Народные праздники омской области

Показано 44 файла из 44, находящихся в данной категории.

Файлы в категории «Праздники народов Омской области»

Показано 44 файла из 44, находящихся в данной категории.

  • 0279.JPG

    0279.JPG
    448 × 336; 45 КБ

  • 0316.JPG

    0316.JPG
    448 × 336; 37 КБ

  • 0432.JPG

    0432.JPG
    448 × 336; 41 КБ

  • 0495.JPG

    0495.JPG
    448 × 313; 47 КБ

  • 100 2211.JPG

    100 2211.JPG
    448 × 336; 150 КБ

  • 1234567.jpeg

    1234567.jpeg
    448 × 336; 32 КБ

  • 38370383 kreschenie5.jpg

    38370383 kreschenie5.jpg
    200 × 266; 21 КБ

  • 82430.JPG

    82430.JPG
    336 × 448; 37 КБ

  • Бой.JPG

    Бой.JPG
    448 × 307; 46 КБ

  • В Крещение на Иртыше411 0119.jpg

    В Крещение на Иртыше411 0119.jpg
    292 × 201; 13 КБ

  • Гора.JPG

    Гора.JPG
    448 × 301; 43 КБ

  • ГоркаТ.JPG

    ГоркаТ.JPG
    200 × 267; 50 КБ

  • День Победы SDC11823.JPG

    День Победы SDC11823.JPG
    448 × 336; 50 КБ

  • День рождения 002.JPG

    День рождения 002.JPG
    437 × 336; 45 КБ

  • ДеньрождТ.JPG

    ДеньрождТ.JPG
    267 × 200; 48 КБ

  • Иван Купала.JPG

    Иван Купала.JPG
    448 × 336; 41 КБ

  • Игра Бояре.jpg

    Игра Бояре.jpg
    356 × 336; 22 КБ

  • Игра Плетень.jpg

    Игра Плетень.jpg
    448 × 309; 23 КБ

  • Игра Ручеёк.jpg

    Игра Ручеёк.jpg
    448 × 303; 22 КБ

  • Игры в лесу.jpg

    Игры в лесу.jpg
    403 × 336; 38 КБ

  • ИгрыТ0.jpg

    ИгрыТ0.jpg
    274 × 200; 9 КБ

  • Канат.JPG

    Канат.JPG
    448 × 274; 38 КБ

  • КанатТ.jpg

    КанатТ.jpg
    267 × 200; 16 КБ

  • Кошки мышкиТ2.JPG

    Кошки мышкиТ2.JPG
    267 × 200; 44 КБ

  • Крещение 968787.jpg

    Крещение 968787.jpg
    294 × 448; 17 КБ

  • Крещение племянника.jpg

    Крещение племянника.jpg
    398 × 286; 25 КБ

  • Наряжаем елку.jpg

    Наряжаем елку.jpg
    346 × 247; 10 КБ

  • НгодТ.jpg

    НгодТ.jpg
    286 × 200; 9 КБ

  • Новый год0001.JPG

    Новый год0001.JPG
    448 × 332; 29 КБ

  • Пасха3.jpg

    Пасха3.jpg
    448 × 326; 28 КБ

  • ПасхаТ.JPG

    ПасхаТ.JPG
    267 × 200; 41 КБ

  • Пр Омс.jpg

    Пр Омс.jpg
    1024 × 267; 74 КБ

  • Рождество2.jpg

    Рождество2.jpg
    448 × 312; 22 КБ

  • Ручеек Т1.JPG

    Ручеек Т1.JPG
    267 × 200; 42 КБ

  • Сабантуй игрыТ.JPG

    Сабантуй игрыТ.JPG
    267 × 200; 62 КБ

  • СабантуйТ.JPG

    СабантуйТ.JPG
    267 × 200; 73 КБ

  • Свадьба на селе.jpg

    Свадьба на селе.jpg
    392 × 307; 19 КБ

  • СвадьбаSSL10477.JPG

    СвадьбаSSL10477.JPG
    336 × 448; 107 КБ

  • СвадьбаТ.JPG

    СвадьбаТ.JPG
    267 × 200; 41 КБ

  • Соревнования по бегу в мешках.jpg

    Соревнования по бегу в мешках.jpg
    448 × 292; 26 КБ

  • Троица в Строкино.jpg

    Троица в Строкино.jpg
    400 × 231; 22 КБ

  • Троица2Т.JPG

    Троица2Т.JPG
    267 × 200; 70 КБ

  • Фотографии 2 132.jpg

    Фотографии 2 132.jpg
    448 × 336; 116 КБ

  • Юбилей, 2001 г.jpg

    Юбилей, 2001 г.jpg
    250 × 140; 12 КБ

Изучение культуры и национального состава народов Омской области

Цели и задачи: изучить размещение национального состава населения Омской области;

изучить культуру и традиции семей учащихся; изучить культуру и традиции народов Омской области; изучить литературу по данной теме.

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный, беседа, частично-поисковый, рассказ.

Оборудование: карта Омской области, атлас Омской области.

План урока

1. Организационный момент (постановка цели урока).

2. Изучение нового материала.

3. Индивидуальные сообщения учащихся.

4. Итоги урока.

Ход урока На свете нет малых народов.

Величие народа не измеряется его численность.

Виктор Гюго

Мы живем в удивительном Сибирском краю, в Омской области. Это наша малая Родина, место, где мы появились на свет, где ранее жили наши предки.

Расскажем немного об истории заселения Омской области. Процесс освоения Омской области начался более 400 лет тому назад, когда территория являлась частью Сибирского ханства. С территории Алтая и Казахстана сюда проникали тюркские племена, что со временем привело к появлению новой народности – сибирские татары. По мнению ученых-историков, в нее влились и татары, пришедшие с низовий Волги из Золотой Орды. В1716 году по указу Петра 1, Иван Дмитриевич Бухгольц (Бухольц) начал строительство крепости в месте впадения реки Омь в р.Иртыш. С этого времени Омская область стала активно заселяться. Первыми жителями стали выходцы из Устюга, Вятки, Перми, Тобольска, Тары, Тюмени, т.е из северных и сибирских мест, и местное население татары и казахи. В области проживают народы разных национальностей, это связано с тем, что населяли территорию области русские, и украинцы, и белорусы, и евреи. На территории проживали коренные жители татары, в южной части проживают казахи. Во времена Екатерины 2 сюда переселялись немцы, в 19 веке ссылались поляки. Все это привело к многонациональному составу населения.

Большую роль в заселении Омской области сыграло строительство Западно – Сибирской железной дороги Челябинск – Омск-Новосибирск. на севере области основной каркас расселения образуют населенные пункты вдоль Иртыша и его крупнейших притоков в этом регионе – Ишима, Большого Аева, Уя, Оши, Тары. Южнее население размещается более равномерно по территории.

Однако и здесь можно выделить основные полосы расселения, которые протянулись вдоль Главной Сибирской железнодорожной магистрали, Иртыша и Оми.

Перед нами карта районов Омской области.

Хотя на территории Омской области и проживает 121 национальность, этнический состав однороден. Большая часть немецкого, украинского, казахского населения проживает в г. Омске, районах степной зоны, (Русско-Полянском, Нововаршавском и др. районах). Татарское население в г. Омске и в районе лесной зоны (Тара, Усть-Ишим, Мурормцево). Украинцы, эстонцы и латыши живут преимущественно в лесостепной территории. Население области, включающее представителей разных национальностей, живет и трудится дружной семьей. О национальном составе населения области можно судить по распространению языков. Русский, татарский, украинский, казахский, армянский, немецкий, азербайджанский, и другие являются родными для многих жителей области. Омская область, на территории которой проживают представители 121 национальности, является моделью России в миниатюре. Это пограничный регион, находящийся на стыке двух культур – европейской и азиатской.

Каждый из нас не только россиянин, но и представитель своего народа: русский, татарин, украинец, казах.

У каждого народа – свои особенности, у каждого есть чему поучиться. И этническая история – это история взаимодействия народов, заимствования всего лучшего друг у друга.

Современные особенности размещения представителей различных национальностей по территории области во многом обусловлены историей её заселения. Сюда переселялись, направлялись на службу или ссылались русские, немцы, украинцы, поляки, белорусы и представители многих других национальностей. Возникло множество деревень, название которых указывает на географию миграционных потоков в Прииртышье. Так, в лесостепной зоне появились деревни Тамбовка, Рязановка, Орловка, Камышино-Курское, в степной – Полтавка, Павлоградка, Одесское, Таврическое и другие.

Проведённая в 2002 г. перепись населения указывает на мозаичность и пестроту «этнической карты» Омской области. Произошло уменьшение численности представителей прибалтийских национальностей (латышей, эстонцев), а также мордвы и евреев. Этот процесс связан с их естественной убылью, ассимиляцией с другими народами, эмиграцией.

О национальном составе населения области модно судить по распространению языков. Русский, татарский, украинский, казахский, армянский, немецкий, азербайджанский, и другие являются родными для многих жителей области.

Что касается религиозных процессов в регионе, то они, как и в России в целом, отличаются сложностью и динамизмом. В 2005 г. На территории области зарегистрировано 238 религиозных объединений различной конфессиональной направленности, из них 79 действуют в г. Омске. В Омской области проживают православные, мусульмане, католики, буддисты, протестанты, иудеи и представители некоторых других конфессий.

