Праздник, которого не было.
[]
Глядя в далёкий 1612 год, мы с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения достигли Москвы 1 ноября (22 октября по старому стилю). В этот же день — 22 октября — живущая по юлианскому календарю церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери, установленный в честь взятия ополчением Китай-города. Акт о капитуляции гарнизона был подписан 5-го ноября, а реализованы положения этого договора были на следующий день, 6-го ноября. Именно 6-го Москва была полностью освобождена от интервентов. Откуда же взялась тогда дата 4 ноября?
Дело в том, что в закон о празднике писался, рассматривался и подписывался в авральном порядке в 2005-м году, лишь бы успеть подмахнуть и тут же отпраздновать. И авторы закона о новом празднике в жуткой спешке всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» — величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, сейчас она составляет 13 дней, а на 1612 год составляла 10.
Но законотворцы по вопиющему невежеству вместо 10 дней (как положено для событий XVII века) прибавили к дате церковного праздника (22 октября) 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4-го.
Абсурд? Да. Посмешище? Безусловно. Но в верноподданническом раже едросовская дума на такие «мелочи» не обращала внимания. Было велено быстренько проштамповать закон, — и проштамповали. Так и живём мы уже 9 лет, отмечая не известно что.
Праздник, которого нет
[]
Мы уже поняли, что праздник выдуман наскоро, лишь бы заменить 7 ноября. Но если годовщина Октябрьской Революции — это вполне понятная дата с понятным смыслом, то какую замену изобрели в 2005-м? Иными словами, какой идеологией пытаются заменить идеологию советского государства?
«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру» — гласит одна из официальных формулировок. Политкорректность прямо-таки тошнотворная. Тут тебе и «россияне», и гражданский мир, и толерантный гимн многонациональному народу…
И вот понеслось.
То, что Кузьму Минина упорно именуют «этническим татарином» — ещё полбеды. Но почему на всех праздниках между батюшкой и муллой красуется раввин? Удивляет отсутствие ламы и шамана, но это, кажется, явление временное, появятся.
Сказать о том, что в этот день русские (ну что поделать, исторические факты таковы, что именно русские, а не «многонациональный российский народ во главе с «единой Россией») выгнали из Москвы поляков, тоже слабо. С поляками ссориться нехорошо, мы им благодаря Путину теперь за Катынь по гроб жизни должны. Кого победили — лучше не напоминать. Кто победил — тоже сказать боязно.
Вот и возникают общие фразы типа «Россияне разных вер победили недруга».
Правительство боится напомнить и о том, что это в первую очередь русский праздник, до которого иным народам России дела нет.
Интернациональный праздник 7-го ноября заменили национальным русским праздником 4-го ноября, обозвали это «днём единства» и теперь не знают, что делать с «профессиональными русскими», которые кроме политических провокаций больше ничем отметится не в состоянии. И шляются толпами в день единства карикатурные нацики, провозглашая лозунги о России пусть и в границах от Ладожского до Онежского озера, но зато белой и европейской.
Вместо задуманного «единства» в очередной раз получился постмодерн. На практике лишь ведущий к разъединению. И многонациональный народ России (который совсем не такой идиот, как властям хотелось бы) кретинизм этого праздника осознаёт прекрасно. А тот, кто не понимает этого сознанием, — тот «чует нутром».
Праздник, которого не будет
[]
Сдав Украину, будто в насмешку установили памятник Владимиру, чтоб «был больше, чем у хохлов». Естественно, этот сюр произошёл на 4 ноября.
А что собственно за праздник?
От кого освободили Минин и Пожарский Москву?
Что это за такой «грозный недруг»?
Это отнюдь не какое-то абстрактное зло, а вполне конкретная воровская боярская олигархия, захватившая страну, и рапродавшая её польским соседям. Причём приход к власти их был абсолютно легитимен с точки зрения права. И поляки сидели в Кремле абсолютно законно, и польский королевич Владислав (уже ставший законным русским государем) собирался выехать в свою новую страну под аплодисменты присягнувшего ему московского боярства.
