Немой этюд примеры сценарий

Работа по теме: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Немой этюд (вариант). Глава: Немой этюд. ВУЗ: ВГИК.

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

для студентов
сценарного и режиссерского факультетов

Немой этюд

Немой этюд – или
этюд без слов – это письменная литературная
работа, которую студенты постановочного
факультета выполняют по программе курса
КИНОДРАМАТУРГИЯ.

Задача данной
работы – помочь студентам-режиссерам
овладеть навыками решения драматургических
задач преимущественно
изобразительно-выразительными средствами.
Выполняя это задание, студенты учатся
самостоятельно работать над созданием
небольшого литературного сценария.

При создании немого
этюда студенты на практике знакомятся
с главными компонентами кинодраматургии
и постигают основные законы построения
сценария.

Работа над этюдом
помогает решать вопросы принципиальные
для каждого кинематографиста: как
сделать сюжет интересным, действие
увлекательным и динамичным, а поступки
героев мотивированными?

Студентам
режиссерского факультета важно отличать
литературный этюд от этюда сценического,
от режиссерской зарисовки, от
этюда-состояния.

В литературном
этюде
главным
является событие, случай, анекдот —
действие, произошедшее с героями или
героем. Литературный этюд – это история
взаимоотношений, у которой есть начало
и конец. Её объем на бумаге 1-2,5 страницы.
Литературный этюд — это сценарий
3-7 минутного фильма.

Немой этюд –
чисто кинематографическое построение,
когда история
взаимоотношений персонажей рассказывается
главным образом пластическими, визуальными
средствами, без диалогов – поэтому он
и называется «немым» — с помощью монтажа,
выразительных мизансцен, осмысленного
движения камеры, с использованием
деталей и необычных точек съемки (если
это необходимо), цветовыми решениями.
Игра актера в немом этюде тоже подчинена
задаче пластически передать состояние,
желания, чувства персонажа с помощью
мимики, точного жеста, движения.

С чего начинать работу над немым этюдом?

Как и при создании
полнометражного сценария – с идеи и
замысла. Основываться они должны на
знании материала, к которому обращается
автор. Иными словами, писать лучше о
том, что ты хорошо знаешь, используя
свой жизненный опыт и переживания. Можно
обратиться и к событиям, происшедшим в
действительности и взволновавшим
автора, свидетелем которых он был.

1.Задайте себе
вопрос: о чем будет эта история? В чем
смысл события, о котором я хочу рассказать?
Будет ли это интересно читателю, зрителю?
Какова моя, авторская позиция по отношению
к этой ситуации?

Такие размышления
помогут сформировать замысел, определить
идею этюда, его жанр.

Помните, что замысел
шире, чем идея. Кроме идеи он должен
содержать в себе конфликт, непрерывное
и постепенное развитие мысли, выраженной
в действии.

Чем ярче переживания
автора, чем глубже его размышления о
случившемся событии, тем интересней
может получиться результат — художественный
образ будущего этюда.

2. Продумайте состав
событий, которые войдут в этюд. Почувствуйте
объем истории.

История, о которой
расскажет немой этюд, должна быть краткой
и ясной. Желательно соблюсти единство
места, времени и действия, особенно
действия.

Литературный этюд
состоит из нескольких сцен, поэтому
надо отобрать только самые важные,
показательные моменты случившегося.

3. Третий этап —
продумайте сюжетный план этюда. Попробуйте
уже в плане определить кульминационную
сцену и финальный поворот. Придумайте
для них яркие краски.

Сюжет

В
основе драматургического сюжета лежит
действие. Именно через действие выражается
течение времени. А время и пространство,
запечатленные на пленке, как известно,
являются главным материалом искусства
кино.

«Работа над этюдом
прежде всего учит писателя обострять
действие, вырывать его из плана
информационно-повествовательного и
переводить в план драматический,»
— писал своим студентам известный
кинодраматург Н.Фигуровский.

Сценарное действие
невозможно без конфликта
.
Именно конфликт является причиной
драматической ситуации, которая лежит
в основе сюжета. Стремление разрешить
конфликт является главной причиной
развития взаимоотношений персонажей.
Поэтому конфликт часто называют пружиной
сюжетного действия. Наконец, конфликтные
отношения создают напряжение, необходимое
для возбуждения зрительского внимания.

Степень конфликтности,
может быть разной:

— борьба,

— столкновение,

— противопоставление,

— соперничество,

— соревнование.

