Народный праздник поклонения матушке природе это

Данную презентацию можно использовать как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности.. Музыка, Презентации, 4 класс, Презентация по музыке. 4 кл "Народные праздники. Троица."

Народные праздники.

Народные праздники.

Троица-праздник поклонения матушке-природе. Его отмечают на Руси в светлую июньскую пору. В России троицкое дерево-берёзка.

Троица-праздник поклонения матушке-природе. Его отмечают на Руси в светлую июньскую пору. В России троицкое дерево-берёзка.

На деревенском празднике девушки украшают берёзу цветами, лентами, бусами, кружевом.

На деревенском празднике девушки украшают берёзу цветами, лентами, бусами, кружевом.

Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Лю-ли, лю-ли, стояла, Лю-ли, лю-ли, стояла. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка. Лю-ли, лю-ли, три гудочка, Лю-ли, лю-ли, три гудочка… Одной из таких песен является песня «Во поле берёза стояла». С помощью движений передавался характер песни.

  • Во поле берёза стояла,
  • Во поле кудрявая стояла.
  • Лю-ли, лю-ли, стояла,
  • Лю-ли, лю-ли, стояла.
  • Срежу я с берёзы три пруточка,
  • Сделаю себе я три гудочка.
  • Лю-ли, лю-ли, три гудочка,
  • Лю-ли, лю-ли, три гудочка…

Одной из таких песен является песня «Во поле берёза стояла». С помощью движений передавался характер песни.

На Троицу девушки плели венки из веток берёзы, из душистых трав и цветов…

На Троицу девушки плели венки из веток берёзы, из душистых трав и цветов…

Бросали венок в воду, загадывали желание и смотрели , потонет ли венок или нет…

Бросали венок в воду, загадывали желание и смотрели , потонет ли венок или нет…

Этот праздник запечатлели в своих произведениях русские художники.

Этот праздник запечатлели в своих произведениях русские художники.

Ученик Сергия Радонежского монах Андрей Рублев написал икону «Троица». Икона была установлена в Троицком соборе у гроба Сергия. Было это почти 600 лет назад, но и сегодня рублевская «Троица» сияет красками, будто она только-только написана.

Ученик Сергия Радонежского монах Андрей Рублев написал икону «Троица». Икона была установлена в Троицком соборе у гроба Сергия. Было это почти 600 лет назад, но и сегодня рублевская «Троица» сияет красками, будто она только-только написана.

Прочитаем икону, как книгу: слева направо Слева-Бог Отец. Посредине- Бог Сын Иисус Христос. Справа- Бог Святой Сын .

Прочитаем икону, как книгу: слева направо

Слева-Бог Отец.

Посредине- Бог Сын Иисус Христос.

Справа- Бог Святой Сын .

В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова. И благодарить Мать-Природу за то, что она кормит, поит, врачует нас и радует красотой несказанной.

  • В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад.
  • И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова.
  • И благодарить Мать-Природу за то, что она кормит, поит, врачует нас и радует красотой несказанной.

Презентацию подготовила Смирнова Е.И., учитель музыки МБОУ СОШ №11 г. Брянска.

  • Презентацию подготовила Смирнова Е.И., учитель музыки МБОУ СОШ №11 г. Брянска.

Торжество плодородия в День летнего солнцестояния

Давайте поговорим о том, как раньше отмечали праздник летнего солнцестояния — день Иван Купала, и почему все ритуалы связаны с природными стихиями и Солнцем.

История языческого праздника

День Иван Купала — это древнее торжество, восхваляющее расцвет природы и силу Солнца. В языческие времена Иван Купала отмечался в День летнего солнцестояния. Но с приходом христианства и принятием нового григорианского летоисчисления переместился с 21 июня на 6 июля. Во главе праздника стало не поклонение богу Солнца и Матушке-природе, а почитание Иоанна Предтечи — крестителя Иисуса Христа.

Обряды, проводимые в День летнего солнцестояния, были очень важны. Древние традиции продолжали определять дальнейшую жизнь человека и всей его семьи. Даже церковь не смогла запретить поклонение силам природы, духам и языческим богам. Люди ходили на утреннюю молитву в церковь, почитали православных святых, но вместе с тем продолжали жить по законам природы и мира духов.

