Народные праздники ямала

Народные праздники и традиции коренных народов ЯНАО. Исследовательская работа ученика 3 "Б" класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

ЯНАО, город Губкинский

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………..3 стр.
  2. Дни большой радости……………………………………………3 стр.
  3. День оленевода……………………………………………………3 стр.
  4. День рыбака………………………………………………………4 стр.
  5. «Медвежий праздник»……………………………………………5 стр.
  6. Заключение………………………………………………………..6 стр.

Введение.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Это отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Дни большой радости.

Как известно, у ненцев традиционные народные праздники, называются днями большой радости. Это — день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба. День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни не разу не отмечает день своего рождения. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками женщины, которые принимали роды.

Из истории известно, что ненцы поклоняются духам. Поэтому пока взрослые отмечают рождение ребёнка, дети в это время выдумывают всевозможные небылицы о том, что может ребёнка принёс какой-то дух или он сам прилетел на крыльях, как дух.

День оленевода.

Нам известно, что большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – День оленевода, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространёнными являются гонки на оленьих упряжках, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках, красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают красоту бега оленей, их окраску.

Для того, чтобы вырастить крепкого, быстрого и красивого оленя, оленеводу нужно заботиться о стаде. Надо следить, чтобы на пастбище хватало корма, защищать оленей от волков, лечить больных животных, следить чтобы они не отстали и не заблудились.

Традиционным развлечением на празднике оленевода является метание тынзея (аркана) на поставленную вертикально палку. Таким образом ненцы учили своих детей как правильно заарканить оленя. Так же традиционным развлечением является бросание топора на дальность. У ненецких детей так вырабатываются ловкость, а с помощью стрельбы из лука меткость для охоты.

Интересны на дне оленевода соревнование по прыжкам через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через тридцать и более нарт без отдыха. Такие соревнования ненцы устраивают своим детям, чтобы они были выносливыми и быстрыми. Одна из забав ненецкого народа перетягивание палки сидя, упершись друг в друга ступнями ног. С раннего возраста дети играют в такую игру, чтобы быть сильными.

Но на Дне оленевода все эти виды соревнований – мужские. Женщины в этот день готовят национальные угощения (оленье мясо, струганина). Также женщины готовятся к ярмарке, на которой продают изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и так далее).

День рыбака.

        Один из самых известных праздников коренных жителей ЯНАО, считается День рыбака. Но так как основная заповедь ненцев-рыбаков гласит: «Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!», то даже в этот праздник много рыбы не вылавливают. Сам праздник же празднуется в летнее время года и может сопровождаться различными соревнованиями в виде гонок на лодках, ловли рыбы. На празднике угощают ухой и устраивается ярмарка.

«Медвежий праздник».

        В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». Этот праздник проводится, как и периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

        По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь. Повелел жить на земле добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

        Праздник празднуется в жилище охотника, который убил медведя. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Перед ней ставят берёзовый нарост – чагу. Почётные места с обеих сторон стола должны занять шаман и охотник.

        Перед приездом охотника с медвежьей головой, должны прогреметь семь выстрелов, и в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не просто зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и чтобы душа убитого не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а потом задобрить её – в этом традиционный смысл «Медвежьего праздника».

Обряд очищения перед душой медведя заключается в том, что после того, как голову медведя бережно положат на «священный стол», к ней наклоняются для прощения. Охотнику первому нужно извиниться перед головой, просить у неё прощения за то, что выследил и убил зверя семью стрелами. После ритуальной части начинается костюмированное представление, звучат обрядовые песни. Пляшут и поют женщины и девочки.

Раньше праздник отмечали на несколько дней. Заканчивал праздник шаман, предлагал выйти всем во двор. Но представления могли продолжаться и на улице. Все дни, в этот праздник, восхваляют медведя и извиняются перед ним. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Шкура, часть морда, губы, череп – считаются священными и хранятся отдельно.

Заключение.

        Можно сказать, что народные праздники открывают путь к освоению национальной культуры, знакомят нас с традициями и обычаями народов севера.

        Существует ряд обычаев, традиций и праздников, которые сохранились до настоящего времени, благодаря которым мы узнаём и изучаем историю северных народов.

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа №3» г. Тарко-Сале

Ямало-Ненецкого
Автономного округа, Пуровского района

Конспект
урока  музыки
в 5 классе

«Праздники
и обычаи народов Ямала». «Ненецкие народные праздники
»

подготовила

учитель
музыки

Лемешева
Эльза Викторовна

г.
Тарко-Сале

 2014г

 Тема: «Ненецкие
народные праздники»

Цели и
задачи:

1.      Изучить
историю наследия коренных народов Ямала.

2.      Расширить знания о народных традициях  Ямала.

3.      Познакомиться
с историей  музыкального искусства северных
народов.

       
Оборудование:
Интерактивная доска, музыкальный центр, изделия
национальных промыслов.

.

Содержание: 

 Вед:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по
родному краю, в котором мы живём, по нашему Ямалу!

Вы знаете,
какие народы живут на Ямале? Давайте назовём эти национальности.

Ответ
детей:

Ханты, ненцы.

Вед: Правильно.
И сегодня мы познакомимся поближе с культурой Ненецкого народа.

