Наши матери наши отцы сценарий

Последние пару лет живо интересуюсь взглядом на Вторую мировую войну с противоположной, так сказать, стороны баррикад. Прочитал несколько книг (ссылки на рецензии внизу поста), а теперь вот, по наводке kraevedo, посмотрел немецкий мини-сериал "Наши матери, наши отцы" ( Unsere Mütter, unsere Väter…

Последние пару лет живо интересуюсь взглядом на Вторую мировую войну с противоположной, так сказать, стороны баррикад. Прочитал несколько книг (ссылки на рецензии внизу поста), а теперь вот, по наводке kaankerede, посмотрел немецкий мини-сериал «Наши матери, наши отцы» (Unsere Mütter, unsere Väter).

Не смотря на то, что фильм вызвал множество противоречивых мнений, а МИД России даже отправил официальное письмо послу ФРГ, в котором отмечалось «неприятие этого фильма абсолютным большинством посмотревших его российских зрителей и указывалось на неприемлемость попыток ставить на одну доску совершенные на территории СССР массовые зверства гитлеровских войск и имевшие место отдельные эксцессы со стороны советских военнослужащих, строго каравшиеся военным руководством«, я ничуть не жалею о потраченном на него времени. Более того, в целом картина мне понравилась. Ниже, как обычно в моих кинообзорах, небольшой рассказ о сабже, а так же кадры из фильма и со съемочной площадки.

02. Трехсерийный фильм рассказывает о судьбах пятерых друзей и о том, как каждого из них затронула война. Полные «задора и огня», в той или иной степени зомбированные гитлеровской пропагандой, они встречаются в берлинском кафе, чтобы обмыть отправку троих из них на Восточный фронт. То есть в Россию. Два брата отправляются в штурмовую роту, одна девушка сдала экзамен на медсестру и едет вслед за ними в полевой госпиталь. Еще одна девушка мечтает стать второй Марлен Дитрих и остается в Берлине, а её возлюбленный — еврей Виктор уже ощущает всю «прелесть» нацистского режима и ведет полуподпольный образ жизни. Тем не менее, друзья уверены, что Москва будет взята молниеносно и провозглашают тост за то, чтобы встретиться на этом же самом месте прямо в ближайшее Рождество.

03. На прощание они делают групповое фото, которое потом неоднократно рассматривают в минуты страданий и боли, вспоминая о том, как всё беззаботно когда-то начиналось.

03. Братья Винтеры. Голос старшего, Вильгельма, используется как закадровый во время показа военных кинохроник, а так же вещает о его внутренних переживаниях. Он уже бывалый офицер и несет ответственность за младшего брата, который в начале войны полон пацифистских взглядов и не хочет геройствовать в отличие от своих сослуживцев, грезящих о том, как они будут пить водку и закусывать икрой на Красной площади. Младшего чмырят и унижают, не смотря на чины его брата.

04. Постепенно, после нескольких переломных моментов, душа его черствеет и он, наконец-то, становится «бравым» солдатом Третьего рейха.

05. Не смотря на то, что знатоки усмотрели в фильме некоторое количество несоответствий вооружения показываемому историческому моменту, лично я ничего такого не заметил и узнал о «косяках» только постфактум, почитав критические рецензии. Тем не менее, многие критики признают, что декорации и батальные сцены в сериале очень неплохи. От себя лично отмечу только непонятную для меня манеру снимать в самый полдень, когда тени очень жесткие, да и сама картинка выглядит плоско.

06. Но вернемся к остальным героям. Одна из девушек все таки получает шанс стать суперзвездой, заведя близкое знакомство с влиятельным штурмбаннфюрером гестапо.

07. Увы, «роман» заканчивается плачевно. Девушка обвиняется в паникерстве и попадает в тюрьму.

08. Её подруга трудится в полевом госпитале, вздыхая от любви к одному из братьев Винтеров.

09. В конечном итоге, когда в госпиталь под Варшавой врываются русские солдаты, она подвергается насилию, но в последний момент её спасает русская женщина-офицер. После чего она помогает ухаживать уже за советскими воинами. Кстати сказать, именно сцена захвата госпиталя нашими бойцами чаще всего подвергается критике. Большинство персонала и часть раненных уже сбежали и в палатах остались только «тяжелые». Врываются русские и один из них хладнокровно пристреливает всех раненных, после чего пытается овладеть медсестрой. По поводу раненных, лично я даже не могу предположить, что ещё с ними нужно было сделать, если их бросили даже свои? Это война, ребята. А ля гер ком а ля гер. По поводу попытки изнасилования хорошенькой медсестры, по большому счету, тоже, думаю, что излишне морализаторствовать тут не стоит. На дворе 1945 год, до Берлина подать рукой, позади разрушенная до основания Родина и, возможно, погибшая семья… Месть, помноженная на похоть, только и всего. Так что лично я допускаю, что такие сцены вполне имели место быть.

10. Судьба немецкого еврея складывается «классически». С тысячами себе подобных он едет в Польшу, заведомо обреченный на смерть в концлагере. Но по пути ему чудом удается бежать, после чего он попадает в польский партизанский отряд и начинает борьбу против фашистов.

11. При этом поляки показаны в фильме куда более антисемитами, чем немцы и парень вынужден скрывать своё происхождение. В Польше сериал вызвал негодование многих общественных организаций, обратившихся к Радославу Сикорскому с просьбой о пресечении распространения фильма. Не менее жестокими представлены в фильме и украинцы, помогающие эсэсовцам карать партизан и их детей.

12. Фильм действительно взбудоражил зрителей многих стран своей неоднозначностью. И тут, конечно, как нельзя кстати поговорка про соринку и бревно в своем глазу. В википедии на англо- и немецкоязычной статьях о фильме приводится множество самых противоположных отзывов. В том числе, есть разгромные вердикты и от немецких историков. Я же, взвесив все за и против, согласен с одним из них. Некто Норберт Шрай пишет о том, что фильм хорош, хотя бы потому, что это вообще первый фильм на немецком телевидении тему Второй мировой такого размаха. Действительно, ведь уже и российские дети зачастую судят о войне по голливудским фильмам и поделкам наших современных кинодеятелей, которые тоже «сочиняют» будь здоров. За примерами далеко ходить не надо — на «Бесславных ублюдках» Тарантино в свое время я был вынужден вообще покинуть кинозал. Пусть же современная европейская молодежь станет чуточку более в теме. Может, не в нужном количестве, но в фильме все равно показана жестокость нацистов: казни, уничтожение мирных жителей (в том числе и детей), вагоны евреев, едущих в Освенцим, и так далее. Да, главные герои несколько рафинированы, а русские представлены некой абстрактной массовкой, что тоже часто ставится в вину создателям фильма. Но много ли вы видели наших фильмов о войне с запоминающимися образами немцев, если не брать во внимание «17 мгновений весны»?

13. В общем, есть за что и поругать и похвалить эту кинокартину. В свою очередь не могу не отметить одну его особенность. В фильме показано просто бессчетное количество сцен, где герои с наслаждением курят. И самым крупным планом. Будто бы нельзя сыграть душевные мучения без сигареты в руках. Что интересно, актриса, исполнявшая роль медсестры, явно не курит и никогда не курила, так как очень не ловко выпускает дым.

