Народные праздники живопись

Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников


Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала «Нива». Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля 

* * *


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.

* * *


Подготовительный рисунок к картине «Елочный торг». 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98×98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и «Елочный торг» – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и «слышит» работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто «в некотором царстве, в некотором государстве». Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко». Белый город, 2003.

* * *


За ёлками
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка

* * *


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.

* * *


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.

* * *


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.

* * *


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.

* * *


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.

* * *


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале «Нива»

* * *


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло
Государственный Русский музей


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

* * *


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г. 

* * *


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

* * *

Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua

* * *


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем «карнавалить»! )))

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.

Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.

Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.

Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.

Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.

Святки

Месяц — ласковый кудесник —
Встал, и ясен и пригож,
А в селе — гульба и песни, —
Расходилась молодежь!

Снежный хруст… Возня и шутки,
Брызжут пылью снеговой…
— Как зовут?.. — Зовут — Зовуткой!
— А тебя? — Меня — Бовой!

— Мне кольцо ты не подаришь?
— Подарю, да не при всех!..
С пляской ряженые вышли, —
Ой, умора! Визг и смех!

Месяц, ласковый кудесник,
Зачинает ворожбу…
А в селе — гульба и песни
И гаданье про судьбу…

Александр Ширяевец
1916-1922 гг.

Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.

Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.

Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.

Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).

Святки

В зимнем вальсе кружит вьюга,
Всё короче дни!
Ближе к Святкам… и к досугу
Время поверни.

Год прошёл в трудах, заботах –
Жизни карнавал!
Слава Богу, не в банкротах…
Что же он нам дал?

Будем жить, любить, смеяться –
Будем просто жить!
Миром Божьим удивляться –
Меньше, друг, грешить.

Будем в музыке кружиться –
Скоро Рождество!
Зимний вальс… Пусть всё свершится
Сказки волшебство!

© Павел Рупасов, 2012 г.

Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1881 г.

Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1882 г.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1896 г.

Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.

Святочные частушки

На рождественские святки
День почти что с гулькин нос..
Поиграю с милым в прятки —
До любви он не дорос!

Кто к нам в Святки в дверь стучит?
И как бешеный кричит?
К нам пришел колядовать
Твой дружок, ядрёна мать!

У меня милашек много,
В Святки просят все любить!
Обещает жёнка строго
Кое-что мне отрубить!

Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.

Имя автора и название картины не нашел, известно лишь, что это дипломная работа студента Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. В.М. Васнецова (из серии «Русские праздники»). 2010 г.

Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.

Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.

***
Новый год уж повзрослел,
Бойко прошли святки,
Миг гаданий пролетел,
Спеты всё колядки.

Лучше время не найти,
Страсти откипели,
Ночь крещенская в пути!
Заждались купели!

Людмила Егорычева, 2014 г.

Сварог Василий Семенович (1883-1948) Солисты 1910-е гг.

Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Ряженые.

Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г.

Гринюк Леонтий Назарович (Украина, род. 1950) Колядники. 1998 г.

Симаков Иван Васильевич (1877-1925) Славельщики.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

К. Е. Маковский — «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» (1895 год)

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.

Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная — видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.

Другое название картины «Пир у боярина Морозова». Борис Морозов — воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну «распиливал» не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают… никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает .
Изображение

Презентация на тему: » Народный праздник в картинах русских художников. П. Транковский Путешествие со звездой. 1900.» — Транскрипт:



1


Народный праздник в картинах русских художников


2


П. Транковский Путешествие со звездой. 1900


3


Б.М. Кустодиев Зима. Крещенское водосвятие. 1921


4


Б.М. Кустодиев Масленица. 1919


5


В.И. Суриков Взятие снежного городка. 1891


6


С. Крылов Масленица


7


Б.М. Кустодиев Вербный торг у Спасских ворот. 1917


8


А.В.Маковский Пасхальный стол


9


Б.М. Кустодиев Пасхальный обряд. 1916


10


А.А. Пластов Пасхальный натюрморт. 1920


11


Н.А. Кошелев Дети, катающие пасхальные яйца. 1855


12


В.Е. Маковский Молебен на Пасху


13


М.А. Мохов Пасха


14


С.Ю. Жуковский Пасхальный натюрморт


15


А.Е. Архипов Радоница. 1892


16


Б.М. Кустодиев Троицын день. 1920


17


П.А. Суходольский Вечер под Ивана Купала


Нажмите, чтобы узнать подробности

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи, но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

В век информационных технологий, интернета, компьютерных игр и скоростной жизни, современное поколение постепенно утрачивает связь с традициями и обрядами прежней жизни русского народа, считая традиции пережитком прошлого, которое знать не так обязательно, но русская культура старается сохранять правила, обычаи, традиции. В образцах праздников передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. Отмечая каждый календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих их вести себя именно так, а не иначе: почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки или почему пекут куличи на Пасху и красят яйца и т.д. Праздники продолжают жить и в наши дни. Ведь в образах праздника люди переживают свою изначальную связь с миром. В праздниках заложено начало искусства и литературы.

Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознается их роль в жизни общества. Традиционность – это передаваемость определенных ценностей и опыта от поколения к поколению. Современные русские люди знают о своих обычаях и традициях до обидного мало, часто их знания о культурах других народов бывают более обширными. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», — говорил русский художник Васнецов. Я полностью согласен с этим высказыванием и поэтому поставил перед собой цель — рассмотреть комплекс народных традиций и обрядов; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни, ведь наши предки — отражение давно минувших дней.

Праздники существовали всегда, во все времена, изменяясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Современному поколению не помешает разобраться в истории праздников, которые мы празднуем. Ведь есть и поддельные праздники, отмечание которых – не шутка, и может дорого обойтись. В то же время есть действительно великие, прекрасные праздники, о которых мы мало знаем. Знать историю праздников – значит, знать свою Родину, свою культуру и иметь дополнительные поводы для радости.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Говоря о народных традициях и обрядах, нельзя не сказать и о том, что это не только часть фольклора. С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, а одним из способов этого участия и были календарные народные праздники и корни праздников тесно переплетаются с обрядами и ритуалами.

Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций — эстетическую, нравственную, развлекательную. Сложно определить период, когда в жизни народа не существовало праздников. Скорее всего, истоки праздника начинаются с ритуальных плясок вокруг костра. Ведь со времен существования язычества, человек никогда не упускал возможности поплясать, попеть или устроить игры. К праздникам относили и поклонение Богам, и жертвоприношение, и ритуальные танцы. Праздники способны объединять людей в группы и наоборот — разбивать на общности в соответствии с национальностью, государством, религией и т.д. Праздник, как социальное событие, формирует определенные правила и способы поведения, создает ценности. Любой праздник имеет свои традиции и обычаи, заложенные еще в глубокой древности. Если раньше праздники носили только характер традиции, то позже они стали официальными, а еще позднее — регламентированными. Праздник воспринимается людьми как нечто необычное, отдельное от реальной жизни.

На уроках изобразительного искусства при изучении темы истории искусства, мы коснулись обрядовых праздников русского народа и столкнулись с фактом, что если с обрядами, связанными с православной церковью, мы ещё хоть как-то знакомы, то о праздниках, уходящих корнями в язычество, мы не знаем практически ничего.

Из праздничных традиций и обрядов известны лишь крашение яиц и приготовление куличей на Пасху, выпекание блинов и сжигание чучела на Масленицу.

Масленица некоторыми учениками была отнесена к православным праздникам, а католический праздник День Святого Валентина причислен к русским языческим.

Рождество. Основой Рождественских традиций является:

Украшение жилища Рождественской елью (но мы называем её – Новогодняя ель), праздничный ужин в кругу семьи, подарки (традиция произошла от трёх волхвов, которые принесли Иисусу дары – золото, ладан и смирну);

Традиции, характерные для православного Рождества это Святки и Колядки.

Колядки — старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались — рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Колядки, согласно преданиям, тени предков, они пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из подземного мира залог урожайного года, достатка и благополучия.

Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка. Сейчас накануне этого праздника и старые и молодые – ходят в церковь, чтобы отстоять службу, многие окунаются в прорубь, так как по народным поверьям, окунувшийся в крещенскую воду человек болеть не будет весь год, потому что вода имеет целебные свойства.

Святки. На Святки ходили ряженые, они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия и изобилия, а хозяева готовили для них угощение. Святки считались идеальным временем для гаданий. Для гаданий выбирали «нечистые» места, где, как считалось, обитает нечистая сила: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до бытовых и житейских дел, девушки же старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: и в наше время молодые девушки гадают при свечах.

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась.

Знаменита была Масленица своими кулачными боями. Кульминацией праздника были костры, которые разводили ближе к сумеркам. Едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, — Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли всенощные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или крашенное яйцо которые называли «крашенки» или «писанки» если яйца были с узорами. Подарки преподносятся со словами: «Христос Воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их.

Этот обычай свято чтят и наши жители: также ходят в церковь, пекут куличи, красят яйца, при встрече говорят: «Христос Воскресе!» и в ответ получают: «Воистину Воскресе!»

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого началом возрождения, обновления жизни. Вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям. В Пасхальную неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Троица. В основе православного праздника Троицы лежит христианская легенда о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, происшедшем в Иерусалиме через десять дней после вознесения Иисуса Христа на небо. Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Завивание берёзки – один из главных обрядов суть которого состояла в чествовании возрождающейся после зимы природы. Обряд совершали девушки, которые отправлялись в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора дерева. Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, то есть скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле и там закреплять колышками, связывать несколько веток ленточками и т. п. После этого вокруг березы водили хороводы и пели обрядовые песни, а затем расплетали ветки, развязывали ленты и опять водили хороводы и пели песни.

Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русского народа сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга и желают каждому здоровья и добра, при этом бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Сею-вею, подсеваю,

Счастья, радости желаю!

Чтоб здоровенькие были,

Много-много лет прожили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин, хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей» или дать «пятачок».

