Непокоренный ленинград сценарий

   ... Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря герои

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

Музыкально – литературная композиция, посвященная полному освобождению

г. Ленинграда от блокады

«НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД»

(методическая разработка  воспитательного мероприятия по патриотическому воспитанию)

D:Рабочий столблокада 2021i5jRsTZ1t68.jpg

Автор: О.В. Булатова,

учитель высшей квалификационной категории

г.о. Жуковский

2021 год

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 

*формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой

Отечественной войне;

*воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;

*формировать гражданские чувства и качества воспитанников, такие как уважение государства и государственной власти, чувство национального достоинства, чувство гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения, защищать права человека;

*углублять знания по военной истории России, боевым и трудовым подвигам жителей страны в годы Великой Отечественной войны на примерах малоизвестных фактов из истории войны;

*учить хранить воинские традиции, связи поколений защитников Родины;

*воспитывать готовность к выполнению воинского долга.

Участники: детский патриотический клуб «Гвоздика»

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Для украшения зала: флаги, шары.

Слайды: «Пискаревское кладбище», «Дорога жизни», «В блокадном Ленинграде», «Дневник Тани Савичевой», портрет Г.П. Вишневской, Д. Шостаковича и др.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Приветствие гостей.

Оксана Викторовна: Под знамена МАОУ СОШ № 9 и местного отделения юнармии Стоять СМИРНО! ЗНАМЕНА ВНЕСТИ! ( МАРШ « ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ»

ГИМН РФ

Клип «Президент о блокаде»

Оксана Викторовна.

Тишина стояла бы над городом,
Да в порту зенитки очень громки.
Из детсада в чашечке фарфоровой
Мальчик нёс сметану для сестрёнки.

Целых двести граммов! Это здорово
Мама и ему даст половину.
А в дороге он её не пробовал,
Даже варежку с руки не скинул.

Поскользнулся тут, в подъезде. Господи!
Чашка оземь, сразу раскололась.
И сметаны он наелся досыта,
Ползая по каменному полу.

А потом заплакал вдруг и выбежал.
Нет, домой нельзя ему вернуться!
… Мама и сестрёнка – обе выжили,
И осталось голубое блюдце…

Ирина Широкова

    Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление. 

(Клип «БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД).

АРМАН:

75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

ОКСАНА ВИКТОРОВНА: 

    Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

    Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.

АРМАН:

  Город продолжал жить – работали многие заводы и фабрики, ученые проводили исследования, писали научные труды, функционировали городские службы и торговые предприятия, не регулярно, но все же работали кинотеатры, давались представления, художники писали картины, поэты – стихи, а монотонный стук метронома, доносившийся из репродуктора, прерывался передачами ленинградского радио.

ОКСАНА ВИКТ.

 С трудом укладывается в сознании, но это была обыденная человеческая жизнь – ужасно трудная, сопряженная с постоянными опасностями и лишениями, но все-таки жизнь. Гитлеровцы расчитывали на то , что люди умрут если не от бомб и голода, то уж точно от тяжелого морального состояния. Но не расчитали!!!! Люди не только выживали, но умели и радоваться. На помощь приходила песня…

 ( 6 Г класс)

О.В. о новогодней елке

Клип В. Толкуновой

ИРИНА:

  Вот некоторые выдержки из дневника ленинградского учителя  Винокурова:

 Воскресенье, 5 января (1945 года)

                   Водопровод и канализация не работают уже несколько дней.

                   Воду приходится брать  в подвале соседнего дома, подолгу

                   стоять за нею в очереди. Сегодня дворник ходил по кварти-

                   рам нашего дома и забивал гвоздями двери в уборные.

                   Общественные уборные закрыты давно.

АРМАН:

Среда, 8 января

                    Умер преподаватель математики. Странно, но в последние

                    дни известия о смерти уже не волнуют, как прежде, смерть

                    обычное явление. Мы к ней привыкли. На улицах чуть ли

                    не через каждые 100 метров лежат трупы умерших от голо-

                    да или замерзших. Публика настолько привыкла, что равно-

                    душно проходит мимо…

ИРИНА:

Среда, 15 января

                    Завтра пойду в школу. Измерил по плану города расстояние    

                    от дома до школы. Оно рано примерно 6 километрам, туда и

                    обратно, следовательно, около 12 километров. Тяжеловато

                    будет ходить в такие морозы и при таком питании.

