Науруз сценарий доу

Навруз - на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник концентрируется история народа, его язык, психология, её специфические формы художественн

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №88”

Сценарий праздника «Науруз»

                                                                                  Подготовила и провела:

                                                                                  воспитатель по обучению

                                                                                  татарскому и русскому                                                

                                                                                  языкам      Ибрагимова З.Ф.

г. Нижнекамск

2016

Навруз — на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник концентрируется история народа, его язык, психология, её специфические формы художественного творчества. Навруз — новогодний праздник мусульман, празднуется в день весеннего солнцестояния — 21 марта. Навруз — означает «новый день». В этот день дети ходили по домам, собирали праздничные угощения, рассказывали стихи хозяевам, желали здоровья и благополучия им и их семьям, ходили в гости, веселились, звучала музыка, песни и шутки.

Цель. Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  татарского народа.

           Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам, дать знания о величии татарского народа.

           Развивать у детей  стремление  к активному  участию в праздниках.

Предварительная работа. Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций- национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно- прикладное искусство.

Костюмы: Наврузбика,Убырлы,Шурале.                     

(Под музыку дети заходят в зал и садятся).

Ведущий: Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Сегодня у нас праздник Навруз.  

                  Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период

                  пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних

                  полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда,

                  мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник

                  всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является    

                  Наврузбика. Нәүрүз котлы булсын!

Ведущий:  Нәүрүз бәйрәме башланды, ә Нәүрүзбикә юк! Әйдәгез әле балалар, без аның турында шигырь сөйлик, бәлки ул килеп тә җитәр.

Праздник начинается, а хозяйки то нет. Ребятки давайте позовем ее красивыми стишками.

1.Муллагалиева Аделина,прочитает стихотворение «Салют весне» (З.Александрова).

2.Саша Артемонок- «Весеннее утро» (В.Нестеренко).

3.Хисамиев Самир – «Возвращаются певцы» (Г.Ладонщиков).

1 ребенок: 

Хуш киләсең, гүзәл Нәүрүз! –

Язгы яңа елыбыз,

Яңа елда туры булсын,

Нурлы булсын юлыбыз!

Еракларга яңгырасын

Бүген дәртле җырыбыз.

2 ребенок:

Когда приходит к нам  Навруз, цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам  Навруз, весною дышет вся земля!

Когда приходит к нам  Навруз, звучат и музыка, и смех

Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!

3 ребенок:

Весна идёт, Весна идёт!

На дорогах лужи,

Стали птицы песни петь

После зимней стужи.

4 ребенок: 

Ты приди скорей, весна,

По тебе скучаем.

С песней, музыкой, стихами

Мы тебя встречаем!

Яз килде, кояш көлде,

Дөньяга нур бөркелде.

Уянды бар агачлар,

Куанды алмагачлар.

5 ребенок:

Яз килде, кояш көлде,

Дөньяга нур бөркелде.

Уянды бар агачлар,

Куанды алмагачлар.

Дети 12 группы исполняют песню «Яз җитә».

Сл. Ф.Карима

Муз. Дж. Файзи

1.Кояш көлеп карый безгә,

Күзләр чагыла.

Елгалардан бозлар ага

Диңгез ягына.

Яз, яз, яз җитә,

Тәрәзәне ачтылар.

Тып-тып, тып-тып, тып итә

Эре-эре тамчылар.

2.В небе синем тучки тают,

Теплые деньки.

Солнце землю согревает,

Гонит лед с реки.

Пр-в: Вновь, вновь, вновь весна.

Окна поскорей открой.

Кап, кап, капает вода

Всюду звонкою струей.

Ведущий: Весна уже наступила, очень скоро станет тепло. Появятся

первые цветочки, почки распустятся. А вместе с ней приходит к нам

светлый весенний праздник «Навруз».Навруз идет, весна идет и ведет за собой пернатых друзей.

Появляется Убырлы.

Убырлы: Здравствуйте, друзья! Опять меня красивую на праздник не позвали. Все о Навруз говорите. А я её спрятала, ни за что не найдете!

Ведущий: Ой, ребята, что же нам делать? Как освободить нашу Навруз?

А мы сейчас Кыш бабая позовем, он тебя вмиг заморозит.

Убырлы: Ой, простите меня, старушку древнюю. Забыла я, куда Навруз спрятала. Может, у моего родственника Шурале спросим. Эй, Шурале, мой друг, иди сюда. Что ты такой грустный?

Шурале: Замерз совсем! Жду не дождусь, когда Навруз придет и теплобудет.

Убырлы: Далась тебе Навруз! Я же её спрятала. А куда не помню.

Шурале: Вспоминай быстрей.

Убырлы: А пусть дети нам станцуют, и я вспомню, где Навруз.

Танец «А я солнышко люблю» (12 группа).

Шурале: Ну, что, вспомнила? Вспоминай быстрей, сил нет, сильно замерз.

Убырлы: А пусть дети с нами поиграют, и ты Шурале согреешься, и я вспомню, где Навруз.

Ведущий:Весной становится тепло, солнце ярко светит.Давайте с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик», и вам будет весело.

Игра с детьми средней группы «Солнышко и дождик».

(средняя группа № 11).

Ведущий: Убырлы, ты вспомнила, где Навруз?

Убырлы: Ну, повеселили нас, так уж и быть скажу. Нужно сказать волшебные слова, она и появится. Навруз, Навруз, Навруз мөбаракбад!

Дети зовут. Появляется Навруз.

Навруз: Исәнмесез, балалар!

Агымсулар кичтем мин, сезгә килеп җиттем мин.

Нәуруз әйтеп үттем мин, Нәүрүз мөбарәк булсын!

Инде мине тыңлагыз, моңаеп утырмагыз –

Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.

Нәүрүз мөбарәкбад!

Здравствуйте, мои друзья! Я дочь весны – Навруз. Принесла я красавицу весну. Всех поздравляю с праздником Навруз.

Я пришла издалека,

Из страны Весны.

Где зелёные луга,

Где растут цветы.

Приколола их на платье,

В ленточки вплела.

А самые красивые

В подарок принесла.

Ведущий: Навруз, мы знаем, что ты приходишь, когда день и ночь равны, давайте поиграем в игру «День и ночь».

Игра «День и ночь».(средняя группа №10)

Игры – эстафеты

1. «Капкалы», «Ворота» (подготовительная группа № 1).

2. «Түбәтәй», «Тюбетейка» (старшая группа № 3).

3. «Йомырка белән йөгерү», «Перенеси яйцо в ложке»

(старшая группа 13).

4. «Җитез бул», «Будь ловким»

(старшая группа 12).

5. «Капчык киеп йөгерү», «Бег в мешках».

Навруз: Ребята, провели такой замечательный праздник. Спасли меня от Убырлы. Спасибо вам большое!

Ведущий:Вот и наступила долгожданная весна, Навруз остается вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с теплым солнышком, с капельками с крыш. Спасибо тебе большое!

Шурале: А нам в лес пора. Но мы вас будем навещать. И вы нас не забывайте. Богаты наши леса и ягодами и грибами.

Сау булыгыз! ( Шурале и Убырлы уходят).

Навруз: Пусть весна принесет вам счастья, здоровья и удачи!

Язлар, жәйләр имин килсен,

Күк йөзе аяз булсын,

Барчабызга сәламәтлек,

Бәхетләр алып килсен.

Ведущий: Вот и встретили мы с вами праздник Навруз. Пели, плясали,

                  играли, пора и честь знать.

Общий танец« Разноцветная игра».

Ведущий: Весеннее солнце

                   Не прячься, свети!

                   Пришла к нам весна

                   Татарстан наш, цвети!

Песня «Туган як»

Дети под музыку уходят из зала.

Литература.

1. Г. Гараева.Үз җырыбыз булсын әле. Яр Чаллы.1993.

2. К.В. Закирова. Хрестоматия. Иң матур сүз.Казан: Мәгариф. 2000.

3. К.В. Закирова,Л.Р.Мортазина.Балачак-уйнап-көлеп үсәр чак.Казан.2012.

4. Встаньте, дети, встаньте в круг! Казань. Магариф.2003

5. Воспитание и обучение в детском саду. Казань.Магариф.2009.

1.Муллагалиева Аделина,прочитает стихотворение «Салют весне» (З.Александрова).

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ- черемухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу- выйти из-за туч

И веселее греть!

2.Саша Артемонок- «Весеннее утро» (В.Нестеренко).

Я хотел поспать немножко,

Но увидел свет в окне.

Лучик-тёплую ладошку

Протянуло солнце мне.

И на ухо прошептало:

Сбрось скорее одеяло.

Сон тебе не надоел?

Поднимайся,столько дел!

Зацветают вишенки-сладкий аромат.

Как в рубашке вышитой

Наш весенний сад.

3.Хисамиев Самир – «Возвращаются певцы» (Г.Ладонщиков).

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-

Работяги и певцы,

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд:

Носят,носят в домики

Птицы по соломинке.

