханство, карта

Племена хунну, потерпев поражение от Китая и лишившись своих земель, вынуждены были осваивать новые территории, вытесняя ненцев из Западной Сибири к северу.

В XIII веке началось формирование нового для этой земли этноса – сибирских татар. Из-за миграции с Алтая и из Казахстана тюрков образовалось Сибирское ханство. В течение последующих двух столетий шла активная ассимиляция тюрков, хантов, кипчаков, калмыков.

После падения Золотой Орды сибирские татары устоялись как отдельная народность и четко разграничивали себя с другими татарскими ответвлениями.

Сибирские татары, рисунок

Вторым крупным коренным народом Новосибирского края, культура которого повлияла на формирование традиций этого региона, считаются орские чаты. От ханства в подчинение к томским воеводам они отошли еще в XVI веке.

Самыми же древними здесь считаются телеуты. Обычаи и традиции этого коренного народа Новосибирской области восходят к культурам тюрков, селькупов и енисейских динлинов.

Телеуты, старая фотография

Пожалуй, именно они более всего сохранили устои жизни своих предков. Женщины даже в повседневной жизни носят национальные костюмы. Телеуты берегут  свой язык, они одновременно верят в языческих богов и Христа, а за помощью идут к шаману.

Сибирские татары

Этот этнос считается основным для Новосибирской области. Традиции народа, несмотря на ассимиляцию его представителей со многими другими нациями, остаются неизменными уже несколько веков.

Верования

Большинство людей исповедуют ислам, некоторые считают себя христианами, при этом все татары Новосибирска придерживаются своей народной традиции тангрианства. Вера в высших божеств Тангри и Кудая сильны даже в наши дни.

Первый – покровитель неба, самое главное божество. Вера в него характерна для всех тюркских народов, и корни тангрианства уходят во времена племен хунну. Тангри ассоциируют с мужским началом, которое распоряжается судьбой человека.

Сегодня обряды тангрианства в Новосибирской области сохранились только как часть традиций ежегодных народных праздников. Помня, что молились верховному божеству всегда на открытых площадках, выбирая места у подножия гор, весной, когда только начинают распускаться на деревьях почки, во многих районах отгораживают большие поляны и устраивают всеобщее гуляние.

Раньше время и место праздника указывал шаман. Были даже определенные священные места у водоемов, у подножия гор, у стационарных священных коновязей или столбов. На выбранной поляне выкладывали очаги и возжигали священный огонь: делали это по сторонам света.

Сибирские татары в национальной одежде

Обязательным для праздника был ритуал жертвоприношения: для Тангри приводили баранов, овец, лошадей, брали с собой различную молочную пищу, зерно и муку. Приношение жертвы сводилось к разжиганию вокруг нее костров с можжевельником и кропление ее молочной водкой, молоком и кровью приведенных животных. Собравшиеся при этом молились Тангри, возводя руки к небу и совершая земные поклоны.

Сибирские татары, населяющие Новосибирскую область, почитали не только верховное божество, но и духов леса, гор, воды, огня. У этого народа сохранилась традиция  делать идолов в честь добрых защитников.

Например, весной с березы срезают маленький кусок коры и изготавливают из нее небольшую куколку. Это своеобразный оберег для защиты жилища и даже целого поселения от злых духов. Куколку надо спрятать в специальном священном месте, подальше от посторонних глаз.

У татар города Барабинска сохранилась интересная традиция делать обереги от мести умерших. Это так называемая кукла-курчак, которую надо положить в небольшую плетеную корзинку и оставить возле места захоронения. Для этого народа характерно возведение целых амбарчиков, в которых селятся зоо- и антропоморфные духи.

Праздники

Сибирские татары до сих пор активно отмечают свои национальные праздники, календарь которых привязан к циклу сельскохозяйственных работ. Новый год у них наступает в день весеннего равноденствия 22 марта и называется Эмел.

Именно в Новосибирской области сохранилась интересная традиция, связанная с этим праздником. Она отображает мировоззрение татарского народа в целом: чтобы духи-хозяева мест были благосклонны к людям в будущем сельскохозяйственном году, им надо принести жертву, которую называют садака. Покровителям обычно готовили яйца, хлеб, молочные продукты и монетки.

Сибирские татары, 19 век

Сегодня праздник Эмел несколько изменился, и садака представляет собой шуточный обряд: молодежь собирается большой компанией и идет по дворам. У ворот надо прокричать: «Садака». Это призыв к хозяйке, которая должна выйти во двор и начать разбрасывать по специально расчищенной площадке различные угощения.

Не меньше внимания в татарский Новый год уделяют лошадям. Чтобы весь сезон был удачным, устраивают скачки, и каждый хозяин выбирает для них самое лучшее животное.