Национальный состав населения Омской области, в % от общей численности населения составляет:

(Сообщения детей о традициях немцев и украинцев.)

Немецкий национальный костюм

Первая большая группа немецких переселенцев прибыла из Поволжья в 1893 году. В настоящее время значительная часть немцев проживает на территории Азовского национального муниципального района, созданного в 1992г.

Традиционная немецкая одежда сложилась в XVI XVII веках, но вышла из употребления уже в 19. Женщины носили корсажи, кофты, разной длины юбки, передники, наплечные платки, в Верхней Баварии платье. Мужчины носили рубахи, короткие и длинные штаны, безрукавки, жилеты, шейные платки. Обувь кожаные башмаки с пряжками, сапоги, изредка деревянные башмаки. Позже на юге стал популярен тирольский костюм короткие штаны на подтяжках, белая рубаха, красная безрукавка, чулки до колен, туфли, шляпа с пером.

Пища в зависимости от типа хозяйства. На севере картофель и блюда из него, ржаной хлеб, на юге мучные изделия, лапша, клецки, пшеничный хлеб. Сосиски и колбасы считались общенемецкими продуктами. Один из классических напитков пиво. Праздничная пища свиная голова, свинина, гусь, карп, квашеная капуста, много мучных торты, пряники, печенье

Праздники.

Главные праздники общие, Рождество и Новый год. В январе и феврале проводятся карнавалы (широко известен Кёльнский карнавал).

Религия.

Большая часть немцев в Сибири были лютеранами, католиками и меннонитами. Лютеранство – одно из протестантских вероучений, основателем которого был Мартин Лютер (1483-1546). Первые религиозные общины и церковные школы немцев в Сибири были лютеранские.

Католицизм оформился как направление христианства в ХI в. и до Реформации был господствующей религией на территории Европы. Католики занимали с XVIII века по численности второе место среди российских немцев. В Сибири рост католических общин и приходов связан с переселением колонистов и депортацией.

Баптисты имели в России право на свободное вероисповедание. Они оказались общиной, в которую к ХХ в. влилось значительное число немцев других конфессий – лютеран, меннонитов и др. Баптисты отказались от ряда обрядов: поклонения кресту и иконам, крестного знамения, крещения новорожденных и др. К водному крещению допускаются только лица, прошедшие особый испытательный срок. Запрещены употребление алкоголя и табака.

Украинский народный костюм

Украинцы вместе с родственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. К украинцам относят также полесские этнографические группы: (полищуки) ряд западноукраинских этнографических групп (бойки, гуцулы, лемки, закарпатские русины, причём многие представители последней группы самоидентифицируют себя как отдельный от украинского народ).

В украинском языке выделяются следующие территориальные диалекты: северо-западные (полесские), испытавшие влияние белорусского языка; юго-западные (галицкие, закарпатские, буковинские), испытавшие влияние польского и словацкого языков; юго-восточные (приднепровские), были положены в основу литературного языка; северо-восточные (слобожанские), испытавшие влияние русского языка.

С незапамятных времен было трепетным отношение к традициям. Даже после принятия христианства украинцы сохранили многие свои народные старинные обычаи, только объединив их с религиозными. И сегодня, спустя тысячи лет, уже непросто обнаружить грань, где в украинских обычаях заканчивается древняя культура, а где начинается христианская.

Рождество

Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день 6 января отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.

Масленица

Еще один популярный украинский обычай неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника это блины и народные гуляния.

В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.

Пасха

Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.

Троица. Ивана Купала

Ивана Купала, так же Иванов день, является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.

Несмотря на то, что Омская область является многонациональным регионом, ситуация в обществе характеризуется отсутствием конфликтов и мирным сосуществованием представителей разных народов. В нашей школе учащиеся с уважением относятся к быту, культуре, традициям разных национальностей.

3. Закрепление изученного материала.

1. По карте Омской области, определите районы области, где наблюдается наибольшая и наименьшая плотность населения. Назовите причины, влияющие на плотность населения.

2. Какие религии представлены на территории Омской области.

3. Объясните особенности размещения представителей различных национальностей по территории области.

Домашнее задание. Составить кроссворд по теме: « Население Омской области».

Использованная литература:

Аблова И.М. География Омской области. Природа. Население. Хозяйство / И.М. Аблова, Л.В. Азарова, Н.Г. Алексеева [и др.]; под ред. Л.В. Азаровой, Г.И. Саренко. – Омск: Министерство образования Омской области, 2008.

География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл.: учебник для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ под редакцией В.П.Дронова. – 9-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2008.– 271.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: В 2 кн.1: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2004.

Google Play

App Store

Google Play

App Store

Местные жители с Оксаной Савочкиной. Хортицы, Нижнеомский район. Выпуск от 31.01.2023.

— История 113-летнего села Хортицы;

— Рецепт «утки по-хортицки» от героев нашей программы;

— В гостях у заслуженной артистки Нижнеомского района Татьяны Антоновой.

Общество

Местные жители 0+
269

вт 20:00

О телепроекте

Авторский телевизионный проект о тех, для кого Омская область не место на карте, а родная земля. Бескрайние степи и вековая тайга. Крупные хозяйства и крестьянские подворья. Будни и праздники Омского Прииртышья.

Подробнее
Свернуть

Савочкина Оксана

Автор и ведущая программы «Местные жители»

Чернышова Ольга

Автор и ведущая программы «Местные жители»

По вопросам размещения рекламы
обращайтесь по телефону:

Местные жители все выпуски

На все руки не от скуки. История появления небольшого предприятия на Кормиловской земле.

24 января 2023 1647

Жила-была варежка. Что вы знаете об этом предмете гардероба, кроме того, что он греет руки?

17 января 2023 1531

Эти бабушки не спят – вяжут вещи для ребят. Хорошо всегда им вместе собираться в «Радовести».

10 января 2023 1469

Местные жители вспомнят, каким выдался этот год, как потрудились и чего добились, будут песни, танцы, богатый стол.

27 декабря 2022 2789

Выходцы из соседней страны организовали фермерское хозяйство на омской земле.

6 декабря 2022 4579

Крестьянские подворья и их вклад в продовольственную безопасность района.

22 ноября 2022 4493

Самобытный художник Алексей Завьялов из села Фирстово Большеуковского района во дворе родительского дома организовал уникальную выставку под открытым небом.

15 ноября 2022 3331

Поэтесса из села Князево и столетний юбилей местной жительницы северной глубинки.

8 ноября 2022 3861

Тысячи хороших слов о деревне мастеров.

1 ноября 2022 4735

Без купюр и без прикрас..Портрет чиновника районного масштаба

25 октября 2022 3811

Житель деревни Матюшино Любинского района Геннадий Голуб освоил технологию приготовления нескольких известных сортов сыра.

18 октября 2022 4025

В трудный год — помог расчет Солнцевка снова в районных лидерах. Янтарное зерно нынешнего урожая.

11 октября 2022 4039

Почему жители одного из населенных пунктов Омской области не пользуются вёдрами и чем привлекает туристов таёжная глубинка в Тарском районе?

4 октября 2022 3917

Супруги Халиковы из аула Алкул Нововаршавского района, прожив в законном браке почти 40 лет, решили сыграть свадьбу по мусульманским традициям – провести «никах» в мечети.

20 сентября 2022 5443

Уникальные рецепты мясных изделий молодого технолога из Кормиловского района. Что запасают селяне на зиму, и как идет жатва на полях области?

13 сентября 2022 4491

Жительница Омского района Елена Бурдель уже более пяти лет занимается изготовлением травяных авторских чаёв. Для создания напитков использует необычные травы, ягоды и фрукты.

6 сентября 2022 4145

Святочная обрядовая игра «Женитьба Терешки» белорусских переселенцев Омской области

Саенкова Татьяна Леонтьевна, 1942 г. р. Деревня Игоревка

Саенкова Татьяна Леонтьевна, 1942 г.р. 

Деревня Игоревка Муромцевского района. 

Фото Мясниковой С.А., 2016 г.

Конец XIX – начало XX вв. – время массового переселения жителей центральных и западных округов России на территории Сибири и Дальнего Востока. Переселенцы старались селиться вместе, благодаря чему в Сибири появились «украинские», «эстонские», «вятские» и другие населенные пункты. Подобная картина наблюдалась и в Омском Прииртышье, где в северных районах в условиях самоизоляции культуры и языка был основан целый ряд белорусских деревень. Именно в условиях локализации национальной культуры белорусов на территории Омской области учеными-фольклористами фиксируются специфические составляющие белорусского народного календаря: волочебные, толочаные песни. К этой категории можно отнести и святочный обряд «Женитьба Терешки».

«Женитьба Терешки» – это белорусский рождественский обрядовый игровой комплекс, который по функции сопоставим с вечеркой. Суть игры проста: из числа участников обряда выбирается пара наиболее взрослых и опытных людей, которые становятся «маткой» и «батькой» – распорядителями всей «женитьбы». «Матка» и «батька» формируют пары, которые и начинают «жениться», т. е. «перекручиваться» в танце, а затем «ловиться» (сначала парень ловит девушку, потом девушка ловит парня). Игра заканчивается всеобщим застольем. Все действо сопровождается пением специальных песен-терешек под скрипку и цимбалы (в более поздних записях под гармошки), а также исполнением всевозможных танцев, основным из которых является «Лявониха». Обряд «Женитьба Терешки» имел четко приуроченное ко времени года исполнение – Рождество.

