Народные праздники телеутов

Еженедельная литературно-публицистическая газета
№ 2017 / 22, 16.06.2017

Давным-давно на горе Аарча, что в переводе означает «можжевеловая», размещалось стойбище Хозяина горных вершин – Духа Алтая. Здесь он жил со своей семьёй: женой – Богиней Природы Умай – и детьми: шестью дочерями и двумя сыновьями. Крепкая и дружная это была семья. Но прознал однажды Злой дух Земли Дьер-Дютпа, что не простые дети растут у Духа Алтая: когда они повзрослеют, уничтожат его, а их дети и дети их детей положат конец всему чёрному, плохому и злому на свете. Заволновался Дьер-Дютпа и решил убить детей Духа Алтая. Но мудрый Хозяин горных вершин укрыл души своих чад в камнях. Старших дочерей превратил в каменные изваяния и поставил на запад от себя на расстоянии своей левой руки. Любимых сыновей спрятал в памятниках, которые ставят в святилищах, на могилах умерших, ведь никто не имеет права их разрушать, даже Злой Дух. Двух же младших дочерей спасла Умай, жена Хозяина Алтая. Более 100 народностей Сибири ведут свой род от спасённых детей Хозяина Гор, но самыми известными являются те, что рождены были от первых четырёх сестёр. Теле-уут (в переводе – «основание») – первая в этом ряду. От неё и пошёл народ телеуты…

В Кузбассе на сегодняшний день, по данным переписи населения 2010 года, проживают порядка 2,5 тысячи телеутов, представляющих коренные этносы Земли Кузнецкой. Это один из самых малочисленных народов юга Западной Сибири.

Географически их поселения располагаются в населённых пунктах и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов Кемеровской области, таких как: Беково (Кресту), Челухоево (Ары Байат), Верховская (Сас), Шанда (Шаанды), Новобачаты (Таш КÖмир), Черта, Большой Улус. Телеуты продолжают жить и в черте городов Белово и Новокузнецка, а также в санитарной зоне Запсиба – в посёлке Телеут (Том).

По сей день этот удивительный и талантливый народ сберегает часть своих уникальных традиций, в числе которых – проведение общенациональных коллективных праздников.

8 9 1 Chadyr

Чадыр – летнее традиционное жилище телеутов – коническая юрта, расположенная в селе Беково

(телеутское название – Кресту) Беловского района Кемеровской области.

Экспонат музея «Чолкой»

Живущие родо-племенными отношениями, телеуты до сих пор считают праздник одной из самых органичных форм самовыражения. Их национальное сознание, издревле устремлённое к коллективным обрядовым действиям, воспринимает его как эффективный способ сохранения народных традиций и ритуалов. Празднества не только собирают вместе представителей этого небольшого, географически разбросанного этноса, но и, как много веков назад, раскрывают грани телеутского характера, своеобразие мышления и мировосприятия народа, особенности его культуры. Во время коллективного торжества телеуты испытывают радость возвращения к своим истокам, получают редкую возможность поговорить на родном языке, насладиться самобытностью танцев, звучанием этнических мелодий.

В Кемеровской области сегодня разработаны специальные программы поддержки для малых коренных народностей, регулярно проводятся массовые культурно-образовательные мероприятия и спортивные праздники. Это помогает телеутам сохранять свой язык, обычаи, обряды, национальные виды спорта, а также возрождать почти утраченные традиции.

Национальный телеутский праздник был и остаётся частью духовного наследия малой народности, её сложных верований, сочетающих в себе древний родовой менталитет, шаманизм, бурханизм и православие. Например, старинный языческий обычай осеннего забоя скота и коллективных праздничных угощений по этому случаю сохранялся у телеутов вплоть до середины ХХ века. При этом с конца XIX века в их общественный быт прочно вошли христианские праздники.

В настоящее время языческие, православные и светские элементы празднеств оформились в единое целое, и, как правило, разные знаменательные события отмечаются телеутами теперь в один день, как единое общественное торжество.

Условно все телеутские праздники можно представить в виде нескольких групп. По бытованию в национальной среде их можно разделить на утраченные и сохранившиеся (восстанавливаемые). По вероисповеданию – на православные («Ильин день», «Святой Никола», «Масленица») и древне-родовые языческие. По присутствию в празднествах национального компонента можно выделить собственно телеутские («Табыр», «Тутмаш байрам», «Пардакай», «Сомо», «Пайрам», «Пельменек») и заимствованные, перенятые у других народов (Международный день коренных народов мира, День военно-морского флота, Спартакиада по национальным видам спорта, Фестиваль национальных культур, Конкурс красоты и другие).

Расскажем о некоторых телеутских праздниках.

Сомо

Вся обрядовая ритуальная часть многих телеутских народных торжеств зародилась задолго до христианства, в период язычества. Шаманисты отмечали в течение года три праздника: вешний, летний и осенний. Вешний – новогодний праздник, когда коренные народы просят у богов благополучия на весь год и приносят в жертву первую траву, первое молоко, первенцев скота.

8 9 4 Shaman

Шаман и телеутки в праздничных национальных одеждах

Исследователь культуры телеутского народа Д.В. Кацюба утверждает, что у телеутов от шаманизма наиболее сохранился весенний праздник «Сомо», носивший некогда массовый характер и, вероятно, претерпевший влияние христианства. Об этом свидетельствует тот факт, что время его проведения совпадает с православной Троицей. Некоторые элементы «Сомо», в частности – украшение родовой берёзы, можно увидеть сегодня в других праздниках телеутов – «Девятая пятница после Пасхи» и «Теле-Каан». Но в чистом виде «Сомо» как коллективный праздник в настоящее время утрачен.

Известно, что в весенний праздник «Сомо» телеуты одевались в нарядную одежду, собирались на поляне у берёзовых колок возле кама (шамана), который молился и по ходу молитвы в разные стороны брызгал молоком, абырткой (алкогольным напитком, брагой) и раскидывал курмач – телеутское национальное блюдо быстрого приготовления, представляющее собой толчёную в ступе и жареную пшеницу с молоком. После этого кам ел и пил сам и угощал присутствующих. Напоследок бросал молочную чашку прочь. Если она падала стоймя, то считалось, что жертва богам оказалась угодной, а если опрокидывалась вверх дном – неугодной. Праздник заканчивался распитием остальной абыртки и молока.