В сельской местности сохранился интересный ритуал угощения птиц кашей. Для него специально готовят варево из пшеницы и в назначенный день все люди идут со своей кашей на поле на совместную трапезу. Часть угощения раскладывают в небольшие мисочки или разбрасывают по земле, зазывая птиц.

Дети в Новосибирске любят традицию Дня ледохода. Для праздника делают много бумажных куколок и пускают их по воде, надеясь, что с этими тотемами уйдут все несчастья и болезни. Мужчины и мальчики в этот день должны бросить в реку монетку на удачу.

Чаты

Чаты – еще один коренной народ Новосибирского края, который считают ответвлением сибирских татар. В прошлом этот этнос занимал значительные территории, но со временем ассимилировался, и сегодня его представители живут лишь в отдельных районах этого региона. Народность вобрала в себя гены хантов, кипчаков и кимаков.

Общие устои жизни чатов сходны с татарскими: это касается, прежде всего, верований. Они так же делают тотемы для защиты своих жилищ, верят в Тангри, прибегают к помощи шаманов. Языческие устои веры в некоторых жизненных моментах до сих пор преобладают над мусульманскими и христианскими.

Чаты уважают духов природы. Даже дети знают, что в тайге обитает Урман, которого можно заметить по черному облачению и вороному коню. Незыблемым остается культ домовых: это маленькие старички (реже девушка с золотистыми волосами), которые защищают жилище. По вере чатов, домовые иногда вселяются в кошек: к этому животному здесь особое отношение.

Усадьба чатского татарина

Сегодня, чтобы узнать о жизни чатов, надо отправиться в деревню Юрт-Оры. Именно здесь сосредоточено больше всего представителей этого этноса в Новосибирской области, хотя их всего около 100 человек.

Усилиями местных жителей для сохранения уникальных традиций и культуры чатов здесь построили «Усадьбу чатского татарина». Она представляет собой классическое подворье предков этого этноса.

В центре стоит изба из бревен, внутри воссоздано убранство дома: лавки-нары, поверх которых постелены паласы; маленькие низкие столики для трапезы. Сохранен и обязательный атрибут – сундук.

Изба в деревне Юрт-Оры

До сих пор здесь сохранился и привычный для чатов уклад жизни. Люди здесь ходят на охоту и рыбалку, разводят лошадей и скот, занимаются собирательством. Из поколения в поколение передается мастерство выделки шкур: когда-то чаты были мастерами в изготовлении одежды из кожи птиц.

Телеуты

Телеутов считают наследниками хуннов, пришедших из Китая. Это самый интересный коренной народ Новосибирской области, в традициях которого тесно переплетена культура русских, тюрков и алтайцев, смешены верования бурханизма, шаманизма, мусульманства и православия.

Телеуты в национальной одежде

Телеуты могут одновременно праздновать Троицу и Сомо, а также есть огромные пельмени с кониной или бараниной, и такого блюда не найдешь больше нигде.

Как и у других коренных этносов Новосибирского края, у телеутов до сих пор сильно идолопоклонство. В каждом доме есть коллекция семейных тотемов: это небольшие деревянные фигурки, которые хранятся в специальном священном ящике кайырчак.

Примечательно, что лица идолам доверяют вырезать только шаману, чтобы тот вселил в куклу особую защитную энергию.

Если у татар и чатов верховным божеством считается Тангри, то у телеутов это Бай Ульген, или мать всего сущего. По традиции предков, мир здесь делят на пять сфер.

  • Обитель людей и духов земного пути.
  • Cам земной путь, или кольцо-прослойка между реальной землей и миром шаманов.
  • Земля истины, в которую имеют доступ только «просвещенные».
  • Нижний мир злых духов.
  • Верхний мир богов-творцов.

После прихода в край русских языческие верования постепенно переплелись с христианскими традициями.

Телеутский праздник

Показательным в этом плане считается совместное празднование Троицы и Сомо. Раньше в этот день в березовой роще собирались все жители поселения. Во главе с шаманом там совершалось единое моление, после чего каждая семья брала себе по деревцу и несла к своему дому.

Это были так называемые идолы Сомо, к которым для защиты привязывали красные и белые ленты. Сегодня в полной мере праздник не отмечают, но традиция ставить у дома березки сохраняется.

Новосибирская область – уникальный край, в котором наряду с обычной современной жизнью сохраняются традиции, по которым жили предки коренных этносов этого региона.

Ассимиляция с другими народностями не смогла полностью искоренить их жизненные устои, благодаря чему у историков и этнографов появляется возможность не только окунуться в прошлое, но и возродить многие самобытные обычаи и обряды.

