Народные праздники волгоградской области

Однако традиции «сынов вольного Дона» сегодня означают не только связь с прошлым, но и возможность привлечь в наши края туристов со всей страны. В этом «АиФ»-НП» убедился, побывав в гуще праздника «Троица на Бузулуке».

Густой аромат цветов и скошенных трав, заливистые казачьи песни и веселые пляски, вкусные блюда и традиционные игрища – так в казачьей глубинке на северо-западе Волгоградской области в минувшие выходные отмечали один из самых любимых на Руси праздников – Троицу. 

Однако традиции «сынов вольного Дона» сегодня означают не только связь с прошлым, но и возможность привлечь в наши края туристов со всей страны. В этом «АиФ»-НП» убедился, побывав в гуще праздника «Троица на Бузулуке». 

Бой на мечах в интерактиве

Это событие, которое проходит ежегодно в Новоаннинском районе  – детальная реконструкция обрядов празднования Троицы в станицах и хуторах Верхнего Дона. Всё, как было у предков: начинаются торжества с хоровода под игровые песни. После этого участники выбирают царицу праздника и приступают к играм и конкурсам. 

Атмосфера такая, что на торжества всегда прибывает много людей не только из нашего региона, и из других краёв и областей. Едут и на машинах, и целыми автобусами. Многие выделяются яркими историческими нарядами донских, хопёрских казаков и казачек. Все дружно переносятся на пару столетий назад, во времена казачьей вольницы. 

– Праздник настолько популярен, что сюда приезжают гости и фольклорные ансамбли из Москвы и Санкт-Петербурга, – рассказывает потомственная казачка, художественный руководитель ансамбля «Покров» Виктория Путиловская. – Мы водим хороводы, участвуем в играх, вспоминаем тонкости интересных народных обрядов. 

Несмотря на то, что Троица – это девичий праздник, развлечения в этот день были и для мужчин. 

Казачий активист, атаман станицы Покровской из Волжского,  председатель региональной патриотической организации «Наследие» Николай Летуновский доставил на место празднования интерактивную площадку, где желающие могли не только пострелять из лука, но и проверить себя в спортивно-мечевом бою.

– Казак всегда должен быть готов к поединку с противником, – считает атаман Летуновский. – А если у него было свободное время, то даже в такие минуты он совершенствовал свои боевые навыки. В этом и есть наши традиции.

Погадать на суженого

Тем временем на воду в речку Бузулук спустили десятки свежесплетённых венков. Это один из любимых обрядов у участниц праздника. Девочки, девушки и молодые женщины плетут венки из веточек ивы и берёзы, полыни, донника, поют старинные песни и гадают на суженого.

– На Троицу один из старинных обрядов носил название «гадание на венке», его выбирали молодые казачки, мечтающие  найти себе пару, – говорит одна из гостий праздника из Подмосковья Валентина Королёва. – Считалось так – куда венок поплывёт, оттуда и жених придёт.

Девушка всегда плела венок старательно и украшала монетами, ленточками, платочками, бусинками, цветами.

Ещё один красочный обряд – это кумление. Участники проходят через живую арку из ветвей берёзы, припевая: «Кума, кума, покумись, целый век не бранись», словно вступая в новый, более удачливый и светлый период. 

Блины, пироги и рыба

Как отмечают организаторы праздника на Бузулуке, реконструкция обрядового действа проходит по кропотливо восстановленным историко-краеведческим материалам. Весомая их часть была почерпнута в ходе этнографических экспедиций по территории бывшего Хопёрского округа Всевеликого вой­ска Донского.

– Участники максимально погружаются в быт и эпоху наших предков, – отмечает руководитель культурно-досугового комплекса Новоаннинского района Инна Иванова. – На празднике обязательно выступает местный ансамбль старинной казачьей песни «Бузулук». И, конечно, мы потчуем дорогих гостей.

По традиции на Троицу угощают жареной яичницей с салом, пирогами, варёными яйцами, блинами, рыбой. 

Какому туристу не понравится такое? Равно как и увлекательные мастер-классы по изготовлению традиционных сувениров, кукол.

– В наше неспокойное время многие ищут национальную идею, способную объединить, – говорит глава Новоаннинска Сергей Егоров. – Да вот же она – русская культура, идентичность, наша история, родители, деды, прадеды. 

Похоже, что туристы, что с удовольствием едут в наши края, этот настрой разделяют.  И приехав раз, возвращаются ещё и ещё. 


Культуролог, менеджер социокультурных проектов Фёдор Ермолов: «Такие праздники, как «Троица на Бузулуке», – это больше чем фестиваль, это внутренняя потребность местного сообщества. Тут самое важное – дать возможность людям реализовывать и подтверждать свою идентичность. Созданные в нашем регионе на такой основе туристические продукты по-настоящему привлекательны. В Волгоградской области появляется всё больше событий такого рода, на которые можно посмотреть и куда можно влиться. Это не постановочное шоу для развлечения зрителей, а подлинно народные праздники. Когда люди получают возможность оставаться собой в рамках яркого события, это привлекает туристов и даёт реальный ресурс развития территории».


Духовный наставник казачьих обществ Волгоградской области, протоиерей Олег Кириченко: «Казачество – это особое явление в духовной жизни нашей страны. Второе рождение казачьи традиции пережили в регионе в конце 80-х годов прошлого века. Казачество неотделимо от православия, от понятия патриотизма. Этноказачий компонент, насыщенный духовностью, позволит нам воспитать поколение, которое по-настоящему любит родной край, знает и чтит традиции своих предков».

