Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.
Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая».
Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины».
По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих ее от огня. Как-то довелось читать рассказ очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушел, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошенном пожарище возвышался один только домик, охраненный силой иконы.
«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь.
Звезда составлена из двух четыреугольников. Один окрашивается в красный цвет — во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зеленый. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с ветвью благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».
Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.
В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стоит икона, находившаяся некогда в «Святых сенях» при Грановитой Палате дворца. Она прекрасного древнего письма, а размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.
Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.
В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона «Неопалимой Купины». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».
В 1822 году в городе Славянске Харьковской губ. участились пожары от поджогов. Жители не знали, что делать. Тогда благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Бельницкая рассказала о сне протоиерею Костричу. Икона была немедленно написана, и после литургии перед ней совершено молебствие. В тот же день случился новый пожар и обнаружена поджигательница, малоумная девица Мавра. Оказалось, что она произвела все пожары. Пожары после этого прекратились, а благодарные жители устроили для иконы киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара». Икона стоит в Троицкой церкви.
В селе Кубенском Вологодской губернии также есть чтимая икона «Неопалимой Купины».
Верующие отмечают 17 сентября большой православный праздник. В этот день чтят икону «Неопалимая купина».
Считается, что «Неопалимая купина» — это чудотворная икона, которая олицетворяет потенциал Богородицы. Она символизирует образ полыхающего в пламени, но не сгорающего тернового куста. Согласно церковному календарю, 17 сентября нужно поклоняться этому святому образу и соблюдать ряд запретов. Православный праздник следует провести в соответствии с традициями.
ПО ТЕМЕ
«Неопалимая купина» считается защитницей от пожаров. Народ часто хранит эту икону в доме, чтобы уберечь жилище от нежелательных возгораний и ударов молний. На Руси со святым изображением обходили участки, которые охватывал огонь. Люди верили, что Божия Матерь способна повлиять на стихию.
В православный праздник «Неопалимая купина» категорически нельзя шутить с огнем: устраивать поджоги. Если требуется развести костер, не нужно тушить его водой. Согласно обычаю, можно использовать молоко, квас или пиво. 17 сентября старайтесь относиться к огню с особой внимательностью, не игнорируйте свойства пламени.
Крайне не рекомендуется лениться, а также спать днем. Если очень хочется вздремнуть, займите себя делами, чтобы отвлечься. В день «Неопалимой купины» 17 сентября запрещено ругаться и гневаться. Выяснять любовные отношения в эту дату также не следует — можно нарваться на конфликты. Проведите этот православный праздник в молитвах, совершая добрые поступки.
https://sputnik-ossetia.ru/20220916/den-ikony-bogoroditsy-neopalimaya-kupina-istoriya-traditsii-primety-18913913.html
День иконы Богородицы «Неопалимая Купина»: история, традиции, приметы
День иконы Богородицы «Неопалимая Купина»: история, традиции, приметы
В России 17 сентября отмечается День иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина». Праздник богат на традиции, обряды и поверья, которые появились еще во времена… 16.09.2022, Sputnik Южная Осетия
2022-09-16T20:11+0300
2022-09-16T20:11+0300
2022-09-16T20:11+0300
церковный календарь
справки
религия
православие
общество
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e4/09/10/11154949_0:228:858:711_1920x0_80_0_0_35681e990e6852e9f7e4aaabc7e56f6d.jpg
В России 17 сентября отмечается День иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина». Праздник богат на традиции, обряды и поверья, которые появились еще во времена Киевской Руси.На Русь эта икона попала еще в 1390 году – ее привезли в Москву палестинские монахи – и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие их которых почитались чудотворными.В секрете такой популярности в народе этого перенасыщенного сложнейшей символикой образа, возможно, лежит ключ к пониманию сути религиозного сознания наших предков, которое мы упорно пытаемся втиснуть в прокрустово ложе собственных, сильно уплощенных нашим секулярным миром представлений.Святые Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского собора описали целый ряд главных функций иконы. И самым популярным из их определений стало объяснение иконы как рассказа о событиях Священной истории или житии святого в картинах (по выражению Василия Великого — «книга для неграмотных»). То есть практически – иллюстрация, благочестивый «комикс»? Но в том-то и дело, что святые создатели православного иконописного канона, похоже, имели в виду нечто иное.