Ненецкий праздник оленевода

Традиционный праздник оленеводов в ЯНАО проводится во многих городах и поселках округа.

Традиционный праздник оленеводов в ЯНАО проводится во многих городах и поселках округа.

На официальной странице Ямало-Ненецкого автономного округа во «ВКонтакте» опубликованы даты, когда День оленевода пройдет в тех или иных точках. Праздник начнется 25 февраля и закончится 14 апреля.

25 и 26 февраля гостей ждут в Надыме. Там пройдут соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. 4 и 5 марта праздник пройдет в Тарко-Сале, 11 марта — В Харампуре, 18 марта — в Овгорте, Халясавэе и Тольке. 18 и 19 марта гостей будет приветствовать Новый Уренгой. Для них запланирован «Праздник народов Севера».

25 марта оленеводы побывают в Питляре, Ханымее, Самбурге.

25 и 26 марта праздник оленеводов пройдет в Салехарде.

1 апреля торжества организуют в Ноябрьске, там определят победителя в конкурсе «Авка». В этот же день гостей ждут в Аксарке и Муравленко. На 1 и 2 апреля запланированы праздничные программы в Тазовском, Яр-Сале, Сеяхе. В Тазовском, Антипаюте и Гыде пройдет слет оленеводов.

6 и 7 апреля праздник примет Антипаюта.

Финальные торжества пройдут 13 и 14 апреля в Гдые.

Самые важные новости — в нашем телеграм-канале «Новости Ямала».

Каждый год, когда на Крайний Север приходит календарная весна и начинают ослабевать 40-градусные морозы, в Ямало-Ненецком административном округе отмечают День оленевода. Этот профессиональный праздник был инициирован советской властью в середине прошлого века и за прошедшие десятилетия превратился в масштабный фестиваль, вобравший в себя все спортивные, творческие, ремесленные навыки и достижения коренных народов Севера. 

Гонки на оленьих упряжках — ключевое спортивное соревнование праздника. Помимо азарта, демонстрации самых лучших и выносливых северных оленей, гонки служат напоминанием, что олень — не просто символ региона, а основа жизни для коренного населения, ведь в переводе с ненецкого это парнокопытное млекопитающее называется «дающий жизнь».

Ямал занимает первое место по разведению оленей в нашей стране. На территории региона обитает самое большое поголовье оленей в мире, которое насчитывает приблизительно 800 тысяч особей. Удивительно выносливое животное идеально приспособлено к существованию в суровых климатических условиях Севера: шерсть оленя, состоящая из полых шерстинок, максимально удерживает необходимое для жизни тепло, поэтому одежда и обувь из шкуры оленя для местных жителей всегда остаются в приоритете. Оленье молоко обладает очень высоким показателем жирности, превосходя коровье по этому показателю более чем в пять раз.

Национальную палитру коренных представителей Ямала формируют ненцы, ханты, селькупы, манси и другие малочисленные народы. 

Творческое видение северных мастериц и бережно сохранённый опыт предков нашли своё воплощение в ярких, традиционных одеждах на конкурсе национального костюма. До сих пор в отделке малиц («глухая рубаха», обычно сшитая из двух цельных шкур оленя) применяются меховые орнаменты-мозаики, имитирующие фрагменты окружающего сурового мира — «чумы», «оленьи рога», «заячьи уши». Они подчеркивают связь человека с природой. Широко используются и другие натуральные материалы, в том числе мех полярной лисицы.

В настоящее время основной экономической составляющей региона является добыча нефти и газа, но важнейшей задачей остаётся экологическая безопасность Ямала, сохранение уникальной биосферы и природного разнообразия, неразрывно связанного с образом жизни коренных народов. 

Наталия Борисова

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Приуральский районный краеведческий музей»

День оленевода — традиционный праздник тундрового населения

Праздник проводится в начале и середине календарной весны в районах Крайнего Севера. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго?» Дело в том, что территория автономного округа очень большая и праздник проводится тогда, когда оленеводы со своими стадами кослают (переезжают) с зимних оленьих пастбищ на летние. Маршруты и время кослания остаются практически неизменными веками, поэтому праздник проводится в определенном населенном пункте тогда, когда к нему приближено максимальное количество тундрового населения.

Для кого проводится праздник День оленевода? В первую очередь, для тундрового населения, который ведет традиционный образ жизни. В этот день чествуются люди, которые остались верны  заветам своих предков и продолжают жить в тундре. Ведь оленеводство — это не только одна из отраслей сельского хозяйства, для тундрового населения – это смысл жизни. От оленя  тундровики получают все: и пищу, и жилище (традиционный чум шьется из оленьих шкур), и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

День оленевода – самый древний из местных национальных праздников. Много веков в удобное для всех место съезжаются жители тундры. Молодые мужчины – чтобы похвалиться силой и удалью, женщины – красотой и уменьем вести домашнее хозяйство. Ключевыми моментами праздника являются именно соревнования. Жизнь в природе, помимо множества умений, требует от человека больших физических нагрузок. Для перетягивания палки нужны, например, не столько сильные бицепсы, сколько сильные пальцы. А метание тынзяна  на хорей требует от пастуха очень точного глазомера. Попробуйте-ка поймать в огромном бегущем стаде именно того оленя, который вам нужен. Ловкость и выносливость — жизненно важные умения для каждого тундровика. От способности владеть своим телом зависит, сможет ли хозяин управляться с оленьим стадом и кормить семью. 

