Народный праздник композиция

Cкачать: Презентация по ИЗО: Народные праздники



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 85 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 77 человек из 28 регионов

  • Сейчас обучается 940 человек из 79 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ.

    3 слайд

    ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ.

  • Цели:
Познакомиться с народными праздниками, с народными праздничными гуляния...

    4 слайд

    Цели:
    Познакомиться с народными праздниками, с народными праздничными гуляниями, с традициями русских народных обрядов.
    Научиться отражать в рисунках обрядовые действия народных праздников.

  • Государственные праздники – устанавливаются указом президента Р.Ф. И являютс...

    5 слайд

    Государственные праздники – устанавливаются указом президента Р.Ф. И являются всенародными.

    Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Особое отражение календарные народные праздники нашли в обрядовых действиях, их символическом значении. Праздники Иван Купала, Масленица, Колядки, Праздник урожая.

  • Порядок жизни крестьянина определялся сменой времен года. В определенное врем...

    6 слайд

    Порядок жизни крестьянина определялся сменой времен года. В определенное время пахали, косили, сеяли, жали. Особое место отводилось праздникам.

  • Народные праздники были тесно связаны с жизнью природы. 
В праздниках люди на...

    7 слайд

    Народные праздники были тесно связаны с жизнью природы.
    В праздниках люди находили передышку от напряженного труда и как бы переносились в мир радости и мечты.

  • Хронология праздников В старину все дни, свободные от работы, соединялись в е...

    8 слайд

    Хронология праздников В старину все дни, свободные от работы, соединялись в единой многоступенчатой последовательности. Русский народный календарь праздников размещал их в определенном порядке, который не менялся из века в век.

  • 7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праз...

    10 слайд

    7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.
    Рождество

  • Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и К...

    11 слайд

    Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.

  • Начало нового года вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему....

    12 слайд

    Начало нового года вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему.
    Этому должны были помочь святочные обряды, которые сопровождали Святки и Новый Год.
    Святки и Новый Год

  • Заканчиваются Рождественские святки 19 января — Праздником Крещения или Богоя...

    13 слайд

    Заканчиваются Рождественские святки 19 января — Праздником Крещения или Богоявление Господне. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.

  • МасленицаМасленичные обряды – это катание на лошадях, игры и затеи, хождение...

    15 слайд

    Масленица
    Масленичные обряды – это катание на лошадях, игры и затеи, хождение в гости, проводы Масленицы.
    Каждый день Масленицы имел свое название, и за каждым закреплялись определенные действия.

  • На Масленицу пекли блины, которые являлись символами солнца.
Сооружали снежны...

    16 слайд

    На Масленицу пекли блины, которые являлись символами солнца.
    Сооружали снежный городок, символизирующий владения зимы, и брали его штурмом.
    Катались с гор – кто дальше прокатится, у того родится лен длиннее.

  • Из снопа соломы мастерили куклу, которую наряжали в девичий сарафан и возили...

    17 слайд

    Из снопа соломы мастерили куклу, которую наряжали в девичий сарафан и возили на санях по улице.
    В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и сжигали его.

  • Вербное воскресенье - праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в...

    18 слайд

    Вербное воскресенье — праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы.
    Вербное воскресенье

  • Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Устан...

    19 слайд

    Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование.

  • Зеленые святкиСемь недель после Пасхи праздновали зеленые святки.
Символом ве...

    20 слайд

    Зеленые святки
    Семь недель после Пасхи праздновали зеленые святки.
    Символом весенней растительности была березка. На этот праздник срубали молодую березку, приносили в деревню, украшали ее цветными лентами, лоскутами материи, водили вокруг нее хороводы, угощали кушаньями.

  • Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День,...

    21 слайд

    Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

  • Каждый год 2 августа (20 июля по старому календарю) православные христиане от...

    22 слайд

    Каждый год 2 августа (20 июля по старому календарю) православные христиане отмечает праздник Святого Ильи или Ильин день. Это не только знаменательный день для верующих, еще он символизирует начало перехода из летнего в осенний сезон, при этом наблюдается уменьшение светового дня, постепенное снижение температуры, особенно ночью, животные и насекомые готовятся к наступлению зимних холодов.
    Ильин день

  • Осенние праздникиПосле жатвы начинались осенние праздники. На этих праздниках...

    23 слайд

    Осенние праздники
    После жатвы начинались осенние праздники. На этих праздниках пекли пироги, созывали родню.
    Последний сноп наряжали в сарафан, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол.
    Потом зерно из этого снопа примешивали к семенам, чтобы всходы были колосистее.

  • Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались ка...

    24 слайд

    Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция из поколения к поколению.
    Многие традиции народных праздников живы и сегодня.

  • ЗаданиеВыполни композицию на тему «Народные праздники»

    25 слайд

    Задание
    Выполни композицию на тему «Народные праздники»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 098 395 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Другие материалы

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Новый год в театре

  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • 23.12.2019
  • 179
  • 0

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»

  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

классный сборник рисунков на тему для срисовки

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Золовкины посиделки на Масленицу

Золовкины посиделки на Масленицу

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Нарисовать Масленицу

Нарисовать Масленицу

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Народные праздничные обряды

Народные праздничные обряды

Народные праздники рисование

Народные праздники рисование

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Нарисовать Масленицу

Нарисовать Масленицу

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народные масленичные гуляния

Народные масленичные гуляния

Рисуем Масленицу

Рисуем Масленицу

Масленица детские рисунки

Масленица детские рисунки

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Праздник Масленица рисунок

Праздник Масленица рисунок

Нарисовать Масленицу

Нарисовать Масленицу

Рисование Масленица

Рисование Масленица

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Композиция на тему Масленица

