Народный праздник августовские спасы

Медовый, Яблочный, Ореховый... А что такое Спасовка, знаете?

Три августовских Спаса: история и традиции праздников
Фото pixabay.com

Великие Спасовы праздники – главное украшение и радость последнего месяца лета. Милостивый и любящий всех людей Господь дарит нам торжественное пение церковного хора, солнечную теплую погоду и земные плоды.

«Спас» в христианстве означает имя Иисуса Христа, Спасителя. В русском народе существуют свои названия Спасовых праздников, связанные со сбором урожая в эту пору – «спасаются» запасом собранных овощей, фруктов, орехов и мёда на долгую зиму.

Медовый Спас
14 августа – первый Спас, Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Главная святыня праздника – Крест Господень.

В греческом часослове говорится, что из-за летней жары 944 г. в Константинополе начались страшные болезни. Люди умирали сотнями. Тогда родилась эта благочестивая традиция: выносить из царской сокровищницы на улицы города Честное Древо Креста Господня «для освящения града и избавления от болезней». Начиная с этого праздника и до Третьего Спаса, Крест оставляют в храме для поклонения народу. В этот день освящается мёд, благословляется вкушение его нового сбора.

Поэтому в народе первый Спас получил еще название – Медовый. Угощали мёдом близких и знакомых. На первый Спас пекли медовые пряники, пироги, рулеты, коврижки с мёдом. Традиционный народный напиток медового Спас – чай из богородской травы (чабреца). Заливают чабрец кипятком, дают немного настояться, добавляют листья мяты и смородины, и пьют со свежим мёдом.
Яблочный Спас

19 августа – второй летний Спас. Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор.

Христос возвёл трёх своих учеников, Петра, Иакова, Иоанна, на высокую гору Фавор. Здесь они увидели Иисуса в необычайно красивом небесном сиянии. Его одежды были белые, как снег, сияли ярче солнца, и лицо Его излучало свет. Так, впервые до своих крестных страданий и смерти, Иисус Христос явил себя людям Богом во всём Своём Небесном величии.

В церкви в этот день освящают яблоки и виноград. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божьей. В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья – те плоды, которые во время Литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название Яблочный Спас. В этот день одаривают друг друга яблоками. Готовят яблочные угощения: пироги, варенье, компоты и ходят в гости с фруктовыми гостинцами.

Ореховый Спас
29 августа – третий Спас. В этот день Православная Церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Господа из города Едессы в православную Византию. Сам Спаситель оставил людям своё изображение. Умывшись водой, Иисус Христос вытер лицо полотенцем. На этом полотенце запечатлелся пресветлый Его лик. Через это изображение по молитвам верующих Господь совершил много исцелений и чудес. Это была первая икона, данная самим Господом.

На третий Спас в лесу поспевают орехи. В народе его назвали Ореховым. В этот день было принято в церкви освящать зерно нового урожая, а в некоторых местах – и орехи.

Спасовка
Ласковое название Спасовка получил Успенский пост за то, что на его время приходятся два радостных праздника в честь Спаса Иисуса Христа. Успенский пост длится с 14 по 27 августа и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы, приходящимся на 28 августа.

Успение – это окончание земной жизни Божьей Матери. И Успенский пост – прощание с Нею. Но Богоматерь, даже преставившись к жизни небесной, не оставила людей, ведь уже через три дня после Успения Она предстала перед Апостолами со словами: «Радуйтесь, Я с вами во все дни». И с тех пор Она навеки остаётся нашей Заступницей перед Богом, и к Ней мы обращаемся с просьбой молиться за нас перед Её Сыном.

Август дарит нам овощи, богатые витаминами и полезными веществами, которые вместе с молодым картофелем составляют основу постного стола, как и грибы, которые в конце лета больше доступны, чем в его начале. Несмотря на то, что Успенский пост строгий, он издавна считался на Руси самым приятным и лёгким. Оттого и сложилась поговорка: «Петровка –голодовка, (Петровский пост), Спасовка – лакомка».

Наши благодарные и умные предки свято соблюдали благочестивую традицию – ходить на Спасовы праздники в храм, чтобы отблагодарить Господа за все Его милости. И обязательно освятить душистый мёд, наливные яблоки, золотую пшеницу, лесные орехи и другие плоды.

Людмила Худякова, Ивановская обл.

Здесь можно подписаться на газету Бабье царство

Ежегодно, 14 августа, православные отмечают светлый праздник — Медовый Спас, день, с которым связаны старинные обряды и традиции. Это первый из трех Спасов в августе.

Свое начало праздник Медового Спаса берет со времен языческой Руси. С этого дня начинался сбор меда и мака, проводились специальные обряды на мед и воду. Традиция отмечать начало медового сбора перешла в православное христианство и сохранилась до наших дней.

Медовый Спас

Полное церковное название первого Спаса — «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня». В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней, поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не «происхождение», а «предысхождение», то есть вынос.

В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять. Но все же с праздником Медового Спаса связано много старинных народных традиций и поверий. С этого дня начинался сбор меда на пасеках. Причем подобные традиции можно встретить у многих народов мира, не только славян. Последние между собой часто называли праздник «Мокрым» Спасом, поскольку в связи со скорым окончанием лета люди стремились накупаться как можно больше, мыли в водоемах и домашний скот.

Традиции праздника

Первое, что требуется сделать на Медовый Спас, освятить мед и соты. В этот день принято печь медовики, пряники и пить квас, причем все с медом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.

Также следует святить воду, целебные травы и мак. Отсюда, кстати, и второе название Спаса – Маковей. С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов – Успенский. Он завершает собой церковный год, символизируя новолетие.

Яблочный Спас

Второй Спас получил название Яблочного. Этот праздник отмечается 19 августа и называется Преображение Господне.

Согласно Евангелию, «однажды Иисус взошел на гору с тремя учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделалось как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, — и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». То был голос Бога Отца».

А потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки. Кстати, в народе существует поверье, что именно с этого момента начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.

В былые времена крестьяне обязательно пекли пироги из первого урожая яблок, варили из них компоты и приглашали гостей. Юные девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. Также люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

Традиции праздника

В эту пору в церквях проходит Божественная литургия, и активно святят яблочки и прочие фрукты, которые, по народным поверьям, до этого запрещалось есть. С первым съеденным плодом полагается загадывать желание, которое непременно должно будет сбыться.

Считается, что в яблочный Спас эти привычные для нас фрукты обретают некую магическую силу. На столе в каждом доме обязательно должно присутствовать блюдо из яблок. В этот праздник обычно молятся за детей. Также многие верят, что по погоде в этот день можно узнать, какими будут осень и начало зимы. Дожди обещали снежную зиму, а солнечный день предвещал ясный и морозный январь.

Ореховый Спас

Третий Спас – Ореховый, или Хлебный – замыкает двухнедельный Успенский пост и является последним из Спасов. Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. Отмечается Третий Спас 29 августа.

В этот день в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

Традиции праздника

На ореховый Спас принято святить новые колодцы и чистить старые перед зимой. Кроме того, следует пить воду из подземных источников, которая в этот день считается целебной. Также нельзя оставлять недоеденный хлеб или тем более его выкидывать. Отсюда, к слову, и пошла поговорка: «Хлеб всему голова».

Более того, обязательно на каждом столе должно присутствовать блюдо с орешками, которыми необходимо угостить всех родных и близких людей. Хлеб и орехи традиционно освящают в церкви, а во многих городах и населенных пунктах проводятся самые настоящие ярмарки.