Белорусская рождественская игровая обрядность «Женитьба Терешки» давно ушла из широкого народного быта и долгое время оставалась (и остается до сих пор) известной лишь узкому кругу специалистов. Этот фактор определил характер и полноту сбора полевого материала обряда, степень изученности обряда, а также отображение его в региональных публикациях. Впервые в Омской области обряд-игру «Женитьба Терешки» зафиксировала экспедиция филологического факультета ОмГПУ под руководством Т. Г. Леоновой (профессор ОмГПУ, д.фил.н.) в Знаменском районе в 1973 г.[1] В дальнейшем, к сожалению, обряд так и не стал объектом специального изучения. В фольклорно-этнографических экспедициях, проводимых на территории области, фиксация «Терешки» зависела либо от профессионализма собирателя, либо от случайной встречи с информатором, который сам рассказывал об игре. Поэтому на сегодняшний день имеющиеся сведения об игре по большей части фрагментарные. Несмотря на то, что бытование обряда в ряде сел Прииртышья приходилось еще на конец 60-х – начало 70-х гг. XX в., в живом бытовании он записан не был. Поэтому материалом для изучения и анализа обряда «Женитьба Терешки» служат данные из фондов фольклорно-этнографических архивов Омского Прииртышья (в том числе и личных архивов исследователей): фольклорного архива Омского государственного педагогического университета (далее – ФА ОмГПУ), областного фонда фольклорно-этнографических материалов Государственного центра народного творчества (далее – ОФ ФЭМ ГЦНТ); музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского; ЛА Козловой, ЛА Аркина, ЛА Мясниковой. К настоящему времени часть архивных материалов, а также аналитические исследования обряда опубликованы в следующих изданиях: «Фольклор и литература Сибири» [6], «Со венком я хожу: народные песни Омской области» [1], «Русский народный праздник: Научно-методическое пособие для работников культуры и образования» [12], «Белорусы в Сибири: сохранение и трансформация этнической культуры» [2]. Статьи в сборниках ежегодного сибирского межрегионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» [4, 5, 7, 8, 10, 13]. Статьи в периодических изданиях: «Земля сибирская, дальневосточная» [11], «Наука о человеке: гуманитарные исследования» [9]. Электронные публикации кафедры этнографии и музееведия ОмГУ [3].

Совокупный объем всех опубликованных и неопубликованных материалов Омского Прииртышья по белорусской святочной вечерке составляет приблизительно 100 различных текстов песен, сопровождающих те или иные действия участников «Терешки»; порядка 45 описаний игры, около 50 аудиозаписей. Более чем за 70 лет проведения фольклорно-этнографических экспедиций на территории Прииртышья, обряд был зафиксирован в 10 районах области. Это Большереченский, Тевризский, Тарский, Нововаршавский, Тюкалинский, Омский, Колосовский, Муромцевский, Знаменский и Седельниковский районы. Фиксация материала велась от переселенцев (и их потомков) из Витебской, Минской, Могилевской, Виленской, Гродненской губерний. Самым крупным собранием текстов и этнографических записей обряда «Женитьба Терешки» в Омской области является фольклорный архив ОмГПУ.

Анализ прииртышских материалов позволяет выявить информацию о местах бытования обряда на территории Омской области, о местах исхода традиции, о правилах и вариантах игры. Данные сведения удалось картографировать. Появилось наглядное представление о границах распространения и миграции белорусской рождественской традиции на омской земле.

В качестве обоснования выбора населенного пункта, наносимого на карту, выступали указанные информаторами селения, в которых непосредственно проводили обряд; в которых был зафиксирован материал по обряду различными фольклорно-этнографическими экспедициями; а также населенные пункты, в которых информаторы родились и прожили определенное время (например, до замужества). Есть все основания полагать, что поселки, являющиеся родиной респондентов, могут указывать на возможные очаги бытования исследуемой традиции. Например, в г. Омске от трех разных исполнительниц были записаны тексты и описание обряда, но одна из женщин родилась в д. Александровка Крайчиковской волости (ныне – Колосовский район), другая – в д. Первая Петровка Логиновской волости (ныне – Муромцевский район; деревня не существует), третья – в с. Поречье Муромцевской волости (ныне – Муромцевский район). Благодаря этой информации можно предположить, что обряд бытовал в указанных (или в близлежащих к ним) поселках, а не в г. Омске.

«В Николаевке на Рождество женили Терешку. На первый день». – Пильник К. Т., 1908 г. р. (Родилась и жила в Николаевке Тюкалинского р-на. Родители из Минской губернии)[2].

«Это Терешка, это коляда. Это злучали молодых. Гуляли. Это в Белоруссии и в Крутинке [Знаменского района – прим. авт.] было», – Аверьянова М. П., 1912 г. р. (Родилась в Витебской губернии. В 17 лет приехала в Крутинку Знаменского района)[3].

«В Игоревке играли «Терешку». Вот я знаю, что это обязательно играли, знаешь когда? На Рожество», – Карась О. А., 1950 г. р. (Родилась в д. Игоревка Муромцевского района. Деды приехали из Могилевской губернии)[4].

Карась Ольга Алексеевна, 1950 г. р. Село Рязаны Муромцевского района

Карась Ольга Алексеевна, 1950 г. р.


Село Рязаны Муромцевского района. Фото Мясниковой С. А. 2016 г.

«У нас играли в клубе в Кавазе. В Коршуновке и в Кавазе было. И «Лентея» была, и «Тярешка», и польки, и подгорные, все танцы были», – Клочкова З. Т., 1934 г. р. (Родилась в д. Каваза Муромцевского района. Родители с Витебской губернии)[5].

Слева направо – Кургеева Мария Васильевна, 1946 г. р.; Мясникова Софья Анатольевна, фольклорист; Клочкова Зоя Тарасовна, 1934 г. р. Село Поречье Муромцевского района

Слева направо – Кургеева Мария Васильевна, 1946 г. р.; 

Мясникова Софья Анатольевна, фольклорист; Клочкова Зоя Тарасовна, 1934 г. р. 

Село Поречье Муромцевского района. Фото Мясниковой С. А. 2016 г.

«В Поречье каждый год женили Терешку», – Ковалева М. А., 1917 г. р. (Родилась в с. Поречье Муромцевского района, родители с Витебской губернии)[6].

Ковалева Мария Андреевна, 1917 г. р. Большую часть жизни прожила в с. Поречье Муромцевского района

Ковалева Мария Андреевна, 1917 г. р. Большую часть жизни прожила 

в с. Поречье Муромцевского района. Фото Мясниковой С. А., г. Омск, 2016 г.

 Для нанесения меток была выбрана карта Омской области за 1957 год. Это обусловлено наличием на ней населенных пунктов, расформированных в 60-х гг. XX в. и отсутствующих на современной карте региона (для картографирования зачастую нужны как раз те деревни, которые уже числятся в списках исчезнувших). На карте 1957 г. отражены современные внешние границы Омской области, хотя внутреннее административно-территориальное деление несколько иное: отличается порайонный состав, границы районов и их названия. На карте осуществляется четкое разделение картографируемых объектов: установленных очагов бытования обряда, мест фиксации информации об обряде и мест рождения информаторов. Также отдельным знаком отмечены установленные миграции обряда, вызванные, как правило, массовым переселением носителей традиции (например, в связи с расформированием «неперспективных» деревень). Ярким примером служит Знаменский район, где, по данным архивных материалов ФА ОмГПУ, Терешку женили в д. Крутинка (Нововасильевка), а после расформирования д. Крутинки обряд на какое-то время мигрировал в село Новоягодное, где впоследствии и фиксировалась информация об игре. В Седельниковском районе обряд сначала бытовал в д. Васильевка, позже «переехал» в Верхнюю Баклянку и сейчас, после исчезновения первых двух деревень, информация о нем фиксируется в близлежащих селах Новоуйке и Короленке.

Список населенных пунктов, входящих в ареальную зону:

Большереченский район:

д. Коршуновка – не сущ.

д. Красный Яр,

с. Новологиново

с. Старый Карасук

Знаменский район:

д. Айлинка,

д. Крутинка – не сущ.

д. Ларионовка

с. Новоягодное

д. Таборы

д. Тайга – не сущ.

с. Шухово

Колосовский район:

д. Александровка

с. Крайчиково

Муромцевский район:

д. Алексеевка (Пореченское с/п)

д. Алексеевка (Рязанское с/п)

д. Бекмес – не сущ.

д. Игоревка

д. Каваза – не сущ.

п. Муромцево

д. Первая Петровка – не сущ.

с. Поречье

с. Рязаны

Нововаршавский район

д. Русановка

Омский район

г. Омск

Седельниковский район

д. Верхняя Баклянка – не сущ.

д. Богомель

д. Васильевка – не сущ.

с. Короленка

с. Михайловка

д. Николаевка – не сущ.

