Народные праздники орловского края

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств.

Народное искусство и традиции Орловщины

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств.

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Орловский спис

Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.

До нас дошли вышивки XVIII — начала XX века: полотенца, скатерти. Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи». Преобладающий цвет – различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» – узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее – черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др. В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка-рожаница». Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

Народный костюм

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». «Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха («замашняя»), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Глиняная чернышенская игрушка

Мастер чернышенской игрушки Афанасова А.Х.
Афанасова А.Х.
Мастер чернышенской
игрушки

Одним из древнейших народных промыслов является изготовление глиняной игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция Чернышенской глиняной игрушки, названной так по деревне Чернышено Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках — Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышенские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышено значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало снижаться. Сегодня на территории Новосильского района проживает потомственный мастер чернышенской игрушки Анна Харитоновна Афанасова, которая передает свое мастерство юным мастерам.

Глиняная плешковская игрушка

Народный мастер Фролова
Фролова
Народный мастер

Знаменита на Орловщине и плешковская игрушка (село Плешково Ливенского района). Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой.

Ливенская гармошка


По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Изобретена ливенка была в 1830-1940 гг. для исполнения народных песен, в основном – плясовых. Традиционно на «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные по второй или первой малой октавах – по договоренности с заказчиком – и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан – писчик, настроенный во второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры – 22-30 см. высоты и 8-9 – ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка – самая длинная гармошка в мире!

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.

Мценское кружево

Народный мастер Маслова
Маслова
Народный мастер

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ — начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 — 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Тряпичная кукла

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом продолжения рода, и занимательные игры в куклы только поощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нитки, а чаще всего путаную коноплю, оставшуюся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитками в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали химический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли плели недлинную косу и подсовывали под платок или самодельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие маленьких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их травой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

Различают куклы-обереги, «пеленашки», «столбушки», «неразлучники», «кувадки» для подвешивания над люлькой, «кукла тещи», «кукла свахи», «цыганка», «бабочка», «зерновушка», набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.

Современные народные промыслы

Народное творчество никогда не прекращалось, продолжали развиваться традиционные промыслы, появлялись новые. На Орловщине сегодня можно найти такие промыслы, как гончарное производство, резьба по дереву, плетение из соломки, рогоза и лозы, изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов – свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензлей, рубелей, бубенцов, коробочек вертушек и др.

27 мастеров Орловщины, занимающихся народными промыслами, имеют звание «Народный мастер России». Работает ОАО «Орелкерамика», выпускающее сувенирную продукцию в орловских народных традициях. В Орле действует детская школа изобразительных искусств и народных ремесел, где народные мастера преподают традиционные ремесла молодежи.

Орловская область

Орловщина — древний край с героической историей, богатыми культурными традициями и уникальными достопримечательностями, самобытный регион в сердце коренной России.

По словам нашего великого земляка Николая Семеновича Лескова, Орёл «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины ни какой другой русский город». С этим трудно не согласиться — здесь родина писателей и поэтов И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, А.Н. Апухтина, А.А. Фета, художника Г.И. Мясоедова, композитора В.С. Калинникова. С Орловским краем неразрывно связаны жизнь и творчество Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина.

Визитной карточкой Орловской области является Государственный мемориальный и природный музей-заповедник Ивана Сергеевича Тургенева «Спасское-Лутовиново». Усадьба была для Тургенева не просто родовым гнездом. В свое «Лукоморье», как он называл эти края, Иван Сергеевич неизменно возвращался из странствий по Европе. И знаменитые липовые аллеи до сих пор бережно хранят память о великом певце русской земли. Парк в усадьбе Тургенева сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Ежегодно проходят Тургеневские праздники — музыкально-театрализованные представления в усадьбе Спасское-Лутовиново и ландшафтном сквере «Дворянское гнездо» в городе Орле, где по преданию когда-то находился дом героини одноименного романа писателя — Лизы Калитиной.

Сохранение материального и нематериального культурного наследия России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития региона является одной из главных задач сферы культуры.

С историей и культурой Орловщины тесно сплетаются народное искусство и народные традиции.

Традиционный ежегодный Международный фольклорный праздник «Троицкие хороводы
в Орловском полесье»

Троицкие Хороводы в Орловском Полесье, Орловская область

Троицкие Хороводы в Орловском Полесье, Орловская область

Троицкие Хороводы в Орловском Полесье, Орловская область

Троицкие Хороводы в Орловском Полесье, Орловская область

Троицкие Хороводы в Орловском Полесье, Орловская область

Спасо-Преображенский собор, Болхов, Орловская область

Один из наиболее важных проектов, ставший своеобразным символом духовного возрождения России, по праву является главным праздником не только для Орловщины. Задуманное изначально как мероприятие областного масштаба, вскоре оно стало популярным далеко за пределами Орловского края.

Воронежская, Курская, Брянская, Тульская области, Краснодарский край, Беларусь и Донецкая народная Республика — вот далеко не полная география участников «Троицких хороводов».

XXIII Международный фольклорный праздник «Троицкие хороводы
в Орловском Полесье» пройдет в 2022 году на троицком лугу села Льгов Хотынецкого района Орловской области, где народные гуляния традиционно проводились с 1626 года.

Главные цели праздника — возрождение и сохранение фольклорно-этнографических традиций чернозёмной зоны России, популяризация празднования Дня Святой Троицы.

