Народные праздники поморья

Поморский Новый год – это праздник урожая, когда поморы возвращались с промыслов с рыбой. В Архангельске в этот день, 14 сентября на протяжении столетий начиналась, Новогодняя сентябрьская Маргаритинская ярмарка, единственная в России морская ярмарка

1. Поморский календарь

2. Поморский новый год

Поморский Новый год – это
праздник урожая, когда
поморы возвращались с
промыслов с рыбой. В
Архангельске в этот день,
14 сентября на протяжении
столетий начиналась,
Новогодняя сентябрьская
Маргаритинская ярмарка,
единственная в России
морская ярмарка

3. Покров

14 октября
С этого дня, по
представлениям крестьян,
в некоторых северных
деревнях начиналась
зима: «С Покрова до обеда
осень, а после обеда
зимушка-зима», — а
вместе с нею новые
хозяйственные
существовал обычай
поздравлять друг друга в
этот день с «первым
ледком, первым снежком».

4.

Хозяева звали гостей, сами
ходили в гости и готовили
угощение. У нас на Севере было
принято печь из муки нового
урожая калитки Одну
обязательно оставляли
«Хозяину» -домовому,
задабривали его.
кали́тки —
маленькие открытые
пирожки из ржаного
пресного теста с
различными
начинками,
наливками,
намазками или
припёками

5. Рождество

7 января
Рождество Христовосемейный праздник . К
нему готовились
заранее наряжали
елку, готовили
угощения и подарки.
Ель украсим мы звездой
и гирляндой золотой ,
Ведь сегодня торжествоРождество, Рождество!

6.

На кануне Рождества ,
в Сочельник , детвора
собиралась в группы и
отправлялась
колядовать – петь под
окнами односельчан
песни, которые
называются колядками.
А хозяева должны были
одарить колядовщиков.
Главный подарок на
Рождество у нас на
Севере это конечно
считается козуля
«Дорога козулечка к
рождественскому дню»

7.

Поморские козули
Поморские (лепные козули)объёмные обрядовые печенье ,
является наиболее древним видом
печеного фигурного теста,
восходящим к культовым фигуркам
ХП века
Традиционно пресное ржаное тесто
замешивали из грубой ржаной муки и
воды и соли. Фигурки – олени, коньки,
бычки, коровки, козлики, птички,
тюлени . Самым желанным подарком
был олень с раскидистыми рогами.
Хлебная фигурка служила оберегом
от злых сил. Хозяйка обычно
оставляла одну-две козули в доме,
чтобы счастье не покинуло ее семью.

8.

Мезенская козули
Мезенские козули — это особое витое
печенье.
Из ржаной муки месили тесто
(ржаная мука, вода и соль),
раскатывали тонкими жгутами, а
потом клали в виде фигурок
животных — коней, лосей, коров, птиц.
Из поколения в поколение
передавались приемы лепки этих
фигур, ни чего не меняя, сохраняя
традиционную форму.
Тетёрки (птички) знак материнства
Олень символ здоровья и
долголетия.
Баранчик приносит в дом изобилие
и благополучие.
Коровка – символ плодородия.

9.

Архангельские козули
Архангельские козули появились на
Русском Севере когда туда пришли
сахар и пряности (корица и
гвоздика).Случилось это не раньше
XVIII века. Козули пекутся из
пряничного теста, режутся
железными формами и украшаются
сахарной глазурью, белой и цветной
(чаще розовой).
Козули — это и оберег, и талисман.
Сегодня архангельские козули — это
красивый ароматный съедобный
сувенир, отличный подарок к любому
празднику или юбилею.

10. Масленица

Масленица — праздник
проводов зимы и встреча
весны.
Длился он целую неделю.
На масляной неделе
было принято выпекать и
поедать в больших
количествах блины –
символ солнца и новой
жизни.

