Народы поволжья мордовия сценарий

В третьем тысячелетии становится очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Поэтому изучение живого языка, как средс

Фольклорно-обрядовое представление

«Минь — мокшетама»

(«Мы — Мордва»)

Звучит фоном мордовская музыка. Голос за кадром произносит текст.

Голос. Давно, очень давно, когда в урочищах жили авы и кильды по всему среднему Поволжью расселились племена мордовской народности. Это были храбрые воины и добрые землепашцы, поклонявшиеся верховным богам Вере-Пазу и Нишке-Пазу. Поселки мордвы гляделись и в воды Оки, и в просторы великой Рав. Везде и всюду, от берегов великих рек и от берегов малых рек, изливающих свои воды в большие реки, от глухих лесных озер, где в травяных зарослях гулко стонала вещая птица бугай, вели тропы к поселениям наших далёких предков, всех племен мордовских — эрзи, мокши и терюхан.

Хоровод «Кудоньконь кияксова» (музыка продолжает звучать)

Участницы ансамбля и дети начинают приготовления к молениям: подносят к определённому месту корзины, лукошки из бересты с зерном, кладут кусочки еды (хлеб, кашу), ставят сосуды с квасом, вином. В это время звучит голос автора:

Голос. В давние времена мордва верила в то, что мир населён невидимыми божествами. Каждый из них отвечал за своё дело. Вирява приглядывала за порядком в лесу, покровительницей воды считалась Ведява, в доме жил дух Кудавы, держательницей земли была Масторава.  Вторгаясь в их мир, человек должен был попросить прощения, разрешения, помощи, обратиться к божеству с молитвой, в которой попросить его о милости.

Участницы ансамбля по-очереди произносят молитву держательнице земли Мастораве:

«Масторава, матушка, тяжесть земли держащая, вот пришли-собрались, твоё имя вспоминаем, посмотри на наши поклоны. Что просим – дай, что скажем – сделай. Просим хорошего урожая, дай хорошего здоровья. Масторава, матушка, что бросаем на тебя, что сеем в тебя – подними, вырасти, наполни, помоги!»

Участницы ансамбля уходят.

Инсценировка мордовской народной песни «Кавто цёрат тикше ледить»

Голос. Мордва свято верила и верит в то, что если потомки не будут почитать, поминать родителей, то предки могут прекратить своё покровительство, могут разгневаться. Родители наставляли своих чад на жизнь благую.

Выходят мама и дочка.

Мама. Слушай, доченька, завет матушки твоей. Храни и блюди чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу. Живи, чадо, по закону Божьему без сякого лукавства: доброму подражай, а худых не привечай. Чини дела благие на славу земли мордовской.

Песня «Мама», муз. Н.Кошелевой, сл. Кинякина в исполнении девочки из средней группы

Автор (выходит). В огромных лесах, куда укрылась мордва от князей московских, велось богатое бортевое пчеловодство, и крепкие мордовские меды, настоянные на пахучей мяте, калуфере и других ароматных травах, были известны даже при дворах иностранных правителей. И пушным промыслом занимался по лесам народ мордовский, а ещё рыболовством и земледелием. Не разгибая спины, мордовский крестьянин обрабатывал свою землю-кормилицу, боготворил её. Мордва – народ земли. Он и выжил-то в ураганах истории только потому, что не отрывался от земли.

А как пригожи мордовские девушки. Славятся они своим искусством вышивания, плетения из бисера, ткачеством. Очень красочен народный костюм мордвы. Недаром вышивание было любимым занятием мордовских девушек и считалось одним из больших достоинств.

Звучит музыка, автор имитирует игру на нюди.

Презентация костюмов на мордовскую народную музыку.

Автор. Мордовский край наполнен особым колоритом. На протяжении многих веков живут мордва, питаясь соками земли мордовской, богатейшими дарами лесов дремучих, рек и озёр полноводных. Познали люди, что неразрывна их связь с природой, её первозданной красотой. А в близком соседстве с мордвой вот уже 1000 лет живёт и трудится русский народ. На благодатной мордовской земле крепнет союз двух народов. Не случайно, Сергей Есенин, который чувствовал эту глубокую духовную связь с мордовской землёй, писал в одном из своих стихотворений, обращаясь к малой Родине: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!»

Звучит стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает» в исполнении на мордовском и русском языках.

Ведущая 1. В образовании русского народа принимали участие не только «славенские», но и «чудские» племена (под которыми понимаются финно-угорские народы). Ещё в древности произошло их слияние.

Ведущая 2. Хоть и говорим языками, которые во многом разнятся, однако происхождение своё от одного начала имеют, из одной языковой семьи.

Финская полька в исполнении детей подготовительной к школе группы.

Ведущая 3. «На восходе солнца, на горе, — поётся в песне, — живёт Тюштя, первый мордовский царь, держатель земли, там его серебряные палаты. Раз посмотрит – город строит, второй раз взглянет – народ собирает…». Красивая легенда гласит, что, прощаясь со своим народом, Тюштя оставил ему волшебную трубу Тораму. Если придёт беда в мордовский край, достаточно Тораме затрубить – и при первых же звуках защитник мордвы вернётся. Но редко сейчас можно услышать Тораму, разве что на народных праздниках, как их украшение. Процветает мордовский край, благоухают его сады, плодородят его поля. И рады мы всем гостям, широко открыты наши сердца, благодатью наполнены души.

Финал «Шумбрат, Мордовия!»

Цели: познакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; воспитывать гражданственность, любовь к своей малой родине.

Подготовительная работа: написать сочинение о своей малой родине; найти пословицы о Родине; принести фотографии из тех мест своей малой родины, в которых они побывали, памятные места.

Оборудование: плакат с надписью «Мордовской автономии — 85», стенд с сочинениями ребят; фотографии с изображением любимых уголков родного края; плакаты с изображением символики Мордовии, выставка книг о Мордовии, иллюстрации с изображением природы мордовского края, памятников культуры, пословицы

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя. 

Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.

– На протяжении своей многовековой истории мордовский народ мирно работал на родной земле, мужественно защищал её, сохраняя добрые соседские отношения с другими народами.

– Сегодня республика занимает достойное место в ряду российских регионов (Мордовия – регион № 13). Пережив горькое иноземное иго, мордовский народ добровольно вошёл в состав Российского государства и сыграл немалую роль в его истории.

Ученик 1:

Раньше жил народ в нужде и горе,
Проклиная тяжкую судьбу,
Не стерпел, расправил плечи гордо
И поднялся смело на борьбу.

Ученик 2:

Шли хазары и ногайцы тучей.
Сколько они горя принесли!
Добрый Слава и Вольга могучий
С Сияжаром вместе Русь спасли.

Ученик 3:

И народ обрёл свою свободу.
Как стремительно столетия бегут
Были войны, голод в эти годы.
В дружбе русские, мордва живут.

Учитель: В 2011 году мы отмечали тысячелетие воссоединения Мордовии с Россией. Год 2015 славен для Мордовии – 85-летие образование автономии.

Ученик 4:

Так цвети, Мордовия родная!
Ты в семье народов не одна.
Русь тебя от бед оберегает.
Как родная старшая сестра.

Учитель: Мордовский край географически расположен в самом сердце европейской России, в междуречье Оки и Суры.

Ученик:

В самом центре России
Меж Окой и Сурою
Расположен мой край
Средь полей и лесов.
И его нет красивей,
И его нет дороже:
Это родина наша,
Наших дедов, отцов.

Учитель: Семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников и более полутора тысяч сёл и деревень расположено на территории Мордовии. Столица нашей республики – город Саранск. Один из красивых городов нашей России. Он за последние годы 7 раз входил в тройку призёров всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России»

Ученик: Саранск расположен на левом берегу реки Инсар. Город основан в 1641 году. В 1781 году был утверждён его герб. Город Саранск – студенческий город, там 6 высших учебных заведений. В столице много достопримечательностей: театров и музеев, клубов, парков, красивых храмов, памятников архитектуры и искусства, спортивных сооружений.

Чтение стихотворения Ю. Попкова «Душа народная хранит»

Ученик 1:

Саранск! Рассветной ранней синью
В глубинах старины седой
По воле матери-России
Ты встал как град сторожевой.

Ученик 2:

В местах болотистых и топких,
Определив себе простор,
Ты жил трудом своим нелегким,
Умел врагу давать отпор.

Ученик 3:

Вскипала жизнь в избушках курных,
И над острожною грядой
Елей струился смолокурный.
И пахло мёдом и пенькой.

Ученик 4:

Шумела в дебрях непогода.
В потоках жизненных невзгод
Ты рос, мой город, год от года.
В борьбе, труде мужал народ.

Ученик 5:

Уходит время вглубь веков,
Укрытой тайной даль манит.
О прошлом память — вечный зов —
Душа народная хранит.

Учитель: Республика глубоко чтит выдающихся людей, чьи судьбы были связаны с этим краем. Выходцем из мордвы был патриарх Всея Руси Никон. На этой земле жил великий, прославленный святой Серафим Саровский. В мордовских краях родились и жили адмирал Ушаков, поэт Полежаев, революционный демократ Огарёв, великий скульптор, прославивший свой народ на весь мир, Степан Эрьзя, просветитель Евсевьев, всемирно известный врач – офтальмолог Филатов, художник Сычков, легендарная певица Лидия Русланова. Все славные имена перечислить невозможно. В этом перечне великих имён рядом стоят мордва, русские, люди других национальностей, что олицетворяет неразрывное единство истории России и частицы её – Мордовии.

Чтение стихотворения «Мой милый край! Мордовия родная!» (В.В. Зуботыкина)

Ученик 1:

Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская
Здесь воздух кажется мне как – то чище,
Витает аромат цветов в лугах.
Берёзы, клёны распустили кисти.
Пшеница золотом гордится на полях.

Ученик 2:

Живут здесь дружно люди разных наций,
Рукам рабочим слава и почёт.
И если крепко нам за дело браться,
Народ тогда покой и счастье обретёт.
Мордовия от взрывов не страдала,
Враг не топтал зелёные луга,
Но лучших воинов на бой послала,
Чтоб защитить страну родную от врага.

Ученик 3.

В мороз и слякоть шли навстречу смерти
За дом родной, за свой любимый край.
И в память павшим, в храмах ставят свечи.
Да будет на земле и небе вечный рай.
И если дерево сильно корнями,
То дружбой и трудом силён народ.
Пусть сложными, но верными путями
К богатству прочному Мордовия придёт.

Учитель: Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Ученик 1:

Земли есть и красивей –
Мне не надо иной:
ты ведь тоже Россия,
край мордовский родной.

Ученик 2:

Поклон земной, мой край тебе,
Что на тебя расту похожим.
тебя на свете нет дороже,
я – твой, и ты – в моей судьбе!

Ученик 3:

Есть на свете земном
Разные края.
Только там, где отчий дом,
Родина твоя.
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой,
Помни главные слова:
«Мама», «Родина», «Семья»!

Ученик 4:

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.

Ученик 5:

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины,
Это Родина моя.

Ученик 6:

Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

Учитель: – На выставке «Фотографии моей Родины» вы разместили много интересных снимков, которые передают красоту и неповторимость родной природы, особенности и отличительные черты сёл, деревень, посёлков и городов Мордовии

Аукцион пословиц.

  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.
  • На родной сторонке и камешек знаком.
  • Дома и стены помогают.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
  • Своя земля и в горести мила.

Учитель: Малой Родиной для нас является наш посёлок Ромоданово

Стих В. Садовниковой «Ромодановский вальс» читает учитель

Чтение детьми своих сочинений о малой Родине

Ученик: Валентина Мирошина «Республика моя».

