Ненцы национальный праздник

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.

Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.

Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.

Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума – три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.

По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления – снег, дождь, молния.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв – хозяин земли, ид ерв – хозяин воды, яха ерв – хозяин реки, то ерв – хозяин озера, пэдара ерв – хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.

Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.

Большим почтением пользовались духи Я ерв – хозяин земли и Я ерв не – хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Обряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко – источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.

В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями – лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около посёлка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растёт, используют сухую лиственницу, привезённую с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов – сядэй, кладут рога жертвенных оленей.

Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов-покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте – у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» – покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения нгытарма умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились, как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы – только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Источники: www.narodru.ru www.nenets.ru www.russia.rin.ru

Цикл сценариев «Праздники и обычаи народов Ямала»

1 лекция  тема: «Ненецкие народные праздники»

Цели и задачи:

  1. Изучить историю наследия коренных народов Ямала.
  2. Расширить знания о народных традициях  Ямала.
  3. Познакомиться с историей  музыкального искусства северных народов.

        Оборудование: Интерактивная доска, музыкальный центр, изделия национальных промыслов.

.

Содержание:  

 Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по родному краю, в котором мы живём, по нашему Ямалу!

Вы знаете, какие народы живут на Ямале? Давайте назовём эти национальности.

Ответ детей: Ханты, ненцы.

Вед: Правильно. И сегодня мы познакомимся поближе с культурой Ненецкого народа.

  Слайд 1

Звучит ненецкая песня «Колокольчик» в исполнении Гавриила Лагей

Вед: Традиционная культура народов Севера (ханты, и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания и была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Слайд 2

НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири. Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры. Говорят на ненецком языке, имеющем  диалекта, которые распадаются на говоры. Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.

Как известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни большой радости.

Слайд 3

Это — день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи — свадьба.

День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как проходили его именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок, одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки: например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы для гигиенических процедур и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина.

В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):  

Слайд 4

25 марта – Ворна  яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
9 мая – Николя  яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

В исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали весенний праздник одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк это событие происходило так.

Род Панхи  Пяк ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву Богам Воды, Неба и Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую важенку к дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из него узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи, подняв голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров оленю брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая кровь заполнила брюхо, человек, который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой оленьей крови и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в быстрое течение реки, при этом, наклонившись над водой, произнося священную молитву Богу-духу Воды.

Слайд 5

«Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей».

Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем временем забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба — Грому. И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её и берёзу у корней. При этом произносится молитва:

Слайд 6

«О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии».

Все сородичи Панхи  Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

Дети исполняют «Танец оленей»

Слайд 7

Вед: День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Слайд 8

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Слайд 9

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
        Слайд 10

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.

       Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Слайд 11

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов.

В исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: На этом наше первое путешествие по просторам Ямала закончилось. Мы ждём вас на следующую встречу, где расскажем вам о традициях народа Ханты.

Слайд 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. — 10-е изд.- Л.: Музыка, 1990.- 344с.

Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3-е изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.

Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 — 46

Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126

Неща (лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев. Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. — М.: 2004.- С.53

П. Турутина , почётный гражданин Пуровского района  //«Северный луч», 2003.-6 июня. С.12

Хомич Л.В. Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- 336 с.

Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360



Презентация «Ненецкие народные праздники»

Подписи к слайдам:

  • Выполнила учитель музыки МБОУ СОШ № 3
  • г. Тарко-Сале ЯНАО Пуровского района
  • Лемешева Э.В.

НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири

День рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, создание новой семьи — свадьба

  • 25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
    23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
    9 мая – Николя яля (начало ледохода);
    29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
    20 июля – Ильин яля (середина лета);
    15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
    1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
    Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).
  • «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии»

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью
традиционные соревнования по прыжкам через нарты

  • Несколько нарт
  • устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт
Топор бросают на дальность
Гонки на оленьих упряжках

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

  • До новых встреч

Презентация на тему «Ненецкие народные праздники.»

