Неделя права сценарий

Правовое воспитание – одно из ведущих направлений работы нашей школы. Ежегодно в декабре у нас проходит неделя правовых знаний, в рамках которой педагоги проводят классные часы, беседы, викторины, книжные выставки, конкурсы плакатов и рисунков учащихся, организован просмотр мультфильмов по правам детей. Открывается неделя тематической линейкой. Предлагаю сценарий линейки и план проведения правовой недели «Мир прав детей».

Цель: обобщить знания учащихся по правовому воспитанию.

Задачи:

  • создать условия для размышления детей о человеческих ценностях;
  • развести понятия «права» и «обязанности», повысить мотивацию к их соблюдению;
  • воспитывать правовую грамотность учащихся в соответствии с законодательством РФ;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Приложение 1. Слайд 1 

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые педагоги и ребята!

Слайд 2 

Шапокляк: Обождите-погодите! Меня позабыли! А вот и я! Всем привет!

Ведущий 2: Здравствуй, Шапокляк! А что это у тебя в руках?

Шапокляк: Я к вам в гости спешила, да не с пустыми руками, я вам подарок принесла. Кто знает, что это такое? (показывает календарь)

Дети: Это календарь.

Шапокляк: Верно. А вот смотрите: в календаре одни числа – синие, а другие – красные. Как вы думаете почему?

Дети: Красные числа – это праздники и выходные дни, а синие числа – это будни.

Шапокляк: Верно. Только вот красных чисел так мало, все синие, да синие, а надо чтоб было наоборот: все красные или только чуть-чуть синих чисел. Не дело это! Мало того, что праздников мало, да еще все они придуманы для взрослых. А вот у детей своих праздников вовсе нет!

Ведущий 1: Ты не права, Шапокляк. Такой праздник есть. Ребята, назовите какой праздник есть у детей.

Дети: День защиты детей!

Ведущий 2: Правильно, молодцы! День защиты детей отмечают 1 июня.

Шапокляк: Ой, до этого праздника ждать ещё долго! А я хочу устроить праздник прямо сегодня и сейчас! Хочу-хочу-хочу!

Ведущий 1: Что же нам делать? Ребята! А давайте устроим праздник для Шапокляк и для всех вас, и назовем его: «Мир прав детей» и будет он длиться целую неделю! Согласны?

Дети: Да!

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Объявляется праздник «Мир прав детей».

Ведущий 2: Шапокляк, а ты знаешь, какие права есть у детей?

Шапокляк: Конечно, знаю! Вот слушайте:

Слайд 3 

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.

Слайд 4 

Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.

Слайд 5 

Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот такие есть права!
Я, конечно же, права!

Ведущий 1: Нет, Шапокляк, это не так. Это не права, а твои желания. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Давайте послушаем, как трактуется понятие «право» в словаре Ожегова.

Слайд 6 

Ведущий 2: «Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Ведущий 1: Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Слайд 7 

Ученики:

1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

4. Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболев, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.

5. В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
Пишем там, читаем книжки,
Всему учат в школе нас.

6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить детей запрещено.

7. О правах своих послушав,
Ты запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Ведущий 2:

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Ведущий 1: Шапокляк, вот такие права есть у детей. А теперь предлагаем всем вам посмотреть видеосценку о мальчике Сереже. Внимательно посмотрите и решите: прав ли мальчик?!

Серёжа: 

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама:  

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа:    

Нет, ты, мама не права,
Знаю я свои права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка:  

Ой, с давлением прям беда.
Внучок, покушаешь, когда,
То в аптеку ты сходи,
И таблетки мне купи.

Серёжа:

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама:

Сынок, тогда помой посуду.
Можешь это или нет?

Серёжа:

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама:

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать!

Бабушка: 

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли?!

Мама:        

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка:   

Ты должен только это знать –
Права у всех равны!

Бабушка:

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
И соблюдать!

Все (хором):

Тогда легко всем будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Ведущий 1: Ребята, прав ли был Сережа? О чем он забыл?

Шапокляк: Конечно же, мальчик прав. Я бы тоже так сделала!

Дети: Нет, мальчик не прав!

Ведущий 2Шапокляк, правы ребята, а не ты. Мальчик забыл, что у детей есть не только права, но и обязанности. Назовите обязанности каждого школьника. 

Слайд 8 

Дети: Помогать старшим и младшим, хорошо учиться, содержать в чистоте дом, следить за своим внешним видом, хорошо вести себя в школе, не нарушать дисциплину на уроках и переменах, охранять природу.

Ведущий 1: Правильно, ребята! А ты все запомнила, Шапокляк?

Слайд 9 

Шапокляк: Да! Я поняла: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».

Ведущий 2: Молодец! Ребята, запомните: Человек, который знает свои права и уважает права других людей, знает и выполняет свои обязанности – этот человек уверенно идёт по жизни! 

Слайд 10

Ведущий 1Совершенно верно. Ребята, не забыли? Наш праздник «Мир прав детей» продолжается целую неделю, и мы запланировали для вас следующие мероприятия. Внимание на экран.

Для учащихся 2-3 классов – конкурс раскрасок: «Мои права».
Для учащихся 2-4 классов – открытое мероприятие: «День прав человека».
Для учащихся 4-5 классов –  классный час: «Государственная символика России».
Для учащихся 6-8 классов – открытое мероприятие: «Имею право, но обязан!»
Для учащихся 9-10 классов – беседа в краевой юношеской библиотеке «Ваши права, дети».
В течение всей недели для учащихся 1-10 классов: книжная выставка в школьной библиотеке «Ваши права» и просмотр тематических мультфильмов.

Слайд 11 

Ведущий 2Наша линейка подошла к концу. Надеемся, что сегодня вы запомнили азы правовых знаний. Счастья и солнца вам, дети! Спасибо за внимание!

Ведущий 1: До новых встреч на мероприятиях правовой недели.

Слайд 12

План проведения правовой недели «МИР ПРАВ ДЕТЕЙ»
с 14.12.2015г. по 21.12.2015г.


п/п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

1.

Открытие недели правовых знаний: тематическая линейка.
Выставка плакатов учащихся 5-10 классов

14.12.15

Социальная служба

2.

Для учащихся 2-3 классов конкурс раскрасок «Мои права»

15.12.15

Социальная служба

3.

Для учащихся 4-5 классов классный час «Государственная символика России»

16.12.15 в 13.20 (актовый зал)

Социальная служба

4.

Для учащихся 6-8 классов внеклассное мероприятие «Имею право, но обязан»

17.12.15 в 14.30 (актовый зал)

Социальная служба

5.

Для учащихся 2-4 классов внеклассное мероприятие «День прав человека»

18.12.15 в 12.30 (актовый зал)

Учитель начальных классов

6.

 Для учащихся 9-10 классов просветительская беседа «Ваши права, дети»

18.12.15 в 15.00 (краевая библиотека)

Заведующая библиотекой школы

7.

Книжная выставка в библиотеке: «Ваши права, дети».
Просмотр мультфильмов «Права детей»

14.12.15.-18.12.15.
(по расписанию библиотечных часов)

Заведующая библиотекой школы

8.