14. Главным продюссером мини-сериала выступил Нико Хофманн. Сообщается, что он нашел вдохновение для этого проекта в военном дневнике своего отца, и что в персонаже Вильгельма Винтера очень много параллелей с биографией отца. Кроме того, были задействованы еще три реальных истории, правда, в отличие от фильма, реальные герои не были знакомы между собой. Сценарий к фильму написал Стефан Кольдитц. На его написание ушло 6 лет.

15. Все три серии были сняты за 86 дней. Съемки проходили в Германии, Латвии и Литве. Бюджет фильма составит 14 миллионов евро, 10 из которых выделил телеканал ZDF. Еще 4 добавили различные организации и фонды.

16. Помимо нескольких немецких кинонаград, «Наши матери, наши отцы» в 2014 году получили международную премию «Эмми» в категории «Лучший мини-сериал». Смотреть или нет, решать вам.

Посты по теме:
Эрих Мария Ремарк «Время жить и время умирать»
Н. Н. Никулин «Воспоминания о войне». Книга, которую больно читать.
Марио Ригони Стерн «Сержант в снегах» (о книге и альпийских стрелках на Дону)
Мадьярское кладбище в Болдыревке

Сезон 1

1 Серия: Другое время

Eine andere Zeit

Пятеро друзей в июне 1941 года встречаются в берлинском кафе: братья Вильгельм и Фридхельм Винтеры, Грета Мюллер, Виктор Гольдштейн и Шарлотта (Чарли). Трое из них отправляются на Восточный фронт. Они обещают друг другу встретиться на Рождество в этом же кафе, поскольку война обещает быть скоротечной. Братья Винтеры служат вместе в штурмовой роте, Шарлотта направляется медсестрой в полевой госпиталь. Грета вступает в связь со штурмбаннфюрером Дорном, который обещает сделать её звездой эстрады, а также помочь выбраться из Германии её другу — еврею Виктору Гольдштейну. Но Дорн обманывает Виктора, направляя того в Польшу в поезде с другими заключёнными евреями. В итоге 25 декабря 1941 года братья Винтеры оказываются в окопах под Москвой.

2 Серия: Другая война

Ein anderer Krieg

1943 год. Грета по просьбе Дорна отправляется на Восточный фронт выступать перед немецкими солдатами. Братья Винтеры попадают в ожесточённый бой под Курском. Фридхельму кажется, что его брат погиб. Сам же он получает тяжёлое ранение и попадает в госпиталь к Шарлотте. Там он сообщает ей о гибели Вильгельма. Виктор сбегает из поезда с заключёнными вместе с польской еврейкой Алиной. Они попадают к польским партизанам. Грету за паникёрство и подстрекательство отправляют на допрос. Там она признаётся Дорну, что беременна от него, после чего тот сильно бьёт её в живот. Фридхельм получает отпуск по ранению и навещает родителей в Берлине. Шарлотта, будучи в смятении от известия о гибели Вильгельма, вступает в связь с доктором Яном. Вильгельма находит немецкий патруль. За бегство его приговаривают к расстрелу.

3 Серия: Другая страна

Ein anderes Land

Вильгельму заменяют смертный приговор на службу в штрафном батальоне. Виктор во время захвата немецкого поезда с оружием спасает пленных евреев. Польские партизаны узнают, что он и сам еврей и прогоняют его. Фридхельм участвует в карательной акции против партизан, в ходе которой убивает своего командира, чтобы спасти Виктора от смерти. Шарлотта остаётся в госпитале вместе с ранеными солдатами, несмотря на эвакуацию. Госпиталь захватывают советские солдаты, они сначала убивают всех раненых, затем один из них пытается изнасиловать Шарлотту. Тем временем в Берлине Грету приговаривают к расстрелу и приводят приговор в исполнение. Штурмбаннфюрер Дорн хочет застрелить свою жену и дочь, но в последний момент передумывает. Вильгельм убивает своего командира и сбегает из штрафбата. Фридхельм, чтобы спасти солдат фольксштурма, не желавших сдаваться, за три дня до капитуляции выходит в одиночку против советских войск и погибает. После войны Виктор встречает Дорна, который работает в администрации Берлина, несмотря на своё прошлое в гестапо. В полуразрушенное кафе, в котором пятеро друзей встречались в 1941 году, приходят Виктор, Вильгельм и Шарлотта. Они выпивают за погибших Грету и Фридхельма.

В итоге, фильм оставил странное впечатление. Нам действительно предлагается посмотреть за развитием событий на Восточном фронте с 1941 по 1945 глазами немецких солдат. Собственно и до этого немцы выпускали различные фильмы на эту тему, самые известные из которых — «Собаки, хотите жить вечно?», «Железный крест» и «Сталинград». В них прослеживалась общая тенденция с попытками оторвать нацизм от немцев и очеловечить исполнителей. В этом плане, «Наши матери, наши отцы» не стал исключением и снят он в примерно таком же духе.

Фильм повествует нехитрую историю о том, как 5 друзей — обер-лейтенант и рядовой вермахта, певица, медсестра и портной-еврей, в июне 1941 года договариваются встретиться после окончания войны, которая как обещал фюрер, закончиться под рождество. На память они делают фотографию счастливых и улыбающихся лиц. Сей прием не нов и встречался в более известном фильме «Оранжевый солдат» про голландское движение сопротивления, где так же предвоенная фотография нависала над искореженными судьбами главных героев.
Собственно все 3 серии, это 5 персональных путей в ад, для каждого из героев.

Образцовый унтер-офицер Вильгельм Винтер — бодро шагает по дорогам Польши, Франции и СССР. До поры, до времени — он не сомневается в победе и правоте своего фюрера. Он умело руководит своей штурмовой ротой во время зачистки окруженных русских узлов сопротивления, после легких колебаний — выполняет «приказ о комиссарах», расстреливая взятого в плен комиссара или гонит колхозников на мины расчищая проход в лесах под Можайском. При этом авторы не удержались от вброса на тему права расстреливать военнопленных. Устами гауптмана Файгля, воспроизводится известное вранье (которое далее в фильме нигде не опровергается), что пленных можно было расстреливать, так как СССР не подписал соответствующую конвенцию. На самом деле, конвенция обязывала Германию соблюдать все права советских военнопленных даже в том случае, если СССР ничего не подписывал. Немецкая пропаганда этот момент во время войны обходила, так как этот момент обосновывал право вермахта на бессудные расправы над военнопленными.

