Недоросль на современный лад сценарий

Внеклассное мероприятие высмеивающее современных лодырей.

Комедия Фонвизина «Недорослиха» на современный лад.

Действующие лица:

 Мать, отец, лакей, Глашатай, Недорослиха, санитары, Кутейкин, Тасков, Шинель, танцоры.

Музыкальное оформление:

Песня «От улыбки», музыкальное сопровождение частушек, песня Красной шапочки

Оборудование, реквизит:

Зеркало, носилки, платочек

Глашатай: Внимание, внимание дамы энд джентельмены объявляется конкурс «Сильный, ловкий и здоровый». Участник должен быть не старше 15 лет с красивой физиономией и стройным станом. Заявки принимаются круглосуточно в доме культуры «Радость Дарим Каждому».

Мать: Дорогой, подь сюды, новость-то каку тебе скажу…….

Отец: Что дурушка моя надобно?

Мать: Вот в городе конкурс объявили, иногородних гостей много будет. А у нас дочка-то кака красавица, замуж ведь пора давно отдавать. А поди принц какой-нибудь заморский подвернётся, дак разбогатеем ведь мы с тобой, в золоте купаться будем.

Отец: Идейка-то подходящая, все равно терять нечего, айда попробуем.

Недорослиха: О чём это вы тут маменька с папенькой судачите? Может и мне поведаете.

Отец: Да вот доченька конкурс в городе объявили, гостей много приедет. А ты у нас уже большая, замуж тебе пора.

Недорослиха: Твоя правда, папенька, а что делать — то надо, маменька?

Мать: Да, ничего особенного. Только тебе нужно стать ещё красивее и умнее, а для этого мы учителей позовём.

Отец: Даю добро, дочка, учись. (Все уходят)

Лакей: Учитель гимнастики, прибыл из Германии, а звать его Кутейкин.

Кутейкин: Гутен морген, гутен так,

                Ручку эдак, ношку так,

                Чтоб здоровым быть и ловким

                Надо делать всем зарядку

                Итак, начнём с зарядки.

Недорослиха: Не хочу я делать зарядку, не могу. У меня икота, у меня ломота.

Кутейкин: О майн гот, их бин умирайт. (Падает, санитары уносят)

Мать: (Вытирает платочком лоб) Замучили нашу малышку, не расстраивайся. Мы выписали тебе нового учителя. Будешь ты у нас красивенькая-красивенькая, голосистенькая-систенькая.

Лакей: Учитель музыки, золотой голос Италии, Николай Тасков.

Тасков: Сударыня начнём с гаммы (распевка). О-О-О-О-О, А-А-А-А-А. Достаточно, а теперь выучим не большой романс

(Вот почистить раз в году

Я решил сковороду,

А потом четыре дня

Не могли отмыть меня.

В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмёл,

И осталось от него

Три соломинки всего.)

О, мадонна, Белла козе, я умиранто. (падает, санитары уносят)

Отец: Ты еще не устала, моя дорогая, а то мы наняли тебе еще одного учителя. Будешь ты у нас здоровенькая-здоровенькая, красавица-савица.

Лакей: Учитель танцев, лауреат премии «Кривые ножки» Майя Бисецкая.

Бисецкая: Выучим с вами не большой танцевальный эскюз. (песня Красной Шапочки)

Боже мой, какая бездарность, я умираю. (падает, уносят санитары)

Мать: О маленькая моя девочка, мы позвали тебе еще одного учителя. Будешь ты у нас здоровенькая-здоровенькая, привлекательная-какательная.

Лакей: Учитель косметологии – француский  модельер Жан Жак Шинель.

Шинель: (выходит с зеркалом). Мадмуазель, теперь сделаем ваше лицо красивым, здоровым и привлекательным. Будем учится накладывать макияж: нанесём не большое количество тонального крема, туши, теней, румян и помады – мы получаем красавицу. Боже мой, какая уродина. (падает, санитары уносят)

Выходят все учителя.

Все вместе: Но вы друзья, как не хвалитесь,

                     В учителя вы не годитесь.

                      Ведь если человек не хочет быть здоровым

                    Сильным и красивым,

                    То ни один учитель не научит его этому.

                    Это должен понять каждый.

Митрофанушка в нашей школе - сценарий 9 класс - сценарий 9 класс

Митрофанушка в нашей школе — сценарий 9 класс Ведущий 1. Дорогие друзья! Вот и наступил тот волнующий момент, когда мы окончили 9-й класс. Мы радуемся и в то же время грустим, так как некоторые из нас прощаются с родной школой.

Вы, наши учителя, навсегда останетесь в памяти.

Ведущий 2. С чувством глубокой благодарности мы будем вспоминать свою родную школу, вас, своих наставников. Вы учили нас не только основам наук, но и доброте, справедливости, честности, учили быть людьми.

Ведущий 3. От имени всех выпускников я говорю «Большое спасибо вам, дорогие учителя, за ваш прекрасный, благородный труд!»

Ведущий 1.

Вы каждый и каждый час

Нелегкой посвятив работе,

Одною думою о нас,

Одной заботою живете,

Ведущий 2.

