Народные праздники создание коллективного панно на тему народного праздника

Материал адаптирован для обучающихся с ЗПР. ИЗО, Уроки, 4 класс, Урок изобразительного искусства по теме "Народные праздники. Создание коллективного панно на тему народные праздники" (для обучающихся с ЗПР)

Конструкт урока изобразительного искусства
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах 
и начальных классах компенсирующего и коррекционно–развивающего образования» 
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Сониной Анастасии Юрьевны

Дата: 16.10.2019 г.

ОО: МБОУ «ООШ №27 с интернатом»

Класс: 4 «Б»

ФИО учителя класса: Калистратова Любовь Владимировна

ФИО методиста: Попова Ирина Сергеевна Подпись: ______________

УМК: «Школа России»
Тема урока:
Народные праздники. Создание коллективного панно на тему народные праздники.

Планируемые результаты

  • Личностные: демонстрируют умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат.

  • Метапредметные в том числе результаты коррекционной работы: демонстрируют коммуникативные УУД (умеют участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, умеют работать в группе), регулятивные УУД (определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её) коррекционной работы (умеют воспринимать информацию зрительно и на слух, умеют ориентировать на плоскости.).

  • Предметные: имеют представление об обычаях и традициях народного праздника, об особенностях создания панно – «Ярмарки».

  • Изобразительные: определяют наиболее эффективный способ достижения результата;

  • Технический: продолжают формировать навыки работы с цветными карандашами, продолжают формировать навыки и умения по способам решения проблем творческого характера.

  • Цветовой: умеют подбирать цвета в соответствии с изображаемым предметом.

  • Композиционный: могут вписать предмет в общую композицию

Цель: формирование представлений об обычаях и традициях народных праздников в процессе создания панно.

Задачи

  • Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат;

  • Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, научить работать в группе), регулятивных УУД (научить определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её); коррекционной работы (корректировать слуховое восприятие в процессе рассказа о народных праздниках, корректировать зрительное восприятие в процессе составления кластера, формировать умение ориентировки на плоскости в процессе создания «Ярмарки»).

  • Образовательные: формировать представление об обычаях и традициях народного праздника, об особенностях создания панно – «Ярмарки».

  • Изобразительная: научить определять наиболее эффективный способ достижения результата;

  • Техническая: совершенствовать навык работы с цветными карандашами, навыки и умения по способам решения проблем творческого характера, пользование материалами для рисования;

  • Цветовая: развивать умения подбирать цвета в соответствии с изображаемым предметом.

  • Композиционная: научить вписывать предмет в общую композицию
    Принципы обучения и воспитания
    Принципы обучения
    ∙ Принцип деятельности;
    ∙ Принцип наглядности;
    ∙ Принцип систематичности и последовательности;
    ∙ Принцип психологической комфортности;
    ∙ Принцип минимакса;

∙ Принцип целесообразности;

∙ Принцип доступности.

Принципы воспитания
∙ Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;
∙ Воспитание через взаимодействие;
∙ Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
Методы обучения и воспитания

Методы обучения

  • Методы получения новых знаний: беседа, объяснение;

  • Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности, беседа;

  • Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор.

  • Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания

  • Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение;

  • Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха.
    Дидактические средства
    Индивидуальные: простой карандаш, цветные карандаши, клей-карандаш, ластик.
    Раздаточные: лист-раскраска, с изображением продавца и прилавка, для создания панно.

Демонстрационные: изображение народных праздников (на доске), кластер по теме «Народные праздники» (на доске)

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с

задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и

науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  1. https://molitvy.online/prazdnik/kratkaya-istoriya-rozhdestva-hristova/ -история про Рождество Христово.

  2. https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/chto-takoe-maslenitsa-dlya-detey-kratkoe-soderzhanie.html -история про масленицу

  3. https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-izo-na-temu-russkie-narodnie-prazdnikiyaramarka-klass-2342363.html — план конструкта урока по изобразительному искусству. Автор: Ан Надежда Васильевна.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Этапы урока

Время

  1. Мотивация к учебной деятельности.

2 мин

  1. Выявление проблемы и постановка учебных задач.

5 мин

  1. Решение проблемы.

15 мин

  1. Физминутка

2 мин

  1. Первичное закрепление.

14 мин

  1. Рефлексия учебной деятельности

2 мин

Итог: 40 мин

Макет доски

Тема:

Задачи:

Шестнадцатое октября.

Классная работа.

Критерии оценивания:

Ход урока

Этапы урока, задачи

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемые результаты с учетом формирования УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.
    Задачи:
    привлечь внимание обучающихся, формировать положительный эмоциональный настрой.

Воспитательные: формировать умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию регулятивных УУД (проявлять волевую саморегуляцию).

Методы обучения

Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Юрьевны, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

-Но перед тем как нам начать урок, предлагаю выполнить упражнение «Кулак – ребро – ладонь», для того, что быть внимательным на уроке.

-Протяните руку перед собой.

-Когда я буду говорить кулак, ваша задача показать вот так, когда я буду говорить ребро, показываете вот так, когда ладонь вот так (показать на собственном примере)

-Давайте попробуем (проводится упражнение с постепенным ускорением).

-Молодцы, можете присаживаться.

-Давайте проверим вашу готовность к уроку.

-У вас на парте должно лежать: простой карандаш, ластик, кисточка, непроливайка, краски или гуашь, клеёнка.

— Я желаю вам сегодня на уроке, быть старательным, внимательным и поддерживать хорошее настроение.

Демонстрируют регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию).

  1. Выявление проблемы и постановка учебных задач.

Задачи: совместно с обучающимися сформулировать тему и задачи, развивать умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.

Воспитательные: развивать мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (участвовать в коллективных обсуждениях, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивных УУД (научить определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу).

Методы обучения

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания

Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение;

Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха.

-Ребята, а кто может нам напомнить, о чем вы говорили на прошлом уроке? (о русских костюмах)

Если обучающиеся будут затрудняться в ответе, то будет показано изображение, с которым они работали на прошлом уроке!!!!!

Наводящий вопрос:

-Ребята, во что одеты люди на данном изображении?

-Правильно ребята, тема вашего прошлого урока была: Традиции одежды русских костюмов.

-Ребята, а что такое «народный костюм»? (Обучающиеся отвечают общими словами, которые в итоге будут перестроены в общий вывод

Возможные ответы обучающихся:

  • Одежда;

  • Могут назвать элементы одежды – обувь, рубашка, сарафан и тп;

  • Одежда русского народа).

-Давайте обобщим: народный костюм — это сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе.

А какие элементы женского народного костюма вы знаете? (рубаха, сарафан, понёва, передник, душегрейка)

-Молодцы ребята, это верный ответ.

-А какие элементы мужской одежды вы изучили на прошлом уроке? (порты, рубаха)

-Молодцы ребята, мы с вами вспомнили то, о чем вы говорили на прошлом уроке.

-А теперь давайте попробуем выяснить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

-Для этого ребята, ответьте на такой вопрос:

-А вы любите праздники? (да)

-Вы отмечаете их всей семьей? (да)

-А какие праздники вы знаете? (называют)

-А как вы считаете, современные праздники похожи с теми, которые были на Руси? (да)

-Назовите некоторые примеры праздников, которые отмечали наши предки, и мы отмечаем их по, сей день?