Цель: поддерживать интерес детей к национальной культуре татарского народа.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к традициям татарского народа
  • Развивать артистичность и творческие способности.
  • Формировать уверенность при публичных выступлениях.

Под музыку дети входят в зал друг за другом и останавливаются около стульчиков. Ведущие в национальных костюмах

Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании весеннего праздника Науруз!

Ведущий 2. Науруз  – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру и надежду на совершение самых светлых и заветных желаний.

Ребёнок.

Науруз – это праздник веселья!
Науруз – это праздник Весны!
Науруз – это праздник цветенья!
Науруз – это праздник любви!

Ребёнок.

С Наурузом поздравляем
Мы сегодня всех гостей
Счастья, радости желаем
И весенних тёплых дней. 

Ребёнок.

Пришёл Науруз, весна пришла
И сразу наша земля расцвела
Все рады празднику вокруг
И каждый здесь и брат и друг
Согреты солнцем и теплом
О Наурузе песню мы поём

Песня: «Наүрүз килә»

1. Нәүрүз килә, Нәүрүз килә
Нәүрәзне зурлыйк әле
Гөрләвекләр чилтрәвенә
Кушылып җырлыйк әле

Кушымта: 

Яз килгәндә
Уяналар сөмбеләр
Безнең өчен генә
Үсәр ал гөлләр.

2. Нәүрүз килә, Нәүрүз килә
Күктән нурлар сибелә
Туган илен, туган җирен
Язны күреп сйенә.

Ребёнок. 

Праздник радостно встречаем
Мы в республике родной
Весь народ мы поздравляем
С Наурузом и весной!  

Хоровод «Науруз»

1. Яратыгыз көзне дә
Яратыгыз кышны да
Яратыгыз җәйне дә
Яратыгыз язны да

Кушымта:   

Нәүрүз, нәүрүз зур рәхмәт
Нәүрүз, нәүрүз зур рәхмәт
Нәүрүз, нәүрүз зур рәхмәт
Телисен изге теләк

2. Яратыгыз көннәрне
Айларны һәм елларны
Кешеләрне, табигатьне
Саклагыз сез аларны

Ребёнок.   

Мы здесь сегодня собрались
Чтоб встретить праздник – Науруз!
Улыбки, игры, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех.

Шуточная сценка

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Марат.

Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….

Бабай. Должен ты его сварить!

Марат.

Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!

Бабай.

Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..

Марат.

Я добавил перца, лука
И петрушки корешок
Разлил варево в пиалы…
Хорошенько помешал,
Остудил его немного…
И Бабаю чай подал!

Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора  мне  пригласи….

Марат.

Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!

Ведущий 1. Уважаемые Бабай и Марат, давайте не будем ссориться в праздничный день. Лучше посмотрите, какие красивые пиалы в руках у наших девочек! Как вы думаете, что они сейчас будут делать?

Дети отвечают на поставленный вопрос
– чай пить (рассказывают о церемонии заваривания чая)
– мыть пиалу и т.п.

Ведущий 2. Сегодня наши девочки станцуют для вас танец!

Танец с пиалами.

Бабай. Ой, какие молодцы! Как хорошо танцевали!

Марат (подходит к Бабаю)

Бабай, прости меня скорее
Не буду я озорничать!
Хочу сегодня я с ребятами
Песни петь! Науруз встречать!

Песня «Яз килә» м. Хәйретдинова, сл.народные

1. Яз килә, яз килә
Кояш нурларын сибә
Тып, тып итеп тамчы тама
Инде кар әреп бетә

2. Яз килә, яз килә
Сыерчыклар кайталар
Аларга оя ясыйлар
Мәктәптәге балалар

3. Сыерчык, сыерчык
Сайра талларга кунып
Ояңны да син күреп чык
Язның хуҗасы булып

Ведущий 1.

К нам Науруз пришёл чудесный
С новым танцем, с новой песней
Вместе с ним Весну встречаем
Дружно весело играем!

Татарская народная игра «Тюбетейка»

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот и выполняет задание

Бабай и Марат прощаются с детьми и уходят.

Ведущий 2.

А сейчас мои ребятки
Загадать хочу загадки!

1. Ярко сияет, всех согревает (солнце)

2. На шесте дворец, во дворце певец
Из далека прилетел, песню нам свою запел (скворец)

3. На ветках плотные комочки
В них дремлют клейкие листочки (Почки)

4. Растёт она вниз головою
Не летом растёт, а весною
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт… (сосулька)

5. Всех прилётных птиц черней
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовётся птица… (грач)

6.  Растаял снег, звенят ручьи,
Запели песни соловьи.
Земля проснулась ото сна
И в гости к нам идёт… (Весна)

Под музыку в зал входит Весна

Весна. 

Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна…
Приношу я радость людям,
А зовут меня – Весна!

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий.  Здравствуй, Весна-красна, мы рады твоему приходу, будь нашей гостьей дорогой!

Песня «Здравствуй, милая Весна»

1. Здравствуй, милая Весна.
Ты душиста и ясна
Зеленеет лес и луг,
Как красиво всё вокруг
И зовёт тепло лучей
На прогулку всех детей.

2. Мы в лесу цветов нарвём
И венки себе сплетём
Петь нам песенку не лень
Про весенний тёплый день
Здравствуй, милая Весна
Ты душиста и ясна!

Ведущий.

Как хорошо, что  Весна к нам пришла
Дети стихи прочтут для тебя!

Стихи о весне

Ребёнок.

Ещё стоят деревья голые
А с крыши капли капают весёлые
Зима куда – то убежала в панике
И очень плохо закрутила краники
На полянке, у тропинки пробиваются травинки
С бугорка ручей бежит, а под ёлкой снег лежит

Ребёнок.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер
Значит, к нам пришла Весна!

Ребёнок. 

Елмаеп килде көткән яшел яз
Матур соң бу яз, көне дә аяз
Улән, агачлар яшелдән киенде
Кошлар да җылы яклардан килде.

Весна. Молодцы ребята, хорошо стихи читали!  А танцевать вы умеете?

Ребёнок.

Мы танцуем и поём
Хлопаем в ладоши
И ничуть не устаём
С музыкой хорошей!

Татарский танец.

Ведущий.

Будем праздник продолжать
Предлагаю поиграть!

Игра «Тиенне ал» – «Подними монету».

По правилам игры надо проскакать на лошади, по ходу движения собирать монеты, кто больше собрал, тот и  победил.

Игра «Күтәр әле» «Подними-ка» 

 На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свою силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Весна. Молодцы ребята, хорошо поиграли!

Весна.

А теперь пора мне уходить
За цветами и деревьями следить
Чтоб они росли и распускались
А вам, девчонки и мальчишки,
Подарить хочу цветы небывалой красоты
Чтоб увидеть их, сперва нужно всем закрыть глаза!

(Дети закрывают глаза, Весна раскладывает на пол клумбы с цветами)

Раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать!

Ведущий. Вот так чудо! Посмотрите-ка, ребята, какая красивая цветочная поляна!

Весна. А эти цветы не простые, они с сюрпризом! Что ж, ребята, не зевайте, по цветочку разбирайте!

(Звучит музыка,  дети разбирают цветочки)

Ведущие: Спасибо тебе, Весна!

Весна: И вам спасибо за праздник! До свидания!

Весна уходит

Ведущий 2.

Мы вместе сегодня праздник встречали,
Танцевали, пели и стихи читали.
Науруз нам праздник подарил,
Науруз нас всех объединил!

Ведущий 1. Науруз – это не только праздник встречи Нового года по древнему обычаю, это праздник весны, пробуждения и обновления.

Ведущий 2. В этот день, когда природа начинает радоваться весеннему теплу, пусть радость войдет и в ваше сердце! Откройте свою душу солнцу, миру, добру, любви и красоте!

Танец с цветами.

сценарий праздника «Навруз»

“Нәүрүз котлы булсын!”

Подготовительная к школе группа.

Цель.

 Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  татарского       народа.

Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам. Развивать у детей  стремление  к активному  участию в праздниках.

Предварительная работа.

Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций- национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно- прикладное искусство. Заучивание песень, стихотворений, танцев, песенно-танцевальных игр.

С одной  стороны зала вид весеннего леса. На  верхушке деревьев видны перелетные птицы (  кукушка , скворец, грач).Фонограмма: пение птиц. С другой стороны зала панорама деревни.

        Под музыку дети входят в зал. Садятся на свои места.                

едущая : Исәнмесез балалар! Исәнмесез, хөрмәтле кунаклар! Менә салкын        кыш үтеп китте, ямьле яз җитте. Яз белән бергә Нәүрүз бәйрәме килеп җитте.

