Народные праздники псковской области

Сегодня мы совершим путешествие в прошлую жизнь псковичей, узнаем, как жили наши предки, как они отдыхали и работали.

Сегодня мы совершим путешествие в прошлую жизнь псковичей, узнаем, как жили наши предки, как они отдыхали и работали.

Календарь крестьян состоял из рабочих и нерабочих дней, будней и праздников. В будни они были заняты разнообразной работой, а вот в праздники работать было нельзя, грех. «Праздничная работа впрок не идет», — гласила народная мудрость.

А как крестьяне готовились к праздникам? Накануне обязательно ходили в баню, убирали избу, готовили особенную еду — cамодельную колбасу, холодец, пироги.

Молодежь в праздники любила петь и плясать. Парни и девушки собирались для этого вечером у кого-нибудь дома. Веселились, пели песни, а девушки занимались одновременно еще рукоделием и гаданием.

Любимые праздники у крестьян были на Псковщине — Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван-Купала.

Более подробно о Рождестве, Святках, Колядках и Крещении можно прочитать на сайте ЦБС г. Пскова.

Крестьяне Псковщины, как и повсеместно в России, почитали Рождество в качестве большого праздника. Отмечали его в течение 2-3 дней в кругу семьи. Хозяйки делали стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. Ритуальной едой были кутья, блины, а также маленькие булочки в форме овечек, коровок, которые раздавались всем членам семьи.

На Псковщине получила распространение западная традиция устраивать на Рождество кукольные представления, которые показывали кукольники в переносном ящике-театре — вертепе. Театральное действие делилось на две части: религиозную и светскую. Большая часть представления была отведена под бытовые сценки из народной жизни.

Повсеместно на территории Псковской губернии бытовали обычаи: славление Христа, колядование, молодежные вечеринки с играми и хороводами, ряженье, гадание девушек о судьбе.

Период с вечера кануна Рождества до Крещения (24 декабря — 6 января по ст. ст.) назывался в народе Святками или Святыми вечерами.

Начинались Святки с хождения славелыциков. В ночь на Рождество дети или подростки отправлялись со звездой по домам славить Христа, т.е. петь под окнами рождественские молитвы, изготавливали из бумаги звезду, вставляя внутрь свечу.

Вслед за славельщиками, а иногда и вместо них, обрядовый обход домов совершали колядовщики с пением колядок. Слово коляда в Псковской области обозначало святочные песни с пожеланием хозяевам удачи и благополучия.

Колядовщики представляли собой группу, состоявшую либо из детей и подростков, либо из молодежи, либо из взрослых членов общины. Шествуя по улице деревни, колядовщики подходили к окнам домов и пели:

«Что пришло, притекло к нам
Христово Рождество.
Мы ходили, мы искали Коледошенку,
Мы пошли Коляду
Ко Павлову двору
Там шелкова трава,
булатный тын,
железные ворота,
Посреди двора три терема:
первый - красно солнышко,
второй - звездочки.
Чашку круп или денег сруб.
Нам ни денег, ни полтину,
Одну денежку с копьем,
Оставайся сам с добром».

Хозяева с нетерпением ожидали колядовщиков, заранее приготовив для них хлеб, колбасу, пироги, лепешки, деньги. Одаривание хлебом должно было обеспечить хозяевам пожелание со стороны колядовщиков плодородного года. Все полученные дары колядовщики складывали вместе и устраивали общий стол.

Характерной чертой Святок было ряженье. Крестьяне переодевались в костюмы разных животных — медведя, корову, быка, надевали маски. Лица мазали сажей, щеки красной краской. Старались нарядиться пострашнее и посмешнее. Этим они изображали нечисть, которая, по поверью именно в период Святок вела себя особенно активно. Поведение их отличалось вольностью и шалостями, запрещенными в обычное время.

Молодые жгли огромный костер на поле. Возле него собирались парни и девушки, танцевали под гармошку, валялись в снегу, веселились. А после того, как потушат костер, молодежь отправлялась в избу, и там продолжались пляска и веселье до утра, до первых петухов.

 В 6 часов утра все расходились по домам. Праздничные гулянья молодежи в святочный период назывались игрищами, гуляньями.

Святочные бесчинства заканчивались накануне Крещения.

Главным событием этого христианского праздника было водосвятие. Священники святили воду (крестили воду) в церкви, в церковных колодцах, шли с молебнами на водоемы, где делали во льду прорубь, воду в которой тоже святили. После  освящения воды купались, чтобы снять с себя все грехи.

Как называлась освященная в Крещение вода?
— Вода называлась «святой водой» и считалась целебной в течение года.
Как вы думаете, с какой целью использовали такую воду?
— Святую воду использовали для лечения людей и домашних животных.

На Крещение выпекали хлеба с символикой креста.

А еще в Крещение устраивали ярмарки невест. Девушки вставали в ряд вдоль дороги или на холме в своих лучших нарядах, и женихи выбирали себе невест. Потом засылали сватов и играли свадьбы.
В канун Крещения поминали умерших: варили овсяный кисель или гороховую кутью и выносили на мороз — «Кормили Мороза» и пели песни: «Дед Мороз, Дед Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй». (г.  Великие Луки)

Масленица

«Следующий праздник — праздник-объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним — сметана и варенье, и, конечно же, икра»!

Конкурс «Догадывайся, смекай, отгадывай»

1. Желтый, круглый, ароматный  и на вкус такой приятный.
И с вареньем, и с медком, со сгущенным молочком (Блин).
2. Прогони от нас метели, прокати на карусели.
Растопи холодный лед, пусть весна скорей придет! (Масленица)
3. А мы Масленицу повстречали, сыром гору набивали.
Маслом гору поливали, на широк двор зазывали (Блины).
4.  Всю неделю отдыхаем, всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем, а весну теплом встречаем (Масленица).

Раньше для славян праздник Масленицы долгое время был встречей Нового года, потому что на Руси до XIV века год начинался с марта. А известно, как встретишь год, таким он и будет. Потому и не скупились в этот праздник на застолье и веселье. Называли Масленицу «честной», «широкой», «обжорной».

Откуда пошло название «Масленица?»

Название возникло потому, что по православному обычаю мясо уже исключали из пищи, а молочные продукты можно было еще употреблять — вот и пекли блины масляные. В Псковской губернии праздновали Масленицу с размахом. В части районов этот праздник начинали отмечать с воскресенья, получившего название «Малой Маслены». В этот день подростки строили ледяные горы и при этом приговаривали: «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широкий двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

Поздно вечером на улицу выходила встречать Масленицу молодежь, распевая обрядовые масленичные песни. Однако наиболее распространенным днем встречи Масленицы на Псковщине был понедельник, получивший название встречи. Каждый день недели имел название, соответствующее своим особенностям: вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий, перелом, пятница — посиделки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье — проводы или прощеный день.

В понедельник утром дети собирались на снежных горах и говорили: «Звал, позвал честный Семик широку Масленицу к себе в гости на двор». В Островском уезде дети, съезжая на салазках с ледяных гор, кричали: «Приехала Масленица!» Приходила на горы и молодежь. Девушки клали на свои головы по блину и пели песни Масленице. Парень мог схватить блин у той девушки, которая понравилась ему, и съесть его.

Печь блины — главный ритуал Масленицы. Масленица — это проводы зимы. А круглый блин — это символ солнца, символ победы весны над зимой, жизни над смертью. У славянских народов «Масленица» считалась женским праздником. Тесто на блины готовили женщины, а вот печь их должны были мужчины. Чтобы не сглазить свое счастье, рецепт теста для блинов держался в секрете, то есть каждая хозяйка добавляла какой-то свой особенный ингредиент. А еще существовало поверье: «Много блинов напечешь — богатство привлечешь». Кроме блинов на «Масленицу» пекли лепешки, ватрушки, готовили сырницу (творог с маслом, перемешанные слоями), жарили яичницу, варили кисели.

В народе «Масленицу» называют «Гулевой праздник».

