Нет нацизму сценарий

Цель: провести у подрастающего поколения просветительскую работу.. учителю, Мероприятия, 9 класс, Открытый урок " Нет нацизму! "

Сценарий проведения «Открытого урока».

План – конспект открытого урока «Нет, Нацизму! »

9 классах.

Цель: провести у подрастающего поколения просветительскую работу.

Задачи:

Предупреждение формирования в умах молодежи стереотипов, дезинформации и отторжения «чужого»,которые приводят к проявлениям расизма и дискриминации.

  • Формирование авторитетного общественного мнения, способного позитивно влиять на гармонизацию межэтнических, межконфессиональных отношений, снижение уровня агрессии
    и вражды в обществе.

  • — способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;

  • — закрепить представление о празднике Дня Победы;

Подготовительная часть:

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим на тему «Нет, Нацизму!» в канун празднования Дня Победы, узнаем что – такое «нацизм» и послушаем ребят, которым было дано домашнее задание, найти определение терминов:

«Ксенофобия»; «Национализм»; «Шовинизм»; «Фашизм»;написать эссе (сочинение), на тему: «Библиотека – территория толерантности!».

— И так мы начинаем.

1учащийся: — Выступает Шубина Оля со стихотворением Михаила Дудина:

«Что такое Фашизм»

Что такое фашизм,

он увидел глазами своей души,

всей ее детской чистотой

и впечатлительностью.

Это была жестокая школа.

Школой колючей проволоки и окрика.

Школа пули и виселицы.

Школа восторга мести

и жажды справедливости.

Он увидел глазами своей детской души

свой народ, его горе,

его силу и благородство.

Он понял, что жестокость есть

орудие страха.

Он понял и узнал цену хлеба

и слова.

Он очень рано стал взрослым.

И этот опыт жестокости не ожесточил

И не озлобил его души,

А, как потом оказалось,

Проявил и утвердил в ней

То истинно человеческое,

— В этом стихотворении мы услышали слово «Фашизм», чтобы раскрыть этот термин слушайте внимательно дальше.

2 учащийся: Что же такое фашизм?

Фашизм — это политическая идеология, которая основана на превосходстве одних рас или наций над другими (расизм), а также фашизм — один из видов государственного режима тоталитарного типа, характеризуется открытой диктатурой, направленным и организованным с целью подавление прогрессивных общественных движений.

Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.

Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся 3. – На оккупированных территориях вместе с человеческими жизнями нацисты столь же варварски разрушали и уничтожали исторические и архитектурные памятники, грабили произведения искусства, стремились уничтожить материальную культуру целых народов.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей, стали 26 млн. 549 тыс. человек- солдат и офицеров, мирных жителей-убитых, погибших от голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся 1. – Народы России внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавлении человечества от фашистского порабощения и геноцида. Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне.

Учащийся 2. – Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и других странах Европы.

Учащийся 3. – Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей.. . Концлагеря были превращены гитлеровцами в специальные «учреждения», предназначенные для организованного, систематического убийства миллионов людей. Из 18 миллионов граждан Европы, прошедших через фашистские концентрационные лагеря различного назначения, было уничтожено более 11 миллионов человек

Учащийся 4:

Штыком пронзенный «голубь мира»

Фашистских планов первый акт,
Картина эта не сатира,
А надвигающийся факт.

Мы видим пред собой воочью,
Кто мир пытается взорвать,
О планах чьих и днем и ночью
Нам невозможно забывать.

Крепя свой фронт стальной всечасно,
Мы говорим об этом ясно,
Чтоб враг, оскаливший свой клык,
Заране знал бы, как опасно
Эмблему мира брать на штык

Все вместеВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ.»

— Обратите пожалуйста внимание на стол, здесь вы видите выставку книг «И помнит мир спасённый». Пока я буду вам рассказывать о том, что такое «Нацизм» и откуда появилось это слово, посмотрите внимательно нашу выставку.

НАЦИЗМ — первоначально это слово понималось как сокращение термина «национал-социализм», при этом такое сокращение имело очень серьёзные цели. Ведь до начала Великой Отечественной Войны, Третий Рейх не был врагом СССР, более того, это государство скорее воспринималось как союзническое.

На то, что оно вело войны по всей Европе, в СССР смотрели с некоторой беспечностью. А дело было и в том, что и в Третьем Рейхе, и в СССР был социализм. В первом — национал-социализм, во втором — интернационал-социализм. Но суть одна — декларировалось социальное государство,  а такие государства не могут быть врагами.

Когда же армия Третьего Рейха вероломно перешла границы СССР, советскому агитпропу необходимо было решить задачу по дискредитации политического строя Германии. Так и возникло сокращение — «нацизм», к которому потом добавился термин «фашизм» в его неправильном понимании. И, таким образом, воевавшие бойцы Красной Армии уже бились с нацистами и фашистами, но никак не с социалистами.

После окончания Второй Мировой Войны термин «нацизм» стал расхожим ярлыком, более того — синонимом таких слов, как «ксенофобия», «национализм», «шовинизм», «фашизм». Все эти слова получили абсолютно негативную коннотацию, что позволяло использовать их для очернения политических противников.

Беспрецедентная жестокость нацистов унесла жизни миллионов людей, мужчин, женщин, детей. Если бы не Великая Победа 1945г., мы не знали бы сегодня вкуса свободы, а многих из нас и вовсе не было бы в живых. Если бы не героические подвиги наших отцов и дедов в те жестокие годы войны, мир был бы окрашен сегодня в коричневый цвет.

Сегодня под нацизмом можно считать преступную идеологию, при которой представители одной нации считают вполне естественным паразитировать или захватывать ресурсы у представителей другой нации на основании только национальной принадлежности. В условиях российской действительности под нацизмом можно понимать создание этнических преступных группировок на территории проживания коренных народов, занимающихся террором мирных жителей, торговлей наркотиками, разбоем, изнасилованиями и другими преступлениями.

А сейчас девочки расскажут нам определение терминов, которые были даны им на дом:

Рукосуева Наташа «Ксенофобия»

Кондратьева Лиза– «Национализм»

Мухаметшина Марина – «Шовинизм»

Учащийся 5:

Стихотворение «Четвёрка»

Их четвёрка боевая,

а фамилии бойцов –

Иваненко,

Иванбаев,

Иванидзе,

Иванов.

