Не смотрите наверх сценарий

Что нас ждёт в будущем фильме Netflix — и в чём его потенциальные проблемы.
Мнение сценарии Don't Look Up (ДиКаприо + Netflix) 3

После принёсшего ему долгожданный «Оскар» «Выжившего» Леонардо ДиКаприо не радовал нас частыми появлениями на большом экране. За прошедшие пять лет он снялся лишь в одном художественном фильме — «Однажды в Голливуде». Так что, когда я узнал, что Лео подписался на фильм для Netflix то, честно говоря, удивился.

Речь идёт о комедии Don’t Look Up. Её ставит режиссёр Адам Маккей, снявший «Копов в глубоком запасе», «Игру на понижение» и «Власть». Помимо ДиКаприо, в проекте участвуют такие известные актёры как Дженнифер Лоуренс, Мерил Стрип, Тимоти Шаломе, Джона Хилл, Крис Эванс и Рон Перлман.

Когда сценарий Маккея Don’t Look Up всплыл на просторах всемирной сети, я решил ознакомиться с ним. Благо, в сюжете фигурируют астрономы и астероид-убийца. Прочитанная мной версия датирована 22 января 2020 года и насчитывает 122 страницы.

О чём фильм

Итак, в центре сюжета Don’t Look Up находится пара учёных — Рэнделл и Кейт (их сыграют ДиКаприо с Лоуренс). Во время рутинных наблюдений кометы им удаётся увидеть её столкновение с огромным 140-километровым астероидом. В результате тот сходит с орбиты и, как показывают расчёты, через полгода неминуемо столкнётся с Землёй и попросту уничтожит её. Астрономы оперативно сообщают о случившемся властям. К сожалению, американскому президенту (очередная пародия на Трампа, только в этот раз женского пола и, судя по IMDB, в исполнении Мерил Стрип) не до того. Она пытается продавить своего кандидата в Верховный суд, а тут ещё на носу и промежуточные выборы. Так что президент просит астрономов вернуться через пару месяцев, когда станет поспокойнее.

После этого наши герои пытаются поведать о грядущей катастрофе СМИ. Но их никто не слушает, потому что все заняты более важными делами, вроде обсуждения знаменитостей и политических дрязг. А когда астрономам всё же удаётся выступить на телешоу, их история уступает по рейтингу недавнему скандалу в семействе известного рэпера, и соцсети её игнорируют. К счастью для героев, президент вляпывается в очередной скандал, и, пытаясь отвлечь внимание публики, вспоминает про астероид и ставит его в центр повестки дня.

Белый дом организует грандиозную операцию по уничтожению камня… чтобы в последний момент её отменить. Дело в том, что миллиардер Питер Ишервелл (надо полагать, пародия на Илона Маска или Джеффа Безоса) предложил Белому дому идею получше. Оказывается, астероид состоит из полезных ископаемых на триллионы долларов. Вместо уничтожения его можно раздробить на несколько обломков — а после того, как они упадут в Тихий океан, достать и извлечь несметные богатства. Правда, если хоть что-то во время операции пойдёт не так, Земля будет уничтожена. Но жажда денег затмевает здравый смысл, и президент даёт согласие на эту авантюру. Параллельно на Земле ширится движение людей, вообще отрицающих существование астероида (потому что это заговор властей) и призывающих людей не смотреть на небо…

Исходя из моего описания, вы уже поняли, что Don’t Look Up представляет собой сатиру с намеренным сгущением красок и утрированием деталей. Конечно, юмор — дело индивидуальное. То, что одного вгоняет в хохот, другому может показаться абсолютно не смешным — и с этим ничего не поделаешь. Так что моя оценка, пожалуй, будет даже более субъективной, чем обычно. Тем не менее, должен сказать, что работа Маккея меня не впечатлила. Почему? Пожалуй, я могу выделить две основные группы причин. Первая связана с сюжетом, вторая — с персонажами.

Проблемы с сюжетом

Мнение сценарии Don't Look Up (ДиКаприо + Netflix)

Сюжет Don’t Look Up, по сути, сплошная метафора глобального потепления. С одной стороны, есть куча научных данных, неопровержимо свидетельствующих об изменениях климата. С другой — масса людей, отрицающих само явление или его связь с человеческой деятельностью. Это, по всей видимости, и объясняет согласие ДиКаприо сняться в фильме. Он давно известен экоактивизмом и борьбой за защиту окружающей среды.

Разговор о потеплении выходит далеко за рамки обзора сценария, так что я просто отмечу одну важную вещь. Изменения климата — это длительный процесс, последствия которого проявляются постепенно — на это требуются десятки, сотни, тысячи лет. И в том-то и кроется суть проблемы. Даже если взять самые апокалиптические прогнозы того, что случится из-за потепления, речь всё равно идёт о временах, когда нас, скорее всего, уже не будет на свете. А когда речь идёт о том, что мы вряд ли ощутим на своей собственной шкуре, это не воспринимается как угроза, на которую немедленно реагировать. Пускай ледники Гренландии полностью растают к 2300 году — нам то какая разница, если к тому моменту мы будем мертвы? Далеко не все так думают, но это (пускай даже и подсознательно) определённо сказывается на восприятии ситуации многими людьми.

А в сценарии Маккея речь идёт не о десятилетиях и даже не о годах. Астероид упадёт на Землю менее чем через шесть месяцев. Да, люди могут врать, преуменьшать опасность какого-то события и даже пытаться заработать на катастрофе. Но в в сценарии речь идёт о гарантированном уничтожении всего живого через полгода без каких-либо альтернатив. Такая ситуация не вяжется с массовым поведением людей в стиле отрицателей глобального потепления, для которых, если ты чего-то не видишь, значит, этого не существует. Даже с учётом того, что Don’t Look Up сатира, это просто не работает на сюжетном уровне. На мой взгляд, Маккею нужно было использовать не астероид, а что-то другое в качестве метафоры глобального потепления (или вообще, отказаться от неё) — тогда, возможно это бы улучшило восприятие от истории.

К тому же, есть ещё и проблема реализма, которая тоже повлияла на моё мнение о сюжете. Действие сценария вроде как разворачивается в наше время. Но дело в том, что если бы Земле действительно угрожало столкновение со 140-километровым астероидом — мы бы ничего не смогли сделать. Ни сейчас, ни через 10 лет, не даже через 20 лет. Такая проблема выходит далеко за пределы наших технологических возможностей. И то, какая партия имеет большинство в Конгрессе и кто сидит в Белом доме, никак на это не повлияет. Так что опять же, на мой взгляд Маккею следовало выбрать другую угрозу, если он хотел высмеять сложившееся в Штатах положение дел.

Смотрите также

Защита от метеоритов. Грозит ли нам Армагеддон? 9

Защита Земли от астероидов. Как предотвратить Армагеддон?

