Не покидай сценарий фильма

Читать текст фильма Не покидай... (1989): фразы, сюжет, описание, краткое содержание кино онлайн

[быстрая веселая музыка]
[пение актеров] «Играть мы пьесу были рады,
И все старались искренне,
И всё, что видели вы — правда,
И всё, что слышали вы — правда,
Правда, да не истина!
Есть правда скромная, Есть правда гордая —
Такая разная всегда она!
Бывает сладкая, бывает горькая,
И только истина — всегда одна!
Есть правда светлая, Есть правда темная,
Есть на мгновение и на времена,
Бывает добрая, бывает твердая,
И только истина-а всегда одна!
[музыка песни продолжается]
Порой восстанет брат на брата,
Безжалостно, неистово!
И всё, что первый крикнет — правда,
И что второй ответит — правда,
Правда, да не истина!
Есть правда скромная, Есть правда гордая —
Такая разная всегда она!
Бывает сладкая, Бывает горькая,
И только истина — всегда одна!
Есть правда светлая, Есть правда темная,
Есть на мгновение и на времена,
Бывает добрая, Бывает твердая,
И только истина-а — всегда одна!
[наложение звука песни на тревожную музыку]
[песня продолжается приглушенно] Сражались мы неоднократно,
С неправдой ненавистною,
Но часто нам мешала правда,
Земная маленькая правда,
Правда, да не истина!
Есть правда скромная, Есть правда гордая —
Такая разная всегда она!
[песня едва слышна] Бывает сладкая, бывает горькая,
И только истина — всегда одна!
Есть правда светлая, Есть правда темная,
Есть на мгновение и на времена, [испуганное ржание лошади]
Бывает добрая, бывает твердая,
И только истина-а — всегда одна!»
[наложение веселой на тревожную музыку]
[медленная напряженная музыка]
[лай собак]
[выстрел]
[выстрел, карканье ворон]
[выстрел, карканье ворон]
[испуганное ржание лошади]
[испуганное ржание, карканье, выстрелы]
[шум двери]
Голос: — Есть кто-нибудь?
[вскрикивает] Патрик!
Ну, конечно, в такой час здесь больше и некому околачиваться!
Всю ночь что ли тут торчал?
Ну всё, всё, поздоровались!
Почему не открыл гардины? Уже 10 часов!
Слушай… не ешь меня глазами!
А лучше пойди и принеси мне Пенагонскую энциклопедию —
я понятия не имею, где здесь что!
[удивленный возглас]
Вот спасибо!
Отец пригласил из Пенагонии высоких гостей,
и мне надо кое-что выудить из этой махины!
«Певчие птицы» мне не нужны…
«Пеликаны» тоже, «Пеленки» тем более…
Ой-ля-ля! Нашла!
И целых два портрета!
Эй, хочешь посмотреть на нашего высокого гостя?
Знакомся! Наследный принц Пенагонии Пенапью!
Тут ему год,
а вот — теперь!
Ну, как?
[усмехается] Это ты брось!
Всё ты понимаешь, всё! Только завидно!
Бес-по-до-бен!
Это любому дураку видно!
Погоди-ка…
«Играет на 23-х музыкальных инструментах!»
Вот это да! Держите меня!
[радостная музыка]

— Фрикадель, я вот думаю:
а отчего население не приводит сюда детей?
Сколько прелести! Сколько возвышающей душу пользы

July 23 2008, 18:38

Category:

  • Кино
  • Cancel

Режиссёрский сценарий

Дорогие непокидайцы! На непокидайском сайте уже какое-то время лежит режиссёрский сценарий фильма «Не покидай», предоставленный сайту Владимиром Ставицким — исполнителем роли Жака Веснушки. Ссылочка на сценарий тут публиковалась. Сам сценарий лежит на сайте в виде ссылочек на папки с файлами.

Внимание, вопрос: все ли сценарий прочитали? И хотите ли видеть его в сообществе, чтобы была возможность подробного разбора сходств и отличий того, что должно было быть, и того, что мы смотрим и любим?

Публиковать ли в сообществе оригинальный сценарий «Не покидай?

Да, это будет очень интересно!

Даже не знаю… только если он существенно отличается от кино, повести и пьесы

Нет, я лучше сам(а) скачаю сценарий

если Вы ищете антиутопию см. Never Let Me Go

«Не покидай…» — музыкальный фильм 1989 г. по одноименной пьесе Георгия Полонского, основанной, в свою очередь, на сказке Уильяма Теккерея «Кольцо и роза». Снял его Леонид Нечаев, и получилось фактически отдельное произведение — одновременно детская сказка, музыкальная комедия, любовная история, острополитическая драма и ещё много что. Действие происходит в королевстве Абидония.

Персонажи[править]

