Наука изучающая церковные праздники

Эортология (от греч. έορτή – праздник) – праздниковедение. Часть литургики (науки о богослужении), имеющая своим предметом исследование церковных праздников.

Эортология

  • Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия архим. Киприан (Керн)

Эортоло́гия или празд­ни­ко­ве­де­ние (от греч. ἑορτή празд­ник + греч. λόγος слово, речь, разум; мнение, учение) – (в бого­сло­вии) наука о цер­ков­ных празд­ни­ках (тео­ло­ги­че­ская науч­ная дис­ци­плина, отрасль литур­гики – науки о хри­сти­ан­ском бого­слу­же­нии). Пред­ме­том эор­то­ло­гии явля­ются хри­сти­ан­ские празд­ники, исто­рия их воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия, сим­во­лика, духов­ный смысл, осо­бен­но­сти бого­слу­же­ния в празд­нич­ные дни, связь празд­ни­ков друг с другом, их место в цер­ков­ном кален­даре и пр.

Спе­ци­а­лист в эор­то­ло­гии – эор­то­лог.

В широ­ком смысле слова науч­ная дис­ци­плина, изу­ча­ю­щая празд­ники в свете куль­ту­ро­ло­гии / исто­рии / пси­хо­ло­гии / прочих наук, как фено­мен соци­аль­ной актив­но­сти, их струк­тур­ное содер­жа­ние и тех­но­ло­гии их орга­ни­за­ции и т. д.

Крат­кая исто­рия поня­тия

Поня­тие «эор­то­ло­гия», как офи­ци­аль­ное назва­ние науч­ного направ­ле­ния в бого­сло­вии, утвер­ди­лось зна­чи­тельно позже того, как стало фор­ми­ро­ваться обо­зна­ча­е­мое им науч­ное направ­ле­ние. Рас­про­стра­не­ние и утвер­жде­ние этого назва­ния в науке нередко отно­сят к пери­оду начала — сере­дины XIX века и свя­зы­вают с дости­же­ни­ями в обла­сти немец­кой (heortologie) исто­ри­че­ской и тео­ло­ги­че­ской наук. Заме­тим, что в это время вышел ряд зна­чи­мых науч­ных работ по эор­то­ло­гии. К этому ряду отно­сят цикл тво­ре­ний прус­ского като­ли­че­ского свя­щен­ника и тео­лога Антона Джо­зефа Бин­те­рима под общим загла­вием «Von der kirchlichen Heortologie und Chronologie, oder Von den heil. Festen und Zeiten. In: Die vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-Katholischen Kirche aus den ersten, mittlern und letzten Zeiten, mit besonderer Rücksichtnahme auf die Disciplin der katholischen Kirche in Deutschland» (О цер­ков­ной эор­то­ло­гии и хро­но­ло­гии, или о спа­се­нии, празд­ни­ках и вре­ме­нах. Самые пре­вос­ход­ные памят­ные собы­тия Като­ли­че­ской церкви пер­вого, сред­него и послед­него времен, с особым вни­ма­нием к дис­ци­плине като­ли­че­ской церкви в Гер­ма­нии) (1825–1832), а также иссле­до­ва­ние Виль­гельма Дибе­лиус (Wilhelm Dibelius) «Christliche Heortologie, oder die heiligen Zeiten der Christen: nach ihrem Ursprunge, ihrer Bedeutung und ihrer Feier dargestellt» (Хри­сти­ан­ская эор­то­ло­гия, или Свя­щен­ные вре­мена хри­стиан: про­ил­лю­стри­ро­ван­ные их про­ис­хож­де­нием, зна­че­нием и празд­но­ва­нием) (1841), работу Авгу­ста Момм­сена «Heortologie. Antiquarische untersuchungen über die städtischen feste der Athener» (Эор­то­ло­гия. Анти­квар­ные иссле­до­ва­ния город­ских празд­ни­ков афинян) (1864).

Эор­то­ло­гия в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Весо­мый вклад в раз­ви­тие эор­то­ло­гии в рамках рус­ского бого­сло­вия внесли: исто­рик Церкви, патро­лог и литур­гист Васи­лий Васи­лье­вич Боло­тов (1853–1900) и литур­гист архи­манд­рит Киприан (Керн) (в миру Кон­стан­тин Эду­ар­до­вич Керн; 1899–1960).