По материалам сайтов: Modli.ru, Kulina.ru, Druidgor.narod.ru, Dailyhoro.ru, Kakmed.ru

Ав­густ бо­гат ка­лен­дар­ны­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми. Неко­то­рые при­об­ре­ли об­ще­куль­тур­ный ха­рак­тер и зна­ко­мы всем, да­же не слиш­ком цер­ков­ным лю­дям. В первую оче­редь это от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым «Спа­сам». Бе­да лишь в том (и это не един­ствен­ная на­ша «бе­да»), что в цер­ков­ном ка­лен­да­ре та­ких на­зва­ний нет! При этом Пер­вый Спас (1/14 ав­гу­ста) име­ну­ет­ся в на­ро­де «ме­до­вым», Вто­рой (6/19 ав­гу­ста) – «яб­лоч­ным», а Тре­тий (16/29 ав­гу­ста) – «оре­хо­вым», «хлеб­ным». Сла­вян­ское сло­во «Спас» (Спа­си­тель) – од­но из бо­го­слов­ских имен Иису­са Хри­ста, Ко­то­ро­му по­свя­ще­ны и мно­гие дру­гие празд­ни­ки. Здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что ос­но­ва цер­ков­ных тор­жеств – не сель­ско­хо­зяй­ствен­ная и тем бо­лее не ку­ли­нар­но-га­стро­но­ми­че­ская, а по­то­му эти фольк­лор­ные (стро­го го­во­ря – неумест­ные) на­зва­ния не име­ют к ним ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

По­ста­ра­ем­ся по­нять – ка­кие же ре­аль­ные со­бы­тия скры­ты за «Спа­са­ми»? Сна­ча­ла – о пер­вом из них.

Пер­вый Спас

(1/14 ав­гу­ста)

Тро­парь Все­ми­ло­сти­во­му Спа­си­те­лю

Об­ра­ща­ю­щий взо­ры с вы­со­ты, при­ни­ма­ю­щий бед­ных, по­се­ти нас, угне­тён­ных гре­ха­ми, о Все­ми­ло­сти­вый Вла­ды­ка, и, по мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы, да­руй ду­шам на­шим ве­ли­кую ми­лость.

Этот празд­нич­ный цер­ков­ный день сов­ме­ща­ет в се­бе несколь­ко зна­ме­на­тель­ных со­бы­тий.

Из­не­се­ние Кре­ста Гос­под­ня

Пер­вое празд­нич­ное вос­по­ми­на­ние это­го дня – «Из­несение Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня». За этим на­зва­ни­ем сто­ят жиз­нен­ные ре­а­лии дав­них лет.

Ав­гу­стов­ские «Спа­сы»Де­ло в том, что в сто­ли­це Ви­зан­тии, Кон­стан­ти­но­по­ле (Ца­рь­гра­де), в свя­зи с ча­сты­ми в ав­гу­сте бо­лез­ня­ми, су­ще­ство­вал обы­чай но­сить крест по ули­цам и до­ро­гам в на­деж­де пре­гра­дить путь неви­ди­мо кра­ду­щей­ся па­гу­бе. На­ка­нуне празд­ни­ка дра­го­цен­ный крест, вклю­чав­ший в се­бя со­хра­нив­ши­е­ся ча­сти­цы де­ре­ва Гол­гоф­ско­го Кре­ста, тор­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли из цар­ской со­кро­вищ­ни­цы в глав­ный со­бор Им­пе­рии – храм Свя­той Со­фии Кон­стан­ти­но­поль­ской, и по­ла­га­ли на пре­сто­ле. С это­го дня и до Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, в те­че­ние двух недель, по всем ули­цам го­ро­да про­но­си­ли крест в про­цес­сии, а за­тем вновь воз­вра­ща­ли в им­пе­ра­тор­ские па­ла­ты. К это­му обы­чаю при­со­еди­нил­ся ещё один – освя­ще­ние во­ды, ко­то­рое про­ис­хо­ди­ло в при­двор­ной церк­ви в пер­вый день каж­до­го ме­ся­ца. По­сте­пен­но мест­ный кон­стан­ти­но­поль­ский празд­ник Из­не­се­ния Кре­ста рас­про­стра­нил­ся по хри­сти­ан­ско­му Во­сто­ку, а у нас на Ру­си по­явил­ся в XV ве­ке. При этом освя­ще­ние во­ды на ис­точ­ни­ках ста­ло на­по­ми­нать о кре­ще­нии Ру­си, на­чав­шем­ся, со­глас­но пре­да­нию, имен­но в этот день. (С 2008 го­да празд­но­ва­ние на­ча­ла кре­ще­ния Ру­си, со­глас­но по­ста­нов­ле­нию Ар­хи­ерей­ско­го со­бо­ра, сов­ме­ще­но с па­мя­тью свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, 15/28 июля).

Спас Все­ми­ло­сти­вый. Ико­на ок. 1430 г.

Спас Все­ми­ло­сти­вый.
Ико­на ок. 1430 г.

Все­ми­ло­сти­вый Спас

Вто­рое цер­ков­ное со­бы­тие се­го­дняш­не­го дня – празд­не­ство Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В его ос­но­ве – па­мять о чу­дес­ных зна­ме­ни­ях от ико­ны Спа­си­те­ля, со­про­вож­дав­ших сра­же­ния с са­ра­ци­на­ми ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла (1143–1180) и бит­ву с бол­га­ра­ми рус­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го в 1164 го­ду. К это­му при­со­еди­ня­ет­ся ещё один эпи­зод. По сви­де­тель­ству ви­зан­тий­ско­го ис­то­ри­ка Ни­ки­ты Хо­ни­а­та, впе­ре­ди три­ум­фаль­ной про­цес­сии им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла, по­сле раз­гро­ма пан­нон­цев в 1167 го­ду, «еха­ла се­реб­ря­ная с по­зо­ло­той ко­лес­ни­ца, за­пря­жён­ная бе­лы­ми, как хло­пья сне­га, ко­ня­ми, а на ней сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри, непо­бе­ди­мой За­щит­ни­цы и со­рат­ни­цы ца­ря».

Кто та­кие Мак­ка­веи?

В этот же день празд­ну­ет­ся па­мять вет­хо­за­вет­ных (до­хри­сти­ан­ских) му­че­ни­ков – свя­щен­ни­ка Еле­азара, се­ми юных бра­тьев, их ма­те­ри Со­ло­монии и мно­гих дру­гих, при­няв­ших му­че­ни­че­скую смерть в пе­ри­од «Ве­ли­ко­го го­не­ния» (167–164 го­ды до н. э). Его ини­ци­а­то­ром стал ан­тио­хий­ский (си­рий­ский) мо­нарх Ан­тиох IV Епи­фан (175–164 до н. э.), в со­став им­пе­рии ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Па­ле­сти­на. Спра­вед­ли­во про­зван­ный совре­мен­ни­ка­ми Епиманом («Безум­ным»), этот обо­жеств­ляв­ший се­бя языч­ник воз­двиг бес­по­щад­ное го­не­ние на бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея, из­дав де­крет, по­веле­ва­ю­щий всем ев­ре­ям от­речь­ся от ве­ры в Еди­но­го Бо­га и по­кло­нять­ся ми­фо­ло­ги­че­ским бо­гам. Он осквер­нил Иеру­са­лим­ский храм, уста­но­вив там язы­че­ский жерт­вен­ник и со­вер­шив на нём жерт­во­при­но­ше­ние Зев­су Олим­пий­ско­му (де­кабрь 167 го­ду до н. э.). Идоль­ские ка­пи­ща бы­ли со­ору­же­ны и в дру­гих ме­стах, и все иудеи, от­ка­зы­вав­ши­е­ся участ­во­вать в жерт­во­при­но­ше­ни­ях, пре­да­ва­лись пыт­кам и му­чи­тель­ной смер­ти. Ко­мис­са­ры Ан­тио­ха ис­ка­ли по до­мам кни­ги Биб­лии и, ес­ли на­хо­ди­ли, то «раз­ры­ва­ли и сжи­га­ли на огне», а вла­дель­цев их уби­ва­ли. Они так­же «уби­ва­ли жен­щин, об­ре­зав­ших сво­их де­тей, а мла­ден­цев ве­ша­ли за шеи» (1Макк.1:56-57, 60-61). Ви­ди­мо, это бы­ла пер­вая в ми­ро­вой ис­то­рии по­пыт­ка ли­шить це­лый на­род сво­ей ре­ли­гии. (По­доб­ное пы­та­лись осу­ще­ствить в на­шей стране дру­гие ко­мис­са­ры – в ко­жа­ных курт­ках и с «то­ва­ри­ща­ми Мау­зе­ра­ми».)