Закрытие недели: тематическая линейка.
Оформление итогов проведения правовой недели на сайт школы

21.12.15

Социальная служба

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская школа-интернат среднего общего образования

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

ПРАВОВОЙ ТУРНИР

«СТРАНА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»

https://vologda-portal.ru/upload/iblock/248/urist.jpg

Данилова Наталья Егоровна,

Социальный педагог

с. Овгорт

2021 год

Тема: Правовой турнир «Страна правовых знаний»

Цель: пропаганда конституционных ценностей, актуализация интереса к действующей Конституции РФ, популяризация правовых знаний в правовом демократическом государстве.

Задачи:

  • Формирование правового сознания, правой культуры детей, активной гражданской позиции подростков.
  • Способствование сплочению детей путем групповой работы в команде;
  • Совершенствование работы по правовому воспитанию;
  • Реализация творческого потенциала детей;
  • Формирование правовой грамотности подрастающего поколения;
  • Формирование правовой компетентности гражданина;
  • Социализация личности подростка.

Форма проведения: правовой турнир-эрудицион

Время проведения: 17 ноября 2021 года

Место проведения: актовый зал

Участники: 24 человека, 7-8 классы (по 6 человек в команде)

Оформление: надпись «Страна правовых знаний», плакат «Гимн РФ»,  флаг РФ

Музыкальное оформление: фонограмма «Гимн РФ».

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Путешествие в страну правовых знаний», презентация «Подросток и закон. Подросток и его права» (слайд 59-66); карточки с заданиями для групп-команд (конверты с заданиями).

Ожидаемые результаты: повышение информированности детей о правах человека, ребенка, совершенствование навыков коллективной работы при выполнении заданий; Формирование правовой грамотности и компетентности подростка; повышение правого сознания подростка и его гражданской активности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы собрались с вами на правовой турнир «Страна правовых знаний». Мы проверим насколько хорошо вы знакомы с данной темой, знаете ли свои права и обязанности. Но для начала я представлю членов нашего жюри.

1.

2.

3.

А теперь познакомимся с участниками сегодняшнего турнира (представление команд 7-8 классов)

Начнем мы наш турнир с презентации «Подросток и закон. Подросток и его права» (слайд 59-66)». (Презентация с текстом).

Ведущий: Вы познакомились с правами подростка. А теперь назовите основные документы, где изложены права граждан, их свободы? (в Конституции, Декларации, Конвенции)

Ведущий: Хорошо! Ну а теперь я озвучу задание первого этапа, который называется — Знатоки. Вам предстоит закончить предложения из статей, изложенных в Конституции РФ. Время выполнения задания 5 минут, максимум, что вы можете заработать 10 баллов.

1 ЭТАП — ЗНАТОКИ

Задание к этапу выполняется на листах:

1.   Статья 2. Человек, его права и свободы являются … (высшей ценностью)

2.   Статья 19. Все равны перед законом и ….        (судом)

3.   Статья 21. Достоинство личности охраняется ….              (Государством)

4.   Статья 22. Каждый имеет право на свободу и ….    (личную неприкосновенность)

5.   Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту….             (своей чести и доброго имени)

6.   Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и ….    (слова)

7.   Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и …    (медицинскую помощь)

8.   Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

9. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ….        (природным богатствам)

10. Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только …   (судом)

Ведущий: Время истекло, просим сдать листочки с ответами жюри.

Следующим этапом сегодняшнего турнира будет блиц-опрос. Задача заключается в быстром ответе участника с места. Ответы принимаются только с поднятой руки. За правильный, точный ответ начисляется 1 балл. А членов жюри попросим помочь в выборе первого, поднявшего руку и желающего дать ответ.

2 ЭТАП — БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РФ» (работа на листочках в малых группах)

Вопросы:

1. Что имеет высшую юридическую силу? (Конституция Российской Федерации)

2. Сколько разделов и глав в Конституции Российской Федерации?    (два раздела и девять глав)

3. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации?      (многонациональный народ).

4. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?   (Президент)

5. Что подлежит официальному опубликованию? (Законы)

6. Кто имеет привилегии перед законом и судом? (все равны перед законом и судом)

7. Против кого не обязан свидетельствовать гражданин РФ?  (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников)

8. С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет).

9. Что, по Конституции Российской Федерации, является высшей ценностью.

(человек, его права и свобода).

10. С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ? (основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения)

Ведущий: В нашем государстве существуют нормативные документы (Конституция РФ, закон, конвенция о правах ребёнка), в которых четко отражены  права для ребенка. Вы, конечно же, должны их знать! Давайте их перечислим, пока жюри подводит итоги (права на жизнь, честь, свободу, ФИО, на обучение, любовь, заботу, нежность и т.д.)

Ведущий: А теперь следующий этап нашей программы. Подросток и права! Вашему вниманию будут предложены ситуации из жизни детей по очереди для каждой команды (в конвертах). А ваша задача размыслить над ситуацией и дать свою оценку поведению героев. Оценивается полнота ответа с доказательствами (какие права нарушаются). За выполнение задания дается 5 баллов. Если будут дополнения у команд-соперниц, это может им принести 0,5 балла.

3 ЭТАП — ПОДРОСТОК И ПРАВА!

    Мама. Сынок, ты куда собрался?

      Сын. На каток!

      Мама. Да ты что, ты же еще за пианино не садился!

      Сын. Мам, мне так эта музыка надоела.

      Мама. Ничего не поделаешь! Марш за инструмент!

(право на отдых и досуг)

Ведущий: Кто, по-вашему, прав? Было ли нарушение прав ребенка? Ответ обоснуйте.

       Мама. Милая, тебе пора спать. Уже десять часов, а завтра понедельник, опять с трудом вставать будешь.

       Дочь. Я еще не дослушала кассету, мне ее завтра надо отдавать Мишке. Я очень хочу ее дослушать!

(право на свободу выбора или право свободно выражать свои взгляды)

Ведущий: Итак, вам слово! Кто не прав в данной ситуации?

Дочь. Мам, где такая синяя тетрадочка? (находит на столе на кухни) как она оказалась на кухне? Мама! Ты что брала эту тетрадь? Это же мой дневник!

Мама. Да, я его вымела из под дивана и полюбопытствовала (возмущенно). И тут прочла кое-что интересное. Как ты такое можешь писать?!

Дочь. Ну, какое тебе дело? Есть разница между школьным и личным дневником ты не имеешь права читать мой личный дневник!

(право на личную жизнь, тайну переписки)

Ведущий: Ваш ответ, чьи права нарушены?

       Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

       Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми.

(ребенок, конечно, не прав, у него есть и обязанности)

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием! Ответы были полными, аргументированными.

  И какой получился вывод,  что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются  права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А оказывается, мы это делаем не всегда.

 Пока жюри подводит итоги конкурса, вспомним какие виды юридической ответственности вы знаете (Уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний» (слайд3)

4 ЭТАП – «Разбор ситуаций»

Ведущий: Вашему вниманию будут предложены ситуации для определения вида юридической ответственности, ваша задача размыслить над ситуацией и дать свою оценку поведению героев.

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Они разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 4 — гражданско – правовое).

 №2. Женю задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание грозит ему? (Слайд 5; административная ответственность)

 №3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил Дима? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 6 – Уголовное, уголовная ответственность наступает с 14 лет.)

