Немые сценки сценарий

Сценарий сказки "Путешествие во времени" (в стиле съемки немого кино).. Начальные классы, Мероприятия, 4 класс, Мероприятия, Сценарий "Путешествие во времени" (немое кино)

Сценарий «Одиссеи Разума 2015»

Проблема 5 «Немое кино»

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Осянина В.А., учитель начальных классов

МБОУ СШ №7 г.Ярцева Смоленской обл.

На сцене появляются Корреспондент газеты и режиссер.

Корреспондент. Интервью для газеты «Пенаты» несколько слов о предстоящей премьере.

Режиссер. Фильм «Путешествие во времени» снят в стиле «немое кино». Я считаю, что этот стиль неоправданно забыт. В наш век научно-технического прогресса еще есть ситуации, которые понятны и без слов. Именно они и показаны в моем фильме.

Представитель внеземной цивилизации прилетает на нашу планету. Но попадает он сначала в прошлое, затем в настоящее, потом, как вы догадались в будущее. Инопланетянин — живое существо, также, как и мы, люди, имеет чувство юмора и свои слабости, и подвержен человеческим страстям.

Режиссер. Смайлики точка ру синема представляет.

Звуковой эффект: «Начало фильма»

Действие 1. Прошлое.

Звуковой эффект «Природа»

Титры: «…дцатый век до н.э. Семейный обед. Меню: сырое мясо, зелень.»

На сцене первобытные люди. Они едят возле костра сырое мясо. Мама- дикариха пытается накормить своего детеныша, тот отталкивает ее подношения.

Звуковой эффект «Прилет НЛО»

Приземляется летающая тарелка.

Звуковой эффект «Появление инопланетянина»

Из нее выходит инопланетянин, подходит к дикарям, пугает.

Звуковой эффект «Крик ужася дикарей»

Дикари, увидев его, бросаются прочь от костра и прячутся в пещере, выглядывают из нее. Инопланетянин хватает оставленные куски мяса и бросает их в костер, смеется.

Звуковой эффект «Смех инопланетянина»

Потом оглядываясь на пещеру, и уходит. Садится в свою тарелку и улетает.

Звуковой эффект «Отлет НЛО»

Дикари возвращаются, бегают вокруг костра, выхватывают оттуда куски мяса и, начинают их есть. Понимают, что такое мясо вкуснее, радуются.

Титры: «О-о-о !!! Вкусно!!!»

Действие 2. Настоящее.

Титры: «Ничто человеческое нам не чуждо»

Звуковой эффект «Прилет НЛО»

На сцене появляется летающая тарелка.

Звуковой эффект «»Появление инопланетянина»

Из нее выходит инопланетянин, оглядывается, прячется за дерево.

Звуковой эффект «Музыка»

На сцене появляется девочка на самокате: на голове наушники, через плечо сумка. Подъезжает к лавочке у дерева, ставит самокат, садится, достает из сумки телефон, набирает номер и разговаривает. Звуковой эффект «Разговор по телефону»

Инопланетянин подкрадывается, пугает девочку. Звуковой эффект»Крик ужаса — 2″

Девочка, испугавшись, убегает, бросив самокат. Инопланетянин берет его, пытается на нем прокатиться, подъезжает к тарелке, бросает самокат и улетает. Звуковой эффект «Отлет НЛО»

Действие 3. Будущее.

Титры: «Красота — страшная сила!!! Любви все существа покорны!!!»

Звуковой эффект «Прилет НЛО»

На сцене появляется летающая тарелка, из нее выходит инопланетянин.

Звуковой эффект «»Появление инопланетянина»

Инопланетянин оглядывается, прячется за дерево.

Звуковой эффект «Будущее»

На сцену выходят трое из будущего — два мальчика и девочка. Девочка садится на скамейку. Мальчики по очереди подходят к ней, опускаются на правое колено, целуют ей руку. Потом они достают мечи «джедаев». Начинается поединок. Звуковой эффект «Мечи»

Мальчики сражаются за красавицу-девочку. Девочка в это время внимательно следит за ними. Мальчики постепенно отходят в сторону от скамейки.

Инопланетянин, увидев девочку, хватается за сердце — влюбился. Звуковой эффект «Сердцебиение»

Инопланетянин подкрадывается к ней, хватает ее за руку, тащит к тарелке. Девочка кричит, упирается, зовет на помощь своих рыцарей. Звуковой эффект «Крик ужаса — 3»

Мальчики, увлеченные поединком, не сразу замечают происходящее. Потом бросаются на помощь. Один из них касается мечом инопланетянина, тот падает. Мальчики заталкивают его в тарелку и она улетает. Звуковой эффект «Отлет НЛО»

Звуковой эффект: «Конец фильма»

На сцене появляются корреспондент, режиссер и критик.

Корреспондент. Ваши впечатления от просмотренного фильма

Критик: Обжившись в 21 веке

Народ все ж грезит о былом

И смотрит в будущее смело,

И не боится никого.

Тема актуальна, стиль немого кино выбран верно. Считаю фильм удачным, предполагаю хороший кассовый сбор. А что будет в продолжении фильма?

Режиссер: Смотрите в рекламе.

 

 
Первым делом нужно читать непременно рассказы, потому что это и есть мое главное творчество. Практически все рассказы кинематографичны, их легко превратить в сценарии при желании. Особенной популярностью пользуются «Белка», «К.Ш», «Человек под фонарем». Рассказы «Красный мандарин» и «Банановая старуха» не рекомендуются слабонервным :)
 
 

Полнометражные сценарии

 
Богема
В квартире на Фонтанке, доставшейся в наследство от родителей-художников, живут две сестры. Анна — яркая женщина, муза стекающейся в квартиру богемы, и Маргарита, которая считает, что вся эта богема только пачкает вымытый ею пол…
 
Ковер из Исфахана
Однажды выясняется, что ковер, который они в сердцах распилили во время развода, является картой к несметным сокровищам. Бывшие муж и жена со своими новыми пассиями отправляются в опасное приключение в далекий Исфахан…
 
Второй шанс
У Романа есть все, женщины, слава, деньги. Но чуть не погибнув во время прыжка с парашютом он понимает, что в его жизни нет самого главного. Этим главным становится незнакомка, которую он увидел на вершине горы в лучах восхоящего солнца. Но чтобы быть с ней ему надо отказаться от всего, что он имеет… Сможет ли он использовать этот второй шанс?
 

Заявки на полнометражные сценарии

 

Neon girl
Заявка на полнометражный сценарий.

 

Короткометражные сценарии до 30 минут

 
Беда
Экранизация одноименного рассказа Зощенко. История про то, как мужичок Егор три года копил на лошадь, жевал солому, бросил махорку, а как самогон пахнет и вовсе позабыл. (20-30 мин)
 
«Щасливый» — история маленького бумажного кораблика
Свернутый из салфетки кораблик путешествует от человека к человеку, задумчиво наблюдая маленькие человеческие трагедии. (30 мин)
 
Простить нельзя помиловать
Тоню предают ребята, с которыми она играет летом у бабушки в деревне. Больше детей в деревне нет, и перед девочкой встает дилемма: пойти играть, сделав вид, что ничего не случилось, а значит подавить свою гордость или провести лето в гордом одиночестве? (20 мин)
 

Короткометражные сценарии — 5-10 минут

 
Слышишь?
Притча. Старичок-лесник пускает охотника переночевать в свою избушку, но предупреждает, что могут придти лесные духи, а с ними надо держать ухо востро. Охотник только отмахивается от пугливого старика, пропуская мимо ушей все его предупреждения. (5 мин)
 
Заброшенный дом
Тайное общество собирается в заброшенном доме, чтобы вызвать духа Ра. Собравшиеся и не подозревали, что дух может придти на самом деле. (5 мин,немой)
 
Колесо обозрения
Маленькая девочка разозлилась на маму, за то, что та не покупает ей вторую порцию мороженого и решила страшно отомстить. Месть была действительно страшна. (5-7 мин)
 
Подарок мужа
Как развести мужа на понравившуюся шубку, проверенный рецепт. (5 мин)
 
Тихая Таня
Таня болезненно застенчива, подойти к незнакомым людям для нее – большая проблема. Как побороть смущение? (5-10 мин)
 

© Вика Драморецкая

Опубликованные на сайте произведения защищены законом об авторском праве
Любое использование возможно только с письменного разрешения автора

nomer-na-vypusknoy-nemoe-kino

Этот номер на выпускной писался мной как часть конкретного сценария, но девятиклассники, как мне сказали, не вдохновились.