АРМАН:

26 января

                    По-прежнему огромные очереди за хлебом. Надо стоять в

                    очереди с 6-7 часов утра до середины дня, чтобы получить

                    хлеб. Занимать очередь за хлебом после 10 часов не имеет

                    смысла, так как вечером хлеб в булочные не поступает.        

Оксана Викт:

       В истории блокады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. 

Все, кто мог , защищали свой город, как могли: рыли окопы, уходили в парт. Отряды, вязали вещи для бойцов. А еще… люди сдавали кровь для раненых, находившихся в госпиталях. 1400 т крови за время блокады сдали ленинградцы. Женщины не могли не сдавать кровь, на фронтах были их мужья, братья , сыновья. Койсын Кулиев….

Клип «Алексей, Алешенька, сынок»

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,

             что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, трудился метроном…

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады,

вела огонь по нашему врагу.

АРМАН: 

    Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

Чтец: ЗАГРИЕВ

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

— Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь.

Клип «Кусочек хлеба на один день»

4 «В»

ОКСАНА ВИКТ

 Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Портет Вишневской на экране)

«Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…»

Чтец: Иван Н.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш испытанный огнём,

За право называться ленинградцем!

ИРИНА: 

     Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами. 

Чтец: Вербицкий

Вы памятник «детям блокады» видали?

— Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

АРМАН: 

(Портрет Савичевой Тани на экране)

  Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. (На экране фото дневника)

 «Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.

Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

    Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.

Чтец: Широкова

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок,

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет,

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это — всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явленья вник, —

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове — емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе…

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда…

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

                   (Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)

АРМАН:

     Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям — на 75 г в сутки.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали еще и “Дорогой смерти”. (На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).

Чтец: Гусакова

Сквозь бури-шторма, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети.

Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Ох, Ладога, родная Ладога.

Метели, штормы, грозные снега

Недаром Ладога родная

Дорогой Жизни названа.

Зимой машины мчались вереницей,

А лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

И знаем мы – кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

растут и крепнут каждый день. (Песнь о Ладоге. П.Богданов).

ИРИНА: 

   В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”. 9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

Чтец: ЕРОШКИН

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки — и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою…

                      (Из поэмы Л. Поповой «Седьмая симфония»)

ОКСАНА ВИКТ.: 

    Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты — красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Чтец: КАРАПЕТЯН

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

ВЫНОС ЗНАМЕН  ( звучит марш «Прощание славянки»)

3 «Г» класс «Хотят ли русские войны».

Действующие лица и исполнители:

  • 2 ведущих;
  • Девушка – выпускница школы 1941 года;
  • 2 соседки – жительницы блокадного Ленинграда;
  • Мальчик Алёша;
  • Шофёр Степаныч;
  • Вокальная группа.

Звучит музыка. (Первый куплет “Вечерней
песни”, сл.Чуркина, муз. Соловьёва – Седого):

Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.

Ведущий № 1:

27 января 2004 г. наша страна отметила важную
историческую дату – 60-летие со дня полного
снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда,
ныне Санкт-Петербурга.

Жители осаждённого города вместе с воинами
ленинградского фронта и моряками Балтийского
флота, в тяжелейших, нечеловеческих условиях
отстояли свой город и не сдали его врагу.

Это была великая победа, т.к. в случае сдачи
города фашистам, был бы открыт путь на Москву.

Звучит I куплет песни А. Розенбаума “Прогулка
по Невскому”.

Ведущий № 2:

Город на Неве – крупнейший промышленный,
научный и культурный центр нашей страны. Вместе с
тем – это один из красивейших городов мира.
Прекрасные архитектурные памятники и ансамбли
великолепно сочетаются с чёткой планировкой
проспектов и площадей, парков и садов, водной
гладью рек и каналов. Город, воспетый в
произведениях писателей, поэтов и композиторов.
это время идёт показ архитектурных и
скульптурных памятников города
). Таким мы
знаем и любим Санкт-Петербург сегодня.

А в 1941-м…..

Внимание зрителей переносится на сцену. На
сцене плакаты: “До свидания школа!”, “Выпуск 1941
года”…

Выходит девушка – выпускница.

Звучит вальс Дунаевского.

Выпускница:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался громкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

И песня над родной лилась Невой.
Мы шли навстречу утру и смеялись.
Не знали мы ещё тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.

Звучат позывные радиоцентра Москвы, голос
Левитана.

Звучит 1-й куплет песни “Священная война”
сл. Лебедева – Кумача, муз. Александрова. Гаснет
свет.

Идёт видеопоказ кадров разрушенного
Ленинграда.

