Эортология
- Литургика. Гимнография и эортология архим. Киприан (Керн)
Эортоло́гия или праздниковедение (от греч. ἑορτή праздник + греч. λόγος слово, речь, разум; мнение, учение) – (в богословии) наука о церковных праздниках (теологическая научная дисциплина, отрасль литургики – науки о христианском богослужении). Предметом эортологии являются христианские праздники, история их возникновения и развития, символика, духовный смысл, особенности богослужения в праздничные дни, связь праздников друг с другом, их место в церковном календаре и пр.
Специалист в эортологии – эортолог.
В широком смысле слова научная дисциплина, изучающая праздники в свете культурологии / истории / психологии / прочих наук, как феномен социальной активности, их структурное содержание и технологии их организации и т. д.
Краткая история понятия
Понятие «эортология», как официальное название научного направления в богословии, утвердилось значительно позже того, как стало формироваться обозначаемое им научное направление. Распространение и утверждение этого названия в науке нередко относят к периоду начала — середины XIX века и связывают с достижениями в области немецкой (heortologie) исторической и теологической наук. Заметим, что в это время вышел ряд значимых научных работ по эортологии. К этому ряду относят цикл творений прусского католического священника и теолога Антона Джозефа Бинтерима под общим заглавием «Von der kirchlichen Heortologie und Chronologie, oder Von den heil. Festen und Zeiten. In: Die vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-Katholischen Kirche aus den ersten, mittlern und letzten Zeiten, mit besonderer Rücksichtnahme auf die Disciplin der katholischen Kirche in Deutschland» (О церковной эортологии и хронологии, или о спасении, праздниках и временах. Самые превосходные памятные события Католической церкви первого, среднего и последнего времен, с особым вниманием к дисциплине католической церкви в Германии) (1825–1832), а также исследование Вильгельма Дибелиус (Wilhelm Dibelius) «Christliche Heortologie, oder die heiligen Zeiten der Christen: nach ihrem Ursprunge, ihrer Bedeutung und ihrer Feier dargestellt» (Христианская эортология, или Священные времена христиан: проиллюстрированные их происхождением, значением и празднованием) (1841), работу Августа Моммсена «Heortologie. Antiquarische untersuchungen über die städtischen feste der Athener» (Эортология. Антикварные исследования городских праздников афинян) (1864).
Эортология в Русской Православной Церкви
Весомый вклад в развитие эортологии в рамках русского богословия внесли: историк Церкви, патролог и литургист Василий Васильевич Болотов (1853–1900) и литургист архимандрит Киприан (Керн) (в миру Константин Эдуардович Керн; 1899–1960).
В частности, В. В. Болотов занимался исследованиями православных богослужебных уставов и богослужебного календаря. Ему также принадлежит первое полноценное узкоспециализированное эортологическое исследование на русском язык: «Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд)».
Архимандриту Киприану (Керну) принадлежит обобщающий специализированный труд по эортологии – «Литургика. Гимнография и эортология». Данная работа была опубликована посмертно на русском языке в 1964 году в Париже, где о. Киприан читал лекции по данному предмету в Свято-Сергиевом богословском институте (где занимал профессорскую должность в период с 1945 года до своей смерти в 1960 году). Много позже данная работа была опубликована и в России, в Москве в 1997 году. Ключевым вкладом автора стало не только и не столько исследовательское обобщение основных достижений в эортологии, известных автору на момент его жизни, сколько популяризация данной теологической дисциплины, и даже популяризация самого понятия «эортология», которое нередко ассоциируется с трудом о. Киприана.
Помимо этого, значительный исследовательский вклад в русскоязычную православную эортологию внесли литургист и византинист И.Д. Мансветов (1844–1885; его работа: «Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви»), исследователь прот. М.А. Лисицын (1872–1918; «Первоначальный славяно-русский Типикон»), известный литургист М.Н. Скабалланович (1871–1931; «Толковый Типикон») и архиеп. Владимирский Сергий (Спасский) (1830–1904; «Полный Месяцеслов Востока»).
Особого внимания также заслуживают эортологические изыскания советского грузинского историка прот. Корнелия Кекелидзе «Грузинская эра и эортологический год» (1940), труд сербского историка и литургиста Лазаря Мирковича: «Хеортологиjа или историjски развитак и богослужење празника православне источне Цркве» (Эортология, или Историческое развитие и богослужение праздников православной Восточной Церкви) (1961).