В част­но­сти, В. В. Боло­тов зани­мался иссле­до­ва­ни­ями пра­во­слав­ных бого­слу­жеб­ных уста­вов и бого­слу­жеб­ного кален­даря. Ему также при­над­ле­жит первое пол­но­цен­ное узко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное эор­то­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние на рус­ском язык: «Михай­лов день. Почему собор св. архи­стра­тига Миха­ила совер­ша­ется 8 ноября? (Эор­то­ло­ги­че­ский этюд)».

Архи­манд­риту Кипри­ану (Керну) при­над­ле­жит обоб­ща­ю­щий спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный труд по эор­то­ло­гии – «Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия». Данная работа была опуб­ли­ко­вана посмертно на рус­ском языке в 1964 году в Париже, где о. Киприан читал лекции по дан­ному пред­мету в Свято-Сер­ги­е­вом бого­слов­ском инсти­туте (где зани­мал про­фес­сор­скую долж­ность в период с 1945 года до своей смерти в 1960 году). Много позже данная работа была опуб­ли­ко­вана и в России, в Москве в 1997 году. Клю­че­вым вкла­дом автора стало не только и не столько иссле­до­ва­тель­ское обоб­ще­ние основ­ных дости­же­ний в эор­то­ло­гии, извест­ных автору на момент его жизни, сколько попу­ля­ри­за­ция данной тео­ло­ги­че­ской дис­ци­плины, и даже попу­ля­ри­за­ция самого поня­тия «эор­то­ло­гия», кото­рое нередко ассо­ци­и­ру­ется с трудом о. Кипри­ана.

Помимо этого, зна­чи­тель­ный иссле­до­ва­тель­ский вклад в рус­ско­языч­ную пра­во­слав­ную эор­то­ло­гию внесли литур­гист и визан­ти­нист И.Д. Манс­ве­тов (1844–1885; его работа: «Цер­ков­ный Устав (Типик), его обра­зо­ва­ние и судьба в Гре­че­ской и Рус­ской Церкви»), иссле­до­ва­тель прот. М.А. Лиси­цын (1872–1918; «Пер­во­на­чаль­ный сла­вяно-рус­ский Типи­кон»), извест­ный литур­гист М.Н. Ска­бал­ла­но­вич (1871–1931; «Тол­ко­вый Типи­кон») и архиеп. Вла­ди­мир­ский Сергий (Спас­ский) (1830–1904; «Полный Меся­це­слов Востока»).

Осо­бого вни­ма­ния также заслу­жи­вают эор­то­ло­ги­че­ские изыс­ка­ния совет­ского гру­зин­ского исто­рика прот. Кор­не­лия Кеке­лидзе «Гру­зин­ская эра и эор­то­ло­ги­че­ский год» (1940), труд серб­ского исто­рика и литур­ги­ста Лазаря Мир­ко­вича: «Хео­р­то­ло­гиjа или исто­риjски раз­ви­так и бого­слу­жење праз­ника пра­во­славне источне Цркве» (Эор­то­ло­гия, или Исто­ри­че­ское раз­ви­тие и бого­слу­же­ние празд­ни­ков пра­во­слав­ной Восточ­ной Церкви) (1961).

Литургикой
называется наука о богослужении в
христианской Православной Церкви. Свое
название эта наука получила от слова
ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого
языка означает общественное дело,
общественная служба. В древние времена
слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для
обозначения совокупности богослужебных
действий, обрядов и форм, т.е. всего
богослужения или отдельных его видов.

Собственно
литургией называется церковная служба,
во время которой совершается таинство
Евхаристии, а святая Евхаристия есть
сердцевина всего христианского
богослужения. Отсюда литургика есть
наука о богослужении как деле общественном,
церковном.

Предметом
изучения православной литургики
являются содержание и формы богослужения
в том виде и смысле, как их понимает и
совершает Православная Церковь.

Задача
(разделы) литургики состоит в том, чтобы:

1)
показать историю христианского
богослужения в целом и в отдельных
частях, его эволюцию и существующие
формы, в которых твердо сохранены дух
и цели древней Православной Церкви
(история богослужения);

2)
раскрыть значение, содержание и цель
праздников, богослужебных обрядов и
чинопоследований, их сущность и истинный
смысл; объяснить этимологию и назначение
священных мест, в частности храма, а
также предметов и принадлежностей
христианского богослужения, каковыми
являются: церковные вещи, утварь,
богослужебные книги и прочее (литургика
как часть догматического богословия).