  • Теодор (Вячеслав Невинный) — король, как потом выясняется, узурпатор, харизматичный и неглупый, но очень легкомысленный и не проявляющий интереса к государственным обязанностям («царствует, но не управляет»). Судя по вызванным волшебной розой откровениям, очень тяготится полученной не очень честным путём короной. В прошлом — полковник кавалерии aka «полковник Хряк», как прозвал его Жан-Жак Веснушка; переполнил дворец предметами, напоминающими о любимой службе, которую он оставил ради власти. Да и любимая тема разговоров — о том же: в лошадях он разбирается. С ролью монарха справляется плохо — не то что написать, нормально прочитать приветственную речь не может[1]. Интриговать он не любит, но как без этого при дворе — параллельно основному действию он проворачивает, хоть и простейшую, но интригу и аферу. Потом признался, что «в цезари» ему не так уж и хотелось (хотя сам согласился на участие в «этом ужасе»), да и сейчас не хочется, и вообще не для него это дело.
  • Граф Давиль (Альберт Филозов) — канцлер. Очень злой канцлер, каноничнейший экземпляр из Палаты мер и весов — дёргал за ниточки и давилЬ, давилЬ, давилЬ… Культурный мерзавец, невзрачный злодей (с виду — бледная моль), интеллектуал с тоталитарными замашками, внушающий подданным ужас и отвращение. Госбезопасностью заведует вместе с женой. И вообще де-факто государством правит именно он, и умному и амбициозному канцлеру понемногу «надоедает быть вторым», как он поёт.
    • Серый кардинал, который стоит за всем злом и несправедливостью в сказочном королевстве. Или не серый — он не «нарочито неприметная фигура», а очень даже известная? В любом случае куда более компетентен.
  • Оттилия (латышка Регина Ра́зума, озвучивает Лариса Удовиченко[2]) — жена Давиля, такая же злодейка и злобная тётушка.
    • Стоик — моменты, когда она проявляла сильные эмоции, буквально по пальцам можно пересчитать. А особенно ярко её хладнокровие проявляется в сцене самоубийства Давиля. Реакцией его жены становится только ироническое: «Ну, вот и всё. Каков романтик! Он не любил меня! Всю жизнь был занудой, а под конец рассмешил…» — после чего она так же спокойно жестом велит лакею уносить труп из зала. И это при том, что ранее намёками показывалось: на деле она к мужу далеко не так равнодушна.
    • У неё бездонный гардероб — по крайней мере, на фоне остальных персонажей, которые за фильм переодеваются от силы один-два раза (тем паче, что действие там укладывается в один день). А вот Оттилия завтракает в фиолетовом деловом костюме и с причёской-пучком. Арестованных студентов слушает в чёрно-бело-полосатом платье и с более гладкой причёской. Пишет с мужем королевскую речь снова в костюме. Встречать принца выходит в иссиня-чёрном платье и с косой. Пример, впрочем, с прикрученным фитильком, потому что сцен с персонажем не так много, ну и нарядов показано соответствующее количество…
  • Флора (Лидия Федосеева-Шукшина) — жена Теодора и сестра Оттилии, королева-транжира («Женщина не хочет знать (и она права!), сколько денег на наряды тратится!»). Не умеет читать, точнее, умеет, но плохо — и потому предпочитает не читать вовсе. А вот писать, судя по ехидной реплике Отиллии («Уж не собираешься ли ты, вдобавок ко всем своим достоинствам, ещё и научиться писать?») не умеет вовсе.
    • Светлая женственность и тёмная женственность — пародия на троп: светловолосая Флора, так и оставшаяся простенькой, как два гроша, офицерской жёнушкой-пышечкой — и Оттилия, намеренно косплеящая «чёрную леди». Флора не только блондинка, но и иногда носит белый как снег парик. То же верно и в отношении Оттилии: брюнетка, в ношении париков, правда, замечена не была.
  • Альбина (Варвара Владимирова, озвучивает Ольга Машная) — принцесса, дочь Флоры и Теодора, та ещё коза и такая же транжира, как и мать. Держит во френдзоне сначала Патрика, затем Пенапью.

Патрик смотрит на Альбину, как наркоман во время ломки

  • Патри́к (Игорь Красавин; говорил с сильнейшим белорусским акцентом, озвучка — Анатолий Тукиш) — воспитанник королевской четы, до неприличия красивый, но немой безродный найдёныш.Наглая ложь — он законный наследник престола и, несмотря на 16 лет вранья, помнит об этом, но Лакей его откровенно запугивает, намекая: попытаешься поведать о своих истинных правах — тут тебе и конец. Безумно и безответно влюблён в Альбину. Та о влюблённости парня знает и, похоже, тоже к нему неравнодушна, но замуж желает выйти непременно за принца, а потому демонстративно насмехается над чувствами бедняги.
    • Двойная жизнь: Патрик — главный подрывной элемент в королевстве, сочинитель бунтарских песен и стихов.
  • Марселла (Светлана Селезнёва) — служанка, безответно влюблённая в Патрика, который не обращает на неё внимания.
  • Пенапью (Артём Тынкасов) — наследный принц королевства Пенагония, красивый, добрый, наивный парень.
    • Бафосное имя с точки зрения русскоязычного человека, что даже подсвечено: принцу в своё время казалось, что его имя «больше с пивом связано». Кстати, вроде бы непьющий.
  • Разбойник (Александр Денисов) — чертовски харизматичный атаман. По раннему наброску сценария зовут Август.
  • Жак и Марта Веснушка (Елена Антонова и Владимир Ставицкий) — бродячие артисты.
  • Жан-Жак Веснушка — отец Жака, шут, посмертный персонаж, друг покойного короля. Сослан на остров Берцовой Кости, где и умер. Ненадолго появляется (вместе с королём Анри и королевой Эммой) только во флэшбеке Патрика в самом начале.
  • Полковник Удилак (Анатолий Рудаков) — доверенное лицо короля (возможно, его бывший адъютант), хоть и «слишком примитивный» для своих эполет.
  • Лысый Лакей (Юрий Багинян, озвучка — Нечаев), личный шпион Давиля. Кстати, внешне выглядит страшнее шефа.
    • Проводит тренировочный фехтовальный поединок с Патриком на шпагах. Патрик происхождения благороднейшего, но фехтовать умеет так себе, а вот лакей оказывается умелым бойцом и одолевает юного дуэлянта, держа во второй руке поднос со стаканом воды и не пролив ни капли.
    • Почему учитель фехтования официально служит лакеем? Хитрый план типа «телохранитель состоит в лакеях, чтобы защита хозяев в случае чего явилась неожиданной при покушении со стороны»?
    • Судя по тому, что у него наготове яд, старикан вообще личность многопрофильная, один из полезнейших людей Давиля.
  • Хозяин таверны (Валентин Букин), доносчик. Кроме того, пытался развести на деньги явно нездешних гостей: «Ваш заказ кот москательщика съел, а кто платить будет?» и в доказательство предлагал вскрыть кота.
    • сынок трактирщика со звучным именем Гиппократ.
  • Анри II (Марик Межеевский) — прежний король, отец Патрика, посмертный персонаж. Видимо, мудрый государь.
  • Эмма — посмертный персонаж, жена Анри, сестра Флоры и мать Патрика.