Своё название – «Сомо» – праздник получил по наименованию берёзок – покровителей семейного очага. Во время коллективного торжества каждая семья в укромном месте своего двора ставила берёзки. Для этой цели забивали два столбика, к ним привязывали молодые, с зелёными листьями деревца двух-трёхметровой высоты. Эти берёзки и называют «сомо». Ставили их с восточной стороны дома. Затем берёзки освящал шаман, но сейчас эта традиция ушла в прошлое. Когда в телеутской семье женился и отделялся от родителей сын, то возле его дома также ставили берёзки. Количество берёзок в сомо зависит от того, камлали или нет божеству. Если камлали один раз, то добавляли одну берёзку, если два раза – то две.

8 9 6 Tele Kaan lentochki

Участники праздника «Теле-Каан» повязывают ленточки на сомо

На каждую берёзку, по традиции, привязывают белую и красную тряпочку в виде ленточки. В туесок насыпают поджаренный ячмень или пшеницу, отруби, муку и сверху завязывают. Это пища для злых духов. Когда кто-нибудь в семье заболевает или что-то не ладится в быту, хозяйка дома до восхода солнца или после его захода, должна сбрызнуть сомо парным молоком. Очень важно, чтобы это молоко до этого никто не пил. Если такой ритуал не помогает, то следует брызгать на сомо аракой, водкой или вином. Это уж действует безотказно!

Каждая берёзка посвящалась определённому божеству. Первая – Эй хану, вторая – Мурдук хану, третья – Темир хану (железному), четвёртая – Эркен хану, пятая – Парчи хану – самому высокому богу, находившемуся на пятнадцатом слое, где и Ульгень. Шестая берёзка была вдовья. Эта последняя берёзка всегда была расположена на небольшом расстоянии от остальных. Она ставилась тогда, когда в семье появлялся представитель другого рода, чаще всего – невестка. Синяя ленточка на этой берёзке и означала, что в семье есть человек из другой династии. К вдовьей берёзке для задабривания злых духов всегда привязан туесок с пищей. Невестке следовало окружить эту берёзку повышенной заботой, потому что судьба вдовы никого не радует…

Для телеутов сомо – практически то же самое, что для православных людей – иконы. Только сомо подлежат периодической замене: старые берёзки сжигают или сплавляют по реке, а на их место ставят новые. Осуществлять эту ежегодную замену могли только мужчины.

Сомо имеется у большинства телеутских семей и в наше время, но многие жители чаще всего уже не знают, что это такое, и соблюдают красивый обряд по традиции, не вникая в его историю.

Тутмаш байрам

Телеутский праздник «Тутмаш байрам» посвящён наступлению весны, пробуждению природы. Он называется так в честь национального блюда, приготовляемого из конины с тестом и залитого «шурпой» – бульоном, в котором варилось мясо. В этот день гостеприимно открыты двери во всех домах, и на каждом столе – главное угощение: сваренный по старинным национальным рецептам суп.

Если вы задумаете приготовить национальное телеутское блюдо «тутмаш», то сделать это не так уж и сложно. Отварите отдельно конину, ливер и лепёшки из пельменного теста. Остудите всё и мелко нарежьте. Добавьте нарезанный, тоже мелко, репчатый лук, поперчите и залейте мясным бульоном! Приятного вам аппетита и праздничного настроения!

Праздник «Тутмаш байрам» проводят в сельских домах культуры на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Как правило, сюда съезжаются гости: радость пробуждения природы разделяют с тюркским народом представители всех национальностей, проживающих в Кузбассе.

По традиции, в начале праздника князь с шаманом приносят главному всевышнему богу – Ульгеню – просьбы и дары. Просят, чтобы лето было хорошее, сенокос – обильным, стада откармливались на сочных лугах, а в семьях царили мир и благополучие.

«Тутмаш байрам» – повод для молодёжи посостязаться в силе и ловкости, поиграть в национальные игры. Те же, кто постарше, отдают предпочтение песням.

Похожим на «Тутмаш байрам» телеутским национальным праздником пробуждения природы, воспевания родного края является «Табыр». В старину в «Табыр» телеуты поднимались на определённое возвышенное место, которое считалось священным, в окрестностях селения. С помощью шамана они совершали жертвоприношение богам в виде белого барана или коня.

В одном древнем телеутском предании сказано, что первым шаманом или, как ещё говорили в народе, камом, была женщина. Однажды Богдо-хан приказал стрелять в неё, чтобы проверить, насколько сильны её магические способности. Женщина-кам не только осталась жива и здорова, но даже стала камлать сильнее прежнего. А когда у неё родился ребёнок, от него и пошли все последующие телеутские камы…

Пардакай

Летний областной национальный телеутский праздник «Окончание посевной на новую луну» называется «Пардакай». По традиции, ежегодно в начале июня на берегу беловской речки Бачаты его организует управление культуры и кино администрации города Белово при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области и Кемеровской региональной общественной организации «Ассоциация телеутского народа».

В старину «Пардакай» отмечался как съезжий праздник деревни Телеут, расположенной в черте города Белово. Сегодня для участия в нём в этот микрорайон приглашаются представители телеутского этноса из Новокузнецка и Белово, а также из посёлков и деревень Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. В состав делегаций входят творческие фольклорные коллективы, сборные команды спортсменов, активисты и члены общественных национальных объединений – всего более 250 человек. И немудрено: «Пардакай» – торжество особенное. Хоть и телеутское, но объединяющее самые разные национальности, проживающие в Кузбассе. Поэтому на «Пардакае», кроме телеутской речи звучит русская, татарская, армянская. Это придаёт особый колорит празднику, шагнувшему в день сегодняшний из глубокой старины.

Согласно древней традиции «Пардакай» начинается с обряда. Его участники вкушают напиток из чаши, которую держит в руках шаман, тем самым получая благословение духов на проведение праздника. Есть и ещё одна незыблемая традиция. Именно на Пардакай обновляется и освящается хранящийся в каждой телеутской семье сондор (оберег – берёзка). Повязать на неё, священное для телеутов дерево, ленточку в день Пардакая – значит защитить себя от всех бед и несчастий.