  Слайд
1

Звучит
ненецкая песня «Колокольчик» в исполнении Гавриила Лагей

Вед: Традиционная
культура народов Севера (ханты, и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она
была максимально приспособлена к природным условиям их обитания и была
подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Слайд
2

НЕНЦЫ
коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири. Выделяются две
этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по
фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры.
Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания
является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.

Как
известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни большой
радости.

Слайд
3

Это — день
рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой
семьи — свадьба.

День
рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет
пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца
своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как
проходили его именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок,
одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это
небольшие подарки: например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы
для гигиенических процедур и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым
перерезалась пуповина.

В
результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали
отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего
оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю): 

Слайд
4

25
марта – Ворна  яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным
местам);
9 мая – Николя  яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

В
исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: Ненцы-старожилы
помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали весенний праздник
одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк это событие
происходило так.

Род Панхи  Пяк
ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву Богам Воды, Неба и
Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую важенку к
дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из него
узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к
востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи,
подняв голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров
оленю брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая
кровь заполнила брюхо, человек, который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой
оленьей крови и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в
быстрое течение реки, при этом, наклонившись над водой, произнося священную
молитву Богу-духу Воды.

Слайд
5

«Вездесущий,
дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа
моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн.
Сохрани поголовье наших оленей».

Закончив
священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили
рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем временем
забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба — Грому.
И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её и
берёзу у корней. При этом произносится молитва:

Слайд
6

«О великий
хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя,
сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи,
ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары.
Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии».

Все
сородичи Панхи  Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и
чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от
того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

Дети
исполняют «Танец оленей»

Слайд
7

Вед: День
оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с
их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа,
проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом
празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными
являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки
через нарты, перетягивание палки.

Слайд
8

Интересны
традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно
столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг
другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала
в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны
перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Слайд
9

Палку
перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
        Слайд 10

Тынзей
мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают
на дальность.

Гонки на
оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени,
упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В
зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на
скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их
окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.

       Все
эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на
оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры —
в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например,
при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Слайд
11

На День
оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина).
Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов.

В
исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: На этом
наше первое путешествие по просторам Ямала закончилось. Мы ждём вас на
следующую встречу, где расскажем вам о традициях народа Ханты.

Слайд
12

Список
использованной литературы

1.      Балучевский
Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. — 10-е изд.- Л.:
Музыка, 1990.- 344с.

2.      Большая
Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3-е изд. М.:
«Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.

3.      Владимирский
С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 — 46

4.      Земля
Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115

5.      Кулемзин
В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская
издательская фирма, 1992.- С.126

6.      Неща
(лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев.
Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. — М.: 2004.- С.53

7.      П.
Турутина , почётный гражданин Пуровского
района  //«Северный луч», 2003.-6 июня. С.12

8.      Хомич Л.В.
Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- 336 с.

9.      Ямал:
Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард; Тюмень:
Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360

Использованные
материалы и Интернет-ресурсы

1.      http://clubs.ya.ru/46116860184…

2.      http://www.rgo.ru/strana-v-lic…

3.       foto.eurasialand.ru›oleni/ Фотоальбом
«День оленевода в Надыме

4.      http://foto-planeta.com/photo/… Праздник
оленевода

5.      http://fotki.yandex.ru/users/m…
Искусство, народное творчество

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.

Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.

Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.

Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума – три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.

По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления – снег, дождь, молния.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв – хозяин земли, ид ерв – хозяин воды, яха ерв – хозяин реки, то ерв – хозяин озера, пэдара ерв – хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.

Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.

Большим почтением пользовались духи Я ерв – хозяин земли и Я ерв не – хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Обряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко – источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.

В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями – лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около посёлка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растёт, используют сухую лиственницу, привезённую с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов – сядэй, кладут рога жертвенных оленей.

Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов-покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте – у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» – покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения нгытарма умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились, как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы – только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Источники: www.narodru.ru www.nenets.ru www.russia.rin.ru

Праздничный стол

Праздничный стол в День Вороны

Вороньи гнезда

Вороньи гнезда

Танец ворон

Танец ворон

В костюме вороны

В костюме вороны

Особенности праздников Севера

Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников связанных с временами года.

Вследствие особых климатических условий Крайнего Севера род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена занимались оленеводством, другие рыболовством. Это сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. У чукчей оленеводов основными и наиболее красочными праздниками в течение года являются несколько таких.

Пэгытти

Пэгытти — чукотский Новый год, проводится в дни зимнего солнцестояния, 21 — 22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она называется Пэгытти. Оленные люди издавна считали что небесные светила влияют на жизнь людей. И именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд.

При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. На праздник собираются люди из нескольких стойбищ.

Килвэй

Килвэй — это Праздник рождения телят. Проходит он в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.

detenysh

Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Вот из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо. Из свежего щавеля — варят рымавыт. Делают оленью колбасу. Из зелени мастерят фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.

roga-i-kopyta

После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэ еще называют Праздником Рогов. В день праздника, до восхода солнца на подготовленном заранее месте, на ивовые кусты укладывают рога разветвлением в сторону от яранги. На них кладут шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.