Сюжет[править]

Пенапью едет в Абидонию чтобы посвататься к Альбине, и везёт в подарок её отцу прекрасного коня Милорда. На принца нападают разбойники и отбирают коня, но Пенапью спасают Жак и Марта, чуть ранее откопавшие сундук отца Жака с его куклами.

Затем вся троица следует в столицу Абидонии, где сначала попадает под арест, а затем встречается с королём. Пенапью признают за принца и освобождают, а Жака и Марту сажают в подземелье замка. Теодор приказывает Марселле тайно сжечь сундук с куклами (однако та этого не делает). Марселла и Патрик находят в сундуке засохшую голубую розу, которая, по легенде, является сывороткой правды для всех окружающих. Марселла ставит цветок в вазу с водой, в надежде, что роза оживёт, и приносит её в зал, где начинается обед в честь Пенапью.

Роза действительно оживает, и оказывается, что легенда правдива. Все обитатели дворца, которые вдыхают её аромат, теряют способность лгать и начинают говорить правду. Исключение — Давиль, у которого с утра алкоголический (король — не дурак выпить) артиллерийский аллегорический, как несколько раз сказал король аллергический насморк, и он не чувствует её запаха. (Этим, кстати, объясняется его искреннее удивление и непонимание происходящего). Патрик вообще излечивается от немоты, исполняя при этом песню «Не покидай», в честь которой назван фильм. Все массово перестают бояться канцлера, и начинается восстание, которое распространяется на весь город. Выясняются особенности прихода действующего короля к власти, в результате чего происходит ссора в королевской семье. Жака и Марту выпускают из подземелья.

Узнав, что причина эпидемии правдивости — голубая роза, Давиль произносит прочувствованный монолог о том, что ничего хорошего из этого не выйдет: «Бедные вы мои… Господа, вы ужаснётесь последствиям. Кто будет говорить правду? Кто — и во имя чего? Вот та банановая корка, на которой вы поскользнётесь. — Все будут говорить правду, все! — ВСЕ? А вы не готовы к этому! Не готовы! Сумки почтальонов распухнут от правдивых… ДОНОСОВ! Граждане Абидонии узнают друг о друге ТАКОЕ! Чернь отбросит всяческий стыд — чего ей стесняться, ведь они же правдолюбцы: вот, глядите, любуйтесь на наш срам! „— Надоел! — скажут дети учителю, — пошел вон!“». Но никто не верит злодею…

Потом Давиль стреляет в розу и ранит Марселлу, инстинктивно прижавшую цветок к груди. Затем, осознав, что система рушится необратимо, он принимает яд, которым ранее пытался отравить героев. Рана тяжёлая, доктор уехал в Пенагонию, помощи ждать неоткуда — и она умирает с улыбкой на губах под песню Патрика о надежде. Образцовая слезогонка: «Раньше он не мог петь, потом я не смогу слушать…»

Неужели Марселла умрёт? Но тут происходит чудо: роза на груди у Марселлы из голубой становится красной, да и у Пенапью уж слишком радостное выражение лица. Многие зрители до сих пор жарчайше спорят, выжила она или нет[3]. Полюбившие Марселлу поклонники фильма отказались верить в трагическую гибель девушки и выдвинули теорию, что волшебная голубая роза в финале впитала в себя кровь и смерть ангельски чистой и доброй Марселлы, воскрешая её и становясь после этого обычным красным цветком (главная миссия, мол, выполнена, можно и на покой). По словам режиссёра, это однозначное указание, что всё-таки выжила — но, когда улыбалась, была уверена, что умрёт.

Что здесь есть[править]

  • Добрый король — ядовитое издевательство над тропом. Сатирическая песня, которую исполняют господа-студенты, называется «Замечательный король» и повествует о государе, жившем в самом лучшем королевстве, в самом-самом лучшем замке. Он лично играл и в салки, и в прятки с местными детьми, и вообще никогда их не обижал… Только вот за проступки детишек порол, сажал и казнил их родителей.
  • Злодейская сутулость — Нечаев играет эпизодическую роль горбатого точильщика. Отнюдь не злодей, но зловеще пророчествует.
  • Крохотное королевство — вероятно, Абидония, Пенагония и Мухляндия (только упоминается). Напрямую об их размерах не говорится ничего, однако по косвенным признакам похоже. Принц Пенагонии совершает официальный визит с таким микроскопическим эскортом, что пятеро разбойников легко захватывают его высочество; ординарец короля Абидонии уводит в самоволку весь гарнизон города; путь от границы королевства до столицы занимает несколько часов (что, правда, не мешает до границы в другие стороны ехать месяц, но всё же).
  • Непоколебимая чистота:
    • Пенапью — вплоть до того что даже не подумал воспользоваться пистолетом, который принцу дал подержать грабящий его атаман разбойников. А по неумению Пенапью хитрить ехидно прошёлся Теодор: «А ведь отроки, при дворе воспитанные, учатся этому с пелёнок! Как же его-то эта наука обошла?».
    • Марселла, что подсвечивается тем же Пенапью, добрая, нежная и отзывчивая.
  • Помыли и одели — чтобы помочь ограбленному Пенапью, Теодор заставляет раздеться приехавшего на встречу с принцем маркиза: «Крепи дружбу моей короны с ихней!».
  • Постоянная шутка — Теодор всё время забывает, что у Давиля аллергический насморк, и коверкает это название. А если рядом в этот момент находится Оттилия, она неизменно поправляет его величество.
  • Уличный исполнитель — Жак и Марта, а также шарманщик с попугаем (Ростислав Рахт) ближе к финалу.
  • Холодное и пенное — после бани король наслаждается кружкой пива, к зависти своего приближенного.
  • Что это было? — так на что всё-таки аллергия у канцлера — на персики или на «ботанику чудесную»? Насморк-то у него с утра, а роза появилась во дворце и ожила гораздо позже. Обоснуй: про аллергию именно на «ботанику» мы знаем только со слов самого канцлера, который вполне мог на этот счёт и соврать. В конце концов, чего не наговоришь, чтобы уйти красиво…

Песни[править]

За Альбину, Марселлу и Оттилию пела Наталья Островая, за Патрика — артист театра музкомедии Анатолий Тукиш (обладатель прекрасного голоса, но скорее забавной внешности), за Разбойника — Павел Бабаков.

