Народные праздники тюменской области

В тюменских селах отмечают народные праздники

В тюменских селах отмечают народные праздники

Общество, 16:53 12 августа 2016

Череда праздников в соответствии с веками сложившимся народным календарем проходит в Аромашевском районе Тюменской области в августе.

Социально-культурный проект «Горница» реализуют в Аромашевском районе. Начало ему положили народные гулянья под девизом «Пришли Борис да Глеб, не берись за хлеб». По народной традиции уборку хлебов следовало начинать не ранее дня памяти этих святых.

Продолжит проект 14 августа праздник пчеловодов «Медовый спас». «Первый спас, пчеле указ» — считается, что с этого дня пчелы перестают носить взяток, и люди могут отведать мед. Все пчеловоды района соберутся в с. Малоскаредное, чтобы поучаствовать в профессиональном конкурсе. Гостей ожидает также концерт, выставки и мастер-классы по народному творчеству, русская кухня и развлекательная программа.

21 августа эстафета праздника перейдет в село Слободчики. По православным обычаям празднование Яблочного спаса совпадает с днем Преображения Господня, а в народном календаре – с проводами лета. Как и положено в Яблочный спас, в этот день на суд гостей будут представлены всевозможные угощения из яблок.

Завершатся праздники последнего летнего месяца Днем села Аромашево 27 августа.

Аромашевцы и гости села смогут принять участие конкурсах и соревнованиях, посмотреть работы местных умельцев и мастеров, послушать музыку и отведать шашлыка, показать себя на танцполе и посмотреть салют.

Соб. инф.

Культурное наследие Тюменской области
06.06.2022

Культурное наследие Тюменской области

2022-й год в нашей стране объявлен Годом культурного наследия народов России. Россия всегда была многонациональной страной, сегодня в ее регионах проживает более 190 разных народов и этносов. У каждого из них годами складывались свои языки и культура, творчество и промыслы, уникальные традиции и обычаи.


В наше время все большее внимание уделяется этнокультурной самобытности, возрождаются традиционные ремесла и промыслы, воскрешается народное искусство. Сегодня в тренде – изделия, сделанные своими руками, индивидуальные заказы, эксклюзивное авторское исполнение.


В Тюменской области столетиями складывались особые условия для формирования народных промыслов и ремёсел. Географическое расположение Тюмени на пересечении древних караванных путей и Великой Сибирской водной магистрали делало ее центром торговли, связывающим рынки Запада и Востока. В ярмарочные дни выбор товаров был большим: наряду с русскими изделиями – не только местными, но и арзамасскими, ярославскими, костромскими, владимирскими и т. д. – можно было купить восточные: татарские, бухарские, китайские, самаркандские и др.


Тесные торговые и бытовые контакты русских переселенцев из Московского государства с коренными жителями местности татарами и бухарцами привели к взаимовлиянию и обогащению культурных традиций этих этносов в Тюменской области. Так появились ремесла и промыслы с уникальным характером и особенностями: получили развитие резьба и роспись по дереву, иконописание, вышивка, ткачество, ковроделие, литье, ковка, ажурная просечка металла, керамическое производство и др. Некоторые из них актуальны и сейчас.


Сегодня в Тюменской области не просто сохранились, но и стали региональными туристическими брендами такие народные ремесла, как ковроткачество, домовая роспись и косторезный промысел.


Ручное ковроткачество


Ковёр – это плотное тканое изделие из пряжи различного рода, одно из древнейших изобретений человечества для украшения и утепления любого дома.


Орнамент сибирских изделий своеобразен и узнаваем. В центре ковра – изображение одного-двух бутонов роз, мака, шиповника, настолько крупное, что оставляет для каймы лишь небольшую часть. Для фона использовался черный цвет, ведущими расцветками в колорите были красный и зелёный и их оттенки.


Современная Тюменская область – один из старейших регионов российского ковроткачества. По мнению историков, производство ковров в нашем регионе берет начало в XVI веке после переселения русских из других регионов страны. К первой половине XVIII века ковроткачество становится самым распространенным среди крестьянских ремесел и промыслов Тюменского уезда. Ковры уже тогда были настолько знамениты, что назывались «тюменскими». Во второй половине XIX века сибирский ковровый промысел переживает период своего наивысшего расцвета.


В XX веке ковровые артели (а позже – фабрики) были организованы не только в самой Тюмени, но и в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске. Центрами ковроткачества были и многие деревни и села Омутинского, Исетского, Голышмановского, Упоровского, Армизонского и Бердюжского районов области.


