Народные праздники республики тыва

Праздники и события Республики Тыва 2023: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Республике Тыва (Россия). Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

Праздники и события Республики Тыва

Праздники и события Республики Тыва 2023: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Республике Тыва (Россия). Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию
  • 20 февраля 2023

    Праздник Нового Года «Шагаа»

    Дата проведения праздника рассчитывается ламами по лунному календарю, а вот само празднество, как правило, начинается днем накануне Шагаа. И включает спортивные состязания (по национальным видам спорта: тевеку, метанию аркана, борьба хуреш, стрельба из лука).

  • 24 июня 2023

    Фестиваль «Устуу-Хурээ»

    Устуу-Хурээ — фестиваль, в котором проявляется все великолепие и величие самобытных культур, проводится в республике Тыва с 1999 года. Фестиваль возник в русле идеи восстановления развалин некогда величественного буддийского храма в Чадане.

  • 13 августа 2023

    Наадым

    Наадым — ежегодный национальный праздник тувинского народа, в ходе которого можно насладиться соревнованиями по национальной борьбе «Хуреш», конными скачками, стрельбой из лука и современными видами спорта: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика. А также конкурс на лучшее оформление юрты.

Ежегодный международный фестиваль «Узоры жизни на войлоке»

Ежегодный фестиваль, на который стекаются тысячи поклонников войлока, проводится в Туве уже не первый раз. Традиционно в программе фестиваля презентации участников, выставка-продажа юрт, ярмарка изделий из войлока. У всех желающих появляется возможность освоить азы мастерства по валянию войлока, росписи, изготовлению изделий из этого экологического материала.

Региональный конкурс-фестиваль исполнителей горлового пения «Дембилдей»

Ежегодный фестиваль «Дембилдей» проводится в целях выявления новых дарований и талантов в области исполнения горлового пения. Каждый год фестиваль приурочивается творчеству одного выдающегося хоомейжи (исполнителю горлового пения) Республики Тыва.

Региональный фестиваль национальных культур «Радуга дружбы»

В мероприятии принимают участие разные творческие коллективы республики, гости из соседних регионов России и зарубежных стран. В 2010 году фестиваль был проведен впервые в целях пропаганды традиционной художественной культуры и повышении культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважительного отношения между народами. В фестивале приняли участие творческие коллективы Республик Тыва, Хакасия, Алтай, Киргизии и Бурятии.

Республика Тыва

  • Куда отправиться: Тывинский край — край заповедных озер, загадочных курганов и легендарного и практически нетронутого рукой цивилизации заповедника «Убсунурская котловина». Столица республики, Кызыл — один из самых удивительных городов на территории нашей поистине необъятной родины.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия, Русская Антарктика и Арктика.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сайзанак»

с.Хайыракан Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва

Музыкальный руководитель:

Тоглакпан Маргарита Маадыр-ооловна

с.Хайыракан-2014г

Для Вас, родители!

О праздниках тувинского народа

 «Оваа дагылгазы», «Шагаа», «Первой колыбели»

До настоящего времени тувинский народ отмечают некоторые большие и маленькие традиционные празднования, отражавшие их гражданства и религию. Одними из больших праздников являются обряд «Оваа дагылгазы» — праздник начала лета и “Шагаа байырлалы” /Белый месяц/.

Культ Оваа имеет древние корни, уходящие в глубь веков. Внешне Оваа представляет пирамиду, сложенную из проских камней, которая на ранних стадиях существования культа осмыслялась, с одной стороны, как жертвоприношение духу (каждый прохожий присоединял в пирамиде свой камень), с другой – как жилище духа, предтеча будущих храмов в честь божеств в религии. Обряд Оваа дагылгазы совершался ежегодно во второй половине лета в каждом населенном пункте. Он был неразрывно связан с культом плодородия, с древними представлениями о том, что духи-хозяева местности могут влиять на будущий урожай, жизнь людей, и т.д. Обряд также имел важное социально-коммуникативное значение: он как бы включал духов-хозяев и духов предков в единый социальный организм, при этом люди вступали с ними в контакт и таким образом осуществляли «связь» живущих с потусторонним миром.

В настоящее время праздник освящение Оваа – общественный праздник, признанный играть консолидирующую роль, объединяя различные тувинские роды в единое целое. Местом проведения является возвышенность — горы, так как по представлениям тувинцев, оно является любимым местом обитания духов-хозяев местности. На возвышенности во время обряда совершаются действия сакрального характера. В этом участвуют только взрослая часть населения. Дети же находятся в долине и ждут, пока не спустятся в долину взрослая часть населения, чтобы продолжить празднование обряда освещения Оваа. Празднование, как правило, насыщенна всевозможными элементами праздника: исполняются песни и танцы, устраиваются традиционные спортивные состязания по борьбе хуреш, конным скачкам и стрельбе из лука, в которых дети принимают активное участие наравне со взрослыми. Ими исполняются  песни, посвященные Оваа дагыыры, заклички – алгыштар и т.п.

Праздник «Шагаа»

Праздник “Шагаа” имеет свое правило проведения и традицию.

Шагаа – тувинский Новый год по лунно-солнечному календарю. Новый год Шагаа – один из самых значительных праздников в календарной обрядности тувинцев. Он не имеет фиксированной даты; начало его может смещаться в пределах конец января – конец февраля. Это самый желанный, самый продолжительный праздник детей и взрослых, представляющий собой целый комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений, религиозных и эстетических воззрений народа.

 Тувинцы встречают Новый год с первым восходом солнца. Чтобы не пропустить этот важный момент, взрослые и дети стараются не спать, так как, по существующему поверью, в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице Землю и, если ему попадаются спящие люди, он принимает их за мертвых и не благословляет. Всю ночь дети и взрослые играют в игры, соревнуются (чижиири) в исполнении кожамыктар (частушек), слушали тувинские сказки, специально приглашенного сказителя, рассказывающего в сопровождении игила или бызаанчы.

 На следующий день Шагаа принято обмениваться особым новогоднимприветствием амырлажыыры: младший протягивает старшему обе руки ладонями вверх, старший возлагает на них сверху свои руки ладонями вниз. Первый день Шагаа проходит во взаимных визитах, сопровождающихся обменом подарков.  Когда взрослые рядились и ходили по аалам, дети в данный момент играли, пели кожамыктар, посвященные празднованию Нового года и одаривали друг друга за исполнение  величальных песен – пожеланий. В основном дети соревновались друг с другом, например, между детьми соседних аалов.

В детском  календарном  фольклоре  широко  распространены  жанры  как, например, загадки (тывызыктар), скороговорки (дурген-чугаа), «длинное дыхание» (узун-тыныш – когда дети на одном дыхании скороговоркой определенный стих), поговорки (чечен-чугаа), пословицы (улегер домак), которые удавалось  записывать  повсеместно,  но есть  песни  и  уникальные,  записать  которые  в  наше   время   сложно. Некоторые песни хранятся  в  памяти  детей  независимо  от  обрядов  и праздников, связанные  конкретными  датами.  Так , мы хотим описать несколько  обрядов, связанные с детьми.

Праздник «Первой колыбели»

Особого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет, — в котором отразились с одной стороны, религиозные верования, связанные с традиционными добуддийскими ритуалами, с другой – исключительно бережное отношение тувинцев к детям, которое, по мнению многих исследователей, является наиболее ярко выраженной чертой их национального характера.