д. Новоуйка

д. Соловьевка

Тарский район

с. Атирка

д. Ермаковка

с. Ложниково

д. Новокнязевка – не сущ.

Тевризский район

д. Федоровка

Тюкалинский район

(в настоящее время данные населенные пункты

относятся к Колосовскому району)

с. Кутырлы

д. Николаевка

Рис. 1. Карта-схема распространения белорусского святочного обряда «Женитьба Терешки» на территории Омской области (административное деление дано по состоянию на 1957 г.). Составлена Мясниковой С. А.

Рис. 1. Карта-схема распространения белорусского святочного обряда

 «Женитьба Терешки» на территории Омской области

(административное деление дано по состоянию на 1957 г.). 

Составлена Мясниковой С. А.

На карте видно, что основное местоположение обряда было сосредоточено в северо-восточной части области, что совпадает с местами компактного расселения белорусов по территории Омской области.

Вся проводимая исследовательская работа выстраивалась в сравнительно-сопоставительном ключе. Параллельно с анализом омского материала рассматривались вопросы соотнесения с исконной традицией. И в первую очередь это касалось проблемы классификации и систематизации текстов обряда. Количество прииртышских текстов и отрывочность записей всего обряда зачастую не позволяет соотнести их друг с другом (песню с действием) и привести в какую-либо определенную систему. Поэтому, во избежание субъективности и «притягивания» материала под свою систему, решено было использовать опыт белорусских ученых по классификации песен-«терешек» из тома «Жанiцьба Цярэшкi» академической серии «Беларуская народная творчасць». Составители тома классифицировали весь песенный материал по функционально-тематическому принципу, расположив тексты по времени исполнения их в обряде [15, с. 22]. Попытка применить данную классификацию к омским текстам в целом удалась, однако к ряду классификационных разделов прииртышских вариантов не нашлось.

Классификация текстов обряда «Женитьба Терешки»:

           I.    Песни при подборе пары:

I.1. Общие (совместные) песни-терешки, которые используются для объяснения действий и настроений участников;

I.1.1. Песни «матери», которые она исполняет при подборе пары;

I.2. Припевки к «Лявонихе», которые поют во время «перекручивания» пар;

         II.    Песни-терешки, исполняемые, когда «поженившиеся» ловят друг друга.

II.1. Песни хлопца-«дедульки», когда он ловит свою «бабульку»:

II.1.1. Увлеченность «бабулькой», выражение решимости ее поймать, уговаривание ее не убегать;

II.1.2. Высмеивание «бабульки»;

II.2. Диалоги-споры «дедульки» и «бабульки» [прииртышских текстов не найдено].

II.3. Песни девушки-«бабульки», когда она убегает от «деда»;

II. 4. Песни девушки-«бабульки», когда она ловит своего «дедульку»:

II.4.1. Озабоченность «бабульки» участием в «Терешке», высказывание решимости поймать «деда»

II.4.2. Уговаривание «дедульки» сдаться, не убегать

II.4.3. Удовлетворенность браком, величание «дедульки», похвала ему

II.4.4.Неудовлетворенность браком, высмеивание «дедульки»

      III.    Песни, исполняемые за столом [прииртышских текстов не обнаружено].

Самыми представительными по количеству прииртышских текстов являются разделы песен «матери» и уговаривание «дедульки» сдаться. Это такие песни, как:

Тярёшку женить да женить,

Головка болить и болить.

Терёшке беда стала,

С кем его жена спала.

Будем мы пиво варити,

Будем мы сынов жанити.

Будем мы горелку гнать,

Будем мы должок отдавать.

***

А сдайся, сдайся ты мне,

Другим не попадайся,

Другие с ума сведут,

Нам с тобой разлуку дадут.

Это первичное упорядочение текстов по устойчивому признаку (функционирование в обряде) кажется логичным, поскольку становится возможным выстраивание обряда от начала до конца.

Более глубокий анализ текстов требует их систематизации, то есть распределения материала по изменчивому признаку. Единицей систематизации являются содержательные элементы, которые выявляются во время выделения этапов игрового действия и соответствующих текстовых формул. Формулы не закреплены за конкретным местом, в бытовании они могли встречаться в любой момент, в любых контаминациях:

1. Формулы, содержащие намерения вступить в игру;

2. Формулы, отражающие процесс ловли;

3. Величальные формулы;

4. Корильные формулы;

5. Формулы любовной игры.

Можно выделить следующие узловые моменты в прииртышских материалах:

1. Четкое вычленение главных персонажей обряда: «матка», «батька», «бабулька», «дедулька». В омских записях «матка» и «батька» присутствуют не всегда. Их функции мог выполнять любой человек, хорошо знающий традицию проведения обряда.

2. Поэтапное развитие игрового действия: выбор пары, «женитьба» – перекручивание в танце, ловля, застолье. Выбор пары не отражен в прииртышских материалах в том случае, если все пары заранее были обговорены.

3. Сюжетные линии игры: величание, высмеивание, любовно-эротические взаимоотношения героев, о которых писал еще П.В. Шейн [15, с. 103–104] и которые в омских записях проявляются уже только в текстах. Участники и свидетели «Женитьбы Терешки» в Омской области характеризуют игру исключительно как нравственное действо, исключающее всякого рода непристойности[7].

4. Процесс активной контаминации текстов, при которой одна и та же содержательная формула может встречаться с разными контекстами. Например, контаминации с формулой «Терешку жанить, жанить, головка болит, болит»:

Тярешку й жанити, жанить, головка болит, болит.

В Тярешку й беда стала, с ким яго й жана спала <…>

***

Тярёшку жанить, жанить, головка болить, болить.

Тярёшка, Тярёшечкя, через бор дороженькя

Торная, топтаная. Я у маменьки коханая <…>

***

Тярешку жаните, жани, головка болите, боли.

Я пошла коров доити, за мной Давыд бежит <…>

***

Терёшку женить, женить, у Терёжки голова болить.

Боже мой, велика беда, дали мне старого деда <…>

На территории Омской области зафиксировано два варианта построения участников во время игры: шеренга и круг. Интересно, что два разных способа игры не «конкурируют» друг с другом, они, согласно архивным записям, могут даже существовать вместе в одной деревне. Более того, данные способы игры не делят традиции. То есть, в шеренги становились и минские, и витебские. Различия могли быть только в деталях имеющихся вариантов. В качестве наглядного примера возьмем архивные записи о д. Крутинка Знаменского района:

«Встают в две шеренги. Сначала парень девку догоняет, потом она его. Когда парень догонит девку, то они меняются местами. Сначала так стоят: парни|девки, потом девки|парни…». – Баханькова А. Я. 1914 г. р. (Родители из Белоруссии, полоцкие. Родилась в д. Крутинка Знаменского района)[8].

«Рождество гуляли в Крутинке. Выбиратся матка с батьком, они стоять в середине круга… Когда девка ловит парня, то она бегает мимо круга, взявшихся за руки играющих и поет». – Белеуш Е. П. 1920 г.р. (Родилась в д. Тайга Знаменского района, родители приехали в Сибирь из Витебска)[9].

Как и любая другая игра, «Женитьба Терешки» имеет своих действующих лиц. Не во всех записях они присутствуют, но в целом, можно выделить несколько персонажей вечерки. Это «матка» («мать») и «батька» («отец»), «деды» и «бабы», «Терешка». Обязательно присутствие на игре-вечерке музыкантов – скрипачей, гармонистов, балалаечников, цимбалистов.

Согласно архивным материалам, «матка» и «батька» – руководители игры, распорядители всей «женитьбы»: «Выбирали батьку с маткой. Батьку с маткою старались выбрать, кто постарше. Они руководили всей игрой». – Акуленко Х. Н., 1916 г. р. (Родилась в д. Петровка Тарского района. Родители жили в Белоруссии)[10].

У «отца» с «матерью» было много обязанностей. Они должны были «вести» вечерку, составлять пары играющих. После того, как все «окрутятся»-«переженятся», матка с батькой руководят застольем. Хранятся записи, рассказывающие о том, что перед началом игры, отец с матерью сами «женятся», «учат» молодых, показывают, как нужно «перекручиваться», а после «женитьбы», во время застолья дают наставления и советы.

Следующие действующие лица игры – «дедульки» и «бабульки» – распространены на территории Омской области повсеместно. Они присутствуют в любой традиции, в любом очаге бытования обряда, просто потому, что «деды» и «бабы» – это сами играющие девушки и парни. И даже в тех местностях, где молодых прямо не называют «дед» и «баба», в песнях все равно к ним обращаются как к «бабулечке» или «дедулечке».

[А на «Женитьбе Терешки» называли молодых «бабулька» и «дедулька»?]

— Ну, дед и баба. Ты мой дед, а я твоя баба.

[А почему молодую девушку называли бабой, а парня дедом?]

— Ну что он мой дед, а я егоная бабка. пожанили Тярэшку, и ты мой дядок, а я твоя бабка. – Саенкова Т. Л., 1942 г. р. (Родилась в д. Игоревка Муромцевского района, родители приехали из Могилевской губернии)[11].