  • Сбежать в брак — в утренней песне принцесса об этом и мечтает: замуж — и отсюда!
  • Злодейская песня — целая россыпь:
    • «Турниры отменили» — принцессе мало того, что она прикалывается над несчастным немым парнем, она ещё пытается его зафрендзонить и вызвать на агрессию. Однако песня совсем не злодейская (как и сам персонаж).
    • Песня разбойничьего атамана, «Подари лошадку атаману». Ему мало просто забрать дорогого коня у пленённого им принца — непременно надо ещё и поглумиться.
    • Песня Давиля — «Надоедает быть вторым…»
    • Коллективная злодейская песня «Утренняя молитва» — о том, как злодеи друг друга ненавидят.
    • Песенка короля «Всё равно и наплевать» — обличает в нём не столько злодея, сколько козла, но всё же…
  • Крутой баритон — Давиль, Разбойник и Лысый Лакей.
  • Музыкальный триппер — ни одна песня так просто не отвяжется. А для затравки… «Подари лошадку атаману, слышишь, подари!».

Песня Патрика

  • Песня о расставании/Пожалуйста, не оставляй меня — песня Патрика.
  • Песня о смерти/Песня про меня — «Прощальная песня» про влюблённого принца.
  • Песня против злодея — песня Марселлы.
  • Предсмертная песня — аж два зигзага.
    • В середине фильма Патрик поёт «Прощальную песню», похоже, пытаясь в спарринге на шпагах нарваться на случайный удар. Однако его партнёр большой мастер, и Патрик остаётся жив и без единой царапины, но побеждён.
    • В конце фильма Патрик поёт «Песню о надежде» по просьбе тяжело раненной Марселлы, и эта песня становится предсмертной, но не для него, а для его возлюбленной. (Или не предсмертной??)
  • Разбитый идол — обращение Патрика к Альбине. «Найти стараясь лучшие слова, / не знал я, красотою ослеплённый, / что красота быть может не права, / что ангел обернётся скорпионом. / Да, это я сейчас досочинил, / над божеством развенчанным горюя. / „Я Вас люблю!“ — вчера я говорил. / „Я Вас страшусь!“ — сегодня говорю я».
  • Юный тенор — у Патрика.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Бисёнэн — пример целенаправленного использования в советском кино. Особенно примечателен Патрик.
  • Говорящее имя — не имеющий актёрского образования Игорь Красавин был взят на роль исключительно из-за внешних данных. Красавец ведь!
  • Затмить адаптацией — сказку Теккерея. Правда, адаптация получилась ну очень вольной.
    • Сценарий фильма бродит по сети и тоже довольно сильно отличается от конечного результата съёмок.
  • На тебе!/Отечественное кино — финал явно задумывался как насмешка над советской цензурой и правительством СССР. У канцлера почти весь фильм была «аллергия» на эту розу, но в конце он и сам начинает «резать правду-матку» о своих убеждениях, чем окончательно настраивает против себя даже своих сторонников.
    • Для современных зрителей мрачные слова канцлера, коими он старался охладить пыл героев, кажутся почти пророческими, а он сам — тираном поневоле, желающем сохранить более-менее нормальную жизнь в королевстве, давя всех цензурой и сажая политических преступников, чтобы не скатиться в анархию. Торжество правды в королевстве подозрительно напоминает всеобщее развенчание в эпоху Перестройки, а все помнят, чем это кончилось в реальной жизни. Впрочем, герои сказки действуют от всего сердца, так что слова канцлера вряд ли сбудутся.
    • Кто-то действительно считает, что причиной кризиса 1990-х стала правда?
      • «Правдивость» из фильма подозрительно напоминает «полный отказ от цензуры чего-либо». Слова канцлера — не о правде, а о чрезмерной «антицензурности», которая действительно привела к падению нравов в 1990-е — можете посмотреть статистику.
  • Откровение у холодильника — когда Атаман начинает петь, он передает поводья коня не одному из сообщников, а солдату из эскорта. Уж не было ли у разбойников своего человека в свите?
  • Штампы фанфиков по фэндомам:
    • Патрик отрекается от престола, поскольку считает себя неспособным править государством.
    • Марселла выживает. (На это намекается и в фильме, в фанфиках это просто проговаривают прямым текстом)
    • Как следствие из этого, часто встречаются фанфики, в которых молодой король выбирает между Альбиной и Марселлой.
    • В особо запущенных случаях уползают Давиля!

Примечания[править]

  1. Не хочет, потому и «не может». Речи ужасно занятый канцлер успел накатать листов двадцать.
  2. Если вам во время просмотра слышится совсем другой голос, да ещё и с характерным прибалтийским акцентом — не пугайтесь, это просто при реставрации фильма озвучку от Удовиченко убрали.
  3. У Теккерея персонаж Марселлы оказался законной принцессой Пенагонии, т. к. отец Пенапью узурпировал власть. Она вышла за персонажа Патрика, а персонажи, соответствующие Пенапью и Альбине, тоже поженились.