Дети для тувинцев – самое дорогое из того, что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни. У разных авторов встречаются одни и те же детали, по которым можно судить, насколько привилегированное положение в обществе занимают дети. Бездетность в тувинском обществе воспринимается как большое несчастье.

Очень популярен у тувинцев праздник «первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как правило имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим. Если нужна новая колыбель, ее изготовляют родственники роженицы по материнской линии. Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе. Выполняя весь этот обряд, женская часть аала поют «родовую» колыбельную песню, чтобы малыш не боялся, не тревожился.

Өпей, өпей, оой, өпей сарыым, ээй,        Спи, сыночек, засыпай, баю-бай,

Өрү корем, оой, айнын чырыын, ээй!   Посмотри, как светит чистая луна,

Оон артык, оой, өгнүң чырыы, ээй,       Но очаг юрты нашей светит ярче,

Оглум сеңээ, оой, эртен келир, ээй!      Светлый день настанет завтра, баю-

                                                                                                                            бай! (перевод Тоглакпан М.М.)

Старейшина рода — бабушка поет йорээл (благопожелания) в честь малыша, чтобы он рос здоровым, крепким, сильным, красивым.

Күзээниңер бүдүп турзун        Пусть все задуманное родителями сбывается!

Бодааныңар бодаразын!         Пусть счастье и радость царит навечно!

Өршээ, Хайыракан!              Пусть все невзгоды и болезни стороной обходит!

Шоштуг дайын ыңай турзун!    Пусть в семье будет много детей!

Чолдуг чыргал бээр турзун!       Пусть живут все в достатке и благополучии

 Аарыг-аржык ыңай турзун!      Старикам пусть будет почет да уваженье!

 Аас-кежии бээр турзун!             Всему роду пусть будет процветанье!

 Кыраан кижи дыштыг орзун!   Пусть живность, скот растет!

Кылык кижи оожургазын!          Пусть малыш в колыбели растет здоровым

Аалдың ишти менди болзун!       Пусть радует своих родителей и родных!

Ажы-төл  сагланназын!              Пусть растет умным и трудолюбивым!

Азыраан мал арбын болзун!        Пусть учится только к хорошему!

Ааткыышта чаш кадык-ла болзун!   Пусть будет гордостью родного аала!

Ада-иезин өөртүп өссүн!                   Плохому не место на Земле —

Ажыл-ишке ынак болзун!                  Пусть будет счастлив каждый!

 Бак-ла чүве ыңай турзун!                 Кураай, кураай! Кураай, кураай!

 Бай-ла чүве бээр турзун!                  Өршээ, Хайыракан!

 Кураай, кураай! Кураай, кураай!                            (перевод Тоглакпан М.М.)

Өршээ, Хайыракан!

Праздник «первой колыбели» называют обрядом очищения матери и ребенка от скверны, якобы всегда сопутствующей родам – нечистому акту с точки зрения традиционных представлений.

Следующий широко бытующий обряд у тувинцев называется «хылбыктаары» или «хылбыын алыры» — обряд первой стрижки волос ребенка. Совершают его родители и родственники ребенка по достижении им трехлетнего возраста (считая внутриутробный период развития). Обряд этот, сопровождаемый преподнесением ребенку щедрых даров в виде скота и предметов личного пользования. Во время проведения обряда, взрослые произносят благопожелания, поют песни, расхваливая род, родную землю и т.п. Дети же играют, танцуют в честь ребенка, утешают, забавляют его разными играми, так как обычно ребенок, у которого стригут волосы, плачет либо недоволен, что каждый подходит и срезает пучок его волос.

 Обряд знаменует переход ребенка от младенчества к детству.

1.

Подготовила: Сайын-оол Салбак

2. Национальные праздники Республики Тыва

Тыва – это один из республик, находящихся
на территории Российской Федерации.
Столицей Республики Тыва является город
Кызыл. Тувинцы ежегодно отмечают такие
национальные праздники, как Наадым,
Хуреш (национальная борьба), Шагаа
(Новый Год), фестиваль «Узоры жизни на
войлоке», фестиваль живой музыки и веры
«Устуу-Хурээ» и День Республики.

3. Наадым

Наадым связан с образом жизни
тувинцев и считается праздником
животноводов-кочевников. Истоки его
связаны с древней историей и обрядовокультовой стороной жизни тувинцевкочевников – жертвоприношением рода
духам той или иной местности, предкам.
Произошло от монгольского слова
«наадам»празднество,
состязание,
игрища. Он проводится каждый год в
середине августа. Почему именно в это
время? Это неслучайно, так как именно
середина лета считалась временем
избытка и достатка, когда и скот был
упитан, и было обилие молочных
продуктов, да и вся природа была
расцветшей благодатью. Можно было
устроить пир на весь мир, собрать всех
родственников и друзей.

4. Хуреш (национальная борьба)

Праздник не проходит
без
обязательных
элементов

национальной борьбы
«хуреш»,
конных
скачек, стрельбы из
лука,
в
которой
участвуют
даже
девушки, конкурсов на
лучшую национальную
юрту,
лучший
национальный костюм и
снаряжение коня.

5. Шагаа

Шагаа – праздник встречи
Нового года по восточнолунному
календарю,
который празднуется в конце
января
или
в
начале
февраля, т.е. в начале белого
месяца. Это очень глубокий
праздник
тувинцев,
связанный
с
мировоззрением и духовной
жизнью народа. Новый год
обязательно встречают с
восходом
солнца,
символизирующим
всегда
начало, рассвет, обновление
в первый новогодний день.

6.

Вы обязательно по своим наблюдениям
отметите то, что тувинцы, особенно
взрослые, чтобы не пропустить момент
наступления нового года – восход, не
будут ложиться спать. Скорее всего,
многие из них ночь проведут в
буддийском монастыре, в котором
монахи будут вести особую службу и
читать мантры. Почему же? – спросите
вы. Это связано с поверьем, которое все
тувинцы знают, от мала до велика.
Считается, что в эту ночь Будда
объезжает на своей колеснице всю
землю, а спящих людей он принимает
за мертвых и не благословляет их. С
восходом
солнца
все
мужчины
проводят особый сокровенный обряд –
«сан салыры» на вершинах священных
гор. Это очень древний обряд, несущий
в себе информацию о жизни предков
тувинцев, их образе мышления,
духовной жизни.

7. международный фестиваль «Узоры жизни на войлоке»

Ежегодный фестиваль, на
который стекаются тысячи
поклонников
войлока,
проводится в Туве уже не
первый раз. Традиционно в
программе
фестиваля
презентации
участников,
выставка-продажа
юрт,
ярмарка
изделий
из
войлока. У всех желающих
появляется
возможность
освоить азы мастерства по
валянию войлока, росписи,
изготовлению изделий из
этого
экологического
материала.

8. Региональный конкурс-фестиваль исполнителей горлового пения «Дембилдей»

Ежегодный фестиваль
«Дембилдей»
проводится в целях
выявления
новых
дарований и талантов в
области
исполнения
горлового
пения.
Каждый год фестиваль
приурочивается
творчеству
одного
выдающегося хоомейжи
(исполнителю горлового
пения) Республики Тыва.

9. фестиваль национальных культур «Радуга дружбы»

В мероприятии принимают
участие разные творческие
коллективы республики, гости
из соседних регионов России и
зарубежных стран. В 2010 году
фестиваль
был
проведен
впервые в целях пропаганды
традиционной художественной
культуры
и
повышении
культуры
межнационального
общения,
воспитание
толерантности и уважительного
отношения между народами. В
фестивале приняли участие
творческие
коллективы
Республик Тыва, Хакасия, Алтай,
Киргизии и Бурятии.

10. Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»

Устуу-Хурээ — фестиваль, в котором
проявляется все великолепие и величие
самобытных культур, проводится в республике
Тыва с 1999 года. Фестиваль возник в русле идеи
восстановления
развалин
некогда
величественного буддийского храма в Чадане.
Девизом фестиваля стала живая музыка и
следование
универсальным
духовным
постулатам живой веры (добро, толерантность,
непритязательность к жизненным благам).
Простота бытовых условий палаточного городка,
близость к природе, особая атмосфера развалин
буддийского храма, постоянное совместное
музицирование
участников

все
эти
компоненты создали неповторимый имидж
фестиваля. Традиционно фестиваль Устуу-Хурээ
проходит в июле, главным организатором
живой музыки является музыкант Игорь
Дулуш — директор Тувинской государственной
филармонии Республики Тыва.

11. День Республики

Столица Республики — Кызыл 15
августа празднует День рождения.
Праздник
утвержден
законом
республики от 12 февраля 1999 года
«О праздничных днях Республики
Тыва». В Республике этот день
является выходным и насыщен
праздничными и торжественными
мероприятиями. Сразу скажем о
происхождении двойного названия
республики. Тыва — этническое
самоназвание коренных жителей
(тувинцев). А Тува — укоренившийся
вариант названия в русском языке. В
действующей
Конституции
республики
от
2001
года
наименования
Тыва
и
Тува
равнозначны.

12.

Республика Тыва расположена в самом центре Азии
(здесь даже установлен обелиск «Центр Азии»), на
юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей (на
тувинском языке река называется Улуг-Хем —
Великий Енисей). Регион граничит с Монголией,
Иркутской областью, республиками Хакасия,
Бурятия, Алтай и с Красноярским краем. Столица —
город Кызыл. Освоение этих земель началось еще в
каменном веке — более 20 тысяч лет назад. 11
октября 1944 года Тува вошла в состав СССР как
Тувинская автономная область.

13.

В октябре 1961 года область
была
преобразована
в
Тувинскую АССР, 28 августа
1991 года переименована в
Республику Тыва. В Туве
сохранились традиционные
жилища кочевников (юрты).
Основные блюда тувинской
кухни — мясо и молоко. В
повседневной
жизни
тувинцы употребляют в пищу
такие экзотические виды
мяса, как верблюжатина,
мясо яка, оленина, конина,
деликатесом
считается
свежая
баранина.

14. Спасибо за внимание!

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на
тему Национальные праздники Республики Тыва.
Доклад-сообщение содержит 14 слайдов.
Презентации для любого класса можно скачать бесплатно.
Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь
им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем
браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1




Подготовила: Сайын-оол Салбак

Описание слайда:

Подготовила: Сайын-оол Салбак


Слайд 2



Национальные праздники Республики Тыва
   Тыва – это один из республик, находящихся на территории Российской Федерации. Столицей Республики Тыва является город Кызыл. Тувинцы ежегодно отмечают  такие национальные праздники, как Наадым, Хуреш (национальная борьба), Шагаа (Новый Год), фестиваль «Узоры жизни на войлоке», фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» и День Республики.

Описание слайда:

Национальные праздники Республики Тыва
Тыва – это один из республик, находящихся на территории Российской Федерации. Столицей Республики Тыва является город Кызыл. Тувинцы ежегодно отмечают такие национальные праздники, как Наадым, Хуреш (национальная борьба), Шагаа (Новый Год), фестиваль «Узоры жизни на войлоке», фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» и День Республики.


Слайд 3



Наадым 
        Наадым связан с образом жизни тувинцев и считается праздником животноводов-кочевников. Истоки его связаны с древней историей и обрядово-культовой стороной жизни тувинцев-кочевников – жертвоприношением рода духам той или иной местности, предкам. Произошло от монгольского слова «наадам»- празднество, состязание, игрища. Он проводится каждый год в середине августа. Почему именно в это время? Это неслучайно, так как именно середина лета считалась временем избытка и достатка, когда и скот был упитан, и было обилие молочных продуктов, да и вся природа была расцветшей благодатью. Можно было устроить пир на весь мир, собрать всех родственников и друзей.

Описание слайда:

Наадым
Наадым связан с образом жизни тувинцев и считается праздником животноводов-кочевников. Истоки его связаны с древней историей и обрядово-культовой стороной жизни тувинцев-кочевников – жертвоприношением рода духам той или иной местности, предкам. Произошло от монгольского слова «наадам»- празднество, состязание, игрища. Он проводится каждый год в середине августа. Почему именно в это время? Это неслучайно, так как именно середина лета считалась временем избытка и достатка, когда и скот был упитан, и было обилие молочных продуктов, да и вся природа была расцветшей благодатью. Можно было устроить пир на весь мир, собрать всех родственников и друзей.


Слайд 4



Хуреш (национальная борьба)
    Праздник не проходит без обязательных элементов – национальной борьбы «хуреш», конных скачек, стрельбы из лука, в которой участвуют даже девушки, конкурсов на лучшую национальную юрту, лучший национальный костюм и снаряжение коня.

Описание слайда:

Хуреш (национальная борьба)
Праздник не проходит без обязательных элементов – национальной борьбы «хуреш», конных скачек, стрельбы из лука, в которой участвуют даже девушки, конкурсов на лучшую национальную юрту, лучший национальный костюм и снаряжение коня.


Слайд 5



Шагаа 
      Шагаа – праздник встречи Нового года по восточно-лунному календарю, который празднуется в конце января или в начале февраля, т.е. в начале белого месяца. Это очень глубокий праздник тувинцев, связанный с мировоззрением и духовной жизнью народа. Новый год обязательно встречают с восходом солнца, символизирующим всегда начало, рассвет, обновление в первый новогодний день.

Описание слайда:

Шагаа
Шагаа – праздник встречи Нового года по восточно-лунному календарю, который празднуется в конце января или в начале февраля, т.е. в начале белого месяца. Это очень глубокий праздник тувинцев, связанный с мировоззрением и духовной жизнью народа. Новый год обязательно встречают с восходом солнца, символизирующим всегда начало, рассвет, обновление в первый новогодний день.


Слайд 6



        Вы обязательно по своим наблюдениям отметите то, что тувинцы, особенно взрослые, чтобы не пропустить момент наступления нового года – восход, не будут ложиться спать. Скорее всего, многие из них ночь проведут в буддийском монастыре, в котором монахи будут вести особую службу и читать мантры. Почему же? – спросите вы. Это связано с поверьем, которое все тувинцы знают, от мала до велика. Считается, что в эту ночь Будда объезжает на своей колеснице всю землю, а спящих людей он принимает за мертвых и не благословляет их. С восходом солнца все мужчины проводят особый сокровенный обряд – «сан салыры» на вершинах священных гор. Это очень древний обряд, несущий в себе информацию о жизни предков тувинцев, их образе мышления, духовной жизни.
        Вы обязательно по своим наблюдениям отметите то, что тувинцы, особенно взрослые, чтобы не пропустить момент наступления нового года – восход, не будут ложиться спать. Скорее всего, многие из них ночь проведут в буддийском монастыре, в котором монахи будут вести особую службу и читать мантры. Почему же? – спросите вы. Это связано с поверьем, которое все тувинцы знают, от мала до велика. Считается, что в эту ночь Будда объезжает на своей колеснице всю землю, а спящих людей он принимает за мертвых и не благословляет их. С восходом солнца все мужчины проводят особый сокровенный обряд – «сан салыры» на вершинах священных гор. Это очень древний обряд, несущий в себе информацию о жизни предков тувинцев, их образе мышления, духовной жизни.

