Наурыз праздник весны тех карта

Технологическая карта тематического занятия Наурыз

Мотивационно — побудительный

Дети сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это бывает?
Правильно, какое сейчас время года?(весна) Как будет весна на казахском языке?(коктем) Дети, какие признаки весны вы знаете? Что происходит с природой весной? Как вы догадались что наступила весна? Тает снег – кар еридi, солнышко начинает греть сильно – сильно что начинает таять снег и появляются ручьи, как солнце на казахском языке? (кун), весело стали петь песни птицы, как птицы на каз.языке? (кустар), звери просыпаются от зимней спячки.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы полным ответом на русском и казахском языках.

Организационно -поисковый

Дети скажите какой самый первый праздник мы с вами отмечаем? Дети как будет праздник на каз.языке? (мейрам). Дети, скажите мне почему вы сегодня такие нарядные? Какой ещё весенний праздник приближается? (праздник наурыз)

Праздник Наурыз – древнейший праздник народов Востока, который начинается в ночь с 21 на 22 марта, в день весеннего равноденствия.
Об этом светлом празднике мы долгое время ничего не знали. Его как старый ковер свернули и запрятали подальше. А когда его достали и развернули, все просто ахнули. Настолько этот праздник оказался ярким, красивым, веселым и вечно молодым.

Весь казахский народ отмечает праздник Наурыз.
. С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия. Здороваться нужно непременно обеими руками. Затем все направлялись в степь – поклониться солнцу. Мужчины, взяв лопаты, идут расчищать родники и сажать деревья. Молодежь дарит друг другу подарки. Специально к празднику из семи компонентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. В эти дни важно получить благословение – бата. Это пожелание – напутствие старших. Ближе к вечеру начинается айтыс – словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать и мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. В разгар праздника молодежь собирается у качели – алтынбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз!

Ребята вы слышите к нам кто-то идёт. Кто же это? Давайте посмотрим.
Ребята, к нам в гости пришел Алдар Косе – это казахский национальный герой – хитрец. Давайте поздороваемся с ним, он хочет с вами поиграть. Он очень много интересного вам принес.
Игры с Алдар-Косе. («построй юрту»,»Тюбитейка»)
Ребята, Алдар косе устал, пусть он немножко отдохнет, а мы сейчас прочитаем стихотворения о Наурыз.
Расцвела земля родная
Песни звонкие слышны
Наурыз – веселый праздник
Праздник солнца и весны.

Под звуки дробные капели
И под салют холодных брызг
Идет на жаворонка трели
Восточный праздник Наурыз!

Он нас заставит потрудиться –
Сперва убрать следы зимы.
Потом же можно веселиться
Среди весенней кутерьмы.

Аул весь в праздничном убранстве
Во всю готовимся к коже;
Кровь разгоняют песни, танцы –
И день, и ночь равны уже.

Көктем келіп, жер когеріп
Дала ғажап тұрды енді
Ауламыз да, алмамыз да,
Кулпырды да гүлдері.

Все: Ақ мол болсың
Қайда барсан,
Жол болсын.

Казахский народ дети очень щедрый и гостеприимный. На этот праздник казахи готовят вкусные угощения, стряпают баурсаки, варят мясо (беш-бармак) А ещё дети на Наурыз готовят специальное блюдо которое называется Наурыз Коже. Какое блюдо готовят на этот праздник?(Наурыз коже) . А знаете ли вы что символизируют данные ингредиенты?
Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что лишнее» Эти блюда казахские национальные, сейчас вы закроете глаза и появится лишнее блюдо вы должны догадаться какое блюдо лишнее.

праздник Наурыз празднуют все народы Казахстана – представители 126 национальностей, которые живут в едином стремлении жить в мире и согласии друг с другом, построить процветающее государство.
В весенний праздник Наурыз
Борьба идет меж сил природы
Играет громко колкобыз,
Зовет он к дружбе все народы.
Народная мудрость гласит: « Сила птицы – в крыльях, сила человека в дружбе». Давайте с вами вспомним пословицы о дружбе.
— Ищешь мира – ищи друзей!
— Друзей много – шире дорога.
— Дружба крепка взаимностью.
— Дружба и труд – все перетрут.
— Жить без друзей, что есть без соли.
— Ұлыс оң болсын, ақ мол болсың.
— Қайда барсан, жол болсын.

Праздник радостный встречаем

Мы в стране своей родной.

Всех сегодня поздравляем

С Наурызом и весной!