  • Скачать презентацию (0.95 Мб)


  • 60 загрузок

  • 4.4 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа, созданная преподавателем, чтобы рассказать школьникам о красивом северном народе — ненцах. Ребята узнают из чего состоит быт этих мужественных людей и чему посвящены их праздники, когда они отмечаются и как проводятся.

Краткое содержание

  • Ненцы
  • 25 марта – Ворна яля
  • 23 апреля – Егор яля
  • 9 мая – Николя яля
  • 29 июня – Петров яля
  • 20 июля – Ильин яля
  • 15 августа – Успенье яля
  • 1 сентября — Семен яля
  • Новый год – сыра ер’яля
  • Молитвы ненцев
  • День оленевода
  • Народные состязания ненцев
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    13

  • Автор

    Семионова Г. П.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Ненецкие народные праздники.

    Слайд 1

    Ненецкие народные праздники

    Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 Семионова Галина Петровна

  • Слайд 2

    НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири

    Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры.

  • Слайд 3

    День рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, создание новой семьи — свадьба

  • Слайд 4

    25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);

    23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);

    9 мая – Николя яля (начало ледохода)

    29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);

    20 июля – Ильин яля (середина лета);

    15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);

    1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);

    Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

  • Слайд 5

    «Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа

    моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей»

  • Слайд 6

    «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии»

  • Слайд 7

    День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их

    хозяйственной деятельностью

  • Слайд 8

    традиционные соревнования по прыжкам через нарты

    Несколько нарт

    устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном

  • Слайд 9

    Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног

  • Слайд 10

    Тынзеймечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт Топор бросают на

    дальностьГонки на оленьих упряжках

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    !

    До новых встреч

  • Слайд 13

    ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Православные праздники на Руси

Презентация: Ненцы

Презентация: Федеративное устройство России

Презентация: Урал

Презентация: Кубань

Презентация: География городов России

Презентация: Крым

Презентация: Мой родной поселок Лучегорск

Презентация: Наследие предков - нашим потомкам

Презентация: Народные подвижные игры

Презентация: Ямало-Ненецкий автономный округ

Презентация: Апрель

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Кто-то следит за страницами календаря, чтобы знать, когда будет тот или иной праздник, а кто-то – за явлениями природы.

У северных народов много общего. Языки ненцев и селькупов относятся к одной – самодийской группе. Сходны их традиционные занятия: все занимаются оленеводством, охотятся и ловят рыбу. Вот один из весенних обрядов селькупов – обряд оживления бубна.

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана – это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествие на небо.

Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и нередко называли себя орлиными или тетеревиными людьми.

Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Её кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достаёт». Изображая своё пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льёт пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своём ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достаёт».

Ненцы – народ, который живёт на самом «краю земли», на полуострове Ямал и землях северо-запада России. Их быт сохраняется неизменным на протяжении 8000 лет. Интересные факты об образе жизни самого многочисленного из коренных народов Севера – в материале ниже.

Кто они: ненцы или самоеды

В тундровых районах, прилегающих к Северному Ледовитому океану, живут коренные народы, называемые самоедами или самодийцами. Всего выделяют 5 самодийских групп:

  • ненцы;
  • энцы;
  • нганасаны (устаревшее название – тавги);
  • селькупы (остяки);
  • камасинцы.

В их образе жизни много общих черт, но есть и отличия. Поэтому все ненцы относятся к самоедам, но не все самоеды – это ненцы. Ненецкие кочевники мигрируют со стадами оленей от восточного побережья Белого моря до полуострова Таймыр.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненцев делят на евразийских и азиатских, тундровых и лесных, отмечая различия в языке, образе жизни и культуре. Европейские живут в Ненецком автономном округе Архангельский области, азиатские — на Ямале, в Ханты-Манскийском автономном округе, Красноярском крае. Лесные – жители междуречья Енисея и Оби. Тундровые живут в тундрах Кольского полуострова и в низовьях Енисея.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Происхождение, генетика и антропология

В формировании ненцев принимали участие самодийские роды и аборигенное население тундровой и лесотундровой зон, а также другие народы Южной Сибири.