А жаль – в нем такая насущная тема и настолько задорная музыка, что зал бы принял этот номер на ура.

Я просто вижу это выступление и реакцию зала!

Поэтому буду очень-очень рада, если кто-то всё же вдохновится и поставит у себя эту шуточную музыкальную сценку. Не обязательно в конце учебного года – можно в начале и в середине, упреждая события, так сказать.

Сегодняшний номер – это шуточный протест против слишком уж серьезных мер безопасности на ГИА (государственной итоговой аттестации 9х классов). В нынешнем году эти меры официально объявлены просто беспрецедентными, чем всколыхнули и учеников, и учителей.

Через год или два, надеюсь, всё придет в норму, но проблема, как списать (а для учителей – как «не заметить» списывание) на экзамене, будет актуальна всегда, пока экзамены существуют. Соответственно, и вот эта моя сценка тоже будет для Вас актуальной.

В 11-х классах ГИА замените на ЕГЭ, а для постановки в течение года – на итоговую контрольную, например.

Итак,

Номер на выпускной в стиле немого кино.

Я не знаю, как добавить сюда музыку из соцсети, поэтому Вы просто откройте «ВКонтакте», в нем — аудиозаписи и вбейте в поиск – Чарли Чаплин, Новые времена.

Выпадет много всего. Но Вам нужна только минусовка с очень чистым звучанием – найдете быстро и сразу поймете, что это – оно)).

Под статьей я вставила кусочек фильма с этой мелодией, чтобы поняли, о чем речь. Если Вы пришлете мне свое видео по моей идее – с удовольствием поставлю его!

Дальше.

У меня в сценке мальчики в наручниках, поскольку наручники переплетается с предыдущим номером в сценарии.

Если Вы ставите эту сценку одну, то сделайте вступление, зачитав суровым голосом фрагмент официального заявления министерства о мерах информационной безопасности ГИА. Одновременно для выразительности пустите на экране слайды с крупным изображением наручников, видеокамер в углу класса, ярко перечеркнутого фото мобильных телефонов, проверки школьника кем-то из взрослых с помощью ручного сканера (как пассажиров в аэропорту). Без музыки.

Номер на выпускной - проверка учеников сканером перед ГИА

А дальше ведущий представляет выступающих:

— Встречайте – шоу-группа «Новые времена». Ребята, пару слов о вашем номере.

Говорят «актеры»:

— Наш номер — в стиле немого кино под музыку из фильма Чарли Чаплина «Новые времена». Он о том, что нас всех сегодня волнует и даже немного угнетает. Но мы подумали и решили – если над проблемой пошутить, она становится меньше. И выход есть всегда, надо только его поискать. Мы поискали и нашли креативные решения, которые вам сейчас покажем. И мы хотим, чтобы новые времена всегда приносили только хорошее – и для героя Чарли Чаплина, и для нас с вами.

Начало

На сцене 2 стола с листами и ручками и 4 стула – это как будто класс для экзамена. На отдельном стуле (табуретке, цветочной подставке) стоит большой комнатный цветок, можно искусственный.

Действие

В тишине и без слайдов входит 1 или 2 мальчика в футболках и кепках с «видеокамерой» в руках – имитируют рабочих, монтирующих в верхнем углу камеру. Как-то её приспособили, посмотрели, хлопнули ладонями, ушли.

С другого края появился кто-то строгий, в очках в толстой оправе, с длинной указкой. Стоит с жестким лицом, затем показывает указкой вглубь сцены, и по его указке медленно появляются цепочкой грустные ученики – понурые лица, головы опущены. Их 4 человека — 2 мальчика в наручниках (наручники на руках застегнуты спереди), за ними – 2 девочки. Они изображают учеников на экзамене, поэтому хорошо бы надеть школьную форму или хотя бы школьные пиджаки.

Сделали шаг, остановились. Сердитый человек ушел, и тут включается музыка, загорается экран и 1-й слайд.

(Сразу скажу — слайдов дальше будет немного, чтобы не отвлекать зрителей от сцены – буквально 2-3, с белым текстом на черном фоне в фигурной рамке, как будто это реплики выступавших :

— Не так страшна ГИА, как её малюют

— Умный в ГИА не пойдет, умный ГИА обойдет. Точнее, ее меры безопасности.

— Выход есть всегда, и из ГИА – тоже.

Слайды не исчезают с экрана – просто долго «висят» до появления следующего.)

Номер на выпускной про ГИА в стиле немого кино.

Дети веселеют, друг другу подмигивают, делают успокаивающие знаки руками. Дальше всё действие ритмично, под музыку, с улыбками :

  • Девочка подошла к камере и укутала ее ярким легким шарфом, вынутым из кармана пиджака, повернулась к одноклассникам, сделала пальцами жест «всё ок», все сели за парты – мальчики за одну, девочки за другую
  • Дальше по двое действуют по очереди, вторые двое в это время на них смотрят
  • Мальчики в наручниках достают из карманов друг друга бумажки-шпаргалки, вкладывают их в ладони
  • Девочки отворачивают рукава своих пиджаков и молча (кино – немое) хвастаются пришитыми туда шпаргалками
  • Мальчики в наручниках что-то записали, бумажки убрали друг другу в карман и вытащили новые из манжет носков
  • Девочки списали, завернули обратно рукава, вытащили из карманов пудреницы, а из них – шпаргалки
  • Мальчик встал, походкой героя Чарли Чаплина подошел к цветку, чуть наклонил его, вытащил оттуда шпаргалку, сел на место
  • Девочка пошла к цветку – подняла один лист, там бумажка приклеена – почитала, потом то же самое со следующим листиком. Села, записала.

Если успеваете по времени музыки, можно добавить идей – высовывающаяся манжета рукава с подсказками, шпаргалка под крышкой стола, которую считывают с помощью зеркальца пудреницы и т.п.

Затем делают друг другу знаки, что все всё успели — сложили руки на столах и смирно сидят. Девочка что-то вспомнила, вскочила, комичным бЕгом сбегала к видеокамере, сдернула шарф, затолкала в карман.

Только успела сесть — входит строгий человек с указкой, показывает на выход. Дети проходят, вручая свои листы, и исчезают за кулисой.

Человек просматривает листы, довольно кивает, улыбается, снимает очки, кладет их в карман и делает зрителям знак «всё ок». На экране появляется последний слайд и заканчивается музыка. Все четверо выходят поклониться, и строгий человек с улыбкой снимает, наконец, с мальчиков наручники.

Все хором говорят: — Мы прошли ГИА!

Поклон, аплодисменты.

Очень советую Вам до постановки посмотреть этот фильм Чарли Чаплина (или предыдущие его фильмы), а также, хотя бы фрагментарно, пару других фильмов немого кино и, возможно, что-то из «Маски-шоу» —  чтобы взять оттуда походку, манеры, идеи для Вашей сценки.

И тогда номер на выпускной выйдет у Вас суперский, чего Вам и желаю!

Ваша Эвелина Шестерненко.

Еще по теме:

  1. Сценка на выпускной «Программа «Итоги», продолжение.
  2. Сценка на выпускной «Итоги», предисловие.
  3. Сценка на выпускной «Итоги», окончание.
  4. «До свиданья» — песня-переделка на выпускной, 9 класс.
  5. Переделанная песня на выпускной – «Как молоды мы были».
  6. Номинации для выпускников в стиле Хит-парад FM, часть 2.
  7. Номинации для выпускников в стиле Хит-парад FM, часть 1.