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы, активно участвуют в беседе.

Отгадывают, кто бы это мог быть. Встречают Алдара Косе.

Активно участвуют в играх.

Дети читают стихи

Дети называют казахские национальные блюда,

Активно участвуют в игре «Что лишнее»

Дети вспоминают и проговаривают пословицы и поговорки о дружбе.

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы.

Білім беру саласы.Образовательная область:«Социум» Самопознание.

Тақырыбы.Тема: «Наурыз праздник обновления».

Мақсаты. Цель: Ознакомление детей с праздником Наурыз; развитие познавательного интереса

к природе родного края; воспитание уважения к обычаям и традициям казахского народа.

Формирование образной речи, умение подбирать сравнения.

Полиязычае: здравствуйте;hello сәлеметсіз бе, до свидания;bye сау болыңыз, спасибо –

рақмет, «Наурыз құтты болсын!» «С праздником Наурыз!» Сүйінші – хорошая весть.

Мотивационно

побудительный

Круг радости

В казахском национальном костюме

держит ленты в высоко поднятой

руке:

Сәлеметсіз бе, балалар!

Вот и весна спешит навстречу,

Зима скатилась с горки вниз.

Пришел к нам радостный и светлый,

Веселый праздник Наурыз!

«Наурыз құтты болсын!»

«С праздником Наурыз!»

Приветствуют воспитателя и друг

друга на казахском языке.

Рассказывают стихотворение.

Берутся за ленточки, говорят слова

пожелания друг другу.

Повторяют за педагогом:

«Наурыз құтты болсын!»

«С праздником Наурыз!».

Побеседуем:

Проводит беседу о празднике

Наурыз, знакомит с древним

обычаем (с подснежниками).

Помечтаем

Предлагает помечтать. Включает

музыку.

Поиграем

Проводит игру «Сүйінші».

Предлагает сесть за дастархан и

закрепляет знания детей о

гостеприимстве, традициях и

обычаях в дни праздника Наурыз.

Поддерживают беседу, опираясь на

свой личный опыт, с интересом

слушают и запоминают обычай.

Берут цветок из корзинки и

загадывают желание,

рассказывают, о чем они мечтают.

Вспоминают значение слова

«Сүйінші» («хорошая весть»),

принимают активное участие в игре.

Дополняют рассказ воспитателя

своими знаниями о традициях и

обычаях казахского народа, пьют

чай, благодарят за угощение и

высказывают свои пожелания

воспитателю и друзьям.

Рефлексивно

коррегирующий

Обобщаем

Сегодня мы узнали о древних

обычаях и традициях казахского

народа, с игрой «Сүйінші». Кто

запомнил, что это за праздник –

Наурыз? А что означает слово

«Сүйінші», вы не забыли?

Знакомит с домашним заданием.

Сау болыңыз, балалар!

Подводят итоги совместной

деятельности, закрепляют знания о

празднике и значение слова

«Сүйінші».

Слушают и запоминают домашнее

задание.

Прощаются.

Активно участвуют в играх,

состоянием детей

Стимулирует и поощряет желание

детей участвовать в беседе и играх.

беседах, демонстрируют культуру

поведения за достарханом.

Ожидаемый результат:

воспроизводят умение говорить пожелания друг другу,

традиции и обычаи казахского народа,

понимают и соблюдают правила поведения за столом,

применяют личный опыт при обсуждении данной темы.

Дата проведения:

Вводная часть Воспитатель: — Здравствуйте ребята! Сәлеметсіз бе!

Пришел к нам праздник Наурыз!
На полях повеяло весною.
Хозяйка юрты разливает всем кумыс,
Идем встречать мы праздник Наурыз!
Наурыз – начало года,
Приход весенних праздников к нам в дом,
Нам очень весело с друзьями,
Мы вместе песенки поем!

— Какой праздник мы недавно праздновали?

— Здравствуйте! Сәлеметсіз бе!(Ответы детей.)

Возникновение интереса к предстоящей деятельности.

Наурыз

Основная часть — Ребята скажите после какого времени года приходит весна?

— Назовите признаки весны.

— Что можно сказать о весне? Какая она? (зеленая, прекрасная, чудесная, теплая, солнечная и т.д)

Артикуляционная гимнастика.

Наш язычок, тоже пришёл на праздник. Он захотел кумыса и превратился в чашечку – кесе, покатился на «Качелях», и поскакал на «Лошадке».

— Какие весенние праздники вы знаете?