В муниципальном образовании Приуральский район День оленевода проводится ежегодно в первые выходные дни апреля перед косланием оленеводов на летние пастбища.  Праздник  проводится в районном центре —  с. Аксарка, на берегу реки Обь. Местный народ съезжается сюда пообщаться, поторговать и помериться силами на соревнованиях.  Культурная часть праздника: награждение и чествование лучших оленеводов, конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку. Спортивная часть праздника включает в себя следующие виды: метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, бег на лыжах (самодельных) с палкой, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах.  В некоторых местах до сих пор проводится жертвоприношение оленя, но в целом это очень веселый, светлый и по-настоящему весенний праздник. 

На Севере много интересного и необычного для жителей более южных регионов. Самое красочное представление обычно проходит в поселках, но иногда проводят основные мероприятия и в городе, чтобы горожане тоже могли прикоснуться к культуре народов Крайнего Севера:  на северных оленей посмотреть, национальные блюда попробовать. 

Плотникова Алёна Викторовна

Директор

«Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на сайте Приуральского районного краеведческого музея». Будем рады видеть вас снова в стенах нашего музея.
График личного приёма граждан:
каждый четверг с 15.00 до 17.00

Оплата Пушкинской картой

Мы в:

Вакансии в сфере культуры ЯНАО


предстоящие события


  • Афиша мероприятий проекта «Пушкинская карта». Сентябрь

  • http://gosuslugi.ru/

  • Губернатор ЯНАО

  • Представительство ЯНАО
    в Санкт-Петербурге

  • Правительство
    Ямало-Ненецкого
    Автономного округа

  • Департамент
    культуры ЯНАО

  • Музеи России

  • Музеи ЯНАО

  • Портал государственных услуг РФ

  • Портал культурного
    наследия России

  • Официальный сайт для
    размещения информации


  • Администрация
    Приуральского района

  • Нормативные правовые акты
    Российской Федерации

  • Викторина северяне

  • Культура

  • Кибердружина Ямала

Ежегодно в конце марта ‒ апреле на Таймыре проходит главный национальный праздник жителей тундры – День оленевода. В этот день горожане могут заглянуть в жильё коренных северных народов – балку, увидеть их быт, попробовать традиционную еду, поиграть на народных инструментах, покататься на оленях, посмотреть на соревнования оленеводов: метание маута (верёвки из кожи оленей) на хорей (палку, имитирующую рога животного), прыжки через нарты (узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках), перетягивание палки и национальную борьбу.

История праздника

День оленевода появился в 1950‒1960-е годы наряду с другими профессиональным праздниками. В Советском Союзе торжество начиналось с делового совещания, в процессе которого проходили выставки, концерты и спортивные состязания.

С 1990-х годов к организаторам Дня оленевода добавились коммерческие компании по добыче нефти и газа. Они часто выступают спонсорами мероприятия и вручают подарки победителям соревнований.

олени1.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Как празднуют

День оленевода привязан к празднованию Дня встречи солнца, который на Таймыре отмечают ежегодно в конце января ‒ начале февраля. Есть такое поверье: если появляется солнце на Севере, значит, наступил Новый год.

Дату празднования определяет администрация, потому что тогда коренные народы вместе со своими стадами переезжают с зимних пастбищ на летние. День оленевода проводят в том населённом пункте, около которого собралось большее количество оленеводов.

Для оленеводов это в первую очередь день встречи со своими родственниками, друзьями и знакомыми, с которыми они не виделись целый год. Кроме того, на празднике свободные молодые люди ищут себе невесту или жениха.

Этот праздник отмечают все северные народы. Ненецкие женщины, например, участвуют в конкурсе традиционной одежды. Они демонстрируют наряды, которые сшили из шкур оленя и украсили бисером, кусочками цветной ткани, подвесками из рога и кости оленя, мехом песца.

Другие представительницы коренных северных народов выставляют на продажу элементы одежды (рукавицы, пояса, меховые шапки, варежки и унты) и традиционную пищу (северную рыбу, строганину из муксуна и щокура, вяленую оленину и ягоды).

9.jpg

Кульминация праздника ‒ гонки на оленях, в которых мужчины и женщины борются отдельно друг от друга. Оленей они предварительно тренируют и украшают. За победу в этом состязании можно получить полезные в хозяйстве подарки вроде снегоходов или бензогенераторов.

Кто такой оленевод

Оленевод ‒ это человек, который вместе с оленями ведёт кочевой образ жизни. Сейчас они есть только среди ненцев, проживающих на Таймыре и на Ямале. У долган, нганасан и эвенков оленеводов не осталось.

Человек, никогда не видевший тундру, не может стать оленеводом ‒ это занятие преемственное. Нужны специальные навыки и подготовка, знание местности без карт, иначе можно заблудиться и замёрзнуть в суровых арктических условиях.