11. Сороки

22 марта -день весеннего
равноденствия, когда день равняется с
ночью. « Зима кончается , весна
начинается» В этот день , по мнению
наших предков , прилетают из теплых
стран птицы, и первые из них –
жаворонки. Сороки считались детским
праздником: накануне женщины месят
ржаное тесто и пекут « жаворонков»,, а
утром в день праздника, раздают их
детям. Дети , с криками и смехом
бежали закликать весну. Для этого
жаворонков насаживали на длинные
палки выбегали с ними на пригорок «
угор» и что есть силы кричали :
« Жаворонки»

12.

У нас на Севере этот день
называли
«Тетёрочный
день».
Каргопольские тетерки
(печенье свитое из ржаных жгутов)
Живет на каргопольской земле
красивый древний обычай,
пекут хозяйки «тетерки».
Тетерочное дело хлопотливое,
потому помогала вся родня от
мала до велика. Наскать надо
было сто-двести штук!!!
Орнамент «тетерок» имеет
древнюю символику солнца круг. Основной узор
составляют стилизованные
мотивы- коники, решеты,
березки, кудерочки,
восмерушки

13. Пасха

Пасха-главный
православный
праздник года. К
этому празднику
тщательно готовились
заранее красили яйца
и пекли куличи
.
Кулич –это
праздничный
пасхальный
хлеб

14. Троица(Пятидесятница)

Первый летний
праздник Троица –
это девичий праздник.
главное место
отводилось березе.
Вокруг березы водились
хороводы, пели песни.
Но основное действие –
это завивание венков.
Не только плетут венки
на голову , но и
завивают ветви березы
.

15. Ильин день

2 августа
. «На Илью до половины дня -лето,
с половины – осень».
Илья пророк, в. народном
воображении , могучий
распорядитель самых
страшных и благодетельных
сил природы -грома, молнии и
дождя. От него зависит
плодородие земли.
В этот день в деревнях пекли
первые колобки из зерна
нового урожая(наверно
Колобок из известной сказки
был испечен в Ильин день).

16.

Для важнейших событий в народе
предназначался свой каравай.
Свадебный каравай ,
обычно искусно
украшенный ,делился на
свадьбе, для угощения
всех её участников.
Именинный каравай
К именинам — в
сопровождении хоровода с
подблюдной песней
«Каравай, каравай, кого
любишь — выбирай» К
приему дорогих желанных
гостей — «хлеб-соль»

Промежуток между Рождеством и Крещением (с 7 по 18 января) называется Святками, то есть Святыми днями. В этот праздничный период отменяется пост по средам и пятницам, устраиваются ярмарки и гулянья, рождественские ёлки, балы, верующие ходят друг к другу в гости, вручают подарки. В храмах все убрано еловыми ветками, за церковной оградой можно увидеть вертеп. Рождественский вертеп похож на маленький кукольный театр.

Колядование – пение духовных народных песен, славящих рождение младенца Христа. Самая известная святочная традиция. Православные колядки исполняются хором, имеют несложные мелодии и бесхитростные тексты. Сам обычай колядования имеет языческое происхождение, но Церковь наполнила его христианским содержанием, чего не скажешь о другой народной традиции – святочном гадании: его Православная церковь категорически отвергает.

Со Святками связан еще один любимый народом обряд – освящение воды. Его совершают в Крещенский сочельник (18 января) и в праздник Крещения (19 января) в память о том, что Христос, войдя в реку Иордан, освятил, по учению Церкви, всю воду в мире. Крещенская вода называется агиасмой, что значит «святыня», отношение к ней особое: ее стараются употреблять в случае болезни, пьют утром натощак понемногу. По церковному Уставу великое водосвятие в день Крещения должно происходить на водоемах,в реке,озере, где для этого делается прорубь (иордань).

Крещенская вода получает благодатную силу освящать, исцелять и защищать от зла.