3)
практическая литургика – богослужебный
устав.

Литургика
по своему предмету принадлежит к области
практического богослужения и находится
в тесной связи с такими науками, как
гомилетика, пастырское богословие,
каноническое право. Литургика находится
в теснейшей связи: и с областью
теоретического богословия, раскрывающего
веро- и нравоучение (догматическое и
нравственное богословие), поскольку
христианское веро- и нравоучение
составляют корень и содержание всего
православного богослужения.

По
содержанию литургика разделяется на
общую и частную. В общей литургике
рассматриваются основные понятия о
храме и его устройстве, о христианском
богослужении, священных действиях при
его совершении, о лицах, его совершающих,
и принадлежностях, необходимых для его
совершения (облачениях, священных
сосудах и т.д.).

В
частной литургике рассматриваются
различные виды общественного и частного
богослужения (круг суточного богослужения,
седмичные и годовые службы, частные
требы и молитвословия и др.).

Пpавославное
богослyжение является важнейшей
составной частью Священного Пpедания
Цеpкви. «Литургика»
– «Устав»

отвечает на вопрос «как?». На вопрос
«Что совершается за богослужением?»
может ответить только
литургическое богословие,
т.е.
осмысление содержания и значения всех
предписаний Устава.

«Толковый Типикон»
М. Скабалланович. Розанов Богослужебный
устав РПЦ, Шмеман, Тафт Р.Ф. Византийский
церковный обряд.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Эортология есть часть литургики, которая занимается церковными праздниками. Éορτη′ — по-гречески: «праздник». Отсюда «эортология», это — праздниковедение. Этот отдел науки о богослужении занимается целым рядом вопросов.

Прежде всего, ученого интересует возникновение праздников в христианском религиозном сознании и в быту первохристианской общины; с этим стоит в связи влияние ветхозаветного богослужения. Отсюда вытекает вопрос о постепенном развитии каждого праздника, расширении его объема и рост числа праздников. Весьма важным является вопрос, так сказать формальный, о документах и памятниках праздниковедения, то есть о постепенном возникновении календаря и о типах календарей.

В непосредственной связи с этой темой стоит и вопрос о развитии Типикона, как регулятора повседневной и праздничной церковной жизни: сюда входит вопрос о возникновении древне-монашеских типиков, о кристаллизации руководящих образцов Устава. Для этого отдела науки небезынтересен и вопрос о датах праздников, то есть о тех причинах, которые побуждали церковное сознание фиксировать те или иные воспоминания церковного года к определенным датам календаря.

Следуя архимандриту Киприану (Керну), православный эортолог занимается вопросами истории возникновения праздников, вопросами их развития, расширения их объемов и числа, а также историей возникновения календаря и типов календарей, развитием Типикона как регулятора повседневной и праздничной церковной жизни.

Источники:

  • «Азбука Веры». Православная энциклопедия
  • Православие и современность. Электронная библиотека

Главная > Нью бест > Как именуется наука, изучающая празднички?

22.08.2019

Просмотров: 169

Нью бест

Эортология есть часть литургики, которая занимается церковными праздничками. ορτη’ — по-гречески: «праздник». Отсюда «эортология», это — праздниковедение. Этот отдел науки о богослужении занимается целым рядом вопросов.

Сначала, ученого интересует появление праздничков в христианском религиозном сознании и в быту первохристианской общины; с этим стоит в связи воздействие ветхозаветного богослужения. Отсюда вытекает вопрос о постепенном развитии каждого праздничка, расширении его объема и рост числа праздничков. Очень принципиальным является вопрос, так сказать формальный, о документах и монументах праздниковедения, другими словами о постепенном появлении календаря и о типах календарей.

В конкретной связи с этой темой стоит и вопрос о развитии Типикона, как регулятора ежедневной и торжественной церковной жизни: сюда заходит вопрос о появлении древне-монашеских типиков, о кристаллизации руководящих образцов Устава. Для этого отдела науки небезынтересен и вопрос о датах праздничков, другими словами о тех причинах, которые вдохновляли церковное сознание фиксировать те либо другие мемуары церковного года к определенным датам календаря.