Нәүрүз – язны каршылап, язгы чәчү эшләре алдыннан үткәрелә торган халык бәйрәме ул. Нәүрүз сүзе яңа көн (ел) дигәнне аңлата. Нәүрүз бәйрәме – ул игелек, дуслык бәйрәме. Бу гүзәл, язгы бәйрәм көнендә кешеләр бер-берсенә кунакка йөриләр, бер-берсенә булган үпкәләрен оныталар, җырлыйлар , бииләр, рәхәтләнеп күңел ачалар. Бу бәйрәмнең хуҗасы- Нәүрүзбикә. Нәүрүз котлы булсын! Без сезне күңел ачарга чакырабыз.

едущая: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости! Вот и прошла зима, пришла к нам весна — красна, а вместе с ней пришел Татарский народный праздник    Навруз. Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является Нәүрүзбикә. Нәүрүз  котлы булсын!  Мы вас приглашаем на наш  весенний праздник!

1ведущая: Нәүрүз бәйрәме  башланды, ә Нәүрүзбикә юк! Әйдәгез әле балалар, без аның турында шигырь сөйлик, бәлки ул килеп тә җитәр.

едущая: Праздник начинается, а хозяйки то нет. Ребятки давайте позовем ее красивыми стишками.

1ребенок:                 Нәүрүз

                         Әнә яз яшелләнә,

                         Җир анабыз гөлләнә,

                         Бозны тишә ак чәчәк,

                         Көнгә бага саф чәчәк!

                           Бүген көн тиң төннәргә

                           Урын юк һич көнләргә,

                           Без дә тиң, без дә тигез!

                           Мөбарәк Нәүрүз!- дибез.

2ребенок:

                                      Нәүрүз

                           Хуш киләсең, гүзәл Нәүрүз! –

                           Язгы яңа елыбыз,

                           Яңа елда туры булсын,

                           Нурлы булсын юлыбыз!

                           Еракларга яңгырасын

                           Бүген дәртле җырыбыз.

3ребенок:

                          Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.

                          Когда приходит к нам Навруз, весною дышет вся земля!

                          Когда приходит к нам Навруз, звучит музыка и смех

                          Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!

1ведущая: Күренми, әйдәгез бергәләп чакырабыз! Нәүрүзбикә!                     

едущая: Нет не идет, ребятки помогите!                      

Дети: Нәүрүзбикә! Нәүрүзбикә, кил монда!

                   Звучит “тревожная “музыка, появляется дракон Зилант.

Зилант: Әхә, бәйрәм итеп яталар, мине аҗдаһаны чакырмадылар! Мин сезгә күрсәтермен әле! Яңа елда чакырдыгыз, яз бәйрәменә юк! Менә шуңа күрә, Нәүрүзбикәне сихерләп Зилант тавына яшереп куйдым.

Охо, празднуете! А меня, дракона Зиланта не пригласили! В новый год приглашали, песни, танцы со мной танцевали, подарки от меня получали, а весной забыли! Это в год змеии меня Зиланта не приглашать на праздник!  Вот за это, я  вашу Нәүрүзбикә унес на своих могучих крыльях  и спрятал на Зилантовой змеиной горе. (Уходит)

1ведущая: Балалар, нишлибез инде? Кем безгә булышыр икән? Яз җитте, кар сулары  кырлар, таулар  буйлап ага, су хуҗасы-Су анасы күрмәдеме икән?

Әйдәгез аны чакырыйк.                     

едущая: Ребята, что же нам делать? Кого же нам позвать? Наступила весна, снег тает и ручейки бегут по полям , горам и наверно хозяйка воды – Водяная видела,  на какой же горе спрятал  Зилант Нәүрүзбикә. Давайте позовем к нам в гости Водяную – Су анасы

1ведущая: Бик дөрес! Әйдәгез Су анасын чакырыйк, аның чишмәләре бар җирдә дә агалар, күпне күрәләр, бәлки алар Нәүрүзбикәне дә күргәннәрдер.                    

2ведущая: Првильно, ведь её ручейки везде протекают, может они и видели где спрятал Зилант нашу Нәүрүзбикә. Давайте ее песенкой позовем.

1ведущая: Әйдәгез әле балалар, язгы тамчылар турында җыр җырлыйк.

                           Песня —  җыр “Яз җитте”.

1ведущая: Балалар ишетәсезме, матур чишмә җыры ишетелә.

2ведущая: Ребятки, вы слышите, как поют ручейки.

Звучит музыка “Родник” появляются дети-реки, которые исполняют танцевальную композицию с тканью на палочках, в конце танца появляется  Водяная: Нәрсә булды? Что случилось? Зачем же вы меня позвали?

1ведущая: Балалар бәлки сез әйтерсез?                    

едущая: Ребятки расскажите Водяной, что же унас случилось.

Дети: Дракон Зилант обиделся на нас, потому что мы его забыли пригласить на праздник, заколдавал Нәүрүзбикә и спрятал ее на змеиной горе. Помоги нам пожалуйста.

Водяная: Я вам помогу , но сначала я хочу узнать, что же за праздник Навруз, расскажите.

1ведущая:Балалалар, әйдәгез Су анасына Нәүрүз бәйрәме турында сөйлибез.                   

едущая: Водяная, ребятки тебе все расскажут о празднике.

Водяная: Что такое Навруз?

1ребенок: Навруз – народный  земледельческий праздник, праздник прихода весны.

Водяная: Когда отмечают этот праздник?

2 ребенок: Отмечают его   в день весеннего равноденствия – 21-22 марта,  когда день равен ночи. Весна вступает в свои права, это начало весенне-полевых работ.

Водяная: А про весну пословицы знаете?

Дети: Знаем, знаем!

        Дети рассказывают пословицы на татарском и на русском языке.

Яз яме чәчкә белән,                                                                                                                           Көз яме көлтә белән.

          Красота весны в цветах

А осени в снопах

              Язгы хезмәт – көзге хөрмәт.

              Язгы көн ел туйдыра.   

              Яз сөрсәң, көз урырсың.

Весенний труд – осенью богатый урожай

Весной посеешь – осенью пожнешь

                                               Яз кайгысын кыш кайгырт,

                                               Кыш кайгысын яз кайгырт.  

Готовься к зиме весной

А к весне — зимой       

Водяная: Какую одежду одевают?

4 ребенок: Девушки в этот день надевают новые, яркие платья, сшитые своими руками.

Водяная: Какие вы молодцы! А что делают в этот день?

7ребенок: Навруз – означает «новый день». В этот день все люди ходят друг к другу в гости и поют песни, посвященные наступлению весны.

 8ребенок: Дети в этот день ходят по домам, собирают  праздничные угощения, рассказывают стихи хозяевам, желают здоровья и благополучия им и их семьям.

Водяная: Интересно, я хотела бы посмотреть, как это бывает.

Дети идут к дому, стучатся и рассказывают стихи – поздравления.

   ( Хозяева им дают угощения.)

                                  Торыгыз, тор, хуҗалар!.

                                  Нәүрүз җитте, беләмсез?

                                  Нәүрүзчеләр килде сезгә,

                                  Ни сөенче бирәсез?

Открывайте двери, праздник Навруз наступил.

Мы поздравлять вас пришли,

Если у вас нет денег

Не переживайте!

Хоть что-нибудь дайте!

Муки, меда, яиц или пирога.

                                  Әгәр булмаса акчагыз,

                                  Йөзегез кызартмагыз,

                                  Ни булса да бирегез,

                                  Нәүрүз котлы булсын!

                                  Әгәр булса көнегез,

                                  Бардыр сезнең оныгыз.

                                  Савап булыр, бирегез,

                                  Нәүрүз котлы булсын!

                                  Бардыр сезнең маегыз,

                                  Яки бардыр балыгыз.

                                  Барын бергә куегыз,

                                  Нәүрүз котлы булсын!

                                  Ач  ишегең,  керәбез,

                                  Нәүрүз әйтә киләбез.

                                  Нәүрүз котлы булсын!

                                  Нәүрүз котлы булсын!

Әби:                         Кем бар анда? Кто там? И-и ,исәнмесез балалар!

                                 Здравствуйте дети! 

                                 С добрыми пожеланиями

                                 Вы к нам пришли      

                                 Гөрләп тора ишек алдым!

                                 Җырлап тора матур көйгә.

                                 Нәүрүз килә,Нәүрүз килә

                                 Теләк теләп матур көйгә.

Бабай:                          

                                 Проходите, дам я вам яиц,

                                  масла, чак-чак

                                 Хуш киләсең Нәүрүз!

                                  Бирим әле сезгә күкәй,

                                  Май бирим, күмәч, калач.

                                  Бәйрәм көнендә шатланып,

                                  Рәхәтләнеп күңел ач.

                                  В праздничный день

                                  Веселись и радуйся!

1ведущая: Менә күпме сый-хөрмәт җыелды! Бергәләп чәй эчәрбез.                  

Водяная: Я согласна помочь вам, много я узнала нового и интересного о празднике Науруз. А сколько угощений, а как они называются?

          Дети ставят угощения на стол и правильно называют их.

Водяная: Мои дочери-реки быстрые протекали по змеиной горе и видели куда спрятал Зилант Нәүрүзбикә. Вы, птички со мной летите, я вам покажу дорогу, и вы приведете Нәүрүзбикә на праздник.