Девушки и женщины надевали на гулянье праздничную одежду, ходили вдоль деревни и пели песни, танцевали. Песни, исполнявшиеся во время гулянья, получили название «гулевых песен». Женщины собирались в центре деревни или выходили за деревню на горку, чтобы песня была слышна далеко. Такая манера исполнения песен получила название — кричать песни.

В Невельском районе существовал обычай петь на сугробах. На Масленицу женщины устраивали особый праздник — Брыксы, Кирмаш, Овласий, на котором присутствие мужчин было категорически запрещено. Проводились Брыксы в четверг. Для празднования женщины собирали продукты вскладчину и снимали избу.

Во вторник начинались шумные развлечения — катания на санях, народные гулянья, балаганы, ярмарки.Катались с ледяных горок все, от мала до велика. По тому, как человек спускался вниз, судили о судьбе: чем дальше проедешь — тем длиннее будет жизнь. Катанию с гор приписывалось магическое значение: «… чем больше кто катается…, тем длиннее у того уродится лен». В Палкинском районе дети во время катания на санях кричали: «Лен-ленок, уродись, золотист, шелковист, чтоб как шелк».

Среда — день, когда зять приходит к теще на блины. Теща ухаживала за зятем и старалась кормить его досыта. Каждая трапеза непременно заканчивалась подачей ритуального блюда — яичницы. Родители были особенно предусмотрительны, если их гость был недоволен молодой женою; тесть подавал зятю хлеб и нож, если последний отрезал хлеб от середины, — это хороший знак, если же от края — значит женой недоволен.

В четверг проводились состязания в силе и ловкости, например, кулачные бои.

В Гдовском районе была распространена традиция катания на лошадях. Устраивали ярмарки, на которых высматривали невест. Ездили ряженые по деревням с самоваром и всех угощали горячим чаем.

И, конечно, на Масленицу наряжали Масленичное чучело. Делали его из соломенного снопа или набитого сеном мешка, повязывали платок, надевали кофту.

На Масленицу разводили костер, ходили вокруг него и пели песни, плясали. Через костер перепрыгивали. Главным ритуалом масленичной обрядности были проводы Масленицы, включая сожжение чучела. В воскресенье вечером все жители деревни провожали Масленицу до «горки». Торжественно, с пением обрядовых песен, чучело доносили до костра и укрепляли в центре. Сожжение Масленицы проходило под громкие крики, смех, пение.

Мальчишки, вырывая горящие пучки соломы, кружились и пели: «Мы Масленицу первые повстречали, мы широкую первые сожигали». Издалека мелькали огни масленичных костров соседних деревень. Воскресенье накануне поста называлось «Прощеное воскресенье»: все просили друг у друга прощение, освобождались от старых обид, прощались с зимой, встречали весну и пост с чистым сердцем и легкой душой.

Вспомните, какие старинные обычаи сохранились в ваших семьях? У ваших бабушек и дедушек?На Псковщине восточнославянский обычай закликать весну заключался в изготовлении 9 марта обрядного печенья: жаворонков, сороков или комов. По церковному календарю — это день Сорока мучеников, по народному — Сороки.

Печенье пекли из ржаной или пшеничной муки. Жаворонкам придавали форму птиц: делали глаза, головку, крылья, хвост. По народным представлениям, прилет птиц, в том числе и жаворонков, символизировал наступление весны. Сороки представляли собой круглые булочки и орешки; их должно быть сорок. В Порховском районе при испечении сороков в одну или две булочки закладывают монетки. Крестьяне считают, что «тот, кому достанется монетка, найдет счастье».

Последнее воскресенье перед Пасхой называли Вербным. В этот день ходили в церковь святить недавно распустившиеся веточки вербы, которым приписывали магические свойства. Использование вербы в весенних обрядах не случайно: это первое растение, на котором весной появляются почки. Ломали вербу обычно в субботу, а после освящения, украсив лентами и кистями, ставили к иконе и втыкали в косяки окон.

Общерусский обычай хлестать всех домочадцев, а особенно детей, освященной вербой с целью получения здоровья был известен и на Псковщине. При этом крестьяне приговаривали: «Верба-хлест, бьет до слез».

Напекли хозяюшки к празднику в печи,
пышные румяные чудо - куличи!

На какой праздник пекут куличи? Правильно, этот праздник называется Пасха. К празднованию Пасхи в народе готовились заранее. За неделю до праздника приглашали мыть избы — «на избовье». Терли пол, стены, потолок соломенными мочалками.

Пасха повсеместно была самым большим праздником. В пасхальную ночь празднично одетый народ направлялся в церковь на службу, «чтобы грехи оставить там и начать другую жизнь после поста». В узелках или корзинках крестьяне несли прикрытые полотенцем пасху, кулич, крашеные яйца, чтобы освятить в церкви. Утром возвращались домой, поздравляли друг друга с воскресением Христа, христосовались и обменивались яйцами. А ровно в 12 часов ночи глава семьи выходил на улицу и стрелял из ружья, возвещая тем самым, что «прилетел Христос».

В пасхальную неделю нельзя было работать. В первые дни недели  деревню обходили «Христоносы»- небольшие группы детей, иногда в сопровождении священника. Они «славили» Христа, пели молитвы, за это их одаривали яйцами.Что еще должно быть на праздничном столе на Пасху?

Творожная паста и крашеные яйца. Раньше яйца красили луковой шелухой, а сейчас продается множество цветных наклеек и цветных красок, с помощью которых их можно красиво оформить. На праздничном столе у крестьян обязательно стояло сливочное масло, холодец. А под конец праздничной трапезы подавали клюквенный кисель.

На Пасху взрослые и дети играли с пасхальными яйцами -«каталися яичком». Они ставили деревянный круг, в который помещали по одному яйцу. Делали лоток (наклоненную в круг доску с желобком) и по нему катили яйцо. Если оно разбивало какое-нибудь из яиц в круге, то игрок брал себе оба яйца. В Пасху водили хороводы, танцевали, играли в лапту, ручеек. Играли с мячом.  В Гдовском и Струго-Красненском районах имел обычай кататься на качелях. Юноши и девушки, качаясь, пели песни.

За весной приходит лето. И сейчас поговорим о празднике, который приходится на лето.

Это праздник Ивана Купала. «Иванов день»  называется в народе «Иван», «цветной Иван». Праздновать Иванов день в Псковской губернии начинали накануне — в день Аграфены Купальницы.

По традиции в этот день все обязательно мылись в бане. После бани в юго-западных районах женщины и девушки собирались на улице и шли по деревне и по полям с пением иванских песен:

«Собирайтесь, девки, Ивана пеяти,
Ивана пеяти, солнце пильнувати» (Себежский район).

Не выйти на улицу в Иванову ночь считалось позором для девушки или женщины. Односельчанки могли осмеять оставшихся дома: им пели корильные песни. «Все должны были выйти на двор — за ворота… все должны были открыть ворота… или окна. Это ж самое время — Иван, самая и краса», — говорили крестьяне Себежского района.

В день Аграфены Купальницы готовили обрядовые блюда. Пожилая знающая женщина пекла специальное кушанье из зерен ржи — кулагу (кулагой называли также кисель). Кусочки кулаги раздавали всем певуньям перед обходом полей. В деревне Дашкове Себежского района девушки и женщины пели:

«Мы дернем-подернем по три зерны у жорны.
Мы с этих зернышек намелим мучицки,
Мы с этой кулагой пойдем на Купальню.
У жита сядете, трех змей стерете.
Одна ж змея залом залымала.
Другая змея молоко хлебала.
А третья коров кликала».

На Псковщине повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, смоляки (пни), надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. В Порховском районе охваченные огнем бочки и колеса парни скатывали под гору. Пепел от ивановского костра молодежь рассеивала по полю со словами: «Родись, хлеб, для наших малых детей».

У костров разворачивалось большое гулянье, которое длилось до рассвета. На гулянье жители деревень пели песни, водили хороводы, играли в горелки, плясали, а потом около костра устраивали трапезу: ели картошку, огурцы. Вечером прыгали через костер. В ивановскую ночь девушки собирали 12 видов трав (среди них обязательно были подорожник, полынь) и клали их под подушку, чтобы приснился суженый.