— Что означает праздник Наурыз?

— Как люди готовятся к нему?

— С чего начинается праздник?

— Что же еще происходит во время празднования Наурыза? (Люди угощают друг друга, дарят подарки, желают всем всего хорошего, веселятся, поют, играют, проводят соревнования по национальным видам спорта)

— Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ на тему «Праздник весны – Наурыз!». А чтобы легче было его составить, можно воспользоваться планом.

  1. Какой национальный праздник приходит весной?
  2. С чего начинается праздник?
  3. Что происходит на празднике?
  4. Ваше отношение к празднику.

Пример: Наступила чудесная весна. Вместе с весной к нам пришел замечательный праздник Наурыз – праздник весеннего солнца, обновления и нового года. Наурыз начинается с приветствия. Люди здороваются друг с другом и желают друг другу всего самого хорошего. В домах накрываются богатые дастарханы, все угощают друг друга, веселятся, поют, играют. Я очень люблю этот праздник!

— А теперь сами придумайте и расскажите рассказ.

Отвечают на вопросы

Выполняют движения вместе с педагогом
Отвечают на вопросы

(Проводится уборка в юрте, доме для того, чтобы очиститься и избавиться от старого и ненужного).

(С приветствия. Люди здороваются, приветствуют друг друга)
Составляют рассказы

Встают в круг и беруться за руки. Расширяют круг. Складывают руки над головой в виде фонарика. Подскакивают. Расширяют круг. Обнимаются парами.

Называют обобщающие слова
Отвечают на вопросы.

Работают за столами.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по естествознанию на тему: «Праздник Наурыз» (средняя группа)

Ұйымдастырылған оқу іс – әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Средняя группа

Білім беру саласы / Образовательные области: Познание

Бөлімдер / Разделы: Естествознание

Тақырыбы / Тема: «Праздник Наурыз»

Мақсаты / Цель: Продолжать знакомить детей с праздниками родного края, воспитывая любовь к нему. Расширять представления детей о празднике Наурыз, как об одном из сезонных национальном празднике. Формировать знания о том, что это праздник дружбы, доброты, уважения к другим людям. Познакомить с традициями и обычаями народа Казахстана. Вызвать у детей эмоциональный настрой, желание отвечать на все вопросы.

Әдіс-тәсілдер / Методы и приемы: Наглядный, словесный.

Сабаққа арналған материалдар / Материалы к занятию: Картинки с изображением праздника Наурыз, фильм о празднике Наурыз.

Билингвалдық компонент / Билингвальный компонент: здравствуйте — сәлеметсіздер ме, спасибо – рахмет, до свидания — сау болыңыздар, праздник – мереке, весна – көктем.

Іс — әрекәт кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс — әрекәті

Действия воспитателя

Балалардың іс — әрекәті

Действия детей

Мотивациялық –танымдық

Мотивационно — побудительный

— Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня познакомимся с праздником Наурыз. Но для начала нашего знакомства нам нужно поделиться хорошим настроением:

Игра на координацию речи с движением «Степь»

Степь — казахская земля!

Степь красива, широка.

В ней цветут цветы большие

Ходят кони удалые,

Степь — просторная земля

Хорошо здесь всем, друзья!

— Ребята, как называется наша страна?

— Какая наша страна?

— Назовите праздники, которые отмечают в нашей стране?

— Праздник қазақша қалай болады?

— Сегодня мы с вами познакомимся с праздником Наурыз!

Дети становятся в круг и приветствуют друг друга.

Встать в круг, взявшись за руки

Расширить круг

Фонарики

Подскок

Расширить круг

Обняться парами

Казахстан

Большая, красивая, сильная

Ответы детей

Мереке

Дети проявляют интерес

Ұйымдастырушылық — ізденушілік

Организационно — поисковый

— Наурыз – это древний и любимый праздник казахского народа. У казахов Наурыз – название одного из весенних месяцев. Он приходит весной. Люди приводят в порядок свои дома, кто был в ссоре – мирятся. Все с радостью встречают гостей и ходят в гости. При встрече люди обнимаются и желают здоровья, счастья. В этот день одевают праздничную одежду, обмениваются поздравлениями. На праздник готовят много еды, которая символизирует достаток и изобилие в наступающим году.

— Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о том, как празднуется этот праздник.

— Я предлагаю вам немного отдохнуть, встаньте в круг:

Физкультминутка

Хорошо, что солнце светит?

Хорошо!