Не страшили дождь и ночь их,

И не мало огневых

Вместе подавили точек,

не считая запятых.

Вместе шли они сраженья

Через минные поля,

На узлах сопротивленья

Славу поровну деля.

Воевала, дело зная,

Та четвёрка храбрецов –

Иваненко,

Иванбаев,

Иванидзе,

Иванов.

Шли за Нарев, шли за Вислу,

И за Одером – рекой

Стало гитлеровцам кисло

От четвёрки дорогой.

Стало тесно распроклятым –

охватил фашистов страх!

Та четвёрка в сорок пятом

Заскочила к ним в рейхстаг.

Расписалась боевая

На стене без лишних слов –

Иваненко,

Иванбаев,

Иванидзе,

Иванов.

И конец войне. Победа!

Все на родину свою –

На Донец, на Каму едут,

На Рион, на Сырдарью.

У друзей такой характер –

полон рот у них забот:

тот – на шахту, тот – на трактор,

эти двое на завод.

Трудится не забывая

Сотоварищей — бойцов,

Иваненко,

Иванбаев,

Иванидзе,

Иванов.

— Эти бойцы из разных городов и они разных национальностей, воевали каждый за свой город, за одну страну, Они патриоты России, они вместе, они рядом сражались за своих родных. Я желаю вам чтобы вы никогда не столкнулись с нацизмом, а самое главное вы не вступили в преступную группу и не обижали людей других национальностей. Дружите, уважайте друг друга

Заключительная часть:

— А закончит наш открытый урок «Нет, Нацизму!», Воложенин Максим , ученик 9-ого класса, с эссе на тему: «Герои победители в моём городе».

Шестьдесят девять лет отделяет нас от последних залпов Великой Отечественной войны, и кажется, всё позабылось. Но чем дальше мы «уходим» от этого времени, тем ярче, высвечиваются подвиги героев: Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова… За каждым именем — жизнь и неповторимая судьба. Хочется понять, что думал молодой парнишка Александр Матросов, когда поднялся в свою последнюю атаку, заслоняя собственной грудью товарищей. Он был молод, отчаянно хотел жить, мечты о взрослой жизни, учеба в ремесленном училище. Матросов погиб 23 февраля 1943 года в бою у деревни Чернушки около города Локня, закрыв своим телом амбразуру дзота. Он удостоен звания Героя Советского Союза. Ему не было и девятнадцати лет. Он показал всему миру, что свобода Родины, доблесть и честь превыше всего. Он не был фанатиком, аскетом, но гибель товарищей под пулеметным огнем толкнула Александра вперед. Это желание — приблизить победу, вернуть мир на родную землю. Патриотизм и великое чувство любви к России жило в нём. Вечная слава герою! Он отдал свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру. Это невозможно забыть. Такими героями стояла и стоит русская земля. Мы должны не только помнить их, но быть достойными их памяти

— Спасибо садись на своё место.

Учащийся 6: Праздник 9 мая всегда будут отмечать миллионы людей во всём мире, кто ценит свободу и независимость народов, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к гитлеровскому фашизму.

Мы гордимся бесконечно Вами,

Верные защитники страны,

Боль утрат притерпится с годами,

Только б не было опять войны!

И наш урок средь мирной тишины

Подарок тем, кто шел победным маршем,

Подарок поколению войны,

От правнуков, войны совсем не знавших.

— Надо помнить об этих трагических событиях в истории нашей страны.

-надо помнить, чтобы не прерывалась связь поколений;

— надо помнить, чтобы гордиться своей Родиной;

— надо помнить тех, кто отдал свои жизни, чтобы жили мы;

-надо помнить тех, кто своим трудом ковал победу в тылу;

-надо помнить и гордиться теми, кто выжил и живёт сейчас рядом с нами;

-надо помнить, чтобы знать, кто мы и откуда

— Всем огромное спасибо за урок , все свободны.

Я несколько лет руковожу школьным литературным кружком выразительного

чтения. «Живое слово». Дети со стихами выступают в различных мероприятиях школьного

и муниципального уровня. Дважды направлялись на областной конкурс «Живая

классика». В 2014 году на юговостоке Украины началась братоубийственная война,

развязанная нацистами, пришедшими к власти путем переворота. Нацизм быстро

расползался по всей Украине. В связи с этими событиями в нашей стране патриотическое

воспитание молодежи на уроках литературы и во внеурочной деятельности приобретает

огромное значение. Поновому воспринимаются классические программные

произведения: Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А. Фадеев «Молодая гвардия» и многие

другие. На уроках все больше мы говорим о мужестве, о единстве русского и

украинского народов в борьбе с врагами. Тарас Бульба восхищался русским

товариществом: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не

было таких товарищей». «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле

товарищество». Прошли столетия. Нынешние украинские правители стремятся разорвать

сложившиеся веками родственные связи двух братских народов. Более того, они

насаждают в своей стране дикую и страшную идеологию нацизма. Мы не должны

проходить мимо подобных явлений, делать вид, что нас это не касается. Нужно давать

детям возможность проникнуться чувством ненависти к фашизму и на уроках, и вне

занятий.

Я подготовила сценарий открытого урока, посвященного борьбе с нацизмом. В нем

приняли участие школьники 9-11 классов. Выступления участников сопровождались

показом кадров, соответствующих тексту. Ведущие – учащиеся 911 классов.

Открытый урок

«Нацизм не пройдет!»

1-й ведущий:

Нацизм возродился сегодня, спустя 70 лет после победы над фашистской

Германией в 1945 году. И мы, жители Ростовской области, не просто свидетели того, что

происходит на Украине, нашей братской стране, мы в какойто мере и участники этих

событий, так как почти в каждой семье есть родственники на Украине, где полыхает

развязанная украинскими нацистами война против своего народа. А вот будет ли

развиваться нацизм завтра, будет зависеть от вас, молодого поколения. Вы должны

знать, что это такое. откуда он взялся, что он несет людям, какое будущее готовит

народам.

2-й ведущий:

Наш Президент Путин В.В. недавно в своем выступлении сказал, что мир сегодня

изменился. Все страны связаны не только политически, но и экономически. Но этого не

хотят признавать Запад и США. Россия становится сильной, могучей державой, с которой

нужно считаться и которую надо уважать. Это пугает наших партнеров, они не хотят

допустить усиления влияния России и стараются посеять рознь, вражду между братскими

народами Украины и России.