Композиция на тему Масленица

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Праздник Масленица

Праздник Масленица

Детям о Масленице

Детям о Масленице

Рисование Масленица

Рисование Масленица

Рисование на тему Масленица

Рисование на тему Масленица

Хоровод рисунок

Хоровод рисунок

Народные праздники рисование

Народные праздники рисование

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица детские рисунки

Масленица детские рисунки

Народные праздники рисование

Народные праздники рисование

Нарисовать Масленицу

Нарисовать Масленицу

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Праздничные народные гулянья 5 класс

Праздничные народные гулянья 5 класс

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Детям о Масленице

Детям о Масленице

Народные праздники изо

Народные праздники изо

Рисование Масленица

Рисование Масленица

Нарисовать Масленицу

Нарисовать Масленицу

Рисование на тему Масленица

Рисование на тему Масленица

Народные праздники изо

Народные праздники изо

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Ярмарочные гуляния

Ярмарочные гуляния

Народные праздники рисование

Народные праздники рисование

Народные праздники изо

Народные праздники изо

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Композиция на тему народные праздники

Композиция на тему народные праздники

Зимние праздники для детей

Зимние праздники для детей

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица сжигание чучела картины

Масленица сжигание чучела картины

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Русский народный праздник Масленица рисунки

Русский народный праздник Масленица рисунки

Народные праздники народов России

Народные праздники народов России

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Золовкины посиделки на Масленицу

Золовкины посиделки на Масленицу

Тещины вечерки на Масленицу

Тещины вечерки на Масленицу

Дарья Мастракова схемы

Дарья Мастракова схемы

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Иллюстрации народных праздников

Иллюстрации народных праздников

Масленица в древней Руси

Масленица в древней Руси

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Масленица иллюстрации

Масленица иллюстрации

Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы

Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы

Рисование Масленица

Рисование Масленица

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Зимние народные праздники

Зимние народные праздники

Художник Ольга Симонова самовар

Художник Ольга Симонова самовар

Народные гуляния иллюстрации

Народные гуляния иллюстрации

Художница Елена Уварова Пасха

Художница Елена Уварова Пасха

Святочные посиделки

Святочные посиделки

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Иллюстрации к православным праздникам

Иллюстрации к православным праздникам

Масленичные гуляния на Руси

Масленичные гуляния на Руси

Наивная живопись Натальи Курий

Наивная живопись Натальи Курий

Елена Уварова художник

Елена Уварова художник

Композиция на тему Масленица

Композиция на тему Масленица

Праздничные народные гулянья

Праздничные народные гулянья

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Иван Рюмахин картины Масленица

Иван Рюмахин картины Масленица

Транковский Алексей Иванович Святки

Транковский Алексей Иванович Святки

Композиция на тему народные праздники

Композиция на тему народные праздники

Встреча весны на Руси

Встреча весны на Руси

Народный праздник Рождество Христово

Народный праздник Рождество Христово

Масленица на Руси

Масленица на Руси

Пасха на Руси

Пасха на Руси

Русский народный костюм раскраска

Русский народный костюм раскраска

Свадебные традиции древней Руси каравай

Свадебные традиции древней Руси каравай

Семик праздник на Руси

Семик праздник на Руси

Крещение картины художников

Крещение картины художников

Н. Фетисов - "широкая Масленица"

Н. Фетисов — «широкая Масленица»

Фольклорные рисование

Фольклорные рисование

Народный фольклор

Народный фольклор

Фольклор иллюстрации

Фольклор иллюстрации

Художник Надия Старовойтова зимой

Художник Надия Старовойтова зимой

Национальные традиции рисунки

Национальные традиции рисунки

Панов Эдуард русская изба

Панов Эдуард русская изба

Народные праздники рисунки

Народные праздники рисунки

Народная культура фольклор

Народная культура фольклор

Русские народные праздники Иван Купала

Русские народные праздники Иван Купала

Вера Павлова художник русские праздники

Вера Павлова художник русские праздники

Лельник красная горка

Лельник красная горка

Федоскинская лаковая миниатюра Старая Русь

Федоскинская лаковая миниатюра Старая Русь

Новый год у древних славян

Новый год у древних славян

Похищение невесты на Руси

Похищение невесты на Руси

Яблочный спас Осенины

Яблочный спас Осенины

Рисунок на тему национальные традиции

Рисунок на тему национальные традиции

Коляда праздник

Коляда праздник

Лельник праздник красная горка

Лельник праздник красная горка

Рисунок на Пасху

Рисунок на Пасху

Сказочные посиделки

Сказочные посиделки

Дружба народов России

Дружба народов России

Ольга Георгиевна Симонова картины

Ольга Георгиевна Симонова картины

Рисунок на Пасху

Рисунок на Пасху

Композиция на тему Масленица

Композиция на тему Масленица

Иллюстрация к празднику Ивана Купала для детей

Иллюстрация к празднику Ивана Купала для детей

Масленица арт

Масленица арт

Курий-Максымив Натали иллюстрации

Курий-Максымив Натали иллюстрации

Народные праздники изо

Народные праздники изо

Посиделки для детей

Посиделки для детей

Иллюстрации Виктора Служаева

Иллюстрации Виктора Служаева

Транковский Алексей Иванович Святки

Транковский Алексей Иванович Святки

Весенняя фантазия

Весенняя фантазия

Плакат многонациональная Россия

Плакат многонациональная Россия

Масленица рисунок

Масленица рисунок

Народный обряд колядование

Народный обряд колядование

Маковский Масленица

Маковский Масленица

Чаепитие в русском народном стиле

Чаепитие в русском народном стиле

Чувашский край

Чувашский край

«Изобразительное искусство» для «5» класса

Номер урока № 4

Тема урока «Народные праздничные обряды»

В рамках урока рассматриваются календарные праздники в начале XXI столетия. Изучение праздников и праздничной культуры народа даёт возможность почувствовать обрядовые традиции и особенности календарных народных праздников, их символическое значение.