 В Порховском районе приносили домой траву богатку. На следующий день замечали: чей цветок распустился — тот будет счастлив в жизни (если цветок принадлежал девушке — выйдет замуж); если чьи-то цветы завяли — того ждут несчастья.

Из собранных трав девушки плели венки для гаданий. Пускали венок по воде, смотрели и загадывали: утонет — к смерти, куда поплывет — в той стороне жених будет, сойдется с другим венком — замуж выйдешь.

В Гдовском районе после захода солнца девушки шли в поле, несли с собой украденную рассаду капусты и там сажали: если приживется, то девушка выйдет замуж.

Существует поверье о цветущем папоротнике. Если увидеть его цветок в ночь на Ивана, то сбудется любое желанье. По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. «На Ивана колдуны ходят, на клюках едут, волосы развеваются»,- говорят порховские крестьяне. С помощью купальских огней и обрядовых песен с полей изгоняли нечисть в образе русалок, охраняли урожай и скот от посягательств ведьм, а животных — еще и от змей.

В настоящее время среди населения Псковщины сохраняются некоторые купальские поверья и обряды. Так, в селе Дубровно Порховского района в ночь на Ивана молодежь и подростки жгут бочки и колеса и скатывают их под гору. После этого все отправляются купаться.

Череда праздников завершалась  Покровом. К этому дню все сельскохозяйственные работы должны быть закончены. С Покрова начинался осенний сезон свадеб.

В конце XIX — начале XX вв. в свободный от сельскохозяйственных работ период, начинавшийся с Покрова, молодежь уходила из деревень наниматься на работу.

Все крестьянские игры и песни были не просто развлечением. С их помощью наши предки высказывали свое уважение к Богу, силам природы, друг к другу. Именно поэтому многие традиции и обычаи, связанные с праздниками, сохранились до наших дней.

Источники


  1. Историко-этнографические очерки Псковского края / Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования ; С.-Петереб. гос. ун-т, ист. фак. ; [авт. кол.: В. И. Борисова, И. И. Верняев, А. В. Гадло и др. ; отв. ред. А. В. Гадло]. — Псков : ПОИПКРО, 1999. — 315 с.
  2. Народная традиционная культура Псковской области : обзор экспедиц. материалов. : в 2 т. / Комитет по культуре Псков. обл., Обл. центр. нар. творчества ; Е. А. Валевская, И. В. Королькова, Г. В. Лобкова и др. ; отв. ред. Г. В. Лобкова . — СПб. ; Псков : Изд-во Областного центра народного творчества, 2002.
  3. Псковская энциклопедия / Гл. ред. А. И. Лобачев. — Псков : Изд-во «Псков. энцикл.», 2003. — 910 с. — (1100 лет Пскову).

Культурное наследие способно обогатить жизнь даже самого прогрессивного поколения. Ярким тому подтверждением стал Псков, в котором чтят старые традиции и насаждают новые. SmartNews составил подборку самых интересных псковских праздников.

Каждый город и регион интересны по-своему. Псков — это место, где русский человек может встретиться с историей своего народа. И встреча эта обязательно произойдет в праздничной атмосфере фестиваля или дня рождения великого поэта.

Фестиваль малых городов

«Гардарика» — это фестиваль малых городов и поселений Псковской области. Гостям представится уникальная возможность буквально за один день «посетить» самые отдаленные уголки региона. Малые города и районы красочно представят свою историю, культуру, традиции и, конечно же, туристический потенциал. Также на фестивале можно познакомиться с удивительными авторскими работами местных мастеров и приобрести вкуснейший псковский мед.

Когда: 4 мая

Праздник поэзии

Каждый год в начале лета в честь дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Пскове и селе Михайловское, родовом поместье семьи поэта, проходит Всероссийский праздник поэзии. Это знаковое мероприятие почти полстолетия сводит вместе тысячи поэтов и почитателей поэзии. В эти дни здесь проходят литературные вечера, театрализованные представления, торжества и концерты. Каждое событие праздника дарит истинное удовольствие от духовного общения, окуная участников в атмосферу остро отточенного слова и точной метафоры.

Село Михайловское известно как памятное место, связанное с жизнью и творчеством Александра Пушкина. С 30-х годов XIX века за Михайловским закрепилось определение поэтической родины великого писателя. Здесь, на древней псковской земле, окреп его талант.

Когда: 6–8 июня

Машина времени

Проводить исторические фестивали — еще одна молодая, но яркая традиция Псковщины. История Псковщины — это череда славных военных подвигов и счастливых лет мирной жизни. На фестивалях «Исаборг» и «Железный град»собираются любители средневековой истории со всего СНГ, они воссоздают жизнь славян IX–XI веков в мирное и военное время: носят историческую одежду; варят еду, которую ели наши предки; участвуют в инсценировках боев и народных празднеств.

Когда: 2–3 августа

Жемчужина этнофольклора

Этнокультурный фестиваль народа сето, который относится к финно-угорской группе и исконно проживал на Псковщине, ежегодно собирает на территории музея-усадьбы в Сигово своих сыновей и дочерей. Многих из них судьба разбросала по России и Прибалтике. Фестиваль «Сетомаа» стал редким случаем, когда все они собираются вместе. Фольклор и традиции народа сето неповторимы; окунувшись в атмосферу этнофестиваля, россияне открывают для себя много нового.

Когда: 27–28 августа

День скобаря

Еще не успевший превратиться в традицию, но очень полюбившийся жителям и гостям города кузнечный фестиваль — это удачное соединение истории и современности. День скобаря имеет ко Пскову самое прямое отношение: здесь отдельной слободой жили ремесленники, специализирующиеся на изготовлении скобяных изделий, кузнецы.

Этот фестиваль не ограничивается только историей ремесла, здесь проводится ярмарка народных умельцев, демонстрируются подобные навыки соседних народов, например, в изготовлении дамасской стали.

Когда: 28 сентября

(по материалам SmartNews)

15 апреля 2014



shaimardanov rozhdestvo 600По старине торжествовали
В их доме эти вечера

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Гл. V, строфа IV

Крестьяне Псковщины, как и повсеместно в России, почитали Рождество в качестве большого праздника. Отмечали его в течение 2-3 дней в кругу семьи. Хозяйки делали стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. На Рождество, но чаще на Новый Год, резали поросенка, ставшего у русских символом плодородия, и готовили блюда из свинины. Ритуальной едой были кутья, блины, а также маленькие булочки в форме овечек, коровок, которые раздавались всем членам семьи. Последний день Рождественского поста соблюдался особенно строго: ничего не ели от зари до вечерней звезды.

shaimardanov rozhdestvo 08

Период с вечера кануна Рождества до Крещения (24 декабря — 6 января по старому стилю) назывался в народе Святками или Святыми вечерами. Сроки Святок и отношение к ним как к празднику было различным даже в пределах Псковской земли. В одних местах все население не работало в течение двух недель, а в других — работали утром, а вечером собирались на вечорки, в третьих — Святки считались праздником молодых, поэтому молодые гуляли, а взрослое население в это время могло работать.

В Святочных традициях сконцентрированы, как христианские, так и старинные народные обычаи и обряды связанные с зарождением новой жизни, магией плодородия и загадывания о судьбе.

Обход дворов. Славление Христа. Колядование.

В Псково-Печорском обозерье обязательным считались два обхода дворов – христославцами и колядовщиками, которые соответственно проходили вечером в канун Рождества и на следующий день – в первый рождественский вечер.

shaimardanov rozhdestvo 02

Канун Рождества назывался Сочельник.   Хрислославцы или еще их называли славельщики ходили со звездой, подходя к дому спрашивали у хозяев: «Можно Христа прославить», — «Можно», тогда пели тропарь «Рождество твое Христе Боже наш». «Звезда» представляла из себя соломенный «фонарик» или это было решето с вставленной в него иконой, перед которой зажигалась свеча.