В этом отношении, авторы фильма умолчав об этой подоплеке, фактически воспроизвели пропагандистское клише времен войны. Потом по мере различных ужасов войны на восточном фронте, у Вильгельма Винтера происходит внутренний слом и после поражения немцев под Курском и гибели большей части роты, он впадает в депрессию и дезертирует. Это слом так же сопровождается рядом мифологических набросов. Так, например, поражения немцев под Москвой объяснены исключительно распутицей и морозом. То есть фактически дословно в фильме немцев побеждает «Генерал Мороз», что к историческому содержанию битвы за Москву имеет крайне мало отношения. Плюс стоит отметить, что по фильму, Вильгельм и ряд других персонажей узнают о различных зверствах далековато от границы, хотя документальные свидетельства говорят, что и вермахт и СС, практически с первых дней творили на территории СССР различные непотребства. А так получилось, что Вильгельм только в районе Смоленска понял, что представляет из себя оккупационная политика на востоке, а до этого, немцев везде и всюду встречали цветами.

Дезертира конечно ловят, отправляют под трибунал, хотят расстрелять, но в итоге засовывают в штафбат, который занят уборкой трупов, постановкой мин и сжиганием деревень. В итоге, Вильгельм давно уже во всем разочаровавшийся, убивает командира и повторно дезертирует, дабы появиться в Берлине в конце войны.
Образ Вильгельма Винтера, это собирательный образ тех «Кто выполнял приказ», даже в тот момент, когда понимал их преступность. Он так же является отражением того растущего разочарования в нацизме и Гитлере, которое крепло в вермахте с ростом числа поражений на фронтах, и которое привело как к заговору Штауфенберга и переходу от веры в победу, к банальному фатализму. Поэтому Вильгельм Винтер — это по сути та часть немецкой военной машины, которой поражения под Москвой и Сталинградом отчасти прочистили мозги, правда Вильгельм тупил вплоть до Курска.

Совсем другой коленкор с его братом Фридхельмом. Начиная с типичного задрота, которого запихнули на Восточный фронт, авторы показывают его последовательное превращение в палача. Если в Смоленске осенью 1941 года, он еще пытается спасти еврейскую девочку от эсэсовцев и их украинских пособников (тут странный момент, поскольку если не изменяет память, истреблением евреев на Смоленщине вместе с немцами занималась русская вспомогательная полиция), то позднее, он уже без колебаний убивает безоружных, включая женщин и детей.

Участвует в массовых расстрелах и повешениях, в результате чего становится матерым карателем участвующим в антипартизанских действиях вспомогательных частей вермахта и СС. Тут он несмотря на мотивацию, фактически смыкается с штандартенфюрером Химером, который убивает девочку в Смоленске, охотится на партизан и приказывает ему собственоручно повесить группу заложников.

Его образ — это образ разочарованного фанатика, тех, кто потерял веру в свои идеалы, но сражался до самого конца, так как конец войны означал конец смысла их существования. Их довоенное содержание выгорело — остались пустые оболочки. Классическая бешеная собака, которые сами стрелялись и которых пристреливали в конце войны.

Грета Мюллер — начинающая певица, которая крутит роман с евреем Виктором, но после активизации гонений, ради спасения Виктора, ложится под штурмбаннфюрера Дорна, который справляет еврею паспорт в оккупированную Францию, а из Греты делает популярную певичку на немецком радио. Само собой, коварный гестаповец никуда еврея не отпустил, а засадил в Заксенхаузен, а Грета ничего про это не знала. Ну вы знаете это частое немецкое оправдание «Мы не знали что происходит в лагерях». И пока на Востоке бушует война, а евреи сидят по лагерям, она делает карьеру, ее крутят по радио, а роман с Дорном продолжается.

Но все меняет Восточный фронт, где она побывала с концертом перед битвой за Курск. Увидев творящееся там ужасы, она по возвращении в Германию начинает вести пораженческие и подстрекательские разговоры, плюс разрушает семью Дорна. Само собой ее по обоим причинам запирают в тюрьму Шарлоттенбург, где за несколько дней до капитуляции Берлина, ее расстреливают.

Сцена, где гестаповец ей говорит «Вы думали, мы про вас забыли?» безусловно неплоха. Грета — это собирательный образ той Германии, которая романтично смотрела на свой роман с нацизмом, считавшей свое сотрудничество с ним естественным и непредосудительным. В 1945 пришла расплата за все иллюзии.

Шарлотта (Чарли) — наивная дурочка, которая от общества немецких женщин записалась медсестрой на Восточный фронт в 1941 году и кочевала со своим госпиталем за главными героями в  течение всего фильма. Как преданная фюреру арийка, заложила еврейку Лилю, которую сама же и взяла помогать в госпиталь. Насмотревшись оторванных конечностей и выпущенных кишок храбрых солдат фатерлянда, а так же впав в депрессию от осознания совершенного предательства, так же как и другие — ломается характером, но продолжает почти всю войну заниматься тем, чем занималась.

Понимание, что что-то здесь не так, где-то бродит, но как послушный винтик, она вращается и вращается, попутно сожительствуя с госпитальным хирургом. Ближе к концу войны происходит маленький бунт, Чарли помогает раненным немцам отлеживаться в госпитале замедляя их выздоровление, дабы уберечь их от ужасов наступающей Красной Армии, которой по радио пугает Геббельс. Но и тут приходит расплата, так как ее закладывает ее подруга Хильдегард. Но последствия наступить не успевают, так как приходят русские, всех раненных убивают, а саму Чарли пытаются изнасиловать (ну куда ж без этого).
Тут уже в который раз, немцы втихую подыгрывают мифу об «изнасилованной Германии», правда в данном конкретном фильме, они это дают мельком, потому как преданная Чарли Лиля, внезапно появляется в форме похожей на форму НКВД и спасает ее от изнасилования, отсылая к известным директивам Жукова и Сталина, что насильничать над мирным населением нехорошо. При этом вопрос о том ,что перед этим советские солдаты запросто так расстреляли кучу раненных, повисает в воздухе. Работавшую в немецком госпитале русскую Соню Михайлову, Лиля сама убивает как предательницу. Ну тут вопросов в принципе нет, так как сотрудничавших с немцами в ходе войны действительно частенько кончали без суда и следствия http://colonelcassad.livejournal.com/74765.html. В итоге, Чарли спасается под фразы «С кем еще мы будем строить Новую Германию». Это такой себе собирательный образ той Германии, которая не понимала или делала вид, что не понимала, что расплата за все неизбежна. С одной стороны наивность, с другой — широко закрытые глаза, с которыми немцы продолжили строить теперь уже капитализм в ФРГ и социализм в ГДР.

И наконец пятый — Виктор Гольдштейн. Странствующий Агасфер. От Берлинских улиц гноящихся расовыми законами и происками штурмбаннфюрера Дорна, в тюрьму Шарлоттенбург, затем в Заксенхаузен, потом в эшелон уходящий в Аушвиц, побег, польские партизаны, которые убивают и немцев и евреев. Тут фильм рукопожатно отметился фразой «Русские считают нас такими же рабами как и немцы». Откуда что взялось в районе Варшавы, где советской власти отродясь не было —  загадка. Впрочем потом местный партизанский вожак глубокомысленно замечает, что мол с русскими мы еще сможем договориться, а немцы нас всех перевешают. Но осадок как говорится остался. В итоге Виктор партизанит себе с поляками, уклоняясь от происков карателей и местных коллаборационистов, которым только дай выдать еврея немцам.