Выльгыкоранматйэмын

Выльгыкоранматйэмын — это праздник осени, Праздник «молодого оленя». В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда костер разгорится, двое мужчин берут доску на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем якобы охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов. Так сжигают — усталость и отгоняют злые духи.

Prasdnik olenya

Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого жертвенного оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места что бы отогнать злых духов и что бы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.

Из туши оленя вырезают самые лакомные куски, ложат на специальное блюдо, нарезают кусочками и готовят жертвенное блюдо «инэнинтыткуркын». Рядом со входом в ярангу разводят костер на котором жарят печень, губы, копыта, и здесь же едят. Ребра сжигают в костре. После того как костер прогорит, на его месте садят куст ивы. Его укрывают так называемой «земляной ярангой». Есть примета, по которой если весной куст зазеленеет, то значит род жителей стойбища не угаснет, а наоборот будет процветать. Праздник Выльгыкоранматйэмын продолжается два дня. В эти дни важенок, у которых нет телят, забивают. Это делают под звуки бубнов и под камлание шамана.

Тыркыльыкоранмат

Тыркыльыкоранмат или День быка. В основу этого праздника положен обряд Благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь. На огне сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы.

Ritual

Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают Обряд Благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.

Ritualny tanez

Со стороны это выглядит несколько комично, потому как у танцующих руки болтаются вдоль туловища, а в такт ударом бубна, танцующие на полусогнутых коленях качаются из стороны в сторону. Но что поделать, таков обычай.

У чукчей морских охотников есть свои праздники. Основные из них это: Праздник кита, Первый спуск байдары и Праздник моржа. Это тоже культовые праздники в знак благодарности за успешную охоту.

Польа

ПольаПраздник Кита, самый известный и яркий праздник все жителей побережья Северного Ледовитого Океана. Проводится в конце августа, сентябре. Принято накануне праздника встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает все поселение. Когда прибуксируют кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительницы национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром Тушу кита выволакивают на берег. Потом охотникам дают специальные ножи, и они отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.

vyrezka-polosok

В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.

Все охотники приходят так называемый благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей. Из пластов снега с одной стороны возводят стенку. Устанавливают колья, на которых ложат весла, а сзади руль от байдары, делают, так сказать, символ байдары на суше.

Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок»«, и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Женщины воспроизводят охоту на кита в так называемом сидячем танце. После чего такой же танец исполняют и охотники. Это по сути своеобразное соревнование, победителям которого вручают призы. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.

Атыгак

АтыгакПраздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.

baidaru na vodu

Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.

Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.

Наскуныхкылык

Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.

Rejut morja

Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.

И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.

Вурна Хатл

Вурна Хатл — Вороний день празднуют 7 апреля каждого года. Весенний праздник Вурна Хатл, что по-русски означает Вороний день – это день прилета на Север первых птиц, вестников того что и сюда пришла весна и природа пробуждается после долгой зимней спячки. Название праздника Вороний День связано с тем что обычно первыми прилетают вороны, которых все народы Севера ворон считают самыми умными птицами и почитают их, потому как Ворона считается древней покровительницей матерей и младенцев.

Вороньи гнезда

В мифах северных народов Ворона вестник весны, своеобразный символ пробуждения и обновления природы. Вороны первыми прилетают, они начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. На Севере, где зима длится девять месяцев, весну ждут с большой надеждой и считается что как только улетающие осенью вороны, возвращаются в родные места, то скоро обязательно будет тепло. В день праздника на ветки деревьев, чаще всего березы, вешают связки калачей и баранок, повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, этим самым желая своим близким наилучшего в жизни. Устраиваются танцы и песнопения, в которых прославляются вороны.

В костюме вороны

Танцовщицы надевают на себя вороньи костюмы и в них изображают танец Вороны. Вороний день связывают с богиней, которая помогает во время родов. Если праздник пройдет достойно, в семье родятся здоровые дети, а оленихи принесут здоровых оленят. Поэтому праздник проводят задорно и весело.

Танец ворон

Вороний день раньше считался чисто женским праздником, которые верят что вороны приносят с собой радостную весть о приходе весны. Праздник Вороний день выражает заботу о детях, стремление к лучшей жизни и благополучие в семье. В предверии этого праздника все женщины занимаются приготовление разнообразной еды. Считается что на праздничном столе должно быть не менее десяти разных блюд.

Праздничный стол

В Вороний день кроме приготовления еды нельзя заниматься ни какой другой работой, в этот день нельзя ни шить, ни рубить лес, ни колоть дрова, все делается накануне. В конце дня все празднующие собираются за столом, накрытым национальными блюдами.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. ТаркоСале

ЯмалоНенецкого Автономного округа, Пуровского района

Конспект урока музыки

в 5 классе

«Праздники и обычаи народов Ямала Ненецкие

народные праздники»

подготовила

учитель музыки

Лемешева Эльза Викторовна

г. ТаркоСале

2012г

Тема: «Ненецкие народные праздники»

Цели и задачи:

1. Изучить историю наследия коренных народов Ямала.

2. Расширить знания о народных традициях Ямала.

3. Познакомиться с историей музыкального искусства северных народов.

Оборудование: Интерактивная доска, музыкальный центр, изделия национальных

промыслов.