Они постоянно провоцируют украинское правительство на гражданскую войну

внутри Украины, но она рядом с нами, как сказал один политик, в подбрюшье России

заполыхал кровавый костер.(На экране кадры : война на Донбассе) И поддались на эти

провокации не только молодые украинцы, но и старшее поколение, забывшее историю,

они стараются не вспоминать, какую цену заплатила Украина за сегодняшнюю жизнь,

какую роль в уничтожении украинских мирных граждан в годы войны сыграли нацисты.

1-й ведущий:

Нацизм– крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке;

идеей нацизма является доминирование (господство) над другими нациями при

провозглашении национальной исключительности (явно или косвенно) и стремление к

достижению этих целей военной, экономической или культурной экспансией на

территориях, не входящих в состав своего государственного образования; воплощение

идей нацизма происходит за счет унижения национального самосознания других наций

путем прямого захвата либо скрытого паразитирования. Нацизм, как политическое

движение, зародился в 20 годы 20 –го столетия в Италии, распространился во многих

европейских странах и США, но победил только в Германии, так как, например, во

Франции, все общественные силы объединились и не допустили фашизм к власти. Гитлер

идейный вождь фашизма развязал самую страшную, самую кровавую войну 20го века

(На экране кадры: зверства фашистов в годы Великой Отечественной войны). Именно он

решил, что иные народы должны склониться перед высшей германской расой.

Национальная спесь имеет такие корни: истребление других разными методами

уничтожения, зверства, пытки, издевательства. Немецкие фашисты превозносили только

свою нацию, другие для них не существовали и должны были быть или уничтожены, или

превратиться в бессловесных рабов Германии. Недалеко ушли и украинские нацисты,

которые не приняли новую жизнь после присоединения в 1939 г. Западной Украины к

Советскому Союзу. С приходом гитлеровцев они организовали УПАукраинскую

повстанческую армию, шли служить в фашистских войсках. Изначально ряд воинских

формирований, в которых служили украинские националисты, в частности. батальон

«Нахтигаль» и «Роланд», создавались как подразделения в диверсионном формировании

«Бранденбург-800″.

2-й ведущий

Это подразделение было передовым в отношении ведения войны. Фактически

они ломали все представления о войне, использовали провокации, диверсии,

переодевались в чужую форму, убивали мирное население, использовали пытки на

допросах и не подпадали под действие женевских конвенций. Даже в нацистской

Германии не все разделяли такие взгляды, зато украинские националисты проявляли в

составе «Бранденбурга» невиданное рвение. Дивизия «Галичина» была штатным

подразделением СС и воевала на территории Украины до окончания войны. Кроме того,

украинские националисты охотно записывались в состав шуцманшафт батальонов – то

есть полицейские подразделения, в рамках которого осуществляли зверства по всей

Украине. Наиболее ярым борцом против своих соотечественников был Степан Бандера,

которого сегодня в Украине провозгласили национальным героем.

Уже в первые дни войны, спустя неделю после нападения Германии на СССР немецкие

войска вошли во Львов. (На экране кадры: массовое уничтожение мирного населения

украинскими нацистами). Уже 1 июля во Львове начались массовые погромы, в первую

очередь, еврейского населения. За несколько дней было уничтожено свыше 4 тыс.

человек, и, по свидетельствам историков, националисты Украины и бойцы «Нахтигаль»

принимали в этом действе самое непосредственное участие. Во Львове проживало более

130 тысяч евреев из 350тысячного населения города. Все они были согнаны в одно из

крупнейших в Европе гетто. В течение нескольких лет они партиями вывозились в лагеря

смерти, либо уничтожались на месте. В 1943 году во время зачисток гетто часто

практиковалось сожжение домов вместе с жителями. К моменту освобождения от

нацистов Львова советскими войсками в живых осталось около 300 евреев.

3-й ведущий:

Для решения задач, подобных этой, формировалась «народная милиция» ОУН,

которая должна была осуществлять «чистки москалей, жидов и прочих», а также

составление списков «отметившихся в преследовании и гонении украинства в первую

очередь «неукраинцев» собственно, жидов, москалей, поляков». С 1 июля 1941 года эта

бандеровская милиция перешла в подчинение СС. Не менее кровавая история была в

Киеве. На весь мир прогремели массовые расстрелы мирного населения в Бабьем Яру.

Здесь за неполные два года были расстреляны 200 тыс. человек. Активное участие в

расстрелах принимали украинские полицаи.

Сожжение заживо вообще было одним из наиболее частых способов массовых казней у

нацистов. Наиболее известный случай такого преступления уничтожение белорусской

Хатыни. (На экране кадры Хатынской трагедии)При этом, несмотря на то что Хатынь

находится на территории Белоруссии, ее ликвидацией занимались именно украинские

шуцманы. После нападения партизан на отряд охранной полиции, в котором погиб

любимчик Гитлера олимпийский чемпион Ханс Вельке, каратели приняли решение

полностью уничтожить деревню, жители которой могли сотрудничать с партизанами. Они

согнали все население Хатыни в деревянный сарай, обложили соломой, которую облили

бензином и подожгли. Тех, кто выбегал и пытался спастись, расстреливали из пулемета

и автоматов. Всего погибло 149 человек, среди которых 75 детей. В Хатыни сейчас

находится мемориал, в котором увековечена память обо всех уничтоженных карателями

белорусских деревнях таковых оказалось 186 деревень.

Всего, по данным из открытых источников, население Украины сократилось за годы

войны на 14 млн. человек. Большая часть безвозвратных потерь Украины от нацистского

нашествия была мирным населением. Значительная их часть жертвы украинских

националистов, полицаев, рвение которых зачастую останавливали немецкие офицеры.

4-й ведущий:

Прислушайтесь, дети! Сердцем прислушайтесь! И вы услышите тяжелый топот

кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, крови, смерть

женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с многострадальной землей…

Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев, они замучены, растерзаны

собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей, зарыты заживо. Они

хотели жить…Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество

ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в

вихре пожаров жизнь не умирала!