Иван Купала отмечается в ночь с 6 на 7 июля. Несмотря на перенос даты, наполненность этого дня верой и надеждой на исполнение желаний, достижения гармонии души и тела делает эти дни энергетически сильными. В это время природа наделяет всё окружающее особенной энергией. Она пронизывает всё живое на Земле и позволяет изменять судьбу, очищать душу и тело от страданий и болезней.

Для усиления энергии наши предки устраивали народные гуляния с хороводами, прыжками через костёр, венками… Матушка-природа получала в дар красивые песни, голоса счастливых людей и смех, наполнялась положительной энергией от людей.

Традиции Иван Купала у славян

Характерная примета Иван Купала — многочисленные обычаи и предания, которые связаны с водой, огнём и растительным миром. В зависимости от места проживания, ритуалы немного видоизменялись, но суть оставалась одна — поклонение силам и стихиям природы.

В День летнего солнцестояния принято подниматься на рассвете и просить у Солнца и природы красоту, молодость и здоровье. В течение дня люди собирали целебные травы и цветы, бережно их высушивали и потом использовали в лечебных целях, для проведения приворотных ритуалов или борьбы с нечистой силой.

Ведь самая короткая ночь в году — время, когда просыпается вся нечистая сила: ведьмы, оборотни, русалки, домовые, водяные, лешие. Считалось, что уберечься от неё можно только одним способом — ни в коем случае не спать в эту ночь. А что же делать? Жечь костры до самого рассвета, гадать, петь песни и водить хороводы, вести задушевные разговоры.

Главная особенность этой ночи — ритуальные костры. Прыгая через огонь, человек очищался от болезней, сглаза, несчастий и проблем. Считалось, кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

По народным поверьям в этот день можно было найти своего суженого. Девушки гадали, плели венки и пускали их по речным волнам с зажжёнными лучинами или свечками. Плывёт венок по течению — будет счастье и любовь, утонет — не видать удачного замужества и верности. В эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением.

Мария, Ростов:

«Моя бабушка часто рассказывала, как они встречали в деревне праздник Иван Купала. Гуляния до самого утра по лесу, прыжки через костёр, гадания на суженого, пускание венков по реке, песни… Я-то родилась в городе, у нас такой традиции не было. А жаль, мне всегда казалось, что это очень хороший праздник.

Как-то подруга пригласила меня встретить День летнего солнцестояния вместе с потомственной шаманкой и её учениками. Предложение было настолько необычное, что я сразу согласилась. Честно говоря, было любопытно, как отмечают этот праздник шаманы.

Всё для меня было в новинку. И то, что празднование было 21 июня, а не 6–7 июля, как я раньше думала. И особенно то, что обряды, о которых рассказывала бабушка, оказались очень похожими на шаманские. Оказывается, у них много общего.

Это был волшебный день. И волшебная ночь. Алла Громова посоветовала мне загадать желание, что я, конечно же, сделала. Всё сбылось! В тот же год я открыла свою маленькую кофейню у городского пруда, набрала команду девочек-помощниц и встретила любовь всей жизни. Всё, как я мечтала! Как тут не поверить в волшебство?»

День Иван Купала — мистическое время, когда человек может получить от Солнца и природы здоровье, счастье, любовь.

Статьи автора

Предсказания на 2021 год от экстрасенсов

21 декабря 2020 года в день зимнего солнцестояния началась эпоха Водолея. В этот же день на небе максимально сблизились два гиганта — Сатурн и Юпитер. Какую ценность несут в себе эти события для нашей страны? Что ждёт Россию в новом году? Читайте предсказания… Читать дальше

Алла Громова рассказывает о действенных древних ритуалах.

Новый год любят за атмосферу сказки и волшебства, присущие только этому празднику. Проводить старый и встретить новый год — важная традиция для каждой семьи. В этой статье вы узнаете о древних ритуалах на Новый год, которые можно и нужно включать… Читать дальше

Шаманка Алла Громова о больших грядущих переменах

Уже 21 декабря 2020 года эпоха Рыб, длившаяся более 2000 лет, сменится эпохой Водолея. Что принесёт нам это знаковое событие? Смена эпох всегда сопряжена с трудностями и различными проблемами. О том, чего нам ждать в 2021 году и к чему готовиться, расскажет… Читать дальше