В конце Смутного Времени казалось, что гибель России уже неизбежна. И лишь простой мужик Минин вместе с худородным князем Пожарским — очевидные смутьяны, «раскачиватили лодок» и противники «России, которую начинали поднимать с колен», спасли страну и народ. Именно они, опасные «экстремисты», возглавляющие незаконные «банд-формирования», и спасли Россию от гибели, к которой привела её законная власть.
Конечно же, создатели праздника не ведали, что творили. Но аналогия между сегодняшнем режимом, уверенно ведущим страну к новой Смуте, и тогдашней компрадорской семибоярской ворократией,- более чем прозрачна.
Вот потому-то власть сегодня и стремиться вытравить суть праздника — спасение страны от врагов внутренних и внешних с помощью народного восстания. Этот глубинный смысл игриво подменяется невзрачным «Днём народного единства».
Приживётся ли такой праздник в народе? Конечно, нет.
Праздник, который будет
Как бы не относились к большевикам в разных кругах нашего общества (всё более разобщаемого такими вот «днями единства»), но у большевиков были настоящие праздники.
Они вызывали ощущение сопричастности со всей страной, всем народом, всей историей своей страны, всей её индустриальной, духовной и интеллектуальной мощью. Красные праздники обладали мощным сакральным зарядом. Что дали взамен? Просто очередной выходной с непонятным названием, которое большинство «россиян» даже не помнит.
Уже сам факт этой подмены много говорит о большевиках, руководивших СССР с одной стороны и о временщиках, руководящих Россией сегодня с другой. У тех был сакральный праздник, у этих — выходной для лежания на диване. Теми двигала великая идея, идеология этих — нажива и личное благополучие. Те были вооружены мощной социальной теорией, эти руководствуются указаниями из-за рубежа и желаниями отечественного бизнеса, сросшегося с чиновничеством.
И вот именно таких, — воровавших и приведших к гибели свою страну, — и уничтожали «экстремисты» как в 1612 году, так и в 1917 году.
Минин с Пожарским не пошли бы в рядах семибоярщины под голубыми знамёнами 4-го. Их место в красной колонне 7-го ноября.
И как знать. Может быть, именно в этом году на демонстрации в честь 7-го ноября познакомятся мелкий бизнесмен Минин и отставной полковник Пожарский…
[]
Не нравился интернациональный праздник 7 ноября? Ну расскажите этим ребятам про «гражданский мир» и про «россиян разных вер и национальностей»
Хронологическая справка
Хронология освобождения Москвы (старый стиль):
22-24 августа — разгром войска гетмана Ходкевича.
22 октября — освобождение Китай-города.
26 октября — Договор о капитуляции польского гарнизона в Кремле, освобождение членов Семибоярщины.
27 октября — Капитуляция вступает в силу, поляки сдаются.
1 ноября — торжественное вступление войск Пожарского в Кремль.
Во всех пособиях и справочниках (и дореволюционных, и советских и постсоветских) написанных до 2004-го года, днём освобождения Москвы считается 26 октября 1612 г. Что, согласитесь, вполне логично. Более того, другую дату указывать было бы странно.
Однако РПЦ начиная с 1649 года отмечает день Казанской иконы Божией Матери не 26 октября, а 22 «в благодарение за Её чудесное вспомоществование в освобождении града Москвы от иноземных захватчиков». Почему? По очень простой причине. 22 октября 1648-го у царя Алексея Михайловича родился наследник, первенец Дмитрий.
И счастливый отец кое-как увязал день рождения сына с годовщиной вступления освободительных войск в Москву и днём чудотворной иконы. Объявив это общенародным праздником. Поступок очень в духе допетровских Романовых, рассматривающих всю страну (вместе с народом) как сырьё для удовлетворения личных нужд. Впрочем, царевич помер, не прожив и года. А церковный праздник — день Казанской иконы Божией Матери — остался. И вяло отмечался до 1917-го года среди прочих многочисленных аналогичных церковных праздников.