Самое загадочное действующее лицо вечерки – это Терешка. В архивных записях он встречается не часто. Но информаторы наделяют его функциями главных героев игры, поэтому не сказать о нем нельзя. Что же делал Терешка? Согласно данным ФА ОмГПУ, вечерка с участием Терешки могла проходить без «матки» и «батьки». Также, он мог быть непосредственным участником игры. Причем, эта роль была переходящей или выборной. Тот, кто оставался в процессе ловли без девушки, становился Терешкой. Терешка мог петь сам, и могли петь ему. Интересно, что персонаж «Терешка» появляется в омских записях только в вариантах с кругом.

«Встают все в круг, а Терешка в центре. Он выбирает девку, подходит к ней, она целует его и убегает. Он бежит за ней, догнал – целует, возвращаются в круг. А в кругу парами стоят. Тот, у кого пары не стало, Терешкой становится». – Михаль Е. И., 1893 г. р. (Родилась в д. Богомель Седельниковского района)[12]. 

Главная фигура напевов – это дедулька (или бабулька, если пели парни). С ним связаны разнообразные сюжетные линии: просьба сдаться, не бежать «бяжком», сетования по поводу несчастливой доли, старого «журливого» деда, обращения за помощью в поимке «деда» к сестрам-подругам и др. Изображение персонажей строится на совмещении противоположных по смыслу характеристиках. С одной стороны, персонаж называется дедом, дедулькой (или бабой), акцентируется его старость, дряхлость:

Боже мой, велика беда,

Дали мне старого деда,

Старого, старливого,

Сядого, журливого <…>[13]

С другой стороны, появляются величальные формулы: дедулька форсистенький, кудри завиваются, ботинки у него «шавровые», чулочки «шалковые», шапочка «шавровая», рубашечка белая и проч.

Летела зазюля сера,

Дали мне любого деда.

Рубашечка белая,

Шапочка шавровая,

Кудри завиваются,

Девки заглядаются[14].

Нередки варианты с предложением сшить «дедульке» «штоники» или кошулечку (кошелек) «с червонной» опушечкой.

Не утьекай, дедя – лебедя,

Пошью шубу с медведя.

Не утикай, коток серый,

Пошью кожух белый <…>[15]

Особую колоритность текстам придает язык, со всем своим многообразием поэтических средств. Символика песен открыто эротическая: об этом свидетельствуют песенные фразы о ловле рыбки в пруду, образное сравнение «дедульки» со стручистеньким горошком, выяснение того, что у Терешки (или дедульки) в «мяху» и проч.

Дедулька, каху-каху,

Что у тебе у мяху, у мяху:

Нитоцка – игольцка,

Тоненько стекольцка[16].

В текстах, записанных на территории Прииртышья, проявляются региональные особенности. Об этом пишет Т. Г. Леонова: «Региональная специфика в текстах песен более всего заметна в русификации их языка, что явилось следствием проживания белорусов в условиях смешанного состава населения и взаимовлияния культур разных этносов» [5, с. 25]. К текстовым особенностям игры «Женитьба Терешки» относятся контаминации содержательных элементов, разнообразие сюжетных линий, совмещение противоположных по смыслу характеристик при изображении персонажей, эротическая символика. Региональная специфика проявляется в русификации языка.

Специфические составляющие музыкального языка песен-терешек, рассмотренные в свое время белорусскими учеными, практически в полной мере проявляются в омских записях. Это и семи–, восьмислоговая структура стиха, которой в напеве соответствует ритмоформула из равных ритмических длительностей с затянутым звуком на пятом и последнем слоге при семислоговой структуре, и только на последнем при восьмислоговой. И квинтовые, «двухъярусные» (с тоническим устоем посередине) напевы с более широким диапазоном (октавные). И моторный компонент, который проявляется и в ходьбе, и в ловле, и в «перекручивании», и в танцах, и в песнях. И преимущество мажорного наклонения – минорное используется для усиления комизма ситуации. Типологическое родство основных мелодических фраз песен-терешек проявляется в несомненной мелодико-интонационной близости. Отсюда видимая во многих песенных напевах подвижность переходов одной музыкальной фразы в другую, восприятие их как вариантов мелодических образований.

Сами прииртышские информаторы характеризуют песни-терешки следующим образом: «Мотив у ей один, только разные песни», – Е. Р. Клещенок, 1927 г. р.[17] Данное утверждение соответствует действительности, но только с оговоркой, что у каждой деревни (или куста деревень) свой мотив. Общее количество имеющихся прииртышских аудиозаписей, зачастую неполных, фрагментарных, позволяет с уверенностью говорить о наличии типовых напевов лишь в населенных пунктах Знаменского района, Колосовского, Седельниковского. Помимо указанных районов аудиофиксации напевов осуществлялись в Тарском, Омском, Муромцевском районах. К сожалению, далеко не всегда удается обнаружить типологическое родство того или иного напева, особенно, если он записан в единственном варианте. Например, в Муромцевском районе не проводились специальные исследования на предмет бытования обряда «Женитьба Терешки», хотя, как показали разносоставные экспедиции последних 10 лет [3, 7, 10], именно на территории этого района активно бытовал белорусский обряд. Музыкальные образцы относятся лишь к экспедиционным записям 2016 года и представляют собой фрагментарные напевы, о «типичности» которых не приходится говорить.

Многообразие типовых напевов «Женитьбы Терешки», даже при таком скромном количестве, какое было зафиксировано в Омской области, подтверждает наименование напева политекстовым при его бытовании на территории одного населенного пункта или куста деревень – места локализации обряда/традиции – и опровергает довольно распространенное среди фольклористов мнение о том, что песни-терешки все на один мотив (музыкальный). Мотив, конечно, один (с вариантами), но только в условиях одной традиции, одного локуса. Убедиться в этом помогут прикрепленные к статье аудиофайлы.

«Омские записи демонстрируют сохранность и локализацию национальных традиций игры не только в наличии признаков ее архаичных корней, но и в разнообразии ее песенного репертуара, в высокой степени целостности многих текстов, в проявлении в изображении персонажей и их действий подлинно народного юмора» [5, с. 26]. Действительно, зафиксированный в Прииртышье материал по белорусской святочной вечерке дает возможность исследователям воссоздать основные моменты игры, а разнообразный песенный фонд омской «Женитьбы Терешки» позволяет включить данный образец народной культуры в репертуар региональных фольклорных коллективов.

         Автор — Мясникова Софья Анатольевна, преподаватель направления «Сольное и хоровое народное пение» БПОУ «Омский областной колледж культуры и искусства»

_________________________

1.       Аркин Е.Я. Со венком я хожу. Народные песни Омской области. Омск, 1993. 256 с.

2.       Белорусы в Сибири: сохранение и трансформация этнической культуры / Е.Ф. Фурсова, А.В. Титовец, А.А. Люцидарская. Новосибирск, 2011. 424 с.

3.       Бережнова М.Л. Вот так и живем… (рассказы поречан о житье-бытье). Материалы, собранные участниками этнографической экспедиции ОмГУ летом 2006 г. в с. Поречье Муромцевского района Омск. обл. // [Электронный ресурс]: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=987. – дата обращения: 11.12.2017 г.

4.       Козлова Н.К. 23 года спустя… (Сравнительный анализ материалов экспедиций 1973 и 1996 гг. в Знаменский район Омской области) // Народная культура Сибири: Материалы VII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск, 1998. С. 178–182.

5.       Леонова Т.Г. Национальное в локальной традиции // Народная культура Сибири: материалы XII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск, 2003. С. 20–26.

6.       Леонова Т.Г. Фольклорный репертуар сибирских сел с разным составом населения (К итогам фольклорной экспедиции 1973 г. в Знаменский район Омской области) // Фольклор и литература Сибири. Вып. 2. Омск, 1975. 151 с.

7.       Матвеева О.В., Феоктистова И.К. Календарный фольклор потомков белорусских переселенцев (по материалам Муромцевского районаОмской области) // Народная культура Сибири: материалы XXII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск, 2014. С. 229–235.

8.       Мясникова С.А. «Тярешка тярёжила, на печи не влёжила…» (материалы фольклорного архива Омского государственного педагогического университета о святочном обряде «Женитьба Терёшки» белорусов Омского Прииртышья) // Народная культура Сибири: материалы XXIII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск, 2015. С. 175–182.

9.       Мясникова С.А. Белорусская святочная игра «Женитьба Терёшки» в Омском Прииртышье: бытование и фиксация // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск, 2016. № 4 (26). С. 74–80. 

10.    Мясникова С. А. «По следам» прошлых экспедиций: результаты полевой работы 2016 г. в Муромцевском районе Омской области // Народная культура Сибири: материалы XXV науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск, 2017. С. 83-90.

11.    Сеначин Я. А. Как в Поречье «Терешку женили» // Земля Сибирская, Дальневосточная. – Омск, 1980. № 10. С. 62–63.

12.    Сидорская О.Г. Календарно-обрядовые песни восточнославянского населения Омского Прииртышья // Русский народный праздник: Научно-методическое пособие для работников культуры и образования. Омск: «Издательский дом “Наука”», 2006. С. 88–191.

13.    Сидорская О.Г. Творческое наследие Валентины Кондратьевны Парахонько из села Русановка Нововаршавского района Омской области // Народная культура Сибири: материалы XXV науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск, 2017. С. 167­-178.