История исполнения желаний одной нашей ученицы

Думаете, новый год наступает 1 января? А вот и нет! Ещё наши древние предки считали настоящим началом нового года День зимнего солнцестояния. В 2020 году он приходится на 21 декабря. Шаманы говорят, что, как проведёшь этот день, так и проживёшь весь следующий… Читать дальше

Читайте также

В канун Нового года наша исследовательская группа «Древняя Русь» решила заглянуть в прошлое… и посмотреть, а как же это было на самом деле тогда… давным-давно…

С середины декабря начинается волшебное время празднований: католическое Рождество, Новый год, ортодоксальное Рождество, старый Новый год… Читать дальше

День летнего солнцестояния — самый длинный день в году, когда его продолжительность составляет около 17–18 часов. В этом году день выпадает на 21 июня, как и в любые другие годы, кроме високосных, тогда дата меняется на 20 число. В контексте астрономии и географии такое событие объясняется просто… Читать дальше

1–3 февраля отмечаем пробуждение стихии Воздуха.

Целых шесть месяцев назад ушёл воздух на покой — он первым из стихий засыпает и первым просыпается, отмечая пробуждение Энергий природы после долгого отдыха.

Этот праздник первой встречи с весной у древних славян назывался ГромнИца — день Медведя… Читать дальше

Многие задаются вопросом: почему у кого-то жизнь хорошая, а у кого-то не очень или вовсе трудная, кто-то счастлив, а кому-то достаются только слёзы, кто-то нарожал кучу детей, а у кого-то и одного не получается зачать, у кого-то со здоровьем до самой смерти здоров, а кто-то с детства не вылазит из болезней… Читать дальше

Народные праздники

  • Школьникам: Сотка, Учи.Дома, Фоксфорд, Тетрика, Вебиум, Skysmart.
  • Английский: Инглекс, Skyeng, Puzzle, Novakid, Lingualeo.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, SkillFactory, Уроки легенд, Skypro.

Июнь привлекателен буйством зелени, ароматом полевых цветов, теплом солнечных лучей. Не зря именно в этом месяце испокон веков русские люди празднуют Троицу, поклоняясь матушке-природе. Главное народное дерево России – береза. Именно ее ветки на Троицу несут в церковь. Также ветками украшают дом, ставят на могилы родных.

В деревнях девушки собирались, чтобы водить вокруг березок хороводы, петь им песни. Белоствольных красавиц украшали платками, лентами, цветами и даже бусами. Существует традиция бросания веток березы, а также венков из цветов в воду. По тому как они плыли, предугадывали, сбудутся мечты или нет.

Троица – веселый праздник. Девушки обязательно водили хоровод и пели песню «Во поле береза стояла». При этом своими движениями они передавали характер дерева.

Народные праздники

Презентация https://yadi.sk/i/k74Q-Xd6o7iF7w

Tpoица — праздник поклонения матушке-природе. Его отмечают
на Руси в светлую июньскую пору. В России троицкое дерево — березка. Берёзку несут
в церковь, на могилы родных и близких, её ветками украшают дом.

На деревенском празднике девушки «завивают» берёзу —
сгибают ветки до земли и переплетают их с травой. На Троицу поют белоствольной
красавице песни, водят вокруг неё хороводы, украшают цветами, лентами, бусами,
кружевом, платками.

На закате дня берёзку «развивают» — «раздевают», оставляя
на ней только алую ленту. Ветки берёзы, а вслед за ними венки из душистых трав
и цветов бросают в воду. Далеко плывёт веночек, не тонет, не гаснет меж цветов
восковая свеча. Сбудутся ли девичьи мечты?

С каким настроением пели на
Троицу известную тебе песню. «Во поле береза стояла»?

Какими движениями передавал
характер песни-хоровода?

В каком симфоническом
произведении П. Чайковского троицкая песня «Во поле берёза стояла» получила
своё второе рождение? Как в нём композитор «нарисовал» народный праздник? 

Ответ: В
Симфонии №4.

Это выдающееся
произведение, в котором Чайковский впервые вводит тему неумолимой судьбы, рока,
во многом связанную с тяготами Русско-турецкой войны, а также с внутренним
кризисом композитора. Симфония состоит из четырех частей. Последнюю часть
композитор описывает так: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для
радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет
веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам». Именно здесь Чайковский
использует мотив популярной народной песни «Во поле береза стояла». При этом
специфика мелодии, а также измененные Чайковским регистр и тембр лишь усиливают
тему рока, лежащую в основе Симфонии № 4.

