Нарождение луны праздник

Жители Сургута (ХМАО) принесут в жертву Луне фигурки из теста. Такой обряд сургутяне проведут на празднике «Нарождение Луны», сообщили «Вестнику» в пресс-службе историко-культурного центра «Старый Сургут».

Жители Сургута (ХМАО) принесут в жертву Луне фигурки из теста. Такой обряд сургутяне проведут на празднике «Нарождение Луны», сообщили «Вестнику» в пресс-службе историко-культурного центра «Старый Сургут».

Обряд жертвоприношения ханты и манси называют «Тылыщ пори», что в переводе означает «Месяцу бескровная жертва». «Нарождение Луны» состоится 4 февраля в 17:00 в ИКЦ «Старый Сургут». По словам пресс-службы культурного центра, это первый праздник у ханты и манси в новом году.

— Вместо застолья и подарков они [ханты и манси] угощают Луну фигурками животных из теста. Коренные народы верят, что дары являются платой природе за будущий промысел, — рассказали в пресс-службе.

По традиции предки народов ханты и манси проводят праздник три месяца подряд на нарастающую луну: в январе, феврале и марте. Суть торжества заключается в обращении к божествам с просьбами о здоровье и благополучии.

Помимо обряда горожане и гости города смогут посмотреть театрализованную постановку с танцами, поучаствовать в играх, покружиться в хороводе и даже покататься на ездовых собаках. Посещение праздника бесплатное.

Сургутяне встретили новый год по традициям коренных малочисленных народов Севера. Ханты и манси подводят черту позже остальных. Программа началась с обряда угощения нарождающейся луны («Тылыщ поры»). Все действо развернулось на территории историко-культурного центра «Старый Сургут», однако аналогично отмечают это событие и на стойбищах. Так что у сургутян была уникальная возможность воочию увидеть, как аборигены встречают первый день нового года.

— Праздник-обряд «Нарождение луны» проводится для того, чтобы птицы, звери и рыбы размножались, чтобы люди были здоровы, чтобы все было благополучно на Земле. Молитвы впервые читали на мансийском и хантыйском языках представители коренных народов Севера. Если перевести их, то это будут просьбы о том, чтобы амбары были полные, чтобы никто не болел, чтобы месяц нарождался, — объяснила смысл обряда заведующая отделом коренных малочисленных народов ИКЦ «Старый Сургут» Марина Самсонова. — Этот обряд обязательно проводится на растущую луну. Обязательно пекут печенье в виде животных — угощение символизирует бескровное жертвоприношение. 
Вообще, как рассказали «Сургутской трибуне» организаторы национального праздника, у ханты и манси этот обряд проводится три раза в год: в январе, феврале и марте. На территории «Старого Сургута» уже в шестой раз устраивают праздник в феврале. Аборигены выбирают этот период, так как считается, что солнце уже перекатилось на теплую сторону, то есть сильные морозы позади, и приближается весна.
Виктор Самыкин вместе с женой, увидев объявление о празднике в интернете, решил, что это лучшая форма просвещения — сводить ребенка на праздник ханты и манси и показать, как и чем живут северные народы. Сургутянин считает, что такие интерактивные погружения в культуру полезны для детей. На празднике его ребенок смог попробовать национальные угощения, увидеть костюмы ханты и манси, поучаствовать в игрищах.
— Это настоящий этнографический праздник! Привели ребенка, чтобы посмотрел, как живут представители других народов. Праздник проводился в игровой форме, с танцами. Думаю, что таким способом можно воспитать в детях уважение по отношению к непохожим на нас людям, — считает отец.
Несмотря на то, что в самом Сургуте ханты и манси проживает не так много, на праздники, устраиваемые в городе, они охотно приезжают даже со стойбищ. Как минимум, чтобы удостовериться, что нет искажения в представлении их традиций.