.

Содержание:

Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие

по родному краю, в котором мы живём, по нашему Ямалу!

Вы знаете, какие народы живут на Ямале? Давайте назовём эти национальности.

Ответ детей: Ханты, ненцы.

Вед: Правильно. И сегодня мы познакомимся поближе с культурой Ненецкого

народа.

Слайд 1

Звучит ненецкая песня «Колокольчик» в исполнении Гавриила Лагей

Вед: Традиционная культура народов Севера (ханты, и ненцев) складывалась на

протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их

обитания и была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к

другому.

Слайд 2

НЕНЦЫ коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири.

Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы,

различающие по фамильнородовому составу, диалекту, некоторыми особенностям

культуры. Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания

является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.

Как известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни

большой радости.

Слайд 3

Это день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец,

создание новой семьи — свадьба.

День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет

пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей

жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как проходили его

именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок, одариваются

подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки:

например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы для гигиенических процедур

и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина.

В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали

отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего

оленеводческопромыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):

Слайд 4

25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);

23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);

9 мая – Николя яля (начало ледохода);

29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);

20 июля – Ильин яля (середина лета);

15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);

1 сентября Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);

Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

В исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: Ненцыстарожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки

отмечали весенний праздник одаривания небесного БогаГрома оленем. В роде Панхи Пяк

это событие происходило так.

Род Панхи Пяк ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву

Богам Воды, Неба и Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую

важенку к дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из

него узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к

востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи, подняв

голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров оленю

брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая кровь

заполнила брюхо, человек, который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой оленьей крови

и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в быстрое течение реки, при

этом, наклонившись над водой, произнося священную молитву Богудуху Воды.

Слайд 5

«Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не

забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных

волн. Сохрани поголовье наших оленей».

Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя

положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем

временем забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба

Грому. И сделали из веточки образсимвол Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её

и берёзу у корней. При этом произносится молитва:

Слайд 6

«О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони.

Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много

дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары.

Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии».

Все сородичи Панхи Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью

кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от

того, что исполнили долг перед Богом Неба.

Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

Дети исполняют «Танец оленей»

Слайд 7

Вед: День оленевода традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев,

связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или

округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом

празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются

гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты,

перетягивание палки.

Слайд 8

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт

(обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг

другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в

одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны

перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Слайд 9

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).

Слайд 10

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор

бросают на дальность.

Гонки на оленьих упряжках красивое, захватывающее зрелище. Отбираются

лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна.

В зависимости от сезона запрягают четырешесть оленей. Состязания проводятся на

скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску

(наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.

Все эти виды соревнований мужские. Женщины изредка участвовали лишь в

гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские

игры — в жмурки, колечко, имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так,

например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Слайд 11

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо,

струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных

промыслов.

В исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: На этом наше первое путешествие по просторам Ямала закончилось. Мы ждём

вас на следующую встречу, где расскажем вам о традициях народа Ханты.

Слайд 12

Список использованной литературы

1. Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. 10-

е изд.Л.: Музыка, 1990.344с.

2. Большая Советская Энциклопедия. 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3е изд.

М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.

3. Владимирский С. О чём поёшь, нарсюх? //Мир Севера 2001.№6.С.44 — 46

4. Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115

5. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: ВО «Наука»,

Сибирская издательская фирма, 1992.С.126

6. Неща (лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев.

Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. М.: 2004.С.53

7. П. Турутина , почётный гражданин Пуровского района //«Северный луч», 2003.6

июня. С.12

8. Хомич Л.В. Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.336 с.

9. Ямал: Энциклопедия ЯмалоНенецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард;

Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.С.360

Использованные материалы и Интернетресурсы

1. http://clubs.ya.ru/46116860184…

2. http://www.rgo.ru/strana-v-lic…

3. foto.eurasialand.ruoleni/ Фотоальбом «День оленевода в Надыме

4. http://foto-planeta.com/photo/… Праздник оленевода

5. http://fotki.yandex.ru/users/m… Искусство, народное творчество

Кто-то следит за страницами календаря, чтобы знать, когда будет тот или иной праздник, а кто-то – за явлениями природы.

У северных народов много общего. Языки ненцев и селькупов относятся к одной – самодийской группе. Сходны их традиционные занятия: все занимаются оленеводством, охотятся и ловят рыбу. Вот один из весенних обрядов селькупов – обряд оживления бубна.

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана – это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествие на небо.

Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и нередко называли себя орлиными или тетеревиными людьми.

Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Её кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достаёт». Изображая своё пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льёт пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своём ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достаёт».

Ненцы – народ, который живёт на самом «краю земли», на полуострове Ямал и землях северо-запада России. Их быт сохраняется неизменным на протяжении 8000 лет. Интересные факты об образе жизни самого многочисленного из коренных народов Севера – в материале ниже.

Кто они: ненцы или самоеды

В тундровых районах, прилегающих к Северному Ледовитому океану, живут коренные народы, называемые самоедами или самодийцами. Всего выделяют 5 самодийских групп:

  • ненцы;
  • энцы;
  • нганасаны (устаревшее название – тавги);
  • селькупы (остяки);
  • камасинцы.