Таким образом, я познакомился с русскими обычаями и традициями и выяснил, какие же традиции и обычаи сохранились и соблюдаются в настоящее время. Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

После того как я выполнил основную часть проекта, следующей задачей было выполнение мною художественного рисунка с изображением главных символов народных праздничных традиций. Для этого мне нужно было выяснить, какие основные художественные образы использовали те или иные художники при создании картин. Мною были рассмотрены художественные произведения таких художников как: Борис Михайлович Кустодиев, Василий Иванович Суриков, Константин Егорович Маковский, Михаил Андреевич Мохов, Николай Андреевич Кошелев, Николай Рерих и многие другие, исторические и современные художники изображающие быт, традиции, праздники великого русского народа.

Каждый из вышеперечисленных праздников имеет свои художественные, изобразительные элементы и образы, с помощью которых мы с легкостью можем сказать к какому празднику или к какой традиции относится то или иное произведение.

Художественными изобразительными элементами Рождества является образное и стилизованное изображение святого семейства, Вифлеемской звезды, ангелов, вертепа и т.д.

Художественные изобразительные элементы зимних святок это изображение Вифлеемских звезд, вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;

Художественные элементы празднования масленицы- изображение чучел Масленицы, солнца, масленичных традиций катания с гор и на лошадях, взятия снежных городков и т.д.

Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений это изображение пасхальных яиц, куличей, а так же изображение главных традиций праздника: христосование

Художественные элементы праздника Троицы: Березка является основным«символом» праздника в картинах традиционно изображают украшение березки, соломенной куклы Троицкие народные гуляния, девичьи хороводы

Художественные элементы праздника Ивана Купалы: Мифологический образ Купалы обряды праздника, связанные с огнем, водой и растениями заплетение венков, ряженье, изготовление кукушки, прыжки через костры девичьи и смешанные хороводы, пляски и вокруг костров.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня. Сохраняются и атрибуты праздника. В образах праздника люди переживали свою изначальную связь с миром. Ведь человек, выделившись из природы, все больше от нее удалялся. Но в праздник он заново остро и полно переживал свою причастность к ней.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Рождества пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята лучше знакомы с Новогодними традициями, чем с Рождественским.

Считаю, что именно проявление милосердия и доброты должно стать главной Рождественской традицией в нашей стране.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

В процессе работы я сделал для себя немало интересных открытий, связанных со способами, техниками исполнения образов в рисунке, а так же историей праздников на Руси.

Говоря о русских народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.

Благодаря картинам художников разных времен, до нас дошла образная история наших предков. Есть такая вещь, которая никогда не исчезнет в наших сердцах. Это память. Мы должны помнить свои корни и должны пожить так, чтобы нас помнили…

Библиографическое описание:


Кондакова, Г. О. Православные праздники как сюжет для творчества русских художников-живописцев / Г. О. Кондакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98527/ (дата обращения: 01.02.2023).




В статье автор рассматривает влияние православных праздников на творчество отечественных живописцев.



Ключевые слова



: художник, праздник, картина.


Цель искусства — смыть пыль повседневной жизни с наших душ.

Пабло Пикассо

Православие в жизни дореволюционной России играло большую роль. Трудно представить жизнь народа без посещения храма, без православных праздников, без молитвы. Картины русских художников, изображающие храмы, пейзажи с соборами, жанровые сцены православных праздников вызывают у зрителя разнообразные чувства — от высоких, чистых, духовных, до грустных, щемящих, отрешенных, заставляя задуматься о суетности повседневной земной жизни и истинном смысле бытия [7].

Духовный ракурс позволяет по другому посмотреть на искусство и увидеть сюжеты, о существовании которых ранее не предполагали. Православное понимание красоты — это, в первую очередь, образ «положительно прекрасного человека», милосердного и любящего, чистого в помыслах и благородного в поступках. Также можно сказать о русском пейзаже. В его целомудренной красоте воплощается православная идея о добре, силе духа и милосердии. Умение видеть эту красоту в жизни и передавать в живописи позволяет создавать художественный образ русской природы.

Одним из способов вхождения в православную христианскую культуру является изучение православных праздников. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами — это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.

Говоря о православных праздниках, о традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные древнерусским народом, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Праздников всегда ждут с нетерпением, как дети, так и взрослые люди. Праздники помогают нам окунуться в воспоминания, в детскую радость, веру в чудо, погрузиться в приятные хлопоты, отвлекаясь от всех забот и повседневных дел. Поэтому праздничные дни очень важны. Благодаря праздникам, складываютсясемейные традиции, остаются приятные воспоминания, согревающие человека в сложный период, возникают новые знакомства.

Рассматривая образы православных праздников на полотнах отечественных художников — живописцев, можно испытать целую гамму разнообразных эмоций и чувств. Приобщаясь к вере, православные праздники дают нам радостное и целостное восприятие жизни [9].

Великий праздник Рождества Христова изобразили в своих работах полотнах такие художники, как Шебуев Василий Козьмич, «Поклонение пастырей» (рис. 1), Корин Алексей Михайлович «Рождественская елка» (рис. 2), Илья Ефимович Репин «Рождество Христово» (рис. 3).

Шебуев Василий Козьмич «Поклонение пастырей»

Рис. 1. Шебуев Василий Козьмич «Поклонение пастырей»

Корин Алексей Михайлович «Рождественская елка»

Рис. 2. Корин Алексей Михайлович «Рождественская елка»

Илья Ефимович Репин «Рождество Христово»

Рис. 3. Илья Ефимович Репин «Рождество Христово»

На всех картинах мы видим совершенно умиротворяющую обстановку. Сердце замирает в ожидании чуда. Душу заполняет чувство тихой радости, умиления и благодати. Мастерство художников завораживает взгляд.