Предположительным местом, откуда произошла миграция предков ненцев, считают территорию рядом с реками Обь и Иртыш, а также Прибайкалья. Это произошло в I тысячелетии. В связи с обширной территорией проживания, сформировались две группы ненцев: лесные и тундровые. Тундровые ненцы являются большинством.

Большинство ненцев принадлежат к Y-хромосомной гаплогруппе N1a: N1a2b и N1a1a. Также встречаются гаплогруппы R1a и Q. Из митохондриальных гаплогрупп распространена гаплогруппа N2.

Наиболее генетически близки ненцы оказались к хантам и манси, а из восточно-сибирских популяций — к эвенам и хори-бурятам. Около 38% ненецкой родословной можно отнести к общей с эвенами.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненцы Таймыра (o-tendencii.com)

Также было обнаружено родство ненцев, хантов и манси с коренными американцами из Анд, что свидетельствует об их общей генетической истории. Учёные объясняют такой результат генетической связью как западных сибиряков, так и коренных американцев с древними северными евразийцами.

По антропологическим признакам ненцы относятся к уральской контактной малой расе. В них сочетаются признаки европеоидов и монголоидов, и чем дальше на восток, тем ярче выражены признаки монголоидности.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут, Андрей Бурмистров, Александр Харитонов, Марина Пешкова, nazaccent.ru

Обычный ненец невысокого роста (около 158 см), коренастого телосложения, широколицый, борода почти не растёт, кожа смуглая, глаза карие.

В 1994 году учёным встретилась группа кочевников, почти не имеющая контактов с внешним миром. Они использовали инструменты и сани, аналогичные найденным в археологических раскопках, датируемых 8000-летней давностью. Учитывая схожесть саней и инструментов, учёные сделали вывод, что образ жизни кочевья тоже не менялся на протяжении всего этого времени.

По вопросу расселения древних самоедов на территории Саянского нагорья приняты две теории.

Первая гласит, что самоеды приполярной зоны двинулись на юг, заселяя Саяны и Алтай (теория Страленберга). Вторая диктует противоположный путь миграции: тюрки вытеснили с Саянского нагорья племена протосамоедов, отчего те отступили к берегам Северного Ледовитого океана, где встретились с аборигенами Арктики. Так появились современные ненцы.

Некоторые исследователи считают, что таинственные сихиртя из мифов саамов были тем местным народом, с которым пришельцам с Саян пришлось вступить в контакт.

Численность

Ненцы считаются самым многочисленным малым народом России. По данным переписи 2010 года, в стране живет 44,8 тысячи ненцев. Из них от 10 до 35 тысяч ведут кочевой или полукочевой образ жизни.

Когда приходит зима, на Ямале замерзают все водоёмы. Благодаря этому ненцы со своими оленями покидают летние пастбища на севере и передвигаются на юг, к зимним местам выпаса. Они проходят тысячи километров и двигаются по тем же маршрутам, что и их предки.

В отличие от скандинавских саамов, пересевших на снегоходы, российские ненцы следуют по традиционным маршрутам миграции на оленьих упряжках. В безлесой тундре на полуострове Ямал летом живёт около 50 ненецких групп численностью от 12 до 50 человек. Осенью они мигрируют под защиту таёжных лесов. У каждой группы есть своя закреплённая за ней территория.

Их традиционное занятие – крупностадное оленеводство. Всего в стадах Ямала насчитывается до 500 тысяч оленей. Рыболовство здесь менее развито.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненец сидит перед стадом северных оленей на полуострове Ямал, под их ногами в меховых сапогах находится достаточно газа, чтобы мир топился ещё лет пять. (REUTERS/Denis Sinyakov)

Ненецкие олени

Олень – основа жизни коренных народов Севера. Ритм жизни ненцев определяется их оленями. Именно за этими животными они следуют на летние пастбища, а когда снова приходит тепло ― на зимние.

Дикого оленя они называют «илебц», что означает «дающий жизнь». Олень – источник пищи, покрытия чума, одежды, предметов быта. В оленьи шкуры заворачивают младенцев и умерших. Кости используют для создания пуговиц, рукоятей ножей, а из сухожилий делают крепкие нити для соединения деталей национального костюма, лодок и шкур, покрывающих жилище.