Цель:

  • сформировать образные представления учащихся о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Задачи:

  • Познакомиться с календарными народными праздниками.
  • Изучить особенности обрядовых действий календарных народных праздников, их символическое значение.

На уроке мы узнаем:

  • особенности обрядовых действий календарных народных праздников, их символическое значение.

мы научимся:

  • различать календарные народные праздники.

мы сможем:

  • характеризовать календарные народные праздники.

Глоссарий по теме урока:

Святки — славянские народные праздники зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней, праздновались от появления первой звезды в канун Рождества и д крещенского освящения воды.

Масленица – славянский календарный праздник, обозначающий конца зимы и начала весны. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощеным воскресеньем.

Зелёные святки — славянские народные праздники весенне-летнего календарного периода Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались Семик и Иван Купала.

Последний сноп – народный календарный праздник, посвященный завершению жатвы хлебов, отмечается как правило— 15 (28) августа. Последний яровой сноп – «пожинальник» — наряжали в сарафан, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол.

Осенины – осенние календарные праздники, посвященные окончанию уборки яровых хлебов и огородных культур, встречи осени. В это время было принято собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.

Покров — в народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. На Покров день начинались вечерние девичьи посиделки осеннего свадебного сезона. Название праздника связано с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

Обязательная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. — ISBN 978-5-09-071788-5

Открытые электронные ресурсы:

  1. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  2. Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  3. Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  4. Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  5. Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

Теоретический материал

В дни солнцестояния и равноденствия отмечали традиционные русские праздники, обозначающие календарную смену времен года и изменения в жизни человека. Каждый календарный праздник имел свои обычаи, обряды и символическое значение.

Святки

Зимнее солнцестояние знаменовало начало нового солнечного года, именно тогда начинались святки. Сколько месяцев в году, столько длились святки – ровно двенадцать дней. Весёлые песни, шумные игры были обязательными элементами празднования святок. Святочные колядки обычно проходили в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник. Небольшие группы девушек и юношей ходили по дворам «кликать коляду», пели особые благопожелательные песни, величали хозяев.

Группа колядовщиков останавливалась под окном и вызывали хозяев на крыльцо такими словами: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» И если хозяева появлялись, начинали благопожелательную песню.

Ряженье было любимой забавой на святки. Это было настоящее театральное действие — игровое переодевание с использованием различных масок. Парни надевали маски или замазывали лица сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти, превращаясь в «страшных наряжёнок» — в животных и нечистую силу. Они, не спрашивая разрешения хозяев с шумом врывались в избы, хулиганили, плясали, пели «срамные» песни, нарушая покой и порядок честного народа. Девушки рядились «барскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками и заходили только в те дома, где жили потенциальные женихи.

Масленица

Когда приходил черед провожать зиму праздновали масленицу.

Масленица начиналась в сыропустную неделю православного календаря и заканчивалась Прощеным воскресеньем, перед Великим постом. Все масленичные обряды были посвящены плодородию.

Катание с ледяных горок было любимым развлечением молодёжи на масленицу. Раньше примечали: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». В каждом поселении строились ледяные горки, иногда горки сооружались и на каждой улице. Собирались целой ватагой, усевшись на салазки, шкуры или рогожки молодёжь весело катилась с горки.

В один из масленичных дней в деревню со всех окрестных деревень съезжалось множество упряжек, число их могло доходить до 800. Обычай этот назывался – съездки. Они выстраивались длинной вереницей, ездили по деревне и ее окрестностям вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке и так помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. Заканчивались съездки в Прощёное воскресенье.

Перед великим постом ели много, уделяя трапезе особое внимание — так люди «проектировали» будущую сытую и достаточную жизнь. Самым главным угощением на масленицу были блины.

В центре всех масленичных событий было сжигание чучела зимы — Масленицы. Чучело, набитое соломой, наряженное в старые одежды при большом народе сжигали. Сжигание чучела напоминало о скором приходе весны.

Зеленые святки — праздники весенне-летнего календарного периода, обозначавшие окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались такие календарные праздники как Семик и Иван Купала.

Обычно в четверг, накануне Пасхи праздновался семик. Семик связывали с поклонением живой природе. Все украшалось живыми цветами и веточками деревьев. В лесу или в роще выбирали самую красивую берёзу и водили вокруг неё большой хоровод.

День Ивана Купалы

В древней Руси природу и природные стихии почитали и поклонялись им. В день летнего солнцестояния русский народ праздновал день Ивана Купалы, праздник природных стихий огня и воды. Этот праздник был полон волшебства и тайн. Днём обязательно нужно было искупаться в реке или другом водоёме, чтобы очистить душу и тело от всякой скверны. Было принято обливать друг друга водой, даруя духовное очищение. Вечером на берегу реки разжигали большой костёр. Всю ночь люди плясали и играли вокруг костра, а затем прыгали через него: кто прыгнет выше и не испугается – тот весь год будет удачливее и счастливее всех. Еще одно поверье связано с тем, что в эту ночь искали заветную «разрыв – траву» или цветок папоротника. Того кто найдет будет самым богатым. Травы в ночь на Ивана Купалу обретали чудодейственные силу исцеления, поэтому их активно собирали. Днём девушки плели разнотравные венки, а ночью пускали их на воду и гадали на судьбу. Каждый природный период был отмечен своим праздником. Так, например, когда заканчивалась жатва наступал праздник последнего ярового снопа. Названий он имел разные – «спожинки», «обжинки», «пожинальник».