Чтоб нами славилась Земля,

И чтобы честными росли мы.

Спасибо вам, учителя,

Как матерям, за все спасибо!

Ведущий 3.

Светлее рядом с вами жить,

И знаем — поздно или рано

Иное можно позабыть,

Но позабыть про вас нельзя нам.

Ведущий 1. А теперь мы хотим поприветствовать учителей, находящихся в зале.

(Идет представление учителей и вручение цветов).

Ведущий 1. Мы уже не дети, но еще не взрослые. В былые времена таких как мы называли недорослями. Давайте сегодня вспомним всем полюбившуюся , всегда современную комедию Фонвизина «Недоросль».

Герои этой комедии уже на сцене.

Ведущий 2. Занавес!

Явление 1.

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. ( Еремеевна отходит). Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой!

Я чаю, тебя жмет до смерти.

Явление 2.

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна, Тришка.

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения.

Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я сударыня, учился самоучкой. Не то, что нынче, все в школе всему учатся. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Нечто ты хочешь сказать, что в этих школах и шить учат?

Тришка. Да вот ведь и учат. Вот сами извольте спросить. Вона Людмила Андреевна-то, она-то вот и учит.

Г-жа Простакова. Где-это, кто-это? Правда что ли учишь шить?

Людмила Андреевна. Учу.

Г-жа Простакова. И что, можешь и на портного выучить?

Людмила Андреевна. Ну, кто захочет, того могу выучить и портного.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько.

Людмила Андреевне. Конечно нужно.

Г-жа Простакова. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да ведь она верно говорит.

Г-жа Простакова. Она училась у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? (К Тришке). Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Г-жа Простакова. Вот, господа, прошу полюбоваться, сшили робенку обновку к празднику. Но я холопам потокать не намерена.

Учиться им надо! (Грозя кулаком в сторону Тришки). Вот я их ужо поучу!

Явление 3.

Те же, входит Скотинин.

Скотинин. Кого7 За что7 Знаю я твою учебу, сестрица. Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу.

Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом. сестрица, один обычай с тобою.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне). Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать робенку. Ведь, я чаю, скоро и учителя придут.

Еремеевна. Он уже и так матушка. пять булочек из школьной столовой скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка7

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Г-жа Простакова. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

То-ли дело ребятки вон в школе едят: не сыты — не голодны, а ночью спокойнехонько спят.

Митрофан. А мне всю ночь така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердешный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок.

Г-жа Простакова. По крайней мере я люблю его, как надлежит родительнице, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; от радости сама истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за Полиной Афиногеновной?

Митрофан. Нет, матушка, здоров я. Да вот все думаю, что это за школа такая: и шить там учат, и столовая там есть.

(фонограмма песни «Чему учат в школе»)

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать, малышей не обижать,

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырем прибавить два, по слогам читать слова,

Учат в школе. учат в школе, учат в школе.

Книжки добрые любить и воспитанными быть,

Учат в школе, учат в школе. учат в школе.

Митрофан. Мне, матушка, тоже учиться захотелось.

Г-жа Простакова. Ох, свят, свят, свят. ты точно нездоров. Чему ж ты вот, например, учиться хочешь?

(фонограмма русской народной песни)

Ах, захотелось сделать мне дуду,

Как ее сделать — в толк я не возьму.

Ой, ду-ду , ой, ду-ду,

В школу я пойду.

…, милый, дорогой,

Позанимайся ты трудом со мной.

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

В школу я пойду.

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

Сделаю ду-ду.

Г-жа Простакова. Не к добру это. Вот чай, скоро твои учителя придут. Вот у них и поучись.

Явление 4.

Г-жа Простакова, Скотинин. Входит Софья.

Г-жа Простакова. Что так весела, матушка, чему обрадовалась?

Софья. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка. о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях к нам приезжает.

Вот письмо, которое я от него теперь получила.

Г-жа Простакова. Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное.

Софья. Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Г-жа Простакова. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодарю Бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.

Братец, прочти, потрудись.

Скотинин. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Софья. Позвольте мне прочесть.

Г-жа Простакова. И кто это тебя, сударыня, этой науке выучил? Знаю, что ты мастерица читать.

Софья. Да вот … и выучила.

(фонограмма песни «Первая учительница»)

Школьные подруги, наши школьные друзья

Про нее с любовью вам расскажут

И улыбка добрая, и умные глаза,

Первая учительницы наша.

Пролетят года, радость и беда,

Но запомним мы это навсегда,

Как входили Вы в наш притихший класс,

Всматривались в нас в самый первый раз.

Помню, растерявшись среди школьной детворы,

Спрятавшись, я плакала украдкой,

Но меня позвала в мир ученья и игры

Та, что стала мне второю мамой.

Будут в жизни каждого большие города,

И вершины гор, и лес, и реки.

Вы всегда учили нас, что только доброта

Никогда не гаснет в человеке.

Припев.

Явление 5.

Г-жа Простакова, Скотинин.

Г-жа Простакова. И что же это, матушка, вы всех там что ли читать учите?