Конфликт называют
драматическим
– когда он
ведет к прямой борьбе
сторон, заканчивающейся поражением
(или победой) одной из них,

или повествовательным
в этом
случае он
построен на разном отношении персонажей
к одному и тому же предмету или явлению.

Если главное
противоречие внешнее,
то в этом случае основой сюжета становится
яркое событие.

Если противоречие
внутреннее
– тогда этюд
строится на глубоком психологическом
рисунке, раскрывающем внутреннее,
психологическое состояние героя, и в
нем не будет особых внешних перипетий
и событий.

Конфликт возникает,
когда герой стремится чего-то достичь
или преодолеть, а ему противодействуют
другие персонажи или какие-то
обстоятельства, в том числе и природные
явления. Это противоборство и движет
конфликт.

Конфликт напрямую
связан с идеей сценария. Чем значительнее
идея, тем значительнее и глубже будет
конфликт. Как правило, мелкие,
невразумительные конфликты неинтересны
для зрителей.

Трудность немого
этюда заключается в том, что конфликт,
как и в полнометражном сценарии, должен
зародиться, достигнуть высшей точки и
как-то разрешиться. Объем же этюда очень
незначительный. Поэтому желательно,
чтобы конфликт развивался динамично,
и для его проявления автор должен
продуманно и максимально использовать
зрелищные возможности кино.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Неделю назад я начал учиться на продвинутом курсе «Как писать для кино и ТВ». У меня уже был вводный урок, я получил и выполнил первое домашнее задание. Так как я приложил свою руку к этим курсам, то решил, что имею право раз в неделю публиковать подробный отчет о своем обучении. Это будет держать в тонусе ведущего курсов и поможет мне не задвинуть обучение на второй план.

Какие ваши цели?

Это был первый вопрос, который мастер курса Лейла Алиева задала всем своим студентам на вводном вебинаре. Я не знаю, что ответили другие участники, я же ответил на этот вопрос так:

Я хочу научиться писать сценарии для того, чтобы реализовать несколько проектов, которые у меня уже есть. Речь идет о двух сериалах, первый имеет рабочее название «Школа президентов», второй — «Автобусный парк». Я уже пытался написать синопсис и карточку проекта и отправлял их продюсерам, но в ответ была только тишина. Воспользовавшись своими связями я получил возможность встретиться с одним из продюсеров и в результате беседы понял, что мои идеи «вроде ничего», но без правильного оформления и детальной проработки у меня просто нет шансов. Именно поэтому я и решил научится писать сценарии.

Первое задание

Первым заданием было написать немой этюд. Задание показалось мне настолько простым, что я приступил к нему только в четверг (в моей группе обучение идет по вторникам). Я написал половину этюда и решил для подстраховки отправить его Лейле для проверки. Меня волновал вопрос оформления записи немого этюда. Во всем остальном я не сомневался.

В результате первая версия немого этюда оказалась в мусорной корзине. Моя главная ошибка была в том, что я писал сценарий обычного этюда и просто не давал героям слова. Но это не верно для немного этюда. В немом этюде герои не должны иметь физической возможности говорить. То есть нельзя их заставить не говорить, их надо поставить в такие условия, когда они физически не могут говорить. Например, сделать их дайверами-любителями и поместить под воду.

Вторая попытка

Сценарий для второй версии немого этюда я подсмотрел в интернете. В исходном сообщении была информация о молодом человеке, курящем на балконе, и о том, что он увидел на улице девушку у которой возникли неприятности. Я развил эту тему и в результате у меня получился вот такой немой этюд:

Мне казалось, что все отлично и я уже потирал руки от удовольствия, когда получил вот такой комментарий от мастера:

Александр, добрый день!

Высылаю комментарии по этюду:

ГЕРОЙ. ХАРАКТЕР. ЦЕЛЬ

Герой раскрыт хорошо, мы сразу представляем — что это за человек, какая у него проблема. Можно дать немного больше информации — можно показать, почему он пьет — от чего он убегает с помощью алкоголя и курения.

СЮЖЕТ

Доработаем сюжет: в конце этюда героя мучает чувство вины. Почему? Потому что убили девушку? Разогреем конфликт — пусть девушка будет его возлюбленной (он в очередной раз напился и не смог ее встретить) или бывшей девушкой, подругой, сестрой — одним словом, близким человеком.

В зависимости от этого нужно будет уже показывать детали — прощальная записка девушки (может быть, поэтому он выпил?) или смс в телефоне или пропущенные звонки от жены-невесты-девушки (нет, это не просто бутылка, а очередная бутылка, потому что у него проблемы).