Ведущий № 1:

Вероломное нападение фашистов оборвало мирную
жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали
захватить наши земли, частично истребить наш
народ, а остальных превратить в своих рабов.

Ведущий № 2:

Обречь на медленную мучительную смерть, как
можно больше людей, деморализовать, разобщить их,
лишить воли к сопротивлению, пробудить животные
инстинкты, взять Ленинград “голыми руками” –
вот что такое стратегия голода.

Ведущий № 1:

Восьмого сентября 1941 года над Ленинградом
сомкнулась кольцо блокады длиной в 900 дней и
ночей. В кольце блокады оказалось 2 миллиона 887
тысяч человек.

Свет в зале.

На сцене заклеенное окно, стол с керосиновой
лампой. На столе железная кружка, чайник, ложка,
кусочек хлеба, несколько кусочков сахара.

За столом сидят две женщины.

1 соседка:

Дарья Власьевна, соседка по квартире,
Сядем, побеседуем вдвоём.
Знаешь, будем говорить о мире,
О желанном мире, о своём.

Вот мы прожили почти полгода,
Полтораста суток длиться бой!
Тяжелы страдания народа –
Наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное, воющее небо,
Дрожь земли, обвал не вдалеке,
Бедный, Ленинградский ломтик хлеба –
Он почти не весит на руке…

Для того, чтоб жить в кольце блокады,
Ежедневно смертный слышать свист, –
Сколько силы нам, соседка, надо,
Сколько ненависти и любви …

2 соседка:

Столько, что минутами в смятенье
Ты сама себя не узнаёшь:
Вынесу ли? Хвати ли терпенья?

1 соседка:

Вынесешь! Дотерпишь! Доживёшь!


2 соседка: (Подходит к радио, включает. По
радио звучат удары метронома.)

Метроном …Его стук не смолкает ни на минуту…
Но пока он звучит – город живёт, его сердце
бьётся. Я всем сердцем своим, умом, душой и
существом, осознаю, что нам сдавать Ленинград
нельзя. Умереть но не сдаваться.

1 соседка:

Голод. Подумать только, в одном слове – столько
драм, страданий, безвестных смертей. (Идёт
показ видеохроники.)

Раздаётся стук, входит мальчик.

2 соседка:

А, Алёша, заходи. Ну, как вы там? (к соседке)
В январе они схоронили отца, а через несколько
дней умерла и мать. Вот теперь вдвоём мыкаются.

1 соседка: (Наливает кипяток. Заворачивает в
платок несколько кусочков сахара и маленький
кусочек хлеба) – Это Павлику. Как он там?

Алёша:

Совсем ослаб, теперь в магазин я хожу один…
Вчера решил продать морской отцовский бушлат…
На рынке ко мне подошёл мужчина. Продал я … Иду в
магазин, возле кассы спохватился, даже в грудь
ударило от мысли: Карточки та остались в бушлате.
Я бегом на рынок, а мужика и след простыл…
Рассказал всё Павлику, оба долго и горько
плакали. Утром проснулись от стука. Я сперва
подумал, что от голода мерещиться …

Бушлат на рынке ты, сынок, продал? – Тут я понял,
что это не сон, и разрыдался. От радости мы и
спасибо не сказали. Не знаю, где сейчас этот
человек, но в моей душе он останется на всегда.

1 соседка:

А может Павлика на большую землю!? По “дороге
жизни”, пока Ладожское озеро не растаяло.

Алеша:

“Дорогой жизни” шёл к нам хлеб.
“Дорогой жизни” многих к многим.
Ещё не знают на земле.
Страшней и радостней дороги.

Входит человек в телогрейке, шапке –
ушанке, дышит на раскрасневшиеся руки.

1 соседка:

Степаныч, ты? Как доехал? Не замело ли трассу?
Она для нас – вера в настоящее и надежда на
будущее.

Степаныч:

Вот послушайте, что сегодня произошло…
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – нее угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках мотора.

Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари.

Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Звучит сирена. Мигает свет прожектора.

2 соедка:

Всё никак не могу привыкнуть к вою серены.

Все встают и уходят со сцены.

Ведущий №1:

Так жил и работал Ленинград в те далёкие
страшные годы, подавая тем самым пример мужества
и героизма. Хочется вспомнить и тех, кто сражался
за город, не щадя своей жизни. Это партизаны,
солдаты и весь народ Великой, огромной России.(Идёт
показ видеохроники.)

На сцене вновь появляются две женщины.

1 соседка:

Дарья Власьевна, соседка, здравствуй.
Вот мы встретились с тобой опять.
В дни весны желанной ленинградской
Надо снова нам потолковать

Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали, –
Но на карте нет таких высот.