Но затем поляки узнают, что он таки еврей и прогоняют его, как раз перед тем, как каратели находят партизанский лагерь. В итоге всех его польских друзей убивают, а его самого отпускает Фридхельм. В итоге, после всех мытарств, он возвращается в разрушенный Берлин, где обнаруживает, что в его квартире живет немецкая семья, а виновник его мытарств Дорн, служит американцам в местной администрации, причем американцы прекрасно знают что он служил в Гестапо. Тут такая себе почти воздушная отсылка к теме денацификации Германии, когда значительная часть нацистов, вполне себе спокойно работали в структурах власти ФРГ и оккупационной администрации. Само собой, у Виктора разрыв шаблона от таких вот «освободителей». Он предстает в образе немецких евреев пострадавших от нацизма и тут все довольно стандартно. Платить и каяться.

В итоге, в конце фильма 3 из 5 главных героев собираются в кафе изуродованные прошедшими 4 годами символизируя собой изуродованную нацизмом и войной Германию.

Что хочется сказать по поводу всего этого. С одной стороны, весь фильм немцы старательно занимаются самобичеванием по поводу различных архетипов прямых и косвенных пособников нацизма и его преступлений. Нельзя сказать, что это замалчивают, наоборот — сцены военных преступлений в течение всего фильма встречаются частенько, а большая часть героев со временем  все понимает. Причем помимо традиционных кровавых упырей из СС, довольно неприглядно показан и вермахт, хотя если обратить внимание, то заметна и старая линия по разграничиванию преступлений вермахта и СС.

С другой стороны, при всех стенаниях на тему страданий евреев, по итогам фильма, не видно каких-то серьезных выводов на тему того. что немцы творили на территории СССР. Русские в фильме — это некая серая масса, которая либо обороняется, либо наступает, либо уничтожается немцами. Значимых русских персонажей в фильме нет. Есть Лиля, но она еврейка.
Вкупе с различными ляпами, и откровенными мифами на тему ВОВ, тема ответственности немцев за 26,6 млн. жизней. уходит на второй план перед страданиями евреев, которые показаны более ярко и персонализированы в лицах Виктора и Лили. Это известная европейская линия, когда жертвы понесенные СССР, отодвигают на второй план и здесь немцы вполне открыто следовали этому тренду, выставляя на первый план евреев, которым они до сих пор платят компенсации и систематически каются. Вот этот момент мне не понравился даже больше явных исторических ляпов, так как эта линия проходит через весь фильм и вызывает наибольшее неприятие.

Сам же фильм, это по сути стандартная немецкая рефлексия, которой немцы с упоением придаются с 40х годов, помноженная на солидный такой ошметок пропагандистских мифов и клише. Плюс по сценарной форме он весьма вторичен, да и героев, которым можно было бы сопереживать в фильме практически нет. Вильгельм — военный преступник, Фридхельм — каратель, Грета — подстилка гестаповца, Чарли — стукачка и послушный винтик. Ну разве что Виктор, да и тот, довольно стандартный образ из различных поделок на тему холокоста.
Ну это помимо очевидного факта, что у нас в стране, найдется крайне мало людей, сопереживающих людям в мышиной униформе.

Техническая часть.

1. Особой компьютерной графики в фильме нет, та что есть весьма корявенькая, поэтому ничего серьезного тут можете не ждать. Озеров с его «Цитаделью» посмеивается над немецкими потугами.
2. Батальные сцены так же по большому счету звезд с неба не хватает. Помоему даже в древнем «Сталинграде» происходящее смотрелось живее.

3. Довольно неплохая работа с костюмам и униформой, разнообразные награды, амуниция  детали формы — все это выглядит довольно реалистично. Правда в отношении наших, там все как всегда тухловато смотрится, особенно удивил советский фаустник в Курской битве. Где он успел через пару дней немецкого наступления нагрести столько? Да и в целом, советская форма выглядела более схематичной. Хотя то-тут, то-там в той же немецкой форме мелькали какие-то странности. Так же стоит вспомнить беспорядочно натыканные советские плакаты.

4. Помимо уже упомянутых ляпов, стоит отметить и другие. Например согласно фильму, Африканский корпус Роммеля начал отступать за несколько дней до битвы на Курской Дуге, в то время, как на самом деле, немцы капитулировали на мысе Бон еще весной 1943 года. Хроника в фильме, так же порой не соответствует показанным периодам.
5. Операторская работа неплохая, но видно, что оператор более склонен к камерным сценам. Возможно в этом и причина довольно слабого экшена.
6. Музыка в целом особо не запомнилась.

В итоге получилось довольно стандартное для немцев кино, сдобренное довольно солидный куском антисоветских и просто антиисторических мифов. Их меньше, чем я ожидал, так как «4 дня в мае» настраивали именно на нечто подобное по части «накала», но и того что есть, более чем достаточно, чтобы создать вполне определенный осадок. Немцы по прежнему готовы яростно каятся за нацизм выставляя себя в числе пострадавших, но при этом, они не упускают возможность лягнуть и победителей нацизма, так как это весьма удобный способ затушевать часть своей вины по схеме «не мы такие, жизнь такая». Как представляется, все эти оправдания немцев, во многом исходят от того, что историческая травма от поражения во Второй мировой войне и комплекс соучастников нацизма, в немцах до конца не изжиты и такие фильмы требуются, для преодоления этой вековой травмы.

Его вполне можно посмотреть в порядке ознакомления с современной немецкой рефлексией на тему Второй мировой войны, но следует четко помнить — это их матери и их отцы, которые летом 1941 года пришли убивать наших матерей и наших отцов представлявшимся немцам некой серой массой. Главная проблема этого фильма в том, что это отношение к нам, они до сих пор не изжили.

Киноведчески-историко-психологический этюд в коричневых тонах

«Гитлеры приходят и уходят, а народ немецкий остается
все тем же»
(с)

Недавно вышедший на экраны немецкий фильм «Наши матери, наши отцы» вызвал немало ругательных откликов в прессе и в интернетах. Ругательные отклики вызвали несколько ответных откликов, ругающих ругательные отклики. Встречались и ругательные отклики, ругающие тех, кто ругает ругательные отклики на фильм.

Мне фильм показался примечательным не как объект для критики, а как вещь в себе, как некий культурный факт, отражающий усредненное представление современных немецких креаклов о Второй Мировой войне. Как положено настоящему ученому, я не делаю оценочных выводов, а беспристрастно и объективно препарирую и изучаю предмет исследования. Объектом моего исследования при таком подходе является фильм «Наши матери, наши отцы», а предметом исследования — сублимированное в этом фильме общее мнение о Второй Мировой войне, сложившееся к настоящему времени у сумрачного тевтонского гения.

Исследование проводится в аспекте рассмотрения психологии побежденного. Любой побежденный субъект (человек, группа, народ, страна и т.д.) имеет объективные особенности в своих отношениях с победителем (другим человеком, группой, народом, страной). В частности, в коммуникативной сфере эти особенности проявляются в том, что побежденные не могут ни упрекать победителя, даже заслуженно и тем более незаслуженно, ни просто ругать победителя, ни клеветать на него, ни тем более издеваться или надсмехаться над ним, в общем, побежденный не имеет права и/или возможности оглашать про победителя любую негативную информацию (неважно, ложную или истинную негативную информацию).