Первые елки тогда еще в Новониколаевске начали ставить в 1899 году. Запомнился этим А. И. Горлов [его инициалы стерлись из истории – прим.ред.]. Это человек также ездил к царю Николаю II в составе группы с еще двумя политическими деятелями просить статус безуездного города. Так вот А. И. Горлов и духовенство организовали первую для детей елку, которая собрала больше 200 ребят. Первые праздники проводили прямо в пожарных участках. Их украшали игрушками, и дети водили вокруг деревьев хоровод.

В 1917 году прошла произошла Октябрьская революция, и тогда некоторые традиционные праздники пришлось запретить. Более того, по городу ходили специальные комсомольские отряды, которые выискивали елки в домах горожан. 1922 год, например, запомнился многим «Комсомольским Рождеством», которое прошло в Москве. Тогда коммунисты пытались дискредитировать буржуазные, как они говорили, праздники – Новый год и Рождество.

До 1935 года смену календаря люди практически не отмечали, пока в газете «Правда» не появилась статья от журналиста Павла Постышева, который призывал организовать новогодние елки для советских детей. Эту идею подхватили в Новосибирске и начали воплощать ее в жизнь.

Н3.jpg

Как раз в 1930-х сложилась традиция новогодних елок как массового представления. Школы и детские сады через профсоюзы получали квоты на участие в празднике. Выдавали их, разумеется, только особо отличившимся.

Всю советскую историю Новый год позиционировался, в первую очередь, как праздник для детей. Тем не менее традицию подхватили граждане всех возрастов. СССР после второй пятилетки начала выбиваться в лидеры стран мира, поэтому рабочим гражданам хотелось как-то отдыхать. Власти тоже хотели поощрить людей, и дать им понять, что жизнь в государстве действительно становится лучше.

Так появились различные уличные ярмарки и елочные базары. Кроме того, на радио существовали специальные поздравительные часы. В которые каждый желающий мог передать своим близким, родственникам или знакомым приветы и пожелания. Печатали также открытки, которые можно было отправить по почте. Как раз тогда же Новый год встал и выходным днем – праздник решили официально закрепить и позволить людям отмечать его вместе с семьей.

С 1930-х годов прошлого века традиционным стал сладкий подарок для детей. Малышам дарили конфеты и игрушки. Взрослые же получали, то, что сложно было достать.

Н2.jpg

Большую популярность набрали мандарины. Другие фрукты в СССР зимой было практически не достать. В 1950-х в Абхазии уже начали разведение своих цитрусовых, поэтому традиция только закрепилась.

В советское время, как мы знаем, ставили на стол салат оливье. В нем было много недорогих ингредиентов, которые можно было достать. В традиционном рецепте стоит отметить, используется рябчик, однако тогда его стали заменять более доступной колбасой, а каперсы – зеленым горошком.

Ранее «Вести Новосибирск» сообщали о том, что учеников новосибирской школы не пустили на новогоднюю елку.

Поселку шел пятый год, а в нем по инициативе инженеров-путейцев, учителей и врачей был организован драматический кружок, который ставил спектакли, давал концерты, проводил музыкальные и литературные вечера. В 1916 году один из первых руководителей кружка, профессиональный актер Георгий Александрович Соколов, организовал любительский театр.

Кинематографист Федот Фадеевич Махотин (1871—14.12.1923), создатель в 1908 году электротеатра, ввел в городе традицию — в дни знаменательных событий каждому пришедшему в кинотеатр вручали на память вместе с билетом фотографические портреты великих людей (снимок в рост): в сентябре 1910 года — актера Макса Линдера, Александра Сергеевича Пушкина — к 110-летию со дня рождения, Льва Николаевича Толстого — на смертном одре в декабре 1910 года, Михаила Васильевича Ломоносова — в 200-летие со дня рождения, и т. д.

Директор реального училища Григорий Антонович Бутович организовывал ежегодные гимнастические вечера, устраиваемые воспитанниками училища. Вот, например, как проходил такой вечер 9 февраля 1917 года. При полном зале посетителей было продемонстрировано три вида групповой гимнастики. По желанию зрителей повторялось исполнение балета «Игра в лошадки». В конце представления зал устроил овацию преподавателю гимнастики реального училища Ф. И. Покорному.

Ф. Ф. Махотин в апреле 1914 года снял гимнастический праздник реального училища на пленку и показал ее вечером в тот же день. Такой возможностью в тот период ни один город Сибири больше не располагал. Тогда же было положено начало кинохронике города. 17 июля 1928 года вышел первый номер киножурнала «Сибирь на экране».

В Новосибирске стало традицией чтить выдающихся людей России, земли Сибирской, мирового сообщества и знатных земляков, оставивших заметный след в судьбе города, отмечать их юбилейные даты и важнейшие события отечественной и мировой истории.