Объясни смысл народной пословицы
«Пройдут весна и Троица — всё веселье скроется».

Летний
фольклорный праздник на Троицу для детей.


 Описание материала.  

Материал будет полезен музыкальным
руководителям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам с
целью организации фольклорного развлечения.

Мероприятие рекомендуется проводить с
детьми старшей группы.

По возможности его можно организовать на
участке, где растет береза.

Данное мероприятие позволит решить
задачи эстетического и нравственного воспитания.

 Цель:   Знакомство с обрядовым праздником — Троица.

 Задачи:

Образовательные:

  расширять представление о народных
традициях, обрядах наших предков.

 Развивающие:

  развивать интерес к истории и культуре русского
народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам.

Воспитательные:

  воспитывать любовь к природе, любовь к Родине,
чувство гордости за свой народ и его наследие. Создать радостное настроение,
желание принимать участие в русских народных праздниках.

 Оборудование:   венки, ветки березы, ленты, магнитофон.

 Развлечение можно провести на участке,
где растут березы.

 Участники:   ведущий, дети, Березка, Русалки.

Троица   —
воскресение, отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Это праздник в честь
Отца и Сына и Святого Духа. В русской традиции праздник Троицы связывался
прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на
это время. Каждая деревня имела свой набор обрядов, но основные элементы
сохранились у всех. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых
действий была береза. На растущих березах «завивали» ветви,
переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами. К этому празднику
девушки пекли «козули» — круглые в виде венка лепешки с яичной
начинкой. С ними шли в лес. Участники трапез, проходивших около берез,
устраивали ритуальное «кормление» дерева. Девушки кумились с березой
и называли ее в течение праздника «кумой»; ее использовали в
гаданиях: девушки бросали в нее ложки; чья ложка упадет на землю, а не
застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. Ветки березы
использовали наши предки в качестве оберега от нечистых духов. Ими украшали
церкви, дома и хозяйственные постройки. Для Троицы характерны девичьи гадания
на будущее с пусканием на воду троицких венков. В некоторых местах существовал
обычай спрашивать у кукушки, в то время, когда она кукует, долго ли еще девушке
оставаться в доме отца; сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей
замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться
жених. Для этого девушка кружилась вокруг своей оси и падала; в какую строну
упадет девушка, в той стороне жених будет.

Ход развлечения:

Ведущая:
 Вот и Троица пришла,
 Праздник славный принесла!
 Троица зеленая, гостья наша дорогая,
 Ты пришла в воскресенье — всю неделюшку веселье.

 Троица   — это старинный народный праздник земли, воды, леса. Это проводы
весны, встреча лета. Недаром, этот праздник еще называют «зелеными
Святками». Троицу считали девичьим праздником. В Семик (в четверг) девушки
надевали лучшие наряды, плели венки из березовых веток и полевых цветов, ходили
в лес.

 1. ребенок:
 А мы в лес пойдем
 И цветов нарвем.
 И венок совьем
 На круглый годочек.

 2. ребенок:
 Пойдём, девочки,
 Завивать веночки,
 Завьём веночки,
 Завьём зелёные.

 3. ребенок:
 Стой, мой веночек,
 Всю недельку зелен,
 А я молодёшенька,
 Весь год веселёшенька.

 «На весенней праздник девицы гуляли»(м/р №2 – 2009г.)
 1. На веселый праздник девицы гуляли
 Девицы гуляли, цветы собирали.
 Цветы собирали, венки завивали.
 Венки завивали, летечко встречали.

 2. Летечко встречали, песни распевали
 Песни распевали, березку сряжали.
 Березку сряжали, лентой украшали,
 Лентой украшали, на судьбу гадали.

 Ведущая:   Центром народного гулянья Троицкого дня часто
становилась березка. Береза на Руси считалась символом добра, любви и чистоты.

 (Подходим к Березке )

Это я, Березка, в белом сарафане!
  Хочется мне, дети, веселиться с вами.

 Ведущая:   Конечно присоединяйся к нам. Ведь сегодняшний праздник
— Троица, еще называют праздником русской березки. В этот день ее прославляли,
восхваляли, называли ласковыми словами.
 