Гостей ждет разнообразная творческая программа: реконструкция традиционного троицкого обряда «Завейся, Березка»; «Русская деревня» — зона 27 подворий муниципальных образований, представляющих народные традиции; выставка народных промыслов и ремесел «Ремесленный Посад»; выставка изделий декоративно-прикладного искусства «Троицкий сувенир»; локальные интерактивные площадки «Девичьи секреты», «Орловская плясовая»; «Этно-спорт», «Казачья сторонушка», «Молодецкая»; молодежный баттл-перепяс «Эх, разгуляйся русская душа!», детская развлекательная площадка «Сказочное Лукоморье» и многое другое.

Кульминацией праздника станут выступления творческих коллективов на двух сценических площадках, представляющих аутентичный и стилизованный фольклор.

Подробная информация о XXIII Международном фольклорном празднике «Троицкие хороводы в Орловском Полесье» в официальной группе «ВКонтакте».

Неподалеку расположен народный музей села Ильинское, где гостей тепло и радушно встречает фольклорный ансамбль «Калиновый садок» традиционными фольклорными песнями своей местности.

Немало удивительных открытий для истинных ценителей истории Отечества преподносит орловская старина. Например, древний город Орловской губернии Болхов — «младший брат Суздаля».

Славится Орловская земля и народными талантами. Мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют старинные ремесленные традиции. На территории области сохранились и развиваются такие виды народного искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки, изготовление глиняной чернолощеной посуды, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Музыкальное наследие Орловщины

В одной из своих книг краевед и исследователь Павел Васильевич Сизов написал:

Литературная слава Орловского края не только не умаляет его престижа в области развития других видов искусства, но и во многом предопределяет и объясняет их самобытный рассвет на нашей земле. Орловщина в силу исторического развития и географического положения оказалась на перепутье «музыкальных маршрутов и звучащей летописи России.

С орловской землей в разной степени связаны жизнь и творчество многих выдающихся музыкантов, композиторов, общественно-музыкальная деятельность которых известна далеко за пределами края — М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.И. Танеева, А.С. Аренского. Орловщина является родиной братьев Калинниковых — композитора и педагога-дирижера; композитора и дирижера А.И. Юрасовского.

Величайшим богатством земли орловской являются сохраненные до наших дней исконно русские традиции, фольклор, народное музыкальное и хореографическое наследие.

Здесь родился первый профессионал-собиратель устного народного творчества Павел Иванович Якушкин. Энтузиаст и знаток народной поэзии, сделал свои первые записи народных песен в родном селе Сабурово Малоархангельского уезда Орловской губернии.

Здесь провел многие годы жизни Петр Васильевич Киреевский. Им создан выдающийся памятник русской и мировой культуры — знаменитое Собрание народных песен. Сюда, в Киреевскую слободку, — орловское имение Павла Ивановича, — присылали записи народных песен Пушкин, Гоголь, Даль, Кольцов, приезжал Тургенев. Он ездит в славянские земли, обращается к фольклористам славянских стран, изучает историческое прошлое народа, стремится найти всю русскую историю в песнях.

И сейчас на Орловщине можно слышать все жанры устного народного творчества, особенно старинные песни.

Народные исполнители щедро одаривали собирателей, исследователей рассказами о старинных праздниках и обрядах, песнями своего детства и молодости — колыбельные, игровые заклички, лирические, рекрутские, свадебные, хороводные, покосные, плясовые, величальные. Демонстрировали и дарили уникальные костюмы и предметы крестьянского быта. А песни Орловского края: «Горы воробьевские», «Ишёл Ванюшка лужочком», «Взайди, взайди солнце», «На взморью мы стояли», «Калинушка с малинушкой», «Соловей с кукушечкой», «В чужих людях не по-нашему» в исполнении Орловского областного центра культуры под руководством Т. Галкиной, ансамблей «Каравай» (Орловской государственной филармонии), «Калиновый садок» (с. Ильинское Хотынецкого района), «Красавушки» (Троснянский район), «Беседушка» (Дворца культуры профсоюзов) и многих других фольклорных коллективов нашей области получили свою вторую жизнь.

Идет время, но память народная хранит духовную культуру своих предков.

Народные промыслы и ремесла
Орловской области

Ансамбль «Ливенские гармошки», Орловская область

Ансамбль «Ливенские гармошки», Орловская область

Ансамбль «Ливенские гармошки», Орловская область

Ливенская гармонь, Орловская область

Ливенская гармонь, Орловская область

…По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.

Сергей Есенин

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка ливенка — один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Изобретена ливенка была в 1830—1940 годов для исполнения народных песен, в основном — плясовых. В период с 1860 по 1870 годы ливенские мастера усовершенствовали, производимые в Туле немецкие гармоники, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции. Теперь при жиме и разжиме мехов исходил звук одинаковой высоты.

Традиционно на ливенке на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» — одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2−3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2−3 клавиши, настроенные по 2-й или 1-й малой октавах — по договоренности с заказчиком — и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан — писчик, настроенный во второй октаве.

Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры — 22−30 см. высоты и 8−9 — ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка — самая длинная гармошка в мире!

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках.

Мценский кружевной промысел

Дефиле Мценской школы кружевниц. На плечах косынка работы Шалыгиной А.А., Мценск, Орловская область

Юная кружевница. Ученица Мценской школы кружевниц Мценской детской художественной школы, Мценск, Орловская область

Искусство плетения кружева на коклюшках пришло в Россию из Западной Европы. Во второй половине XVIII века развитие кружевного промысла в стране поддерживалось на государственном уровне.

Кружевные мастерские, обеспечивающие нужды хозяев, создаются в помещичьих усадьбах.