Всех учим и читать и считать.

Г-жа Простакова. Подумаешь, мы вот тоже своего Митрофанушку уже четыре года учим. Троим учителям денежки платим.

Для грамоты ходит к нему дъячок, от Покрова, Кутейкин; арихметики учит его один отставной сержант, Цыфиркин; по-французки и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. А вы все — школа, школа.

Скотинин (к ребятам). А смею ли спросить, государыни мои и государи, есть ли в вашей школе наука какая о свинках? Вот чтобы в ней говорилось, что свиньи такие крупные, что став на задние ноги иная будет выше каждого из нас целой головою.

Ребята. Есть, сударь, такая наука. Называется она биология.

(фонограмма песни Т.Овсиенко «Солнце мое»)

Мы растенья изучали, были времена,

А потом все о животных и о человеке.

Но с биологами, с вами,

Скажет каждый, это точно,

Было очень интересно прежде всего.

К нам на урок как солнце приходили

И нам любовь свою вы приносили,

И мы спешили к вам на урок.

Весь мир живой мы с вами изучили

И никого, конечно, не забыли.

Будем природу знать и любить,

Нам на планете вместе всем жить.

Явление 6.

Г-жа Простакова, Митрофан, Цыфиркин.

Г-жа Простакова. А вот и Митрофанушкин учитель — Пафнутьич Цыфиркин. Ну друг мой, Митрофанушка, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей их, что и мы тут не хуже других, что ты тоже в науках разумеешь.

А-то они там все — школа, школа.

Митрофан. Ну! давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова. Ах, господи боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.

Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залетать далеко, да и Боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублей.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль.

Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Ребята. А ведь наука-то эта очень важная. Наших ребят математике учили Тамара Ивановна, Наталья Ивановна и Ирина Львовна.

(фонограмма песни из репертуара М.Насырова «Мальчик хочет в Тамбов»)

Все мы любим считать, ты знаешь чики-чики-чики-чики-та(2 раза).

Сложить и разделить, отнять еще умножить, извлечь корень даже иногда(2 раза).

Математику учим мы с детства, без ошибок умеем считать.

Если рядом лежит калькулятор, знаем, где нам на кнопку нажать.

И теперь мы поспорим с суровой судьбой, вся страна ведь торгует, мой друг,

И мы не пропадем, мы работу найдем, ах, спасибо, царица наук.

Все мы любим считать, ты знаешь чики-чики-чики-чики-та(2 раза).

Без математики сегодня не прожить, она наш спутник верный навсегда (2 раза).

Явление 7.

Г-жа Простакова, Скотинин.

Ребята. Без математики невозможно заниматься такой наукой, как физика, например.

Г-жа Простакова. Что это ты мне тут городишь. Нет такой науки, вот наш Вральман все науки знает, а такой не знает.

Ребята. Да вот в зале наши учителя физики, …

Скотинин. Ах, сударыни, скажите, сделайте милость, верно есть такая наука?

1 учитель физики. Конечно, есть.

2 учитель физики. И ребята с ней уже хорошо знакомы.

Г-жа Простакова. Ой. ребятушки, скажите, что это за наука ?

(Фонограмма песни Д.Тухманова «Притяженье Земли»)

Как безмерно оно, притяженье Земли,

Притяженье сердец к нашей школе родной.

Тот предмет, о котором мы знать не могли,

Стали здесь изучать с интересом с тобой.

Как жить нам без физики!

Ведь самое главное

Вы в жизни для нас —

И Ньютон, и Кюри.

И будем мы помнить вас,

Вас, милые женщины,

Как вы привели

Нас к законам Земли.

Ребята. А есть еще одна наука, которую нам помогла познать и полюбить наша учительница Наталья Николаевна.

(фонограмма песни «Сиреневый туман»)

Сиреневый туман над партой проплывает,

Смешали мы опять не то и не туда,

Сосед мой не спешит, сосед мой понимает,

Что парту мы прожгли сейчас и навсегда.

Учитель в класс вошел и стало ему плохо,

Тот ядовитый дым заполнил весь наш класс.

«Учитель, не кричи, учитель, ты же знаешь,

Как химия важна нам именно сейчас».

Явление 8.

Г-жа Простакова, Митрофан, Софья.

Ребята. Любопытно было бы узнать, а каким наукам Митрофана немец-то выучил?

Г-жа Простакова. Всем наукам.

Ребята. Чему ж, например?

Митрофан. Вот … грамматике.

Ребята. Здорово, мы вот тоже только что сдали экзамен по русской грамматике. А учили нас наши учителя русского языка …

Ребята. …, задайте, пожалуйста, Митрофану какой-нибудь вопрос по грамматике.

1 учитель русского языка. Что ж ты знаешь из грамматики?

Митрофан Много. Существительна да прилагательна.

1 учитель русского языка. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Софья. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Софья. Почему ж?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Софья. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

(фонограмма песни из к/фильма «О бедном гусаре замолвите слово»)

Три учителя учили

Без ошибок нас писать.