[изменить]

Советское искусство

Мета Соцреализм
Литература А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Зелёный фургон • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц
Кино и телефильмы Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы

Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм
Авария — дочь мента • Александр Невский • Андрей Рублёв • Асса • Белое солнце пустыни • Большое космическое путешествие • В бой идут одни «старики» • Фильмы Гайдая (Бриллиантовая рука • Иван Васильевич меняет профессию • Кавказская пленница • Операция «Ы» и другие приключения Шурика) • Гардемарины • Глубокий рейд • Гостья из будущего • Дина • Достояние республики • Здравия желаю! • Иванко и царь Поганин • Игла • Иди и смотри • Кин-дза-дза! • Кто заплатит за удачу? • Курьер • Люми • Морозко • Москва слезам не верит • Не бойся, я с тобой! • Не покидай… • Отряд • Пираты XX века • После дождичка, в четверг… • Последнее дело комиссара Берлаха • Приключения Электроника • Пятнадцатилетний капитан • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Сказка странствий • Служебный роман • Неуловимые мстители • Танк «Клим Ворошилов-2» • Убить дракона • Фронт • Чапаев • Чародеи • Человек-амфибия • Человек с бульвара Капуцинов • Чучело
Советская космическая фантастика: Большое космическое путешествие • Дорога к звёздам • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Мечте навстречу • Мир Полудня (Трудно быть богом • Обитаемый остров) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца • …

Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Мультипликация Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»

Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг

Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом

Музыка Жанры: Авторская песня • Русский рок

Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск

Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв

Очень хороший фильм. Посмотреть я его взялся, ясное дело, вслед за hanna_summary .

Великолепная подборка актёров, да и сами персонажи на редкость колоритные.

Патрик (Игорь Красавин) — абсолютно романтический герой. Возвышенный, грустный, добрый, смелый, почти неземной. Пишет стихи, фехтует, влюблён в Принцессу. Сначала немой, затем открывает в себе песенный дар, а под конец и сам оказывается принцем. Плюс H/C.

Принц Пенапью (Артём Тынкасов) — антипод Патрика. Ничуть не менее привлекателен, чувствуется в нём такая удивительная смесь застенчивости, добросердечия и лукавства. Даже не могу сообразить, кого он мне напоминает. Местами он (к сожалению) похож на Александра Рыбака с Евровидения, зато порой в его выражении лица проскальзывает что-то от Буратино из Нечаевского же фильма.

Принцесса Альбина (Варвара Владимирова) — по-своему симпатичная внешне, задорная по характеру, при этом стервозная, но в меру. Манерой речи, интонациями и лицом неуловимо напоминает tael00 .

Король Теодор (Вячеслав Невинный) — так сыграть надо суметь!

Канцлер (Альберт Филозов) — в качестве злодея просто прекрасен. Ближе к концу приобретает ещё и трагический шарм, если можно так выразиться.

Оттилия (Регина Разума) — вот такая роль ей подходит идеально, особенно с этим иностранным акцентом (закос под гувернантку?). До этого я видел её в «Сказках старого волшебника», там она играла Добрую Фею — так у меня уже тогда (видимо авансом) случился когнитивный диссонанс.

Лысый Лакей (Юрий Багинян) — тоже колоритнейший персонаж. Между прочим, при такой внешности он бы прекрасно сгодился на роль какого-нибудь злого волшебника. Вот, например, нежно любимый мною колдун Каргор из сказки «Астрель и Хранитель леса» Софьи Прокофьевой:

По-моему, похож.

А здесь тоже он, второй слева, но виден хуже:

Кстати, о самой сказке — кто не читал, рекомендую.

Атаман разбойников (Александр Денисов) — ещё один харизматический злодей, жаль что его роль невелика.

Да и сам режиссёр, Леонид Нечаев, оказывается снялся в эпизодической роли горбуна-точильщика.

Симпатичны также Марта с Жаком. Причём типаж их выбран очень точно — такие классические персонажи второго плана. Обаятельны, дружелюбны, но при этом главных героев не затмевают, а годятся им скорее в спутники или друзья. Будь, скажем, Марта красоткой или, наоборот, дурнушкой, весь эффект был бы смазан.

Собственно, бродячие актёры с повозкой и вообще мотивы кукольного театра сразу настраивают на сказочный лад — тут и «Три толстяка» вспоминаются, и «Золотой ключик», и тот же Орландо из «Сказки странствий» — хоть он и не актёр, но какая-то романтика средневековых менестрелей во всём этом есть.

А сцена в кибитке, где Жак, Марта и принц Пенапью распевают песню про зрителей — один из самых счастливых эпизодов фильма, на мой взгляд.

Вполне архетипичен также Удилак (Анатолий Рудаков).

Королева (Лидия Федосеева-Шукшина) наверное тоже неплоха, но меня она не впечатлила. По идее, она вроде бы преподносится как единственный порядочный человек из всего королевского семейства, но… что-то в её манере держаться есть отталкивающее. В результате Королева получилась «ни к селу, ни к городу» — и злодейкой её не назовёшь, но и на роль праведницы она не тянет.

Удачны географические названия: Мухляндия, Пенагония, Остров Берцовой кости.

Есть, впрочем, и несколько минусов, а также непоняток.

Кто мне не понравился в кастинге, так это Марселла (Светлана Селезнёва). По сюжету очевидно предполагалась милая тихая замухрышка типа Золушка, чья красота не в броской внешности, а в золотом сердце и прочее бла-бла-бла. Однако ей так и не удалось по-настоящему выйти из тени Принцессы почти до самого финала. За весь фильм она себя практически никак не проявила, а её услужливость и кротость смотрятся слабовато. Более того, из-под маски тихони периодически прорываются жеманство и кокетство, поэтому складывается впечатление, что и вся эта её добродетельность фальшивая.

Неудачным кажется мне также выбор девочки, исполнившей роль Ники. Ника оказалась блёклая и совершенно невыразительная. И не ангелочек, и не сорванец, и даже не скромняшка, а вообще непонятно что. Можно было сыграть гораздо живее.