Для нас важно здесь только одно обстоятельство. Это был церковный праздник, отмечавшийся по юлианскому календарю. Здесь придётся сделать отступление о календарях. Мы сегодня живём, как известно, по григорианскому календарю.
Причиной перехода с календаря юлианского на григорианский стала неточность первого. С каждым столетием юлианский календарь «убегает» от астрономического, и эта погрешность постоянно нарастает. Поэтому римский Папа Григорий и создал комиссию, разработавшую новый календарь. Из этой особенности юлианского календаря вытекает малоизвестный обывателю факт. Разница между григорианским и юлианским календарями — величина непостоянная, она нарастает со временем. Для XVIIв. (т.е. на момент взятия Мининым и Пожарским Москвы) она составляла 10 дней, сейчас составляет 13. А в XXII в. — начиная с 1 января 2101г. — будет составлять уже 14 дней.
Чтобы перевести даты 1612-го года а григорианский календарь к ним надо прибавить 10 дней, именно на столько в XVIIв. юлианский отставал от григорианского.
Таким образом, по новому стилю хронология освобождения Москвы выглядит так:
1-3 сентября — разгром войска гетмана Ходкевича.
1 ноября — освобождение Китай-города.
5 ноября — Договор о капитуляции польского гарнизона в Кремле, освобождение членов Семибоярщины.
6 ноября — Капитуляция вступает в силу, поляки сдаются.
11 ноября — торжественное вступление войск Пожарского в Кремль.
Поэтому, привязав гражданский светский праздник к празднику церковному, отмечаемому по православному церковному календарю (что само по себе абсурд), наши законотворцы совершили деяние глупое до чрезвычайности. Вместо того чтобы отмечать правильную дату по григорианскому календарю, мы отмечаем изначально неправильную дату, погрешность который нарастает примерно на 1 день в сто лет.
Таким образом, если уж принято высочайшее решение заменить 7 ноября на какой-то другой день, и этот какой-то другой день было высочайше указано искать в 1612-м году, то здесь было лишь 2 варианта. Либо 1 ноября, либо 5. Но выбрано было… 4. День, в который по григорианскому календарю вообще ничего не произошло.
[]
Однако в конце 2004-го года Дума приняло решение именно о 4 числе. Почему? Причина очень проста. Дело в том, что в 2005-м, когда новый «праздник» впервые стал бы отмечаться, 4 ноября приходилось на пятницу, что делало очень удобным приплюсовать «праздник» к законным выходным вместо приходящегося на понедельник 7 ноября. И никого, таким образом не обидеть. «День согласия и примирения» (так день Революции официально назывался с 96-го года) упразднили, новый праздник ввели. Всё нормально, вместо двух выходных по-прежнему три.
Иными словами, ничего не значащий день был выбран по двум причинам. Во-первых, законы в стране разрабатываются людьми, которые не могут разобраться в календарях. Во-вторых, тем, кто эти законы принимает, по большому счёту наплевать, что именно они принимают. Велено проголосовать — проголосовали, а разбираться, за что именно проголосовали, — не досуг.
http://samlib.ru/editors/b/baranow_p_a/47-1.shtml
В 2021 году День народного единства в России отметят уже в 16‑й раз. Несмотря на это в большей части написанных о нём, начиная с 2005 года, и серьёзных, и не очень текстов, звучат одни и те же вопросы — что означает «новый» праздник, для чего он нужен, что лучше делать 4 ноября: сидеть за столом, а может быть участвовать в митингах? VATNIKSTAN постарался собрать точки зрения на любой вкус. Итак, День народного единства 4 ноября существует, потому что…
Так сложилось исторически
Про то, что такое Смутное время, большинство, хотя бы примерно, помнит со школы. Для тех, кто подзабыл, в 2007 году «при государственной финансовой поддержке федерального агентства по культуре и кинематографии РФ» сняли просветительский экшн «1612» с Андреем Федорцовым (Вася Рогов из «Убойной силы») в роли Минина и Михаилом Пореченковым в роли Пожарского.