Я тебе, Мордовия, желаю
Звёздочкой негаснущей гореть.
Без тебя, цветущий край, я знаю,
Мне не жить, не строить и не петь.
Плещет воды Мокша на приволье,
Хлебородны сурские поля,
Это всё Мордовии раздолье,
Родина любимая моя.
Русские с мордвами и татары –
Все живут заботою одной.
Ты, как мать, нас собрала недаром,
Чтобы сделать крепче край родной.

.Прослушивание песни «Город мой, город милый»

Учитель: Я думаю, что Вы вырастите достойными гражданами своей страны и будете делать всё, чтобы наша родная республика, родной Ромодановский район становились богаче и краше с каждым годом!

Сценарий праздника «Славься Мордовия» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленностиСценарий праздника «Славься Мордовия» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Разработали:

  • воспитатель Кузьмина И.Г.
  • учитель-логопед Шишминцева М.П.

2019г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чердаклинский детский сад № 5 «Рябинка»

Цель: Приобщение детей к миру искусства народов Поволжья. Формирование у детей представления о дружбе и культуре мордовского и русского народа. Воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.

Ведущие входят в зал в мордовских костюмах.

  1. Ведущий: Шумбратадо, вечкевикс, ялгат
  2. Ведущий: Добрый день уважаемые гости.
  3. Ведущий: Наш праздник мы посвящаем Мордовии и всем, кто живет на мордовской земле

1 ребенок: Солнце светит ласково в зените,
Отливают золотом поля.
И трудом и дружбой знаменита
На Руси Мордовии земля.

2 ребенок: Здесь в Мордовии поля без края,
До небес богатые леса,
От весенних лучиков играя –
Зацвела Мордовская земля!

3 ребенок: Кругом звенят капели.
Ручьи поют, шумят.
О наше милой Родине
Ребята петь хотят.

Песня «Наш край»

(Сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского)

2 Ведущий: В Мордовии живут одной семьей люди разных

национальностей: мордва, русские, татары, и другие. И все они

живут очень дружно, помогают друг другу.

4 ребенок: Между Волгой и Уралом
Мы одной семьей живем
И Россию мы недаром
Нашей матушкой зовем.

5ребенок: Как повезло тебе и мне
Мы родились в такой стране
Где люди все – одна семья
Куда ни глянь — кругом друзья.

Песня «Песенка друзей»

(Муз. В. Герчик, сл. Я. Акима)

1 Ведущий: Я вас познакомлю с легендой о рождении мордовского народа.

(На протяжении рассказывания идет показ презентации) Однажды в мордовских лесах свершилось чудо. Ранней весной Бог Солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий… И стала яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья. Коснулась своим крылом чудо – яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную, и пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый и трудолюбивый.

Ведущий: Сейчас Мордовия — это благодатная и красивейшая республика России, которая имеет свои государственные символы: герб, флаг и

гимн.

Ведущий: Это герб Республики Мордовия. В середине герба расположен старый герб города Саранск – столицы Мордовии. В серебряном

поле изображены красная лисица и три стрелы — свидетельство преобладания охотничьего промысла. Герб Саранска обрамлен:

золотыми колосьями пшеницы, что говорит о приверженности мордовского народа к сельскохозяйственному труду. Колосья пшеницы перевиты лентой красно-коричневого, белого и темно – синего цветов. Красно-коричневый символизирует жизнеутверждающее начало, жизнь; белый — духовность, чистоту намерений и помыслов; замененный черный на темно-синий — плодородие земли, напоенной влагой. На гербе изображено национальное украшение женщин — нашейная гривна цвета золота, на которой отмечено семь орнаментов, означающих количество городов республики. Заканчивается герб восьмиконечной розеткой красного цвета. Это символ солнца, тепла, добра, открытости. Розетка состоит из четырех фигур, которые отражают стремление основного населения Мордовии: мокши и эрзи, образующих в единстве мордовский народ, русских и татар — к равновесию, стабильности и

устойчивости.

Ведущий: Флаг республики Мордовия – это прямоугольное полотнище, состоящее из трех полос темно красного, белого и темно – синего цветов, расположенных горизонтально. Белый цвет флага означает чистоту, мудрость и мир. Темно-красный — силу, мужество, храбрость, темно-синий – слава, честь, верность. В середине белой полосы находится восьмиконечная розетка темно-красного цвета.

Это символ Солнца.

Игра «Собери флаг».

(Нужно сложить государственные флаги России и Мордовии)

Ведущий: Молодцы. Правильно собрали флаги, ничего не перепутали.

Ведущий: Мокшане, эрзяне, татары и русские,
Дружной, единой семьею живем.
Край прославляем, Русь величаем,
Песню мордовскую поем!

Ведущий: Республика Мордовия богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. Мордовия прекрасна в любое время года: и осенью, и зимой, и летом. Об этом мы можем узнать из мордовских песен.

Мордовские песни очень красивые, с нежной напевной мелодией.

Предлагаю вам послушать одну из них!

Мордовская песня в исполнении взрослого.

Стук в дверь. Ведущий выходит и вносит письмо

Ведущий. Очень интересно, кто же прислал нам письмо. Давайте почитаем.

(Читает.) «Спешу к вам в гости из мордовских лесов. Охотник

Дамай».

Ребята, а вы знаете, кто такой Дамай?

Дети. Это смелый охотник из мордовской народной сказки «Красивый

Дамай».

Ведущий. Ждем, ждем дорогого гостя. А пока давайте разомнемся.

Мордовская народная песня «Раужо баран» ( «Черный баран»).

Дети, держась за руки, идут по кругу.
Где же ты был, черный баран?
Где же ты был, черный баран?
На мельнице, на мельнице,

Мой хороший друг.
Что ты там делал, черный баран?
Что ты там делал, черный баран?
Муку молол, муку молол,

Мой хороший друг.
Чем же ты молол, черный баран?
Чем же ты молол, черный баран?

