Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни воскресную прогулку схема

Пособие содержит самостоятельные работы для текущего контроля знаний учащихся - Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - Обобщающие слова при однородных членах - 8 класс

Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова — Л. А. Аксенова 2020

Вариант 1

1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однород­ные члены подчеркните как члены предложения.

1) Юношескую непосредственность задор огонёк надо за­ботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки залив­ные луга ширь небесная на много вёрст всё это делает Кон­стантиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу. 4) Здесь и справа и слева двери были белы. 5) В поле в ро­ще в воздухе везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые де­ревья осина ольха берёзки ещё голы стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки ни крючки ни лестницы не помогли добрать­ся до дна пещеры. 8) Нигде ни в одном из окон ни в пропу­скных будках в шахтах ни на переездах не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать клас­сиков Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова…

Ответ:

1) Юношескую непосредственность, задор, огонёк надо за­ботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки, залив­ные луга, ширь небесная на много вёрст — всё это делает Кон­стантиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя, умей всё пережить: печаль, и радость, и тревогу. 4) Здесь, и справа, и слева двери были белы. 5) В поле, в ро­ще, в воздухе — везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые де­ревья: осина, ольха, берёзки — ещё голы, стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы не помогли добрать­ся до дна пещеры. 8) Нигде: ни в одном из окон, ни в пропу­скных будках в шахтах, ни на переездах — не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать клас­сиков: Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова…

2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять поста­новку тире.

1. Ноябрь — первый месяц зимы.

2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.

3. Смелому — уважение, трусу — презрение.

4. «Береги честь смолоду», — учит пословица.

1. Ноябрь — первый месяц зимы.

Тире ставится потому, что и сказуемое, и подлежащее выражены именем существительным.

2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.

После однородных слов и перед обобщающим словом ставим тире.

Вариант 2

1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однород­ные члены подчеркните как члены предложения.

1) Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни вос­кресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец ни сестра ни друзья. 3) Почти везде на суше в океане в атмосфере и даже в вечных льдах обитают живые существа. 4) Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в ого­роде и на железной крыше дома и на хворосте и на ботве. 6) Звуки и запахи тучи и люди были странно красивы. 7) И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. 8) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким уве­реньям ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья и ребячьи лица и гнедой Лысан стали в лучах захо­дящего солнца алыми.

Ответ:

1) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни вос­кресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец, ни сестра, ни друзья. 3) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах — обитают живые существа. 4) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы — ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в ого­роде, и на железной крыше дома, и на хворосте, и на ботве. 6) Звуки и запахи, тучи и люди — были странно красивы. 7) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным. 8) Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким уве­реньям, ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья, и ребячьи лица, и гнедой Лысан — стали в лучах захо­дящего солнца алыми.

2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять поста­новку тире.

1. И деревья, и трава — всё было в инее.

2. «Завтра пойдём на рыбалку», — сказал дедушка.

3. Россия — многонациональное государство.

4. В труде — счастье.

Расставить знаки препинания в предложениях.

1)Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни прогулку.

2)На деревьях стогах домах везде лежал снег.

3)Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.

4)Все деревья трава песок и лаже одежда подернулась инеем.

5)Юные деревья ель и сосна клен и вяз все растут дружно.

6)Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.

7)Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие.

8)Для тебя единственное ласковое я нашел хорошие слова.

9)Разговор принял как будто бы самый мирный характер.

10)Женщина бросилась к шедшему впереди раненному солдату.

11)Измученный и продрогший я едва добрался домой.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Расставить знаки препинания в предложениях?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Блок
однородных членов может сочетаться с
обобщающим словом, широким родовым
понятием, в обобщенной форме передающим
семантику однородного ряда. Обобщающие
слова являются самым общим (самым
абстрактным) выражением семантики
однородных членов. Они занимают обычно
актуализирующие позиции: или открывают
сочиненный ряд, или закрывают его.
Обобщающие слова являются теми же
членами предложения, что и однородные,
поэтому любые однородные члены могут
в принципе иметь обобщающее слово.
Однако чаще обобщаются слова с предметным
значением, очень редко – со значением
действия.