 Игорь Край |  01.07.2018

Сможем ли мы защитить планету от метеорита размером с Тунгусский? Можно ли уничтожить опасный астероид ядерным взрывом и в чём правы, а в чём нет создатели фильмов «Армагеддон» и «Столкновение с бездной»?

Проблемы с персонажами

Второй аспект — это персонажи. Откровенно говоря, мне почти нечего о них сказать. В сценарии много действующих лиц, но все они словно перекочевали из «Идиократии». Герои не отличаются особым умом, не видят дальше собственного носа и вообще прописаны весьма невыразительно. Да, это сатирическая комедия — но это же не значит, что в ней не должно быть запоминающихся личностей. Например, тот же персонаж Лоуренс можно описать ровно одним словом — раздражённая. На протяжении всего сценария она злится и раздражённо реагирует на всё, что происходит вокруг. И всё. Это весь её персонаж.

Единственный, кто демонстрирует хоть какие-то метаморфозы — герой ДиКаприо. Но речь скорее идёт о внешних проявлениях. После выступления на ТВ Рэндалл становится популярен в соцсетях, получает должность научного советника и начинает интрижку с известной ведущей, бросая семью. Это иллюстрируется изменением его облика — если в начале истории он выглядит как типичный преподаватель с неряшливой бородой, то затем постепенно набирает лоска и гламура.

Я не сомневаюсь, что ДиКаприо легко изобразит эту визуальную метаморфозу. Проблема в том, что, хоть мы и видим, как меняется Рэндалл, это лишь его внешность. Прочитав сценарий, я так и не понял, кто он как человек. Это просто сюжетная оболочка — и остаётся надеяться, что ДиКаприо сумеет её наполнить.

Мнение сценарии Don't Look Up (ДиКаприо + Netflix) 2

Мне запомнился лишь один персонаж — карикатурно-тестостеронный астронавт из славного американского прошлого, который мечтает взорвать астероид во благо USA и постоянно отпускает неполиткорректные реплики. Надеюсь, именно его сыграет Рон Перлман (или хотя бы Крис Эванс — но, думаю, ему скорее доверят пародировать Маска). От такой роли хотя бы можно получить удовольствие.

Подводя итоги, скажу, что если сценарий Don’t Look Up не подвергался с тех пор сильным изменениям, я сомневаюсь, что итоговый продукт меня порадует. Как, в общем-то, это обычно и бывает с фильмами Netflix. В сценарии, конечно, есть несколько хороших разговорных шуток и забавных моментов, но этого слишком мало для фильма со столь звездным составом.

Впрочем, ещё раз напомню, что юмор есть юмор, и то, что не зашло одному, может прекрасно зайти кому-то другому. Плюс, в жанре комедии многое зависит от актёрской игры и импровизаций уже по ходу самих съёмок. Надеюсь, эти факторы в итоге всё же сумеют вытянуть Don’t Look Up на более подходящий для такого проекта уровень.

Если вам понравилась статья, поддержите автора материально

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Avatar photo

Показать комментарии

Страны США
Жанр Фантастика, Драмы, Комедии
Режиссёры Адам МакКей
Продюсеры Адам МакКей, Кевин Дж. Мессик, Джефф Дж. Ваксман
Актёры Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Роб Морган, Джона Хилл, Марк Райлэнс, Тимоти Шаламе, Рон Перлман, Тайлер Перри, Мелани Лински, Кейт Бланшетт, Мэрил Стрип, Ариана Гранде, Кид Кади, Химеш Патель
Сценаристы Адам МакКей, Дэвид Сирота
Операторы Линус Сандгрен
Композиторы Николас Брителл
Художники Клэйтон Хартли
Монтаж Хэнк Коруин
Режиссёры дубляжа Ирина Веникова
Актёры дубляжа Сергей Бурунов, Наталья Грачёва, Любовь Германова, Диомид Виноградов, Ольга Зубкова, Александр Воронов, Никита Прозоровский, Иван Породнов, Максим Якимов, Михаил Георгиу
Бюджет, $ 75 000 000
Сборы в мире, $ 791 863

Золотой глобус · 2022

Номинации: Лучший сценарий, Лучшая женская роль (комедия или мюзикл), Лучший фильм (комедия или мюзикл), Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл)