№4. Рома и Петя ехали в трамвае смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание последует? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 7 – Административная ответственность. Привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы).

Ведущий: А мы переходим к следующему этапу.

5 ЭТАП — Определите виды юридической ответственности.
Установите соответствие
.

  • А- административная
  • Г – гражданско – правовая.
  • У- уголовная.
  • Д – дисциплинарная (Слайд 13, «Путешествие в страну правовых знаний»)

         Г  —  Порвал учебник одноклассника – 7а

А — Появился на улице в нетрезвом виде

  • У — Избил одноклассника  -7б
  • У — Совершил кражу мобильного телефона
  • Д — Совершил прогул в школе  -8а
  • А — Переходил дорогу в неположенном месте
  • Г — Разбил мячом окно -8б
  • А — Нецензурно выражался в общественном месте (Слайд14)

Ведущий: Пришло время последнего заключительного этапа – блиц – опрос «Конвенция о правах ребёнка».

По очереди отвечаем на вопросы и получаем по 1 баллу за ответ. В случае отсутствия ответа право передается командам-соперницам, за который они могут получить 0,5 балла.

6 ЭТАП — БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

1.          На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

2.          В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

3.          В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

4.          Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

5.          Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

6.          Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия

7.          С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

8.        Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

Ведущий: Для подведения итога мероприятия, предоставляем слово жюри. (Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги конкурса, для команд звучат дополнительные вопросы по теме  — «Конвенцию о правах ребенка»).

  • На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения
  • В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

Неделя знаний о правах человека.

(Методическая разработка внеурочного мероприятия

для учащихся 8 – 10-х классов)

  1. Подготовительный этап.

Как уже было сказано, подготовительный этап Недели знаний о правах человека начинается задолго до её проведения, возможно даже с 1 сентября. Учащимся предлагается ряд творческих заданий, требующих самостоятельности при решении, формирующих гражданскую компетентность личности.

Задания могут выполняться как отдельными учениками, так и группой школьников.

Практика показывает. Что желательно на этом этапе применять различные типы заданий, исходя из увлечений и возможностей учеников. Следовательно, составляя план подготовительных мероприятий Недели, нужно учитывать данное обстоятельство.

Для подготовки Недели создаётся инициативная группа из учителей и учеников 11-х классов. Обо всех мероприятиях надо информировать учащихся заранее. Красочное, оригинально оформленное объявление может привлечь к участию в них даже тех ребят, которые ранее не отличались активностью и не проявляли особого интереса к обществоведческим дисциплинам. Приведём примеры возможных объявлений (См. Приложение 1,2).

На подготовительном этапе очень важна руководящая роль учителя, который определяет содержание работы, помогает в выборе основных источников получения знаний, консультирует учащихся в процессе выполнения заданий и т. д.

Далее мы предлагаем примеры различных видов творческих заданий, которые учащиеся выполняют во время подготовительного этапа.

  1. Сочинение (эссе, реферат, доклад) на правоведческую тему даётся исходя из рамок программы курса «Права человека».

Основными требованиями при написании подобных работ является знание теоретического материала, грамотность, логичность, выражение собственной позиции, её обоснованность и т. п. Естественно, что чем старше класс, тем более серьёзные требования предъявляются учащимся.

Примеры возможных творческих заданий.

8 класс.

Написать сочинение на одну из предложенных тем:

«Если бы я был мэром…»

«Легко ли быть ребёнком?»

Права ребёнка в школе и дома»

9 класс.

Написать реферат, доклад на одну из предложенных или выбранных самим правоведческих тем. Варианты тем:

«Подросток и профессия»

«Несовершеннолетние и УК РФ»

«Международные правовые акты в области прав человека»

10 класс.

Написать эссе на одну из предложенных тем:

«Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего» (Ф.Ницше)

«Слава богу, я свободен не больше, чем дерево с корнями» (Д. Лоуренс)

«Закон могуч, но власть нужды сильнее» (И.Гёте)

«Где права сила, там бессильно право» (Японская пословица)

  1. Разработка социального проекта (для учащихся 8-9 классов).

Социальное проектирование является одним из интенсивных методов включения школьников в общественную жизнь. Социальные проекты предоставляют учащимся возможность связать общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, выработать собственную гражданскую позицию.

Варианты тем:

  • «Конституция школьной детской организации «Планета Мы»

  • «Школьный ежемесячный исторический журнал «Времечко»

  • «Школьный сайт.

  1. Выпуск стенных газет «Имею право!», конкурс плакатов «Я рисую свои права» (возможно участие детей 1-11 классов).

В газетах публикуются заметки о событиях школьной жизни, информация по правам человека, другой правоведческий материал, кроссворды и т. п. Плакаты отражают основные права гражданина и права ребёнка.

4. Создание наглядных пособий, презентаций по курсу «Права человека» (9-10 классы) и другим обществоведческим дисциплинам.

Эта работа развивает аналитические способности, фантазию, удовлетворяет жажду практической деятельности, расширяет круг правовых знаний, помогает лучше понять изучаемый или уже пройденный курс. Выполнение данного задания имеет и практическую значимость: сделанные ребятами пособия, презентации могут быть использованы на уроках.

(См. приложение №3, 4)

  1. Составление кроссвордов по правоведческим дисциплинам. Задания красочно оформляются. Выполнять их могут отдельные ученики или группы. Затем классы каждой параллели обмениваются составленными кроссвордами и решают. В составленных кроссвордах оцениваются грамотность, правильность и чёткость формулировок, оформление, количество слов, оригинальность. При разгадывании за каждый правильный ответ на вопросы кроссворда присуждается 1 балл. Очки, набранные в этом конкурсе, засчитываются классу при подведении итогов Недели.

Составление и решение кроссвордов помогает более прочному запоминанию и усвоению обществоведческих понятий и терминов. Приводим образцы кроссвордов, составленных учащимися (см. приложения № 5, 6, 7)

Сроки и порядок подачи заданий по каждому конкурсу определяются заранее.

Каждый конкурс оценивается определённым количеством баллов, которое заранее должно быть известно ученикам. Примеры:

  1. Сочинение по правам человека – 18 баллов (содержание – 10 баллов, грамотность – 5 баллов, оформление работы – 3 балла).

  2. Эссе – 30 баллов (самостоятельность, проявление индивидуальности – 5 баллов, дискуссионность – 5 баллов, композиционная свобода – 5 баллов, образность, глубина – 5 баллов, внутреннее смысловое единство – 5 баллов, оригинальность – 5 баллов).

2. Проведение Недели знаний о правах человека.

Неделя знаний о правах человека является своего рода творческим отчётом о всей проделанной учителями и учащимися в течение года работе.

Неделю проводят в два этапа. Первый этап проводится по параллелям, т. е. отдельно в 8-х, 9-х и 10-х классах. В течение недели параллельные классы участвуют в различных мероприятиях. На втором этапе проводится общешкольное мероприятие, на котором подводятся итоги Недели, отмечаются и награждаются победители, активные участники.

Формы её проведения могут быть самыми разными: в рамках Недели проводятся тематические вечера, устные журналы, «круглые столы», теоретические конференции, пресс-конференции, деловые игры, олимпиады и т. п.