Описание слайда:

Вы обязательно по своим наблюдениям отметите то, что тувинцы, особенно взрослые, чтобы не пропустить момент наступления нового года – восход, не будут ложиться спать. Скорее всего, многие из них ночь проведут в буддийском монастыре, в котором монахи будут вести особую службу и читать мантры. Почему же? – спросите вы. Это связано с поверьем, которое все тувинцы знают, от мала до велика. Считается, что в эту ночь Будда объезжает на своей колеснице всю землю, а спящих людей он принимает за мертвых и не благословляет их. С восходом солнца все мужчины проводят особый сокровенный обряд – «сан салыры» на вершинах священных гор. Это очень древний обряд, несущий в себе информацию о жизни предков тувинцев, их образе мышления, духовной жизни.
Вы обязательно по своим наблюдениям отметите то, что тувинцы, особенно взрослые, чтобы не пропустить момент наступления нового года – восход, не будут ложиться спать. Скорее всего, многие из них ночь проведут в буддийском монастыре, в котором монахи будут вести особую службу и читать мантры. Почему же? – спросите вы. Это связано с поверьем, которое все тувинцы знают, от мала до велика. Считается, что в эту ночь Будда объезжает на своей колеснице всю землю, а спящих людей он принимает за мертвых и не благословляет их. С восходом солнца все мужчины проводят особый сокровенный обряд – «сан салыры» на вершинах священных гор. Это очень древний обряд, несущий в себе информацию о жизни предков тувинцев, их образе мышления, духовной жизни.


Слайд 7



международный фестиваль «Узоры жизни на войлоке»
     Ежегодный фестиваль, на который стекаются тысячи поклонников войлока, проводится в Туве уже не первый раз. Традиционно в программе фестиваля презентации участников, выставка-продажа юрт, ярмарка изделий из войлока. У всех желающих появляется возможность освоить азы мастерства по валянию войлока, росписи, изготовлению изделий из этого экологического материала.

Описание слайда:

международный фестиваль «Узоры жизни на войлоке»
Ежегодный фестиваль, на который стекаются тысячи поклонников войлока, проводится в Туве уже не первый раз. Традиционно в программе фестиваля презентации участников, выставка-продажа юрт, ярмарка изделий из войлока. У всех желающих появляется возможность освоить азы мастерства по валянию войлока, росписи, изготовлению изделий из этого экологического материала.


Слайд 8



Региональный конкурс-фестиваль исполнителей горлового пения «Дембилдей»
     Ежегодный фестиваль «Дембилдей» проводится в целях выявления новых дарований и талантов в области исполнения горлового пения. Каждый год фестиваль приурочивается творчеству одного выдающегося хоомейжи (исполнителю горлового пения) Республики Тыва.

Описание слайда:

Региональный конкурс-фестиваль исполнителей горлового пения «Дембилдей»
Ежегодный фестиваль «Дембилдей» проводится в целях выявления новых дарований и талантов в области исполнения горлового пения. Каждый год фестиваль приурочивается творчеству одного выдающегося хоомейжи (исполнителю горлового пения) Республики Тыва.


Слайд 9



фестиваль национальных культур «Радуга дружбы»
      В мероприятии принимают участие разные творческие коллективы республики, гости из соседних регионов России и зарубежных стран. В 2010 году фестиваль был проведен впервые в целях пропаганды традиционной художественной культуры и повышении культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважительного отношения между народами. В фестивале приняли участие творческие коллективы Республик Тыва, Хакасия, Алтай, Киргизии и Бурятии.

Описание слайда:

фестиваль национальных культур «Радуга дружбы»
В мероприятии принимают участие разные творческие коллективы республики, гости из соседних регионов России и зарубежных стран. В 2010 году фестиваль был проведен впервые в целях пропаганды традиционной художественной культуры и повышении культуры межнационального общения, воспитание толерантности и уважительного отношения между народами. В фестивале приняли участие творческие коллективы Республик Тыва, Хакасия, Алтай, Киргизии и Бурятии.


Слайд 10



Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»
            Устуу-Хурээ — фестиваль, в котором проявляется все великолепие и величие самобытных культур, проводится в республике Тыва с 1999 года. Фестиваль возник в русле идеи восстановления развалин некогда величественного буддийского храма в Чадане. Девизом фестиваля стала живая музыка и следование универсальным духовным постулатам живой веры (добро, толерантность, непритязательность к жизненным благам).
         Простота бытовых условий палаточного городка, близость к природе, особая атмосфера развалин буддийского храма, постоянное совместное музицирование участников — все эти компоненты создали неповторимый имидж фестиваля. Традиционно фестиваль Устуу-Хурээ проходит в июле, главным организатором живой музыки является музыкант Игорь Дулуш — директор Тувинской государственной филармонии Республики Тыва.
 

Описание слайда:

Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»
Устуу-Хурээ — фестиваль, в котором проявляется все великолепие и величие самобытных культур, проводится в республике Тыва с 1999 года. Фестиваль возник в русле идеи восстановления развалин некогда величественного буддийского храма в Чадане. Девизом фестиваля стала живая музыка и следование универсальным духовным постулатам живой веры (добро, толерантность, непритязательность к жизненным благам).
Простота бытовых условий палаточного городка, близость к природе, особая атмосфера развалин буддийского храма, постоянное совместное музицирование участников — все эти компоненты создали неповторимый имидж фестиваля. Традиционно фестиваль Устуу-Хурээ проходит в июле, главным организатором живой музыки является музыкант Игорь Дулуш — директор Тувинской государственной филармонии Республики Тыва.
 


Слайд 11



День Республики
      Столица Республики — Кызыл 15 августа празднует День рождения. Праздник утвержден законом республики от 12 февраля 1999 года «О праздничных днях Республики Тыва». В Республике этот день является выходным и насыщен праздничными и торжественными мероприятиями. Сразу скажем о происхождении двойного названия республики. Тыва — этническое самоназвание коренных жителей (тувинцев). А Тува — укоренившийся вариант названия в русском языке. В действующей Конституции республики от 2001 года наименования Тыва и Тува равнозначны.

Описание слайда:

День Республики
Столица Республики — Кызыл 15 августа празднует День рождения. Праздник утвержден законом республики от 12 февраля 1999 года «О праздничных днях Республики Тыва». В Республике этот день является выходным и насыщен праздничными и торжественными мероприятиями. Сразу скажем о происхождении двойного названия республики. Тыва — этническое самоназвание коренных жителей (тувинцев). А Тува — укоренившийся вариант названия в русском языке. В действующей Конституции республики от 2001 года наименования Тыва и Тува равнозначны.


Слайд 12



    Республика Тыва расположена в самом центре Азии (здесь даже установлен обелиск «Центр Азии»), на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей (на тувинском языке река называется Улуг-Хем — Великий Енисей). Регион граничит с Монголией, Иркутской областью, республиками Хакасия, Бурятия, Алтай и с Красноярским краем. Столица — город Кызыл. Освоение этих земель началось еще в каменном веке — более 20 тысяч лет назад. 11 октября 1944 года Тува вошла в состав СССР как Тувинская автономная область. 
    Республика Тыва расположена в самом центре Азии (здесь даже установлен обелиск «Центр Азии»), на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей (на тувинском языке река называется Улуг-Хем — Великий Енисей). Регион граничит с Монголией, Иркутской областью, республиками Хакасия, Бурятия, Алтай и с Красноярским краем. Столица — город Кызыл. Освоение этих земель началось еще в каменном веке — более 20 тысяч лет назад. 11 октября 1944 года Тува вошла в состав СССР как Тувинская автономная область.