Какие ещё казачьи фестивали и праздники проводятся в Волгоградской области

ИЮНЬ

«Хопёрские зори Михаила Шолохова» (станица Букановская, Кумылженский район)

Эколого-краеведческий праздник проходит на красивейшей территории природного парка «Нижнехопёрский». Сюда съезжаются гости не только из области, России, но и из зарубежья. Он позволяет перенестись во времена прототипов персонажей романа «Тихий Дон», который Шолохов задумывал и начинал создавать именно в Букановской.

На празднике выступают известные фольклорные ансамбли, проходят ярмарка изделий народных умельцев и конкурс «Казачий стол», где гостей потчуют блюдами традиционной казачьей кухни. Кульминацией является традиционный потешный майдан «Казачьи игрища», на котором есть и конкурс казачек на меткое метание сковородки.

Контакты: Волгоградская обл., Кумылженский район, станица Букановская, ул. Лагутина, 77, +7 (84462) 6-51-81.

ИЮЛЬ

Фестиваль «Золотой щит – Казачий Спас» (Кумылженский район)

Региональный фольклорно-этнографический фестиваль традиционной казачьей культуры
(включён в «Национальный календарь событий»).

Гостями и участниками фестиваля становятся военно-патриотические клубы, секции русского рукопашного боя,  мастера русских боевых искусств, фольклорные ансамбли,  мастера народных художественных промыслов и ремёсел из разных уголков России.

В рамках фестиваля проводится семинар русских боевых искусств «Золотой щит». Это происходит на Хопре, в местечке Прорва напротив Кошав-горы. Его участники, юные кадеты,  живут в палаточном лагере. Завершает фестиваль большой гала-концерт.

Контакты: 8 (84462) 6-18-83 (отдел культуры и молодёжи администрации Кумылженского района), 8 (8442) 67-54-77, 67-52-78 (Волгоградский центр народного творчества). Подробности в социальной сети «ВКонтакте»: vk.com/zolotoysheet.


Все новости о ближайших турсобытиях сезона в Волгоградской области можно узнать: в «Агентстве развития туризма» (Волгоград, ул. Циолковского, д. 22, е-mail: info@welcomevolgograd.com), телефон/факс: +7 (8442) 95-95-19, +7 (8442) 95-75-90; в туристско-информа­ционном центре (Волгоград, ул. Гагарина, д. 12, e-mail: turinfo34@yandex.ru), телефоны: +7 (8442) 52-98-93, +7 (8442) 95-95-19.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Красота в шаговой доступности»

Культурные традиции народов Волгоградской области

Культурные традиции народов Волгоградской области

 Исторически сложилось так, что в процессе многовекового совместного проживания различных народов на территории нашей области складывались традиции взаимопонимания и уважения, создавались смешанные многонациональные семьи.  На территории Волгоградской области проживают представители более 130 национальностей.

Исторически сложилось так, что в процессе многовекового совместного проживания различных народов на территории нашей области складывались традиции взаимопонимания и уважения, создавались смешанные многонациональные семьи.

На территории Волгоградской области проживают представители более 130 национальностей.

 В Волгоградской области проживают более 14 тысяч азербайджанцев. В 2014 году при содействии азербайджанских организаций в Волгограде открыт парк имени национального лидера Гейдара Алиева.

В Волгоградской области проживают более 14 тысяч азербайджанцев. В 2014 году при содействии азербайджанских организаций в Волгограде открыт парк имени национального лидера Гейдара Алиева.

 В нашем регионе проживают около 8 тысяч белорусов. Общественная организация «Землячество белорусов» является инициатором проекта

В нашем регионе проживают около 8 тысяч белорусов. Общественная организация «Землячество белорусов» является инициатором проекта «Славянский праздник». Уже стало традиционным проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню единения народов России и Беларуси.

 Греки на территории Волгограда и Волгоградской области начали селиться сразу после Великой Отечественной войны. Целью их приезда было участие в восстановлении Сталинграда. Греческий народ на территории Волгограда представляет Областная общественная организация «Арго», которая ведет культурно-просветительскую и спортивную работу.

Греки на территории Волгограда и Волгоградской области начали селиться сразу после Великой Отечественной войны. Целью их приезда было участие в восстановлении Сталинграда. Греческий народ на территории Волгограда представляет Областная общественная организация «Арго», которая ведет культурно-просветительскую и спортивную работу.

 В нашем регионе проживают около 3 тысяч грузин. Гордостью общественной организации грузин «Иберия» является народный ансамбль кавказского танца «Саирме». За большой вклад в сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов России ансамбль «Саирме» награждён Дипломом Ассамблеи Народов России.

В нашем регионе проживают около 3 тысяч грузин. Гордостью общественной организации грузин «Иберия» является народный ансамбль кавказского танца «Саирме». За большой вклад в сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов России ансамбль «Саирме» награждён Дипломом Ассамблеи Народов России.

Представителей народов Дагестана объединяет в Волгоградской области Региональная общественная организация «Дагестан». Ежегодно по случаю Дня образования Республики Дагестан в Центральном концертном зале Волгограда проходит концерт с участием творческих коллективов.

