Ненецкие народные праздники

1 лекция  тема: «Ненецкие народные праздники»Цели и задачи: 1.     Изучить историю наследия коренных народов Ямала.2.     Расширить знания о народных тради

Цикл сценариев «Праздники и обычаи народов Ямала»

1 лекция  тема: «Ненецкие народные праздники»

Цели и задачи:

  1. Изучить историю наследия коренных народов Ямала.
  2. Расширить знания о народных традициях  Ямала.
  3. Познакомиться с историей  музыкального искусства северных народов.

        Оборудование: Интерактивная доска, музыкальный центр, изделия национальных промыслов.

.

Содержание:  

 Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по родному краю, в котором мы живём, по нашему Ямалу!

Вы знаете, какие народы живут на Ямале? Давайте назовём эти национальности.

Ответ детей: Ханты, ненцы.

Вед: Правильно. И сегодня мы познакомимся поближе с культурой Ненецкого народа.

  Слайд 1

Звучит ненецкая песня «Колокольчик» в исполнении Гавриила Лагей

Вед: Традиционная культура народов Севера (ханты, и ненцев) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания и была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Слайд 2

НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири. Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры. Говорят на ненецком языке, имеющем  диалекта, которые распадаются на говоры. Традиционной отраслью хозяйства ненцев на всей территории их проживания является охотничий промысел, рыболовство, оленеводство.

Как известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни большой радости.

Слайд 3

Это — день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи — свадьба.

День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как проходили его именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок, одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки: например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы для гигиенических процедур и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина.

В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю):  

Слайд 4

25 марта – Ворна  яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
9 мая – Николя  яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

В исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали весенний праздник одаривания небесного Бога-Грома оленем. В роде Панхи Пяк это событие происходило так.

Род Панхи  Пяк ехал на свою священную сопку «Кавр нат ка» принести в жертву Богам Воды, Неба и Грома оленей. Пяк Панхай поднялся на хребёт сопки, привязал серую важенку к дереву, снял с себя пояс с маленьким мешочком на замшевом шнурке, вынул из него узелок и положил у корней лиственницы. Оленя вывели на ровное место мордой к востоку. Трое мужчин оленя умертвили, и, когда он издавал последние вздохи, подняв голову к небу, Пяк развязал узелок и привязал его к ветке лиственницы. Вспоров оленю брюхо, мужчины вынули и положили на снег его внутренности. Когда горячая кровь заполнила брюхо, человек, который принёс его в жертву, зачерпнул тёплой оленьей крови и не спеша пошёл к реке Пур. Встал на колени и вылил кровь в быстрое течение реки, при этом, наклонившись над водой, произнося священную молитву Богу-духу Воды.

Слайд 5

«Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей».

Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе. А тем временем забили белого оленя хора (самец оленя), принеся его в жертву Богу Неба — Грому. И сделали из веточки образ- символ Бога–Грома в виде птицы, помазав кровью её и берёзу у корней. При этом произносится молитва:

Слайд 6

«О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии».

Все сородичи Панхи  Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от того, что исполнили долг перед Богом Неба.
Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

Дети исполняют «Танец оленей»

Слайд 7

Вед: День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Слайд 8

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Слайд 9

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).
        Слайд 10

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.

       Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

Слайд 11

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов.

В исполнении фольклорной группы звучит песня

Вед: На этом наше первое путешествие по просторам Ямала закончилось. Мы ждём вас на следующую встречу, где расскажем вам о традициях народа Ханты.

Слайд 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. — 10-е изд.- Л.: Музыка, 1990.- 344с.

Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров.3-е изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.4 600с.

Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 — 46

Земля Пуровская. М.: «Кладезь», 1997.- С115

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992.- С.126

Неща (лесные ненцы): Книга третья. Традиционное жилище и быт лесных ненцев. Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев. — М.: 2004.- С.53

П. Турутина , почётный гражданин Пуровского района  //«Северный луч», 2003.-6 июня. С.12

Хомич Л.В. Ненцы. СПб: «Русский двор», 1995.- 336 с.

Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: В 3 т. Т.2 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.- С.360



Презентация «Ненецкие народные праздники»

Подписи к слайдам:

  • Выполнила учитель музыки МБОУ СОШ № 3
  • г. Тарко-Сале ЯНАО Пуровского района
  • Лемешева Э.В.

НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири

День рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, создание новой семьи — свадьба

  • 25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
    23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
    9 мая – Николя яля (начало ледохода);
    29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
    20 июля – Ильин яля (середина лета);
    15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
    1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
    Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).
  • «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии»

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью
традиционные соревнования по прыжкам через нарты

  • Несколько нарт
  • устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт
Топор бросают на дальность
Гонки на оленьих упряжках

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

  • До новых встреч

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.

Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.

Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.

Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума – три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.

По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления – снег, дождь, молния.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв – хозяин земли, ид ерв – хозяин воды, яха ерв – хозяин реки, то ерв – хозяин озера, пэдара ерв – хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.

Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.

Большим почтением пользовались духи Я ерв – хозяин земли и Я ерв не – хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Обряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко – источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.

В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями – лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около посёлка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растёт, используют сухую лиственницу, привезённую с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов – сядэй, кладут рога жертвенных оленей.

Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов-покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте – у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» – покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения нгытарма умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились, как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы – только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Источники: www.narodru.ru www.nenets.ru www.russia.rin.ru

Презентация на тему «Ненецкие народные праздники.»