Му­че­ни­ки-бра­тья бы­ли на­зва­ны Мак­ка­ве­я­ми в па­мять о сы­но­вьях свя­щен­ни­ка Маттафии. Вме­сте с от­цом они бе­жа­ли в го­ры, воз­гла­ви­ли вос­ста­ние про­тив ти­ра­на и, по­сле мно­го­лет­ней борь­бы, со­зда­ли неза­ви­си­мое Иудей­ское го­су­дар­ство (142–63 го­ды до н. э., до при­хо­да рим­лян), управ­ляв­ше­е­ся ди­на­сти­ей Мак­ка­ве­ев (ина­че – Хас­монеев). Про­зви­ще «Мак­ка­вей» (ев­рей­ское сло­во Маккаби зна­чит «Мо­лот») по­лу­чил сна­ча­ла один из бра­тьев, Иуда, на­де­лён­ный та­лан­том во­е­на­чаль­ни­ка и по­ра­жав­ший вра­гов, как мо­лот. (Об этом мож­но про­честь в биб­лей­ских I и II Мак­ка­вей­ских кни­гах, а так­же у ев­рей­ско­го ис­то­ри­ка Иоси­фа Фла­вия.)

Се­го­дня же – па­мять и ря­да дру­гих свя­тых, но, по тра­ди­ции, ак­цен­ти­ру­ют­ся со­бы­тия, о ко­то­рых мы толь­ко что про­чли. С это­го дня на­чи­на­ет­ся двух­не­дель­ный Успен­ский пост (до 28 ав­гу­ста).

«Сель­ско­хо­зяй­ствен­ный» ас­пект празд­ни­ка

Мне вспом­нил­ся «за­ме­ча­тель­ный» при­мер на­род­ной омо­ни­мии. Ко дню 1/14 ав­гу­ста бы­ло при­уро­че­но ве­я­ние ма­ка, от­сю­да и фольк­лор­ный празд­ник – «Ма­ковей». Мож­но бы и по­сме­ять­ся, но сле­ду­ет гру­стить: за мно­гие сто­ле­тия хри­сти­ан­ской ис­то­рии наш на­род так и не смог усво­ить хо­тя бы азы ре­ли­ги­оз­ной гра­мот­но­сти. По­это­му очень мно­гие лег­ко от­ка­за­лись от сво­ей куль­тур­ной ис­то­рии, ко­то­рая на­ча­лась, по сло­вам ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва, «с кре­ще­ния Ру­си». А сей­час мы до­шли до та­кой чу­до­вищ­ной сте­пе­ни куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го оди­ча­ния, что да­же так на­зы­ва­е­мые «об­ра­зо­ван­ные лю­ди» ори­ен­ти­ру­ют­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не луч­ше преж­не­го му­жи­ка-хле­бо­паш­ца (но ему это бы­ло из­ви­ни­тель­но).

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные на­зва­ния хри­сти­ан­ских празд­ни­ков оправ­да­ны толь­ко в фор­маль­но-хро­но­ло­ги­че­ском смыс­ле. Ведь празд­ни­ки непо­движ­но­го цик­ла, с фик­си­ро­ван­ны­ми да­та­ми, яв­ля­лись рань­ше для про­стых лю­дей един­ствен­ны­ми ка­лен­дар­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ве­ха­ми. (В их из­бах не бы­ло кол­хоз­ных ка­лен­да­рей, ра­дио­то­чек и они не вы­пи­сы­ва­ли жур­нал «Кре­стьян­ка».) Так, к Пер­во­му Спа­су при­уро­чи­ли про­во­ды ле­та. Па­сеч­ни­ки на­чи­на­ли вы­ла­мы­вать со­ты: счи­та­лось, что к это­му вре­ме­ни «пче­ла пе­ре­ста­ет но­сить ме­до­вую взят­ку». От­сю­да на­зва­ние «Ме­до­вый Спас», а так­же «мок­рый», – из-за на­ча­ла хо­лод­ных рос. От­ме­ча­ет­ся от­лёт пер­вых ла­сто­чек и стри­жей, по­яв­ле­ние стай гра­чей и сквор­цов.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Через пять дней – Вто­рой Спас, ас­со­ци­и­ру­ю­щий­ся для мно­гих лишь с ду­ши­сты­ми яб­ло­ка­ми и ины­ми фрук­та­ми, ап­пе­тит­но гро­моз­дя­щи­ми­ся на длин­ном сто­ле в хра­ме. При­хо­дит­ся на­блю­дать, как иные гос­по­да пе­ре­ми­на­ют­ся с но­ги на но­гу и яв­но ду­ма­ют: «Ско­рее бы за­кон­чи­лась эта служ­ба с непо­нят­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми («… сла­ву Свою яко­же можаху…» и про­чее) и ба­тюш­ка по­брыз­гал на­ши фрук­ты свя­той во­дой! Ну, на­ко­нец-то по­кро­пил! Те­перь их мож­но вез­ти в офи­сы («пра­во­слав­ным» ныне быть мод­но) и с чув­ством хо­ро­шо вы­пол­нен­но­го дол­га уго­щать со­труд­ни­ков.

Хри­стос и апо­сто­лы бы­ли бы это­му весь­ма удив­ле­ны, по­то­му что от­нюдь не фрук­ты за­ни­ма­ли их ум на го­ре Фа­вор, и не ра­ди освя­ще­ния «пло­дов зем­ных» Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня! Ка­ков же под­лин­ный смысл это­го зна­ме­на­тель­но­го тор­же­ства? Об­ра­тим­ся к 19 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

Календарь православных праздников в августе 2023 года включает три связанных между собой важных церковных торжества, а именно три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Название Спаса проистекает из слова «спасаться» и связано со сбором урожая, то есть сохранением запасов продовольствия на зиму. Каждый из трех августовских Спасов имеет свою историю и традиции, связанные с угощениями. О том, когда принято отмечать Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы, а также об истории, традициях и запретах, связанных с этими праздниками, читайте в материале «Известий».

Медовый Спас – 2023: история, традиции и запреты

Первый из трех Спасов — Медовый — ежегодно отмечается 14 августа. Такое название праздник получил в честь пасечников, которые в это время обычно приступали к своей работе. В этот день было принято прославлять их труд.

Важная церковная традиция на Медовый Спас — ранним утром освятить мед в церкви, после чего его можно есть. В Древней Руси существовало поверье: если пасечники вовремя не заломают соты, то соседние пчелы украдут весь урожай.

Медовый Спас также зачастую именуют Спасом на воде. История этого названия проистекает из праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который числится в церковном календаре 14 августа. Поверье гласит, что в древнем городе Константинополе произошла эпидемия, с которой люди не могли справиться.

Священники вынесли из храма Святой Софии частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, и осветили ею местные водоемы. После этого болезнь исчезла, и люди поверили в целебные свойства воды. В древности было принято окунаться в этот день в водоемы: считалось, что это очищает человека от болезней и грехов.

Именуют Медовый Спас и Макавеем — в честь мучеников Маккавеев.