Во времена расцвета ковроткачества на Ишимской ковровой фабрике трудились более 700 мастеров-ковроделов. Фабрика на протяжении пяти лет – с 1989 по 1993 гг. – выполняла госзаказ: красные ковровые дорожки ручной работы из натуральной шерсти, которые до сих пор украшают коридоры Московского Кремля. В 1998 году предприятие обанкротилось. Последние ковры со склада передали в музей, чтобы сохранить для потомков память о мастерстве местных ковроделов.


В 2001 году на базе Ишимской ковровой фабрики была организована «Сибирская ковровая фабрика», ей удалось сохранить коллектив опытных потомственных мастериц-ковровщиц. Сегодня это единственное предприятие, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного ковроткачества. Она позволяет ткать ковры цельным полотном без ограничения по длине, а значит и без швов (в длину изделие может достигать 60 метров), и использовать в ковре до 100 цветов пряжи (в машинном ковроткачестве – не более 12 цветов). Все ковровые изделия выполняются только вручную. Это влияет и на цену: тюменские ковры ручной работы сегодня могут считаться символом достатка и благополучия.



Тюменская народная домовая роспись


Тюменская народная домовая роспись в сельской местности нашей области распространилась в XVIII веке. Это время отличалось частыми неурожаями, крестьяне беднели и развивали ремесла как дополнительный заработок. Одной из разновидностей неземледельческих занятий тюменских крестьян было кармацкое красильное дело (по названию реки Кармак, на которой располагались деревни ремесленников).


Специалисты предполагают, что обычай расписывать жилища появился на рубеже XVIII–XIX вв. Родиной тюменской домовой росписи считают селения бывшей Гилево-Кармацкой и Успенской волостей Тюменского уезда Тобольской губернии. К середине XIX в. расписные мебель и утварь украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов. Расписывали вальки (деревянные бруски с рукояткой для валяния шерсти, обмолота и т. п., а также для выколачивания белья), трепала (орудия для трепания волокна), сечки (тяпки) для рубки капусты, коромысла и ведра, сани, дуги и телеги. Особенно славились верхотурские берестяные бураки (сосуды, предназначенные для переноски жидкости и питья).


Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями: «синей краской, схожей с брусковою», «желтой вохрой», «умрой», «землей лазоревой», «глиной белой». Цветовая гамма красителей влияла на колорит. При небольшом числе красок контрастный фон усиливал их звучание.


Спад красильного дела в нашем крае к 1914 году был связан с начавшейся войной и изменением вкусов сельского населения. Дома стали штукатурить, оклеивать стены обоями или белить. Росписи постепенно исчезли.


Особенность тюменской росписи в том, что на кисть одновременно берутся две краски: на «пяточку» – темная, на «носик» – светлая. Делается «растяжка» – краски смешиваются на палитре так, чтобы цвета плавно переходили друг в друга. Все, что необходимо для того, чтобы попробовать себя в росписи, – плоская косая кисть и масляные краски двух контрастных цветов. Но чтобы постичь роспись как искусство, потребуется немало труда и упорства: опытные мастера говорят, что для освоения одной запятой нужны часы тренировок и практики.


Домовая роспись раскрывает глубокую содержательность народного искусства и является достоянием народа и культурным наследием региона. Современные тюменские художники проводят большую работу по сохранению и возрождению тюменской росписи. Для поддержки мастеров и народных умельцев, развития художественных промыслов был создан Тюменский дом ремесел.



Косторезное производство


Косторезное искусство – древнейшее ремесло, которое использовали многие народы мира. Центром резьбы по кости в Тюменской области был Тобольск, где с XVII в. резали из кости вещи, а затем – круглую скульптуру. Искусство объёмной резьбы русские отчасти восприняли от местных коренных народов – хантов, манси, ненцев, селькупов и др. Умельцы создавали из кости броши, браслеты, гребни, украшения для оружия. Также мастера вырезали из костей кружево для оклейки коробов, ящиков, комодов, делали шкатулки, крестики, ножи и даже портреты.


После Северной войны в Тобольск сослали плененных шведов, с этого времени начался новый этап в развитии косторезного промысла. Изделия шведско-тобольских умельцев пользовались спросом не только в Тобольске, но и по всей России.


В 70-е годы XIX века производство становится товарным. Организуются косторезные мастерские, ориентированные на большие объёмы продукции и массовый спрос. В 1872 году губернский землемер И. Е. Овешков открыл в городе косторезную мастерскую. Вначале она имела любительский характер, но после получения похвальных отзывов на различных выставках в 1874 году дело было поставлено на коммерческую основу. Значение овешковской косторезной мастерской в истории Тобольского косторезного промысла очень велико. В ней прошли первую школу резьбы по кости все лучшие мастера, работавшие в дореволюционное время: Порфирий Терентьев, Василий Денисов, Терентий Песков, Иван Венгерский и другие.