Представителей народов Дагестана объединяет в Волгоградской области Региональная общественная организация «Дагестан». Ежегодно по случаю Дня образования Республики Дагестан в Центральном концертном зале Волгограда проходит концерт с участием творческих коллективов.

 На сегодняшний день в Волгоградской области проживают почти 1300 евреев. Художественные коллективы являются постоянными участниками всех праздничных мероприятий, проводимых силами общин, а также общегородских межнациональных мероприятий. Одно из выступлений вы сегодня увидите.

На сегодняшний день в Волгоградской области проживают почти 1300 евреев. Художественные коллективы являются постоянными участниками всех праздничных мероприятий, проводимых силами общин, а также общегородских межнациональных мероприятий. Одно из выступлений вы сегодня увидите.

 В Волгоградской области проживают почти 1600 калмыков. В Волгограде интересы калмыков представляет Городская общественная организация «Союз «Калмыкия – Волгоград

В Волгоградской области проживают почти 1600 калмыков. В Волгограде интересы калмыков представляет Городская общественная организация «Союз «Калмыкия – Волгоград». При активном участии этой организации в с. Солянка Волгоградской области в 2010 г. появилась буддийская ступа.

 В настоящее время в Волгоградской области проживают более 7 тысяч корейцев. По инициативе корейских организаций в Волгограде проводится областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов и Декады корейской культуры.

В настоящее время в Волгоградской области проживают более 7 тысяч корейцев. По инициативе корейских организаций в Волгограде проводится областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов и Декады корейской культуры.

 В настоящее время татары проживают на всей территории Волгоградской области, их более 24 тысяч человек. Татарский народ представляет Региональная национально-культурная автономия татар. Свыше 25 лет в нашем регионе проводится фольклорно-этнографический праздник «Сабантуй», который объединяет представителей всех национальностей, проживающих в регионе.

В настоящее время татары проживают на всей территории Волгоградской области, их более 24 тысяч человек. Татарский народ представляет Региональная национально-культурная автономия татар. Свыше 25 лет в нашем регионе проводится фольклорно-этнографический праздник «Сабантуй», который объединяет представителей всех национальностей, проживающих в регионе.

 Казахи на территории Волгоградской области проживают более 200 лет. В настоящее время эта вторая по численности национальность после русских, их более 46 тысяч человек. В Волгоградской области действуют несколько казахских общественных организаций, которые развивают культурные традиции казахов, развивают спортивное направление. Значительным событием в развитии культуры казахов стало создание ансамбля «Наследие», который стал украшением практически всех городских и областных культурных мероприятий.

Казахи на территории Волгоградской области проживают более 200 лет. В настоящее время эта вторая по численности национальность после русских, их более 46 тысяч человек. В Волгоградской области действуют несколько казахских общественных организаций, которые развивают культурные традиции казахов, развивают спортивное направление. Значительным событием в развитии культуры казахов стало создание ансамбля «Наследие», который стал украшением практически всех городских и областных культурных мероприятий.

 Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение.  Моя семья относится к смешанным семьям, поэтому в нашей семье соблюдаются и мусульманские и христианские обычаи. Я хотел бы остановиться на обычаях и традициях казахского народа, которые формировались под влиянием кочевого образа жизни и мусульманской религии.  Издревле, казахские семьи делились на 12 родов (шеркеш, адай, алтын, алаша, берш, кызылкурт, есентимир, маскар, таз, тана), моя семья состоит из двух сословий: дедушка из рода (ру) Адай (воинственный), а бабушка Шеркеш(смелый, самовольный). Каждое сословие в своем названии несет черты своего рода. Ру передается по мужской линии.

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение.

Моя семья относится к смешанным семьям, поэтому в нашей семье соблюдаются и мусульманские и христианские обычаи. Я хотел бы остановиться на обычаях и традициях казахского народа, которые формировались под влиянием кочевого образа жизни и мусульманской религии.

Издревле, казахские семьи делились на 12 родов (шеркеш, адай, алтын, алаша, берш, кызылкурт, есентимир, маскар, таз, тана), моя семья состоит из двух сословий: дедушка из рода (ру) Адай (воинственный), а бабушка Шеркеш(смелый, самовольный). Каждое сословие в своем названии несет черты своего рода. Ру передается по мужской линии.

 Отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством у казахов очень много. Так обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, манты, казы, шужук и.т.д., а также полезными напитками: кумыз, шубат, айран и конечно чай. 

Отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством у казахов очень много. Так обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, манты, казы, шужук и.т.д., а также полезными напитками: кумыз, шубат, айран и конечно чай. 

 Свои особенности имеет и воспитание детей, основанное на принципах нравственности и гуманизма. Невозможно не отметить уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков.  Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье.

Свои особенности имеет и воспитание детей, основанное на принципах нравственности и гуманизма. Невозможно не отметить уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков.

Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье.

 Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери - за ремеслами матерей, сыновья - за хозяйскими делами отцов, - постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так понемногу приобретая жизненные навыки уже к первому жизненному отрезку - мушелю, к 12 годам девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики - молодыми джигитами.  Некоторые традиции и обычаи казахского народа имеют религиозный характер.

Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери — за ремеслами матерей, сыновья — за хозяйскими делами отцов, — постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так понемногу приобретая жизненные навыки уже к первому жизненному отрезку — мушелю, к 12 годам девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики — молодыми джигитами.

Некоторые традиции и обычаи казахского народа имеют религиозный характер.