Есть свидетельства о том, что в конце XVIII — первой четверти XIX вв. рядом со Мценском располагалась мануфактура по производству кружев помещицы Протасовой. Можно предположить, что производство осуществлялось следующим образом: крепостные крестьянки обучались кружевоплетению, после чего получали материал — нитки и сколки. Работу осуществляли на дому. По окончании — сдавали готовые изделия и получали вознаграждение.

Осуществлять работу на мануфактуре могли мценские мещанки и однодворки.

В 1849 году мценский городничий оставил такое свидетельство: «Страсть же плести кружева с утра до ночи повсеместно здесь замечается, заставляет многих, можно сказать, самою большую половину женщин и даже из богатых семейств вести сидячую, комнатную жизнь».

В 1899 году княгиня А.Д. Тенишева во Мценске открыла школу кружевниц для девочек 8−12 лет, где они также обучались грамоте, основам рисунка, а спустя четыре года в кружевном производстве были задействованы уже 262 мастерицы.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году образцы продукции мценских мастериц были удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.

Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким и ажурным. Отличительной особенностью мерного многопарного мценского кружева было активное использование архаичных геометрических мотивов и воздушных фоновых решёток. Выплетали местные мастерицы и золотосеребряное кружево на заказ.

Нередко в столичных магазинах мценские кружевные изделия выдавали за европейские.

Мценский кружевной промысел перестал существовать после 1917 года, но его традиции продолжают современные орловские и мценские кружевницы.

Благодаря организаторским способностям кружевницы, педагога, народного мастера России Савенковой Нины Гавриловны Мценская школа кружевниц снова открыла свои двери для талантливых девочек в 1992 году. В настоящее время Школа является филиалом Мценской детской художественной школы. Секретам старинного мастерства там обучают педагоги — народный мастер России Архипова Ольга Львовна и народный мастер России Шалыгина Анна Алексеевна.

Орловские кружевницы — члены международной ассоциации Игольного и коклюшечного кружева, лауреаты и дипломанты международных фестивалей кружевоплетения.

Народный мастер Орловской области Зоя Владимировна Воропаева

Орловский спис, вышила Народный мастер России Семёнова Мария Алексеевна

Спис — уникальная традиционная вышивка Орловской области. Использовали эту технику для вышивания обрядовых полотенец, реже скатертей, а начиная с 30-х годов ХХ века и постельного белья.

Наибольший интерес представляют, дошедшие до наших дней благодаря традиции копирования, архаичные сюжеты этой вышивки: древо жизни, птица-пава, лягушка-рожаница. Плавные текучие изгибы контура списовых узоров сочетаются с чёткими линиями орнаментальных заполнений (бранки).

Списовое шитье представляет собой сочетание большого разнообразия швов (тамбурный, стебельчатый, «вперед иголку») и технических приемов («набор», двухсторонний крест, счетная гладь).

Для работы использовали нитки домашнего прядения и крашения красного, чёрного и зелёного цветов. В ХХ веке стали применять нитки мулине, и цветовая гамма вышивки стала более разнообразной.

Вышивая цветущие деревья, плывущие по небу облака, птиц с роскошными хвостами, «небесные сады», мастерицы мечтали о тёплом лете, о богатом урожае, о большой счастливой семье.

В настоящее время в Орловской области в этой технике работают семь вышивальщиц, создавая как копии подлинников конца XIX — начала XX веков, так и авторские произведения.

Народный мастер Орловской области Зоя Владимировна Воропаева еще будучи маленькой девочкой, вместе с мамой, Валентиной Константиновной Воропаевой, отправлялась в этнографические экспедиции по селам и деревням Орловской области в поисках живых носителей традиционной народной культуры.

Результатом такого увлечения стала работа Зои Воропаевой преподавателем декоративно-прикладного искусства в Доме пионеров имени Гагарина в Орле, занятия народными ремеслами с детьми в любительской студии, сотрудничество с Орловским государственным институтом искусств и культуры, помощь в организации музея при областной Станции юных туристов.

Пообщавшись в экспедициях (в селах Домнино, Золотарево, Бакино, Красная Звезда) со старушками-вышивальщицами, изучив вышивку «изнутри», Зоя Владимировна создаёт авторские произведения, которые сложно отличить от этнографических образцов.

Замечательно, что Воропаевой есть кому передавать свой богатый и уникальный опыт. Многие знакомые и коллеги отмечают еще и талант педагога нашей вышивальщицы, оживившей для современников многовековую традицию.

Недаром Зоя Владимировна и ее ученицы уже давно и успешно участвуют в выставках разного уровня и научно-практических конференциях, которые собирают фольклористов и этнографов со всей России.

Использованы материалы — © Ирина Крахмалева, © www.infoorel.ru

Народная глиняная игрушка Орловской области

Чернышинская глиняная игрушка, Орловская область

Чернышинская глиняная игрушка, Орловская область

Чернышинская глиняная игрушка, Орловская область

Плешковская глиняная игрушка, Орловская область

Плешковская глиняная игрушка, Орловская область

Фролова Наталья Николаевна, народный мастер России

Рядом с деревней Плешко́во, что в Ливенском районе Орловской области, расположено богатое месторождение глины. Она обладает уникальными свойствами, имеет разнообразную окраску слоев, в ее состав входят редкие минералы. Характерные «фирменные» блёстки плешко́вской глине придают вкрапления минерала меллита. Плешковские однодворцы издавна занимались ремеслом, делали посуду, печные трубы. Из плешковских кирпичей сложены все здания довоенной постройки в Ливнах.