Медовый Спас совпадает с началом Успенского поста, поэтому в этот день действуют строгие правила питания: запрещены мясо и алкоголь. Отмечать праздник следует тихо, непозволительны громкие разговоры. В древности было принято устраивать большие застолья, а трапезу начинали с ложки меда. Существовало поверье: если перед этим загадать желание, оно обязательно сбудется.

Яблочный Спас – 2023: традиции и история

19 августа православные будут праздновать Яблочный Спас. На этот день также приходится церковное торжество Преображения Господня. В этот день верующие вспоминают евангельские события на горе Фавор. Согласно легенде, Иисус Христос повел своих учеников на вершину, где предстал во всем своем величии. Верующие считают, что таким образом Иисус Христос показал людям, как в будущем преобразится мир.

В этот день принято приносить в храм собранный урожай для освящения. Такая традиция связана с поверьем, согласно которому созревание плодов является наградой за всю проделанную работу. Освящая яблоки и другие плоды, церковь наполняет людской труд Божией благодатью, считают верующие. Кроме того, предания гласят, что освященные яблоки обладают магической силой: при откусывании первого кусочка следует загадать желание, и оно сбудется.

На Яблочный Спас принято готовить всевозможные блюда из яблок: варенье, пироги, салаты. Плоды также принято дарить гостям, а также раздавать нуждающимся. При этом в древности верили, что до праздника урожай яблок есть нельзя.

В этот день продолжает действовать Успенский пост, однако 19 августа допускается употребление блюд из рыбы.

Ореховый или Хлебный Спас – 2023: история и традиции праздника

Третий Спас приходится на 29 августа. Праздник имеет несколько названий, одно из которых — Спас Нерукотворный. Согласно Библии, проснувшись, Иисус Христос умылся и вытер лицо полотенцем. На ткани появился лик Сына Божьего, с которого затем написали первые иконы Спаса Нерукотворного. Полотно с ликом Христа исцелило правителя города Эдессы, благодаря чему православие в этих местах стало распространяться быстрее. С тех пор Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня.

Еще одно название Спаса — Ореховый — связано с традиционным временем сбора урожая. Наши предки считали, что именно в этот день орехи полностью созревали. Плоды также было принято нести в церковь для освящения.

Праздник также называют Хлебным Спасом. В это время с полей собирали рожь и пшеницу, а на праздник пекли свежий хлеб. На стол подавали ореховую настойку и пироги. При этом перед ужином было принято проводить подготовку в холодному сезону — чистить колодцы и подземные источники. После застолья наши предки мылись в бане и парились вениками из орешника: считалось, что он защищал от недугов.

Читатели «Известий» также могут ознакомиться с календарем праздников на весь 2023 год. Кроме того, на сайте опубликованы даты выходных в 2023-м.

               Филиал  МОУ  «Ерышовская средняя  общеобразовательная    

                                 школа»   в  с.  Малиновка

Исследовательская работа

Тема: «Августовские Спасы. История возникновения праздников»

                                                                                              Выполнила:

ученица 8  класса

Миронова Юлия.

Руководитель:

учитель  русского  языка  и  литературы  Исаева Лиана Вахтанговна.

                        2015г.

                                                                  Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

Основная  часть………………………………………………………………4

Глава 1.«Это удивительное слово – СПАС…» ………………………. …4

Глава 2.Медовый Спас……………………………………………………….5

Глава 3. Яблочный Спас……………………………………………………. 7 

Глава 4.  Ореховый Спас …………………… …………………………..  .9

Заключение.……………………………………………………………… .10  

Список информационных источников ……………………………………11

Приложения…………………………………………………………………12

                                                      Введение.                                                          3

       Август не зря называют месяцем трех религиозных праздников. Дело в том, что именно в последний месяц лета на Руси всегда отмечался великий Спас. 14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового, или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста (Приложение1).

       Все три названия содержат общий элемент – Спас. Что это, случайность? Или здесь кроется какая-то тайна?!

       Так наметился план нашего исследования: мы поставили цель работы, определили задачи, разработали маршрут движения к изучению темы. Мы посетили школьную и сельскую библиотеки, пользовались материалами из сети Интернет  и узнали много интересного.

Цель  нашей  работы:  узнать,  почему все три названия религиозных августовских  праздников  содержат общий элемент – Спас.

Задачи исследования:

-проанализировать полученные данные о каждом из трёх праздников в энциклопедической и художественной  литературе, в материалах сети Интернет;

-описать  историю возникновения праздников.

Гипотеза:  названия праздников даны в честь Иисуса Христа — Спасителя (Спаса) и восходят  к далёкой древности,  отражая  представления  народа  об  окружающем  его  мире.

Основные методы исследования:

  1. Наблюдение,  поиск  и  сбор  информации.                                                    

          2. Отбор наиболее значимых материалов.

Объект исследования:  три  религиозных праздника: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Значимость  исследования:  данная  работа  может  быть  использована  на  внеклассных мероприятиях.

                             «Это удивительное слово – СПАС…»                               4  

       В названии трёх религиозных праздников есть общее слово – Спас.

Мы  узнали,  что у этого слова несколько значений. Так, например,

Т.Ф. Ефремова толкует значения этого слова следующим образом:

1.Иисус Христос, спасший, по христианскому вероучению, человечество, искупив его грехи; Спаситель.

2. Название церкви в честь Спасителя.

3. Название каждого из трёх летних православных церковных праздников, посвящённых Спасителю.

       А вот  материал из Википедии — свободной энциклопедии:

*Спас — эпитет, присваиваемый Иисусу Христу.

*Спас — народное название праздника Преображения Господня у восточных славян.

  В Толковом словаре под редакцией Ожегова С.И. читаем:

-В христианском вероучении — Христос (цер. корень ).  В христианстве и иудаизме: божественный избавитель человечества от его грехов. Пришествие Спасителя. Христос-Спаситель.
       Толковый словарь русского языка  под ред. Д. Н. Ушакова  также толкует значение слова Спас как Спаситель.

        Значит, названия  всех трёх праздников  напрямую  связаны  с образом Иисуса Христа.

                                            Медовый Спас                                                        5

        История каждого праздника уникальна и уходит корнями в древние страницы русской истории.    

       Первым из трех августовских Спасов отмечают Медовый. В основе первого Спаса  — праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

         Прошло время, и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество — теперь уже посвященное Спасу. А началось всё с чуда… В 1164 году  совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили  врагов.  И  было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

       Первый Спас празднуют 14 августа, и имеет он несколько  названий:  Спас на воде, мокрый, или  медовый Спас. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются. Мак связан с поминовением мучеников Маккавеев, которые отдали жизни за Русь.

                                                                                                                                   6

         В 988 году, 14 августа, или  1 августа по                                                                                                              старому стилю, произошло Крещение Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы  смыть грехи и быть  здоровее.
Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
Часть меда обязательно оставлялась в церкви; часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

       Принимая во внимание найденные материалы, скажем, что происхождение  праздника  Медовый  Спас  уходит корнями в глубокую древность, ознаменованную Пришествием Иисуса Христа на нашу Землю.


                                                     Яблочный Спас                                                  7

          Спас Второй – Яблочный — отмечается 19 августа и называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик. Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников. С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое — это цвет Преображения.
        Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса — до тех пор собирать можно только падалицу, а очень верующие люди совсем не едят яблок до этого дня. Существует поверие, что если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки — то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки. Вообще собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые

                                                                                                                                 8

христиане традиционно к алтарю приносили виноград. В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания — считалось, что они обязательно сбудутся. Про Яблочный Спас ещё говорят — «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении каждого из нас. Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным. По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт  яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся  целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

        Как видим, история праздника Яблочный Спас (Преображение Господне) насчитывает не одно столетие. Религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

                                                  Ореховый Спас                                              9                                                                                                                                                                          

          Завершает августовские праздники Ореховый спас, который отмечают  29 августа,  прозванный по-народному Ореховым, а ещё Хлебным, потому что в этот день поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а  также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года, предлагая православным верующим насладиться орехами и угощением из них. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

  Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.
Существует также церковное название —
Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа.  Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник свежеиспеченный  хлеб  из муки нового урожая и орехи. Аппетитные огромные караваи, выпечка и различные блюда с орехами —всё  это очень полезно и вкусно.