14.    Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края. Т. 1. Ч. 1. СПб, 1887. 630 с.

15.    Жанiцьба Цярэшкi. Мн., 1992. 519 с. (Беларуская народная творчасць).

Список архивных источников:

Личный архив Аркина Е. Я.

Личный архив Мясниковой С.А.

Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Государственного центра народного творчества.

Фольклорный архив Омского государственного педагогического университета.


[1] ФА ОмГПУ, ЭК-1/73, № 1

[2] ФА ОмГПУ, ЭК-1/76, № 21

[3] ФА ОмГПУ, ЭК-4/73, № 6

[4] ЛА Мясниковой, 2016

[5] ЛА Мясниковой, 2016

[6] ЛА Мясниковой, 2016

[7] ЛА Мясниковой, 2016

[8] ФА ОмГПУ, ЭК-1/73, №124

[9] ФА ОмГПУ, ЭК-2/73 № 4, 6

[10] ФА ОмГПУ, ЭК-50/79, № 10

[11] ЛА Мясниковой, 2016.

[12] ФА ОмГПУ ЭК-32/80, №24

1. Зап. В.Евсюкова, Н.Матвеева, Т.Г. Леонова в д. Тайга Знаменского р-на от Белеуш Евдокии Павловны, 1920 г.р. Родилась в д. Тайга Знаменского р-на, родители приехали в Сибирь из Витебска.

2. Зап. В.Евсюкова, Н.Матвеева, Т.Г. Леонова в д. Ларионовка Знаменского р-на от Аверьяновой Марии Павловны, 1912 г.р. Родилась в Витебской губернии.

3. Зап. В.Евсюкова, Н.Матвеева в с. Новоягодное Знаменского р-на от Бородиной Александры Михайловны, 1936 г.р. (Родилась в д. Крутинка Знаменского р-на, родители приехали из Белоруссии) и Клещёнок Евгении Романовны, 1927 г.р. (Родилась в д. Крутинка. Мать и отец приехали в Сибирь из Белоруссии, Могилевская губерния).

4. Зап. Е.Я. Аркин в с. Короленка Седельниковского района в 1991 г. от Пресс Александры Дмитриевны, 1925 г. р., уроженки д. Баклянка Седельниковского района, мать приехала с Витебщины.

5. Зап. Н.К. Козлова, Е.Э. Комарова в с. Новоягодное Знаменского р-на от Бородиной Александры Михайловны, 1936 г.р. Родилась в Нововасильевке (Крутинке). Родители – переселенцы из Витебской губ.

Праздники и события

День Победы

День Победы (1).jpg

Торжественное собрание и праздничный концерт, посвященные 76-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – правительственное мероприятие, затрагивающее наиболее значимую страницу нашей общей истории. Этот праздник – дань уважения великим войнам, предкам, дедам и прадедам каждого из нас, часть патриотического и морального воспитания общества и следующих поколений. Празднование Дня Победы ежегодно соединяет на одной сцене лучшие профессиональные и любительские творческие коллективы, а также отдельных исполнителей Омской области. Включает в себя соблюдение всех церемониальных ритуалов – вынос флагов, минута молчания, обращение Губернатора Омской области к ветеранам и праздничный концерт. В число зрителей мероприятия входят ветераны, дети войны, труженики тыла, ветераны труда Омской области. Праздник является очень важным для многих социальных групп населения. Государственный центр народного творчества Омской области многие годы проводит данное мероприятие на высоком профессиональном уровне, привлекает ведущих сотрудников отрасли региона. Каждый год праздник наполнен творческими идеями, особым подходом и трепетным отношением к памятной дате.

Праздник Севера

праздник севера (2).jpg

Областной сельский спортивно-культурный праздник «Праздник Севера» проводится в соответствии с календарным планом физкультурно-спортивных мероприятий Омской области и каждый год в разных муниципальных районах.


Цели и задачи Праздника:

  • внедрение физической культуры в повседневную жизнь сельского населения, улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коллективах;

  • широкое использование средств физической культуры в укреплении здоровья;

  • пропаганда физической культуры и спорта;

  • строительство новых и реконструкция имеющихся спортивных сооружений, зон отдыха, повышение эффективности использования спортивных сооружений и развитие на них платных услуг, предоставляемых населению.

Кроме спортивной части не менее важную часть программы праздника составляет культурная программа. Она состоит из нескольких мероприятий: фестиваль, ярмарка, торжественные церемонии открытия и закрытия праздника, праздничный концерт. Государственный центр народного творчества Омской области ежегодно принимает участие в организации и проведении культурной программы праздника. В мероприятиях праздника принимают участие творческие коллективы Омской области и города Омска, привлекаются профессиональные коллективы и отдельные исполнители, что способствует расширению культурных связей и развития культуры региона в целом. Культурная составляющая спортивного праздника выполняет главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.



Скачать материал

Празднично – обрядовая культура
 и традиции Сибирских украинцев

(Благодаровс...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 77 человек из 28 регионов

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Празднично – обрядовая культура
 и традиции Сибирских украинцев

(Благодаровс...

    1 слайд

    Празднично – обрядовая культура
    и традиции Сибирских украинцев

    (Благодаровское поселение, Одесского района).
    Подготовил: обучающийся 10 класс
    Погребняк Николай Геннадьевич
    Руководитель: учитель русского языка и литературы
    Погребняк Наталья Николаевна

  • Цель настоящего исследования – выявление локального своеобразия праз...

    2 слайд

    Цель настоящего исследования – выявление локального своеобразия празднично- обрядового комплекса Благодаровского поселения, Одесского района, Омской области
    :

    Основные задачи исследования таковы:
    1) выявить, зафиксировать и систематизировать обрядовые традиции Благодаровского поселения;
    2) опираясь на сведения, полученные от информантов, реконструировать ход праздничных обрядов Благодаровки.
    3) изучить литературу по теме
    4) полученную информацию проанализировать и обобщить.

  • ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ БЛАГОДАРОВКИ.Кривошея Иван Дмитриевич первый поселенец с. Б...

    3 слайд

    ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ БЛАГОДАРОВКИ
    .
    Кривошея Иван Дмитриевич первый поселенец с. Благодаровка, прибыл на постоянное место жительства в 1898г.
    Дом в котором жили учителя 1950 г
    Строили землянки, вырыв земле ямы, лопатами нарезали земляные пласты, обложили дерном стены, крыши накрыли тоже дерном. Продольной пилой пилили доски, изготавливали дверные и оконные коробки, рамы. Потолки обмазывали глиной, сверху укладывали дерновый пласт, засыпанный грунтом, беляком; полы были земляные.

  • РАЗВИТИЕ ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЦЕВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИОбычай – это ф...

    4 слайд

    РАЗВИТИЕ ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЦЕВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
    Обычай – это форма поведения, связанная с практической деятельностью человека или «установленное правило поведения в данной этнической общности».
    Народный праздник – это не просто досуг, это форма совместной деятельности, в которой актуализировались сущность связи, и в совместном «проживании» праздничного времени должны были участвовать все.
    Обряд – это …такая разновидность обычая цель и смысл, которой – выражение некоей идеи, чувства, действия

  • ЗИМНИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ«Старый Новый Год, ой дивчата бигають по силу до...

    5 слайд

    ЗИМНИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
    «Старый Новый Год, ой дивчата бигають по силу до двинадцати часов, а потом хлопци. Бигалы щидровалы, щидривкы спивалы обязятельно цэ вжэ було. Прыбижимо до хаты стоим пид викнамы спиваемо. Хозяева выходють прыглашають нас в хату. В хати вже угощають, хто як можэ давалы и канфэты, и пряныкы, и сряпню, хто шо давав, у кого шо було тэ и давалы. Мы все собыралы в мишок»
    ( А. И. Кривошея)
    «Раньше якось такого ны було у нас шоб окуналысь в прорубь, може шо ны було дэ окунаться зимой котлованы позамырзають якэ там окунаться. Сейчас окунаються и облываються. А раньше водычкы святой набыруть и всё». (Н. В. Самыкина)

  • «На Масленыцу устраивалы гуляния. Цэ булы проводы зимы,шо тикы ны робы...

    6 слайд

    «На Масленыцу устраивалы гуляния. Цэ булы проводы зимы,шо тикы ны робылы и на конях каталысь, и на столб лазылы, устраивалы бои мишкамы на бривни. Тоди снигу було багато, горкы робылы из снигу було як нагорнуть така высока и ото каталысь потом с неи на шкурах и на ледянках их робылы сами из кизяка» (А. И. Кривошея)

  • ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ«На Пасху пыклы куличи и красылы яйца, яйца красыл...

    7 слайд

    ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ
    «На Пасху пыклы куличи и красылы яйца, яйца красылы луковой шелухой. Всим казалы, Хрисос Воскрес, и отвечать надо було, Во истину Воскрес. Вставалы спозаранку и вси сидалы за стил розгивляться. За столом былысь яичкамы. Потом шлы по гостям ныслы яичкы и пасочкы.» ( А.И. Кривошея)

  • ЛЕТНИЕ И ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ«Собыруться хлопци и дивчата с вечера сначала гуляю...