Оленеводом может быть только мужчина. Женщина должна заниматься домом, ей нельзя наступать на оленьи шкуру, упряжку и тем более на верёвку, которой ловят животных.

6.jpg

Фото: Лев Федосеев

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Мои братья Василий и Вячеслав Яроцкие ведут кочевой образ жизни. Они получили навыки оленеводства в детстве от нашего отца и сейчас кочуют по тундре уже вместе со своими большими семьями ‒ по правой стороне Енисея. У старшего брата шестеро детей, двое из которых ему уже помогают.
Но не все дети останутся в тундре, девочки и младший сын хотят уехать в посёлок или в город. Я в детстве тоже кочевала с родителями, потом поступила в университет, переехала и с тех пор веду осёдлый образ жизни. Нас таких двое ‒ я и моя старшая сестра, пятеро из нас ‒ два брата и три сестры ‒ кочевые.»

2.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Во что одеваются оленеводы

Коренные северяне пробовали носить обувь и одежду из магазинов, но вернулись к традиционным одеяниям из оленьих шкур, потому что они относительно легкие по весу и очень тёплые. Для женщин это ненецкая парка распашная, которая называется «ягушка», и шапка-капор с металлическими подвесками. Она полая, с песцовым воротником, спереди и сзади завязывается на верёвочки. Мужская парка называется «малица», она похожа на рубашку.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«У меня и моих детей тоже есть одежда из оленьих шкур, которую мы надеваем, когда едем в тундру.»

3.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Оленьи шкуры также используют для обогрева жилья ‒ балков.

Чем занимаются оленеводы

Олени ‒ это наследство для детей. Поголовье не проедается, оленеводы контролируют его количество. Больше, чем нужно, голов тоже быть не должно, потому что пастбищ мало.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«У моих братьев увеличилось количество скота. Если раньше было по 300 голов, сейчас ‒ больше 500. И это минимум, который нужен для выживания в тундре, ведь олень ‒ это всё для оленевода: и транспорт, и еда, и одежда, и даже валюта.»

За животными нужен постоянный присмотр, поэтому профессия оленевода требует постоянного присутствия рядом с ними. Одному с этим справиться сложно, поэтому оленеводы кочуют семьями.

5.jpg

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Оленеводство ‒ это определённый ритм жизни. Когда братья приезжают ко мне в гости, то не могут остаться надолго. Максимум ‒ пять дней: они не могут покинуть пастбище на больший срок.»

Как передвигаются оленеводы

Оленеводы перемещаются на балках, которые стоят на поводьях. Зимой они делают это на снегоходах, летом ‒ на оленях. Больше трёх дней на одном месте кочевники не стоят.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Они очень бережливы к природе, никогда не мусорят и сети для рыбалки надолго не оставляют. Считается, что, если оставить их больше чем на три дня, рыба может погибнуть.»

7.jpg

Фото: Лев Федосеев

Оленеводы ‒ это профессия или призвание

Дети оленеводов учатся в школах-интернатах, а на каникулы возвращаются к родителям. Сейчас их уже больше привлекают цивилизация и возможность выбрать свой путь. Некоторые возвращаются, другие тоскуют по тундре.

Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:

«Но даже вдали от тундры меня тянет туда, и чем старше я становлюсь, тем сильнее это чувствую. Там ‒ свобода и движение. Каждый год я приезжаю к семье вместе со своими детьми, и меня переполняют эмоции. Особенное воспоминание ‒ скрип оленьих копыт зимой и свежий воздух. Но жить в тундре постоянно уже тяжело. Мне кажется, только самые сильные духом остаются там.»

Олень на Севере ‒ священное животное, а оленеводство ‒ в первую очередь стиль жизни, способ прокормить семью, а не способ заработка. Оленеводом не становятся, им рождаются. Для того чтобы выжить в тундре, нужно обладать специальными навыками и иметь багаж знаний, который передаётся из поколения в поколение, по наследству.

4.jpg

Фото: priuralye-rkm.ru

Вид из нарт: во время езды северные олени высовывают язык набок

Поделиться

Огромное стадо оленей и треугольные хижины, сверху донизу покрытые шкурами, появились на замерзшей реке Полябта всего на один день. Весь город спешит сюда и предвкушает поездку на нартах, покупку кисов и дегустацию северной рыбы. В толпе расхаживают люди, одетые в меховые шубы, расшитые орнаментом, — Салехард отмечает День оленевода.

Редакция 72.RU отправилась на Ямал, чтобы своими глазами посмотреть, как проходит этот праздник. Рассказываем, как быстро можно собрать чум, зачем коренные жители Севера играют в «танчики», что можно купить на местной ярмарке и почему на День оленевода в Салехард съезжаются со всей страны. Большой репортаж Елены Леушиной и фотографа Ирины Шаровой.

Салехард — это столица Ямала, региона, в котором сосредоточено около 15% запасов российской нефти. В отличие от большинства северных городов, он имеет богатую историю и солидный возраст — 426 лет. На территории ЯНАО до сих пор живут коренные жители Севера: ненцы, ханты, манси, коми, селькупы. Похожие на первый взгляд, это совершенно разные народы с их уникальной культурой, языками и бытом.