 Примечательно, казахи всегда придерживались мнения, что традиции не являются чем-то незыблемым и претерпевают изменения в ходе истории. Об этом свидетельствует народная мудрость: «У каждой эпохи свои законы, как и в горах — свои животные». Каждое новое поколение стремится поддерживать лучшие традиции, что дает возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков.  

Примечательно, казахи всегда придерживались мнения, что традиции не являются чем-то незыблемым и претерпевают изменения в ходе истории. Об этом свидетельствует народная мудрость: «У каждой эпохи свои законы, как и в горах — свои животные». Каждое новое поколение стремится поддерживать лучшие традиции, что дает возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков.

 Сегодня в Волгоградской области немало делается для сохранения культуры и традиций своих народов. Праздник любой национальности – это всегда общий праздник, праздник областной. Важно, что такие торжества выполняют еще и объединительную роль. Ежегодно проходят совместные мероприятия национальных объединений по чествованию ветеранов Великой Отечественной войны и оказанию им шефской помощи, а также помощи детским домам, «круглые столы» с участием лидеров национальных объединений и многое другое.  Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Их деятельность направлена на укрепление межнационального мира и согласия, развитие взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.

Сегодня в Волгоградской области немало делается для сохранения культуры и традиций своих народов. Праздник любой национальности – это всегда общий праздник, праздник областной. Важно, что такие торжества выполняют еще и объединительную роль. Ежегодно проходят совместные мероприятия национальных объединений по чествованию ветеранов Великой Отечественной войны и оказанию им шефской помощи, а также помощи детским домам, «круглые столы» с участием лидеров национальных объединений и многое другое.

Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Их деятельность направлена на укрепление межнационального мира и согласия, развитие взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.

 В Волгоградской области проживают около 28 тысяч армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построена Церковь Святого Георгия.

В Волгоградской области проживают около 28 тысяч армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построена Церковь Святого Георгия.

Армяне в Царицыне

Армяне в Царицыне

Армянская церковь в Царицыне

Армянская церковь в Царицыне

Армяне также активно участвовали в восстановлении разрушенного Сталинграда. Автором генерального плана заново отстроенного города стал Каро Семенович Алабян.

Армяне также активно участвовали в восстановлении разрушенного Сталинграда. Автором генерального плана заново отстроенного города стал Каро Семенович Алабян.

Народный ансамбль песни и танца «Артуйт»

Народный ансамбль песни и танца «Артуйт»

 Казачество в Волгоградской области составляет свыше 18 тысяч человек. Кадеты казачьих корпусов Волгоградской области стали традиционными участниками парадов на Площади Павших Борцов. С целью возрождения традиций, обрядов, народных промыслов донского казачества созданы самодеятельные коллективы, которые участвуют в различных праздничных мероприятиях.

Казачество в Волгоградской области составляет свыше 18 тысяч человек. Кадеты казачьих корпусов Волгоградской области стали традиционными участниками парадов на Площади Павших Борцов. С целью возрождения традиций, обрядов, народных промыслов донского казачества созданы самодеятельные коллективы, которые участвуют в различных праздничных мероприятиях.

Донские казаки

Донские казаки

Донские казаки или донцы — первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Донские казаки или донцы — первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Карта административного деления Области Войска Донского до 1918 года

Карта административного деления Области Войска Донского до 1918 года

Молодежный казачий отряд «Витязь» в городе Волгограде

Молодежный казачий отряд «Витязь» в городе Волгограде

Молодежный казачий отряд «Витязь» в городе Волгограде

Молодежный казачий отряд «Витязь» в городе Волгограде

 Иловлинский музей культуры и быта

Иловлинский музей культуры и быта

Волгоградский музыкально-драматический казачий театр

Волгоградский музыкально-драматический казачий театр

Гимн (с 1918 г.) Всевеликого Войска Донского. Всколыхнулся, взволновался  Православный тихий Дон,  И послушно отозвался  На призыв свободы он.   Зеленеет степь родная,  Золотятся волны нив  И, с простора долетая,  Вольный слышится призыв.   Дон сынов своих сзывает  В Круг державный Войсковой,  Атамана выбирает  Всенародною душой.   В боевое грозно время,  В память дедов и отцов,  Вновь свободно стало племя  Возродившихся донцов.   Славься, Дон! И в наши годы,  В память вольной старины,  В час невзгоды честь свободы  Отстоят твои сыны! Слова Гиляревского.

Гимн (с 1918 г.) Всевеликого Войска Донского.

Всколыхнулся, взволновался Православный тихий Дон, И послушно отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь родная, Золотятся волны нив И, с простора долетая, Вольный слышится призыв. Дон сынов своих сзывает В Круг державный Войсковой, Атамана выбирает Всенародною душой. В боевое грозно время, В память дедов и отцов, Вновь свободно стало племя Возродившихся донцов. Славься, Дон! И в наши годы, В память вольной старины, В час невзгоды честь свободы Отстоят твои сыны!

Слова Гиляревского.

 На сегодняшний день в Волгоградской области проживают более 10 тысяч представителей немецкой национальности. В Волгограде немецкий народ представлен общественными организациями и немецким культурным центром им. братьев Лангерфельд.

На сегодняшний день в Волгоградской области проживают более 10 тысяч представителей немецкой национальности. В Волгограде немецкий народ представлен общественными организациями и немецким культурным центром им. братьев Лангерфельд.