6. И рогами, и ногами,

Мой хороший друг. 4 шага на носках, 4 шага на пятках.

4 пружинки, 4 хлопка вверху.

4 шага вперед, 4 шага назад.

4 шагов по кругу, руки на поясе, чередовать движения локтями вперед — назад.

Взяться за руки, бег, сгибая ноги назад.

Стоят на месте, руки имитируют рожки, 8 притопов, попеременно

В зале появляется охотник Дамай.

Дамай. Шумбратадо, ялгат!

Здравствуйте, дети!

Дети. Шумбратадо!

Дамай. Я охотник Дамай. Сегодня я хочу с вами поиграть в мордовские

народные игры. С давних пор в мордовских селах жили охотники —

сильные, ловкие, выносливые, сообразительные. Часто они

устраивали соревнования. Но всегда они выполняли правила:

  • быть честным и справедливым в состязаниях
  • стремиться доводить борьбу до конца
  • не зазнаваться, одержав победу
  • не печалится в случае проигрыша.

Охотнику нужно быть очень метким. Сейчас я хочу посмотреть,

какие вы меткие. А чтобы узнать это, мы с вами поиграем в

мордовскую игру «ГОРШОЧКИ». Нужно мячом попасть в горшочки

и выбить их. (Играют дети группы «Почемучки».)

Дамай. Не скучай народ честной

Играем в «лавочку» со мной!

Игра «Лавочка»

(Под музыку дети свободно двигаются по залу, пляшут, с окончанием музыки садятся на лавочку, кто не успел занять место выбывает из игры)

Дамай: И здесь вы свою ловкость показали!

Ведущий. Наши дети и играть и петь горазды!

Ставьте ушки на макушки,

Споем мордовские частушки.

Дети исполняют мордовские частушки.

1. Мы веселые игрушки
Нас матрешками зовут
Вот послушайте частушки
Вам матрешечки споют.

2. Я мордовская матрешка
Щечки словно яблочки
Я без сахара и теста
Испекла вам прянички.

3. Пойте пташки, пойте пташки
Пойте все соловушки
Хорошо живется нам
На родной сторонушке.

4. Здесь в родном мордовском крае
Дети как грибы растут.
Без частушек прожить можно
Да чего то не живут.

5. Посмотрите, как поем мы
От души стараемся
На мордовском празднике
Всем мы улыбаемся

Мальчик: Наши девочки всюду славятся,
Наши танцы любят все.
Выходите мордовские красавицы,
Да станцуйте во всей красе!

Мордовский танец «Мордовочки».

Дамай: Вадря! А сейчас проверим, как вы знаете мордовский язык. И

следующая игра

«Покажи предмет, названный по-мордовски!»

(Из предметов, разложенных на двух столах, нужно поднимать называемые ведущим.)

Кши – хлеб,
Пенч – ложка,
Пеель – нож,
Умарь – яблоко,

Нардамо – полотенце,
Карть – лапти.

Звенит колокольчик.

Ведущий: Ребята, слышите? Что это?

Дети: Колокольчик.

Дамай: Верно! А как на мордовском языке колокольчик?

Дети: Баягине.

Дамай: С колокольчиком мы поиграем.

Ребята вас всех в круг приглашаем.

Проводиться мордовская народная игра «Баягине»

(Дети стоят в кругу, под музыку передают колокольчик по кругу, у кого остается колокольчик, выходит в центр круга и выполняет мордовские плясовые движения.)

Ведущий: Молодцы! Весело с колокольчиком поиграли!

Дамай. В старину, да и сейчас мордва очень любили веселиться. На всех

праздниках они поют мордовские песни, играют в народные игры и

любят рассказывать сказки.

Ведущий. Охотник Дамай, а наши ребята могут не только рассказать сказку,

но и показать.

Инсценировка мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

Танюша: Давным-давно в лесу жила собака. Одна- одинешенька. Скучно ей

было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который

ничего не боялся бы. Встретила в лесу собака зайца.

Собака: Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

Зайка: Давай, дружить, вместе жить.

Танюша: Весь день они вместе в лесу играли. А вечером нашли себе место для ночлега и легли спать.

Раздается крик совы. Собака громко залаяла.

Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет и съест нас.

Собака: Неважный ты друг. Пойду волка искать, он, наверное, ничего не боится.

Танюша: И собака пошла искать волка. Встретила его в глухом лесу.

Собака: Здравствуй, волк.

Волк: Привет!

Собака: Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить.

Волк: Давай. Вдвоем веселее будет.

Танюша: Весь день резвились собака и волк по лесу, а ночью легли спать.

Раздается кваканье лягушки. Собака лает.

Волк: Ты зачем лаешь? Услышит медведь твой лай, придет и разорвет нас.

Собака: И этот боится. Лучше мне с медведем подружиться.

Танюша: Пошла собака к медведю.

Собака: Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить.

Медведь: Ладно, пошли ко мне в берлогу.

Раздается треск сучьев. Собака лает.

Медведь: Перестань, придет человек, шкуру с нас снимет.

Собака: И этот трусливый.

Танюша: И побежала собака к человеку.

Собака: Человек, давай с тобой дружить, вместе жить.

Человек: Ну что ж, давай. Пошли накормлю тебя и конуру тебе построю.

Скрипит калитка. Собака лает.

Танюша: Ночью собака лает, дом охраняет, а человек не ругает ее за это.

Человек: Хороший сторож, надежный помощник, пускай живет!

Танюша: С тех пор собака и человек живут вместе.

Ведущий: Эй, мордовские ребята,

Что притихли в стороне?

Побыстрее в круг вставайте

Песню мордовскую вы запевайте!

Мальчики поют песню «Эх, мордовочка моя»

Дамай. Молодцы! Спасибо вам за чудесные песни, пляски и поучительную

сказку! Порадовали вы меня. А вы знаете, что по – мордовскому

обычаю после праздника всегда следовало угощение. Я вас угощаю

мордовскими блинами, которые делаются с добавлением пшена и

гречки.