Со времен язычества на святки делали сочиво: кашу с ягодами и медом, пекли сочники – сладкие пирожки с вареньем и творогом. В самом начале праздников приносили жертвы Коляде (поросят, уток).

На Рождество в наши дни, как и раньше обычно собираются всей семьей. Богато накрытый стол — одно из основных условий Рождества. По традиции на столе должно стоять двенадцать блюд, по количеству месяцев в году. Надо сказать, что в наше время об этом помнят немногие, редко кто сейчас подает к столу такое разнообразие.

Людмила Черёмухина

Павел Есипов ведет факельное шествие на «Поморский Новый год» в 2014 году

Поделиться

Знаете ли вы, что сегодня Новый год? На Руси поморы отмечали его не зимой, а 14 сентября по новому стилю — и чем урожайнее было лето, тем дольше праздновали. Может, помните, несколько лет подряд в современном уже Архангельске люди собирались на Поморский Новый год, уличные гулянья с обрядами и музыкой. Мы вспомнили, как это было, и выяснили, почему сегодня никто не выходит на улицу с факелами и не спускает на воду кострище.

На первое января Новый год перенес Петр Первый, но старообрядцы все равно праздновали его осенью — когда урожай собран и накрыт стол, когда тяжелые работы в поле позади.

Впервые Поморский Новый год отметили в современном Архангельске в 2001 году. Праздник проводила общественная организация «Национально-культурная автономия поморов».

14 сентября по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обрядов

14 сентября по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обрядов

Фото: Поморы/vk.com

Поделиться

Архангелогородцы провожали год в традициях предков, встречали осень и пытались воспроизвести древние уличные гулянья — Осенины. Это праздник урожая, гостевания, угощения, окончания уборки яровых хлебов и огородных культур. А еще в это время крестьяне совершали поминки по мёртвым.

В один из таких праздников в современном Архангельске, к примеру, горожане возле каменных лабиринтов у «мореходки» имени В.И. Воронина зажгли и спустили на воду костровище-«маяк». Возжигание огня — это ключевой обряд старинного празднества, гасится старый и зажигается новый. Еще одним ярким зрелищем было факельное шествие. Эти обычаи из прошлого пересекались с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки.

Еще в этот праздник на Руси почитали женщин. Рано утром они выходили к берегам озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина обычно стояла с угощением, а молодые вокруг неё пели песни. Затем разламывали хлеб на куски по числу присутствующих и кормили им домашний скот.

Женщины на Руси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песнями, овсяным хлебом и киселем

Женщины на Руси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песнями, овсяным хлебом и киселем

Фото: Поморский Новый Год —
Новолетие 7523/vk.com

Поделиться

Женщины произносили заговорные слова: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» Также в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

— Поморский Новый год — праздник с местным колоритом, — комментирует Андрей Свириденко, один из организаторов. — Совпадение с церковным Новолетием не случайно, этот церковно-государственный праздник отмечался на Руси с 14-го века, как дань византийской традиции. После реформ Петра Первого именно поморы дольше других отмечали своё Новолетие по старому стилю. Считаю, что место точки на годовом круге может быть любое, каждый в праве свои даты отмечать, мне лично ближе древние солнечные культы с их праздничными днями.

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято». Еще один интересный обряд — похороны мух, а еще комаров, тараканов и клопов. Часто обряд принимал шуточный характер или высмеивал поведение кого-либо из жителей села. Насекомое отпевали и поминали, причитали, как положено, проводили панихиду. Обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Есть поверье, что насекомые связаны с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии. Вот, например, не совсем поморское, но тем не менее забавное причитание:

Попрыгунья блошка,
Подогни ножки,
Перестань скакать,
Пора ложиться помирать.