Сарепта

Сарепта

 В нашем регионе проживают более 35 тысяч украинцев, интересы которых представляют общественные организации. Организации постоянно оказывает помощь и поддержку ветеранам Великой Отечественной войны. Дети являются постоянными участниками народного конкурса детского рисунка «Мой родной край».

В нашем регионе проживают более 35 тысяч украинцев, интересы которых представляют общественные организации. Организации постоянно оказывает помощь и поддержку ветеранам Великой Отечественной войны. Дети являются постоянными участниками народного конкурса детского рисунка «Мой родной край».

Аллея национальных культур

Аллея национальных культур

Обычаи и традиции

          Возрождение и развитие традиционной народной культуры, сохранение и развитие культурного наследия остается приоритетным направлением в работе культурно-досуговых учреждений Руднянского муниципального района. Сохраняются традиции проведения народных массовых гуляний, праздники народного календаря, таких как «Масленица», «Рождество, Троица, «Иван Купала», «День семьи, любви и верности».

          В районе широко отмечают государственные праздники: 2 февраля — День Победы в Сталинградской битве, 9 мая — День Победы, 12 июня — День России, День Российского флага, День народного единства.

          С 2007 года в районе проводится Фестиваль патриотической песни и поэзии «Автомат и гитара». Целью проведения фестиваля является популяризация героического прошлого нашего народа. Участниками Фестиваля стали исполнители из многих регионов нашей страны и ближнего зарубежья.

Руднянское городское поселение отмечает день рождения поселка Рудня 28 августа (Успение Пресвятой Богородицы). 

Сельские поселения Руднянского муниципального района традиционно отмечают Дни села в даты православных праздников:

День села Лемешкино  – 20 июня (Троица).

В Лопуховском сельском поселении день села отмечается 7 августа (в Ильин день).

Козловское сельское поселение отмечает День села 21 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы).

7 октября (в Сергиев день) празднуют день села в Б.Судаченском, Ильменском и Громковском сельском поселении, 14 октября (Покров) в Баранниково и Новокрасино (Осичковское сельское поселение), 4 ноября (Казанской Божьей Матери) в селе Подкуйково (Осичковское сельское поселение).

В Матышевском и Сосновском сельских поселениях День села приходится на 21 ноября (Михайлов день).

 4 декабря (Введение во Храм Пресвятой Богородицы) завершают череду празднований Дней села Осички и хутор Ягодный Осичковского сельского поселения.

3321222

IMG 20210507 WA0043

IMG 20210609 WA0032

IMG 2376

IMG 2524

IMG 3352

IMG 3381

IMG 3386

IMG 3396

IMG 4089

IMG 4847

P1490856

«Праздник
как феномен традиционной народной
культуры в условиях современного досуга
сельского населения»

(на примере муниципальных культурно-досуговых
учреждений Алексеевского района
Волгоградской области)

Введение

С
глубокой древности праздники играли
большую роль в жизни человека. Они
синтезировали обряды и традиции
религиозной и повседневной жизни многих
поколений разных народов.

В
XX веке урбанизации, стремительных
общественных перемен, при наличии мощных
средств массовой коммуникации
прослеживается значительный кризис
праздничной культуры. Однако это не
означает уменьшения ее актуальности и
значимости для человека. Для того, чтобы
осмыслить важность праздника в жизни
личности и общества, необходимо, на мой
взгляд, раскрыть его сущность как
феномена традиционной народной культуры.

Культура
– это национальная память народа, то,
что выделяет данный народ в ряду других,
хранит человека от обезличивания,
позволяет ему ощутить связь времен и
поколений, получить духовную поддержку
и жизненную опору.

Изучение
культуры тесно связано с повторяемостью
исторических событий и фактов. Некоторые
из них предстают перед нами своеобразным
овеществленным комплексом. Важнейшим
из них является народный праздник —
синтезирующий в себе многосложное
явление этнической культуры. Знакомство
с новейшими исследованиями этой проблемы
дает возможность определить смысловое
содержание понятия. 

Народный
праздник – явление народной культуры,
проявление содержательно

наполненного
свободного времени народа. Это всегда
увлекательный спектакль, где

артисты
и участники – одно лицо, где как бы
само собой происходит

перевоплощение,
где в результате многократного
проигрывания одних и тех же

игровых
упражнений (песенных и танцевальных,
силовых состязательных)

происходит
накопление участниками практического
опыта культурного

времяпрепровождения.
Содержание народного праздника народа
имитирует жизнь,

создает
универсальную картину мира, вводит
человека в жизнь этой картины,

заставляет
его подчиниться определенным правилам
игры. Поэтому иногда

народный
праздник формирует поле для
психологической разрядки участников,

снятия
напряженности, агрессивности,
разрушительности и т.п. с помощью,

например,
смеховых форм деятельности участников,
а иногда сильнейшим образом

заряжает
души людей энергией и силой.

В
настоящее время
понятия
праздничной культуры, праздника, ритуала
относятся к числу основных в
культурологическом знании. Их содержанием
выступают традиции духовности. Для
современной России жизненно важным
становится то, чтобы духовность стала
всеобщим смыслом деятельности государства
и народа.
Однако в силу многих причин большая
часть духовного наследия и предметов
материальной народной культуры оказались
утрачены. Процесс безвозвратной потери
этого народного достояния продолжается
и в наши дни. Создается критическая
ситуация, при которой мы можем через
некоторое время лишить современное и
последующее поколение ценнейшего
достояния региональной народной
художественной культуры и тем самым
окончательно разрушить духовную связь
современников с культурными  традициями
и творческим опытом прошлых поколений.
Из этого следует, что проблема сохранения
традиционной
народной художественной культуры
приобретает важный характер 
Следовательно, анализ проблемы духовности,
ее реализации в человеческой деятельности,
в том числе и праздничной, приобретает
как теоретическое, так и практическое
значение.