Один древнегреческий мыслитель, большой любитель парадоксов, как-то задался вопросом: если Земля круглая – то где находится конец света? Сегодня никто, за исключением кучки маргиналов, не отрицает факта шарообразности Земли. Но вот от ожидания очередного Апокалипсиса человечество почему-то отказываться не намерено. Только теперь сценарий Конца света создается не на Патмосе (где апостол Иоанн писал свое Откровение), а в Голливуде, где режиссер и продюсер Адам Маккей создал очередную страшилку-смешилку о Конце света под названием «Не смотрите наверх».
Обратите внимание: набор способов уничтожения человечества за последние годы несколько оскудел. Если во времена расцвета творчества Владимира Высоцкого нас «то тарелками пугают (дескать, подлые, летают), то у них собаки лают, то руины говорят», то теперь зрители регулярно видят на экранах нашествия зомби, прибытие пришельцев-оккупантов или падения астероидов (комет, для разнообразия). Самый экстравагантный вариант Конца света, если вы помните события 2012 года, был связан с тем, что каким-то чудаковатым индейцам лет 500 тому назад просто календарь вести надоело.
Маккей решил попугать нас кометой. Она неумолимо приближается к Земле, вероятность столкновения составляет практически 100 процентов. Два астронома, доктор Рэндалл Минди (Леонардо Ди Каприо) и его аспирантка Кейт Дибаски (Дженнифер Лоуренс) пытаются привлечь к этому печальному обстоятельству внимание властей США в лице президента Джейн Орлин (Мэрил Стрип), главы ее администрации и по совместительству сыночка Джейсона (Джон Хилл). Все напрасно. Орлин занята предстоящими выборами и назначением в состав Верховного суда своего бывшего любовника. Астрономы идут на телевидение, где ведущие популярного шоу Бри Эванти (Кейт Бланшетт) и Джек Бреммер (Тайлер Перри) забалтывают тревожный месседж, который Минди и Дибаски пытаются донести до человечества.
Дело осложняется вмешательством в ситуацию миллиардера Питера Ишервела (Марк Райлэнс). Он обнаруживает в ядре кометы огромные запасы редкоземельных металлов, которые очень нужны его компании BASH для производства мобильных телефонов. Исключительно меткая и злобная пародия на Илона Маска, Билла Гейтса и иже с ними.
Противостояние между здравым смыслом и научным мировоззрением с одной стороны и дебильным стремлением к сиюминутной политической и коммерческой выгоде доходит до абсурда. Орлин призывает население планеты просто не смотреть наверх, игнорируя приближающуюся к Земле Звезду смерти.
Оценивая картину, зрители и критики единодушно отмечают, что успех ей может принести фантастически звездный кастинг. С этим, конечно, можно согласиться. Но, на мой взгляд, не все звезды экрана отработали в «Не смотрите наверх» на должном уровне.
Откровенную творческую неудачу потерпел Леонардо Ди Каприо. Доктор Минди в его исполнении никак не тянет на звание «самого сексуального астронома», которым его награждают по роли. К сожалению, времена «Титаника» остались в далеком прошлом. Ди Каприо, судя по всему, не горит желанием регулярно посещать тренажерный зал, а потому обращение к нему музыкальной звезды Райли Бины (Ариана Гранде), которая называет профессора «старпером» (такой вариант перевода был выбран российскими прокатчиками), кажется вполне справедливым. Мешковатая фигура, блинообразная физиономия – совсем не герой-любовник. Видимо, чувствуя себя не в своей тарелке (не в своей роли), Ди Каприо не проявляет в полной мере своих актерских талантов. Единственное исключение – сцена истерики доктора Минди в прямом телеэфире. Буря страстей сыграна очень убедительно, но потом Ди Каприо снова гаснет и уже не феерит до самого конца картины.
Дженнифер Лоуренс не показала ничего особенного. Ее истерики на фоне аналогичной сцены, разыгранной Ди Каприо, выглядят достаточно бледно. Миленькое личико, пропирсингованный носик – маловато будет для оскароносной звезды.
А вот Мэрил Стрип внесла, на мой взгляд, чуть ли не решающий вклад в то, что фильм получит свою порцию наград. Фантастически злобная пародия на президента Трампа! Чувствуется, что актриса до сих пор испытывает удовольствие от своей работы. Стрип великолепно подыгрывает Джон Хилл. Такой очаровательный надутый хам – настоящее украшение экранного Белого дома.
Вообще то, как показана мадам президент и ее сынок, демонстрирует нам степень ненависти, которую до сих пор голливудская либеральная тусовка испытывает к экс-президенту. Тут создатели картины и Мэрил Стрип слегка, на мой взгляд, перестарались. «Не смотрите наверх» напрямую работает на дискредитацию самого института исполнительной власти США.
Думаю, многих зрителей заинтересовал вопрос: снималась ли пожилая актриса в сцене с обнаженкой, или целлюлит на ягодицах мадам президентши продемонстрировала дублерша Мэрил Стрип? Если звезда снялась в этой сцене лично – огромный респект ее отваге. Она подает отличный пример Ди Каприо.
Украшением картины, на мой взгляд, стала работа еще двух звездных дуэтов. Сценки, разыгрываемые Кейт Бланшетт на пару с Тайлером Перри, с одной стороны, и Арианой Гранде и Скоттом Мескади (играет диджея Челло) – с другой, что называется доставляют.
Вообще юмористическая составляющая картины создана на самом высоком профессиональном уровне. Получилась очень гармоничная амальгама ситкома и стендапа. Набор шуток/гримасок/телодвижений актеров очень хорош (тут снова не могу не отметить игру Мэрил Стрип). Откровенных провалов по части вкуса я не заметил. Кое-что на грани фола, но черту эту сценаристы и авторы диалогов не пересекают.
Еще одно интересное обстоятельство: Маккею удалось смешать абсолютно различные жанры. Вроде бы серьезная страшилка, Апокалипсис нам показывают самый всамделишный. Где-то в последней трети фильма «Не смотрите наверх» из злобненькой сатирической комедии норовит трансформироваться в натуральную трагедию. Пафос начинает зашкаливать. Однако, благодаря двум заключительным сценам (они перемежаются финальными титрами), Маккею удается вырулить и снова посмешить зрителей на уровне классной черной комедии.
Но главным недостатком картины я бы счел чересчур затянутый хронометраж. Могу кому-то показаться старомодным, но до сих пор считаю: если режиссеру не удается за полтора с небольшим часа рассказать полноценную экранную историю – ему стоит просто снять сериал. Чувство времени изменило Маккею. Два с четвертью часа – это уже перебор. И дело не в том, что зритель за это время будет регулярно отвлекаться от экрана (чай-водка-потанцуем). Просто внимание человека на такое время удержать практически невозможно (сравните: вузовская «пара» длится час 20 минут или полтора часа). А потому структура «Не смотрите наверх» кажется слегка рыхловатой.
И, наконец, принципиальный вопрос: что в итоге? Нас рассмешили или все-таки напугали? Фильм представляет собой страшилку или смешилку? У меня лично возникли ассоциации со знаменитой в свое время песней «Письмо в редакцию телевизионной передачи „Очевидное — невероятное“ из сумасшедшего дома — с Канатчиковой дачи». Метафора великого барда сегодня становится все более актуальной. Наш мир с его соцсетями, телевизионными шоу, маркетинговыми акциями и политическими клоунадами все больше напоминает именно сумасшедший дом, обитатели которого способны с гибельным восторгом наблюдать за Концом света в любом варианте. Лишь бы потом можно было пост разместить. Ставьте лайки!