В их образе жизни много общих черт, но есть и отличия. Поэтому все ненцы относятся к самоедам, но не все самоеды – это ненцы. Ненецкие кочевники мигрируют со стадами оленей от восточного побережья Белого моря до полуострова Таймыр.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненцев делят на евразийских и азиатских, тундровых и лесных, отмечая различия в языке, образе жизни и культуре. Европейские живут в Ненецком автономном округе Архангельский области, азиатские — на Ямале, в Ханты-Манскийском автономном округе, Красноярском крае. Лесные – жители междуречья Енисея и Оби. Тундровые живут в тундрах Кольского полуострова и в низовьях Енисея.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Происхождение, генетика и антропология

В формировании ненцев принимали участие самодийские роды и аборигенное население тундровой и лесотундровой зон, а также другие народы Южной Сибири.

Предположительным местом, откуда произошла миграция предков ненцев, считают территорию рядом с реками Обь и Иртыш, а также Прибайкалья. Это произошло в I тысячелетии. В связи с обширной территорией проживания, сформировались две группы ненцев: лесные и тундровые. Тундровые ненцы являются большинством.

Большинство ненцев принадлежат к Y-хромосомной гаплогруппе N1a: N1a2b и N1a1a. Также встречаются гаплогруппы R1a и Q. Из митохондриальных гаплогрупп распространена гаплогруппа N2.

Наиболее генетически близки ненцы оказались к хантам и манси, а из восточно-сибирских популяций — к эвенам и хори-бурятам. Около 38% ненецкой родословной можно отнести к общей с эвенами.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненцы Таймыра (o-tendencii.com)

Также было обнаружено родство ненцев, хантов и манси с коренными американцами из Анд, что свидетельствует об их общей генетической истории. Учёные объясняют такой результат генетической связью как западных сибиряков, так и коренных американцев с древними северными евразийцами.

По антропологическим признакам ненцы относятся к уральской контактной малой расе. В них сочетаются признаки европеоидов и монголоидов, и чем дальше на восток, тем ярче выражены признаки монголоидности.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут, Андрей Бурмистров, Александр Харитонов, Марина Пешкова, nazaccent.ru

Обычный ненец невысокого роста (около 158 см), коренастого телосложения, широколицый, борода почти не растёт, кожа смуглая, глаза карие.

В 1994 году учёным встретилась группа кочевников, почти не имеющая контактов с внешним миром. Они использовали инструменты и сани, аналогичные найденным в археологических раскопках, датируемых 8000-летней давностью. Учитывая схожесть саней и инструментов, учёные сделали вывод, что образ жизни кочевья тоже не менялся на протяжении всего этого времени.

По вопросу расселения древних самоедов на территории Саянского нагорья приняты две теории.

Первая гласит, что самоеды приполярной зоны двинулись на юг, заселяя Саяны и Алтай (теория Страленберга). Вторая диктует противоположный путь миграции: тюрки вытеснили с Саянского нагорья племена протосамоедов, отчего те отступили к берегам Северного Ледовитого океана, где встретились с аборигенами Арктики. Так появились современные ненцы.

Некоторые исследователи считают, что таинственные сихиртя из мифов саамов были тем местным народом, с которым пришельцам с Саян пришлось вступить в контакт.

Численность

Ненцы считаются самым многочисленным малым народом России. По данным переписи 2010 года, в стране живет 44,8 тысячи ненцев. Из них от 10 до 35 тысяч ведут кочевой или полукочевой образ жизни.

Когда приходит зима, на Ямале замерзают все водоёмы. Благодаря этому ненцы со своими оленями покидают летние пастбища на севере и передвигаются на юг, к зимним местам выпаса. Они проходят тысячи километров и двигаются по тем же маршрутам, что и их предки.

В отличие от скандинавских саамов, пересевших на снегоходы, российские ненцы следуют по традиционным маршрутам миграции на оленьих упряжках. В безлесой тундре на полуострове Ямал летом живёт около 50 ненецких групп численностью от 12 до 50 человек. Осенью они мигрируют под защиту таёжных лесов. У каждой группы есть своя закреплённая за ней территория.

Их традиционное занятие – крупностадное оленеводство. Всего в стадах Ямала насчитывается до 500 тысяч оленей. Рыболовство здесь менее развито.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненец сидит перед стадом северных оленей на полуострове Ямал, под их ногами в меховых сапогах находится достаточно газа, чтобы мир топился ещё лет пять. (REUTERS/Denis Sinyakov)

Ненецкие олени

Олень – основа жизни коренных народов Севера. Ритм жизни ненцев определяется их оленями. Именно за этими животными они следуют на летние пастбища, а когда снова приходит тепло ― на зимние.

Дикого оленя они называют «илебц», что означает «дающий жизнь». Олень – источник пищи, покрытия чума, одежды, предметов быта. В оленьи шкуры заворачивают младенцев и умерших. Кости используют для создания пуговиц, рукоятей ножей, а из сухожилий делают крепкие нити для соединения деталей национального костюма, лодок и шкур, покрывающих жилище.

На вожака упряжки оленеводы полагаются как на навигатор. Если потерял дорогу, то предоставь право выбора пути вожаку. Когда олень колеблется или чихает, пастух ищет другой путь. В ненецкой мифологии олень также предупреждает хозяина об опасности, как богатырский конь в русских народных сказках.