Символически показывая духовные, неизобразимые феномены горнего мира, икона возводит ум и дух человека, созерцающего ее, в этот мир, объединяет с ним, приобщает к бесконечному наслаждению духовных существ, обступающих престол Божий. Она – предмет длительного и углубленного созерцания, стимулятор духовной концентрации, путь к духовному восхождению. В иконе изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна, в ней реально осуществляется единение земного и небесного. Верующий обретает в ней вечный духовный космос, приобщение к которому составляет цель жизни православного человека.»Неопалимая Купина» перенасыщена символами и персонажами Священного Писания: архангелы, апокалиптический тетраморф (четыре крылатых апокалиптических существа, символизирующие еще и четырех евангелистов), ангелы – покровители стихий, видения ветхозаветных пророков окружают центральный образ Богоматери, держащей на руках младенца Христа: небесный и земной мир, объединяясь по замыслу Всевышнего в неразрывной повести прошлого, настоящего и будущего рождают Спасителя человечества Иисуса Христа от благодатной Приснодевы Марии.Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет купины и цвет объявшего ее пламени). Причем, сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей, ее тайной. Восьмиконечная звезда в традиции означает вечность, полную устойчивость, выход за пределы дольнего мира. Это знак рая, конечного преображения, Небесного Иерусалима. То есть икона изображает духовный, «богородичный» космос: Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир – силы земные и небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил вселенную Бог, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада.Следы народного почитания этого образа остались даже в городской топонимике: список «Неопалимой Купины» из Святых сеней Грановитой палаты Кремля вплоть до XX века хранился в московской церкви «Неопалимой Купины». Сам храм в 1930 году снесли, но осталось название – Неопалимовский переулок.Почитаемые чудотворными списки иконы «Неопалимая Купина» есть в Пермском крае, в Ульяновске, в Новгороде, на Украине – в Троицкой церкви Славянска.Общецерковное празднование этой иконе 4 сентября (17 сентября по новому стилю) было установлено в 1680 году.Икона особо почитаема пожарными и всеми сотрудниками МЧС.В чем помогает икона «Неопалимая купина»С давних времен иконе приписываются многие чудесные свойства.Приметы и поверья
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2022
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e4/09/10/11154949_0:148:858:792_1920x0_80_0_0_f8042186d7d7443dfa26cbf7e477f4a1.jpg
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
церковный календарь, справки, религия, православие, общество
церковный календарь, справки, религия, православие, общество
День иконы Богородицы «Неопалимая Купина»: история, традиции, приметы
Подписаться на
В России 17 сентября отмечается День иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина». Праздник богат на традиции, обряды и поверья, которые появились еще во времена Киевской Руси.
«Неопалимая Купина» – образ, известный с ранних веков христианства. Он символически отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход, когда недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть «отчего куст горит огнем, но не сгорает» (Исх.3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, призвал вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии.
На Русь эта икона попала еще в 1390 году – ее привезли в Москву палестинские монахи – и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие их которых почитались чудотворными.
В секрете такой популярности в народе этого перенасыщенного сложнейшей символикой образа, возможно, лежит ключ к пониманию сути религиозного сознания наших предков, которое мы упорно пытаемся втиснуть в прокрустово ложе собственных, сильно уплощенных нашим секулярным миром представлений.
Святые Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского собора описали целый ряд главных функций иконы. И самым популярным из их определений стало объяснение иконы как рассказа о событиях Священной истории или житии святого в картинах (по выражению Василия Великого — «книга для неграмотных»). То есть практически – иллюстрация, благочестивый «комикс»? Но в том-то и дело, что святые создатели православного иконописного канона, похоже, имели в виду нечто иное.
Символически показывая духовные, неизобразимые феномены горнего мира, икона возводит ум и дух человека, созерцающего ее, в этот мир, объединяет с ним, приобщает к бесконечному наслаждению духовных существ, обступающих престол Божий. Она – предмет длительного и углубленного созерцания, стимулятор духовной концентрации, путь к духовному восхождению. В иконе изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна, в ней реально осуществляется единение земного и небесного. Верующий обретает в ней вечный духовный космос, приобщение к которому составляет цель жизни православного человека.