Сценарий немого фильма

Если пьесы без диалога, описывающие
только внешнее (зрительно воспринимаемое)
сценическое дей-^ ствие, назывались в
театре сценариями, то вполне естественно,
что пьесы для кино — искусства немого,
панто-1 мимного — тоже получили название
сценариев.

Вот как выглядел сценарий одной из
первых русских кинокартин — «Стенька
Разин», показанной в первый раз публике
15 октября 1908 года (курсивом набраны
надписи, появляющиеся на экране):

СЦЕНАРИУС* «СТЕНЬКИ РАЗИНА» (Понизовая
вольница)

До открытия картины в течение нескольких
минут должна слышаться песня <Вниз по
матушке по Волге». (Ноты будут приложены
к фильму)

Картина 1-я

Две большие и несколько малых лодок
плывут по реке. В большой лодке на первом
плане Степан Разин, три есаула, персидская
княжна и разбойники. На остальных лодках
плывут все разбойники.

Картина 2-я

Разгул Стеньки Разина на Волге

Историческая местность. Река, лес, на
поляне расположилась ватага Стеньки
Разина. Расставлены треноги с подвешенными
котлами, разложен огонь, кругом разбросано
оружие: ножи, ружья, кистени; здесь же
валяется одежда, ковры, стоят бочки с
вином.

Разбойники стоят, сидят, лежат, пьют
вино из ковшей. Вдалеке видны дозорные.
Разин и княжна сидят под деревом на
богато разукрашенных высоких стульях.
Разин долго целует княжну. Все разбойники
держат в руках стопы с вином, низко
кланяются атаману, снимают шапки, крича
«ура», подносят вино Разину и княжне.

Все пьют. Атаман бросает кубок на траву
и приказывает разбойникам петь. Все
собираются в круг и поют «Вниз по матушке
по Волге». Во время пения атаман и княжна
сидят задумавшись. Разин просит княжну
плясать, и по приказу Разина разбойники
устилают землю персидским ковром;
разбойники собираются в круг, впереди
музыканты с бубнами, жалейками, трензелями,
дудками; княжна с бубном в руках пляшет
национальный танец.

При пляске все разбойники кричат «ура»,
хлопают в ладоши, а по окончании пляски
есаул подает

[‘Неправильная латинская форма слова.
Правильная — сценариум.
]

княжне и атаману по стопке вина; все
пьют, атаман благодарит княжну и целует
ее.

Выходят плясуны, музыка играет «русскую»,
несколько разбойников пляшут, некоторые
падают в изнеможении от пляски, комически
дергая ногами. Все смеются.

Затем опять все поют. Разин, шатаясь,
целует княжну. В это время есаул и
несколько разбойников указывают на
княжну и грозят ей кулаком.

Картина 3-я

Заговор разбойников против княжны

Другая местность. Лес; в кругу стоят
разбойники. Все в возбужденном состоянии,
грозят кулаками, вынимают ножи и кинжалы.
В центре круга есаул Шелуда говорит
разбойникам. Все в ответ кричат: «Смерть
изменнице!» Вдалеке показывается Разин
и княжна. Разбойники грозят ей кулаками.

На экране появляется надпись:

«Товарищи! Блажит наш атаман. Где
видано, чтобы атаман удалых молодцов
якшался с бабами. Он дело забывает. Нам
следует спешить на тихий вольный Дон.
Нас окружает войско государево. Погибли
мы. А он гуляет по неделям с
княжною-басурманкою. Придумал я, товарищи,
сегодня же не будет этой чаровницы. Нам
надо напоить допьяна атамана, тогда он
сделается зверем и ревность в нем
проснется, а я в это время атаману поднесу
письмо. Смерть изменнице!»

Все с искаженными лицами потрясают
оружием, кричат: «Смерть изменнице!»

Картина 4-я

Ревность заговорила

«Меня ли любишь одного, княжна, а, может
быть, дружочек сердечный есть на родине?»

Ночь. Разин с княжной у берегов Волги.
Разин в припадке ревности бросается к
княжне.

Из-за камней смотрят разбойники на них,
хотят кинуться на нее, но есаул
останавливает.

Действие происходит при лунном освещении.
(Эта картина окрашена виражем.)

Картина 5-я

Мщение удалось: «Выпей, атаман-батюшка,
Степан Тимофеевич, за удалую понизовую
вольницу, за весь народ честной, выпей
с нами, мы все пьем за твое здоровье».
Обстановка и местность такие, что и
во второй картине. Хмельной Разин сидит
с княжной, часто обнимает ее, но она
неохотно принимает его ласки. Есаул
Шелу-да подает Разину большой ковш вина.
Все низко кланяются, просят выпить.
Разин пьет, и все благодарят его.

Второй есаул подает еще ковш вина атаману
и княжне, прося выпить княжну. Разин,
шатаясь, встает, пьет вино, хочет
поцеловать княжну, но она вырывается и
бросает наземь кубок с вином.

Третий есаул подает атаману еще ковш
вина, объясняя, что все хотят пить за
его здравие.

Разин шатается, он уже пьян, и пьет вино.
Все разбойники низко кланяются, бросают
шапки вверх, кричат «ура». В это
время княжна сидит у дерева, низко
опустив голову, и плачет. Разин подходит
к разбойникам, кричит:«Еще вина!» Все
пьют.

Атаман пьяный, шатаясь, подходит к
княжне, берет ее грубо за руку, спрашивает,
почему она грустна, не весела, не пьет
с ними. Княжна молчит, опустив голову.
Разин отходит от нее в сильном раздражении
и, подойдя к есаулу, кладет ему руку на
плечо, спрашивая: почему княжна не
весела, не пьет с ними, отталкивает его.

Есаул ему отвечает, а затем достает из
кармана письмо и подает атаману. Разин
несколько раз перечитывает письмо и
приходит в бешенство.

ПИСЬМО

«Мой милый принц Гассан, мне так тяжко
жить в тяжелой неволе, мне надоело быть
в этом диком разгуле, я плачу, вспоминая
о тебе, моей милой родине, садах душистых
наших. Прости и не забудь меня.

Твоя до гроба несчастная княжна».

Стенька, шатаясь, подбегает к княжне,
показывает ей письмо, дергая ее за руки.
Княжна падает на колени, клянется, что
никому не писала. Но атаман ей не верит,
хочет заколоть ее кинжалом, но
останавливается, хлопает в ладоши и
приказывает собираться. Разбойники
садятся в лодки, атаман тащит туда
княжну.

Картина 6-я

«Смерть княжне. Волга-матушка! Ты меня
поила, кормила, на своих волнах укачивала
— прими мой дорогой подарок».

На тех же лодках все плывут по реке и
поют «Вниз по матушке по Волге». Разин
берет на руки княжну, высоко поднимает
ее и кидает в воду. Есаул и несколько
разбойников стреляют в княжну из
пистолетов.

На других лодках видно движение
разбойников. Все кричат «ура». Бросают
вверх шапки, радуются. Княжна скрывается
в волнах.

Фильм, снятый по этому сценарию, имел
всего 200 метров (меньше, чем одна часть
современного полнометражного фильма).
Каждая отдельная картина-кадр (1-я, 2-я и
т.д.) снималась в одной декорации и с
одной точки, с входами и уходами
действующих лиц, с перемещением массы,
групп и отдельных персонажей здесь же,
на глазах у зрителя, совсем как в театре.
На каждую отдельную картину-кадр в
среднем пришлось по 30 метров.

Не приходится говорить о идейном
содержании этого сценария: образ Разина
здесь искажен и опошлен до неузнаваемости.
Но помимо этого ранний русский киносценарий
не блещет и литературными достоинствами.
Его построение наивно и грубо схематично.
Но если отрешиться от художественной
оценки первых пьес для экрана и
сосредоточить свое внимание на технике
их построения и записи, то станет в
полной мере очевидно, что подобно
театральным сценариям, они представляют
собой описание внешнего (только уже не
сценического, а экранного) действия с
разделением его на сцены-картины
применительно к условиям постановки
на экране.