Описание слайда:

Республика Тыва расположена в самом центре Азии (здесь даже установлен обелиск «Центр Азии»), на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей (на тувинском языке река называется Улуг-Хем — Великий Енисей). Регион граничит с Монголией, Иркутской областью, республиками Хакасия, Бурятия, Алтай и с Красноярским краем. Столица — город Кызыл. Освоение этих земель началось еще в каменном веке — более 20 тысяч лет назад. 11 октября 1944 года Тува вошла в состав СССР как Тувинская автономная область.
Республика Тыва расположена в самом центре Азии (здесь даже установлен обелиск «Центр Азии»), на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей (на тувинском языке река называется Улуг-Хем — Великий Енисей). Регион граничит с Монголией, Иркутской областью, республиками Хакасия, Бурятия, Алтай и с Красноярским краем. Столица — город Кызыл. Освоение этих земель началось еще в каменном веке — более 20 тысяч лет назад. 11 октября 1944 года Тува вошла в состав СССР как Тувинская автономная область.


Слайд 13



     В октябре 1961 года область была преобразована в Тувинскую АССР, 28 августа 1991 года переименована в Республику Тыва. В Туве сохранились традиционные жилища кочевников (юрты). Основные блюда тувинской кухни — мясо и молоко. В повседневной жизни тувинцы употребляют в пищу такие экзотические виды мяса, как верблюжатина, мясо яка, оленина, конина, деликатесом считается свежая баранина.

     В октябре 1961 года область была преобразована в Тувинскую АССР, 28 августа 1991 года переименована в Республику Тыва. В Туве сохранились традиционные жилища кочевников (юрты). Основные блюда тувинской кухни — мясо и молоко. В повседневной жизни тувинцы употребляют в пищу такие экзотические виды мяса, как верблюжатина, мясо яка, оленина, конина, деликатесом считается свежая баранина.

Описание слайда:

В октябре 1961 года область была преобразована в Тувинскую АССР, 28 августа 1991 года переименована в Республику Тыва. В Туве сохранились традиционные жилища кочевников (юрты). Основные блюда тувинской кухни — мясо и молоко. В повседневной жизни тувинцы употребляют в пищу такие экзотические виды мяса, как верблюжатина, мясо яка, оленина, конина, деликатесом считается свежая баранина.

В октябре 1961 года область была преобразована в Тувинскую АССР, 28 августа 1991 года переименована в Республику Тыва. В Туве сохранились традиционные жилища кочевников (юрты). Основные блюда тувинской кухни — мясо и молоко. В повседневной жизни тувинцы употребляют в пищу такие экзотические виды мяса, как верблюжатина, мясо яка, оленина, конина, деликатесом считается свежая баранина.


Слайд 14



Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!


 
 
 
 
                               ЗАКОН
 
                          РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
 
 
                 О праздничных дня Республики Тыва
     
   (В редакции Законов Республики Тыва от 18.10.2001 г. N 1213;
       от 25.09.2012 г. N 1555 ВХ - I; от 30.06.2015 № 89-ЗРТ) 
               от 30.06.2015 № 90-ЗРТ)    
 
           Принят Верховным Хуралом 3 февраля 1999 года
 
     Настоящий  Закон  регулирует  трудовые отношения на территории
Республики   Тыва   в   связи  с  установлением  государственных  и
народного  праздников  Республики Тыва и действует в соответствии с
законодательством Российской Федерации по труду.
 
     Статья 1. Праздники Республики Тыва
    1.   Государственными  праздниками  Республики  Тыва  являются:  
    День Республики Тыва – 15 августа;
    День Конституции Республики Тыва – 6 мая.
    2.  Народными праздниками Республики Тыва являются Шагаа (Новый 
год   по  лунному  календарю)  и  Наадым  (праздник  животноводов).  
    Дата    проведения    народного    праздника   Шагаа   ежегодно   
устанавливается   постановлением   Верховного  Хурала  (парламента)  
Республики  Тыва  в  соответствии  с  восточным  лунным календарем. 
    Дата  и  место,  а также порядок проведения народного праздника 
Наадым   ежегодно   устанавливаются   постановлением  Правительства  
Республики Тыва.
    3. В Республике Тыва устанавливаются следующие праздничные дни:
    День отцов – третья суббота ноября;
    День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни. Дата
проведения  праздничного  Дня  рождения, Просветления и Паринирваны
Будды  Шакьямуни ежегодно устанавливается постановлением Верховного
Хурала  (парламента)  Республики  Тыва  в  соответствии с восточным
лунным    календарем.       редакции   Закона   Республики   Тыва
от 30.06.2015 № 90-ЗРТ)
    3-1. В  Республике  Тыва   устанавливается   День   пчеловода и 
отмечается  в  четвертое  воскресенье  августа.  (Дополнен  - Закон
Республики Тыва от 30.06.2015 № 89-ЗРТ)
    4.  День Республики Тыва, День Конституции Республики Тыва, дни 
проведения  народных  праздников Шагаа и Наадым являются нерабочими 
праздничными днями в Республике Тыва.
    5.  При  совпадении  выходного  и нерабочего праздничного дней, 
указанных  в  части 1 настоящей статьи, выходной день автоматически 
переносится   на   следующий   после   праздничного  рабочий  день.  
    6.  При  совпадении  выходного  и нерабочего праздничного дней, 
указанных  в части 2 настоящей статьи, выходной день переносится на 
следующий   после  праздничного  рабочий  день  органом,  принявшим  
решение    о    дате    проведения    соответствующего   праздника.   
    7.  В  целях рационального использования работниками выходных и 
нерабочих  праздничных  дней  выходные  дни  могут  переноситься на 
другие  дни,  за  исключением  переносов выходных дней, связанных с 
праздничными  днями,  установленными  законодательством  Российской  
Федерации:
    Верховным  Хуралом  (парламентом) Республики Тыва – в отношении 
праздничных   дней,   указанных   в   части   1  настоящей  статьи;  
    органом,  принявшим  решение  о  дате  проведения праздника – в 
отношении  праздничных  дней, указанных в части 2 настоящей статьи. 
    Нормативный правовой акт о переносе выходных дней на другие дни 
подлежит  официальному  опубликованию  не позднее чем за 14 дней до 
наступления соответствующего праздника.
     (Статья      в     редакции     Закона     Республики     Тыва
от 25.09.2012 г. N 1555 ВХ - I)
     Статья 2.  Оплата работы в праздничные дни
 
     Работа   в  праздничный  день  (статья  1  настоящего  Закона)
оплачивается  в  соответствии  с законодательством о труде не менее
чем в двойном размере.
 
     Статья 3.  Заключительные положения
 
     Настоящий  Закон  применяется  к  отношениям,  возникшим после
вступления в силу Конституции Республики Тыва.
     Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
 
 
     Президент Республики Тыва                             Ш.Ооржак
 
     гызыл
     12февраля 1999 года
     № 143
     
 
 
 

Праздник
«Шагаа»

1.Оформление
актового зала в виде юрты.

2.
«Священное дерево», ленточки – чалама.