Особое место в тобольском творчестве занимают миниатюрные скульптуры, чаще всего изготовленные из обработанных по специальным технологиям костей или бивней мамонта, бизона, рогов оленя, зубов кашалота. С лиризмом и декоративным мастерством они изображают бытовые сценки из жизни северных народов, их повседневность и труд: в миниатюрах запечатлены остяк-охотник, поездки на оленях и собаках, рыболовный промысел и сцены у чума.


В 60-е годы XX века меняется традиционный подход к поделочному материалу. Для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, необходимо было переориентироваться на простую поделочную кость-цевку. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.


В 1960 году была создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. В 1986 году изделия фабрики впервые отнесены экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов. В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов.


За последние десятилетия изделия Тобольской фабрики были представлены на многочисленных международных и национальных выставках. В апреле 2019 года к 90-летию фабрики открылся Музей истории ТФХКИ. Коллекция музея включает уникальные экспонаты от доисторических времён до XXI века. В экспозиционных витринах размещены фотографии художников, которые наполнены событиями, яркими воспоминаниями, а также лучшие произведения резчиков фабрики нескольких поколений, их рисунки и эскизы, всё разнообразие видов кости, включая палеонтологические находки, рабочие инструменты, высокие награды и многое-многое другое.


 


Подробнее об этих и других промыслах можно узнать из изданий, имеющихся в фонде Тюменской областной научной библиотеки имени Дмитрия Ивановича Менделеева.


Список рекомендуемой литературы


Ковроткачество


1.                Гордеева, Наталья. Вариации на тему сибирского гобелена / Н. Гордеева // Сибирское богатство. – 2009. – № 4. – С. 50–55.


2.                Горынина, Полина. Тепло тюменского ковра / П. Горынина // Тюменский курьер. – 2012. – 31 мая. – С. 6. О тюменской ткачихе Ольге Козловской.


3.                Давыдов, Исай. Тюменские ковровщицы / И. Давыдов. – Тюмень : Книжное издательство, 1956. – 32 с. : ил.


4.                Козловская, О. Музыка ткачества : [интервью с преподавателем ТГАКИСТ] / О. Козловская ; взяла Л. Киселева // Тюменские известия. – 2011. – 2 авг. – С. 5.


5.                Манерова, Е. Ю. Ковры Зауралья и Тюмени. История. Традиции. Технология // Национальная Ассоциация Ученых. – 2016. – № 3–2. – С. 43–47.


6.                Манерова, Е. Ю. Урало-Сибирское ковроделие как вид национального наследия // Мир культуры: искусство, наука, образование: сб. науч. ст. – 2018. – С. 125.


7.                Марикова, Л. Жизни цветок на ярком ковре / Л. Марикова // Сибирское богатство. – 2013. – № 1. – С. 60–65. Крылова, Татьяна (художник Сибирской ковровой фабрики).


8.                Пермякова, И. Бесценные ковры / И. Пермякова // Читаем Вслух. – 2014. – № 9. – С. 28.


9.                Сезёва, Н. И. Преемственность традиционных народных орнаментальных мотивов в ассортименте ковровых артелей и фабрик Тюменской области. ХХ век // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6.


10.           Сезёва, Н. И. Тюменский ковер. Традиции и современность : альбом / Н. И. Сезева. – Тюмень : Титул, 2012. – 223 с. : ил.


11.           Сезёва, Н. И. Тюменский народный ковер в трудах отечественных исследователей второй половины XIX – начала XX вв. // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4.


12.           Сезёва, Н. Тюменский ковер: традиции и современность / Н. Сезева / Родина. – 2010. – № 9. – С. 143–145.


13.           Тюменский ковер. Традиции и современность. Галерея традиционных промыслов и ремесел [Электронный ресурс] / Комитет по культуре Тюм. обл., Центр прикладного творчества и ремесел ; авт. текста Н. И. Сезева. – Тюмень : Да Вижн, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).


14.           Сезёва, Н. И. Роль кружка Высоцкого в развитии тюменского коврового промысла второй половины XIX века / Н. И. Сезева // Вторые Чукмалдинские чтения: книга как памятник культуры : тез. науч.-практ. конф. (Тюмень, 23–24 нояб. 2011 г.) / Тюм. гос. ун-т. Информ.-библиотеч. центр. – Тюмень, 2011. – С. 80–11.


15.           Сезёва, Наталья Ивановна. Ковры России. Тюменский ковер : альбом / Н. И. Сезева. – Москва : Интербук-бизнес, 2009. – 160 с. – (Шедевры народного искусства России).


16.           Сезева, Н. И. Происхождение тюменского народного ковра. Бухарская гипотеза // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 4–1.


17.           Словцова, П. С. А. Давыдова – крупнейшая исследовательница традиционного тюменского народного ковра. Конец XIX – начало XX в. // Культурное наследие Сибири. – 2007. – Т. 8. – С. 18.