Поскольку жизнь северных народов связана с окружающей природой, то обряды, возникшие в глубокой древности, ориентированы на извинительные акты перед ней

— Культура ханты и манси — это неотъемлемая часть культуры народов Среднего Приобья и, в частности, Сургута, в котором мы живем. В своей работе мы уделяем сохранению культуры ханты и манси большое внимание, у нас много программ, проектов и праздников посвящено их традициям, — рассказывает директор ИКЦ «Старый Сургут» Антон Акулов. — «Нарождение луны» открывает календарный год обских угров. Затем будут отмечаться праздники, посвященные разным периодам жизни природы: встреча весны во вторую субботу апреля — Вороний день, далее, в июне, — День обласа, в августе будет праздноваться Международный день коренных народов мира.
Раз в два года в «Старом Сургуте» проводятся Дни культуры финно-угорских народов. В город приезжают ученые и исследователи из других регионов: Санкт-Петербурга, Татарстана, Мордовии… Проводятся выставки и мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству.
— В структуре ИКЦ есть отдел коренных малочисленных народов Севера, сотрудники которого являются носителями культуры манси и ханты. Они владеют устной речью и знают традиции, несмотря на то, что сегодня живут уже в городской среде. Свои корни они сохранили, поэтому на праздниках, подобных «Нарождению луны», нет никакой наигранности, все по-настоящему, — заверяет Антон Акулов.
Обряд воспроизведен на основе воспоминаний старожилов сургутских ханты. Поскольку вся жизнь их тесно переплетена с природой, они всегда старались ее задобрить, веря, что от высших сил зависит их промысловая деятельность и общий жизненный путь.

Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram — канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.

03 февраля 2022 г.

12 февраля 2022 г. в 17:00 состоится национальный праздник «Нарождение луны»

В историко-культурном центре «Старый Сургут» в девятый раз пройдёт традиционный праздник – обряд угощения луны. Это первый календарный праздник нового года у обских угров. Вместо застолья и подарков под ёлкой они угощают луну фигурками животных из хлеба. Это событие называется «Тылыщ пори», что в переводе с хантыйского означает «бескровная жертва» и предполагает несколько обрядов, которые проводятся в дни растущей луны. Коренные народы верят, что дары являются платой природе за будущий промысел, поэтому готовятся к празднику с особой тщательностью.

В программе мероприятия: обряд поклонения нарождающейся луне, очищение снегом, национальные танцы, угощение гостей, демонстрация национальной одежды.

Новизну празднику придадут квест-игра «Соберем луну» и флэш-моб с элементами национальных танцев.

Для проведения обряда приглашены представители коренных народов Севера: Сенгепова Светлана Михайловна, г. Лянтор, и уникальный мастер по дереву, самобытный музыкант Нимперов Дмитрий Данилович с супругой Анисьей Андреевной. Гости ведут традиционный образ жизни и проживают на родовых угодьях.

Вход свободный.

23.01.2023 15:44

Примерное время чтения: меньше минуты

65

В Сургуте ханты и манси проведут обряд жертвоприношения луне

Алена Таскаева / АиФ

Сургут, 23 января — АиФ-Югра.

В Сургуте в феврале пройдет таинственный обряд обских угров «Тылыщ пори» на праздник «Нарождение Луны».

Национальный праздник «Нарождение луны» символизирует начало нового года у коренных народов Севера.

Состоится мероприятие вечером 4 февраля на территории историко-культурного центра «Старый Сургут». Гостей праздника кроме обряда также ждут различные игры и хороводы, театрализованная постановка с танцами, катание на ездовых собаках.