Пение заканчивалось пожеланием хозяевам «многая лета», а затем могли прибавить просьбу:

Дедушка с бабушкой, сходите в сундучок

Принесите житца карячок или денег пятачок!

На севере Псковщины славельщикам подавали «ривики» — лепешки из тертого картофеля с салом, ржаные пироги.

На следующий день – в первый день Рождества ходили колядовать  и пели поздравительные песни — «виноградья» (Как повыпала порошка снегу белого, виногралье красно-зелено), расхваливая дом (терем) хозяина, прославляя всю его семью, желая хорошего урожая, приплода скота. В конце песни прибавляли: «Наделяйте колядовщиков! Или с клети – решетом, или с печи – пирогом!». Пели под окнами и приплясывали.

За дарами заходили в дом. Одаривали хлебом, пирогами, лукошком зерна, деньгами. Довольно долго сохранялся исконный обычай одаривать именно хлебом – зерном или изделиями из него. Однако постепенно эта традиция утрачивается, забывается первоначальный обрядовый смысл, заключенный в семантике хлеба.

В северных районах Псковской земли существовали две Коляды – Рождественская и Крещенская. По сведениям из Плюсского района оба раза Коляду кормили – варили кисель и кричали:

Каляда! Каляда!

Ни заморозь моих ребят, огород и картошку!

На — поешь киселька!

На Крещенскую Коляду варили горох – кутью, поминали родственников:

На вот – поешь горошку

Коляда Крещенска.

shaimardanov rozhdestvo 03

На севере Псковщины колядовали и накануне Рождества, и Нового года.  Колядовщики обходили дворы иногда ряжеными, иногда одетыми, как нищие. Их одаривали пирогами, пареным толокном, свининой, брюквой, деньгами, подносили рюмку. По окончании обхода колядовщики собирались в одной избе и устраивали складчину, съедали все собранное. В Плюсском районе колядовщикам подавали муку, из которой на складчине пекли блины.

В народной памяти жителей Великолукского, Куньинского и Невельского районов сохранились традиции «трех Коляд» — Рождественской, Новогодней и Крещенской. Все действия, совершаемые в эти дни, были направлены на обеспечение будущего урожая. «Богатой», «толстой» Колядой именовался день накануне Нового года, «бедной», «постной» — накануне Крещения. В канун Рождества и Нового года могли рядиться, в канун Крещения – постничали, освящали воду.

В этом регионе представляется интересным факт одаривания Коляды атрибутами женского костюма – в колядках упоминаются: платок, передник, чулки, кофта, рубашка, юбка, пальтишко, валенки и пр. Как объясняют исполнители содержание поэтического текста – надо одеть Коляду.

«Она ж голая, Коляда, пришла. Одна рубашонку дала, другая юбчонку дала, а третья кофтенку дала, четвертая – платок, пятая вот должна  валеночки дать, а еще и чулочки. Вот она уже одета… Теперь уже дадут ей торбочку или мешочек – собирать-то. А последнее уже – саночки. На саночки положит и повезет. Вот эта собируха»

С обходом дворов и колядованием непосредственно связано ряженье.

Ряженье – важнейший элемент святочной обрядности.

Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Гл. V, строфа XVI

На севере Псковщины называли «окрутники», «укрутники», «окручахи», «самокрутки», «наряжохи», «облады». В Палкинском районе говорили «камедить», «цыганить», ходить «абладивши» («абделавши»), «валыниться». В деревне Медли Печорского района ряженых называли «беси», а в деревне Крутец Порховского района  — «страшными». На Ловати говорили «шутки ходили», «шутки водили», «шутками обделывались». В Локнянском районе жители деревень говорят о том, что «водили шутки» вплоть до 1952-53 годов и многие их них были непосредственными участниками этих увеселений. В Невельском районе «наряжоники ходили».

Персонажи:

  • «Дед», «Сивый дед», «Старик с бородой изо льна и шерсти», «Старик с горбом»
  • «Баба», «Баба брюхата» или «Баба с горбом» (подвязывали подушку), «Баба яга» — на лице рисовали морщины; могла быть с косой
  • «Высокие старухи» — подушка подвязывалась на голову, высокая, так что в дом не войти
  • «Покойник», «Смерть», «ХАхало», «Мертвяк», «Мертвуха». Для маски зубы вырезали из картофеля в них вставляли тлеющий уголь, надевали белый балахон. В других случаях лицо мазали сажей,или мукой. Покойника могли приносить в корыте, в гробу, привязанного к скамейке. Он пугал, над ним голосили, шуточно отпевали, заставляли девушек целовать «покойника».
  • «Побирухи» — «Нищие» с торбой, побирались, гадали на судьбу.
  • «Поп» с кадилом — заставлял покаяться, а помазывал чернилами, и с ним могла быть «матушка» или пара — «Поп и дьячок»
  • «Чучело», «Хохлатый», «Урод», «Черт», «Чудо», «Страшный» — делалась маска из бумаги и тряпок, атрибутами часто были черная одежда, красный язык и рога
  • «Двуличный» — маски с двух сторон.
  • Зооморфные персонажи: «Конь» — самый распространенный, могли изображать два парня, а если конь с всадником, то и три. «Медведь» — надевали две вывернутые мехом наружу шубы – на руки и на ноги. «Лягуха», «Курица», «Куран» (индюк) – надевали шубу, засовывали ноги и руки в рукава, закрывали лицо – «куран» прыгал как «лягуха». «Козел», «Журавль», «Гусь». Менее распространенные «Лось», «Утка», «Волк», «Корова», «Лебедь». Использовали настоящие рога лося, оленя, или это мог быть ухват, бутафорский петушиный хвост. Ряженые в вывернутую шубу изображали кошку, собаку, волка, медведя. В Великолукском районе среди ряженых упомянуты «Пчелы».
  • Ряженье «кИлосом» (так называли собранные в стойку снопы ржи). Человека обвешивали маленькими ржаными снопиками, сноп же надевался на голову. Заходил в дом и плясал.
  • Чужие (для крестьян): «Офицер», «Матрос», «Солдат», «Цыган», «Цыганка» — ходили гадать, «Клоун», «Врач» (спрашивал «Чем болеешь?» и всех лечил, в качестве лекарства подносил рюмочку, раздавал детям лепешки), «Барыня», «Господа», «Воевода», «Судья». Позднее наряжались «Милиционером». Не крестьянские профессии – «Охотник», «Рыбак».

Частым обрядом ряженье было переодевание в одежду противоположного пола. Ряженый старался скрыть лицо или маской, или гримом — обмазывался сажей, свеклой, приклеивал усы, привязывал бороду, изменял голос, брал в рот пуговку или копейку, чтобы шепелявить. Распространено было использование старой рваной одежды, или ее надевали наизнанку, мехом навыворот, ноги в рукава и подвязывали полотенцем.

shaimardanov rozhdestvo 04

По отношению к окружающим ряженые вели себя весьма активно, трепали малышей, так что некоторые очень боялись их прихода и прятались на печи; активно требовали у хозяев угощения, всех пугали и мазали сажей или мукой, ваяли в снегу, били свернутыми как кнут полотенцами («парили девок по гужам»)…

Ряженье включалось в обрядово-игровые сцены: «Мельница», «Свадьба», «Прощание с Покойником» — «Отпевание», «Холст меряли», «Рыбу удили», «Лося били и сапоги шили», «Блины пекли», «Молотили горох» и т.п.

В Локнянском районе на реке Ловати во время зимнего мясоеда в январе в послевоенные годы молодежь и женатые пары устроили для смеха «Свадебный поезд ряженых». Мужик оделся «невестой», женщины оделись мужчинами, мужчины – женщинами, лица закрасили, приделали горбы, парами расселись в сани (10 лошадей), вместо ковров сзади привязали «голяки» (веники) и «атопки» (лапти), на дугу вместо бубенчиков тоже лапти. Такой «свадьбой» объехали все близлежащие деревни. «Как свадьба катается» народ выбегал смотреть – все хохотали.