2 соседка:

Где помечена твоя крутая
Лестница, ведущая домой,
По которой, с голоду шатаясь,
Ты ходила с вёдрами зимой

Где помечена твоя дорога,
По которой, десять раз прошла
И сама – в пургу, в мороз, в тревогу –
Пятерых на кладбище свезла?

1 соседка:

Вот она – святая память наша,
Сбережённая на все века…
…Что ж ты плачешь, что ты, тётя Даша?
Нам ещё нельзя с тобой пока.

Дарья Власьевна, не мы, так кто же
Отчий дом к победе приберёт?
Кто ребятам сиротам поможет,
Юным вдовам слёзы оботрёт?

2 соседка:

Нам, не позабыв о старых бедах,
Сотни новых вынести забот,
Что сынов, когда придут с победой,
Хлебом – солью встретить у ворот.

Ведущий № 2

Страшен был итог блокады. За 900 дней погибло 800
тыс. человек. 9 мая в День Победы, ленинградцы
придут на Пискаревское кладбище. Семьями и в
одиночку, старые и молодые. А в месте с ними и все
Россияне. Они положат на холмы могил цветы. Кто-то
принесёт конфеты, папиросы, хлеб. Маленький
кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из
похороненных там. Вечная им память!…

Объявляется минута молчания. Видеохроника.

Ведущий № 1.

А над могилами наших соотечественников и
солдат будут расти русские берёзы – символ нашей
Родины, за счастье и благополучие которой
положили они свои жизни в той страшной войне.

Исполняется песня “Берёзы” из к/ф
“Участок”.

(Идёт показ кадров с видами русской
природы.)

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия «Дни воинской славы»

Тема внеклассного урока.

« Непокорённые». День снятия блокады Ленинграда.

Класс: 4.

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и народ.

Задачи:

Сформировать у обучающихся о понятии «блокада», познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны – блокадой Ленинграда.

Воспитание нравственно-патриотических качеств у младших школьников.

Расширить кругозор младших школьников об историческом прошлом нашей родины, героических страница Великой Отечественной войны.

Ход занятия.

1 ведущий.

Сквозь гром всех сражений и гул канонад

Слушай, страна, говорит Ленинград!

Твой город бессмертный над синей Невой

Твой город, твой воин, твой сын боевой.

2 ведущий.

Громящий без отдыха злую орду…

«Я часовой и с поста не сойду».

Вот так говорит он, и доля его

Везде утверждает своё торжество!

1 ведущий.

Сквозь гром всех сражений и гул канонад

Слушай, страна, говорит Ленинград!

Сильна его воля, остёр его взгляд,

Над ним боевые знамёна шумят.

2 ведущий.

« Я в битве и славу твою берегу,

И я никогда не поддамся врагу!»

Вот так говорит он, гранитный, стальной

Ключ к сердцу России, любимый, родной.

1 ведущий.

Слушай, страна, говорит Ленинград!

Сквозь гром всех сражений и гул канонад

Сквозь все пулемётные ливни косые,

Величия полон и славы России.

2 ведущий.

«Ты знаешь меня, — положись и надейся»,-

Бог так говорит он – наш город гвардейский.

Учитель.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

В словаре слово блокада означает — окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить к сдаче или парализовать их деятельность. 900 дней длилась блокада Ленинграда. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. 

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие. 

( звучит 7-я симфония Шостаковича , тема фашистского нашествия)

Симфония.мр3

1 ведущий.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Весь мир знает о мужестве этого города и людей, 900 дней и ночей живших в условиях полного окружения врага. Без еды и воды, без тепла и света. Но с надеждой и верой в победу.

2 ведущий.

«Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», — можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса культурная столица России для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

( звучит фрагмент из 7-ой симфонии Шостаковича)

1 ведущий.

В своих дневниках гитлеровцы напишут, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города.

2 ведущий.

На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

1 ведущий.

Фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

2 ведущий.

Пытал нас враг железом и огнем… 
«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, — 
Забьешься в землю, упадешь ничком. 
Дрожа, запросят плена, как пощады, 
Не только люди — камни Ленинграда!»

( Звучит песня « Ленинградцы”)

В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать
Но были они ленинградцы!

1 ведущий.

В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев.

Дети читают стихи.