Альбине не идёт короткая <s>сбруя</s> юбка, в которой она щеголяет вторую половину фильма. При её склонности к полноте куда лучше смотрелось длинное платье, в котором она танцевала в самом начале первой серии.

Как-то на удивление легко и быстро посланцы Короля столковались с разбойниками, заграбастав краденного коня. Это наводит на размышление: уж не нашу ли доблестную таможню символизируют эти пограничные разбойники?

Фильм снимался на цветную плёнку, однако краски при этом настолько блёклые, что возникает желание его раскрасить — как недавно сделали с «Золушкой» 1947 года.

Фамилия (прозвище? творческий псевдоним?) Жан-Жака Веснушки выбивается из общего ряда имён.

Почти все лучшие (на мой взгляд) песни фильма сгруппировались в самом начале — не то что даже в первой серии, как пишет hanna_summary , а в её первой половине. Собственно, из песен мне больше всего понравились:

«Турниры отменили»,

«Истина» [вот её бы скачать где-нибудь без «помех» из эпохи короля Анри],

«Притупилась чувствительность зрителей»,

«Прощальная песня» («Жить не хочу») и

«Эй спешите, торопитесь» [совершенно запоротая наложением постороннего диалога и к тому же оборванная практически на полуслове].

Затем, с некоторым отставанием идут:

«Любви полно и радости всё королевство наше»,

«Подари лошадку атаману»,

«В самом лучшем королевстве»,

«Всё равно и наплевать» и

«Утренняя молитва» («Куда бы деть мою супругу»).

Ну и напоследок:

«Надоедает быть вторым»,

«Не покидай!» и

«Надежда».

Теперь, кстати, понятно, откуда слизнула мотив Маша Распутина для песни «Ах, Москва».

Любопытно, а что авторы хотели сказать вводной песней про истину? Или это просто поэтический перифраз поговорки «сказка ложь, да в ней намёк»? Но тогда не видна связь с центральной «темой розы». Впрочем, она не видна в любом случае.

Что касается самой розы — лично мне такой стержень сюжета кажется неудачным. Посаженный безвестным ангелом магический цветок попадает практически случайно в королевский замок, в результате чего всем становится невмоготу больше врать/молчать и Империю лжи постигает скоропостижный коллапс. А где, спрашивается, подвиги? Сразу вспоминается «Джельсомино в стране лжецов» (Дж.Родари): там рушится аналогичное завравшееся королевство, но для этого героям приходится немало постараться. Трудности там всякие, риск, борьба… А тут какое-то растение, пусть даже сто раз прекрасное… И прорезавшаяся откровенность всех этих новоявленных правдорубов носит чисто физиологический характер — вроде того же насморка у Канцлера. Некузяво. Помню, в институте нам приводили цитату из Достоевского: «красота спасёт мир», а затем поясняли, что на самом деле ФМД имел в виду красоту Христова подвига.

Неясно, для чего понадобился эпизод с отсылкой Патрика в Летний замок (перед приездом Пенапью), если он всё равно в итоге никуда не поехал? Только затем, чтобы у него был повод «спеть» Прощальную песню?

В принципе, лишних и затянутых сцен в фильме довольно много. К концу второй серии на фоне эманаций всеобщей откровенности складывается ощущение некой бутафории, унылой ирреальности происходящего — как будто герои устали играть, «забыли слова» и сами не знают, что делать дальше. То есть, не хватает драйва, активных действий и острых реплик, всё идёт как-то вяло, словно в полусне. И даже когда значимые события наконец случаются (выход стражи из повиновения, выстрел, самоубийство Канцлера) — реакция героев какая-то заторможенная. Им бы при таких делах следовало пылать ненавистью, или перерезать друг дружку, или сбежать на край света, а они даже поссориться толком не могут — снуют вокруг да около всё в том же составе, как зачарованные, и неохотно переругиваются.

В результате, невольно возникает предположение, что не будь в фильме стольких хороших песен, у него оказалось бы на порядок меньше фанатов.

Насчёт пейрингов. Это действительно очень странный фильм. Он и заканчивается нехарактерно для детских сказок: точки над i не расставлены, совершенно непонятно, кто с кем останется после всех этих коллизий. Даже про Марселлу до конца не ясно — погибла она или выживет. Роза сменила цвет, но что это означает поди расшифруй. Википедия сообщает, что роза вобрала в себя жизнь Марселлы, посему эта жизнь никогда не будет кончена. Через три дня приходит другой викиавтор и начисто стирает этот пассаж.

Неизвестно также, окончательно ли развалился брак Короля с Королевой.

Более или менее достоверно можно предположить только то, что Пенапью на Принцессе Альбине не женится. Друг другу они не понравились с самого начала; самой Альбине теперь только Патрика подавай; а Пенапью слишком искренний человек, чтобы жениться без любви на девушке, ему антипатичной.

Зато с Патриком не всё так однозначно. С одной стороны, он вроде как прозрел, и обозвал Альбину скорпионом. С другой стороны, песню «Не покидай!» он поёт аккурат _после_ этой сцены, и смотрит при этом на Альбину влюблёнными глазами, и это между прочим заглавная песня всего фильма. Как бы это объяснить? Кроме того, разочарование в Альбине у него наступило, когда он разглядел её бессердечность: отсутствие сострадания к Нике и её отцу-музыканту. Но потом, под действием ли розы, или просто потому что душа её не окончательно очерствела, Альбина вполне себе человечно роняет слёзы над раненой Марселлой. Значит, не такой уж она скорпион?

Выстрел в розу — имхо читерство, конечно, но для киносказки вполне простительное.

С шутками по поводу канцлерова насморка всё же перебор. «Аллигаторский» (или как там было?) — конечно смешной эпитет, но столько раз хохмить на одну и ту же тему, пожалуй, не стоило.