Режиссёр Валерий Хотиненко очень постарался сделать фильм нескучным: добавил выдуманных романтических героев, любовную линию и музыку одного из лучших кинокомпозиторов Алексея Рыбникова. Основная задача, которая, судя по всему, стояла перед создателями — показать, что в смуту все были разобщены, и потому было плохо, но потом все объединились, прогнали врагов и стало хорошо, а заодно развлечь зрителя нулевых.
Но почему именно 4 ноября? В пояснительной записке к проекту закона, который провозгласил пришествие в календарь новой важной даты, говорилось:
«4 ноября 1612 г. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Не все, однако, согласились с предложенными доводами. К примеру, историк Владислав Назаров в написанной по горячим следам статье «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005» года, опубликованной в журнале «Отечественные записки» (№ 5, 2004) привёл множество аргументов против и в конце посетовал:
«…законодатели поставили нас в трудное положение. Как без натяжек и вранья объяснить школьникам, студентам, всем, кто неравнодушен к российской истории, что же за акт народного единения свершился в 1612 году <…> и почему после „окончания Смуты“ русские люди еще целых шесть лет продолжали сражаться друг с другом и воевать с захватчиками?»
Не станем слишком углубляться в существующие вокруг 4 ноября острые исторические дискуссии. Так или иначе, если неявной целью превращения этого, прежде формально обычного дня в красный было подхлестнуть интерес к истории России начала XVII века, затея вполне удалась.
Мы привыкли что-то праздновать в это время
Ещё в 1649 году царь Алексей Михайлович придумал отмечать день Казанской иконы Божьей матери осенью — 22 октября по старому и 4 ноября по новому стилю, а не только летом, как раньше. С одной стороны, потому что именно с этой иконой в Китай-город, как считается, вошёл Пожарский. С другой, потому что в 1648 году, 22 октября (4 ноября) у царя родился первый сын — царевич Дмитрий Алексеевич.
С приходом советской власти праздник в честь иконы был упразднён, но почти сразу появился новый — что интересно, с разницей всего три дня. Постановление Президиума ЦИК СССР от 26 октября 1927 «О праздничных днях, посвящённых годовщине октябрьский революции, и об особых днях отдыха» строго гласило:
«Годовщина Октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней — 7 и 8 ноября. Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР»
«Воспрещение работ» — то, к чему привыкнуть легко, а отказаться трудно. Поэтому после распада СССР граждане уже без идеологической нагрузки продолжали отдыхать 7 ноября в течение 14 лет. Не все заметили, что в 1996 году формальный повод сменился на «День согласия и примирения». Выходной есть выходной.
А когда в 2005 году «согласие» заменили на «единство», многие восприняли это как очередной идеологический приём, в действительности направленный на то, чтобы в ноябре продолжал оставаться денёк, который можно провести на своё усмотрение. По результатам опроса, который осенью 2020 года устроил фонд «Общественное мнение», большая часть населения страны (71%) относится к Дню народного единства не как к празднику, а просто свободному дню.
Можно собраться компанией единомышленников
Судя по публикации в одном из старейших отечественных онлайн-изданий «Newsru.com» от 4 ноября 2005 года, первый в истории День народного единства ознаменовался коммуникацией широких масс, чему активно способствовали носители самых разнообразных политических соображений.
Так «Единая Россия» провела митинги, шествия, концерты и спортивные мероприятия. ЛДПР тоже митинговали, а заодно подкормили своих сторонников — на митинге трудились походные кухни, предлагая всем желающим кашу с тушёнкой.
Представители национал-большевизма предпочли пошуметь: в компании ударных инструментов и громких лозунгов прошлись по Москве маршем. «News.ru» информировали:
Участники марша прошли под барабанный бой, скандируя: «Слава империи!» и «Русский, вставай». В руках у них флаги и плакаты с надписями: «Русские идут» и «Русские, вперёд!»
Отдельные граждане периодически «приветствовали» шествие дымовыми шашками, петардами и наполненными водой презервативами. Сообщали и о задержанных, которых, правда, как пишут, было немного — всего пара человек.
Таким образом, в целом всё прошло мирно, и народные гуляния на 4 ноября стали традицией. А любая традиция требует осмысления — в том числе средствами комедии и массовой культуры.