Таким образом, наименование их сценариями,
по аналогии со сценариями театральными,
оказывается вполне оправданным.о первые
годы существования кино оригинальные
кинопьесы были редкостью. В основе
киносценариев лежало обыычно какое-либо
произведение повествовательной
литературы, театральная пьеса, историческое
предание или текст популярной песни
(например, сценарий «Стеньки Разина»
сделан по тексту известной песни о
Степане Разине: «Из-за острова на
стрежень, на простор речной волны…»).
Дело обстояло примерно так лее, как
когда-то с сюжетами для сценариев
commedia dell’arte.

И так же, как в сценариях commedia dell’arte, от
киносценария не требовалось ни
разработанного диалога, ни подробной
деталировки действия, — это додумывалось
и доделывалось уже при постановке
кинокартины в порядке режиссерской и
актерской импровизации. Некий «профессор
итальянской кинематографии», Гальтьеро
Фабри, в опубликованных им «Правилах
составления сценариев» (1913) писал: «Не
сочиняй диалогов, — актер сам их сочинит,
— положись на него. Довольствуйся только
самыми краткими указаниями… Отложи
разработку мелких деталей в сценарии
до дня съемки».

Первоначально, в «те детские годы кино,
когда, по выражению Жюля Ромэна, его
наивные продукты, его лепечущая техника
поистине были не способны навести
кого-либо на какие-нибудь мысли»,
особенной нужды в квалифицированном
сценаристе-драматурге кинопроизводство
не ощущало. При несложной технике
составления постановочного плана-проекта
(т. е. сценария) эту задачу легче и быстрее
всего выполняли люди с производства, у
которых перед автором со стороны почти
всегда было решающее преимущество:
знание экрана (как делать) и знание
спроса (что делать, чтобы иметь
успех на рынке). Главное, чем могли быть
полезны авторы со стороны — это поставка
кинофабрике «сырья» для сценариев в
виде обычно кратких либретто, сырых и
сюжетно еще не разработанных тем или
же предложений киноинсцениро-вать то
или иное литературное произведение.

Однако в условиях быстрого количественного
и качественного роста художественной
кинопродукции, стимулируемого все более
усиливающейся конкуренцией между
отдельными кинопредприятиями, кустарные
методы изготовления сценариев «домашними
средствами» оказывались для кинофабрик
все менее и менее пригодными. Если на
первых порах они могли обходиться голыми
«идеями» и короткими либретто, которые
потом легко и быстро превращались в
сценарии своими людьми, «мастерами на
все руки», то очень скоро заявил о себе
усиленный спрос на профессионально
разработанные кинодраматургические
произведения и на авторов, готовых и
способных писать для кино. Прежний
анонимный сценарист из своих, фабричных
людей уже не удовлетворял запросам
производства. Необходим был профессиональный
автор — не только поставщик тем («темач»),
но сценарист-драматург, умеющий
разрабатывать сценарии на основе своих
собственных, заимствованных или
предложенных ему сюжетов.

Если сценарий первых лет художественной
кинематографии представлял собою не
очень замысловатую схему, бедную
конкретными деталями, без достаточной
разработки характеров и драматической
ткани вещи, то с течением времени он
превратился в сложное построение, с
богатым событийным и психологическим
содержанием. Вместе с тем и по манере
записи и по языку киносценарий стал
более походить на художественное
повествование, нежели первые
киносценарии-схемы.

Сравним с ранее приведенными сценариями
нижеследующий сценарный отрывок, начало
киносценария американской сценаристки
Елизаветы Михан «Смейся, клоун, смейся»
(по пьесе Д. Беласко и Т. Кушинга). Эта
форма американского continuity характерна
точной кад-ровкой и технологическими
ремарками, указывающими на точку съемки,
план, технический способ перехода из
кадра в кадр, например, наплыв и т.д.

ТИТР: Ежегодно, в виноградный сезон,
два странствующих артиста приезжают в
итальянский городок Кастел-лину.

1. Италия. Окрестности Кастеллины. День.

2. (Наплывом, дальний п л а н.) На извилистой
горной дороге показывается живописный
фургон, похожий на цыганский. Его лениво
тянет осел.

3. (Средний план.) Фургон. На его деревянных
стенках намалеваны смешные фигуры
веселых клоунов, а под ними во всю длину
фургона надпись: «Вот мы приехали в
город».

4. (Крупный план.) На переднем сидении
фургона двое мужчин. Симон — небольшого
роста, коренастый парень лет 40, в штанах
из полосатого вельвета, в яркой цветной
рубашке, с таким же ярким шарфом на шее.
Он погоняет кнутом упрямого осла. Через
плечо у него висит гармоника, на которой
он начинает играть, как только осел
перестает нуждаться в его внимании. У
Симона привлекательное лицо, которое,
однако, трудно представить себе
улыбающимся. Жарко — Симон, обмахивается.
Пыльно — он кашляет. Осел тащится адски
медленно, Симон сердится и опять хлещет
его кнутом. Симон, который вечно испытывает
какое-нибудь беспокойство, капризен и
раздражителен, как старая жеманница.

Тито, сидящий рядом с Симоном, выглядит
примерно лет на 15 моложе Симона. Бросается
в глаза его странный костюм, сразу
изобличающий в нем странствующего
артиста. Рядом с ним на сидении —
громадный барабан. Он бьет в него с
большим энтузиазмом и одновременно
дует в украшенную лентами трубу. Очевидно,
оба они — большие друзья. Тито чувствует,
что постоянное брюзжанье Симона
напускное: об этом свидетельствует его
улыбка, капризная, обаятельная улыбка,
когда Тито подсмеивается над детской
раздражительностью Симона. Пока фургон
медленно спускается вниз по склону
горы, Тито обращает внимание Симона на
чудесный вид, расстилающийся перед
ними.

5. (Дальний план, с точки зрения Тито и
Симона.) Внизу, в долине, городок
Кастеллино, необозримые виноградники,
узкая извилистая река.

6. (К р у п н ы и план.) Симон и Тито довольны.
Симон подгоняет кнутом осла, фургон
движется быстрее.

7. (Наплывом, общий план.) Тито и Симон
приближаются к маленькому красивому
городку с остроконечными крышами. Они
едут по обсаженной тополями дороге
среди виноградников. Работающие у
прессов женщины, мужчины у плугов, дети,
наполняющие виноградом кувшины, — все
поворачивают головы и видят размалеванный
рекламами фургон.

8. (К р у п н ы и план.) Тито вовсю дует в
свою трубу и бьет в барабан. Симон играет
на гармонике, проделывает незамысловатый
трюк с гармоникой, бросая ее в воздух.

9. (О б щ и и план.) Виноградники. Народ
устремляется к фургону.

10. (Общий план.) Медленно плывущая по
извилистой реке баржа. На барже спят
люди на сене. Услышав концерт, они лениво
приподнимаются и смотрят.

11. (Средний план.) Вдали фургон. Все,
услышав звуки трубы и барабана, узнают
любимых клоунов, аплодируют и бегут их
встречать.

12. (Крупный план.) У фургона. Симон
разбрасывает маленькие летучки,
извещающие о представлении.

13. (Средний план.) Столпившийся около
фургона народ подхватывает афиши.
Читают. Довольными улыбками расцветают
лица.

Еще более подробно разрабатывался
немецкий Dreh-buch. Особенностью формы
Drehbuch’a является то, что его текст
разбивается не на кадры (как в continuity), а
на сцены, и уже в пределах каждой отдельной
сцены производится дальнейшая разбивка
на отдельные образующие сцену моменты
— планы (кадры).