       Дети и птички выходят, исполняют песню “Нәни дусларым”

Водяная: Ну, птички, летите и Нәүрүзбикә приведите. А мне пора прощаться, с праздником друзья! (Пожелания) Уходит.

     Звучит фонограмма “Пение птиц”  Птички заводят Нәүрүзбикә

Нәүрүзбикә: Исәнмесез балалар, кунаклар! Здравствуйте дорогие  дети,  уважаемые гости! Это я Нәүрүзбикә – дочь весны,поздравляю всех вас с праздником!   (Пожелания.)

1ведущая: Нәүрүзбикә, без бик шат сине кабат күрүебезгә, бәлки син безгә җырлап та бирерсең.

едущая:  Нәүрүзбикә, как мы рады вновь встретиться с тобой, сразу природа вся ожила и запела вместе с тобой.

     Нәүрүзбикә исполняет песню  Песня — җыр «Нәүрүз һәм балалар»

1ведущая: Нәүрүзбикә, ә без сине каршылап, яз турында бик матур җыр өйрәндек, балалар, әйдәгез матур итеп җырлыйк әле.

едущая: Нәүрүзбикә, мы тебе тоже красивую песню споем о весне, о родной земле.

                               Песня – җыр “Яз килә”

                    Неожиданно, в конце песни входит  Дед Мороз

Д. М.: Исәнмесез кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар! Здравствуйте!

            Что это вы празднуете без меня? Миннән башка бәйрәм итеп яталар.

1ведущая: Тукта әле Кыш бабай, кызма. Безгә Яз кызы – Нәүрүзбикә килде, без аны каршылап  бәйрәм итәбез.

Д. М.: Это как же так?  Я ведь еще не ушел, уходить не собираюсь! Смотрите, кругом снег еще лежит. Мин әле  китмәгән, ә алар бәйрәм итәләр. А вот мы сейчас посмотрим кто из нас сильнее, быстрее,  лучше! Кто сильнее тому и править! Вот мои сани, оба разбежимся в разные стороны, кто быстрее сядет на сани, тот и выиграл.

                        Соревнуются,  Д. М. уступил  Нәүрүзбике- она победитель!

Д. М.: На этот раз я оплошал малость, но мы сейчас посмотрим кто сильнее! Айда Нәүрүзбикә померимся силами. Хәзер мин күрсәтәм кем көчле!       

1ведущая: Балалар, әйдәгез Нәүрүзбикәгә булышабыз!  

едущая: Ребятки, давайте поможем нашей Нәүрүзбике.

                      Перетягивание каната. Д. М.,  опять проигрывает.

1ведущая: Балалар, ә сез көч сынап карыйсызмы?

2ведущая:  Дети, а вы хотите помериться силами?

                           (Дети тоже соревнуются.)

Д. М.: Туктагыз әле туктагыз, әйдә әле Нәүрүз биеп карыйк,  кем матуррырак биер икән.                 

Нәүрүзбикә:  Әйдә  Кыш бабай биибез.

                            (Танец и Д. М. падает)

Д. М.:    Уф арыдым, эрим, агам, таю помогите!

1ведущая: Балалар, Кыш бабай эри, җилләтергә кирәк.

2ведущая: Дед Мороз тает, ребятки давайте подуем на него.

                   (Дети дуют на Дед Мороза)

Д. М.:  Менә күрдегезме җиңелдем. Доченька  Нәүрүзбикә, ты быстрая, сильная, трудолюбивая и я могу со спокойной душой оставить тебе трон.

 Поздравляю всех вас с праздником, счастья вам, здоровья и благополучия!

 Исән — имин булыгыз! Сау булыгыз! ( Уходит )

Нәүрүзбикә: Сау бул Кыш бабай! Тынычлап ял ит.

1ведущая:  Кыш бабайны озаттык, ә бәйрәмебез дәвам итә. Нәүрүзбикә, әйдә       утыр әле, балалар сиңа бик матур бию әзерләделәр.

2ведущая: Ну что ж, Кыш Бабая мы проводили. Давайте веселиться, праздник продолжать петь и танцевать. Присаживайся Науруз да посмотри какой веселый, задорный татарский танец дети для тебя исполнят!

                       Татарский танец « Парлаштык».

Зилант: Туктагыз! Туктагыз! Подождите!   (Громко кричит.)

Зинһар мине гафу итегез! Минем бәйрәмгә киләсем килгән иде.

Я понял, что без Нәүрүзбике не наступит весна, не зацветут цветы, не проснутся от зимней спячки звери.

1ведущая: Нәүрүзбикә, балалар әйдәгез без аны гафу итик. Бергәләп татар халык җырлы-биюле уены “Кәрия-Зәкәрия” не уйныйк.

2ведущая: Простим его, ребятки? Давайте вместе станцуем веселый танец “Кария-Закария”

Дети: Әйе, әйдәгез гафу итик. Простим его.

                 Все исполняют песню «Кәрия-Зәкәрия»

Зилант: Зур рәхмәт сезгә балалар! Бәйрәм белән сезне! Нәүрүз котлы булсын! Уңышларыгыз бай булсын! Спасибо вам всем, с праздником всех!

Здоровья вам всем, благополучия и щедрого урожая! Ну а мне пора домой, на змеиную гору, не забывайте про меня, на все праздники приглашайте!

Уходит

1ведущая:  Бәйрәмебез ахырына якынлашты.  Бәйрәм белән сезне матур кызлар, зур малайлар һәм хөрмәтле кунаклар! Исәнлек-саулык, зур уңышлар  телим сезгә, ә хәзер әйдәгез күчтәнәчләр белән чәй эчәбез.

2ведущая: Вот и праздник наш подошёл к концу. Здоровья вам ребятки и вам уважаемые родители, благополучия всем! А сейчас все вместе будем угощаться!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

———  ———

«Татарстан Республикасы Биектау муниципаль районының «Биектау «Петушок» балалар бакчасы» мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе.

Сценарий праздника «Науруз –праздник весны»

для детей разных возрастов в детском саду.

Выполнила: Галявиева Г.В.

Воспитатель

с. Высокая Гора

Сценарий праздника «Науруз –праздник весны».

Цель: продолжать знакомить с национальными праздниками татар, поддерживать интерес детей к национальной культуре татарского народа.

Задачи:

Воспитывать любовь к традициям татарского народа

Развивать артистичность и творческие способности, умение держаться на сцене.

Сформировать представление о весеннем празднике Науруз.

Под музыку (Яз,яз, яз җитә” Ф.Кәрим сүзләре,Җ.Фәйзи музыкасы) дети входят в зал друг за другом и останавливаются около стульчиков.

Ведущий. —Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании весеннего праздника Науруз! Суть этого праздника- в единстве человека с природой. Науруз  – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру и надежду на совершение самых светлых и заветных желаний.

1й ребенок. —Науруз – это праздник веселья!
Науруз – это праздник Весны!
2й ребенок. —Науруз – это праздник цветенья!
Науруз – это праздник любви!

3й ребенок. —Пришёл Науруз, весна пришла
И сразу наша земля расцвела
Все рады празднику вокруг
И каждый здесь и брат и друг.

4й ребенок. —Сегодня будем мы играть, стихи читать ,веселитьсякрасиво петь и танцевать.

Рената из старшей группы прочитает стихотворение «Тышта яз әле»

Тышта яз әле,

Яңа башлана.

Тамчылар тып-тып,

Түбәдән тама.(Ә. Ерикәй)

Аня прочитает стихотворение “Весна”

Весна. В лесу под вербой

Проталины черны.

Расцвел подснежник первый-

Веселый знак весны.

Весна – звенят капели.

Весна- поют ручьи.

И с юга прилетели

Работники грачи.

Ведущий:-Ребята, а сейчас я проверю вас на внимательность. Если согласны то хлопайте, если нет –топайте.

Весной прилетают врачи.

Весной расцветают цветы.

Весной улетают птицы на юг.

Весной люди собирают ягоды.

Весной трава краснеет.

Весной на пригорках тает снег.

Весной в берлоге просыпается лев.

Весной бегут ручьи.

Песня “Песенка о весне”, слова Н.Френкель, музыка Г.Фрида.

Ведущий. – Ребята, весна веселое время года и предлагаю немного расслабиться и повеселиться. А поможет нам в этом веселый танец.

Дети старшей группы исполняют танец «Буги вуги».

Ведущий.

А сейчас мои ребятки,
Загадать хочу загадки!

1. Ярко сияет, всех согревает (солнце)

2. На шесте дворец, во дворце певец
Из далека прилетел, песню нам свою запел (скворец)

3. На ветках плотные комочки
В них дремлют клейкие листочки (Почки)

4. Растёт она вниз головою
Не летом растёт, а весною
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт… (сосулька)

5. Всех прилётных птиц черней
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовётся птица… (грач)

6.  Растаял снег, звенят ручьи,
Запели песни соловьи.
Земля проснулась ото сна
И в гости к нам идёт… (Весна)

Под музыку в зал входит Весна (Наурузбика)

Весна. —

Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна…
Приношу я радость людям,
А зовут меня – Наурузбика!

-Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий.  -Здравствуй, Наурузбика, мы рады твоему приходу, будь нашей гостьей дорогой! Ты пришла издалека, присядь отдохни. А ребята для тебя станцуют.

Исполняется татарский танец.

Ведущий. —

Будем праздник продолжать

Предлагаю поиграть!

Игра «разбить горшочек».

Правила:На пол ложится набивной мяч. Ребенок с завязанными глазами, пытается ударить по нему шестом. Кто попадает, тот выигрывает.

Игра «тянуть канат».

Правила:Ребята делятся на 2 команды. На полу устанавливается метка. Каждая команда старается перетянуть другую команду в свою сторону за метку.

Игра «Бег с яйцом в ложке».

Правила. Дети делятся на 2 команды. Первым участникам даются ложки и яйца от «киндер-сюрприза». Ребенок, держа в руках ложку, положив в нее «яйцо» должен добежать до условленного места, обежав его, возвращается в команду, передав эстафету другому участнику.

Весна. —Молодцы ребята, хорошо поиграли!

Весна.-

А теперь пора мне уходить
За цветами и деревьями следить
Чтоб они росли и распускались
А вам, девчонки и мальчишки,
Подарить хочу цветы небывалой красоты
Чтоб увидеть их, сперва нужно всем закрыть глаза!

(Дети закрывают глаза, Весна раскладывает на пол цветы)

Раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать!

Ведущий.  -Посмотрите-ка, ребята, какая красивая цветочная поляна!

Весна. -А эти цветы не простые, они с сюрпризом! Что ж, ребята, не зевайте, по цветочку разбирайте!

(Звучит музыка,  дети младшей группы разбирают цветочки)

Ведущий. -Спасибо тебе, Весна!

Весна. -И вам спасибо за праздник! До свидания!

Весна уходит

Ведущий. — Науруз – это не только праздник встречи Нового года по древнему обычаю, это праздник весны, пробуждения и обновления.

Танец с цветами. Танцуют дети 1 группы.

Ведущий. — Вот и закончился наш праздник. Вы такие молодцы, и пели, и танцевали, и стихи рассказывали. Ребята, а Наурузбика оставила вам в группах угощение.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Алматинская область

Енбекшиказахский район

село Шелек

ГККП Детский сад № 38»Гулдер»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«НАУРЫЗ – ПРАЗДНИК ВЕСНЫ»

2 младшая группа «Непоседы»

Подготовила воспитатель:Нольфина Е.Г

2016 год

Тема: «Наурыз праздник весны»

Цель: Сформировать интерес детей и целостное восприятие традиций отечественной народной культуры.

Задачи: Способствовать общему развитию познавательных интересов детей посредством деятельности по освоению элементов народной культуры,

Прививать интерес к культуре народа через знакомство с национальными окружающими предметам, обычаями, традициями и праздниками.

Воспитывать гордость за свой народ и уважительное отношение к людям другой национальности на сравнении схожести и различий культур

Предварительная работа:

Разучивание народных игр , казахских хороводов, песен, весенних закличек;

Разучивание с детьми плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений;

Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом разных народов , русскими и казахскими народными костюмами;

Оборудование:

Народные детские костюмы,

Оформление зала:

— часть зала — казахская национальная юрта;

— домашняя утварь;

— народные платки, одежда и т. д.

-интерактивная доска

-презентация на тему « Наурыз»

Место проведения: ГККП «Детский сад «Гулдер»

Участники: Воспитанники детского сада, их родители, сотрудники.

Звучит веселая казахская музыка»Камажай» дети в ходя в зал и встают полукругом(музыка затихает) . Включается экран и под музыку «Казахская домра»проходит демонстрация слайдов о Наурызе.

Ведущий 1

  Дәстүрімізге айналған Ұлыстың ұлы күні Наурыз құттыболсын. Ұлы мерекелеріңізбен құттықтай отырып, дендеріңізге саулық, жанұяларыңызға бақыт,еңбектеріңізге табыс тілейміз. Наурыз мерекесі бақыт-куаныш сыйласын!

Ведущий 2

Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте дети. Поздравляем Вас с наступающим праздником Наурыз. Желаем здоровья, счастья, процветания.

Мы начинаем наш праздник

Ведущий 1
Из глубокой древности к нам пришла легенда о тюльпане. В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. 
Ведущий 2
Но однажды по степи шла женщина с ребёнком. Мальчик со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, что не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны тем, кто счастлив. 
Ведущий: 1
— Дорогие гости, ребята! 
Сегодня мы собрались в этом зале в честь праздника Наурыз – древнего и любимого всеми праздника, обновления жизни на земле. 

Ребенок 1
Наурызды халқымыз 
Жыл басы сапайды 
Конермей салтымыз 
Көп еме тарайды. 
Ребенок 2
Наурыз – начало года 
Так считает наш народ. 
И обычаи народа 
Людям всем передаёт. 
Ребенок 3
Наурызбен пүттықтап 
Алыс жақен қаутышты 
Көктемдегі жарқын сәт 
Көңелдерге ауысты. 

Родитель 1: Наурыз — бұл  ежелгі  дәстүр  бойынша  Жаңа жылдың  басталуы  ғана емес, бұл сонымен  бірге  таңғажайып  көктем  мерекесі, табиғаттың  қайта  түлеп,  қайта  жаңғыруы.

Осы бір табиғат ана көгілдір көктемнің  жып-жылы шапағатымен  жайнап  тұрған  сәтте  сіз де зорқуаныштарға бөленгейсіз!

Жаныңыз  күн  нұрындай  жарқырап,  ал көңіліңіз мейірімділік пен  махаббат  сезімдеріне  тола берсін!

Родитель 2 
С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия. Здороваться нужно непременно обеими руками. Затем все направлялись в степь – поклониться солнцу. Мужчины, взяв лопаты, идут расчищать родники и сажать деревья. Молодежь дарит друг другу подарки. Специально к празднику из семи компонентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. В эти дни важно получить благословение – бата. Это пожелание – напутствие старших. Ближе к вечеру начинается айтыс – словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать и мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. В разгар праздника молодежь собирается у качели – алтынбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз! 
Наурыз — мейрамы – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру  и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний.

демонстрация слайдов заканчивается

Ведущий 2

Мы любим праздник – Наурыз. 
Мы в этот день попьем кумыс. 
А вкусный наурыз – коже, 
Сварит тебе твоя аже 
Наурыз – это празник равноденствия, 
А еще плюс и приветствия! 
В этот день не обижай, 
А с улыбкой приглашай 
Всех людей и всех детей. 
Не стесняйтесь, приходите! 
И на праздник поглядите! 

Ведущий 1

Солнце, горы и поля-

Это Родина моя.

Здесь живем одной семьей,

Словно братья, мы с тобой.

Будь же счастлив ты всегда,

Казахстан, земля моя!

Исполняется песня «Весенняя капель»

Ведущий 2

Мы здесь сегодня собрались, 
Чтоб встретить праздник – Наурыз! 
Улыбки, шутки, звонкий смех, 
Пусть радуют сегодня всех! 

Возьмемся за руки, друзья, 
Ведь мы – единая семья: 
Татарин, русский и казах, 
Литовец, немец и поляк. 
За нашим праздничным столом 
Мы вместе песни запоем! 

Всем угощенья хватит здесь,
Входите, не стесняйтесь!
Придёт к вам лишь благая весть – 
От счастья улыбайтесь!

Звучит мелодичная музыка в зал входит Әже

Әже: 

Сәлеметсіздерме  балалар! Наурыз мерекесі құтты болсын.осы мейрам әр шаныраққа бақыт, табыс, шаттық әкелсін. Әр күндерің жақсы болсын, ақ мол болсын, төрт-түлігі ақты болсы, қайда барса жол болсын.

Ведущий 1

Сәлеметсізбе әже, как хорошо что вы пришли к нам на праздник. Әже расскажите нам про праздник Наурыз.

Әже:  

 Наурызмереке бұл біздің Жаңа жыл мерекесі. Наурызда түн мен күн тенееді,  барша адамдар бір бірін құттықтайды, егер адамдар ұрысып қалса, олар бір бірін кешіреді, бір біріне қонаққа барады. Дастархан жайылады. Наурыз мерекесінде- Наурыз көже пісіреді, бауырсақ, тәтті жемістер койылады.  Наурыз мерекесінде көп ойын-сауық өткізіледі.