В 2008 году команда КВН исторического факультета Ярославского Государственного Университета «DasISTfak‘t» показала в финале Рязанской лиги скетч о концерте ко Дню народного единства. По сюжету организатор концерта просит Николая Расторгуева после выступления сказать что-нибудь о любви к России. Лидер «Любэ» отказывается, мотивируя это тем, что аудитория его не услышит:
«Там вся площадь — „Наши“, „Молодая гвардия“, „Местные“. Им же наплевать, что я скажу. Они стоят, флагами машут, глаза стеклянные, семена им кинь — они клевать будут».
Дальше Расторгуев беседует с участницей митинга — школьницей, которая не ходит на учёбу, потому что митинги каждый день, зато любит Россию. Артист возмущается:
«Устроили из нормального Дня народного единства какой-то непонятный псевдопатриотичный шабаш».
Видео сценки приобрело определённую популярность в сети. Многие обратили внимание, что, когда в 2009 году «DasISTfak‘t» показали этот же скетч на Первом канале в рамках Премьер-лиги КВН, он стал существенно короче. В частности, исчезли названия молодёжных организаций (теперь просто «группа подростков») и упоминание самого Дня народного единства.
Конечно, необязательно участвовать в народных гуляниях и концертах — можно провести время дома, за праздничным столом. В выпуске от 6 ноября 2010 года популярной в нулевые публицистическо-юмористической программы «Прожекторперисхилтон» это попробовали сделать её ведущие и приглашённые гости.
Застольная беседа ожидаемо свелась тому, как надо отмечать праздник. И, также ожидаемо, к чему-то конструктивному прийти не удалось — в лучшем случае получалось об этом пошутить, в худшем происходило зашучивание темы и постепенный уход от неё в веселье ради веселья — всё тот же выходной ради выходного:
— Надо дарить что-то, что бы объединяло людей…
— Клей, наручники? Скотч можно. <…>
— Нас может объединить любовь друг к другу…
— И баня. <…>
— Очередь, например, объединяет людей.
— А очередь в баню?
— А очередь в баню — это вообще вершина.
Сегодня этот выпуск кажется интересным слепком времени, собравшим некоторые его важные приметы. Получается, уже в 2010 году вопрос «как отмечать День народного единства?» был чем-то вроде риторического застольного софизма, который обязательно озвучить, но подобрать к нему универсальный ответ — и невозможно и, в общем-то, не очень нужно.
Надо помнить историю, а единение — это важно
В 2015 году, во время выступления на форуме «Сообщество», Владимир Путин поделился с собравшимися, что, когда праздник только появился, он тоже не понимал, зачем он нужен. Но потом осознал — для того, например, чтобы остановиться и подумать:
«…многие в нашей стране, когда этот праздник воссоздавали, и я в том числе, тогда думал: „Это ещё что такое, это зачем? Что у нас, праздников мало, что ли?“ <…> Теперь я отчётливо осознаю и прекрасно понимаю, что такой праздник нам нужен. Потому что очень важно <…> остановиться раз в году, вспомнить, что и когда с нами было, что и когда с нами происходило, что связано с нашими победами и триумфами, а что с поражениями и трагедиями».
Развивая свою мысль, Путин подвёл к тому, что, чем больше единения, тем больше побед, и что в основе всех деяний должна лежать любовь к Родине. Таким образом президент составил формулу успеха: знание истории + единство + патриотизм = хорошо для России. Понятно, что, если хотя бы одно слагаемое убрать — уравнение не получится. И естественно, что внедрение этих слагаемых в массы лучше всего начинать с молодёжи.
Ко Дню народного единства 2016 года программа «Вечерний Ургант» подготовила эксперимент — спросили у школьников об истории праздника. Ответы предсказуемо вышли экстравагантными.
— Что это такое за праздник?
— Это когда все города России объединились и отвоевали землю от польцев.
— Городами кто-то руководил? Были герои этого праздника?
— Были. Михалков. И ещё какой-то… По-моему, Саша.