18.           Чудо рождения ковра. Традиционные технологии ковроткачества в Тюменской области. Конец XX – начало XXI века : электронный каталог / Департамент культуры Тюменской области, Центр прикладного творчества и ремесел ; авт.-сост. Н. Сезёва. – [Б. м. : б. и.], [2014]. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв. : ил.


Косторезное искусство


1.                Борисенко, Людмила. Поцелованный Богом / Л. Борисенко // Град Тобольск. – 2016. – № 1. – С. 34. Кривошеин, Геннадий Георгиевич (тобольский косторез ; 28.11.1935–1993).


2.                Ботов, Владимир. Владимир Якушев: «Тобольская косторезная фабрика – это наш брэнд!» / В. Ботов // Сибирское богатство. – 2008. – № 5. – С. 31–33.


3.                Валов, Александр Александрович. Тобольская резная кость : [Изоматериал] = Art of Ivory – carving in Tobolsk : [фотоальбом] / А. А. Валов. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1987. – 191, [9] с. : портр., факс., фот.


4.                Вера Обрядова / Управление культуры тюменского облисполкома, Тюменская организация Союза художников РСФСР, Областная картинная галерея. – Пермь : Книжная типография № 2, 1979. – 8 с.


5.                Виталий Андреевич Русаев / С. Ивенский ; Тюмен. обл. картинная галерея. – Тюмень : [б. и.], 1979. – 8 с.


6.                Воинский, Тодор. Объем, ажур и душевное тепло / Т. Воинский // Тюменская правда. – 2009. – 24 нояб. Ластовская, Зинаида (Мастер косторезного художественного промысла).


7.                Воинский, Тодор. Северное ремесло освоила тюменская мастерица / Т. Воинский // Аргументы и факты в Западной Сибири. – 2012. – Март (№ 10). – С. 18.


8.                Геннадий Григорьевич Кривошеин / Автор текста Н. А. Черепанова ; Упр-е культуры Тюм. обл. исполкома. Тюм. обл. картинная галерея. – Тюмень : [б. и.], 1975. – 9 с., 7 л. ил.


9.                ЗАО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий» : [альбом] / автор предисловия Федор Нейковчен. – Тюмень : Технология Пресс, 2010. – 89 с. : фот.


10.           Калинина, Кира. Волшебница-зима / К. Калинина // Тюменская правда. – 2014. – 11 января. – С. 11. Выставка художественных промыслов Тюмени.


11.           Кугаевский, А. Тобольские косторезы / А. Кугаевский ; взял В. Михайлов // Тюменская правда. – 1999. – 11 августа.


12.           Северная резная кость : [альбом] / [авт. текста и сост. ил. Н. И. Вышар и др. ; отв. ред. Н. И. Вышар, Гос. ист. музей, Нац. худож. музей Респ. Саха (Якутия), Гос. музей искусства народов Востока]. – Москва : Интербук-бизнес, 2003. – 175 с. : ил. – (Шедевры народного искусства России). Тобольская резьба.


13.           Субботина, Вера. Тобольский косторезный промысел: вчера, сегодня и всегда / В. Субботина  // Лик. – 2013. – № 5. – С. 106–121. (Тобольску – 425 лет: прил.).


14.           Тобольская резная кость в собрании Тюменского областного музея изобразительных искусств [Изоматериал] : репродукции / Тюм. обл. музей изобразительных искусств. – Тюмень : [б. и.], 2006. – 1 л.


15.           Тобольская резная кость из собрания Сургутского краеведческого музея и частных коллекций : [Изоматериал] = Tobolsk Bone Carvings from the Surgut Museum of Regional Studies and from private collections : [альбом]. – Москва : Галарт, 1996. – 67, [2] с. : карты, фот.


16.           Тобольская фабрика художественных косторезных изделий // Град Тобольск : [Изоматериал] : путеводитель / фот. А. С. Аксенов. – Тюмень : Белый пароход, [2011]. – С. 8-9.


17.           Тобольский косторез Минсалим Тимергазеев : альбом. – Тобольск : Возрождение Тобольска, 2004. – 67 с. : цв. ил.


18.           Черниева, Зинаида. Традиции и эксперименты / З. Черниева // Тюменская правда. – 2015. – 19 ноября. – С. 20. Ластовская, Зинаида (Мастер косторезного художественного промысла).


19.           Швецова, Елена. Легендарный тобольский промысел / Е. Швецова // Тобольск и вся Сибирь : альманах / [ред. совет: Ю. С. Осипов (председатель) и др.]. – Тобольск : Обществ. благотвор. фонд «Возрождение Тобольска», 2012. – № 18: 425 лет Тобольску. – С. 320–338.