Это развитие сценарной формы — от
первоначальной бедной схемы до сложных
построений нашего «кадрован-ного
сценария», американского continuity или
немецкого drehbuch’a — было связано с
развитием и ростом кино: расчленением
действия на отдельные короткие моменты
(кадры); составлением отдельных сцен и
всей кинокартины из таких отдельных
моментов, снятых с разных точек, в разных
планах (монтаж); расширением возможности
переброски действия в пространстве и
времени, построения параллельных рядов
действия и т.д.

Сложность техники постановочного
сценария, от которого требовалось,
во-первых, искусное и детальное
кино-Драматургическое построение
(полнота и последовательность действия,
разработка характеров), а во-вторых,
техническое «оснащение» сценария,
рассчитанное на съемку (разбивка на
планы, указание технических приемов
съемки и т.д.), привела к более или менее
широко распространенной практике
разделения функций между
писателем-кинодраматургом, создателем
кинодраматургического произведения в
литературной форме, и составителем
постановочного, рабочего, режиссерского
сценария (режиссером, если задача
составления постановочного сценария
возлагается на него). Писатель-кинодраматург
сплошь да рядом стал ограничивать свою
задачу написанием расширенного
либретто
илиавторского сценария,
которые отличаются от постановочного
сценария сокращением — вплоть до полного
отказа от них — технических ремарок
(авторский сценарий) или отсутствием
технической разбивки на кадры (расширенное
либретто).

Техника постановки, которая первоначально
своей примитивностью принижала мысль
и воображение сценариста, делала
примитивной его технику, обедняла его
язык, сковывала его замыслы,- эта самая
техника (не без сильного встречного
давления со стороны кинодраматургии),
развиваясь, совершенствуясь, обогащаясь,
освободила от своего плена фантазию
кинодраматурга, вернула ему богатство
художественного, образного мышления и
языка, дала возможность киносценарию
развиваться в формах столь же художественно
полноценных, как художественная
литература и театральная драматургия.
Киносценарий стал рассматриваться как
полноценное художественное произведение.

Но если сценарий и мог стать художественным
произведением, то для этого он должен
был превратиться в литературное
произведение особого вида, со своими
отличительными признаками. Эти
отличительные признаки сценария вытекали
из особого его назначения — быть
литературным произведением для
кинематографа, подобно тому как
сценическая пьеса является литературным
произведением для театра.

Это особое назначение киносценария
заставляло учитывать технические
требования и художественные возможности
кинопостановки, в частности, обращать
внимание на следующие моменты: а)
драматизм и событийная насыщенность
сюжета (так как только в этом случае
есть достаточный материал для длительного
интересного и напряженного действия),
б) способы и средства выражения
(пластическая характеристика, выразительное
действие-поведение, выразительность
обстановки, вещей и т.д.), в) размер
кинокартины (обычный объем немого фильма
1800-2000 метров, рассчитанный на один сеанс
в кинотеатре продолжительностью в
полтора-два часа). Самая форма построения
и изложения киносценария с дроблением
действия на короткие сцены, а последних
— на короткие моменты (кадры) с выделением
и подчеркиванием надписей (титров),
которые должны появиться на экране, с
техническими указаниями (техническими
ремарками), — самая эта форма, связанная
с техникой кинопостановки, наглядным
образом свидетельствовала об особом
назначении киносценария: быть литературным
произведением для кинокартины.

Живое ощущение новой литературной формы
может дать приводимый отрывок из сценария
французского писателя, кинодраматурга
и кинорежиссера Луи Деллюка (сценарий
— немой, хотя в нем есть диалог, который
был бы уместен в звуковом сценарии).

Сценарий называется «Лихорадка». Этот
сценарий отличается от обычной формы
производственного сценария тем, что в
нем не выделены надписи и почти нет
технических ремарок, которые Деллюк
считает ненужными в авторском сценарии.

1. Приморский кабачок…

2. …на старой мрачной улице,

3. …в старой гавани…

4. …Марселя…

5. Все спокойно… Молчит механическое
пианино… За одним из столов четыре
человека играют в ма-ниллу…

6. Их руки, передающие засаленные карты,
около стаканов с пиконом…

7. Топинелли — хозяин — стоит тут же, у
стола, и рассеянно смотрит на игру… Он
в клетчатой рубахе…

8. За соседним столом сидит какой-то
пожилой субъект и с серьезным видом
ест…

9. Еще занятый стол… За ним молодая —
вульгарного вида — женщина, в соломенной
шляпке с перьями, набивает трубку…

10. Жена Топинелли — Сарра, красивая,
яркая, флегматичная. Фальшивые перстни…
чересчур оголенные плечи, пышная прическа
с высоко взбитыми локонами…

11. …проходит, лениво шаркая башмаками…

12. …мимо раскрытой на улиц) двери…

13. …за буфетную стойку… располагается
там…

14. …спиной к уставленным бутылками
полкам… и небрежным движением рук
начинает приготовлять себе сироп…

15. Рядом со стаканом, в котором чистая
вода мутнеет от влитого миндального
молока, стоит маленький горшочек, из
которого на тонком стебле торчит пышно
распустившийся тюльпан…

16. Сарра наклоняется к тюльпану, нюхает
его… делает гримасу и неопределенно
пожимает своими полными, безмятежными
плечами…

17. Отсветы вечерней зари играют
причудливыми бликами на раскрытой
двери…

18. За своим столом — в одиночестве —
пожилой субъект наливает себе и пьет…

19. Молодая женщина закуривает свою
трубку…

20. Топинелли с азартом чешет затылок,
смотря…

21. …в карты…

22. Один из игроков, судя по жалкому виду,
мелкий чи-новничек, нежным взглядом
смотрит на…

23. …Сарру за стойкой…

24. Его сосед, старик с курчавой шевелюрой,
потрескавшейся кожей и шрамом на лбу,
обдумывает очередной ход…

25. Третий игрок допивает свой стакан…
У него большая борода… На голове —
черная фуражка…

26. Мелкий чиновничек украдкой подмигивает…

27. …Сарре…

28. Его взгляд перехвачен четвертым
игроком, полным блондином, лет тридцати,
с коротко подстриженными усами и светлыми
глазами… На нем серый, котелок с
перламутровым отливом и серый костюм
в черную полоску… Во рту громадная
сигара с золотым бумажным кольцом…

29. Улыбка Сарры, адресованная мелкому
чиновничку…

30. Человек в сером котелке медленно
вынимает сигару изо рта…

31. …изящно держит ее большим и указательным
пальцами, широко расставив остальные
пальцы, на которых восхитительные
перстни.

32. …снимает золотое бумажное кольцо с
сигары, скатывает его в шарик и отбрасывает
далеко в сторону… затем смотрит по
очереди — на хозяина… на Сарру…
на-чиновничка… снова спокойно кладет
в рот сигару и…

33. …небрежно собирает карты…

34. Сарра перетирает стаканы…

35. В кабачок входит Пасьянс… молодая,
бледная, испитая женщина… у нее какой-то
притупленный вид… Она долго озирается
вокруг себя… мигая глазами…

36. Сарра увидела ее… улыбается…

37. Игроки продолжают игру…

38. Пасьянс подходит к буфету… Сарра
наливает ей джина… Обе женщины молча
смотрят друг на друга… Сарра пожимает
плечами… Пасьянс бессмысленно
улыбается…

39. Сарра. Вы все еще его ждете?