Атрибуты ряженья и нормативы поведения ряженых связаны с образом «мира наизнанку». Они с одной стороны, нацелены на вызывание ритуального смеха (рядились «кто смешнее») и одновременно часто провоцировали страх.

По многим рассказам, важнейшей составляющей смехового действа, разыгрываемого ряженными, была пляска под гармонь, балалайку или «под язык». Под пляску пели озорные похабные припевки.

Мотив выпрашивания даров и различные способы их получения можно рассматривать как центральный смысловой элемент ритуала ряженья.

Ряженье смыкалось с ритуальными бесчинствами молодежи

shaimardanov rozhdestvo 05

В Порховском районе говорили: «…в святки обязательно начудить надо».

  • Запирание, замыкание. Замораживали замок в доме, оттаскивали крыльцо от дома, закладывали печные трубы, подпирали дверь поленом.
  • Ритуальное воровство. Крали дрова, утаскивали сани от дома, затаскивали бороны, плуги, дровни на крышу. Катались с гор на украденных санках, собирали из нескольких санок целый возок и под гору.
  • Разрушение. Забор, поленицу, выпускали скотину. Разбирали поленицу и отмечали дорогу между домами женихов и невест — «вешки ставили».
  • Пугание: привязывали колотушку к окну, соломенное чучело затаскивали на крышу; пугали «светящейся головой» — внутрь пустой тыквы вставляли зажженную свечку.

Святочные гуляния

По обычаю в Святки  запрещалось работать, особенно женщинам прясть. В некоторых домах на это время даже прялки убирали на чердак, чтобы у женщины рука по привычке не тянулась к веретену и прялке. В Порховском районе говорили, если в Святки увидишь «верятёшко» (веретено), то летом увидишь змея. В других случаях указывалось, что прясть все же можно, но только дома в одиночестве и рано утром.

В Порховском районе по одному из свидетельств из деревни Верхние Горки, с Рождества до Нового года проходили гулянья, а с Нового года собирались супрядки (совместная работа по изготовлению льняной, шерстяной пряжи), и только на Крещение  следовало заключительное гулянье без работы, замыкавшее святочный период.

Повсеместно молодежь собиралась на «вечерины» (вечорки, гулянья). Они отличались от посиделок, т.к. на посиделки собирались работать и в своей деревне. Вечеринки – это праздничное собрание с угощением вскладчину, музыкой, танцами, играми. На Святках такие вечорки могли устраиваться ежедневно в течение двух недель. В некоторых местах они назывались «Свят-вечер»:  особенно распространено это название в Палкинском и Островском районах или «Игрища» в Новосокольническом районе.

В Палкинском районе гуляли по возрастам, три гулянки было – маленькая, средняя и большая.

Маленькая – это ребятишки 10-12 лет, средняя – 15-16 лет, до 20-ти, а взрослая – 19-20 лет.

shaimardanov rozhdestvo 06

На таких гуляньях парни присматривали себе невест и после Святок начинался период свадеб.

Скоро Святки, скоро Святки

Понесут девки задатки

Скоро праздник Рождество

Заговорят про жениство.

На малые гулянья приходили посмотреть старушки.

В Новоржевском районе собирались все в одну избу: старики и молодежь, мужчины и женщины. На таких вечерах рассказывали сказки. Вспоминают о сказках смешных и страшных, «божественных». Нередко под сказками подразумеваются истории о жизни, рассказы о войне. Рассказчиками часто были мужчины. В Пушкиногорском районе вспоминают о соревновании мастеров: бились об заклад, «кто кого переговорит», «кто больше соврет». На такие вечера могли собираться и одни мужчины, тогда там же шла карточная игра.

Особое значение придавалось личности расказчина: Мишка Сядун в деревне Кораблево Новоржевского района был хороший рассказчик сказок, в деревне Попова гора Пушкиногорского района слепая Лида рассказывала всю ночь детям сказку про Чернобровую Ларисию, в деревне Коршилово бабушка Марамоха рассказывала сказки – как мужика бес завел на камень.

На Святочные гуляния устраивали катания с гор, парни катали девушек на санках. Устраивали и катание по деревне на лошадях, а могли и сами впрягаться в сани.

shaimardanov rozhdestvo 05a

На Новый год и Рождество зажигали костры, во избежание пожара собирались в стороне от деревни, приносили дрова и у костра пели, танцевали. В деревне Чернево Гдовского района рассказывают, что костер делали только из березовых дров, складывали «клеточкой» — получался высокий, такой, чтобы из соседних деревень было видно, что в Чернево Рождество празднуют. Веселились, танцевали, играли. Неожиданно тихо подкравшись из темноты к костру, ряженые пугали собравшихся. Особенно было страшно, если такая зловещая маска подходила на ходулях. Тогда все разбегались, костер затаптывали и уходили продолжать праздник в заранее откупленную избу. Там веселье продолжалось «до первых петухов».

В некоторых местах Псковщины отдельно от молодежи на Рождество собирались «Бабьи складчитны» или «Брыксы».

Закликание Мороза

К кануну Рождества было приурочено Закликание Мороза. В разных вариантах было распространено по всей территории Псковской земли. Суть обычая заключалась в «угощении Мороза» (кутьей, кашей, блинами) и уговаривании его приходить зимой, а весной и летом не морозить поля и огороды.

Варили кутью и выходили на крыльцо «Мороз кричали»: «Мороз, Мороз, приходи кутью есть, Зимой приходи, а летом не ходи, гряды не топчи!»

Вечером в Коляду пекли блины и звали Мороза. Первый блин прикладывали к стеклу, он примерзал и висел на окне все Святки. Кричали: «Мороз, Мороз-красный нос, Приходи к нам на Коляду, Причеши бороду, Приходи к нам блины есть!»

В Великолукском районе хозяйки оставляли на окне с внешней стороны кутью и пели:

«Дед Мороз, Дед Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй!»

shaimardanov rozhdestvo 07

Бытовые обычаи

Особое значение для крестьян имеют кануны трех основных святочных праздников: Рождества, Нового года, Крещения, которые на Ловати именуются «Калёдами». В эти дни старики постились, иногда полностью отказывались от пищи «от звезды до звезды» — это называлось на Ловати «Каляду калядили».

В Себежском районе на все три Коляды варили кутью. Часть кутьи оставляли на ночь на подоконнике «для Мороза», остальную съедали.

В центральных районах Псковщины и в Порховском районе на Рождество в домах стелили яровую или ржаную солому, стелили или по всему полу, или в «переднем» красном углу и под столом, или только под столом.  Иногда  под столом стелили яровую солому, а по всему полу – ржаную. «Христос родился в соломе и яслях». Считалось, что это принесет хороший урожай. В некоторых случаях солому или сено клали и на стол под скатерть. Дети и взрослые спали на соломе, чтобы скотина «велась», а утром хозяин дома относил ее на корм корове и гусям на гнезда, тогда гуси будут класть яйца. Когда убирали солому смотрели – сколько зерен осталось на полу, если много – будет хороший урожай. В праздник на полу на соломе спали гости, иногда именно этим и мотивируется необходимость расстилание соломы.

На Рождество варили пиво, преимущественно из ячменя.

Считалось, что в день Рождества нельзя идти к кому-либо с пустыми руками, нужно нести гостинец или хотя бы брать с собой палочку, чтобы в доме была прибыль.

shaimardanov rozhdestvo 08

В Пустошкинском районе зафиксирован запрет есть горох в период Святок, иначе руки покроются бородавками.

Существовал обряд «Закармливания домового» — семья поужинав, оставляла остатки еды на столе для домового. «Домовой придет — поест».

Бывало совершали магические ритуалы – женщины объезжали избу на метле или украшенной кочерге, к богатой жизни. Могли таскать по деревне лодку или борону. Назывался этот обряд «приманивание чужаков». В деревне Кошнево Локнянского района существовал обряд, совершаемый в Новогоднюю Коляду: одна из девушек верхом на метле проезжала из края в край деревни – «девушек выметала», чтобы замуж выходили.

На Новый год ходили на кладбище, ставили елочку на могилу.

Святочные гадания

Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Гл. V, строфа VII

Накануне Рождества первый раз гадали.