Им за этот труд «Спасибо!»

От души хотим сказать.

«Спасибо, спасибо, спасибо!»

От души хотим сказать.

Очень трудная наука,

Вы поймите нас, друзья,

Ее выучить так надо,

Без нее прожить нельзя.

Без нее, без нее, без нее,

Без нее прожить нельзя.

Ребята. В нашей школе нас учат не только русскому, но и английскому языку. Мы благодарны нашим учителям:

(фонограмма песни Стиви Уандера «I just call»)

Учили мы английский здесь,

Все восемь лет он с нами был как верный друг.

И вот теперь мы говорим

Свободно с теми, кто приедет в гости вдруг.

We just want to say: «We love you!»,

We just want to say: «How much we care!»,

We just want to say: «We love you!»,

And we mean it from the depth of our hearts.

Явление 9.

Г-жа Простакова, Митрофан, Правдин.

Ребята. В грамматике он силен.

Правдин. Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова. А вот и Правдин пожаловал. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Правдин(Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Митрофан. Нет. Наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Ребята. Да, Ольга Борисовна, здесь без Вашей помощи не обойтись. Не повезло Митрофанушке с учителем.

(фонограмма песни В. и Ю.Началовых «Учитель»)

Мы помним ту желтую осень, когда мы пришли в шестой класс.

Историю мы полюбили всем сердцем, и поняли — это для нас.

Мы долгое время учили историю прошлых веков,

Запомним надолго, чему научились, познали мы много миров.

Учитель, учитель, учитель,

Истории нас поучите.

Не хочется нам расставаться

И на лето прощаться.

Учитель, учитель, учитель,

Истории нас научите,

За шалости нас Вы простите,

Учитель.

Явление 10.

Г-жа Простакова, Митрофан, Правдин.

Правдин (Митрофану). А позвольте узнать, не скотница ли Хавронья обучала тебя и географии.

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь друг мой сердечный? Что это за наука?

Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (Тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова(Правдину). Как , батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин. География.

Г-жа Простакова(Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова. А к чему бы это служило на первый случай?

Правдин. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь.

Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Ребята. Это вы, сударыня, так говорите потому, что незнакомы с нашей …

(фонограмма песни …)

Географию мы учим, поднимаемся на кручи.

Всю от края и до края Землю прошли.

Человеку очень надо знать все то, что здесь с ним рядом.

Человек всегда мечтает видеть все, что далеко.

Явление 11.

Г-жа Простакова, Митрофан.

Митрофан. Матушка, я тоже хочу видеть все, что далеко.

Г-жа Простакова. Нет уж, сударь мой дорогой, это сколько же здоровья-то надо, чтобы далеко ехать. Ты уж лучше дома посиди.

Ребята. А вот послушайте, сударыня, что мы делаем, что бы быть крепкими и здоровыми.

(фонограмма песни В.Рыбкина «Коммунальная квартира»)

В школе, каждому известно,

Все за партами сидят.

Педагоги на уроках

Дисциплиной дорожат.

Что ж, ребята, делать, чтобы

Не согнул нас сколиоз.

Дорогой Дмитрий Иваныч


Нам ответит на вопрос
:

«Всем рекомендую я

Заниматься физкультурой».

И советом этим мы,

Всем понятно, дорожим.

Любим бегать, прыгать мы,

Укреплять мускулатуру,

И в любое время мы

В наш спортивный зал спешим.

Явление 12.

Г-жа Простакова, Митрофан.

Г-жа Простакова. Нет уж, благодарствуйте, физкультура — это дело опасное: того гляди ушибется, ногу сломает, надорвется.

Митрофан. Эх, жаль мне вас, все у вас науки больно серьезные. Нет ничего изящного. А я вот, к примеру, до рисования большой охотник.

Так меня иной раз рисовать тянет, что на чем попало рисую.

Ребята. Есть у нас и рисование. До 7-го класса ребята рисовали: сначала их учителем была …, потом ей на смену пришла …

Ребята. С 7-го класса ребята учились черчению у …

Митрофан. А зачем вам нужны эти предметы?

Ребята. А вот послушай.

(фонограмма песни А.Варум «Художник, что рисует дождь»)

Чертили все и кто как мог

И рисовали натюрморты.

Такой приятной всем работы

Никто и выдумать не мог.

И пусть сдавали не всегда

Мы вовремя свои шедевры,

Оберегая ваши нервы,

На вас молились мы тогда.

Мы никогда не позабудем,

Как нам чертить и рисовать,

Пусть Айвазовскими не будем,

Об этом будем мы мечтать.

Запомним ваши мы уроки,

Как жаль, что кончились они.

А вам мы дарим эти строки

В знак нашей искренней любви (2 раза).

Г-жа Простакова. А я вот еще Митрофанушке хочу взять учителя музыки. Он будет его петь учить и на фортепианах играть.

Ребята. И петь нас тоже учат, и в музыке учат разбираться. Спасибо за это …

(фонограмма песни …)

Помогли услышать музыку,

Помогли увидеть музыку,

Что такое эта музыка,

Рассказали нам о ней.