«Неопалимая Купина» перенасыщена символами и персонажами Священного Писания: архангелы, апокалиптический тетраморф (четыре крылатых апокалиптических существа, символизирующие еще и четырех евангелистов), ангелы – покровители стихий, видения ветхозаветных пророков окружают центральный образ Богоматери, держащей на руках младенца Христа: небесный и земной мир, объединяясь по замыслу Всевышнего в неразрывной повести прошлого, настоящего и будущего рождают Спасителя человечества Иисуса Христа от благодатной Приснодевы Марии.
Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет купины и цвет объявшего ее пламени). Причем, сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей, ее тайной. Восьмиконечная звезда в традиции означает вечность, полную устойчивость, выход за пределы дольнего мира. Это знак рая, конечного преображения, Небесного Иерусалима. То есть икона изображает духовный, «богородичный» космос: Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир – силы земные и небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил вселенную Бог, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада.
Следы народного почитания этого образа остались даже в городской топонимике: список «Неопалимой Купины» из Святых сеней Грановитой палаты Кремля вплоть до XX века хранился в московской церкви «Неопалимой Купины». Сам храм в 1930 году снесли, но осталось название – Неопалимовский переулок.
Почитаемые чудотворными списки иконы «Неопалимая Купина» есть в Пермском крае, в Ульяновске, в Новгороде, на Украине – в Троицкой церкви Славянска.
Общецерковное празднование этой иконе 4 сентября (17 сентября по новому стилю) было установлено в 1680 году.
Икона особо почитаема пожарными и всеми сотрудниками МЧС.
В чем помогает икона «Неопалимая купина»
С давних времен иконе приписываются многие чудесные свойства.
Неопалимой купине часто молятся об избавлении от огня.
Неопалимая купина помогает во время сильных гроз.
Во время пожаров с иконой «Неопалимая купина» часто совершаются крестные ходы.
Защищает икона и от необдуманных поступков.
Помогает справиться с физическими и душевными недугами.
Приметы и поверья
Если орехов много, а грибов мало, то зима будет суровая и снежная.
Большие муравьиные кучи – к холодной зиме.
Дождик, начавшийся на рассвете, закончится к полудню.
После дождя земля быстро подсохла – жди затяжного ненастья.
Если день дождливый и ненастный, то осень будет сухая.
Филин громко ухает или заяц забежал в деревню – к пожару.
Сон с 16 на 17 сентября вещий. Он исполнится в течение 20 дней.
17 сентября 2019, 11:57
Скачать оригинал
Ежегодно, 17 сентября, православные верующие отмечают праздник, посвященный иконе Девы Марии, которую называют «Неопалимой Купиной». Икона считается заступнической от огня и покровительствует всем, чья профессия связана с пожарами и спасением людей из власти стихии. Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Божию Матерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого.
Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, отсюда и возникла икона «Неопалимая Купина».
Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.
По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимая Купина». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, — там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы.
Пресс-служба Главного управления
МЧС России по Тульской области
Эта статья полезна?
97,7% посетителей считают статью полезной
Нельзя игнорировать интуицию, которая в этот день может быть особенно верной
По народному и православному календарю 17 сентября 2022 года отмечается праздник иконы Божьей Матери, именуемой «Неопалимой Купиной». По преданию, в виде горящего, но несгорающего тернового куста Моисею явился Бог, чтобы призвать пророка вывести народ Израиля из Египта. В христианстве Неопалимая Купина стала прообразом Богоматери, символизирующим непорочное зачатие Девы Марии.
В центре иконы — изображение Марии с младенцем, заключенное в восьмиконечную звезду, которая, в свою очередь, образована двумя четырехугольниками — зеленым (естественный цвет Купины) и красным (цвет объявшего ее пламени). В русской иконописи икона известна с середины 16 века, а праздник в ее честь был установлен в 17 столетии.
На Руси Неопалимую Купину считают охранительницей от пожаров и молний. Об этом и просят в своих молитвах люди в день памяти иконы Божьей Матери. Еще существовал обычай в случае пожара обходить вокруг горящего дома с иконой Неопалимой Купины.