В основном девушки гадали на будущее замужество: суждено ли выйти замуж в наступающем году, в какой стороне живет будущий жених, какой будет характер мужа и его родни.

В целом в гаданиях бытовали общерусские традиции.

Девушки бегали слушать на перекрестки, с какой стороны раздастся звон колокольчиков, туда и замуж выходить, или слушали под окнами: если в разговоре услышат «иди», значит замуж выходить, если – «сиди» — останешься «в девках» в этом году. Шли к церкви, прислонялись ухом к замочной скважине и слушали – поют или плачут.

shaimardanov rozhdestvo 09

Несли золу на перекресток и смотрели в какую сторону ее понесет ветер, с той стороны «будет дроля».

В Новоржевском и Локнянском районе идя из бани торкали в снег мокрый веник, если он «обросится», покроется инеем, выйдешь замуж за богатого.

В Плюсском районе известен такой обряд: девушки пекли блины, брали блин в рот и выходили на улицу. Блин надо было держать во рту и молчать, пока навстречу не попадется парень, который называл свое имя. Это и было имя будущего жениха, или сам этот парень и становился женихом девушке.

В Порховском районе «снег пололи», «снег сеяли»: набирали снег в подол, трясли его и приговаривали: «Полю, полю снежочек, Полю беленький снежок, Ты залай собачка, Где мой миленький дружок».

Повсеместно известно гадание в бане со свечами и зеркалом, в котором должен показаться суженый. Или в стакан наливали воду, опускали обручальное кольцо и смотрели при свечах – должна была привидеться судьба.

Загадывали на характере будущих мужа, свекрови, свекра. Зажмурившись, брали три горячих камешка с каменки и бросали в пруд или прорубь. Если зашипит – будет свекровь злая, муж сердитый.

Чет-нечет. Воровали дрова или обнимали забор широко раскинув руки и считали сколько захватили. Четное число – выйдешь замуж, нечетное – нет.

shaimardanov rozhdestvo 10

Перед тем как лечь спать, загадывали, чтобы приснился «суженый-ряженый «где замужем бывать». Щипали лучинки и делали из них (также спичек, прутиков от веника) колодец и клали его под подушку с приговором: «Суженый-ряженый, приезжай на мой колодец поить лошадь». Клали также пояс, зеркало, расческу, обращались к суженому-ряженому: «Приди сужено-ряжено, расчеши меня!», «Суженый-ряженый, приди попроси зеркала».  Вечером после бани заплетали 12 кос на голове, клали под подушку веник, гребенку и загадывали: «Суженый-ряженый, приходи в мою рощу гулять, приходи меня чесать».

Гадать могла мать девушки, положив себе под подушку сковороду, чтобы увидеть во сне, какому зятю будет блины печь. Загадывание на сон считалось самым надежным и верным способом узнать свою судьбу.

Мололи иголку в жерновах, слушали какое имя «выстукивает» иголка.

«Валенок кидали» через крышу бани, амбара. Если перекинешь – скоро выйдешь замуж. Смотрели, куда валенок «носком ляжет», туда и замуж выходить. Если валено застрянет на крыше – девушка долго не выйдет замуж.

В деревне Липшани Локнянского района зафиксирована необычная форма гадания, когда девушки «с хворостом бегали» по улице – хворостиной стегали первого, кто встретится, «Что он ответит – хорошее или плохое?»

Бытовала также ворожба на судьбу. Она связана с желанием предсказать события будущего года. Раскладывали на полу кольцо, хлеб, соль. Приносили курицу и смотрели, что клюнет: хлеб – к богатству, соль – к плохому, кольцо – к замужеству.

«Олово лили», «олово плавили», «бумагу жгли» — смотрели на тень, что выйдет, что привидится.

Крещение

Святочные бесчинства заканчивались накануне Крещения. Крещенский канун почти повсеместно в Псковской губернии считался постным днем. В некоторых местах в этот день вообще ничего не ели до освящения воды, и приступали к трапезе только попив освященной воды, после того как ее принесли домой. Хозяйки в канун Крещения пекли овсяные блины м варили кутью. С кутьей ходили «Закликать Мороза» (см. в главе «Закликание Мороза»).

В некоторых местах гулянья в в канун Крещения были строго запрещены. По воспоминаниям жительницы Порховского района: «Гулял кто-то на Крещенье, так вся изба под землю ушла».

В Порховском районе в день Крещения или накануне Закрещивали двери и окна дома и различных хозяйственных построек, рисуя мелом небольшие крестики. Кроме того, делали крестики из соломинок, лучинок или веточек крушины, украшали их цветными тряпочками или бумажками. Чаще всего такие крестики ставили на колодцах. Их могли также класть в сено, чтобы оно было «споркое» (сытное), в подполье, где хранился зимой картофель и другие овощи.

В Крещение повсеместно проходили молебны на освящение воды в реках. Делали «Ярдань» — Иордань, прорубь в форме креста и освящали воду.

В Палкинском и Порховском районах крещенский обряд освящения воды назывался «ВадОкша», «ВодОкша».

Взятая в Крещение из Иордани, обычного колодца или привезенная со службы в церкви вода называлась «крещенской» и считалась святой. Она широко использовалась в народной медицине. Этой водой окропляли скотину в заветные праздники.

В Локнянско-Ловатском крае в Крещенскую Коляду или ранним утром в день Крещения хозяйка несла и ставила на колодец (ключ) или к проруби небольшой деревянный крестик. Крестики делали из лучины и украшали тряпочками, цветной бумагой. Иногда их делали, как  антропоморфные фигурки – верхняя часть повязана наподобие платка, подвязан «передник».  Такие «крестки» до сих пор делают в некоторых деревнях Великолукского и Новосокольнического районов. Прежде чем поставить «кресток», его окунали в воду и проводили им крест-накрест по воде, приговаривая «Крестися вода и земля». Каждая хозяйка старалась первой принести крест на колодец, в этом случае у ее коровы будет больше молока или оно будет жирнее («съем хороший молока» — больше сливок, сметаны). Через некоторое время крестик с колодца могли убрать: его или сжигали в печи, или пускали по реке.

shaimardanov rozhdestvo 13

На Крещение проходили ярмарки, на которых «высматривали невест». По двум описаниям из Порховского района, в Крещение «крали» невест, увозя их прямо с ярмарочного гулянья в новый дом.

Следующий после Крещения день – «Иван» (Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Имеется единственное свидетельство об Иванской Коляде (кануне этого праздника). В деревне Малое Заборовье Порховского района рассказчица отмечает, что нынешняя Крещенская Коляда заменила старинную Иванскую; а в Иванскую «куделину неси в поле». С Иванова дня начинали ходить в сваты.

Несмотря на утрату с начала 50-х годов XX века многих Святочных традиций, обычай закрещивать дом и двор, омываться крещенской водой и хранить ее «на всякий случай» дома стойко сохраняется по сей день.

Текст иллюстрируют работы художника Игоря Дмитриевича Шаймарданова

shaimardanov rozhdestvo 12

Более подробно узнать о традициях Псковской области, найти тексты сказок, приговорок, обрядовых песен и ноты вы можете в источниках:

   Историко-этнографические очерки Псковского края : монография / Борисова В. И. , Верняев И. И.; Гадло А. В. / Псков: ПОИПКРО, 1998. — 315 с. — Читать полный текст>>>

   Народная традиционная культура Псковской области : Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. – Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2002. Т. 1. – 688 с., илл., нот.  — Читать полный текст>>>

   Народная традиционная культура Псковской области : Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра. В 2 т. – Псков: Псковский государственный областной Центр народного творчества, 2002. Т. 2. — 816 с., нот.  — Читать полный текст>>>

Нематериальное культурное наследие

Псковского края


Нематериальное наследие
—  это совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Передача традиционных нематериальных ценностей осуществляется от поколения поколению, от человека человеку. Минуя институционально-организованные формы, они должны постоянно воссоздаваться человеческим сообществом. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала создания институтов по сохранению объектов нематериального культурного наследия (НКН).