Цели организаторов праздничного действа многогранны: возрождение традиций и обычаев телеутского народа, сохранение национальных видов спорта, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание молодёжи. Именно поэтому во время «Пардакая» проходят спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы, выставки. Наряду с широко известными состязаниями по футболу и волейболу между командами молодёжи и ветеранами, поднятием гири и беговой эстафетой в спортивную часть праздника включают игры и состязания по телеутским видам спорта: борьба куреш, стрельба из лука, «тебек», перетягивание палки, кидание камня.

Молодёжь играет в национальную игру «оионок». Она начинается с распределения роли водящего и игроков. Водящий садится в центр круга с завязанными глазами, а игроки по очереди задевают его. Смысл этой игры заключается в том, что водящий должен узнать человека, который его задел.

Этнический праздник невозможно представить без конкурсов. Жюри выявляет лучших в декоративно-прикладном творчестве, оформлении юрты, приготовлении национальных блюд («Табак курсагы»), плетении кос («Тяраш кыс»), инсценировке старинных преданий, исполнении песен на национальном языке о родном крае («Тулган мен терим»).

8 9 16 Teleuty s garmoshkoy

Представители телеутов среди участников Фестиваля национальных культур

в селе Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской области. 2012 год

…Искренние улыбки, звуки бубна, таинственное звучание древних легенд, пение национальных песен, котёл с ароматным мясом над костром, воздушные шары и парящие в небе разноцветные змеи – это и есть «Пардакай»!

Праздничное настроение создают танцевальные и концертные номера художественной самодеятельности, инсценировки национальных сказок, преданий и обрядов. Участниками концертной программы становятся творческие силы клуба «Телеут»: образцовый хореографический коллектив «Кунучек», группы «Весёлые нотки», «Аяс», «Пацаны». С удовольствием присоединяются к шоу и гости праздника – вокальная группа «Рябинушка» из села Беково и ансамбль «Телекей» из деревни Шанда.

По результатам конкурсов и спортивных состязаний всем победителям вручаются специальные дипломы, подарки, переходящие кубки и денежные премии. Но это не главное. По словам старожилов, предназначение этого поистине семейного торжества в том, чтобы коренные народы смогли встретиться друг с другом и передать культурные традиции своим детям.

Теле-Каан

«Теле-Каан» – областной телеутский национальный праздник единства. Он достаточно молод по сравнению с другими праздниками. Отмечается в начале июля в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области.

Впервые «Теле-Каан» состоялся 12 июля 2014 года и был посвящён завершению второго Международного десятилетия коренных народов мира.

8 9 8Teleuty Zhenschina s reb

Семьи телеутов на областном национальном празднике «Теле-Каан»

Коллективное торжество открыл традиционный обряд поклонения огню: старейшина деревни кропила огонь и всех собравшихся молоком, а затем присутствующие троекратно обошли по кругу ритуальный костёр.

Очень зрелищны спортивные состязания по национальным видам спорта телеутского народа. Некоторые из этих коллективных телеутских игр находятся на грани утраты, поэтому так важно, особенно – для молодого поколения, восстанавливать, фиксировать и закреплять не только на бумаге, но и на практике, во время всенародного праздника, богатые традиции и обычаи предков.

В этом смысле обращает на себя внимание национальная телеутская игра «тебек». Название ей было дано по главному игровому атрибуту: «тебек» – это круглый обрезок длинноворсового меха диаметром около 8 см с прикреплённым к нему кусочком свинца. Лоскуток меха отрезался от овчинной или другой шкурки, обладающей длинным ворсом; свинец крепился в его центр. Получалось нечто похожее на воланчик для игры в бадминтон: при подбрасывании ногой длинный ворс придавал «тебек» свойство парить в воздухе. Нынешнее поколение телеутов заменяет мех натуральной кожей, а свинец – мелкими камешками или песком. Поэтому «тебек» сегодня – это специальный мешочек, наполненный разными по размеру частицами твёрдых и плотных горных пород.

Но если время внесло изменения в главный атрибут игры «тебек», то её правила остались неизменны: каждый игрок по очереди набивает внутренней поверхностью стопы «тебек», считая удары – очки. Если «тебек» падает на землю, в игру вступает следующий игрок и т. д. Победителем считается тот, кто больше всех набил ударов и заработал максимальное количество очков.

По подсчётам, более 500 человек стали участниками первого «Теле-Каана».

Пайрам

Национальный телеутский праздник «Пайрам» отмечается в июле в деревне Шанда Гурьевского района Кемеровской области при поддержке департамента культуры и национальной политики.

Уже много лет гостеприимная шандинская земля встречает своих гостей на летнем празднике «Пайрам» у священной горы Тялбак-туу, чем продолжает традиции, заложенные предками телеутского народа.

В «Пайрам» включены конкурсы национальных блюд, танца, частушек, а также спортивные состязания.

В праздничном концерте, завершающемся ярким праздничным салютом, принимают участие творческие народные ансамбли Гурьевского и Беловского района: «Телекей», «Айас», «Кунучек», «Солоны» и «Рябинушки».

 8 9 15 Teleutki v Prazdnichnyh

Телеутки в праздничных национальных костюмах

День Томи

В последний день июля отмечают языческий праздник тюльберов и телеутов – День Томи.

История его уходит далеко вглубь столетий, когда на широких просторах Кузнецкого края находились поселения тюльберов, калмыков, телеутов. В то время в жизни коренных народов, особенно – занимающихся хлебопашеством, огромную роль играла природа. Река Томь считалась кормилицей народа, поэтому ей поклонялись, ей приносили жертвы. Было важно, чтобы по весне она не выходила из берегов, а летом была полноводной и богатой рыбой. Именно поэтому специально для реки-кормилицы в конце июля устраивали праздник. Точную дату его проведения установить, к сожалению, не удалось.

В наше время традиции коренных народов возрождаются, и важную роль в этом играют культурные учреждения. Так, в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок» Кемеровского района устраивают телеутский праздник – День Томи.

По словам научного сотрудника этого учреждения Владислава Терентьева, «проведение языческих праздников и в наши дни важно. Поскольку главная функция экомузея – связать прошлое с настоящим и транслировать это в будущее».