И, конечно, в конце этюда желательно дать зацепку на изменение характера. Эта ситуация, это ужасное обстоятельство изменило его и мы уже примерно представляем, каким будет герой через несколько дней, месяцев, год.

СТИЛЬ

Используем глаголы только в настоящем времени.

«Илья курит свою любимую, последнюю на сегодня, сигарету Danibrand» — это нужно не описывать, а показывать. Как зритель узнает, что это любимые сигареты героя? Например, когда он затягивается, смакуя. Как зритель поймет, что это последняя на сегодня сигарета? Она последняя в пачке? Или он бросает курить? Это нужно показывать.

Описание действия героя (курения) занимает практически половину страницы, но пока это никак не влияет на сюжет.

«А значит сегодня он не будет мучиться бессонницей» — это нужно показывать. Прекрасное описание для литературы, но не для кино. Нужно показать, что героя мучает бессонница. Например, на подоконнике валерьянка, таблетки для сна и т. д. Он берет в рот таблетку, потом — выплевывает ее и достает пачку сигарет из мусорки — все, мы понимаем, что он плохо спит и бросает курить. Это пример.

«Он решает спать на балконе» — это нужно показывать. Решает, думает, чувствует — об этих глаголах нужно забыть.

«Он ложится не раздеваясь» — если в кадре герой что-то не делает — об этом мы не пишем. Если в кадре что-то не происходит — об этом мы не упоминаем. В начале этюда нужно было написать — в чем герой. Также нужно указать его возраст: Илья (35) – например.

Сцену с девушкой нужно прописывать отдельно:

ИНТ. ВОЗЛЕ ДОМА ИЛЬИ. УЛИЦА — НОЧЬ

На дороге появляется девушка…

И так далее

ОФОРМЛЕНИЕ

ИНТ. КВАРТИРА ИЛЬИ. БАЛКОН — НОЧЬ

ИНТ. КВАРТИРА ИЛЬИ. КОМНАТА — ДЕНЬ

или

ПЕРЕХОД. КОМНАТА — ДЕНЬ

Далее — описываем действие.

«Теплая летняя ночь» – не отбиваем, строчными.

Окончательный вариант

После бесконечного числа доработок у меня получился вот такой этюд. И к моей несказанной радости он был принят в качестве выполненной домашней работы!

//www.editor.ru/wp-content/uploads/2015/01/the-spot.pdf

#этюд #немойэтюд #написатьэтюд #написатьнемойэтюд #сценарноемастерство

March 11 2019, 19:19

Categories:

  • Космос
  • Литература
  • Общество
  • Cancel

ЗАРЯДКА ДЛЯ СЦЕНАРИСТА. Упражнение «Немой этюд»

Придумайте героя (или героиню).
Придумайте для него (неё) цель.
Придумайте антагониста.

И вот они – герой и антагонист – впервые оказались лицом к лицу. Цель героя в данной сцене — заставить антагониста что-то сделать. Цель антагониста – заставить героя сделать что-то, противоположное его цели. Один из них должен обязательно победить.

Мы не знаем о героях ничего, кроме того, что мы видим. Описывайте только то, что мы видим.

Количество людей в кадре не ограничено.

Ограничения: нельзя описывать прошлое героев; все действие должно происходить в одном месте и в одно время (в кафе, в постели, в библиотеке, на светском приеме, на космическом корабле — где угодно, но это должен быть только один объект); вся сцена должна уместиться в одну страницу текста (примерно 2,2 тысячи знаков).

Автор: Александр Молчанов

Мария Воденко
Немой этюд. Методическое пособие

Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве методического пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 070210 «Драматургия», 071101 «Режиссура кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям.

Немой этюд – или этюд без слов

Немой этюд – или этюд без слов – это письменная литературная работа, которую студенты постановочного факультета выполняют по программе курса КИНОДРАМАТУРГИЯ.

Задача данной работы – помочь студентам-режиссерам овладеть навыками решения драматургических задач преимущественно изобразительно-выразительными средствами. Выполняя это задание, студенты учатся самостоятельно работать над созданием небольшого литературного сценария.

При написании немого этюда студенты на практике знакомятся с главными компонентами кинодраматургии и постигают основные законы построения сценария.

Работа над этюдом помогает решать вопросы, принципиальные для каждого кинематографиста: как сделать сюжет интересным и осмысленным, действие увлекательным и динамичным, а поступки героев мотивированными?

Студентам режиссерского факультета важно отличать сценарный этюд от этюда сценического, от режиссерской зарисовки, от этюда-состояния.