     Сделаем  вывод: на Руси к образу Христа относились с большим почтением. В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным  и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

                                                                Заключение                                              10

          Мы установили, что три больших православных праздника, возникших у славян во славу Спасителя и одновременно чествующих щедрость природы, одарившей живущих богатым урожаем  меда,  яблок и орехов, выпадают  на самый яркий и теплый месяц лета – август, за  которым  следует первый месяц осени.

         Мы установили также, что названия даны в честь Иисуса Христа — Спасителя (Спаса). По народной этимологии, значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, чтобы  употреблять в пищу  нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.

         В настоящее время  августовские  Спасы не утратили  своей значимости.  Как и много веков  назад, 14 и 19 августа верующие спешат на рассвете в храм, чтобы освятить  мёд и свежие фрукты (Приложение 3). Традиционно в эти  дни едят мёд, выпекаются пресные яблочные пироги и раздариваются ангельски чистым созданиям — детям, а также близким, знакомым, дорогим сердцу людям  и нуждающимся.
         Что касается народных обрядов, то Яблочный спас не обходится без шумных игр и веселья на природе. У нас, в сельской местности, всё ещё принято собираться вместе для танцев и песен, которые издавна  использовались  славянами для задабривания сил земли и выражения им своей благодарности. Праздник, сочетающий в себе чистоту православной веры и мистический смысл язычества, настолько тесно переплелся с реальностью  современной жизни, что без него уже невозможно представить прощание с летом (Приложение 4). Неудивительно поэтому, что верующие поздравляют друг друга, одаривая   красочными  открытками (Приложение 3), угощая свежеиспечёнными пирогами и орехами.

                                                                                                                                                   11

                            Список информационных источников

1.Банников Е.Медовый Спас // Славянские праздники и обряды: Православный календарь. — М.: Гелеос Издательский дом, 2008. — 41 с. — ISBN 9785818914824.

2.Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.

3.Спасать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2: П—V.

4.Что такое Спас* м.?

5. 4nsad.ruarticles/avgustovskiespasy

6.tlt.poetree.runews/avgustovskie_spasy

7.kulina.ruarticles/holy/doc_3/

8..azbyka.rudays/p-avgustovskiespasy

9.yandex.ru/imagesАвгустовскиеспасы

10.oracle-today.ruarticles/72480/

                                                                                                                             12

                                                        Приложения

                                                                                                             Приложение 1

C:UsersПользовательDesktopТри Спаса.jpg

                                                                                                                               13

                                                                                                       Приложение 2

C:UsersПользовательDesktopСпаситель.jpg

                                                                                                                             14

                                                                                                          Приложение 3

C:UsersПользовательDesktopВсе три Спаса.jpg

C:UsersПользовательDesktopОреховый Спас-2.jpg

                                                                                                                              15

                                                                                                         Приложение 4

C:UsersПользовательDesktopПоздравления со спасом.jpg

Август — самый тяжкий для крестьян месяц. Но есть в нём и хорошее. В это время на Руси справляют три праздника, посвящённых Всемилостивому Спасу:

  • 14 (1) августа — «Спас на воде»
  • 19 (6) августа — «Спас на горе»
  • 29 (16) августа — «Спас на полотне»

Первый Спас называется «Медовым», потому что с этого дня пчёлы перестают собирать нектар и пыльцу, а пасечники, наоборот, начинают собирать и освящать мёд. Ещё одно его название довольно грустное — «Проводы лета». И ведь для нас это уже четырнадцатое число, а когда-то, получается, лето провожать начинали с самого первого дня августа!

Впрочем, с точки зрения церкви в этом дне важно другое.

Первое — это то, что первого августа отмечается «Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», того самого, на котором был распят Христос. Его в 326 году нашла царица Елена, мать Константина Великого, когда приехала на паломничество в Иерусалим. Тогда крест был разделён ею на две части: одна осталась в Иерусалиме, другая поехала в Константинополь. Обе в конечном итоге были разделены на множество разрозненных частиц, хранящихся сегодня по всему христианскому миру.

Мы же понимаем, что я привела самый распространённый и краткий вариант этой истории чисто для ликбеза, и оговорки в стиле «но это не точно» и «а ещё…» не нужны?
Вот в Константинополе и зародилась традиция выносить этот крест (или его частицу) и проносить по улицам города в первый день августа, потому что было замечено, что в этом месяце из-за жары особенно свирепствуют болезни, а крест должен был уберечь горожан от недугов и эпидемий.

Кроме того, в этот день чтят образы Христа и Богородицы. Самое главное, что делалось на Первый Спас — это крёстные ходы на воду. В освященной воде купали скот, чтобы уберечь его от болезней и сглаза, купались сами (отсюда ещё одно название — «Мокрый Спас»). Считали, что если искупаться в этот день, то простятся даже незамоленные грехи.

Это был последний день, когда вообще купались, потому что лето начинало клониться к закату, вода начинала цвести, пчёлы переставали работать, птицы уже не так задорно пели, некоторые уже готовились к отлёту. Жизнь природы потихоньку замирала. Да и некогда было в августе купаться. В городах устраивали ещё народные гуляния, но крестьянам в деревнях было не до развлечений. В эту пору нужно было и косить, и пахать, и сеять в поте лица, и готовить гумна да овины.

Говорили: «август — каторга, да после будет мятовка». А ещё: «В августе серпы греют, а вода холодит», и «Что соберёт мужик в августе, тем и зиму-зимскую сыт будет». И даже были чёткие инструкции: «На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь».

Были и очень положительные стороны: к этому моменту поспевали овощи, и их можно было есть во время поста, поэтому говорили: «Успенский пост мужика досыта кормит!»

Не только мёд начинали собирать в этот день, но и мак, поэтому Спас этот зовётся ещё и «Маковым», или «Маковеем». Есть, кстати, ещё один церковный праздник первого августа, «День памяти святых ветхозаветных мучеников Маккавеев», и, уже и не скажешь наверняка, почему прижилось слово «Маковей», от мака или из-за этих мучеников.

Малороссы в этот день освящали дикий мак, а потом из него пекли «шуляки», коржи из пшеничного теста, и поливали их медовой «сытой» (водой с мёдом), в которую добавляли маковые зёрна. Такой сироп назывался «маковым молочком». Кстати, и тут есть элемент народной этимологии, потому что некоторые выводили это слово ещё и от глагола «макать», потому что в это молочко можно было макать блины.

Второй Спас отмечался всегда с бóльшим размахом, чем первый и третий, а связан он с Преображением Господним, отсюда и название «Спас на горе», в память о месте, где преобразился Христос.

С этого дня на Руси начинали есть яблоки и другие фрукты, которые перед этим освящали в церквях, отсюда и название — «Яблочный». А всё это время до самого Успения Богородицы (2815 августа) называлось «лакомками».

Яблочный Спас был праздником урожая (его называли ещё «Праздником первых плодов»). Но природа уже окончательно поворачивалась от лета к осени и зиме (отсюда ещё одно название — «(Первые) Осенины»).