Мы с …

И …

Полюбить сумели музыку,

Жить прекрасней стало с ней!

Явление 13.

Г-жа Простакова, Митрофан, Скотинин.

Митрофан. Ну, матушка, подлинно в этой школе все есть.

Скотинин. Даже я стал жалеть, что в свое время грамоте не учился.

Г-жа Простакова. Да я и сама вижу, что в школе тебе хорошо было бы, Митрофанушка. Кто же в этой школе самый главный, кому челом бить?

Ребята. Нашей школой руководит директор …, а помогают ей … и …, … и …

Г-жа Простакова дитектору. …, примите сыночка в вашу школу, пожалуйста.

Директор. Обязательно примем, приходите 1-го сентября учиться к нам.

Г-жа Простакова. Ах, спасибо, матушка. Митрофанушка, благодари, благодари благодетелей. Ну, пойдем, сынок, пойдем, братец.

Ведущий 1. Дорогие друзья, сейчас мы рассказали Митрофанушке и вам о том, как мы учились в нашей школе 9 лет, о наших учителях.

Ведущий 2. И теперь наступает самый торжественный момент нашего вечера.

Ведущий 3. На сцену приглашается…

Директор…

Завучи…

Классные руководители…

Вручение аттестатов.

Ведущий 1. Ну вот, теперь каждый из нас имеет Аттестат о неполном среднем образовании.

Ведущий 2. А помогли нам подойти к этому дню наши дорогие учителя и, конечно, наши родители. Большое вам всем «Спасибо!».

Ведущий 3. Дорогие друзья, наш вечер подходит к концу. Мы хотим поблагодарить за помощь в подготовке представления …

Ведущий 1. А теперь все выпускники исполняют заключительную, прощальную песню для вас, дорогие учителя.

(фонограмма песни из репертуара группы «Любэ» — «Ребята с нашего двора»)

От весеннего шума устали,

Сквозь экзамены мы прорвались.

И как будто взрослее мы стали,

И на бал выпускной собрались.

Праздник этот, он дивный, блаженный,

Повторяется с каждой весной,

Он для школы, пускай, не последний,

Для меня он единственный мой.


И мы споем
:

«Спасибо, школе родной!»

Мы благодарны с тобой

Ей за тепло и уют.

Здесь день за днем,

Забыв себя и свой дом,

Нас согревали добром

Вы, школьные учителя.

И мы вспомним сегодня уроки,

Где пытались вы нас научить

Всем наукам и важным, и нужным,

Среди них самой главной — как жить.

Как нам дорого все, что уходит,

Что уже никогда не вернуть.

Школу мы никогда не забудем,

Школа, просим: ты нас не забудь.

И мы споем

Про свет в знакомом окне,

Про звезды, что в тишине

Над нашей школой горят.

И нам споют,

Что нас и помнят, и ждут,

И руки нам подадут

Любимые учителя.

Заключительная песня.

(фонограмма песни из кинофильма «Верные друзья»)

Вечер последний — вечер прощальный,

Вечер веселый, вечер печальный.

Девять лет мы все рядом были,

И друг друга мы полюбили.

Всем мы успеха в жизни желаем,

Школы достойными быть обещаем.

Обещаем дальше учиться

И стараться, и не лениться.

Мы педагогам желаем счастья,

Пусть стороной их обходят несчастья.

И в окно к ним пусть солнце светит,

И пусть в школе учатся дети.

И в окно к вам пусть солнце светит,

И пусть в школе учатся дети………………. сценарии школьных праздников — сценарии на выпускной вечер сценарии на выпускной бал сценарий школьного праздника для младших классов — сценарии на выпускной бал- сценарии школьных праздников

Действие 1, явление 1.

Г-жа Простакова, Митрофан.

Простакова ( осматривая кафтан на Митрофане).

Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил.

Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.

Митрофан отходит.

Явление 2.

Простакова, Еремеевна, Тришка.

Простакова (Тришке). А ты подойди поближе. Не говорила ль я тебе, чтоб ты кафтан пустил шире.

Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, чем ты

Оправдаешься?

Тришка: Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Простакова: Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько.

Тришка: Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.

Простакова: Так он же еще и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился?

Тришка : Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Явление 3.

Те же и Простаков.

Простакова: Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь).Ме… мешковат немного.

Простакова : Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков : Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Простакова : А ты сам разве ослеп?

Простаков : При твоих глазах мои ничего не видят.

Простакова : Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков : В этом я тебе, матушка, верил и верю.

Простакова : Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.

Явление 4.

Те же и Скотинин.

Скотинин : Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева, а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты прогневалась?

Простакова : Да вот, братец, на твои глаза сошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин : Нет.

Простаков : Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин : Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Простакова (Тришке) : Тришка, выйди вон. (Еремеевне). Еремеевна, поди дай позавтракать ребенку.

Ведь, я чаю, скоро и учителя придут.

Еремеевна : Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Простакова : Так тебе жаль шестой?

Еремеевна : Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Простакова : Ах, что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан : Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин : Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан : А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков : Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан : Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять или шесть.