Домовая роспись


1.                Бадаев, Вячеслав Семенович. Искусство русской кистевой росписи : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050602.65 (030800) – изобразительное искусство / В. С. Бадаев. – Москва : Владос, 2013. – 70, [1] с. : ил. ; 22 см. – (Учебное пособие для вузов) (Изобразительное искусство). Глава «Урало-сибирская роспись».


2.                Кутырева, Наталья. И в снег цветут ромашки в Калиновке / Н. Кутырева  // Тюменская область сегодня. – 2014. – 30 октября. – С. 9.


3.                Ленковская, Елена. Сокровища Рифейских гор: о традиционных уральских художествах – детям и взрослым / Елена Ленковская. – Екатеринбург : Генри Пушель, 2014. – 249, [6] с. : ил.


4.                Плюснина, Ульяна. Забытая роспись / У. Плюснина // Аргументы и факты в Западной Сибири. – 2014. – 24–30 сент. (№ 39). – С. 13.


5.                Сополева, Варвара. Краски на все случаи жизни / В. Сополева // Тюменский курьер. – 2014. – 4 февр. – С. 3.


6.                Терехова, Ю. Г. Домовые росписи Ишимского района / Ю. Г. Терехова // Коркина слобода : краеведческий альманах Российского Приишимья / гл. ред. Г. А. Крамор. – Ишим : Культурный центр П. П. Ершова, 2010. – Вып. 11. – С. 196–200.


Общее


1.                Иванова, Лариса Валентиновна. Русские художественные промыслы Зауралья XIX – начала XXI вв. в контексте социокультурной динамики региона : монография / Иванова Лариса Валентиновна. – Тюмень : Печатник, 2015. – 502 с. : ил.


2.                Тюменские ремесла : сборник / Ком. по культуре администрации г. Тюмени ; сост. Н. Федорова ; авт. текста А.  Новопашин. – Тюмень : Тюмень, 1992. – 32 с.


3.                Художественные ремесла и рукоделия России : библиографический путеводитель / Рос. гос. б-ка. Науч.-исслед. отд. библиогр. ; сост.: И. В. Еремина, С. И. Коровицына. – Москва : Пашков дом, 2008. – 390, [1] с.


4.                75 лет вместе. Художники Тюмени : альбом-каталог / автор статьи Т. И. Борко ; Департамент культуры Тюменской области, Тюменское региональное отделение, Тюменское музейно-просветительское объединение ; составитель альбома-каталога А. С. Новик. – Тюмень : [б. и.], 2019. – 303 с. : ил.

1

Первый слайд презентации: Народы Тюменской области

Автор-составитель:
Шалимова Н.В.
Департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр эстетического воспитания детей «В доме Буркова» города Тюмени

Народы Тюменской области

Изображение слайда

2

Слайд 2: Велика наша Тюменская область

Велика наша Тюменская область

Изображение слайда

3

Слайд 3: На территории Тюменской области проживает множество национальностей

На территории Тюменской области проживает множество национальностей

Изображение слайда

4

Слайд 4: Национальный состав Тюменской области

Национальный состав Тюменской области

Изображение слайда

5

Слайд 5: У каждого народа свои традиции, костюмы, своя особенная культура

У каждого народа свои традиции, костюмы, своя особенная культура

Изображение слайда

6

Слайд 6: Самый многочисленный народ – это русские

Самый многочисленный народ – это русские

Изображение слайда

7

Слайд 7: Традиционный костюм русских

Традиционный костюм русских

Изображение слайда

8

Слайд 8: Традиционные русские орнаменты

Изображали растительный и животный мир, живую и неживую природу
Орнамент служил для оберега от злых духов

Традиционные русские орнаменты

Изображение слайда

9

Слайд 9: Основные русские народные праздники

Святки
Масленица
Встреча весны
Семик
Иван Купала
Осенины

Основные русские народные праздники

Изображение слайда

10

Слайд 10: Коренное население — Татары

Коренное население - Татары

Изображение слайда

11

Слайд 11: Традиционный татарский костюм

Традиционный татарский костюм

Изображение слайда

12

Слайд 12: Традиционные татарские орнаменты

Традиционные татарские орнаменты

Изображение слайда

13

Слайд 13: Национальные татарские праздники

Нардуган – праздник рождения солнца
Навруз Байрам – праздник весны
Рамадан – священный пост
Ураза Байрам – праздник окончания поста
Курбан Байрам – праздник жертвоприношения
Сабантуй – самый главный праздник

Национальные татарские праздники

Изображение слайда

14

Слайд 14: Традиционная культура Ханты

Ханты — коренное население сибирского севера.
В основном, занимались охотой и рыбной ловлей.
Селились в тайге и по берегам рек

Традиционная культура Ханты

Изображение слайда

Ханты разговаривают на хантыйском (остяцком) языке. Представители этого народа себя называют хантэ — человек.
Коренная религия – шоманизм (т.е. вера в общение шомана с духами)

Народы Тюменской области

Изображение слайда

16

Слайд 16: Традиционная одежда ханты

Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, диких зверей). Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния.