Но знаменита деревня Плешково прежде всего своими глиняными игрушками-свистульками.

Плешко́вская игрушка проста, архаична: фигурки статичны, детали едва намечены. В сюжетном отношении она не отличается многообразием. Чаще всего лепили коней, коней с седоком, коров, петухов, кур, уток. А самый распространенный сюжет — баба или барыня со свистком. Натурализм изображения не являлся целью народного умельца. Мастера стремились к обобщённой передаче образа. Животных можно было распознать только по форме рогов, птиц — по форме клюва.

Размеры петухов, коней не превышали ширины ладони, барынь — её высоты. Фигурки не всегда расписывали, считая, что они и так привлекательны. Мастерицы украшали грудь животных и птиц защипами. Расписывали обычно в два цвета: синий и красный либо зелёный и красный. Рисунок наносился в виде пятен, линий, которые празднично смотрелись на фоне глины, имеющей бледно-розовый цвет. Роспись никогда не покрывала всю игрушку, а наносилась только на грудь и бока.

В прошлом игрушечницы использовали природные органические и минеральные красители. Синяя краска готовилась из сушёных ягод бузины. Истолченный красный кирпич давал красный цвет, сок листьев лопуха или конопли — зеленый. Для разведения исходного материала использовали два стакана горячей воды, с добавлением двух-трёх столовых ложек уксуса. Чтобы краска из тёртого кирпича лучше ложилась на глину, ее смешивали с клейстером, приготовленным из муки. Пористая глина хорошо впитывала краску, и рисунок приобретал теплые, нежные оттенки. Позднее стали использовать анилиновые красители.

Расписывали игрушки мастерицы птичьим пером или спичкой с кусочком ваты на конце, благодаря которым «линия тянется дольше и не прерывается».

Плешковская игрушка — настоящее произведение народного искусства, сохранившее архаичные черты обрядовых атрибутов. Еще одно из достоинств игрушки — она является музыкальным инструментом. У свистка проделываются два дополнительных отверстия, что даёт возможность исполнять простейшие наигрыши.

Другойигрушечный промысел до середины ХХ века бытовал в деревне Черны́шено Новосильского района. Черны́шинская игрушка разительно отличается от плешковской прежде всего богатством росписи. Мастерицы лепили всадников, коней, баранов с упрямо опущенными головами, горделивых кукол и кормилок с детьми в ярких нарядах.

Но самый любимый персонаж — это птица-кукушка. Расписывали игрушки анилиновыми красками, птичьим пером. Рисовали полоски и точки (кукушечья роспись), напоминающие оперение лесной кукушки.

Игрушки изготавливали к двум весенним ярмаркам, приуроченным к праздникам Преполовения и Троицы, которые проводились в Новосиле.

Более полувека в Чернышено не лепят игрушку, в деревне Плешково давно уже нет жителей, но традиции старинных игрушечных промыслов живут благодаря педагогу, народному мастеру России, члену Орловской региональной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», этнографу, краеведу Наталье Николаевне Фроловой.

Увлечение игрушкой и историей своего родного края пришло к ней не случайно. С раннего детства она была погружена в творческую среду — прадед сам делал и чинил гармошки, дедушка, бабушка и отец замечательно владели этим инструментом. После окончания художественно-графического факультета Орловского педагогического института она по распределению была направлена в город Ливны. Свой творческий путь начинала с работы в студии ИЗО на заводе.

Позже познакомилась с плешковской мастерицей А.М. Иваниловой, от которой переняла технологию изготовления плешковской игрушки. В поисках традиционных корней народной орловской игрушки Наталья Николаевна провела большую исследовательскую работу в Загорском музее игрушки, где открыла для себя другой промысел — чернышинский, Новосильского района. Она разыскала мастерицу А.Х. Афанасову, овладела приемами лепки и сохранила технологию для последующих поколений. Имя Натальи Николаевны Фроловой очень хорошо известно в творческих кругах. Ее игрушки находятся в 31 музее — российских и зарубежных, хранятся в частных коллекциях, побывали на международных выставках и фестивалях.

Государственный мемориальный
и природный музей-заповедник

Ивана Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», Спасское-Лутовиново, Орловская область

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник Ивана Сергеевича Тургенева «Спасское-Лутовиново», история которого насчитывает почти сто лет, является визитной карточкой Орловской области. В доме Ивана Тургенева создана мемориальная экспозиция, которая воспроизводит обстановку дома в том виде, в котором она была в 1881 году в последний приезд писателя в Спасское.

Музей-заповедник И.С. Тургенева сегодня — это исторически сложившийся комплекс усадебных строений, включающий в себя, помимо дома-музея, храм Спаса Преображения Господня, выстроенный в 1809 году на средства деда И.С. Тургенева — И.И. Лутовинова. В этой церкви 15 января 1816 года венчались родители И.С. Тургенева — В.П. Лутовинова и С.Н. Тургенев. Рядом с храмом — старинное кладбище, в центре которого находится фамильный склеп. В начале XIX века над склепом была сооружена часовня.

На территории усадьбы находилась богадельня, построенная на средства И.С. и Н.С. Тургеневых в 1872 году для престарелых крестьян Спасского-Лутовинова и бывших дворовых людей. Облик усадьбы дополняют восстановленные на хозяйственном дворе постройки: конюшня, каретный сарай, сбруйная, баня и погреб. Неподалёку от мемориального дома — одноэтажный флигель, построенный в 40-е годы позапрошлого века дядей Тургенева, Николаем Николаевичем. В те годы он управлял имением в Спасском. Здесь Иван Сергеевич жил в период ссылки в 1852—1853 годах.

Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России. Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы. Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

Посещение тургеневского музея-заповедника — это прикосновение к истокам творчества великого писателя, проникновение в смысл его слов: «Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…»

Сегодня территория заповедника значительно расширилась: сюда вошло родовое имение отца Ивана Тургенева — село Тургенево Тульской области. В Тургеневе сохранилось здание Введенской церкви, построенной на средства деда писателя, Н.А. Тургенева, в 1806 году, флигель бумажной фабрики, в котором жил И.С. Тургенев в 1850 году и где он работал над рассказами из «Записок охотника», а также надворные строения. До сего дня в селе Тургеневе сохранился старинный усадебный сад, разбитый в самом начале XIX века на площади около 30 гектаров.

Свято-Духов монастырь,
село Задушное и его люди

Свято-Духов монастырь, село Задушное, Орловская область

Село Задушное, Орловская область

Село Задушное, Орловская область

На высоком живописном берегу реки Зуши расположено старинное село Задушное. Впервые село упоминается в переписной книге 1685 году как владение Новосильского мужского Свято-Духова монастыря, который относится к числу древнейших православных обителей России.

Усилиями правителей Русского государства обитель была превращена в хорошо защищенную и вооруженную крепость. Она становится своеобразным узловым координирующим центром, вокруг которого складывается цепь казачьих поселений. К сожалению, связь Новосильского Свято-Духова монастыря с образованием казачьих форпостов, охранявших дальние подступы к столице Руси, раскрыта в исторической литературе недостаточно и требует специальных исследований.

В XIX в. монастырь процветал. На его территории было возведено три церкви, богато оснащенные и украшенные: Троицкий собор, церковь во имя святителя Николая-чудотворца, церковь во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя.

При монастыре были устроены больница для монашествующих и богадельня. В ограде обители также размещалось сначала уездное духовное училище, а затем начальное сельское училище, где обучались дети крестьян близлежащего многолюдного села.

В 1917 году монастырь был закрыт и возобновил свою работу только в начале XXI века.

Монастырь сегодня выступает в качестве центра духовного просвещения для населения Новосильского и окружающих районов, а также является центром возрождения казачества и традиционной народной культуры.

Ещё одна жемчужина Новосильского района — фольклорный ансамбль «Задушенские родники». Коллектив был создан ещё в 1972 году, когда были живы носители местных песенных традиций Чернова Мария Петровна, Ушакова Татьяна Ивановна, Лукашина Вера Антоновна.

В репертуаре коллектива старинные песни села Задушное. Песенный материал ансамбля представляет интерес для фольклористов и этнографов.

Ансамбль — желанный гость на праздниках и народных гуляньях. «Задушенские родники» неизменный участник международного фольклорного праздника «Троицкие хороводы в Орловском Полесье», областных и межрегиональных конкурсов, фестивалей, праздников.

С 1993 года руководит коллективом Болгари Валентина Васильевна. Специального музыкального образования Валентина Васильевна не имеет, но благодаря неиссякаемой энергии, трудолюбию, любви к песне и народной культуре она старается довести исполнительское мастерство ансамбля до высокого художественного уровня.

Незабываемый колорит выступлениям коллектива создают этнографические костюмы участников. Местные жители до середины XX века по праздникам носили традиционную одежду. Девушки надевали рубахи, фартуки, красные полосатые юбки и головной убор, который называется «одном». Замужние женщины на поверх рубахи с отложным воротником из фабричной ткани носили круглые понёвы с подтыком, декорированные кумачом и лентами. Фартуки шили из тонкой шерстяной фабричной ткани ярких расцветок. Голову украшал сложный головной убор — «сорока».

Для изготовления «сороки» использовали шелковые ленты, бархат, позумент, металлизированную бахрому, бумажные цветы, бисер, пух и перья домашней птицы.

Литературно-краеведческий музей «Тургеневское Полесье», село Ильинское

Село Ильинское, Орловская область

Село Ильинское, Орловская область

Село Ильинское, Орловская область

Село Ильинское Хотынецкого района Орловской области — место притяжения всех ценителей традиционной русской культуры, старинного крестьянского уклада. Оно находится в Орловском Полесье между древними курганами и городищами. Основал село И.И. Косагов, отец известного русского полководца Григория Косагова, отличившегося в русско-турецких войнах второй половиныXVIIвека. Впоследствии им владели Самойловы, Глинки-Маврины и другие известные дворянские фамилии. Здесь в 1898 году жил композитор В.С. Калинников.

Крестьяне села Ильинское, как всюду в России, до середины XX века жили натуральным хозяйством. Всё необходимое: одежду, обувь, домашнюю утварь, орудия труда, приходилось делать своими руками.

Работники культуры сел Ильинское и Льгов — Любовь Никаноровна Нелюдимова (заслуженный работник культуры РФ, директор Ильинского дома культуры), Василий Николаевич Нелюдимов, Елена Дмитриевна Козлова, Ирина Георгиевна Вострова, решили сохранить память о прошлом этого заповедного уголка Орловской области и создать музей.

Литературно-краеведческий музей «Тургеневское Полесье», созданный в 1991 году, представляет собой крестьянскую хату главным действующим лицом экспозиции которой является русский крестьянин. Его труд, смекалка, художественное чутьё присутствует в каждом предмете основной экспозиции — величественном ткацком стане, пестрых половиках, ярких нарядных понёвах, берестяных туесах, граблях, прялках.