Я мордовскими блинами
Угощу честной народ
Пусть удача будет с вами
Счастье в дом ваш пусть придет.

(Угощает блинами)

Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим охотника Дамая за угощение.

Дети: Спасибо

Дамай. Угощайтесь на здоровье. Ну а мне пора возвращаться домой.

Вастомазонок! До свидания! (Уходит.)

1 ребенок: Милая Родина, вместе с Мордовией
В жизни опора, любовь и судьба
Мокша и эрзя, русские братья
Мы, твои дети, славим тебя.

2 ребенок: На просторах республики нашей
Вместе с русскими дружно живем
Вместе с ними и сеем и пашем
Вместе пляшем и песни поем.

Исполняется хоровод под музыку «Большой хоровод»

(Муз. А.Хайта, сл. Е. Жигалкина)

Ведущий. Вот и закончился наш праздник.

Ведущий. До свиданья, гости званые, желанные.

Ведущий. Приходите к нам почаще.

Ведущие (вместе) Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!

< Предыдущая   Следующая >

Сценарий программы Фестиваля народов Поволжья

Звучит музыка. Выходят ведущие

На фоне музыки читает 1 ведущая.

Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные. Однажды поднялась такая пурга, что люди боялись выйти из чумов.

Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать теплую страну. Долго он ходил по земле и, когда вернулся, сказал своему народу: «Я нашел теплую страну».

Услыхала слова смелого человека дикая уточка и рассказала всем птицам о теплой стране. Гуси, лебеди и журавли поднялись в небо и полетели. И люди из племени смелого человека, который нашел чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу.

Они  шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали на пути дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели без промаха в цель, привязывали к ним орлиные перья. Один человек обиделся, что ему мало досталось орлиных перьев для стрел. Он крикнул другому: — У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!

Переругались все из- за орлиных перьев, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках. Так появились ханты, чуваши, башкиры, белорусы, татары, украинцы и другие народы, которые населяют нашу многонациональную Россию. Прошли времена, и люди поняли, что не надо ссориться, надо дружить и быть всегда вместе.

Ведущая 2:  Добрый день, дорогие друзья! Уважаемые гости! Ребята!

Ведущая 3: Шумбрачи! Здравствуйте!

Ведущая 1.Исянмесес! Авани! Здоровтэ!

Ведущая 2: Этой притчей мы открыли наш  праздник, потому что двери в школах нашего города распахнуты для детей всех национальностей.

Ведущая 3:  Сегодня вы увидите разноцветье красок и жанров, песен и танцев, музыки и стихов, народных костюмов и счастливые лица  – настоящую радугу.

Ведущая 1:  Для этого нам не понадобится дождь! А помогут создать это разноцветье   вы — наши гости! И так, друзья, фестивалю Дружбы Народов – зелёную улицу!

.Ведущая 2 Давайте отложим дела на «потом»,

О дружбе расскажем, о дружбе споём.

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,

Подарит нам радость , согреет теплом!

 Ведущая 3:  Дорогие участники фестиваля! Вы знаете, ученые мира подсчитали, что на нашей планете существует около 3 тысяч языков. Если произнести одно только приветственное слово на всех языках мира, то это займет полтора часа времени. А сегодня вас приветствуют гости нашего фестиваля. Слово для открытия фестиваля предоставляется: директору средней школы №2 Петровой Лидии Павловне.____________________________

Ведущая 1.

Дружбой славится Поволжье

и просторами полей.

Наша Родина богата широтой души людей.

Хорошо собраться вместе

нам, ребята, в Мелекессе,

Рассказать всем от души,

чем народы хороши.

Мелекесс — Димитровград,

Он радушием богат,

Принял всех гостеприимно

И чувашку, и мордвина,

Русского, татарина,

Каждого  волжанина.

Ведущая 2.Вопреки ноябрю непогожему 
Ты сегодня, мой друг, улыбнись, 
И скажи нашим гостям: 
«Добрый день» и теплом поделись! 
Пусть сегодня как птицы приветствия 
Полетят от тебя и к тебе! 
И от этого, может, впоследствии 
Станет больше добра на земле!

На сцене Снагатуллин Салман- «Туган авылым» Родная деревенька

Ведущая 2

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,

Тот отдал ей сердце и душу свою.

Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,

О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи и ливни косые,

Про желтые нивы и радость весны.

Любите Россию, любите Россию!

И будьте России навеки верны!

Песня о Родине. Исполняет группа «Соловушки»

Ведущая 1.На сцену приглашается ансамбль Карлыгач» ( Ласточки). Приветствуем их. «Туган калам» (Родной городок) слова Гакиля Сагирова, музыка Рината Сагирова.(остаются на сцене.)

Наши гости приготовили ещё одну песню «Дуслар» (Друзья) 

Ведущая 3.

Татарская земля родная,

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края

Где б также почитали их.

Звучит курай, лаская сердце

Красивых, любящих людей.

Мы можем только здесь согреться,

В объятьях родины своей.

Татарстан, трудись и пой

В работе, в песне я с тобой

Чтоб сады твои цвели

Чтоб била нефть из-под земли!

. Стихотворение о родном языке прочитает ученица 9 класса Мингалиева Диана

Ведущая 2.Совсем недавно мы праздновали день Матери. Послушайте как звучат слова любви , обращенные к маме, на татарском языке. Зайнутдинова Милена 6 класс.

Ведущая 1.Мелодичны не только слова и музыка, но и движения танца.Чугунова Ангелина исполнит нам татарский танец.

Ведущая 3.С. И вновь звучат татарские напевы. Встречайте. «Йолдызчык»  (Звездочка) исполнит татарскую народную песню «Сары сандугач» (Желтый соловей)

Ведущая 3.Вновь на сцене Зайнутдинова Милена. Для звучит песня «Сандугайчем гюзалем»!