— Они участвовали в войне, чтобы спасти Москву от африканцев.
— А в каком году африканцы нападали на Москву?
— В 2005 году.
Ничего удивительного в том, что младшие школьники не могут толком рассказать о Смуте — ведь её изучают в средней школе. Судя по всему, дело было так: ребятам дали информацию, они её зазубрили и пересказывают на камеру. Но даты и факты для детей не наполнены содержанием — они не осмыслены, а заучены, как тарабарщина.
Получается, пресловутое «молодёжь не знает историю» — это не сама проблема, а следствие того, что с детства научили зубрить, а не размышлять. Не имея представления о том, кто такие поляки, легко превратить их в африканцев — какая разница, главное, что не наши, а чужаки из-за границы.
Дальше — про единство:
— Что сказали Минин и Пожарский, чтобы объединить всех?
— Граждане страны, на нас напали поляки, давайте все объединимся и создадим большой полк, — на ходу импровизирует мальчуган нечто, напоминающее объявление на вокзале.
Каков вопрос — таков ответ. Разумеется, без призывов не обойтись, но сам по себе лозунг «надо быть единым народом» ничего не несёт. Что значит надо? А как этого добиться? Вряд ли ведущий сам смог бы здесь ответить лучше ребёнка. Начинать нужно не с того, чтобы запомнить набор слов «объединились и победили», а с размышлений о том, что такое единство и как его достичь.
В общем, стоит почаще вспоминать хороший совет президента про остановиться и подумать. Информация без её осмысления не позволяет мозгу её применять. А значит — не имеет значения.
Можно делать необычные заявления и наряжаться патриотично
День народного единства 2018 года геронтолог Игнат Пенкин выбрал для того, чтобы встретиться с журналистами и призвать к единению для отказа от пенсионных накоплений:
«Я как учёный-геронтолог ответственно заявляю: пенсия для народа не нужна. Более того, она опасна и вредна. Для человека, который привык к деятельности пенсия является настоящим стрессом. Он начинает болеть, деградировать, его жизнь становится короче. Поэтому сегодня, в День народного единства, я предлагаю всем нам объединиться и отказаться от пенсии раз и навсегда, чтобы жить долго и счастливо».
Правда, Игнат Пенкин — не настоящий учёный, а персонаж эпизода «День народного единства» из сериала «След». Тем не менее, использовать праздничный день для того, чтобы тебя услышали — хорошая идея. Но нужно быть готовым к ответственности за свои слова: сразу после скандального выступления Пенкина в полицию позвонил аноним и сообщил, что геронтолог будет убит.
Видимо, безопаснее не говорить, а петь, заодно одевшись по-праздничному. В том же 2018 году организация «Патриотки РФ» выпустила ко Дню народного единства музыкальный клип. В нём три девушки в облегающих платьях — белом, синем и красном — гуляют по Москве, водят хороводы с прохожими и собирают их на Красной площади, заставляя подпевать патриотической песне:
«Вместе мы развиваемся, вместе мы поднимаемся, вместе мы правда, вместе мы сила, вместе мы семья. Вместе нам не страшны враги, вместе нас Бог убереги, наше единство — гордость России, вместе ты и я».
В интервью «Огоньку» (№ 18 от 18 апреля 2016 года) «Патриотки» рассказали о своих больших планах на медиа, в частности, о реалити-шоу «Передовой отряд патриоток», и понадеялись, что скоро их позовут на Первый канал. Пока ждут.
Он подходит, чтобы баюкать малышей
Удивительно, но День народного единства настолько универсальный праздник, что даже помогает поскорее уснуть. По крайней мере, так решили создатели программы «Спокойной ночи, малыши», в 2015 году сделав выпуск, посвящённый 4 ноября. Мишутка и Каркуша бодро шпарят, подглядывая в учебник, не забывая комментировать прочитанное эмоциональными вздохами:
— Вставай, Коломна, вставай, Кострома, вставай, Ярославль. Я, Кузьма Минин, житель Нижнего Новгорода, призываю вас, города русские, встать на защиту Родины своей всем миром. Ооооо!