Главный православный праздник — Пасха можно увидеть в работах Нестерова Михаила Васильевича «Сошествие во ад» (рис. 4), Крюкова Валериана Степановича «Воскресение Иисуса Христа» (рис. 5).

Нестеров Михаил Васильевич «Сошествие во ад»

Рис. 4. Нестеров Михаил Васильевич «Сошествие во ад»

Крюков Валериан Степанович «Воскресение Иисуса Христа»

Рис. 5. Крюков Валериан Степанович «Воскресение Иисуса Христа»

Работы вызывают ликование «Христос Воскресе!», надежду и веру во спасение. Этот праздник показывает высоту, к которой должен стремиться каждый человек.

Михаил Васильевич Нестеров в своей работе «Крещение Господне (Богоявление) (рис. 6), выполненной для росписи крестильни Владимирского собора в Киеве, отобразил этот великий праздник, дошедший до нас, и который широко отмечается 19 января.

Михаил Васильевич Нестеров «Крещение Господне (Богоявление)

Рис. 6 Михаил Васильевич Нестеров «Крещение Господне (Богоявление)

В картине Константина Юона «День Благовещения» (рис. 7) золотые купола храмов на фоне синего неба, будто отголоски библейских событий. Благая весть вписана в весенний пейзаж с яркими и чистыми красками. Солнечное полотно пронизано колокольным звоном, душевной теплотой, весенним воздухом и светом. Художник смог передать весеннее настроение, ощущение праздника и пробуждение природы. Также он показал единство жителей провинциального городка, которых объединяет церковный праздник.

Константин Юон «День Благовещения»

Рис. 7. Константин Юон «День Благовещения»

На полотнах отечественных мастеров отражается их душа со всеми своими наклонностями, настроениями, симпатиями и антипатиями. Видимый и окружающий мир является необходимым источником впечатлений для художника, из которого он черпает свои образы.

Художники создают собственное художественное пространство, наделяя его идеей, скрытым, глубинным смыслом, доступным для зрительского восприятия, используя христианский сюжет как важнейший смыслообразующий источник. Живописцы, оставаясь глубоко индивидуальными, создавая искусство, отражающее действительность, передают духовно-эмоциональную атмосферу времени, возводя христианские сюжеты на новую ступень творческого восприятия.

Благодаря отражению образов православных праздников в живописных полотнах разных времен, до нас дошла образная история наших предков, духовный опыт.

Православные праздники, дошедшие до нас сквозь время из далёкого прошлого, оставляют в душе каждого человека чувство общности, единства, душевного мира и спокойствия, тепла, радости. Возвышенные чувства вдохновляют художников писать великолепные полотна, которые передают настроение времени следующим поколениям.

Литература:

  1. Церковные праздники: календарь и смысл

  2. П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, Л. Д. Мальцева, Т. Д. Джишкариани. Православие — путь к духовной безопасности русского Человека и русского народа / — Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2015.
  3. https://www.pravoslavie.ru/109662.html
  4. https://azbyka.ru/days/p-cerkovnye-prazdniki-daty-obyjasnenija-i-tradicii
  5. https://ros-vos.net/christian-culture/7/32/
  6. http://www.pravoslavie.ru/126458.html
  7. https://www.pravenc.ru/text/166397.html
  8. https://pravoslavie.ru/66845.html

Основные термины (генерируются автоматически): Нестеров, праздник, душ, полотно, православный, художник.

праздники по-русски
Год назад мне довелось побывать в русском музее на выставке.. нет, супервыставке «Избранники Клио». Я до сих пор ее вспоминаю с теплотой? до чего она мне понравилась (Вот здесь про нее). Поэтому узнав, что в корпусе Бенуа открывается новая выставка — Праздники по-русски я нутром почуял, что мне необходимо там побывать. Оказалось, что почуял верно — эта выставка — словно сестра предыдущей! Думаю, что «Праздники по-русски» делали те же люди, что и «Избранники Клио». Спасибо им огромное! Впечатлений я получил массу!

Единственное, чего не хватило — это подробных и интересных комментариев под картинами, их очень не хватает. Особенно, если учитывать, что большинство экспонатов не из постоянной экспозиции, а экскурсии, насколько я знаю, по выставке «Праздники по русски» к сожелению не проводится. Меня в этом деле мог бы выручить iPad, но стоило мне его достать, как бабушки служительницы стали на меня очень подозрительно коситься и спрашивать не снимаю ли я картины… К бабушкам ни малейшей претензии, но было как-то неуютно.

Ниже немного впечатлений и комментариев — попытки ссоздать подписи, которых мне так недоставало =) Ну и репродукции. Хотя в очередной раз убеждаюсь, что какими бы качественными сканы с картин не были, все равно они не передают ни настроения, ни атмосферы реального полотна. Это все равно, что сранвить поход в театр и просмотр видеозаписи спектакля. Или просмотр DVD и посещение на концерта. Вроде все на месте, и порой качество звука-картинки радует, но не достает самой важной детали и поэтому впечатление абсолютно другое — более плоское. Хотя, это я уже отвлекся! Итак, Русский музей, выставка «Праздники по-русски».