    8 слайд

    ЛЕТНИЕ И ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ
    «Собыруться хлопци и дивчата с вечера сначала гуляють, чирыз костры прыгають, песни спивають. А потом начинають чудыть; туалеты валялы, хозяив в хати завязовалы, або пидпыралы так шоб воны утром ны вышлы, выносылы на дорогу лавочки…»(А.И. Кривошея)
    «На Троицю хату украшалы веточкамы бэрэзы и цвитамы, пол застылалы травой. А бильше нычего ны робылы. Ну сосиды моглы собыраться посыдить» (В. В. Погребняк)

  • СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
СВАДЬБА«Колы пидходылы к столу невесты братья или плымянны...

    9 слайд

    СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
    СВАДЬБА
    «Колы пидходылы к столу невесты братья или плымянныкы ее, трэбуя выкуп: деньгы, конфеты. В руках у них палки, на которых намотана солома. Во время торгив первый стоит — боярын, потом жених, свитылка, дальше свашкы»
    «На другый дэнь цэ суббота, мы одиваемся, невесту наряжаемо от и ждем жиниха, до невесты. Соять, значит, тут уси, дружкы стоять на двори»

  • РОДИНЫ, КРЕСТИНЫ, ИМЕНИНЫ     « Посли родын  малэнькэ дите ны показовалы чужи...

    10 слайд

    РОДИНЫ, КРЕСТИНЫ, ИМЕНИНЫ
    « Посли родын малэнькэ дите ны показовалы чужим людям, та и своим старалысь ны показовать. Боялысь сглаза, люды разни бувають можэ хто плохо подумать и будэ дите потом биспокойнэ, плакать будэ, можэ и заболить. И роженыци ныльзя було показоваться на людях, считалось шо вона до сорока днив стоить по колино в зымли».
    (В.В. Погребняк)
    « Як родывся хто, та вжэ ны помню… Ныльзя було дите показовать и матирь на люды ны ходыла, крыстылы в церкви».
    (О. Л. Сиденько)

  • ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД«Хоронылы покойныка на трэтий день. «Вязкы» от рук и ног поко...

    11 слайд

    ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД
    «Хоронылы покойныка на трэтий день. «Вязкы» от рук и ног покойника клалы слевой стороны, считалось шо воны лечебни. Из дома гроб выносыли на руках. Посли того як выныслы за ворита, в хати мыли полы, а ворита дома сразу закрывалысь, надо було завязать вси ворита, вси двэри шо выходять на двир, веревочкамы. Цэ робылы для того шоб покойнык из двору ныкого ны забрав».(В.В. Погребняк)

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    12 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Источники https://www.culture.ru/storage/images/be54ddf14aef1c58bd10535f5ab01...

    13 слайд

    Источники
    https://www.culture.ru/storage/images/be54ddf14aef1c58bd10535f5ab016f6/5a2966575b1af3aefaf3a9b0dbf84c5c.jpeg
    https://i.pinimg.com/736x/38/ee/2a/38ee2ace36a8a839ca104df1f86005ca.jpg
    https://i.pinimg.com/736x/b7/72/71/b77271b186e910b00b3fcd8b78a5ade7.jpg
    https://c7.hotpng.com/preview/1010/979/774/common-sunflower-floating-sunflower-pattern.jpg
    http://pngimg.com/uploads/floral_frame/floral_frame_PNG70.png

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 098 395 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Искусство», Данилова Г.И.

«Изобразительное искусство», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.

  • 14.12.2021
  • 127
  • 1

Рабочая программа по изо

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Истоки родного искусства
  • 14.12.2021
  • 58
  • 0

«Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство», Коротеева Е.И.

«Изобразительное искусство», Коротеева Е.И.

  • 14.12.2021
  • 277
  • 2
  • 14.12.2021
  • 385
  • 6

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»

  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»

  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

Современное состояние традиционных календарных обрядов у русских Среднего Прииртышья

Вся жизнь человека от рождения до смерти пронизана определенными идеями, которые составляют систему символических действий, называемую обрядностью. В современных календарных обрядах сложным образом переплелись старые и новые элементы, поэтому цель нашего исследования состоит в выявлении традиций и новаций в современной обрядности на примере русского населения Среднего Прииртышья. Это актуально как в теоретическом, так и в практическом плане, прежде всего, потому, что традиционные элементы широко используются в обрядовой культуре нашего времени.

Источниками нашей работы являются материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета и Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН 1986-1987 гг. и 1994 г., материалы местной периодической печати и данные личных архивов авторов.

В современном календарном цикле начало года, как и в традиционном календаре, связывают с декабрьско-январским увеличением долготы дня. Но, если в первой трети XX века встреча нового года логично соединялась с идеей рождения богочеловека, и потому большее предпочтение отдавалось празднованию Рождества Христова и Крещения, то в советское время, с изживанием религиозных воззрений, встреча нового года полностью перешла на 1 января, день официального начала календарного года в григорианском и юлианском летоисчислениях.

С 1994 г., когда Рождеству был придан статус государственного праздника, его стали более широко отмечать на семейном и общественном уровнях. Это подтверждается результатами этносоциологических обследований, проведенных сотрудниками Омского государственного университета и Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН. Если в 1986-1987 гг. Рождество отмечали лишь 7 % респондентов (в основном лица старшего возраста), то в 1994 г. — уже 83 % опрошенных (представители всех половозрастных групп). Увеличилось число посещающих в этот день церковь как из религиозных побуждений, так и руководствуясь эстетическими мотивами (послушать церковные песнопения, посмотреть праздничное облачение служителей церкви и т. д.). Большую роль в популяризации религиозных праздников играет активная деятельность церковных организаций, пропагандирующих эти праздники на радио, телевидении и в средствах массовой информации (трансляция всенощных служб, послания патриарха в связи с началом Великого поста, его поздравления с Рождеством, Пасхой и т. д.).

Большую роль в популяризации Рождества играют работники сферы культуры, которые разрабатывают сценарии проведения празднеств в городе и на селе, основываясь на некоторых народных традициях. Так, в 1995 г. в с. Кибер-Спасское Калачинского района Омской обл. отмечали сочельник (день накануне Рождества) и, по древнему обычаю, зажигали костры, чтобы усопшие родители могли погреться у огня, поминали умерших кутьей146. А в Омске, в центре города, в 1994 г. были организованы рождественские гуляния с театрализованным представлением, в котором «участвовали» исторические и сказочные персонажи: Петр I, бояре, баба Яга, лешие, черти и т. д. Наряду с религиозными мотивами (выступление архиепископа Омского и Тарского Феодосия с напоминанием о библейских событиях рождения Христа), звучали и общечеловеческие (возжигание свечей в память о всех усопших родственниках). Вместе с традициями (ряженье в его театрализованном варианте) имели место инновации (широкое использование пиротехники для фейерверков и современной аппаратуры для молодежной дискотеки).

Бесплатное угощение мороженым всех присутствующих детей явилось, на наш взгляд, продолжением рождественских традиций доброты и милосердия.

Выступление коллективов художественной самодеятельности с показом традиционных народных танцев способствовало пробуждению интереса и уважения к культуре разных этносов. В январе 1997 г. на сценах музыкального театра и академического театра драмы Омска были поставлены мистерии на библейские сюжеты о рождении сына Божьего, что явилось еще одним шагом на пути возвращения из небытия светлого праздника с его идеями всепрощения, добра и милосердия.

Проходят рождественские вечера и в сельских Домах культуры. В 1994 г. в с. Усть-Ишим о предстоящем вечере жителей села оповестили по радио и телевидению. В празднично украшенном зале, где была установлена елка, перед собравшимися выступили пожилые женщины с рассказом о традиционном праздновании Рождества, а затем исполнили рождественский религиозный гимн. Стар и млад приняли участие в конкурсах колядок, русской пляски под гармонь, сочинении сказок. «Дед» в шапке-ушанке и лаптях водил «козу» — мальчишку в вывернутой шубе с рожками из бумаги, с колокольчиками на шее и в цветастой юбке. «Коза» скакала по залу и веселила присутствующих.

Вождение «козы» не было характерным для этих мест, основное население которых имело генетические корни в севернорусских губерниях, где «водили коня». Незнание местных традиций и отсутствие литературы по западносибирским праздникам привело к тому, что методист при написании сценария опирался на общероссийские источники, которых также недостаточно в сельских библиотеках. Следует отметить позитивное желание организаторов вечера дать наиболее полную информацию для зрителей в доходчивой форме. Так, ведущая рассказала о народных гаданиях и продемонстрировала гадание с курицей для собравшихся в круг девушек. В расписном шатре с прикрепленной над входом подковой (пример неоправданной контаминации различных по своему происхождению элементов) сидела цыганка, которая желающим узнать судьбу ворожила на картах и кофейной гуще.

Заслуживает положительной оценки попытка организаторов привлечь к активному участию в празднике взрослых и детей. Дети подыгрывали гармонисту на шумовых инструментах: стиральной доске, «бутылкофоне» (доске с отверстиями, в которые вставлялись бутылки), жестяном ведре, цинковом тазике, деревянных ложках, алюминиевой кастрюле, ухвате, чугунке, заслонке. В этом можно увидеть продолжение традиции хождения ряженых, создававших шумовой эффект для отпугивания «нечистой силы». Помимо исполнения традиционных песен и плясок («Барыня», «Ой вы, сени, мои сени» и т. д.), звучали и современные эстрадные мотивы («Ламбада»). В конкурсе «Кто быстрее» две команды соревновались на быстроту одевания в русские народные костюмы. Закончился праздник веселой пляской взрослых и детей под гармонь.