19 февраля 1911 года город отмечал 50-летие отмены крепостного права в России. На базарной площади состоялся молебен и парад военных частей, полицейских отрядов и пожарных дружин.

26 августа 1912 года проводилось празднование «100-летие Отечественной войны и народной славы». На городской площади состоялся молебен и войсковой парад, а вечером в зале реального училища прошло торжественное заседание Городской думы с участием общественности города.

В этот период Городская дума принимает решение о создании в городе музея Отечественной войны и памятников: генерал-фельдмаршалу, светлейшему князю Михаилу Илларионовичу Кутузову-Смоленскому и государю императору Александру II.

Город всегда доброжелательно встречал знаковых людей страны: руководителей государства, общественных деятелей, выдающихся авиаторов, полярников, космонавтов, олимпийцев, писателей, художников, артистов и т.д.

Для примера исторический факт. Когда в августе 1906 года город посетила знаменитая певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева, исполнительница романсов и русских песен, горожане, встречая на вокзале, засыпали ее цветами. А для ее концерта на углу Сибирской улицы и Кабинетской (ныне Советской) на пустыре, засаженном деревьями, соорудили летнюю эстраду со скамейками и оградой. Позже этот летний сад назвали Альгамброй.

Интересно проводились вечера выдающихся русских писателей — это вошло в традицию, которая долго сохранялась. К выступлению на вечерах привлекались представители местной интеллигенции, ученые из других городов Сибири и из центра России. На встречах высказывали свои взгляды люди разных политических ориентаций, научных и художественных школ.

В 1917 году три учителя Ново-Николаевска были отмечены высокими наградами России. Среди них первый штатный учитель будаговской школы Николай Васильевич Козлов, который был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.

Новониколаевцы, а затем и новосибирцы стремились увековечить имена выдающихся писателей в названиях улиц, учреждений культуры. В городе 112 улиц названы именами деятелей культуры и искусства, в том числе: 76 улиц — именами поэтов и прозаиков, 13 — композиторов и музыкантов, 15 — художников и архитекторов, 8 — артистов и режиссеров.

В 1904 году, в день смерти Антона Павловича Чехова, его именем назвали публичную библиотеку, 21 января 1910 года, в день 50-летия со дня рождения, провели большой праздничный вечер его творчества.

В 1906 году, в связи с 20-летием со дня смерти Александра Николаевича Островского, был поставлен спектакль «Без вины виноватые», заслушан доклад о творчестве и к его скульптуре, установленной на сцене, под звуки оркестра возложены венки. 13 апреля 1923 года, в связи со 100-летием со дня рождения драматурга, сделали сообщение о жизни и творчестве и поставили акты из спектаклей «Бесприданница» и «Лес».

7 июля 1907 года, в день 50-летия литературной деятельности Л. Н. Толстого, из Ново-Николаевска в Ясную Поляну была послана телеграмма: «В день 50-летия литературной деятельности шлем наш огромный привет из далекой Сибири великому маститому художнику, мыслителю земли, слова которого — бессмертный голос совести народов. О нем вспомнят потомки тех веков истории, когда война между людьми исчезнет с лица земли. Привет великому учителю». 7 ноября 1910 года, в связи с кончиной Льва Николаевича, народной библиотеке в Закаменском районе присвоено его имя. Софье Андреевне Толстой направлено соболезнование: «Ново-Николаевское общество народного образования выражает свою глубокую скорбь по поводу кончины великого русского мыслителя и человека Льва Николаевича. Желает Вам бодрости и сил пережить эту неизмеримо тяжелую для Вас и всего человечества дорогую потерю. Умерло тело, но дух и гений Льва Николаевича будут жить вечно в сердцах людей».

2 ноября 1909 году в Ново-Николаевскую городскую думу обратились учителя городских школ с ходатайством о выдаче необходимых средств на устройство для учащихся праздника в память 100-летия со дня рождения поэта А. В. Кольцова (1809 — 1842). Принимая во внимание высокое воспитательное значение этого праздника, Городская дума выделила 100 рублей.

И еще один исторический факт: как сибиряки откликнулись на смерть знаменитой личности — Петра Алексеевича Кропоткина (1842 — 1921). Новониколаевский горуездисполком принял решение о присвоении его имени одной из улиц города, а газета «Советская Сибирь» 10 февраля 1921 года на первой странице опубликовала некролог «Умер Кропоткин» без подписи. Думаю, характеристика, данная ему, и сегодня представляет интерес для новосибирцев.

«В мировом революционном движении второй половины XIX века, подготовившем великую социальную перестройку нашей эпохи, он представлял одну из наиболее ярких, интересных и красочных фигур. Родовитый русский князь, казачий офицер, талантливый географ, смелый путешественник, блестящий писатель, выдающийся революционер, глава европейского анархизма, он прошел много ступеней, испытал много положений, но всегда и везде оставался большим человеком и смелым борцом за права угнетенных и обиженных.