11 марта 2022

  • Астероид Чиксулуб, о котором упоминает Кейт Дибиаски, упал на Землю 66 миллионов лет назад на территории нынешней Мексики. Предполагаемый размер астероида составлял 10 километров в ширину, и в результате 75% всей жизни на планете погибло. Известный как убийца динозавров, астероид оставил кратер, диаметр которого оценивается в 150 километров, а глубина — в 20 километров.
  • Президент Орлин неправильно произносит имя доктора Оглторпа как Огилви. Огилви — так звали астронома из «Войны миров» Герберта Уэллса, который первым заметил начало марсианского вторжения.
  • Дженнифер Лоуренс снималась в большинстве своих сцен со сломанным зубом, и из-за ограничений, действовавших во время пандемии Covid-19, она не смогла его вылечить. Недостающая часть зуба была добавлена на этапе постпродакшна.
  • Это была идея Джона Хилла о том, чтобы его персонаж повсюду носил сумку Birkin, поскольку он и создатели фильма посчитали, что это добавит абсурдистский оттенок, если глава администрации президента будет носить ядерные коды в сумке стоимостью 30,000 долларов.
  • Чтобы убедительно сыграть своего персонажа, Леонардо ДиКаприо поговорил с реальным астрономом и консультантом по фильмам Эми Майнцер. По словам Адама МакКея, ДиКаприо долго беседовал о реальной математике, стоящей за сюжетом фильма, и действительно прошел около шести месяцев курсов по орбитальной динамике.
  • Когда его спросили, является ли президент Орлин республиканкой или демократкой, режиссер Адам МакКей ответил, что думает, что каждой из сторон нечем гордиться за последние 40 лет.
  • Снимки кометы почти идентичны по форме и ориентации комете Хейла-Боппа, которую можно было наблюдать невооруженным глазом около 18 месяцев в конце 1990-х годов.
  • У Тимоти Шаламе не должно было быть длинных волос в фильме, но, когда съемки были перенесены с апреля на ноябрь 2020 года, он не подстриг их во время изоляции. Затем, во время встречи по Zoom, режиссеру понравилось, как это выглядело, и он попросил его не стричься перед съемками.
  • Приблизительно на 101-й минуте на экране появляется QR-код. Если отсканировать ссылку, откроется видео на Youtube под названием «Ariana Grande & Kid Cudi — Just Look Up (Full Performance Video) — Don’t Look Up – Netflix».
  • Большинство показанных смартфонов, используемых персонажами и представленных компанией BASH на протяжении всего фильма, являются «водородными» телефонами, изготовленными производителем кинокамер RED. Эти телефоны были колоссальным провалом для RED из-за высокой цены и постоянных задержек, которые сделали их довольно устаревшими ко времени выпуска.
  • Кейт ставит статуэтку астронома Карла Сагана рядом с книгой «Разумная жизнь во Вселенной», которую Саган написал в соавторстве с советским астрономом Иосифом Шкловским, известным своей работой об экзистенциальных рисках для человеческой жизни на Земле.
  • Номер телефона, указанный для звонков с целью душевного успокоения (1-800-532-4500), это номер America’s Hottest Talk Line, где на линии ждут разговора горячие девушки.
  • Если бы она не была моей матерью…», говорит сын президента. Это перекликается со словами Дональда Трампа: «Если бы [Иванка Трамп] не была моей дочерью, возможно, я бы встречался с ней».
  • На 2021 год проект стал 3-м самым просматриваемым фильмом Netflix всего за 11 дней.
  • В актерский состав входят пять лауреатов премии «Оскар» (Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Кейт Бланшетт, Мэрил Стрип и Марк Райлэнс) и два номинанта на премию «Оскар» (Тимоти Шаламе и Джона Хилл).
  • Адам МакКей первоначально планировал снять фильм для Paramount Pictures до того, как он был приобретен Netflix в апреле 2020 года.
  • В Овальном кабинете висит президентский портрет Вудро Вильсона. Вильсон создал законы о шпионаже и подстрекательстве к мятежу, которые запрещали говорить или писать об оппозиции правительству или участии Соединенных Штатов в Первой мировой войне.
  • Многие актеры не могли попасть на съемочную площадку, пока отделы причесок, макияжа и костюмов разрабатывали внешний вид персонажей, поэтому некоторые парики приходилось подбирать и подгонять дистанционно. Кейт Бланшетт, которая играет ведущую ток-шоу Бри Эванти, была в Лондоне до начала съемок в Бостоне, поэтому она привезла свой собственный парик из дома. Робу Моргану, который играет доктора Клейтона «Тедди» Оглторпа, помог человек из другого шоу в Джорджии примерить разные парики, потому что он не мог попасть на примерку.
  • Адам МакКей первоначально предложил героине Мерил Стрип выглядеть как Сьюз Орман, но Стрип было любопытно, почему так много женщин-республиканцев носят прическу со светлыми локонами, и она хотела выглядеть очень по-республикански. После примерки нарядов создатели фильма решились на это. Каждый раз, когда личный парикмахер Стрип Тони Уорд делал ей парик и прическу, если он поднимал их немного выше на макушке, она просила не пытаться сделать так, чтобы это выглядело красиво.
  • В одной из сцен с новостным репортажем, когда доктор Рэндалл Минди видит комету, на заднем плане появляется надпись, гласящая, что лопаты продаются по цене 599,99 доллара.
  • Сцены базы ВВС в фильме, включая сцены внутри самолета C5-B Galaxy, были сняты на резервной базе ВВС Westover в Чикопи, штат Массачусетс, недалеко от Спрингфилда, штат Массачусетс.
  • Это всего лишь второй широко рецензируемый фильм на агрегаторе Rotten Tomatoes с рейтингом «rotten», получивший номинацию на премию «Оскар» за лучшую картину (после «Жутко громко и запредельно близко» (2011)).
  • В сцене семейного ужина персонаж Тимоти Шаламе находится на кухне и готовит гору мяса. Это отсылка к фильму «Близкие контакты третьей степени» (1977), где Ричард Дрейфус делает то же самое с картофельным пюре.
  • Когда Рэндалл произносит тосты за комету Дибиаски, на короткое время появляется доска с карикатурами и мемами. На ней фотография Галилео Галилея (одного из изобретателей телескопа) с написанной от руки фразой: «Иногда подбрасывайте мой телескоп в воздух, напевая «AYYYO GALILEO!»»
  • Персонаж Арианы Гранде исполняет «Just Look Up» на концерте. Эта композиция является отсылкой на ее настоящую песню, выпущенную в 2017 году под названием «One Last Time».
  • Леонардо ДиКаприо и Мелани Лински оба играли возлюбленных Кейт Уинслет: ДиКаприо в «Титанике» (1997) и «Дороге перемен» (2008), а Лински в «Небесных созданиях» (1994).
  • Мэрил Стрип и Тимоти Шаламе ранее вместе снимались в фильме » Маленькие женщины» (2019).
  • В фильме есть 2 актера из франшизы «CSI», Пол Гилфойл и Роберт Джой.
  • Последняя реплика Рэндалла, в которой он говорит, что если задуматься, то получается, что у нас было все. Это была импровизация Леонардо ДиКаприо.
  • Среди объектов, плавающих в пространстве во время заключительных титров, виден красный автомобиль. Это может быть отсылкой к красному автомобилю Tesla Roadster, запущенному в космос миллиардером Илоном Маском в 2018 году, учитывая сатиру фильма, касающуюся технологических гигантов-миллиардеров в космических полетах.
  • Во время финала, когда комета сталкивается с Землей, на мгновение показана обнаженная пара в постели вместе. Сцена не была снята специально для фильма. Это отрывок из видео, загруженного в 2019 году на канал PornHub Lena Rica. На момент выхода Don’t Look Up видео набрало 680,000 просмотров.
  • Во время финальных титров можно увидеть бронзовую статую быка, которая в реальной жизни стоит на Уолл-стрит в Нью-Йорке, парящую в пространстве и кажущуюся золотой. В Библии статуя золотого тельца олицетворяет поклонение ложным богам, и этот образ часто используется для описания капиталистических крайностей, показанных в фильме.
  • По словам Адама МакКея, у Леонардо ДиКаприо была проблема со сценой с обнаженной Мэрил Стрип, хотя там была задействована дублерша. Лео рассматривает Мэрил как королевскую особу в мире кино. Ему не нравилось видеть ее с татуировкой на пояснице, разгуливающей голой.
  • Когда Кейт (Дженнифер Лоуренс) объясняет Филиппу (Химеш Патель) о том, что комета больше метеорита, который вызвал вымирание динозавров, на заднем плане появляется человек в костюме динозавра.
  • В сцене во время финальных титров, происходящей на чужой планете, среди выживших людей можно увидеть мужчину с длинными волосами и татуировкой с надписью «Paul». Этот персонаж пародирует Кид Рока.
  • Второй фильм, где Кейт Бланшетт и Леонардо ДиКаприо сыграли роль любовников. Ранее подобное было в картине «Авиатор» (2004), где Бланшетт сыграла Кэтрин Хепберн, а ДиКаприо снялся в роли Говарда Хьюза.
  • Корабль, который используется для попытки раздробить комету на части, имеет поразительное сходство с омнидроидом из «Суперсемейки» (2004) (The Incredibles). Также Марк Райлэнс и Леонардо ДиКаприо используют слово «incredible» во время презентации этого корабля.
  • В сцене вечеринки доктор Минди заявляет, что волнуется за Кейт, камера переключается с бумбокса на Леонардо ДиКаприо, он произносит что-то еще, но звука нет. Затем звук его голоса вновь возвращается, когда он произносит тост.
  • Когда президент Орлин и другие персонажи в конце фильма взлетают на кораблях, она предлагает Рэндаллу место в их спасательном флоте. Странно, что она думала, что у них было достаточно времени, чтобы забрать Рэндалла несмотря на то, что они не знали, где он, но в то же время она думала, что у нее недостаточно времени, чтобы забрать своего сына Джейсона, когда поняла, что забыла его, хотя он был недалеко от стартовой площадки.
  • На концерте, когда доктор Минди и Кейт обращаются к толпе, доктор Минди произносит «nuclear» как «nucular» в англоязычной версии фильма, что является распространенным неправильным произношением. Такой солидный ученый как он не допустил бы такой ошибки.
  • Сумочку Джейсона Орлина видно парящей в космосе во время финальных титров, но он держит ее в сцене после титров, когда выходит из-под обломков.
  • В начале фильма Кейт Дибиаски изображена в шерстяных перчатках, печатающей на клавиатуре. Когда она встает, чтобы поработать на сенсорном экране, она на мгновение показывает свои голые руки, а затем на них снова появляются шерстяные перчатки.
  • Когда доктор Минди впервые видит комету в небе, его телефон подключен к автомобильному держателю. Когда он выходит из машины, он достает свой телефон из кармана и звонит Кейт, но все еще виден телефон, который подключен к автомобильному держателю.
  • Когда Юл (Тимоти Шаламе) и Кейт (Дженнифер Лоуренс) лежат на матрасе на крыше, наблюдая за звездами, руки Юла находятся то за головой, по бокам, то снова за головой.
  • Рэндалл Минди снимает очки и кладет их на стол, одновременно ополаскивая лицо водой. Когда он идет вытирать лицо, очки находятся в другом положении.
  • После того, как Юл пытается поцеловать Кейт, в кадр попадает съемочная группа и все оборудование.
  • Когда доктор Минди впервые видит комету, он заявляет, что находится в Лансинге, штат Мичиган. Уличный указатель позади него гласит «Petronelli Way», что находится в Броктоне, штат Массачусетс.
  • Астрономы в действительности выключают все огни и экраны внутри купола, когда делают снимки неба.
  • Когда Кейт Дибиаски видит комету и разговаривает по телефону, она говорит, что надо посмотреть на Полярную звезду и Венеру, и она прямо там. Венера никогда не бывает рядом с Полярной звездой. Кроме того, она видна только на горизонте в течение нескольких часов после восхода или захода солнца.
  • В одной из сцен показывают, как комета пролетает мимо Юпитера. У нее есть хвост, которого не должно быть в этой точке ее орбиты, так как комета находится так далеко от солнечного тепла, которое и приводит к образованию хвоста.
  • Во время первой сцены запуска есть кадр, на котором люди смотрят за происходящим в Лиссабоне (это видно по флагу, названию города и логотипу португальского телевидения), но субтитры в этот момент отображаются на бразильском португальском языке.
  • Военный самолет, на котором доктор Рэндалл Минди (Леонардо ДиКаприо) и Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) летят в Вашингтон, — это C-5 Galaxy. Они должны располагаться над грузовой палубой длиной во весь самолет — на верхней палубе, предназначенной для полета людей, где есть 80 сидений, обращенных к хвосту самолета.
  • Слово «Telemetry» (Телеметрия) написано с ошибкой как » Telemetery» на панели.
  • Когда Кейт и Юл впервые видят комету, и Кейт указывает на Полярную звезду, кажется, что она показывает направление прямо над головой. Это имело бы место только в том случае, если бы она находилась на Северном полюсе или вблизи него. В Иллинойсе Полярная звезда будет находиться к северу и примерно в 40 градусах над горизонтом.
  • Точно так же, как первые два дрона выходят из строя, на табло отображается, что дроны 08 и 27 уничтожены, хотя на самом деле они не выходят из строя до тех пор, пока не достигнут кометы.
  • Когда доктор Рэндалл Минди останавливает свою машину на улице, чтобы посмотреть на комету, и кричит: «Вот она!», прохожие тоже смотрят вверх, но в совершенно других направлениях.
  • По мере приближения кометы, задолго до того, как она станет видимой невооруженным глазом, она постепенно станет видимой для астрономов-любителей, которые обладают небольшими телескопами и даже простыми биноклями.
  • В сцене после титров можно увидеть Джейсона Орлина, выходящего из руин после удара, разговаривающего и делающего селфи. Однако, учитывая масштаб удара из-за размера кометы, непосредственными последствиями будет сильнейшая жара от баллистически возвращающегося выброса. Орлин был бы убит мгновенно при контакте с атмосферой.
  • Прежде чем доктор Минди и Кейт войдут на телевизионное интервью, станция метро за пределами здания меняется с 57-й улицы на 47-ю во время смены ракурса камеры.
  • Cмотреть «Не смотрите наверх» на всех устройствах

    Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках

    Подключить устройства

    Это всего лишь конец света: «Не смотрите наверх»

    «Не смотрите наверх», 2021

    «Не смотрите наверх» — одна из самых громких лент 2022 года, которая на «Оскаре»-2022 получила номинации сразу в нескольких категориях: «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек». Юлия Коваленко разбирает, почему фильм вызвал бурную реакцию, но наград на «Оскаре» так и не взял. Впервые текст был опубликован в номере 3/4 журнала «Искусство кино».

    Реакция профессиональной критики и массовой публики на фильм Адама Маккея «Не смотрите наверх» — лучшая иллюстрация того, как в реальности разворачивается описанная в картине модель поведения людей, столкнувшихся с чем-то неоднозначным. Хотя, казалось бы, ирония или же, точнее, сатира заключается в том, что нет ничего более определенного, чем комета размером с гору Эверест, стремительно приближающаяся к Земле, и вероятность их столкновения 99,78 процента.

    Так вышло, что, вместо того чтобы консолидироваться и обсудить очевидную проблему фильма, зрители разделились на два лагеря (как по шпаргалке) и принялись доказывать, стоит или не стоит верить режиссеру с его остросоциальным, политическим и экологическим заявлением. С одной стороны, слышны похвалы дерзости этой актуальной постковидной критике общества, погрязшего в системе имиджей, рейтингов и невозможности отличить истину от постправды. С другой — раздаются скептически настроенные голоса, которые не спешат доверять глобальности такой проблематики. Тому виною излишняя карикатурность характеров, шероховатость художественного метода, неизысканный юмор, перебор со звездностью в актерском составе.