Хорошо, что дует ветер?

Хорошо!

Хорошо идти с друзьями?

Хорошо!

Хорошо прижаться к маме?

Хорошо!

Хорошо в краю родном?

Хорошо!

Хорошо там, где наш дом?

Хорошо!

Хорошо кружиться в танце?

Хорошо!

Хорошо быть казахстанцем?

Хорошо!

— Жарайсыңдар, балалар, я предлагаю вам поиграть в казахскую национальную игру, которая называется «Ұшты – ұшты». (Летит — летит). Я буду произносить название той или иной птицы, прибавляя «Ұшты – ұшты» и одновременно махать руками. Вы должны повторять за мной. Будьте внимательны, я могу произнести не только названия птиц, но и названия других предметов. Если кто-то замахал рукам, то ему придется исполнить что-нибудь.

Дети внимательно слушают воспитателя

Дети с интересом смотрят фильм

Изображают солнце

хлопают в ладоши

изображают ветер

хлопают в ладоши

шагают

хлопают в ладоши

обнимают себя

хлопают в ладоши

разводят руки в стороны

хлопают в ладоши

изображают дом

хлопают в ладоши

кружатся

хлопают в ладоши

выставляют большие пальцы

Дети играют в игру

Рефлексивтік — үйлесімділік

Рефлексивно – корригирующий

— На этом наше занятие подходит к концу.

— О чем мы сегодня с вами разговаривали?

— Когда мы отмечаем этот праздник?

— Что вам понравилось на занятии?

— Предлагаю встать в круг, улыбнуться друг другу и сказать прекрасные слова.

Наурыз – это праздник веселья!

Наурыз – это праздник весны!

Наурыз – это праздник цветенья!

Наурыз – это праздник любви!

О празднике Наурыз

Весной

Ответы детей

Дети произносят слова

Күлетін нәтиже. Ожидаемый результат:

Орындайды / Воспроизводят: знания о том, что это праздник дружбы, доброты, уважения к другим людям.

Түсінеді / Понимают: важность праздника Наурыз

Қолданады / Применяют: полученные навыки на практике.

Муниципальное образовательное дошкольное автономное учреждение детский сад «Золотой ключик» Ясненского городского округа

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«НАУРЫЗ – ПРАЗДНИК ВЕСНЫ»

 Средняя группа «Капельки»

Подготовила воспитатель: Кубеева А. А

Г. Ясный 2017 год

Тема: «Наурыз праздник весны»

Цель: формировать интерес у детей и целостное восприятие традиций  казахской культуры.

Задачи: развитие  познавательных интересов у детей по освоению элементов народной культуры.

Расширять знания детей о национальной казахской культуре, через знакомство с национальными окружающими предметам, обычаями, традициями и праздниками.

Воспитывать гордость за свой народ и уважительное отношение к людям другой национальности на сравнении схожести и различий культур.

Предварительная работа:

Ознкакомление с  элементами народного танца; обычаями и обрядами, укладом жизни , бытом и казахскими народными костюмами; чтение художественной литературы , прослушивание народных песен; рассматривание иллюстраций.

Оборудование:

Народные костюмы, платки, иминация юрты, посуда, домбра,интернативная доска, проектор, ноутбук, микрофон.

Оформление зала:

— часть зала — казахская национальная юрта;

— домашняя утварь;

— народные платки, одежда и т. д.

-интерактивная доска

-презентация на тему « Наурыз»

Место проведения: МДОАУ д/с «Золотой ключик»Участники: Воспитанники детского сада, сотрудники.

Звучит веселая казахская музыка «Наурыз» дети в ходя в зал и встают полукругом(музыка затихает) . Включается экран  и под музыку «Казахская домра»проходит демонстрация слайдов  о Наурызе.

Общий танец под песню «Наурыз»

Ведущий

Здравствуйте, ребята. Мы сегодня собрались здесь, чтобы встретить Новый год. Вы удивлены? « Ведь мы его встречаем 1 января», — скажете Вы. У каждого народа своя дата для встречи Нового года. Татары, казахи и другие народы встречают Новый год 21 и 22 марта в день весеннего равноденствия, когда просыпается природа и называется он Наурыз!

Ребенок 1

Наурыз – это праздник веселья

Наурыз – это праздник Весны.

Наурыз – это праздник цветения

Наурыз – это праздник любви.

Ребенок 2

Наурыз начало года

Так считает наш народ

И обычаи народа

Людям всем передает.