На Руси было много поверий, связанных с пожарами, считавшимися самым страшным бедствием для крестьян наряду с неурожаем. Существовали и особые приметы. В частности, пожар предвещали мыши, бегущие по полу; кукушка, летящая по деревне; заяц, несущийся по селению. Интересно, что пожарную бочку нельзя было держать в полной исправности; говорили, что быть полностью готовым к пожару — значит, Бога искушать.
Другое название праздника — Луков день. Хозяйки выходили на огороды, чтобы выкапывать лук, который поспевает как раз к этому времени. А мужчины обходили сеновалы и тыкали в них вилами — чтобы прогнать из сена «гнетуху» и «трясуху», духов болезни, которые могут зимой напасть на скотину.
В этот день нельзя оскорбительно относиться к огню, например, бросать в него мусор, разводить огонь ради забавы. Даже тушить огонь следует бережно, иначе он принесёт в жизнь неприятности.
Нельзя ходить в гости – иначе не миновать беды.
Нельзя подавать нищим, просящим милостыню – привлечете к себе нищету. По той же причине не рекомендуется давать в долг.
Нельзя игнорировать интуицию или голос сердца – в этот день интуиция может быть особенно верной.
Нельзя ругаться, ссориться, выяснять отношения, конфликтовать, повышать голос, отчитывать — такое поведение приманит к человеку череду неприятностей.
Не рекомендуется спать днём — если здоровый человек уснёт днём, то может проснуться уже больным.
Рождённые 17 сентября 2022 года люди являются очень стойкими и упорными на пути к своей цели. Остановить их практически нереально, и они сметут любые преграды, стоящие на пути достижения цели.
По народным приметам утренний дождь 17 сентября закончится к обеду. После прошедшего дождя очень быстро стало сухо — непогода затянется.
Фото: МК в Бурятии
Облака плывут в несколько ярусов, друг над другом — к переменчивой погоде. Дождливый день — осень в целом будет сухой.
Муравьи построили большие муравейники — перед суровой зимой. Обильный урожай рябины предвещает холодный зимний период.
17 сентября в Русской Церкви совершается празднование Собору Воронежских святых, а также память более трёх десятков известных поимённо угодников Божиих и одной очень почитаемой в народе святыни – иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Согласно церковному Уставу, сегодняшний день не является постным.
Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина». Неопалимая купина – важнейший христианский символ, пришедший из Ветхого Завета, когда Бог явился Моисею, воззвав из горящего, но не сгорающего куста купины. Ещё в раннем христианстве этот образ связывали с Пресвятой Богородицей и Непорочным зачатием Христа. Позднее этот же образ стал одним из главных в православной исихастской традиции, где неопалимая купина знаменовала преображение человека нетварной божественной энергией. А наибольшую известность среди православных народов, и особенно на Руси, приобрёл богородичный образ «Неопалимая Купина».
Одна из наиболее древних икон Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году от Рождества Христова. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Бог явился Моисею. Именно с этим образом связано возрождение исихастских традиций в послевоенной Румынии. Так, ещё в годы Второй мировой войны русскими монахами в румынские земли был доставлен этот святой образ. В его честь возникло подпольное движение православных интеллектуалов-традиционалистов «Неопалимая Купина», разгромленное богоборцами в 1960-х годах.
В России же ещё в XIX веке сложилась народная традиция особого почитания этого образа. Перед ним стало принято молиться Богородице, чтобы защитить свой дом от пожара. Так, в 1822 году в городе Славянске участились поджоги. Одной благочестивой прихожанке во сне открылось: если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Образ был написан, после чего поджигателя сразу же обнаружили.
С тех пор новые храмы, посвящённые образу Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», нередко стали возводить при пожарных частях. И сегодня при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны действует храм этой иконы Божией Матери, а при Управлении противопожарной службы Москвы – часовня. Но, молясь перед образом «Неопалимой Купины», нам, православным христианам, нельзя забывать и о его изначальном глубочайшем богословском смысле.
* * *
Святой пророк Боговидец Моисей. Один из величайших ветхозаветных святых, пророк и законодатель народа израильского, о котором свидетельствуют несколько библейских книг: Исход, Числа и Второзаконие. Родился пророк Моисей в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Бог открыл пророку Моисею многие тайны бытия, в том числе сотворение мира и человека. Именно этому святому Бог на Синайской горе даровал 10 заповедей. Пророк Моисей отошёл ко Господу в 120-летнем возрасте (в память об этом до сих пор иудеи традиционно желают друг другу дожить именно до 120 лет).