«На второй Спас и нищий яблочко съест», – говорил народ, потому что в этот день обязательно дарили неимущим яблоки. Считалось, что Божья Матерь за это даст по райскому яблочку умершим детям. Но она не даст яблок тем детям, чьи родители до Спасова дня ели груши и яблоки, а в самый Спас не делились ими с другими. Женщины, потерявшие детей, этим утром освящали яблоки и несли их на родные могилки. Те, кто не терял детей, тоже так делали, но клали яблоки на могилы родственников. Конечно же, яблоки не только дарили и грызли. Из них делали пироги, с ними ели блины, да и сами яблоки просто запекали.

В Малороссии и Белоруссии к Яблочному Спасу жатву уже заканчивали почти все, и кроме яблок несли в храмы на освящение ржаные венки. Потом этими окропленными святой водой зернами они засевали озимые поля.

Молодые девицы, поедая яблоки, думали о суженых и приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»

По народной примете на Яблочный Спас: «Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.»

На Третий Спас Церковь воспоминает Перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя, поэтому этот день носит название «Полотняного Спаса» или «Спаса на холстах», «Холщового Спаса». В этот день первый раз выпекали хлеб из зерна нового урожая, поэтому он назывался ещё и «Хлебным Спасом» (говорили «Третий Спас — хлеба припас»). В лесах начинали собирать орехи, поэтому он и «Ореховый Спас». Ну и, наконец, это уже самый настоящий «Осенний Спас».

В народном быту этот праздник соединился с торгом полотнами. Известна такая поговорка: «Первый Спас – на воде стоять, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты продавать».

Особенных гуляний в деревнях не было, потому что сейчас нужно было срочно успеть закончить все работы до наступления дождей. Хотя народная поговорка и учит: «до Петрова дня (12 июля29 июня) взорать (вспахать), до Ильина (2 августа20 июля) разборонить, до Спаса посеять», – но во многих местностях озимый посев еще и не начинался, его откладывали и откладывали из-за бесконечной жатвы.

Поэтому день накануне Третьего спаса назывался также «обжинками» или «дожинками». Нужно было во что бы то ни стало закончить жатву. Чтобы отметить её конец, устраивали складчинный пир, на который все вместе пекли пироги и варили пиво.

Обязательным событием перед пиром были «помочи» (в Малороссии — «толока»), то есть добровольная помощь тех, кто уже закончил свои работы, — тем, кто не успел справиться со своими. Завершая помочи, оставляли несколько несжатых ржаных колосьев, и вязали из них «Спасову бороду», колосьями вниз. Зёрна из этих колосьев с молитвой сеяли между корнями сжатых, — это должно было обеспечить урожай на будущий год. Самый последний сноп жали обязательно молча, чтобы не мешать «духу поля» вселиться в него. Вероятно, в древности Спасова борода именно этому духу и принадлежала. Последний сноп ещё называли «именинником», наряжали в сарафан или в платки, и с песнями несли к столу на пир.

Ещё в поле плели венок и надевали его на голову одной из девушек, затем все вместе шли к хозяину дома, которому помогали, поздравляли его, пели песни, говорили, что «жито пожали, серпов не ломали», а напоследок желали: «Дай Бог и на другой год жать жито и приносить венки». Хозяин снимал венок с девушки, забирал его себе, ей дарил деньги, а всех остальных угощал, сначала женщин, потом мужчин. Этот обряд во всей полноте дольше сохранялся в Малороссии, а вот в Великороссии уже в XIX веке не делали ни бороду, ни венок, оставались лишь сами помочи, да обильное угощение для «помочан».

На жатве были заняты все — и стар, и млад, и мужчины, и женщины. Труд всегда сопровождался песнями, весёлыми и задорными, но содержащими примерно такие мотивы: «Пожалей меня, моя мамочка, – я утомился, болят мои рученьки и ноженьки: вытопи баньку, позови бабку; ой, я приду – утомлюся, на постельку повалюся». В древнерусском языке сам месяц август назывался «серпень» — именно по причине этой тяжкой страды.

Веселились ярко, но недолго, потому что нужно было успеть засеять озимые до Успения (2815 августа). Верили, что после этого дня солнышко засыпает, и говорили: «озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья».

Большая часть женских работ к этому времени заканчивается, и наступает «бабье лето», с осенними хороводами и гуляньями. Кстати, бабьих лет было два: «молодое» (2815 августа — 11 сентября29 августа) и «старое» (141 — 2411 сентября). И насчёт него есть своя примета: «Бабье лето ненастно — осень сухая, бабье лето сухое — осень мокрая.»

«Русский народ. Этнографическая энциклопедия» (2013)

Август богат на Господские праздники — то есть праздники, посвященные Господу. Появление трех Спасов — так именуются августовские праздники в народе — в последнем месяце лета неслучайно. И хотя они все установлены для прославления Бога, богослужебная торжественность каждого из них различна.

Медовый Спас, или викториальный день

Андрей Рублев. Спас из Звенигородского полуфигурного деисусного чина. 1410-е гг.

Первый Спас, называемый также Медовым, Мокрым или Спасом на воде, празднуется 1/14 августа (по старому и новому стилю). Он связан с торжеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Эта память была установлена по случаю побед в 1164 г. греческого царя Макуина над сарацинами и русского князя Андрея Боголюбского над болгарами. Такие памятные даты с XVIII века в Русской Церкви стали называться «викториальными днями» (от лат. victoria — победа). Несмотря на то, что событие произошло в XII веке, богослужение по этому поводу было установлено на Руси не ранее XV столетия. До этого, вероятно, в этот день совершалось только молебное пение. Интересно, что в Греческой Церкви 1 августа совершается богослужение только в честь Честных Древ Животворящего Креста Господня. У нас этот праздник до недавнего времени соединялся с воспоминанием Крещения Руси.

Почитание Всемилостивого Спаса отразилось в
отечественной иконографии. Если до XII века Спаситель изображался как
нелицеприятный Судия, строгий и аскетически-суровый, то с этого времени стало
преобладать изображение Христа как Доброго Пастыря, кроткого, смиренного,
любящего и милосердного к людям.

Яблочный Спас на горе

6/19 августа Церковь вспоминает Преображение Господа на горе Фавор. О нем повествуют трое евангелистов (Мф 17:1–13; Мк 9:2–13; Лк 9:28–36). Термин «преображение» с греческого языка буквально означает «превращение в другой вид» или «изменение формы». В народе эта дата именуется Яблочным Спасом, Спасом на горе.

Праздник относится к числу двунадесятых (от
древнерусского «два на десяте» – двенадцать), то есть он входит в состав одного
из двенадцати великих праздников, которые посвящены событиям земной жизни
Иисуса Христа и Богородицы. Однако событие вошло в церковный богослужебный
календарь не раньше V века. В это время появляются первые Слова (вид
литературного жанра) у Святых Отцов на Преображение. К середине VIII столетия он
уже входил в число одиннадцати важнейших.

Совершение празднования Преображения в августе связано с тем, что 6-го числа были освящены три храма на Фаворской горе. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает, что «до своего “оформления” в отдельный праздник воспоминание Преображения несомненно было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “да егда Тя узрят распинаема…”. И на Западе евангельский рассказ о Преображении до сих пор составляет чтение первого воскресения Великого поста».

Так Хлебный или Ореховый Спас?

Нерукотворный Спас Московского Успенского Собора, XII в.

Ореховый Спас, Спас на полотне (Спас на холсте) или
Хлебный Спас празднуется 16/29 августа. В этот день Церковь вспоминает
перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса)
Господа Иисуса Христа в 944 году. При земной жизни Спасителя Эдесса была
столицей северного государства в Месопотамии — Осроэны.
Ее царь Авгарь V Черный (13–50 гг.) был поражен проказой. Услышав об
Иисусе, он уверовал в Него и отправил к Нему весть с просьбой об исцелении. При
этом он послал к Божественному Учителю своего живописца, чтобы тот привез
изображение Господа. Художник встретил Спасителя и получил от Него убрус, то
есть полотенце, которым Он отер Свое лицо после умывания. На этом холсте
отобразился лик Иисуса, от которого царь впоследствии получил исцеление, а
святыне уделил особое место в своем дворце. В 944 году византийский император
Константин Багрянородный (912–959 гг.) выкупил Образ и торжественно перенес его
в православную столицу империи.