На вожака упряжки оленеводы полагаются как на навигатор. Если потерял дорогу, то предоставь право выбора пути вожаку. Когда олень колеблется или чихает, пастух ищет другой путь. В ненецкой мифологии олень также предупреждает хозяина об опасности, как богатырский конь в русских народных сказках.

Большую часть дня пастух проводит за отловом оленей, отошедших от стада слишком далеко. Собирая животных, он пользуется арканом и привлекает собак.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненецкий оленевод готовится заарканить оленя (фото: Юрий Козырев, today.com)

Но даже если олень забредёт в чужое стадо, хозяин сумеет отличить его по ушам и характерным отметинам на шкуре животного.

Говорят, что пастухи никогда не считают оленей. Это считается плохой приметой.

Собаки Сибири

Собаки у ненцев ― это полноправные члены семьи. Ненецкая лайка (оленегонный шпиц) – древнейшая аборигенная порода, выведенная людьми в эпоху палеолита. С того момента она практически не изменилась. Высота в холке – 40–52 см. Длина туловища – 102–104 см. Шерстяной покров грубоватый, упругий разных окрасов – серый, рыжий, белый, чёрный. Морда умеренно вытянутая, уши стоячие.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Интересно, что происходит ненецкая лайка из Центральной Европы. Оттуда она отправилась со скандинавами на север, а затем вместе с племенами саамов пошла дальше к ненцам. Долгое время ненецкая линия не контактировала с другими породами, поэтому внешность и не менялась.

Самоедская собака выведена из ненецкой лайки. Генетическое исследование останков двух собак, захороненных 100 лет назад, показало, что они связаны с другими изученными образцами возрастом 850 и 2000 лет. Учёные сделали вывод, что линия самоедской лайки на полуострове Ямал сохраняется непрерывной уже пару тысячелетий.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ослепительно белые самоедские собаки используются для выпаса оленей и участвуют в охоте на медведей. Они путешествовали в экспедиции Фритьофа Нансена к Северному полюсу в 1893–1896 годах.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненецкая лайка

Кроме функций пастуха и погонщика, самоедская собака выполняет функции няньки. Ночью её оставляют спать рядом с маленьким ребёнком, чтобы поддерживать тепло. Считается, что если обнять самоеда, то он замрёт, чтобы не беспокоить спящего.

Ненцы не запрягают самоедов в упряжки. Культурные традиции запрещают это делать.

Быт ненцев

Ненцы строят переносные жилища – чумы. Летом семья собирает чум за 30 минут, зимой – за 1 час.

У ненцев всю работу внутри чума выполняют женщины. Они заготавливают дрова, поддерживают очаг, готовят пищу, ухаживают за детьми и собаками. Мужчинам запрещено прикасаться к шестам очага и заниматься какой-либо женской работой.

В основе чума – очажный круг. Он считается входом в поземный мир. После того как семья съедет с места проживания, след от очажного круга остаётся на земле. Каждый ненец знает, что второй раз строить чум на этом месте нельзя ни при каких условиях.

«Квартировладельцем» тоже является женщина. Чум достается ей в приданое от родителей. Строится из 40 жердей и покрывается 65–75 оленьими шкурами. Чтобы их не рвал ветер, шкуры сшиваются в полотнища, называемые «нюками». Диаметр традиционного жилища – 8 метров.

Богатство семьи можно определить как раз по чуму: чем он больше, тем более зажиточная семья.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

У ненцев всю работу внутри чума выполняют женщины

В центре чума стоит основной опорный шест – симзы. Он священен. По шесту поднимается дым от очага к отверстию в крыше и отправляются на подвиги герои ненецких легенд.

За шестом расположена мужская зона. Входить в неё разрешено только старшим мужчинам. Там муж хранит ларь с реликвиями, оружием, и обитают духи-покровители рода. Справа и слева от шеста – гостевая и хозяйская зона. Спальное место отгораживается пологом на ночь, а днем его сворачивают в рулон. Создают спальное место из лапника и покрывают шкурами.