4. ребенок:
 Ой, березка моя зелененькая,
 Кудреватая, веселенькая.
 Близ тебя, березонька,
 Трава шелковая,
 Под тобой, березонька,
 Вода ключевая.

 Ведущая:   Вокруг нее водили хороводы, пели песни.

 5. ребенок:
 Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
 Под тобой, березонька, все не мак цветет.
 Под тобой, березонька, не огонь горит —
 Красны девицы в хороводе стоят,
 Для тебя, березонька, все песни поют.

 Исполняется
р. н. песня «Во поле берёзонька стояла».

 Ведущая:   Наряжали в этот день березку словно красну девицу-
лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между
собой.
 6.ребенок:
 Березка, березка,
 Завивайся кудрявая!
 Березку завиваем,
 Лентой украшаем!

 Ведущая:   Давайте, ребята, украсим нашу березку.

Игра
«Завяжи ленты».

 Дети делятся на две команды. У каждого в руках — ленточка. Дети по сигналу
ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та
команда, которая быстрее справится с заданием.
 
Закличка
  (проговаривают все дети)
 Пусть
вьется ленточка-полоска
 У солнца в ласковом тепле.
 Соединись с землей, березка,
 Дай силу травам и земле!

 7.ребенок:
 Березку наряжали,
 Березку прославляли:
 Белая березонька,
 Ходи с нами гулять,
 Пойдем песни играть.

Ведущая:   А теперь
поиграем.

Я буду вам петь прибаутку о летающих
птицах, и насекомых а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом
поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот
выходит из игры   (поет).

 Игра:
«Летят — не летят!»

 1.Грачи летят, на всю Русь кричат:
 Угу-угу – угу – гу, мы несем весну! Летят!
 (дети поднимают руки)   Летят! Летят!
 

2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
 Угу — гу – гу, не догнать нас никому! Летят!
 (дети поднимают руки)   Летят! Летят!
 

3.Пчелы летят, гудят: жу — жу — жу,
медовую несу росу! Летят!
 (дети поднимают руки)   Летят! Летят!
 

4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю
— хрю — хрю! Летят!
 (дети не поднимают руки)
 

5. Воробьи летят на всю Русь кричат:
Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!
 (дети поднимают руки)   Летят! Летят!
 

6. Комары летят, звенят, пищат: зы — зы
— зы, наточим мы носы! Летят!
 (дети поднимают руки)   Летят! Летят!
 

7. Медвежата летят, толстопятые рычат:
ру — ру -ру, надоело нам в лесу! Летят!
 (дети не поднимают руки)

Ведущая:   По
традиции на Троицу девушки кумились друг с другом. Для того чтобы покумиться,
нужно улыбнуться через берёзовый веночек и обменяться подарками. Кто покумился,
становятся кумушками. Им ссориться нельзя.
 Сейчас
поучимся кумиться.

 Девочка:
 Покумимся, кума, покумимся,
 Чтобы нам с тобой не браниться,
 Вечно дружиться.

 
Русская
народная песня «Ну-ка, кумушка, покумимся».Обработка Н. Римского —
Корсакова
 Дети
берут две ветки березы, соединенные лентой в верху (получается арка). Подходит
первая пара девочек под арку, проговаривают слова кумления. Пройдя, целуются и
обмениваются веночками, бусами или любым другим украшением.

 Ведущая:   После Троицы начиналась русальная неделя. По народным
поверьям, именно в это время русалки выходят из воды, играют, прохожих
заманивают.

 Ведущая:
 Душу
не бередите,
 Ребят не пугайте,
 Девчат не ругайте.
 А не то кресты на земле рисовать будем!
 

Русалки:
 На
ребят мы зубки точим,
 Мы их малость пощекочем.
 Перед тем, как уходить,
 Начинаем всех ловить!

 Игра:
Кресты»

 Русалки догоняют ребят, пытаются их пощекотать. Если убегающий успевает веткой
нарисовать на земле крест, его русалки не трогают.

 Ведущая:   Ах вы проказницы! Хотели нам праздник испортить!
Уходите в свое болото до будущей весны. Давайте их прогоним!
 Русалки уходят.