Ведущая1.

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!

И имя, и язык твой — сердцу свято.

Дубравами и хмелем, и трудом,

И песнями, и вышивкой богата.

Жива в узорах древних нити сила,

Связавшая народы в их судьбе, —

Ты будешь жить во мне, моя Россия

Пока живет Чувашия в тебе.

На сцене дважды победитель областного конкурса «Путинэ» с песней «Кампур» группа «Соловушки»

Ведущая 2.На сцену приглашается Нуянзин Артем! «Монь чачтымим эрзянь ава»

.

Ведущая 1.

Тебе желаю счастья,

Мордовская земля,

Любимая, родная,

Республика моя.

С великою Россией

Навеки породнилась.

Своим умом и силой

Огромного добилась.

Творишь, дерзаешь, строишь

И не стоишь на месте,

Как многое ты можешь

Со всей страною вместе.

Ведущая1 .На сцене — Алексеева Александра .»Монь уцяскам» стихотворение   Ишуткина Николая Ивановича.

Ведущая 2. Сегодня для нас выступает победитель областного конкурса «Эргине» Янзытова Злата с песней « Раужо баран»

Ведущая 2.Стихотворение «Тундонь варма» прочитает ученик 5 класса Киреев Кирилл Встречайте!

Ведущая 3. И вновь на сцене наши друзья . “ Утренний свет” слова Зинната Вәли, музыка Сары Садыйковой. Для нас поют Снагатуллин Салман и Фания Халиуллова .Похлопаем им!

Ведущая 1.На нашем фестивале сложилась добрая и тёплая атмосфера. Спасибо всем за музыкальные номера, за предоставленное удовольствие. И наверное не ошибусь, если скажу, что теперь, выбирая себе друзей, вы будете стараться  понять, чем живет твой друг, какие традиции он чтит.

Ведущая 2. 

Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно

Будь терпимым к дальнему иль странному

Отстраненным, будто бы в кино.

2. Речь здесь не идет о равнодушии

И о черствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом нам совсем не повредит.

3. Будь терпимым ко всему иному

К вере, взглядам, мыслям и одеждам

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда.

4.Что мы можем жить такие разные,

В этом мире вечного движения

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения.

Ведущая1 А сейчас слово для награждения предоставляется руководителю методического объединения учителей родных языков Торговкиной Наталии Петровне.

Ведущая 2 :—  А еще говорят, что когда дружат дети – дружбе жить.

Дружите, несмотря ни на что.

Теперь у нас друзья на всей планете,

За мир и жизнь мы все в ответе!

Мир – это я, мир – это ты!

Вместе: Мир – это все мы вместе!

До свидания! До следующего фестиваля!

Развлечение

МОРДОВСКИЕ ПОСИДЕЛКИ.

Действующие лица: ведущие, дети в мордовских народных костюмах.

Ход развлечения:

Воспитатель: Добрый день, гости званные желанные! Рады вас видеть в добром здравии да в хорошем настроении! Расскажу я вам сегодня про мордовские посиделки. Давно это было! Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Зимние вечера тёмные, долгие. Чтобы скоротать время, собирались мордовские парни и девушки на посиделки. И не просто сидели, а проводили время за работой: кто за прялкой, кто узор на полотенце вышивает, кто из дерева ложки да плошки вытачивает. А гармонист да балалаечник то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа и спорилась.

Воспитатель:

Уж в Мордовии так идет, что талантливый народ
Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет.

И начнем мы свои посиделки с разминки.

-В какой стране мы живем? (Россия)

-Назовите столицу нашей Родины?(Москва)

-В какой республики мы живем?(Республика Мордовия)

-Назовите столицу нашей республики?(Саранск)

— Назовите улицу, на которой находится наш детский сад? (Пушкина)

-Назовите государственные символы РМ.?(Флаг, герб, гимн)

-Люди какой национальности проживают в РМ? (Мордва, татары, русские)

— Какие памятники есть в Саранске? (Солдатам Великой Отечественной войны, героям- стратонавтам , адмиралу Ушакову, Александру Сергеевичу Пушкину, памятник семье и др.)).

— Назовите всемирно известный музей, который расположен в Саранске?

(В Саранске расположен музей имени скульптора Эрьзи.)

— Каким собором знаменит Саранск?

(Саранск знаменит собором Федора Ушакова.)

— Где любят отдыхать горожане? (Горожане любят отдыхать в парке имени

А. С. Пушкина)

— Где в Саранске можно загадать желание, которое непременно сбудется?

(Можно загадать желание на Лисьем мостике.)

Воспитатель:

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших девочек. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Кто хочет показать свое уменье?

Проводится игра “Кто быстрее смотает клубок”.

Воспитатель:

На наши посиделки пришла наша Алдуня. Посмотрите какой костюм на нашей Алдуне.

Расскажите о костюме нашей Алдуни. ( На Алдуне одета рубаха – панар. Рубаха опоясана набедренным украшением поясом – карспить, который украшен колокольчиками и бесором.. На шее у нее бусы — кърганят. На голове у Алдуни – большой цветастый платок и украшение ашкотф. На ногах сапожки – кямот.

Воспитатель:

Ставьте ушки на макушки,

Споем мордовские частушки.

1.Начинаю я припевку

Первую начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную

2. Эх, девчонки-хохотушки

Начинайте петь частушки

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

3.Мы в Мордовии родились

Мы в Мордовии живем

Все мы танцы очень любим

Песни звонкие поем.

4.Мы мордовские девчата

Любим свой родимый край

С каждым годом он все краше.

Ты цвети и процветай!

Варьга лии яроплан,

Конясонгза шовар

А кому какое дело,

Авазе шеф – повар.

Морак, морак тон баян

Морак сиденяста.

Тячи инго леткштиян

Морак мазыняста!