(проводят обряд –обрезание путов»Тусау кесу»)

Период, когда ребенок делает первые шаги, является одним из самых содержательных в его жизни. Казахи уделяли ему большое внимание. Оттого как пойдет ребенок, по их мнению, зависела не только сама ходьба как таковая, сначала ребенка, затем взрослого человека, но и как сложится его дальнейшая жизнь, с какой полнотой и содержательностью.
Обряд разрезания пут проводил житель аула или родственник, качества которого родители хотели видеть в своем ребенке с пожеланиями: «Жvрдек болсын, талтак боп оспесiн», т.е. чтобы был быстрый на подъем, вырос хорошим человеком, а также:

Бiрiншi тiлек тiлесем,
Жер таянып жатпасы.
Екiншi тiлек тлесем,
Жалгыздын артында калмасы.
Ты, во-первых, не ленись,
И на ножки поднимись.
И желаю, во-вторых,
Не отстать от остальных.

Ножки ребенка перевязывали веревкой свитой из пестрой ленты, зеленой травы и высушенной толстой бараньей кишки. Пестрой лентой, чтоб вырос хорошим, честным человеком, не переходил дорогу другим. Зеленой травой, чтоб было много растительности, вследствие будет много молока, чтоб был удачлив в дороге. Бараньей толстой кишкой, чтоб был всегда сыт, рос и жил без печали.
Брали пеструю веревку (белая, черная, красная). Завязывали на ноге ребенка таким образом, чтобы она при перерезании могла держаться на каждой ноге не зависимо друг от друга. Для этого проделывали отверстие в монете и нанизывали на веревочку с внутренней стороны ножек ребенка. Между ног ставили хлеб с дырочкой, защищающий от нечистой силы, конфеты, курт. Перерезающий ленту приговаривал: «Кашсан кvтыл, кусан жет», т.е. «Будет убегать — пусть его не догонят, будет преследовать, пусть — догонит».

Ведущий2

Наурыз приходит в первый месяц весны, на улице тает снег, появляются первые подснежники, пробуждается земля, солнышко светит ярко, ярко.

Исполняется песня «Наурыз»

Ведущий1

 На праздник Наурыз проводят много различных состязаний:  «Кызкуу-догони девушку», «Кокпар», «Аркан тарту-перетяни канат».

Мы сейчас проверим какие у нас сильные и ловкие дети, приглашаем на игру:

Игра: «Перетяни канат»

Играющие делятся на 2 команды. Посередине площадки кладется канат. Середина каната отмечается ленточкой, под серединой каната проводится поперек черта. В 2-3 м. от нее проводится параллельно еще две черты. Играющие берутся за канат и поднимают его с пола. По сигналу играющие стараются перетянуть канат в свою сторону. Канат считается перетянутым, если его середина окажется в 2-3 м. от средней линии на стороне одной из команд. Перетягивать канат можно только после сигнала. Игру проводят несколько раз. Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз.

Әже:  

Наурыз мерекеде ән айтады, би билейді, бәріміз ортаға шығып «Мишка с куклой» білейк.

Танец: «Мишка с куклой»

Ведущий 1

Наш праздник подошел к концу

 Ведущий 2                

Қыс өтіп, қар кетіп

Шырайлы жаз жетіп

Шаруаның кенелген

  Мейрамы ежелден,

   Құтты болсын Наурыз!

Әже:  

Мереке жақсы өтті, маған ұнады, осындай мерекеге мен бос қолмен келген жоқпын, сендерге бауырсақ әкелдім. Тәрбиешілерге беремін, тобқа барып ауызтііндер. Ал, енді маған кету керек.

Наурыз құтты болсын, сау болындар.(әже кетеді)

Ведущий 1

Открыта дверь для всех гостей — 
Для пожилых и для детей. 
Весна навстречу нам идет, 
Весна на праздник всех зовет, 
Народы самых разных стран 
Шлют поздравленья в Казахстан! 

Играй, баян, звени, домбра: 
Желаю счастья и добра, 
Здоровья и терпения, 
Отличного настроения, 
Чтобы мечты у всех сбылись – 
Здравствуй, праздник Наурыз!

Ведущий 2

С праздником еще раз мы Вас поздравляем, сауболыныздар, до свидания.



Сценарий праздника «Навруз — Байрам»

Аризматова Айназ Фандасовна

МБДОУ №29 г. Лениногорск

Воспитатель

Сценарий праздника «Навруз Байрам».

Праздник для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Познакомить детей с национальным праздником «Навруз».

Задачи: Сформировать представление о народных праздниках наших

предков, с его историей и значением в жизни народа. Развивать интерес к

быту и культуре мусульманских народов. Воспитывать межнациональную

дружбу.

Предварительная работа: Беседа с детьми о происхождении и значения

праздника «НаврузБайрам». Знакомство с народами который отмечают

праздник «НаврузБайрам»: рассматривание иллюстраций национальные

костюмы, изделия татарской кулинарии, художественноприкладное

искусство. Разучивание песенного репертуара, танцев и музыкальных игр.

Оборудование: Музыкальный центр, проектор, музыкальные инструменты, 2

ложки, муляжи яиц, платки.

Герои взрослые: Ведущий, Дед Мороз, Навруз, Мишка, Зайчик, Солнышко,

Лиса.

Ход утренника.

Звучит веселая музыка, все дети и взрослые собрались кружком.

Ведущий: Эй! Веселей собирайся, народ!

К нам Навруз в гости идёт!

Спешите, спешите!

Друзей с собой захватите!

Будем пляски начинать,

Будем Навруз встечать!

Издавна мусульманские народы в день весеннего равноденствия 21

22 марта, устраивал праздник, который назывался Навруз. Народ

радовался весне, желал другдругу счастья, здоровья, богатого урожая.

Этот праздник еще служил началом весенних полевых работ. В этот

день народ собирался на поляне встречать весну, веселился, пел, плясал,

играл в разные игры и угощался блинами. Вот и у нас

сегодня праздник Навруз. Так давайте же веселится! Наш праздник начинает

веселая песня!

Песня “Яз җитә”

Кояш көлеп карый безгә,

Күзләр чагыла,

Елгалардан бозлар ага

Диңгез ягына.

Яз, яз, яз җитә,

Тәрәзәне ачтылар,

Тып, тып, тып итә

Эреэре тамчылар.

В небе синем тучки тают,

Теплые деньки.

Солнце землю согревает,

Гонит лед с реки.

Прв: Вновь, вновь, вновь весна.

Окна поскорей открой.

Кап, кап, капает вода

Всюду звонкою струей.

Ведущий:А сейчас послушаем стихи о Навруз, о встрече весны!

Ребенок: Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз, весною дышет вся земля!

Когда приходит к нам Навруз, звучит и музыка и смех.

Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!

Ребенок:1Кыш китте, яз килде, үрдәк белән каз килде,

Ребенок:2Былбылдан аваз килдеНәүрүз мөбарак булсын!

Ребенок:3 Хуш киләсең, гүзәл Нәүрүз, нурлы булсын юлыбыз!

Ребенок:4 .Еракларга яңгырасын бүген дәртле җырыбыз.

Ребенок:5 Нәүрүз килә, Нәүрүз килә, Нәүрүзне зурлыйк әле.

Ребенок:6 Гөрләвекләр тавышына кушылып җырлыйк әле.

Ребенок:7Нәүрүз килә, Нәүрүз килә күктән нурлар сибел

8Туган илем, туган җирем язны күреп сөенә.

Танец “Пять февральских роз”

Ведущий: Ребята, посмотрите, пока вы станцевали, зашевелился сугроб!

Изза сугроба выходит Дед Мороз.

Дед Мороз: Кто меня тут тревожит? Кто шумит?

Ведущий: Это мы, дошколята. А ты что под сугробом делал, Дедушка

Мороз?

Дед Мороз: Да вот прилег отдохнуть, устал от снежных забот.

Ведущий: Так ведь твое время прошло, Дедушка Мороз! Настал черёд весны,

тебе пора отправляться на Северный полюс, отдыхать.

Дед Мороз: Что такое говорите? Рано мне уходить! Эй вы зимняя вьюга,

ледяная пурга! Просыпайтесь! Разбушуйтесь! Запорошите!

Звучит аудиозапись «Вой ветра»

Дед Мороз: Ну что! Испугались?

Ведущий: Нисколечко не испугались, Дедушка Мороз! Наоборот, хотим с

тобой поиграть.

Игра:“Күрсәт әле үскәнем”

Дед Мороз: Ух и устал я ребята! Видно, действительно прошло мое время, на

последок хочу вам дать задание. Если вы не справитесь с заданием, то будет

снова долгая зима, разыграются вьюга, метели, и я еще долго буду

властвовать. А если уж вы выполните мои задание, то так и быть, уступаю я

вам и придет на земле весна.

Глядя на экран вы должны выполнить мои задание:

1. Назвать домашних животных на татарском языке;

2. Назвать диких животных на татарском языке;

3. Что любит кошка? Песи нәрсә ярата? (СӨТ)

4. Что любит зайчик? Куян нәрсә ярата? (КИШЕР)

5. 6. Здесь что лишнее? Нәрсә артык?

6. 8. 9.Кто это? Бу кем?

Дед Мороз: Ну, молодцы, ребята,выполнили мои задание! Ничего не

поделаешь, придется уйти. До свидания! До следующей зимы!