Также вам может быть интересно

https://in-news.ru/news/v-surgute-provedut-starinnyi-obryad-obsko-ugorskix-narodov

В Сургуте проведут старинный обряд обско-угорских народов

В Сургуте проведут старинный обряд обско-угорских народов

В Сургуте проведут старинный обряд обско-угорских народов

Он пройдет во время национального праздника «Нарождение луны»

2023-01-20T09:48:00+00:00

2023-01-20T09:48:00+00:00

2023-01-20T09:48:00+00:00

Культура

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://storage.in-news.ru/uploads/images/4lM4BXV4EoizFK9YiTFc_widened_652.png

4
февраля в историко-культурном центре
«Старый Сургут» пройдет обряд
обско-угорских народов «Тылыщ пори», в
переводе с хантыйского языка «Месяцу
бескровная жертва». «Это первый
календарный праздник нового года у
коренных жителей Югры. Вместо застолья
и подарков они угощают Луну фигурками
животных из теста. Коренные народы
верят, что дары являются платой природе
за будущий промысел. По традиции предки
народов ханты и манси проводят праздник
три месяца подряд: в январе, феврале и
марте на растущую Луну»
, – рассказали
в пресс-службе ИКЦ.

Обряд
пройдет в рамках национального праздника
«Нарождение луны». Представители
коренных малочисленных народов Севера
обратятся к божествам с просьбами о
здоровье людей, благополучии семьи и
возрождении и размножении всего живого
в природе. Гостей ждет театрализованная
постановка, подвижные игры, хоровод.
Кроме того, сургутяне смогут покататься
на ездовых собаках.

В
преддверии праздника юные горожане
могут принять участие в творческом
конкурсе «И лун медлительный поток…».
Для этого необходимо записать
видеостихотворение и отправить в адрес
организаторов до 29 января. Конкурс
проводится в двух возрастных категориях
– от 5 до 7 лет, от 8 до 11 лет, по двум темам
– природа родного края и уклад жизни
коренных народов Севера. Победителей
огласят 4 февраля на празднике «Нарождение
луны». Начало в 17.00 у дома коренных
народов Севера.

«Сетевое издание «ОМЕДИА!»

7 3462 22-12-11 (133)

ООО ТРК «Сургутинтерновости»

2022

Новости

ru-RU

https://in-news.ru/politics

«Сетевое издание «ОМЕДИА!»

7 3462 22-12-11 (133)

ООО ТРК «Сургутинтерновости»

«Сетевое издание «ОМЕДИА!»

7 3462 22-12-11 (133)

ООО ТРК «Сургутинтерновости»

В Сургуте проведут старинный обряд обско-угорских народов

Он пройдет во время национального праздника «Нарождение луны»

В  Сургуте проведут старинный обряд обско-угорских народов

4
февраля в историко-культурном центре
«Старый Сургут» пройдет обряд
обско-угорских народов «Тылыщ пори», в
переводе с хантыйского языка «Месяцу
бескровная жертва». «Это первый
календарный праздник нового года у
коренных жителей Югры. Вместо застолья
и подарков они угощают Луну фигурками
животных из теста. Коренные народы
верят, что дары являются платой природе
за будущий промысел. По традиции предки
народов ханты и манси проводят праздник
три месяца подряд: в январе, феврале и
марте на растущую Луну»
, – рассказали
в пресс-службе ИКЦ.

Обряд
пройдет в рамках национального праздника
«Нарождение луны». Представители
коренных малочисленных народов Севера
обратятся к божествам с просьбами о
здоровье людей, благополучии семьи и
возрождении и размножении всего живого
в природе. Гостей ждет театрализованная
постановка, подвижные игры, хоровод.
Кроме того, сургутяне смогут покататься
на ездовых собаках.

В
преддверии праздника юные горожане
могут принять участие в творческом
конкурсе «И лун медлительный поток…».
Для этого необходимо записать
видеостихотворение и отправить в адрес
организаторов до 29 января. Конкурс
проводится в двух возрастных категориях
– от 5 до 7 лет, от 8 до 11 лет, по двум темам
– природа родного края и уклад жизни
коренных народов Севера. Победителей
огласят 4 февраля на празднике «Нарождение
луны». Начало в 17.00 у дома коренных
народов Севера.