Но статус побежденного или проигравшего не вечен. Все побежденные субъекты (за исключением совершенно уничтоженных или опущенных) рано или поздно избавляются от этого комплекса и восстанавливают свои права, в том числе и право негативного высказывания о победителе. Точнее сказать, о бывшем победителе, поскольку по мере утраты побежденным статуса побежденного победитель в такой же степени теряет и свой статус победителя. Обе стороны возвращаются к равному положения, существовавшему до конфликта, и с какого-то времени уже не воспринимают друг друга в понятиях «победитель-побежденный».

Речь идет, конечно, не об исторических фактах, а об отношении к прошлому в современном национальном менталитете.

В этом постепенном процессе утраты статуса побежденного параллельно теряется и враждебное друг к другу отношение, поскольку победитель — это обязательно «победивший враг», хотя слово «враг» после завершения борьбы вслух не произносится, но подразумевается. Когда со временем побежденный перестает считать себя побежденным, он соответственно перестает считать победителя победителем, то есть врагом.

Довольно теории, ласен зи унс ин унзерен муттонс цурюк.

В фильме «Наши матери, наши отцы» участвуют представители пяти враждебных немцам во время Второй Мировой войны народов — американцы, украинцы, поляки, русские и евреи.

Американцы показаны наиболее бегло и почти нейтрально — в конце фильма мелькает американский капитан, который покровительствует бывшему гестаповцу и дает ему работу.

1 американец

Защита бывшего гестаповца — не самая лучшая характеристика, так что можно считать, что создатели фильма «Наши матери, наши отцы» в этом эпизоде куснули американцев. Но это был единственный случай во всем фильме, когда вообще на экране появился американец, и американцам достался самый минимальный объем негативной характеристики, по сравнению с представителями других народов.

Украинцам в фильме досталось лишь немного более экранного времени, чем американцу, но зато гарные парубки с жевто-блакитными повязками показаны несравненно колоритней.

2 украинец

В фильме мелькает целый курень яких щiрых козакiв, гуртующих жiдовьскiх жiнок та дiтышков до топок холокосту.

Неподдельным искрящимся антисемитизмом в фильме отличаются и поляки. И польские партизаны демонстрируют антисемитизм высшего левела (новичков в отряде чуть ли не на наличие обрезания проверяют, высказывают кредо типа «евреи даже хуже чем коммунисты или русские»), и остальные поляки от них в этом отношении не отстают (снабжающие партизан продовольствием крестьяне выясняют, нет ли среди партизан евреев — а то не дали бы ни крошки хлеба).

Командира польского партизанского отряда безжалостный немецкий режиссер обвешал, как папуаса, разными жетонами и ксивничками.

3 партизан с жетонами

После разгрома партизанского отряда его фенечки оказываются на шее у немецкого начальника, что, вероятно, должно означать, что командир партизан убит и все остальные партизаны тоже, поскольку они базировались все вместе в каком-то подземелье, из которого надо было вылезать на поверхность через люк, и, похоже, при нападении немцев оказались в ловушке, где не было возможности ни обороняться, ни убежать.

4 немец с фенечками

Партизаны носят повязки АК, и отряд показан активно действующим, что несколько странно, так как в реальной истории АК имела приказ не высовываться, а «ждать с оружием у ноги». Кульминационный момент в боевом пути этого партизанского отряда — отказ выпустить из вагонов евреев, которых немцы везут всем интеллигентным людям понятно куда. Этот эпизод, кажется, вызвал даже какие-то официальные выражения недовольства польского правительства.

Но я на месте шляхты больше бы обиделся на то, какими нелепыми и опереточными бойцами изображены польские партизаны. В фильме показаны три боевых эпизода с участием этого отряда, и в каждом из них какой-нибудь один немец оказывается способным дать отпор целому отряду АК. Так, по крайней мере, в кино показано. В первом боевом эпизоде испуганный немецкий шофер огнем из обычной неавтоматической винтовки прижимает целый отряд партизан в канаве, во втором боевом эпизоде неиспуганный немецкий шофер успешно выводит машину из-под огня всего отряда, в третьем боевом эпизоде один немец из караула поезда, снова огнем из простой винтовки, почти отбивает атаку партизан, и только героизм бойца-еврея, обманом проникшего в отряд, спасает ситуацию.

5 еврей с винтовкой

Четвертый и последний бой этого отряда в кино не показан, потому что камера следит за главным героем-евреем, который еще до боя оказался вне партизанской базы. Судя по тому, что стрельба за кадром продолжалась всего пару минут, уничтожение отряда, захваченного врасплох в своем подземном бункере, для немцев сложности не представило.

В общем, весь отряд зоологических польских антисемитов был уничтожен, потому что кто-то его выдал немцам, а уцелел и поведал всю эту историю миру только один чудом спасшийся партизан, причем единственный в отряде еврей, таки по совершенно случайному стечению обстоятельств покинувший базу отряда за несколько минут до немецкого нападения. Будь я следователем СМЕРШа, у меня к этому герою возникла бы пара вопросов.

Советские люди в фильме показаны сложно.

Прежде всего надо отметить, что Советская армия, с точки зрения создателей фильма, была достойным противником, в изображениях сцен боев с участием советских солдат нет и следа такой карикатурной насмешливости, с которой нарисовали польских партизан. На словах немцы говорят друг другу, что «русские сдаются толпами» и «русские встречают нас как освободителей», но видеоряд не подтверждает эти высказывания. Советские солдаты показаны умелыми и стойкими бойцами, бои немцев с ними проходят с переменным успехом, немецкая и советская пехота показаны в фильме равными противниками. Эпизод со взрывом колодца сам по себе идиотский, но, очевидно, должен передать ощущение немцев, у которых из-за партизанской войны земля горела под ногами. Когда немецким киношникам понадобилось раскрыть тему «трупами завалили», это оказались трупы немцев.

6 трупы

Батальные сцены сняты с явным прилежанием, в попытке следовать высоким голливудским образцам, с бегом и прыжками, с динамизмом, стрельбой и грохотом, с крупными планами, с трясущейся камерой, с мхатовскими паузами, с кровавыми ранами, с выпученными глазами и с философскими разговорами в перерывах между боями. До Голливуда, впрочем, пока далеко, но за старание можно поставить четверку.

Во-вторых, что интересно отметить, советские солдаты в этом фильме лишены лиц. Не вообще, конечно, но по ходу фильма лиц свободных советских солдат разглядеть невозможно.

В батальных сценах они мелькают издали и очень быстро.

7 сов солдаты

В главном эпизоде, вызвавшем основные ругательные отклики, советские солдаты приканчивают немецких раненых.

8 расстрел

(Это не огнемет у него, это так немецкие пиротехники изображают выстрел из ТТ).

Затем пытаются охально изобидеть медсестру.