Под конец жатвы оставался один не убранный уголок поля, только на один сноп. Его убирали самым последним и обязательно молча, что бы не спугнуть духа поля. Люди верили, что в последний сноп вселялся дух поля полевик. Полевики оберегали поле: следили за урожаем, оберегали от вредителей, оборачивались проливным дождём. Зимовали полевики в последних снопах, поэтому последний яровой сноп почитали особо. Сноп украшали красочными лентами, одевали в яркий сарафан и торжественно с песнями вносили в дом. У снопа было самое почётное место в красном углу избы. , его наряжали в сарафан и вносили в дом, торжественно устанавливая в красном углу избы. Новой весной зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к другим семенам, чтобы будущий урожай был богатым.

Осенние праздники, которые проходят в октябре называют «Осенины».

Например, Покрова Пресвятой Богородицы традиционно отмечался 14 октября. Пресвятая Богородица считалась покровительницей и заступницей земли русской. Праздник стали отмечать 850 лет тому назад в 1164 году.

В середине октября первый снег едва покрыв землю и тут же таял, но ночью наступали первые осенние заморозки. В народе говорили: «Октябрь землю покрывает, где листком, где снежком» или «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». По тому какой был день на покров можно было определить какой будет зима. Так, например, если журавли успели улететь до Покрова, то зима будет ранняя и студёная. Печь топили яблоневыми дровами, тогда тепло в доме будет всю зиму. А чтобы из жилища тепло не выдувало пекли тонкие блины — «запекали углы».

Ещё покров называли — «зазимок». Мудрые сказывали: «Зазимье пришло – засидки привело» или «Покров — конец хороводам, начало посиделкам». На Покров в деревнях начинались посиделки. Молодые люди на посиделках присматривали невесту, а девушки показывали все свои достоинства. Каждый кто приходил на посиделки, что-нибудь приносил с собой: дрова для растопки печи, керосин для лампы, пшено для блинов. Обычно, на посиделках девушки пели песни, частушки и прибаутки, соревновались, устраивая различные потешные игры и забавы. На Покров пекли тонкие блины, как бы «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

Обычаи празднования передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Календарные праздники.

Текст задания. С чем определялись народные календарные праздники? Из выпадающего списка необходимо выбрать правильный ответ.

Русские народные календарные определялись сменой …………….

Выпадающий список:

  • времён года.
  • началом нового года.
  • народными приметами.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Русские народные календарные определялись сменой времён года.

2. Название задания. Народные праздники.

Текст задания. Установите соответствие между изображениями а и названиями народных календарных праздников.

  • День Ивана Купалы.
  • Зелёные святки.
  • Масленица.
  • Святки.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Святки

Масленица

Зелёные святки

День Ивана Купалы

Тема урока: «Праздничные народные
гулянья».

Общедидактическая цель:  создать
условия для систематизации изученного
материала, выявления уровня овладения системой
знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний и умений.

Методы обучения: информационный,
частично-поисковый, репродуктивный.

ФОПД: индивидуальная, групповая,
практическая.

Задание: составить композицию 
«Ярмарка» с использованием работ учащихся.

Оборудование: Компьютер, проектор,
экран, колонки.

Материалы: ножницы, клей, рисунки
ребят, основа для композиции, иллюстрация
карусели.  (Приложение 3)

Зрительный ряд: Презентация
«Праздничные народные гуляния», иллюстрации с
изображением русских народных костюмов, костюм
скомороха.

Музыкальный ряд: Народные мелодии –
плясовые, протяжные; песня «Селезенка утку
любит» (Приложение 2),
 музыка Стравинского«Петрушка»;
«Народные гулянья».

В конспекте урока текс с подчеркивание
отображен на слайдах, переход слайдов по щелчку,
вывод информации на одном слайде по щелчку с
предыдущим.

В проведении урока принимает участие скоморох
и зодчий. Роль скомороха и зодчего выполняет
учащиеся этого же класса предварительно
подготовленные. Для ученика исполняющего роль
скомороха готовиться специальный костюм.

Для проведения практической работы учитель
готовит основу для композиции с изображением
мостовой, для украшения площади красочную
карусель.

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Экспозиция

Приветствует учащихся, проверяет
готовность учеников к работе.

Слайд №2 щелчок.

Вступительное слово учителя.

– Это, что за шум и звон?
– Кто-то в гости к нам идет?

Приветствуют учителя, проверяют свою
 готовность к уроку.

Вбегает скоморох.

Ой, вы люди, люди добрые,
Да люди русские
Други наши верные!
Слушайте все и не говорите,
Что не слышали!
Приглашаем всех на ярмарку
С баранками, медом,
С конфетами мятными,
Пирогами сытными.
А за чаем дома не засиживайтесь.
Вставайте-ка, да водите Хороводы русские
С песнями веселыми,
Шутками задорными,
Играми потешными.

Завязка – Спасибо, скоморох, за приглашение.
– Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке?
– А что такое ярмарка?

Слайд №3 щелчок;  
№4 щелчок; 

 №5 щелчок;  №6 щелчок.

Ярмарка – это праздник, веселье.
Там людей развлекали скоморохи, дрессированные
медведи, зимой горки, веселые молодецкие забавы.

– Давайте попробуем назвать тему нашего урока.

Называет тему урока. «Праздничные народные
гулянья»

Слайд №7 щелчок.

Сегодня на уроке мы  познакомимся с русскими
народными праздниками и их значениями в жизни
наших предков; побываем на празднике и с помощью
ваших рисунков составить композицию 
«Ярмарка»

 

Отвечают на вопрос.

Называют тему урока.

Кульминация Настраивает учащихся на выполнение
основного задания.
Рассказывает  о праздниках.