Большую часть дня пастух проводит за отловом оленей, отошедших от стада слишком далеко. Собирая животных, он пользуется арканом и привлекает собак.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненецкий оленевод готовится заарканить оленя (фото: Юрий Козырев, today.com)

Но даже если олень забредёт в чужое стадо, хозяин сумеет отличить его по ушам и характерным отметинам на шкуре животного.

Говорят, что пастухи никогда не считают оленей. Это считается плохой приметой.

Собаки Сибири

Собаки у ненцев ― это полноправные члены семьи. Ненецкая лайка (оленегонный шпиц) – древнейшая аборигенная порода, выведенная людьми в эпоху палеолита. С того момента она практически не изменилась. Высота в холке – 40–52 см. Длина туловища – 102–104 см. Шерстяной покров грубоватый, упругий разных окрасов – серый, рыжий, белый, чёрный. Морда умеренно вытянутая, уши стоячие.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Интересно, что происходит ненецкая лайка из Центральной Европы. Оттуда она отправилась со скандинавами на север, а затем вместе с племенами саамов пошла дальше к ненцам. Долгое время ненецкая линия не контактировала с другими породами, поэтому внешность и не менялась.

Самоедская собака выведена из ненецкой лайки. Генетическое исследование останков двух собак, захороненных 100 лет назад, показало, что они связаны с другими изученными образцами возрастом 850 и 2000 лет. Учёные сделали вывод, что линия самоедской лайки на полуострове Ямал сохраняется непрерывной уже пару тысячелетий.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ослепительно белые самоедские собаки используются для выпаса оленей и участвуют в охоте на медведей. Они путешествовали в экспедиции Фритьофа Нансена к Северному полюсу в 1893–1896 годах.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненецкая лайка

Кроме функций пастуха и погонщика, самоедская собака выполняет функции няньки. Ночью её оставляют спать рядом с маленьким ребёнком, чтобы поддерживать тепло. Считается, что если обнять самоеда, то он замрёт, чтобы не беспокоить спящего.

Ненцы не запрягают самоедов в упряжки. Культурные традиции запрещают это делать.

Быт ненцев

Ненцы строят переносные жилища – чумы. Летом семья собирает чум за 30 минут, зимой – за 1 час.

У ненцев всю работу внутри чума выполняют женщины. Они заготавливают дрова, поддерживают очаг, готовят пищу, ухаживают за детьми и собаками. Мужчинам запрещено прикасаться к шестам очага и заниматься какой-либо женской работой.

В основе чума – очажный круг. Он считается входом в поземный мир. После того как семья съедет с места проживания, след от очажного круга остаётся на земле. Каждый ненец знает, что второй раз строить чум на этом месте нельзя ни при каких условиях.

«Квартировладельцем» тоже является женщина. Чум достается ей в приданое от родителей. Строится из 40 жердей и покрывается 65–75 оленьими шкурами. Чтобы их не рвал ветер, шкуры сшиваются в полотнища, называемые «нюками». Диаметр традиционного жилища – 8 метров.

Богатство семьи можно определить как раз по чуму: чем он больше, тем более зажиточная семья.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

У ненцев всю работу внутри чума выполняют женщины

В центре чума стоит основной опорный шест – симзы. Он священен. По шесту поднимается дым от очага к отверстию в крыше и отправляются на подвиги герои ненецких легенд.

За шестом расположена мужская зона. Входить в неё разрешено только старшим мужчинам. Там муж хранит ларь с реликвиями, оружием, и обитают духи-покровители рода. Справа и слева от шеста – гостевая и хозяйская зона. Спальное место отгораживается пологом на ночь, а днем его сворачивают в рулон. Создают спальное место из лапника и покрывают шкурами.

Дно люльки для ненецкого малыша устилают мхом и древесными опилками. Ребёнка крепят специальными ремешками. Для кормления его берут на руки вместе с люлькой.

Есть в чуме и женское место. Это зона очага. Женщина – хозяйка огня. По поверьям, хозяйка чума умеет прорицать, глядя на пламя, цвет дыма и слушая треск поленьев.

Чтобы не замёрзнуть, ненцы надевают шубы, которые называются паркой (женская) и малицей (мужская). Они различаются кроем и типом. Малица – сплошная и шьётся мехом внутрь. Парка – распашная, с мехом внутрь и наружу. Женскую одежду дополняют орнаментом из кусочков меха, вышивкой и металлическими украшениями.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

фото: nazaccent.ru

В XX веке название «парка» пришло в английский язык из быта северных народов. Оценив удобство и характеристики одежды, в 1950-х в США создали специальные парки для арктических летчиков, вписав швейные достижения северных народов в историю военной одежды. В СССР такие же куртки получили название «аляска».

Мыться на Севере сложно, но есть и другая причина для негативного отношения к гигиеническим процедурам. Олени узнают хозяев по запаху. Мыло скроет привычный аромат тела, и олени не подпустят близко «чужого». Ненцы считают, что мех парки впитывает пот и жир, а загрязнённые ворсинки отламываются – и этого достаточно.