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято»

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято»

Фото: Поморы/vk.com

Поделиться

Андрей Свириденко помогал в организации праздника в Архангельске с 2012 по 2014 годы, сегодня он вспоминает, как все проходило:

— Классные были события! Традиционная обрядовая часть проводилась на берегу Двины возле «мореходки». А фестивально-концертная — каждый год в разных местах. АГКЦ, «Искра», музейный дворик на Поморской. Абсолютно разные по формату события были, всегда оригинальные, без общего шаблона, интересные. Отличное время, жалеть не о чем! Масса впечатлений и воспоминаний о Новолетиях, большой труд. Внутри нашей орггруппы мы до сих пор поддерживаем общение, поздравляем друг друга с нашими поморскими красными днями, вспоминаем былые деяния.

Андрей считает, что молодёжь недостаточно интересуется историей и культурой родного края, по его мнению, сегодня в городе проходит немного мероприятий, основа которых — традиции прошлого.

— При этом праздники иных этнических общин в Архангельске проводятся громче и удалее. Город и область поддерживают свои культурно-исторические корневые традиции больше на уровне некой «поп-культуры», — резюмирует он.

Обычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки

Обычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки

Фото: Поморы/vk.com

Поделиться

Почему не прижился «Поморский Новый год» в Архангельске, мы спросили и у главного организатора этого события Павла Есипова, который переехал из Архангельска в Петербург.

— Десять лет мы проводили Новолетие, — комментирует Павел Есипов. — Но были вынуждены прекратить деятельность организации. Наши инициативы не находили поддержки со стороны городских и областных властей и предпринимательского сообщества, а своих средств не было — коммерческой деятельности мы не вели. Внезапно наши заявки перестали брать гранты. Видимо, власти решили поддержать другую культуру — сами видите, какие события проходят в городе.

Праздник, по словам Павла, проходил ярко и масштабно, и сегодня ничего подобного в Архангельске никто не организует

Праздник, по словам Павла, проходил ярко и масштабно, и сегодня ничего подобного в Архангельске никто не организует

Фото: Поморский Новый Год —
Новолетие 7523/vk.com

Поделиться

— Мы хотели дать традициям прошлого новое звучание, чтобы все это не забылось со временем. У нас уже не так много осталось аутентичных музыкальных коллективов, которые грамотно вплетают народные мотивы в свое творчество. Хранителей и собирателей фольклора — единицы, — комментирует Павел Есипов. — Но у кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду? Поморский Новый год стал брендом — к нам приезжали федеральные журналисты и гости. Про Архангельск говорили на всю страну в положительном ключе. Было сложно сохранить праздник, палки в колеса ставили еще и представители РПЦ — древние обряды противоречат концепции современного православия. Власти, видимо, решили, что не богоугодное это дело — поддерживать такие организации. Так все и закончилось.

Мы обратились за комментарием в Архангельскую епархию и попросили сформулировать отношение РПЦ к народным праздникам, которые проводил в нашем городе Павел Есипов.

Михаил Насонов: «Факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное. Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?»

Михаил Насонов: «Факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное. Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?»

Фото: Поморский Новый Год —
Новолетие 7523/vk.com

Поделиться

— 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю, Русская Православная Церковь отмечает церковное Новолетие или церковный Новый год, — комментирует пресс-секретарь Михаил Насонов. — Так было более 200 лет, пока Петр I не перенес празднование на 1 января. Павел Есипов с друзьями и соратниками, по его же словам, 14 сентября отмечал годовщину «Сотворения мира в Звёздном Храме по Даарийскому Круголету Числобога», посвященную воспоминаниям «Победы Великой Расы над Великим Драконом». Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам и к поморским традициям, остается загадкой. Как и все, что ему в нашем городе сопутствовало: факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное.

Вход на Поморский новый год всегда был свободным. Мы спросили у Михаила Насонова, в какой атмосфере его могут отметить архангелогородцы сегодня?

— Для православных христиан с сентября начинается годовой круг богослужений. Первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы, а последний — Ее Успение — переход из временной жизни в вечную. В церковный Новый год в храмах традиционно служится Божественная литургия и молебен. Кроме того, приходские общины часто организуют в этот день праздничные мероприятия: чаепития, совместные поездки на природу, концерты.