В
Туве, как и в других странах Центральной
и Восточной Азии, новогодние празднества
занимают самое важное место в календарной
традиции.

Они
представляют собой сложный комплекс
обычаев и обрядов, игр и развлечений.
Большинство из них связаны с надеждами
людей обеспечить себе счастливый,
благополучный год. Для простого арата
означает заложить основы увеличения
поголовья скота и получения богатого
урожая; для деловых людей – прибыльного
ведения дел, для служащих – успешного
продвижения по служебной лестнице, для
молодых – осуществления юношеских
замыслов и надежд, для пожилых –
сохранения здоровья и долголетия. Одним
словом, каждый хочет счастья в жизни.

По
– тувински новый год называется «Шагаа».
Оно означает « начало года». Праздник
Нового года приходится на начало белого
месяца по лунному календарю (по
европейскому календарю это конец января
— февраль). Дату праздника определяют
ламы.

Шагаа
праздновали 3 дня, а вот приготовления
к нему начинались за 7 дней. За 3 дня до
Шагаа обязательно приглашали сказочника.
В сказочной форме сохранялись предания
о смысле каждого года восточного цикла.
Например, существует интересная сказочная
версия, почему цикл начинается с года
Мыши.

В
ночь перед наступлением Нового года
никто не ложится спать, за исключением
младенцев и малолетних детей. Существует
поверье, что в новогоднюю ночь Будда
объезжает на своей колеснице землю и,
если ему попадаются спящие люди, он их
принимает за мертвых и не благословляет.

О
приходе Шагаа извещали первые лучи
утреннего солнца. Увидев их, каждый
тувинец чувствовал, что действительно
наступил Новый год. Согласно поверью,
счастье придет к тому, кто встретит
восход солнца в первый день наступившего
года. Все что делалось в этот день,
считалось «Впервые сделанным», и это
относилось практически ко всему: к
первой встрече, первому слову, первому
делу и т.д. В народе бытовало мнение:
если в первые дни Шагаа что – то сделаешь
хорошо, то и весь год будет удачным. Эта
традиция жива до сих пор.

В
первое утро Нового года все члены семьи
облачались в новые или обновленные
одежды, усаживались за первую в новом
году трапезу. В новый год трапезе тувинцев
преобладали вареная баранина, различные
молочные продукты, разнообразная
выпечка, каши и супы. Нередко в основе
многих кушаний лежала идея магии
плодородия. Так, пожелания достатка и
богатого урожая выражалась через форму
боорзаков – кусочков теста, зажаренных
в кипящем масле, их круглая форма
символизировала достаток и процветание.

А
сейчас наш повар расскажет о национальных
блюдах.

Повар:
Грудинка – грудинка мелкого скота
считается почетной пищей. Ее ставят
гостям, приехавшим издалека, родственникам,
друзьям, детям. Если нет такого случая,
грудинка «тош» добыча хозяина юрты.

Ужа
(курдюк) – ритуальное блюдо. Ужа самое
почетное блюдо тувинцев, которое
преподносится гостям, при «сватании»
невесты, рождение ребенка, обряда
освещения или больших праздников –
самому уважаемому человеку. Вместе с
ужа в большую тарелку положить голень,
два самых больших ребра.

Сычужная
кровяная колбаса – Блюдо из овечей
крови. Его готовят в процессе разделки
туши. В вымытый сычуг налить подсоленную
с нашинкованным репчатым луком жидкую
кровь. Сычуг нельзя заполнять кровью
до краев, при варке он может лопнуть.
Края устья сычуга, через которое заливаем
кровь, прополоть заостренной полочкой
в нескольких местах, делая «оборку».
Поверх палочки положить кусок тонкого
сальника и оставленной частью тонкой
кишки обмотать «восьмеркой». Ее также
называют мягкая сочная колбаса, также
ее называют «горячая кровь». Это лакомство
любят все.

Режут
и едят тут же горячим.

Чай
с молоком – любимый напиток тувинцев.
Чай обязательно должен быть зеленым.
Его варят в чугунном котле, с добавлением
соли, а когда он закипает, подливают
сырое молоко и доваривают. Пьют чай не
только с коровьим, но и с овечьим, козьим
и верблюжьим молоком. По обычаю, хозяйка
наливает чай сначала хозяину, потом
себе.

У
праздника Шагаа есть обязательный
атрибут – это особое приветствие
«чолукшууру». Младший старшему протягивал
обе руки ладонями вверх, а старший
возлагал на них сверху свои руки ладонями
вниз. Таким жестом они выражали уважение
друг к другу. И при этом говорили: «Амыргын
– на, амыргын!» «Мира вам и благополучия».

1
Ведущий:

Голова
года появилась, Кожа спала с головы
змеи.

Окуриваю
дымом можжевельника

И
окропляю молоком.

Помилуй
нас, тайга кедровая,

Помилуй
скот мой девяти видов!

Пусть
бегают козлята и ягнята,

Пусть
будет изобилие молока.

Пусть
разносится аромат дикого лука,

Пусть
бегают жеребята мои.

Ушел
за перевал Год Быка,

Пришел
в аал Год Тигра.

Новый
год, как и всякий праздник, был наполнен
играми и развлечениями. Особо популярными
были катания с горок. Это было истинное
наслаждение для детей, которые с утра
до вечера носились вверх и вниз. Вместо
санок они использовали шкурки зверей.

2.Игра
«Тевек»(почекушка). Суть игры состоит

3.Накидывание
аркана на коня.

2
ведущий: Пусть колышется степь!

Все:
Оршээ! (Пусть будет так!»

1
ведущий: Пусть голосятся птичьи голоса!

Все:
Оршээ!

2
ведущий: Пусть болезни, хворь всякая
исчезнет, чтоб люди здоровыми были
всегда!

Все:
Оршээ!

1
ведущий: Пусть уходят подальше все беды.

Моя
тайга с высокими плечами,

Пусть
все доброе приходит к нам,

Пусть
не будет болезней,

Пусть
не будет бедственных бурь,

Пусть
будет много ячменя и проса,

Пусть
дети будут здоровыми.

Заканчивается
мероприятие обрядом освящения, который
проводят приглашенные ламы, служители
буддийской религии. После окуривания
дымом можжевельника, разжигания
жертвенного огня и произнесения
благопожеланий приступали к обряду
очищения на снегу. Все должны были весело
побарахтаться в снегу, а затем отряхнуться,
ритуально избавляясь, от старой грязи
и говорят слова благословления.

Аал
– кочевая стоянка группы юрт.

Арат
– трудовой человек, скотовод.

Боорзак
– кусочки теста, зажаренных в кипящем
масле.

Лама
– служитель буддийской религии.

Тош
– грудинка

Ужа
– курдюк

«РОЖДЕННЫЙ
ДЛЯ ПЕСНИ»

Сценарий
вечера-воспоминания, посвященного
70-летию самодеятельного композитора
С.К. Базыр-оола. 23 октября 2010 год.

Цель:

Воспитание
интереса к эстетическому краеведению
через знакомство с творчеством слепого
самодеятельного композитора С.К.
Базыр-оол.

Развитие
навыков эстетического самообразования
и художественно-исполнительской
деятельности, развитие и сохранение
интереса к музыкальному наследию Родины.

Обучение
учащихся пониманию смысла человеческого
существования и ценности существования
других людей.