Традиционная одежда ханты

Изображение слайда

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись:
Вороний день — праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север
Праздник Водяного царя – праздник Вит-куля. Праздник устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход
Медвежий праздник Тулыглап — самый главный праздник

Традиции

Изображение слайда

18

Слайд 18: Манси – малочисленный коренной народ Тюменской области

Манси, в основном, занимались оленеводством, вели кочевой образ жизни (т.е. постоянно переезжали с одного пастбища на другое)
Место поселения Манси – Тундра – бескрайние просторы Севера

Манси – малочисленный коренной народ Тюменской области

Изображение слайда

Манси

Изображение слайда

20

Слайд 20: Традиционная культура Манси схожа с культурой Хантов

Ханты и Манси очень гостеприимный народ
Принято радушно встречать гостя в любое время суток: Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать, зажечь лампу, растопить печь, поставить кипятить чайник и встретить  гостя . Напоить его горячим чаем, накормить. Если путник дальше не едет — уложить спать.

Традиционная культура Манси схожа с культурой Хантов

Изображение слайда

Ненцы с давних времён называют себя «детьми оленя» — вся жизнь их связана с оленем

Ненцы

Изображение слайда

22

Слайд 22: Жилище ненцев

С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю.

Жилище ненцев

Изображение слайда

В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.

Народы Тюменской области

Изображение слайда

24

Слайд 24: Традиционная одежда ненцев

Малица  – мужская глухая (без разреза) рубаха с капюшоном, сшитая из осенних телячьих шкур мехом внутрь
Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов.

Традиционная одежда ненцев

Изображение слайда

В сильные морозы, пургу, при долгом нахождении на воздухе поверх малицы надевается меховой  совик (шьется мехом наружу)

Народы Тюменской области

Изображение слайда

Ягушка ( паница )  — женская верхняя зимняя одежда. В отличие от мужской имеет разрез спереди. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Народы Тюменской области

Изображение слайда

Пимы (пива)  — высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы.

Народы Тюменской области

Изображение слайда

28

Слайд 28: Традиционный орнамент

геометрический и по своей конфигурации напоминает стилизованные изображения предметов, растений и животных. У разных видов орнамента даже есть свои собственные названия и говорят, что мастерицы в этих орнаментах оставляли зашифрованные послания

Традиционный орнамент

Изображение слайда

29

Последний слайд презентации: Народы Тюменской области: Богата тюменская земля народными традициями

Будем изучать и бережно хранить историю своей земли!

Богата тюменская земля народными традициями

Изображение слайда

Каждый из нас хотя бы раз в жизни катался на зеленых маршрутных автобусах, которые курсируют по улицам Тюмени. Мы знаем песни группы «Ляпис Трубецкой» и иногда готовим дома вкусные картофельные драники. Но мало кто в курсе, что фирменные зеленые автобусы — белорусского производства, что популярная в девяностые группа — образована белорусами, а любимые драники, которые подаются во многих тюменских кафе, являются неотъемлемым атрибутом белорусской кухни. Как живут современные тюменские белорусы, какие праздники отмечают, какие блюда готовят и скучают ли по родине — читайте в нашем материале.

как В ТЮМЕНИ появились белорусы

По официальным данным, в Тюменской области прописано более 50 тысяч белорусов, непосредственно в самой Тюмени живет около 6000 человек.

В некоторых исторических исследованиях сегодня можно найти сведения о том, что выходцы с территории современной республики Беларусь были еще в составе отряда Ермака. Однако в тюменской областной общественной организации «Автономия Беларусь» считают, что первыми белорусами в Сибири были «самоходы». В конце XIX века эти люди пришли в наши края, перевозя свои пожитки на обозах в поисках свободной земли.

— В основном, в Тюменской области живут переселенцы. Самоходы перебирались сюда целыми семьями. По какому пути шли — там и оседали. Принято считать, что Викуловский район, Аромашевский — это белорусские поселения. Местные жители до сих пор, спустя столетия, хранят фольклор своих предков, там действуют очень талантливые ансамбли, — говорит Мария Пискун, представитель белорусской общественной организации, действующей на территории Тюменской области. — Позже, во второй половине XX века, белорусы сотнями ехали в Сибирь для освоения нефтяных и газовых месторождений.