Одной
из актуальных проблем исследования
праздника как феномена традиционной
народной культуры в условиях современного
досуга сельского населения являются
перспективы
его возрождения, успешного развития и
сохранения
.

Народные
праздники с их обрядовыми действами,
символами, многозначительными ритуальными
и символическими речами являлись и
являются мерилом нравственности.
Народная культура порождала и объясняла
жизнь, она была для человека хранителем
памяти и залогом бесконечности будущего.

На
мой взгляд, именно народные праздники
и обряды дают нам наибольшее представление
о трудовой деятельности и общественно-бытовом
укладе наших предков, их мировоззрении,
верованиях, мифологических представлениях.

Феномен
народного праздника — один из наиболее
устойчивых элементов духовной культуры.
Следует особо подчеркнуть, что праздник
всегда пронизывал культуру по вертикали,
приходя из прошлого и уходя в будущее.
Само существование праздника определяется
смыслосодержательным полем культуры.

В этой связи актуальность
выбранной темы

не
вызывает сомнений, так как в
нынешних условиях  поисков истоков
духовного возрождения  России 
важно поддержать свою национальную
культуру, сконцентрировать в себе
характер народа, воспитать достойную
личность, которая сможет развивать,
сохранять народные традиции России.

Цель
исследования :
разработать
методические рекомендации для сельских
клубных учреждений по успешному
возрождению, сохранению и развитию
народного праздника как феномена
народной культуры.

Задачи:

  1. Изучить
    методическую литературу по теме
    исследования

Рассмотреть
опыт работы муниципальных культурно-досуговых
учреждений Алексеевского района в
организации народного праздника.

Проанализировать
деятельность учреждений культуры
клубного типа Волгоградской области
по сохранению и развитию традиционной
народной культуры за 2013.

Проанализировать
возможные пути оптимизации клубных
учреждений по сохранению и развитию
традиционной народной культуры.

Предмет
исследования:
Народный
праздник как феномен традиционной
народной культуры в условиях современного
досуга

Обьект
исследования:
Факторы,
влияющие на перспективу возрождения,
успешного развития и сохранения народного
праздника  как
феномена традиционной народной культуры
в условиях современного досуга.

База
исследования

Стеженский сельский Дом культуры
,Алексеевского муниципального района.

Методы
исследования
анализ
специальной литературы; анализ текстовой
и статистической документации;
анкетирование, опрос, наблюдение,
социологические исследования.

Структура
выпускной квалификационной работы :
состоит ….

Практическая
значимость

данной выпускной квалификационной
работы состоит в том, что разработанные
методические рекомендации по успешному
возрождение сохранению и развитию
народного праздника как феномена
традиционной народной культуры могут
быть использованы не только сельскими
клубными учреждениями, но и домами/дворцами
культуры районного и городского уровня.

Рабочая
гипотеза исследования:
применение
методических рекомендаций по возрождение
сохранению и развитию народного праздника
как феномена традиционной народной
культуры позволит оптимизировать
деятельность клубных учреждений, с
учетом культурных запросов и интересов
населения.

    1. Исторические предпосылки возникновения народной праздничной культуры.

Праздник
как феномен народной культуры имеет
глубокие исторические корни, он
восходит к периоду каменного века, когда
возвращение древних охотников с добычей
воспринималось соплеменниками, как
большой праздник.

Переход
племён к оседлому образу жизни и занятия
земледелием сопровождались целой
системой праздников. Календарные обычаи
и обряды годичного цикла, связанные с
трудовой деятельностью народа — это
сложное общественное явление, своеобразное
отражение их социально-политической,
историко-культурной, этнической, духовной
жизни на различных этапах развития. Как
концентрированное выражение духовной
и материальной культуры народа,
календарные праздники несут на себе
печать этнической специфики. В тоже
время они отражают типологическую
общность человеческой культуры, влияние
историко-культурных контактов и связей.
Во все времена праздник воспринимался
как противопоставление будням. Сложность
и многогранность праздника как непременной
части человеческой культуры нашли своё
выражение и в его социальной
многофункциональности.

Так
можно отметить следующие функции
праздника: торжественное обновление
жизни; коммуникативную и регулятивную
функции, компенсаторную;
эмоционально-психологическую и
нравственно-воспитательную функции.

Праздники
органически вплелись в ткань повседневной
жизни людей и имели для них, в первую
очередь, культурное значение.

Чередования
будней и праздников характеризовало и
быт восточных славян, занимавших обильную
территорию — от побережья Финского
залива, Ладожского и Онежского озёр до
устья рек Дуная, Днепра и верховьев
Волги и Оки. К моменту возникновения
государственности в конце IX — начала ХХ
веков славяне имели достаточно развитую
праздничную культуру.

Наибольшее
количество праздников приходилось на
позднюю осень, зиму и раннюю весну, где
крестьянин получал некоторую передышку
от напряженного труда. Эти праздники
дошли и до нас: Масленица (проводы зимы),
святки (конец декабря — начало января),
праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24
июня) и так далее.