-Хорошо, молодцы! Именно об этом мы и будем с вами сегодня говорить на нашем уроке. И тема звучит так: «Народные праздники. Ярмарка».

— Давайте с вами сформулируем задачи на наш урок.

Задачи:

  1. Какие бывают народные праздники?

  2. Создание «Ярмарки»

  3. Представление результатов.

— Отлично, теперь мы можем приступать к работе.

Демонстрируют личностные УУД (проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принятие личной ответственности за будущий результат) коммуникативные УУД (научатся участвовать в коллективных обсуждениях, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу).

  1. Решение проблемы.

Задачи: создать условия для решения поставленных задач.

Воспитательные: проявлять мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимать личную ответственность за будущий результат.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивных УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её); коррекционной работы (корректировать зрительное восприятие в процессе работы с кластером, корректировать слуховое восприятие в процессе рассказа о народных праздниках).

Образовательные: формировать представление о народных праздниках, об их особенностях и традициях.

Методы обучения

Методы получения новых знаний: беседа, объяснение;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: беседа;

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания

Методы формирования сознания личности: объяснение;

Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха.

-Как вы думаете, что такое «Народный праздник»? (если обучающиеся не смогут ответить на данный вопрос, то будут наводящие вопросы, исходя из ситуации)

наводящие вопросы:

-Ребята, как вы считаете, праздник можно считать культурным мероприятием? (да)

-Действительно, праздник это явление народной культуры.

— А праздники вы проводите, в свое свободно время? (да)

-Конечно, значит:

Народные праздники – явление народной культуры, проявление содержательно наполненного свободного времени народа.

-Русский человек не только умел защищать свою русскую землю, трудиться на этой земле, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах. Праздники есть у каждого народа. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.

Давайте прочитаем первую задачу нашего урока (Узнать, какие народные праздники бывают)

-Для того, чтобы решить эту задачу, я предлагаю вам оставить кластер, то есть схему.

-А середине нашего кластера, у нас будут «Народные праздники»

-А какие народные праздники бывают, вы мы постараемся узнать через стихотворения. Я читаю вам стихотворение, ваша задача, внимательно слушать и сказать, о каком празднике идет речь.

-Кому не понятно, что мы сейчас будем делать поднимите руку.

  1. Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
    Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
    Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
    И торжественно парит, новый день благовещая,
    Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

-Как называется первый праздник, о которым мы с вами поговорим? (Рождество Христово)

На доске появляется карточка «Рождество Христово»

Однажды на Земле, родился особенный мальчик. Его мама, Дева Мария, назвала малыша Иисусом. Яркая звезда на небе, возвестила всему миру о Его рождении. Звезда была такой необычной, что трое древних учёных решили пойти к тому месту, над которым она сияла и узнать, что же за событие там произошло. Когда они пришли туда, то увидели, что в небольшой пещерке, рядом с мамой, в яслях на сене лежит младенец и поняли они, что сбылось предсказание о рождении Спасителя для всех людей. Так родился Иисус Христос.

-О каком празднике мы с вами только что говорили? (Рождество Христово)

-Давайте продолжим:

  1. Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
    Ты не в среду пришла и не в пятницу.
    Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
    Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
    Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

-Что это за праздник? (Масленица)

На доске появляется карточка «Масленица»

-Ребята, а вы учувствовали когда-нибудь в праздновании этого праздника?

-Что вы делали на данном празднике? (ответы обучающихся)

-Действительно на масленице положено устраивать народные гуляния, ходить в гости, веселиться и обязательно есть блины. Неделю так же называют блинной.

-А какой обряд проводится на масленице? (сжигать чучело).

-А как вы считаете, для чего это делается? (ответы обучающихся)

-Сжигая чучело ка костре, наши предки призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить урожай.

-Таким образом, мы можем сказать, что масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и ожидание весны.

-Следующее стихотворение:

  1. Христос Воскрес! Скворцы поют,
    И, пробудясь, ликуют степи.
    В снегах, журча, ручьи бегут
    И с звонким смехом быстро рвут
    Зимою скованные цепи.

-Что это за праздник? (Пасха)

На доске появляется карточка «Пасха»

— Празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

-Ребята, что принято печь на Пасху? (ответы обучающихся)

В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

-Что является символом Пасхи? (яйцо)

-А кто знает почему?

-Потому что яйцо — это символ жизни, её возрождения.

-Таким образом, мы можем сказать что «Пасха» — древнейший и самый важный христианский праздник.

-Давайте продолжим:

4. На полях идет уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладет.
Уродился урожай —
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!

-Что это за праздник? (Праздник урожая)

На доске появляется карточка «Праздник урожая»

-Кто знает, когда отмечали данный праздник?

Осенью отмечали праздник урожая.

-У славян этот праздник означал окончание сбора урожая.

-Кто знает, какой урожай собирали славяне? (ответы обучающихся)

— Урожай пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур.

-Мы с вами полностью составили наш кластер и тем самым решили первую задачу, давайте прочитаем, про какие праздник мы с вами сегодня говорили? (Рождество Христово, Пасха, Масленица, Праздник Урожая).

-Молодцы, отлично!

-Ребята, а когда, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

-А что же такое ярмарка на Руси? (предположения обучающихся)

-Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

-Ярмарка могла проходить во время празднования любого народного праздника, она являлась традицией. В зависимости от праздника, на ярмарках продавался востребованный для этого продукт. Например: на празднике урожая: овощи и фрукты, на масленицу: блины, кокошники, различного рода посуда.

-Вот ребята, мы с вами и познакомились с особенностями народных праздников с одной из традицией народных праздников – Ярмаркой.

-И сегодня я хочу предложить вам создать свое панно — Ярмарку, как традицию народных праздников.

Панно — картина больших размеров, заполняющая пространство. Может быть поверхностью на стене, потолке и тп.

Демонстрируют личностные УУД (проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимать личную ответственность за будущий результат) коммуникативные УУД (научатся строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать его); Коррекционно-развивающий результат: имеют представление о народных праздниках, об их особенностях и традициях.

  1. Физминутка.

Задача: снять физическое напряжение.

— Но прежде, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

— -Можете присаживаться на свои места.

Демонстрируют регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию).

  1. Первичное закрепление.

Задачи: установить правильность и осознанность изученного материала.

Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, научить работать в группе), регулятивных УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения,); коррекционной работы (корректировать умение ориентироваться плоскости в процессе создания «Ярмарки»)

•Образовательные: формировать представление о особенностях и традициях народных праздников.

Методы обучения

Методы получения новых знаний: беседа, объяснение;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности, беседа;

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор.

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания

Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение.

-Какую задачу нам еще предстоит решить? (создание ярмарки)

-Обратите внимание на доску, у нас уже положено начало ярмарки.

-Вы уже сидите в группах по 4 человека, у каждой группы – рабочий лист с изображением прилавка и продавца. Вам необходимо раскрасить его, заполнить продуктами. У первой группы – фрукты, у второй – овощи, у третьей – игрушки, у четвёртой – самовары. На выполнение задания есть 10 минут.

Затем необходимо представить свой прилавок по плану:

  • Состав группы;

  • Продукт прилавка;

  • Что изображено.

Оценивать в групповой работе будем:

  • Аккуратность;

  • Соответствие с темой;

  • Соответствие поставленному плану.