Горят дома –
Тушить их больше нечем. 
Горят дома, 
Неделями горят.
И зарево над ними каждый вечер 
В полнеба,
Как расплавленный закат.
И черным пеплом 
Белый снег ложиться 
На город,
Погруженный в мерзлоту. 
Мороз такой, 
Что если б были птицы, 
Они бы замерзали на лету.

И от домов промерзших, от заводов
На кладбища
Все новые следы.
Ведь людям
Без огня и без воды
Еще трудней,
Чем сквозь огонь и воду.

Но город жив, 
Он выйдет из бомбежек. 
Из голода, 
Из горя, 
Из зимы. 
И выстоит… 
Иначе быть не может – 
Ведь это говорю не я, 

А мы!

2 ведущий.

В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Девочка читает стихотворение.

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

1 ведущий.

За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тысяч до полутора миллионов человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода и холода.

2 ведущий.

Когда началась блокада, в городе не было припасов. Рабочие получали в день по 250 граммов хлеба, а дети и иждивенцы – 125 граммов. В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

1 ведущий.

Люди использовали в пищу: мучной клей (им раньше клеили обои), целлюлозу, изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили), глицерин.

Ученик.

Вместо супа — бурда из столярного клея, 
Вместо чая — заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои. 
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад… 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

( Звучит «Письмо Богу» — текст 13 летней школьницы из блокадного Ленинграда Лидии Рыбаевой.)

«Письмо Богу»

Ученик.

Вы памятник «детям блокады» видали?

— Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

(Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Просмотр фильма «Дети блокадного Ленинграда»

https://v4k.online/video/gBvfXjIiINQ

( Осуждение фильма)

1 ведущий.

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

2 ведущий.

27 января 1944 года советские войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали кольцо блокады. Закончилась самая страшная в мировой истории блокада . Но память о ней жива. Мы гордимся мужеством советских людей , мы будем помнить тех, кто погиб во время блокады. Мы, гордимся тобой, Ленинград!

1 ведущий.

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).

2 ведущий.

Сестра моя, товарищ, друг и брат

Ведь это мы, крещёные блокадой!

Нас вместе называют – Ленинград,

И шар земной гордится Ленинградом!

1 ведущий.

Да здравствует, да царствует всегда

Простая человеческая радость,

Основа обороны и труда

Бессмертие и сила Ленинграда!

«Непокорённые».
PPTX / 4.29 Мб

Используемые источники:

1.http://get-mp3.me/?s=247+-+%D0%9F%D0%95%D0%A1%D0%9D%D0%AF+%D0%9E+%D0%97%D0%90%D0%A9%D0%98%D0%A2%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%A5+%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%9D%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%94%D0%90

2. http://fb.ru/article/298331/stsenariy-blokada-leningrada-dnevniki-blokadnogo-leningrada-blokadnyiy-hleb-leningrada

3. https://muz.guru/search/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0

4. https://ok.ru/video/24564730524

5.https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fstatic.inforeactor.ru%2Fuploads%2F2017%2F07%2F01%2Forig-leningradskonovogorodskaya1-1498901325.jpg&text=%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&lr=51&rpt=simage

6.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%20%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5&stype=image&lr=51&source=wiz

7. https://yandex.ru/images/search?pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F1138%2F000122a7-c891a490%2F640%2Fimg5.jpg&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%91%D0%B6%D0%BA%D0%B8%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0&lr=51&rpt=simage

8. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE&stype=image&lr=51&source=wiz

Урок мужества, посвящённый дню снятия блокады Ленинграда

Включается
«Метроном»

1 ученик:

Страшней того,
что было в Ленинграде,

Сегодня в мире
больше не найти!

Ведь речь пойдет
сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути! 

2 ученик:

Сегодня с вами
нам представить сложно,

Что испытали
ленинградцы в той войне.

Понять и
осознать нам невозможно,

Что миллионы
погибали на Неве! 

Ведущий: 

СЛАЙД 1(Непокорённый
Ленинград)

День 27 января
российское правительство объявило Днем воинской славы России. В этот день в
1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу
советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков
посвящается
наш                                                                                                                                                                                                                                                                                          урок
мужества.

1 ученик:

Давайте вспомним
о Блокаде.

О ней никак
нельзя забыть.

Тревожные те дни
и ночи

Что людям
довелось прожить.

Ведущий: 

22 июня 1941
года началась Великая Отечественная война и уже 8 сентября 1941 года немцы были
у стен Ленинграда.
В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде».
Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные
пропуска.
2 ученик:

Хотели враги
Ленинград уничтожить,

Стереть этот
город с земли.

Но захватить и
прорвать оборону

Фашисты никак не
смогли.