Дно люльки для ненецкого малыша устилают мхом и древесными опилками. Ребёнка крепят специальными ремешками. Для кормления его берут на руки вместе с люлькой.

Есть в чуме и женское место. Это зона очага. Женщина – хозяйка огня. По поверьям, хозяйка чума умеет прорицать, глядя на пламя, цвет дыма и слушая треск поленьев.

Чтобы не замёрзнуть, ненцы надевают шубы, которые называются паркой (женская) и малицей (мужская). Они различаются кроем и типом. Малица – сплошная и шьётся мехом внутрь. Парка – распашная, с мехом внутрь и наружу. Женскую одежду дополняют орнаментом из кусочков меха, вышивкой и металлическими украшениями.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

фото: nazaccent.ru

В XX веке название «парка» пришло в английский язык из быта северных народов. Оценив удобство и характеристики одежды, в 1950-х в США создали специальные парки для арктических летчиков, вписав швейные достижения северных народов в историю военной одежды. В СССР такие же куртки получили название «аляска».

Мыться на Севере сложно, но есть и другая причина для негативного отношения к гигиеническим процедурам. Олени узнают хозяев по запаху. Мыло скроет привычный аромат тела, и олени не подпустят близко «чужого». Ненцы считают, что мех парки впитывает пот и жир, а загрязнённые ворсинки отламываются – и этого достаточно.

Ремесла и хобби

Ненецкое изобразительное искусство проявляется в резьбе по дереву. Ненцы создают деревянные скульптуры духов и предков. Украшают предметы быта инкрустацией оловом по дереву, резьбой по бивням и костям животных.

Воспитание

День рождения у ненцев празднуется один раз в жизни – по фактическому рождению ребёнка. Его семье дарят оленя и больше к вопросу празднования не возвращаются.

До того, как ребёнок начнёт ходить, он содержится в люльке. Начиная с 3–5 лет дети помогают родителям, выполняя посильную работу.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Для развлечения мальчики используют оленьи рога и играют в гонки на оленьих упряжках. Девочкам мастерят кукол. Голову куклы делают из птичьего клюва, одежду – из лоскутков. Куклы без лица известны многим древним народам. По поверьям, отсутствие лица не позволяет нечистым духам вселиться в игрушку и навредить ребёнку.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненецкие куклы / Фото: Wikimedia.org

В 7 лет мальчик умеет готовить упряжь, ловить оленя арканом и управлять нартами. Девочка учится разводить огонь, готовить хворост для очага, шить.

Школьное образование – проблемный вопрос для кочующего народа. В советское время при школах организовывали интернаты. Детей собирали в стойбищах и привозили в учебное заведение, где они жили и учились до мая, а затем развозили по домам.

Ненцы отмечали, что в результате такого обучения ребёнок терял навыки тундровой жизни, а потому оно несло больше вреда, чем пользы. Конфликт интересов привёл к появлению кочевых школ. Сегодня вопросы организации обучения остаются на контроле местных властей.

Язык и письменность

Ненецкий язык относится к уральской языковой семье, к её самодийской ветви. Европейские ненцы чаще пользуются русским языком для общения, а азиатские – ненецким. Ненецкий язык делят на 11 диалектов. Этому способствует низкая плотность населения и большие территории, по которым кочуют оленеводы. Между тундровым и лесным ненецким имеются фонетические различия.

Что касается письменности, то ненцы пользовались пиктографическим письмом. Первая попытка создать письменность относится к 1830 году, когда архимандрит Вениамин Смирнов опубликовал ряд богословских текстов, основываясь на латинице.

Следующую попытку внедрить письменность на основе латинского алфавита предприняло советское правительство в 1932-м, а затем в 1937 году – ещё одну попытку создать письменность на основе кириллицы. Сегодня используется написание на кириллице. Ненецкая издательская продукция состоит из учебников для начальных классов и некоторых произведений классиков.