– Ребята, а вы
любите праздники?
У каждого народа есть праздники.
Все люди любят праздники.
Возникли праздники неслучайно.
С древних времен,  чувствуя себя частью
природы, люди жили с ней в едином ритме.
– Ребята, какие ассоциации возникают у вас со
словом праздник?
– Какие русские народные праздники знаете вы?
Слайд №8 щелчок.
Праздником на Руси всегда встречали весну и
провожали зиму, праздниками отмечали завершение
работ.
Праздник – это яркое зрелище, нарядные
одежды, песни, танцы, театрализованные
представления.

Слайд №9 щелчок;  №11  щелчок;  №12
щелчок;  №13 щелчок;  №14 щелчок;  №15
щелчок.

Основные русские народные праздники
– это Новый год и Рождество, святки, масленица,
пасха, троица и другие.
В том, как проводится праздник – в обрядах, в
поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках –
ярко проявляется душа народа, его характер.
Народный праздник как бы раскрывает мечту о
прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему
надо стремиться.
Каждый праздник – это определенный итог,
подводимый крестьянами после очередного
нелегкого трудового периода – сбора урожая, 
изготовления большого запаса утвари: посуды,
корзин, тканевых изделий.
Праздником всегда было и устройство ярмарок. К
ним готовились, их с нетерпением ждали, всяк
по-своему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки,
третьи – балаганные представления 
посмотреть.
Здесь же люди  встречались, а потому надевали
самое лучшее, парадное, себя показать – других
посмотреть.
На праздники крестьяне надевали не просто
наряды, а традиционные праздничные костюмы.
Слайд №16  щелчок.
– Вспомните названия одежды, головных уборов, в
которые наряжались люди по праздникам на Руси?

Предлагаю рассмотреть репродукции картин 

Слайд №17 щелчок.

Б. Кустодиев «Праздник в деревне»

– О чем хотел рассказать нам художник?

Слайд №18  щелчок.

Б. Кустодиев «Ярмарка»

– Что делает ярмарку праздничной, шумной,
яркой, нарядной,  звонкой?
– Назовите мастеров, торгующих своими товарами,
и то, что они продают.

Внимательно слушают учителя, участвуют
в беседе.

Называют ассоциации к слову праздник.

Перечисляют праздники

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.
Описывают представленные картины.

Развязка – Давайте и мы отправимся на ярмарку! Но
вот беда, куда,  же нам ехать?

На доске
открывается «голый» лист с мостовой.

– Города-то нет.

Задание: Давайте вместе с вами
построим городок.

В старину строителя называли зодчий.
У нас в классе тоже есть зодчий,
который      расскажет нам о том, как
строились древние русские города.

Слайд №19  щелчок.

– Каждый из вас может стать зодчим и
поучаствовать в строительстве города, а в центре
города у нас будет рыночная площадь.
Предлагаю вырезать фронтоны домов, выполненные
вами  и построить город.

Инструктаж по технике безопасности.

– Вот и готов наш городок.
В каждом городе была рыночная площадь, вот туда
мы с вами и приехали.
Учитель приклеивает в центр площади иллюстрацию
карусели 
– Нарядная  у нас площадь?
– Кого-то у нас еще не хватает на площади?
В Русских городах и больших торговых селах
шумели, галдели, зазывали  своим товаром
веселые ярмарки.

Задание:  Давайте оживим нашу
площадь.

На предыдущих уроках мы с вами рисовали людей в
праздничных одеждах. Предлагаю вырезать и
разместить их на нашей площади.

Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь
можно и повеселиться.

Слайд №20  щелчок.

  • И языка нет, а правду скажет. (Книга)
  • На стене висит, болтается, за него всяк
    хватается. (Полотенце)
  • Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)
  • Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
  • Я бел как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во
    вред. (Сахар)

Музыка.

Предлагает закончить урок народной запевкой
«Селезенька утку любит».

Выбирается селезень и утка. Они уходят под руку,
то входят в круг поющих, то выходят из него. 
Каждый раз «утка» быстро надевает обновку, 
которую затем всем показывает.
Можно продолжить праздник исполнением частушки.

Выход скомороха.

– Внимание,
внимание, внимание!
Открывается гуляние.
Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

Зодчий рассказывает о строительстве древних
русских городов

Учащиеся  вырезают фронтоны домов и
наклеивают их на лист  мостовой.

Отвечают на вопросы.

Вырезают людей и приклеивают их на лист, туда,
где им нравится.
Прибирают свой рабочий стол.

Выход скомороха. 

– Сколько собралось умных да смышленых, сейчас
я вас проверю да загадки загадаю про ярмарку, 
про товар,  что купцы привозили на ярмарку.
Загадывает загадки, ребята отвечают.

Отгадывают загадки.

Дети выходят, становятся группами  и
запевают песню.

Эпилог Посмотрите, какая красивая и
веселая   получилась у нас «Ярмарка».
– Понравился ли вам праздник?
– Какой этап урока вам больше всего понравился?
– Что нового вы узнали на уроке?
 

Отвечают на вопросы.

Рефлексия – Наш урок подошел к концу.
Все в жизни меняется, а праздники остаются.
Эй, напелись, наплясались.
«Ой, полным-полна моя коробочка,
Есть и ситец и парча», –
Так поется в песне,
Но у нас с вами,
Коробка уже пуста.

Слайд 21  щелчок.

Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закончилась.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!

Слайд №22 щелчок; №23  щелчок.

– Спасибо за праздник.

Афиширование продукта деятельности,
выставление оценок.

 
Последействие Объясняет домашнее задание. Подобрать иллюстрации на тему «Древние
образы в современных народных игрушках»

Тема раздела: Древние корни в народном искусстве

Тема урока: «Праздничные народные обряды».