Какие богослужебные особенности и
традиции трех Спасов?

Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Русский Север. XVII в.

В день памяти Изнесения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса на Утрени из алтаря на центр храма выносится Крест для поклонения верующим. Это один из трех раз в году: Крест также полагается на середине храма в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную Неделю в Великом посту. В этот день освящается вода. В Византии август был очень жарким, что дополнительно провоцировало вспышки болезней и их распространение. В связи с этим из императорского дворца износился Крест. С ним совершались шествия по всему Константинополю. За день до памяти в честь Успения Богородицы (15/28 августа) Крест возвращали в царские палаты.

Совершается освящение меда, которое связано с тем, что в это время начинается основной сбор этого нектара. В некоторых местах есть традиция освящать мак, так как название этого растения созвучно с прозвищем семи мучеников — Маккавеи. Их память приходится также на этот день. Кроме того, с 1/14 августа начинается Успенский пост, который продлится две недели.

Богослужение праздника Преображения Господня совершается более торжественно, чем на Медовый или Ореховый Спасы. На Утрене после полиелея поется величание. А после Божественной литургии освящаются фрукты. На Руси к этому времени поспевали яблоки. Отсюда и название — Яблочный Спас. На Востоке к началу августа созревали виноград и злаки, которые верующие приносили в храм в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. В первые века часть урожая христиане жертвовали для совершения Таинства Евхаристии.

Освящение орехов в день перенесения из Эдессы в Константинополь
Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа обосновано тем, что в
нашей стране к этому времени созревают лесные орехи.

Смысл не в освящении плодов!

Смысл празднуемых событий
заключается не в освящении тех плодов, которые отражены в народных названиях
праздников. Освящая снеди, мы приносим в храм начатки нового урожая в качестве
пожертвования, посвящая их Богу. Конечно, они никоим образом не «заряжаются»
благодатью. Смысл приношения — получить благословение на ту бо́льшую часть своего
достатка, от которого была отделена условная «десятина». Она идет на
поддержание служащих храма, которые, согласно Писанию, питаются от жертвенника.
А также используется для поддержки нуждающихся в еде и для трапез, которые
верующий устраивает в честь Господа. Такая практика восходит еще к ветхозаветному
времени. Иудеи приносили в Храм часть от всего, что только возрастало в их
хозяйстве.

Событие Преображения Господня заключает в себе важный богословский смысл. Оно изображает состояние, в котором христианин будет находиться после Второго Пришествия. Этого удостоятся те, кто будет пребывать в Царстве Небесном вместе с Творцом. В приписываемом святителю Иоанну Златоусту Слове на Преображение ясно говорится:

«Христос преобразился не напрасно, но чтобы показать нам будущее преображение природы, будущее спасение, второе пришествие на облаках с голосом архангельским».

Спас (сокращенное от Спаситель) – имя Иисуса Христа, предреченное архангелом Гавриилом при Благовещении. В народном быту Спасами называются три православных праздника, связанных с Христом: первый – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа), называемый Медовым Спасом; второй – Преображение Господне (19 августа) – Яблочный Спас; третий – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (29 августа) – Ореховый или Хлебный Спас (Спас Нерукотворный).

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Традиции

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». SDC13211 SDC13214В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.SDC13210

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

19 августа Православная Церковь светло празднует Преображение Господне.205433_html_30a768e3

Что же за событие изображено на иконе этого двунадесятого праздника? Господь взял трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор, и преобразился перед ними. «Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Вот какие слова подбирают Евангелисты, чтобы приоткрыть нам тайну Преображения Нашего Спасителя.

И икона тоже рассказывает нам об этих событиях, только – на своем языке. Давайте попробуем его понять!

В центре – Господь. От Него исходит дивный свет. Сияют Его одежды. Они ослепительно белые и покрыты золотым блеском, – это лучи Его Божественной славы. Действительно, таким апостолы Его никогда не видели. Христос предстал перед Своими учениками Истинным БОГОМ – Сыном Божиим.

Но кроме этого, икона сообщает нам очень важную вещь. Она говорит о том, что Христос при этом ни на одно мгновение не перестал быть и ЧЕЛОВЕКОМ! То есть Господь есть и Бог, и Человек. Что же на иконе говорит об этом? Посмотрите: фигура Господа заключена в сияющую шестиконечную звезду. На самом деле это два треугольника. Вот эти-то треугольники и говорят о том, что в Господе Иисусе Христе – два естества: Божественное и человеческое. А то, что эти треугольники изображены соединенными один с другим, говорит о необыкновенной, непостижимой тайне, – тайне СОЕДИНЕНИЯ Божественного и человеческого в Спасителе.

Вокруг Христа – круг голубого сияния. Голубой цвет на иконе означает Небесное Царство. То есть, Господь не только предстал перед учениками как Бог, но еще и показал им Свое Царство.

Рядом со Христом жители этого Царства – великие пророки Илия и Моисей. Пророк Илия не испытал земной смерти – он был взят на Небо живым! А пророк Моисей получил от Господа Божественный Закон – десять заповедей. Он же написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета, – вот он держит эту книгу в руке.

Обратите внимание на то, каким образом икона показывает нам, что Моисей и Илия – действительно жители Царства Божьего. Каждый из них прикасается к этому сияющему голубому кругу. Илия – рукой, а Моисей – книгой. Вот так икона и говорит нам об их причастности к Царству Небесному.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Они беседуют со Христом о предстоящих Ему Крестных страданиях, о той Жертве, которую Он желал принести для спасения всех людей.

Теперь посмотрим, что же происходит с учениками Христа? Они явно потрясены тем, что им открылось. Преображение Христа, свершившееся у них на глазах, Его сияющий вид поразил их. Евангелие сообщает нам, что апостолы «были в страхе», «очень испугались». И икона тоже очень красноречиво передает их состояние. Петр упал на колени, заслоняет глаза рукой от нестерпимо сияющего света. Иоанн и Иаков упали навзничь, руками они закрывают свои лица, пытаются заслониться от пронизывающего их Божественного света.

Из апостолов только Петр изображен на иконе лицом ко Христу. Это не случайно! Восхищённый всем увиденным, именно он воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть».

Но Господь знает, что еще не пришло время, остаться им в этом Царстве, что впереди Его ждут страдания и смерть. Именно для того Христос и преобразился перед учениками, чтобы в тот день, когда ученики увидят Его распинаемым, они поняли, что Он добровольно, по Своей воле пошел на эти страдания.

Вот так икона раскрывает перед нами смысл Великого праздника Преображения Господня!

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растёт, освящаются в этот день яблоки. Поэтому в русской народной традиции день Преображения Господня называется Вторым или Яблочным Спасом. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Освящение проводится в конце праздничной Литургии и очень важно, чтобы смысл этого Великого праздника не терялся за желанием освятить яблоки.IMG_9140SDC16603 SDC11021

Никифоров-Волгин Василий «Яблоки»

Дни лета наливались как яблоки. К Преображению Господню они были созревшими и как бы закруглёнными. От земли и солнца шёл прохладный яблочный дух. В канун Преображения отец принёс большой мешок яблок… Чтобы пахло праздником, разложили их по всем столам, подоконникам и полкам. Семь отборных малиновых боровинок положили под иконы на белый плат, – завтра понесём их святить в церковь. По деревенской заповеди грех есть яблоки до освящения.