Ремесла и хобби

Ненецкое изобразительное искусство проявляется в резьбе по дереву. Ненцы создают деревянные скульптуры духов и предков. Украшают предметы быта инкрустацией оловом по дереву, резьбой по бивням и костям животных.

Воспитание

День рождения у ненцев празднуется один раз в жизни – по фактическому рождению ребёнка. Его семье дарят оленя и больше к вопросу празднования не возвращаются.

До того, как ребёнок начнёт ходить, он содержится в люльке. Начиная с 3–5 лет дети помогают родителям, выполняя посильную работу.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Для развлечения мальчики используют оленьи рога и играют в гонки на оленьих упряжках. Девочкам мастерят кукол. Голову куклы делают из птичьего клюва, одежду – из лоскутков. Куклы без лица известны многим древним народам. По поверьям, отсутствие лица не позволяет нечистым духам вселиться в игрушку и навредить ребёнку.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненецкие куклы / Фото: Wikimedia.org

В 7 лет мальчик умеет готовить упряжь, ловить оленя арканом и управлять нартами. Девочка учится разводить огонь, готовить хворост для очага, шить.

Школьное образование – проблемный вопрос для кочующего народа. В советское время при школах организовывали интернаты. Детей собирали в стойбищах и привозили в учебное заведение, где они жили и учились до мая, а затем развозили по домам.

Ненцы отмечали, что в результате такого обучения ребёнок терял навыки тундровой жизни, а потому оно несло больше вреда, чем пользы. Конфликт интересов привёл к появлению кочевых школ. Сегодня вопросы организации обучения остаются на контроле местных властей.

Язык и письменность

Ненецкий язык относится к уральской языковой семье, к её самодийской ветви. Европейские ненцы чаще пользуются русским языком для общения, а азиатские – ненецким. Ненецкий язык делят на 11 диалектов. Этому способствует низкая плотность населения и большие территории, по которым кочуют оленеводы. Между тундровым и лесным ненецким имеются фонетические различия.

Что касается письменности, то ненцы пользовались пиктографическим письмом. Первая попытка создать письменность относится к 1830 году, когда архимандрит Вениамин Смирнов опубликовал ряд богословских текстов, основываясь на латинице.

Следующую попытку внедрить письменность на основе латинского алфавита предприняло советское правительство в 1932-м, а затем в 1937 году – ещё одну попытку создать письменность на основе кириллицы. Сегодня используется написание на кириллице. Ненецкая издательская продукция состоит из учебников для начальных классов и некоторых произведений классиков.

Питание и кухня

Тип питания ненцев – белково-липидный, то есть вся пища, попадающая в организм, состоит из белков и жиров. Это сырое мясо оленей, кровь, рыба. Поедание парного мяса считается праздником.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

То мясо, что не съедается сразу, замораживают в вечной мерзлоте сибирского грунта и хранят. Зимой едят замороженную оленину – строганину. Если нарезать мясо некогда, то замороженную рыбу разбивают ударом о стол на съедобные кусочки. Такое блюдо называется колотушкой.

Особый деликатес – молодые рога оленя (панты). Их обжигают на огне, очищают и съедают. Кроме того, панты – народное лекарственное средство. Рога растирают в порошок и дают пить ослабленному больному вместе с водой.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Панты северного оленя

Растительной пищи в рационе ненцев мало. Женщины собирают таёжные ягоды: морошку, голубику, бруснику. Варят из толокнянки альпийской кашу.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Дары тундры

Не едят грибы. Их считают пищей оленей. Считается, что грибов в тундре не так много, чтобы хватило людям и оленям. Также не едят чаек. По ненецким поверьям, чайки – священные птицы.

Риск алкоголизации

Коренное население Крайнего Севера может вымереть от алкоголизма и «мусорной еды» значительно раньше, чем потеряет свою культурную идентичность. К такому неутешительному выводу приходят эксперты, изучающие систему питания жителей тундры.

На Ямале, например, свыше 7 тыс. хронических алкоголиков. Для региона с численностью населения немногим более полумиллиона человек это довольно значительный процент – примерно на 20 % выше, чем в среднем по России. Эти 7 тыс. – люди, которым поставили официальный диагноз в наркологическом диспансере. По словам врачей, неофициальных алкоголиков в разы больше.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

У жителей тундры иначе устроен обмен веществ, их организм не вырабатывает достаточного количества ферментов, необходимых для расщепления этилового спирта. Поэтому что русскому хорошо – то ненцу смерть. Коренному населению тундры, генетически не приспособленному к потреблению алкоголя, водка – это почти то же самое, что тяжёлые наркотики для жителей европейской России.

Некоторые эксперты говорят о том, что склонность к алкоголизму у коренных жителей тундры связана не столько с причинами генетического характера, сколько с отсутствием культуры потребления спиртных напитков.

«До прихода русских они вообще не знали, что такое вино или водка, и, соответственно, не умели их производить. Очень часто они просто не понимают, что спиртное нельзя пить так же, как, например, молоко или воду, что нужно знать меру», – поясняет научный сотрудник Центра изучения Арктики Сергей Андронов.

В последние годы стала проявляться новая тенденция: алкоголизм распространяется не только в посёлках, но и в оленеводческих стойбищах.