9 насилие

Но при обычном просмотре, не останавливая кадр, лиц у советских солдат разглядеть невозможно, камера все время скачет, показывает лица только мельком, или просто показывает советских солдат со спины.

И тут появляется ОНА.

10 Лиля

Из-за кустов на стрежень выплывает рояль и спасает честь немецкой медсестры. Холодная и уверенная красавица, советская врач-лейтенант, еврейка Лиля, приз зрительских симпатий. Жестко командует передовым отрядом советской пехоты, всех строит, заставляет прекратить нарушать безобразия, угрожает расстрелять. Действительно недрогнувшей рукой расстреливает за предательство русскую медсестру, работавшую в немецком госпитале. Немного пикантности добавляет то обстоятельство, что в первой серии эта Лиля сама работала медсестрой в немецком госпитале.

Конечно, никакой военврач в сверкающих сапожках, с отмытыми шампунем кудрями, с выщипанными бровями и с профессиональным макияжем не стал бы ни командовать передовым пехотным подразделением, ни расстреливать медсестер. Здесь Лиля — собирательный образ, который показывает, кто вообще командовал в Советской армии, кто наводил порядок, кто устанавливал правила, кто осуществлял правосудие.

Лицо Лили камера показывает хорошо. Но. Она не русская. Она еврейка. Ее национальность создатели фильма старательно выпячивают еще в первой серии.

Вернемся к лицам, мне кажется, здесь зашифрован мессидж, который создатели фильма стараются донести до понимающего зрителя. Вообще русские лиц в фильме не лишены, лиц лишены только свободные советские солдаты. Ранее в фильме камера крупно и хорошо показывает лицо пленного советского политрука, которого скромный и симпатичный немецкий парень в фельдграу (не эсэсовец) расстреливает согласно «приказу о комиссарах», камера крупно и хорошо показывает лица русских крестьян, которых скромные симпатичные немецкие парни в фельдграу (не эсэсовцы) гонят на минное поле, камера крупно и хорошо показывает лица русских крестьянок, которых скромные симпатичные немецкие парни в фельдграу (не эсэсовцы) расстреливают, камера крупно и хорошо показывает лицо русской медсестры Сони, работавшей в немецком госпитале, которая между делом весьма уместно успевает кратко и доступно изложить аксиому о тысячелетнем рабстве русских. Камера также крупно и хорошо показывала лица американца, украинца, поляков, и, само собой, немцев.

А вот лица русских, находящихся не в плену, не в оккупации, не в зависимом от немцев положении — камера не показывает.

Какую мысль хочет донести до нас режиссер таким художественным приемом? Боюсь предположить, неужели глубокую мысль о том, что русские — это серая безликая масса, это недочеловеки, которыми командуют евреи, хотя должны командовать немцы? Подробнее см. в «Майн кампф», эта теория детально изложена и обоснована именно там.

Еврейская тема в фильме представлена с большим интересом. Одна из сюжетных линий показывает приключения одного из главных героев — еврея, и все остальные герои по ходу фильма то и дело встречают евреев, любят евреев, не любят евреев или разговаривают о евреях.

Притом нельзя не заметить, что ни малейшей негативной информации о евреях создатели фильма не сообщают. Вообще-то в фильме всем досталось. Американцам досталось немного, они только покрывают нацистов. Русским досталось больше, русские убивают раненых и насилуют немок. Украинцы и поляки вообще, страшно сказать, антисемиты, а хуже греха не бывает. Одни только евреи показаны безусловно положительно. Они в фильме или законопослушные порядочные люди (родители одного из главных героев), или отважные борцы с коричневой чумой (еврей-партизан и демоническая валькирия Лиля), или безвинные страдальцы (все остальные).

Вывод из всего сказанного, мне представляется, напрашивается сам собой.

В представлении современных немцев о Второй Мировой войне изжит комплекс побежденного по отношению к украинцам, полякам и русским.

В представлении современных немцев о Второй Мировой войне частично изжит комплекс побежденного по отношению к американцам.

В представлении современных немцев не изжит комплекс побежденного по отношению к евреям. Немецкое коллективное бессознательное до сих пор воспринимает евреев как победителей. Как победивших врагов. Короче, как врагов.

          Несколько лет тому назад я  слышал отзывы об этом сериале 2013 года, которые тогда подавили всякое желание соприкасаться с этой версией Второй мировой войны. Акцент в откликах делался на зверствах советских солдат, а такие картины мне уже попадались и не хотелось множить их число в своём сознании. Но вот, во время чтения книги Алейды Ассман, сериал снова привлёк моё внимание, и на этот раз аргументы «за» оказались сильнее. Поэтому начну с предыстории, а потом пару слов скажу и о содержании.

        На этот сериал в Германии было поставлено многое. Съёмки продолжались семь с половиной лет, выход фильма на экраны предварялся крупномасштабной рекламной кампанией и, в результате, его рейтинг достиг фантастических высот, а доля аудитории превысила 24%. Если учесть, что люди продолжали и продолжают (хотя бы я тому пример) смотреть «Наши матери, наши отцы», цифры окажутся ещё внушительнее. Конкретных указаний на тех, кто был задействован в продвижении фильма, у Ассман я не увидел, но, думаю, и государство поучаствовало в этой кампании. Ведь целью, в итоге, было не  столько создание произведения искусства, сколько коррекция исторической памяти немцев, объяснение событий Второй мировой с позиций сегодняшнего дня, другими словами — терапия травмированного общественного сознания. Правда, терапия ограничилась только войной на Востоке и еврейским вопросом, оставив на третьем плане, например, практически всеобщую увлечённость идеями нацизма. Но создатели фильма, в качестве одной из основных задач, сделали восстановление доверия между поколениями и, в первую очередь, внутри поколений одной семьи. Великая сила искусства такова, что многие из старшего поколения, ровесников главных героев картины, говорили – да, так это и было. Прошлое хранится в памяти человека в виде обрывков, мозаики. Художественными средствами можно создать имитацию реальности такой степени достоверности, что обрывки памяти, как в калейдоскопе, подстроятся под вымысел и  вымысел станет для человека правдой. Воздействие оказывается только на часть  его памяти, получая подпитку жизненными силами от экрана. Остальные же воспоминания так и останутся омертвелым грузом. Авторы фильма препарировали историю для старших поколений и, судя по откликам, терапевтическая цель их творения была достигнута. И волки сыты, и овцы целы.

.          Минисериал «Наши матери, наши отцы» состоит всего из трёх серий. Действие начинается  летом 1941 года со сцены в небольшом кафе, в котором собирается компания из пяти друзей. Два брата уходят на Восточный фронт, одна девушка собирается стать медсестрой и также проследовать в том же направлении, другая девушка остаётся в Германии и пытается реализовать себя как певица, а еврей Виктор ожидает от американского посольства квоты на выезд за океан. Друзья договариваются встретиться в этом же месте на Рождество, и разве что-то может помешать их планам? Они молоды, здоровы, жизнь только начинает разворачивать перед ними свои перспективы. Вот сходят они, ради будущего Германии, на войну, разобьют большевистские орды, и вернутся с победой в самую прекрасную из стран. Всего пару-тройку месяцев, и жизнь снова будет радовать их своим теплом и светом. Что ж, их встреча состоялась, правда, не в 1941, а в 1945 году, и не все из них смогли прибыть к месту назначения.