– Вся земля стоит на благословении Господнем, – объясняла мать, – в Вербную Субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу – берёзку, на Илью Пророка – рожь, на Преображение – яблоки и всякий другой плод. Есть особенные, Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мёд и всякий другой дар Божий… Грех срывать плод до времени! Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землёю и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!

В канун Преображения почти вся детвора города высыпала на базар, к весёлым яблочным рядам. Большие возы яблок привозил на пыльных телегах из деревень Гдовья, Принаровья, Причудья. Жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зелёные, с красными опоясниками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зёрнышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя, и маленькие, что на рождественскую ёлку вешают, – лежали они горками в сене, на рогожках, в соломе, в корзинах, в коробах, ящиках, в пестрядинных деревенских мешках, в кадушках и в особых липовых мерках.

Торговали весело и шумно, с хохотом и прибаутками. Яблоки заставляли улыбаться, двигаться, громко говорить, слегка озорничать, прыгать на одной ноге, размахивать руками, прицениваться и ничего не покупать. Нельзя было избавиться от неудержимой смешливости. Всё смешило – и бойкий чернобородый зубоскал-мужик в розовой рубахе, стоящий на возу, как Пугачёв на Лобном месте, и надсадно выкрикивающий: «А вот я-я-бло-чки красавчики»; загаристая девка с большим кошелем через плечо, давшая наотмажь «леща» по спине мальчишки, стянувшего яблоко; выпивший дядя, рассыпавший яблоки прямо в базарную лужу. Особенно смешил круглощёкий восьмилетний пузан, одной рукою показывающий на яблоки в телеге и спрашивающий торговца почём, – а другой рукой залезающий под солому. Когда карманы его раздувались от наворованных яблок, он сказал торговцу» «Дороговато!» На воришку весело посматривал городовой и грозил полицейским пальцем: «Я тебя! Моли Бога, что я сегодня добрый». Кому-то угодили яблоком в затылок и крикнули: «С наступающим праздником!» Вихрастый мастеровой угощал девицу «сахарной коробкою». Сделав губы бантиком она ответила: «До священья не вкушаю». Под телегами спали разиня рот деревенские ребята – с тятьками и мамками, они всю ночь сопровождали яблочные возы в город. Я встретил Урку. Он грыз яблоко, и я сказал ему:

– Разве можно есть неосвящённое? Грех ведь!

Урка тревожными глазами посмотрел на меня и ответил, как серьёзный ихний раввин:

– У нас свой закон!

В чайной с вывеской: «Зайди, приятель» сидели мужики, пили чай с ситником и говорили только о яблоках: сколько мер собрали, сколько пообтряс, как их везли по дорогам, сколько взяли барыша и что-де Господь послал урожайный год, хорошую росу, дождь по времени и теперича, мол, зима не страшит, всего вволю, а поэтому можно ещё сороковочку выпить!

Чтобы угодит мужикам, половой завёл органчик, но ему сказали:

– Поштенный! Нельзя ли повременить? Успенский пост ещё не прошедши!

А кругом чайной дробный полновесный звук отмериваемых яблок, зазывы торговцев, ржанье лошадей, взвизги, смех, всплески голубиных и воробьиных стай, летающая паутина – предосенница, жаркое, но всё же замирающее солнце, – оно тоже созрело как яблоко и скоро уляжется на покой до новой весны и нового созрева, – и это полнозубое, весёлое, морозно-хрустящее слово «яблоки», раскатывающееся по всему базару и улицам!

– Ах, какое хорошее слово «яблоки»! Лучше этого слова не сыщешь по всей поднебесной!

***

Вечером пошли ко всенощной. В церкви пели яблоками и мёдом пахнущий Преображенский тропарь:

Преобразился еси на горе, Христе Боже,

Показывай учеником Твоим Славу Твою, якоже можаху;

Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный,

Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Вечером, после ужина, меня заставили читать Евангелие о Преображении Господнем. Я читал по складам: «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белы как снег».

Ночь была душной, с далёкими всполохами, с августовской, тихо шумящей тьмою.

От духоты в комнате я захотел снять с себя всю одежду, чтобы спать было повольготнее, но мать строго мне внушила:

– Никогда не спи нагишом, ибо сон смерти брат, преддверие к Страшному Суду Господню. Надо быть всегда в готовности, одетым в дорогу… При слове «дорога» она отвернулась к окну и как будто бы прослезилась.

Утром встали спозарань. На дворе желтела заря – ранница. Она сдувала с крыш последний сон. Зачинающий день всё шире и шире раскрывал золотые свои врата, и не успел я насмотреться досыта на восходье, так редко мною виденное, как показалось в этих вратах солнце и зашагало по земле поступью Великого Государя, идущего от Светлой Заутрени. Долго я думал, отчего солнце слилось у меня с шествием Великого Государя, виденного мною на какой-то картине, и не мог додуматься. Отец, вымытый и причёсанный, в жилетке поверх ситцевой рубахи и лакированных сапогах ходил по комнате и напевал: «Преобразился еси на горе Христе Боже».

Преображение… Преображение… – повторял я. Как хорошо и по-песенному ладно подходит это слово к ширящемуся и расцветающему Дню. С белым узелком яблок пошли к обедне. Всюду эти узелки, как куличи на Пасху, заняли места в доме Божьем: и на ступеньках амвона, и на особых длинных столах, на подоконниках и даже на полу под иконами. Румяно и простодушно лежали они перед Богом, – вошедшие в силу, напитавшиеся росою, землёю и солнышком, готовые пойти теперь на потребу человека и ждущие только Божьего благословения.

Во время пения «Преобразился еси» на амвон вынесли большую корзину с церковными яблоками. Над ними читали молитву и окропляли их святою водой. Когда подходили ко кресту, то священник каждому давал по освящённому яблоку. В течение целого дня на улицах слышен был сочный яблочный хрустень.

Радостно и мирно завершился солнечный, яблочно-круглый день Преображения Господня.

16 августа (29 — по новому стилю) наступает третий Спас.Спас в тутаеве

В этот день мы вспоминаем Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь. Этому празднику предшествовали следующие события. Царь Эдесский заболел страшной болезнью — проказой. Узнав о чудесах Спасителя, он послал к Нему служителя с письмом, где, с верою в благодатную помощь Божию, умолял Его об исцелении. Получив послание, Иисус Христос велел принести воды и полотенце, умылся, потом приложил к Своему Божественному Лику полотно, и, вместе с ответным письмом, отослал его Эдесскому царю.

Получив дар Иисуса, царь развернул полотно и увидел, что на нём запечатлелся Лик Спасителя. В благоговении царь пал перед ним на колени. В письме же Христа он прочёл:

— Блажен ты, что уверовал в Меня, не видя Меня. После Вознесения Моего к Пославшему Меня, придёт к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга.

Болезнь перестала мучить царя, а спустя время он был совершенно избавлен от неё учеником, присланным Христом.

Изображение Лика Спасителя на полотне получило название — Нерукотворный Спас, потому что явилось людям без участия рук живописца, то есть нерукотворно. Сначала Нерукотворный Образ Спасителя хранился в городе Эдессе, а затем был перенесён в Константинополь. Самые древние иконы Спасителя были списками с этого Образа. Перед иконой Нерукотворного Спаса молился Господу преподобный Сергий Радонежский, когда русские дружины сражались на Куликовом поле.

Придя в храм, обязательно остановитесь, перед иконой Нерукотворного Спаса, и помолитесь перед ней, с благодарностью вспоминая это дивное чудо любви Спасителя к людям и благодатной помощи Его всем, усердно о ней просящим.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народный праздник аварцев
  • Народный праздник 18 июня
  • Народный осенний праздник отмечающийся после сбора последнего урожая
  • Народный немецкий праздник
  • Народный латиноамериканский праздник 6 букв