— А тебя, воевода Дмитрий Пожарский, просим: встань во главе войска народного, защити Москву.
— Во, как написано!
— Дааааа!
Незаметно к зверушкам подкрадывается певец Дмитрий Маликов и продолжает рассказ, но уже по памяти. «Вы это знаете?» — удивляется Мишутка. «Конечно, нужно же знать свою историю» — как ни в чём не бывало объясняет Маликов.
Следующие пару минут уходят на то, чтобы обсудить памятник Минину и Пожарскому, деньги на который собирали «всем миром». Затем мультфильм, почему-то «Фиксики — серия о том, как писать секретные письма невидимыми чернилами. Может быть, намекали на то, что народное единство — это тоже такая вещь, о которой чужим нельзя рассказывать, а только своим?
Жизнь без праздничной пустоты не нужна
О сакральной роли праздников как таковых написано и сказано немало. В статье «Праздник» из энциклопедии «Мифы народов мира» издательства «Советская энциклопедия» филолог Виктор Топоров отмечает важность пустоты, «порожнести» (отсюда и слово «праздник») дней, не занятых делами. Человек погружается в состояние, «когда время останавливается, когда его нет» — здесь вновь можно вспомнить президентский наказ делать остановки для размышлений.
Широко известна разошедшаяся на мемы цитата Егора Летова о праздниках из интервью после концерта группы «Гражданская Оборона» в клубе «Б1» 26 мая 2007 года. По соображениям официальной морали мы не можем прикрепить здесь ссылку на видео, зато можем привести расширенный вариант цитаты, «запикав» опасные места квадратными скобками:
«…ради чего люди идут на смерть, почему они прыгают с парашютом, почему они идут в наёмные солдаты, в экстремальные точки едут и так далее. Ради определённого праздника. Ради праздника с большой буквы, экстремально-экзистенциального какого-то, мистического праздника. Потому что, если праздника нет, эта жизнь [нафиг] не нужна».
Стоит ли причислять День народного единства к области экзистенциального — вопрос открытый. Но даже если нельзя, но хочется, в ваших силах провести 4 ноября в интересующем вас духе. В конце концов, если день в календаре есть, надо же что-нибудь с ним делать.
Читайте также «Судьбы первого поколения постсоветских президентов».
Поделиться
Реставрацию памятника Минину и Пожарскому в Москве завершили к празднику
Поделиться
4 ноября в России ежегодно отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году, но до сих пор не все знают, что именно отмечается в этот день.
Что произошло 4 ноября и почему это важная дата для нашей страны? Мы собрали несколько фактов об истории Дня народного единства.
Что произошло в этот день?
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. Тем самым был положен конец Смутному времени — периоду в истории России от смерти Ивана Грозного до того, как престол занял Михаил Федорович Романов — первый из царской династии.
В период смуты Россия переживала тяжелый кризис: государство практически распалось, а борьбу за трон, кроме истинных наследников, вели самозванцы, которые довели страну до состояния гражданской войны, а позже втянули ее в русско-польскую войну. День освобождения от польских захватчиков, когда народное ополчение взяло штурмом Китай-город, и празднуется каждый год 4 ноября.
Свое название День народного единства получил благодаря тому, что история народного ополчения — это яркий пример того, на что способны россияне, объединившиеся для общей цели.
Наряду с российским флагом символом Дня народного единства стали образы Минина и Пожарского. Их роль в освобождении Москвы нельзя недооценить.
Нижегородский земский староста Кузьма Минин создал народное ополчение, призвав москвичей дать отпор врагу. На его зов собралось огромное по тем временам войско — более 10 тысяч человек. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.
В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. С 2020 года памятник реставрировали, и сейчас, наконец, его снова можно увидеть.
Фото: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Поделиться
В 1613 году царь Михаил Федорович постановил праздновать 4 ноября День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником — в этот день также чествуют икону Казанской Божией матери.
В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, который получил статус памятной даты.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)
День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).
В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.
Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.
Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.
Материалы по теме в Журнале Calend.ru:
Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»