Большой популярностью у учащихся пользуются викторины, являющиеся одной из распространённых форм внеурочной работы, особенно в среднем звене. Ниже приводятся примеры двух мероприятий, которые можно провести в рамках Недели правовых знаний для учащихся 9-х и 10-х классов.

    1. Викторина по правам человека «Хочу всё знать!» для учащихся 9-х классов.

В процессе подготовки к викторине в каждом классе создаётся команда (6-7 человек), выбирается капитан. Все остальные учащиеся класса становятся болельщиками, которые тоже участвуют в викторине, помогая своей команде и борясь за индивидуальные призы. Каждая команда для участия в викторине готовит:

  • название, эмблему;

  • вопросы команде противника (можно использовать кроссворд, составленный ранее)

(См. приложения 5,6,7)

Формируется жюри из учителей и учащихся 11-х классов – членов инициативной группы. Подбирается музыкальное сопровождение, готовятся ведущие (ученики 11-х классов). Кроме того, предлагается список источников и литературы, которую учащимся необходимо изучить или повторить для подготовки к викторине.

I конкурс. «Разминка»

Вопросы для разминки:

  1. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? (10 декабря 1948 г.)

  2. Какие годы в ХХ веке ООН объявляла Годом ребёнка? (1979 и 1993гг.)

  3. Какой год ООН объявила Годом семьи? (1994г)

  4. Какой год был объявлен ООН Годом Прав человека и почему? (1998 год, в связи с 50-летием создания Всеобщей декларации прав человека)

  5. Когда ООН была принята Конвенция о правах ребёнка? (20 ноября 1989 г)

  6. Назовите документ, предшествующий Конвенции о правах ребёнка. Когда он появился на свет? (Декларация о правах ребёнка, в 1959 году)

  7. Сколько статей содержит Конвенция о правах ребёнка? (54 статьи)

  8. Назовите документ, принятый в Англии в 1215 году. (Великая хартия вольностей)*

Предложенные вопросы задаются командам поочерёдно. За каждый правильный ответ присуждается 1 очко. Если одна из команд не знает ответ на свой вопрос, то другая команда получает право ответить за неё. За это даётся уже 2 очка. Если обе команды не знают ответа

* Командам могут быть предложены и другие вопросы.

на предложенный вопрос, он адресуется болельщикам, которые могут помочь своей команде.

Для подведения итогов каждого конкурса слово предоставляется жюри.

II конкурс. Лингвистическая мозаика.

Команды получают по 2 конверта, в которых содержатся карточки с написанными в них отдельными словами.

Участники викторины должны за 2 минуты составить по 2 определения правоведческих понятий, используя все приведённые в каждом конверте слова и назвать их. При этом можно изменять слова по падежам (они даны в основном в именительном падеже).

(Пока команды выполняют задание, звучит тихая, спокойная музыка).

Приведём несколько вариантов.

  1. Осуществлять, обеспечиваемая, государство, возможность, что-то, узаконенная, делать, охраняемая.

(Ответ: охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять право).

  1. Люди, природа, права, возможность, иметь, людьми, жить, с, совместно, соответствие, с, в, другими, их.

(Ответ: права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми права человека).

  1. Совокупность, средства, осуществление, политическая, метод, отражать, приёмы, власть, уровень, политическая, свобода, и.

(Ответ: совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы – политический режим).

  1. Право, гражданский, документ, акт, систематизированный, который, законодательный, содержать, нормы.

(Ответ: документ, систематизированный акт, который содержит нормы гражданского права – гражданский кодекс).

Общая оценка за конкурс – по 5 баллов за каждое задание (составить определение – 3 балла, назвать понятие – 2 балла).

III конкурс. Конкурс капитанов.

Капитаны команд отвечают на вопросы тестов. Предлагается вопрос и ряд ответов. Первым отвечает тот капитан, который первым поднимет руку, показывая, что знает правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Приводим примеры тестов для конкурса капитанов.

  1. Права человека – это проблема:

а) наших дней;

б) последнего столетия;

в) вечная.

2. Как называется совокупность основных международных договоров о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к последнему?

а) Меморандум о правах человека;

б) Международный Билль о правах человека;

в) Кодекс прав человека.

3. В каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина?

а) Обязанности имеют приоритет над правами;

б) Права имеют приоритет над обязанностями;

в) Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

*В тесте правильный ответ выделен курсивом.

4. Как раньше у нас называли (а иногда называют и сейчас) гражданские права?

а) Персональные права;

б) Интимные права;

в) Личные права.

5. Что из существующего в практике многих стран противоречит праву человека на жизнь?

а) Дорожно-транспортные происшествия;

б) Смертная казнь;

в) Недостаток пищи.

6. Куда следует обращаться, если права человека оказываются грубо нарушенными?

а) К обидчику;

б) В суд;

в) К генеральному секретарю ООН.

7. Как называется принцип, выраженный в ст.49 Конституции РФ: «1.Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»?

а) Принцип справедливости судопроизводства;

б) Принцип гарантированности достоинства личности;

в) Принцип презумпции невиновности.

8. На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осуждён?

а) На устное извинение секретаря судебного заседания;

б) На получение справки о случившейся судебной ошибке;

в) На возмещение государством причинённого ему вреда.

  1. Где дети имеют право свободно выражать своё мнение?

а) Во всех сферах жизни и деятельности;

б) Только в среде своих друзей;

в) Только в семье.

10. Как именуется должность человека, избираемого Гос. Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?

а) Магистр;

б) Председатель союза правозащитников;

в) Уполномоченный по правам человека.

11. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы:

а) которая мешает образованию и вредит здоровью;

б) которая не указана в официальных справочниках;

в) которая не соответствует интересам и склонностям ребёнка.

12. В случае совершения правонарушения дети должны содержаться под стражей:

а) Отдельно от взрослых;

б) Вместе со взрослыми;

в) Это не имеет существенного значения.

IV конкурс. Домашнее задание.

Каждой команде предлагается разгадать кроссворд, составленный командой соперников (См. приложение 5,6,7)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается ещё 2 балла.

V конкурс. Народная мудрость.

Этот конкурс требует специальной подготовки, поэтому его содержание сообщается командам заранее (за несколько дней), чтобы учащиеся нашли необходимый материал в дополнительной литературе.

Задание: за 2 минуты каждая команда должна написать как можно больше пословиц и поговорок разных народов по теме «Право и закон».

За каждый ответ даётся по 2 балла.

Приводим возможные варианты ответов:

«Всуе законы писать – когда их не исполнять» (русская пословица).

«Нужда свой закон пишет, законы святы, да исполнители супостаты» (русская пословица).

«Закон – что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» (русская пословица).

«Законы деспота беспощадны» (древнекитайская пословица).

«Где права сила, там бессильно право» (японская пословица).

«Для господ закон не писан» (японская пословица).

«По лесу и звери, по времени и законы» (народная мудрость).

VI конкурс. Права человека в рисунках.

Каждая команда получает конверт. В нём – рисунки детей, иллюстрирующие статьи Всеобщей декларации прав человека. (Можно использовать рисунки участников конкурса «Я рисую свои права»).

Задание командам – вспомнить содержание соответствующих статей Декларации прав человека и подписать рисунки.