Я буду придерживаться хронологии авторов выставки, но выделять только те картины которые мне понравились. В реале на выставке их в разы больше, плюс еще какие-то мелочи вроде нарядов, предметов и еще каких-то артефактов. Был даже экран, где транслировалась какая-то запись начала века (судя по белым силуэтам с достоинством куда-то двигающимся предполагаю, что это был государь император с семьей). Но эти вещи меня мало интересовали, я предпочитаю живопись. А живописное путешествие по миру русских праздников начиналось с Руси.

А. П. Рябушкин — «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895 год)

VII век, Москва, праздничный день, грязища. Ну очень нравится мне эта известная картина Андрея Петровича Рябушкина. У других — XVII век, а уж тем более Москва — это что-то эпичное — Минин и Пожарский карают Лжедмитрия, Царь Алексей Михайлович у гроба святителя Филлипа.. ну и т.д. А тут праздничный день, улица — ни фонарей, ни аптек, а только бурое болото от края до края. Молодое русское царство. Меня особенно забавит мужчина у забора, пытающийся и разодетых женщин пропустить и замараться не сильно….

рябушкин московская улица в праздничный день
В. Г. Шварц — «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче» (1865 год)

А вот еще из той же эпохи, но уже вычурно-парадно. За эту картину В. Г. Шварц был удостоен звания академика — торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. И никакой грязи, Боже упаси! Хотя, может быть, ее и не видно, под кафтанами густо устилающими царский путь…. Кстати, художники пишущие картины на исторические темы были очень внимательны к мелочам в нарядах и предметах. Их интересовали даже швы на одеже и именно они были главными клиентами тогдашних антикваров.

Шварц - Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее МихайловичеГ. Г. Мясоедов — «Смотрины невесты» (вторая половина 19 века)

А вот картина, к праздникам имеющая косвенное отношение — Г. Г. Мясоедов, «Смотрины невесты». Суровое жюри внимательно изучает претендентку, на замужество, судя по всему с именитым женихом. У крестьян все было попроще — там все невестушки «на виду», а вот свадьба бояр да князей — не редко это был настоящий древнерусский конкурс красоты.

Например Иван Грозный искал невесту так — по городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц на смотр. Таим образом было отобрано множество девиц (некоторые источники говорят, что 2000), из которых выбрали 24 лучших. Из них еще 12, которых в свою очередь и представили государю и он уже сам выбрал себе суженую. «Финалистки» царского смотра не сильно горевали, не успевал их отвергнуть царь, как уже ломились сваты от знатных вельмож. Обычай искать себе жену подобным образом, кстати, придумали не на Руси, он пришел из Византии. Так что утверждение, что первый конкурс красоты прошел в Бельгии в 1888 году достаточно сомнительно!

Мясоедов - Смотрины невестыА. И. Корзухин — «Девичник» (1889 год)

Продолжая свадебную тему (это не я, это устроители выставки так все развесили) — Алексей Иванович Корзухин, «Девичник». Во первых картина просто понравилась — и сюжет понятен и настроение радости и смятения улавливается и сразу видно, кто невеста, кто подруги и т.д. Но более всего в глаза бросилась не полураздетая девица, выглядывающая из избы, и не погруженная в хозяйственные дела баба с бельем, безучастная к веселью, а компания из немолодых женщин за столом. Они ну просто излучают уверенность в себе, беззаботность и довольство. Одна из них пьет из здоровенной кружки, даже интересно что у нее там налито? Хотя понятно, что не мартини…

Корзухин - ДевичникК. Е. Маковский — «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» (1895 год)

Следующее монументальное полотно Константина Маковского (оно размером с целую стену, я видел его впервые) вызвало вопросы. Называется оно «Поцелуйный обряд» и вот про этот самый обряд я не знал ничего, хотя строил предположения, как оказалось — верные.

В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.

Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.

Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная — видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.

Другое название картины «Пир у боярина Морозова». Борис Морозов — воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну «распиливал» не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают… никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает . Что до Бориса Морозова от Константина Маковского, то я подозреваю, что седой старец в центре картины — это он и есть!

Маковский - Поцелуйный обряд (пир у боярина Морозова)К. Е. Маковский — «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 год)

А вот и еще Маковский. На этот раз событие изображено уже куда более позднее — это видно и по одежде и по форме балаганов. В веселом гулянии автор выразил образ «Всего Петербурга». А место, где все это происходит — Адмиралтейская площадь, образованна в 1822 году, нынче уже не существует — полностью слилась с Александровским садом, Адмиралтейским проспектом и одноименным проездом. Площади нет, а картина осталась… такая вот сила искусства.
Кстати, именно За это полотно Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств

Маковский - Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в ПетербургеИоганн Якоб Меттенлейтер — «Деревенский обед» (между 1786 и 1788)

А когда я подошел к в следующей картине (к сожалению я не нашел человеческой репродукции) заинтересовался надолго. Во первых — сама манера письма, фигуры, люди… наполнило голландцев, больших и малых, «живущих» в Эрмитаже. Потом имя художника (немного подтверждающее первоначальную догадку) — Якоб Меттенлейтер. После этого стало интересно, что же это за Меттенлейтер, что висит в Русском музее.