Следуя архимандриту Киприану (Керну), православный эортолог занимается вопросами истории появления праздничков, вопросами их развития, расширения их объемов и числа, также историей появления календаря и типов календарей, развитием Типикона как регулятора ежедневной и торжественной церковной жизни.

Источники:

  • «Азбука Веры». Правоверная энциклопедия
  • Православие и современность. Электрическая библиотека
  • Церковные праздникиТест взрослым и детям от редактора нашего сайта, 17-летней Кати Романовой

    Здравствуйте, дорогие дети и родители! Наша жизнь, жизнь православных христиан, очень богата молитвами, церковными службами, благодатью, и в первую очередь праздниками.

    Православные праздники – торжества в православии, посвященные особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым богослужебным кругам общественного богослужения в Православной Церкви. Каждый день в нашей Церкви – память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января мы празднуем Рождество Господа нашего Иисуса Христа. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов. А также вспоминает всех своих святых – не только самых почитаемых, но и вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти, и каждый день в году является памятью – праздником – того или иного святого. Чаще всего за день вспоминаются не один святой, а несколько.

    Итак, сегодня я подготовила вам викторину о Церковных праздниках! Давайте же узнаем еще кое-что интересное о них!

    Церковные праздники

    1. Как называется наука, изучающая праздники?

    а) Церкология
    б) Эортология
    в) Мариология
    г) Праздология
    д) Сотерология

    показать ответ

    2. Что такое именины?

    а) День Ангела-Хранителя
    б) День рождения святого, именем которого назван христианин
    в) День памяти святого, именем которого назван человек
    г) День всех Воинств Бесплотных

    показать ответ

    Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

    3. Что значит наименование праздника «двунадесятый»?

    а) Который длится 10 дней
    б) Который длится 12 дней
    в) Который выпадает на 10 день празднования Пасхи
    г) Один из 12 главных праздников после Пасхи

    показать ответ

    4. Какой самый главный церковный праздник?

    а) Рождество Христово
    б) Пасха
    в) Пятидесятница
    г) Богоявление
    д) Благовещение

    показать ответ

    5. Один раз в четыре года, в високосный год, появляется еще один день в феврале, и тогда в этом месяце уже 29 дней. Празднуется ли в этот день память каких-либо святых?

    а) Да
    б) Нет

    показать ответ

    6. Какие из нижеперечисленных праздников сохранили название с ветхозаветных времен?

    а) Пасха
    б) Богоявление
    в) Пятидесятница
    г) Сретение

    показать ответ

    7. Праздники могут быть «переходящими» (подвижными) и «непереходящими» (неподвижными). От чего зависит «перемещение» некоторых праздников, их «подвижность»?

    а) От даты празднования Рождества Пресвятой Богородицы
    б) От даты празднования Вознесения Господня
    в) От даты празднования Дня Святой Троицы
    г) От изменяющейся год от года датой празднования Пасхи

    показать ответ

    8. Какие из нижеперечисленных праздников относятся к Великим?

    а) Установление Таинства Евхаристии, Тайная Вечеря
    б) Обрезание Господне
    в) Рождество св. Иоанна Предтечи
    г) Память святителя Николая Чудотворца
    д) Усекновение главы Иоанна Предтечи
    е) Рождество Пресвятой Богородицы
    ж) Память первоверховных апостолов Петра и Павла
    з) Покров Пресвятой Богородицы

    показать ответ

    9. Что обычно называют православным женским днем?

    а) 8-ое марта
    б) День свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
    в) День жен-мироносиц
    г) День памяти Матроны Московской

    показать ответ

    Ну что, мои дорогие дети и родители, сегодня вы ознакомились с тем, какие бывают праздники, что они из себя представляют. Я надеюсь, что вы будете чтить дни памяти важнейших православных событий и дни памяти святых от всего сердца, отдавая Богу Богово и ничего не пытаясь сделать в эти дни для себя. Поверьте, жизнь православного христианина действительно похожа на один сплошной святой праздник!

    Бог вам в помощь!

    Церковные праздники | Тест Кати Р.

    Однодневные посты | Тест Кати Р.

    На главную страницу сайта - Семья и Вера

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Натюрморт на тему праздник
  • Наташа праздник стаханов
  • Наташа плотникова ведущая праздников полысаево
  • Наташа лазарева ведущая праздников полысаево
  • Насыщенная программа праздника