Мы во многом, в очень многом расходились и расходимся с Кропоткиным. Мы иначе, чем он, представляем себе конечные цели, к которым стремится великое движение, охватившее в наши дни весь мир. Мы иначе, чем он, понимаем пути и средства, которые должны обеспечить этому движению победу. При жизни Кропоткина мы не раз долго и горячо спорили с ним и его сторонниками по вопросам идеологии, программы и тактики. Порой эти споры принимали острый и резкий, почти враждебный характер. Но даже в моменты самой ожесточенной полемики мы никогда не забывали, что перед нами великий дух, инакомыслящий, но революционный.

Теперь Кропоткин мертв. Великий дух угас, одна из наиболее ярких фигур XIX столетия отошла в прошлое. И перед раскрытой могилой старого революционера мы, его идейные противники, невольно обнажаем голову, потому что, несмотря на все свои заблуждения и ошибки, Кропоткин всегда был и до последних дней остался храбрым солдатом на войне за освобождение человечества от ига политической и социальной тирании».

В наши дни, пожалуй, мало кто вспомнит, а по какому поводу мы флаги приспускали или скорбили о ком-либо. Многие лидеры уходят оплеванными. Юбилейные даты людей и событий полезны тем, что дают возможность оценить современное состояние общества в той или иной сфере в сравнении с прошлым периодом. Понять, где и как выдерживается заданный прежде уровень, где и что утратили и, главное, что надлежит делать.

Город на протяжении всей своей истории отмечает юбилеи писателей, художников, крупных ученых, общественных и государственных деятелей. Даже в годы Великой Отечественнной войны отмечались 125-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1943), 100-летие со дня смерти Ивана Андреевича Крылова (1944), 75-летие со дня смерти Константина Дмитриевича Ушинского (1944), 125-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского (1945).

К сожалению, начиная с 80-х годов прошлого столетия, эта традиция угасает. За 20 последних лет город привлек всеобщее внимание в день столетнего юбилея к пяти именам: режиссера Веры Павловны Редлих, полководца Георгия Константиновича Жукова, ученого Михаила Алексеевича Лаврентьева, музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского, государственного деятеля Алексея Николаевича Косыгина.

Конечно, сегодня в обществе многое изменилось. Жизнь течет совсем по другим законам, чем раньше. Сейчас можно сесть к компьютеру, зайти в интернет и получить достаточно полную информацию и о городе Новосибирске, его истории и о других городах и странах, а главное, о людях, их идеях и творчестве. Можно прочитать в интернете самую свежую статью в журнале или газете, принять участие в дискуссиях по животрепещущим темам общественной жизни, обменяться сообщениями с коллегами в городе, стране, мире. И, что важно, новосибирцы оказались одними из первых в стране, кто стал развивать вычислительные и сетевые технологии. Прогресс в этой области серьезно продвинули разработки академиков Андрея Петровича Ершова, Гурия Ивановича Марчука и др.

Наш город, пожалуй, единственный в азиатской части России, в котором поддерживаются и сохраняются традиции научной деятельности, — преемственность знаний и методов исследования.

В январе 1925 года было создано Сибирское научно-исследовательское общество, в 20-е годы и начале 30-х годов стали создаваться научно-исследовательские организации, проводившие разработки по биологии, медицине, химии, геодезии, педагогике, транспорту, экономике и др.

В начале 1942 года был создан Комитет ученых для решения важнейших оборонных проблем во главе с выдающимся представителем российской науки Сергеем Алексеевичем Чаплыгиным, имя которого носит одна из городских улиц.

21 октября 1943 года в Новосибирске был создан Западно-Сибирский филиал АН СССР, а по предложению отечественных ученых академиков Михаила Алексеевича Лаврентьева, Сергея Алексеевича Христиановича и Сергея Львовича Соболева постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1957 года — Сибирское отделение Академии наук СССР.

«Здесь, — как подметил президент Франции Шарль де Голль, посетивший Новосибирск в 1966 году, — нашло свое смелое выражение сочетание современного ума и традиций». Здесь родилось немало ценных и смелых инициатив, многие из которых были подхвачены в других городах страны и за ее пределами.

На предприятиях, в организациях и учреждениях города родилось немало добрых трудовых традиций, которые поднимали социальную ценность и авторитет труда, содействовали развитию соревнования за повышение производительности, культуры производства, качества продукции.