Ребенок 3

Слушайте все! Слушайте все! 
Не говорите, что не слышали!
Не говорите, что не видели!
Приглашаем Вас на праздник — Наурыз мейрамы!

Ведущий: Поздравляем Вас с наступающим праздником Наурыз. Желаем здоровья, счастья, процветания. Мы начинаем наш праздник!

Ведущий :
Из глубокой древности к нам пришла легенда о тюльпане. В золотистом бутоне жёлтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. 
Но однажды по степи шла женщина с ребёнком. Мальчик со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, что не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны тем, кто счастлив.

Танец цветов  девочек со старшей группы.

Ведущий: 
С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника – в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В это время день равняется ночи, приходит равноденствие с 21 на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Праздник начинался с приветствия. Здороваться нужно непременно обеими руками. Люди дарят друг другу подарки. Специально к празднику из семи индигриентов готовится Наурыз-көже. Его едят досыта, чтобы весь следующий год был хорошим, удачным. В эти дни важно получить благословение стариков – бата. Это пожелание – напутствие старших.В разгар праздника молодежь собирается у больших качель – алтынбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник Наурыз! 
Наурыз – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру  и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний.


демонстрация слайдов заканчивается

пригласить детей к имитации юрты, дастархану.

(рассказать о предназначении каждой утвари казазахов)

Ведущий:

— Не один праздник у казахов не обходится без звучания казахскаго народного инструмента, который называется добра.

— Сейчас я вам ее покажу! Чтобы изготовить этот инструмент нужна особой породы дерева, домбру мастерят из древесины сосны, березы и клена.

— как звучит домбра? Откуда берется звук? (струны) 

у домбры всего 2 струны! Струны сделаны из лески, но раньше в древние времена струны домбры мастерили из овечьей кишки: обрабатывали, сушили, и натягивали на инструмент.

-сейчас послушайте, как звучит домбра. (ведущий играет на домбре)

— а теперь посмотрим, как играет настоящий музыкант. (показ видео музыканта)

вот как красиво, очень тонко звучит казахский народный инструмент- домбра!

К нам Наурыз пришел чудесный,

С новым танцем, с новой песней.

Вместе с ним Наурыз встречаем,

Дружно весело играем.

— А сейчас мы под музыку домбры поиграем игру!

Подвижная казахская игра «Дым Кулек»

— «Дым кулек» в переводе с казахского переводиться «красивый платок»

Дети читают стихи на казахском языке

А сейчас девочки покажут нам казахский танец «Камажай»

— а какой праздник без угощения? Примите от нас угощение.

Песня «Арманым»

 Наш праздник заканчивается! С праздником Вены и Дружбы вас друзья! До свидания!

(Гости угощаются, дети идут в группу)

Мектеп
алды тобындағы ұйымдастырылған оқу
қызметінің конспектісі

Конспект
организованной учебной деятельности в предшкольной группе

Өткізу
күні/Дата проведения:
19. 03.2020г.

Тәрбиеші/Воспитатель:
Халитова
С.А. 

Білім беру
саласы/Образовательная область:
«Коммуникация»

Пән/Предмет: развитие
речи

Өтпелі
тақырып/Сквозная тема:
«Цвети мой
Казахстан»                      

Тақырыбы/Тема: «Д/и: «Назови одним
словом» Творческое рассказывание  «Праздник весны – Наурыз»                                                                                                                                  
 

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік-
воспитательная:
Воспитание
интереса к весеннему времени года, к традициям казахского народа.   

2.Дамытушылық
– развивающая:
Закрепление
навыков согласования существительного единственного числа с прилагательными.

3.Оқыту-
обучающая:
Расширение
представления детей о празднике Наурыз;
активизация словаря детей по теме « Праздник
весны- Наурыз!», обогащение новыми словами.

Педагогикалық
технологиялар / Педагогические технологии:
ИКТ,  здоровьесберегающие, технология полиязычия, личностно-ориентированная
технология, игровая технология.

Ресурстармен
қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:
иллюстрации
праздника Наурыз, тюльпаны:
красный,  желтый, черный, музыкальная разминка «Сергіту
сәті ‘Наурыз’»

Көптілділік/Полиязычие:   праздник
– думан–Sun, Мир – World  — әлем, дружба – достық —  friendship,
пожелание – Бата,             

Ұйымдастырылған
оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной
деятельности

1.Ұйымдастырушылық 
кезеңі/организационный момент:

Упражнение
–установка

«Весне мы рады»: 

Как
приятно проснуться, встать,

Синее
небо в окно увидать.