В сценарном этюде главным является событие, случай, анекдот – действие, произошедшее с героями или героем. Сценарный этюд – это история персонажей, их взаимоотношений, у которой есть начало и конец. Объем этюда 1 – 2,5 страницы, это сценарий 3–7 минутного фильма.

Немой этюд – чисто кинематографическое построение, когда история взаимоотношений персонажей рассказывается визуальными средствами, без диалогов – поэтому он и называется «немым» – с помощью монтажа, выразительных мизансцен, осмысленного движения камеры, с использованием деталей и необычных точек съемки (если это необходимо), цветовыми решениями. Игра актеров при экранном воплощении немого этюда тоже подчинена задаче пластической передачи состояний, желаний, чувств персонажей с помощью мимики, точного жеста, движения.

С чего начинать работу над немым этюдом?

Как и при создании полнометражного сценария – с замысла. Основываться он должен на знании материала, к которому обращается автор. Иными словами, писать лучше о том, что ты хорошо знаешь, используя свой жизненный опыт и переживания. Можно обратиться и к событиям, происшедшим в действительности и взволновавшим автора, свидетелем которых он был.

1. Задайте себе вопрос: о чем будет эта история? В чем смысл события, о котором я хочу рассказать? Будет ли это интересно читателю, зрителю? Какова моя, авторская позиция по отношению к этой ситуации?

Такие размышления помогут сформировать замысел, определить идею этюда, его жанр.

Важно:

Замысел шире, чем идея. Кроме нее он должен содержать в себе конфликт, непрерывное и постепенное развитие мысли, выраженной в действии, неожиданное решение финала.

Чем ярче переживания автора, чем глубже его размышления о случившемся событии, тем интересней может получиться результат – художественный образ будущего этюда.

2. Продумайте состав событий, которые войдут в этюд. Почувствуйте объем его сюжета.

История, о которой расскажет немой этюд, должна быть короткой и ясной. Желательно соблюсти единство места, времени и действия, особенно действия.

Сценарный, кинодраматургический этюд состоит всего из нескольких сцен, поэтому надо отобрать только самые важные, показательные моменты случившегося.

3. Третий этап – продумайте сюжетный план этюда. Попробуйте уже в плане определить кульминационную сцену и финальный поворот. Придумайте для них яркие краски.

Сюжет

Сюжет – это:

движение образа целого в его самораскрытии на пути к полному раскрытию.

а) действие;

В основе драматургического сюжета лежит действие. Именно через действие выражается течение времени. А время и пространство, запечатленные на пленке, как известно, являются главным материалом искусства кино.

Н. Фигуровский: «Работа над этюдом прежде всего учит писателя обострять действие, вырывать его из плана информационно-повествовательного и переводить в план драматический».

б) конфликт;

Сценарное действие невозможно без конфликта. Именно конфликт является причиной драматической ситуации, которая лежит в основе сюжета. Стремление разрешить конфликт является главной причиной развития взаимоотношений персонажей. Поэтому конфликт часто называют пружиной сюжетного действия. Наконец, конфликтные отношения создают напряжение, необходимое для возбуждения зрительского внимания.

Степень конфликтности может быть разной:/ Виды конфликтности:

– борьба,

– столкновение,

– противостояние,

– соперничество,

– противопоставление,

– соревнование,

– опасность разоблачения и др.

Конфликт возникает, когда герой стремится чего-то достичь или преодолеть, а ему противодействуют другие персонажи или какие-то обстоятельства, в том числе и природные явления, или внутренние чувства. Подобные противоборства и двигают развитие конфликта.

Конфликт напрямую связан с темой и идеей сценария. Чем оригинальнее идея, тем острее может быть конфликт. Как правило, мелкие, невразумительные или уже устаревшие конфликты неинтересны для зрителей.

Основная трудность немого этюда заключается в том, что конфликт, как и в полнометражном сценарии, должен зародиться, достигнуть высшей точки и каким-то образом разрешиться. Объем же этюда очень незначительный. Поэтому желательно, чтобы конфликт развивался динамично; для его проявления автор должен продуманно и максимально использовать зрелищные возможности кино.

Конфликт называют драматическим – когда он ведет к прямой борьбе сторон, заканчивающейся поражением (или победой) одной из них,

или повествовательным – в этом случае он построен на разном отношении персонажей к одному и тому же предмету или явлению.

Если главное противоречие внешнее, то в этом случае основой сюжета становится яркое событие.

Если противоречие внутреннее – тогда этюд строится на глубоком психологическом рисунке, раскрывающем внутреннее, психологическое состояние героя, и в нем не будет особых внешних перипетий и событий.