Во время
праздников члены крестьянской общины
устраивали пиршества за общим столом,
получившее название «братчины», как и
праздники в целом, не только помогали
людям восстановить психические и
физические силы, но восполняли функцию
единения для противостояния врагам.

Праздничная
культура славян

Природа
— это все то, что находится при Боге Роде.
Один из Законов Природы — цикличность.
Все в мире происходит сообразно циклам:
день сменяется ночью, осень — зимой,
после смерти идет рождение. Жить в ритме
с природой — значит жить по законам
Вселенной, а жить по законам Вселенной
— это быть здоровым, счастливым и пребывать
в достатке, Любви и равновесии.

.
Каждое время года имеет свой характер,
свое звучание и силу влияния на конкретной
территории.

Осенние праздники

Осенний
круг праздников у славян посвящен
почитанию Предков, потустороннего мира
и темных (тайных) Богов. Почитание Предков
неразрывно переплетено с циклом
праздников посвященных урожаю, который
начинается еще в летний период, со
Спасов, а оканчивается Овсенем. После
Овсеня начинается время, посвященное
Матери Земле и улаживанию (синхронизации)
жизни человека с процессами земли.
Последний месяц осени и начало зимы
целиком посвящены Предкам и тайным
Богам, ибо это наиболее опасное и студеное
время, когда людям нужна помощь и
одновременно защита от неведомых сил
Иного Мира.

Сентябрь

1
сентября. Семаргл. Праздник Свечи.8
сентября. Рожаницы. Вторая Пречистая,
Праздник Матери Земли. Бабье лето.

14
сентября. Ирий. Сдвиженье. День начала
строгого 9-дневного очищения Души и
Тела.

22
сентября Овсенев зачин. Осеннее
равноденствие. Волховские обряды.

25
сентября Овсень. Сивый Яр. Радогощь.
Световит. Празднуется на третий день
после осеннего равноденствия.

Октябрь

1
октября Покрова Матери-Земли.

15
октября Болотиха.

22
октября Осенние Деды, 27-й День от
Овсеня.

26
октября Мокоша Смещается на 8-ю пятницу
от Рожаниц.

 Ноябрь

1
ноября. День Сварога.

8
ноября Дыв. Мыха.

15
ноября День Мары.

21
ноября Веданье (Третья Пречистая — Матери
Земли).

24
ноября Праздник Доли (Судьбы). Свято
Доли.

29
ноября Калита.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Культура

В Волгоградской области сохраняют традиции народов России

В Волгоградской области сохраняют традиции народов России

Фото: пресс-служба администрации Волгоградской области

В 38 районах региона насчитывается более 40 центров национальных культур.

Как сообщили «Городским вестям» в облкомкультуры, в субботу, 8 октября, в историческом парке «Россия — моя история» состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Культурное наследие народов России: традиции и современность». В мероприятии приняли участие ученые и специалисты из девяти регионов страны, а именно специалисты по отечественной истории, краеведы, этнологи, социологи, искусствоведы, культурологи, представители общественных организаций, преподаватели учреждений дополнительного образования детей, учебных заведений высшего образования, руководители творческих коллективов клубов и домов культуры из Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Астраханской, Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской и Липецкой областей.

В ходе конференции было отмечено, что в 38 районах Волгоградской области насчитывается более 40 центров национальных культур (в частности, русской, украинской, казачьей, казахской, татарской, немецкой), объединений, общин, клубов, которые выполняют важную задачу по развитию и возрождению национальных традиций, праздников, видов традиционных художественных промыслов и ремесел, народной бытовой культуры.

Кроме того, в регионе функционирует более 300 фольклорных коллективов, в которых задействовано более 3000 человек, и около 200 клубов декоративно-прикладного творчества.

Самым важным мероприятием, который ежегодно с 1989 года проходит в Волгоградском регионе, является всероссийский фестиваль национальных культур «От Волги до Дона». Каждый год более 50 самодеятельных коллективов и более 200 мастеров декоративно-прикладного творчества из многочисленных регионов России и Волгоградской области представляют свою самобытную культуру, традиции, обычаи, песенное и танцевальное искусство.

Также в регионе проводятся крупные фестивали: «Эльтон – золотое озеро» в Палласовском районе, «Сабантуй» в Светлоярском районе, «Троица» в Котельниковском районе, «Золотой щит – казачий Спас» в Кумылженском районе.

Напомним, в сентябре в Волгоградской области состоялся межрегиональный гастрономический фестиваль «Дубовская лоза». В мероприятии приняли участие мастера декоративно-прикладного искусства, сыровары и виноделы, артисты, которые представили 15 муниципальных образований региона.

Гости фестиваля посетили выставку картин с тематическим названием «Виноградный натюрморт» и выставку-продажу мастеров «Посад Дубовка». Свою вкусную продукцию на главной площади фестиваля представили местные виноградари, виноделы и сыровары. Среди производителей вина хорошо известные «Вилла София» из Среднеахтубинского района, «Зимовецъ» из Волжского, «Гусевъ» из Дубовки. Ценители напитка уходили с праздника с полными сумками купленных товаров и в веселом настроении.

К слову, «Дубовская лоза», которую называют самым сочным фестивалем осени, каждый год привлекает все больше туристов, популяризируя традиции виноградарства. Также мероприятие знакомит их с культурным наследием района.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.