В роли обобщающих
слов часто используются

• местоименные
словоформы: все,
всегда, везде, всюду, никуда

и т.п.: Нет,
ничего откладывать нельзя: ни праздник,
ни воскресную прогулку

(В. Винокуров); Повсюду:
в кустах, в траве – запели, зачирикали
птицы

(А.К. Толстой); Бывают
штормы всякие: мутно-зелёные, как глина,
серые и почти черные

(К. Паустовский); Все,
что окружало нас, казалось необыкновенным:
и поздняя луна, блиставшая над черными
озерами, и высокие облака, похожие на
горы розового снега, и даже привычный
морской шум высоких сосен

(К. Паустовский);

• существительные:
По
опушкам лесов еще растут грибы:
красноголовые подосиновики и зеленоватые
и розовые сыроежки, скользкие грузди и
душистые рыжики

(И.Соколов-Микитов);

• фразеологизмы:
Он
был мастер на все руки: слесарь, столяр,
плотник и даже механик
(В.
Короленко);

• с
обобщающей глагольной формой: Он
заметно молодился – подкрашивал усы,
носил вышитые рубашки

(Т. Леонтьева).

Свойства обобщающих
слов:

  • Часто
    в роли обобщающих слов используются
    слова, обозначающие понятия с широким
    объемом: Герасим
    ничего не слыхал: ни быстрого визга
    падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды

    (Т.); В
    степи, за рекой, по дорогам – везде было
    пусто

    (Л. Т.).

  • Между
    обобщающим словом и однородными членами
    могут быть также смысловые отношения
    целого и части, например: Но
    я как будто вижу перед собой эту картину:
    тихие берега, расширяющуюся лунную
    дорогу прямо от меня к баржам понтонного
    моста и на мосту длинные тени бегущих
    людей

    (Кав.).

  • Однородные
    члены конкретизируют содержание
    понятия, выражаемого обобщающим словом,
    поэтому грамматически выступают в
    функции уточняющих слов по отношению
    к обобщающему слову и поэтому они могут
    быть выделены знаком «тире»: Все
    было – сомненья, страданья, И зной, и
    холодная дрожь

    (В. Шефнер).

  • Между
    препозитивными обобщающими словами и
    однородными членами предложения –
    пояснительная связь, которая находит
    свое выражение в наличии или в возможности
    вставки слов а
    именно, то есть, например, как-то
    :
    Вся
    усадьба Чертопханова состояла из
    четырех срубов разной величины, а
    именно: из флигеля, конюшни, сарая, бани
    (Т.);
    Ему
    подавались обычные в трактирах блюда,
    как-то: щи, мозги с горошком, сосиски с
    капустой

    (Г.); Хорь
    понимал действительность, то есть:
    обстроился, накопил деньжонку, ладил
    с барином и с прочими властями…

    (Т.).

  • В целях усиления
    перед обобщающим словом ставится одно
    из подытоживающих слов: словом, одним
    словом и др.: Ложки, вилки, миски, –
    словом, все то, что необходимо в походе,
    было уложено в рюкзаки.

  • Обобщающее
    слово может находиться впереди однородных
    членов или следовать за ними. Иногда
    однородные члены находятся между
    подлежащим – обобщающим словом – и
    сказуемым: Толпа
    строений: людских, амбаров, погребов –
    наполняла двор

    (Г.).

  • Однородные
    члены согласуются в падеже с обобщающим
    словом: Всё
    человечество Каштанка делила на две
    очень неравные части: на хозяев и
    заказчиков

    (Ч.).

Соседние файлы в папке 12-12-2013_20-46-25

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нет ничего нельзя откладывать нельзя ни праздник ни воскресную прогулку
  • Нет никакого праздника 4 ноября
  • Нет нацизму сценарий
  • Нет на свете праздника важней чем прекрасный праздник матерей картинка
  • Нет ли сегодня никакого церковного праздника