Новосибирцы одними из первых в России откликаются на интересные предложения и инициативы. Так было в 20-е годы, когда вслед за всесоюзным конкурсом на лучшего красного директора предприятия в Ново-Николаевске 28 марта 1923 года был объявлен конкурс на лучшего учителя в сибирском масштабе. Так было и в последующие годы, когда организовывались конкурсы рабочих и инженеров на звание «Лучший по профессии».

В последнее время власти области и города Новосибирска стремятся возродить все разумное. Традиции придают устойчивость развитию и обеспечивают связь времен.

В июле — августе 1922 года в Ново-Николаевске зародилась идея шефства города над деревней. Губком РКП(б) прикрепил тогда 33 городских партячейки к 45 деревенским ячейкам Ново-Николаевского уезда. Дело это разрослось и вылилось в явление примечательное, социально значимое. Шефство широко распространилось по стране, стало традицией, существовавшей в различных формах до 90-х годов XX века.

Вот факт истории. 1 мая 1923 года в Ново-Николаевске проходит торжественное заседание горсовета с представителями партийных, советских, профсоюзных и военных органов и делегатами от крестьян Ново-Николаевской губернии, посвященное 1 Мая:

«Под нескончаемый гром апплодисментов делегаты от рабочих подносят крестьянам в знак тесного братского союза плуг, косу и грабли, а делегаты от крестьян передают рабочим сноп колосьев и заявляют, что крестьяне знают и помнят, что без поддержки городского пролетариата, без тесного с ними союза не восстановится и не будет прогрессировать сельское хозяйство, не окрепнет экономическая и военная мощь рабоче-крестьянской республики».

В 20-е годы заметный размах получило культурное шефство над Красной армией и флотом, творческое содружество между деятелями искусства и рабочими. Эта славная традиция с тех пор сохраняется на взаимном уважительном отношении искусства города и армии, художественных коллективов и предприятий Новосибирска.

При любых поворотах истории развития города он не замыкался только в рамках внутригородских проблем. Его волнуют и интересуют любые события, происходящие в стране и мире. Он активно откликается на драматические и трагические события в жизни общества. В традиции города помогать людям.

Факты из летописи города:

7 июня 1906 года жители Ново-Николаевска пожертвовали в пользу политических арестованных, заключенных в Александровском централе, 26 руб. 76 коп., в том числе рабочие — 10 руб. 24 коп., кроме того, от двух иностранцев поступило по одному рублю. Май 1917 года. Городская дума приняла решение оказать помощь хлебом и собранными деньгами пострадавшим от пожара жителям г. Барнаула. 1920 год: город отправил в Москву 50 вагонов со сливочным маслом и 20 тысяч пудов кофе. Апрель 1920 года: в городе сформирован маршрутный поезд в Вологду, состоящий из 25 вагонов овса и ячменя. С 15 по 23 октября 1921 года в губернии была проведена «Неделя помощи голодающим Поволжья». Собрано драгоценностей и ценных вещей, являющихся предметом роскоши, для закупки продовольствия на сумму 23136480 рублей. 1922 год: в детских домах и по семьям размещены 5000 детей, содержание которых целиком взяло на себя местное население. 6 сентября 1923 года принято решение Сибревкома об оказании помощи населению Японии, пострадавшему от землетрясения. 1 октября 1924 года: из фонда Сибревкома выделено 15 тысяч рублей г. Ленинграду, пострадавшему от наводнения. На предприятиях был организован сбор добровольных пожертвований и отчислен однодневный заработок в помощь ленинградцам. 3 марта 1942 года в осажденный Ленинград доставлен эшелон в 40 вагонов с кокосовым маслом, хранящимся на Новосибирском жиркомбинате. 4 августа 1943 года в качестве шефской помощи отправлен первый эшелон со строительными материалами, станками и продовольствием в г. Воронеж и т. д.

Новосибирцы всегда славились отзывчивостью, помогали и сочувствовали. Даже в самых тяжелых условиях они готовы поделиться. Это признак сибиряков, их врожденные качества.

Лучшие традиции и обычаи являются частью современной жизни, они как бы связывают поколения людей незримой нитью преемственности. Когда в город приезжают гости и видят, что мы ничего не рушим и не переименовываем, уничтожая свое прошлое, они удивляются. Хотя в прошлом Новосибирск не избежал этой участи. В 20-м году были изменены названия улиц, носивших имена святых, членов царской семьи, сановников. В 30-е годы заменялись названия улиц с именами репрессированных лиц. В 1957 году в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР были заменены все названия улиц, носивших имена здравствующих тогда людей.

В связи с переименованием — а такая проблема, к сожалению, в городе нередко возникает и сегодня — уместно напомнить в назидание и на пользу потомкам факт из истории.