5-й ведущий:

И теперь, спустя 70 лет, на Украине вновь появились последователи этих нелюдей,

использующих те же методы против «москалей. За деньги, по приказу командования, они

использовали методы нацистских преступников и украинских шуцманов сжигая заживо

в здании беззащитных безоружных людей (На экране кадры Одесской трагедии 2го мая

2014 г.), добивая их при попытке бежать из огненного ада, в который превратилось

здание профсоюзов в Одессе 2 мая нынешнего года. Несколько месяцев украинские

националисты убеждали весь мир, что они не нацисты, что они несут мир и европейские

ценности Украине, желают видеть ее единой и неделимой, с одной нацией и одним

языком, говорили о том, что никого не будут притеснять за язык и происхождение. Но

когда Крым выразил единодушное желание войти в состав России и затем был принят в

него, то нацисты заговорили о необходимости натовской помощи, чтобы от России

осталась выжженная земля. Западные лидеры после такого зверства, один в один

повторяющего самые страшные события Второй мировой войны, пошли на поводу у

американских властей, согласились с санкциями против России и полностью замалчивают

то, что произошло в Одессе.

4-й ведущий:

Удивляться нечему. Предыдущее поколение оплатило приход к власти Адольфа

Гитлера, чьи солдаты точно также сжигали наших братьев, сестер, отцов и бабушек в

Хатыни, в белорусских и украинских городах, морили голодом во время блокады

Ленинграда. И сегодня новые фашисты выращивают таких же нелюдей. Нацизм на

Украине стремительно разрастается. Преступное правительство развязало

бесчеловечную войну против своего народа, назвав ее антитеррористической операцией.

Нацистская клика внушает, навязывает украинскому народу антироссийские настроения,

ненависть к России, отвергает многовековые братские узы, считают себя великими.

Отвернувшись от России, они ищут помощи и поддержки у Америки и Западной Европы

(На экране украинская девушка, читающая собственные стихи о том, что Украина и

Россия не братские народы). Но нельзя разорвать тысячелетнюю связь народов.

Ученица 6 класса читает стихотворение Г. Конюховой об Украине

Неделимы, братья, мы, неделимы.

Меж собой давнымдавно побратимы.

Супостата одного вместе били.

А нас взяли, не спросив, разделили.

Напевали нам, смеясь, такто лучше.

И поставили кордон рьяно, тут же.

Время враз на 2 часа отмотали.

Зарубежьем ближним все сразу стали.

Связь с родными как держать, как делиться?

Украина, мы с тобой две сестрицы.

Жили ладно с тех времен и доныне,

А теперь костры горят в Украине.

Киевград, святая Русь, как же сталось?

У бандеровской орды оказалась?

На майдане смрад и дым, сердце стынет.

Надругались бандюки над святыней.

С незапамятных времен кровь смешалась.

Радикалов к стенке всех за их шалость.

Только верит весь народ, как и прежде,

Заживем одной семьей, есть надежда!

Песня «Святая Русь» Видеоклип

5-й ведущий:

Тысячи мирных граждан Донбасса погибли от постоянных обстрелов донецких

городов, сотни тысяч беженцев покинули свою родину. Разрушены крупные населенные

пункты и маленькие села, детские сады и памятники. Посмотрите, как открывался

мемориал на Саурмогиле.(На экране кадры: открытие мемориала и его вид сегодня)

Тысячи людей со всей страны приехали на его торжественное открытие. А теперь

украинскими нацистами он превращен в руины. Для фашистов нет ничего святого. Люди

голодают, не имеют возможности получать лекарства и медицинскую помощь, живут в

подвалах, существуют за счет гуманитарной помощи, доставляемой Россией. Экономика

Украины погрузилась в пучину кризиса. За все злодеяния должны ответить фашисты,

которые путем насилия и захвата пришли к власти. Но Донбасс борется, он не сломлен.

Стихотворение «Донбасс не сломить» читает ученик 6 класса

Потоком сильным плачут небеса.

Стальные птицы взвились над востоком.

Никто уже не верит в чудеса,

Устал народ во мраке жить глубоком.

Нам ненавистен синежелтый флаг.

Не от того, что мы сепаратисты.

Нам дом милее, и трехцветный стяг

Не Украина, не бандерские фашисты.

Против своих объявлена война,

Шакал нацистской свою пасть оскалил.

Его душа неистово темна,

Но на колени никого он не поставил.

1-й ведущий:

Многие жители европейских и других стран уже поняли, к чему может привести

равнодушие и попустительство, они поднимают голос протеста против фашизма. Мир

должен объединить свои усилия в борьбе с нацистами. Наша страна, Президент делают

все возможное для урегулирования конфликта в соседнем государстве. Наша молодежь

должна хорошо знать историю, чтобы не допустить зарождения фашизма у нас в стране.

Школьники Крюково посещают семьи ветеранов, заботятся ухаживают за братскими

могилами погибших воинов в Великой Отечественной войне, выступают на митингах и

демонстрациях (На экране кадры: школьники х.Крюково в семьях ветеранов, на

братских могилах)

2-й ведущий:

Только уважение к собственной истории, к ветеранам, мужество и активная жизненная

позиция, любовь к своей Родине, способны сохранить мир, не допустить возрождения

фашизма.

Стихотворение о Крюково В. Матющенко читает ученик 3 класса

Есть Ростов, есть Калитва, есть Гуково,

Есть Новочеркасск, Азов, Аксай.

Только мне всего милее Крюково

Мой хороший, мой любимый край

Глушь родимая! Рукой подать – подружки

А вот в детстве я понять не мог:

Как пролягут к милой деревушке

Ленточки асфальтовых дорог!?

Я свою любовь доверил тайне:

Пусть гогочут гуси во дворе!

Пусть стоит церквушка на окраине,

Новый ретранслятор на горе!

Крик и шум трамвайной остановки…

Я на них с презрением гляжу!

Лучше не излучине Тузловки

С удочкой на зорьке посижу.

Милая, желанная обитель!

Пред тобой ни в чем не виноват!

Но спешу я в класс, где ждет учитель,

Вновь спешу, как много лет назад!