Приведём несколько примеров.

Статья 1.Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. (Рисунок – см. Приложение №8).

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех видах. (См. Приложение №9).

Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь… (См. приложение №10).

Статья 18 .Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. (См. Приложение №11).

Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. (См. Приложение №12).

Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. (См. Приложение №13).

За каждый ответ команде присуждается по 2 балла. Если участники конкурса называют и номер статьи, то команде даётся ещё по 1 баллу.

Пока жюри подводит итоги викторины, объявляется следующий конкурс.

Конкурс для болельщиков.

О проведении конкурса сообщается заранее. Это делает болельщиков не просто пассивными наблюдателями, а вызывает у них чувство заинтересованности. Кроме помощи своей команде, самые активные болельщики могут быть поощрены грамотами и призами.

Предлагаем примерные вопросы конкурса болельщиков.*

  1. Какова главная сила, регулирующая отношения в обществе? (Власть).

  2. Какова власть парламентариев (в России – депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации)? (Законодательная).

  3. Что издавна именуют искусством управления государством? (Политику).

  4. Какое слово часто используется как синоним термину «право»? (Закон).

  5. Законы какого царя являются древнейшими из дошедших до нас? (Хаммурапи).

  6. В каком году была принята последняя Конституция СССР? (В 1977 году).

  7. Конституция какой страны является первой писаной Конституцией в мире? (США).

  8. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.).

*Вопросы для болельщиков должны быть более простыми. За каждый правильный ответ болельщику даётся специальный значок (в виде цветного кружка) для удобства подсчёта баллов.

  1. Какие две основные формы Государственного правления знает история? (Монархия, республика).

  2. Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-й главе Конституции РФ? (Обязанности).

  3. Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова? (Тоталитарный).

  4. Какие властные государственные учреждения должны обладать наиболее масштабным и действенным средством защиты прав населения? (Суды).

За каждый правильный ответ – 1 балл.

По окончании конкурса болельщиков слово предоставляется жюри. Оно подводит итоги викторины, награждает победителей среди команд и болельщиков памятными призами и грамотами.

Звучит музыкальная композиция.

    1. Права человека и выборы.

(«Пресс-конференция» для учащихся 10-х классов).

Цели: систематизирование и углубление знания учащихся об избирательном праве на конкретных примерах из судебной практики российских судов. Формирование умения работать с документами, периодикой. Воспитание гражданского патриотизма.

Опережающее задание: познакомиться с соответствующими правовыми актами в области избирательного права, подготовить материалы периодической печати по проблеме.

Оформление зала: тема пресс-конференции, цитаты по проблеме, таблички с надписями участников; мебель расположить так, чтобы все сидели лицом друг к другу.

Ход пресс-конференции.

I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим пресс-конференцию. Тема: «Права человека и выборы». Она очень важна, так как во всем мире все больше ценится право на участие в управлении государством, которое представляет собой одно из основных прав человека.

Во все времена человечество с различной степенью успешности стремилось отыскать способы индивидуального участия в принятии решений на уровне государства. Сегодня участие в формировании и работе органов управления признается в качестве фундаментального права личности во всех регионах земного шара.

Мы поговорим об основных стандартах в области прав человека, касающихся выборов; об основных принципах избирательного права; о становлении системы выборов в России; рассмотрим на конкретных примерах из судебной практики российских судов возможные нарушения в области избирательного права.

На нашей конференции присутствуют:

1. Представитель избирательной комиссии.

2. Депутат Городской Думы.

3. Доктор юридических наук, профессор.

4. Доктор исторических наук, профессор.

5. Политический обозреватель 5 канала.

6. Юрист.

Представители прессы: корреспонденты газет:

1. «Аргументы и факты»

2. «Таганрогская правда»

3. «Российская газета »

4. «Вечерний Ростов»

Слово доктору юридических наук. Во всемирном масштабе право принятия участия в органах управления провозглашено и гарантировано Всемирной декларацией прав человека. Страны и народы всего мира признали, что свободные и справедливые выборы представляют собой решающий момент в процессе демократизации и одно из основных средств выражения воли народа, которая является основой самой государственной власти.

Учитель: Продолжаем пресс-конференцию и приглашаем принять участие в ней наших гостей.

Вопрос корреспондента «Аргументы и факты» доктору юридических наук: Осуществление каких еще прав требует для своего эффективного осуществления право граждан принимать участие в управлении государством?

Ответ: К этим правам относятся права на свободу убеждений и их выражения, на свободу ассоциации, а также права на проведение мирных собраний и свободу от страха и запугивания. Все эти права, включая участие в управлении страной, должны являться открытыми для равного пользования или без какого бы то ни было различия, как то по признаку расы, пола, языка, религии, имущественного или иного положения.

Вопрос корреспондента «Таганрогской правды» представителю избирательной комиссии: Каковы основные международные стандарты, касающиеся выборов?

Ответ: Международные стандарты, касающиеся выборов, связаны с тремя основными правами: правом принимать участие в управлении страной, правом избирать и быть избранным и правом на равный доступ к государственной службе. Во Всеобщей декларации прав человека далее говорится, что воля народа должна быть основой власти правительства. Соответствующие стандарты гласят следующее: … (более подробно: см. Приложение №14)

Вопрос корреспондента газеты «Российская газета» депутату: Какие существуют основные принципы избирательного права и права голоса?

Ответ: Существует пять основных принципов – это всеобщность, непосредственное волеизъявление, конфиденциальность, свобода и равенство выборов и голосования (более подробно см.: Лейбо Ю. И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ. – М.: ЭКОМ, 2000).

Вопрос корреспондента «Вечерний Ростов» политическому обозревателю: Не кажется ли вам, что в принципе всеобщности заложен спорный момент: требует ли этот принцип того, чтобы граждане государства, проживающие за границей, также могли реализовывать свое избирательное право и право голоса?

Ответ: Это, по меньшей мере, должно быть сделано, если можно предположить, что эти граждане по-прежнему имеют хотя бы минимальный контакт с политическими событиями на Родине. Решающее значение мог бы иметь, например, факт, проживало ли это лицо ранее в Российской Федерации, а также время, которое прошло с момента его отъезда.

Вопрос корреспондента «Аргументы и факты» доктору исторических наук: Современной системе выборов в России – меньше века. Как регулировалось право избирать и быть избранным в законодательстве советского периода?

Ответ: Всеобщие, равные и прямые выборы органов государственной власти – Советов всех уровней – граждане страны «победившего социализма» получили с принятием Конституции СССР 1936 года. В первой советской Конституции РСФСР 1918 года вопрос о праве избирать и быть избранным решался иначе. Избирательного права лишались следующие категории лиц:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход;

в) частные торговцы;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов и некоторые другие. «Лишенцы» просуществовали как юридически обозначенная группа населения с 1918 по 1936 год. Конституция СССР 1977 года в принципе сохранила установленную в 1936 году избирательную систему, внеся в нее лишь частичные изменения. Так, например, было исключено упоминание о лишении избирательных прав по приговору суда. До 21 года был повышен возраст для лиц, которые могут быть избраны в Верховный Совет СССР (ст. 96).