Балалайка, балалайка,

Колмо струна марто.

Минек цёратне вешнить

Ки покш сундук марто.

Минек Илья

Маза цёра

Курдян кораст мельс туи

Сон парсте моры и кишти,

Ну а види нуи.

Воспитатель:

Любили мордовские дети играть в разные игры. Ребята, какие мордовские народные игры вы знаете?( «В кошку», «В платки», «В горшочки», «В ключи»).

А теперь, детвора,

Поиграть и нам пора.

Игра «Наседка и ворона».

Игра.

Ворона: «Нармунька, нармунька

Макс Вейке эйкакшт».

Наседка: «Вай варака,

А максан, а максан».

Ворона: «Ну мон вейке саласа».

Наседка: «Эйкакшт, тев, тев».

Воспитатель:

Мы с мордовской песней дружим.

По мордовски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Песню петь для вас хотим.

Дети поют песню «Луганяса келуня».

Воспитатель:

Тут же хороводы водили.

Эй, веселый народ,

Выходите в хоровод!

Хоровод «Нармоннят», (слова и музыка Н.Кошелевой)

Воспитатель:

Теперь я хочу вам загадать загадки, а вы отгадайте их.
1. Маленькая Татьяна вмиг подскочит к потолку (Зыбка)
2. Гоню – гоню, не догоню, бегу – бегу не убегу, в огонь бросят — не горю, в воду бросят — не тону (Тень)
3. От живого родится неживой, от неживого живой (Яйцо .)
4. Что на свете острее всего? ( Язык.)
5. Красная девица по небу ходит (Солнце)

6. Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает (Ухват)

7. Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)

8.Сорок братьев вместе живут,

Мусор метут (Веник)

Воспитатель:

О нашем крае немало написано стихов.

Дети читают стихи.

В России средь берёзовых просторов

Полянка есть – Мордовия моя.

Она как песня матери, с которой,

За горы уходили, за моря!

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

 Земли мордовские широки, необъятны,

Каждый день и хорош и пригож,

Поезжай за моря-океаны,

Лучше Мордовии ты не найдешь!

Ты – моя Родина, край наш Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба!

Мокша и эрьзя, татары и русские

Мы, твои дети, славим тебя!
Воспитатель:

А какие же посиделки без шуток, да небылиц? Вот послушайте – ка.

— Ты пирог съел?

— Нет не я.

— А вкусный был?

— Очень.

2. — Ты что делаешь?

— Ничего.

— А он чего?

— Помогать пришел!

3. — Сено для лошади?

— Да.

— Напоил лошадь?

— Напоил.

— Так иди запрягай?

— А где она?

Воспитатель: Очень много людей разных национальностей живут у нас в России, все они живут дружно, помогают друг другу. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей: русские, мордва, татары. Все они вместе дружат и играют, недаром говорят “Где дружат, там живут – не тужат”, а играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Всегда в почёте у мордвы – блины и квас-поза.

 Воспитатель:

Наше развлечение подошло к концу.

До новых встреч, дорогие друзья!

Угощение мордовскими блинами.

01.02.2017

» Народы Поволжья-одна семья. »

Матанова Татьяна Владимировна

Развлечение к юбилею Самарской Губернии. Можно для общего ознакомления.

Оценить




859

Содержимое разработки

Сценарий развлечения

«Народы Поволжья — одна семья».

Воспитатели: Фролова А. И.

Матанова Т. В.

Миринская Л. С.

Цель: расширять знания детей о народах Поволжья – башкирах, марийцах, чувашах, татарах, народах Мордовии.

Задачи: воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, к великой реке Волге, формировать представления детей о республиках Поволжья — Татарстане, Башкортостане, Татарстане, Мордовии, Чувашии, республике Марий-Эл, о культурных богатствах народов Поволжья: каждая народность имеет свои праздники, национальные костюмы, игры; формировать представления о дружбе народов нашей страны.

Материалы: плоскостные изображения кукол в национальных костюмах народов Поволжья, костюмы и детали национальных костюмов народов Поволжья для детей, изображение реки Волги на плакате, символы поволжских республик, музыкальный центр, аудиозаписи национальных песен народов Поволжья, атрибуты к подвижным играм( мешочки с песком, гимнастические палки, 2 корзиночки, разноцветные платки — 4шт., цветные мелки, стульчики — 4шт., наборы игрушечных животных( дикие и домашние ), платочки.

Ход:

Звучит тихая музыка.

Ведущий читает стихотворение:

-Поволжский край, моя земля,

Родимые просторы,

У нас и реки, и поля,

Холмы, леса и горы.

Народы, как одна семья,

Хотя язык их разный,

Но дружбой мы своей сильны

И мы живём прекрасно.

— Дети, мы живём в Поволжье, это наша малая Родина!

Ребёнок читает стихотворение:

-Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзы у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Это край, где мы с тобой живём!

-Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. У каждого народа есть своя культура, традиции, национальная кухня, игры. А сплотила все народы наша самая крупная река — матушка — Волга.

( Звучит музыка «Волга», выходит взрослый в русском национальном костюме)

Волга: -Здравствуйте! Я – красавица Волга!

Я величава, стройна, широка.

Я сплотила народы Поволжья

Дружбой братской, семьёй на века.

Не страшны нам злые силы,

Мы живём семьёй единой.

А единство, дружба, братство —

Наше главное богатство!

Волга: — Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?

( В Поволжье живут русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, башкиры).

Мы будем путешествовать по матушке — реке Волге.

Ведущий: — Представляем вам Башкирский народ.

Выходят дети в национальных костюмах Башкирии, в руках у детей плоскостные изображения кукол в национальном костюме Башкирии.

Ведущий размещает на плакате «Волга» символ Башкирии.

Под музыку дети проходят по кругу.

На национальном языке девочка приветствует детей и взрослых,

произносит несколько фраз:

— Я вас люблю!

Мы — друзья!

Давайте играть вместе!