Сегодня языческий праздник День Томи отмечают вместе со светским – Днём Военно-морского флота. Торжества начинаются с традиционного костюмированного представления и поднятия морского флага. Шаман с бубном исполняет ритуальный танец вокруг костра, а тюльберский князь бороздит реку на фрегате «Ермак».

Во время Дня Томи поют обрядовые песни, танцуют на берегу, катаются по реке на лодках и катерах, участвуют в состязаниях по ловле рыбы, «задабривают» реку, разбрасывая в воде кусочки хлеба.

Завершает народные гулянья выступление ансамблей танца, с удовольствием демонстрирующих своё мастерство. Частые гости праздника – ансамбль «Казачья тройка» и национальный татарский танцевальный коллектив «Дуслык».

* * *

Слово «тёль», от которого происходит название народности «телеуты», в переводе означает «семя». Оно словно через века доносит мысль о том, что для этого народа огромное значение имела семья, род, предки, коллективное действо, «хоровое» сознание. А национальные праздники как ничто другое помогают телеутам возвратиться к своему «семени», почувствовать своё национальное «я» и передать традиции потомкам.

Елена ТРУХАН

г. НОВОКУЗНЕЦК

Ирина Потапова-Каргина.

Зима настала

Перевод автора

По календарю зима начинается первого декабря. А в природе — в разное время. В этом году она пришла неожиданно рано: белым снегом покрылась земля, присмирела наша речка Бачатка, мороз будто прикрыл её зеркальным стеклом. Уже в ноябре трещали сильные морозы — целую неделю. Наступил декабрь, впереди еще январь и февраль. Январь — середина зимы, февраль — с буранами и метелями.

В древности телеуты отмечали Новый год — Жыл Пажы — в день весеннего равноденствия. Пекли круглые, как солнце, калачи и пироги с разной начинкой. Пели обрядовые песни, просили у природы благоденствия. А сейчас они, как и все россияне, отмечают Новый год зимой, украшают елку и загадывают желания.

Декабрьские дни короткие и холодные. Некогда было веселиться телеуту-крестьянину: работал он в колхозе, на производстве, дома по хозяйству, готовился к праздникам. Ночи зимой длинные — есть время подумать: об уходящем годе и наступающем.

Январь же приходит с праздниками: и Новый год, и Рождество Христово, и Крещение Господне.

Особенно почитаемым праздником является Рождество Христово (7 января). В праздновании Рождества — Колодо — есть у телеутов свои обычаи и традиции. К празднику готовились от мала до велика. В сочельник (6 января) пекли курники, калачи, пироги, хворост. Многие православные шли на службу в храм на всю ночь. 7 января ходили в гости друг к другу: с утра мужчины (в великий праздник всех первым должен поздравить мужчина, чтобы год был удачным), ближе к обеду — женщины, а под вечер — мальчики. Мальчишки ходили по дворам и пели «урэй» под окном, прославляли хозяев дома, а хозяева выносили им хлеб с репой, одаривали поющих. К сожалению, этот обычай исчез к шестидесятым годам XX века.

Вечером — гулянье с гармошкой — вечёрки. В деревне Верховская вечёрки проходили в Красном уголке — раскомандировке бригады колхоза. На вечёрки приезжала молодежь со всех телеутских деревень, доставали из сундуков красивые платки и платья. Одевались понаряднее: женщины надевали крытые дорогой тканью шубы, отороченные мехом выдры, мужчины — шубы дубленые. На вечёрках было весело: все пели, плясали, играли на гармошке и шутили. В то время нотной грамоте никто не учился, но среди телеутов было много талантливых парней и девушек. Каждый умел плясать, отбивать дроби.

Был такой обычай — Чертектер. Эта удивительная традиция продолжается и сегодня. Наряжались в национальные платья, на голову накидывали большие платки, и плясали попарно с закрытым лицом. Ряженых так и называли — Чертектер. Студенты-телеуты спешили приехать домой на праздник и успеть нарядиться к Чертектеру, чтобы никто не смог их узнать. Колодо продолжалось целую неделю — с 7 по 14 января.

Другим большим праздником в январе является Крещение Господне — 19 января. У телеутов этот праздник называется Мылтыкту («С ружьем»). В сочельник с утра шла подготовка к празднику — делали деревянные кресты из березы. Эти кресты носили на реку и спускали в прорубь, раскладывали по четырём углам огорода, прикрепляли на постройки, клали в сенях на хранящуюся снедь со словами: «Старый год прошел, наступил Новый год! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!» С такими же словами рисовали кресты мелом над окнами дома и над входной дверью. После обеда начинали стряпать пельмени с мясом, морозили их в сенях. В пельмени клали на счастье монетки, загадывали желание. Монетки были разного достоинства, их тщательно мыли хозяйственным мылом, затем натирали пищевой содой или столовым уксусом. Только после этого монетки клали в пельмени. Загадывать можно было только хорошее: например, пусть эта монетка попадётся везунчику или счастливчику, или тому, кто хорошо будет учиться. Пельмени с монетками назывались «пельмени со счастьем». Варили и ели пельмени вечером, когда на небе покажется первая звезда. В каждом доме были «пельмени со счастьем». И вечером ходили друг к другу в гости: поесть пельменей, счастья поискать. Особенно любили «счастье искать» дети. Отведав пельменей, «поймав счастье», довольные гости уходили со словами: «К нам приходите на пельмени». Вот почему у телеутов 18 января называется Пельменек. К сожаленью, сейчас многие понимают этот праздник неправильно, начинают стряпать и есть пельмени с утра.

В этот вечер гадали. Парни и девушки гадали на суженных, а дети играли в особенные жмурки — «Тёрко кап». На столе раскладывали разные предметы: тёрку, стопку, кусок хлеба или пельмешек, ключи, книгу, кошелёк. Водящий завязывал игроку глаза, менял местами предметы, и игрок закрытыми глазами должен опускать руку на стол, поймать один предмет. Если поймаешь тёрку, то жених будет корявым, стопку — пьяницей, хлеб или пельмешку — богатым, ключи — жених с домом или с квартирой, кошелек — быть при деньгах, книгу — достигнешь успехов в учении.

19 января — на Крещение — все спешили на службу в храм на водосвятие. После службы праздновали великий праздник.