«Мне доводилось летать в один из северных посёлков на побережье Ледовитого океана на День оленевода, – рассказывает сотрудник сырьевой компании, по понятным причинам попросивший его не представлять. – Начинается всё очень цивилизованно – подарки от социально ответственных недропользователей, ответная речь главы поселковой администрации, гонки на оленьих упряжках, ярмарка ремёсел и всё такое. Но пилоты нас сразу предупредили: как только начнут пить водку – сразу все в вертолёт и домой, ждать никого не будем. Потому что когда несколько десятков людей с оружием допиваются до полной невменяемости, случиться может всё что угодно».

Особые гены

Новосибирские учёные из Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) провели исследования и выяснили, какие именно гены помогли ненцам приспособиться к жизни в суровом климате и неразнообразному набору продуктов питания.

Они нашли у ненцев и у других сибирских аборигенов мутации в генах, которые влияют на липидный обмен, то есть процесс расщепления, переваривания, всасывания, транспортировки и накопления жиров в организме.

Как пояснила ведущий научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Людмила Осипова, результаты исследования объясняют тот факт, что представители коренных этносов обладают весьма низким уровнем липопротеина низкой плотности (так называемого плохого холестерина) при условии питания преимущественно жирной мясной пищей: традиционно в рацион входят сырое мясо и рыба, оленья кровь, сырые субпродукты.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненцы (фото: Юрий Козырев / Consequences by NOOR)

Специалисты уверены, что обнаруженные ими гены участвуют также в деятельности бурой жировой ткани. Бурый жир становится активным при низких температурах, он начинает интенсивно вырабатывать энергию для согревания человека и нуждается для этого в жирных кислотах и глюкозе, служащих ему «топливом».

Те люди, у которых активная бурая жировая ткань, имеют более низкий уровень и общего, и плохого холестерина, при этом у них более высокий уровень хорошего холестерина – липопротеина высокого уровня плотности. И если вокруг холодно на протяжении достаточно долгого времени, то бурый жир может постоянно требовать топливо, то есть непрерывно сжигать много липидов.

Также среди типичных особенностей физиологии представителей коренных народов Сибири – ускоренный обмен веществ и повышенный уровень гормона щитовидной железы тироксина, который вызывает быстрый метаболизм.

Этот механизм адаптации также легко становится фактором риска, если образ жизни представителей коренных народностей меняется на другой, а в рационе появляется больше углеводов. Как итог таких изменений – сдвиг в обмене веществ. Вес становится избыточным, появляются сахарный диабет второго типа и гипертония. Учёные надеются, что благодаря будущим исследованиям удастся найти решение этой проблемы.

Религия и обычаи

Религия ненцев – шаманизм. Шаман – защитник и посредник между духами и людьми.

Вселенную создал бог Нум. Она состоит из 3 «этажей»: верхнего, среднего и нижнего миров. Нум правит верхним миром. В среднем живут люди и духи природы. Ненцы верят, что деревья, горы, озера и реки населены духами. Подземным миром правит дух смерти и болезней Нга.

Чтобы Нум защищал людей от Нга, ему приносят жертвы. Особенностью религии кочевых народов Сибири является практичность. Если на человека обрушились беды, то духи плохо его защитили. В наказание человек прекращает приносить им жертвы до тех пор, пока духи не исправятся.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненецкие идолы (nazaccent.ru)

Ненцы верят, что нельзя играть со стихиями: водой, огнём. Нельзя протыкать землю металлом или рыть её. Девушкам нельзя заходить на мужскую половину чума, а мужчинам – на женскую. Нельзя помогать хозяйке убирать посуду или мыть – так из дома воруют благополучие. За столом запрещается петь песни.

Интересны ненецкие представления о загробном мире. Там человек живёт ту же жизнь, что прожил на земле, только с обратным отсчётом. Поэтому во время обряда погребения покойнику в гроб клали не новые вещи, а старые: сломанное оружие, перевёрнутые нарты. На том свете они станут новыми и полезными.

Известные ненцы

Среди представителей кочевого народа встречаются и те, чьи имена обрели ту или иную известность на просторах России. Например:

Анастасия Лапсуй – ненецкий кинорежиссёр советского периода. Она сняла более 10 фильмов о ненцах и коренных народах Сибири. Её работы удостаивались наград на международных фестивалях.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Анастасия Лапсуй (Ямальский меридиан)

Константин Панков – художник-пейзажист первой половины XX века, этнический ненец. Писал картины из жизни охотников и мифологии коренных народов. Погиб в 1942 году на Волховском фронте.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Константин Панков

Юрий Велла – писатель, поэт и эколог. В 1990-м выступал против разработки месторождений нефти и газа на Ямале.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Юрий Вэлла (Айваседа) — поэт, писатель, защитник и пропагандист традиций и языка КМНС, их естественной среды обитания

Ненцы действительно могут пострадать от деятельности по добыче полезных ископаемых. Но стоит помнить, что за последние 200 лет они сталкивались с попытками сделать их осёдлыми, коллективизацией и влиянием изменений климата на растения и животных. Судя по численности, ненцы научились адаптироваться к изменениям лучше, чем любая другая группа коренных народов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники северного кавказа
  • Народные праздники яблочный спас рисунки
  • Народные праздники россии рисунки легкие
  • Народные праздники святки маски
  • Народные праздники южная корея