Нет ничего нельзя откладывать нельзя ни праздник ни воскресную прогулку

Пособие содержит самостоятельные работы для текущего контроля знаний учащихся - Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - Обобщающие слова при однородных членах - 8 класс

Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова — Л. А. Аксенова 2020

Вариант 1

1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однород­ные члены подчеркните как члены предложения.

1) Юношескую непосредственность задор огонёк надо за­ботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки залив­ные луга ширь небесная на много вёрст всё это делает Кон­стантиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу. 4) Здесь и справа и слева двери были белы. 5) В поле в ро­ще в воздухе везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые де­ревья осина ольха берёзки ещё голы стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки ни крючки ни лестницы не помогли добрать­ся до дна пещеры. 8) Нигде ни в одном из окон ни в пропу­скных будках в шахтах ни на переездах не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать клас­сиков Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова…

Ответ:

1) Юношескую непосредственность, задор, огонёк надо за­ботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки, залив­ные луга, ширь небесная на много вёрст — всё это делает Кон­стантиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя, умей всё пережить: печаль, и радость, и тревогу. 4) Здесь, и справа, и слева двери были белы. 5) В поле, в ро­ще, в воздухе — везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые де­ревья: осина, ольха, берёзки — ещё голы, стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы не помогли добрать­ся до дна пещеры. 8) Нигде: ни в одном из окон, ни в пропу­скных будках в шахтах, ни на переездах — не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать клас­сиков: Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова…

2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять поста­новку тире.

1. Ноябрь — первый месяц зимы.

2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.

3. Смелому — уважение, трусу — презрение.

4. «Береги честь смолоду», — учит пословица.

1. Ноябрь — первый месяц зимы.

Тире ставится потому, что и сказуемое, и подлежащее выражены именем существительным.

2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.

После однородных слов и перед обобщающим словом ставим тире.

Вариант 2

1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однород­ные члены подчеркните как члены предложения.

1) Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни вос­кресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец ни сестра ни друзья. 3) Почти везде на суше в океане в атмосфере и даже в вечных льдах обитают живые существа. 4) Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в ого­роде и на железной крыше дома и на хворосте и на ботве. 6) Звуки и запахи тучи и люди были странно красивы. 7) И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. 8) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким уве­реньям ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья и ребячьи лица и гнедой Лысан стали в лучах захо­дящего солнца алыми.

Ответ:

1) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни вос­кресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец, ни сестра, ни друзья. 3) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах — обитают живые существа. 4) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы — ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в ого­роде, и на железной крыше дома, и на хворосте, и на ботве. 6) Звуки и запахи, тучи и люди — были странно красивы. 7) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным. 8) Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким уве­реньям, ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья, и ребячьи лица, и гнедой Лысан — стали в лучах захо­дящего солнца алыми.

2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять поста­новку тире.

1. И деревья, и трава — всё было в инее.

2. «Завтра пойдём на рыбалку», — сказал дедушка.

3. Россия — многонациональное государство.

4. В труде — счастье.

Расставить знаки препинания в предложениях.

1)Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни прогулку.

2)На деревьях стогах домах везде лежал снег.

3)Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.

4)Все деревья трава песок и лаже одежда подернулась инеем.

5)Юные деревья ель и сосна клен и вяз все растут дружно.

6)Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.

7)Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие.

8)Для тебя единственное ласковое я нашел хорошие слова.

9)Разговор принял как будто бы самый мирный характер.

10)Женщина бросилась к шедшему впереди раненному солдату.

11)Измученный и продрогший я едва добрался домой.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Расставить знаки препинания в предложениях?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Блок
однородных членов может сочетаться с
обобщающим словом, широким родовым
понятием, в обобщенной форме передающим
семантику однородного ряда. Обобщающие
слова являются самым общим (самым
абстрактным) выражением семантики
однородных членов. Они занимают обычно
актуализирующие позиции: или открывают
сочиненный ряд, или закрывают его.
Обобщающие слова являются теми же
членами предложения, что и однородные,
поэтому любые однородные члены могут
в принципе иметь обобщающее слово.
Однако чаще обобщаются слова с предметным
значением, очень редко – со значением
действия.