Павел Есипов: «У кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду?»

Павел Есипов: «У кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду?»

Фото: Поморский Новый Год —
Новолетие 7523/vk.com

Поделиться

Поморы – этнографическая группа, сложившаяся на побережьях Белого моря и северных рек: Онеги, Печоры, Северной Двины, Мезени. Их далекие предки – русские выходцы из Новгорода и Пскова, ушедшие на север в раннем Средневековье, и финно-угорские племена, жившие в то время на беломорских берегах.

Из истории

Митрофан Берингов, «Поморы», 1925–35 гг.

Фото: culture.ru

Особая этническая группа – поморы – сложилась в X–XII вв., тогда же появилось и ее название. Жители Новгорода и Пскова, пришедшие на берега Студеного моря (древнее название Белого), быстро освоили – а точнее, создали – особый тип морского хозяйства, незнакомый местным коренным жителям – финноугорским племенам. Рыболовство, охота, в том числе на морского зверя, судоходство, морская торговля – его основа.

Постепенно формировался язык поморов – «поморьская говоря». Поморы жили обособленно, из-за этого в их речи долго сохранялись древнейшие черты новгородского диалекта. В то же время в «говоре» немало финноугорских и норвежских заимствований – в первую очередь это географические названия.

Жители русского Севера, в том числе поморы. Энциклопедия «Россия в картинках». 1906 год.

Полезные ссылки

Хранители русских древностей

Картина «Поморы», конец XIX – начало XX вв.

Фото: музей-заповедник «Зарайский кремль», goskatalog.ru

Поморы оказались главными хранителями не только древнего русского языка, но и фольклора. Например, былины кажутся нам «делами давно минувших дней». А на Русском Севере они вплоть до ХХ века исполнялись, по сути, ежедневно: во время артельной рыбной ловли, охоты; мамы и бабушки напевали их детям, попутно занимаясь домашними делами. Так в среде поморов формировались целые сказительские династии: Крюковы, Рябинины, Поздеевы…

В середине XIX века фольклорист и этнограф Павел Рыбников записал в поморских поселениях несколько сотен древних русских былин. До тех пор они считались исчезнувшим жанром.

Сохраняется сказительская традиция у поморов и в наши дни. Самая, пожалуй, известная ее представительница – Софья Николаевна Брусникина, которая собирает и исполняет традиционные поморские былины, сказки, песни, причитания и плачи. Есть в ее репертуаре и произведения Бориса Шергина (1893-1973), фольклориста, писателя, сказочника, художника – также родом из поморов.


Фото: Музей полярников им. В. И. Альбанова, goskatalog.ru
Книга Бориса Шергина, 1947 г.

Полезные ссылки

Первые русские мореходы

Открытка почтовая с репродукцией картины В. В. Переплетчикова «Поморы въезжают в Архангельский порт», нач. XX в.

Фото: Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, goskatalog.ru

Некоторые исследователи считают, что история поморов как субэтноса началась с ушкуйников – новгородских вооруженных мореплавателей, торговцев и пиратов – перебравшихся на беломорское побережье. Свое прозвище северные «джентльмены удачи» получили по их парусно-гребным судам – ушкуям. Они имели морскую и речную разновидности, могли быть транспортными и грузовыми и вмещали до 40 человек и до 15 тонн груза.

Эта версия объясняет стремительное развитие кораблестроения и судоходства у поморов, хотя далеко не все ученые поддерживают точку зрения об их связи с ушкуйниками. В любом случае то, что поморы были лучшими мореходами своего времени, сомнению не подлежит. Более того, на протяжении нескольких веков они оставались единственными полярными мореплавателями. Кстати, по легенде, именно поморы первыми в мире добрались до архипелага Шпицберген.