Лишними мне кажутся сцены с приступами у Патрика. К чему они? Когда человек попеременно то бросается пафосными речами, то беспомощно падает в обморок, это сбивает с толку. Быть одновременно патетичным и жалким — органично выходило только у Дон Кихота. Не в соционическом смысле, разумеется.

И что мешало Канцлеру самому стать королём, если уж так надоело быть вторым? Обвести вокруг пальца солдафона Теодора по-моему не составило бы никакого труда. А уж в конце, когда Король чуть ли не уговаривает Канцлера взять корону — тот не проявляет к ней никакого интереса.

Да и сам Король себе противоречит. То мечтает, как бы избавиться от супруги и от дочки заодно. А то вдруг, глядя на корону, сокрушается: «из-за этого украшения потерять семейство!»

Не вполне ясны намёки насчёт дворца и живодёрни. Хотя в общем-то ясно, конечно, что простые люди стараются держаться подальше от королевской семейки. Но такой поголовный игнор приезжих актёров всё-таки смотрится странно. Логичнее было бы как-то предупредить ребят, чтобы не совались в пекло.

Ещё вопрос: в финале Канцлер признаётся, что его насморк — «аллергия на их ботанику чудесную». Однако ботаника (роза) проникла во дворец уже после того, как зашла речь про злополучный насморк. Да и вообще, кажется, этот насморк у Канцлера хронический.

Когда Канцлер пьёт йад, Лысый Лакей составляет ему компанию. Затем Канцлер падает, а Лакею хоть бы хны. То, что один из трёх бокалов не был отравлен, я помню. Но зачем вообще Лакею в этой ситуации пить что-то вместе с Канцлером? На алкоголика, которому любой повод будет кстати, ЛЛ вроде не похож.

И кого изображает грустная светловолосая кукла из сундучка актёров? Патрика? Марселлу? Белого ангела, посадившего розу? Жан-Жака? До меня не дошло. :(


Впрочем, про искусственных гвардейцев я тоже не понял — восковые они что ли, и зачем они нужны?

Интересна последняя фраза Пенапью. «Ваш врач, сказали мне, уехал к нам, в Пенагонию… насовсем… А нам не нужны такие… которых надо срочно, а их нет…» Это типа завуалированный выпад против эмигрантов эпохи перестройки, в которую снимался фильм? Или просто добрые слова без всяких подтекстов?

Вообще, начиная с прошлого года непокидайский мир постигла целая серия утрат: ушли из жизни Вячеслав Невинный, Игорь Красавин, Леонид Нечаев… И даже бывший муж Варвары Владимировой, как сообщает Википедия, погиб в ноябре 2009 г. при катастрофе «Невского экспресса».

А ещё жаль, что Игорь Красавин не захотел стать актёром, и к тому же сторонился напоминаний о своём участии в этом фильме — предпочёл работу в строительной фирме, принципиально не отвечал на письма поклонниц, отказывался от интервью. Конечно, глупо ждать, чтобы актёр вёл себя в обычной жизни так же, как сыгранный им киногерой, но меня такие несовпадения всякий раз огорчают. А теперь уже ничего и не поправить.

Не покидай
Жанр

сказка, музыкальный фильм

Режиссёр

Леонид Нечаев

Автор
сценария

Георгий Полонский

В главных
ролях

Вячеслав Невинный
Лидия Федосеева-Шукшина
Альберт Филозов

Оператор

Анастасия Суханова

Композитор

Евгений Крылатов

Кинокомпания

Беларусьфильм

Длительность

140 мин.

Страна

СССР

Год

1989

IMDb

ID 0271082

Просмотр онлайн  


Только на территории России:

  • Смотреть на TVzavr

«Не покидай» — телевизионный двухсерийный художественный фильм, снятый по одноименной пьесе Георгия Полонского, которая была написана по мотивам сказки Уильяма Теккерея «Кольцо и роза».

Сюжет

В сказочное королевство Абидония, где на троне сидит большой поклонник лошадей король Теодор, а реально правит его свояк — ярый противник свободомыслия канцлер граф Давиль, тайно приезжают странствующие актёры Жак и Марта. Отец Жака, Жан-Жак Веснушка, когда-то был другом покойного короля Абидонии Анри Второго, погибшего вместе с женой 16 лет назад. При Теодоре всех бродячих артистов сослали в концлагерь абидонского типа — далёкий Остров Берцовой Кости, где они и доживали свой век. Но перед ссылкой Жан-Жак успел закопать свой реквизит, который и завещал сыну. Жак и Марта откапывают сундук с куклами Веснушки. Затем они спасают от падения в пропасть принца королевства Пенагония — Пенапью. Принц ехал ко двору короля Теодора свататься к его дочери, принцессе Альбине, но по дороге был ограблен разбойниками. Пенапью уговаривает спасителей отвезти его ко двору абидонского монарха, обещая попросить у короля для артистов разрешение выступать в королевстве.

По приезде в столицу подружившаяся компания была схвачена полицией и брошена в подземелье. Принц Пенапью рассказал во время допроса у короля, что ограбившие его разбойники забрали призового жеребца, которого он вёз в подарок королю. Король признал, что Пенапью — действительно принц, и принял его во дворце.

Во дворце живёт воспитанник королевы, немой поэт Патрик, влюблённый в принцессу Альбину. Вместе со служанкой Марселлой, которой король приказал сжечь сундук Жана-Жака Веснушки, они находят в сундуке удивительную засохшую голубую розу, аромат которой, согласно преданию, заставляет говорить правду каждого, вдохнувшего его. Марселла ставит розу в вазу с водой, в надежде, что роза оживёт.

Во дворце начинают происходить удивительные вещи. Немой поэт начинает говорить, а Теодор и жена канцлера Оттилия начинают против своей воли рассказывать поразительные вещи. Выясняется, что прежние король и королева, Анри II и Эмма, были убиты в результате заговора Теодора, канцлера и Оттилии. Всё начинает выходить из-под контроля: гвардия гуляет по городу, королева Флора и принцесса Альбина узнают всю правду о заговоре, а народ начинает бунтовать. Наконец, Альбина понимает, что Патрик, которого она презирала за неблагородное происхождение, — настоящий принц.