Литургикой
называется наука о богослужении в
христианской Православной Церкви. Свое
название эта наука получила от слова
ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого
языка означает общественное дело,
общественная служба. В древние времена
слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для
обозначения совокупности богослужебных
действий, обрядов и форм, т.е. всего
богослужения или отдельных его видов.
Собственно
литургией называется церковная служба,
во время которой совершается таинство
Евхаристии, а святая Евхаристия есть
сердцевина всего христианского
богослужения. Отсюда литургика есть
наука о богослужении как деле общественном,
церковном.
Предметом
изучения православной литургики
являются содержание и формы богослужения
в том виде и смысле, как их понимает и
совершает Православная Церковь.
Задача
(разделы) литургики состоит в том, чтобы:
1)
показать историю христианского
богослужения в целом и в отдельных
частях, его эволюцию и существующие
формы, в которых твердо сохранены дух
и цели древней Православной Церкви
(история богослужения);
2)
раскрыть значение, содержание и цель
праздников, богослужебных обрядов и
чинопоследований, их сущность и истинный
смысл; объяснить этимологию и назначение
священных мест, в частности храма, а
также предметов и принадлежностей
христианского богослужения, каковыми
являются: церковные вещи, утварь,
богослужебные книги и прочее (литургика
как часть догматического богословия).
3)
практическая литургика – богослужебный
устав.
Литургика
по своему предмету принадлежит к области
практического богослужения и находится
в тесной связи с такими науками, как
гомилетика, пастырское богословие,
каноническое право. Литургика находится
в теснейшей связи: и с областью
теоретического богословия, раскрывающего
веро- и нравоучение (догматическое и
нравственное богословие), поскольку
христианское веро- и нравоучение
составляют корень и содержание всего
православного богослужения.
По
содержанию литургика разделяется на
общую и частную. В общей литургике
рассматриваются основные понятия о
храме и его устройстве, о христианском
богослужении, священных действиях при
его совершении, о лицах, его совершающих,
и принадлежностях, необходимых для его
совершения (облачениях, священных
сосудах и т.д.).
В
частной литургике рассматриваются
различные виды общественного и частного
богослужения (круг суточного богослужения,
седмичные и годовые службы, частные
требы и молитвословия и др.).
Пpавославное
богослyжение является важнейшей
составной частью Священного Пpедания
Цеpкви. «Литургика»
– «Устав»
отвечает на вопрос «как?». На вопрос
«Что совершается за богослужением?»
может ответить только
литургическое богословие, т.е.
осмысление содержания и значения всех
предписаний Устава.
«Толковый Типикон»
М. Скабалланович. Розанов Богослужебный
устав РПЦ, Шмеман, Тафт Р.Ф. Византийский
церковный обряд.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Эортология есть часть литургики, которая занимается церковными праздниками. Éορτη′ — по-гречески: «праздник». Отсюда «эортология», это — праздниковедение. Этот отдел науки о богослужении занимается целым рядом вопросов.
Прежде всего, ученого интересует возникновение праздников в христианском религиозном сознании и в быту первохристианской общины; с этим стоит в связи влияние ветхозаветного богослужения. Отсюда вытекает вопрос о постепенном развитии каждого праздника, расширении его объема и рост числа праздников. Весьма важным является вопрос, так сказать формальный, о документах и памятниках праздниковедения, то есть о постепенном возникновении календаря и о типах календарей.
В непосредственной связи с этой темой стоит и вопрос о развитии Типикона, как регулятора повседневной и праздничной церковной жизни: сюда входит вопрос о возникновении древне-монашеских типиков, о кристаллизации руководящих образцов Устава. Для этого отдела науки небезынтересен и вопрос о датах праздников, то есть о тех причинах, которые побуждали церковное сознание фиксировать те или иные воспоминания церковного года к определенным датам календаря.
Следуя архимандриту Киприану (Керну), православный эортолог занимается вопросами истории возникновения праздников, вопросами их развития, расширения их объемов и числа, а также историей возникновения календаря и типов календарей, развитием Типикона как регулятора повседневной и праздничной церковной жизни.
Источники:
- «Азбука Веры». Православная энциклопедия
- Православие и современность. Электронная библиотека
Главная > Нью бест > Как именуется наука, изучающая празднички?
22.08.2019
Просмотров: 169
Нью бест
Эортология есть часть литургики, которая занимается церковными праздничками. ορτη’ — по-гречески: «праздник». Отсюда «эортология», это — праздниковедение. Этот отдел науки о богослужении занимается целым рядом вопросов.