Больше всего впечатляет стремление русских крестьян к гармонии звуков и образов в повседневном обиходе. Убранство комнат: вышивка, шитьё, кружево, резьба по дереву — всё это не было чем-то уникальным. Атмосфера русской деревни наполняет душу музыкой. Наши предки пели во время труда, который сейчас мы называем тяжелым. В Ильинском собирают не только предметы, но и фольклор! Песни жнивные, покосные, для заготовки капусты, для свадьбы.

Фольклорный ансамбль села Ильинское «Калиновый садок» был создан Л.Н. Нелюдимовой в 1992 году. В репертуар ансамбля входят лирические, свадебные, календарные песни сёл Ильинское, Льгов, Булатово. Репертуар фольклорного коллектива за годы его существования значительно расширился. Коллектив добился признания не только в районе и области, но и за её пределами.

Народные песни почти два десятилетия присутствуют в музейной экспозиции, как своеобразная иллюстрация к рассказу экскурсовода. Музей «Тургеневское Полесье» участвует в культурно-значимых проектах, среди которых — ежегодные народные праздники в Орле и в Полесье, проведение Полесских чтений, создание новых выставочных экспозиций — мероприятий, способствующих возрождению духовных традиций Полесского края.

Участники фольклорного ансамбля «Калиновый садок» не только сохранили этнографические костюмы этих мест, но и сами шьют реплики исторических образцов.

Традиционный женский праздничный костюм сёл Льгов, Ильинское, Булатово представляет собой понёвный комплекс. Неповторимый облик хотынецкому костюму придает головной убор «Алый». Свое название он получил благодаря полотнищам натурального шелка красного цвета. Он украшен золотным шитьем и бумажными цветами.

Женщины носили рубахи из домотканого полотна традиционного кроя, рукава вышивали, подол отделывали красной тканой полоской или кружевом. В этом районе сохранилась завеска архаичного типа с короткими рукавами. Её декорировали кружевом, вышивкой, горизонтальными складочками. Хотынецкие понёвы распашные, украшенные вышивкой, лентами.

© 2022 Минкультуры России. Все права защищены.

РОЛЬ И МЕСТО СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© Громыкина Т.С.*

Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел

Статья раскрывает основные тенденции развития массовых народных праздников на современном этапе. На примере Орловской области затронут вопрос о роли и месте народных праздников в культурном наследии региона.

Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества — мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

С помощью обрядов, традиций осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.

Составляющие народного праздника традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в России, представляют собой подвижную, динамичную социально-культурную структуру.

Современная праздничная культура имеет ряд особенностей:

— возрождение религиозных и народных праздников, наполнение их новым смыслом, соответствие этих праздников современности;

— широкое распространение получили фольклорные праздники как элемент возрождения традиционной народной культуры, которые включают в себя элементы семейно-бытовой обрядности;

— традиционные семейно-бытовые праздники и обряды являются живительным источником возрождения российской духовности.

Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

Праздник — одно из центральных понятий культуры, не только традиционной, но и современной. Праздник является формой трансляции духовного наследия той или иной культуры, так как всегда связан с традициями и обычаями, т.е. с аксеологическими категориями культуры.

* Доцент, кандидат педагогических наук.

Праздник, транслируя предыдущий духовный и нравственный опыт, выполняет воспитательную функцию — воспитывая и прививая последующим поколениям морально-этические нормы.

Праздник помогает осваивать «мир культуры», начиная с освоения семейных традиций к постепенному ознакомлению с культурными ценностями (принятыми и являющимися важными в данной культуре).

Помимо перечисленных выше функций, праздник всегда служил способом накопления позитивных эмоций, отдыха, радости — рекреативная значимость праздника возобладала в последние время. Современное понятие -праздника стало полностью отождествляться с понятием «досуг», «отдых», «выходной день». Но изначально праздник был направлен, ориентирован на связь человека со сферой сакрального, ценностного, высшего. Праздник в традиционной культуре всегда знаменовал начало «нового времени», «новой жизни», так как был частью обрядово-ритуального комплекса, апогеем, высшей точкой.

Современные праздники утратили свой семиотический статус (исключением являются религиозные праздники, но и они, скорее всего, претерпели значительные изменения), приобретя в большей степени характер развлекательно-рекреационный — причиной тому могут служить и убыстряющийся темп жизни, и научно-технические открытия и возникновение, и влияние массовой культуры.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Многие старинные обряды легли в основу русских народных праздников и гуляний. По выражению этнографа И.М. Снегирева: «Древние праздники народа остались от древнего быта как отечественные обычаи, обратившиеся в игру его жизни» [2].

Жива в народе память о красоте старинных православных праздников. Однако, век воспоминаний не долог. Прошли бы еще каких-нибудь десять лет, и в сознании людей окончательно утвердились бы вовсе не праздничные, а безликие современные акции, состоящие из концертных программ невысокого качества и торговли.

К утратам относятся по-разному: с ними смиряются, как с неизбежностью — в основном, но иногда пытаются противостоять. В Орловской области выбрали второй путь.

В 1996 году областным центром культуры был разработан цикл: «Фольклорные праздники в глубинках Орловщины». Цель проведения этих праздников — возрождение обрядово-праздничной культуры орловского края с его песенным, инструментальным, хореографическим фольклором, искусством

28

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

народных мастеров традиционных промыслов и ремесел, секретами местной крестьянской кухни и другими сохранившимися элементами собственных традиций сел. Инициатива была поддержана Управлением культуры и искусств областной администрации. Началась работа. Были подготовлены и проведены праздники: «Прощеное воскресение», «Красная горка». Праздники проходили на местах с богатыми традициями [3].