40. Пасьянс. Он сильно любил меня… и
вот уехал в море… Но он вернется…

41. Сарра (с горькой усмешкой). Мой
тоже меня любил… и тоже уехал… и забыл
меня…

42. Виденьем: Милитис и Сарра — женихом
и невестой…

43. Пасьянс как будто не поняла слов
Сарры… Улыбается… «Мой вернется!»-
говорит она опять…

44. Сарра наливает себе… Пасьянс пьет…
Сарра с жалостью на нее смотрит…

45. …затем говорит: «Мой матрос уехал на
Восток… и там останется… он там женился
на дикарке из тех стран… А я… я тоже
вышла замуж, — вон за этого…» Она
показывает на…

46. … Топинелли, который с головой ушел
в покер…

47. Виденьем: восточная свадьба…

48. Усмешка на губах Сарры…

49. «А я жду своего», — твердит свое
Пасьянс…

50. «Вы его даже не узнаете», — отвечает
Сарра и наливает ей еще…

51. Пасьянс бросает взгляд в сторону
столиков и двери… «Я знаю, когда матросы
приезжают, они заходят сюда…»

52. Сарра в ответ громко смеется…

53. «Говорят, что я сошла с ума, — продолжает
Пасьянс, — но я жду». Она садится на
стул, стоящий у буфета… Сарра допивает
свой стакан и идет в зал…

54. Большой морской пароход, прибывший
с Востока…

55. …входит в гавань…

56. …бросает якорь…

57. …причаливает у набережной…

Литературная манера, в которой Деллюк
писал свои кино-драмы, очень интересна.
Она совершенно наглядно показывает,
как особое назначение киносценария,
его устремленность к зрительному
воплощению, к кинокартине, может найти
отражение в его литературном стиле. В
то же время она чрезвычайно убедительно
раскрывает те бесконечные возможности,
которыми располагает литературное
слово для отражения не только зрительных
образов и действия, но даже кинематографической
формы их подачи, кинематографического
темпа их смены и движения и, если можно
так выразиться, зрительного ритма
кинокартины.

Деллюк как бы очень отчетливо видит
обстановку, в которой происходит
действие, видит вещи, людей, следит за
каждым, даже малейшим их взглядом,
подхватывает их мимолетные мысли,
превращая их здесь же в мгновенные
виденья прошлого, слышит их разговоры
и все это записывает в словах и фразах,
очень экономно и точно передающих
зрительные впечатления, — в речи, то
отрывистой, то плавной, которая словно
неотступно следит за сменой зрительных
впечатлений и движется в темпе их
движения.

Так писать, конечно, не легко. Для этого
нужно, с одной стороны, хорошо чувствовать
и понимать кинематограф, обладать
способностью кинематографически зорко
видеть людей, вещи, обстановку действия,
живо ощущать движение последнего, а с
другой стороны, в совершенстве владеть
литературной речью, искусством словесного
выражения.

Литературная форма киносценария возникла
не самопроизвольно в пределах литературы.
Ее происхождение связано с появлением
кинематографа. Ее поэтому можно определить
как гетерогенную литературную форму
(т.е. инородную, возникшую в связи с
появлением нового зрелищного искусства,
для его обслуживания), в отличие от
автогенных («самородных») или гомогенных
(«однородных») литературных форм,
возникавших в пределах литературы как
совершенно новые ее виды или как
трансформация прежних литературных
жанров.

Такой же гетерогенной литературной
формой (рассчитанной на сценическое
исполнение) является и театральная
пьеса, драматическое произведение.
Однако драматическая поэзия вполне
основательно считается особым родом
художественной литературы как особая
форма поэтического выражения (изображения
действия в диалоге и ремарках). Такой
же особой формой поэтического выражения,
однажды появившись на свет, стал и
киносценарий. С этой особой формой
связано и особое восприятие ее.

Кинематограф не открыл в человеке
способности зрительного воображения,
но он воспитал ее и создал форму
повествования, рассчитанную, главным
образом, на зрительный показ и на
зрительное восприятие. Всякое литературное
повествование обращается к зрительному
воображению, но киносценарий, главным
образом, рассчитывает на него.

Поскольку сценарий перестал быть
каким-то рабочим наброском проекта
будущей кинокартины и стал рассматриваться
как новая литературная форма, °стольку
могла возникнуть мысль использовать
эту форму шире, чем только для киносценариев,
предназначенных для постановки.

Подобно пьесам, написанным исключительно
для чтения («sesdrama»), были попытки создать
«киносценарий для чтения» (сборник
«сценариев для чтения» — «scenarios»,
вышедший в Париже в 1925 году).

Эти «сценарии для чтения» мало значительны
по своим сюжетам, но представляют
известный интерес как ряд этюдов по
сценарной композиции и стилю.

Таким образом, сценарий немого фильма
прошел следующие стадии развития:

1. Примитивная схема, отвечающая низкому
уровню постановочной техники и
художественных требований к кинокартине.
Такой план-схема мог излагаться с
претензиями на литературность языка,
но в этом случае по большей части «убогой
пышностью наряда» прикрывалась
неприглядная нагота грубой схемы.

2. Развитая форма профессионального
сценария постановочной, технологической
формы, соответствующая уже достаточно
высокому уровню постановочной техники
и достаточно сложной художественной
форме кинокартины. Стиль сценарного
изложения исходил из понимания сценарной
формы как развернутой, распространенной
ремарки сценической пьесы. Стремление
к детализации, к исчерпывающему описанию
действия и его мотивировке приводило
к полноте изложения и выразительному,
точному языку. Форма киносценария
начинала уже ощущаться как возможная
новая литературная форма. Но до поры до
времени киносценарий продолжал оставаться
«внутренним документом» кинопроизводства,
и это, с одной стороны, обременяло его
всякого рода излишними кинотехнологическими
ремарками, а с другой — не создавало
стимулов для более тщательной работы
над его языком.

3. Литературная форма авторского сценария.
Авторский сценарий стал освобождаться
от излишних элементов кинотехнологической
формы, не навязывая исполнителям
(режиссеру, оператору и т.д.) технических
указаний, не входя в детали постановки
кинофильма. Разделяются функции
автора-кинодраматурга и составителя
постановочного сценария, монтажных
листов (режиссера). Задача автора —
задача писателя, драматурга. Между
авторским киносценарием и кинокартиной
существует еще съемочный или режиссерский
сценарий, представляющий собой точную
разработку авторского сценария. Однако
не навязывая составителю съемочного
сценария или режиссеру мелочных
технических указаний, кинодраматург в
технике построения и изложения своего
сценария (композиция целого и отдельных
частей, эпизодов, сцен, способы решения
отдельных задач, использование обстановки,
вещей и т.д.) ориентируется на методы
построения кинокартины и старается
быть достаточно кинематографически
конкретным и точным. Вместе с тем он
стремится к полноте и выразительности
литературного изложения. Сценарий
становится литературным произведением,
которое имеет право на самостоятельную
жизнь до, во время и после кинокартины
— независимо от нее.

Таковы были тенденции развития немого
сценария. Он не дошел до конца по этому
пути и не успел утвердить себя в качестве
нового литературного жанра, в качестве
привычной литературы для чтения. Может
быть, он оставил след в литературе (не
столько непосредственно, сколько через
фильмы на экране), обогатил ее технику,
вызвал нарочитое или бессознательное
подражание; об этом говорят, относительно
этого спорят, но сам немой сценарий
лишился основы для своего существования.
Закончилась эра немого кинематографа,
и вместе с появлением новой техники —
звукового кино и искусства звукового
фильма — киносценарий получил новые
возможности для своего дальнейшего
развития, располагая таким богатством
выразительных средств, о котором
драматургия немого фильма не могла даже
и мечтать.

Сценарий немого кино

                                           Истина находится возле нас. 

Главные герои:
Демирель
  участник
раскопок

Жаннур –мальчик, он же  режиссер.
Шы
ңғыс участник
раскопок

Снежный Человек- Герой – злодей, он же кинокритик.
(Мади)

Санжар – участник раскопок

Ансат – участник раскопок

Сабыржан – участник раскопок

   
1.Палаточный лагерь. Пещера.
2. Титр: Начало XXI века.
 
3. Лето, жара, солнце. Табличка: Частные археологические раскопки.
 
4. В ходе раскопок,
Жаннур случайно находит, видеокамеру старого образца,
киноленту  и  странное письмо, адресованное тем, кто первым найдется находку .
 