-Поднимите руку, кто не понял задание.

-Можете приступать (обучающиеся работают по группам)

-Я вижу, что вы все заканчиваете работать.

-Отложите свой рабочий лист.

-Давайте обратим внимание на задачи.

-Какую задачу мы с вами решили? (создание ярмарки)

-Переходим к третьей задаче.

-Кто ее прочитает? (представление результатов)

-Давайте ее решим, сейчас каждая группа представит свой прилавок по составленному плану, тот кто слушает представление обучающихся, необходимо просмотреть, все ли пункты плана выполнены и все ли критерии соблюдены.

-Представим слово первой группе.

Ребята, давайте оценим: как вы считаете, ребята аккуратно изобразили свой прилавок? В соответствии с темой? Рассказали нам по плану?

-Какую бы оценку вы поставили первой группе?

-Хорошо! Спасибо ребятам первой группы, нам понравилось, как вы украсили свой прилавок, и нам было очень интересно вас слушать.

Однотипная работа по всем группам

-Ребята, каждая группа представила свой прилавок, мы его оценили, теперь давайте оформим нашу Ярмарку.

-Каждая группа, по очереди, подойдет и наклеит свой прилавок на данный лист.

По одну из представителей группы клеит свой прилавок на ватман.

-Ребята, мы отлично постарались, и у нас получилась вот такая красивая и интересная ярмарка как традиция народных праздников.

-Какую задачу мы с вами решали? (представление результатов).

-Как вы считаете мы ее решили? (да)

Демонстрируют личностные УУД (умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат), коммуникативные УУД (научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, умеют работать в группе), регулятивные УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения).

Коррекционно-развивающий результат (умеют ориентироваться плоскости)

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Задачи: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока.

Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию регулятивных УУД (проявлять волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопрос).

Методы обучения

Методы эмоционального стимулирования, поощрение и порицание;

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности:, беседа;

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

— Наш урок подошел к концу.

-Ребята, сегодня мы с вами узнали о народных праздниках и создали свою ярмарку.

-Что нового вы сегодня узнали о традициях и особенностях народных праздников (ответы обучающихся)

-Отлично, спасибо за ваши ответы, я вижу, что вы были внимательны на уроке.

-А сейчас пускай каждый из вас подумает о том, вложил ли он вклад в решение задач, которые были на уроке (дети думают).

-Это ваша личная оценка и я надеюсь, что каждый из вас поставил ее правильно.

— Ребята, мы с вами плодотворно сегодня поработали. Особенно хотелось бы выделить за старание и отличную работу на уроке……

— Все большие молодцы. Вы можете убирать свои рабочие места. Урок окончен.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (умение соблюдать гигиену учебного труда); коммуникативные УУД (строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию).

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе
№8                       Дата:_______

Тема урока:  Проект. Создание коллективного панно на тему
народного праздника

Тип
урока:

комбинированный.

Цели:

Обучающие:

-дать понятие  народные праздники, ярмарка;

-дать представление о проведении ярмарки;

— обобщить знания обучающихся  по теме « Истоки родного искусства»;

— укрепление межпредметных связей ( литература, история , музыка);

— создать условия для оптимизации творческих способностей обучающихся;


закрепить знания по составлению многофигурной композиции;

Развивающие:

— расширить кругозор учеников;

— развивать мышление через анализ и сравнение различных видов
ярмарок;

— развивать внимание и память, мышление при выполнении
практической работы;

— развать познавательный интерес, творческую активность,
творческое воображение;

— развивать навыки в декоративно- творческом рисовании,
составлении композиции на листе бумаги

— развитие умения работать коллективно;

Воспитательные:

развивать чувство патриотизма,
интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;

— воспитывать  позитивное отношение к народному искусству;

— воспитывать  интерес к теме урока и событиям нашего города;

Подготовка
к уроку:


найти материал о русских ярмарках, народных праздниках.

Оборудование: учебник по изобразительному
искусству для 4 класса автор Л.А.Неменская, под редакцией народного художника
России, академика РАО Б.М.Неменского , листы формата А3, гуашь, восковые мелки,
ножницы, клей, палитра

Музыкальный ряд: русские народные песни- «Ярмарка», Ольга
Воронец – «Ехал на ярмарку ухарь-купец»

Раздаточный материал: шаблоны фигур людей в
движении

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему.

Просмотр отрывка из мультфильма «Князь Владимир» ( сюжет праздника
Масленицы) (слайд 1)

учитель: Праздниками на Руси встречали весну и провожали зиму,
праздниками отмечали завершение земледельческих работ. Народ, умеющий хорошо
работать, умеет и веселится. Праздники- это не только веселье. В том, как проводился
праздник, — в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках ярко проявляется
душа народа, его характер.

 Какие праздники вы знаете, любите?  Определите какие  народные
праздники изображены ?

( слайды 3,4,5)

ответы: Пасха, Масленица, Рождество

учитель:
А если мы сейчас отгадаем кроссворд , повторив материал прошлых уроков, то
узнаем тему сегодняшнего урока.

кроссворд по темам четверти
( повторение  изученного)

Кроссворд
(слайды 6-19)

1
.  Что украшают на Пасху?  ( яйцо)

2
.  Назовите элемент  русского костюма. (сарафан)

3. 
Какой праздник  изображен  на картине?  (масленица)                

4. 
Назовите элемент  украшения избы?  (наличники)

5. 
Назовите элемент русского костюма?  (рубаха)

6. 
Назовите головной убор.  (кокошник)

7. 
Назовите русскую народную обувь ( лапти)

                                        отгадка
– слово — ЯРМАРКА

3. Беседа по теме урока.

учитель:
Кто из вас знает, что такое ярмарка?

 (Ответы
детей).

учитель: . ЯРМАРКА
(ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года,
годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о
ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого
великорусского языка». Действительно, ярмарка – это и место, где торговали
выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность
отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Ярмарки на Руси
зародились в незапамятные времена . Самой большой ярмаркой России считалась
знаменитая Нижегородская ярмарка.  Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла
из себя огромную толпу  торгующих, покупающих и праздношатающихся.  Длилась
ярмарка, как правило, месяц, или два или три. А потому возвращения мужика с
ярмарки семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Дыхание
ярмарки можно было почувствовать по мере приближения к ней, еще издалека. По
словам французского писателя Александра Дюма, это был «страшный шум, похожий на
гром небесный или, скорее, на гул перед землетрясением». А когда писатель
впервые увидел ярмарку с высокого берега Волги, перед ним открылось такое, что
он «ахнул от удивления».

учитель: Давайте
рассмотрим  картины  художников  о ярмарке.

 (прослушивание песни
«Ярмарка»,  слайд 21-24)

Ярмарка
огневая, яркая!

Ярмарка
плясовая, жаркая!

Гляньте
налево — лавки с товаром!

Гляньте направо —
веселье даром!

 разбор картины  «Ярмарка»

Как изображает ярмарку
художник?

– Что хотел показать в
картинах художник?

– А какими
художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, радость,
восторг, праздничность?

-Что
мы видим на  картинках?

-Какое
время года изображено?

-Какие
художественные средства  применил художник, чтобы показать многоплановость и
многофигурность  в картинах?

(Закон
линейной перспективы: дальше – меньше, ближе — больше).