 Ведущая:   Закончили русалки свои игры и унесли зло и пакость
поглубже в лес, на дно зеленого болота.
 Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному. Выходи
честной народ играть.

Игра
«Ворон»
.
 Игроки встают в круг, в середине один ребенок – ворон, у него в руках дудочка.

Дети идут по кругу приговаривая «Ворон,
ворон, воронок – красный, шитый сапожок. Ты нам дудочку отдай, вместе с нами
поиграй».

Ворон: «А кому ее отдать?».

Дети: «Это трудно отгадать».

Ворон встает между двумя детьми и
говорит: «Чьи быстрее ножки бегут по дорожке?».

Дети бегут по кругу в разные стороны,
кто первый возьмет дудочку, тот становится вороном)

 Ведущая:   К этому празднику девушки пекли «козули» —
круглые в виде венка лепешки с яичной начинкой. С ними шли в лес. Около берез,
устраивали ритуальное «кормление» дерева.

8 ребенок:
 Радуйтесь,
березы,
 Радуйтесь зеленые!
 К вам девушки идут,
 К вам пироги несут.
 Угощение расставляют вокруг берёзки.

Хоровод: «Ай, да березка» обр.
Рустамова
 

1.

Мы вокруг березки встанем в хоровод,
  Радостно и звонко каждый запоет:
 

Ай да березка, белый ствол.
 Зеленей, зеленей ты листвой.

 2.

Яркие платочки в руки мы возьмем.
  У березки стройной песни заведем.
 

Ай да березка, белый ствол.
 Зеленей, зеленей ты листвой.

 3.

К вечеру мы дружно скажем ей «Прощай!
  Ты без нас березка в поле не скучай! »
 

Ай да березка, белый ствол.
 Зеленей, зеленей ты листвой.

 Ведущая:
 Прощай, березонька белая!
 Прощай, березонька кудрявая!
 Вместе: Прощай, Троица да зеленая!
 Ведущая: Празднику честному Троице – злат венец, а вам дорогие гости —
здоровья и радости!
 Ведущая: А заканчивается наше веселье сладким угощением-
 Кисельком да крендельком, да вкусным пирогом!

Введение

В нашей стране широко празднуется
праздник Ивана Купалы, который не только
является одним из самых любимых праздников
русского народа, но и привлекает множество
зрителей-иностранцев. Поэтому проведение
данного праздника очень актуально в
наши дни. Именно этому народному празднику
посвящен мой реферат.

«Иван Купала, также Иванов день — летний
народный праздник языческого происхождения,
называемый так у восточных и западных
славян. Иванов день имеет старинную
традицию празднования практически по
всей Европе. Изначально, до распространения
христианства, праздник был связан с
летним солнцестоянием (20-22 июня). C
принятием христианства обрядовая часть
праздника была приурочена ко дню рождения
Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим
связано его национальное название в
разных странах. В новый стиль дата
рождения Иоанна Крестителя позже,
приходится на 7 июля, так как православная
церковь живёт по старому стилю».1

Летнее солнцестояние — самый заметный
из моментов года и с ним связано множество
событий, которые невозможно оставить
без внимания. Например, заканчивалась
пора посевных, появлялись первые ростки
посевов, расцветало множество ярких
летних цветов и, наконец, приходил самый
длинный день и наступала самая короткая
ночь в году.

Иван Купала принадлежал к числу самых
почитаемых, самых важных, самых разгульных
праздников в году, в нём принимало
участие всё население, причём традиция
требовала активного включения каждого
во все обряды, действа, особого поведения,
обязательного выполнения и соблюдения
ряда правил, запретов, обычаев.

Этот старинный праздник всегда привлекал
писателей, поэтов, о нем написано
множество литературных произведений,
стихов.

Например, Н.В. Гоголь в своей повести
«Вечер накануне Ивана Купала» писал:
«Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору:
завтра Ивана Купала. Одну только эту
ночь в году и цветет папоротник. Не
прозевай!»2

Особое место Иванов день занимает в
творчестве Сергея Есенина. Целиком
этому празднику посвящено стихотворение
«За рекой горят огни»3,
написанное в стиле народной купальской
песни. С этим праздником связано также
и его стихотворение «Матушка в купальницу
по лесу ходила»4,
действие которого происходит как раз
в Купальскую ночь (Аграфена Купальница
— канун Иванова дня).