На
фоне хоомей звучат слова:

«Высоко,
высоко под самым синим небом, окутанный
стадом белых облаков, виднеется один
из хребтов Западных Саян. В народе он
называется «Чинге». С его серебристых
вершин берет начало маленькая река
Чинге, на берегу которой в юрте скотовода
Базыр-оола в 1935 г. родился мальчик.
Первенца назвали Солаан. Сегодня мы
рады представить вам наших дорогих
гостей-сестер знаменитого композитора,
которые приехали к нам вместе с нами
отпраздновать Юбилей Солана Кыргысовича».

Благодаря
повести Черлиг-оола Чашкынмаевича мы
познакомились с жизнью слепого композитора
С. Базыр-оола. Эта повесть получила
широкое признание благодарных читателей.
Сегодня у нас в гостях поэт, прозаик,
заслуженный писатель Республики Тыва
Куулар Черлиг-оол Чашкынмаевич.

В
1964 году республика готовится к 20-й
годовщине со дня вхождения Тувы в состав
Советского Союза. Солану Кыргысовичу
за подготовку смотра художественной
самодеятельности присваивается звание
заслуженного работника Тувинской АССР.
Ему всего-навсего 29 полных лет. Работает
в Домах культуры республики, сочиняет
много песен, ездит с концертами по всем
кожуунам. Главным помощником Солаана
Кыргысовича в написании нот на его
сочиненные песни становится самая
младшая сестра – Чечекмаа, в то время
ученица 2-го класса. Она училась в
музыкальной школе по классу пианино.

У
Солаан Кыргысовича любимым временем
года была осень. Золотая осень. Любил
слушать шуршание листьев, курлыканье
журавлей. Любил березу.

Без
березы не мыслю России

Так
светла по-славянски она,

Что,
быть может, в столетья иные

От
березы — вся Русь рождена.

Наряд
ее легкий чудесен,

Нет
дерева сердцу милей,

И
столько задумчивых песен

Поется
в народе о ней!

Песня
«Тувинская Хадын». Слова написала
известная поэтесса Светлана Владимировна
Козлова. По воспоминаниям Марии Кыргысовны
мы узнали, что Солаан Кыргысович попросил
в письме Светлану Владимировну Козлову
написать стихотворение под только что
написанную музыку.

Звучит
песня «Тувинская Хадын» в исполнении
учителей Сосновской средней школы.

Солаан
Кыргысович писал песни разные и
патриотические, и патетические, и детские
и лирические. А следующая группа песен
входит в группу веселых и задорных.

Учеба
в г.Чкалове, так тогда назывался город
Оренбург, Солаан получает образование
по брайльской письменности, ориентиру
на местности, самообслуживанию.

Завуч,
заметив склонность Солаана к музыке,
не послал ни в швейный цех, ни в столярную
мастерскую, а прямо к преподавателю
музыки Павлу Степановичу Дугарину – в
класс баяна.

-Создавать
музыку, нащупывая ноты на бумаге –
настолько это трудная работа. Лишь
по-настоящему талантливый и трудолюбивый
человек может с ней справиться.

Солаан
справился! Наука добытая нелегким
трудом,- человеку новые крылья. Солаан
начал читать книги о великих музыкантах.
И так увлеченно читал, что порой забывал
поесть.


Оренбург в судьбе Солаана – это 3 года
учебы, новые знакомства, добрые, милые
педагоги и первая, незабываемая любовь…

В
1954 году Солаан возвращается на Родину
17-летним симпатичным, достаточно
музыкально грамотным парнем. Он уже на
баяне играет довольно сложные произведение
Брамса, Тихонова.

В
1954-1960 гг. С.К.Базыр-оол работает в родной
Чаа-Хольской средней школе учителем
пения и переводчиком на уроках физии,
математики, географии и истории. В тот
год в школу прибыли работать много
молодых учителей из разных уголков
необъятной Советской страны.

Молодым
учителям полюбился незаурядный. Прекрасно
владеющим русским языком, играющий на
разных инструментах слепой парень.
Приезжие учителя стали называть его
Анатолием Сергеевичем. Свое второе имя
Толя он получил еще учась в Чаа-Хольской
школе.

Работая
в родном Чаа-Холе, в 1959 году он женился.
И у него родился сын Мерген, а через 2
дня у любимого дяди Сотпа, родилась
дочь. Солаан был удостоен чести в
назывании дочери дяди. Он дает ей имя
Уран. В порыве нежных чувств он посвящает
малышам «Колыбельную».

Отдав
дань уважения своему дяде, заслуженному
работнику Тувинской АССР Солану
Кыргысовичу, его колыбельную исполняет
Урана Тюлюшевна.

Главная
гордость в биографии С.К.Базыр-оола в
эти годы – это его работа с детьми.
Выпустил не одно поколение учеников.
Где только не обучал музыкальной грамоте
молодое поколение Солаан Кыргысович:
в Чаа-Холе, в Шагонаре, в Ээрбеке, в
Хайыракане, в Кара-Хааке.

1960
год.

Зачисление
в единственном в Советском Союзе
музыкальное училише для слепых. Быстро
для других, утомительно долго для матери
слепого сына прошли 3 года. На ее радость
слепой сын закончил учебное заведение
красным дипломом и вернулся домой
преподавателем музыки по классу баяна.
Его уже звали Солааном Кыргысовичем.

С.К.Базыр-оол…
многие задаются, наверно вопросом: Как
же это слепой мальчик достиг таких высот
в музыкальном искусстве? Да, достиг!
Благодаря упорству и труду, благодаря
вере в светлое будущее, благодаря вере
в свои силы, в свой ум и талант, вере в
помощи и поддержке добрых людей и
родственников, благодаря своей
любознательности.

Велика
была у мальчика тяга к знаниям. Рано
проявился и музыкальный талант. Измерить
радость мальчика, когда дядя Сотпа
подарил ему мандолину, которая по
настоящему открыла ему мир музыки.
Уходили понемногу грусть и печаль,
поднималось настроение, появилось и
окреп интерес к жизни. Народные мелодии,
он через некоторое время уже свободно
наигрывал их. Любовь мальчика к музыке
радовала родителей. Их страстное желание
верить в благополучное будущее сына
разгоняло пасмурную тьму лучами утреннего
солнца, будила веру в самое главное на
свете – в силу человеческого духа. Дядя
Сотпа – это папа нашей Ураны Тюлюшевны.

В
школу он пошел в 9-летним возрасте и к
удивлению учителей и учащихся начальную
школу закончил за 2 года экстерном. И с
таким же успехом, т.е. отлично Солаан
преодолел и семилетнее образвание.

Он
показал, какие возможности скрыты в
человеке. В лютый мороз 25 декабря 1952
года отправят его в Оренбург, в школу
для слепых детей, где он совершит чудеса.
Таким был он талантливым. Дорогу в
Оренбург Солаан Кыргысович назовет
«дорогой в мир книги, в мир знаний».

Солаану
везло на добрых и хороших людей! Встреча
с композитором Лаптан и слепым музыкантом
Василием Сергеевичем Безъязыковым в
Чаа-Холе родила сильную мечту в сердце
Солаана. А слова знаменитых музыкантов:
«Да, он создан быть музыкантом!», «У него
абсолютный слух. Он должен быть
музыкантом», — окрылили его надеждой.

Может
быть, именно добрые детские воспоминания
родили такие добрые, красивые детские
песни

«

С.К.
Базыр-оол – слепой музыкант, самодеятельный
композитор, преподаватель музыки,
участник фестивалей разного уровня,
Заслуженный работник культуры Тувинской
Автономной ССР, любимец народа республики
середины ХХ столетия.