(
Закон воздушной перспективы: вдали  цвет — лёгкий, слабый, разбелённый ; вблизи
цвет — насыщенный, звучный, яркий)

-Какой
метод использовал  художник, чтобы показать многоплановость? (метод загораживания)

-Какое
настроение показано?

-Какими
художественными средствами художнику удалось передать праздничное настроение?
(цветом)

Обратите
внимание на одежду людей. Мы видим разнообразие узоров на одежде. А русская
изба, её окно – оно тоже нарядное. Художник показал на картине праздник?

А
еще
 благодаря
ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы,— игрушки  какие вы
знаете игрушки ( дымковская , богородская, филимоновская) .  Рассмотреть 
импровизированную выставку  товаров.

_«Хмельно, горласто,
празднично, пестро, красно кругом!» — писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На
ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда
впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского
человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую
ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть,
себя показать». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом
проведения традиционного досуга — местом гуляний, разнообразных представлений,
затей и увеселений.

как изображает
ярмарку поэт?   (слайд 25 )

Не
только скоморохи пели на ярмарке шуточные песни. В гулянии принимали участие
все, не было зрителей и актеров, поэтому везде, где раздавалась плясовая
музыка, сразу же слышались и задорные песни.

Петрушка
— душа скоморошья.   ( слайд 29)

Комедия
о Петрушке — кукольное представление, самое распространенное в России. Петрушка
— главный герой народного кукольного театра, главный герой ярмарочных
увеселений. Действительно, трудно представить без него русскую ярмарку. Такого
же мнения был и писатель Ф.М. Достоевский, записав об увиденном, что «это было
чуть ли не всего веселее на всем празднике».

Кроме
лошадей, на ярмарках показывали и других забавных животных

-Кого
мы здесь ещё видим?

(Слайды
30,31)

Да,
и медведь был полноправным актёром на праздниках.


Кем бы вы хотели быть на ярмарке?  (ответы ребят: продавцами, покупателями,
мастерами народных игрушек.)

Физминутка: 
Вы на ярмарку пришли, мы товары привезли

                        
Подходите, покупайте, Веселитесь от души! 

6.  Практическая работа :
создание панно«Осенняя ярмарки»

групповая работа в паре ,

фронтальная работа с классом : Сегодня на уроке
мы попробуем изобразить народный праздник-  ярмарку, гулянье.

Вы будете создавать панно «Ярмарка» с элементами аппликации.(коллаж)

разбор творческого задания ( учебник стр.42)

(слайд 33)

-Посмотрите еще раз на картины художника Б.Кустодиева
«Праздники в деревне»
, как вы думаете, с чего художник начинал работу над
этими картинами?

ответы:

1. сделал замысел

2. рисовал пейзаж

3.рисовал людей

Кто может назвать задачи, которые нам
необходимо решить? (ответы: изобразить сюжет ярмарки- пейзаж, деревня, показать
праздничное настроение, изобразить традиции праздника)

Что
должно быть в данной  композиции?

·          
Пейзаж (природа, поля, речка).

·          
Постройки ( избы).

·          
Лотки с товаром (на лотках игрушки, посуда)

·          
Люди (мужчины, женщины, скоморохи)

·          
Дополнительные предметы.


процессе рассуждения, приходим к выводу о том, что одежду на людях надо
рисовать старинную и для тех, кто забыл об элементах народного костюма,
вывешиваются таблицы)

(слайд
34)

Работа будет проходить в парах(класс  разделен
на пары). один из вас работает  над осенним пейзажем, задача другого состоит в
том, чтобы преобразовать шаблоны фигур в нарядно одетых в русские костюмы людей.
Вы определились с тем, кто в группе рисует пейзаж. Поднимите руки. Вам выдается
главный лист для работы. Ваша задача – написать  осенний пейзаж.  Какова
палитра осеннего пейзажа?

ответы: цвета- красный, желтый, оранжевый,
зеленый, коричневый

Это будет городской пейзаж?

– Cельский, потому – что люди раньше жили
в деревнях.

Практическая работа.
(Звучит русская народная музыка) :

 песня :Людмила
Николаева и ансамбль Русская Душа — Золотая Ярмарка

6.
Анализ работ

         итоги урока.    

Вывод
урока
:
Мы
побывали сегодня на русской ярмарке.


какой технике мы сделали работу? (коллаж)

-Как
назовём работу, которую сделали?

-Что,
по вашему мнению, не удалось?

-Что
вы считаете, получилось удачным?


что можно добавить в композицию?

Итог.


чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).

Что такое ярмарка? Ярмарка- это не только торг, но и большой
народный праздник.

В
том, как проводится праздник – и проявляется щедрость души русского народа.

Вопросы:

Для чего проводятся ярмарки?

Где организовывались ярмарки?

Кого увидим на ярмарке?

Как изобразим ярмарку? ( композиция, цветовые сочетания)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 15.10.20

База практики: Трубчевская СОШ №1

Класс:

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Народные праздники

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: пояснить роль праздника в народной жизни;

Деятельностная: создание коллективной изобразительной работы в смешанной технике (рисование, аппликация) отражающей специфику народных праздников на Руси

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать и расширить знания и представления учащихся о видах и традициях народных праздников на Руси
  2. Учить создавать коллективную тематическую композицию в смешанной технике (рисование, аппликация)

Воспитательные:

  1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. Воспитывать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, внимание, речь, образное восприятие, умение анализировать зрительный ряд.
  2. Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;
  3. Развивать умение задавать вопросы относительно тематического поля урока;
  4. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с образами мировой и отечественной художественной культурой.

Планируемые результаты:

Предметные: 

1.

Метапредметные

Регулятивные:

1. Принимать и сохранять учебную задачу;

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные:

  1. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  2. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные:

1. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой;

2. Формулировать собственное мнение и позицию;

3. Задавать вопросы.

Личностные: 

  1. Развивать эстетическую чуткость и восприятие художественных произведений;
  2. Формировать умение самостоятельного планирование учебной деятельности.

Оборудование: основа панно с изображением деревенской улицы, бумага, ножницы, клей, детали (фигурки людей)        
   

План урока:

  1. Этап мотивации – 1мин

1.1 Приветствие.

      1.2 Эмоциональный настрой.

      1.3 Проверка готовности.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия – 2 мин.
  2. Этап выявления места и причины затруднения – 3 мин.
  3. Этап построения проекта выхода из затруднения – 4 мин

4.1 Определение темы урока

4.2 Формулирование цели

  1. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 25 мин.

6.1 Вводный инструктаж

6.2 Самостоятельная работа учащихся

      Физминутка

6.3 Составление коллективного панно

      7.Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие.

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Робертовна. Сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я.

— Пожалуйста, садитесь.

1.2.Эмоциональный настрой.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

1.3. Проверка готовности

Ребята, все ли необходимое у вас лежит на столах? (цветная бумага, фломастеры ножницы, клей)

Приветствуют учителя.


Настраиваются на работу, слушают учителя

Проверяют все ли лежит на столах.

Самоанализ
самоконтроль
взаимоконтроль.

   Л1

   К2

Р2

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

— Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке? (рисовали женский портрет, богатыря)

— С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на прошлых уроках?

— Что важно передать в портрете? (выражение глаз, мимику и т.д.)