В роли обобщающих
слов часто используются

• местоименные
словоформы: все,
всегда, везде, всюду, никуда

и т.п.: Нет,
ничего откладывать нельзя: ни праздник,
ни воскресную прогулку

(В. Винокуров); Повсюду:
в кустах, в траве – запели, зачирикали
птицы

(А.К. Толстой); Бывают
штормы всякие: мутно-зелёные, как глина,
серые и почти черные

(К. Паустовский); Все,
что окружало нас, казалось необыкновенным:
и поздняя луна, блиставшая над черными
озерами, и высокие облака, похожие на
горы розового снега, и даже привычный
морской шум высоких сосен

(К. Паустовский);

• существительные:
По
опушкам лесов еще растут грибы:
красноголовые подосиновики и зеленоватые
и розовые сыроежки, скользкие грузди и
душистые рыжики

(И.Соколов-Микитов);

• фразеологизмы:
Он
был мастер на все руки: слесарь, столяр,
плотник и даже механик
(В.
Короленко);

• с
обобщающей глагольной формой: Он
заметно молодился – подкрашивал усы,
носил вышитые рубашки

(Т. Леонтьева).

Свойства обобщающих
слов:

  • Часто
    в роли обобщающих слов используются
    слова, обозначающие понятия с широким
    объемом: Герасим
    ничего не слыхал: ни быстрого визга
    падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды

    (Т.); В
    степи, за рекой, по дорогам – везде было
    пусто

    (Л. Т.).

  • Между
    обобщающим словом и однородными членами
    могут быть также смысловые отношения
    целого и части, например: Но
    я как будто вижу перед собой эту картину:
    тихие берега, расширяющуюся лунную
    дорогу прямо от меня к баржам понтонного
    моста и на мосту длинные тени бегущих
    людей

    (Кав.).

  • Однородные
    члены конкретизируют содержание
    понятия, выражаемого обобщающим словом,
    поэтому грамматически выступают в
    функции уточняющих слов по отношению
    к обобщающему слову и поэтому они могут
    быть выделены знаком «тире»: Все
    было – сомненья, страданья, И зной, и
    холодная дрожь

    (В. Шефнер).

  • Между
    препозитивными обобщающими словами и
    однородными членами предложения –
    пояснительная связь, которая находит
    свое выражение в наличии или в возможности
    вставки слов а
    именно, то есть, например, как-то
    :
    Вся
    усадьба Чертопханова состояла из
    четырех срубов разной величины, а
    именно: из флигеля, конюшни, сарая, бани
    (Т.);
    Ему
    подавались обычные в трактирах блюда,
    как-то: щи, мозги с горошком, сосиски с
    капустой

    (Г.); Хорь
    понимал действительность, то есть:
    обстроился, накопил деньжонку, ладил
    с барином и с прочими властями…

    (Т.).

  • В целях усиления
    перед обобщающим словом ставится одно
    из подытоживающих слов: словом, одним
    словом и др.: Ложки, вилки, миски, –
    словом, все то, что необходимо в походе,
    было уложено в рюкзаки.

  • Обобщающее
    слово может находиться впереди однородных
    членов или следовать за ними. Иногда
    однородные члены находятся между
    подлежащим – обобщающим словом – и
    сказуемым: Толпа
    строений: людских, амбаров, погребов –
    наполняла двор

    (Г.).

  • Однородные
    члены согласуются в падеже с обобщающим
    словом: Всё
    человечество Каштанка делила на две
    очень неравные части: на хозяев и
    заказчиков

    (Ч.).