3-й ведущий:

На международном Валдайском форуме, прошедшем в конце октября, Президент

Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал, что Россия свой выбор

сделала. Наш путь –это мирное сотрудничество с партнерами и в Европе, и в Азии, и на

американском континенте. Наша политика направлена на развитие связей между

государствами, и с братской Украиной в том числе. Он подчеркнул, что современный мир

меняется, и только мирные взаимоотношения позволят населению нашей планеты

чувствовать себя в безопасности, жить, не боясь разрывов бомб и снарядов. Нужно

помнить историю, ее кровавые уроки.

Отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского читает ученица 7 класса

Помните!

Через века,

через года, —

помните!

О тех,

кто уже не придёт

никогда, —

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

стучатся, —

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье,

пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полёт, —

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споёт, —

помните!

Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звёздам

ведя корабли, —

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

никогда, —

заклинаю, —

помните!

Учитель:

Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие это урок на всю жизнь. Не

вступайте в ряды скинхедов, националистических движений, боритесь против любого

проявления национализма, неуважения к истории, к нашей памяти. Ваши сердца будут

помнить, к каким страшным последствиям приводит равнодушие и бездействие. не

становитесь на преступный путь никогда во имя своих идей, берегите свои чистые души

от проклятий, будьте чуткими к боли других людей, не причиняйте страдания кому

либо, наша цельнаучиться говорить твердое «НЕТ!» тем, кто стал на преступный,

жестокий путь уничтожения людей.

2-й ведущий :

Наша Родина нуждается в защите, особенно сегодня. Обязанность каждого

молодого человекаотдать гражданский долг своему Отечеству, защищая рубежи РФ. И

сегодня мы с гордостью называем имена выпускников нашей школы, несущих службу в

рядах российской армии. Выпускники Большекрепинской школы:

1.Попович Владимир Иванович

2. Седельников Сергей Владимирович

3. Малько Сергей Юрьевич

4. Клюшин Денис Александрович

5. Борисенко Денис Александрович

6. Стрюковский Андрей Сергеевич

7.Чуприн Иван Валерьевич

Выпускники Лысогорского сельского поселения:

1 Акуленко Александр Сергеевич

2.Бошков Сергей Геогриевич

3.Власов Игорь Игоревич

4. Жильцов Андрей Анатольевич

5.Коненко Александр Васильевич

6.Лепетуха Сергей Сергеевич

7. Миронов Игорь Владимирович

В заключение звучит замечательная песня «Баллада о русских

мальчишках», написанная более 40 лет назад, в которой отражена великая

история великой страны, горячая любовь к Родине, готовность защитить

свою родную землю.(Поют все участники мероприятия. При исполнении

последнего куплета дети поднимают макет цветущей планеты)

Баллада о русских мальчишках

Музыка: Анатолий Новиков Слова: Лев Ошанин

Разве можно забыть этих русских мальчишек,

Пареньков, для которых был домом завод?

В старых кепках отцовских, в тряпье пиджачишек

Уходили мальчишки в семнадцатый год.

В грудь им пушки глядят, вслед им ветер ревет…

Так встречает мальчишек семнадцатый год.

Глядит Революция, очи суровы:

Откуда вы, кто вы,

На что вы готовы?

В ответ поднимались упрямые руки:

Готовы на муки,

На годы разлуки,

Готовы на радость победных огней,

На холод суровый могильных камней.

Готовы на всё

Ради завтрашних дней. (2раза)

Год за годом заря над землею вставала,

Поднималась Россия, забыв о былом.

И любовью мальчишек своих баловала,

Как могла, согревала на сердце своем.

Только вдруг сорок первый ударил огнем,

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

Глядит на них Родина, очи суровы:

Откуда вы, кто вы,

На что вы готовы?

В ответ поднимались отважные руки:

Готовы на битвы,

На годы разлуки,

Готовы на радость победных огней,

На холод суровый могильных камней.

Готовы на все

Ради завтрашних дней.(2 раза)

А теперь молодежь поднимает ракеты.

Всё, что нужно желать, ей Отчизна дала.

Но с чужих полигонов бессонной планеты

Смерть грозит уничтожить всю землю дотла.

Пепел атомных бурь раскален добела, —

Что ж нам делать, мальчишки, чтоб юность жила?

Зовет вас История, очи суровы:

Откуда вы, кто вы,

На что вы готовы?

В ответ поднимаются сильные руки:

Всю землю большую берем на поруки.

Родная планета, цвети, зеленей!

Мы любим тебя в переливах огней.

Мы сделаем всё

Ради жизни твоей!

Ради завтрашних дней!

Информация о материале
Категория: История

Цель урока: на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны формирование у обучающихся представления  о нацизме.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с началом возникновения фашизма в Германии, проанализировать последствия фашизма на примере документальных фильмов и исторических фактов; показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме; раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид.

Развивающая – развивать у учащихся умение самостоятельно думать, принимать верные решения в любых жизненных ситуациях, иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать.

Воспитательная —  добиться понимания обучающимися преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с Германией в середине ХХ столетия была принципиальным противостоянием;  воспитывать патриотические качества у подрастающего поколения на примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой Отечественной войны

Оборудование: компьютер, проектор; песня “Бухенвальдский набат”, документы на каждом столе, эпиграф, новые слова на доске.

Ход урока

На доске эпиграф, учитель читает: «Народ не может жить, не помня уроков своей истории». Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что «без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего».

В начале урока звучит музыка “Бухенвальдский набат”.

Почему с этой мелодии я начала урок? В этой мелодии звучат слова о мире, об общей ответственности всех людей на земле за мир и покой. 70 лет прошло со времен окончания войны — большой срок.

У людей, родившихся в последние годы войны — уже взрослые дети. Их отцы и матери помнят военное время смутно, знают о нем понаслышке. А последующие поколения и вовсе не знают лихолетья. Память народа о войне, о том, чем она грозила человечеству, о том, кто спас мир от нацистской чумы, о том, что такое фашизм, нельзя вытравить, уничтожить. Об этом нужно помнить.

Тема нашего урока «Мир без нацизма» проводится в целях противодействия экстремистской деятельности.

Исходя из названия темы, определите цель урока. О чем мы сегодня должны узнать? (Обучающиеся сами определяют).

Итак, наша главная проблема: Причины возникновения, сущность нацизма.

Сегодня на уроке будут звучать следующие слова, но я просила вас найти в толковых словарях значение этих слов, надеюсь, вы это сделали.