К XII веку поморы полностью освоили Белое море, с XIII века начали ходить в Европу, а в XVII отправились на восток и морским ходом добрались до Колымы и будущего Берингова пролива. То есть первыми прошли по Северному морскому пути.

Гравюра «Поморы-зверобои», Семен Григорьев, 1979 г.

Фото: Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», goskatalog.ru

Коч и другие суда

Надежда Бом-Григорьева. «Поморы в карбасе». 1920–30 гг.

Фото: Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», goskatalog.ru

Для морского промысла, перевозки грузов, дальних путешествий поморы использовали суда разных типов. Главным из них был карбас – точнее, его многочисленные разновидности, транспортные и промысловые. Внешне карбасы напоминают ушкуи – это парусно-гребные суда, самые крупные из которых могли взять на борт несколько десятков человек и более 8 тонн груза.

Одним из главных «тяжеловозов» была сойма: управлял ею экипаж из 2–3 человек, зато грузоподъемность доходила до 15 тонн. Лодка осиновка выдалбливалась из цельного ствола осины и при всей простоте конструкции могла перевозить до 350 кг груза.

Раньшина, промысловое судно для рыбалки и охоты на морского зверя, была настоящим маленьким ледоколом. У раньшины подводная часть имела яйцевидную форму, благодаря этому при сжатии льдов судно выталкивалось на поверхность.

Значок «Лодья» из комплекта «Поморские суда».

Фото: Мурманский областной краеведческий музей, goskatalog.ru

Но самое известное поморское судно – лодья (в другом варианте – ладья), огромное, до 25 метров в длину и грузоподъемностью до 300 тонн. Площадь ее парусов достигала 460 кв. м – и это позволяло при попутном ветре проходить до 300 км в сутки.

Модель. Коч поморский (конец ХII – середина ХIХ вв.).

Фото: Музей мирового океана, goskatalog.ru

Для дальних походов поморские мастера создали судно нового типа – коч. Именно на коче великий помор – мореплаватель-первопроходец Семен Дежнев в 1648 году открыл пролив, разделяющий Евразию и Америку. Мы знаем этот пролив как Берингов: открытие Дежнева надолго «затерялось», и Витус Беринг, прошедший его маршрутом 80 лет спустя, получил лавры первооткрывателя. А имя Дежнева носит мыс – крайняя восточная точка России и всей Евразии.

Полезные ссылки

«Море – кормилица»

Открытка «Поморы-рыбаки», нач. XX в.

Фото: Архангельский краеведческий музей, goskatalog.ru

«У моря живем, морем кормимся, море – наша кормилица», – гласит поморская пословица. Поморы называли себя «трескоедами»: рыболовство было их главным промыслом, а рыба во всех видах, от соленой до вареной, – основой рациона. И в наши дни на русском Севере можно попробовать рыбные блюда, приготовленные по старинным рецептам: за века поморская кухня сохранилась почти в неизменном виде.


Знаменитая поморская уха часто готовилась из нескольких видов рыбы. А особый вкус ей придавала печень трески, которую в уху добавляли в последние минуты перед готовностью.

«Визитная карточка» поморской кухни – пироги-рыбники. Рецепт прост: такой пирог – это рыба (иногда двух сортов), целиком запеченная в тесте. Если его пекли на праздник, то и самому пирогу старались придать форму рыбины – таков, например, красный поморский рыбник с начинкой из лососевых, чаще всего из семги.

Праздничный поморский стол невозможно представить и без ржаных пряников-игрушек – козуль. Козули считаются одним из самых древних видов фигурных пряников – сделанные из теста изображения культовых животных выпекали еще в X-ХII веках. Расписанные глазурью прянички были и угощением, и развлечением для детей, и оберегом, и символом богатства и благополучия.

Сегодня ржаные пряники в виде животных, птиц и рыб пекут на Рождество, Новый год, праздник Коляды, на свадьбу, новоселье, рождение ребенка. «Без козули и праздник не в праздник», – так принято говорить у поморов.