Праздник проходит прямо на реке Полябта. Сразу отправляемся на ярмарку. Нам повезло: в праздничный день в Салехарде было тепло и солнечно. Первое, что бросается в глаза, когда смотрим на домики с товарами, — шкуры, очень много шкур. Настоящих: оленьих, соболиных, волчьих и т.д. В воздухе летает шерсть, она прилипает к пуховику, даже если к ней не подходишь. Коренные жители используют мех для пошива одежды и обуви, покрытия своего жилья внутри и снаружи. С непривычки такое количество мертвых животных вокруг немного пугает.

В ярмарочных палатках видим и другие необычные товары: сувениры из рога оленя, национальные кисломолочные продукты, красочные платки, украшения, игрушки и даже целебные растения. За одним очень неприметным корешком выстроилась целая очередь.

«Золотой корень лечит много болезней: и желудочно-кишечного тракта, и бесплодие, и мигрени. Это родиола розовая. Она растет только в горах, я всегда беру ее на Алтае. Была приятно удивлена, когда увидела ее и здесь. Возьму побольше себе и маме. Нужно заваривать и пить по утрам», — объяснила Наталья, гостья праздника.

Идем на следующую площадку: здесь развлекательная и спортивная зоны. Дети могут поиграть с аниматорами, а взрослые — последить за соревнованиями. В них принимают участие коренные жители. Это и классические дисциплины (бег, прыжки в длину), и народные (лассо на воображаемого оленя).

Этот молодой человек с трех прыжков набрал впечатляющие <nobr class="_">6 метров</nobr>. И это в меховых сапогах выше колена!

Этот молодой человек с трех прыжков набрал впечатляющие 6 метров. И это в меховых сапогах выше колена!

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

Участники также соревнуются в силе и ловкости. За победу здесь борются всеми силами, ведь среди призов есть и гаджеты, и сертификаты, и даже снегоход. Многие приходят попытать удачу каждый год.

«Я участвовал в перетягивании бревна в прошлом году, но у меня не получилось выиграть. Мой соперник был очень сильным, потом он победил всех остальных. В этом году я не пошел из-за того, что сильно ударил руку. Зато пошли два моих друга, стою вот, поддерживаю их», — рассказал молодой человек Иван, который наблюдал за состязанием.

А неподалеку соревнуются любители рассекать замерзшую реку с ветерком. Снегоходы — очень востребованный транспорт на Севере. На них пересела часть коренных жителей: это удобно и быстро.

Гонщики эффектно вписывались в крутые повороты и подпрыгивали на горках

Гонщики эффектно вписывались в крутые повороты и подпрыгивали на горках

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

Одно из самых приятных развлечений — дегустация. Мы попробовали местные ягоды, собранные коренными жителями, строганину из муксуна и щокура, вяленую оленину. Всё это — и не только — продается на ярмарке.

Дары Севера: морошка, клюква и строганина из щокура

Дары Севера: морошка, клюква и строганина из щокура

Фото: Лена Леушина

Поделиться

Хотя коренные жители и взяли на заметку снегоходы, уход за оленями — это отдельная, крайне важная глава их жизни. Идем в сторону специальной площадки, где стоят многочисленные стада. Видишь северных оленей — и удивляешься: они совсем не большие, ростом около 80–150 сантиметров. Животные спокойные и дружелюбные, дают себя погладить. Их шерсть, кстати, очень плотная и жесткая.

Как это ни грустно, но олени для северян — расходный материал. Здесь они и вид транспорта, и источник мясных продуктов, и шерсти для одежды и обуви. Большое и здоровое стадо обеспечит своему хозяину сытую спокойную жизнь.

Оленей запрягают в нарты — специальные сани, предназначенные для езды. После появления снегоходов животные стали менее востребованны, но всё же спрос на них есть до сих пор. Цена за одну здоровую особь начинается от 50 тысяч рублей

Оленей запрягают в нарты — специальные сани, предназначенные для езды. После появления снегоходов животные стали менее востребованны, но всё же спрос на них есть до сих пор. Цена за одну здоровую особь начинается от 50 тысяч рублей

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

Гостям праздника предлагают прокатиться на оленьей упряжке. Один круг по специальной площадке стоит от 200 рублей. Договариваясь с хозяином животных, стоит быть осторожнее. Мы договорились с ним на один круг, за который заплатим 300 рублей. А он прокатил нас целых три и потребовал тысячу. Причиной этой ситуации стал внезапно появившийся языковой барьер, которого не было в начале нашего разговора.

«Плохо понимаю русский, не расслышал», — ответил хитрый оленевод, который не смог назвать свое имя.

Оленей на празднике очень и очень много. Желающие прокатиться с ветерком выстраиваются в очередь. Для жителей тундры это хорошая возможность подзаработать, поэтому они специально гонят оленей по несколько десятков часов.

Почти все олени, которых мы видели, были со спиленными рогами. Сейчас этот материал используют для изготовления сувениров, а раньше — для орудий труда и домашней утвари

Почти все олени, которых мы видели, были со спиленными рогами. Сейчас этот материал используют для изготовления сувениров, а раньше — для орудий труда и домашней утвари

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

Олени трогают до глубины души. Эти животные очень ласковые, аккуратные и немного неуклюжие. Мы не видели, чтобы с ними плохо обращались, но, скорее всего, такое случается.