Соседние файлы в папке 12-12-2013_20-46-25

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск


Карточки для комплексного повторения
пунктуации

Старшие классы

В 9-м классе, когда изучены все
орфографические правила, синтаксис
словосочетания и простого предложения,
переходим к изучению раздела «Синтаксис
сложного предложения» и проводим работу над
развитием умений ставить знаки препинания в
предложениях различной степени сложности.
Для этого уже не один год я использую такую форму
работы, как «Карточки для комплексного
повторения пунктуации». Комплект рассчитан на
целый класс, составлен по учебному пособию Л.П.
Федоренко и В.К. Лотарева (Федоренко Л.П.,
Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации
// Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. М.:
Просвещение, 1979). Количество карточек в комплекте
соответствует количеству учеников в классе. Это
позволяет обеспечить самостоятельность работы
детей.
Каждая карточка состоит из 8 предложений на
разные пунктуационные правила. Предложения
содержат от 1 до 3 пунктограмм. Детям предлагается
записать их, расставить и объяснить знаки
препинания (любым известным ученикам способом.
Объяснение считаю необходимым, т.к. оно
свидетельствует о сознательном выборе
пунктуационного знака.
Для работы с карточками отвожу время в начале или
в конце урока (от 10 до 20 минут).

№ 1

1. Когда снег тихо опускается самому
хочется быть еще тише. (М.Пришвин)
2. Мой приход я это мог заметить сначала несколько
смутил гостей. (И.Тургенев)
3. Я таким воздухом нигде не дышал кроме как в
наших местах. (К.Паустовский)
4. Вечером буря разыгралась так что нельзя было
расслышать гудит ли ветер гремит ли гром. (И.Гончаров)
5. Опытный следопыт Александр Александрович без
труда прочитал недлинные страницы лесной драмы. (В.Песков)
6. Вы я думаю привыкли к этим великолепным
картинам. (М.Лермонтов)
7. Для тебя единственная ласковая я нашел хорошие
слова. (М.Светлов)
8. Как отчий дом как старый горец горы люблю я
землю тень ее лесов и моря рокоты и звезд узоры и
странные строенья облаков. (В.Брюсов)

 № 2

1. Стволы берез уже белели во мраке
приближался скудный и холодный рассвет. (К.Паустовский)
2. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие
способности мечтательного философствования к
чему был особенно склонен Пьер то и в этом он
видел не недостаток а силу. (Л.Толстой)
3. Да и наконец всегда лучше впасть в ошибку думая
хорошо. (М.Горький)
4. Командир батальона старший лейтенант
Прудников был рядом за углом хаты. (А.Гайдар)
5. У порога прислонившись к двери не замеченная
никем стояла бабушка Вера. (А.Фадеев)
6. Ружье вещь благородная, самая любопытная
забава притом и украшение в комнате приятное. (Н.Гоголь)
7. Помню воздух насыщенный праздником света слышу
шум оркестрантов уставших играть. (Я.Смеляков)

№ 3

1. Нет ничего откладывать нельзя ни
праздник ни воскресную прогулку. (Е.Винокуров)
2. По лопухам по крапиве по всякой зеленой траве
рассыпались белые лепестки отцветает черемуха. (М.Пришвин)
3. Ум направленный на одно отрицанье бледнеет
сохнет. (И.Тургенев)
4. Ветер теплый и такая тишина словно должно
что-то в такой тишине случиться. (М.Пришвин)
5. Нужно читать и уважать только те книги которые
учат понимать смысл жизни понимать желания людей
и истинные мотивы их поступков. (М.Горький)
6. Русый ветер какой ты счастливый. (С.Щипачев)
7. Только вижу бледный всадник опустился на траву.
(С.Васильев)
8. Вам не случалось быть при том когда в ваш дом
родной входил гремя своим ружьем солдат страны
иной? (А.Твардовский)

№ 4

1. Несмотря на то что князь Василий
неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму
она ласково и трогательно улыбалась ему и чтоб он
не ушел взяла его за руку. (Л.Толстой)
2. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая
дорогу встречным людям. (М.Горький)
3. Мне человеку в костюме босяка трудно было
вызвать его франта на разговор. (М.Горький)
4. Зубчатый клен и гладкий бук и твердый граб и дуб
корнистый вторят подков железный звук средь гама
птичьего и свиста. (А.К. Толстой)
5. Рысь кормит молодых сперва молоком потом
приносит им разных животных как то рябчиков
мышей глухарей зайчат и прочих.
6. Илюша к воротам но из окна послышался голос
матери. (И.Гончаров)
7. Музыка как небо над землей. (В.Боков)
8. Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа
кажется громким заставляет вздрагивать. (М.Горький)