Задание: соотнесите понятия и определения

понятия определения

АГРЕССИЯ

(от лат.аgressio – нападение)

– незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа.

Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

ГЕНОЦИ́Д

Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

ДИСКРИМИНАЦИЯ

(от лат. discriminatio — различение)

— ущемление  прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

КСЕНОФО́БИЯ

1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами.

2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

НАЦИОНАЛИ́ЗМ

1.Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

2.Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. Большой юридический словарь.

ШОВИНИЗМ

(фр. chauvinisme)

разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами.

Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

 ФАШИЗМ

(итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение)

бесчеловечная идеология, преступная политика.

социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 века.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера».

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Мы не случайно поставили слово фашизм в конец столбика, оно включает в себя все эти понятия.

  1. Почему и по сей день проблема фашизма волнует не только историков, но и все прогрессивное человечество? (Беседа).
  2. Что несет с собой фашизм? (Ответы учащихся: жестокость, насилие. Важно не забывать о тех неисчислимых бедствиях, в пучину которых вверг человечество фашизм, соединивший в себе все мерзостное, что было порождено — расизм и национализм, милитаризм и шовинизм).

Особенно актуально это сейчас, когда активизировались неонацистские силы во всем мире, в связи с событиями в братской Украине. Звучит предостережение борцов против коричневой чумы о том, что фашизм- это государственный терроризм, попрание всех человеческих прав, гонка вооружений, необузданный милитаризм, агрессия: фашизм — это война.

     Рассказ учителя. Согласно ст.6 ФЗ от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945годов» в РФ запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей  многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертв.

     Под фашистской символикой понимается знамена, знаки, атрибуты, униформы приветствия и пароли, представляющие  собой воспроизведение  в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партии Германии и фашистской партии Италии: свастика, фасция,  приветственные жесты и т.д..  Свастика была принята  в качестве символа Национал- социалистической   рабочей партией Германии в 1920 г. В 1935 г ее объявили высшим символом третьего рейха. В соответствии с п.1 ст.1 ФЗ от 25.07.2002 г № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики и символики, сходных с нацистской  атрибутикой или  символикой до степени смещения, является экстремисткой деятельностью (экстремизмом).

     Под распространением нацистской символики понимается передача вышеуказанных предметов или материалов другим лицам путем продажи или бесплатной раздачи, под демонстрацией нацистской символики ее публичное выставление, показ, ношение или в фото-, кино-, и  видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее воспроизведение доступным. Таким образом, данные действия влекут за собой административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.

По представлению фашистов история человечества была ни чем иным, как борьбой за существование различных наций или рас; самой жизнеспособной они считали арийскую или нордическую расу, к которой относили немцев. Их историческая миссия — завоевание мирового господства, жизненного пространства на Востоке. Национализм порождал агрессию, очень характерную для германского фашизма.

Ради своей идеи они готовы были уничтожить все человечество, кроме расы избранных, очистив ее от неполноценных — коммунистов, инаковерующих, тех, кто не может доказать арийское происхождение вплоть до пятого колена.

Ответьте на вопрос: Каким образом Германия готовилась к войне? Какие способы и методы использовала?

После беседы дополняет. Методы осуществления своей политики фашисты использовали различные:

  1. Травля интеллигенции. Вожаки нацистов публично заявляли, что “чем менее культурен народ, тем более пригоден он для фашизма”. Гитлер говорил, что интеллигенция — это “отбросы нации. Как только я слышу слово интеллигент, моя рука тянется к спусковому крючку пистолета”.
  2. Создана тайная полиция — Гестапо, СС, СА — империя смерти — гигантский аппарат палачей и убийц, у многих из них было уголовное прошлое.
  3. 1933 год — созданы первые концлагеря — “фабрики смерти”: Освенцим, Майданек, Дахау и другие. Доставленные в концлагеря узники убивались отравляющим газом в специальных газовых камерах, а их тела сжигались в круглосуточно работавших гигантских крематориях.

Весной 1942 г. группой специалистов, работавших в Берлинском университете, по заданию Гиммлера был разработан план «Ост» — план использования немцами оккупированных территорий СССР.

Работа с документом (см. Приложение)

Учащимся раздается документ 3 и предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
—  какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;

ДОКУМЕНТ

Из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий  А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост»  (23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год.

Показывает кадры из фильма “Обыкновенный фашизм”

  1. Подумайте и скажите, почему и по сей день жив фашизм?
  2. Есть ли факты проявления фашизма в наши дни?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Вывод. В нашем демократическом обществе есть люди, которые пытаются насаждать фашистскую идеологию среди морально неустойчивой молодежи.

— Как вы расцениваете подобные факты? Как можно с этим бороться?

(Беседа — учиться, вырабатывать силу воли, убеждения…)

— Как называется современный фашизм?

Учащиеся – Неофашизм —  общественно-политическое течение, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма.

С момента возникновения фашизма появилось другое движение – антифашизм. Антифашисты — это те кто противостояли фашизму. 8 февраля – день юного героя антифашиста

— Каких юных  героев- антифашистов Великой Отечественной войны вы знаете?

Учащиеся- Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Зоя Космодемьянская

Итог. Учитель. Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и других странах Европы. Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На ошибках учатся, но мы можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят миллионы человеческих жизней.

Давайте почтим память погибших в этой войне минутой молчания… Минута молчания.  В преддверии Дня Победы, необходимо помнить, что эта война была не только борьбой между государствами, это была борьба всего человечества против абсолютно бесчеловечного и преступного режима, борьба за спасение в человеке человеческого начала.

Приложения

понятия определения
 

– незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа.

Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

 

Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

1949-1992.

 

— ущемление  прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

 

1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами.

2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

1949-1992.

 

1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

1949-1992.

 

— название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности».

Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

 

— разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами.

Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

бесчеловечная идеология, преступная политика.

социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера».

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

—  Какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;

ДОКУМЕНТ

Из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий  А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост»  (23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью

—  Какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;

ДОКУМЕНТ

Из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий  А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост»  (23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью

—  Какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;

ДОКУМЕНТ

Из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий  А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост»  (23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью

—  Какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»;

ДОКУМЕНТ

Из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий  А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост»  (23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью

Краткий глоссарий урока

 (определения даны в сокращенном и упрощенном виде)

АГРЕССИЯ (от лат.аgressio – нападение) – незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа.

Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН.

Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства.

Агрессия может быть прямой и косвенной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию. Он включает в себя различные принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и ее проявлений в будущем.

Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии.

Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

ВРАЖДА́. Недоброжелательные, неприязненные, проникнутые ненавистью отношения и действия.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

ГЕНОЦИ́Д.Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

ГЕНОЦИ́Д (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — одно из тягчайших преступлений против человечества. Это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение
этих групп.

Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны.

Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948г.) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида.

Энциклопедический словарь. 2009.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение) — ущемление  прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

«…Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам…».

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.12.2012)

КСЕНОФО́БИЯ

1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами.

2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

НАЦИОНАЛИ́ЗМ.

1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности».

Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид.

В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

НЕОНАЦИЗМ. Общественно-политическое течение, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма.

Заимствует элементы основ нацистской политики, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию и антисемитизм.

Характерная черта — использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. (Использование нацистской символики законодательно запрещено в странах Европы в целях борьбы с неонацизмом).

Энциклопедический словарь. 2009.

НЮРНБЕРГСКИЙ процесс — судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. Проводился в г. Нюрнберг в Международном военном трибунале (20.11.1945-1.10.1946).

К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии, в том числе Г.Геринг, В.Кейтель, Э.Кальтенбруннер, А.Йодль, А.Шпеер, Я.Шахт, Г.Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или к пожизненному тюремному заключению.

Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо).

Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества.

На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotesсоотечественник, patris родина) — эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов;

любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.

ПАТРИОТИЗМ. Всегда определяется как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов.

Патриотизм не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер.

Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Дискриминационное или оскорбительное поведение по отношению к людям, принадлежащим к другой расе.

«Расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью либо следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» (ст. 1(1) Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г.)

Международное миграционное право: глоссарий терминов. — Женева : Международная организация по миграции (МОМ). Р. Перрушу. 2005

СОТРУДНИЧЕСТВО — совместное выполнение работы, совместное участие в решении проблемы или задачи, взаимопомощь.

    Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпение)

1) терпимость киного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ФАШИЗМ – бесчеловечная идеология, преступная политика.

ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 века.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера».

Непременные элементы идеологии и политики — всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

ШОВИНИЗМ(фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами.

Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами. Это приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств.

Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественно-политической жизни.

Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

понятия

определения

 

– незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа.

Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

 

Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

1949-1992.

 

— ущемление  прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

 

1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами.

2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

1949-1992.

 

1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

1949-1992.

 

— название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности».

Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

 

— разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами.

Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

бесчеловечная идеология, преступная политика.

социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера».

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

План – конспект мероприятия

Тема: «Мир без нацизма»

Дата проведения: 13.12.2018

Форма проведения: дискуссия

Цель: создание условий
для привлечения  внимания учащихся к актуальным проблемам современного
общества, таких как недопустимость проявления нацистских настроений среди
молодежи.

Задачи:

Образовательные:
познакомить
с понятиями “национализм”, “фашизм”, показать причины их развития, выявить опасность
крайних форм проявления и возрождения фашизма.

Развивающие: развивать умения
размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы,
анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

Воспитывающие: формирование негативного
отношения к нацизму и фашизму, развитие чувства сострадания к жертвам нацизма.

 Использование
современных образовательных технологий
: ИКТ, технология обучение в
сотрудничестве.

Методическое
обеспечение:
 ПК, мультимедийный проектор,
слайд-презентация, дидактический раздаточный материал.

Ход мероприятия:

I.                 
Вступление                                                                                        
5 мин.      

Приветствие воспитанников
класса

Проверка наличия личного
состава

Проверка готовности
личного состава к мероприятию.

Воспитатель:
Ребята, рада
видеть вас на нашем мероприятии. Хочется надеяться, что наша встреча пройдет не
зря, и вы обязательно узнаете что-то новое и важное для себя. А тему для
обсуждения я выбрала очень серьезную: «
Мир без нацизма» (слайд 1).

Цель этого
мероприятия указана на слайде (слайд 2).

Давайте
вместе попробуем определить задачи классного часа, подумайте на какие вопросы
вы бы хотели получить ответы в рамках представленной темы. Слова на слайде
помогут вам помогут сделать это правильно (слайд 3).

Понять, что…

Выявить, чем…

Сделать
выводы…

Ребята формулируют задачи (слайд 4).

II.              
Основной
этап                                                                                  
30 мин.

1.     Словарная работа

Воспитатель:
Прежде всего нужно разобраться
со смыслом слов, которые мы будем сегодня употреблять. Многие любят разгадывать
кроссворды, где нужно угадать слово по его значению. Я вам предлагаю подобное
задание. На слайде изображены слова, к которым я буду читать  определения,  а
вы должны догадаться, о каком понятии идет речь
(слайд 6).

• Внимание и любовь к человеку,
уважение к человеческой личности. (Гуманизм)

• Враждебность, стремление к
захвату, к завладению. (Агрессивность)

• Политическое движение в Германии,
основанное на идее национального превосходства немцев. (Нацизм)

• Сторонники нацизма.
(Нацисты)

• Одно из названий германского
нацизма (Фашизм).

Ребята, подумайте, какое слово лишнее
в этом ряду понятий? Почему?

2. Информация для размышления

Воспитатель: Перед нами стоит первая задача  —
понять, то же такое фашизм и нацизм? Мы с детства слышим эти слова, активно их
употребляем, но не все могут внятно объяснить, что это такое. Ознакомьтесь с
печатным материалом, который располагается у вас на столе, чтобы разобраться в
этих понятиях.

Фашизм — это
система взглядов, которые исповедовали члены партии Гитлера. Она называлась
Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Сторонников этой партии и
называли нацистами. Какие у них были взгляды, принципы и убеждения? В основе
гитлеровского нацизма три идеи. (слайд 7)

• Первая —
это идея расового превосходства немцев над всеми другими народами. Согласно
этой идее есть «высшая раса», вершиной которой являются немцы, а есть «низшие
расы», неполноценные народы, недочеловеки, которых необходимо подавлять и
истреблять. Гитлер так высказывался о «технике истребления населения» на
Востоке: «Наш долг — истребить население… миллионы представителей
неполноценной расы, которые плодятся, как паразиты…» Эти слова Гитлера
относятся, прежде всего, к русским и ко всем народам России.