         Я начал с тональности отзывов, по которым года три назад составил негативное впечатление и даже краем глаза не пытался глянуть, что же это за работа. Был неправ, сериал мало того, что качественно снят, так ещё и очень познавателен. Особенно в контексте тех смыслов, которые авторами и заказчиками закладывались в содержание фильма. Краткое резюме может прозвучать так: у всех рыльце в пуху, и нечего столько лет всю вину взваливать только на одну страну. Хорошие немецкие люди были поставлены в такие обстоятельства, но они совсем не злодеи. Злодеями среди немцем были только эсэсовцы, но они осуждены в Нюрнберге, поэтому пока их будем показывать так.  Никакого поголовного увлечения идеями национал-социализма не было, разве что в еврейском вопросе перегнули палку. Но потом-то прозрели. А другие страны чем лучше? Поляки показаны антисемитами такой степени, что немцам до них, как пешком до Луны. Если в Германии еврейский вопрос решали только силы СС, то поляки, практически поголовно, еврея готовы прикончить на месте. Украинцам тоже досталось (не знаю, как бы их показали, если бы сериал снимали после 2014 года) – их вспомогательные войска устраивают облавы на евреев, а украинские части СС «работают» в лагерях. Что касается русских, то я выделю две сцены. В первой показан захват немецкого госпиталя. После боя немцы отступили, а госпиталь эвакуировать не успели. Советские солдаты врываются в помещение, добивают раненых и насилуют медсестёр. Сцена короткая, хотя и запоминающаяся, но так нас на Западе давно принято показывать, поэтому чему тут удивляться? Это составные части западной мифологии, а цель сериала – создание новой мифологии для немцев, для внутреннего употребления. Нам надо не возмущаться, а обратить внимание на себя, какие картины о войне рисует наше искусство, например, тот же кинематограф. И делать надо такое кино, которое своей выразительностью и силой перекрывало бы влияние подобных сцен. Я бы в немецком сериале  большее внимание обратил на эпизод с пленённым в бою комиссаром. В современных российских фильмах комиссаров не показывают так, как сделали это немцы. Более того, я вот так, сразу, не могу припомнить в нашем кинематографе пример положительного образа комиссара (или хотя бы показанного нейтрально). У немцев же это храбрый и умелый воин, за свои убеждения готовый отдать жизнь.  А вот с американцами получилось совсем интересно. Во-первых, это вопрос с квотами. Я читал когда-то, что выезд в Америку для немецких евреев в принципе был возможен, но американские квоты ограничивали количество выезжающих и, что тоже немаловажно, и качество (в капиталистическом смысле, то есть в смысле пользы). Сейчас проверять так ли это было на самом деле, или я пил воду из некачественного источника, не буду. В фильме Виктор из семьи простых портных квоты так и не дождался. Куда страшнее другое. Был там такой персонаж, высокопоставленный эсэсовец. Понимая, что за содеянное его ждёт, в лучшем случае, расстрел, перед капитуляцией он решает уйти из жизни по пути Геббельса, то есть со всей семьёй, однако, в последний момент то ли духа не хватило, то ли внезапно смог заглянуть в будущее и увидеть там более радостные перспективы. В общем, этот злодей благополучно устроился работать в американскую администрацию под крылышко новых хозяев. Вот и выбирайте, кто в то время был хороший.

          «Наши матери, наши отцы» в Германии свою роль сыграл. Повторю, что создатели хотели через него воздействовать на семейную память немцев, дать старшим поколениям возможность понизить ощущение чувства вины, а молодым людям показать, какими были их отцы, матери, бабушки и дедушки. Неплохими, в общем-то, людьми. Русскому зрителю тоже должен быть полезен этот сериал. Во-первых, чтобы увидеть, как немцы работают с исторической памятью, а во-вторых, «Наши матери, наши отцы» —  хорошо сделанный фильм, дающий возможность увидеть Отечественную войну с другой стороны, со стороны врага. Война-то ещё не закончилась.
===

Добрый вечер, дорогие друзья!
Не без удовольствия я посмотрела когда-то сильно нашумевший фильм «Наши матери, наши отцы». Этот фильм вызвал бурные обсуждения и по праву заработал столько наград.
У фильма есть и другое название: «Поколение войны».
Картина снята в Германии. И здесь много споров. Начинаются они с «им ли снимать», заканчиваются «оправдаться вздумали?». Я же в появлении похожего фильма вижу большую силу страны, которая очень многое поняла и переосмыслила..

Фильм 2013 года.
О чем он?

Пятеро друзей в июне 1941 года встречаются в берлинском кафе: братья Вильгельм и Фридхельм Винтеры, Грета Мюллер, Виктор Гольдштейн и Шарлотта. Трое из них отправляются на Восточный фронт.
Они молоды и считают, что весь мир лежит перед ними, надо только его завоевать. А дальше начинается ад: русская зима 41-го года и Курская битва, Заксенхаузен и берлинская тюрьма Шарлоттенбург, фронтовой госпиталь и штрафной батальон вермахта.
Они вновь встречаются в этом самом кафе летом 45-го. Только они уже совсем другие…

Сценарий сильный и многообещающий! Я не разочарована и у меня все звучит в голове фраза «Нас было пятеро….» В прямом и переносном смысле слова нас было пятеро… Физически, морально нас было пятеро до начала войны. А что произошло после ожидать никак нельзя было, ведь нас всегда было пятеро: верных, молодых, радостных, честных, мечтающих и любящих, надеющихся, веселых и живых.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Актерский состав:

Фолькер Брух, Том Шиллинг, Катарина Шюттлер, Мириам Штайн, Людвиг Трепте, Марк Вашке, Генриетта Рихтер-Рёль, Гёц Шуберт, Кристиана Пауль, Сильвестр Грот, Алина Левшин, Лукас Грегорович, Максим Мехмет, Адам Маркевич (III), Давид Циммершиед, Йоэль Басман, Юдит Энгель, Валентин Новопольский, Инга Яркова, Михаэль Инов, Бруно Монтани, Тристан Пюттер, Бернхард Конрад, Себастьян Ужендовски, Кристина Скокова

Из актеров я знала лишь четырех. Остальные мне совершенно незнакомы. Но все играли отлично. Первая звезда этому трехсерийному фильму за игру актеров!