Вот такой славный месяц январь — начало года с рождественскими и крещенскими морозами, с народными гуляниями и гаданьями. Как проведешь первый месяц года, таким и год сложится. Готовьтесь к праздникам, дарите друг другу подарки и хорошее настроение!

Народные игры телеутов

Национальные спортивные игры — важный элемент культурного наследия телеутов, отличающийся высокой степенью устойчивости. И в настоящее время традиционные национальные виды спорта широко распространены среди коренного населения Кузбасса. Они включены в программы по физическому воспитанию школьников. Ежегодно проводятся спартакиады и турниры по национальным видам спорта, как среди детей, так и среди взрослых. Обязательным элементом народных праздников телеутов являются спортивные состязания по борьбе кӱреш, стрельбе из лука, игре тебек, по перетягиванию палки, состязания с плетью камчы и другие.

Кӱреш (борьба на поясах)

Это контактный вид спорта, единоборство, где два борца состязаются в силе и ловкости в одежде, имеющей пояс (само название «кӱреш» происходит от названия пояса «кур»). Борются стоя, время схватки – 5 минут, при ничейном счёте даётся дополнительное время до выигрыша в захвате пояса. Победа присуждается при чётком касании земли любой части тела соперника или если один из борцов поднял своего противника выше пояса. Любое собственное падение с целью провести приём считается поражением. Спортивной одеждой для борьбы служат спортивная куртка без рукавов, пояс, свободные спортивные брюки, обувь мягкая без каблуков.

Тебек

«Тебек» — кусочек длинноворсового меха (предпочтительнее – медвежьего), утяжелённый кусочком свинца. Суть этой спортивной игры заключается в следующем: игроки по очереди набивают внутренней стороной стопы тебек, считая удары (очки). Если тебек падает на землю, в игру вступает следующий игрок. Возможно проведение состязаний в три подхода для каждого участника. Победителем становится игрок, набивший большее количество очков.

Автор: Авдеенко Наталья Михайловна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МК ДОУ «Детский сад №222» компенсирующего вида
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «История и культура моего народа: национальные праздники телеутов»

Дата публикации: 26.11.2021

Раздел: дошкольное образование

Я по земле родной хожу — не нахожусь,

Я волей вольною дышу – не надышусь!

Родина моя, ясноглазая,

Ты неразлучна со мной.

С малых лет к тебе привязан я

Словно к матери родной.

Мне посчастливилось родиться на Руси,

И я готов хоть на руках её носить!..

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири,

является субъектом Российской федерации. Это небольшая область. Именно

здесь, в таёжном крае сохранилась малочисленная коренная народность,

какими полна наша огромная страна Россия. Коренная народность телеуты.

Именно история о национальных праздниках этого народа, об истории

возникновения традиций и обычаев, о причинах и времени возникновения

этих праздников станет основным повествованием о жизни маленькой

частицы нашей Родины – моего родного края.

У каждой народности своя неповторимая культура и особенности быта.

Учитывая многочисленность народов Российской Федерации, можно судить

о культуре России в целом как о колоритной и многообразной совокупности

традиций, обычаев и культурных ценностей всех народов нашей страны.

Коренная народность, о которой я хочу рассказать, называется телеуты.

Телеуты – это древнейшие жители Кузбасса. Этноним «теле» известен с VI в.

н.э. как общее наименование племен, кочевавших в Центральной Азии и

входивших в древнетюркское государство. По своему происхождению они

относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племен, входивших в

тюркский каганат теле – «тогуз-огуз», который возник в 628 г.

Телеуты вели кочевой образ жизни вплоть до конца XVIII века, оседлый же

образ жизни начал появляться с развитием хозяйства и торгово-

экономических отношений с русским населением. Но главной причиной стал

переход телеутов от их ведущей формы религии – шаманизма к

православию. Это стало происходить как из-за внутренних противоречий, так

и из-за многочисленных и изнурительных войн против русских воевод.

Численность телеутов никогда не была высокой. В конце XVII века

численность бачатских ,живших возле реки Бачат, и томских телеутов

составляла около 700 человек, в 1858 г. бачатских телеутов было уже 2980

человек. Позже их количество увеличилось до 6333 человек, но потом

численность стала понижаться. В наше же время количество телеутов,

живущих в Кемеровской области, составляет примерно 2520 человек.

Несмотря на свою малочисленность и постепенное исчезновение, телеуты

стараются не забывать традиции, обычаи и, конечно, праздники своих

предков. Современные национальные праздники телеутов генетически

связаны с праздниками престольными, ставшими популярными у телеутов с

массовым распространением среди них православия и с официальными

праздниками советского периода. Современное празднование отличается

разгульностью и большим количеством людей, всегда съезжается много

гостей и родственников. На таком шумном и пышном стиле проведения

праздников сказалось как русское влияние, так и старинный обычай

гостевания у телеутов. Обычай заставляет принимать гостей как можно

лучше, не останавливаясь перед затратами на угощение. Гости с утра до

вечера ходят из дома в дом; к ним примыкают и хозяева, и знакомые хозяев,

которые накануне принимали гостей. И так в продолжение двух-трех недель.

Даже в советское время, когда престольные праздники были официально

объявлены вредными пережитками прошлого, у телеутов они продолжали

сохраняться, телеуты все равно отмечали их и не выходили на работу в эти

дни. Местные власти порой весьма снисходительно относились к случаям

невыхода телеутов на работу в дни престольных праздников, воспринимая

эти праздники как национальные телеутские. Сами телеуты считали своими

национальными праздниками не только престольные, но и все большие

праздники православного календаря. Убеждение в том, что в дни

православных праздников нельзя работать, поддерживалось типичными для

народного православия представлениями о неизбежном наказании за это.

В наше время в Кемеровской области национальные праздники телеутов

периодически объявляются областными или региональными. На это

выделяются большие средства, подготавливается специальная программа,

привлекается внимание прессы. Почетными гостями на таких праздниках

бывают руководители департамента культуры и национальной политики

Кемеровской области, а также представители областных, городских и

районных администраций. Целью этих праздников является возрождение

Традиций, обычаев телеутского народа, сохранение национальных видов

спорта, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное

воспитание молодежи.