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

КАЛЕНДАРНЫЕ
КАЛЕНДАРНЫЕ
ПРАЗДНИКИ ОБСКО-
ПРАЗДНИКИ ОБСКО-
УГОРСКИХ НАРОДОВ:
УГОРСКИХ НАРОДОВ:
ХАНТЫ И МАНСИ.
ХАНТЫ И МАНСИ.
Подготовила:
Подготовила:
педагог дополнительного образования
педагог дополнительного образования
Албина Анастасия Ивановна
Албина Анастасия Ивановна

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

В нашей стране
 В нашей стране
возрастает интерес к
возрастает интерес к
народным
народным
праздникам. С
праздникам. С
каждым праздником
каждым праздником
связаны свои обряды,
связаны свои обряды,
особенности, приметы
особенности, приметы
и наблюдения. Если в
и наблюдения. Если в
праздниках сокрыта
праздниках сокрыта
душа народа, то в
душа народа, то в
праздничные дни она
праздничные дни она
обязательно
обязательно
раскрывается.
раскрывается.

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

Возрождая традиционные обрядовые, календарные
Возрождая традиционные обрядовые, календарные

праздники обско-угорских народов, сохраняется и
праздники обско-угорских народов, сохраняется и
возрождается древняя культура предков. Еще в середине
возрождается древняя культура предков. Еще в середине
семидесятых годов, все обряды были под запретом,
семидесятых годов, все обряды были под запретом,
народные праздники проводились тайно, далеко от
народные праздники проводились тайно, далеко от
населенных пунктов, а иногда в тайге. Сегодня не скрывая
населенных пунктов, а иногда в тайге. Сегодня не скрывая
своей культуры, можно открыто участвовать в любом
своей культуры, можно открыто участвовать в любом
празднике.
празднике.
Собирая материал, невозможно полностью воспроизвести
Собирая материал, невозможно полностью воспроизвести
ту картинку праздника, которая была в те далекие
ту картинку праздника, которая была в те далекие
времена, так как уходит время, а с ними люди, уносящие с
времена, так как уходит время, а с ними люди, уносящие с
собой секреты праздников. Чтобы восстановить картинку,
собой секреты праздников. Чтобы восстановить картинку,
нужно подробно изучить с чем тот или иной праздник
нужно подробно изучить с чем тот или иной праздник
связан, по какому случаю его проводили и как можно
связан, по какому случаю его проводили и как можно
меньше вносить новшеств, чтобы не нарушить
меньше вносить новшеств, чтобы не нарушить
последовательность действий.
последовательность действий.

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

Праздники ханты и манси всегда очень
Праздники ханты и манси всегда очень
красочны, театрализованы, уникальны и
красочны, театрализованы, уникальны и
неповторимы. В основном праздники
неповторимы. В основном праздники
ханты и манси связаны с религиозными
ханты и манси связаны с религиозными
обрядами. Они наполнены определенным
обрядами. Они наполнены определенным
мировоззренческим смыслом и
мировоззренческим смыслом и
сопровождаются ритуальными действами,
сопровождаются ритуальными действами,
будь то рождение ребенка, свадебный
будь то рождение ребенка, свадебный
обряд, встреча или проводы перелетных
обряд, встреча или проводы перелетных
птиц и т. д. Даты праздников заранее не
птиц и т. д. Даты праздников заранее не
оговариваются, а подстраиваются под
оговариваются, а подстраиваются под
определенное событие.
определенное событие.

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

Пример:
Пример:
«Медвежий праздник»
«Медвежий праздник» связан с периодом от зимнего
связан с периодом от зимнего

солнцестояния до весеннего равноденствия.
солнцестояния до весеннего равноденствия.
Лосинный праздник выражает благодарность лесу и его
Лосинный праздник выражает благодарность лесу и его

обитателям за помощь человеку в пережидании лютых, долгих,
обитателям за помощь человеку в пережидании лютых, долгих,
сибирских зим.
сибирских зим.
Хотелось бы остановиться поподробнее на традиционных
Хотелось бы остановиться поподробнее на традиционных