Фолькер Брух сыграл Вильгема Винтера.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Старший по возрасту и по званию, он шел на войну по книгам и законам. Его прозрение болезненно, трансформация тяжелая. Игра уверенная, настоящая. Смотрела с большим удовольствием. Вильгельм очень любит младшего брата. Пытается его понять и защитить. И лишь много позже понимает все то, что младший понял до начала войны.
Фридхельма играет Том Шиллинг. Нам, выросшим на советских фильмах об этой войне, этот персонаж чужд. Но нам сегодняшним абсолютно откликается то внутренне сопротивление насилию и политике партии в целом, которое транслирует младший Винтер.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Ох, не таких, совсем не таких немцев нам показывали. Смотреть фильм от этого очень…любопытно, странно, а местами даже неловко. Все сидит в голове что-то вроде «что это вы нам тут втираете, а?» Но не спешите с выводами, посмотрите трезво, попытайтесь все же забыть стереотипы, которые нами впитаны на генетическом уровне. Это никак не оправдывает зверства нацистов, но дает надежду полагать, что в каждом человеке либо есть ЧЕЛОВЕК, либо его нет совсем. Фильм показывает и нелюдей с рождения, и расчеловечевшихся в процессе. Это тоже важно. Так вот Фридхельм усердно пытается человека в себе сохранить.
Катарина Шюттлер играет Грету. Интереснейший персонаж и самая, пожалуй, интересная сюжетная линия.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Я влюбилась в героиню, несмотря на некоторые неоднозначные моменты. И именно ее судьбе я сочувствую больше всех. Был ли у нашей Греты шанс поступать по-другому? Правильные ли выборы она сделала?

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Грета мне очень понравилась. Игра актрисы тоже талантливая.
Мириам Штайн сыграла Шарлотту. Ее героиня тоже вызвала эмоции. Она добра, но тоже ошибалась. Желание исправить ошибки очень сильное и это символично в этом фильме. Как посыл всем: ошибки будут, но их можно исправить. Всегда.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Людвиг Трепте сыграл Виктора. Виктор еврей и его судьба в фильме предсказуема.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Играет очень хорошо! Любовалась им и благодаря роли мы снова и снова понимаем, каково пришлось евреям в этот период. Повсеместная ненависть и необходимость прятаться не могут не изменить человека.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

В отличие от отца Виктор понимает все сразу и не питает иллюзий.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

В фильме видно, что в какой-то момент он почти смиряется с неизбежностью. Те испытания, что выпадают на его судьбу страшны и не прекращаются и после самого страшного. Больно смотреть на это, очень больно.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Их было пятеро! И могли ли они представить, что произойдет с ними из-за войны?

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

Динамика в фильме.

События стремительны. Есть много неожиданного и держащего в напряжении. Смотришь на одном дыхании.
Музыка. С музыкой в фильме все получилось. Актуальная, в тему, волнующая.
Визуальный ряд. Стильно, интересно. Глаз выхватывает потрясающие детали. Может это все и манерно, и театрально, и картинно, но с эстетической точки зрения очень хорошо.
О символах в фильме.
Первый и самый главный символ фильма — это фото наших героев, которые они делают до войны. На фото пять друзей, которые не делят людей на расы, не испытывают и не подпитывают ненависть к инаковости любого рода, которые ценят жизнь, молодость, свободу. С экземпляра фото Греты исчезнет Виктор по очень важной причине. А фото Фридхельма с надписью будет отправлено по названному адресу. Свадебное фото родителей Виктора спрячется под фотографией эссесовца. В фильме фотография — это символ момента, а что происходит после него неизвестно и предугадать невозможно. Останутья ли герои фото прежними? Будут ли живы они? Изменятся ли?
Фильм очень взволновал меня. На фоне происходящего в мире я нахожу его актуальным.
Что нам делить? Не слепцы ли мы? Не глупцы ли, когда верим тупой говорящей голове пропаганды?
Фильм снят через много лет после войны. Да, остались в Германии и те, кто до сих пор придерживается взглядов, ее оправдывающих. Но фильм снят для того, чтобы показать, каким неправильным был выбор воевать, проявлять агрессию, зверства и насилие. Фильм — это мольба сегодняшнего поколения не начинать войн. Я не могу назвать его фильмом — просьбой о прощении или фильмом-извинением, но я в фильме усмотрела глубокое раскаяние за совершенное отцами. Фильм посмотрели более 22 миллионов немцев и он долго был темой для обсуждения.
В нем показано много важного. Например:
1. Нам дают понять, что не все хотели этой войны.
2. Нам рассказывают о тех, кто избежал наказания и просто продолжил жить, будто и не совершал зверств.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter фото

3. Нам показали, как быстро и в полете переобуваются поддерживающие войну в начале, как оправдываются.
4. Нам показали предателей с обеих сторон.
5. Показали самоотверженным, честных и смелых.
6. Показали ослепленных пропагандой.
7. Показали дружбу, любовь.

Фильм нужно смотреть не как кино про немцев, русских, евреев в период войны, а как историю о том, что на бумаге все просто и понятно, а в реальности твои поступки и решения могут быть совсем другими.

В фильме самими немцами показан момент, когда ведущие должности в администрации занимают по сути палачи. Т.о. сценаристы признают эту длившуюся десятилетиями тему безнаказанности виновных. (Лучше всего этот вопрос раскрыт в фильме в «Лабиринте молчания» https://irecommend.ru/content/film-obyasnyayushchi…. Рекомендую всем, принимающим ежедневный душ из пропагандонских испражнений). Сцена, когда Виктор входит в кабинет, очень яркая. Она показана не только, чтобы обозначить, что вот так вот происходило. А еще и для того, чтобы мы сегодня понимали, что есть вот такие оборотни.

Очень неприятно поразил в фильме образ поляков и украинцев. Стало любопытно, отчего же такое внимание, и в таком ключе. Обязательно прочту что-то по этой теме.

Образ русских в фильме очень неоднозначный. Вроде и хорошими ребятами их показывают, но сцена с женщинами в госпитале меня очень огорчила. Почему сценаристы так поступили?
Вроде и эпизод, но прям в мозг впилось, что русский насильник, украинец полицай, поляк ненавидит евреев больше, чем фашист. Мне это резануло глаз.
О зверствах немцев тоже интересно заявлено: типа есть солдат обыкновенный немецкий, а есть СС. Ну я понимаю в чем разница, но и акцент тоже явный.
Фильм обязательно стоит посмотреть хотя бы для чтобы чуть-чуть разбавить приторную картину и произвести поверку своего компаса трезвости, адекватности, присутствия в реальности.

Мои деды и прадеды воевали. Награждены. Каждый до последнего вздоха бы боролся за Родину, но даже они старались быть честными. Фильм «Наши матери, наши отцы» — одна из сторон правды Германии. Он не призывает к сочувствию агрессору, не оправдывает его, он просто голосами детей тех солдат говорит, почему любая война — ЭТО БЕДА, ГОРЕ. Фильм призывает ко всему, кроме войны.
Очень хороший, годный фильм.
Наша аудитория, выросшая на других фильмах, вероятно, воспримет фильм с подозрением. Но в том-то и суть, что снят он потомками тех, кто совершил непоправимое. Наша жизнь должна строиться таким образом, чтобы потом не смотреть, опустив глаза, на своих детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наши любимые праздники сост м ю юдаева м самовар 2007
  • Не знаю что подарить ребенку на день рождения
  • Не знаю что подарить подруге на день рождения
  • Не знаю что подарить парню на день рождения
  • Наши любимые праздники проект