И
снова узнать, что повсюду весна,

Что
солнце и утро прекраснее сна!

«Доброе
утро!»- скажите друг другу.

И
внимательно слушайте меня

Дети
 в
стают в круг и передают
друг другу добрые пожелания.

2. Негізі
бөлімі/основная часть:

Беседа: 

-После, какого времени года приходит весна?

-Назовите признаки весны?

-Какая весна?

-Какие весенние праздники вы знаете?

Дети рассматривают иллюстрации «Наурыз»

— Что означает праздник Наурыз? (Наурыз — это
великий праздник –думан — Sun. Это Новый год, который отмечается во многих
странах Востока. Слово «Наурыз» переводится с персидского как «начало нового
года». Наурыз – это праздник труда, мира, дружбы.). 

 -Как люди готовятся к нему? (Проводили уборку в
юрте, чтобы очистить и избавиться от старого и ненужного)

— С чего начинается праздник? (С приветствия. Люди
здороваются, приветствуют друг друга)

— Что же еще происходит во время празднования Наурыза? (Люди угощают друг
друга, дарят подарки, желают всего хорошего, веселятся, поют, играют, проводят
соревнования по национальным  видам спорта).

Музыкальная
разминка

«Сергіту сәті ‘Наурыз’»

Сообщение:
сегодня
мы будем учиться составлять рассказ по теме « Праздник весны- Наурыз!» Чтобы
легче было составлять, можно воспользоваться планом.

1.Какое
наступило время года?

2.Какие
национальные праздники приходят весной?

3.С
чего начинается праздник?

4.Что
происходит на празднике?

5.Ваше
отношение к празднику?

Сообщение:
В
этот день проводится айтыс. Айтыс – это словесное состязание акынов в
сопровождении домбры. В нем участвуют мужчины и женщины, пожилые и молодые.
Айтыс в день Наурыза символизирует Добро и Зло, Тепло и Холод, Зиму и Лето.
Побеждает тот, кто лучше прославляет добро.

Также
Наурыз — это праздник веселых, задорных игр — соревнований, состязаний
силачей-батыров. Именно на празднике Наурыз проводятся различные обряды, такие
как: сватовство, тұсаукесу, свадьба, бесіккебөлеу.

Физкультминутка  «Степь».

 Цель:
снятие мышечного напряжения

Степь-
казахская земля!
(Встают в круг и берутся за руки)

Степь
красива, широка.
(Расширяют круг)

В
ней цветут цветы большими.
(Складывают руки над головой в виде
фонарика)

Ходят
кони удалые. (
Подскакивают)

Степь
просторная земля (
Расширяют
круг
)

Хорошо
здесь всем, друзья!(

Обнимаются парами
)

Предложение составить
рассказы о празднике Наурыз. (Например:
Наступила чудесная весна. Вместе с весной
к нам пришел замечательный праздник Наурыз- праздник весеннего солнца,
обновления и нового года. Наурыз начинается с приветствия. Люди здороваются
друг с другом и желают друг другу всего самого хорошего. В домах накрываются
богатые дастарханы, все угощают друг друга, веселятся, поют, играют. Я очень
люблю этот праздник!
)

Творческое
рассказывание детей

«Праздник весны –
Наурыз»                                                                                          
                                         

Артикуляционная
гимнастика.

Цель: укреплять  мышцы артикуляционного аппарата. (
Язычок пришел на
праздник. Захотел попить кумыса и превратился в чашечку-кесе, покатался на
«качелях», и поскакал на «лошадке»)

Пигра
«Тюбитейка».
Цель:
учить бегать по кругу

Дигра « Назови
одним словом». Цель: обобщение названных предметов.

Мак,
ромашка, тюльпан, одуванчик- цветы

Конь,
верблюд, овца, корова- животные

Баурсаки,
казы, кумыс, айран- еда

3.
Қорытынды/итоговая часть:

Рефлексия:
выбрать
по цвету тот тюльпан, который соответствует  настроению: красный – хорошее,
желтый – нормальное, черный – плохое.

— Что понравилось
больше всего?

Скачано с www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наурыз особенности праздника
  • Нарождение луны праздник
  • Народы россии праздники обычаи обряды коллектив авторов м росмэн 2008 81 c
  • Народы россии праздники обычаи обряды книга
  • Народы россии праздники обычаи обряды аннотация