Еремеевна : Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан : И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Простакова : Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан : Да то ты, матушка, то батюшка.

Простакова : Как же это?

Митрофан : Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) : Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) : Так мне и жаль стало.

Простакова (с досадою) : Кого, Митрофанушка?

Митрофан : Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Простакова : Обойми меня, друг мой сердешный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин : Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин.

Простаков : По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин : Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Простакова : Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан : Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню; так авось-либо.

Простакова : Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевной уходят.

Явление 5.

Простакова, Простаков, Скотинин.

Скотинин : Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?

Простакова : Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по мужу, однако, я ей свойственница, а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину) : Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Полгода уже, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар, от которого она так и не оправилась. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет нет о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его умершим. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку да надзираем над ее имением, как над своим.

Простакова : Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Еще братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли

Простаков : Ну как ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин : А движимое хотя и выдвинуто, да я не люблю хлопотать, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, а я ни на кого не жаловался, а всякий убыток, чем за ним ходить. Сдеру со своих же крестьян. Так и концы в воду.

Простаков : То правда: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Простакова : Хоть бы нас поучил, братец, а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин : Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Простакова : Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин : Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков : Так по соседству ее деревеньки?

Скотинин : И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то водится и до чего моя смертная охота.

Простакова : До чего же, братец?

Скотинин : Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Простаков : Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю – и он до свиней сызмала такой же охотник. Как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало. Увидя свинку, задрожит от радости.

Скотинин : Это подлинно диковинка! Ну пусть Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился?

Простаков : И тут есть же какое-нибудь сходство, я так рассуждаю.

Явление 6.

Те же и Софья.

Софья вошла, держа письмо в руках и имея веселый вид.

Простакова (Софье) : Что так весела, матушка, чему обрадовалась?

Софья : Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.

Простакова (испугавшись, со злобою) : Как! Стародум, твой дядюшка жив. И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья : Да он никогда и не умирал!

Простакова : Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. Да ты не очень веселись, письмецо-то мне пожалуй. (Почти вырывает). Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут, девушки грамоте умеют!

Софья : Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Простакова : Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу). Читай.

Простаков (долго смотря) : Мудрено.

Простакова : И тебя, мой батюшка, видно воспитывали, как красну девицу. Братец, прочти, потрудись.

Скотинин : Я? Я от роду ничего не читывал, сестрица.

Софья : Позвольте мне прочесть.

Простакова : О Матушка! Знаю, что ты мастерица. Да не очень тебе верю. Вот, я думаю, учитель Митрофанушкин скоро придет. Ему и велю.

Скотинин : А уж начали молодца учить грамоте?

Простакова : Ах. Братец! Уж года четыре, как учится. Грех не сказать, как мы стараемся воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денюжки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок Кутейкин. Арихметике учит его один отставной сержант Цыферкин. А по-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по 300 рубликов в год платим.Правду сказать, мы им довольны: он робенка не неволит. Ведь пока Митрофанушка еще в недорослях, надо его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотрит-ка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плох наш Митрофанушка? Ба! Да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец. (Скотинину). Братец! Рекомендую вам дорогого гостя нашего. Господина Правдина; а вам, государь мой, рекомендую брата моего.

Явление 7.

Правдин : Радуюсь, сделав ваше знакомство.

Скотинин : Хорошо, государь мой! А как по фамилии, я недослышал.

Правдин : Я называюсь Правдин, чтоб вы дослышали.

Скотинин : Какой уроженец? Где деревеньки?

Правдин : Я родился в Москве, ежели вам то надобно знать, а деревни мои в здешнем наместничестве.

Скотинин : А смею ли спросить, в деревеньках ваших водятся ли свинки?

Простакова : Полно, братец, о свиньях-то начинать. Поговорим-ка лучше о нашем горе. (К Правдину). Вот, батюшка! Бог велел нам взять на свои руки девицу. Она изволит получать грамотки от дядюшек. К ней с того света дядюшки пишут. Сделай милость, потрудись, прочти всем нам вслух.

Правдин : Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.

Софья : Я вас о том прошу.

Правдин : Если вы приказываете (Читает). «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько в разлуке с моими ближними, а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известия. Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностью состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощью счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу».

Скотинин и Простакова : 10 тысяч!

Правдин (читает) : «…которым тебя. Моя любезная племянница, тебя делаю наследницею..»

Скотинин и Простакова : тебя наследницею!

Простакова (бросаясь обнимать Софью) : Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених. Я лучшей невесты Митрофанушке и не желаю. То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит, что он еще здравствует.

Скотинин (протянув руку) : Ну, сестрица, скорей же по рукам.

Простакова (тихо Скотинину) : Постой, братец! Сперва надобно спросить ее, хочет ли еще она за тебя выйти?

Скотинин : Как! Что за вопрос! Неужто ты ей докладываться станешь?

Правдин : Позволите ли письмо дочитать?

Скотинин : А на что? Да хоть 5 лет читай, лучше 10 тысяч не дочитаешься.

Простакова (к Софье) : Софьюшка, душа моя! Пойдем ко мне в спальню. Мне крайняя нужда с тобой поговорить (увела Софью).