В 1812 году за победу над Наполеоном и спасение России фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову (1745 — 1813) был присвоен титул Князь Смоленский. Так разумно поступили наши предки, а ведь взяли бы да и переименовали Смоленск в город Кутузов. Но нет, предпочли увенчать именно героя названием того города, где был совершен подвиг: Кутузов-Смоленский, А. В. Суворов-Рымнинский, Г. А. Потемкин-Таврический и т.д. Не городу честь его, а ему — честь города. При такой традиции — а она, как видим, существовала в России — город в веках сохранит свое первоначальное название, даже если в нем за всю историю родились сотни гениев военного искусства, науки и культуры.

И еще один заслуживающий внимания факт из отечественной истории. 10 октября 1922 года в Петербурге на площади Восстания заново открыт памятник Александру III с высеченной на его постаменте стихотворной надписью Демьяна Бедного (1883 — 1945) (имя и фамилия Придворов Ефим Алексеевич):



Мой сын и мой отец

при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного

бесславья.

Торчу здесь пугалом чугунным

для страны,

Навеки сбросившей ярмо

самодержавья.

И сразу изменились смысл и значение памятника: «Перед памятником стоит толпа обывателей, с улыбкой читающих надпись».

Новосибирск стал первым городом России, организовавшим постоянный пионерско-комсомольский пост № 1 у Вечного огня монумента Славы воинов-сибиряков. 9 мая 1970 года здесь начали нести вахту памяти лучшие учащиеся школ и профессионально-технических училищ города. Но в 1991 году, в новые времена, эта высокогуманная традиция была прервана, как и множество других замечательных традиций, оказавшихся беззащитными перед лицом новых явлений в экономической и политической жизни общества.

25 ноября 2003 года после 12-летнего перерыва пост № 1 восстановлен. Он продолжает оставаться первым серьезным жизненным испытанием учащихся старших классов. У монумента Славы зародилась и другая трогательная традиция. Уже более тридцати лет сюда приезжают молодожены в день свадьбы почтить память воинов.

В 2000 году, после длительного перерыва, в Новосибирске возобновил свою деятельность штаб студенческих строительных отрядов, бывших прекрасной школой организаторской работы для молодежи. Возрождение традиции стройотрядовского движения, духа стройотрядов чрезвычайно актуально для воспитания молодого поколения. Хотелось бы, чтобы возрождение стройотрядов шло на основе всего лучшего, что было в них, — особая духовность, рабочая закалка, солидарность, состязательность, коллективизм. Любые традиции в труде, быту, культуре, во всем образе жизни человека отражают нашу историю, являются носителями духовного начала общества.

С появлением новых возможностей зарождаются новые традиции, изменяется отношение к народным традициям, возродилось празднование Пасхи и других православных и мусульманских праздников. Город соблюдает освещенные веками традиции — встречи Нового года и весны, проводы зимы, окончание школы, вуза, новоселье и т. д.

Вот как выразила свое отношение к традициям, существующим в коллективе Новосибирской муниципальной клинической инфекционной больницы № 1 (в 2004 году ей исполнилось 100 лет) ее главный врач, заслуженный врач Российской Федерации Елена Григорьевна Сахарова: «Пусть это покажется сентиментальным, но мы очень чтим традиции. У нас почти двести ветеранов, про которых мы не забываем ни на один день. Проводим осенние балы, дни пожилых людей, чествуем ветеранов войны…Мы очень трепетно относимся к своей истории».

К сожалению, новосибирцам не удалось закрепить и продолжить примечательное дело, совершенное в год столетия города. 4 июля 1993 года в Первомайском сквере каждый гость города, прибывший на юбилей из 75 городов России, и городов Саппоро (Япония) и Ухань (Китай), посадил елочку. Возле каждой из них установили указатель, чья это елочка. Так была заложена Аллея дружбы городов.

Но пришла зима. Убирая аллею, сняли все указатели, не зафиксировав их расположение, а на следующий год об этом никто уже не вспомнил. Сегодня аллея разрослась, но что у нее есть название и день рождения, никак не отмечено.

В 90-е годы XX столетия в Новосибирске стало традицией проведение духовно-просветительских акций. Главная их цель — духовная и материальная помощь людям, проживающим в отдаленных деревнях и селах области. Ежегодно по инициативе Новосибирского епархиального управления Русской православной церкви, при поддержке администрации области и участии управления Западно-Сибирской железной дороги в путь отправляется поезд «За духовное возрождение России» (вагон-церковь), дорожный передвижной диагностический консультативный центр «Здоровье» и концертные группы театрально-филармонических коллективов города. Или участники этой традиционной акции отправляются в двухнедельный рейд по селам, расположенным по берегам Оби на медико-просветительском православном корабле-церкви «Андрей Первозванный», или на автобусах (автопоездом). У Новосибирского епархиального управления Русской православной церкви сложился замечательный актив, бескорыстно работающий на ниве просвещения и культуры.