Оказалось, что Иоганн Якоб Меттенлейтер — это придворный живописец императора Павла I. В 1786 году, будучи уже известным мастером (ему было 36 лет), он приехал в Россию, где жил и работал вплоть до самой смерти. Вот здесь — его весьма интересная биография, напоминающая остросюжетный роман.

Кстати, написана картина была по полученной в 1786 академической программе на звание академика. Тема была такая: „Представить российских деревенских жителей в обеих полах при обеденном столе, где видно было по их состоянию всякое изобилие, равно и посуда столовая соответствовала б, и где пристойно их и орудие означить; фигуры же расположить исторически«

Обращу внимание (это тоже сразу бросилось в глаза, жаль на репродукции плохо видно) — что едят люди — непонятно. Миски есть, но еды нет! Ощущение, что питаются они воздухом, или какой-то жидкостью… (собачка и кошечка тоже ищут покушать, но не находят). Такая вот печальная картина на которой совсем не пахнет «всяким изобилием»

Иоганн Якоб Меттенлейтер - Деревенский обедБ. М. Кустодиев — «Зима. Масленичные гуляния» (1919 год)

А вот работ Бориса Кустодиева на выставке было много. И все они, разумеется, они были «праздничного» характера. Говорят любил мастер праздники — как увидит праздник, сразу за холст и рисовать, и рисовать. Выходили у Кустодиева праздники яркие и живые… Мне на этой выставке запомнились две его картины на эту тему — первая — «Зима. Масленичные гуляния»…

кустодиев - Зима. Масленичные гулянияБ. М. Кустодиев — «Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот» (1917 год)

… вторая — «Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот». Опять яркие краски и событие — навсегда ставшее историей.

Что до события — вербный торг «Верба» — весенний базар, который в царской России происходил на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями и т.д. Так же происходили «вербные катания» на лошадях и народные гуляния. В 1870-хх, с началом строительства здания Исторического музея «Вербный торг» был перенесен на Смоленский рынок. А после 1917 года и вовсе прекратил существование.

Вот так писал про «Вербный торг» Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»:
«Гаврила готовит парадную пролетку — для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется — «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, — называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку — «гуляет верба», великий торг — праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и — вербой«
В Петербурге «Вербный торг» проходил возле Гостиного двора. Вот фото начала века.

Кустодиев - Вербный торг на Красной площади у Спасских воротА. А. Попов — «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге» (1853 год)

А вот простой эпизод местчкового праздника — небольшая сцена на ярмарке в провинциальной Старой Ладоге. Автор Андрей Андреич Попов (1831-1896 гг) — русский художник-реалист, работавший в области бытовой живописи.

Попов - Народная сцена на ярмарке в Старой ЛадогеД. О. Осипов — «Две девушки в день Семика» (1860-1870-е)

Следующая картина тоже заинтриговала — на холсте две девицы застывшие в томной близости, название — «Две девушки в день Семика». Стало дико интересно, что же это за «семик» такой… оказалось все весьма забавно.

Семи́к — это древний русский праздник весенне-летнего календарного периода с языческими конями, плавно мимикрирующий под христианский и напрочь забытый нынче. Называют его так же «Зелёная неделя», «Русалочья неделя» или «Русалии». Отмечается Семик в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название) и знаменует он окончание весны и начало лета. Считается женским праздником — поэтому и две девушки на холсте.

«Резвились» в Семик девицы довольно своеобразно — например шли в лес «завивать берёзу» (да, да «Во поле берёза стояла» — это оттуда, можете на википедии проверить). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Видимо этот фрагмен на холсте и запечатлен…

Кстати, церковь к гуляниям на Семик относилась весьма негативно и всячески осуждала… но народ все равно гулял!

осипов - Две девушки в день СемикаCтанислав Хлебовский — «Ассамблея при Петре I» (1858 год)

А вот еще любопытная картина, написанная польским художником (Польша тогда входила в состав Российской империи). Вроде дамы, кавалеры, парики, камзолы.. а все равно ощущается какая-то зажатость и натянутость. Все какое-то искусственное и не живое…

Мечтающий жить на западный манер Петр ввел правило устраивать ассамблеи. О том, что это такое говорилось в указе 1718 года: «Ассамблеи — слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава«

Зимой три раза в неделю по очереди в домах обеспеченных людей проводились собрания для забав и для дела, причем в них в обязательном порядке должны были принимать участие и женщины. В Петербурге обер-полицмейстер, а в Москве — комендант назначали, в чьем доме будет следующая ассамблея.