Вы только посмотрите, какие они милые. Лежат совсем как котики

Вы только посмотрите, какие они милые. Лежат совсем как котики

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

Пришло время посмотреть на традиционное жилище коренных жителей. Многие из них поколениями живут в городах, но что такое тундра, они не забывают. От родителей или более старших родственников им достались чумы, в которых до сих пор можно выжить в условиях аномальных морозов. На празднике их выставили больше 20 штук.

Чум — традиционное жилище народов Севера. Имеет коническую форму, состоит из рамы, которая составляется из жердей и в зависимости от обычаев или сезона покрывается корой (например, берестой), оленьими шкурами или войлоком.

«Мы с мужем и детьми живем в квартире в Аксарке (село в ЯНАО. — Прим. ред.). Но у нас есть чум, иногда муж уходит в тундру. Мы всегда готовы снова начать кочевать, это у нас в крови. Но пока мы чаще показываем его на городских праздниках. Рассказать о своей культуре интересно, но многие не умеют вести себя внутри чума. Это неуважение к хозяевам», — рассказала Лена, хозяйка одного из чумов.

Так выглядит традиционное жилище коренных народов Севера. На один чум уходит более 50 оленьих шкур и 40 деревянных шестов

Так выглядит традиционное жилище коренных народов Севера. На один чум уходит более 50 оленьих шкур и 40 деревянных шестов

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

Кстати, по традиции чум собирают только женщины. На то, чтобы полностью собрать жилище, северянке требуется всего лишь один час. Помогать ей могут дети или другие женщины, живущие вместе, например свекровь.

Хотя большая часть коренных народов Севера исповедует шаманство, среди них встречаются и православные. Они размещают на своих чумах христианские иконы, защищая себя от зла и греха

Хотя большая часть коренных народов Севера исповедует шаманство, среди них встречаются и православные. Они размещают на своих чумах христианские иконы, защищая себя от зла и греха

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

На Дне оленевода мы оказались благодаря «Ростелекому». Еще 5–7 лет назад на Ямале были серьезные проблемы со связью даже в крупных городах. Об интернете в поселках и на некоторых месторождениях не шло и речи. А сегодня оптическое волокно проложено в 99% населенных пунктов Ямала. Оно позволяет передавать интернет на высокой скорости, поэтому поиграть в компьютерные игры можно даже в чуме.

Чтобы показать возможности современной связи, «Ростелеком» провел необычный кибертурнир прямо внутри чума. Здесь коренные жители сразились в онлайн-игре World of Tanks. Многие участники управляли виртуальными танками впервые.

«Игра — это прикольно, но не хватает ощущений. Ездить на оленьей упряжке веселее. У меня есть ноутбук, но обычно я не играю», — поделился Леонид, участник турнира.

Северяне умело сочетают народные костюмы со стильными современными аксессуарами

Северяне умело сочетают народные костюмы со стильными современными аксессуарами

Фото: Ирина Шарова 

Поделиться

Возвращаемся на улицу. Гуляя по площадке и рассматривая коренных жителей, замечаем одну интересную вещь. Они обожают солнцезащитные очки! Сочетание такого современного аксессуара с народными костюмами кажется странным, но всё объясняется очень просто. Снег отражает огромное количество света, от которого болят глаза. В очках с темными стеклами находиться в тундре намного комфортнее.

А еще ханты и ненцы питают слабость и к гаджетам. Телефоны, планшеты, наушники можно увидеть в руках почти у каждого северянина, одетого в малицу. Большинство из них живет обычной современной жизнью и успешно пользуется электронными устройствами.

В аутентичные наряды одеты даже детки. Их шубки являются одновременно и шапками, и варежками.

На празднике удалось познакомиться со многими гостями, и оказалось, что они съехались со всей страны. Встретили мы и опытного путешественника и издателя популярной газеты кроссвордов Игоря Розенкова. Больше всего его впечатлил кибертурнир в чуме:

«Мой хороший друг руководит компанией, которая разработала World of Tanks. Я записал ему видео, как ханты играют в «танчики» в чуме: он будет в шоке. Это настоящий прорыв, ему будет приятно».

Администрация Салехарда сообщила, что на мероприятии побывали 43 тысячи человек

Администрация Салехарда сообщила, что на мероприятии побывали 43 тысячи человек

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

Общее впечатление от этого праздника осталось приятное. Это невероятный колорит, знакомство с интересной культурой и необычные развлечения. Коренные жители кажутся слегка хмурыми, но при общении они очень дружелюбные. Северяне дорожат своей культурой: если относиться к ней без уважения — легко могут обидеться.

В современных реалиях много вопросов вызывает жестокая эксплуатация северных оленей. На их дыры на голове от вырванных или спиленных рогов больно смотреть: сердце кровью обливается. Также странно гладить это милейшее спокойное животное, зная, что после поездки на нартах тебе предложат отведать оленины. Количество шкур, продаваемых на празднике, тоже пугает. Но, увы, в тундре в синтепоновом пуховике не выжить.