    Можно сказать, что «Не смотрите наверх», как и выступление на утреннем шоу главных героев — аспирантки Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) и профессора Рэндалла Минди (Леонардо Ди Каприо), — не покорил бы вершины рейтингов и удостоился разве что нескольких десятков вялых мемов и недовольства отдела планирования контента. Но разве можно ставить под сомнение суть достоверного заявления, ссылаясь на недостаток манеры его подачи. Адам Маккей показывает: еще как можно. И эта особенность коллективного восприятия чуть ли не бóльшая проблема, чем потенциальная угроза катаклизма, способного уничтожить жизнь на Земле.

    Осмысление нового фильма Адама Маккея выпало на тот период, когда саркастичность и неестественность поведения героев этой истории уже была осуждена, а в настоящей, отнюдь не сатирической реальности начало происходить то же самое. Человечество оказалось втянуто в неметафорическую военную катастрофу, последствия которой могут стать критическими, но согласия по поводу того, что происходит сейчас, нет.

    Можно было бы поздравить режиссера с тем, что прокат его фильма и последующая реакция — идеальный перформанс, размывающий границы художественного вымысла и медийной реальности. Картина стала буквально пророческой.

    Противостояния относительно «Не смотрите наверх» серьезны. В оскаровской гонке фильм получил номинации в категориях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек». Но вероятность, что все эти награды отойдут другим картинам, — 99,78 процента.

    Большой загадки в этом нет. Стоит учесть, что такова судьба любого сатирического произведения — достойная драма почти наверняка западает в душу подавляющему большинству зрителей, а хорошая комедия делит аудиторию пополам. Банально, но восприятие юмора индивидуально и требовательно. Так повелось, что к комедии предъявляется гораздо больше ожиданий. Если зрителя не удалось рассмешить, это провал более очевидный, чем если зрителя не удалось «развести» на слезы катарсиса.

    «Не смотрите наверх», 2021

    К этому стоит добавить: любое политическое и социальное высказывание также имеет своих сторонников и противников, будь то республиканцы vs демократы, сторонники доказательной медицины vs антипрививочники, фанаты vs хейтеры lifestyle-движения в инстаграм и т.д. В новом фильме, снятом в лучших традициях «Черного зеркала», Маккей именно это и демонстрирует. Осознанно или нет, но у режиссера вышло довольно забавное метавысказывание, которое при всем том оригинальным не назовешь. Хотя не стоит поспешно записывать такой недостаток в минусы. До оригинальности ли, когда даже повторенные десятки и сотни раз прописные истины не усваиваются в головах зрителей.

    Не лишним будет вспомнить, что и такой жанр, как фильм-катастрофа, — явление, скептически воспринимаемое широкой аудиторией (а уж профессиональной тем более). Чем зрелищнее апокалиптическое событие, тем менее убедительно оно с точки зрения законов физики, астрономии, экологии. А чем достовернее изображаемый катаклизм, тем скучнее .Что поделать, если внимание общества не привлекают повышение среднегодовой температуры на два-три градуса и попытки объяснить, к чему это приведет через десять лет. Но вспомним смерчи с поперечным диаметром километр, наводнения, дотягивающиеся до Гималаев, и кометы размером с горы, что грозят прошить планету насквозь.

    С другой стороны, чего ждать от зрителя, если сам режиссер, используя традиционные для такого рода фильмов монтажные приемы, одновременно серьезен и ироничен, и в этой неопределенности подтачивает впечатление от картины. Калейдоскоп кадров, будто бы позаимствованных с каналов Discovery и National Geographic, — типичный набор визуальных образов для разговоров о природных и техногенных катаклизмах. Вот только остается неясным, использует ли Маккей их в качестве стёба над приевшимся приемом или же действительно считает адекватным подобный способ освоения сюжета отсылками к тому, чего человечество грозит лишиться. Ни графически, ни сценарно, ни технически режиссер не подсказывает, как относиться к этим стоковым видеовставкам.

    И это на самом деле единственный упрек, на который стоит обратить внимание, если говорить о «Не смотрите наверх» с точки зрения художественной целостности. Не очень понятно, насколько серьезно режиссер относится к тому, что в очередном фильме-катастрофе мир как бы замкнулся на Соединенных Штатах, несущих ответственность за безопасность планеты. Маккей добавляет в сценарий слишком мало вводных, в том числе сатирических, чтобы уловить его принципиальную позицию по поводу роли США в мировых катаклизмах.

    Теперь о звездности фильма. И здесь нашлось место для споров: кто-то считает, что великолепная актерская игра — это единственный плюс картины, кто-то — что звезд в фильме больше, чем удачных гэгов, и такое наличие актеров первой величины вызывает лишь недоумение. Случайно ли, что ни Леонардо Ди Каприо, ни Дженнифер Лоуренс, ни Мэрил Стрип, ни Тимоти Шаламе ни в одной актерской номинации выдвинуты не были.

    То, что картину обошли стороной в плане актерских наград, на самом деле вызывает большее разочарование, чем очевидные споры относительно ее тематики. Поскольку именно в мастерски сыгранных персонажах фильма кроется то, что можно назвать режиссерской (спойлер) неутешительной идеей. Любопытно проследить за тем, кого, как и с какой мотивацией представляют именитые актеры. Когда мир кинематографического произведения сатирический, катастрофический винегрет критики, политики и абсурда, каждый персонаж (или группа персонажей) воплощает смыслообразующие путеводные линии, складывающиеся в представленную картину мира.

    «Не смотрите наверх», 2021

    Может показаться, что фильм сосредоточен на демонстрации абсурдности, с какой решается любая проблема в современном обществе, и что главное — два противоборствующих лагеря, к которым с легкостью можно отнести тех или иных героев. Фактически это действительно так: сторона тех, кто призывает посмотреть наверх, и сторона тех, кто призывает наверх не смотреть. Или, если проще: тех, кто пытается Землю спасти, и тех, кто по каким-то причинам этому препятствует.

    Оказывается, что персонажей можно поделить на тех, кто принимает реальность проблемы, и тех, кто эту реальность игнорирует. Вторых, конечно, больше, потому что даже те, кто «смотрит наверх», могут делать это не сознательно: из-за трендов, френдов и красивых лозунгов. И это второй уровень разговора о насущных проблемах. Природный катаклизм, конечно, опасен, но инфантилизм интернет-эпохи куда как опаснее.

    Загрязнение информационного поля (даже из благих побуждений) — именно то, что смешивает объективную данность с эмоциями, реакциями, фейками, «личными мнениями». Отклонение от основной проблемы (даже на несколько градусов) неизменно приводит к искажению картины, которое невозможно исправить — крен будет только усиливаться тем больше, чем дольше будут вестись обсуждения. Страшнее самого явления его стихийность и децентрализованность. Казалось бы, отдельно взятое мнение в каком-то уголке земного шара не может повлиять на поток обсуждений. Но эта иллюзия — одна из тем, в адрес которых направлена сатира Маккея.