— На прошлом уроке вы также познакомились с внешним видом мужчины на Руси. (1 слайд)

— Праздничный это костюм или повседневный?

— А эти костюмы можно назвать праздничными? (2 слайд) 

Рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Самоконтроль

Презентация, беседа.

Л1;

К2;

Р1;2;

П1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Наш разговор не зря коснулся праздничных атрибутов в виде одежды, потому что сегодня вы будете не только вспоминать приметы праздника, но и изображать их на своих панно. Для большинства из нас праздник – это веселье и приятно проведённое время. Праздничный день связан с тем, что чаще всего в этот день люди надевают свои лучшие наряды, на стол ставят угощение, часто дарят друг другу подарки.

— Назовите ваши любимые праздники?

— А какие народные праздники вы знаете? (Праздник на Земле Бояна, праздник Ивана Купала, проводы зимы) – 3- 4слайд

— Самые древние праздники народные, или, как их ещё называют фольклорные. Чаще всего они связаны с изменениями в природе, с календарём, поэтому получили название «календарно-обрядовые праздники» Ведь в древности вся жизнь человека была связана с природными сезонными изменениями.

— Наступала весна – люди пахали пашню, сеяли семена. Тогда обращались к природе с просьбой побыстрее прогнать зиму и ускорить приход весны. Летом ухаживали за урожаем, и праздники тогда были специальные – просили солнышко получше греть, а дождик – пашню поливать. Самыми древними на Руси являются праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха и др. (5-6 слайд)

— Ребята, чем отличается праздничный день от будней?

— Что происходит в праздничные дни?

Воспринимают информацию, слушают внимательно учителя.

Самоконтроль.

Презентация.

Л1;2

П2

Р2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1.Определение темы урока.

-Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Может кто-то уже догадался, что мы будем сегодня делать? Как мы можем выразить на уроке изобразительного искусства своё отношение к народным праздникам?

— Сегодня я предлагаю поработать над созданием панно посвящённого народному празднику в смешанной технике. (изображение + аппликация)

Как вы думаете, что такое панно?

(произведение декоративного назначения, предназначенное для украшения участка стены или потолка.)

4.2.Формулирование цели.

— Чтобы уточнить цель сегодняшнего урока, посмотрите на иллюстрацию. (7 слайд)

-Это работа коллективная или индивидуальная?

-Что на ней выполнено в технике аппликации, а что нарисовано?

_ Действительно такую работу сложно выполнить индивидуально, поэтому я предлагаю работать в парах (по 4 человека)

— Пусть это будет общий для всех праздник – праздник урожая «Осенняя ярмарка»

(Педагог делит класс на подгруппы и уточняет, кто в каждой группе будет бригадиром)

Формулируют тему урока, цели, задачи.

Самоконтроль.

Л1;

К2;

Р1;2

П3

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1 Работа с учебником стр. 37

Словом, вам надо придумать такие детали, по которым было бы сразу видно: в деревне наступил праздник.

— Ребята, откройте учебник на стр. 37, рассмотрите фрагмент картины Б. Кустодиева «Сенокос».

— Чем заняты люди, изображённые на этой картине?

— Как одеты люди, которые заняты уборкой сена?

— А теперь, посмотрите на картину на стр. 40 «Праздник в деревне» и сравните одежду людей. Отличается ли повседневная одежда от праздничной?

—  Как вы думаете, что означает слово «ярмарка»? (большой торг, рынок, базар)

Чем на такой ярмарке будут торговать в первую очередь? (дарами осени – овощами и фруктами)

— Но, кроме торговли, на ярмарке обязательно устраивают развлечения, почти как во время празднования Масленицы. Это могут быть аттракционы – качели и карусели.

— Помимо овощей и фруктов, на ярмарках могут продавать воздушные шары и цветы, игрушки и сласти.

Воспринимают зрительный ряд, анализируют.

Самоконтроль, презентация.

Л1;

К2;

Р1;2

П3;1

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

6.1 Вводный инструктаж стр. 69

— Напомню последовательность коллективной работы над панно.

— Сначала вместе с бригадирами вы обсуждаете, какие детали необходимо выполнить каждому, чтобы создать совместное панно.

— Потом каждый из вас выбирает, какие детали он будет выполнять. Затем идёт индивидуальная работа – выполнение этих деталей каждым из вас отдельно.

— Наконец, совместно вы наклеиваете свои поделки на общее панно и дорисовываете карандашами или фломастерами нужные детали.

— Итак, какие элементы могут располагаться на панно? (фигурки нарядно одетых людей, осенние деревья, торговые ряды, качели др.)

Значит, всему этому можно найти место на ваших панно.

— Все элементы, которые выполнит микрогруппа, располагаем на основе – лист картона. А затем мы объединим ваши работы в одну композицию.

6.2 Сам. работа учащихся

-Бригадиры, прошу вас собрать бригады на первое совещание для того, чтобы выяснить общие моменты оформления панно – кто какую деталь будет выполнять. Далее каждый из вас начинает заниматься индивидуальной работой, выполняя свои детали.

— Определились? А теперь, давайте отдохнём.

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

— Садитесь. Приступайте к работе.

                  Целевые обходы учителя

-Контроль организации рабочего места.

-Контроль изобразительной грамотности выполнения приемов работы.

-Контроль за соблюдением правил культуры труда.

-Оказание инструктивной, дозированной помощи

учащимся, испытывающим затруднения.

6.3 Составление коллективного панно

Ребята, а теперь давайте объединим ваши работы.

— Бригадир каждой микрогруппы поочерёдно выходит к доске и прикрепляет проделанную работу на ватман.

Повторяют за учителем физминутку.

Каждый выбирает, какую деталь будет выполнять, объединяют работу в единое целое

Самоконтроль, физминутка, практическая работа.

К2;1.

П1;3

Р1;2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Какова тема нашего урока?

— Назовите виды работы которыми вы занимались сегодня на уроке? (аппликация, рисование)

— Какое произведение изобразительного искусства вы создавали?

— Что такое панно?

— Где его можно увидеть?

— Достигли ли мы цели?

— Урок окончен, уберите свои рабочие места.

Оценивают работу на уроке.

Самоанализ.

Презентация.

Л2;1.

К2;1.

П1

Цели и задачи:

  • закрепить и обобщить знания учащихся об
    особенностях русской народной культуры,
    национальных традициях, проявляющихся в
    конструкции и декоре жилища, одежды и предметов
    быта.
  • развивать творческую активность,
    художественный вкус;
  • развитие аналитических способностей учащихся;
  • развитие наглядно-образного мышления, памяти,
    воображения, творческих способностей учеников;
  • воспитывать любовь к Родине и народной
    культуре.

Оборудование и материалы: большой лист
картона, обклеенный детьми, зелёной бумагой,
клей, ножницы, заготовки изб, фигуры мужчин и
женщин в народных костюмах.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Предварительная работа на протяжении
четверти ученики на уроках ИЗО знакомились и
выполняли модели русской избы из бумаги, фигуры
девушек и парней в национальных костюмах
изготовленных из ткани.

Тип урока: Обобщающий, интегрированный.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

II. Содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Учитель. На протяжении многих веков
абсолютное большинство населения России
составляли крестьяне, жившие в деревнях.
Народный костюм — это бесценное неотъемлемое
достояние культуры народа, накопленное веками.
Одежда — одна из важнейших частей культуры.