Канцлер Давиль, единственный, на кого Роза не оказала своего действия (всё по причине напавшего на него в тот день страшного аллергического насморка), пытается «образумить» Теодора и побудить его к борьбе за корону, за которую «такой ценой плачено», но Теодор, вдохнув волшебного аромата, устал врать в первую очередь самому себе. Он не хочет больше власти, почестей, жалеет, что потерял семью и хочет простой жизни.

Наконец, канцлер узнаёт, в чем причина этой «безумной» откровенности, которая напала на всех во дворце, — Марселла рассказывает ему о розе. В последней попытке восстановить статус кво Давиль стреляет в цветок, но попадает в Марселлу. Понимая, что игра проиграна, канцлер кончает с собой.

Марселла же смертельно ранена, и ей остаётся всего несколько минут… Тогда она просит Патрика спеть ей. Принц поёт ей последнюю песню о надежде. Вбегает Пенапью, которого посылали за доктором, и вдруг на его лице выражается изумление. Роза на груди у Марселлы постепенно из голубой превращается в красную.

В ролях

  • Вячеслав Невинный — король Теодор
  • Лидия Федосеева-Шукшина — королева Флора
  • Альберт Филозов — канцлер, граф Давиль
  • Регина Разума — Оттилия, супруга Канцлера, сестра Флоры
  • Игорь Красавин — Патрик (озвучание и вокал — Анатолий Тукиш)
  • Варвара Владимирова — принцесса Альбина (озвучание — Ольга Машная, вокал — Наталья Островая)
  • Светлана Селезнёва — Марселла
  • Владимир Ставицкий — Жак (озвучание — Борис Шувалов)
  • Елена Антонова — Марта (озвучание — Елена Цыплакова)
  • Артём Тынкасов — принц Пенапью
  • Анатолий Рудаков — Удилак
  • Юрий Багинян — лысый лакей, личный шпион канцлера во дворце (озвучание — Леонид Нечаев)
  • Александр Денисов — атаман лесных разбойников (вокал — Павел Бабаков)
  • Валентин Букин — хозяин харчевни
  • Леонид Нечаев — старик-точильщик

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Георгий Полонский
  • Режиссёр: Леонид Нечаев
  • Оператор: Анастасия Суханова
  • Художник: Владимир Голубев
  • Композитор: Евгений Крылатов
  • Текст песен: Леонид Дербенёв

Интересные факты

  • Сказка-пьеса, по которой поставлен фильм была написана Георгием Полонским в 1984 году.
  • Премьера фильма на телеэкране состоялась на Центральном телевидении в передаче «В гостях у сказки» в сентябре 1989 года.
  • Исполнитель роли Патрика — Игорь Красавин не имел актёрского образования. Его встреча с Леонидом Нечаевым произошла в минском метро. В тот день по возвращении из школы он рассказал: «Мама, сегодня в метро меня какой то дядька бородатый обсматривал со всех сторон. Я сначала так напугался, но потом он подошёл ко мне и говорит: Мальчик, хочешь сниматься в кино?» Эта была его первая и единственная роль в кино.
  • В 1990 году Игорь Красавин вошёл в пятёрку лучших актёров по мнению журнала «Советский Экран», наряду с В. Цоем и тройкой гардемаринов: Д. Харатьяном, В. Шевельковым, С. Жигуновым.
  • В силу отсутствия актёрских навыков Игорь Красавин, ученик 10-го класса, не был обучен сценической речи и обладал сильным белорусским акцентом. Леониду Нечаеву пришлось попросить Анатолия Тукиша не только петь за Патрика, но и озвучить его реплики.
  • Съёмки фильма проходили в 1988-89 году в Таллинне и в Ялте.
  • О фильме вскоре незаслуженно забыли, он был положен на полку через два года после выхода на экран и только в середине 2000-х он вновь периодически стал появляться в эфире детских кабельных каналов.
  • Куклы-марионетки были специально изготовлены для фильма Мариной Грибановой (ныне директор московского театра детской книги «Волшебная лампа»). Сами куклы не сохранились. Были утеряны в результате автокатастрофы, в которую попал грузовик, перевозивший реквизит. Несколько костюмов находятся в музее киностудии «Беларусьфильм».
  • В 2009 году, в 20-летие фильма «Не покидай» Игорь Красавин скончался в минской больнице после перенесённой операции по удалению аневризмы сосудов головного мозга. Ни факт его смерти, ни юбилейный для фильма год, никак не был отмечен на телевидении.

Ссылки

  • «Не покидай»  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Все о фильме «Не покидай»
  • Сообщество в Живом журнале, посвящённое фильму «Не покидай» и творчеству Леонида Нечаева
  • Видеоотрывки с песнями из фильма
  • Уильям Теккерей. «Кольцо и роза, или история принца Обалду и принца Перекориля» в электронной библиотеке lib.ru.

Фильмы Леонида Нечаева

Приключения в городе, которого нет (1974) • Приключения Буратино (1975) • Эквилибрист (1976) • Про Красную Шапочку (1977) • Примите телеграмму в долг (1979) • Мнимый больной (1980) • Проданный смех (1981/1988) • Сказка о Звёздном мальчике (1983) • Рыжий, честный, влюблённый (1984) • Питер Пэн (1987) • Репетитор (1987) • Не покидай (1989) • Безумная Лори (1991) • Сладкая сказка (1997) • Сверчок за очагом (2001) • Дюймовочка (2007)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не безынтересный праздник
  • Не наши праздники которые мы празднуем
  • Не отмечаю праздники вообще
  • Не ?айда ?ашан сценарий
  • Не наш это праздник не наш 14 февраля