Тип урока: комбинированный.

Цели по содержанию:

— Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков,  дать представление о праздничных народных гуляньях.

— Развивающие: формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.

— Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству,   сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества

Формирование УУД  

Личностные УУД: 

 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

 2) формирование  мотивации к обучению и познанию

 3) формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир и уважения к народным традициям  

 4) формирование уважительного отношения к иному мнению и умения работать в группе

Регулятивные УУД:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

2)формирование умения  реализовывать задуманное  средствами художественного выражения

3) освоение   форм  личностной рефлексии

Познавательные УУД:

1) расширение знаний народного календаря

2) установление причинно-следственных связей между календарными и православными праздниками, обычаями

Коммуникативные УУД:

 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  

 2) формирование умения распределять и выполнять роли в группе

  1. формирование умения слушать и вступать в диалог.

Методы обучения: информационный, репродуктивный.

Формы работы: игровая, групповая, коллективная практическая.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, пазлы, картинки с пейзажем.

Зрительный ряд: Презентация «Народные праздничные обряды»,

Литературный ряд:  пословицы, загадки, скороговорки

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Включение новых знаний в систему и повторение. ( Практическая часть)

  5. Итог урока. Рефлексия.

  6. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие

II.Актуализация знаний.

— Прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

Среди зимы – большое торжество. 
Великий праздник – … (Рождество)! 
Его ждут все – от малышей, до пап и мам 
и все нарядные спешат на службу … (в храм). 

Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем. (Масленица)

— О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

— Любите ли вы праздники?

Все люди любят праздники. Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. В праздниках и увеселениях люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. У наших предков каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий

— Какие праздники вы знаете?

— Какие народные праздники вы знаете?

— Какие обряды вы знаете?

— Сегодня мы поговорим о зимних народных праздничных обрядах в России.

III. Изучение нового материала

Возникли праздники не случайно.
С древних времен,  чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и переносились в мир радости и мечты. Конечно же каждый праздник отмечался особым образом.

Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето, вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему.

Рождество Христово — один из главных годовых христианских праздников. Традиции и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью культуры каждой страны. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными. В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. На огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар — напиток из сушеных фруктов, медом и кутья — каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.

Накануне праздника обязательно топили баню, т.к. обычай обязывал посещать праздничную церковную службу только в чистом и хорошем платье. Если у кого-то не было сапог, то их срочно покупали или одалживали, т.к. в лаптях на праздничную службу идти было нельзя. Одной из самых важных акций для крестьян в день Рождества Христова было участие в рождественской литургии.

И в наше время в храмах в рождественскую ночь на 25 декабря (7 января по новому стилю) повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, радостно поет хор.

Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением.  По церковному календарю начало и конец этого периода  посвящены рождению  Христа и его  крещению. В народе это время называется святыми вечерами, так как  по древнему обычаю  христиане вечером прекращали  все свои  дела, в память о событиях Рождества и Крещения,  которые  совершались  в  вечернее или ночное время.

По традиции, в начале святок принято было   дарить подарки и ходить в гости к друзьям и близким. Также в эти дни раньше   вспоминали  о больных,  бедных людях: посещали приюты, детские дома. 

Святочные обряды представляли собой заклинания на новый  год и гадания.
По домам вечером и ночью   ходили ряженые, которые колядовали.
Дети и молодежь ходили по дворам, исполняли  песнопения,  песни-колядки, посвященные Рождеству.
Хозяева колядующим  высказывали хорошие  пожелания в наступающем году и угощали.  Считалось, что  в будущем году достаток семьи  напрямую зависел от подарков и угощения  колядующих.  В святки принято  гадать, и особенно это любили молодые девушки делать перед рождеством .

Коляда – обряд прославления праздника Рождества песнями и плясками. В святочные ночи народ не спал – ходили из дома в дом, колядовали, поздравляли, пели.

Праздничная процессия со звездой и вертепом  (ящик в два яруса с деревянными фигурками).

Вечерами ходили ряженые.

Ряженые рядились в вывернутые мехом наружу шубы и тулупы и маски, изображающие различных животных – козла, корову, медведя, петуха. Раскрашивались лица, маски были устрашающими и веселыми одновременно. Петр1 очень любил святочные гулянья и всегда принимал в них участие.

Непременным условием рождественского праздника было ряженье в маски и маскарадные костюмы. Эта традиция также очень древняя. Церковь подобные переодевания не поощряла, и приходилось потом любителям маскарада «очищаться» путем купания в зимних реках (в день Крещения Господня).

А еще на Рождество устраивали представления, спектакли. В них принимали участие все домашние. Дети и взрослые шили себе костюмы, разучивали роли, мастерили декорации.

И, конечно же, какое Рождество без подарков? Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, открытки, книги.

А сейчас поиграем.

Игра «Подарок». Каждый из игроков придумывает «подарок», который он бы сделал для своего соседа. Затем используя жесты и мимику, каждый из играющих, по очереди начинает показывать свой «подарок». Как только сосед угадал, он может загадывать свой «подарок» следующему игроку. В игре запрещается произносить слова. Раньше  слово «игра» носило совершенно  иное  значение, чем сейчас.  Народная  игра -это  и  песни, и танцы, и пляски, посиделки, загадки, потешки  с  хороводами,  состязания, колядования. 

-Одной из любимейших была игра в “молчанку”  По команде: раз, два, три — все парни и девушки должны были хранить самое серьезное молчание. Только ведь кто его долго выдержит, переглядываясь в этот веселый вечер! Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля  или  золы  из  печи, позволить облить себя водой с головы до ног…

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Мы с вами примем участие в этом соревновании.