Святой пророк Боговидец Моисей. Фото: www.pravoslavie.ru
Священномученик Вавила, епископ Антиохийский, и с ним три отрока, Урван, Прилидиан, Епполоний, и мать их Христодула. Эти Антиохийские святые приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь в период царствования римского императора-язычника Декия (249-251 годы от Рождества Христова). Однажды святитель Вавила совершал Божественную литургию, и в это время император Декий захотел пройти в христианский храм и осквернить святыню. Епископ Вавила силой преградил путь нечестивцу, и тот, оскорблённый, был вынужден удалиться, видя большое стечение христиан. Впоследствии император Декий отомстил святителю Вавиле и многим его духовным чадам, в том числе отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и их матери Христодуле. После долгих истязаний, в ходе которых мученики показали стойкость в вере, все они были казнены в 251 году от Рождества Христова.
Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский. Святой XIX столетия, прославившийся многими добродетелями и особенно мученической кончиной. В сентябре 1867 года его зверски убили разбойники из числа крымских татар. Об игумене Парфении оставил воспоминания известный писатель и путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»:
Он первый с зари до зари работал… В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес кругом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию…
* * *
Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Один из самых почитаемых святых XVIII века, одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории Русской Церкви. Искусный проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем гонитель русских старообрядцев, авторитетный архипастырь, к которому с почтением относилась Императрица Елизавета, и в то же время – бессребреник, порой отдававший последние сбережения нуждающимся.
Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположён в священный сан. В 1744 году повелением Императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже четыре года спустя рукоположён во епископа Белгородского.
Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Всё это забрало его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни.
Спустя два года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остаётся нетленным. А ещё через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад Императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».
С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на долгие десятилетия его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы.
Святитель Иоасаф Белгородский. Фото: www.pravoslavie.ru
* * *
Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского. Талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем, как и святитель Иоасаф Белгородский, гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь второй половины XVII века, почитаемый самим царём, и в то же время – бессребреник, в конце жизни практически полностью отрёкшийся от мира. До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.
В 70-х годах XVII столетия будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги. Но для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, где грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству. На Московском Соборе 1681-1682 годов для борьбы с расколом и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского.
Святитель Митрофан был близок к молодому царю Петру I, благословлял его преобразования, направленные на усиление государства, но порицал западнические влияния, а особенно неоязыческие проявления. Так, святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нём языческих статуй. Когда разгневанный Пётр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая погибнуть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Это устыдило Петра, он убрал статуи, и мир с владыкой был восстановлен. На Воронежской кафедре святитель Митрофан пробыл 20 лет вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1703 году.
Святитель Митрофан Воронежский. Фото: www.pravoslavie.ru
* * *
Мученица Ермиония. Эта святая апостольского века – I и начала II столетия от Рождества Христова – была дочерью апостола от 70-ти Филиппа. Мученица Ермиония владела врачебным искусством и помогала людям своим умением и молитвой, чем привела многих ко Христу. За это около 117 года от Рождества Христова она приняла мученический венец от язычников.
Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион Кандавлские (Никомидийские). Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие страшные мучения и мученические венцы во времена антихристианских гонений императора-язычника Максимиана, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова.
Мученики Вавила Никомидийский и с ним 84 его воспитанника. Эти святые также пострадали за исповедание христианской веры в Никомидии (Никомедии), только несколько раньше, при римском императоре Диоклетиане, правившем в 284-305 годах от Рождества Христова. Известно, что, когда старец Вавила шёл со своими учениками на казнь, он славил Господа словами Священного Писания: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!»
Священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский. Один из святителей Сербской Православной Церкви, принявших мученические венцы в годы Второй мировой войны. В 1941 году 75-летний владыка Пётр был арестован гестапо и пропал без вести. Существуют разные версии гибели святителя, но бесспорно то, что этот добрый архипастырь принял мученическую кончину, оставаясь верным Православию.
Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Пётр Лебединский, Илия Измайлов, Михаил Богородский, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Пётр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937), мученица Елена Чернова (1943). Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений (большинство – в кровавом 1937 году, известном как время так называемого Большого террора) и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
* * *
Поздравляем всех православных христиан с днём иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
17 сентября церковь отмечает праздник иконы Божьей Матери, или Неопалимую Купину. Рассказываем, почему в этот день нельзя разжигать костры и петь.
Церковь. Храм. Православие
СС0
Что за праздник?
Икона Божьей Матери — ее еще называют Неопалимой Купиной — стала прообразом Богоматери, который символизирует непорочное зачатие Девы Марии.
Образ представляет собой изображение Богородицы с младенцем, заключенное в восьмиконечную звезду. Она образована двумя четырехугольниками — зеленым и красным.
Что следует делать 17 сентября?
На Руси считалось, что в Неопалимую Купину икона поможет защитить дом от пожаров и молний. 17 числа Божьей Матери усердно молились, чтобы заполучить удачу и благоговение свыше.
Обычно в этот день женщины собирали урожай лука. Мужчины же обходили сеновалы и вонзали вилы в стога — чтобы изгнать из жизни болезни и несчастья.
Пожар. Огонь. Пламя.
СС0
Что запрещено на Неопалимую Купину?
Нельзя:
- разжигать костры — иначе можно навлечь огонь на жилище;
- рубить дрова. Сегодня хозяйственность может привести к недугам;
- петь, особенно женщинам. Славяне были уверены: «Шумная баба беду накликать может».
Дрова.
СС0
Приметы на праздник иконы Божьей Матери
- Мышь бежит по полу — к пожару;
- утренний дождь — к ясным дням;
- муравьи построили высокие муравейники — к суровой зиме.
Важные новости, обзоры и истории
Всегда есть, что почитать. Подпишитесь!
Чудотворная Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» считается редкой и чудотворной. В России её чтут как защитницу от пожаров. День, в который ее славят, можно назвать православным профессиональным праздником пожарных. Икону держат во многих пожарных частях нашей страны.
Свидетели чуда
Многочисленные истории о чудесах, связанных с этой святыней, можно услышать от огнеборцев. Чаще всего опытные пожарные рассказывают их молодым коллегам. Уж очень уважают они эту икону. По их словам, сотни раз она помогала им выйти из огня живыми, а порой и невредимыми по необъяснимым причинам. Большинство сотрудников МЧС выезжают на пожар с молитвой на устах, в которой просят заступничества у «Неопалимой Купины» и получают ответ от святыни в виде чудесного спасения. Многие из них носят в карманах своей формы маленькие копии этой иконы.
Откуда святыня
Православные источники утверждают, что икона «Неопалимая Купина» была написана на том священном месте, где Моисей увидел полыхающий куст. Списки с этого чудотворного образа есть во многих российских храмах. Икона изображает Библейский сюжет о Моисее. Ему явился сам Господь в образе тернового куста, который горел, но не сгорал в огне. Считается, что это видение было прообразом Богоматери. Именно там Господь рассказал Моисею о его предназначении и просил вывести народ Израиля из Египта в Землю Обетованную.
Наука пыталась разгадать
Среди научных объяснений явления горящего, но не сгорающего куста есть несколько версий:
· химический эффект: низкотемпературный холодный огонь как свечение, а не собственно огонь;
· физический эффект: если в жаркий день поднести огонь к этому растению (по преданию, это был терновый куст), воздух вокруг соцветий на пару секунд ярко, с отчетливым хлопком вспыхнет, однако само растение при этом не загорится. Явление объясняется большим количеством эфирных масел, выделяемых цветками и плодами.
Где увидеть?
Самая древняя икона, привезенная на Русь палестинскими монахами с Востока в XIV столетии, пребывает ныне в Благовещенском соборе Москвы.
Грех браниться
С Днем иконы «Неопалимая Купина» связано несколько древних традиций и даже запретов. Так, в этот день стоило воздержаться от ругани и брани. Всё же день почитания образа Богородицы. Но особенно важно было не произносить бранных слов возле огня. Считалось, что это самый простой и быстрый способ его осквернить и кого-то разозлить. А ещё нельзя было пренебрежительно относиться к огню. Именно в этот день он обретал практически священные свойства, так что случайные возгорания стоило тушить не водой, а молоком, а свечи гасить вручную, а не плевками или задуванием.