календарных праздниках. Обско-угорский календарь не имеет ни
календарных праздниках. Обско-угорский календарь не имеет ни
начала, ни конца. Времена года, сменяя друг друга, создают
начала, ни конца. Времена года, сменяя друг друга, создают
непрерывный цикл.
непрерывный цикл.
Нарождение луны», это
Один из первых праздников — это «Нарождение луны»,
это
начало празднования нового года. Этот праздник обозначает
начало празднования нового года. Этот праздник обозначает
начало всего нового: начало года, месяца. Данный праздник
начало всего нового: начало года, месяца. Данный праздник
справляют три месяца подряд- январь, февраль, март. В нем
справляют три месяца подряд- январь, февраль, март. В нем
принимают участие и взрослые и дети. Девушки, парни берут
принимают участие и взрослые и дети. Девушки, парни берут
мешок, палку и лопату, идут по домам собирать угощения. Перед
мешок, палку и лопату, идут по домам собирать угощения. Перед
тем, как зайти в дом палкой стучат в дверь, хозяева приглашают
тем, как зайти в дом палкой стучат в дверь, хозяева приглашают
пришедших, угощают их и желают друг другу здоровья и
пришедших, угощают их и желают друг другу здоровья и
благополучия. Накрывают на улице стол и выставляют фигурки
благополучия. Накрывают на улице стол и выставляют фигурки
животных ( олень, лошадь, корова , овца).После трапезы
животных ( олень, лошадь, корова , овца).После трапезы
начинаются различные игры и шутки.
начинаются различные игры и шутки.
Один из первых праздников — это «

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

Следующий национальный
Следующий национальный
« Вороний
ежегодный праздник — « Вороний
ежегодный праздник —
день».
день».
Ворона считается птицей ,
Ворона считается птицей ,
приносящей весну и весть о
приносящей весну и весть о
пробуждении природы и жизни.
пробуждении природы и жизни.
Праздник приурочен к прилету
Праздник приурочен к прилету
ворон и проводится в марте –
ворон и проводится в марте –
апреле.
апреле.

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

После «Вороньего праздника» идет детский
После «Вороньего праздника» идет детский

« Праздник трясогузки». Это весенний
традиционный « Праздник трясогузки».
Это весенний
традиционный
детский праздник проводится тогда, когда прилетает
детский праздник проводится тогда, когда прилетает
маленькая подвижная птичка трясогузка. Вся северная
маленькая подвижная птичка трясогузка. Вся северная
земля наполняется птичьими голосами, звенят ручьи,
земля наполняется птичьими голосами, звенят ручьи,
распускаются на деревьях почки и солнечные лучи
распускаются на деревьях почки и солнечные лучи
заглядывают в окна домов. Праздник проводится на
заглядывают в окна домов. Праздник проводится на
природе. В этот день пекут из теста золотистых
природе. В этот день пекут из теста золотистых
трясогузок, звучат поздравления, дети читают стихи о
трясогузок, звучат поздравления, дети читают стихи о
весне, поют песни. Все девочки вольными движениями
весне, поют песни. Все девочки вольными движениями
изображают птиц. Не обходится праздник без спортивных
изображают птиц. Не обходится праздник без спортивных
национальных игр:
национальных игр:
— перетягивание палки;
— перетягивание палки;

— метание топора;
— метание топора;

— прыжки через нарты;
— прыжки через нарты;

— бег в мешках.
— бег в мешках.

Взрослые на празднике делают все возможное ради
Взрослые на празднике делают все возможное ради

детского торжества, чтобы весеннее развлечение детей
детского торжества, чтобы весеннее развлечение детей
превратить в настоящую сказку.
превратить в настоящую сказку.

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

«Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси»

"Календарные праздники обско-югорских народов: ханты и манси"

С возрождением
С возрождением

национальных
национальных
праздников
праздников
народы ханты и
народы ханты и
манси связывают
манси связывают
сохранение и
сохранение и
возрождение
возрождение
своей культуры
своей культуры

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Народы россии праздники обычаи обряды коллектив авторов м росмэн 2008 81 c
  • Народы россии праздники обычаи обряды книга
  • Народы россии праздники обычаи обряды аннотация
  • Народы поволжья мордовия сценарий
  • Народы дружат книгами сценарий