Одним из ярких моментов в жизни орловцев стал праздник «Троицкие хороводы в Орловском полесье», который вот уже двенадцатый раз проходит в поселке Жудре Хотынецкого района. Он получил статус Международного.

Троицкие хороводы в Орловском полесье это красочное мероприятие, первоначально задумывался как областной фольклорный праздник. Впервые это мероприятие было проведено в национальном парке «Орловское Полесье» в 1999 году. С каждым годом праздник разрастался, приобретая популярность не только среди жителей Орловщины и соседних областей, но и среди граждан других государств. Праздник начнается с уже традиционного колокольного звона и торжественной службы в Льговской Троицкой церкви.

На праздник приезжают не только орловские фольклорные коллективы, но и коллективы из Ростовской, Калужской, Белгородской, Волгоградской, Владимирской, Тамбовской, Брянской, Курской, Липецкой и других областей России.

«Орловское полесье» знают многие как место охотничьих странствии Ивана Сергеевича Тургенева. Он был очарован многообразием его растительного и животного мира, одаренностью и талантливостью местных крестьян. Это отразил он в рассказах «Льгов», «Певцы», философском очерке «Поездка в Полесье». Не забывал великий писатель упомянуть в своих произведениях о курганах, церквах и колдовском обаянии этой природной жемчужины.

За последние годы интерес к народным праздникам усилился. В современном мероприятии преобладают зрелищные элементы, которые ярче выглядят с участием фольклорных и этнографических коллективов, исполняющих отдельные обрядовые песни, фольклорные тексты.

Изучение современного состояния народных праздников на территории Орловской области показывает, что среди череды праздников одним из любимых является Новый год. В быт современного человека вошли и общегосударственные праздники: Международный женский день, праздник Весны и труда, День Победы, День России, День согласия и примирения.

Стали традиционными современные массовые праздники. Такие как: День города, праздники улиц. В селах стали традиционными праздники урожая, праздник хлебороба, сельского работника, праздники деревень. Появились локальные праздники, например, с. Новоселки Мценского района проводит праздник «За околицей», собирающий всех жителей района, в д. Булатово Хотынецкого района праздник села, на который приезжают бывшие односельчане со всех краев нашей необъятной Родины, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Отдельного внимания заслуживают литературные праздники: праздник Л.Н. Андреева, Тургеневский праздник, Дни славянской письменности и культуры, праздник «Орловская книга».

Популярны в Орловской области спортивные праздники, Дни семьи, праздник молодежи, Юношеский день, праздник цветов, праздник молодой семьи, праздник пожилых людей, день защиты детей и др.

Таким образом, роль современных народных праздников заключается в объединении людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально -культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтеграционных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов.

Список литературы:

1. Празднично-обрядовая культура Орловского края: Библиографический указатель / ООПБ им. И.А.Бунина. — Орел, 2007.

2. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды: Ч. 2 / И.М. Снигирев. — М., 1990.

3. Соловьева Е.З. Изучение современного состояния народных праздников на территории Орловской области / Е.З. Соловьева // Образование и общество. — 2005. — № 5. — С. 115-118.

4. Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. -М.: ЭКСМО, 2007. — 736 с.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ПОСТИЖЕНИИ ТАЙНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена выявлению проблемного поля культурологического анализа, обращенного к изучению процессов, происходящих в художественном пространстве культуры. Автор выявляет возможно-

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор.

Тургеневский праздник

Праздник традиционно проходит в июне месяце в живописнейшем месте города Орла – Дворянское гнездо. Именно здесь еще в 1903 году в память о Тургеневе и его самом орловском романе был открыт общественный сад Дворянское гнездо. Сад был местом отдыха и наслаждения различными видами искусств для взрослых и местом забав и игр для детей.

Тургеневский праздник воссоздаёт атмосферу, царившую некогда в саду Дворянское гнездо, наполнив её Тургеневским текстом и соединив с современными реалиями. В программе праздника: выступления танцевальных, театральных и фольклорных коллективов, духовой оркестр. А также: традиционные костюмы и танцы XIX века, выставки народных ремесел.

Фетовский праздник

Это большой поэтический праздник, история которого насчитывает почти четыре десятилетия. Фетовский праздник традиционно проходит в последние дни весны в селе Клеймёново, где Афанасий Фет неоднократно бывал в течение своей жизни, и где ныне в склепе храма Покрова Святой Богородицы покоится прах поэта.

В программе праздника: поэтические чтения, выступления творческих коллективов Орловской области и соседних регионов, театральные постановки, выставки и литературные викторины, народные гуляния и традиционные сельские подворья с угощениями.
 

День города Орла

Город Орел – город Первого салюта. Город воинской славы Празднование дня города проходит здесь 5 августа, в память об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков в августе 1943 года. В 2016 году город будет отмечать 450-летие города Орла.

Традиционно в этот день в городе проходят торжественные митинги, праздники улиц города с увлекательными концертными программами и погружением в историю мест; концертные программы в городском парке культуры и отдыха, вечерний праздничный концерт на пл. Ленина, салют.

МУМУ фест

МумуФест – необыкновенно вдохновенный арт-фестиваль по мотивам рассказа Ивана Тургенева «Муму» — проходит в Орле 1 августа. МумуFest — это творческая попытка устроить уличный праздник на литературную тему, рассказать историю Муму языком искусства  и дать обществу надежду на спасение.