Ведущий: — Издавна башкиры занимались скотоводством, пасли отары овец, табуны лошадей, промышляли охотой и бортничеством — сбором дикого лесного мёда. Основным сырьём, из которого производили материалы для одежды, была овечья шерсть. Популярным состязанием на празднике считалась стрельба из лука по движущейся мишени, так мужчины доказывали своё право называться лучшими охотниками племени.

— Дети, как называется дом у башкир? ( юрта).

— Давайте поиграем в народную башкирскую игру «Юрта».

По углам площадки разложены обручи, в них лежат нарядные платки, играющие ходят по кругу, произносят слова:

— Мы весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

Дети быстро разбегаются к обручам, встают по двое и натягивают над головой нарядный платок — юрта.

Игра повторяется.

— А теперь представляем гостеприимный татарский народ.

Выходят дети, переодетые в национальные костюмы Татарстана, держат в руках куклы в татарском костюме.

Мальчик читает стихотворение:

Тары –бары растабары,

Вас приветствуют татары,

А верней всего один,

Сам себе я господин.

Я татарин, я татарин

Человек простой,

Внешне я солидный парень

С русскою душой,

Остальное всё не важно, честно вам скажу

И своим происхожденьем очень дорожу!

Взрослый «Волга» помещает на плакат с изображением Волги символ Татарстана.

Ведущий: — Издавна в Татарии развивалось кожевенное производство, татары прославились, как производители узорной обуви. Особого совершенства татарские мастера достигли в обработке шерсти, изготовлении шляп, сапог. Женщины занимались рукоделием — плетение кружев, салфеток, вязание платков из пуха. Мужчины увлекались охотой.

— А сейчас поиграем в игру «Охота».

На площадке расставляются игрушечные животные, приглашаются 2-4 участника, предлагается каждому собрать как можно больше животных.

Игра «Скок – перескок».

На площадке раскладываются обручи 6шт., или чертятся 6 кругов, играющие встают в обручи. Водящий говорит:- Перескок! Игроки быстро меняются местами, прыгают на одной ножке. Водящий старается занять место в одном из кругов. Кому не хватило круга, становится водящим.

Звучит национальная марийская мелодия.

— Представляем марийскую народность.

На плакате «Волга» помещают символ республики Марий-Эл.

Выходят мальчик и девочка в марийских костюмах, дети с плоскостными куклами в костюмах.

Дети приветствуют зрителей.

— Добрый день! Здравствуйте!

Как поживаете?

Давайте дружить!

Ведущий: — Марийцы очень честные, мудрые, благородные люди. Высшим правилом у марийцев является уважительное отношение к любому человеку. «Старших почитайте, младших – жалейте» — говорит марийская народная пословица. Святым правилом считалось накормить голодного, помочь просящему. Марийская семья строго следила за поведением своих членов семьи. Марийские женщины очень трудолюбивы и чистоплотны.

Ведущий предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт платочки?»

На площадке в двух кругах раскладываются платочки, двум игрокам предлагается собрать платочки в корзинки как можно быстрее. Под музыку дети собирают платочки в корзинки.

Ведущий предлагает поиграть в игру «Сложи платочки».

Для игры приглашаются взрослые — воспитатели групп.

Двое играющих по сигналу начинают быстро сворачивать платочки и складывать их стопочкой в корзину.

-Марийские мужчины очень часто соревновались в силе и ловкости.

Ведущий предлагает поиграть в игру «Перетяни палку».

Играющие садятся на стулья спиной друг к другу, под стульями лежит палка. Под музыку дети бегают около стульчиков, по окончании музыки игроки быстро занимают места на стульчиках, тянут палку к себе. Кто быстрее вытянет палку, тот и победил.

Ведущий: — Представляем Чувашию!

Девочка и мальчик в чувашских национальных костюмах исполняют несложные движения чувашского танца под музыку.

Девочка произносит приветствие зрителям на чувашском языке.

— Дети, поиграем в чувашскую народную игру «Бои петухов».

На земле чертится круг диаметром 3метра. Четверо играющих встают парами друг против друга. Игроки встают на одну ногу, а другую подгибают, руки складывают за спиной. По сигналу ведущего «петухи», прыгая на одной ноге, начинают выталкивать друг друга плечом из круга. Кто оказывается за кругом, тот проиграл.

На плакате «Волга» помещается символ Чувашии.

Ведущий приглашает детей представить Мордовию.

Взрослый «Волга» помещает символ Мордовии на схему.

Дети в костюмах мордовской национальности читают стихотворение, проходят с куклами по площадке.

— Здесь в Мордовии поля без края,

До небес богатые леса,

От весенних лучиков играя,

Зацвела Мордовская земля!

Ведущий: — Мордва — это один из коренных народов Российской Федерации. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Мордовия богата своей природой, поля чередуются с тенистыми лесами и дубравами, по обширной территории протекает множество рек. Мордовия богата своими талантами, писателями, музыкантами, художниками.

Ведущий приглашает детей представить русские национальные костюмы.

Выходят дети в русских национальных костюмах с куклами в русских костюмах, проходят перед зрителями.

Ведущий предлагает послушать русскую народную мелодию «Во поле берёза стояла», «Ах, вы, сени….» на балалайке в исполнении воспитанницы детского сада.

Ведущие проводят с детьми младших групп подвижную игру «У медведя во бору…»

— А сейчас объявляется парад костюмов!

Дети в национальных костюмах народов Поволжья — башкиры, татары, мордва, чуваши, марийцы, русские под музыку проходят по площадке перед зрителями.

Звучит фонограмма песни «У моей России длинные косички…», дети и взрослые исполняют песню под фонограмму.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/242376—narody-povolzhja-odna-semja-

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народы дружат книгами сценарий
  • Народный чукотский праздник
  • Народный фейерверк любимый праздник
  • Народный тюркский праздник
  • Наурыз мусульманский праздник или нет