№ 5

1. Не ветер бушует над бором не с гор
побежали ручьи Мороз воевода дозором обходит
владенья свои. (Н.Некрасов)
2. Но Господь Бог ведает тут он поднял руку над
головой что скорее шар земной в раздробление
придет чем мне от своего слова отступиться или…
тут он даже фыркнул или струсить или раскаяться в
том что я сделал! (И.Тургенев)
3. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. (М.Пришвин)
4. По морю шла волна и пена облизывая борта тотчас
таяла. (К.Паустовский)
5. Первый тост был выпит как читатели может быть
сами догадаются за здоровье нового херсонского
помещика. (Н.Гоголь)
6. Какие все же удивительные у него глаза не то
доверчивые сверх меры не то мудрые. (В.Шукшин)
7. До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу
нет зверя! (М.Лермонтов)
8. По ночам плакал во сне Фунтик маленькая рыжая
такса. (К.Паустовский)

№ 6

1. В курганах в глубоком небе в лунном
свете в полете ночной птицы во всем что видишь и
слышишь начинают чудиться торжество красоты и
страстная жажда жизни душа дает отклик
прекрасной суровой родине и хочется лететь над
степью с ночной птицей. (А.Чехов)
2. Пламя юности мужество страсть и великое
чувство свободы все в душе угнетенной моей
пробудилось. (Н.Некрасов)
3. Живет у нас бывший корабельный врач быстрый и
строгий старик большой знаток музыки обладатель
большой исторической библиотеки (К.Паустовский)
4. О сколько всякого зверя бродит по тайге!
Сколько рыбы водится в таежных реках.
Специалисты насчитывают а им нельзя не верить
около ста пятидесяти видов промыслового зверя а
рыб более семисот.
5. Везде на полях и на лесных просеках и на
дорожках пар поднимался от земли. (М.Пришвин)
6. От березняка рябит в глазах голова кружится от
солнечных зайчиков. (В.Песков)
7. Я полон дум о юности веселой но ничего в
прошедшем мне не жаль. (С.Есенин)
8. Держалась она с таким достоинством что когда
подавала мне налитый стакан я чувствовал
потребность привстать. (В.Короленко)

№ 7

1. Мы переехали горы и первый предмет
поразивший меня была береза северная береза. (А.Пушкин)
2. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется
броситься и переделать все самому. (И.Гончаров)
3. Все на земле было описано за исключением таких
редких и адских мест как Кара-Бугаз. (К.Паустовский)
4. Весь май за исключением нескольких ясных
солнечных дней шли беспрерывные дожди. (М.Шолохов)
5. На задней глухой стене этого портика или
галереи были сделаны шесть ниш для статуй
которые Одинцов собирался выписать из-за
границы. (И.Тургенев)
6. Я приду и если вы чего-нибудь не поняли объясню. (К.Паустовский)
7. Волны обезумев от ярости били совсем рядом в
берега с такой силой что они сотрясались. (К.Паустовский)
8. Усевшись где-нибудь на кургане в степи или на
холмике над рекой или наконец на хорошо знакомом
утесе слепой слушал шелест листьев да шепот
травы или неопределенные вздохи ветра. (В.Короленко)

№ 8

1. Все в тающей дымке холмы перелески. (Н.Рыленков)
2. Инженер Хоробрых иркутянин озеро Байкал река
Ангара его любовь и гордость. (К.Паустовский)
3. Аннушка молча покинула свою засаду тихо обошла
кругом ее детские ножки едва шумели по густой
траве и вышла из чащи подле самого старика. (И.Тургенев)
4. Один из людей стройный силуэт которого
вырисовывался в ночи взглянул на арку. (А.Фадеев)
5. Вопреки предсказанию моего спутника погода
прояснилась и обещала нам тихое утро. (М.Лермонтов)
6. Кроме картин в комнате было много цветов. (К.Паустовский)
7. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта
мне не очень нравились особенно колкие замечания
о Марье Ивановне. (А.Пушкин)
8. Солдаты их было трое ели не обращая внимания на
Пьера. (Л.Толстой)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нет на свете праздника важней чем прекрасный праздник матерей картинка
  • Нет ли сегодня никакого церковного праздника
  • Нет американским праздникам
  • Несчастливый день праздник 31 декабря
  • Несуществующий праздник придумать