Олени отдыхают после праздника

Олени отдыхают после праздника

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

День оленевода отмечают во всех крупных городах Югры и Ямала еще со времен СССР. Он «кочует» по населенным пунктам несколько месяцев и остается в каждом на несколько дней. В традиционную программу обычно входит демонстрация чумов, гонки на оленьих упряжках, полевая кухня, ярмарки, соревнования.

День оленевода — один из любимых праздников ямальцев. Коренные жители имеют возможность показать свою богатую культуру, заработать денег на продаже изделий ручной работы. А те, кто приехал на Север из других регионов, с интересом узнают, на чьей земле они живут и работают. Праздник отмечается каждый год и собирает столько же гостей, сколько День города или День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности.

Северяне, идущие по замерзшей реке

Северяне, идущие по замерзшей реке

Фото: Ирина Шарова

Поделиться

Смотрите и потрясающий фоторепортаж из района вечной мерзлоты. Фотограф Слава Степанов отправился в лагерь сейсмопартии и смог увидеть лично, как идут работы по поиску и разведке нефтяных и газовых месторождений.

Когда живешь в городе и каждый день начинаешь с проверки социальных сетей, чашечки кофе, выбора наряда, даже не думаешь о том, что где-то есть совсем другая жизнь. Реальность, в которой нет интернета, воду нужно греть на костре, а одежду шьют из шкур животных. Где приходится переезжать с места на место в поисках еды и тепла. Где вечная мерзлота – это не термин с урока по географии, а привычная среда обитания. Сегодня в тундре за полярным кругом кочует почти 16 000 человек, десятки общин. Это люди, которые в 21 веке сохраняют традиционный уклад жизни и ни за что не променяют арктическое лето и зиму, чумы и оленьи упряжки на бетонные коробки в душном городе.

123

Маршрут в небе

Ненецкий автономный округ по размеру как две Франции. И на его территории ни одного шоссе или автомагистрали. Все маршруты проложены в небе. Чтобы попасть на праздник оленя в одну из общин ненцев, нужно пролететь 500 километров из единственного города в Заполярье – Нарьян-Мара, а дальше провести четыре часа в пути. Температура здесь на 10 градусов ниже, чем в городе. Дует промозглый ветер с Баренцева моря. Вертолет жестко садится на болотистую почву тундры, тебя встречает пестрая толпа. Кто в национальных костюмах, а кто в современных куртках и штанах.

Это община Ямб-То. Вдалеке виднеются два чума, как выясняется после – гостевых. Их поставили специально для праздника. Люди преодолели сотни километров в оленьих упряжках. Многие из них не виделись целый год. День Оленя – самый главный для ненцев. Праздник встреч, веселья и день, когда заканчивается лето.

«Умчи в свою страну оленью … »

Олень – священное животное для этих людей. О нем слагают легенды, поют песни. На все праздники лучший подарок – олененок. Это только со стороны кажется, что великолепные животные подчиняются человеку. После разговора с пастухом становится ясно, что вся жизнь кочевников крутится вокруг стада. Олень знает, когда надо покинуть место стойбища, потому что подкрались холода или наступают жаркие дни. Ему известно, где найти еду и укрыться от ветров. И община послушно следует за ним.

123123

«Олень…  Это транспорт. Круглый год на нем ездят. Зимой, летом, осенью. Это мясо. Это наша еда. Это одежда. Она греет нас, когда холодно. Это наш дом. Из шкур мы делаем накидки для чумов», – рассказывает оленевод Евгений Тайберей.

Олени в стаде делятся на два типа. Аука – ручной олень. Он живет совсем рядом с человеком. Это домашнее животное кочевника. Может зайти в чум, спать у входа, играть с детьми. Точно кошка или собака.

Остальные олени пасутся в стаде в нескольких километрах от поселения. Среди них также есть особенная категория – ездовые. Транспорт кочевника – упряжка. Ее мощность составляет шесть оленьих сил. Два отвечают за левый поворот, два – за правый, посередине – ведущие. Поездка часто занимает несколько часов. Поэтому опытный ездок всегда знает, когда пришло время поменять местами «поворотники».

«Надо менять. Иначе они натрут себе плечи. А это боль. С болью оленя далеко в тундре не уедешь. Мальчиков обучаем этому мастерству – управлять упряжкой – с детства. Потому что общине нужно много водителей», – рассказывает оленевод Афанасий Семенович.

День оленя – день встреч

Праздник имеет символическое значение. Это последний день лета. Начинаются заморозки, подступает зима. Следовательно, кочевникам пора собираться в путь. Ненцы широко отмечают начало кочевого сезона.

123123

На Дне оленя проходят тундровые «олимпийские игры». Мужчины соревнуются в силе, ловкости, меткости. Все состязания тоже связаны с оленем – метание аркана, прыжки через нарты, гонки в оленьих упряжках.

Женщины к празднику готовят традиционное заполярное угощение – похлебку из оленины. Некоторые кочевники едят сырое мясо. Это своего рода деликатес. Самыми вкусными считаются глаза, почки и печень оленя.