• Второй
важной идеей нацизма стало учение о жизненном пространстве. Согласно ему
«высшая раса», немцы, должна расселяться и укореняться на самых лучших и
богатых землях — имеется в виду Россия. А «низшая раса» — местные жители
-должна изгоняться, порабощаться, истребляться, или германизироваться.

• И третья идея — это идея мирового
господства. Гитлер обещал немцам, что установит новый мировой порядок, который
будет длиться тысячу лет.

Вопросы учащимся после ознакомления с
дидактическим материалом

1)   
Что такое фашизм?

2)   
Какие идеи лежат
в основе гитлеровского нацизма?

3)   
В чем суть этих
идей?

3. «Фабрики смерти»

Воспитатель: Фашисты решили уничтожить наше
государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше
советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю,
гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. Для
уничтожения людей, были созданы лагеря, где гибли и военнослужащие, и мирное
население –женщины, старики, дети.

          
Всего на территории Германии и оккупированных ею государств было 14000 лагерей.
Через них прошли 18 миллионов человек. 5 миллионов – граждане СССР. Даже
сейчас, спустя десятки лет, не удаётся залечить всех ран, причинённых войной. Я
прошу ребят рассказать о том, что творилось в лагерях смерти.

Звучит музыка
Иоганна Себастьян Баха, композиция: Sarabande

Ученик 1:
(слайд 8)

Сколько б лет
не прошло и столетий,

Будет помнить
народ и земля

Лагеря, где
мучительной смертью,

Гибли люди,
фашистов кляня.

Гибли
женщины, дети, солдаты,

Оставляя лишь
горы костей

Да пижамы,
штаны полосатые,

Что валялись
у камер – печей

Ну а те, кто
дождался победы

До сих пор не
верят тому,

Что ушли
навсегда страхи — беды,

До сих пор
проклинают войну.

До сих пор по
ночам еще снятся

Голод, холод,
болезни и смерть,

Номер
лагерный навечно остался,

Не сотрет его
временем след.…

Надежда
Горланова

Ученик  2:
Кресс А.
(слайд 9) Под
польским городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным
никого. Здесь располагается самый большой лагерь, основанный немцами — лагерь
смерти Освенцим. Каждый день для проживающих в лагере проходил в борьбе за
выживание.
(слайд 10). Сбежать
оттуда заключённым было невозможно, так как вся территория была окружена
колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. Попытка сбежать
каралась смертью.     Это одно из самых страшных мест на Земле (слайд 11). Отношение
к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать элементарную гигиену без мыла и
воды было невозможно (слайд 12). Лишь изредка давали ограниченное количество
времени, чтобы помыться. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и
травой.

Ученик 3: Оболонский А. (слайд 13) Спали заключённые на
трёхэтажных нарах, застеленных соломой. В таких антисанитарных условиях люди
часто заболевали различными инфекционными болезнями.
Концлагеря считались конвейерами
смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых
камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Их досматривали врачи и
делили на трудоспособных и нетрудоспособных (слайд 14).  Людей слабых и
больных, детей, стариков отправляли в газовые камеры. В газовых камерах их
травили газом «Циклон», хватало 15 – 20 минут, чтобы умертвить людей.

Ученик 4: Гоголев Н. (слайд 15).  В лагерях велись
принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeitmachtfrei», что с
немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём, и ночью, в мороз и
солнце, трудились с помощью лопат и ломов. Заключённые были привлечены к
строительству дорог, новых бараков, складов (слайд 16).  Многие работали на
металлургических заводах. Десятки тысяч узников были привлечены к строительству
военного химического завода и военного завода взрывателей и запалов для бомб и
снарядов вблизи Освенцима. На сельскохозяйственных работах узниц, бывало,
запрягали в плуги, вместо лошадей. В процессе работы людей жестоко избивали.
Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории, их отправляли в печи.

Ученик 5: Макаренко К. (слайд 17).  В
Освенциме широко практиковались медицинские опыты. На узниках испытывались
новые  лекарственные препараты, изучались действия химических веществ и
радиоактивного излучения. Их заражали такими опасными заболеваниями как
малярия, гепатит, тиф и желтуха. Нацистские врачи проводили хирургические
операции на здоровых людях, в качестве тренировок. Через тело заключенных
женщин пропускали ток высокого напряжения с целью тестирования выносливости. (слайд
18). 

Воспитатель:
27 января 1945 года, советская
армия освободила концлагерь Освенцим от нацистов, где тысячи заключённых ждали избавления
от мучений. Этот день считается Днём памяти жертв концлагерей. (слайд 19). 

После войны
на территории лагерей открыли музей Аушвиц-Биркенау. На памятной плите
написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества
это место…» Это место — напоминание о самом страшном преступлении против
человечества. Наш с вами долг помнить историю своей страны, чтобы те ужасные
события никогда не повторились. Просмотр презентации «Ты помни!»

Вопросы после просмотра:

1)    Почему мы не должны забывать  ужасов
войны?

2)    Как вы считаете, нужно ли говорить в
наше время о таких понятиях как нацизм?

4. Задание
в группах:

1 группа: У вас на столе лежит лист ватмана,
разделите его на две части, одна из которых символизирует мир, а другая нацизм,
Выберите и приклейте характерные для каждой половины ватмана картинки.

2 группа: У
вас на столе два листа: желтый, на  котором написано МИР и красный со словом
НАЦИЗМ, посоветуйтесь и напишите слова, которые у вас ассоциируются с этими
понятиями.

3 группа: Написать
эссе, как не допустить проявления нацизма в современном мире.

III.
Заключение                                                                          
                  3 мин.    
 

Рефлексия

Продолжи фразу: (слайд 20)

Мы помним…
Мы знаем…
Мы не допустим…

Воспитатель  6 «Г»
класса                                                         Кондрашева С. С.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нет на свете праздника важней чем прекрасный праздник матерей картинка
  • Нет ли сегодня никакого церковного праздника
  • Нет американским праздникам
  • Несчастливый день праздник 31 декабря
  • Несуществующий праздник придумать