5. На экране письмо с надписью «Не теряй время зря, а займись
кинематографией .
Начни
съемку немого кино и ты поймешь, что 
это какая-то необъяснимая сила. Кинолента – это подсказка. Удачи!».
6.
Жаннурпротягивает письмо мальчикам Шыңғысу и Демирелю. 
7.
Жаннур изучает старую модель камеры. И начинает
устанавливать белое полотно, чтобы рассмотреть, что на киноленте.

8.
Друзья помогают при установки. 
9.
Вдали виден силуэт  идущего
Снежного Человека вдоль дороги к месту  друзей.
  
10.
Идущий вдали  
Сн.Человек  доходит до места разговора друзей.
 Он одет во всё темное.
11.
Все шокированы. Жаннур, Демирель и Шыңғыс шепчутся – понимают, кто это и что происходит. 
12.
Они переглядываются. 
13.
Жаннур  коротко  обходит его со всех сторон, разглядывает и жестами,
мимикой пытается рассказать герою-злодею,   что при раскопках нашли  видеокамеру
и киноленту, показывает письмо в котором просьба снять немой фильм.
 
14.
Герой- злодей:
Показывает  пальцем, на установленный экран.
 Подходит к экрану и рукой гладит.
15.
Жаннур: Надо его испытать, проверить эту камеру и
ленту, посмотреть, что же там запечатлено. Включает устройство и на экране
отрывок старого немого фильма.

На экране транслируется немое кино.
16. Демирель: Это и есть подсказка! Так классно. А снимать кино будешь ты
и показывает на Алана!
17. Шыңғыс вручает видеокамеру Жаннуру, давая понять, что ты теперь и будешь снимать немое кино про
археологические раскопки, о том, какую работу мы здесь ведем и то, что здесь
даже проживает Снежный Человек!

18.
Злодей (Мади): Обнюхивает камеру. Понимает, что это ни съестное.
19.
Злодей злиться и уходит 
в свою пещеру.
 
20.
В этом месте воздух
мутный, словно от газа, и стоит туман.
 
21.
Ребята ничего понять
ни могут, откуда появился этот  Снежный Человек и что ему от них нужно.
22. Они усаживаются у установленного костра,  гитара, радио
приемник рядом находится.
Жаннур снимает на камеру найденные раскопки и одновременно каждый
позирует с экспонатом.

23.
Ночь. Прохладно.
24. Слышится возня и шум. Что произошло?!? 
25.
Демирель замечает, что из пещеры выходит Сн.Человек и направляется к
ним. Будит все ребят.

26.
Разбуженные  Демирель и Жаннур стоят молча. 
27.
Друзья осматривают
местность, себя и друг друга.
 
28.
Сн.Человек подходит к
костру и увидев гитару, начинает ее обнюхивать, затем замахивается на ребят.
Ребята понимают, что в его руках ни гитара, а целая дубинка, и что он сейчас со
злости поубивает их здесь. Он прижимаются друг к другу, закрывают глаза,
дрожат. Сн.Человек  начинает на ней брынчать.

29.
Ребята в удивлении,
молча наблюдают за происходящим. Но страх присутствует.
 
30.
Сн.Человек уходит и в
один момент попадает в установленный ребятами капкан. От боли корчится,
ежиться. Ребята в ужасе, создают суету!
 
31.
Вырвавшись Сн.Человек
прихрамывая ухолит в пещеру. Алан всё это снимает на камеру и при этом руки
трясутся.
 
32.
Ребята понимают, что
всё задумано ими может рухнут в один омент, так как их соседу проживающему
рядом все эти действия не нравиться.
 
33.
Они удивлены и
смотрят друг на друга и думают как же дальше работать и вести съемки.
Жаннур, Ансат и Демирель заходят в палатку. Шыңғыс, Санжар и Сабыржан остаются у костра подкидывает дрова в огонь.  
34.
Шыңғыс  сидит задумчиво. Затем настраивает радиоприемник, ловит
волны. Слышится музыка. И вдруг она замечает, что Снежный Человек наигравшись
гитарой направляется к ней. Она оторопела. Понимает, что до палатки добежать не
успеет. Ползком, медленно направляется к палатке, но и при этом ищет, в земле,
что-то такое, чтобы спугнуть героя-злодея. 

35.
Сн.Человек  подходит
к радиоприемнику и начинает у костра устраивать танец, при этом покручивает все
каналы радиоволн, из которых издается отрывистая музыка и разговоры.
Шыңғыс испуганна наблюдает за этой картиной.
36. В один момент
Сабыржан замечает, что с палатки видна голова Жаннур, который направляет камеру на Снежного Человека. 
37.
Жаннур дает понять Сабыржыну, чтобы та ни шумела, и делала вид, что не боится .

 38. Снежный человек начинает своим  танцевальными движениями запугивать
Шынгыса, переворачивать посуду, дрова приготовленные у костра. Радиоприемник
постоянно с ним.  Он в такт музыки постукивает по гитаре
. 
39.
Шыңғыс в недоумении пожимает плечами, какое-то время
хлопает в ладоши, но при этом понимает, что сердце уходит в пятки.

40.
К нему подползает Демирель, они вместе прижимаются.  
41.
Снежный Человек
уходит к себе и уносит приемник с собой.
 
42.
Мальчики осматривают весь бардак, который устроил Сн.Человек. Начинают
убирать раскладывать, всё по местам.
 Жаннур с камерой медленно направляется к пещере
Сн.Человека.
Мальчики видя эту картину бегут за ним и отзывают его
обратно. Уводит по обе руки к костру.  
43.
Они замечают на
месте, где танцевал Сн.Человек много клочков шерсти.
Жаннур приносит капкан, в котором тоже имеет кусок шерсти . Всё это
время
Жаннур снимает.  Демирель укладывает клочки шерсти в целованный мешочек.
44.
Демирель начинает вытаскивать с палатки рюкзаки и даёт понять, что
нужно покинуть это место. Показывает на компас, что лучше направляться на
другую сторону, и что там могут быть удачные раскопки и находки.
 
45.
Жаннур уговаривает девочек, что снимет еще один день
раскопок и потом можно будет собирать рюкзаки и отправляться в путь .
 
46.
Мальчики смотрят на него удивленными глазами, показывают
в сторону пещеры, что там живет злодей, который съест нас всех.

47.
Жаннур  в восторге, что у него есть кадры снятые ночью. Она начинает
 подставлять камеру девочкам, те поочередно смотрят в глазок камеры и тоже
восторгаются.
 
48.
Друзья соглашаются
еще на один день пребывания.
 Делают вид, что занимаются раскопками. Жаннур снимает всё, что окружает их.
49.
Мальчики оглядываются в сторону пещеры из которой доносят звуки
радиоприемника.
Жаннур из редка направляет камеру и в сторону пещеры.
50.
Все устали от работы.
Садятся. Маленький перекус.
 
51.
Жаннур резко свой взор направляет в сторону пещеры. И
видит, что Сн.Человек направляется в их сторону.
Мальчики в оцепенении. Перестают кушать. И вновь их осиливает страх.  
52.
Жаннур оборачивается. 
53.
Демирель качает головой и показывает пальцем в сторону
героя-злодея, который ни даем им покоя, и от его злодеяния все уже устали.
 У Демиреля созрел план. Он каждому из них и себе в том
числе на голову накидывает клочки шерсти, чтобы Сн.Человек не съел их и принял
их за своих.
54. Друзья понимают, что на выручку к ним никто не придет
. 
55.
Сн.Человек подходит  с
 радиоприемником к ребятам. Находит веревку, и усаживает все ребят в одну
кучку, затем связывает их. Камеру отбирает у Жаннура. Жаннур немного
сопротивляется, но всё напрасно.

56.
Сн. Человек
внимательно изучает камеру. Затем направляет камеру не уверенно на ребят,
нажимает все подряд кнопки.
 