в) герой;

В немом этюде действуют от одного до 3-х персонажей. Не более, так как большее количество действующих лиц трудно включить в полноценное действие, сильно ограниченное во времени.

В немом этюде нет возможности глубоко разработать характер, так как время ограничено, речь, раскрывающая внутренний мира героя, вообще исключена.

Как создать яркий образ, заинтересующий зрителя:

– герой должен быть интересен читателю и зрителю своими желаниями, устремлениями;

– ищите выразительные черты в портрете персонажа, в его одежде, пластике (манере двигаться, жестах);

– тщательно продумайте действия персонажей – их не может быть много, именно поэтому они должны быть хорошо отобраны и точно выражать особенности характера;

– найдите интересные внутренние характеристики персонажей; они могут быть самыми разнообразными, например: наблюдательность, решительность, сообразительность, хитрость, вдумчивость, рассудительность, недоверчивость, мнительность, трусливость и т. д.; ограничьтесь одной – двумя чертами храк-тера, но пропишите их в действиях, портретах персонажей;

– полезно использо

конец ознакомительного фрагмента

 

 
Первым делом нужно читать непременно рассказы, потому что это и есть мое главное творчество. Практически все рассказы кинематографичны, их легко превратить в сценарии при желании. Особенной популярностью пользуются «Белка», «К.Ш», «Человек под фонарем». Рассказы «Красный мандарин» и «Банановая старуха» не рекомендуются слабонервным :)
 
 

Полнометражные сценарии

 
Богема
В квартире на Фонтанке, доставшейся в наследство от родителей-художников, живут две сестры. Анна — яркая женщина, муза стекающейся в квартиру богемы, и Маргарита, которая считает, что вся эта богема только пачкает вымытый ею пол…
 
Ковер из Исфахана
Однажды выясняется, что ковер, который они в сердцах распилили во время развода, является картой к несметным сокровищам. Бывшие муж и жена со своими новыми пассиями отправляются в опасное приключение в далекий Исфахан…
 
Второй шанс
У Романа есть все, женщины, слава, деньги. Но чуть не погибнув во время прыжка с парашютом он понимает, что в его жизни нет самого главного. Этим главным становится незнакомка, которую он увидел на вершине горы в лучах восхоящего солнца. Но чтобы быть с ней ему надо отказаться от всего, что он имеет… Сможет ли он использовать этот второй шанс?
 

Заявки на полнометражные сценарии

 

Neon girl
Заявка на полнометражный сценарий.

 

Короткометражные сценарии до 30 минут

 
Беда
Экранизация одноименного рассказа Зощенко. История про то, как мужичок Егор три года копил на лошадь, жевал солому, бросил махорку, а как самогон пахнет и вовсе позабыл. (20-30 мин)
 
«Щасливый» — история маленького бумажного кораблика
Свернутый из салфетки кораблик путешествует от человека к человеку, задумчиво наблюдая маленькие человеческие трагедии. (30 мин)
 
Простить нельзя помиловать
Тоню предают ребята, с которыми она играет летом у бабушки в деревне. Больше детей в деревне нет, и перед девочкой встает дилемма: пойти играть, сделав вид, что ничего не случилось, а значит подавить свою гордость или провести лето в гордом одиночестве? (20 мин)
 

Короткометражные сценарии — 5-10 минут

 
Слышишь?
Притча. Старичок-лесник пускает охотника переночевать в свою избушку, но предупреждает, что могут придти лесные духи, а с ними надо держать ухо востро. Охотник только отмахивается от пугливого старика, пропуская мимо ушей все его предупреждения. (5 мин)
 
Заброшенный дом
Тайное общество собирается в заброшенном доме, чтобы вызвать духа Ра. Собравшиеся и не подозревали, что дух может придти на самом деле. (5 мин,немой)
 
Колесо обозрения
Маленькая девочка разозлилась на маму, за то, что та не покупает ей вторую порцию мороженого и решила страшно отомстить. Месть была действительно страшна. (5-7 мин)
 
Подарок мужа
Как развести мужа на понравившуюся шубку, проверенный рецепт. (5 мин)
 
Тихая Таня
Таня болезненно застенчива, подойти к незнакомым людям для нее – большая проблема. Как побороть смущение? (5-10 мин)
 

© Вика Драморецкая

Опубликованные на сайте произведения защищены законом об авторском праве
Любое использование возможно только с письменного разрешения автора

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Немного атмосферы праздника
  • Неми отзывы агентство праздников
  • Немецкое единство праздник
  • Нейтральный сценарий развития
  • Немецкий праздник фонариков