Ильин день

Этот праздник проводится практически в конце лета — 2 августа. Его не

случайно приурочили к православному празднику Ильи Пророка. По

преданию, именно в Ильин день 125 лет назад и происходило крещение, и

обращение в православную веру жителей села, в котором этот праздник

зародился.

Официальная часть праздника Ильин день проходит на улице. В

праздновании принимают участие жители трех соседних телеутских селений:

Беково, Челухоево, Верховская, а также многочисленные гости из соседнего

Гурьевского района и из городов Белово и Новокузнецк. Некоторые из

телеутов, живущих в этих селах, надевают свои национальные костюмы в

честь праздника, а некоторые ходят в них даже в повседневной жизни.

Программа праздника обязательно включает спортивные состязания:

национальную борьбу «Куреш», стрельбу из лука, игру в волан — «Тебек»

(кружочек свинца с “парашютом” из шерсти животных), конные скачки,

перетягивание палки, поднятие гири, бросание камня — «Таш адажи», бег

волейбол, шахматы и прочее. Проводятся также различные конкурсы:

«Тяраш кыс» (“Красивая коса” — участники должны заплести косу с

элементами национальных украшений для волос).

Конкурс национальной одежды, национальных блюд – «Табак курсагы».

Народные умельцы демонстрируют мастерство ткачества, плетения.

Организуются выставки декоративного искусства, фотовыставки, проводятся

национальные обряды, и поются национальные песни. Большое место на

празднике занимает художественная самодеятельность. Популярно

инсценирование национальных сказок, преданий и обрядов. По результатам

конкурсов и спортивных состязаний победителям вручаются специальные

призы.

Праздник «Пельменёк»

Это зимний праздник, который отмечается 18 января. В этот день по

старинному обычаю в каждой телеутской семье принято стряпать пельмени.

Вся семья собирается вместе в этот день. Стряпают пельмени в

национальных костюмах, при этом поют песни на родном языке.

Изготовление пельменей происходит обязательно вручную, причем лепятся

они в виде месяца. По телеутской традиции в некоторые пельмени кладут

медные монеты, тот, кто найдет их, загадывает желание. Пельмени нужно

правильно сварить и правильно подать на стол, соблюдая традиции.

Первыми угощают гостей, а только потом присоединяются хозяева. Вечером

принято ходить в гости, поздравлять и угощать друг друга пельменями.

Переступив через порог, нужно сказать «Пельмен тигре паргар» (приходите

пельмени есть) — потом только пробовать блюдо. Телеуты верят, что чем

больше в этот день съешь пельменей, тем счастливей и удачней будет год.

Праздник «Пардакай»

Это праздник мира и любви, который отмечается 7 июня. Телеутский

Пардакай — прежде всего традиционное празднование окончания посевных

работ, отмечаемое на новую луну. Пожилые телеуты говорят, что главное

предназначение торжества в том, чтобы встретиться друг с другом и

поделиться знанием культурных традиций с молодежью. Улыбка в этот день

является главным атрибутом праздника, так как это все-таки праздник мира

и любви.

Праздник традиционно начинается с обряда. Все желающие прикладываются

к чаше со спиртным из рук шамана и таким образом встречаются с духами и

получают их благословение на проведение Пардакая. После обряда

начинается главное торжество, в течение которого проводятся различные

конкурсы и состязания. Конкурс на лучшее оформление юрты, конкурс под

названием «Тяраш кыс», для любителей готовки существует конкурс «Табак

курсагы» (национальные блюда). А «Сырынчи Ю» — это конкурс семейного

творчества, включающий вокал, хореографию и игру на музыкальных

инструментах.

Конечно же, на празднике не обходится и без спортивных состязаний,

некоторые из которых нам уже известны: национальная борьба «Куреш»;

стрельба из лука; перетягивание палки; состязание по шахматам; «Тебек»;

поднятие гири; беговая эстафета; «Камчи» (сбивание кнутом кегли) и многие

другие. Проводятся различные игры: «Теленет ойын» (национальная игра),

футбол, волейбол.

Также в этот праздник готовится национальное блюдо — горячий бульон с

бараниной и кониной, приготовленный в огромном котле на костре. А еще

хранящийся в каждой телеутской семье сондор (оберег-березка) именно на

Пардакай обновляется и освещается. Вообще березка-священное для

телеутов дерево. Повязать на нее ленточку в день Пардакая – значит

защитить себя от всех бед и несчастий. Еще в древности у телеутов

существовал праздник, связанный с березками, он назывался «Праздник

сомо»

Праздник «Сомо»

Праздник сомо проводится весной. Считается, что он появился в связи с

влиянием православия на быт и культуру телеутов, так как время проведения

этого праздника совпадает с праздником православной религии – Троицей.

Во время этого праздника и мужчины и женщины одевались в праздничные

национальные костюмы и собирались на поляне около берез. Здесь же

присутствовал кам, который молился и по ходу молитвы брызгал молоком и

абырткой в разные стороны и бросал курмач. После этого кам ел и пил сам и

угощал присутствующих. В завершении кам по обычаю бросал молочную

чашку на землю. Если чашка падала вниз дном, то жертва богам оказалась

угодной, если же падала вверх дном, то жертва оказалась неугодной. Но B

этом случае ничего изменить было нельзя, поскольку обычай был завершен.

Заканчивался праздник распитием оставшейся абыртки и молока.

Помимо всего прочего существовала еще одна и, пожалуй, самая главная

традиция праздника сомо. На этот праздник каждая семья в укромном месте

своего двора ставила березки C восточной стороны своего дома. В землю

забивались два столба, и к ним привязывались молодые березки по 2-З

метра высотой. Всего березок было пять, каждая соответствовала

определенному божеству (Эх Хану, Мурдук Хану, Темир Хану, Эркен Хану,

Парчи Хану). А когда в доме появлялась невеста, то добавляли шестую

березку, которую ставили на расстоянии от остальных. На каждую из березок

привязывали белую и красную ленточки, а на шестую березку привязывали

белую и синюю ленточки, так как синяя ленточка символизировала другой

род, то есть невесту.