Уходит.

Выходят грустные лесные звери.

Ведущий: Что случилось, лесные друзья?

Медведь: Здравствуйте, друзья! Мы ищем весну.

Мы голодные, в лесу нам холодно.

Ведущий: Весна уже наступила, очень скоро станет тепло. Появятся первые

цветочки, почки распустятся. Давайте с нами поиграем в музыкально

хороводную игру

“Әйдәгез Әле биибез”

Медведь: Спасибо вам! Мы пойдем дальше и поищем Весну.

Проходят по кругу.

Лиса: Вы не видели Весну? Мы очень устали. Зимой нам и холодно, и

голодно.

Ведущий: Отдохните, садитесь Посмотрите как девочки, матрешкии споют

и вам будет весело.

“МАТРЕШКАЛАР” Җыры

Лиса: Спасибо вам! Мы пойдем дальше и поищем Весну.

Заяц: Вы не видели Весну? Нам скучно.

Ведущий: Скоро, скоро, очень скоро придет Весна.. Чтобы не грустить

поиграйте с нами

Играэстафета кто быстрее перенесет яйцо в ложке.

Заяц: Спасибо вам! Мы пойдем дальше и поищем Весну.

Все звери вместе: Вы не видели Весну?

Ведущий: Дети, давайте позовем Солнышко и спросим у него:

Кояш, кояш, чык, чык!

Безгә җылы бик кирәк.

Болыт, болыт, кач, кач!

Без уйнарбыз җылыткач.

Кояш, кояш, чык, чык!

Солнышко: Здравствуйте, друзья! Зачем вы звали меня?

Ведущий: Мы ищем весну.

Солнышко: Ах, да! Весна уже наступила. Но сейчас только начало весны. А

у Весны дел много. Она будит от зимней спячки поля, луга, леса.

Приближается уже и к городу. Давайте поиграем.

Игра “ТҮБӘТӘЙ”

Солнышко: Молодцы! Давайте позовем Весну.

Дети: Весна! Весна! Весна!

Под музыку заходит Весна.

Навруз: Здравствуйте, друзья мои! Исәнмесез, барыгызга да. Спасибо, что вы

меня пригласили на праздник и ждали.

Агымсулар кичтем мин

Сезгә килеп җиттем мин

Нәүрүз әйтеп үттем мин!

Нәүрүз мөбәрәк булсын!

Знаю ждут меня повсюду

Всем на свете я нужна

Приношу я радость людям

Я Науруз – я к вам пришла!

Ребята, какие вы все сегодня нарядные, красивые пришли на праздник,

чтобы встретится со мной с весной. Долго, долго я к вам шла, тяжело мне

пришлось, не зря Кыш бабай постарался, столько намел сугробов, но пришла

моя пора.

Я пришла, чтобы вновь зажурчали ручьи, запели птицы, чтобы светило

яркое солнце, чтобы расцвели деревья и цветы. Любите зиму, любите осень,

любите весну и лето, любите людей, любите природу, любите все живое и

берегите. Всех поздравляю с праздником Навруз.

Ведущий: К нам Навруз пришел чудесный,

С новым танцем, с новой песней.

Вместе с ним весну встречаем,

Песни дружно распеваем.

Песня «Навруз»

Яратыгыз җәйне дә,

Яратыгыз кышны да.

Яратыгыз көзне дә,

Яратыгыз язны да.

Нәүрүз, нәүрүз зур рәхмәт,

Телисең изге теләк.

Яратыгыз көннәрне

Айларны hәм елларны.

Кешеләр, табигатьне,

Саклагыз сез аларны.

Нәүрүз, нәүрүз зур рәхмәт,

Телисең изге теләк.

Навруз: Спасибо вам ребята за такую чудесную песню. Спасибо, что вы меня

пригласили на праздник и ждали.

(Обращается к лесным зверям). А вы, мои лесные друзья, не

печальтесь! Я прошла свои владения. В лесу тепло, все

просыпается, птицы прилетели, почки раскрылись, и вам, и всем

будет хорошо. А теперь я вам предлагаю игру с цветочками( цветочки

ставятся вкруг, а игроков на одного больше, чем цветочки. Игроки под

музыку движутся в одном направлении вокруг цветочков, и когда

музыка обрывается – они берут ближайший цветочек. Кому цветочка

не хватило – тот выбывает из игры, унося с собой один цветочек. Игра

продолжается до тех пор, пока из оставшихся двух игроков самый

шустрый не возьмет последний цветочек).

Навруз: Молодцы! Что ж, ребята, весело у вас, а мне дальше пора идти:

согревать землю, помогать людям сеять новый урожай. Примите мои

угощения! (Раздает детям угощения и уходит).

Ведущая: Спасибо тебе большое! Вот и наступила долгожданная весна,

Навруз остается вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на

улице с теплым солнышком, с капельками с крыш.

Язлар , җәйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.

Барыбызга сәламәтлек, бәхет алып килсен!

Сценарий праздничного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Навруз»

Авторы

  • Валитова Гузелия Ризаевна первая квалификационная категория;
  • Иксанова Марина Ревалевна высшая квалификационная категория.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 61»

Музыкальные руководители г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем замечательном зале. Посмотрите, как сегодня он украшен! Нам весело улыбается солнышко, распускаются молодые листочки, а как много ярких прекрасных цветов! Знаете ли вы, по какому поводу мы сегодня здесь собрались? (ответы детей) Да, сегодня мы встречаем весенний праздник Навруз.

Ведущая показывает на экране слайды и сопровождает их рассказом.

Ведущий: Слово «Навруз» в переводе означает «новый день». Этот праздник пришел к нам из древности – так встречали Новый год. Его принято было встречать в день равноденствия — 21-22 марта. Посвящался он встрече весны, весеннему пробуждению природы и посеву. Празднования растягивались на 7-10 дней. Празднующие ходили по домам распевали песни, в которых желали хозяевам дома богатства, счастья и большого урожая.

В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами, веселятся, так как существует поверье: если Новый год, встретить не веселясь, то весь год будет плохим.

Давайте и мы будем веселиться, петь песни, танцевать и играть. Но какой же праздник без главной виновницы. Давайте дружно позовем её.

Выходят дети:

1Ребенок

Кызкайлар, дускайлар
Җитте ич Нәүрүз айлар,
Эшегезне ташлагыз,
Бәйрәмгә ашыгыз.

2Ребенок

Борын-борын заманнан,
Болгар белән Казаннан,
Җаек белән Иделдән
Бу бәйрәм безгә килгән.

Нәүрүз мөбарәк булсын!

Дети зовут: “Навруз, Навруз! ”

входит Навруз.

Навруз. Исэнмесез балалар! Здравствуйте, ребятки!

Ведущий: Мы рады приветствовать тебя, Навруз, сегодня в нашем зале. Наши ребятки готовились к твоему приходу. Вот послушай.

Ребенок:

Хуш киләсең, гүзәл Нәүрүз! —
Язгы яңа елыбыз,
Яңа елда туры булсын,
Нурлы булсын юлыбыз!

Еракларга яңгырасын

Ребенок.

Бүген көн тиң, төннәргә
Урын юк һич көнләргә.
Без дә тиң без дә тигез!
Мөбәрәк Наүрүз! -дибез

Ребенок:

Кыш китте, яз килде,
Үрдәк белән каз килде.
Нәүрүз бәйрәме килә,
Безнең җырлыйсы килә.

Ведущий: Так давайте споем, ребятки!

Исполняется песня “Яз килэ” муз. Л. Хайретдиновой

Навруз: Спасибо, ребятки! Настало мое время. С моим приходом природа проснулась от зимнего сна. Посмотрите.

1Ребенок:

Что за волшебница Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна
Она природу разбудила.

2Ребенок:

Волшебной палочкой взмахнув,
Она сугробы растопила
И сразу же, не отдохнув,
Ручьям дорогу проложила.

Девочки в голубых накидках исполняют танец.

«Танец Ручейков»

Навруз: Снег сходит с полей и на них уже стали появляться первые цветы.

Ребенок.

Язгы сулар белән тулды
Елгалар, елгалар.
Яз гөлләренә кумелде
Болыннар, болыннар.

Девочки исполняют танец цветов.

“Танец Цветов”

Навруз: А вот и птицы возвращаются в родные края.

Ребенок.

Тамчы тама тып та тып,
Булмый аны туктатып.
Канат кагып ерактан
Кошлар кайта көньяктан.

Исполняется “Танец птиц”

Навруз: Как красиво вокруг, радостно на душе, так и хочется завести на поляне весенний хоровод.

Ребенок.

Солнце землю согревает
И кругом капель звенит
Танцем мы весну встречаем
Музыка весны звучит.

Дети в кругу исполняют хороводную песню

Хоровод «Шома бас» тат. нар. песня

Навруз: Ребята, а вы знаете, что Навруз это не только праздник? Это встреча нового года, новой весны, время для начала весенних полевых работ, что требует очень большого труда. Есть примета, что в дни празднования «Навруз» исполняются желания, только у тех, кто любит труд, кто добрый и старательный.