В связи с развитием новых информационных технологий возрастает необходимость сохранения традиционных видов культуры и искусства. Технический прогресс возвысил человека, но и принес новые проблемы. Бернард Шоу (1856 — 1950), лауреат Нобелевской премии, как-то заметил: «После того, как человек научился летать по воздуху как птица, плавать под водой как рыба, ему осталось научиться совсем немногому — жить на земле как человек».

Благодаря наличию современных средств человечество в определенные моменты может превратиться в одну огромную семью, и хотелось бы обратить внимание на один аспект. Как свидетельствует жизнь, людей сплачивает не только радость, но и скорбь. Перед лицом большого общего горя и при большой радости люди объединяются. Вспомним 12 апреля 1961 года, день, окрашенный радостью очень большой победы людей. Это был день, когда все люди Земли вдруг почувствовали родство, почувствовали, что все они жители одного дома, не такого уж и большого, если можно его облететь за какие-то 108 минут.

Из истории человечества известно, что один из вернейших способов распада общества — забвение прав и морали, отказ от духовных святынь и традиций, от прошлого, от национальной культуры и правовых норм. Развитие и углубление социально-культурных патриотических традиций города служат улучшению общественных отношений, созданию атмосферы полноценной духовной жизни.

Традиции — это не копирование, не повторение, а дальнейшее развитие уже накопленного социально-культурного наследия. Новосибирск никогда не удовлетворялся тем, что достигнуто.

Каждое свершение открывало перед ним новые горизонты, каждая решенная задача влекла к постановке новых, более сложных и значительных задач, каждый реализованный план рождал более масшатбные перспективы. Ныне они определены стратегическим планом устойчивого развития города до 2020 года. Это наш фарватер, он указывает, куда мы движемся, какую цель себе в жизни наметили, какое общество стремимся создать.

В Новосибирской области представили программу празднования Дня народного единства 4 ноября.

В пятницу, 4 ноября, в День народного единства в Новосибирской области пройдут бесплатные концерты, ярмарки, выставки и спартакиады. Полную программу празднования представило министерство культуры региона.

Основная площадка праздника — Новосибирская филармония и Государственный концертный зал имени А.М. Каца. Главный слоган праздника — «Мы вместе!».

В 14:20 на входе в концертный зал растянут флаг России. Гости смогут присоединиться к акции #МЫВМЕСТЕ.

Праздничный концерт начнётся в 15:00 на сцене зала имени Арнольда Каца. На концерте выступят творческие коллективы из ДНР, группа «Яхонт» из Красноярского края, государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны» из Новосибирской области и другие.

После концерта начнётся молодёжная вечёрка.

В фойе в течение дня будет работать площадка, на которой гости смогут познакомиться с играми народов России: мастер-классы по народным играм, представления игр и состязаний, ярмарка народных ремёсел. Также в фойе можно будет написать письмо, которое отправят бойцам в зону СВО. В него можно вложить детский рисунок, открытку, иконку — всё, что поднимет боевой дух защитников.

Также в здании филармонии расположится фотозона «От ополчения к ополчению». На ней представят основные исторические события и эпохи страны, в которых большую роль сыграло народное ополчение: Смутное время (17 век), Отечественная война (19 век), Великая Отечественная война (20 век).

Чтобы попасть на любую площадку, необходимо иметь пригласительный билет — их выдают в кассе концертного зала.

Фото День народного единства в Новосибирской области 4 ноября: полная программа 2

Кроме Новосибирской филармонии, День народного единства отметили и на других площадках.

29 октября в 11:00 в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики открылся фестиваль «МЫ РОССИЯ – МЫ ВМЕСТЕ!», и прошли спартакиады «Молодецкие игры народов России».

Ансамбль песни и танца «Чалдоны» в течение недели до 4 ноября выступал в следующих местах:

26 октября в 13:00 – Дворец культуры «Крылья Сибири» (г. Обь),

27 октября в 18:00 – Дом культуры «Юность» (р.п. Колывань),

31 октября в 18:00 – Районный социально-культурный центр имени С.А. Жданько (г. Черепаново),

1 ноября в 18:00 – Районный дом культуры имени С.М. Кирова (г. Болотное),

2 ноября в 17:00 – Дом культуры имени Горького (Каргатский район).

Ранее Сиб.фм сообщал о графике выходных с 4 по 6 ноября.

Предыдущая акция с развёртыванием флага России проходила в Новосибирске 22 августа, в День флага России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники нижегородского края
  • Народные праздники название мероприятий
  • Народные праздники ненцев
  • Народные праздники на смоленщине
  • Народные праздники немцев