Солан
Кыргысович Базыр-оол человек уникальный,
он своим жизнелюбием и работоспособностью
всем показал самый незабываемый пример,
как ценить и любить жизнь, несмотря ни
на какие трудности. Он был инвалидом
детства, и даже невидя окружающий себя
мир, его красоту он прекрасно умел
чувствовать и передавать через музыку
людям, живущим рядом с ним, смог оставить
след своего творчества.

Он
родился первенцем в семье аратов Кыргыс
Базыр-оол и Часкалбаа 3 сентября 1953года
в местечке Урбюн, что ниже устья реки
Хечик на противоположной стороне реки
Енисей.

В
школу он пошел в 9-летнем возрасте и к
удивлению зрячих детей обогнал их по
всем предметам на «отлично». Начальную
школу окончил экстерном за 2 года. С
таким же успехом преодолел и семилетнее
образование в обычной школе. В отличии
от одноклассников его изложения и
диктанты были устные, и при этом он не
допускал ни орфографических, ни
стилистических ошибок. На школьных
вечерах любил танцевать, петь под
аккомпенемент на мандолине, балалайке,
гармонии и баяне. Мелодии песен подбирал
на слух.

Талантливого,
не по возрасту рассудительного юношу
отправляет на учебу в специализированную
школу в город Чкалов (ныне Оренбург),
где он получает образование по бральской
письменности, ориентиру на местности,
самообслуживанию. 17-летним, очень
симпатичным, достаточно музыкально
грамотным парнем он возвращается в
Тыву.

Вскоре
его приглашают работать в Чаа-Хольскую
школу переводчиком уроков физики,
математики, географии, истории. Так как
работало очень много молодых учителей
из разных уголков Советской страны.

В
1954 году написал свою первую песню
«Черемуха» на стихи Ю. Кюнзегеша.

В
1960 году он поступает в единственное
музыкальное училище г.Курска для слепых.
Обучался три года и закончил его с
красным дипломом.

В
1963 году его направляют работать в детскую
музыкальную школу г. Шагонара. Семья
переезжает с ним. Он написал много песен.
Среди них лирические, патриотические,
детские. Особо надо отметить детскую
песенку «Арыкчыгаш», «До-ре-ми-фа-соль-ля–си».

Одним
из источников вдохновения была активная
переписка с понравившимися ему
поэтами-песенниками. Под его диктовку
письма писали сестры, например, к Козловой
С.В. А поэты писали стихи на уже имеюшуюся
музыку.

Солаан
Кыргысович Базыр-оол создал несколько
десятков песен, часть которых печатались
в выпущенных Тувинским книжным
издательством сборниках песен. В 70-х
годах выпущен сборник его песен
«Уттундурбас час».

Очень
популярными стали песни на слова
народного писателя Тувы С.Б.Пюрбю «В
осеннем саду» и «Арыкчыгаш».

27
декабря он умирает, оставив за собой
светлую память.

22
декабря 1995 года к 60-летнему юбилею
торжественно присвоено его имя Дому
культуры п. Каа-Хем и Очень популярными
стали песни на слова народного писателя
Тувы С.Б.Пюрбю «В осеннем саду» и
«Арыкчыгаш».

Дважды отмечают Новый Год жители Республики Тыва в Российской Федерации. Государственный праздник, отмечаемый традиционно в ночь с 31 декабря на 1 января для тувинцев – только официальное торжество, а традиционный праздник, корнями уходящий в историческое прошлое народа и связанный с культурой буддизма, отмечается по лунному календарю. Этот праздник носит название Шагаа. Выпадает он на начало белого месяца по лунному календарю, а точная дата празднования определяется ламами. Встреча Нового Года происходит на восходе, а не в полночь, как этот принято в государственном празднике.

Связано празднование Шагаа с переходом к новой жизни и окончанием всех дел, начатых в прошлом году. Прежде всего, исторически было предопределено, что к Новому Году должен произойти окот скота, игравшего в жизни тувинского народа огромную роль.

В обрядах, совершаемых на Шагаа, можно проследить глубокую связь языческих и буддийских традиций. Для точного определения наступления Нового Года предкам тувинцев было достаточно дождаться в назначенный ламами день того момента восхода, когда начнут читаться линии на ладонях. Этот момент и становился моментом наступления Шагаа. Верования народа Республики Тыва говорят о том, что в ночь перед наступлением праздника идёт не только разрыв между старым и новым, но и кульминационный момент борьбы добра со злом. Наступление утра символизирует победу добра, жизни и рождения, обновления и очищения духа.

Очень символичным является и то, что праздник выпадает на вторую половину зимы (конец января – февраль), что также указывает на символизм, объясняющий переход к жизни, так как переход от зимы к весне – символ пробуждения природы и всего живого мира ото сна. Собственно, и само название праздника означает «обновление», «новый этап, цикл».

К встрече Шагаа издревле было принято готовиться заранее. Уже с осени семьи делали запасы продуктов для приготовления праздничных блюд и угощений гостей. Традиционное гостеприимство во время Шагаа принимает особые черты и широкий размах. Жилище тувинцев и прилегающая к нему территория тщательно убираются в преддверии праздника. В ночь перед рассветом на Шагаа рекомендуется не спать, чтобы не проспать момент рассвета, когда согласно преданиям Будда на колеснице объезжает по небосводу мир и благословляет всех, встречающих Новый Год.

Все люди, одетые в традиционные яркие нарядные костюмы, встречают друг друга приветствиями с пожеланиями мира и добра. Этот традиционный обряд приветствия известен, как Чолукшуур. Во время приветствия вместо традиционного рукопожатия используется обряд наложения ладоней старшего поверх ладоней младшего человека.

Другой обряд тувинцев, Сан Салыр, предшествующий по очерёдности Чолукшууру – это возжигание священного огня. Специально собранный костёр поджигается ламой, шаманом или старейшиной, после чего в огонь кидают самые лакомые части праздничной пищи с целью задобрить духов и просьбами о мире, урожае, благополучии и благодарностью за уходящий год.

Хозяйки готовят к праздничному столу разные угощения и традиционные блюда. Детям ночью читают сказки, а утром совершают обряды по очищению жилища от злых духов. Любой гость, вошедший в дом, должен уйти из него сытым и довольным. Здесь семьи стараются не отстать друг от друга в хлебосольности. На праздничном столе мясные блюда представлены преимущественно варёной бараниной. Основу же всегда составляли так называемые «белые» блюда, то есть изготовленные из молока и молочных продуктов, а также муки.

В старину среди традиционных праздничных состязаний на Шагаа особым колоритом выделялось состязание едоков, в котором победитель уводил с собой коня.

За несколько дней до наступления Шагаа и в течение месяца после его прихода тувинцы следят за своим поведением и мыслями, чтобы сохранить их в чистоте и не осквернить ничем неблаговидным. Употребление алкоголя в Шагаа под запретом.

В наши дни тувинцы стараются возродить во многом утраченные традиции празднования Шагаа. В первую очередь, это касается праздничного стола, встречи гостей, посещения друзей и родных, почитания представителей старшего поколения. В городах современной Тывы власти стремятся сделать празднование Шагаа максимально традиционным, приурочивая к нему выступления музыкальных коллективов с сольными и инструментальными фольклорными программами, а в деревнях проводятся обрядовые празднования, танцы, народные гуляния и состязания в национальных играх.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники республики карелия
  • Народные праздники республики беларусь
  • Народные праздники республики алтай
  • Народные праздники регионов россии
  • Народные праздники разных народов россии