В материалах Международной Конвенции Генеральной конференции ООН об охране нематериального культурного наследия приведено следующее определение этого понятия.

Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития.

Той же Конвенцией в статье к нематериальному культурному наследию отнесены:
— устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
— исполнительские искусства;
— обычаи, обряды, празднества;
— знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
— знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Центры народного творчества  рассматриваются сегодня как один из важнейших институтов, способных осуществить сохранение и актуализацию многих объектов нематериального наследия. Для решения проблем сохранения и развития традиций русской национальной культуры в целом исключительное  значение  имеет комплекс культурных традиций Псковской Земли как одного из самостоятельных районов формирования и бытования древнерусской культуры. Научная, историко-культурная, художественная ценность разнообразных в жанровом, стилистическом отношениях явлений фольклора на Псковщине, их диалектная самобытность отмечена наблюдателями и собирателями фольклора издавна. Псковских народных песен, сказок, преданий, пословиц, обычаев и обрядов коснулся А. С. Пушкин  и М. П. Мусоргский. По псковской земле проходили экспедиционные маршруты П. И. Якушкина. Усилиями многих фольклористов-собирателей псковские песни становились достоянием национальной культуры.

68496759

Наталья Львовна Котикова

Среди таких собирателей бесспорно выдающееся место принадлежит  Наталье Львовне Котиковой, в течение многих лет (1950-60-е годы) обследовавшей большинство районов Псковской области и собравшей уникальный фонографический фонд по музыкальному фольклору. В настоящее время коллекции звукозаписей и научный архив Н.Л. Котиковой хранятся в Фонограммархиве Пушкинского Дома РАН.http://gorenka.org/index.php/folklor/1859-narodnye-pesni-i-naigryshi-pskovskoj-oblasti.
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова с 1978 года ведет систематическую экспедиционную работу в Псковской области и сопредельных районах Ленинградской, Новгородской и Тверской областей
С 1991 г. работа проводится совместно с Фольклорно-этнографическим центром (ФЭЦ).

37034548

Анатолий Михайлович Мехнецов

С 1978 по 1996 год состоялось 25 фольклорных экспедиций в 21 район Псковской области (кроме Дедовичского, Дновского и Усвятского). Научный руководитель фольклорных экспедиций — профессор Санкт-Петербургской консерватории, директор Фольклорно-этнографического центра, заслуженный деятель искусств России А. М. Мехнецов  http://www.conservatory.ru/mehnetsov.
Работа проводилась в 153 административно-территориальных единицах области (волостях и городских администрациях), обследовано 2033 населенных пункта.
Характер полевых исследований предполагает комплексное изучение традиций народной культуры с учетом всех обстоятельств истории бытования жанров музыкального
фольклора, их связи с системой местных календарных, семейных и других обрядов, старинных народных праздников и повседневного быта.
В результате многолетней экспедиционной работы сформировано крупнейшее собрание фольклорно-этнографических материалов по Псковской области, основу которого составляет богатейший фонд звукозаписей образцов музыкального фольклора — 34947 единиц содержания (текстов).
В собрание входят также видеозаписи (продолжительностью около 100 часов звучания), кинодокументы, образцы материальной культуры, рукописные материалы (полевые дневники участников экспедиций, расшифровки звукозаписей, материалы систематизации).
Наиболее значительными, имеющими событийный характер, явились экспедиционные материалы, впервые представляющие традицию русской гусельной игры в ее архаических формах, которая уже в XIX веке считалась навсегда утраченной.
Сотни записей гусельных наигрышей от 75 псковских гусляров, коллекция традиционных инструментов свидетельствуют об исключительно богатой культуре гусельной игры, сохранившейся на Псковщине до наших дней. К этому пласту культуры относятся и уникальные материалы, позволяющие реконструировать древнерусские формы«гудошной» игры.
Значительными в научном и историко-культурном взаимодействии   являются материалы по народной хореографии — женские и мужские ритуальные пляски («псковского кружка», «ломанья» — под драку и др.).
На уровне научного открытия представляется комплекс фольклорно-этнографических материалов, связанных с особой музыкальной формой свадебных опевальных песен и причитаний, полевых припевок («водить голосом», «вожокать», «вожоканье»),указывающей на ранние исторические истоки местных фольклорных традиций.
Собранные материалы дают картину яркой и самобытной культуры, своеобразной в своих местных проявлениях.

Большую работу по собиранию фольклора в южных районах Псковской области провела Елена Николаевна Разумовская — петербургский музыковед-этнолог, преподаватель музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова при Санкт-Петербургской консерватории, член Союза композиторов. Много десятилетий она провела в экспедициях и работе со студентами. Собирательница фольклора Елена Николаевна Разумовская в 70-х годах 20 столетия открыла исполнительницу народных песен из Усвятского района Сергееву Ольгу Федосеевну.  В 1977 году Е.Н. Разумовская инициировала запись и издание на фирме «Мелодия» грампластинки с песнями Ольги Сергеевой.  В 2009 году компанией «БОМБА-ПИТЕР» при участии Елены Разумовской были оцифрованы и переизданы два CD-диска с песнями О.Ф.Сергеевой. Елена Николаевна — один из инициаторов организации и, впоследствии, активный участник  Фольклорного фестиваля им. Ольги Сергеевой в п. Усвяты Псковской области. 

Псковский областной центр народного творчества проводит большую работу по сохранению и популяризации нематериального культурного наследия Псковской области.
В 2000 году совместно с Фольклорно-этнографическим центром издан двухтомник «Народная традиционная культура Псковской области».
В 2012 году вышло мультимедийное издание «Песни псковской земли».
В 2014  году совместно с Псковским Государственным университетом подготовлен выпуск мультимедийного приложения  к книге «Сказки Псковской области».
В 2013-15 годы вышли в свет три выпуска с мультимедийных изданий «Объекты нематериального культурного наследия Псковской области». В издания вошли 32 объекта нематериального культурного наследия Псковской области: 78 документов,  научно-исследовательских работ, 875  фотографий, 40 видеоматериалов,  64 аудиозаписей, 28 нотных материалов. В 2017 году будут изданы 4-й и 5-й выпуски.

В 2022 году состоялась презентация нового мультимедийного проекта «Культурное наследие псковичей». Проект подготовлен по материалам Единого регионального реестра объектов нематериального культурного наследия и записям полевых экспедиций, сделанным в разные годы специалистами ПОЦНТ и учёными Фольклорно-этнографического центра (г. Санкт-Петербург). Мультимедийный проект посвящен Году нематериального культурного наследия народов России и рассказывает о культуре, характере и традициях псковичей в разные годы XX века. В видеоролике использовано более 120 ретрофотографий из семейных альбомов псковичей. Ссылка на мультимедийный проект здесь.

Также в 2022 году Псковский областной центр народного творчества совместно с Платишинским сельским клубом (Красногородский район) презентовали туроператорам Пскова этнографический маршрут «Деревня Платишино – край старообрядцев и родина знаменитых псковских гусляров». Продвижение культурного наследия малых городов и поселений с целью развития внутреннего и внешнего туризма в регионе – это новое направление в деятельности культурно-досуговых учреждений области.

Буклет. Этнографический маршрут

В 2022 году в центре народного творчества вышел в свет сборник «Объекты нематериального культурного наследия Псковской области».

В ноябре 2022 года на Международном форуме «Народная культура в XXI веке: традиции и инновации» в Санкт-Петербурге прошла презентация «Антологии народной культуры», куда вошли 100 объектов нематериального культурного наследия народов России. Среди них представлены объекты нематериального культурного наследия Псковской области – творческое наследие сказочника Василия Петровича Буйко и традиционная технология изготовления псковских и новгородских крыловидных гуслей.
Псковским центром народного творчества бережно сохраняется культурное наследие прошлого и передаётся поколениям будущего.