2. Планирование работы

Сегодня мы обобщим все знания о русской избе, о
русском народном костюме, традициях и выполним
панно “Праздник в русской деревни”. Используя,
ваши заготовки вы будете выходить к доске
отвечать на вопрос и приклеивать на панно своё
изделие. Обращайте внимание на размер вашего
изделия, меньшего размера размещаем в верхней
части нашего панно – большого внизу. Дома
выстраиваем в улицу, людей в хоровод. Не забываем,
о заборчиках и о воротах, и деревьях.

3. Выполнение работы

1) Учитель: Как называлось жилье?

Ученики: Изба – слово звучало в древности
как “истьба”, “истопка”,жилище с печкой.

2) Учитель: Из чего строили жилье на Руси?

Ученики: Дерево служило основным
строительным материалом.

Заготавливали сосновые брёвна. Ошкуривали и
сушили. Брёвна скрепляли в венец. Венец на венец
вырастает сруб.

3) Учитель: Что делали дальше?

Ученики: Крыли сруб. Крыша это шапка избы.

4) Учитель: Назовите составные части крыши.

Ученики: конёк крыши – раньше называли
бревно – охлупень закрывала стык двух скатов
кровли. Завершалась это бревно головой коня,
отсюда и название конёк.

Конь – верный помощник в труде, и в бою, и в пути.

Лобовая доска – закрывает стык брёвен сруба
с досками крышей.
Причелины – резная доска закрывает торцы
скатов и заканчивается в низу
Полотенце – короткая резная доска.

5) Учитель: Окна это очи, свет в дома. Назовите
составные части окна.

Ученики: Окно – глаза на лице дома, поэтому
они должны быть красивыми.

Наличники закрывают щель между брёвнами и
рамой. Они самая украшенная часть избы.
Ставни от слова ставить, закрывали окна.
Ставни и наличники украшали резьбой. Узоры
служили не только украшением, они имели
символическое значение.

Защищая своё жилище от злых сил, изображали
знаки-оберёги; круга-солнца, волны – вода,
ломаная линия – земля. Образ птицы – это символ
добра, благополучия.

6) Учитель: Как располагались избы в деревне?

Ученики: Избы строили из дерева, отсюда и
слово “деревня”. Избы выстраивали фасадом,
то есть лицом, к дороге, и получилась “у – лица”.

Дети выходят к доске и приклеивают заготовки
изб, в это время звучит народная музыка.

7) Учитель: Деревня построена. Но нет жителей.

Жизнь человека всегда была глубоко связана с
природой родного края. Одежда каждой области
(губернии) России имела свои орнаменты,
излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Мы же
с вами остановимся на северных костюмах то, что
нам ближе.

Давайте вспомним, как одевались крестьяне на
Руси.

9) Учитель: Расскажите о женский народный
костюм.

Ученики: Русский женский костюм состоит из Рубаха
– Сорочка. Шили из лён, хлопок белого цвета. Сарафан-платье
без рукавов и на бретельках. Шили из лён, хлопок,
красили растительными красками.

“Красный сарафан” – означал красивый, новый. Душегрея
“епанечка
” – женская короткая одежда без
рукавов, отточенная мехом с застёжкой спереди. Телогрея
– женская верхняя одежда с рукавами и
отсутствием меховой отделки. Армяк, зипун
– крестьянская верхняя одежда из грубого,
толстого сукна в виде кафтана. Кокошники, ленты
головной убор для девочек. Сороки, платки
головной убор для женщин.

Дети выходят к доске и приклеивают фигурки
девушек в хоровод, в это время звучит народная
музыка.

10) Учитель: Расскажите о мужском крестьянском
костюме.

Ученики: Рубаха – шили из, лён, хлопок
белого цвета.

Символические украшения на рубахе.

Передцы – нагрудные узоры.
Вошвы – наплечные узоры.
Кушак – длинный пояс яркого цвета, сверху
рубахи.
Порты – штаны темного цвета. Заправляли в
сапоги.
Сапоги – шили из кожи.
Онучи – сукном обертывали снизу ноги и
привязывали лапти.
Лапти – плели из лыка.

Дети выходят к доске и приклеивают фигурки
парней, в это время звучит народная музыка.

11) Учитель: У каждого народа есть праздники.
Возникли праздники не случайно.

С древнейших времён, чувствуя себя частью
природы, люди жили с ней в едином ритме.
Праздником на Руси встречали весну и провожали
зиму, праздниками отмечали завершения работ. На
праздники крестьяне надевали не просто нарядные,
а традиционные праздничные костюмы. Народный
костюм выражает связь с природой, радость и
добро, и благополучия. Всё в жизни меняется, а
праздники остаются.

Какие вы знаете народные и календарные
праздники?

Ученики: Покров – первая встреча зимы.
Земля покрывается снегом.

Покрывать – значит охранять, беречь. Рождественский
– зимний новогодний праздник.

Масленица – встреча весны, проводы зимы.
Троица – летний праздник. Праздник берёзки.
Осенние ярмарки. Праздник урожая.

12) Учитель: Праздники сопровождались разными
действиями: играми, песнями, танцами, хороводами,
специальной вкусной едой. Хоровод водили девушки
вокруг берёзки, или вокруг костра с различными
песнями в сопровождении игры на гармони
балалайки, свистульками, колокольчиками.

13) Учитель: Хоровод девушки водят. А мальчики
играют на музыкальных инструментах или в
народные подвижные игры.

Какие вы знаете народные подвижные игры?

Ученики: Перетягивание каната, прыгалки,
охотники и утки,
Третий лишний, пустое место, петушиный бой,
ручеёк,
Палочка – выручалочка, жмурки с колокольчиком,
Тетёра, горелки.

Учитель: Давайте и мы с вами поиграем в игру
“Тетёра”.

III. Итог урока

Учитель: Наша страна Россия большая, и
природа на её территории сильно меняется: есть
могучие леса и бескрайние степи, горы и морские
берега.

Но для каждого человека милея, то место где он
родился и вырос. С веками воспитывалось в
человеке чувство бережного, осторожного
отношения к природе, к деревьям, ко всему, что его
окружает.

Ученик читает стихотворение “Наш край”.

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт,
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд.
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд-
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.

Фото 1

Фото 2

 «Народные праздники. Коллективное панно.»

,

Урок изобразительного искусства, 4 класс, УМК «Школа России»

Изобразительное искусство в 4 классе

по программе Б.М.Неменского

Тип урока: комбинированный

Цели урока: 

  • Познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями предков;

  • Творчеством Б. Кустодиева.

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки,  умение сравнивать и делать выбор,  давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Здоровьесберегающая:

 Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности

УУД

Личностные:  осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, эстетической оценке произведений художника Б.Кустодиева.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:  проявлять  активность для решения познавательных задач.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы росписи, разнообразные приемы работы,  создать узор на бумажных костюмах фигурок людей.

Зрительный  ряд:  репродукции картин художника Б.Кустодиева, иллюстрации с народными костюмами.

Литературный ряд: русский фольклор, И. Токматова “Ярмарка”

Оборудование:  для учителя: репродукции, методические таблицы, наброски людей в движении, таблицы для словарной работы;

                               для учащихся: большой лист бумаги, альбомный лист, акварель, гуашь, ножницы, клей-карандаш.