  • Скачать презентацию (0.95 Мб)


  • 60 загрузок

  • 4.4 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа, созданная преподавателем, чтобы рассказать школьникам о красивом северном народе — ненцах. Ребята узнают из чего состоит быт этих мужественных людей и чему посвящены их праздники, когда они отмечаются и как проводятся.

Краткое содержание

  • Ненцы
  • 25 марта – Ворна яля
  • 23 апреля – Егор яля
  • 9 мая – Николя яля
  • 29 июня – Петров яля
  • 20 июля – Ильин яля
  • 15 августа – Успенье яля
  • 1 сентября — Семен яля
  • Новый год – сыра ер’яля
  • Молитвы ненцев
  • День оленевода
  • Народные состязания ненцев
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    13

  • Автор

    Семионова Г. П.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Ненецкие народные праздники.

    Слайд 1

    Ненецкие народные праздники

    Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 Семионова Галина Петровна

  • Слайд 2

    НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири

    Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры.

  • Слайд 3

    День рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, создание новой семьи — свадьба

  • Слайд 4

    25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);

    23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);

    9 мая – Николя яля (начало ледохода)

    29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);

    20 июля – Ильин яля (середина лета);

    15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);

    1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);

    Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

  • Слайд 5

    «Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели наши дети! Не забирай духа

    моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей»

  • Слайд 6

    «О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии»

  • Слайд 7

    День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их

    хозяйственной деятельностью

  • Слайд 8

    традиционные соревнования по прыжкам через нарты

    Несколько нарт

    устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном

  • Слайд 9

    Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног

  • Слайд 10

    Тынзеймечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт Топор бросают на

    дальностьГонки на оленьих упряжках

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    !

    До новых встреч

  • Слайд 13

    ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Православные праздники на Руси

Презентация: Ненцы

Презентация: Федеративное устройство России

Презентация: Урал

Презентация: Кубань

Презентация: География городов России

Презентация: Крым

Презентация: Мой родной поселок Лучегорск

Презентация: Наследие предков - нашим потомкам

Презентация: Народные подвижные игры

Презентация: Ямало-Ненецкий автономный округ

Презентация: Апрель

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Кто-то следит за страницами календаря, чтобы знать, когда будет тот или иной праздник, а кто-то – за явлениями природы.

У северных народов много общего. Языки ненцев и селькупов относятся к одной – самодийской группе. Сходны их традиционные занятия: все занимаются оленеводством, охотятся и ловят рыбу. Вот один из весенних обрядов селькупов – обряд оживления бубна.

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана – это олень, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествие на небо.

Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и нередко называли себя орлиными или тетеревиными людьми.

Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Её кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достаёт». Изображая своё пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льёт пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своём ожившем бубне-олене, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достаёт».

Слайд 1
Ненецкие народные праздники
Выполнила учитель начальных классов МБОУ

СОШ № 5 Семионова Галина Петровна
Ненецкие народные праздники   Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ


Слайд 2
НЕНЦЫ — коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири

Выделяются

две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающие по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторыми особенностям культуры.
НЕНЦЫ - коренное население Европейского Севера и севера западной Сибири Выделяются


Слайд 3
День рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, создание новой

семьи — свадьба

День рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, создание новой семьи — свадьба


Слайд 4
25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок);
23 апреля

– Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам);
9 мая – Николя яля (начало ледохода);
29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового);
20 июля – Ильин яля (середина лета);
15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы);
1 сентября — Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки);
Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).
25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок); 23 апреля


Слайд 5
«Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно

ели наши дети! Не забирай духа моего народа в осенний и летний период». Не тревожь нас шумом сильных волн. Сохрани поголовье наших оленей»

«Вездесущий, дай нам удачи в летнем улове рыбы, чтобы сытно ели


Слайд 6
«О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь

видна, как на ладони. Просим тебя, сверху смотрящий глаз, принеси нашему племени удачу, тёплое лето, много дичи, ягод, грибов для оленей. Чтобы не было комаров и оводов, не было сильной жары. Убереги нас и наши пастбища от пожаров, грома и молнии»

«О великий хозяин неба, мы живём под тобою. Наша жизнь видна,


Слайд 7
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с

их хозяйственной деятельностью
День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью


Слайд 8
традиционные соревнования по прыжкам через нарты
Несколько нарт
устанавливают параллельно друг другу

на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном
традиционные соревнования по прыжкам через нартыНесколько нартустанавливают параллельно друг другу на


Слайд 9
Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног


Слайд 10
Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт

Топор бросают на дальность
Гонки на оленьих упряжках

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт


Слайд 11


Слайд 12
!
До новых встреч

!  До новых встреч


Слайд 13

ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

http://clubs.ya.ru/46116860184…
http://www.rgo.ru/strana-v-lic…
foto.eurasialand.ru›oleni/ Фотоальбом «День оленевода в Надыме
http://foto-planeta.com/photo/… Праздник оленевода
http://fotki.yandex.ru/users/m…

Искусство, народное творчество

ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙhttp://clubs.ya.ru/46116860184…http://www.rgo.ru/strana-v-lic… foto.eurasialand.ru›oleni/ Фотоальбом


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ненастный опасный лестница солнце грустный праздник окрестность гигантский ужасный тростник
  • Ненаписанный сценарий неразыгранный показ не начавшийся спектакль безымянная река
  • Ненаписанный сценарий неразыгранный пока
  • Ненаписанный сценарий аккорды
  • Ненан мотт сценарий мероприятия