Мария Пискун,

председатель тюменского областного общественного объединения «Автономия Беларусь»

Летом 1997 года, когда количество тюменских белорусов стало исчисляться десятками тысяч, в области было создано национально-культурное общество «Автономия Беларусь». Организация и по сей день укрепляет дружбу между белорусскими и русскими народами, а также проводит различные праздники и мероприятия, в ходе которых тюменцев знакомят с национальной культурой, традициями и историей республики Беларусь.

Что связывает Тюмень и Белоруссию

– Россия, в частности Тюмень, и Белоруссия — давние друзья. Нас объединяет не один год дружественных отношений, – говорит Мария Пискун.

Тюменская область для Белоруссии и вовсе имеет ключевое значение: по объему внешнего товарооборота с этой республикой наш регион занимает 1 место по РФ.

– Если говорить сухими цифрами, то с 2010 года поставки белорусской техники в Тюмень выросли в 2,4 раза! Добрые партнерские отношения идут на пользу Тюменской области и на пользу республике Беларусь, – говорит Владимир Шугля, почетный генеральный консул Белоруссии. 

Так, сегодня в Тюмени активно используют тракторы «Беларус», устанавливают лифты белорусского производства, а также приобретают продовольственную продукцию.

Владимир Шугля,

почетный генеральный консул республики Беларусь в Российской Федерации, член общественной палаты РФ

В Тюмени пользуются популярностью и автобусы белорусского производства. В 2010 году «Тюменьавтотранс» приобрело две машины – МАЗ 206 и МАЗ 103. После успешной эксплуатации, городские чиновники одобрили приобретение еще 41 автобуса.

МАЗы, как оказалось, хорошо переносят суровый сибирский климат. Также яркие зеленые автобусы получили негласное одобрение горожан. В 2012 и 2013 годах тюменские автопредприятия закупили еще несколько партий: МАЗ-105, МАЗ-206 и МАЗ-103. Сегодня по тюменским улицам, в общей сложности, курсируют 207 белорусских автобусов разных марок.

жизнь белорусского народа на примере одной семьи

Мария Пискун — руководитель общественной организации, которая продвигает белорусскую культуру в массы — живет в Тюменской области всего несколько лет.

– Я родилась в городе Бобруйск (Могилевская область, Белоруссия). Там я прожила много лет, там родились все мои дети. Уже гораздо позже, в 1986 году, мы оказались в России. Сначала ехали сюда ненадолго — мужа отправили в командировку на восемь месяцев. Потом произошел Чернобыль. Мы все бросили и всей семьей экстренно уехали. Думали, что пробудем тут всего годик. Потом думали, что поживем три года… Вот так и получилось, что живем тут уже тридцать лет, – делится своей историей Мария Пискун.

Большую часть этого времени семья Пискун прожила в Лангепасе (ХМАО). В 2012 году они перебрались в Тюмень.

На фото: Мария Пискун в национальном костюме

В семье Пискун — 11 человек. Шесть из них — пять взрослых и 5-летняя девочка — поют в семейном вокальном ансамбле «Спадчына» (в переводе с белорусского — наследство или наследие). На фото: Мария и Николай Пискун с дочерьми и внучками:

Семейный музыкальный коллектив поет на народных праздниках и гуляниях. Непременный атрибут их выступления — национальные костюмы, на которых старинные орнаменты вышиты собственноручно.

На фото: участницы ансамбля «Спадчына» Вера Пискун (слева) и Ангелина Подкорытова (справа).

Жизнь в Тюмени и Бобруйске, по словам Марии Пискун, мало чем отличается:

– Тюмень мне очень сильно напоминает Белоруссию. И природа, и растительность, и грибы такие же… Погода хоть и отличается, но незначительно. Если бы кто-то предложил мне сравнить две страны, два города, то я бы не назвала каких-то серьезных различий, – говорит тюменка с белорусскими корнями. — Хотя по родине скучаю очень сильно… Там — родная земля, там — наши предки.

В семье Пискун принято общаться друг с другом на белорусском языке, особенно в дни национальных праздников. Но чаще всего, говорит Мария Иосифовна, речь получается смешанной.

В обществе — в магазинах, на работе — мы много говорим на русском языке. Но стараемся не забывать свои корни, поэтому в обязательном порядке учим наших детей говорить и петь на родном языке.

На фото: пример отличия русского и белорусского языков.

Обряды и обычаи белорусов

У белорусов очень много славянских, языческих и народных празднований и традиций. Многие из них схожи с русскими, а некоторые являются уникальными. Разобраться в этих обрядах журналисту NG72.ru помогла начальник отдела белорусской культуры ДНК «Строитель» Юлия Черепанова.

Обряд «Гуканне вясны». Этот белорусский обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных, в переводе словосочетание «гуканне вясны» значит «зазывание весны».

— Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет весна. Чтобы ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны», — объясняет Юлия Черепанова.

Концепция праздника схожа с Масленицей. В Тюменской области празднование «Гуканне вясны» стало уже традиционным. В 2016 году обряд проходил в деревне Плеханово Тюменского района.

Праздник «Юрье». Этот белорусский праздник посвящен первому выгону домашнего скота в поле. Слово «Юрье» означает имя бога, покровителя урожая. В Тюмени его также празднуют, правда, с меньшим размахом.

Праздник Ивана Купала. Этот старый славянский праздник — элемент белорусской культуры. День Ивана Купала отмечают в честь летнего солнцестояния. На фото ниже: маленькая тюменка в народных одеяниях на праздновании Ивана Купала в 2015 году.

Обряд «Багач». Обрядовое действо начинается на улице с обхода крестьянских подворий — таким образом белорусы собирают зерно на главный каравай «Багач» и приглашают селян на праздник в клуб, где проводятся белорусские игры, забавы, конкурсы песен и частушек, а также выставка-конкурс национальных блюд «Бульба – другi хлеб».

День Государственного герба. День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, по традиции, отмечается во второе воскресенье мая.

рушник

– У нас очень много народных обычаев и обрядов. Вышиваем крестиком, делаем рушники, – рассказывает Мария Пискун. – Участвуем в самых разных мероприятиях.

Рушник – это полотенце из домотканого холста. Белорусы используют рушники самыми разными способами. Ими оборачивают иконы, передают в дар, используют как покрывало, в рушнике держат каравай, некоторые растилают рушник на полу перед молодоженами, а некоторые используют на похоронах. Рушники (у разных народов — разное название полотенец) также есть у русских, украинцев, болгар, сербов, и других.

На фото: рушники с разными узорами.

По словам Марии Пискун, Могилевская область граничит с Украиной, поэтому у белорусов очень много похожих элементов в рукоделии. Иной раз часто возникают споры — кому принадлежит та или иная традиция. Иногда даже песни одинаковые попадаются, только разговорная речь разная.

Любопытный феномен белорусской культуры — изделия из соломки. Изделия из соломки — традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба.

В былые времена изделия из соломки предназначались для сохранения хлеба. Сегодня это рукоделие превратилось в настоящее искусство. Так называемый соломенный паук — символ благосостояния и богатства — колядное украшение белорусов. Кроме плетения, солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.

Белорусские песни и фольклор

Декан факультета музыки, театра и хореографии Лилия Демина давно изучает белорусский фольклор. Она рассказала, как обнаружила схожие мотивы в разных областях страны.

– Мы изучали фольклор Псковской области, на границе с Белоруссией, и для меня было настоящим открытием обнаружить схожий музыкальный материал и обряды, привезенные белорусскими самоходами, в Викуловском районе Тюменской области, – рассказывает Лилия Демина.

В целом, белорусский фольклор считается одним из самых богатых в славянском мире. С его помощью толерантность, достоинство и терпимость пропагандируются как традиционные христианские добродетели.

Белорусская кухня

Белорусы являются отменными кулинарами, особенно когда дело касается блюд из картофеля. Клубненосный паслен для республики Беларусь — это как морепродукты для Японии. Из картофеля готовятся многие национальные блюда: драники, колдуны, бабки, супы с галушками и клецками, и даже салаты.

Драники. На специальной терке трется сырая картошка. В общую массу добавляется яйцо и жареный лук.

– Если консистенция получилась не густой, то добавляем еще муки. Жарим и подаем к столу. Блюдо едят горячим, со сметанкой, – рассказывает Мария Пискун.

Колдуны. Если в картофельную массу добавить мясо, то получатся «ленивые колдуны». Чтобы сделать настоящие, необходимо готовить иначе:

– Тертую картошку нужно выжать, чтобы она была без сока (из сока делается крахмал, который потом можно использовать в приготовлении киселя). В получившуюся сухую картофельную массу добавляем фарш. Берите такой, какой обычно выбираете на котлеты. Затем сворачиваем мясо колобком в картофель и обжариваем, – делится Мария Пискун.

Дни белорусской культуры в Тюмени

Все, кто заинтересовался и хочет проникнуться культурой наших соседей, могут побывать на специальных днях, посвященных белорусской культуре.

В эту субботу, 3 декабря, состоится гала-концерт белорусских коллективов. На мероприятии также будет открыта выставка декоративно-прикладного народного творчества.

  • Этот материал является частью цикла «о народах и национальностях Тюмени». Читайте наши статьи о жизнь тюменских евреев, казаков, ненцев и армян.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники туркмении
  • Народные праздники тульской области
  • Народные праздники тувинцев
  • Народные праздники титульный лист
  • Народные праздники телеутов