Учитель: В первой части конференции мы затронули теоретические вопросы. Спасибо всем. Переходим ко второй части. В ней предлагается разобрать конкретные примеры нарушений основных принципов избирательного права, встречавшиеся в практике российских судов.

Вопрос из зала юристу: Центризбирком постановил, что избирательные бюллетени после окончания срока полномочий территориальных избирательных комиссий передаются по акту в органы исполнительной власти по местонахождению территориальной комиссии, где хранятся шесть месяцев со дня проведения выборов, а затем уничтожаются. Гражданин С. обжаловал данное постановление в Верховном Суде. На каком основании?

Ответ: Так как избирательные бюллетени должны храниться не менее одного года (ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»).

Вопрос из зала представителю избирательной комиссии: Гражданин П. обратился в суд, так как он не был зарегистрирован кандидатом в депутаты избирательной комиссией из-за того, что реквизиты подписных листов (кроме личной подписи) заполнялись сборщиками подписей. К какому решению должен прийти суд?

Ответ: Суд должен удовлетворить жалобу, так как в законодательстве о выборах нет требования о том, что избиратель сам должен лично заполнять все реквизиты (кроме подписи).

Вопрос из зала юристу: Прокурор московской области обратился в суд с заявлением о признании недействительной ст. 3 Закона Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы», поскольку данный закон ограничивал права военнослужащих срочной службы. Есть ли какие-либо ограничения в отношении участия военнослужащих в выборах по месту прохождения срочной службы?

Ответ: Нет, таких ограничений нормы избирательного права не содержат. Военнослужащие срочной службы имеют право участвовать в выборах в представительный орган субъекта Федерации по месту прохождения службы. Положение о том, что к участию в выборах допускаются только солдаты, проживавшие в данном субъекте на момент призыва на службу, недействительны.

Вопрос корреспондента «Таганрогской правды» председателю избирательной комиссии: Л. обратилась в ВС Хакасии, поскольку ей было отказано в регистрации на должность Председателя Правительства Республики, так как она проживала на территории республики менее 7 лет до выборов, а это противоречило закону Хакасии. Существуют ли в действительности такие ограничения?

Ответ: Жалоба Л. должна быть удовлетворена, так как установленный законом Хакасии 7-летний срок обязательного проживания противоречит федеральному закону, по которому этот срок не может превышать 1 года. Положение закона субъекта РФ не может противоречить федеральному закону.

Вопрос из зала юристу: Гражданин Б. подал жалобу в суд, так как он не был зарегистрирован кандидатом в депутаты, поскольку Центризбиркомом Дагестана данный округ был признан «женским», а он являлся мужчиной. Прав ли этот гражданин?

Ответ: Да, абсолютно. Суд должен удовлетворить жалобу Б., сославшись на гарантированный Конституцией РФ принцип равенства всех перед законом независимо от пола, расы, национальности и обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать Б. кандидатом в депутаты.

Заключительное слово учителя: Итак, мы затронули в ходе пресс-конференции очень важные аспекты избирательного права граждан. Это только малая часть того, что можно было бы спросить у наших гостей. Но конференция заканчивает работу.

В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны. Надеюсь, что обсуждаемые сегодня вопросы помогут вам стать достойными гражданами, активными творцами своей жизни.

III. Окончание Недели знаний о правах человека.

Окончание Недели правовых знаний должно быть торжественным. Следует хорошо продумать ритуал награждения победителей.

Победители определяются:

индивидуальные, т.е. ими могут быть ученики, которые отличились в ходе предварительных конкурсов (сочинений, эссе, плакатов и т.п.), проявили наибольшую активность;

по параллелям, т.е. ими могут быть команды, набравшие наибольшее количество очков в мероприятиях для своей параллели.

Затем происходит награждение победителей призами, сувенирами, грамотами.

Награждение происходит в актовом зале, под музыку, сопровождается номерами художественной самодеятельности.

Приложение № 1.

Вариант объявления о конкурсе сочинений, эссе, социальных проектов.

Внимание!

Всем! Всем! Всем!

Мы, дети XXI века, хотим жить в свободном, демократическом обществе.

Будущее зависит от нас.

Я не знаю, что надо творить для спасения века,

Не хочу оправданий, снисхожденья к себе не прошу…

Чтобы жить и любить, быть простым, но простым человеком

Я иду на тяжелый и бессмысленный риск – и пишу

(Н. Коржавин)

Не проходите мимо! Не оставайтесь равнодушными!

Участвуйте в конкурсе…

(сочинений и т.п.) на тему…

Конкурс проводится с … по … среди учащихся … классов.

Приложение № 2

Вариант объявления об игре знатоков прав человека «Что? Зачем? Почему?»

Внимание!!!

В местной газете появилась информация:

«Супруги Л. постоянно пьянствовали, пропивали

все деньги, которые получали на случайных подработках, нередко при этом дрались, сквернословили. В последнее время стали посылать своих детей – 9-летнего Витю и 6-летнюю Кристину – побираться на вокзал. По инициативе школы, где учился Витя, в суде было возбуждено дело о …»

Хочешь узнать, какое дело было возбуждено в данном случае, и чем должно закончиться его рассмотрение? Хочешь узнать больше о своих правах и их как их защитить?

Приходи …… в………часов на игру знатоков прав человека

«Что? Зачем? Почему?»

Приложение № 3

Схема 1.

Виды прав человека

А) По сферам жизнедеятельности

Гражданские

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

Права, принадлежащие

Человеку как биосоциодуховному существу

Возможности участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления

Возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности

Притязания на достойный уровень жизни и благосостояние

Права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности

Б) По происхождению

Естественные

Позитивные

Идеи и представления о должном положении человека в обществе

Юридические нормы, закрепляющие субъективные права в законах

В) По времени формирования

Первое поколение

(конец XVIII в.)

Второе поколение

(конец XIX в.)

Третье поколение

(70-е годы XXв.)

Личные и политические

Социалистические

Права народов, отдельных социальных групп, новые права

Г) По политическому статусу

Права человека

Права гражданина

Права члена человеческого союза

Права государственно-политической личности

Д) По субъектам-носителям

Индивидуальные

Коллективные

Права отдельно взятого человека

Права, принадлежащие и реализуемые совместными действиями людей определенной общности

Приложение № 4

Схема 2.

Права ребенка

Личные права

Социальные права

Культурные права

Политические права

  • Право на жизнь, выживание и развитие.

  • Имя с рождения.

  • Знание родителей и их заботу.

  • Приобретение гражданства.

  • Право на свою защиту.

  • Выражение своих взглядов.

  • На пользование услугами здравоохранения.

  • На особую защиту государства при лишении семейного окружения.

  • На социальную безопасность.

  • На достойный уровень жизни, который обеспечивают родители.

  • На получение информации.

  • На образование.

  • На отдых, досуг, игры, занятие искусством.

  • Пользование родным языком.

  • На свободу совести, мысли и религии.

  • На свободу ассоциаций и мирных собраний.

  • Знать свои права.

Приложение № 5

Кроссворды «Права человека»

Кроссворд № 1.

По горизонтали:

1. Политический режим, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан.

3. Основной закон государства.

4. Возможность иметь права, быть под защитой закона.

5. Предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от обязанностей.

По вертикали:

1. Инакомыслящий, не согласный с господствующей идеологией.