123123

Праздник можно сравнить с крупной вечеринкой. В этот день могут образовываться пары. Девушки и юноши присматриваются друг к другу. И только на следующий год может быть объявлено о свадьбе. Если, конечно, семьи молодых людей дадут свое родительское благословение. Но не стоит думать, что кочевники совсем оторваны от нашей действительности. Например, Аня с прошлого Дня оленя переписывалась в социальной сети с молодым человеком из соседней общины. За несколько дней до праздника он намекнул ей в сообщении, что хочет сделать предложение.

123

Девушка ответила согласием. Но брак так и не состоялся. Беспечный юноша много километров проехал в оленьей упряжке, но забыл о традициях. Прибыл свататься без старшего представителя своей семьи. И тундровый Ромео покинул праздник без дамы сердца.

День оленя перетекает в ночь, а затем наступает утро оленя. Кочевники могут покинуть праздничный лагерь не раньше следующего дня. Они разъезжаются по своим поселениям, чтобы собрать чумы, вещи, погрузить все в упряжки и отправится путешествовать по тундре в поисках нового жилья. Там тоже не будет ни названий улиц, ни номеров квартир. И если кто-то захочет отправить им открытку, то адрес будет «не дом и не улица», а «Россия, тундра, второй чум слева от полярной звезды».

Фото: Иван Поситко

С 1 января 2023 года праздник тружеников тундры будет снова называться – День оленевода.

Вопрос о внесении изменения в название праздника обсудили на заседании комиссии по вопросам государственного устройства и местного самоуправления Собрания депутатов НАО.

На съезде коренных народов севера НАО, который прошёл в апреле нынешнего года, участники форума предложили вернуть труженикам тундры прежнее название профессионального праздника – День оленевода.

На сессии окружного Собрания депутаты внесут изменения в соответствующий законопроект. Поправки вступят в силу в январе 2023 года.

Между тем в округе уже началась подготовка к юбилейному празднику тружеников тундры. В 2022 году он пройдёт под прежним названием – День оленя. Во всех оленеводческих хозяйствах округа, муниципальных образованиях и столице округа торжества традиционно начнутся в конце июля и продолжатся до 5 августа. Такое решение принято на заседании оргкомитета по подготовке юбилейных мероприятий.

Официальная дата празднования Дня оленя – 2 августа – закреплена законом Ненецкого автономного округа в 2007 году.

Празднование Дня оленя приу­рочено к окончанию летнего выпаса оленей и началу перекочёвки оленьих стад на зимние пастбища.

За 90-летний период закрепились традиционные места празднования. Обязательная часть проведения Дня оленя – торжественное собрание с подведением итогов работы. В этот день чествуют лучшие оленеводческие бригады, встречаются с известными династиями оленеводов, а также проводят рабочие встречи с представителями органов государственной власти.

Обязательные атрибуты Дня оленя – гонки на оленьих упряжках, состязания по национальным видам спорта и, конечно, культурная программа.

Из истории праздника

Профессиональный праздник оленеводов в Ненецком автономном округе впервые был проведён 90 лет назад, в 1932 году. Отмечался в первое воскресенье августа. Позднее несколько раз менял своё название. С 1958 года назывался День оленевода. В 2002 году, на первом съезде оленеводов региона, традиционному празднику решили вернуть первоначальное название – День оленя.


Перевод на ненецкий язык

Лимбяка хэбидя ялява’’ тане

2023 по’ лимбя ирий’ нертей яляхад хойхана манзарана’’ нина’’ хэбидя ялям’ ӈани’’ тарем’ нюбетадо’ – Ты пэрта яля.

НАО’ депутат’’ собранияхана, луца’’ вадавна хэтась, комиссия по вопросам государственного устройства и местного управления тане. Тикы комиссия’ ма’’лёвахана тарця серм’ тасламбиць – нерняна товнда поход тыбэртя’’ хэбидя ялям’ – Ты пэрта яляӈэ нюмдебась. Тюку ялян’ хэтась Ты яляӈэ нюмдебива’’.

Ты ялям’ – Ты пэрта яляӈэ нюмдебавам’ округна’’ ненэця’’ ты сие’ ниць ирийхана ваеравы ма’’лёвандо’ мальӈгана тасламбидонзь, тарця харвабцомдо’ съездандо’ резолюциян’ пададонзь. Невхэна тыбэртина’’ хэбидя яля – Ты пэрта ялям’ нюбе’’ӈась.

Округна’’ депутатат’’ Собрание’ сессияхана теда’ танеда законопроектм’ несэюмдаӈгудо’. Несэюмдавы законопроект’ 2023 по’ лимбя ирийхад ныхыта.

Тарця сер’’ поӈгана округханана’’ хойхана мюсерта’’ ненэциена’’ хэбидя ялян’ хамякова’’ мале миӈа’’. Тюку по’ юбилейной’ Ты ялям’ мадаӈгува’’.

2022 по’ тарця ялява’’ тамна Ты ялям’ нюбета. Округханана’’ хусувэй тыдо’ пэртя хозяйствохо’’на, муниципальной образованиехэ’’на, округна’’ еркы’ маркана, ӈэсыхы’’на товнда ӈарка ялям’ неняӈг’’ ирий’ пудана’’ яляхад пилю’’ ирий’ самлязидей толыр’’ ӈэсонд’ мэтадо’. Юбилейной ты ялян’ хамяковам’ оргкомитет’ ма’’лёвахана тасламбидонзь.