По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка. Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они «так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество«

А за конкретно эту картину художник получил золотую медаль. Такие вот дела…

Cтанислав Хлебовский - Ассамблея при Петре IВ. И. Якоби — «Ледяной дворец» (18978 год)

А эту известную картину я «в живую» видел впервые. На ней изображена «шутейная свадьба» в Ледяном доме в Петербурге во времена императрицы Анны Иоанновны. Однажды Императрица, которая весьма своеобразно «развлекалась» шутки ради решила поженить своего придворного шута князя М.А. Голицына (внука фаворита царевны Софьи Алексеевны В. В. Голицына) и калмычку Буженинову, одной из своих приживалок. День свадьбы был назначен на морозный день 6 февраля 1740 года. Для молодоженов выстроили «Ледяной дворец» — здоровенное строение из льда, которое имело в длину 8 саженей или 56 лондонских футов (1 л.ф. = 30,479 см) и в ширину две с половиной сажени и высоту вместе с кровлей в 3 сажени. У дворца выставили пушки, а поздравляли молодых разнообразные гости. После молодоженов заперли в их ледяном склепе до утра — по идее организаторов, супруги за ночь обязательно должны были замерзнуть. Однако Буженинова заранее припрятала в ледяном доме теплые вещи, чем спасла себя и мужа. Молодые выдержали назначенное им испытание, а за счет множества ценных подарков, преподнесенных им во время свадьбы, значительно обогатились.

якоби - ледной домГ. Г. Чернецов — «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге» (1839 год)

А вот по настоящему эпичное полотно — грандиозный парад в честь победы русской армии в кратковременной войне, которая вошла в историю даже не как война, а как просто польское восстание. Результатом ее стало присоединение королевства Польского к Российской империи. Но картина — не просто банальная батальная сцена, есть в ней еще кое что интересное!

Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева — император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Причем все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме). Вот здесь список тех, кого изобразил мастер!

Миниатюрных героев своего времени было очень интересно разглядывать. Особенно мне запомнился генерал с деревянной ногой… интересно, кто это? Кстати, Николаю I картина не понравилась, мол слишком много внимания было уделено зрителям и слишком мало ему самому. Но картину император все таки купил… в подарок наследнику

чернецов - Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831А. И. Корзухин — «Бабушкин праздник» (1893 год)

И еще одна картина Александра Ивановича Корзухина. Я видел ее и ранее.. и она мне очень нравится… Праздник — он же не обязательно всеообщий и всенародный! Он же может быть таким интимным, добрым и светлым!

корзухин - Бабушкин праздник

Л. И. Соломаткин — «Любители пения» (1882 год)

Снова абсолютно не эпичная картина. Наверное праздник, наверное день рождение… гости пьяны и поют. На столе я насчитал шесть бутылок и маааленький графинчик.. Ровно шесть певцов затянули песнь… интересно — хорошо ли они поют?

Соломаткин - Любители пенияА. Я. Волосков — «За чайным столом» (1851 год)

А вот еще одно застолье — только теперь уже все чинно, достойно и никто не поет и, видимо, пьет. Вернее пьют все, но только чай. Каждый справляет свои праздники по своему.

волосков - За чайным столомИ. Е. Репин — «17 октября 1905 года» (1907—1911)

А вот еще один «праздник» — 17 октября 1905 года — отклик на манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране. В манифесте, подготовленном возглавлявшим Совет Министров С. Ю. Витте, который считал конституционные уступки единственным средством сохранения самодержавия, было обещано даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, признать Думу законодательным органом. Либеральные круги русского общества встретили предполагаемые преобразования с воодушевлением.

Репин писал о своем полотне: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».

Среди изображенных на картине – демократически настроенные филолог М. Прахов (слева), актриса Л. Яворская (с букетом), критик В. В. Стасов (в центре). Создавая произведение, Репин заботился о том, чтобы избежать «условности, искусственности, рассудочности, прозаического подчеркивания и скуки».

В России, в силу цензурного запрета, картина впервые появилась перед зрителем только в 1912 году на 41-й Передвижной выставке. И что-то она мне навевает… хотя все таки здесь радость!

Репин - 17 октября 1905 годаИ. Бродский — «Праздник конституции» (1930 год)

После Репина незаметно начались «советские» картины. Мне они особенно понравились и запомнились. Может от того, что видел я их впервые.. а может быть от того, что праздники как-то ближе и понятнее. Люблю я соцреализм. Вот, например, полотно очаровательного художника Исаака Бродского — «Праздник конституции». У меня сразу же возник вопрос — что же это за праздник такой образца 1930 году? Оказалось, что впервые он был установлен декретом Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 в ознаменование принятия 1-й Конституции СССР, введённой 2-й сессией ЦИК 6 июля 1923. С 1924 по 1936 праздновался ежегодно 6 июля. А 5 декабря 1936 Чрезвычайный 8-й съезд Советов СССР принял новую Конституцию СССР и праздничным днем стало 5 декабря. Потом конституцию опять меняли.. и дату опять переносили. Ну а когда отмечается День Конституции РФ, думаю, вы еще помните… помните?
Кому интересно узнать о художнике Вот здесь пара слов и небольшой но интересный фильм.

Бродский - Праздник конституцииП. Д. Бучкин — «Всероссийский праздник труда 1 мая» (1920 год)

Люди сажают деревья, улыбаются и излучают радость. На заднем фоне виднеется здание, очень похожее на инженерный замок. Есть подозрение, что место действия — Марсово поле.
Советская власть требовала от художника быть «верным помощником партии в деле коммунистического воспитания трудящихся», следовать единому творческому методу. Живописцы не писали более аристократические семейства или картины на аллегорически-мифические сюжеты. Они воспевали простой народ во всей его красе!