Ведущий:        

СЛАЙД 2( Даты
блокады)

Ленинград
готовил врагу отпор. Началась блокада города, которая длилась с 8
сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872
дня
.

1 ученик:

Стучит метроном,
как сердца ленинградцев,

Всех тех, кто в
блокадном аду выживал.

Бороться, дышать
и врагу не сдаваться-

Час испытаний
суровый настал.

2 ученик:

Но ленинградцы
продолжали сражаться и работать.

Кольцо
смертельное сжималось все сильнее

И враг всё
ближе, ближе подступал.

И билось сердце
Ленинграда всё больнее,

Но город жил,
работал и стоял.

(Включается
7 симфония Д.Шостаковича)

Ведущий:
СЛАЙД 3 (фото Шостаковича)

В осажденном
немцами Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович создал свою знаменитую 7-ю
Ленинградскую симфониюЭто великое произведение, отражающее не
только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа прозвучала 9
августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от
блокады. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только
людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Произведение
звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через
уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг,
показывающий силу Советского народа.

1 ученик:

И это ленинградское
звучанье
Сливалось со слезами на глазах

И получила
музыка признанье:

Она бессмертной
стала в их сердцах!

Ведущий: СЛАЙД
4(фото женщин и детей за станками)

Мужчин в городе
почти не осталось, и работали, в основном, женщины и дети. Город не просто жил,
он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней
дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000
минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

2 ученик:

Написано немало
о военных детях,

О том, что
умирали, как герои.

Их имена
запомнятся в столетьях,

Их души вечные
летают над Землею. 

Ведущий:        СЛАЙД 5(фото карточки на
хлеб)

Очень тяжелым
было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года
нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба,
сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. Начался
голод.

1 ученик:

Сто двадцать
пять блокадных грамм

С огнем и кровью
пополам.

О, мы познали в
декабре:

Не зря священным
даром назван

Обычный хлеб, и
тяжкий грех

Хотя бы крошку
бросить наземь.

Ведущий:СЛАЙД
6(фото осаждённого Ленинграда)

Сколько
испытаний принесла блокада! Бомбёжками постоянно разрушался город, не работало
отопление, вода в кранах замёрзла, спасает только вода из проруби на Неве.

                
СЛАЙД 7(дорога жизни)

Когда застыл лёд
на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду.
Эту дорогу назвали – «Дорога Жизни», под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель
и вьюгу мужественные фронтовые шофёры, регулировщики, связисты работали на
«Дороге Жизни». Она была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой
землёй.

2 Ученик:

Чтобы жизнь
спасти ленинградцам

Зимой в сорок
первом году

с хлебом шли в
город машины

По Ладоге, прямо
по льду.

«Дорогой Жизни»
Ладогу назвали

Надеждой на
спасение людей.

Раненых, больных
и истощённых

Везли
«полуторки» из города по ней.

Ведущий:

По Дороге жизни
из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на
Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

Песня
«Ленинградский метроном»

СЛАЙД 8 (фото
громкоговорителей в Ленинграде)

 В первые
месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено
1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налётах
и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады
Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во
время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу,
медленный ритм — отбой.

Большинство
умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском
мемориальном кладбище.

27 января 1944
года наши войска полностью освободили Ленинград от фашистской блокады! И в этот
день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали
залпы торжественного салюта.

Звучит
голос диктора о снятии блокады.

СЛАЙД 9(фото
ликующих ленинградцев и солдат)

1 Ученик:

Такого дня не
видел Ленинград, 
Нет, радости подобной не бывало. 
Казалось, что все небо грохотало, 
Приветствуя великое начало 
Весны, уже не знающей преград. 
Гремел неумолкаемо салют, 
Из боевых прославленных орудий, 
Смеялись, пели, обнимались люди.

И снова мир с
восторгом слышит 
Салюта русского раскат. 
О, это полной грудью дышит 
Освобожденный Ленинград!

Ведущий:

Давайте встанем,
помолчим,

Почтим героев
Ленинграда,

Всех, чьи жизни
унесла

Эта страшная
блокада.

МИНУТА
МОЛЧАНИЯ (Метроном)

Ведущий:

Приказом
Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван
городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время
блокады, а 8 мая 1965 г. городу присвоено звание Город-герой.

СЛАЙД 10(
фото –город герой-Ленинград)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неподдающиеся читать сценарий
  • Непереходящий праздник это
  • Непереходящий православный праздник
  • Непереходящие церковные праздники список
  • Непереходящие праздники русской православной