Названия праздников  (на доске): Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.

План:

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание

  3. Введение в тему

  4. Объяснение последовательности работы

  5. Самостоятельная работа

  6. Рефлексия

Ход урока:

  1. Организационный момент

К нам сюда скорее просим,

Подходить честной народ!

Фейерверки зажигайте,

Дружно праздники встречайте!

  1. Целеполагание

-Назовите тему урока?(…)

-Что такое праздник?(…)

-Как вы понимаете выражение «праздничное настроение»?(…)

-Какова цель нашего урока?(…)

  1. Введение в тему

-Какие праздники вы знаете и любите?(…) Эти праздники мы отмечаем в наши дни. А кто назовет праздники, справляемые вашими прабабушками и прадедушками?(…)

на доске: Покров, Рождество, Навруз, Масленица, Пасха, Сабантуй.

-Наша страна многонациональна. У каждого народа есть свои праздники.

Праздником народ считал важное событие в своей жизни, например: смена времен года, завершение полевых работ. Праздники раскрывают душу человека, его характер.

-Русский народ провожал зиму, встречал весну. Какой это праздник?(…)

[Масленица] – табл.

-Какая главная традиция этого праздника?(…) Сжигают чучело-символ зимы.

-Татарский народ отмечает завершение посевных работ праздником …(…)

[Сабантуй] – табл.

-Народные праздники были всегда веселые, наполненные песнями, танцами, хороводами, играми, ярмарками. [Ярмарка] – табл.

Ученик:

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут друзья.

-Что такое ярмарка?

В словареярмарка – ежегодный рынок, повторяющаяся распродажа товара.

-На праздники обычно люди одевали свои лучшие наряды. Рассмотрите народные костюмы.

Русские народные костюмы

Татарские народные костюмы

-Что общего в этих нарядах?(…)(Узоры)

-Как можно их по другому назвать?(…)(Орнамент)

[Орнамент] – табл. – Прочитаем по слогам, проговорим с ударением.

-Любой народный костюм украшается орнаментом. Орнамент является оберегом.

[Оберег] – табл. – Подумайте, какой здесь корень? Подберите однокоренные слова.

В словаре: Оберег – «защитник» — магический предмет, функцией которого является защита его обладателя.

-Орнаменты хозяйки вышивали для защиты от недобрых духов.

Офтальмопауза.

-Посмотрите на репродукции картин русского художника Б. Кустодиева

ярмарка

масленица

-Что вы видите здесь?(…)

-Как бы вы назвали эти картины?(…)Почему?(…)

-Художник назвал их «Масленица», «Ярмарка». Прикрепите названия под картинами. Что хотел показать в картинах художник?(…)

(веселье, радость, хорошее настроение)

-Какими художественными средствами ему удалось донести до зрителя: веселье, восторг, праздничность?(…)

(яркими красками, нарядами, веселыми лицами, движениями людей)

Ученик:

Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая
Плясовая, жаркая
Глянешь – налево 
Лавки с товаром.
Глянешь – направо 
Веселье – даром.

И. Токмачева

  1. Объяснение последовательности работы

-Вспомните, когда вы были в последний раз на народном празднике?(…)

-Какой это был праздник?(…) Что вы там видели?(…)

-Давайте нарисуем свою картину на тему «Наши праздники» на этом листе».

-Возможно ли коллективно создать сюжет по данной теме?(…)

-Как это сделать?(…)

-Работа будет коллективная. Выберете одного ученика – он будет рисовать пейзаж.

-А что же будут делать остальные?(…)

(Рисовать фигуры людей, вырезать, наклеивать)

-Ваша задача – нарисовать людей для нашей картины, придавая им движение, улыбку. Фигуры людей мы уже рисовали, если подзабыли, то нам поможет игра и наброски.

Физкультминутка.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Танцующая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Поющая фигура замри!

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Фигура борца замри!

— Какие позы вам больше всего понравились, нарисуйте их. Людей одевайте в народные костюмы

  1. Самостоятельная работа

Памятка:

  1. Нарисовать человека в движении.

  2. Оформить костюм орнаментом.

  3. Вырезать фигуру.

  4. Наклеить на картинку.

Индивидуальная помощь учителя.

  1. Рефлексия

-Что вы нарисовали?(…)(Праздник)

-Какое настроение вызывает праздник?(…)(Радость)

-Какое у вас настроение?(…)

-Как вы себя чувствовали на уроке?(…)

-Оцените свою работу через «смайлы», выберете свое настроение и приклейте в углу картины.

-Молодцы! Спасибо за урок!


1


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Народные праздники 4 класс Урок 7 Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 33 г.Симферополь


2


Народные праздники Цели: пояснить роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников; провести эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки коллективной творческой работы; познакомь с терминами «скученность», «акцент». Вид деятельности: работа в смешанной технике: рисование, бумажная аппликация. Создание коллективной работы.


3


Повторение пройденного материала Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке (Шитьем праздничного народного женского костюма) Какие детали народного женского костюма вы знаете? Нa каком портрете вы изучали детали женского праздничною крестьянского костюма? По каким признакам можно отличить праздничный костюм от повседневного? Какие вы знаете приметы праздника? По каким признакам можно догадаться, что сегодня праздник? Автор портрета Иван Аргунов


4


Повседневная одежда


5


Государственные праздники Наш разговор не зря коснулся праздничных примет, потому что сегодня вы будете не только вспоминать приметы праздника. Но и изображать их на своих панно. Для большинства из нас праздник это веселье и приятно проведенное время. Праздничный день связан с тем, что чаще всего в этот день люди не работают, отдыхают. Настоящий праздник отличают своя атмосфера, особая полнота и глубина переживаний, поэтому он отличается от остальных дней еще тем, что люди надевают свои лучшие наряды, на стол ставят угощение, часто дарят друг другу подарки.


6



7


Народные праздники


8



9



10



11


Повторение материала Какое панно вы уже изготавливали на одном из прошлых уроков? Что было изображено на этом панно? Это работа была коллективная или индивидуальная? Что значит коллективная работа?


12


Беседа по теме Вы работали бригадами, по нескольку человек. Ведь так раб тать намного легче, и вы за урок создали большое панно, на ко- тором было сразу несколько разных изображений, получилась целая деревенская улица. Сегодня вы продолжите работу над этим панно, вы их украсите, сделаете ярче и наряднее. Словом, надо придумать такие детали, по которым было бы сразу видно в деревне наступил праздник. Пусть это будет общий для всех вас праздник урожая, «Осенняя ярмарка».


13


Беседа по учебнику Борис Кустодиев Праздник в деревне. Сенокос


14


Задание для самостоятельной работы Как и при работе над панно «Деревенская улица», вы будете работать над панно «Осенняя ярмарка» коллективно, по бригадам. Что означает слово «ярмарка»? (Большой торг, рынок, базар.) Что означает название «Осенняя ярмарка»? Чем на такой помарке будут торговать в первую очередь? Наверное, дарами осени овощами и фруктами. Но, кроме торговли, на ярмарке обязательно устраивают развлечения.