Игра «Дедкины потешки»

1) Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь. Проворонила ворона вороненка (3 раза)

2) — Я начну пословицу, а вы закончите. Хором дружно отвечайте:

Без труда… не вынешь рыбку из пруда.

Делу время… — потехе час.

Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.

Труд человека кормит… а лень портит.

Терпенье и труд… все перетрут.

Друга ищи, а найдешь… — береги.

Ученье-свет, а …неученье — тьма.

Последние дни святок посвящали  подготовке к  Крещению. Лучшие  мастера прорубали  прорубь в  водоемах, украшали ее  лентами и  узорами из дерева.

Заканчиваются Рождественские святки  — Крещением (19 января). В  этот день освящают воду, которую считают   крещенской водой и хранят  в течении года.

На Древней Руси люди очень любили и широко праздновали Масленицу. Сам праздник назывался еще Комоедица. Раньше его праздновали в определенный день — в день весеннего равноденствия. Приходится этот день на конец марта — 20 число. Но затем, с приходом Христианства праздник Масленицу немножко видоизменили и приурочили к Великому посту. Праздник стал плавающим — то есть каждый год число празднования изменяется.

А вы знаете сколько дней празднуют Масленицу? Да, это необычный праздник и народ гулял раньше целую неделю — ровно 7 дней.

А какой главный символ Масленицы? — Блины! 

А что символизирует собой блин? — Солнце!

В отличие от многих других праздников, Масленица празднуется целую неделю, и с каждым днем связаны определенные традиции и обычаи.

Понедельник – Встреча. Первый день масленичной недели начинается с изготовления чучела. Соломенную куклу наряжают в женскую одежду и катают по улицам, а после этого устанавливают ее на вершине снежной горы. В каждом доме хозяйка накрывала стол и готовила праздничные угощения. Среди многообразия блюд самое главное место на столе занимали блины. Только после этого в дом зазывали гостей.

Вторник – Заигрыш. В этот день молодые люди проявляли друг к другу внимание. Считалось, что это наиболее благоприятное время для знакомств и бракосочетаний. Молодежь обменивалась письмами – заигрышами, а затем парни и девушки вместе катались на снежных горках. Девушки, желающие скорее выйти замуж, угощали юношей вкусными блюдами собственного приготовления.

Среда – Лакомка. С этого дня наступала пора праздничных застолий. Помимо блинов, на столе должны быть и другие угощения. Зятья со своими женами приходили к теще на блины.

Четверг – Разгул. Уже из названия понятно, что именно в этот день начинались масленичные гулянья. Улицы были заполнены веселящимися людьми, которые пели, танцевали и смеялись. Юноши в шутку устраивали кулачные бои.

Пятница – Тещины вечерки. В пятницу тещи угощали зятьев блинами. Однако для начала мужчина должен был позвать родственницу в свой дом.

Суббота – Золовкины посиделки. Во время масленичной недели не только тещи, но и молодые невесты должны были продемонстрировать свое кулинарное мастерство. Девушки зазывали в дом всех родственников, готовили блины и другие угощения. После трапезы самая старшая женщина семьи хвалила или ругала юную хозяйку. Во втором случае женщина должна дать совет неопытной невестке, чтобы на следующий год она могла исправить допущенные ошибки.

Воскресенье – Проводы Масленицы. В воскресенье завершалась масленичная неделя. Этот день также называют «Прощенное воскресенье». В этот день люди просили прощение друг у друга, а после этого начинали отмечать последний праздничный день. Традиционно накрывали стол, устраивали веселые мероприятия, а после этого сжигали соломенное чучело.

Несмотря на то, что чучело Масленицы наряжали еще в понедельник, сжигать его разрешалось только в воскресенье. Таким образом люди провожали надоевшую холодную зиму и встречали теплую весну.

В начале недели все жители строили большую снежную гору. Считалось, кто больше раз скатится с горы, для того год счастливее будет.

Веселье – важная часть Масленицы. Люди выходили на улицу, водили хороводы, пели и танцевали.

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали лучшую сбрую. Парни, собирающиеся жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.

В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира. Некоторые масленичные традиции позабыты, а некоторые до сих пор живы. Традиция печь блины и угощать ими родственников поддерживается до сих пор.

С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост», «Боится Масленица горькой редьки да пареной репы» (т.е. поста).

Как бы не злилась зима, как бы не кусал мороз за щеки и нос, а не одолеть им просыпающегося солнышка. И взрослые и дети ,чтобы не замерзнуть, играли в веселые игры. Для детей одна из игр «Царь горы».

Один из числа играющих детей взбирается на невысокую снеж­ную горку и оттуда кричит всем с вызовом: «Я — царь горы!» Остальные участники со всех сторон самоотверженно бросаются на штурм этой гор­ки. Каждый из нападающих игроков старается сам захватить её, свергнув самозванного царя горы. В такой стремительной и веселой борьбе играющие стаскивают друг друга со снежной горки. При этом действии не разрешается резко и жестоко толкать, использовать грубые травмоопасные приемы.

Теперь мы с вами поиграем. Конкурс «Качели»

Небольшую корзину привязать таким образом, чтобы ее можно было раскачать, как качели. Каждому участнику выдается по маленькому теннисному мячу, который игрок должен закинуть в раскаченную корзину. Каждое попадание оценивается в 1 балл. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, получает приз.

Конкурс «Веселые пляски»

На карточках написаны задания.

Карточка1. Знаменитый самовар Мухи-цокотухи научился танцевать.

Карточка2. В джунглях праздник больших танцев, на который были приглашены зебра, жираф и лягушка.

Карточка3. Карабас Барабас и Карлсон были замечены на самой модной вечеринке года.