В областном центре также имеются свои интересные примеры проведения Рождества. Так, с 1992 г. Омский государственный историко-краеведческий музей проводит музейный праздник Рождества для молодежи. Работники музея организовали праздник на высоком профессиональном уровне. В зале, имитирующем интерьер крестьянской избы (лавка, домотканые дорожки, полотенца, утварь из фондов музея), собираются приглашенные (не более 40 человек).

Ведущая знакомит присутствующих с истоками святочных обрядов. Затем учащиеся школ ставят народную драму «Царь Максимиллиан», участвуют в народных играх «Бояре», «Селезень», «Журавль», «Номера», «Баба» и других. Ряженые (участники фольклорно-этнографического ансамбля музыкального училища) — мужчины, переодетые женщинами, женщины в мужских костюмах (пример традиционного обрядового траве-стизма), цыгане, черти, медведи — требуют платы за участие в вечерке (отгадывание загадок). Тут же водят «коня», на котором восседает парень в маске старухи с двумя ликами, один из которых смотрит в прошлое, другой — в будущее.

Инсценируют народную игру «в покойника» которого могут «оживить» поцелуи присутствующих девушек. Музейные святки завершаются гаданиями. Организаторы сумели объединить в одном празднике знакомство с народными и религиозными традициями, их символикой, участие приглашенных в играх. Здесь нашлось место импровизации, развитию творческой активности, превращению присутствующих из зрителей в участников действа, чего часто недостает в проведении других народных праздников.

Положительные примеры воспитания любви к народным традициям имеются в детских дошкольных учреждениях, где проводятся утренники, посвященные Святкам (например, в детском саду № 403 Омска).

В семьях звучит родная речь, старшее поколение приобщает молодёжь к мудрости предков. На волне глобализации мира и всеобщей интеграции воспитание в этнокультурных традициях становится особенно актуальным.

О сохранении национальных традиций и воспитании молодёжи корреспондент «АиФ в Омске» поговорил с главой общественной организации «Казахи Омска» Куанышем Елеутаевым.

Казахи Омска, объединяйтесь!

Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Куаныш, вы в своё время создали общественную организацию «Казахи Омска». Сейчас у вас масса национальных и межнациональных проектов, культурных мероприятий. С чего всё начиналось?

Глава общественного объединения

Глава общественного объединения «Казахи Омска» Куаныш Елеутаев. Фото: Из личного архива/ Торгын Ашенова

Куаныш Елеутаев: Нашей организации в 2018 году исполняется 10 лет. В 2008 году, будучи студентами, мы задались вопросом, а где же наши корни? Почему в городской среде очень мало говорят на казахском языке, кто и как чтит казахские традиции? И родилась идея собирать молодёжь и общаться под девизом «Казахи Омска, объединяйтесь!»

Сначала это были спортивные мероприятия: играли в лапту, волейбол, футбол. Затем решили выпускать свою газету, придумали более масштабные проекты: конкурс красоты, различные благотворительные акции. Появилась группа в соцсети.

В 2014 году официально была создана общественная организация «Казахи Омска». Неправильно было бы думать, что у нас только молодёжь. Есть и дети, и представители старшего поколения. Наша цель — сохранение и популяризация казахской культуры и традиций.

– К вам идут целыми семьями?

– Да, такое часто бывает. Родители приводят своих детей в творческие коллективы, видят наши проекты, у них возникает желание тоже принять участие. Так они начинают писать статьи в газету, становятся организаторами мероприятий. И это здорово.

– Казахское население в Омской области большое?

– По официальной статистике 2012 года, в Омской области проживает 78 тысяч казахов, из них  42 тысячи – в Омске. Больше только в Астрахани и Оренбурге.

У большинства казахов Омска есть высшее или среднее профессиональное образование – у нас достаточно высокий уровень образованности по сравнению с другими регионами. Омская земля дала казахскому народу много общественных и политических деятелей, учёных, просветителей.

– Омские казахи владеют родным языком?

– В Омской области около 40 казахских аулов, где учат национальный язык. Городские родной язык понимают, но говорят на нём хуже, чем деревенские. Сказывается отсутствие постоянной языковой практики. Для этого нужно полное погружение в среду, культуру.

Моя супруга говорит по-казахски, потому что выросла в ауле Байымбет Называевского района. Я понимаю, немного говорю. Я сам омич.

Одна из традиций - собирать взрослых детей с семьями за общим столом.

Одна из традиций — собирать взрослых детей с семьями за общим столом. Фото: Из личного архива/ Торгын Ашенова

– Сколько детей обычно в казахских семьях?

–У наших бабушек, живущих в аулах, было по 10 и более детей, правда, выживали не все. Есть бабушки, которые являются матерями-героинями, у них по 13-14 детей. Сейчас в молодых семьях, как правило, по два-три ребёнка, причем женщины не собираются останавливаться на этом. Много детей – это норма.

Из поколения в поколение

– Культурные традиции России влияют на уклад жизни казахских семей?

– Безусловно, влияют. В Омске это представлено довольно широко – у многих русских среди друзей есть казахи. Омский регион многонационален, в нём расположено более 60 национальных культурных центров. И представители разных национальностей постоянно между собой общаются. Взаимопроникновение культур происходит на таком уровне, что некоторые традиции других народов считаются своими. Но так же сохраняются традиции, которые присущи только казахам.

Казахи - очень гостеприимный народ.

Казахи — очень гостеприимный народ. Фото: Из личного архива/ Торгын Ашенова

– Какие, например?

– Казахам присущи большие семьи, младший сын всегда остается жить с родителями. Мы играем большие свадьбы, на которых собираются все родичи. Роднёй считаются даже самые дальние родственники. Допустим, у человека есть два троюродных брата, но один со стороны матери, другой – со стороны отца. Так эти троюродные братья между собой считаются роднёй.

Казахи – очень гостеприимный народ. Гостя обязательно приглашают за стол и угощают. У казахов самобытная кухня.

Ещё одна традиция — гость приходит с подарком и уходит с подарком.

Что касается ремёсел, хочу отметить: в каждой казахской семье есть ковёр, сотканный бабушкой. Ковер является приданым у девушки. В свою очередь женщина должна создать что-то, что передалось бы последующему поколению. К слову, у нас сих пор шьются подушки.

Уважение к старшим – важна черта, присущая казахскому народу. Это проявляется не только в вежливости, но и через знание семи колен предков. И учат этому наши деды. Каждый казах должен знать семь поколений своих дедов. Эта традиция появилась очень давно, она связана с сохранением рода, чтобы не допустить близкородственных браков и вырождения. Избранники не должны иметь общих родственников на протяжении семи поколений. В противном случае такие браки просто не допускаются. Наши деды были очень мудрыми.

Эта традиция хороша тем, что мы помним свои корни. С другой стороны, каждый должен совершить что-то такое, чтобы оставить добрую память своим потомкам.

Сохраняя традиции, мы думаем о будущем своих детей.

В Омске часто проходят выступления национальных танцевальных коллективов

В Омске часто проходят выступления национальных танцевальных коллективов Фото: Из личного архива/ Торгын Ашенова

– Институт бабушек и дедушек присущ казахским семьям?

– У казахов очень часто бабушки и дедушки занимаются воспитанием внуков. Родители молодого отца дают имя его первому ребёнку. До сих пор сохранилась традиция первого внука отдавать на воспитание дедушке с бабушкой.

– В России периодически возникают волны межнациональной розни…

– Омской области повезло в этом плане – это многонациональный регион, живущий мирно. Я часто бываю на этнокультурных форумах и периодически слышу, что в какой-то области открылся Дом дружбы, и как люди этому рады. Омскому Дому дружбы более 20 лет.

Нужно понимать, что работа по сохранению и популяризации национальных традиций не даёт результатов сразу. Но люди, побывав на межнациональном фестивале, пообщавшись с представителями других национальностей, не будут смотреть на них косо, но будут относиться с уважением.

– Насколько важно сохранять этнокультурные традиции?

– Я считаю, что общемировые процесс глобализации и интеграции, погружение в Интернет делают человека потребителем, и он зачастую поздно задумывается о сохранении традиций. Обратите внимание, кто занимается национальными вопросами? В основном взрослые люди 50 лет и старше. Но в этом возрасте заниматься такой темой поздно. Почему молодёжь не знает национальных традиций? А потому, что родители им об этом не говорили. Надо возрождать традиции, пока ещё есть их носители, иначе через два-три поколения их никто не восстановит. 

Смотрите также:

  • Вечёрка вместо дискотеки. Чем молодёжи может быть интересен фольклор? →
  • Настоящая сибирская машина времени находится в Большеречье →
  • От Омска до Казахстана: Почему исчезает дружба народов? →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники ноябрь декабрь
  • Народные праздники нооруз
  • Народные праздники народов россии список
  • Народные праздники народов поволжья
  • Народные праздники народов крыма