Скотинин : Ба! Так я вижу сговору-то вряд ли быть.

Все уходят, кроме Правдина.

Действие 3, явление 1.

Правдин (подойдя к окну) : Никак кто-то подъехал.

Появляется Стародум.

Правдин : А я в окно увидел вашу карету, иду к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Мое к вам душевное почтение.

Стародум : Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин : Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь ее к другим, кроме таких.

Стародум : Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает быть искренность.

Правдин : Ваше обхождение.

Стародум : Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по- тогдашнему, а я не нашел нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Отец мой у двора Петра Великого.

Правдин : А я слышал, что он в военной службе.

Стародум : В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание мне дано было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к неучению мало было способов. Да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.

Правдин : Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах.

Стародум : В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце. Имей душу. И будешь человек во всякое время. А на все прочее мода6 на умы мода, на звания мода, как на пряжки, на пуговицы.

Правдин : Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа.

Стародум : Без нее невежда – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление. От таких-то животных пришел я освободить..

Правдин : Вашу племянницу. Я это знаю. Она здесь.

Явление 2.

Те же и Софья.

Софья (к Правдину) : Сил моих не стало от их шуму.

Стародум (в сторону) : Вот черты ее матери. Вот моя Софья.

Софья (смотря на Стародума) : боже мой! Он меня назвал. Сердце мое меня не обманывает.

Стародум (обняв ее) : Нет, ты дочь моей сестры, дочь сердца моего!

Софья (бросаясь в его объятия) : Дядюшка! Я вне себя от радости.

Стародум : Любезная Софья! Я узнал в Москве, что ты живешь здесь против воли. Ничто так не терзает мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бываю я так доволен собой, как если случалось из рук вырвать добычу порока.

Правдин : Сколь приятно быть тому и свидетелем!

Софья : Дядюшка! Ваши ко мне милости..

Стародум : Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечения – твое счастье. Выйдя в отставку, положил я основание твоему воспитанию, но не мог иначе основать твоего состояния. Как разлучась с твоей матерью и с тобою.

Софья : Отсутствие ваше огорчало нас несказанно.

Стародум (К Правдину) : Чтобы оградить ее жизнь от недостатку в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю. Где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя Отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро.

Правдин : Вы могли бы обогатиться, как я слышал, несравненно больше.

Стародум : А на что?

Правдин : Чтоб быть богату, как другие.

Стародум : Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихоти одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Софья : Дядюшка! Какую правду вы говорите!

Стародум : Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не останавливала нас бедность жениха достойного.

Софья : Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон.

Правдин : Но, выдав ее, не лишнее было бы оставить и детям.

Стародум : Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головой. Нет, мой друг! Наличные деньги – не наличное достоинство. Золотой болван – все болван.

Правдин : Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение.

Стародум : Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное, а душевного почтения достоин только тот. Кто в чинах не по деньгам. А в знати не по чинам.

Правдин : Заключение ваше неоспоримо.

Стародум : А что это за шум?

Явление 3.

Те же и Простакова.

Простакова : Ах, Софьюшка, вот ты где, а тебя обыскалась. Да ты не одна. Еремеевна, Еремеевна, скажи мужу, сыну, что второй наш родитель к нам теперь пожаловал по милости божией, дождались мы дядюшку любезной нашей Софьюшки.

Стародум : К чему так суетиться, сударыня? По милости божией я вам не родитель, я вам даже и незнаком.

Простакова : Нечаянный твой приезд, батюшка, ум у меня отнял; да дай хоть обнять тебя хорошенько, благодетель наш!

Стародум (обнимая неохотно Простакову) : Милость совсем лишняя, сударыня! Без нее мог бы я весьма легко обойтиться.

Простакова : Ну пойдем. Пойдем, батюшка, познакомишься с родственниками да отдохнешь, чай с дороги устал?

Явление 3.

Цыфиркин : О, горе мне грешному! Вот дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год, а он тех перечесть не умеет. Кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит без склада по складам, без толку по толкам. Однако сюда кто-то идет.

Те же, Простакова и Митрофан.

Простакова : Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись. Чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан : Ну! А там что?

Простакова : А там и женишься.

Митрофан : Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только , чтоб это было последний раз и чтоб сегодня быть сговору.

Простакова : Придет час воли божией!

Митрофан : Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Простакова : А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денюжки было б куды класть.

Митрофан : Ну! Задавай же зады, Пафнутьич.

Цыфиркин : Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.

Простакова : Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать вперед не любит. С его умом, да залететь далеко. Да боже избави1

Цыфиркин : Вот задача. Изволил ты, например, идти по дороге со мною. Ну хоть возьмем с собою Кутейкина. Нашли мы трое.

Митрофан (пишет) : Трое.

Цыфиркин : На дороге, например, триста рублей.

Митрофан (пишет) : Триста.

Цыфиркин : Дошло дело до дележа. Смекни-тко, почему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет) : Единожды три-три. Единожды нуль-нуль.

Простакова : Что, что, до дележа?

