Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова — Л. А. Аксенова 2020
Вариант 1
1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однородные члены подчеркните как члены предложения.
1) Юношескую непосредственность задор огонёк надо заботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки заливные луга ширь небесная на много вёрст всё это делает Константиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу. 4) Здесь и справа и слева двери были белы. 5) В поле в роще в воздухе везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые деревья осина ольха берёзки ещё голы стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки ни крючки ни лестницы не помогли добраться до дна пещеры. Нигде ни в одном из окон ни в пропускных будках в шахтах ни на переездах не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать классиков Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова…
Ответ:
1) Юношескую непосредственность, задор, огонёк надо заботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки, заливные луга, ширь небесная на много вёрст — всё это делает Константиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя, умей всё пережить: печаль, и радость, и тревогу. 4) Здесь, и справа, и слева двери были белы. 5) В поле, в роще, в воздухе — везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые деревья: осина, ольха, берёзки — ещё голы, стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы не помогли добраться до дна пещеры. Нигде: ни в одном из окон, ни в пропускных будках в шахтах, ни на переездах — не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать классиков: Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова…
2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять постановку тире.
1. Ноябрь — первый месяц зимы.
2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.
3. Смелому — уважение, трусу — презрение.
4. «Береги честь смолоду», — учит пословица.
1. Ноябрь — первый месяц зимы.
Тире ставится потому, что и сказуемое, и подлежащее выражены именем существительным.
2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.
После однородных слов и перед обобщающим словом ставим тире.
Вариант 2
1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однородные члены подчеркните как члены предложения.
1) Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни воскресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец ни сестра ни друзья. 3) Почти везде на суше в океане в атмосфере и даже в вечных льдах обитают живые существа. 4) Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в огороде и на железной крыше дома и на хворосте и на ботве. 6) Звуки и запахи тучи и люди были странно красивы. 7) И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. Ах я не верю ничему ни снам ни сладким увереньям ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья и ребячьи лица и гнедой Лысан стали в лучах заходящего солнца алыми.
Ответ:
1) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец, ни сестра, ни друзья. 3) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах — обитают живые существа. 4) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы — ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в огороде, и на железной крыше дома, и на хворосте, и на ботве. 6) Звуки и запахи, тучи и люди — были странно красивы. 7) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным. Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья, и ребячьи лица, и гнедой Лысан — стали в лучах заходящего солнца алыми.
2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять постановку тире.
1. И деревья, и трава — всё было в инее.
2. «Завтра пойдём на рыбалку», — сказал дедушка.
3. Россия — многонациональное государство.
4. В труде — счастье.
Расставить знаки препинания в предложениях.
1)Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни прогулку.
2)На деревьях стогах домах везде лежал снег.
3)Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.
4)Все деревья трава песок и лаже одежда подернулась инеем.
5)Юные деревья ель и сосна клен и вяз все растут дружно.
6)Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.
7)Здравствуйте сосновые леса солнечные чистые сухие.
8)Для тебя единственное ласковое я нашел хорошие слова.
9)Разговор принял как будто бы самый мирный характер.
10)Женщина бросилась к шедшему впереди раненному солдату.
11)Измученный и продрогший я едва добрался домой.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Расставить знаки препинания в предложениях?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Блок
однородных членов может сочетаться с
обобщающим словом, широким родовым
понятием, в обобщенной форме передающим
семантику однородного ряда. Обобщающие
слова являются самым общим (самым
абстрактным) выражением семантики
однородных членов. Они занимают обычно
актуализирующие позиции: или открывают
сочиненный ряд, или закрывают его.
Обобщающие слова являются теми же
членами предложения, что и однородные,
поэтому любые однородные члены могут
в принципе иметь обобщающее слово.
Однако чаще обобщаются слова с предметным
значением, очень редко – со значением
действия.
В роли обобщающих
слов часто используются
• местоименные
словоформы: все,
всегда, везде, всюду, никуда
и т.п.: Нет,
ничего откладывать нельзя: ни праздник,
ни воскресную прогулку
(В. Винокуров); Повсюду:
в кустах, в траве – запели, зачирикали
птицы
(А.К. Толстой); Бывают
штормы всякие: мутно-зелёные, как глина,
серые и почти черные
(К. Паустовский); Все,
что окружало нас, казалось необыкновенным:
и поздняя луна, блиставшая над черными
озерами, и высокие облака, похожие на
горы розового снега, и даже привычный
морской шум высоких сосен
(К. Паустовский);
• существительные:
По
опушкам лесов еще растут грибы:
красноголовые подосиновики и зеленоватые
и розовые сыроежки, скользкие грузди и
душистые рыжики
(И.Соколов-Микитов);
• фразеологизмы:
Он
был мастер на все руки: слесарь, столяр,
плотник и даже механик (В.
Короленко);
• с
обобщающей глагольной формой: Он
заметно молодился – подкрашивал усы,
носил вышитые рубашки
(Т. Леонтьева).
Свойства обобщающих
слов:
-
Часто
в роли обобщающих слов используются
слова, обозначающие понятия с широким
объемом: Герасим
ничего не слыхал: ни быстрого визга
падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды
(Т.); В
степи, за рекой, по дорогам – везде было
пусто
(Л. Т.). -
Между
обобщающим словом и однородными членами
могут быть также смысловые отношения
целого и части, например: Но
я как будто вижу перед собой эту картину:
тихие берега, расширяющуюся лунную
дорогу прямо от меня к баржам понтонного
моста и на мосту длинные тени бегущих
людей
(Кав.). -
Однородные
члены конкретизируют содержание
понятия, выражаемого обобщающим словом,
поэтому грамматически выступают в
функции уточняющих слов по отношению
к обобщающему слову и поэтому они могут
быть выделены знаком «тире»: Все
было – сомненья, страданья, И зной, и
холодная дрожь
(В. Шефнер). -
Между
препозитивными обобщающими словами и
однородными членами предложения –
пояснительная связь, которая находит
свое выражение в наличии или в возможности
вставки слов а
именно, то есть, например, как-то:
Вся
усадьба Чертопханова состояла из
четырех срубов разной величины, а
именно: из флигеля, конюшни, сарая, бани
(Т.);
Ему
подавались обычные в трактирах блюда,
как-то: щи, мозги с горошком, сосиски с
капустой
(Г.); Хорь
понимал действительность, то есть:
обстроился, накопил деньжонку, ладил
с барином и с прочими властями…
(Т.). -
В целях усиления
перед обобщающим словом ставится одно
из подытоживающих слов: словом, одним
словом и др.: Ложки, вилки, миски, –
словом, все то, что необходимо в походе,
было уложено в рюкзаки. -
Обобщающее
слово может находиться впереди однородных
членов или следовать за ними. Иногда
однородные члены находятся между
подлежащим – обобщающим словом – и
сказуемым: Толпа
строений: людских, амбаров, погребов –
наполняла двор
(Г.). -
Однородные
члены согласуются в падеже с обобщающим
словом: Всё
человечество Каштанка делила на две
очень неравные части: на хозяев и
заказчиков
(Ч.).
Соседние файлы в папке 12-12-2013_20-46-25
- #
- #
- #
- #
- #