У каждого народа есть свои пословицы и поговорки о труде. А вы знаете поговорки о труде? (ответы детей) Вот сейчас и проверим. Давайте поиграем в игру «Капкалы»«Воротца». Тому, кого поймают воротца, надо будет рассказать пословицу о труде на татарском или русском языке.

Игра «Капкалы»

  • Эше барның ашы бар.
  • Тирләп эшләсең, тәмләп ашарсың.
  • Эш беткәч уйнарга ярый.
  • Тырышкан табар, ташка кадак кагар.
  • Хөрмәт сөйсәң, хезмәт сөй.
  • Яз яме чәчкә белән, көз яме көлтә белән.
  • Язгы көн ел туйдыра.
  • Яз сөрсән, көз урырсың
  • Язгы хезмәт-көзге хөрмәт
  • Яз кайгысын кыш кайгырт, кыш кайгысын яз кайгырт.
  • Язның байлыгы-кояш, көзнең байлыгы-уңныш.

Ведущий: Навруз, замечательная игра, детям очень понравилось. Давай еще поиграем!

Навруз: А вы знаете игру “Парлаштык”- “Найди пару”? Это моя любимая игра.

Ведущая: И наша тоже. Давайте сыграем, ребятки!

Игра “Парлаштык”

Под музыку заходит Кыш Бабай.

Кыш Бабай: Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, мои дорогие! С холодными ветрами и вьюгами опять пришел я к вам. А вы, почему так удивлены моему приходу? Вы меня не ждали?

Навруз: Кыш Бабай, не ждали. Ведь твое время прошло, моё пришло.

Кыш Бабай: А, это ты, Навруз. Нет, не собираюсь я уходить, во мне силушки ещё ого-го.

Ведущий: Так давайте, силами померяйтесь. Сыграем в игру, кто в ней победит тот и останется.

Игра «Не выпустим».

Кыш Бабай и несколько детей с музыкальными инструментами в кругу танцуют и играют, пока звучит музыка. Как только музыка прекращается, Кыш Бабай и музыканты пытаются выбежать из круга. Кыш бабай проигрывает.

Кыш Бабай. Нет, не согласен я. Это мы, Навруз, в твою игру играли. Давайте- ка, теперь в мою сыграем.

«Донеси снежок».

Дети делятся на две команды, в руках ложки со снежками. Бегут по одному участнику с каждой команды, оббегая зал, возвращаются и передают следующим участникам команды. Последними бегут Кыш Бабай и Навруз. Кыш Бабай проигрывает.

Кыш Бабай. Твоя взяла, Навруз. Ушло время мое.

Ведущий. Кыш Бабай, не обижайся на нас, мы тебя будем ждать на следующий год. А сейчас становись с нами вкруг, попляши.

Ребенок.

Әй дусларым, килегез,
Күңел ачу көнебез.
Җылый-җырлый биик әле,
Сез кул чабып торыгыз.

Хороводная “Куш кулым” тат. нар. песня

Кыш Бабай. Спасибо, ребятки повеселили меня старого. Ну а теперь прощайте, до следущей зимы!

Навруз: Рәхмәт, дусларым. Спасибо, друзья. Вижу, рады вы мне. И стихи читали, песни пели, танцевали. Хочу и вам я пожелать……

Все становятся в круг, Навруз в центре поет.

Песня «Навруз и дети» муз. Г. Гараевой

Навруз: Пусть весна принесет вам счастье, здоровья и удачи. Сау булыгыз, балалар! До свидания, ребятки!

Раздает угощения и уходит.

< Предыдущая   Следующая >

автор: Мавлетбаева Марина Петровна

музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 17 “Малютка”

Сценарий праздника для подготовительной группы “Науруз”

Н:Иснмесез, балалар! Херле кн! Сегодня у нас праздник Навруз. 

Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период 

пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних 

полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, 

мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник 

всеобщего согласия. А я хозяйка  этого праздника
Наврузбика. Нрз котлы булсын! 

Ребенок Пусть не пройдет тепло мимо. 
Очень нуждаемся в нем. 
Здравствуй, наш праздник любимый 
День, что Наврузом зовём. 

Ребенок Из далёких краев, где морская волна 
Кружевной рассыпается пеной 
К нам на крыльях ветров 
Прилетает Весна 
И приносит с собой перемены. 
ПЕСНЯ

презентация

Дети садятся на места. Под музыку входит Зима, стеллит большой белый платок и танцует 

Зима: Вчера ёще крышу снежинки царапали 

На санках мальчишки катались с горы 

А нынче озимые видятся на поле 

Слетаются птицы весенней поры. 

Н: Салам Зимушка! Что ты тут делаешь? Твоё время уже прошло, теперь я 

вступаю в свои права. Верно, уж мой черед подошел.Тепла да цветов всем захотелось! 

зима: А я говорю – рано пришла! Еще подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели! 

Н: Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет! ребята, отгадайте загадки! 

Она приходит с ласкою 
И со своею сказкою. 
Волшебной палочкой 
Взмахнёт, В лесу подснежник 
Расцветёт. (Весна) 

Первым вылез из землицы 
На проталинке. 
Он мороза не боится, 
Хоть и маленький. (Подснежник) 

В голубенькой рубашке 
Бежит по дну овражка. (Ручеек) 

Не пешеход, а идёт 
Мокнут люди у ворот. 
Ловит дворник его в кадку. 
Очень трудная загадка (Дождь) 

Белые горошки 
На зелёной ножке. (Ландыш)


Новоселье у скворца 
Он ликует без конца. 
Чтоб у нас жил пересмешник, 
Смастерили мы. (Скворечник) 

зима: Ладно уж! Посмотрю только, что у тебя получится. 

Н: ребята повеселите танец покажите 

Баш. Танец(3 пары)
Зима Я так просто не уступлю тебе. Давай проведем соревнования а ребята мне помогут

Игры бег с яйцом, юрта,заморожу.

Зима: есть еще одна игра вам понравиться она ,наурузбике будем весело плясать 

Кто первый 
наступит на этот платок, тот и останется. 
Весна, Зима, танцуют под веселую танцевальную музыку. Как только музыка остановиться, надо первой наступить на платок. Побеждает Весна. 

Зима. Ну что ж, Весна, ты победила. Сейчас ты сильней меня, вступай в свои 
права.  Но вернусь через год. Ждите меня! До свидания! Сау булыгыз. 

Н:Зеленеют поля и полянки 

Блещут зеленью долы вокруг. 

Словно их постирали горянки 

А потом постелили на луг. 


Ребенок Дома у нас большие, окна золотые 
С днем Навруза – днём весны. 
Мы поздравить вас должны. 

Ребёнок В доме этом все девицы 
Как одна румянолицы. 
Рукава их длины, 
И слова их умны. 
С днем Навруза – днём весны 
Мы поздравить вас пришли

Ребенок Да развеется тоска 
Да провеется мука 
А мука у нас бела 
Испечём мы пирога 

С днем Навруза – днём весны 
Мы поздравить вас пришли.. 

Н:Примите в подарок наш танец. 

Танец с пиалами(дев)
Н:Месяц Март –это самый первый месяц весны. И именно в марте начинается прилёт птиц. 

Ребенок Весенний воздух свеж и чист 
Вот зеленеет первый лист 
И просыпается земля 
Вокруг ручьи бегут звеня. 

Ребенок Возвращаются скворцы 
Наши старые жильцы 
Воробьи у лужицы 
Шумной стайкой кружатся. 

Ребенок По всем лесам, по всем садам 
Сегодня новоселье 
И птичий звон, и птичий гам 
На улице весенней. 

Песня «Яз жите»

Н:. Ребята, какие птицы к нам прилетают из теплых стран. Назовите их. 

Дети: Ласточки, грачи, соловьи, журавли, аисты, жаворонки. 

Н:готовы дома терема летите птицы занимайте дома

Игра « Займи домик»

Выходит ребенок в шапочке журавлика и ходит важно, машет крыльями. 

Ребенок Журавушка – журавель 

Облетел ты сто земель 
Облетел и обходил 
Крылья, ноги натрудил 
Мы спросили журавля 

Дети хором : Где же лучшая земля 

Ребенок Отвечал он пролетая 

Журавель Лучше нет родного края! 
Песня «Россия»

Ребенок: Башкирия моя земля и небо

Моя любовь мой соловьиный край

Мне жаль того кто здесь ни разу не был

Мне жаль того кому не пел курай.

Песня «Башкортостан»

Н: Вот и встретили мы с вами праздник Навруз. 

И на празднике нашем весело попляшем

Общая пляска( сели)

Н: и всем на удивленье представляю угощенье.

До свидания! Сау булыгыз! (уходит) . 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Науруз байрамына сценарий башкортса
  • Наука сна сценарий
  • Наука которая изучает праздники
  • Наука изучающая церковные праздники
  • Натюрморт праздник урожая