Шестую березку называли вдовьей. Помимо ленточек на нее привязывали

туесок, куда насыпали поджаренный ячмень или пшеницу, отруби и муку, а

сверху завязывали. Все это делалось для злых духов. А невеста должна была

заботиться о березке и туеске, меняя содержимое, иначе, верилось, что она

может стать вдовой. После, когда сын женился и отделялся от рода, возле

его дома тоже ставили березки,

Существовало ещё одно поверье, связанное с этими березками. Если в доме

что-то не ладилось, то хозяйка до восхода солнца или после его захода

обрызгивала березки парным молоком, которое никто не пил, если это не

помогало, то она обрызгивала их абырткой, водкой или вином.

Березки меняли каждый год, но делали это только мужчины. А старые

березки ожигали и сплавляли по реке. Эти березки и стали называть сомо,

как покровителей семейного очага.

Словарь.

Каганат – это государственное образование, во главе которого стоял ka-han,

то есть хан ханов.

Кам – колдун, знахарь, прорицатель.

Абыртка – древний опьяняющий напиток телеутов, делающийся с

добавлением луковиц, по типу самогона.

Курмач – это поджаренная ячневая или овсяная крупа.

Информация об авторе(ах)

Елена Петровна Батьянова | elena-batyanova@yandex.ru | к. и. н., старший научный сотрудник отдела Севера и Сибири | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия)

Ключевые слова

телеуты, национальные праздники, православие, шаманство, род (сеок), этничность, коренные малочисленные народы

Аннотация

В статье рассматривается история возникновения современных национальных праздников телеутов — одного из коренных малочисленных народов Южной Сибири. Показана генетическая связь этих праздников, с одной стороны, с праздниками престольными, ставшими популярными у телеутов с массовым распространением среди них православия в конце XIX — начале XX в., а с другой стороны — с официальными праздниками советского периода. Анализируются структура и функции современных телеутских праздников. Отмечена организация телеутами в последние годы родовых съездов-праздников, а также праздников «коренных малочисленных народов».

Как процитировать на кириллице

Батьянова Е.П. Национальные праздники у телеутов в XX–XXI вв. // Этнографическое обозрение. 2011. № 6. С. 16-25

Как процитировать на латинице

Batyanova, E.P. 2011. National Celebrations among the Teleut in the 20th-21st Centuries. Etnograficheskoe obozrenie 6: 16-25

Доступ к публикации на портале eLIBRARY.ru

ЭО, 2011 г., № 6 © Е.П. Батьянова

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ У ТЕЛЕУТОВ В ХХ-ХХ1 вв.*

Ключевые слова: телеуты, национальные праздники, православие, шаманство, род (сеок), этничность, коренные малочисленные народы

В статье рассматривается история возникновения современных национальных праздников телеутов — одного из коренных малочисленных народов Южной Сибири. Показана генетическая связь этих праздников, с одной стороны, с праздниками престольными, ставшими популярными у телеутов с массовым распространением среди них православия в конце XIX — начале XX в., а с другой стороны — с официальными праздниками советского периода. Анализируются структура и функции современных телеутских праздников. Отмечена организация телеутами в последние годы родовых съездов-праздников, а также праздников «коренных малочисленных народов».

Рост самосознания у народов России в годы перестройки и в первое постсоветское десятилетие сопровождался реанимацией и переосмыслением национальных обычаев, обрядов, повышением их социальной значимости. Особенно активно эти процессы проходили у народов, получивших в 1990-е гг. официальный этнический статус, утраченный в советский период. К таким народам, обретшим после долгого перерыва собственное этническое имя, относятся и телеуты1. С 1930-х гг. в паспортах и других документах телеуты обычно значились татарами, алтайцами, шорцами, хотя и сохраняли на своем языке собственное этническое имя — теленгет. В 1990 г. телеуты вошли в Список народов России, а позднее — и в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Распоряжение Правительства 2006). Несмотря на заметную тенденцию к ассимиляции, телеуты (преимущественно их бачатская группа)2 к началу 1990-х гг. сохраняли родной язык, фольклор, национальные обычаи, обряды, национальные одежду и пищу, а также прочие составляющие этнической культуры.

К официальным символам телеутской этничности, которыми в период перестройки стали их язык, фольклор, традиционные свадебные обряды, в начале 1990-х гг. добавились так называемые национальные праздники. В значительной части эти праздники были смоделированы клубными и музейными работниками, но основой для их конструирования послужили праздники престольные, которые пришли к телеутам с принятием ими православия3.

Об успехах, достигнутых к началу XX в. Алтайской миссией в приобщении ша-манистов-телеутов к православию, свидетельствуют отчеты и дневники миссионеров. Так, священник Гавриил Оттыгашев, служитель Бачатского отделения миссии, в своем отчете за 1905 г. отметил следующее:

«религиозно-нравственное состояние пасомых с каждым годом заметно улучшается: как обруселые, так и новокрещеные в воскресные и праздничные дни охотнее стали посещать храм Божий, с усердием молятся, всегда покупают и ставят перед икона-

Елена Петровна Батьянова — к. и. н., старший научный сотрудник отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: elena-batyanova@yandex.ru

* Статья подготовлена в рамках проекта «Коренные малочисленные народы города» (грант РГНФ № 10-01-00028а, рук. Д.А. Функ).

Гости на празднике «Ильин день», с. Беково Беловского р-на Кемеровской обл. Фото Н.С. Чебельковой, 2 августа 2009 г.

ми свечи, заказывают служить молебен, а иногда приглашают для служения молебна на дом, поминают своих умерших родственников, всегда приглашают священников к больным для напутствования, над многими просят совершать таинства елеосвещения, покойников своих всегда отпевают и часто хоронят с выносом; в летнее время поднимают из церкви иконы на свои поля» (ГААК 1. Д. 80: 2).

А.В. Анохин, проводивший этнографические исследования среди телеутов, писал в 1914 г., что «шаманисты Бачат тяготеют к церкви, положительно все ходят в храм, служат молебны, целуют крест и Евангелие, празднуют все церковные и гражданские праздники» (ГМАЭ 1. Д. 36: 4).