Сначала, ученого интересует появление праздничков в христианском религиозном сознании и в быту первохристианской общины; с этим стоит в связи воздействие ветхозаветного богослужения. Отсюда вытекает вопрос о постепенном развитии каждого праздничка, расширении его объема и рост числа праздничков. Очень принципиальным является вопрос, так сказать формальный, о документах и монументах праздниковедения, другими словами о постепенном появлении календаря и о типах календарей.
В конкретной связи с этой темой стоит и вопрос о развитии Типикона, как регулятора ежедневной и торжественной церковной жизни: сюда заходит вопрос о появлении древне-монашеских типиков, о кристаллизации руководящих образцов Устава. Для этого отдела науки небезынтересен и вопрос о датах праздничков, другими словами о тех причинах, которые вдохновляли церковное сознание фиксировать те либо другие мемуары церковного года к определенным датам календаря.
Следуя архимандриту Киприану (Керну), православный эортолог занимается вопросами истории появления праздничков, вопросами их развития, расширения их объемов и числа, также историей появления календаря и типов календарей, развитием Типикона как регулятора ежедневной и торжественной церковной жизни.
Источники:
Тест взрослым и детям от редактора нашего сайта, 17-летней Кати Романовой
Здравствуйте, дорогие дети и родители! Наша жизнь, жизнь православных христиан, очень богата молитвами, церковными службами, благодатью, и в первую очередь праздниками.
Православные праздники – торжества в православии, посвященные особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым богослужебным кругам общественного богослужения в Православной Церкви. Каждый день в нашей Церкви – память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января мы празднуем Рождество Господа нашего Иисуса Христа. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов. А также вспоминает всех своих святых – не только самых почитаемых, но и вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти, и каждый день в году является памятью – праздником – того или иного святого. Чаще всего за день вспоминаются не один святой, а несколько.
Итак, сегодня я подготовила вам викторину о Церковных праздниках! Давайте же узнаем еще кое-что интересное о них!
Церковные праздники
1. Как называется наука, изучающая праздники?
а) Церкология
б) Эортология
в) Мариология
г) Праздология
д) Сотерология
показать ответ
2. Что такое именины?
а) День Ангела-Хранителя
б) День рождения святого, именем которого назван христианин
в) День памяти святого, именем которого назван человек
г) День всех Воинств Бесплотных
показать ответ
3. Что значит наименование праздника «двунадесятый»?
а) Который длится 10 дней
б) Который длится 12 дней
в) Который выпадает на 10 день празднования Пасхи
г) Один из 12 главных праздников после Пасхи
показать ответ
4. Какой самый главный церковный праздник?
а) Рождество Христово
б) Пасха
в) Пятидесятница
г) Богоявление
д) Благовещение
показать ответ
5. Один раз в четыре года, в високосный год, появляется еще один день в феврале, и тогда в этом месяце уже 29 дней. Празднуется ли в этот день память каких-либо святых?
а) Да
б) Нет
показать ответ
6. Какие из нижеперечисленных праздников сохранили название с ветхозаветных времен?
а) Пасха
б) Богоявление
в) Пятидесятница
г) Сретение
показать ответ
7. Праздники могут быть «переходящими» (подвижными) и «непереходящими» (неподвижными). От чего зависит «перемещение» некоторых праздников, их «подвижность»?
а) От даты празднования Рождества Пресвятой Богородицы
б) От даты празднования Вознесения Господня
в) От даты празднования Дня Святой Троицы
г) От изменяющейся год от года датой празднования Пасхи
показать ответ
8. Какие из нижеперечисленных праздников относятся к Великим?
а) Установление Таинства Евхаристии, Тайная Вечеря
б) Обрезание Господне
в) Рождество св. Иоанна Предтечи
г) Память святителя Николая Чудотворца
д) Усекновение главы Иоанна Предтечи
е) Рождество Пресвятой Богородицы
ж) Память первоверховных апостолов Петра и Павла
з) Покров Пресвятой Богородицы
показать ответ
9. Что обычно называют православным женским днем?
а) 8-ое марта
б) День свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
в) День жен-мироносиц
г) День памяти Матроны Московской
показать ответ
Ну что, мои дорогие дети и родители, сегодня вы ознакомились с тем, какие бывают праздники, что они из себя представляют. Я надеюсь, что вы будете чтить дни памяти важнейших православных событий и дни памяти святых от всего сердца, отдавая Богу Богово и ничего не пытаясь сделать в эти дни для себя. Поверьте, жизнь православного христианина действительно похожа на один сплошной святой праздник!
Бог вам в помощь!
Однодневные посты | Тест Кати Р.