2. Орган местного самоуправления.

3. Систематизированный сборник законов в какой-либо области права.

6. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным и иным мотивам.

1

2

3

4

5

6

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: По вертикали:

1. Демократия 1. Диссидент

3. Конституция 2. Муниципалитет

4. Правоспособность 3. Кодекс

5. Льгота 6. Геноцид

Приложение № 6

Кроссворд № 2

По горизонтали:

1. Полная независимость от других государств.

3. Карательная мера, наказание, призванное подавить, пресечь что-либо.

5. Крайняя форма расовой дискриминации.

По вертикали:

  1. Действие, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

  2. Всенародное голосование граждан по вопросам государственного значения.

  3. Произвол, самовластие, жестокое подавление чужой воли.

1

2

4

3

5

Ответы:

По горизонтали:

  1. Суверенитет

3. Репрессия

5. Геноцид

По вертикали:

  1. Сделка

  2. Референдум

  3. Деспотизм

Приложение № 7

Кроссворд «Преступление и наказание»

Если вы правильно разгадаете кроссворд, то получите по вертикали слово, означающее освобождение от дальнейшего отбывания наказания или замену наказания более мягким.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.

2. Нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой.

3. Освобождение от наказания осужденных за совершенное преступление.

4. Совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебное ведомство.

5. Цена, уплачиваемая за свободу от греха (как правило страданием или смертью).

6. Гражданин, получивший разрешение (лицензию) на право проверки финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

7. Осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества.

8. Деньги или вещи, даваемые должностному лицу как подкуп, оплата запретных действий.

9. Обман, неблаговидные жульнические действия с корыстными целями.

10. Мера государственного принуждения, назначаемая судом.

11. Открытое хищение чужого имущества.

Ответы:

1. Преступление 6. Аудитор.

2. Закон. 7. Взятка.

3. Амнистия. 8. Мошенничество.

4. Юстиция. 9. Наказание.

5. Искупление 10. Грабеж.

Ключевое слово: помилование.

Приложение № 8

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Приложение № 9

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам па неприкосновенность ею жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Приложение 10

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг,

включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

  1. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен
    подвергаться только таким ограничениям, какие установлены
    законом исключительно с целью обеспечения должного признания
    и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых
    требований морали, общественного порядка и общего
    благосостояния в демократическом обществе.

  2. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно
    противоречить целям и принципам Организации Объединенных
    Нации.

Литература

1. Абрамов В.И. Права ребенка.- Пенза,1994.

2. Актуальные проблемы современного детства. Сборник научных трудов. Под редакцией Рыбинского Е.М. Вып.-9. М., 1998.

3. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И.. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации( практическое пособие) . – М. : Права человека, 1996.

4. Всеобщая Декларация прав человека и Права человека: основные международные документы: Сборник документов. – М., 1989.

5. Глухарева Л.И. Права человека. Альбом схем.- М.: Логос, 2003.

6. Государство и дети: реальности России. Материалы Международной научно-практической конференции.- М., 1995.

7. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Шехтера С.и Воскресенской Н. – М., 1998.

8. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. – М., 1993.

9.Книга методической образовательной программы «Мой выбор». – М.: Новый отсчет, 2001 .

10.Крупеня Е.М., Рудинский Ф.М. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по курсу «Права человека». – М.: Логос., 2003

11. Никитин А.Ф. Словарь – справочник по праву.- М., 1995.

12. Никитин А.Ф. Право и политика: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000.

13. Никитин А.Ф. Право и политика. Рабочая тетрадь. — М.: Просвещение. , 2001.

14. Права человека: учебные программы и образовательное пространство школы/ составила: Уланова С.В. – Пенза, 2004.

15. Права ребенка: специфика организации образовательного пространства. – Пенза., 2002.

16. Права человека и выборы. Сборник материалов. – М., 2002.

17. Рахманова Е.Н. Использование деловых игр в учебном курсе «Права человека». – М.:Логос,2003.

18. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М., 1997.

19. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах ребенка в школе. – М.: Логос, 2003.

20. Энциклопедия материалов к курсу «Мой выбор» (8-9 кл.) – М.: Новый отсчет, 2001.

Сценарий общешкольной линейки

«Права ребёнка, права человека»

(декада правовых знаний)

14.11 — 24.11. 2016 г.

Видеоролик Права ребёнка в Казахстане.

Ведущий1: — Здравствуйте уважаемые учителя, учащиеся, гости!

Сегодня 14 ноября в средней школе №5 начинается декада «Права ребёнка, права человека» которая продлится до 24 ноября, целью которой является пропаганда – детство без насилия. Настоятельно рекомендуется не остаться равнодушными к данной мировой проблеме.

Ведущий2: — Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он, прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.

Слово предоставляется директору средней школы №5.

Ведущий1: — В США в городе Нью — Йорке высится 39 — этажное здание, в котором размещается Штаб – квартира международной организации Организации Объединенных Наций (ООН), главная цель которой – защита прав человека. Каждый год созывается Генеральная Ассамблея ООН – это собрание делегатов всех государств – членов этой организации. Сейчас их более 180.

Ведущий2: — Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948 года)

  • Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека

  • Конституция Республики Казахстан (главный закон государства)…

Мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:

  • Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. «провозглашение»);

  • Конвенция о правах ребенка (Принята ООН 20 ноября 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. «соглашение»)

Видеоролик «Ответственность».

Ведущий2:

А сейчас вам расскажут,

И научат понимать,

Как права осуществлять,

Что даруют нам свободы

И какие ждут невзгоды,

Если нормы нарушать.

«Государственный» народ

Создает законов свод.

Все перечислять не станут-

А расскажут о самых главных!. 

Сценарий выступления агитбригады «Я знаю закон»

1 чтец

Кто нас звал?

2 чтец

Да это я.

3 чтец

Что тревожишь наш покой?

4 чтец

Ваш покой? Нет, друг постой!
Мы не просто группа лиц, 
Где в глазах бравада.
Мы ребята нечто больше

Хором

Мы агитбригада!

5 чтец

Приветствуем вас!

Вопрос о правах актуален сейчас.

-У нас и у вас.

6 чтец

-Хочу спросить на кого мы надеемся в жизни?

7 чтец

На себя, на родных, на друзей, на родителей.

— А кто-то надеется на чудо?

Нет нужно каждому надеется на себя и сейчас.

-А для этого нужно знать все свои

Хором.

Права!     (Слайды о правах)

1. Всё лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон

Поможет Конституция – Закон!

2. Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – я имею право!

3. -Мы поссорились немножко

И обидели Дегдара.

Ну а вдруг пойдет он в суд?

У него права и тут:

-Граждане одной страны

Перед законом все равны.

-Хранить достоинство и честь-

Такое право у вас есть!

-Высказать правду ты можешь везде:

Дома, и в школе, и даже в суде.

4. Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час, а школе – всё внимание.

Использую я право на образование.

Имеем право мы иметь право,

Ведь моралью люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны!

5. Ты растешь — растут свободы,

И права твои растут.

А о том, что должен делать,

Мы напомним тебе тут:

-Учись — не ленись;

-Уважай — не обижай;

-Не пей, не кури

И здоровью не вреди;

-Выполняй-соблюдай;

-Ничего не нарушай!