57. Стараться снять их в разных ракурсах. Связанный ребят в связке крутит,
вертеть, они при каждых его движениях сильно бояться. Бросает им на голову
листву, мох. Так как ему захотелось, чтобы они были в новом образе. Сажей угля
раскрашивает им лица. Он обходит со всех сторон, любуется своим творением.
Затем переходит на всё, что окружает его. Улыбается, что теперь находка эта
его. Затем садится на пенек  и начинает смотреть заснятые кадры
Жаннура. С каждым кадром удивляется, поражается, грозит пальцем Жаннуру. Затем подходит к установленному экрану.

58. Сн.Человек  подходит к связанным ребятам,
развязывает их и толкает
Жаннура вперед к
экрану, чтобы тот на экране продемонстрировал заснятые кадры.
59.
Жаннур охотно соглашается. 
60.
На экране 
показываются все заснятые кадры, только вместо Снежного Человека на экране
Чертенок с белыми крыльями.
 
61.
Сн.Человек подбегает
к экрану и удивляется, он ли это, затем смотрит на спину, щупает может крылья
выросли.
 
62. Малчики и Жаннур начинают хихикать
.
63. Фильм завершается. 
64.
Все в напряжении и со
страхом смотрят на героя злодея, на его очередные выходки.

65. Сн.Человек подходит к
Жаннуру и начинает
жестами и мимикой  критиковать заснятое.
Жаннур оспаривает свою идею и замысел.
66.В завершении Жаннур торжественно вручает кинокамеру Сн.Человеку, девочки в торжественной
обстановке вручают полевые цветы
. 
67. Сн.Человек благодарит их, жмет ручки. Затем предлагает сняться на общее
фото.

68. Затем он вручает письмо Жаннуру. Жаннур читает это письмо. На экране текст письма.

Не нужно перемещаться на несколько веков назад, чтобы найти нечто
хорошее, поразительное и ценное. Истина всегда находится возле нас.

 Интересен момент зарождения  немого кино. В этом
есть свежесть и новизна. Возможно, найденная лента периода немого кино была
технологически несовершенна, зато  твой первый фильм не может быть штампов и
стереотипов, ведь такие фильмы они появляются только у тех, кто идет вслед.

И у тебя это получилось!Р.S- кинокритик Йети!


69.
Титр: Конец.

фильм для класса немое кино

Пока свежи впечатления, решила все описать во имя наших с сыном приятных воспоминаний. Через много лет мы с удовольствием посмотрим фильм и в очередной раз улыбнемся. Надеюсь, мои читатели тоже найдут для себя что-то полезное. Кто знает, может когда-нибудь повторится еще один «Год кино», и в каждой школе, в каждом классе с 1-го по 11-й снова начнутся веселые съемки, а тут вам готовая идея.

Наш фильм занял 1-е место среди школьных фильмов, поэтому с гордостью представлю вам результат в конце статьи.

В творческой группе было три мамы: я (автор сценария), преподаватель музыки (режиссер) и экономист (оператор и режиссер монтажа). Профессионалов не приглашали.

Как я искала идею

Сценарии фильмов я не писала никогда. И сейчас не представляю, как это делается, но учительница увидела во мне творческий потенциал, и я очень постаралась оправдать ее доверие.

Я стала думать… Так… Фильм должен длиться 5-7 минут, так что сложный сюжет затевать не стоит. Все это в школе затеяли к году кино. Что еще нужно учесть… Не все дети в первом классе обладают хорошей дикцией, стесняются артистично говорить реплики, на длительные репетиции времени нет.

Важно, чтобы в кино снялись все 32 ученика 1″А» и учительница Лариса Анатольевна. А еще нужны простые и доступные костюмы.

Снимать надо будет крупным планом, чтобы звук сразу записался сносный. Не заставим же мы первоклашек озвучивать собственные диалоги после монтажа.

Я все это учла и придумала вот что:

  1. Большая часть фильма стала «немой». Мы отправили первоклассников в немое кино! Все реплики написали на экране, а детям осталось только выполнять действия под музыку.
  2. Мы разделили всех детей на 4 группы, чтобы легче было справиться с ними во время съемки: 8 изобретателей, 8 актеров, 8 зрителей, 8 ретро-персонажей (гример, тапер, танцоры, братья Люмьер и т.д.)
  3. Аксессуары 20-х годов прошлого века сейчас найти достаточно просто. Спасибо мамочкам, которые подобрали ретро-платья, бусы, перчатки, шляпки и перья.
  4. С музыкой тоже проблем не возникло — легко нашла и скачала из интернета подходящие композиции. В финале у нас звучит музыка самого Чарли Чаплина!
  5. В качестве ретро-фона я собиралась использовать задрапированную ткань, но вдруг выяснилось, что одна мама (экономист) умеет снимать на фоне хромакей и монтировать отснятый материал в специальной программе. Хобби у человека такое. Повезло! Вы увидите в нашем кино настоящий ресторан, гримерку, сцену и костюмерную.

Сценарий

Для съемок я подготовила очень подробный план с описанием сцен, а тут расскажу краткое содержание нашего фильма:

Идет обычный урок технологии, который показался мальчику Вове скучным. Он засыпает… Тут мне хотелось намекнуть на бессмертный фильм «Иван Васильевич меняет профессию», поэтому снится Вове сон про изобретение машины времени. Точнее, временного портала, через который можно отправиться в прошлое.

film_1a_01

film_1a_02

Ах, да… Вова — это мой сын)).

8 изобретателей-очкариков начинают мозговой штурм. Они кричат, перебивая друг друга, потом подводят итоги обсуждения и запускают временной портал.

film_1a_06

film_1a_05

film_1a_04

film_1a_07

Из 2016 года дети попадают на 100 лет назад. В самый расцвет немого кино — 1916 год. Кадр вдруг становится черно-белым…

Тут братья Люмьер, прекрасные актрисы, тапер, танцоры, Чарли Чаплин со знаменитым танцем с булочками, посетители ресторана с душещипательной сценой…

…и очень эмоциональные зрители. Они плачут, смеются, по-настоящему пугаются гангстеров, которых видят на экране.

Внезапно черно-белое кино обрывается. Снова класс, снова урок. Учитель будит Вову. Вова суетливо начинает готовиться к уроку и находит в портфеле котелок Чарли Чаплина.

«Браво великим мастерам немого кино! Аплодисменты! Конец!»

Реплики и титры в немом кино пишут между кадрами на черном фоне в рамке. Мы старались подражать во всем, поэтому я заготовила больше 30 кадров с текстом. В качестве реплик взяла знаменитые фразочки из фильмов разных лет: «Мексиканский тушкан», «… и просто красавица», «Красота — страшная сила» и т.д.

Как проходили съемки

О, это оказалось сложнее, чем мы думали. Опытных режиссеров в нашей творческой группе не было, идеи приходили по ходу съемок. Иногда мы противоречили друг другу, и дети не могли понять, кого слушать. На первый раз простительно, выводы сделали.

Наши маленькие актеры смущались и переживали. Им трудно было смотреть в камеру, когда вокруг столько советчиков, подсказывающих и уговаривающих быть артистичнее. Они забывали порядок действий, роняли реквизит и падали сами вместе с фоном хромакей.

В результате собралась много мелких кусочков фильма, которые нужно было внимательно отсмотреть, чтобы смонтировать окончательный вариант фильма.

Теперь наши первоклассники знакомы с киношными терминами и смело рассуждают про монтаж, сценарий, реквизит, бутафорию, эпизоды и сцены, грим и костюмы.

О том, как делался монтаж, я представления не имею. Знаю только то, что это долго и трудно. Спасибо всем членам нашей творческой группы за труд, моя идея нашла достойное воплощение! Тот редкий случай, когда реальность превосходит ожидания!

Премьера

Премьера состоялась в середине декабря. Успех был грандиозный.

Смотрим!))

Другие школьные фильмы

Экологический видеоролик
«Дорожный ералаш» к фестивалю ПДД
«Дети войны» к 9 мая

Ирина Панасьян,
автор проекта «Снова Праздник»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Немного атмосферы праздника
  • Неми отзывы агентство праздников
  • Немецкое единство праздник
  • Нейтральный сценарий развития
  • Немецкий праздник фонариков