Питание и кухня

Тип питания ненцев – белково-липидный, то есть вся пища, попадающая в организм, состоит из белков и жиров. Это сырое мясо оленей, кровь, рыба. Поедание парного мяса считается праздником.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

То мясо, что не съедается сразу, замораживают в вечной мерзлоте сибирского грунта и хранят. Зимой едят замороженную оленину – строганину. Если нарезать мясо некогда, то замороженную рыбу разбивают ударом о стол на съедобные кусочки. Такое блюдо называется колотушкой.

Особый деликатес – молодые рога оленя (панты). Их обжигают на огне, очищают и съедают. Кроме того, панты – народное лекарственное средство. Рога растирают в порошок и дают пить ослабленному больному вместе с водой.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Панты северного оленя

Растительной пищи в рационе ненцев мало. Женщины собирают таёжные ягоды: морошку, голубику, бруснику. Варят из толокнянки альпийской кашу.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Дары тундры

Не едят грибы. Их считают пищей оленей. Считается, что грибов в тундре не так много, чтобы хватило людям и оленям. Также не едят чаек. По ненецким поверьям, чайки – священные птицы.

Риск алкоголизации

Коренное население Крайнего Севера может вымереть от алкоголизма и «мусорной еды» значительно раньше, чем потеряет свою культурную идентичность. К такому неутешительному выводу приходят эксперты, изучающие систему питания жителей тундры.

На Ямале, например, свыше 7 тыс. хронических алкоголиков. Для региона с численностью населения немногим более полумиллиона человек это довольно значительный процент – примерно на 20 % выше, чем в среднем по России. Эти 7 тыс. – люди, которым поставили официальный диагноз в наркологическом диспансере. По словам врачей, неофициальных алкоголиков в разы больше.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

У жителей тундры иначе устроен обмен веществ, их организм не вырабатывает достаточного количества ферментов, необходимых для расщепления этилового спирта. Поэтому что русскому хорошо – то ненцу смерть. Коренному населению тундры, генетически не приспособленному к потреблению алкоголя, водка – это почти то же самое, что тяжёлые наркотики для жителей европейской России.

Некоторые эксперты говорят о том, что склонность к алкоголизму у коренных жителей тундры связана не столько с причинами генетического характера, сколько с отсутствием культуры потребления спиртных напитков.

«До прихода русских они вообще не знали, что такое вино или водка, и, соответственно, не умели их производить. Очень часто они просто не понимают, что спиртное нельзя пить так же, как, например, молоко или воду, что нужно знать меру», – поясняет научный сотрудник Центра изучения Арктики Сергей Андронов.

В последние годы стала проявляться новая тенденция: алкоголизм распространяется не только в посёлках, но и в оленеводческих стойбищах.

«Мне доводилось летать в один из северных посёлков на побережье Ледовитого океана на День оленевода, – рассказывает сотрудник сырьевой компании, по понятным причинам попросивший его не представлять. – Начинается всё очень цивилизованно – подарки от социально ответственных недропользователей, ответная речь главы поселковой администрации, гонки на оленьих упряжках, ярмарка ремёсел и всё такое. Но пилоты нас сразу предупредили: как только начнут пить водку – сразу все в вертолёт и домой, ждать никого не будем. Потому что когда несколько десятков людей с оружием допиваются до полной невменяемости, случиться может всё что угодно».

Особые гены

Новосибирские учёные из Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) провели исследования и выяснили, какие именно гены помогли ненцам приспособиться к жизни в суровом климате и неразнообразному набору продуктов питания.

Они нашли у ненцев и у других сибирских аборигенов мутации в генах, которые влияют на липидный обмен, то есть процесс расщепления, переваривания, всасывания, транспортировки и накопления жиров в организме.

Как пояснила ведущий научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Людмила Осипова, результаты исследования объясняют тот факт, что представители коренных этносов обладают весьма низким уровнем липопротеина низкой плотности (так называемого плохого холестерина) при условии питания преимущественно жирной мясной пищей: традиционно в рацион входят сырое мясо и рыба, оленья кровь, сырые субпродукты.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненцы (фото: Юрий Козырев / Consequences by NOOR)

Специалисты уверены, что обнаруженные ими гены участвуют также в деятельности бурой жировой ткани. Бурый жир становится активным при низких температурах, он начинает интенсивно вырабатывать энергию для согревания человека и нуждается для этого в жирных кислотах и глюкозе, служащих ему «топливом».