15


Рефлексия Назовите виды работы, которыми вы занимались сегодня на уроке. (Аппликация, рисование.) Какие принадлежности вам понадобились? Какое произведение изобразительного искусства вы создавали? Что такое панно? — Где его можно увидеть? Какое панно вы делали на предыдущих уроках? Как называется панно, которое вы делали сегодня? Как называется тема сегодняшнего урока? С помощью каких деталей на картине можно передать ощущение крестьянского праздника? Картины какого художника передают моменты русских национальных праздников? Какие детали одежды отличают на картинах Б. Кустодиева крестьян, которые занимаются работой, от людей в праздничный день? Какие детали вы использовали для создания панно?


16


Творческий момент сочинение синквейна на тему «Ярмарка»


17


Урок по
изобразительному искусству в 4  классе

Тема урока:
«Народные праздники»

Цели
и задачи урока:

1.
Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках
изобразительного искусства.

2.  Дать
представление о народном празднике – ярмарке. Познакомить с творчеством
художника Б.М. Кустодиева.

3.  Осуществлять
межпредметные связи

4.  Развивать
творческое воображение и умение работать коллективно.

5. 
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Формирование
УУД:

Предметные: Знание несколько произведений на
темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных
праздников. Овладение элементарными  основами композиции.

Умение
использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.

Метапредметные: Участвовать в совместной творческой
деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов.
Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного
результата.

Личностные: Формирование навыков коллективной
деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству
русского народа.

Материалы: ватман, карандаш,
листы бумаги, гуашь, акварель, кисти, клей.

Инструменты: ножницы.

Зрительный
ряд
:
Презентация, Репродукции: Б.М.Кустодиев — «На ярмарке», «Ярмарка»; И.Аргунов
— «Портрет неизвестной в русском костюме»; кроссворд

Музыкальный
ряд
:
Музыка «Коробейники», музыка русских народных частушек.

Ход урока

1.Орг.момент.

Взаимное
приветствие. Проверка отсутствующих.

Строки
зовущие к трудолюбию, радости жизни, творчеству.

Пусть
они станут и вашим девизом:

Не
можешь – узнай,

Не
знаешь – узнай,

Не
бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Свершай,

Достигай,

Чтоб
жизнь твоя стала песней.

2.
Сообщение темы урока.

По
прошлому уроку мы знаем, что русский человек всегда славился умением трудиться.
Весной, летом и осенью он трудился на полях и огородах.


вот зимними вечерами, что делали русские люди?

Они
создавали замечательные русские игрушки, посуду, мебель.

Одним
словом, они старались украсить свой дом. Это и вышитые скатерти, полотенца,
замечательные кружевные салфетки, шторы, и конечно же одежда. Русский человек
всегда славился трудолюбием, талантами. Многое умел делать своими руками: дом
построить, хлеб вырастить, сделать всё, что нужно в хозяйстве.

Но ведь русский человек не только любил
трудиться, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

Чем
обычно заканчивается уборочная пора?

Праздником,
гуляниями.

Праздники
есть у каждого народа.

Возникли
праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии с природой.
Праздником на Руси встречали весну, провожали зиму. Праздником отмечали
завершения работ.

Тема
нашего урока « Народные праздники».

Народные
праздники, их много. Если мы сейчас отгадаем кроссворд , повторив материал
прошлых уроков, то узнаем что было немаловажным на праздниках.

Кроссворд:

1.    Как
называется на Руси маленькое поселение без храма?  (деревня)

2.    Продолжите
определение жанра: «Пейзаж – это изображение …? (природы)

3.    Картина
Васнецова поможет отгадать некоторые слова: головной убор  русского воина?
(шлем)

4.   Железная
рубаха воина? (кольчуга)

5.  
Как называется картина Васнецова? (богатыри) 

6.   А
работа художника  Аргунова поможет определить, как называется женский
головной убор? (кокошник)

7.  
Русская женская одежда, род платья без рукавов? (сарафан)

1

д

е

р

е

в

н

я

2

п

р

и

р

о

д

а

3

ш

л

е

м

4

к

о

л

ь

ч

у

г

а

5

б

о

г

а

т

ы

р

и

6

к

о

к

о

ш

н

и

к

7

с

а

р

а

ф

а

н

И
что же  было немаловажным на праздниках?

 Да,
это ярмарка.

Что
же такое ярмарка?

Ярмарка
– массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

 Ярмарка 
— это тоже праздник.


как вы думаете, люди ждали этот праздник?


для чего?

Товар
продать, товар купить, балаганные представления посмотреть.

 А
детвора  ждала с ярмарки  —  гостинец.

3.Изучение
нового материала
 

Давайте
посмотрим русскую ярмарку, изображённую Б.М. Кустодиевым.

 Красочная,
весёлая ярмарка.

-Какими
мы видим людей?

Нарядными,
торжественными. Пришли себя показать и  на других посмотреть. Здесь
устраивались гулянья, хороводы, карусели, пляска, потешные балаганчики,
торговцы расхваливали свой товар. 

 Откройте,
пожалуйста, учебник на стр. 38-39.

-Что
вы видите на  картинках?

Художник
показал на картине праздник?

А
кто автор данных произведений?

Борис
Михайлович Кустодиев написал много жанровых картин под названием: «Ярмарки»;
«Праздники»…

-Как
вы думаете, почему? Герои произведений Кустодиева – масса, праздничная толпа,
живущая и действующая на улицах и площадях.

Он
использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские
игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена
руками народных умельцев. Все детали: ярмарочные шатры, посуда, украшения,
праздничные наряды персонажей выписаны подробно и достоверно. Вещи и персонажи
узнаваемы. 

4.
Физкультминутка
(презентация)

Сегодня
на уроке мы попробуем изобразить народный праздник, ярмарку, гулянье.

-Что
должно быть в данной  композиции?

· Пейзаж
(природа, поля, речка).    Постройки ( избы). Лотки с
товаром (на лотках игрушки, посуда)  Люди (мужчины, женщины,
скоморохи)     

 Работа
будет у нас коллективной. Сделаем одну общую работу.

  Распределимся
на группы:

3
ученика работают на ватмане (большом формате) создают фон.

2
ученика (парой) — создают лоток с посудой и игрушками.

2
ученика (парой) — создают лоток с товаром и платками.

Все
остальные работают индивидуально. Вам нужно изобразить  человека в русском
народном костюме, в движении, в плясках. Работу выполняем гуашью, акварелью.
Затем вырезаем ножницами.

-Кто
скажет правила безопасности работы с ножницами? (передавать кольцами вперёд, не
играть с ножницами, использовать по назначению)

Затем,
кто работу выполнит, приносит её к нашим главным художникам. И они вместе,
приклеивают её на ватман, правильно, разместив.

5.
Практическая работа
. (Звучит русская народная музыка : «Коробейники»;
музыка русских народных частушек .)

6.
Анализ работы.

 -В
какой технике мы сделали работу? (коллаж)

-Как
назовём работу, которую сделали коллективно?

-Что,
по вашему мнению, не удалось?

-Что
вы считаете, получилось удачным?


что можно добавить в композицию?

7.
Итог.


чём мы сегодня узнали? ( о народном празднике, о русском художнике).

Ярмарка-
это не только торг, но и большой народный праздник.

В
том, как проводится праздник — в обрядах в поведении людей, в их одеждах,
песнях и плясках и проявляется щедрость души русского народа. 

8.Оценки
за урок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники смоленской области
  • Народные праздники ярославля
  • Народные праздники синонимы
  • Народные праздники японии
  • Народные праздники сибири