Митрофан : Вишь, триста Рублев, что нашли, троим разделить.

Простакова : Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан : Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин : Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.

Митрофан : Десять.

Цыфиркин : Теперь, правда, не за что, кабы ты , барин , что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

Митрофан (пишет) : Ну, десять.

Цыфиркин : Сколько ж бы на год?

Митрофан (вычисляя, шепчет) : Нуль да нуль – нуль. Один да один.. (Задумался).

Простакова : Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю, да и не за что. Наука не такая. Лишь бы тебе мученье, а все вижу , пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича. Хорошохонько. Ступай, Митрофанушка, отдохни.

Цыфиркин : Вот и позанимались.

Действие 3. явление 1.

Софья.

Софья (одна) : Дядюшка скоро должен выйти (садясь). Я его здесь подожду (вынимает книжку и прочитав несколько). Это правда. Как не быть довольну сердцу, когда покойна совесть. (Прочитав опять несколько). Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью. (Прочитав еще несколько, взглянув и увидев Стародума, к нему подбегает).

Явление 2.

Софья и Стародум.

Стародум : А! Ты уже здесь, друг мой сердечный!

Софья : Я вас дожидалась, дядюшка.

Стародум : Мое сердечное желание, Софьюшка, видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно.

Софья : Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться.

Стародум : Мне приятно расположение души твоей. С радостью подам тебе мои советы. Однако, что за шум? Отложим, Софьюшка, наш разговор до лучшего.

Явление 3.

Простакова (Стародуму) : Хорошо ли отдохнуть изволили, батюшка? Мы все в четвертой комнате на цыпочках ходили, чтоб тебя не обеспокоить; не смели в дверь заглянуть; слышим, ан уж ты давно и сюда выйти изволил. Не взыщи, батюшка.

Скотинин : Ты, сестра, как на смех , все за мною по пятам. Я пришел сюда за своею нуждою.

Простакова : А я так за своею. (Стародуму). Позволь же, мой батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою (мужу и сыну). Кланяйтесь!

Стародум : Какою, сударыня?

Простакова : Вот Митрофанушка наш. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ли, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум : О, сударыня! До моих ушей уже дошло. Что он теперь только и обучиться изволил. Я слышал об учителях его и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину). Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Простакова : Всему, мой отец!

Митрофан : Всему, чему изволишь.

Правдин (Митрофану) : Чему ж бы, например?

Митрофан (подает ему книгу) : Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу) : Вижу. Это грамматика. Что ж в ней знаете?

Митрофан : Много. Существительна да прилагательна.

Правдин : Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан : Дверь? Котора дверь?

Правдин : Котора дверь! Вот эта.

Митрофан : Эта? Прилагательна.

Правдин : Почему ж?

Митрофан : Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум : Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан : И ведомо.

Простакова : Что, каково, мой батюшка?

Правдин : Нельзя лучшее. В грамматике он силен.

Стародум : Я думаю, не меньше и в истории.

Простакова : К историям он еще сызмала большой охотник.

Правдин (Митрофану) : А далеко ли вы в истории?

Митрофан : Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин : А! Так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум : Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан : Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает, он, как и я, сам охотник слушать.

Простакова : Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин : Да не у ней ли вы оба учились и географии?

Простакова (сыну) : Слышь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери) : А я почем знаю.

Простакова (тихо Митрофану) : Не упрямься, душенька, теперь-то себя и показать.

Митрофан (матери) : Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Простакова (Правдину) : Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин : География.

Простакова (Митрофану) : Слышишь, еоргафия.

Митрофан : Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Простакова (Правдину) : И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин : Описание Земли.

Простакова (Стародуму) : А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум : На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Простакова : Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут,- куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум : О, конечно, сударыня! В человеческом невежестве весьма утешительно считать все за вздор, чего не знаешь. Вот злонравия достойные плоды! Да, мой друг, я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение же возвышает одну лишь добродетельную душу.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вновь нашей встрече. Сегодня она будет не совсем обычная, так мы с вами перенесемся на три столетия назад. Именно тогда, в 18 веке, жил и творил один из крупнейших русских писателей – Денис Иванович Фонвизин. Его бессмертная комедия «Недоросль» до сих пор не сходит со сцен различных театров. Потому что вопросы воспитания и образования актуальны во все времена. Недорослями в прошлом официально назывались дворяне. Не получившие документа об образовании и не поступившие на службу, а также молодые люди, не достигшие совершеннолетия. Итак, приглашаю вас внимательно посмотреть, что происходит в доме Простаковых.

Заключение

Слова Стародума поистине золотые, потому что ум, соединенный с добротой – это мудрость. Ум без доброты – хитрость. Рано или поздно хитрость оборачивается против самого хитреца. Мудрость же приносит мудрецу доброе имя, прочное, надежное счастье и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Так пусть же в каждом из нас ум с сердцем всегда живут в ладу

10

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Название праздника поселка
  • Никакого тебе праздника
  • Народные праздники кыргызстана
  • Недорогое горячее на праздник
  • Никакого праздника шаров не дали