Задача учеников станцевать так, как бы сделали их герои.

Народный праздник – это большое событие, объединяющее людей в радости, грусти, в высоких помыслах. Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция из поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.

IV. Самостоятельная (Практическая) работа

Задание: Собрать пазлы. На формат А3 наклеить собранные вами пазлы, определить, какой праздник изображен на получившейся картине. Объяснить почему так решили.

Приложение 1

V. Рефлексия «Пейзаж». Перед вами две картинкы с изображением пейзажа. Одна картинка проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Выбираем ту, которая соответствует вашему настроению. Приложение 2

VI. Домашнее задание.

Подготовить небольшие сообщения о народных праздничных обрядах, о которых на уроке не говорили.

Приложение 1.

Приложение 2

ФГКОУ  «Ставропольское президентское кадетское училище»

План-конспект урока

по изобразительному искусству

в 5 классе

Тема: «Народные праздничные обряды».

                                                                                                    Преподаватель

                                                                                                 изобразительного искусства:

Бузовская Е.А.

2012-2013

ТЕМА: «Народные праздничные обряды».

Преподаватель: Бузовская Е.А.

 Цель: познакомить кадет с национальными особенностями праздничных обрядов, через творческую деятельность передать характерные традиционные особенности одного  из праздников.

Задачи:

1. Развивать навыки составления многофигурных композиций в соответствующем колорите.

2. Формирование взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ. Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения многофигурной композиции.

3.. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, познавательную и творческую активность.

Оборудование: интерактивная доска, мольберт, ватман.

Ход урока.

                Ход урока.

I.    Организационный момент, цели, мотивация.

II.   Представление новых знаний.

III. Практическая работа (включает фазы: планирование, реализацию, анализ).

IV. Подведение итогов.        

I.   Организационный момент.

Здравствуйте, кадеты. Давайте поприветствуем друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.

II. Информационно-поисковый этап. 

В сознании наших предков время было цикличным, а порядок жизни определялся сменой времен года. В определенное время сеяли, пахали, косили и жали. Особое место отводилось праздникам. Человек считал себя частью природы и хотел быть участником всех происходящих вокруг событиях. Календарные праздники являлись одним из способов этого участия. В праздниках и увеселениях люди находили  передышку от всевозможных тягот жизни. Они переносились в беззаботный мир радости и веселья.

Каждый из праздников отмечался особым образом.

Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них рождественские колядки.
Слово коляда произошло от латинского calendae, что означает первый день месяца. Раньше словом коляда славяне называли Рождество, но со временем значение слова изменилось, и колядками стали называть обрядовые песни, с которыми обходились дома в канун Рождества. Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу со звездою и вертепом (старинный народный кукольный театр), как только наступали сумерки.
Колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган
Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая.
Пришла коляда.

 А еще девушки в эту пору  устраивали святочные гадания, желая увидеть суженого – ряженого…Девушки устраивали посиделки и гадали различными способами на свое будущее.

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

В народе каждый день масленицы имеет свое название.

  • Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
  • Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
  • Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
  • Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.
  • Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
  • Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. 
  • Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

     Разгуляй – один из дней масленицы. Разгуляй в  солнечный денёк на свежем воздухе  с песнями, плясками и традицией  – сжигание Масленицы (соломенное чучело как символ зимы).

Сейчас красят яйца только в чистый четверг — на Пасху, а в стародавние времена это был целый цикл обрядов, связанных с плодородием природы и человека. Вели эти обряды в основном женщины, потаенно и бережно храня и передавая защитную магию символов, нанесенных на живое яйцо – зародыш будущей птицы. А ведь птица в нашей древней символике означала не что-нибудь, а душу человеческую, воплощенную или невоплощенную в тело. И символы эти работали, лечили и тела и души как самих мастериц, так и тех, кому писанки предназначались. Это был огромный мир символов, иногда показывающих устроение вселенной и путь души по божественным мирам, иногда хранящих здоровье или привлекающих богатство, иногда дарящих силу воинам для битвы или роженицам в рождении ребенка. Огромный красочный мир, где руками были выписаны и ярость, и любовь, и нежность, и стремление ввысь…

На протяжении всей весны происходит раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую старину. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием славянских представлений. Яйца, как крашеные, так и белые, играют важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производится «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивают о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест обязательная принадлежность обрядов при посеве. Нередко яйца закапывают в землю, катают по засеянному полю. Яйца кладут под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, кладут в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходят скот и дарят их пастуху. Итак, подведем итог: Славянская писанка – древний народный вид искусства, и одновременно – послание к богам, которые оберегают род людской. 

Праздник летнего солнцеворота.

       Парни загодя срубают деревце. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Разжигают костер. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Обережные травы и венки раздаются всем участникам.   Праздник начинается около четырёх часов дня. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают…

3.        Самостоятельная работа учащихся.

Воспитанникам предлагается создать тематические многофигурные композиции, раскрывающие особенности одного из  народных праздничных обрядов. Ребята сами могут подобрать композиционное и колористическое решение.

В процессе самостоятельной работы учащихся, оказываю индивидуальную и общегрупповую помощь, чтобы избежать ошибок в выборе формата, точки зрения, центра композиции. Отмечаю качество, интересный замысел и творческий подход.

 4. Рефлексия.        

Спрашиваю ребят, с какими  народными праздничными обрядами мы познакомились, как они связаны с временами года? Поощряю правильные творческие ответы.

5.Домашнее задание.

Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю воспитанникам подготовить небольшие сообщения о народных праздничных обрядах, которые мы не озвучили на уроке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народный праздник коми пермяков
  • Народный праздник шостакович ноты
  • Народный праздник коллектив
  • Народный праздник чувашей
  • Народный праздник китая