Поморская кухня также славится блюдами из ягод и грибов. Ягоды мочат, делают из них морсы. А соленые грибочки – «дежурное блюдо» на столе жителей Беломорья.

Полезные ссылки

Костюм

Набор почтовых карточек «Народы России», «Поморы. Русские», 2017 г.

Фото: Центральный музей связи имени А. С. Попова, goskatalog.ru

«Из прибылей от всех этих сельдей, семги женское население Сумского Посада (село у Белого моря. – Прим. ред.) снаряжает свои роскошные одеяния. Не редкость, что сумлянка к Рождеству изготовляет себе наряд в 300 рублей стоимостью, вышивать они великие мастерицы», – так писал о нарядах поморок в 1880-е годы поэт и переводчик Константин Случевский.

«Роскошь» и «златотканые наряды», упомянутые Случевским, уместны были в праздники. А повседневной одеждой поморок были сорочка и сарафан домашнего изготовления. Впрочем, сорочка для ежедневной носки тоже украшалась – пышными рукавами, «колотьем» – ажурной белой вышивкой с мелким растительным узором, лентами, кружевом. «Борком» – то есть присборенными кружевами и лентами, отделывали и ворот рубахи. Вышивали узоры со сказочными существами и растениями на подолах рубах – они, кроме прочего, выполняли роль оберега.

Сарафан

Открытка. Женский поморский костюм побережья Баренцева моря (начало ХХ в.).

Фото: Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова, goskatalog.ru

Поморки носили сарафаны с раннего детства и до глубокой старости. В поморских селениях сарафаны были обычной одеждой вплоть до 1930-х годов. Самый древний вид поморского сарафана – косоклинный («костыч»). Он имел шов посередине переднего полотнища, косые клинья и подклинки по бокам, лямки и цельнокроенную спинку, напоминающую перевернутую трапецию.

Косоклинные сарафаны могли быть распашными с застежкой впереди. Пуговичек старались пришить побольше – для красоты. Пуговицы для праздничных сарафанов отливались из серебра и меди, а для повседневных годились и оловянные.

Со второй половины ХIХ века сарафаны-костычи носили в основном пожилые женщины – молодежь перешла на «круглые», или прямые, сарафаны. Их крой был проще: шились они из четырех прямых полотен. По подолу прямые сарафаны украшались высокими оборками, «бахромочкой». Верх сарафана обшивался тесьмой, лентой, кружевом. Праздничные поморские сарафаны – ярких, сочных цветов: алые, синие, зеленые, сиреневые, вишневые…

Ткань для повседневных сарафанов поморы изготавливали сами – ткацкие станки были в каждом доме. А для праздничных покупали шелк, шерсть, кашемир, муар… Отсюда названия сарафанов – «гарусники» (шерстяные), «шелковники», «матерья» (шелк, муар), «шумящий» (тафта).

Мужская одежда

Валентин Павлов. «Поморский вечер». 1964 г.

Фото: Городской музей Ангарского городского округа, goskatalog.ru

Модниками были и поморы-мужчины. Праздничная мужская одежда – это атласная рубаха с шейным платком («окутком») и тканым поясом. Удивительно, но поморские крестьяне никогда не носили лаптей – вся обувь у них была только кожаная.

В поморском мужском гардеробе есть вещи, которых не встретишь больше нигде. Например, зимняя меховая шапка-шлем с длинными, до пояса, ушами – «цебаки долгоухи». Или «совик» – одежда с капюшоном, напоминающая по форме сову. Поморы шили совики сами, а оленьи шкуры для них приобретали у соседей – лопарей, зырян и ижемцев.

Полезные ссылки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники пнг
  • Народные праздники пермского края список
  • Народные праздники пензенского края
  • Народные праздники парижа
  • Народные праздники осенью рисунки