Рассказывая о религиозной жизни «инородческих общин» в этот период, исследователи и миссионеры непременно упоминают престольные праздники, официальный регламент которых включал посещение церковной службы, крестный ход, организацию угощения для бедных, нравоучительные беседы:

«Восьмое июня день храмового праздника… Служба была торжественная, народу было так много, что в церкви не могли все поместиться… Служба кончилась, народ вышел из церкви в радостном настроении духа. Около церкви … для присутствующих был устроен обед. Погода стояла прекрасная, весь народ был на улице» (ГААК 2. Д. 37: 2). «В престольные праздники для паломников устраивается кем-либо из прихожан мясной обед. В подражание крещеным такие обеды для православных делаются и некрещеными» (ГААК 2. Д. 42: 15 ). «По вечерам в воскресные и праздничные дни при стане в одном из инородческих домов устраивались членами причта внебогослужебные собеседования, куда хозяевами дома приглашались ближайшие соседи… кроме устной беседы читались статьи духовно-нравственного содержания из книг на алтайском языке и пелись стихи» (ГААК 1. Д. 113: 4).

На престольные праздники съезжались многочисленные гости со всей округи, устраивались народные гулянья. Миссионеры неодобрительно относились к этой традиции:

«В какой деревне с инородцами есть русские, там устраиваются съезжие праздники, на которых в продолжение нескольких дней идет попойка, пляска, песни, матерщина, ругань, драки и всякие безобразия» (ГААК 2. Д. 42: 16). «И богатый, и бедный, и сытый, и голодный — все положительно пьянствуют, а о нравственном ущербе нечего и говорить… Водка, гармошка, пьяные песни, отборная брань и пляска — вот все, что можно видеть на этих праздниках» (ГААК 1. Д. 68: 3).

В проведении телеутами разгульных съезжих праздников не только сказалось русское влияние, но и получил отражение их старинный обычай гостевания; на него обратил внимание А.В. Анохин (ГМАЭ 1. Д. 23), а позднее — А.Г. Данилин, который отметил, что телеуты тратят «очень много времени на посещение родственников в других улусах… Обычай заставляет принимать гостей как можно лучше, не останавливаясь перед затратами на угощение. Режут скот, в изобилии гонят или покупают араку. Гости с утра до вечера ходят из дома в дом; к ним примыкают и хозяева, и знакомые хозяев, которые накануне принимали гостей. И так в продолжение двух-трех недель» (ГМАЭ 2: 5). Гостевая церемония иногда завершалась камланием, устраиваемым специально для гостей.

В советское время, когда престольные праздники были официально объявлены вредными пережитками прошлого, у телеутов они продолжали сохраняться. Инструктор райкома, обследовавший в 1933 г. Бековский сельсовет, отметил, что 3 августа (т.е. на следующий день после престольного праздника в честь пророка Ильи) из 57 человек, числившихся в телеутском колхозе «Триер», на работу вышли только восемь, «а остальные пьянствовали» (ГАКО: 72). Автор настоящей статьи в ходе полевых исследований среди телеутов в 1970-х гг. обратила внимание на то, что местные власти порой весьма снисходительно относились к случаям невыхода телеутов на работу в дни престольных праздников, воспринимая эти праздники как национальные телеутские. Сами телеуты считали своими национальными праздниками не только престольные, но и все большие праздники православного календаря. С размахом праздновались Пасха, Сырная неделя (Масленица) — телгаяк (телеут.) — «катание», на Святках устраивались вечерки — колядо (телеут.)4.

Убеждение в том, что в дни православных праздников нельзя работать, поддерживалось типичными для народного православия представлениями о неизбежном наказании за это.

«У Прокопия, дедова брата, сын был Сатлай. Утонул он в реке. Вздумал на Троицу рыбу ловить. Так водяной су-энези наказал его за это — взял и стянул его в воду» (ПМА 1982). «В праздник ничего нельзя делать. Люди рассказывали: на Пантелеймон дочь с отцом метали стог. Дочь наверху была, потом стала спускаться — на вилы упала -нельзя в праздник работать» (ПМА 2010-1).

Конечно, общественная значимость престольных праздников в советский период существенно снизилась, но они оставались любимы в народе.

И в дореволюционный, и в советский периоды церковные праздники были вехами семейного календаря. До сих пор пожилые телеуты, вспоминая даты рождения или смерти родственников и знакомых или какие-то факты собственной биографии, ориентируются на даты церковного календаря:

«Моя мама точно не помнила, в какой день я родилась. Помнила только, что большой был перед этим праздник — Ильин день. Из Белово приезжали гости» (ПМА 2010-2). «Ахметовна умерла после Рождества. Какой большой праздник после Рождества бывает? А-а-а, Крещение! Вот вперед него она и умерла» (ПМА 2010-1).

В некоторых телеутских семьях до сих пор хранятся переписанные церковные народные календари. Один из таких рукописных календарей мне любезно позволила скопировать его владелица — 84-летняя жительница д. Шанда Анна Сидоровна Тарасова (1925 г.р.). Сама она в первый раз переписала этот календарь в 1964 г. в г. Гурьев-ске у русской женщины и постепенно дополняла его своими пометками, связанными преимущественно с народными приметами. Календарь был помещен в толстую тетрадь для записей, включающую воспоминания, размышления о прошлом и будущем, дневник А.С. Тарасовой, ее стихи на телеутском и русском языках и пр.

Странички календаря начинаются со слов (орфография автора. — Е.Б.): «Дети мои, не забывайте старые праздники… Я вам оставляю. 16 мая 2004 г., воскресение». Далее следует собственно календарь:

«7 января — «рожество»; 14 января — «старый Новый год»; 18 января — «заговение -пельменду»5; 19 января — «крещение»; 15 февраля — «встретение»; 14 марта — «Евдоке-ев»; 22 марта — «сорок святых»; 30 марта — «Алексей боже»; 7 апреля — «Благовещение»; 6 мая — «Егорьев день» — сеять капусту; 22 мая — «Никола весенни»; 7 июня — «Пар-дакай (Иванов день)»6; 7 июля — «Иванов купален день»; 12 июля — «Петров день» (велики); 21 июля — «Казанская боже мать»; 28 июля — «Кирика Улита» (велики); 2 августа — «Ильин день» (велики); 9 августа — «Понтилимон» (милосливый); 10 августа -«Смоленский» (строгий); 14 августа — «1 спас» (вели

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники творческая работа
  • Народные татарские праздники рисунки
  • Народные средства чтобы не опьянеть на празднике
  • Народные символы россии сценарий
  • Народные праздники тверской области