1. Истоки празднования Ивана Купала

У наших древних предков существовало
божество Купало, олицетворяющее летнее
плодородие. В его честь вечерами распевали
песни, и прыгали через костер. Это
обрядовое действие превратилось в
ежегодное празднование летнего
солнцестояния, смешивая в себе языческую
и христианскую традицию. Поэтому история
праздника как бы разделена на два периода
до крещения Руси и после.

«Первый период – это эпоха язычества.
Стремление познать тайны окружающего
мира, наблюдение за природными явлениями
формировали у всех этносов соответствующие
таинства, обряды и традиции. Солнце,
дарующее тепло и свет, всегда было в
центре внимания человека и поклонение
ему, как Богу присуще любому народу. Во
время летнего солнцестояния в северных
странах происходит наибольший расцвет
природы. И конечно самый продолжительный
день, полный тепла и света, и самая
короткая ночь в году не могли остаться
без внимания ни одной культуры.
Историческая особенность формирования
славянского этноса, из многих первобытных
общин, определила особое видение
взаимоотношений человека и природы.
Природные явления требовали объяснений,
которые в свою очередь сформировали
богатый пантеон языческих богов.
Поклонение каждому божеству
характеризовалось особым ритуалом,
таинством и обрядом. Сложная структура
божественного пантеона оказывала
сильное влияние в течение многих столетий
на быт и культуру славян».5

«Язычество, как и любая другая религия,
представляло собой особое цельное
мировоззрение. Это было не верование,
а образ жизни лицом к лицу с матерью
природой. В древние времена материальные
и духовные ценности были неразрывно
связанны между собой, и всякая работа
производилась с великим благоговением,
так как являлась одновременно и
удовлетворением жизненных потребностей
общества и восхвалением природных
стихий. Следует отметить, что активное
участие в праздничных гуляниях обычно
принимали все сословия. Князья и
дружинники совершали ритуальные действа
вместе с простым людом. Дело в том, что
в этот день происходит «слияние огня и
воды», что в то время символизировало
борьбу между двумя стихиями. Известно,
что Перун – бог грома и огня, и Ярило –
бог солнца были ещё и покровителями
сильных, ловких и храбрых. Но наибольшее
распространение праздник получил среди
простых людей, в большинстве своём
крестьян, для которых Купало был Богом
обилия и урожая, Богом созревших плодов
земных».6

Изображался Купала молодым красивым
юношей, с цветами и полевыми плодами в
руках, с венком из ярких, желтых цветов
купальниц.

Ярило, для простолюдинов был богом
солнца, любви, производителем и
покровителем животных, растений.

«Из преданий: Купальская Ночь – это
время накануне Встречи Богов. С восходом
Солнца происходит встреча Ярило с
богиней Зарёй. Именно на восходе Солнца
благословляются брачные узы, но не
«жрецами» или «волхвами», а самими
богами — Ярило и Зарёй. Купание проводится
в одежде, которую можно сушить только
на теле, после чего эта одежда обретает
свойство оберега. Иногда день солнечного
бога заканчивался «похоронами» Ярилы
и его невесты. Соломенные чучела с
масками из глины выносили в поле и
оставляли там или бросали в воду, так
люди провожали солнце в далёкий зимний
путь».7

«Великий день. Иван Купала принадлежал
к числу самых почитаемых разгульных
праздников в году. Население строго
исполняло все касающиеся этого дня
обряды. Весело проводила этот праздник
молодежь. Веселье продолжалось всю
ночь. Праздничными были все дни летнего
солнцестояния — русальная неделя перед
Купалой — солнцеворотом — зеленые
Святки. Как и зимние, зеленые Святки
насыщены сложной системой обрядов,
магических действий, но уже летних,
связанных, прежде всего с заботами о
предстоящем урожае.

Сложные в своей многоплановости,
глубинной мировоззренческой сути и
культовой обрядности летние русалии
проводились специально подготовленными,
избранными общинниками-русальцами во
главе с потомственным предводителем,
который сам тщательно подбирал себе
помощников из самых честных, уважаемых,
непьющих, здоровых, ладных собой, веселых
нравом селян.