    Однако если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что никакого разделения между персонажами режиссер вообще не проводит. Все стороны, призывы, хештеги, «за и против» — пена от вскипевшего молока. Поскольку активное противоборство развернулось уже после того, как план по разрушению кометы (и единственный шанс на спасение) был провален. Ответ на вопрос, а зачем тогда они вообще спорят, в том числе косвенно указывает на основную идею фильма.

    Каждый персонаж в «Не смотрите наверх» равно важен и неважен для происходящего. Этот парадокс держит не только сюжет, но и реальность, о которой в фильме рассказывается. Порочный круг хождения между ощущением собственной незначительности и необходимостью принять ответственность и занять сторону. Состояние, при котором осознанность граничит с автоматичностью принятия решений. Важность проблемы сталкивается с бестолковостью способов говорения о ней (выступления профессора Минди на маппет-шоу в духе «Улицы Сезам» — тому прямое подтверждение).

    Интересная в этом смысле параллель проходит между двумя далекими друг от друга персонажами: доктором Оглторпом (Роб Морган) — главой космической безопасности НАСА — и хипповатым Юлом (Тимоти Шаламе) — случайным знакомым Кейт с религиозным воспитанием. Доктор Оглторп — первый человек, который занял сторону профессора Рэндалла Минди и аспирантки Кейт Дибиаски, герой, который мог бы решить вопрос с кометой, если бы не одно «но». Он вообще ничего не делает на протяжении всего фильма. В то время как Юл, появляющийся в последней трети картины и кажущийся многим зрителям совершенно ненужным персонажем, оказывается связующим звеном в кульминационном эпизоде. Именно он читает молитву и соединяет руки сидящих, чтобы встретить неизбежность катастрофы в атмосфере, приближенной к сакральному таинству.

    С Тимоти Шаламе, как это всегда бывает, в фильм входят очаровательная нелепость и трогательная искренность. Такой актер идеально подходит на роль человека, единственного из всего пула персонажей, способного прочитать слова молитвы. Спасут ли героев эти слова? Конечно же нет. Но это не значит, что они не имеют смысла. В этом отношении бездействие большого ученого из НАСА и религиозное действо парня со странным именем равнозначны. Важны и бессильны одновременно.

    Лучше всего то, как работает парадокс ответственности и бессилия, можно увидеть на примере сюжетных линий двух главных героев — аспирантки Кейт Дибиаски и профессора Рэндалла Минди. Ключевые фигуры, они не только контрастируют друг с другом, но и являются метрономами для моральной оценки поведения других персонажей. И здесь даже не требуется противопоставления «ученые — политики», чтобы уловить суть режиссерской мысли. Маккей не говорит, хорошо это или плохо (хотя если учесть жанр фильма, то, скорее, осуждает, но делает это как-то сочувственно и даже трогательно). Он показывает, что человеческая сущность — это данность, с которой приходится иметь дело и которую не стоит списывать со счетов в ситуациях, приближающихся к критическим.

    «Не смотрите наверх», 2021

    Несущая смысловая конструкция картины — Кейт Дибиаски. Мрачная и резкая, со странной прической, колечком в носу и немодными свитерами, словно ожившая героиня мультсериала «Дарья», она единственная, кто неизменно выступает как неприятный голос разума и неоспоримости научных фактов. Неслучайно именно она оказалась первой, кто обнаружил приближающуюся к Земле комету, и не случайно эту комету назвали ее именем. Точка зрения Кейт настолько же прямолинейна и неумолима, как и траектория полета Дибиаски.

    Словно древнегреческая пророчица Кассандра, проклятая Аполлоном за то, что не приняла его любовь, Кейт Дибиаски вопиет (буквально) о надвигающейся катастрофе, но только вызывает смех и неодобрительные взгляды. Довольно забавно в этом аспекте воспринимается смысловая параллель между героиней и названной в ее честь кометой. Кейт — носительница истины, воплощенной символически и буквально — в огромном космическом теле имени Дибиаски, что несется на Землю. Обладание этим знанием (символически и буквально) связано с обладанием властью над самой кометой. Если бы человечество приняло истину, заключенную в форме агрессивного нонконформизма, как данность, оно смогло бы предотвратить катастрофу. Но, поскольку такая стратегия не была реализована, эта же самая истина, неоспоримая, как девятикилометровый космический булыжник, в итоге оказалась причиной гибели цивилизации.

    Самый показательный эпизод, не особенно смешной, но, пожалуй, самый запоминающийся и как бы предсказывающий неутешительный финал: когда генерал из Пентагона, присланный, чтобы сопроводить группу ученых на беседу в Овальный кабинет, взял с героев по десять долларов за крекеры и воду, а чуть позже Кейт, отправившись купить еще немного воды после шестичасового ожидания, узнает, что еда бесплатная.

    Стоит ли говорить, что Дженнифер Лоуренс, которая, кажется, может сыграть героиню любого возраста, социального статуса, интеллекта и эмоциональной раскованности, лучший выбор на роль чудаковатой аспирантки. Кто еще мог бы с невозмутимым достоинством носить такую челку с такими свитерами и оставаться самым здравомыслящим персонажем истории при постоянных вспышках гнева, паники и желанием закинуться ксанаксом.

    Чуть-чуть до статуса хранителя незыблемой истины не хватило профессору Рэндаллу Минди, научному руководителю Кейт, человеку, который рассчитал орбитальную динамику кометы и понял, что траектория ее полета проходит через Землю. Задатки сомнения кроются уже в открывающем эпизоде фильма, когда Минди выводит расчеты на доске, но, осознав, что столкновение неизбежно, стирает последние показания. Страх принять истину и довериться собственным научным расчетам — основное отличие Рэндалла от Кейт.

    Смешной и обаятельный профессор в исполнении Леонардо Ди Каприо — герой, который поддается соблазну сладкоголосых речей, уверяющих, что все будет хорошо, если улыбаться на камеру, говорить, не повышая голоса, не драматизировать и доверять не научной истине, а стратегии имиджмейкеров ведущих политических сил страны. Этот наивный оптимизм, скрывающий тотальное недоверие к происходящему, заставляет Рэндалла поверить в то, что если внедриться в стан «врага» и сыграть по его правилам, то получится протянуть за собой и свои спасительные идеи. Вот только он не до конца осознал, с кем имеет дело.

    «Иногда жизнь становится такой сложной», — пытается оправдаться он перед женой, застукавшей его во время измены с телеведущей Бри Эванти (Кейт Бланшетт). Ближе к финалу, конечно, герой все осознает и в роковой час возвращается к тому, что больше соответствует его образу и натуре, — к любящей семье в маленьком мичиганском домике. Но эта петля и испытание медными трубами нужны были, чтобы показать бóльшую амплитуду действия истины на территории принятия решения и то, что вне зависимости от стратегии поведения исход будет один.