Бучкин - Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 гА. Н. Самохвалов — «С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935 год)

А вот еще одна, просто потрясающая картина! Почему она «прячется» где-то в запасниках? Полотно огромно, фигуры физкультурников изображены практически в полный рост. Сергей Миронович Киров аплодирует на высокой трибуне в левом углу картины. Девушки дарят ему цветы.. я подошел к ним ближе.. и ощутил колоссальный эффект присутствия! Я был там! На этом параде, рядом с радующимися атлетами. И казалось еще чуть чуть и будут слышны и радостный гул и аплодисменты!
Кстати о реальных парадах физкультурников — они проходили в довоенное время каждый год. Вот интересная фотография с одного из них!

Самохвалов - С. М. Киров принимает парад физкультурниковБ. М. Кустодиев — «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год)

И снова Борис Кустодиев! И снова праздники!

В 1920 году Кустодиев получил заказ от Петроградского Совета: написать картину, отражающую ликование народных масс по случаю состоявшегося 19 июля — 7 августа Второго конгресса Коминтерна. Картина была закончена Борисом Михайловичем в 1921 году.

Те, кто сразу же заметил, что действие картины разворачивается на площади Урицкого, но при этом на виду знакомые черты Александринской колонны догадались абсолютно верно — после окончания революции площадь переименовали в площадь им. Урицкого в честь убитого в 1918 году председателя Петроградского ЧК. Так она и просуществовала аж до 1944 года.

Еще интересный элемент на этой картине — это два молодых человека в центре — один из них стоит к зрителям спиной, у второго во рту трубка. Эти двое — молодые ученые ленинградского физико-технического института, будущие нобелевские лауряты П. Л. Капица и Н. Н. Семенов. По легенде молодые физики пришли в мастерскую к мастеру и сказали: «Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас«. А Кустодиев взял… и согласился. Результатом стал портрет физиков (Вот он). Но почему ученые «выбрались» еще и на праздник в честь открытия конгресса — тайна!

кустодиев - Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 годаП. А. Пластов — «Колхозный праздник (Праздник урожая).» (1938 год)

А вот простой советский колхоз.. и простой колхозный праздник. Мало что изменилось в сравнении с деревенскими праздниками столетней давности, разве что наряды…

Пластов -  Колхозный праздник (Праздник урожая)

П. П. Кончаловский — «А. Н. Толстой у меня в гостях» (1940-41)

И нельзя было пройти мимо вот этой картины. Петр Петрович Кончаловский, дед кинорежиссера Андрея Кончаловского изобразил известного писателя, графа Алексея Николаевича Толстого (автора таких книг, как «Гиперболоид инженера Гарина» и «Хождение по мукам»). Выглядит Алексей Николаевич очень даже не плохо и самодовольно, особенно для того, не самого сытого времени. Так и хочется сказать — «ну и харя». Хотя стол ему выставил гостеприимный хозяин — Петр Кончаловский. Поэтому оба хороши!

Кончаловский -  А. Н. Толстой у меня в гостяхФиринат Халиков — «Праздник Гуся в древней Казани» (2007)

А вот картина совсем свежая — написана всего пять лет назад. Автор — известный современный татарский художник Фиринат Халиков. Тема древняя… и опять «непонятная». Нет у славян такого праздника гуся.. а вот у татар есть!

«День гуся» или «Праздник гуся» называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь — кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах.

Фиринат Халиков - Праздник Гуся в древней КазаниГ. А. Савинов — «День победы» (1972-1975)

День победы. Не парадано праздничный со Сталиным, Жуковым и гордыми лицами непобедимых советских воинов, а тихий, немного печальный личный праздник. Молодые выглядят беззаботно, а в стариках ощущается печаль. Не в лицах, в самих силуэтах, блестящая работа художника.
Вы обратили внимание — сколько наград на мундире, что небрежно повешен на спинку стула?

Савинов  - День победыЮ. П. Кугач — «В праздник (В выходной день)» (1949)

А вот этой радостной картиной я хочу закончить.
Просто люди.. у них праздник или просто выходной… и они радуются, искренне и светло!

Кугач -  В праздник (В выходной день)

Выставка показалась мне какой-то маленькой. После я собирался было идти домой.. но решил подняться взглянуть на работу Петрова-Водкина (мол идти два шага). И в итоге Русский музей меня окончательно «засосал». Посетил я еще две выставки в корпусе Бенуа — «От Москвы до самых до окраин» и «Коллекция Михаила и Сергея Боткиных», о них, может быть, позднее напишу. А потом я как-то оказался уже на постоянной экспозиции (ну зачем они постоянно перевешивают картины?). В итоге уходил из Русского музея я вместе с милицией — потому что проходил там до самого закрытия…

Если будет время, возможность и вы любите живопись, то обязательно посетите выставку «Праздники по-русски». Она продлится до 12 марта!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народные праздники екатеринбурга
  • Народные праздники езидов
  • Народные праздники евреев
  • Народные праздники других народов
  • Народные праздники донского края