В рамках года культурного наследия народов России областной центр народного творчества подготовил информационные стенды, рассказывающие о культуре и традициях Псковщины. Стенды были расположены в Финском парке, у берега реки Псковы. Местные жители и гости города узнали о родине знаменитых псковских гусляров — деревне Платишино Красногородского района. Псковские гусляры – Елена Савельева, Иван Михайлов, Татьяна Баринова, Сидор Михайлов — это люди с уникальной духовной культурой и богатой историей, христианскими старообрядческими традициями. Как известно, псковичи одними из первых в России поставили профессиональное обучение на звончатых гуслях. О творчестве талантливой песнехорки из Усвятского района Ольги Федосеевны Сергеевой также можно было узнать из информационных стендов. Отметим, что ее творчество является признанным объектом нематериального культурного наследия России. Большой блок информации уделен народу сето (сету), их традиционным нарядам, музыке и песням, обрядам. Кроме того, информационные стенды рассказывают о характере и манере исполнения псковской кадрили, об обрядовой культуре, о свадебных традициях районов Псковского региона, развитии псковской керамической традиции, плетении из болотных трав и из ивового прута, жаккардовом вязании варежек, валянии валенок.

  • Приказ Комитета по культуре Псковской области №2-од от 17.01.2022
  • ПОЛОЖЕНИЕ о Едином реестре объектов нематериального культурного наследия Псковской области
  • Методические рекомендации для сбора информации в фольклорной экспедиции

ОБЪЕКТЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Творчество усвятской  песнехорки  О.Ф. Сергеевой
2. Сказки псковской области
3. Псковская традиция гусельных наигрышей
4. Гармошечный наигрыш «Скобаря»
5. Масленичный обряд в народной речи псковичей
6. Псковские повествования о «заломах» и «пережинах» в купальском обряде
7. Традиция усвятской свадьбы
8. «Бабий праздник» в составе масленичной традиции на территории Псковской области
9. Развитие псковской керамической традиции
10. Кошачий знак в псковской кузнечной традиции
11. Технологические и орнаментальные особенности печорских дянок
12. Центрально – псковская  традиция валяния валенок
13. Шелонская традиция плетения из болотных трав
14. Жизнь и быт жителей Талабских островов
15. Жнивные обрядовые песни Невельского и Себежского районов
16. Купальские обрядовые песни южной зоны Псковской области
17. Техника тканого половика псковских мастеров
18. Техника и орнамент псковской ручной набойки
19. Свадебные традиции жителей Лавровской волости Печорского района
20. Традиционная мужская обрядовая пляска «Ломанье»
21. Традиция псковской кухни
22. Традиция псковских ярмарок
23. Традиционное пение псковичей «под язык»
24. Характер и манера исполнения псковской кадрили
25. Традиционные порховские наигрыши на балалайке
26. Техника изготовления дновского веретена
27. Техника прядения на дновском веретене
28. Свадебные обрядовые песни в традиции верховья Ловати
29. Свадебная обрядность Жителей Великолукского района
30. Усвятский свадебный каравай
31. Традиции островских прях
32. Изборская техника жаккардового вязания варежек
33. Женские песенные традиции жителей д. Тяпколово, Палкинского района
34. Масленичные традиции юга Псковской области
35. Масленичный песенный фольклор южных районов Псковской области
36. Полотенца в обрядовой культуре жителей д. Митковицы, Печорского района
37. Инструментальные традиции жителей Великолукского района
38. Традиция приготовления свадебного приданного В Псковской  области
39. Похоронно – поминальный  обрядовый комплекс в Пустошкинском районе
40. Традиционные блюда псковичей
41. Традиционное свадебное приданое женщин Островского района
42. Элементы обряда в псковских деревнях на Егорьев день
43. Фольклорное наследие жителей деревень Папушево и Юшково Печорского района
44. Пасхальные традиции псковичей
45. Свадебный обрядовый фольклор Лавровской волости Печорского района
46. Творчество М.И. Сорокиной — песнехорки деревни Митковицы Печорского района
47. Инструментальные традиции Печорского Обозерья
48. Лялька — усвятская кукла из лоскутов
49. Традиционные игры в псковских деревнях
50. Народное врачевание, заговоры
51. Музыкальные и песенные традиции Опочецкого района
52. Традиционные блюда в деревнях Опочецкого уезда
53. Традиционная одежда жителей Пыталовского уезда
54. Повседневная и праздничная кухня пыталовских крестьян
55. Свадебная обрядовая поэзия д. Щербино, Невельский район
56. Традиционная кухня Невельского уезда
57. Плясовые традиции гармониста П.В. Котова, д. Митковицы, Печорский район
58. Песенные традиции женщин д. Митковицы, Печорский район
59. Свадебные обрядовые песни, д. Гнилкино, Печорский район
60. Утро свадебного дня в доме невесты в контексте обряда в Себежском районе
61. Технология изготовления женского головного убора «кичка» в Опочецком районе
62. Традиционная одежда великолукских крестьян
63. Традиция красногородских припевок
64. Плясовые традиции жителей д. Глубокое, Опочецкий район
65.Обрядовые действия на Рождество в псковских деревнях
66. Традиции Святочного периода псковичей
67. Песенное наследие семейного дуэта из д. Середка, Псковский район
68. Песни в жанре жестокого романса в исполнении В.В. Потаповой, бытовавшие в д. Малая Кебь, Псковский район
69. Песенные и хореографические традиции жителей д. Низовицы, Гдовский район
70. Техника плетения поясов на пальцах в д. Калистово, Пыталовский район
71. Фольклорное творчество женщин д. Локно, Палкинский район
72. Сказки в исполнении В.Г.Федоровой, жительницы д. Кузнецовка, Пушкиногорский район
73. Свадебные традиции жителей д. Островцы, Гдовский район
74. Традиции и обряды бани по-чёрному в деревнях Усвятского района

Псковская область на портале Культура.РФ

  • Свадебный обряд, песни и наигрыши Невельского и Пустошкинского районов Псковской области / Сост. И. Б. Теплова 
  • Святочный обход дворов с пением «виноградий» в западных районах Псковской области / Сост. Е. А. Валевская 
  • Скрипичная традиция Псковской области / Сост. А. В. Полякова 
  • Технология изготовления псковских и новгородских крыловидных гуслей / Сост. Г. В. Лобкова 
  • Традиции пасхального обхода дворов с пением волочебных песен в Псковской области / Сост. Е. А. Валевская 
  • Традиционная женская пляска «Кружка» в народных традициях Псковской и Новгородской областей / Сост. А. В. Полякова 
  • Традиция игры на скрипке в южных районах Псковской области / Сост. А. В. Полякова 
  • Традиция припевания пар во время толоки в Великоречье Псковской области / Сост. Е. А. Валевская 
  • Хореографические традиции Псковской области / Сост. А. В. Полякова 
  • Игра на балалайке в псковских традициях 
  • Свадебный обряд, песни и причитания локняно-ловатской традиции 
  • Псковская традиция игры на гуслях 
  • Весенние обрядовые шествия с пением лирических и хороводных песен в Псково-Печорском Обозерье
  • Псковская «ярманка» и её музыкально-хореографическое оформление 
  • Свадебный обряд, песни и причитания псково-печорского Обозерья и Великоречья 
  • Жатвенная обрядность северно-псковской традиции 
  • Обряд колядования в южных районах псковской области 
  • Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области 
  • Лирические песни Себежского и Невельского районов Псковской области 
  • Творческое наследие Василия Петровича Буйко из д. Городище Невельского района Псковской области 

В 2013–2015 годах из фонда Фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова передано для размещения на портале КУЛЬТУРА.РФ: 63 описания объектов нематериального культурного наследия (более 500 аудио — и видеофайлов) из 14 областей и республик РФ Из них представлено на портале КУЛЬТУРА.РФ: 48 описаний и ещё 15 описаний передано, но не опубликовано. От Псковской области опубликовано 20 описаний традиций.

Содержание объектов смотрите по ссылке:
ОБЪЕКТЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Навигатор по Реестру объектов нематериального культурного наследия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники приморского края
  • Народные праздники приметы поверья
  • Народные праздники поморья
  • Народные праздники поморов
  • Народные праздники пнг