    В конце концов, нельзя сказать, что персонаж Ди Каприо отрицательный или что именно его поведение не позволило ученым добиться своей цели. Дорожка, мощенная благими намерениями, желанием сотрудничать с теми, кто не осознает всей степени опасности, но владеет средствами и влиянием, чтобы предпринять хоть что-то, приводит его к обоснованно проигрышному финалу. Ровно как и всех других героев этого фильма.

    А если разницы нет, в чем же тогда спасение?

    Так и получается, что «Не смотрите наверх» не про то, как нужно или не нужно вести себя, чтобы предотвратить катастрофу. Неутешительный диагноз режиссера — предотвратить не получится, что бы и кто бы ни предпринял. Даже если нам повезет и на горизонте не замаячит юродивый техномиллионер типа Питера Ишеруэлла (Марк Райленс), этой пародии на всех выдающихся лиц от мира IT-технологий. А он обязательно замаячит. Поэтому фильм Адама Маккея, если пытаться понять его посыл, — это, скорее, «Меланхолия» Ларса фон Триера с улыбкой «Джокера» Тодда Филлипса.

    «Не смотрите наверх», 2021

    Почему, например, Орлин-младший (Джона Хилл) с сумкой «Биркин» наперевес выжил, а Джейн Орлин (Мэрил Стрип), в персонаже которой только ленивый не разглядел критику Трампа, нет? По той же причине, по которой генерал из Пентагона взял деньги за снеки, — потому что в этом нет никакого смысла. Точнее будет сказать, в этом нет осмысленности, понятной человеческому разуму, стремящемуся упорядочить и подчинить причинно-следственным связям мир, который вообще-то максимально алогичен. Основная идея находится за горизонтом событийного ряда. Располагается между строк и вне категорий «действие — бездействие» и логической связи «поэтому — так».

    Если ставить знак равенства между действительностью, изображенной в фильме, и нашей «реальной» реальностью, то можно подытожить: катастрофа неизбежна просто потому, что она уже произошла. С точки зрения представлений о нелинейности времени тот факт, что комета отправилась из пункта А в сторону планеты Земля, автоматически предполагает ее столкновение с пунктом Б не когда-то потом на определенном отрезке временной шкалы, а как данность, которая существует как бы сразу и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

    Для физики нелинейного времени или физики мельчайших частиц, например, это столкновение — факт, который просто пока что не случился, но обязательно случится, потому что он уже существует как явление. Так, скажем, постулат о том, что атом на 99 процентов состоит из пустоты, уже неверен, поскольку все его внутреннее пространство всегда занято теоретической возможностью нахождения там движущихся частиц. То, что частицы нет в определенной точке пространства в определенный момент времени, не значит, что ее там нет вообще. Не зря факт того, что комету не остановить, стал очевиден еще в первой половине фильма, и это даже не возводится режиссером до уровня центральной интриги.

    Примерно так описывается состояние тела, попавшего в притяжение черной дыры. Мир за пределами этой зоны будет двигаться со своей обычной скоростью, но для тела, стремительно ускоряющегося под воздействием изменений пространства и времени, это превратится в один бесконечный миг. Тогда оно будет безостановочно распадаться (потому что времени для него уже не существует) и наблюдать происходящее вне горизонта событий как ускоренную проекцию — сотни, тысячи, миллионы лет все быстрее и быстрее будут проноситься перед «глазами» этого тела, застрявшего в вечности между существованием и небытием.

    В этом смысле сюжет, события, последовательность эпизодов совершенно неважны. Земля оказалась обречена в первые минуты фильма, когда комета была обнаружена. А значит, то, как герои встречают эту неизбежность, — единственно важное и доступное для зрителя наблюдение, к которому он может подключиться. Поэтому скрупулезное внимание к актерскому составу, к яркой характерности персонажей не кажется нарочитым.

    То, что действия героев не значат ничего в масштабах Вселенной и даже одной маленькой планеты, не умаляет их важности в каждой отдельной жизни, все еще существующей в этой точке пространства в этот момент времени. До гуманистического пафоса здесь, конечно, далеко, и в излишнем человеколюбии режиссера обвинить не получится, ведь речь не о ценности отдельно взятой человеческой жизни и даже не о том, что для Вселенной все мы — что звезды в их разнообразии и красоте. А о том, что если мы сами не осознаем эту важность и значимость, то никто не сделает это за нас.

    У Рэя Брэдбери есть рассказ «Завтра конец света» (The Last Night of the World; 1951). И он примерно о том же, о чем фильм «Не смотрите наверх» (2021). Конец света наступит. Спустя 70 лет истина вне оценочных суждений оказалась вновь актуальна (а может, и не теряла своей актуальности никогда):

    — Если подумать, как мы жили, этим должно было кончиться.

    — Разве мы были такие уж плохие?

    — Нет, но и не очень-то хорошие. Наверно, в этом вся беда — в нас ничего особенного не было, просто мы оставались сами собой.

    Вернее будет сказать, что конец света уже наступил, только мы еще пока его не застали в нашем временнóм промежутке. Осталось немного подождать.

    Фильм должен выйти в ноябре-декабре 2021 года.

    Об особом подходе актёра к работе над сценарием рассказал режиссер и сценарист комедии Адам Маккей. По его словам, первоначально он не верил, что Ди Каприо захочется сниматься в его фильме. Однако актёру очень понравился сценарий, и он начал делиться с Маккеем своими идеями.

    Ди Каприо очень понравился сценарий. Мы прошлись по нему от начала до конца. Где-то на протяжении четырёх-пяти месяцев мы просто обдумывали идеи.

    Затем мы взяли перерыв на карантин, а после того, как нашли теоретически безопасный способ снять фильм, Ди Каприо сказал, что он в деле. Я не мог в это поверить. В картине он великолепен, что неудивительно.

    Адам Маккей, режиссер и сценарист

    Маккей отметил, что Ди Каприо очень забавный и приземлённый человек, за счёт чего он идеально сошёлся с Дженнифер Лоуренс, которая тоже играет главную роль в фильме. Также в картине снялись Мерил Стрип, Кейт Бланшетт, Тимоти Шаламе, Джона Хилл, Мэттью Перри и Ариана Гранде.

    Комедия «Не смотри вверх» расскажет историю двух астрономов, которые отправляются в путешествие, чтобы предупредить человечество о том, что на Землю летит гигантский метеорит, способный уничтожить планету.

    По словам Маккея, релиз картины состоится в ноябре-декабре 2021 года, однако Netflix пока не объявлял дату премьеры.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неадекватные люди сценарий
  • Не служил 23 февраля не твой праздник
  • Не чувствуется праздник
  • Не сложное меню на праздник
  • Не христианские праздники которые мы отмечаем