Те люди, у которых активная бурая жировая ткань, имеют более низкий уровень и общего, и плохого холестерина, при этом у них более высокий уровень хорошего холестерина – липопротеина высокого уровня плотности. И если вокруг холодно на протяжении достаточно долгого времени, то бурый жир может постоянно требовать топливо, то есть непрерывно сжигать много липидов.

Также среди типичных особенностей физиологии представителей коренных народов Сибири – ускоренный обмен веществ и повышенный уровень гормона щитовидной железы тироксина, который вызывает быстрый метаболизм.

Этот механизм адаптации также легко становится фактором риска, если образ жизни представителей коренных народностей меняется на другой, а в рационе появляется больше углеводов. Как итог таких изменений – сдвиг в обмене веществ. Вес становится избыточным, появляются сахарный диабет второго типа и гипертония. Учёные надеются, что благодаря будущим исследованиям удастся найти решение этой проблемы.

Религия и обычаи

Религия ненцев – шаманизм. Шаман – защитник и посредник между духами и людьми.

Вселенную создал бог Нум. Она состоит из 3 «этажей»: верхнего, среднего и нижнего миров. Нум правит верхним миром. В среднем живут люди и духи природы. Ненцы верят, что деревья, горы, озера и реки населены духами. Подземным миром правит дух смерти и болезней Нга.

Чтобы Нум защищал людей от Нга, ему приносят жертвы. Особенностью религии кочевых народов Сибири является практичность. Если на человека обрушились беды, то духи плохо его защитили. В наказание человек прекращает приносить им жертвы до тех пор, пока духи не исправятся.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Ненецкие идолы (nazaccent.ru)

Ненцы верят, что нельзя играть со стихиями: водой, огнём. Нельзя протыкать землю металлом или рыть её. Девушкам нельзя заходить на мужскую половину чума, а мужчинам – на женскую. Нельзя помогать хозяйке убирать посуду или мыть – так из дома воруют благополучие. За столом запрещается петь песни.

Интересны ненецкие представления о загробном мире. Там человек живёт ту же жизнь, что прожил на земле, только с обратным отсчётом. Поэтому во время обряда погребения покойнику в гроб клали не новые вещи, а старые: сломанное оружие, перевёрнутые нарты. На том свете они станут новыми и полезными.

Известные ненцы

Среди представителей кочевого народа встречаются и те, чьи имена обрели ту или иную известность на просторах России. Например:

Анастасия Лапсуй – ненецкий кинорежиссёр советского периода. Она сняла более 10 фильмов о ненцах и коренных народах Сибири. Её работы удостаивались наград на международных фестивалях.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Анастасия Лапсуй (Ямальский меридиан)

Константин Панков – художник-пейзажист первой половины XX века, этнический ненец. Писал картины из жизни охотников и мифологии коренных народов. Погиб в 1942 году на Волховском фронте.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Константин Панков

Юрий Велла – писатель, поэт и эколог. В 1990-м выступал против разработки месторождений нефти и газа на Ямале.

Ненцы — факты о самом многочисленном народе оленеводов в России: происхождение, гены, традиции, обычаи

Юрий Вэлла (Айваседа) — поэт, писатель, защитник и пропагандист традиций и языка КМНС, их естественной среды обитания

Ненцы действительно могут пострадать от деятельности по добыче полезных ископаемых. Но стоит помнить, что за последние 200 лет они сталкивались с попытками сделать их осёдлыми, коллективизацией и влиянием изменений климата на растения и животных. Судя по численности, ненцы научились адаптироваться к изменениям лучше, чем любая другая группа коренных народов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ненецкий праздник оленевода
  • Ненецкие народные праздники
  • Ненастный опасный лестница солнце грустный праздник окрестность гигантский ужасный тростник
  • Ненаписанный сценарий неразыгранный показ не начавшийся спектакль безымянная река
  • Ненаписанный сценарий неразыгранный пока