В 2015 году гостями МумуFest стали режиссёр фильма «Муму» Юрий Грымов, джаз-квартет «Тургенев-band» из Севастополя, клоуны из клоун-мим театра «Мир лиц», шоумен Алексей Карза, исполнитель Филипп Вейс. В рамках арт-фестиваля  состоялось многолюдное уличное шествие с элементами карнавала во главе с Тургеневым в сопровождении духового оркестра, траги-кармическое шоу по спасению Муму на воде с участием сотрудников МЧС, презентация проекта памятника Муму (автор — скульптор Валерий Михеев), творческая встреча с режиссером Юрием Грымовым и показ его фильма «Му-му» под открытым небом, сюр-призовое чтение рассказа «Муму», лекция на траве и викторина по сюжету и истории создания рассказа, мастер-классы по изготовлению симоволов фестиваля, выступление джазового коллектива Тургенев-band из Севастополя, исполнителя Филиппа Вейса, фокусника Алексея Карзы и клоун-мим театра «Мир лиц». Кроме того, состоялся костюмированный «дворянский» парад собак, показательные выступления кинологов УМВД по Орловской области и акция от группы помощи животным «Кот и Пес» по устройству «в добрые руки» бездомных собак.

Международный фольклорный праздник
«Троицкие хороводы в Орловском Полесье»

Главным событием культурной жизни Орловщины и главным мероприятием событийного туризма является фольклорный праздник «Троицкие хороводы в Орловском Полесье». Он проводится с 1999 года и стал визитной карточной народного творчества, местом встречи друзей и единения славянских народов.

Цель праздника – сохранение и преумножение духовного православного наследия, возрождение обрядово-праздничной культуры Орловского края c его песенным, инструментальным, хореографическим фольклором, искусством народных мастеров традиционных ремесел и промыслов, развитие событийного туризма.

Праздник родился в момент поиска объединяющей национальной идеи и твёрдого осознания необходимости сохранения культурных и духовных ценностей русского народа. Он стал центром единения славянских народов на основе общности традиций и культуры. Прошло совсем немного времени, и популярность этого праздника переросла рамки регионального уровня

Мероприятие проводится ежегодно в День Святой Троицы в п. Жудрё Хотынецкого района области на территории Национального парка «Орловское Полесье.  

Троицкие хороводы — это фольклорный праздник с элементами традиционного Троицкого обряда. Он дает возможность  почувствовать нравственную силу народного праздника, окунуться в мир русской старины.

Основой для сценария праздника служат материалы фольклорных экспедиций, собранные работниками Орловского центра народного творчества.

Все муниципальные районы и города Орловской области представляют деревенские «подворья», напоминая гостям о русском хлебосольстве, гостеприимстве и радушии.

В программе праздника: выступление фольклорных коллективов, проведение конкурсов, потех, хороводов, трапеза в подворьях, распродажа изделий народных умельцев, проведение народных игр. Для организаторов праздника важно, чтобы зритель, приехавший в Национальный парк, не просто передвигался в общей массе, а был активным участником праздника.

В празднике принимают участие лучшие творческие (танцевальные и вокальные) коллективы Орловской области и ведущие творческие коллективы регионов России и зарубежья (Беларусь, Украина, страны дальнего зарубежья). Всего до 50 коллективов и сольных исполнителей.

Ежегодно праздник посещают более 10 000 человек.

В «Троицких хороводах» принимают участие официальные лица: Губернатор Орловской области и члены Правительства Орловской области, представители Орловско-Ливенской епархии, главы администраций всех районов области.

Праздник состоит из эпизодов: «Как у нас на Руси», «При народе в хороводе», «В том дому, где живут в ладу», «Сказ о чудо-мастерах и добрых делах» и др., которые работают одновременно на разных площадках. Наряду с основными обрядами праздника: организации подворий, традиционного угощения, хороводов у березки, организаторы приглашают фольклорные коллективы из других областей и республик Белоруссии, Украины, стран дальнего зарубежья. Это помогает сохранить традиционную культуру, продолжать связь поколений, воспитывать эстетический вкус современного человека.

Гости Орловщины смогут побывать на Божественной литургии в Свято-Троицком храме села Льгов, в Храме Святителя Николая (пос. Хотынец), посетить Святой источник иконы Казанской Божьей Матери в Национальном парке «Орловское Полесье».

Для участников праздника работает «Город мастеров» (ярмарка-продажа изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции) и зоовольерный комплекс Национального парка «Орловское Полесье», где в открытых вольерах содержатся около 50 видов животных и птиц.

Как добраться:

Автобус Орел- Жудрё (через Знаменское) 6.50 и 12.15.

Автобус Орёл- Жудрё (через Нарышкино) 11.10 и 15.00.

Из Хотынца в 8.45 и 14.10 до п. Жудерский

Из Хотынца в 12.45 и 16.25 до п. Жудерский. 

По маршруту следования из пгт. Хотынец до места проведения праздника можно посетить  Зоовольерный комплекс «Орловское Полесье», древнейший памятник археологии федерального значения — городище Хотимль, полюбоваться  уникальной  природой национального парка «Орловское полесье»

Средства размещения:

Гостиничный комплекс «Орловское полесье» в п. Жудерский, гостиница «Дом лесника» в д. Радовище.

Празднично-обрядовая культура Орловского края

Празднично-обрядовая культура Орловского края

Празднично-обрядовая культура Орловского края

О произведении

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Другие издания

Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Празднично-обрядовая культура Орловского края». Книга была издана в 2007 году.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники оренбургской области
  • Народные праздники омской области
  • Народные праздники ноябрь декабрь
  • Народные праздники нооруз
  • Народные праздники народов россии список