Хэбидя яля история’: Ненэцие’’ автономной округханана’’ тыбэрти’’ минрена манзаито’ ӈарка яля’ 90 по’ тяхана нертеймэвна ваерась, 1932 похона.

Тамальӈгана пилю’’ ирий’ нертей ныланава’’ яляхана ма’’ласетыд. Тикы пуд’’ хойхана мюсерта’’ нина’’ хэбидя яля’ нюмда сян’ несюмдабвы.

1958 поход Ты пэрта ялям’ нюбе’’ӈась. Тикахад 2002 похона, маня’’ яна’’ тыбэрти’’ нертей съездхана тарем’ тасладонзь – тад’ нерня’ хэбидя ялям’ ӈани’’ Ты яляӈэ нюмдебась. Нертей нюмда мэпнанда.

Ненэцие’’ автономной округна’’ 2007 по’ ватовна – Ты яляӈэ пилю’’ ирий’ нябимдей яля’ таславы ӈэвысь.

Ты яля’ ӈэсонд тэвась хойхана мюсерта’’ ненэця’’ хасенава’’ ёльцядо’ ӈэсеты, таӈы манзаидо’ ёльцебасеты’’, янамбовна сывы мюсерць яхато’ ӈэдалаванзь хамякосеты’’.

Тарем’ маня’’ яханана’’ 90 по’’ ямбан’ тыбэртина’’ хэбидя яляндо’ ма’’лёва я’’ таславы’’. Ты яляхана – ма’’лёвамдо’ мэцеты’’, таняна по’ ямбан’ ханзер’’ манзаравамдо’ таслабсеты’’. Ӈарка яляхана сямянд’ сававна манзаравы’’ хибяри’’ ихид’ минда вади’’ намдсеты’’, ӈока по’’ тэхэ’’на мэна’’ нидо’ нисеты’’ юрамбю’’. Тикахад хоян’ ерв’’ тосеты’’, пыдо’ мюсерта’’ хибяри’’ ня лахарёдо’ мэцеты’’.

Ты яляхана – тыбэртина’’ ӈарка яляхана ненэця’’ яндахат товы’’ няхато’ маймбасеты’’, лаханакурмидо’ мэцеты’’, тикахад поӈгнандо’ пирдырцеты’’, тэхэ’’на ӈэдалёрцеты’’, тынзям моепасеты’’, хан’ тя санарцеты’’, сюрберцеты’’. Хардахат товы’’ хибяри’’ концертной программам’ манэ’’лабтасеты’’.

Такую шубу надевают только по особому поводу. Ягушку — национальную ненецкую одежду — мастерицы шьют вручную за год или даже два. Для украшения используют тонкие полоски сукна и песцовый воротник.

Павла Валей,
жительница Ненецкого АО:

— Это шкуры
оленьи и комус, конечно. На узоры, конечно,
используют комус. — А пояс расскажите?
— А пояс связан тоже вручную. — Сами вязали
пояс? — Нет, мне подарили, невестка
подарила.

Праздник оленевода
для ненцев — один из главных в году.
Кочевники собираются вместе, чтобы
встретить солнце и почтить традиции
предков. Национальная одежда в этот
день вытесняет привычные пуховики и
шапки. Даже детей одевают в меха. Начало
весны для кочевников — время отдыха. Они
ездят в гости в соседние стойбища и
сватаются.

Юрий Хатанзейский,
заместитель губернатора Ненецкого АО:

— Я думаю, что
на этом празднике наши молодые люди,
наши девушки покажут свою красоту, свою
силу, ловкость, умения. Ну, и, соответственно,
кто-то кому-то приглянется. И, я думаю,
что на этом празднике может быть даже
создадутся в дальнейшем семьи. А, если
будет семья, дети, то это будет будущее.

Ну, и куда без
гонок на оленьих упряжках. В состязаниях
принимают участие животные от четырех
до семи лет. Опытный кочевник может
сразу понять, станет олень чемпионом
или отправится в стойбище. В гонках
участвуют 7 оленеводческих бригад. По
накатанной дороге наездники могут
развивать скорость до 40 километров в
час. Оценивают и у кого лучше упряжка,
выносливее и сильнее олени. Вообще, у
ненцев — два профессиональных праздника
— летом и весной после завершения убойной
кампании.

Андрей Танзов,
глава Хоседа-Хардского сельсовета
Ненецкого АО:

— Представьте,
после того, как мясо сдали, энергию
куда-то сбрасывать надо, весь этот
стресс. Поэтому праздник сам по себе
назревал. Один праздник — 2 августа — это
праздник в тундре. А другой праздник
уже здесь, когда люди закончили сезон.
И получается, сами себе организовали.

Сейчас у оленеводов
— новая забота — перегнать стада с зимних
на летние пастбища.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ненастный опасный лестница солнце грустный праздник окрестность гигантский ужасный тростник
  • Ненаписанный сценарий неразыгранный показ не начавшийся спектакль безымянная река
  • Ненаписанный сценарий неразыгранный пока
  • Ненаписанный сценарий аккорды
  • Ненан мотт сценарий мероприятия