Зеленые Святки — неделя отдыха после
завершения посадочных работ перед
началом сенокоса, когда сытость
предстоящей зимы зависит только от
погоды. На ее благоприятствование и
были нацелены святочные магические
действа».8

Надежду вселяли переходившие из села
в село дружины русальцев: «Там, где они
прошли, нивы цветут и обещают хороший
урожай». Святочные заклинания волхвов
сопровождались русалиями — танцами,
плясками, хороводами, игрищами.

«Прославлялись Духи Природы и Предки
у Живого Дуба. Кумились девушки у
березы-именинницы. Утверждалась на
земле любовь в девичьих хороводах вокруг
живых березок. Молодежь окончательно
определяясь в своем выборе партнера
перед Купалой.

Языческий характер праздника сохранялся
на протяжении веков, на что неоднократно
указывали служители Церкви: «в годину
ту сатана красуется; яко же сущии древнии
идолослужителие бесовский праздник
сей празднуют».»9

Следующий период, который я бы хотела
рассмотреть: принятие христианства,
коренным образом изменившее русскую
культуру и быт. «Свержение языческих
идолов и стремление церкви объединить
народы под одним богом со временем
разрушили традиционный русский уклад
жизни. Постепенно библейские сказания
вытесняли языческую мифологию, но
церковь столкнулась с неискоренимым
стремлением славян преклонятся перед
силами природы».10

«Языческие традиции, укоренившиеся в
народе на протяжении столетий, долго
сопротивлялись христианству. Жизнь
простого человека в то время напрямую
зависела от благосклонности матушки
природы, и во времена социальных
потрясений, связанных с экономическими
и политическими кризисами, на Руси
происходил возврат к язычеству в 1060 и
1230г. После чего церковь начала активно
приспосабливать знаменательные праздники
язычников к библейским писаниям, что
оказалось совсем несложно».11

«Нашлась библейская легенда и к летнему
солнцестоянию, которая повествует о
том, что отец Иоанна Захария, первосвященник
Иерусалимского храма, жил с женой
Елисаветой в Иудейских горах. Жили они
хорошо, бога супруги молили об одном —
о ребенке. И вот однажды, к Захарию,
явился Архангел Гавриил: «Услышана
молитва твоя, и жена твоя Елисавета
родит тебе сына, и наречешь его Иоанном.
Он будет велик перед Господом и Духа
Святого исполнится еще от чрева матери
своей». Захария не поверил посланнику
и в наказание лишился дара речи. Заговорил
священник только после того, как у него
родился сын — Иоанн. Ему было предначертано
стать провозвестником Спасителя,
объявить о его пришествии и, тем самым,
о наступлении «дня господня».
Поэтому, Иоанна назвали Предтеча. Он
призывал людей к покаянию перед богом
и покаявшиеся проходили обряд очищения
в водах реки Иордан, который называли
«крещение водой» или «полное
погружение». Проводил крещение Иоанн,
за что и получил еще одно имя — Креститель.
По преданию: в водах Иордана от Иоанна
приняли крещение Иисус Христос и
некоторые из его учеников. Увидев Иисуса
Христа, Иоанн указал на него своим
ученикам и всем присутствовавшим и
сказал: «Вот Агнец Божий, который
берет на Себя грех мира»».12

На сегодняшний день церковь относит
праздник Рождества Иоанна Крестителя
к категории великих праздников. Он менее
значим, чем двунадесятые, но более
почитаем в народе по сравнению с
остальными. К нему и был приурочен
праздник летнего солнцестояния.

Кроме того, интересно и происхождение
названия праздника. «О происхождении
слова «Купало» существуют разные версии.
Одни считают, что оно происходит от
слова купать, купанье. Это весьма
убедительно, поскольку именно с этого
дня начинается купание в открытых водах.
Другие специалисты выводят слово
«Купало» от купы. Имеется в виду Купало
и Купальница. Некоторые привлекают и
слово куча (куча разжигаемого хвороста).
Это менее убедительно. Некоторые
исследователи не без основания связывают
нашего славянского Купалу с индийским
Купалом-покаянником».13

На самом деле здесь действуют три главных
фактора: летнее солнцестояние, вода и
огонь. Вода и огонь — это начало мира.
Омовения были священными практически
у всех народов мира.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народный праздник параскева льняница
  • Народный праздник осетин
  • Народный праздник осенью рисунки детей
  • Народный праздник багач
  • Народный праздник афиша