6. Жить по правилам не сложно,

Главное – их соблюдать,

Можно прыгать, можно бегать,

Можно попросту болтать,

Главное, чтоб не обидеть,

Главное — не навредить,

Помогайте людям близким,

Чтобы радость им дарить.

7. Вырос ты, уже ты не ребёнок!

И открыты все пути,

И доступны все свободы,

Смело можешь ты идти!

Из часа в час, из года в год

Вращается планета.

И сто дорог ждет впереди,

И для тебя все это!

Ведущий 1. Отстаивая свои права, не забывайте – у других они точно такие же!

Соблюдать права и обязанности – долг каждого гражданина Казахстана.

Ведущий1: Наше мероприятие подошло к концу, но декада «Права ребёнка, права человека» только начинается! И пусть каждый покажет, на что он способен! А с хорошей стороны вы можете себя показать, поучаствовав в конкурсах:

1-4 классы Конкурс рисунков «Я имею право»

5-7 классы Викторина « Конвенция о правах ребенка»

8-9 классы Конкурс на лучший агитационный листок «Мы против правонарушений»

10-11 классы Конкурс на лучший видеоролик «Мои обязанности»

До новых встреч!

Цель: обобщить знания об основных правах ребенка; способствовать формированию уважения к правам других людей: показать единство прав и обязанностей, объяснить необходимость существования и знания законов; развивать чувство ответственности за свои поступки, стремление к самосовершенствованию. 

Чтец: Я – ребенок, я — человек, 
Я должен иметь права 
На то, чтобы жить в свободной стране, 
А не там, где идет война. 
Я право имею, на то, чтоб любить 
И на то, чтобы быть любимым, 
Я право имею, на то, чтобы жить 
И на свете быть самым счастливым. 
Я право имею, чтоб мир на Земле 
Царил везде и всегда, 
Я право имею, чтоб в небе большом 
Всегда была тишина. 

Ведущий: Здравствуйте уважаемые ребята. Сегодня мы проводим школьную линейку, посвященную Декаде правовых знаний.

Ведущий:  Здравствуйте. Все мы с момента своего рождения являемся полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле нас защищает Закон, который дает нам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности.

Ведущий:  Пока мы находимся в начале жизненного пути, впереди годы становления и роста. На этой дороге могут встретиться преграды и тяжелые испытания.

Ведущий:  Чтобы достойно справиться с ними, вырасти по-настоящему свободным человеком, стать личностью, необходимо хорошо знать законы.

Ведущий: Все права человека записаны во Всеобщей декларации прав человека, в Конституции РФ, а права ребенка записаны в Декларации прав ребенка, в Конвенции о правах ребенка.

Ведущий:  Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь… 

1.Помни! В Конвенции каждый 
Найдёт на вопрос ответ: 
Ребёнком считают того, 
Кто не достиг восемнадцати лет. 

2.Сколько бы ни было в мире детишек. 
Черных и белых, девчонок, мальчишек, 
Все их права и ценны и равны. 
Взрослые! Вы уважать их должны. 

3.Богатство твоей страны – это ТЫ! 
Должен любой президент понимать: 
Лишь там превращаются в правду мечты, 
Где детям готовы всё лучшее дать. 

4.Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки – 
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки. 
Пользуются с первых дней правами своими – 
Ведь с пелёнок человек получает имя. 

5.ПОМНИ! 
Куда бы ты ни пришёл, 
Любой государственный дядя 
Дела иные отложит в стол 
Твоих интересов ради! 

6.Я расту на радость маме, 
Но приходится признать, 
Чтоб Я вырос лучшим самым, 
Как мне много нужно знать! 

Ведущий:

— Каждый из нас в разные моменты жизни бывает то учеником, то ребёнком, то другом, то зрителем. 
— А кто мы по отношению к своему государству, к своему Отечеству? На эти и другие вопросы вы получите ответы во время проведения Декады правового воспитания, которая у нас в школе проводится с 3 по 15 февраля. Для этого мы хотим познакомить вас с планом. Сейчас вы получите конверты с планом мероприятий и заданиями, которые вы сдадите 14 февраля в каб. 213 для подведения итогов на заключительной линейке.

Для получения конвертов с планом просим подойти представителей от классов…..

Ведущий:  Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Счастливого вам будущего. 

Звучит песня: «Я, ты, он, она » (исполняют Ларькина Н., Чикунова В.)

______________ В. А. Сутугин

« ___ » __________ 201 __ г.

в период с 17 по 21 апреля 2017 г.

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственные

Результат

1

Линейка, посвященная открытию недели

Начальная школа – Н.Н. Панченко

и классные руководители 1-4 классов

Среднее звено – Л.М. Булатова

и классные руководители 5-8 классов

Старшее звено – Е.Г. Присяжнюк

и классные руководители 9-11 классов

Информация на «Доске объявлений», план, фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

Сценарий линеек сдать заместителю директора по ВР

— В. А. Сутугину

2

Книжная выставка в школьной библиотеке

Т.В. Карпенко – педагог-библиотекарь

Стенд-выставка в библиотеке

3

Конкурс раскрасок

для обучающихся 1 классов

Классные руководители 1 классов

Выставка-коллаж рисунков-раскрасок

«Мои права»

4

Просмотр мультфильмов по правам детей «Смешарики» для 2-3 классов

Классные руководители 2-3 классов

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

5

Классные часы для обучающихся 4 классов «Государственная символика России»

Классные руководители 4 классов

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

Сценарий классных часов сдать заместителю директора по ВР

– В. А. Сутугину

6

Классные часы для обучающихся 5-6 классов «Имею право, но обязан!»

Классные руководители 5-6 классов

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

Сценарий классных часов сдать заместителю директора по ВР

– В. А. Сутугину

7

Историко-правовая интеллектуальная викторина «Законы, которые нас защищают» для 7 классов

Учителя истории и обществознания

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

Сценарий викторины сдать

заместителю директора по ВР

– В. А. Сутугину

8

Круглый стол с участием инспектора ПДН для обучающихся

8-9 классов

Социальные педагоги

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

9

Урок обществознания

«Права и обязанности граждан РФ»

в 10 классах

Учителя истории и обществознания

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

Технологическую карту урока сдать

заместителю директора по ВР

– В. А. Сутугину

10

Родительское собрание

«Права ребенка в семье»

Классные руководители 1-11 классов

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

11

Правовой урок

«Конституционные обязанности граждан России» в 11 классах

Учителя истории и обществознания

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

Технологическую карту урока сдать

заместителю директора по ВР

– В. А. Сутугину

12

Закрытие недели. Подведение итогов

Начальная школа – Н.Н. Панченко

и классные руководители 1-4 классов

Среднее звено – Л.М. Булатова

и классные руководители 5-8 классов

Старшее звено – Е.Г. Присяжнюк

и классные руководители 9-11 классов

Фотоотчет и новостная строка

на сайте школы

Сценарий линеек сдать заместителю директора по ВР — В. А. Сутугину

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неделя повара сценарий
  • Неделя октябрят сценарий
  • Неделя математики открытие сценарий
  • Неделя крестопоклонная история праздника
  • Негры на празднике