В Волгоградской области с размахом отметят 80-летие со дня Победы в Сталинградской битве.

Всего в честь 80-летия Сталинградской Победы в Волгоградской области запланировано около 250 основных мероприятий. В минувшие выходные в Волгограде уже состоялась масштабная военно-историческая реконструкция на Мамаевом кургане — жителям и гостям города показали эпизод заключительного этапа битвы на Волге операции «Кольцо».

В воскресенье на станцию Камышин-1 прибыл уникальный передвижной музей «Поезд Победы», который пробудет здесь до 30 января. Уникальный состав представляет собой современный музей на колесах с иммерсивной инсталляцией, которая размещена в вагонах поезда. Посетители подвижного музея могут окунуться в то тяжелое время, когда жизни людей разрушала война.

Также в воскресенье в Волгограде состоялись соревнования по мотокроссу в честь знаменательной даты — спортсмены штурмовали трассу «Максимка» в Советском районе Волгограда.

Однако основные мероприятия в Волгоградской области запланированы на 1 и 2 февраля, которые, напомним, в этом году для жителей региона стали выходными.

1 февраля:

-76-й Всероссийский легкоатлетический пробег. Старт в 8:30. Забег пройдет на набережной им. 62-й Армии.

Форум региональных отделений Российского исторического общества «Сохранение исторической памяти в условиях современных вызовов» пройдет в музее-панораме «Сталинградская битва». Начало — в 10:00.

-в 10:00 жители и гости Волгограда смогут посетить уникальный передвижной музей «Поезд Победы», который прибудет на железнодорожную станцию «Волгоград-1».

Публикуем полную программу праздничных мероприятий в Волгограде на 1 и 2 февраля

администрация Камышина

-Торжественное открытие бюстов Сталина И. В., Жукова Г. К., Василевского А. М. пройдет в 14:00 на территории музея-панорамы «Сталинградская битва».

-На Мамаевом кургане, железнодорожном вокзале, музее-панораме «Сталинградская битва», на Аллее Героев и верхней террасе набережной им. 62-й Армии в 18:00 стартует историко-патриотический проект «Мост Памяти». На Аллее Героев и набережной показ аудиовизуальных произведений искусств будет вестись круглосуточно.

2 февраля:

-В 8:30 пройдет церемония возложения венка и цветов на территории мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

Парад войсковых частей Волгоградского территориального гарнизона пройдет на площади Павших Борцов. Начало — в 10:00.

Публикуем полную программу праздничных мероприятий в Волгограде на 1 и 2 февраля

ГУ МЧС по Волгоградской области

-К 10:00 на железнодорожную станцию «Сарепта» прибывает передвижной музей «Поезд Победы».

-На территории авиационно-спортивного клуба имени Героя Советского Союза А. М. Числова в 12:30 стартует военно-историческая реконструкция, посвященная 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

-В музее-панораме «Сталинградская битва» в 13:00 пройдет открытие выставки «Знамена Сталинградской Победы».

-В Волгоградской филармонии состоится торжественное собрание и праздничный концерт, посвященные 80-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Начало — в 15:00.

Спектакль-концерт «Живые и мертвые», участниками которого станет камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Героя Труда Российской Федерации, народного артиста СССР Юрия Абрамовича Башмета. Начало — в 18:00.

Завершится день зрелищными салютами, которые прогремят в 21:00 во всех районах областного центра. Посмотреть салют в Траткорозаводском районе можно будет на площади имени Дзержинского, в Краснооктябрьском районе — у «Царицынской оперы», в Центральном районе — на территории у музея-панорамы «Сталинградская битва» и на нижней террасе Центральной набережной, в Ворошиловском — на площади Советской, в Дзержинском районе — в парке Героев-летчиков, в Советском — на площади перед Комплексом культуры и отдыха, в Кировском районе — в сквере Доблести и Славы, в Красноармейском районе — на бульваре им. Энгельса.

Напомним, ранее ИА «OBLVESTI» также рассказали, где 1 и 2 февраля в Волгограде будут перекрыты дороги, а также по каким адресам будут организованы парковочные места.

В Волгоградской области проживает около шести тысяч представителей этого самобытного народа. О некоторых особенностях чувашской культуры рассказал «Вечерний Волгоград.ру».

По представлениям чувашей, каждый человек обязан сделать два важных дела в жизни: поухаживать за стариками-родителями и вырастить детей хорошими людьми. С особым почетом в этой культуре относятся к матери.

Еще в старину в чувашских семьях царило равноправие. Старики говорили: «Мужчина – царь в доме, женщина – божество».

Самым страшным проклятием считалось материнское, такое обязательно сбудется. Поэтому относиться к женщинам следует только с почтением.

У чувашей много национальных праздников. Так, год для них начинается с Сурхури, который отмечают целую неделю. По времени он совпадает со Святками, и на него также принято гадать, проводить обряды на хороший урожай и достаток в семье, устраивать танцы и игры.

А вот аналогом Масленицы у чувашей считается праздник Саварни. Во время народных гуляний люди также наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. 

Подробнее о традициях чувашей и об их кухне читайте в материале «ВВ.ру».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники во вьетнаме
  • Народные осенние праздники кузьминки сценарий
  • Народные октябрьские праздники
  • Народные обычаи праздника покрова богородицы
  • Народные обряды праздники традиции на урале